Анализ отдельных заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом

Анализ итоговой контрольной работы по математике в 11-ых классах

по результатам итоговой работы по математике

в 11 классе в форме и по материалам ЕГЭ.

Целью работы была диагностика уровня знаний учащихся по математике на данном этапе обучения для планирования процесса подготовки к ЕГЭ в оставшееся до государственной итоговой аттестации время.

Работа состояла из 12 заданий с кратким ответом – задания базового уровня сложности и 7 заданий, предполагающих подробное решение – задания повышенного уровня сложности.

Задания проверяли знания, полученные по алгебре, алгебре и началам анализа, геометрии за 7 – 11 классы.

Всего в МБОУ лицей №4 17 учащихся 11 – ых класов. Проверкой охвачено

Анализ работы показал, что 100% учащихся справились с заданиями с качеством знаний – 76% и средним баллом – 4,2.

В таблице прослеживается состояние обученности и качества знаний в каждом классе.

Средний балл

% обученности

Анализ полученных оценок

Анализ качества и обученности знаний

показавших уровень повышения (понижения) отметки

в сравнении с итогами года за 11 класс

Подтвердили

показавших уровень повышения (понижения) отметки

в сравнении с итогами года за 11 класс

Анализ выполнения отдельных заданий учащимися 11 класса.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (целые числа, дроби, проценты).

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (целые числа, дроби, проценты).

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами,

координатами и векторами (прямоугольный треугольник)

Умение строить и исследовать простейшие математические модели

Умение решать уравнения и неравенства

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами,

координатами и векторами. Нахождение площадей плоских фигур

Умение выполнять действия с функциями (применение производной к исследованию функций)

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения)

Умение выполнять вычисления и преобразования

Умение использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни (физика, механика, применение уравнений и неравенств)

Умение строить и исследовать простейшие математические

Модели (задачи на движение, проценты, сплавы, смеси, работу)

Уметь выполнять действия с функциями

Уметь решать уравнения и неравенства

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Умение решать уравнения и неравенства

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Умение использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни

Уметь решать уравнения и неравенства

Умение строить простейшие математические модели

Уровень выполнения отдельных заданий выпускниками

Из диаграммы видно, что наиболее успешно 93% учащиеся выполнили задание 5, которое проверяло умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умение решать уравнения.

Задание 1,2, 3, 6 учащиеся школы выполнили на уровне 80 – 88%. Задания проверяли умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умение выполнять действия с геометрическими фигурами и выполнять преобразования и вычисления. Не справились с заданием, учащихся, которые допустили ошибки по невнимательности при чтении вопроса, однако навык решения заданий такого типа учениками был отработан.

На уровне – 76% справились учащиеся с заданием 4. Задание проверяло умение строить и исследовать простейшие математические модели ученики допустили вычислительные ошибки.

Задание 8 проверяло умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения). Уровень выполнения задания-54%. На диагностических работах предыдущих уровень выполнения заданий такого типа был значительно ниже. Допустили вычислительные ошибки, не приступивших к выполнению задания нет.

С заданием 7, которое проверяло умение выполнять действия с функциями (применение производной к исследованию функций) справились несколько хуже – 34%. Вычисления, которые необходимо выполнять при получении ответа на это задание, просты. Если проводить системную тренировку решения заданий такого типа параллельно с повторением теоретического материала, то можно получить более высокий результат. По сравнению с работой в декабре – результат на пробном ЕГЭ несколько ниже.

Читайте также:
Тренировочные задания. Окислительно-восстановительные реакции

Задания 10,11,12,13 проверяли умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (физика, механика, применение уравнений и неравенств), умение выполнять действия с функциями, умение решать уравнения и неравенства. Эти задания верно выполнили от 37-63%. Для решения заданий такого типа достаточно знать и уметь применять некоторые формулы, а также правильно производить вычисления. Достаточно низкий процент выполнения этого задания говорит о допущенных вычислительных ошибках и недостаточных знаниях формул для решения тригонометрических уравнений.

Задание 14 , которое проверяло умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами правильно решили и полностью оформили 4 человека- 9,7%, 4 учащихся получили по 1 баллу за решение допустили небольшие ошибки при подсчете.

Уровень выполнения задания 19, проверявшего умение строить простейшие математические модели- 22%, такой результат говорит о том, большинство учащихся не умеют анализировать текст задачи и правильно строить её математическую модель, а также вычислительными ошибками, которые допускают учащиеся при решении уравнения.

Задание 17 , проверявшее умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (неравенства, физика, механика) выполнили 3 ученика – 7 % учащихся. Такой результат говорит, прежде всего, о неумении учащихся анализировать текст задачи и правильно строить её математическую модель, а также о проблемах с вычислительными навыками.

Подводя итоги выполнения заданий, можно отметить :

– достаточное владение учащимися методами решения простейших текстовых задач с целыми числами, дробями и процентами,

– средний уровень работы с графиками реальных зависимостей,

хорошие навыки по решению показательных и логарифмических уравнений, пропорций;

-недостаточные умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (табличное представление данных);

-недостаточные знания учащихся по геометрии, по теме: «Производная»,

-по теме: «Преобразования тригонометрических выражений»,

-низкий уровень владения методами решения текстовых задач (на совместную работу, движение, проценты, сплавы и смеси, десятичную запись натуральных чисел);

-низкий уровень решения заданий на применение знаний в практической деятельности,

-проблемы с вычислительными навыками.

Выводы и предложения :

1. Учителю математики продолжить проводить дополнительные групповые занятия по предмету с целью дополнительной подготовки к итоговой аттестации, проводить с учащимися отработку учебных умений и навыков как во время дополнительных занятий по предмету, так и в ходе текущего повторения ранее изученного на уроках.

2. Работать в тесном контакте с классным руководителем, своевременно доводя до его сведения уровень подготовки учащихся к ЕГЭ, результаты контрольных и самостоятельных работ.

3. Скорректировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с выявленными недостатками.

4. Провести родительское собрание учащихся 11 классов с целью ознакомления с результатами итоговой работы по математике.

5. Руководителю МО взять под особый контроль посещение дополнительных занятий с целью подготовки к экзаменам в форме и по материалам ЕГЭ всеми учащимися класса.

Анализ экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

Анализ экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

Количество учащихся: 3

Количество писавших работу: 3

Учитель: Залевская Н.И.

Задания 2 группы

человек и общество, включая познание и духовную культуру

Абсолютная успеваемость: 100%

Часть 1 (35 баллов)

Часть 2 (27 баллов)

Анализ экзамена в форме ЕГЭ показал следующее:

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, задания двух уровней сложности: 10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Максимальный первичный балл – 35

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Задания 1–3 нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

Читайте также:
Амины

Задания 4–19 включают в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7– 10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19).

Задание 20 направлено на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23–29). Максимальный первичный балл – 27.

Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте.

Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания.

Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять

обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.

Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Итого – 29 заданий (62 балла).

Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 1 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 1)

Сравнительный анализ выполнения заданий 1 части

Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 2 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 2)

Сравнительный анализ выполнения заданий 2 части

Анализ показал, что учащиеся улучшили свои показатели выполнения заданий на базовом, повышенном и высоком уровнях (таб. 1).

Читайте также:
Аминокислоты, пептиды и белки

Сравнительный анализ выполнения заданий (по уровням сложности)

Разработка КИМов в условиях реализации ФГОС

Содержимое разработки

Автор: Жаркова О. В., учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска

Разработка КИМов в условиях реализации ФГОС

Важнейшей частью Общероссийской системы оценки качества образования являются оценочные процедуры федерального уровня.

Цель оценивания – определить уровень сформированности метапредметных и предметных результатов у учащихся основной школы. Инструментом оценивания являются контрольно-измерительные материалы (КИМы).

Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету.

Целью разработки КИМ является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренных рабочей программой по учебным предметам, курсам.

Задачами КИМ являются:

контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний и умений, определенных ФГОС;

контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общих компетенций учащихся;

оценка достижений учащихся в процессе изучения предметов, курсов с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;

обеспечение соответствия результатов обучения требованиям к уровню подготовки выпускников через совершенствование инновационных методов обучения.

В нашей школе действует «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», в котором отражены формы текущего контроля и процедура прохождения учащимися промежуточной аттестации.

п 5.4. Контрольно – измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся разрабатываются учителями-предметниками в соответствии с образовательными программами, рабочими программами учебных предметов и проходят экспертизу на заседаниях научно-методических кафедр.

Таким образом, КИМы используются для текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.

КИМы входят в состав УМК по учебным предметам, курсам.

Разработанные учителями КИМы направлены на проверку значимых элементов содержания.

Разновидности типов заданий в зависимости от уровня познавательной деятельности

Уровни познавательной деятельности

Типы контрольных заданий

1. Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак – опознавание объектов, явлений.

1. Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил

2. Восприятие и механическое отображение полученной информации. Признак – передача, пересказ информации.

2. Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение информации на уровне простых мыслительных операций. Формируются навыки деятельности по образцу в стандартах, известных условиях

3. Информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак – практическое применение полученных знаний в различных ситуациях.

3. Задания, требующие для усвоения информации сложных мыслительных операций и формирующие умения действовать в нестандартной обстановке: проблемные, предполагающие мыслительные действия на интерпретацию.

4. Полученные знания не только

применяются, но на их основе

создаются новые. Признак –

творческое репродуцирование нового знания.

4. Проблемные задания, развивающие

продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций.

Следует отметить, что имеются и другие трактовки уровней знаний и умений, например: 1 – иметь представление; 2 – знать и уметь использовать; 3 – знать, понимать и уметь грамотно использовать; 4 – владеть.

Виды КИМ. КИМ оформляются в виде: тестовых заданий, практического задания, лабораторной работы, самостоятельной работы, контрольной работы, расчётной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого задания, исследовательского задания и т.п.

Среди современных способов педагогических измерений наиболее распространенным и объективным способом является тестирование.

Проектирование КИМ. Поскольку государственные требования к уровню подготовки выпускников определены государственными стандартами (ФГОС ООО), этот документ взят за основу в технологии проектирования контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Другим документом, определяющим содержание контрольно-измерительных материалов, является учебный план, который разрабатывается в школе в соответствии со стандартом.

На данном этапе важным моментом является разработка критериев оценивания выполнения заданий учащимися.

Требования к содержанию КИМ:

1. КИМы отражают содержание разделов, тем.

2. КИМ составляются на 2-х уровнях базовом и повышенном и имеют 4 варианта.

3. Задания двух уровней согласуются друг с другом и с темой КИМа.

Читайте также:
Спирты и фенолы

4. Задания базового уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся научится, выпускник научится.

5. Задания повышенного уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся получит возможность научится, выпускник получит возможность научиться.

6. В КИМе имеются задания с кратким ответом (КО), с выбором ответа (ВО), с развернутым ответом (РО).

7. Правильный ответ оценивается в 1 балл (ВО, КО).

8. Уровень заданий (базовый и повышенный уровень) отражается в проверяемых умениях при анализе работ учителем.

9. Качество выполнения Кима подсчитывается в процентах. Разрабатывается шкала перевода первичных баллов в школьные отметки.

10. Продолжительность КИМа – 45 минут, КИМ метапредметной работы – 90 минут.

Алгоритм разработки КИМ:

1) Требования ФГОС ООО.

2) Планируемые результаты.

3) Кодификатор документ, составленный на основе перечня планируемых

результатов освоения образовательной программы.

Типы заданий и уровень их сложности – О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Внедрение новой формы аттестации по биологии за курс основной школы направлено на решение следующих образовательных задач:

1. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации;

2. Помочь учащимся в построении индивидуальных образовательных траекторий в системе среднего (полного) общего образования; результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней школы.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяют Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089) и требования нового Федерального образовательного стандарта.

Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ

Проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 9 классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.

Подходы к отбору содержания, структуре экзаменационной работы

Целями аттестационного экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории обучения.

Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004 г. и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях.

Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольно-измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утверждённого стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников, по которым ведётся преподавание биологии в школе.

В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нём рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей и включает 31 задание.

Часть 1 (А) содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 22 — базового и 2 — повышенного уровня сложности.

Часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 — с выбором трёх верных ответов из шести, 1 — на соответствие, 1 — на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов и 1 — на включение пропущенных в текст терминов и понятий.

Часть 3 (С) содержит 4 задания с развёрнутым ответом, из них 1 — на применение биологических знаний на практике, 1 — на работу с текстом, требующее соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; 1 — на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме; первые два задания — повышенного, а последние — высокого уровня сложности.

Читайте также:
Углеводороды

Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий и с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 1.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология

Оценка ЗУН (знаний, умений, навыков) – это сравнивание со стандартом, который существует, определен МО РФ. Высший уровень требования учителя может остаться на уровне стандарта. А может быть выше и у каждого учителя он свой. Например, стандарт учитель оценивает на «3», выше – «4», еще выше – «5». А может стандарт оценивать на «5», а худшие знания на «4» и «3». Учитель имеет право сам выбирать уровень оценки (систему оценок).
Любую систему можно перевести в 5- балльную (а точнее 3-х («3», «4», «5»).
Оценка «2» – это скорее констатация отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз.

Существующую шкалу оценок можно применять следующим образом:

Особенно полезно использовать эту трехбалльную систему в младших и средних клас-сах, когда самосознание и самокритичность у ребенка ещё не выработались до конца, а отметка «2» просто отобьет охоту учиться дальше. Далее предложены варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.

1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять пять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
При проверке тетради делятся на 2 стопки:

  • с более-менее правильными ответами;
  • где нужна индивидуальная работа.

Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет, пока не закончится.

2. Устный опрос. Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» – выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание. (1)

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3).
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 – 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 – 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть следующей. Допустим, тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Вычислим вероятность угадывания: она равна ¼, т.е. из 20 предложенных заданий ученик может случайно угадать 5. Если оставшиеся задания распределить на три равные части, соответствующие положительным оценкам «3», «4» и «5», то мы получим распределительную таблицу:
2 балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто угадано!)
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла – от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.
Недостаток метода в слабой селективности. Плохо то, что, скажем, оценку «5» получат ответившие и на 16, 17, 18, 19 и 20 баллов. Для более объективной оценки нужно отталкиваться от результатов конкретного тестирования. На практике это будет выглядеть так. Распределим работы учащихся на пачки, в каждой из которых содержаться работы с одинаковым числом правильных ответов. Результаты сведем в таблицу.

Читайте также:
Тренировочные задания. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

Оценка «2» «3» «4» «5»
Всего оказалось 9 пачек или групп учащихся с разным числом правильных ответов. Разделим этот ряд пополам. Деление придется на пятую группу. Каждую половину разделим ещё пополам. Получим 4 ранга, соответствующие оценкам «2», «3», «4» и «5». Тогда 1-я и 2-я группы получают 2 балла, 8-я и 9-я – 5 баллов, 3-я и 4-я группы получают твёрдую тройку, а 6-я и 7-я группы – твёрдую четвёрку. Остается одна спорная группа – 5-я. В ней 4 ученика. Надо решить, кому из них поставить «4», а кому «3». Учитель может ориентироваться на качество решенных заданий, их сложность и т.п. Но я вот уже много практикую выставление двойных оценок: 2/3, 3/4, 4/5. И такую методику я использую не только при проверке письменных работ, но и устных. Во- первых, это ускоряет процесс проверки знаний; не надо долго взвешивать, как оценить ответ, если он сомнительный. Во-вторых, увеличивается накопляемость оценок, что тоже немаловажно в больших классах. В – третьих, это дополнительный стимул ученику получить ещё одну высокую оценку, своего рода кредит доверия учителя, который большинство детей хочет оправдать! В журнале в графе «контрольная работа» я выставляю более высокий балл из двух, а рядом (перед или после) более низкий.
Мы видим, что при первом способе оценивания успеваемость равна 90,6 %, т.к. только три ученика получили двойки. Качество знаний будет равно успеваемости, что явно не соответствует действительности. При использовании второго метода двойки получат 5 учеников и успеваемость равна 84,3 %, а качество знаний максимум 59,3 %.(3) Выводы делайте сами! Я опробовала оба метода, и первый использую при проверке поурочных или контрольно-обучающих тестов, когда оценка не обязательно выставляется в журнал, а является ориентиром для ученика. При проверке контрольных работ по большим темам, анализе итоговых работ желательно применить второй метод как более точный и справедливый.
Итоговая отметка за выполнение проверочной работы по теме или за год выставляется с учетом качества ответов за каждое задание, всей суммы полученных за них баллов. Поэтому предварительно разрабатываются критерии оценивания каждого задания и доводятся до сведения учащихся. Удовлетворительную отметку получает ученик в том случае, когда он набрал половину от общего числа баллов. Четвёрка выставляется в том случае, когда ученик набрал от 50 до 70 % баллов, а пятёрка – если набрано свыше 70 %. Здесь также возможна корректировка в зависимости от уровня подготовки класса (его литера, программы и т.п.) (2)

Читайте также:
Элементы группы VIA

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) можно ли ответить на вопрос: в чём положительное и отрицательное значение простейших в природе? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»

в)* почему эти маленькие, древние, примитивные животные – одноклеточные – не вымерли до сих пор и не съедены полностью более крупными животными? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5»—выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).(1)

5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой (2). Но опять – таки это на усмотрение учителя, исходя из требований программы, школы.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  • Полнота использования учебного материала.
  • Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах познакомьте школьников с синквейнами (от французского слова означающего пять).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.

Например: 1. Фотосинтез.
2. Активный. Полезный.
3. Поглощает, образует, выделяет.
4.Образование сахара в хлоропластах листьев на свету .
5.Процесс. (4).
У меня был лишь один опыт составления таких стихов в 6-х классах, и я отказалась от этого в своей работе. Я сама плохо составляю рифмы, не очень люблю стихи. А составление синквейнов мало знакомо русским, и вызывает много технических трудностей.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  • «5» – выполнил все задания правильно;
  • «4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
Читайте также:
Анализ отдельных заданий высокого уровня сложности (часть 2)

«1» – вообще не выполнил задание. (1).
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину. Например, вопрос «Формы естественного отбора и их значение в эволюции. Какая из форм ЕО более распространена в природе?» я оцениваю следующим образом. За перечисление форм ЕО по 0,5 балла (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). По 0,5 балла за краткую характеристику каждой формы. И один балл за высказывание своего мнения о самой распространенной форме и обоснования. Итого 4 балла. И так каждый вопрос. При разборе ошибок ученики сразу видят свои ошибки и недочеты.

9. Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.

  • умение распределить работу в команде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность

10. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • все ли задания выполнены;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости);
  • аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы. См. приложение, таблица 1

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.

Список литературы:

  1. Бурцева О.Ю. Примерное планирование учебного материала, «Биология в школе», 2000, № 4,5
  2. Калинова. Г. С., Мягкова А.М., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке. «Биология в школе», 2002 , № 3,4.
  3. Маш Р. Д. О тестах и тестовой проверке. «Биология в школе», 1999.
  4. Козлова О.Г. Синквейн. Что это такое?, «Биология в школе», 2000, № 5

Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — один из самых распространенных предметов по выбору. Ежегодно выпускники допускают одинаковые ошибки, которые стоят им высоких баллов. Их изучение поможет выявить сложные темы и подготовиться к ним, чтобы в будущем не ошибиться на экзамене. Предупрежден — значит, вооружен.

Типичные ошибки раздела «Человек и общество»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся блока «Человек и общество», связаны в основном с непониманием понятия истины и ее критериев. Затруднения возникают в заданиях повышенного уровня сложности, то есть в задачах второй части (чаще всего — в раскрытии понятия).

Также стоит обратить внимание на следующие темы:

  • различие между потребностями (биологическими, социальными, духовными),
  • понятие общества как системы,
  • его типы и сферы,
  • понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Упор стоит сделать на приведение примеров, написание теоретической части эссе и составление плана.

Частые ошибки раздела «Экономика»

Экономика — один из самых сложных блоков, на который приходятся почти все ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020. Они касаются даже заданий базового уровня (особенно много в теме «налогообложение»). Также непонимание вызывают финансовые институты, источники финансирования и банковская система.

Отдельно стоит отметить неумение выпускников решать экономические задачи, работать с кривыми спроса и предложения (и графиками соответственно).

Сложности возникают как в номерах с кратким ответом, так и при решении задач второй части.

Типичные ошибки раздела «Социальные отношения»

Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в блоке «Социальные отношения» связаны с понятием «социализация». Также стоит отметить неумение решать задания повышенной сложности на социальную мобильность и стратификацию, пробелы в знаниях социальных (в особенности правовых) норм.

Большинство трудностей блока выявлено именно в заданиях второй части, связанных с составлением плана, раскрытием понятия и приведением примеров.

Ошибки раздела «Политика»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся политики, вызваны непониманием различия между понятиями форма правления и форма государственного устройства. Традиционно сложности возникают с заданиями по Конституции РФ (в 2021 году стоит принять во внимание поправки при решении заданий).

Читайте также:
Тренировочные задания. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Отдельно стоит отметить незнание выпускниками органов государственной власти и их компетенций, признаков федеративного устройства, путаницу в разделении полномочий между центром и субъектами.

Большая часть трудностей приходится на задания на сопоставления в первой части. Также они возникают при раскрытии сущности термина, формулировании пунктов плана.

Распространенные ошибки раздела «Право»

Наряду с экономикой, право — один из сложнейших разделов экзамена. Как и в блоке «Политика», типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в этом разделе связаны с незнанием Конституции РФ, а также КоАП РФ и ГК РФ. Неумение отличить виды правонарушений (особенно — административные и гражданские) и отрасли права в принципе нередко приводит к потере баллов на экзамене.

Также сложности в этом блоке возникают с заданиями на трудовой договор, связанные с незнанием прав и обязанностей работника и работодателя. Также трудными оказываются задачи на знание СК РФ (заключение и расторжение брака, брачный договор, обязанности супругов).

Отдельно стоит обратить внимание при подготовке на судебную систему в целом, а конкретно на задачи и структуру правоохранительных органов.

Таким образом, типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 касаются в основном блоков «Экономика» и «Право», поэтому им стоит уделить особое внимание и больше всего времени при подготовке к экзамену. Однако, чтобы получить высокий балл, не стоит забывать о сложных темах других разделов.

Распределение заданий по уровням сложности

Максимальный балл за задания данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Изменения в КИМ текущего года в сравнении с КИМ предыдущего года

Проект реализуется с 2011 г. В 2012 г. на основе результатов экспертной оценки и апробации:

– число заданий в работе увеличено до 20, при этом общее соотношение заданий базового и повышенного уровня оставлено без изменений;

– добавлено 16 новых заданий;

– уточнена редакция текста, изменены дистракторы и формулировки вопросов в нескольких заданиях, а также рекомендации по оценке ответов учащихся в этих заданиях.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания, которые приводятся в конце варианта.

Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Качество выполнения учащимся работы в целом определяется по двум направлениям:

Индивидуальная оценка уровня достижения выпускником планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий мир».

Оценка достижения группой тестируемых всего спектра планируемых результатов по предмету «Окружающий мир».

В первом случае индивидуальная оценка определяется тестовым баллом за задания разного уровня сложности, набранным учащимся по результатам выполнения всех заданий работы. Такой подход позволяет с учетом содержания и сложности выполненных учащимся заданий охарактеризовать его успешность не только на базовом, но и на повышенном уровне подготовки и тем самым осуществить более тонкую дифференциацию успехов учащихся.

В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он выполнил верно около 65% заданий базового уровня. Использование этого критерия для оценки выполнения данной работы означает, что за 14 заданий базового уровня сложности требуется получить не менее 9 баллов. Этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по предмету, необходимой для продолжения образования в основной школе, и об освоении проверяемых планируемых результатов на опорном материале курса. При получении учащимся 13-14 баллов считается, что он демонстрирует прочную базовую подготовку: наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, произвольное использование сформированных учебных действий.

Читайте также:
Тренировочные задания. Характерные химические свойства неорганических веществ

Считается, что учащийся демонстрирует способность выполнять задания повышенного уровня, если он получил за задания этого уровня не менее 5 баллов (то есть полностью или частично справился хотя бы с половиной из этих заданий). Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение этой группы заданий, к максимальному значению (10 баллам), тем более у него развита способность применять знания в измененной ситуации.

Результаты выполнения заданий работы позволяют осуществить достаточно тонкую дифференциацию четвероклассников по уровню подготовки. Подготовку характеризует способность ученика применять изученные учебные действия как в стандартной ситуации (достиг, или не достиг уровня базовой подготовки по курсу начальной школы), так и в измененной учебной или практической ситуации (успешно справляется, или не справляется с выполнением заданий повышенного уровня).

Во втором случае оценка достижения группой тестируемых всего спектра планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» определяется после анализа средних результатов выполнения групп заданий, проверяющих каждый из планируемых результатов.

Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения. Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительных материалов и оборудования не требуется.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Рекомендации по подготовке к итоговой работе

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

План варианта КИМ

План серии вариантов данной работы должен удовлетворять требованиям, приведенным в разделах 4-6 данной спецификации.

Приведен план демонстрационного варианта, удовлетворяющего указанным выше требованиям. В плане указаны планируемые результаты и операционализированные умения, проверяемые заданиями, раздел и тема курса, к которым относятся задания, уровни сложности каждого из заданий, типы заданий, максимальный балл за выполнение каждого задания и примерное время, на которое рассчитано полное выполнение работы.

Демонстрационный вариант включает задания по двум основным разделам курса – «Человек и природа» и «Человек и общество». Распределение числа заданий по двум разделам курса выполнено с учетом тематического планирования, в котором основное учебное время отводится на изучение естественнонаучной части предмета «Окружающий мир».

Также предлагается демонстрационный вариант работы по предмету «Окружающий мир», сконструированный на основании изложенных выше требований и являющийся частью данной серии вариантов.

В демонстрационном варианте использованы задания разных типов:

Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного слова.

Задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых учащемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных.

Задание с кратким ответом на соответствие элементов.

Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

Используются следующие условные обозначения:

Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.

Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: