Лекция 1.1

Лекция 1.1. Сотворение мира

Аудио

Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания.

СВЯЩЕННОЕ Писание нераздельно. Мы исповедуем, что оно состоит из Ветхого и Нового Заветов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Не случайно Христос часто ссылается на очень важные моменты из истории Ветхого Завета. Это во-первых.

Во-вторых, Христос, как Он Сам говорит, пришел исполнить Закон. Мы, соединенные со Христом, должны исполнять тот же Закон, который исполняет Он, а этот Закон корнями своими уходит в Ветхий Завет: очень многие положения Ветхого Завета никто не отменял и они обязательны для исполнения любым христианином, любым человеком даже и сейчас.

Ветхий Завет обладает неисчерпаемым свидетельством правды Божией о человеке, о Промысле, о неиссякаемом опыте Богообщения. Ветхий Завет – не набор нравственных требований, это история, как человек искал Бога, как он плакал без Бога, как он звал Бога, как он был найден Богом, и что он делал, когда обретал Бога, Которого он искал. Как опыт Богообщения, Ветхий Завет книга очень ценная, неиссякаемая. И читать его, говорить о нем, думать, размышлять над этим опытом, конечно, необходимо.

Ведь мы же читаем жития святых, хотя они не входят в Священное Писание. В первую очередь мы читаем жития потому, что в них – опыт общения конкретного человека с Богом, опыт преломления Божественной благодати в конкретной человеческой судьбе и того, какие плоды она приносит. Точно так же человек искал Бога и задолго до Христа, и находил Его, и свидетельствовал о Нем, и жил с Ним. И потому опыт этот очень ценен и важен для нас.

ИТАК, мы начинаем с самой первой главы самой первой Книги Ветхого Завета – Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Бог – Творец мира, Он сотворил небо и землю. Это – краеугольный камень всякого религиозного мировоззрения, религиозной системы ценностей. Если человек верует, что он и мир вокруг него сотворены Богом, он отказывается от собственной самодостаточности, свидетельствует и верит, что он не хозяин собственной жизни, но находится в мире, который не он выдумал и не он создал. Стало быть, не может управлять миром и даже собственной жизнью. Он сотворен, создан, Кем-то приведен в жизнь, а, стало быть, понимает и свою ответственность за эту жизнь, и зависимость от Того, Кто сотворил все это и привел в бытие. Это краеугольный камень религиозного мировоззрения – верить, что я не сам хозяин своей жизни, у меня есть Господин. Когда человек в это верит, он обладает религиозным мировоззрением; если не верит, а только старается найти, узнать, чего хочет от него Господь, это еще не может считаться религиозным мировоззрением.

Мы можем узнать из первых слов первой книги Ветхого Завета, что Бог сотворил мир Ветхого Завета. Ничего не было до того, как сотворил Бог мир.

Есть в корпусе книг Ветхого Завета Вторая книга Маккавейская, в которой мать, отправляя семерых своих детей пострадать за веру в Бога, наставляя и напутствуя их, говорит: «Бог сотворил небо и землю из ничего». И это очень важно знать, чтобы правильно отнестись к тому, что мы видим вокруг себя, ощущаем. Это знание помогает правильно настроить свою жизнь именно на религиозную волну, создать то правильное отношение к миру, которого ждет от нас Бог.

МИР создан из ничего, – значит, ничего не было до того, как появился мир. А значит, как говорят святые отцы, Он привел все бытие из несуществующего. Стало быть, мы, как все сотворенное, висим над бездной небытия. Мы не можем существовать сами по себе, ничего не было до того, как появились Земля, человек, растения, – ничего вообще. Бог положил некое бытие за пределами Собственной Природы и привел его в действие с помощью Своего могущества, Своей энергии, Своей силы. Дал всему возможность существовать. А стало быть, Он Источник нашего существования. Если мы забудем об этом, если мы перестанем обращаться к Нему, искать поддержки от Него в своем бытии, станем отворачиваться от Него, мы откажемся от Источника своего существования – мы срубим сук, на котором сидим. Точнее, станем плодом, который пытается отрезать себя от дерева, рыбой, которая тщится выпрыгнуть из воды, – так и мы не можем существовать без этих сил Божиих, без энергий Божественных. И все существующее действительно висит над бездной небытия.

И в то же время сила и могущество Бога настолько глубоки, что, один раз приведя мир в бытие, дав миру возможность существовать (и Сам Бог говорит, что сотворенный мир хорош, очень добро сотворен), Он не может отправить его обратно в небытие, разрушить. Он своими энергиями создал мир и уничтожать его не хочет – изначальная природа всего существующего прекрасна, и уничтожать эту красоту Бог не хочет. Только Он в этом мире делает главным человека и дает человеку его человеческую волю – Господь дарует свободную волю, которая зависит от его отношения к возможности существования своей связи и своей зависимости от Бога, которую он ощущает. Если он скажет «добро», и потянется к Источнику света, к Источнику своего бытия, к Источнику своей жизни, то его жизнь никогда не кончится, он будет все больше и больше наслаждаться всей полнотой жизни. Если же человек отвернется от Бога и скажет: «я хочу сам по себе существовать, быть автономным, независимым, сам делать свою жизнь», то человек рассыплется, его бытие разрушится.

Читайте также:
Лекция 2.3

Грех, страсти, болезни, смерть, о которых мы еще не раз скажем, говоря о Священной истории Ветхого Завета, это и есть свидетельства, что человек представляет собой, отказавшись от возможности жить непрестанно в Боге. Альтернативы, какого-то третьего пути у человека и у мира нет. Либо принять возможность существования, которую дарит ему Бог, и жить с Ним, либо жить самому по себе, своими (как ему кажется) энергиями, силами, мыслями, своим собственным каким-то, автономным добром. Но нет ничего независимого от Бога: все доброе, что есть в наших силах, ум, честь, достоинство, красота, возможность творить добро, жалеть, милосердовать, прощать, любить – все это уже укоренено в нашей природе, в акте творения Богом мира и нас из ничего. И поэтому, отказываясь принимать эту связь с Богом, мы отказываем себе в возможности стать добрыми, честными, милосердными.

ЧЕСТНОСТЬ, доброта, ум – все это дано человеку Богом. Он и сейчас дает жизнь. Есть в богослужебных текстах Православной Церкви, посвященных особенно страданиям Иисуса Христа, поразительные слова, что Тот, Кто сейчас висит на Кресте, Сам дает силу рукам Его палачей вбивать гвозди в Крест, пронзать копьем Его грудь, потому что ничто без Него происходить не может. Только от человека зависит, смириться ли перед этим Откровением, подчинить себя и всю свою жизнь Богу и верить в Него за то, что Он даровал нам все качества, таланты и способности – либо не подчиниться и приступить к собственному распаду, разрушению, самообожению, которое приведет к тому же концу, что и сатану.

ВСПОМНИМ, как конкретно был сотворен мир. Мир был сотворен за шесть дней. В первый день был сотворен свет – вспомним знаменитую фразу: «да будет свет. И стал свет. И было видно, что все хорошо».

На второй день было сотворено небо, на третий – море, суша, растения, на четвертый день – солнечное и лунное светила, звезды, для отделения дня от ночи и для знамений, и времен, и дней, и годов (и надо заметить, что тот свет, который был сотворен вначале, в первый день, это не солнечный свет, Солнца не было. Что это за свет, мы сейчас не будем говорить, хотя об этом много можно сказать и с точки зрения науки, и с точки зрения духовной жизни. Но мы скажем просто, что надо различать солнечный свет и свет, который Бог сотворил в первый день творения). В пятый день были сотворены пресмыкающиеся, птицы и рыбы, а в шестой – животные и венец всего существующего – человек.

НИКОМУ в голову не придет сегодня думать или говорить о том, что в днях творения, описываемых в Библии, укладываются наши 24 часа. Речь идет о некоторых промежутках времени, которые больше определяются греческим словом «век», хотя, опять-таки, это не наши сто лет, а некоторый очень длительный промежуток времени. Об этом говорят не только сейчас, как некоторые думают, пытаясь скорректировать Библейское Откровение с данными современной науки. Нет. Об этом говорил еще Василий Великий. А раз это более или менее длительные промежутки времени, значит, мир был создан не враз, не сразу, не в одно мгновение. А стало быть, когда Бог вступил в процесс творения мира, Он положил начало времени и пространству, в которое укладывается некое количество событий.

Бог ничего не делает сразу. Это надо очень хорошо помнить, когда мы пытаемся понять присутствие Бога в своей жизни. Мы часто думаем, а почему Он сейчас каким-то образом не входит в нашу жизнь, не являет Свое присутствие, каким-то образом не изменит того, что мы так долго от Него ждем, о чем порой мы Его просим, молим, что шепчем в наших молитвах. А Он на самом деле все это делает с помощью конкретных, порой незаметных обстоятельств нашей жизни, микроскопических, но вызывающих очень глубокие изменения в нашей душе, в наших мыслях. Ничего не делается сразу, сердце человеческое враз не меняется, но постепенно, под действием благодати Божией, творится, как не в один миг был сотворен мир. То есть вся жизнь человеческая – это постепенное воздействие благодати Божией на нас, и сразу ничего не происходит. Это нужно чувствовать и понимать, и не торопить Бога, когда, как нам кажется, Он что-то не успевает для нас сделать. Процесс творчества медленный, и не потому, что Бог «не может», а потому что Он Своей бесконечностью, Своей беспредельностью вмешивается в мир конечный, который состоит из очень мелких частиц. Этот мир, когда он уже приведен в бытие, подчиняется своим внутренним законам, и изменять эти законы Бог не хочет. Он самоограничивает Свою Божественную свободу – создает мир, который живет не по всем подвластным Ему законам, а по внутренним законам материального бытия. И в этом великая милость и любовь Божия, что Он создает такой мир, как бы Сам Себя умаляя, Сам Себя ограничивая; таким образом, проходит некоторое время, необходимое и полезное человеку формируется очень медленно.

Читайте также:
Лекция 1.6.1

ПОГОВОРИМ о творении мира и данных современной науки. Я не буду сейчас пытаться под каждый день творения подводить научные теории или корректировать теории под Библейское Откровение. Сегодня никого не удивляет, что многие священники очень высокой духовной жизни в свое время занимались наукой, и глубокое занятие наукой не мешало им в вере и восприятии Библейского Откровения. Но я хочу сказать о двух важнейших моментах, которые необходимо представлять, прежде чем стремиться сравнивать Библию и науку.

Наука всегда обладает лишь частью знаний о мире, и любой настоящий ученый это понимает: периодически ученые открывают все новые и новые законы, которые переворачивают их собственные представления. Но при этом новые открытия не изменяют старых (есть механика Ньютона, но когда была открыта квантовая, механику Ньютона никто не отменил), просто они действуют в разных сферах, разных областях материи. И так далее. Есть еще очень много неизвестного в биологии, генетике, истории, космосе, физике, химии. И, стало быть, мы не можем примитивно сравнивать вневременное Божественное Откровение с известными сегодня данными науки. Самые мощные современные телескопы, сконструированные по последнему слову техники, могут выхватить лишь малый сегмент вселенной, а то, что мы видим своим глазом – и того меньше; мы – кусочек вселенной, которую не можем ни умом, ни глазом охватить, и при этом пытаемся сказать, что есть мир. Есть огромная бездна процессов, о которых мы не имеем ни малейшего представления и не можем их толковать. Как мы можем при этом сравнивать науку и Библию?

Если кто-то считает, что наука противоречит Библейскому Откровению, то, как не раз уже бывало, пройдет некоторое время, и наука докажет, что Библия была права. Всего сто лет назад историки Западной Европы стали утверждать, что Библия – миф, потому что не находили те города, которые упоминаются в Библии: они делали вывод – поскольку им неизвестно ни о Ниневии, ни о Вавилоне, ни об Уре, все, о чем говорит Библия, есть миф. Но после открытия Генрихом Шлиманом Трои ученые свежим взглядом посмотрели на Библию, отыскали города, которые в ней были указаны, и поняли, что слишком поспешно отнесли Библию к мифам. А какой взрыв произвело в свое время открытие в палестинской пустыне свитков древнейшего общества ессеев? То, что раньше казалось невозможным и немыслимым, подтвердилось благодаря этим свиткам. Наука очень молода. Библия куда старше. Поэтому сравнивать их рановато.

ЗАДУМАЕМСЯ и о том, что мир, который создал Бог, и тот, который мы видим сейчас, – это совсем не одно и то же. Между ними – огромная пропасть, бездна, разлом. Человек согрешил. И это не тот грех, который совершает каждый из нас ежедневно, от него разломы мира не происходят и мир не умирает. А Адам совершил то грехопадение, которое перевернуло мир, поколебало все стихии мира и привело к тому, что Бог взошел на Крест. В том райском мире, где первозданно жили Адам и Ева, все существа, например, кушали траву. Представить себе это несложно; хорошо бы, чтобы все кушали только траву. Но мы знаем, что сегодня лев не может кушать траву, его органы к этому не приспособлены, весь его физиологический аппарат настроен только на то, чтобы есть мясо; если он сейчас начнет есть траву, он умрет, – а, тем не менее, до грехопадения лев траву ел. Как? Значит, со львом и со всей окружающей природой произошли удивительные изменения. И еще мы знаем из библейской истории, что дождя на землю не падало – этими словами начинается вторая глава Книги Бытие: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли», а дождя не было. Как это? Что было, когда не было дождя? Все небо было затянуто тучами, или все время светило солнце? Как это происходило? Где скапливались массы испаряемой воды? Мы не знаем, мы только знаем свидетельство Библии, что дождь не проливался над Землей; а потом это стало нормой, – после грехопадения, особенно после потопа, дождь становится нормой. Мир приобрел с тех пор качества, известные нам, пережив два серьезных катаклизма после того, как был создан: первый – грехопадение, и второй – потоп. Так изменилось лицо мира, и об этом мы поговорим в следующий раз.

Лекция 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права

Сайт: Образовательный портал НГУЭУ
Курс: Уголовное право
Книга: Лекция 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 15 ноября 2021, 15:34

Описание

Тема: Понятие предмет метод и система Уголовного права

Оглавление

  • 1. План лекции
  • 2. Понятие и предмет уголовного права
  • 3. Метод уголовного права
  • 4. Система уголовного права
  • 5. Место уголовного права в системе отрастей права
  • 6. Задачи и функции уголовного права

1. План лекции

1.Понятие и предмет уголовного права

2.Метод уголовного права

3.Система уголовного права

4. Задачи и функции уголовного права

5. Место уголовного права в системе отраслей права

Читайте также:
Лекция 3.3

2. Понятие и предмет уголовного права

Категория «уголовное право» имеет три самостоятельных смысловых значения: самостоятельная отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина.

Уголовное право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой систему установленных государством юридических предписаний, определяющих понятие преступного деяния, основание уголовной ответственности, виды и признаки конкретных составов преступлений, наказания за их совершение, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также регулирующих иные отношения, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния.

Предмет уголовного права как отрасли права образует совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением лицом преступления. Основанием для возникновения данных отношений является юридический факт совершения лицом общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ.

Структуру уголовно-правового отношения традиционно образуют следующие компоненты: объект, субъекты и содержание (слагаемое из юридических обязанностей и субъективных прав субъектов рассматриваемых правоотношений).

Объектом уголовного правоотношения выступают охраняемые от преступных посягательств общественные отношения – объекты уголовно-правовой охраны (отношения, связанные с личностью, собственностью, установленным порядком осуществления экономической деятельности, общественной безопасностью и общественным порядком и т.д.). Субъектами уголовного правоотношения являются государство, в лице соответствующих органов власти, и лицо, совершившее преступление.

Содержание уголовно-правовых отношений весьма специфично.

Так, юридическая обязанность лица, виновного в совершении преступления, состоит в том, чтобы претерпеть установленные уголовным законом лишения либо ограничения своих прав (данные лишения и ограничения могут быть личного, имущественного и организационного характера). Субъективным правом лица, совершившего преступление, как субъекта уголовного правоотношения, является гарантированная положениями УК РФ и УПК РФ возможность быть ответственным лишь за такое деяние, которое в полной мере отвечает признакам конкретного преступления, указанного в Особенной части УК РФ. Иными словами, никто не может подвергнуться уголовному преследованию за деяние, которое не содержит признака (признаков) преступного. В этом состоит провозглашенное Конституцией РФ и охраняемое законом право лица на защиту от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Субъективные права и обязанности государственных органов как субъектов уголовных правоотношений соотносятся с правами и обязанностями лица, совершившего преступление, и заключаются в следующем. На органы государственной власти возлагается юридическая обязанность привлечь виновное в совершении преступления лицо к уголовной ответственности, и для выполнения данной обязанности госорганы наделяются правом осуществления определенных законом действий для изобличения преступника.

3. Метод уголовного права

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в предмет отрасли уголовного права. Уголовное право использует три основных метода: установление законодательного запрета на совершение определенного общественно опасного деяния; установление наказания за нарушение указанного запрета; наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты общественных интересов.

Основным является метод запрета, который реализуется при установлении законодательных запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения самой строгой меры государственного принуждения – уголовного наказания.

С методом запрета непосредственно связан второй метод уголовно-правового регулирования – применение санкций уголовно-правовых норм. Специфика его обусловлена тем, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нарушения правового запрета.

Еще одним методом нормативного регулирования общественных отношений, образующих предмет уголовного права, является метод наделения граждан правом на совершение определенных действий. В ряде случаев возникают ситуации, при которых происходит столкновение нескольких охраняемых законом общественных интересов. При этом сохранение одного из них становится возможным только путем нанесения вреда другому. В данной связи, при наличии соответствующих условий, уголовный закон наделяет лицо правом на причинение определенного ущерба в целях защиты охраняемого социального блага. Так, например, при необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), обороняющийся, причиняя вред лицу, совершающему преступление, тем самым защищает интересы личности, общества и государства. На этом основании указанное деяние не может быть признано преступным и лицо его совершившее не подлежит уголовной ответственности.

4. Система уголовного права

Российское уголовное право как отрасль права и как учебная дисциплина подразделено на Общую часть и Особенную часть.

Общая часть (разделы первый и второй) включает нормы уголовного права, отражающие:

  • задачи и принципы уголовного законодательства,
  • вопросы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц;
  • понятие и категории преступлений;
  • формы множественности преступлений;
  • условия, образующие основание уголовной ответственности (возраст, вменяемость, формы вины);
  • особенности уголовной ответственности за неоконченное преступление и преступление, совершенное в соучастии;
  • обстоятельства, исключающие преступность деяния.

В третьем разделе – «Наказание» – анализируются понятие и цели уголовного наказания; место и роль общих начал назначения наказания, институт условного осуждения. Четвертый раздел посвящен освобождению от уголовной ответственности и от наказания в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; с истечением сроков давности; изменением обстановки; амнистией, помилованием и др.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в пятом разделе: виды наказания и назначение его несовершеннолетнему; применение принудительных мер воспитательного воздействия; условно-досрочное освобождение; сроки давности и т.д.

Иные меры уголовно-правового характера (принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества) сгруппированы в шестом разделе.

Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, определяющие конкретные преступления по их родам и видам, а также определяющие наказания за их совершение. Система преступных деяний, в соответствии с действующим уголовным законодательством, выглядит следующим образом:

  • преступления против жизни, здоровья личности;
  • преступления против свободы, чести и достоинства личности;
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • преступления против семьи и несовершеннолетних;
  • преступления против собственности;
  • преступления в сфере экономической деятельности;
  • преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  • преступления против здоровья населения и общественной нравственности;
  • экологические преступления;
  • преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • преступления в сфере компьютерной информации;
  • преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
  • преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
  • преступления против правосудия;
  • преступления против порядка управления;
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира и безопасности человечества.
Читайте также:
Лекция 6.1.1

5. Место уголовного права в системе отрастей права

Уголовное право по своей природе, сфере действия, целям близко соприкасается с другими отраслями российской системы права.

Так, административное право предусматривает возможность применения мер принуждения при совершении административного правонарушения. Эти меры также обладают превентивным характером. Однако они отличаются от уголовно-правовых мер принуждения тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения. Меры административного и уголовного принуждения отличаются правовыми последствиями их применения. В отличие от административных мер применение норм уголовного права порождает судимость.

Наиболее близко к уголовному праву примыкает уголовно-исполнительное право, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения наказания. Их объединяет общая задача – борьба с преступностью при помощи уголовного наказания. Нормы уголовно-исполнительного права призваны реализовать цели уголовного наказания: восстановить социальную справедливость, исправить осужденного, предупредить совершение новых преступлений.

Однако отмеченное сходство не лишает самостоятельности эти отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод регулирования. Предметом уголовного права выступают отношения, порожденные фактом совершения преступления. Предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи со вступлением обвинительного приговора в законную силу.

Быстрое и полное расследование и судебное разрешение уголовных дел, осуществляемые с целью установления виновных лиц и назначения им соразмерного наказания, регламентируются нормами уголовно-процессуального права. Эти нормы регулируют деятельность органов суда, прокуратуры, дознания и предварительного следствия, их отношения друг с другом и гражданами. В зависимости от того, насколько объективно и всесторонне будут выяснены все обстоятельства расследуемого преступления и с их учетом определена мера наказания, будет восприниматься справедливость обвинительного приговора самим осужденным и другими лицами. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние и на достижение целей наказания, и на эффективность предстоящего исправительного воздействия. В этом заключается взаимосвязь уголовного и уголовно-процессуального права.

Гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права, регулируя конкретные области общественных отношений, охраняют их от действий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Это, в свою очередь, определяет характер применяемых мер к лицам, нарушившим нормы соответствующих отраслей права, например, принудительное изъятие имущества. Однако в числе общественных отношений, урегулированных этими отраслями права, есть такие, которые взяты под охрану уголовным правом. Так, государственное право устанавливает порядок избрания высших и местных органов власти. За нарушение этого порядка (заведомо неправильный подсчет голосов, воспрепятствование реализации избирательного права, подлог избирательных документов) уголовное право предусматривает уголовную ответственность. Таким образом, оно защищает общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Аналогичным образом можно проследить особенности взаимоотношения уголовного права и с другими отраслями права.

6. Задачи и функции уголовного права

Задачами уголовного права являются:

  • охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
  • обеспечение мира и безопасности человечества;
  • предупреждение преступлений.

Решение указанных задач достигается путем закрепления в уголовном законодательстве основания и принципов уголовной ответственности, а также отдельных составов преступлений.

Задача предупреждения преступлений включает общую и частную превенцию уголовно-противоправного поведения. Общее предупреждение обеспечивается существованием уголовно-правового запрета. Специальное предупреждение достигается путем применения к лицам, совершившим преступления, мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского характера.

Реализация задач уголовного права тесно связана с осуществлением его функций, которые делятся на охранительную, регулятивную, воспитательную и предупредительную.

Охранительная функция, являясь основной для уголовного права, выражается в охране указанных в Уголовном законе общественных отношений от преступных посягательств. При этом иерархия ценностей, защищаемых уголовных правом, выглядит в настоящее время следующим образом: личность – общество – государство.

Регулятивная функция определяется совокупностью закрепленных в нормах уголовного права ограничений, запретов и правил поведения, посредством которых упорядочиваются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления или иного общественно опасного деяния.

Воспитательная функция уголовного права выражается в оказании на сознание субъектов правоотношений положительного воздействия и привитии им социально одобряемых взглядов. Установленные уголовным правом ограничения и запреты способствуют формированию должного уровня правосознания и правовой культуры, осознанию необходимости исполнения законодательных предписаний.

Предупредительная функция уголовного права направлена на профилактику совершения запрещенных законом преступных деяний. Рассматриваемая функция имеет два взаимосвязанных аспекта: общая и специальная (частная) превенция. Общее предупреждение направлено на всех граждан нашего общества. Частная превенция уголовного закона направлена на предупреждение новых преступных посягательств со стороны лиц, уже совершивших преступление.

Лекция №1. Общие положения и термины

Задайте вопрос преподавателю прямо сейчас:

Добрый вечер Дмитрий Александрович! Подскажите пожалуйста могу ли я управлять грузовым автомобилем массой от 3.5 до 7.5т имея в правах категорию С?

добрый вечер! Да имея в водительском удостоверение открытую категорию С, Вы можете управлять и автомобилями, которые относятся к категории С1.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, является ли перекрёстком выезд со двора?

Нет, выезд со двора не считается перекрёстком, т к выезд с прилегающей территории не является перекрёстком.

Читайте также:
Лекция 3.1

Добрый день Дмитрий Александрович! Подскажите пожалуйста, а если дорога имеет разделительную полосу, и пересекается с обычной двухполосной дорогой, то сколько пересечений будет на данном перекрёстке?

Добрый день! На данном перекрёстке будет два пересечения т к дорога с разделительной полосой имеет две проезжие части.

Первая видео лекция называется «Общие положения и термины правил дорожного движения». Информация, предоставленная здесь, именуется общей не случайно: лекция включает в себя широко распространенные нормы, которые надлежит знать каждому. А поскольку ПДД содержат достаточно большое количество определений, в первой лекции знакомство произойдет с частью из них. Кроме того, в лекцию входят отличия категорий водительского удостоверения.

Важность терминологии

В первую очередь правила дорожного движения – это нормативный правовой акт, другими словами, закон, который необходимо соблюдать всем законопослушным гражданам. Несмотря на небольшой объем текста, ПДД изложены юридическим языком, разобраться с которым самостоятельно будет довольно сложно.

Уяснение терминологии позволит избежать недопонимания при общении с лектором и другими учениками, а получение качественных знаний и соблюдение свода правил обезопасит движение на дороге. К тому же текст имеет несколько подводных камней, не заметных обывателю.

Основное правило на дорогах Российской Федерации – правостороннее движение!

Двигаясь по правой части дороги, для глаза легче уловить знаки по правую сторону от нее, именно поэтому большинство знаков размещают справа. Даже фары автомобиля настроены таким образом, чтобы сильнее освещать правый бордюр. Поэтому важно учитывать особенности автомобилей с правым расположением руля, у которых фары наоборот больше освещают встречную полосу. Более того, на перекрестках со светофором, главным ориентиром также выступает правый светофор. Подробнее об этом будет рассказано в следующих лекциях.

ВАЖНО начинать обучение, соединяя теорию и решение экзаменационных билетов, уже с первого занятия!

Терминология ПДД

Термины в ПДД располагаются в алфавитном порядке, что затрудняет обучение, поскольку в формулировках некоторых терминов используются определения, которые трактуются позже. Важнейшие термины:

  • Автомобильная дорога – такая дорога, по которой двигаются транспортные средства. К ним относятся улицы, проспекты, переулки, трассы, автомагистрали и т.п. Автомобильная дорога состоит из проезжей части и полос движения (рис. 1).

Вопрос 1. Разделит ли забор посередине такую дорогу на две проезжие части?

Ответ: да, поскольку с точки зрения физики забор «мешает» выехать водителю автомобиля на встречную полосу. Так же, как и в случае мчащейся навстречу скорой помощи – забор не позволит уступить ей дорогу.

  • Разделительная полоса может иметь вид разметки, забора либо зеленых насаждений. Ее основной задачей является разделение транспортных потоков.
  • Обочина – территория, находящаяся справа либо слева на одном уровне с проезжей частью. Важно знать, что покрытие обочины может не совпадать с покрытием проезжей части! Поэтому такой маневр как съезд на обочину довольно опасен и при необходимости остановиться в длительном пути, лучше совершить остановку в специально отведенном для этого месте либо на заправочной станции.
  • Пешеходный переход – это место, где сходится два потока: поток автомобилей и поток пешеходов. Появление многополосных автомобильных дорог привело к возникновению безопасных надземных и подземных пешеходных переходов. Вместе с тем, водитель должен быть осторожен и подготовлен к неожиданным ситуациям в любом месте.
  • Перекресток – пересечение, примыкание, разветвление двух и более дорог на одном уровне.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ – перекрестком не является выезд с прилегающих территорий!

Например, прилегающей территорией является заправочная станция. Выезд с нее не считается перекрестком!

Также важно определять границы перекрестка. Начинается он от закругления бордюрного камня, как показано на рисунке 2.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, что мостом является инженерное сооружение над каким-либо оврагом либо речкой, а инженерное сооружение, проходящее над другой дорогой, называется путепроводом. Но если есть возможность подъема с одного уровня на другой, то это эстакада (рис. 3).

Началом этих инженерных сооружений обычно является начало перил. Возможно изменение градуса подъема. Знаков, обозначающих начало инженерного сооружения, нет.

  • Пешеход – полноценный участник дорожного движения, который обязан соблюдать правила дорожного движения так же, как и водитель транспортного средства.
  • Механическое транспортное средство – весь транспорт, который приводится в движение двигателем внутреннего сгорания (мотоцикл, автомобиль, автобус, троллейбус, электромобиль, катки для утрамбовки асфальта и т.п.).
  • Немеханическое транспортное средство – транспорт, приводимый в движение силой человеческих либо животных мышц. Их всего 2: велосипед и гужевая повозка.

Категории водительского удостоверения

  1. М – начальная категория, которая позволяет двигаться на мопедах и квадроциклах, объем двигателя которых менее 50 см³;
  2. А1 позволяет двигаться на мотоциклах, объем двигателя которых менее 125 см³;
  3. А – все остальные мотоциклы, объем двигателя которых более 125 см³;
  4. В1 позволяет управлять квадроциклами и трициклами, объем двигателя которых более 50 см³;
  5. В – включает автомобили, масса которых менее 3,5 т и с количеством стационарных мест менее 8;
  6. Е – прицеп, масса которого более 750 кг;
  7. С1 – легкие грузовики, массой менее 7,5 т;
  8. С – грузовые автомобили, масса которых более 7,5 т.;
  9. D1 – микроавтобусы с количеством мест для сидения от 8 до 16 мест;
  10. D – микроавтобусы с более 16 мест для сидения.

Лекция 1

Тема лекции

Общее устройство автомобиля и двигателя

План лекции

1.1 Определение понятия “автомобиль”

1.2 Определение понятия “пожарный автомобиль”

1.3 Определение понятия “аварийно-спасательный автомобиль”

1.4 Определение понятия “базовое шасси”

1.5 Задачи курса «Базовое шасси пожарных и аварийно-спасательных автомобилей»

Читайте также:
Лекция 4.2

1.6 Общее устройство автомобиля

1.7 Автомобильные двигатели. Назначение, классификация

1.8 Общее устройство двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Литература, интернет-источники

1. Автомобиль: Основы конструкции : Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.

2. Устройство автомобиля : Учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – 6-е изд., стереотип. – М.: Машиностроение, 1987. – 352 с.

3. Пожарная техника : Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004. – 550 с.

Содержание лекции

1.1 Определение понятия “автомобиль”

Автомобиль (от греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «подвижный») – самоходная транспортная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем.

Любой автомобиль состоит из трех основных частей :

3) шасси .

По назначению автомобили подразделяют на:

3) специальные – не выполняют транспортную работу. Оборудованы специальными приспособлениями, устройствами, механизмами. Могут иметь специальные кузова.

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили относятся к специальным автомобилям.

1.2 Определение понятия “пожарный автомобиль”

Согласно ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей:

« Пожарные автомобили – оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси , оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах ».

Основные пожарные автомобили (ПА):

1) перевозят личный состава к месту вызова,

2) перевозят огнетушащее вещество (или может подавать огнетушащее вещество в зону пожара из других источников);

3) перевозят пожарное оборудование;

4) подают огнетушащее вещество в зону пожара.

Специальные пожарные автомобили – пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре (какой-либо из пунктов 1), 2), 3), 4) не выполняется). Это автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные автомобили, автомобили ГДЗС и т.д.

1.3 Определение понятия “аварийно-спасательный автомобиль”

Согласно ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей:

«Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) – пожарный автомобиль , оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах».

1.4 Определение понятия “базовое шасси”

Согласно ГОСТ Р 12.2.144-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний:

« Базовое шассиавтомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое , предназначенное для размещения на нем салона для личного состава боевого расчета и пожарной надстройки».

Таким образом, пожарные автомобили состоят из шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки .

Согласно НПБ 312-2003 Техника пожарная. Аварийно-спасательный автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний:

« Базовое шасси АСАсерийно выпускаемое автомобильное шасси, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ».

АСА (по НПБ 312-2003) создаются на шасси грузовых автомобилей, грузоподъемностью от 2 до 12 т, а также на базе автобусов.

1.5 Задачи курса «Базовое шасси пожарных и аварийно-спасательных автомобилей»

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили могут выпускаться в разных вариантах конструктивного исполнения:

1. Применение стандартных (серийных) шасси с наиболее подходящими для эксплуатации характеристиками в зависимости от назначения, условий применения (мощность двигателя, колесная формула, грузоподъемность).

2. Выполнение модернизации стандартных шасси с учетом специфики эксплуатации ПА (установка более мощного двигателя, изменение передаточных чисел трансмиссии, усиление подвески и т.п.).

3. Изготовление для ПА специального шасси. ПА, изготовленные на специальном шасси имеют более высокие эксплуатационные свойства, по сравнению с аналогами на базовых шасси.

Третий вариант – более перспективный, однако требует больших затрат. Поэтому большинство отечественных ПА выполняются по первому (реже – второму) варианту конструктивного исполнения.

В связи с этим, специалисту по пожарной безопасности важно иметь знания по устройству серийных автомобилей, на базе которых изготавливаются ПА . Это, главным образом, грузовые автомобили ЗИЛ, КамАЗ, «Урал». Реже используются шасси ГАЗ, УАЗ (в основном – на АСА и ПА легкого класса).

Необходимо изучить их общее устройство, а также назначение, основы конструкции и принцип действия отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем базовых автомобилей.

Все зарубежные ПА создаются на базе национальных, региональных (евронормы) международных (ИСО) стандартов и норм.

Для создания ПА на зарубежных предприятиях (фирмах) используются современные специальные шасси с более высоким уровнем энергообеспечения и безопасности.

Наметилась тенденция к созданию многоцелевых пожарно-спасательных автомобилей с расширенным спектром функций, а также ПА первой помощи (автомобилей быстрого реагирования с набором функциональных контейнеров).

Студентам необходимо освоить навыки анализа различных конструктивных схем, знать основные тенденции развития конструкции автомобиля.

1.6 Общее устройство автомобиля

Автомобиль состоит из отдельных деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.

Механизм – устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.

Агрегат – соединение нескольких устройств в одно целое.

Система – совокупность отдельных частей, связанных общей функцией (например, системы питания, охлаждения, смазки и т. д.).

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, кузова и шасси.

Двигатель – источник энергии.

Шасси объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.

Кузов, устанавливаемый на шасси, предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле и груза в грузовом. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза, кабины водителя, капота, закрывающего двигатель, и оперения. В данной дисциплине кузов не изучается.

Ходовая часть состоит из рамы, на которой установлен кузов и все механизмы автомобиля, подвески (рессоры и амортизаторы), передних и задних мостов и колес. Крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам, вызывает противодействие дороги, которое выражается силой реакции, приложенной к ведущим колесам и направленной в сторону движения автомобиля. Силы реакции передаются на ведущий мост, а от него через рессоры на раму автомобиля и толкают ее вперед. Рама в свою очередь передает эти силы через передние рессоры на передний мост и к передним колесам, вызывая поступательное движение автомобиля.

Читайте также:
Лекция 1.6.2

Механизмы управления – рулевое управление, которым изменяют направление движения автомобиля, и тормозная система, позволяющая быстро уменьшать скорость движения или останавливать автомобиль.

Трансмиссия (см. рисунок) передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента. В трансмиссию входят следующие механизмы: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Последние три механизма составляют ведущий (обычно задний) мост.

материал для студентов по проектной деятельности лекции 1
консультация

материал для студентов по проектной деятельности лекции 1

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_2_-_razrabotka_proekta.docx 23.49 КБ
lektsiya_3_-_zashchita_i_prezentatsiya_proekta.docx 31.18 КБ
lektsiya_1_-_chto_takoe_proekt.docx 391.11 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 2. Этапы разработки проекта

Как разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением мы считаем образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Скажем, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Какие же этапы проекта можно выделить?

Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект.
В своей школе мы работаем над проектами уже почти четыре года. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, мы приблизились к технологии работы над проектами. И потому решили поделиться своим опытом, дабы облегчить всем понимание проекта как структурной единицы проектирования в целом.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):

1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задачи проекта. 5. Гипотеза. 6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели). 7. Продукт проекта. 8. Выводы (итог).

Рассмотрим подробно все эти этапы.

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни А. Пугачевой. Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу.
Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в классе свою коллекцию чудес света, может возникнуть ряд проблемных вопросов:

– Какие архитектурные постройки можно воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования? – и т.д.

Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.

Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

  • подумать самостоятельно;
  • посмотреть книги;
  • спросить у взрослых;
  • обратиться к компьютеру;
  • понаблюдать;
  • проконсультироваться со специалистом;
  • провести эксперимент;
  • другие.

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.

Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.).

Надо отметить, что если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта – другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Мы рассмотрели реализацию плана работы по разрешению двух задач: теоретической задачи и задачи, связанной с моделированием или исследованием. Третьей задачей, если вы помните, было проведение презентации проекта. Реализация этой задачи идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
К примеру, продуктом проекта «Миллион алых роз» стала брошюра, в которой была собрана не только интересная информация по розам, но и полезная: советы по уходу за розами и результаты исследования воды и химических добавок, влияющих на долготу жизни роз. Эта брошюра была напечатана в нескольких экземплярах, и дети ее дарили друзьям, членам жюри, учителям.
Продуктом проекта «Образовательная программа “Испания”» стала большая иллюстрированная книга-раскладушка, по которой можно изучить Испанию «от и до». Представленная в ней «лестница испанских образов», полезна не только тем, кому интересна Испания, но и всем тем, кто хочет научиться правильно выделять основные образы любой другой страны (государственная символика, архитектура, литература, танцы, кухня, праздники и т.д.).
Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

электротехника / Лекция 1

Модуль I. Электрические цепи

1. Электрические цепи постоянного тока

1.1. Основные понятия

1.2. Основные законы электрических цепей.

1 . 3. Характеристики и свойства источника напряжения

1 . 4. Основные режимы работы электрических цепей.

Модуль I. Электрические цепи

1. Электрические цепи постоянного тока

1.1 Основные понятия

Основными параметрами, характеризующими электрическую энергию, являются ток и напряжение, которые могут изменяться во времени по периодическому закону, либо быть постоянными. Соответственно все устройства и системы, связанные с использованием электроэнергии, разделяют на устройства (системы) постоянного тока и устройства (системы) переменного тока.

Первым генератором электрического тока был электрохимический генератор постоянного тока – “вольтов столб” /1799 г./. С этого времени до 70-х годов XIX века электротехника развивалась как техника постоянного тока. Однако, с развитием в конце XIX века техники переменного тока, источники постоянного тока отошли на второй план. Производство, передача, распределение и использование электрической энергии стало осуществляться в основном посредством устройств переменного тока.

Несмотря на это, электрические устройства постоянного тока используются довольно широко. Это источники питания технологических установок, которые не могут работать на переменном токе (электролиз, гальванические установки). Устройства постоянного тока широко используются в электрооборудовании космических объектов, транспорта, в системах автоматики, для питания теле- и радиоаппаратуры.

В настоящее время ученым приходится вновь возвращаться к идее передачи электроэнергии постоянным током. Оказывается, ЛЭП постоянного тока при передаче электроэнергии на сверхдальние расстояния более экономичны, чем ЛЭП переменного тока, так как обладают меньшими потерями мощности, сооружения их проще и дешевле, несмотря на необходимость установки двух преобразовательных подстанций (в начале и в конце линии). Кроме того, применение ЛЭП постоянного тока упрощает связь энергосистем и допускает их работу в несинхронном режиме.

Таким образом, техника постоянного электрического тока и в настоящее время является важной и развивающейся частью электроэнергетики.

В этом разделе рассматриваются основные свойства и методы анализа цепей постоянного тока.

Электрическая цепь и её элементы

Электрическая цепь – это совокупность электротехнических устройств, предназначенных для одновременного генерирования, передачи и преобразования электрической энергии, соединенных между собой электрическими проводами. Например, аккумуляторная батарея, лампа и выключатель, соединенные между собой проводами, образуют электрическую цепь.

Модуль I. Электрические цепи

Отдельные электротехнические устройства, образующие электрическую цепь, называются элементами электрической цепи и делятся на 3 группы:

1. Генерирующие устройства (источники электрической энергии) – это элементы электрической цепи, преобразующие различные виды энергии (тепловую, химическую, световую, механическую) в электрическую энергию.

2. Приемные устройства (приемники электрической энергии) – это элементы электрической цепи, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии.

3. Вспомогательные устройства – это элементы электрической цепи, которые предназначены для управления, регулирования режимов работы, защиты, контроля и измерения параметров в электрической цепи и не связаны непосредственно с основным преобразованием энергии.

Все электротехнические устройства, являющиеся элементами электрических цепей имеют условные графические обозначения, установленные ГОСТ. Эти условные графические обозначения позволяют графически изображать электрическую цепь. Такое графическое изображение электрической цепи, содержащее условные изображения её элементов и показывающее их соединение, называется принципиальной схемой или схемой электрической цепи.

В качестве примера рассмотрим простейшую электрическую цепь, состоящую из источника питания – генератора постоянного тока, приемного устройства – осветительной лампы и выключателя.

Схема этой электрической цепи показана на рис. 1. Здесь G – условное графическое обозначение генератора постоянного тока, EL – условное графическое обозначение лампы, Q – выключатель.

Рис. 1. 1. Схема простой электрической цепи А, Б – выходные зажимы источника; а, б – входные зажимы приемника

На рис.1. 1 показана простая электрическая цепь, содержащая один источник и один приемник электроэнергии. Такая цепь называется простой электрической цепью.

Электрическая цепь может содержать несколько источников и приемников электрической энергии, соединенных между собой определенным образом. Такая цепь называется сложной электрической цепью.

Модуль I. Электрические цепи

Например, на рис. 1. 2 показана схема сложной электрической цепи, которая содержит 3 источника и 5 приемников электроэнергии.

Рис. 1. 2. Схема сложной электрической цепи

Топологические понятия в электрической цепи.

При анализе электрических цепей используют топологические понятия: ветвь, узел, контур.

Ветвь электрической цепи – это неразветвленный участок электрической цепи, где все элементы включены последовательно. Например, в схеме на рис. 1. 2 первая ветвь содержит генератор G1 и нагреватель EK, вторая ветвь содержит только лампу EL 2 и т.д.

Узел электрической цепи – точка электрической цепи, в которой соединены несколько ветвей (не менее трех). Например, в схеме на рис. 1. 2 в узле “а” соединены ветви 1,2,3,4, в узле “b” – ветви 1,2,5 и т.д.

Контур электрической цепи – замкнутая часть электрической цепи, образованная несколькими ветвями. Например, в схеме на рис. 2 контур “А” образован ветвями 2,3,5 и т.д.

Таким образом, в сложной электрической цепи может быть несколько ветвей, несколько узлов и несколько контуров.

Для расчета и анализа электрических цепей токи ветвей, напряжения на участках цепи, ЭДС источников принято обозначать в схеме их условно– положительными направлениями (см. рис. 1. 1). При этом за положительное направление ЭДС принимается направление перемещения положительных зарядов под действием сторонних сил, т.е. от минуса к плюсу, и обозначается стрелкой между двумя электрическими зажимами данного устройства.

Модуль I. Электрические цепи

За условно-положительное направление напряжения принимается направление от точки с высоким потенциалом к точке с низким потенциалом и обозначается стрелкой между соответствующими точками на схеме.

За условно-положительное направление тока ветви принимается направление перемещения положительных зарядов под действием разности потенциалов. Оно всегда совпадает с положительным направлением напряжения на этой ветви и обозначается стрелкой рядом с этой ветвью.

Параметры элементов электрической цепи

При работе электрической цепи в каждом ее элементе происходят различные процессы, связанные с определенными явлениями. В общем случае в любом элементе может создаваться разность электрических потенциалов, происходить необратимое преобразование электрической энергии в другие виды энергии, создаваться магнитное поле, обладающее магнитной энергией, и создаваться электрическое поле, обладающее энергией электрического поля.

Для характеристики интенсивности этих процессов, происходящих в элементах цепи, используют понятие параметров элемента. Каждый параметр учитывает только одно явление (свойство) элемента.

Параметр электродвижущая сила ЭДС ( Е ) характеризует основное свойство источника электроэнергии создавать и поддерживать разность потенциалов на его зажимах.

Единица ЭДС – Вольт [В].

Параметр активное сопротивление (R ) характеризует свойство элементов поглощать электрическую энергию и преобразовывать её в другие виды энергии. Активное сопротивление связывает мощность этого преобразования с током элемента:

Единица сопротивления – Ом [Ом].

Параметр индуктивность (L) характеризует свойство элемента цепи создавать магнитное поле и накапливать в нем энергию.

Индуктивность связывает энергию магнитного поля с током элемента.

Высшая математика для 1 курса

Курс лекций для студентов 1 курса по высшей математике любых форм обучения. Я собрала теорию и примеры с решениями к каждой теме, чтобы вы смогли подготовиться к экзамену или освежить память перед контрольной работой!

Если что-то непонятно — вы всегда можете написать мне в WhatsApp и я вам помогу!

Высшая математика

Высшая математика — это курс обучения в высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ для 1 курса.

Высшая математика включает обычно аналитическую геометрию, элементы высшей и линейной алгебры, дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию множеств, теорию вероятностей и элементы математической статистики.

Часто используется в экономике и технике. Является обязательным предметом в российских высших учебных заведениях, за исключением специальностей, в которых различные разделы математики разнесены по разным дисциплинам.

Линейная алгебра

Линейная алгебра — раздел алгебры, изучающий объекты линейной природы: векторные (или линейные) пространства, линейные отображения[⇨], системы линейных уравнений[⇨], среди основных инструментов, используемых в линейной алгебре — определители, матрицы[⇨], сопряжение. Теория инвариантов и тензорное исчисление обычно (в целом или частично) также считаются составными частями линейной алгебры. Такие объекты как квадратичные и билинейные формы[⇨], тензоры[⇨] и операции как тензорное произведение непосредственно вытекают из изучения линейных пространств, но как таковые относятся к полилинейной алгебре.

Курс лекций на темы:

Векторная алгебра

Векторная алгебра в математике расположена по разделам:

  • раздел векторного исчисления, изучающий линейные операции с векторами и их геометрические свойства;
  • часть линейной алгебры, занимающаяся векторными пространствами;
  • различные векторные алгебры XIX века (например, кватернионов, бикватернионов, сплит-кватернионов).

Курс лекций на темы:

Аналитическая геометрия

Аналитическая геометрия — раздел геометрии, в котором геометрические фигуры и их свойства исследуются средствами алгебры. В основе этого метода лежит так называемый метод координат, впервые применённый Декартом в 1637 году. Каждому геометрическому соотношению этот метод ставит в соответствие некоторое уравнение, связывающее координаты фигуры или тела. Такой метод «алгебраизации» геометрических свойств доказал свою универсальность и плодотворно применяется во многих естественных науках и в технике. В математике аналитическая геометрия является также основой для других разделов геометрии — например, дифференциальной, алгебраической, комбинаторной и вычислительной геометрии.

Курс лекций на темы:

Пределы, непрерывность функций

Понятие предела бесконечной числовой последовательности и предела функции лежит в основе всей теории дифференциального и интегрального исчисления.

Непрерывность функции. Функция f(x) называется непрерывной в точке a, если: 1)эта функция определена в некоторой окрестности точки a; 2)существует предел lim f(x) ; →ax.

Курс лекций на темы:

Производная функции

Производная функции — понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. Определяется как предел отношения приращения функции к приращению её аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует.

Курс лекций на темы:

Неопределенный интеграл

Неопределённый интеграл для функции f(x) — это совокупность всех первообразных данной функции.

Курс лекций на темы:

Определенный интеграл

Определённый интеграл — одно из основных понятий математического анализа, один из видов интеграла. Определённый интеграл является числом, равным пределу сумм особого вида (интегральных сумм)[⇨]. Геометрически определённый интеграл выражает площадь «криволинейной трапеции», ограниченной графиком функции[⇨]. В терминах функционального анализа, определённый интеграл — аддитивный монотонный функционал, заданный на множестве пар, первая компонента которых есть интегрируемая функция или функционал, а вторая — область в множестве задания этой функции (функционала).

Курс лекций на темы:

Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных

Курс лекций на темы:

Обыкновенные дифференциальные уравнения

Курс лекций на темы:

Двойные интегралы

Курс лекций на темы:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: