Лекция 1.2.3

Поиск

Типы и структура лекционных занятий.

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.
Читайте также:
Лекция 4.1

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

Links to this note

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения
  • Виды учебного видео

© 2021 Dmitry S. Kulyabov

This work is licensed under CC BY 4.0

Published with Wowchemy — the free, open source website builder that empowers creators.

Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

2.2. Психика, поведение и деятельность

Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении.

Поведение (англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Реакции организма могут быть внутренними / внешними, сознательными / подсознательными, явными / скрытыми, вольными / невольными.

Сложность поведения живых существ определяется уровнем их психического развития. Основные стадии развития психики животных:

1. Стадия сенсорной психики.

Инстинктивное поведение – врожденная склонность живых организмов к определенному поведению, которая определяется биологической целесообразностью и обеспечивает выживание вида. Инстинктивное поведение осуществляется без опоры на предыдущий опыт (в отсутствие обучения), представляет последовательность действий короткой или средней длины, которая выполняется без изменений в соответствии с четко определенным сенсорным стимулом. Примеры инстинктивного поведения: строительство животными логовищ, птицами – гнезд, перелеты птиц, брачные игры. Инстинктивному типу поведения животных соответствует уровень психического развития, называемый сенсорной психикой.

2. Стадия перцептивной психики.

Индивидуально-изменчивое поведение – поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемый перцептивной психикой.

3. Стадия интеллекта.

Интеллектуальное поведение животных – действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:

  • ориентировочный этап – ознакомление с ситуацией, анализ существенных элементов задачи;
  • этап исполнения – выполнение нового способа действия, не закрепленного в предшествующем опыте животного инстинктами или простейшими навыками;
  • этап анализа – сравнение полученных результатов с имевшимися намерениями и корректировка дальнейшего поведения.

Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.

Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывает влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.

Читайте также:
Лекция 2.5

Деятельность (англ. activity ) – это

  • мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели;
  • процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
  • “специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры” (Э. Г. Юдин, [10, C. 267]);
  • объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.

Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.

Психологами предложено большое число концептуальных схем деятельности ( рис. 2.3).

Основными структурными элементами деятельности являются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.

Мотив (от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. need) – “состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности” (С.Д. Смирнов, [7, С.98]). Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.

Цель – предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.

Целеполагание – постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.

Средства достижения цели – инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.

Основными видами деятельности человека выступают общение, игра , учение и труд.

2.3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез (др.-греч. племя, род, вид; происхождение) – “происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история” [2, С. 17].

Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис. 2.4 и рис. 2.5.

В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода (инструментальные, оперантные рефлексы), которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Рассудочная деятельность – усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно.

Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы – ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением.

Сознание (англ. consciousness ) – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение . Сознанию присущи следующие признаки: субъективность, понимание, чувствительность, способность переживать и ощущать, бодрствование, осознание индивидуальности, и контроль над разумом.

Физиологической основой сознания является деятельность коры больших полушарий головного мозга, его моторных и сенсорных зон, и отдельных центров.

На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.

Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.

В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.

Читайте также:
Лекция 6.1.2

На рис. 2.6 показаны основные этапы развития психики человека в процессе онтогенеза.

Лекция 2.1

«1С: Предприятие 8.3 – универсальная программная система нового поколения. Она представляет собой совокупность двух взаимосвязанных частей: технологической платформы и типовой конфигурации.

Технологическая платформа – это «движок» (или «ядро») программного продукта. Именно она обеспечивает работу программы, ввод, хранение и обработку информации.

Конфигурация «1С: Бухгалтерия 8.3» – это готовое решение, где реализована методология ведения бухгалтерского учета.

Конфигурация «1С: Бухгалтерия 8.3» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а также для составления регламентированной отчетности в электронном и бумажном виде.

Существует два режима входа в программу:

Режим «1С: Предприятие» используется для обработки данных предметной области. После запуска программы в этом режиме можно вводить документы, выполнять различные расчеты, формировать отчеты.

Режим «Конфигуратор» используется для изменений конфигурации.

Все программы на одном компьютере или в одной сети системы «1С: Предприятие 8.3» могут поддерживать ведение учёта нескольких предприятий (при условии создания разных информационных баз).

Порядок работы с конфигурацией 1С: Бухгалтерия 8.3

1. Информацонная база хранится в папке Моя бухгалтерия, которая вложена в папку студента.

2. Запустить программу 1С: Предприятие и загрузить в окно программы свою информационную базу.

3.Открыть базу в режиме 1С: Предприятие.

Интерфейс программы 1С: Бухгалтеря 8.3

1.Строка меню. Содержит все основные команды по организации работы в программе, настройке и управлению интерфейсом программы.

2. Панель инструментов. Содержит стандартные инструменты и специализированные команды.

3. Рабочий стол. Основная часть окна, в которой ведется работа с объектами базы.

4. Закладки (разделы), которые позволяют работать с отдельными подсистемаи программы.

5. Ссыки соответствующей поддсистемы на открытие документов и запуск задач.

6. Ссылки соответствующей поддсистемы на открытие справочников и журналов.

7. Строка состояния. Распологается внизу окна и появляется во время предупреждений или ошибок при работе пользователя.

Основные объекты конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.3»: константы, справочники, документы, журналы, регистры, отчеты, планы счетов.

Константы – это постоянная информация, которая записывается в программе в специальной форме. Значения констант меняются достаточно редко.

Примеры констант: «Название организации», “Подразделения организации”, “Единцы измерения”, “Наименование должностей” и др..

Справочники– это одноуровневые или многоуровневые списки, каждый элемент которых, как правило, является отдельным объектом аналитики. Данные из справочников используются при заполнении первичных документов и выбираются в качестве субконто в проводках.

Справочники предназначены для хранения информации, которая будет использована в других объектах 1С – документах, отчетах. Таким образом учет в 1С ведется в разрезе (по) справочников.
Информация, которая хранится в справочниках называют Нормативно-справочной информацией.

Список всех справочников можно вызвать на экран командой меню Операции — Справочники

Справочники бывают двух видов:

В простых справочниках каждый объект предствле отдельной записью.
Например справочники: “Организации”, “Банковские счета”, “Валюты”, “Ставки НДС” и др.

Иерархические справочники предназначены для ввода, хранения получения условно-постоянной информации, структурированной в виде дерева. То есть в иерархических справочниках могут создаваться для удобства папки, в котоых будут хранится записи объектов справочников.

Примеры иерархических справочников: “Банки”, “Контрагенты”, “Номенклатура”, “Сотрудники организации” и др.

Документы – это, в основном, электронные аналоги печатных документов, которые отражают ту или иную хозяйственную операцию. Некоторые документы в программе не имеют бумажных аналогов и служат только для формирования проводок или движения регистров. Например, регламентный документ «Закрытие месяца». Примеры документов: “Приходный кассовый ордер”, “Авансовый отчет”, “Банковская выписка”, “Счет-фактура” и др.

Для отражения хозяйственных операций можно использовать не только документы, но и ручные операции. В этом: случае пользователь сам определяет счета дебета, кредита и всю соответствующую аналитику по ним. Сформированные документы и ручные операции хранятся в Журналах документов и Журнале операций . Журналы представляют собой списки, в которых могут находиться документы одного или разных видов.

Регистры– это хранители информации, которые формируются документами или ручным образом. Форма хранения информации – табличная. Пользователи могут просматривать регистры, а в отдельные регистры вносить изменения.
Данные из регистров используются для формирования программой различных отчетов.

Отчёты. Просмотреть любую итоговую информацию можно с помощью Отчетов. В конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.3» большое количество отчетов: стандартные бухгалтерские и налоговые, специализированные, регламентированные. Отчеты перед формированием можно настроить. В зависимости от настроек вид отчета меняется.

Основные виды отчетов:

– Оборотно-сальдовая ведомость

– Оборотно-сальдовая ведомость по счету

– Анализ счета

Читайте также:
Лекция 3.5.2

– Карточка счета

План счетов – многоуровневый иерархический список счетов и субсчетов, на которых накапливается информация о деятельности предприятия. В «1С: Бухгалтерия 8.3» можно вести несколько планов счетов, в типовой конфигурации два плана счетов: бухгалтерский и налоговый. Гибкая система настройки Планов счетов позволяет отразить особенности деятельности любого предприятия.

Лекция 1.2.3

МОДУЛЬ 1 «Физические основы механики»

Неделя 1-2

Лекция 1. Введение.

Вводная. Предмет физики. Физический объект, физическое явление, физический закон. Физика и современное естествознание. Системы отсчёта. Кинематика материальной точки. Угловые скорость и ускорение твёрдого тела. Классический закон сложения скоростей и ускорений при поступательном движении подвижной системы отсчета.

Очное обучение: ОЛ-2: Введение. §1.1 – 1 .5; ОЛ-5: Введение. §1.1 – 1.3; ДЛ-12: §1 – 4, 7 – 9, ДЛ-14: §1 – 4

Дистанционное обучение: ОЛ-2: Введение. §1.1 – 1.5; ОЛ-5: Введение, §1.1 – 1.3; ДЛ-12: §1 – 4, 7 – 9; ДЛ-14: §1 – 4, МП-7: гл.1

Лекция 2 . Закон сохранения импульса.

Силы. Инерциальная система отсчета. Динамика материальной точки. Механическая система и ее центр масс. Уравнение изменения импульса механической системы. Закон сохранения импульса.

Очное обучение: ОЛ-2: §2.1 – 2.6, 2.8 – 2.11, 3.1 – 3.10; ОЛ-5: § 2.1 – 2.5, 3.1 – 3.4; ДЛ-12: § 18, 19, 21, 23; ДЛ-14: § 9 – 13, 18, 19

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §2.1 – 2.6, 2.8 – 2.11, 3.1 – 3.10; ОЛ-5: §2.1 – 2.5, 3.1 – 3.4; ДЛ-12: §18, 19, 21, 23; ДЛ-14: §9 – 13, 18, 19; МП-7: гл.2.

Семинар 1. Кинематика.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.15, 1.25, 1.41, 1.45, 1.52 или ОЛ-9: 1.15, 1.26, 1.41, 1.45, 1.52

Дома: ОЛ-8: 1.20, 1.47 или ОЛ-9: 1.20, 1.46; + ОЛ-10: 1.26, 1.54

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.15, 1.20, 1.25, 1.41, 1.45, 1.47, 1.52 или ОЛ-9: 1.15, 1.20, 1.26, 1.41, 1.45, 1.46, 1.52; + ОЛ-10: 1.26, 1.54, МП-5 гл.1

Занятие 1 . Входное тестирование, вводная беседа и начало выполнения лабораторной работы №1 (М-1).

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Лекция 3. Закон сохранения момента импульса.

Момент силы. Моменты импульса материальной точки и механической системы. Уравнение моментов механической системы. Закон сохранения момента импульса механической системы.

Очное обучение: ОЛ-2: § 3.12, 5.1 – 5.4; ОЛ-5: §5.1 – 5.4; ДЛ-12: § 21, 24, 31, 32; ДЛ-14: § 30, 32, 33 – 36

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §3.12, 5.1 – 5.4; ОЛ-5: §5.1 – 5.4; ДЛ-12: §21, 24, 31, 32; ДЛ-14: §30, 32, 33 – 36; МП-7: гл. 2.

Лекция 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Работа и кинетическая энергия. Консервативные силы. Работа в потенциальном поле. Потенциальные энергии тяготения и упругих деформаций. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии.

Очное обучение: ОЛ-2: §3.2 – 3.8, 5.6 – 5.8; ОЛ-5: §4.1 – 4.6; ДЛ-12: §25, 33; ДЛ-14: §22–29

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §3.2 – 3.8, 5.6 – 5.8; ОЛ-5: §4.1 – 4.6; ДЛ-12: §25, 33; ДЛ-14: §22 – 29; МП-7: гл. 3

Семинар 2. Закон сохранения импульса.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.88, 1.108, 1.125, 1.144 или ОЛ-9: 1.85, 1.103, 1.120, 1.138

Дома: ОЛ-8: 1.87, 1.117 или ОЛ-9: 1.84, 1.112; + ОЛ-10: 2.34, 2.39

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.87, 1.88, 1.108, 1.117, 1.125, 1.144 или ОЛ-9: 1.84, 1.85, 1.103, 1.112, 1.120, 1.138; + ОЛ-10: 2.34, 2.39, МП-5 гл.2

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Лекция 5 – 6. Колебания.

Гармонические колебания. Векторная диаграмма. Сложение гармонических колебаний одного направления равных и близких частот. Сложение взаимно перпендикулярных гармонических колебаний равных и кратных частот. Свободные незатухающие колебания. Энергия и импульс гармонического осциллятора. Фазовая траектория. Физический маятник. Квазиупругая сила. Свободные затухающие колебания. Декремент и логарифмический декремент колебаний. Вынужденные колебания. Установившиеся вынужденные колебания. Механический резонанс

Очное обучение: ОЛ-2: §8.1, 8.4 – 8.9, 8.11; ОЛ-5: §6.1 – 6.4; ДЛ-12: §50 – 54; ДЛ-14: §39 – 41, 81, 82, 85

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §8.1, 8.4 – 8.9, 8.11; ОЛ-5: §6.1 – 6.4; ДЛ-12: §50 – 54; ДЛ-14: §39 – 41,81,82,85; МП-7: гл. 4.

Семинар 3 . Закон сохранения момента импульса.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.228, 1.292, 1.310(а), 1.324 (а) или ОЛ-9: 1.207, 1.266, 1.282(а), 1.292(а)

Дома: ОЛ-8: 1.229, 1.287 (а) или ОЛ-9:1.208, 1.263 (а); + ОЛ-10: 3.25, 3.29.

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.228, 1.229, 1.287(а), 1.292, 1.310(а), 1.324 (а) или ОЛ-9: 1.207, 1.208, 1.263(а), 1.266, 1.282(а), 1.292(а); + ОЛ-10: 3.25, 3.29, МП-5 гл.3

Читайте также:
Лекция 2.3

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Лекция 7. Механические волны.

Виды механических волн. Упругие волны в стержнях. Волновое уравнение. Плоская гармоническая волна, длина волны, фазовая скорость. Сферические волны. Объёмная плотность энергии волны. Вектор Умова-вектор плотности потока энергии. Когерентные волны. Интерференция волн. Стоячая волна.

Очное обучение: ОЛ-4: §1.1 – 1.7; ОЛ-6: §1.1 – 1.5; ДЛ-14: §81, 82, 85, МП-7; МП-8

Дистанционное обучение: ОЛ-4: §1.1 – 1.7; ОЛ-6: §1.1 – 1.5; ДЛ-14: §81, 82, 85; МП-8; МП-7: гл. 5.

Лекция 8 . Элементы релятивистской механики.

Преобразования Галилея. Инвариантность уравнений механики относительно преобразований Галилея. Специальная теория относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Кинематические следствия из преобразований Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей. Интервал событий. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Связь между импульсом и энергией релятивистской частицы. Основное уравнение релятивистской динамики.

Очное обучение: ОЛ-2: § 6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20; МП-7: гл. 6.

Семинар 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.158, 1.180, 1.194, 1.211, 1.310(б) или ОЛ-9: 1.148, 1.164, 1.176, 1.191, 1.282(б), 1.292(б)

Дома: ОЛ-8: 1.149, 1.169 или ОЛ-9: 1.142, 1.157; + ОЛ-10: 2.76, 2.87

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.149, 1.158, 1.169, 1.180, 1.194, 1.211, 1.310(б) или ОЛ-9: 1.142, 1.148, 1.157, 1.164, 1.176, 1.191, 1.282(б), 1.292(б); + ОЛ-10: 2.76, 2.87, МП-5 гл.4

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-2, ОЛ-4, ОЛ-6

Лекция 9. Элементы релятивистской механики.

Преобразования Галилея. Инвариантность уравнений механики относительно преобразований Галилея. Специальная теория относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Кинематические следствия из преобразований Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей. Интервал событий. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Связь между импульсом и энергией релятивистской частицы. Основное уравнение релятивистской динамики.

Очное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20; МП-7: гл. 6.

Статистический и термодинамический методы описания макроскопических тел. Термодинамическая система. Термодинамические состояния, обратимые и необратимые термодинамические процессы. Внутренняя энергия и температура термодинамической системы. Теплота и работа. Адиабатически изолированная система. Первое начало термодинамики.

Очное обучение: ОЛ-1: Введение. §1.1 – 1.5; ОЛ-3: §1.1 – 1.7; ДЛ-13: §1, 14, 16; ДЛ-15: §13, 41, 29

Дистанционное обучение: ОЛ-1: Введение, §1.1 – 1.5; ОЛ-3: §1.1 – 1.7; ОЛ-7: §1.1 – 1.2; ДЛ-13: §1, 14, 16; ДЛ-15: §13, 41, 29; МП-6.

Семинар 5 . Колебания и волны.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 3.27, 3.64, 3.85, 3.186 или ОЛ-9: 4.25, 4.57, 4.79, 4.177

Дома: ОЛ-8: 3.12, 3.180 или ОЛ-9: 4.12, 4.176; + ОЛ-10: 6.45, 7.4

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 3.12, 3.27, 3.64, 3.85, 3.180, 3.186 или ОЛ-9: 4.12, 4.25, 4.57, 4.79, 4.176, 4.177; + ОЛ-10: 6.45, 7.4, МП-5 гл.5, 6

МОДУЛЬ 2 «Молекулярная физика и термодинамика»

Лекция 11.

Уравнения состояния термодинамических систем. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Идеально-газовый термометр. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Равномерное распределение энергии по степеням свободы молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Эффективный диаметр и средняя длина свободного пробега молекул газа. Экспериментальные подтверждения молекулярно-кинетической теории.

Очное обучение: ОЛ-1: §2.1 – 2.3; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ДЛ-13: §8, 10, 11; ДЛ-15: §7, 8, 14, 86, 87

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §2.1 – 2.3; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ОЛ-7: §1.5, 1.6, 2.3; ДЛ-13: §8, 10, 11; ДЛ-15: §7, 8, 14, 86, 87; МП-6

Теплоемкость идеального газа при изопроцессах. Адиабатический процесс, уравнение Пуассона. Политропический процесс. Теплоемкость и работа в политропических процессах. Газ Ван-дер-Ваальса. Внутренняя энергия газа Ван-дер-Ваальса.

Очное обучение: ОЛ-1: §2.4 – 2.7; ОЛ-3: §1.9 – 1.13; ОЛ-7: §1.3, 1.4, 1.7; ДЛ-13: §10, 17, 18, 32; ДЛ-15: §18, 21, 98, 103

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §2.4 – 2.7; ОЛ-3: §1.9 – 1.13; ОЛ-7: §1.3, 1.4, 1.7; ДЛ-13: §10, 17, 18, 32; ДЛ-15: §18, 21, 98, 103; МП-6

Семинар 6. Теория относительности.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.398, 1.415, 1.428, 1.443 или ОЛ-9: 1.365, 1.382, 1.395, 1.409

Дома: ОЛ-8: 1.396, 1.417 или ОЛ-9: 1.363, 1.384; + ОЛ-10 № 5.9, 5.30

Читайте также:
Лекция 3.2

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.396, 1.398, 1.415, 1.417, 1.428, 1.443 или ОЛ-9: 1.363, 1.365, 1.382, 1.384, 1.395, 1.409; ОЛ-10 № 5.9, 5.30, МП-5 гл.7

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-3, ОЛ-7

Лекция 13.

Тепловые и холодильные машины. Второе начало термодинамики. Цикл Карно. Теорема Карно. Термодинамическая шкала температур. Неравенство Клаузиуса. Термодинамическая энтропия. Закон возрастания энтропии. Третье начало термодинамики.

Очное обучение: ОЛ-1: § 3.1, 3.2, 3.4 – 3.10; ОЛ-3: § 2.11, 3.1 – 3.5; ОЛ-7: § 3.1 – 3.5; ДЛ-13: §19–22; ДЛ-15: §27 – 31, 37, 40, 41

Дистанционное обучение: ОЛ-1: § 3.1, 3.2, 3.4 – 3.10; ОЛ-3: § 2.11, 3.1 – 3.5; ОЛ-7: § 3.1 – 3.5; ДЛ-13: §19–22; ДЛ-15: §27 – 31, 37, 40, 41; МП-6

Основное неравенство и основное уравнение термодинамики. Понятие о термодинамических потенциалах. Эффект Джоуля-Томпсона. Принцип Ле-Шателье-Брауна. Введение в термодинамику необратимых процессов.

Очное обучение: ОЛ-1: §4.1 – 4.5; ОЛ-3: §3.6; ОЛ-7: §3.5, 3.6; ДЛ-13: §23, 33, 57; ДЛ-15: §29, 45, 46

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §4.1 – 4.5; ОЛ-3: §3.6; ОЛ-7: §3.5, 3.6; ДЛ-13: §23, 33, 57; ДЛ-15: §29, 45, 46

Семинар 7 . Термодинамика.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 6.3, 6.30, 6.47, 6.154 или ОЛ-9: 2.3, 2.30, 2.47, 2.138

Дома: ОЛ-8: 6.32, 6.137 или ОЛ-9: 2.32, 2.122; + ОЛ-10: 11.6, 11.61

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 6.3, 6.30, 6.32, 6.47, 6.137, 6.154 или ОЛ-9: 2.3, 2.30, 2.32, 2.47, 2.122, 2.138; + ОЛ-10: 11.6, 11.61, МП-6

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-3, ОЛ-7

Лекция 15.

Статистическое описание равновесных состояний. Функция распределения. Барометрическая формула. Распределения Больцмана. Принцип детального равновесия. Распределение Максвелла. Экспериментальная проверка распределения Максвелла. Фазовое пространство. Распределение Максвелла-Больцмана. Равновесные флуктуации. Статистическое обоснование второго начала термодинамики. Формула Больцмана для статистической энтропии.

Очное обучение: ОЛ-1: §5.1 – 5.9; ОЛ-3: §1.14, 2.1, 2.6 – 2.8, 2.10; ОЛ-7: §2.1 – 2.4; ДЛ-13: §8 – 10; ДЛ-15: §72, 76, 77

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §5.1 – 5.9; ОЛ-3: §1.14, 2.1, 2.6 – 2.8, 2.10; ОЛ-7: §2.1 – 2.4; ДЛ-13: §8 – 10; ДЛ-15: §72, 76, 77, МП-1

Термодинамические потоки. Явления переноса в газах: диффузия, теплопроводность и вязкость. Эффузия в разреженном газе. Физический вакуум. Броуновское движение. Производство энтропии в необратимых процессах.

Очное обучение: О Л-1: §91, 120 – 127; ОЛ-11: §97, 98, 100, 102, 104

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §6.1 – 6.5; ОЛ-3: §7.1, 7.3 – 7.7; ОЛ-7: §6.2, 6.3; ДЛ-13: §50 – 52, 54; ДЛ-15: §86 – 89, 93, 95; МП-2

Семинар 8 . Равновесные статистические распределения.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 6.84, 6.96, 6.124, 6.208 или ОЛ-9: 2.81, 2.95, 2.119, 2.252

Дома: ОЛ-8: 6.68, 6.192 или ОЛ-9: 2.68, 2.236; + ОЛ-10: 10.16, 10.60

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 6.68, 6.84, 6.96, 6.124, 6.192, 6.208 или ОЛ-9: 2.68, 2.81, 2.95, 2.119, 2.236, 2.252; + ОЛ-10: 10.16, 10.60, МП-1

Лекция 17.

Основные представления о строении жидкостей. Поверхностное натяжение. Формула Лапласа. Смачивание жидкостями поверхностей твердых тел. Капиллярные явления.

Очное обучение: ОЛ-1: §6.1 – 6.5; ОЛ-3: § 7.1, 7.3 – 7.7; ОЛ-7: §5.1 – 5.4; ДЛ-13: §34, 35, 41; ДЛ-15: §111, 112, 116, 120

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §7.1 – 7.7; ОЛ-3: §5.1 – 5.5, 6.1-6.5; ОЛ-7: §5.1 – 5.4; ДЛ-13: §34, 35, 41; ДЛ-15: §111, 112, 116, 120

Лекция 18. Обзорная лекция.

Примечание: часть указанного в плане теоретического материала лектор по согласованию с методической комиссией кафедры дает студентам для самостоятельного изучения.

“Трудные подростки” 3 сезон (сериал, 2021): все 1, 2, 3, 4 и 5, 6, 7, 8 серии в HD. Содержание, смотреть онлайн на More.tv

Год: 2019 (3 сезона), Россия

Жанр: драма, комедия, спорт

Режиссер: Рустам Ильясов

Продюсер: Дмитрий Лунев, Борис Мокроусов, Наталья Голодова

Возраст: 18+

Время: 25 мин

В ролях: Никита Волков, Виталий Андреев, Анастасия Крылова, Тимофей Елецкий, Владимир Гарцунов, Святослав Рогожан, Алена Швиденкова, Мила Ершова, Глеб Калюжный, Вильма Кутавичюте

«Трудные подростки» – популярныйроссийский сериал, который вышел в 2019 году.

Премьера первого сезона сериала «Трудные подростки» состоялась 24 октября 2019 года. Зрители с восторгом встретили проект, поэтому через год вышло продолжение многосерийного фильма. А летом 2021 года стартовали съемки 3-го сезона сериала. В жизни главных героев из центра для трудных подростков происходят очередные перемены. Кроме того, меняется и руководящий состав учреждения, что добавляет переживаний обитающим в центре парням и Антону Ковалеву, их тренеру по футболу.

Читайте также:
Лекция 4.6

Новый проект, затрагивающий проблемы современной молодёжи был тепло встречен не только кинокритиками, но и зрителями. Премьерная дата выхода 3 сезона сериала «Трудные подростки» была объявлена на 7 октября 2021 года. Сериал выходит на российском видеосервисе «more TV» по четвергам в 12:00 (МСК). Третий сезон состоит из 8-ми серий.

Описание сериала “Трудные подростки” 3 сезон

В третьем сезоне жизнь «Трудных подростков» не становится легче. Центр ждет смена власти — новый директор всерьез настроена избавиться от особо опасных подопечных.

Тем временем к коллективу присоединяется роковая воспитанница Влада, и у нее есть один неприятный для Антона секрет.

Сюжет сериала “Трудные подростки” 3 сезон

После событий, которые произошли в предыдущем сезоне, главным героям придётся столкнуться с очередными препятствиями. После того, как Фил расстался со своей возлюбленной, возникает вопрос будут ли они вместе?

Ожидать ли его воссоединения с Леной? Одновременно с этим Никита уходит из дома, а Яна пытается справиться с эмоциональным стрессом из-за чрезмерного контроля со стороны родителей.

Помимо этого, в 3 сезоне молодежного сериала «Трудные подростки» Женя и Гена попытаются построить взрослые отношения. Платон влюбится в девочку из приличной семьи. Даня решит погрузиться в спортивную карьеру. А в самом центре произойдут значительные изменения, которые повлияют на жизнь многих. Но тяжелее придётся тренеру, ведь новая воспитанница связана с ним страшным секретом.

Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на More.tv с 7 октября 2021. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.

1-я серия (выход 7 октября 2021), смотреть онлайн

После событий, которые произошли в предыдущем сезоне, главным героям придётся столкнуться с очередными препятствиями. После того, как Фил расстался со своей возлюбленной, возникает вопрос будут ли они вместе?

Новый директор, новые порядки: подросткам предстоит сдать анализы на запрещенные вещества, а Антону — очень неловкая встреча.

2-я серия (выход 7 октября 2021), онлайн просмотр

Очередная авантюра ребят заканчивается лекцией об эксгибиционизме и приездом наряда полиции. Ожидать ли его воссоединения с Леной? Одновременно с этим Никита уходит из дома, а Яна пытается справиться с эмоциональным стрессом из-за чрезмерного контроля со стороны родителей.

3-я серия (выход 14 октября 2021), просмотр онлайн

«Боги футбола» остались без вратаря: Антон, Платон и Дрочер пытаются заключить сделку с полицией, а Никита и Даня — подписать игрока из другой команды.

4-я серия (выход 21 октября 2021), смотреть онлайн

А в самом центре произойдут значительные изменения, которые повлияют на жизнь многих. Но тяжелее придётся тренеру, ведь новая воспитанница связана с ним страшным секретом.

5-я серия (выход 28 октября 2021), онлайн просмотр

«Боги футбола» встречаются с предвзятым судейством, Фил — с комиссией по отчислению, а Женя обнаруживает, что у нее теперь два парня.

Для просмотра нажмите на спиннер.

6-я серия (выход 4 ноября 2021), смотреть онлайн

Гена отправляется на крышу, чтобы доказать силу своей любви, а Фил просит отца об одолжении.

Для просмотра нажмите на спиннер.

7-я серия (выход 11 ноября 2021), онлайн просмотр

Даню снова зовут в «Орион», Платон садится за пианино, а Кристина попадает в пугающий стрим.

Для просмотра нажмите на спиннер.

8-я серия (выход 18 ноября 2021), просмотр онлайн

Одновременно с этим Никита уходит из дома, а Яна пытается справиться с эмоциональным стрессом из-за чрезмерного контроля со стороны родителей.

СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

ГБПОУ “Самарский техникум промышленных технологий”

  • Главная
  • О себе
  • Мои достижения
  • Мои выпускники
  • Фотогалерея
  • ФГОС_13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
  • Рабочая программа профессионального модуля
  • Календарно-тематический план – МДК 03.01.
  • Электронный учебник (лекции)
  • Практические занятия (ЛПЗ)
  • Учебная практика
  • Квалификационный экзамен
  • Тесты

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
(лекции) по междисциплинарному курсу
МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения

Лекции по междисциплинарному курсу МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения составлены в соответствии с календарно-тематическим планом (КТП)

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Трудовой процесс.
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Производственный процесс. Производственный цикл. Типы производств.
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Поточное производство
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Техническая подготовка производства
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Производственая инфраструктура и структура управления предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Планирование. Виды планирования. Сетевое планирование
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Организация труда на предприятии
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Рабочее место. Организация и обслуживание рабочего места
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Составление плана размещения оборудования
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Нормирование труда. Виды норм.
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Методы нормирования труда
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Рабочее время.Классификация затрат рабочего времени
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Фотография рабочего дня
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Хронометраж
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Производительность труда
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Качество продукции (работ, услуг)
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Государственная система стандартизации РФ
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Сертификация продукции и услуг
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Предприятие (организация) как хозяйствующий субъект
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Формы организаций (предприятий)
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Основной капитал предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Оценка и амортизация основного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Показатели основного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Оборотный капитал предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 26. Показатели оборотного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 27. Зачетное занятие
  • ЛЕКЦИЯ № 28. Трудовые ресурсы предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 29. Производственная программа предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 30. Зачетное занятие
  • ЛЕКЦИЯ № 31. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
  • ЛЕКЦИЯ № 32. Мотивация труда
  • ЛЕКЦИЯ № 33. Затраты производства. Виды затрат.
  • ЛЕКЦИЯ № 34. Смета затрат. Калькуляция себестоимости
  • ЛЕКЦИЯ № 35. Классификация затрат по статьям и элементам
  • ЛЕКЦИЯ № 36. Ценообразование. Виды цен.Иетоды формирования цены
  • ЛЕКЦИЯ № 37. Антимонопольное законодательство
  • ЛЕКЦИЯ № 38. Логистика предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 39. Маркетинговая деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 40. Доход предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 41. Прибыль предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 42. Рентабельность производства и продукции
  • ЛЕКЦИЯ № 43. Менеджмент. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
  • ЛЕКЦИЯ № 44. Деловое и управленческое общение. Принципы делового общения в коллективе
  • ЛЕКЦИЯ № 45. Управленческое решение. Методы принятия управленческого решения
  • ЛЕКЦИЯ № 46. Бизнес-планирование деятельности предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 47. Инновационная деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 48. Инвестиционная политика предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 49. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 50. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
  • ЛЕКЦИЯ № 51. Учет и анализ внутрифирменной деятельности предприятия
  • Литература
Читайте также:
Лекция 3.5.1

Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8

Лекция 1-2 (Лекции 1-4), страница 3

Описание файла

Документ из архива “Лекции 1-4”, который расположен в категории “лекции и семинары”. Всё это находится в предмете “технология конструкционных материалов (ткм)” из пятого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “лекции и семинары”, в предмете “технология конструкционных материалов (ткм)” в общих файлах.

Онлайн просмотр документа “Лекция 1-2”

Текст 3 страницы из документа “Лекция 1-2”

Для определения твёрдости изделий очень мелких размеров или твёрдости отдельных составляющих структуры сплавов измеряют микротвёрдость (H), вдавливая пирамиду Виккерса под малой нагрузкой.

К основным физическим свойствам материалов относятся плотность, температура плавления, теплопроводность, теплоёмкость, коэффициент температурного расширения, электропроводность, магнитные свойства.

Основным химическим свойством конструкционных материалов является способность к химическому взаимодействию с конкретными контактирующими материалами и окружающими средами в процессе обработки и эксплуатации.

Способность материала подвергаться различным методам формообразующей обработки определяется его технологическими свойствами. Перечислим эти свойства.

Литейность – способность расплавленного материала заполнять литейную форму с малой величиной усадки и незначительным образованием литейных дефектов.

Формоизменяемость – способность материала при обработке давлением приобретать требуемую форму без разрушения и с наименьшим сопротивлением.

Свариваемость – способность материала образовывать при сварке надёжные неразъёмные соединения.

Срезаемость – способность материала поддаваться обработке резанием.

Перечислим основные эксплуатационные свойства материала.

Износостойкость – сопротивление материала уносу своих поверхностных частиц трущимся о них посторонним материалом.

Коррозионная стойкость – сопротивление материала разрушительному действию окружающей среды: кислорода, воды, агрессивных кислотных и щелочных сред.

Хладноломкость – возрастание хрупкости материала при понижении температуры.

Хладостойкость – сопротивление материала возрастанию хрупкости при температурах ниже 0С. Это свойство противоположно хладноломкости.

Жаропрочность – сопротивление материала деформации и разрушению при высоких температурах.

Жаростойкость – сопротивление материала окислению в газовой среде при высоких температурах. Жаростойкость иначе называется окалиностойкостью (окалина – продукт окисления, образующийся при повышенной температуре на поверхности стали и некоторых других сплавов при взаимодействии со средой, содержащей кислород).

Теплостойкость – устойчивость материала против отпуска при нагреве в процессе работы.

Антифрикционность – свойство материала обеспечивать малое контактное трение.

1.4. Строение конструкционных машиностроительных материалов

В связи с огромным разнообразием деталей машин и приборов, а также условий их работы для их изготовления необходимы материалы с самыми различными технологическими и эксплуатационными свойствами. Эти свойства в значительной мере зависят от внутреннего строения материала.

Читайте также:
Лекция 2.4

Все конструкционные материалы можно разделить на металлические и неметаллические. Примерами неметаллических материалов являются дерево, кирпич, бетон, керамика, резина, пластики.

Металлические материалы являются сейчас наиболее используемыми конструкционными машиностроительными материалами, в связи с чем рассмотрим их более подробно.

Большинство металлов в твёрдом состоянии имеет кристаллическое строение, характеризующееся упорядоченным расположением атомов в кристаллической решётке, минимальная характерная составляющая которой называется элементарной ячейкой. Наиболее часто встречаются ячейки кристаллических решёток трёх типов: кубическая объёмноцентрированная (рис. 1.7-а), кубическая гранецентрированная (рис. 1.7-б) и гексагональная плотноупакованная (рис. 1.7-в). Расстояние между ближайшими атомами называется периодом или параметром решётки и имеет порядок одного нанометра (1 нм = 10 –9 м, т.е. миллиардная доля метра). Из-за различных расстояний между атомами в разных направлениях всем кристаллам присуща анизотропия, т.е. неодинаковость свойств в разных направлениях.

С изменением температуры или давления параметры решёток и даже их тип могут изменяться, что всегда приводит к заметному изменению свойств материала. Существование одного и того же материала с разным типом кристаллической решётки называется полиморфизмом (например, графит и алмаз), а перестройка кристаллической решётки при критических температурах называется полиморфным превращением. Полиморфные модификации металлов в порядке возрастания температуры их существования обозначают греческими индексами , ,  и т.д. (например, Fe).

Рис. 1.7. Ячейки кристаллических решёток металлов:

а – объёмноцентрированная кубическая; б – гранецентрированная

кубическая; в – гексагональная плотноупакованная

Чистые металлы, как правило, характеризуются низкими прочностными свойствами, в связи с чем в машиностроении обычно используют сплавы, которыми называются вещества, полученные сплавлением двух и более элементов, которые могут быть как металлами, так и неметаллами, и называются компонентами сплава. Кроме основных компонентов в сплаве могут содержаться и примеси, которые бывают полезными, т.е. улучшающими свойства сплава, и вредными, ухудшающими его свойства.

Кристаллическое строение сплава сложнее, чем чистого металла, и зависит от взаимодействия его компонентов, которые при кристаллизации образуют фазы, т.е. однородные по химическому составу и свойствам объёмы, разграниченные поверхностями раздела, при переходе через которые происходит резкое изменение свойств. В сплавах могут образовываться фазы в виде твёрдого раствора, химического соединения и механической смеси.

Твёрдый раствор – растворение одного компонента сплава в другом, при котором основной компонент сохраняет свою кристаллическую решётку, а второй компонент распределяется отдельными атомами внутри этой решётки, немного изменяя её размеры, но не меняя формы. Твёрдый раствор представляет собой одну фазу и обычно образуется из компонентов, имеющих одинаковые типы кристаллических решёток. Сплавы в виде твёрдых растворов сочетают повышенную прочность и хорошую пластичность, что затрудняет обработку резанием. Они легко деформируются, но обладают низкой литейностью (плохая жидкотекучесть, склонны к образованию рассеянной пористости). Образование твёрдых растворов сопровождается значительным увеличением электросопротивления и уменьшением коэффициента температурного расширения, в связи с чем такие сплавы широко применяют для изготовления проволоки или ленты нагревательных приборов и реостатов.

Химическое соединение – химическое взаимодействие компонентов сплава с образованием новой кристаллической решётки, отличной от исходных решёток компонентов. Свойства химического соединения резко отличаются от свойств образующих его компонентов. В отличие от твёрдых растворов химические соединения образуются между компонентами, имеющими большое различие в электронном строении атомов и кристаллических решёток.

Механическая смесь – сплав, состоящий из смеси нерастворимых друг в друге и имеющих разные решётки кристаллов компонентов. Механическая смесь, образовавшаяся при одновременной кристаллизации из расплава, называется эвтектикой, а образовавшаяся в процессе превращения в твёрдом состоянии – эвтектоидом.

Структура сплава – строение сплава, характеризуемое формой, размерами и взаимным расположением фаз. Например, механическую смесь называют также гетерогенной структурой, т.е. структурой, состоящей из нескольких фаз.

Макроструктура – строение сплава, видимое невооружённым глазом или при небольшом увеличении в 30-40 раз.

Микроструктура – строение сплава, наблюдаемое с помощью микроскопа при больших увеличениях (500-100000 раз).

примесные атомы

Рис. 1.8. Дефекты кристаллических решёток:

а – точечные; б – линейные; в – плоскостные

В любой реальной кристаллической решётке всегда имеются дефекты строения, которые существенно изменяют свойства материала и подразделяются по геометрическим признакам.

К малым во всех трёх измерениях точечным дефектам (рис. 1.8-а) относятся вакансии, т.е. узлы решётки, в которых атомы отсутствуют, дислоцированные атомы, расположенные в междоузлиях, и примесные атомы.

Линейные дефекты малы в двух измерениях и имеют большую протяжённость в третьем измерении. К таким дефектам относятся называемые дислокациями лишние атомные плоскости, не имеющие продолжения в части кристалла, и соответствующие им цепочки вакансий (рис. 1.8-б).

Читайте также:
Лекция 4.5

Плоскостные (двухмерные) дефекты характерны для поликристаллических материалов, т.е. материалов, состоящих из большого количества кристаллов, различно ориентированных в пространстве (рис. 1.8-в). Границы между ними обычно представляют собой скопление различно ориентированных дислокаций. Плоскостные дефекты малы только в одном направлении, а в двух других могут достигать размера всего кристалла.

Если бы реальный кристалл не имел дефектов строения, то его пластическую деформацию можно было представить лишь как одновременный сдвиг всех атомов в направлении определённой плоскости (рис. 1.9-а). Очевидно, что для осуществления такого сдвига необходимо было бы преодолеть силу межатомного взаимодействия, т.е. одновременно преодолеть силу сцепления всех атомов этой плоскости с атомами соседней плоскости. Теоретически можно показать, что в этом случае пластическая деформация должна начаться при величине напряжения т=0,1Е, т.е., например, для сталей при т=20000 МПа. Однако пластическая деформация реальных материалов начинается при величине напряжения в сотни раз меньшей теоретической (например, у стали 08кп предел текучести т=180 МПа). Это объясняется тем, что пластическая деформация происходит в результате требующего значительно меньших сил перемещения дислокаций. На рис. 1.9-б дислокация подобно волне пробегает весь кристалл слева направо, в результате чего его форма изменяется. Перемещение дислокации через кристалл можно уподобить движению складки по большому ковру. Когда складка прошла через весь ковёр, то он окажется несколько сдвинутым. Но сила, необходимая для перемещения складки, существенно меньше той, которая нужна, чтобы сдвинуть весь ковёр целиком.

Рис. 1.9. Пластическая деформация в результате:

а – сдвига атомных плоскостей; б – перемещения дислокации

Рис. 1.10. Затруднение пластической деформации

в результате: а – слияния разноимённых дислокаций;

б – взаимного отталкивания одноимённых дислокаций,

а также примесных атомов

При определённом количестве дислокации облегчают пластическую деформацию кристалла, но при чрезмерном количестве начинают её затруднять, препятствуя взаимному продвижению. Избыточные дислокации, расположенные по разные стороны плоскости скольжения и называемые разноимёнными (рис. 1.10-а), притягиваются друг к другу и при слиянии уничтожаются, образуя бездефектную структуру. Одноимённые избыточные дислокации, а также примесные атомы (рис. 1.10-б), из-за большого повышения плотности скопления атомов отталкивают друг друга, также препятствуя этим продвижению в своём направлении.

т

Рис. 1.11. Зависимость предела текучести материала от плотности дефектов кристаллической решётки

В результате диаграмма зависимости предела текучести материала от плотности дефектов кристаллической решётки деф имеет экстремальный вид, показанный на рис. 1.11. Критическая плотность дефектов соответствует отожжённым материалам. Из рис. 1.11 следует, что возможны два основных способа повышения прочности: 1) создание металлов и сплавов с бездефектной структурой; 2) повышение плотности дефектов, затрудняющих движение дислокаций. Первый путь требует получения весьма чистых металлов, не имеющих искажений кристаллической решётки не только за счёт устранения примесных атомов, но и за счёт устранения дислокаций. Второй путь – это получение наибольших по величине и количеству искажений кристаллической решётки, создающих максимальные трудности смещению дислокаций. Для этого используется введение примесей, деформационное упрочнение, упрочняющая термообработка.

Переход металла из жидкого состояния в твёрдое с образованием кристаллической решётки называется кристаллизацией. Процесс кристаллизации начинается с образования зародышей (центров кристаллизации) и зависит от их количества и скорости охлаждения. Пока образовавшиеся кристаллы растут свободно, они имеют более или менее правильную геометрическую форму (рис. 1.12). Однако при столкновении растущих кристаллов их правильная форма нарушается из-за воздействия друг на друга и возможности роста только в направлениях, где есть свободный доступ питающего жидкого материала. В результате растущие кристаллы, имевшие сначала геометрически правильную форму, после затвердевания получают неправильную форму. Кристаллы неправильной формы называются зёрнами или кристаллитами. Зёрна образуют поликристаллическую структуру (крайняя правая часть рис. 1.12). В процессе кристаллизации внутри зёрен чаще всего образуются разветвлённые (древовидные) кристаллы, напоминающие ёлку и получившие название дендритов.

Рис. 1.12. Схема образования зёрен при кристаллизации металла

Размер зерна металла сильно влияет на его механические свойства. Чем мельче зерно, тем выше пределы прочности и текучести, а особенно пластичность и ударная вязкость. Размер зерна сильно зависит от температуры нагрева и разливки жидкого металла, температуры и скорости охлаждения, химического состава металла и особенно присутствия в нём посторонних примесей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: