Лекция 2.4

06.03.2013 Лекция 2.4 для 4 курса (Раздаточные материалы), страница 2

Описание файла

Файл “06.03.2013 Лекция 2.4 для 4 курса” внутри архива находится в папке “Раздаточные материалы”. Документ из архива “Раздаточные материалы”, который расположен в категории “разное”. Всё это находится в предмете “военная кафедра” из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “остальное”, в предмете “военная кафедра” в общих файлах.

Онлайн просмотр документа “06.03.2013 Лекция 2.4 для 4 курса”

Текст 2 страницы из документа “06.03.2013 Лекция 2.4 для 4 курса”

1.2 Группировки зенитных ракетных войск

Зенитные группировки классифицируются по предназначению на:

противосамолетные – для защиты войск и объектов и прикрытия направлений ударов пилотируемой авиации и беспилотных аэродинамических летательных аппаратов;

противоракетные – для защиты войск и объектов от ударов оперативно-тактических и тактических ракет и других аэробаллистических средств поражения.

Группировка тактической ПРО прикрывает объекты (группу объектов) от ударов оперативно-тактических и тактических ракет и других СВН, летящих по баллистическим траекториям с большими углами пикирования на конечном участке полета.

Необходимо отметить, что в ходе ведения боевых действий в районе (зоне) ПВО могут создаваться локальные зенитные группировки (локальные зенитные ракетно-артиллерийские) группировки.

Под такими группировками понимается тактическое территориальное соединение зенитных ракетных (ракетно-артиллерийских, артиллерийских) подразделений, частей и соединений одного или разных видов Вооруженных сил, решающих задачи в общем районе действий в пределах единой зоны огня и управляемых назначенным старшим зенитным ракетным начальником

Условиями создания локальной зенитной группировки являются:

общность объектов обороны или решаемых задач;

общие (перекрывающиеся) зоны огня разновидовых сил и средств противовоздушной обороны;

наличие необходимых для управления средств автоматизации и связи;

наличие правовой основы (боевой приказ, распоряжение), позволяющей старшему зенитному ракетному начальнику локальной зенитной группировки управлять имеющимися в ней силами и средствами противовоздушной обороны.

На прошлой лекции нами были рассмотрены различные виды зон огня (рубежные, объектовые, зональные). Будет уместным классифицирование группировок ЗРВ по образуемым ими зонам огня. Итак, по виду построения боевого порядка различают группировки:

Рубежные группировки зенитных ракетных войск создаются для прикрытия отдельных направлений.

Рубежные группировки обладают одним очень существенным недостатком. В случае если они растянуты более чем на 200-300 километров, то у противника есть возможность пробить в этой группировке коридор шириной до 100 километров и тогда, средства ЗРВ, находящиеся вне этого коридора просто не участвуют в выполнении задачи. Этим объясняется одно из противоречий борьбы с воздушным противником: обороняющийся должен одновременно учитывать многовариантность действий воздушного противника, а последний действует по одному, наиболее удобному для него варианту. Следовательно, априори обороняющемуся всегда требуется больше сил, чем нападающему. В то же время, количество сил обороняющихся всегда напрямую зависит от искусства их командира. Чем лучше он подготовлен, тем меньше сил при конкретном противнике ему требуется для выполнения боевой задачи. В то же время, например, система противовоздушной обороны НАТО на территории ФРГ построена, прежде всего, по принципу создания рубежных группировок ЗРВ. Это особенность инфраструктуры этого государства.

Оценивая в каждом конкретном случае целесообразность создания рубежной группировки можно использовать коэффициент участия, который будет учитывать степень участия группировки ЗРВ в отражении налета. Суть его в следующем. Если в группировке имеется 10 тактических огневых средств, а в отражении налета участвовало только три из них, то данный коэффициент будет равен 0,3.

В свою очередь объектовые группировки зенитных ракетных войск создаваемые для прикрытия конкретных объектов, позволяют довести вышеназванный коэффициент участия до 0,5 и выше. Особенностью таких группировок является то, что группировка может строиться не только для обороны одного отдельно взятого объекта, а и компактно расположенной группы объектов.

В последнем случае вводится понятие так называемого обобщенного объекта, включающего в себя всю компактную группу объектов.

При этом обобщенный объект может иметь достаточно большие размеры, то приводит к тому, что объектовая группировка перерастает в такт называемую зональную группировку зенитных ракетных войск. В последнем случае, не представляется возможным, определить, по какому из обороняемых объектов наноситься удар, и какие из отдельных объектов, какими тактическими огневыми единицами прикрываются. Естественно, что это вносит большие трудности в организацию противовоздушной обороны объектов и является наиболее сложным случаем построения группировок зенитных ракетных войск.

Группировки ЗРВ (объектные и объектово – зональные) могут создавать эшелонированные группировки, в которых огневые подразделения образуют в пределах зоны огня два и более рубежа уничтожения СВН на одном или нескольких направлениях ударов воздушного противника. Поясняющий рис.1.2.1

Рис.1.2.1 Эшелонирование боевого порядка зрп (группировоки ЗРВ)

при круговой обороне наиболее важных объектов в ядерной войне

Эшелонирование группировок в настоящее время, как правило, рассматривается применительно к решению задач борьбы со стратегическими крылатыми ракетами. В эшелонированной группировке первый эшелон наносит решительное поражение воздушному противнику, а второй завершает его разгром. В каждом эшелоне группировки ЗРВ зенитные ракетные дивизионы могут располагаться на одном или нескольких рубежах.

Читайте также:
Лекция 3.5.2

Двухэшелонные группировки строятся для обороны наиболее важных объектов. Требуемая эффективность обороны в этом случае обеспечивается выделением в их состав необходимого количества сил и средств, расчётом и соблюдением при построении группировок основных параметров боевых порядков.

1.3 Основные параметры боевого порядка зенитного ракетного полка

Основными параметрами боевого порядка полка являются:

удаление рубежа расположения позиций зенитных ракетных дивизионов от обороняемого объекта σсп или Rсп (от границ или центра объекта)

RСП = СП + rоб;

интервалы между позициями дивизионов – IСП;

взаимные удаления позиций КП зрп и зрдн – Iкп- зрдн;

расстояния между эшелонами.

Удаление рубежей расположения боевых позиций зрдн от границ обороняемого объекта

Максимальное использование возможностей зрп по созданию системы огня обеспечивается размещением зрдн на таком удалении от границ объектов, при котором достигаются наибольшая степень участия дивизионов в отражении удара воздушного противника с любого направления и гарантированное проведение стрельбы каждым из них (с учетом канальности) до рубежа выполнения задачи воздушным противником в различных условиях обстановки.

Положение боевой позиции каждого зрдн относительно объекта определяет конкретное значение сектора прикрытия (2) и глубины выноса зоны поражения за рубеж выполнения задачи (hо) (рис. №2.1.1).

σсп

Рис.1.3.1 Сектор прикрытия и глубина выноса зоны поражения ЗРК

за РВЗ при различных удалениях зрдн от объекта.

Лекция 2.4

МОДУЛЬ 1 «Физические основы механики»

Неделя 1-2

Лекция 1. Введение.

Вводная. Предмет физики. Физический объект, физическое явление, физический закон. Физика и современное естествознание. Системы отсчёта. Кинематика материальной точки. Угловые скорость и ускорение твёрдого тела. Классический закон сложения скоростей и ускорений при поступательном движении подвижной системы отсчета.

Очное обучение: ОЛ-2: Введение. §1.1 – 1 .5; ОЛ-5: Введение. §1.1 – 1.3; ДЛ-12: §1 – 4, 7 – 9, ДЛ-14: §1 – 4

Дистанционное обучение: ОЛ-2: Введение. §1.1 – 1.5; ОЛ-5: Введение, §1.1 – 1.3; ДЛ-12: §1 – 4, 7 – 9; ДЛ-14: §1 – 4, МП-7: гл.1

Лекция 2 . Закон сохранения импульса.

Силы. Инерциальная система отсчета. Динамика материальной точки. Механическая система и ее центр масс. Уравнение изменения импульса механической системы. Закон сохранения импульса.

Очное обучение: ОЛ-2: §2.1 – 2.6, 2.8 – 2.11, 3.1 – 3.10; ОЛ-5: § 2.1 – 2.5, 3.1 – 3.4; ДЛ-12: § 18, 19, 21, 23; ДЛ-14: § 9 – 13, 18, 19

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §2.1 – 2.6, 2.8 – 2.11, 3.1 – 3.10; ОЛ-5: §2.1 – 2.5, 3.1 – 3.4; ДЛ-12: §18, 19, 21, 23; ДЛ-14: §9 – 13, 18, 19; МП-7: гл.2.

Семинар 1. Кинематика.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.15, 1.25, 1.41, 1.45, 1.52 или ОЛ-9: 1.15, 1.26, 1.41, 1.45, 1.52

Дома: ОЛ-8: 1.20, 1.47 или ОЛ-9: 1.20, 1.46; + ОЛ-10: 1.26, 1.54

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.15, 1.20, 1.25, 1.41, 1.45, 1.47, 1.52 или ОЛ-9: 1.15, 1.20, 1.26, 1.41, 1.45, 1.46, 1.52; + ОЛ-10: 1.26, 1.54, МП-5 гл.1

Занятие 1 . Входное тестирование, вводная беседа и начало выполнения лабораторной работы №1 (М-1).

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Лекция 3. Закон сохранения момента импульса.

Момент силы. Моменты импульса материальной точки и механической системы. Уравнение моментов механической системы. Закон сохранения момента импульса механической системы.

Очное обучение: ОЛ-2: § 3.12, 5.1 – 5.4; ОЛ-5: §5.1 – 5.4; ДЛ-12: § 21, 24, 31, 32; ДЛ-14: § 30, 32, 33 – 36

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §3.12, 5.1 – 5.4; ОЛ-5: §5.1 – 5.4; ДЛ-12: §21, 24, 31, 32; ДЛ-14: §30, 32, 33 – 36; МП-7: гл. 2.

Лекция 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Работа и кинетическая энергия. Консервативные силы. Работа в потенциальном поле. Потенциальные энергии тяготения и упругих деформаций. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии.

Очное обучение: ОЛ-2: §3.2 – 3.8, 5.6 – 5.8; ОЛ-5: §4.1 – 4.6; ДЛ-12: §25, 33; ДЛ-14: §22–29

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §3.2 – 3.8, 5.6 – 5.8; ОЛ-5: §4.1 – 4.6; ДЛ-12: §25, 33; ДЛ-14: §22 – 29; МП-7: гл. 3

Семинар 2. Закон сохранения импульса.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.88, 1.108, 1.125, 1.144 или ОЛ-9: 1.85, 1.103, 1.120, 1.138

Дома: ОЛ-8: 1.87, 1.117 или ОЛ-9: 1.84, 1.112; + ОЛ-10: 2.34, 2.39

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.87, 1.88, 1.108, 1.117, 1.125, 1.144 или ОЛ-9: 1.84, 1.85, 1.103, 1.112, 1.120, 1.138; + ОЛ-10: 2.34, 2.39, МП-5 гл.2

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Читайте также:
Лекция 5.3

Лекция 5 – 6. Колебания.

Гармонические колебания. Векторная диаграмма. Сложение гармонических колебаний одного направления равных и близких частот. Сложение взаимно перпендикулярных гармонических колебаний равных и кратных частот. Свободные незатухающие колебания. Энергия и импульс гармонического осциллятора. Фазовая траектория. Физический маятник. Квазиупругая сила. Свободные затухающие колебания. Декремент и логарифмический декремент колебаний. Вынужденные колебания. Установившиеся вынужденные колебания. Механический резонанс

Очное обучение: ОЛ-2: §8.1, 8.4 – 8.9, 8.11; ОЛ-5: §6.1 – 6.4; ДЛ-12: §50 – 54; ДЛ-14: §39 – 41, 81, 82, 85

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §8.1, 8.4 – 8.9, 8.11; ОЛ-5: §6.1 – 6.4; ДЛ-12: §50 – 54; ДЛ-14: §39 – 41,81,82,85; МП-7: гл. 4.

Семинар 3 . Закон сохранения момента импульса.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.228, 1.292, 1.310(а), 1.324 (а) или ОЛ-9: 1.207, 1.266, 1.282(а), 1.292(а)

Дома: ОЛ-8: 1.229, 1.287 (а) или ОЛ-9:1.208, 1.263 (а); + ОЛ-10: 3.25, 3.29.

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.228, 1.229, 1.287(а), 1.292, 1.310(а), 1.324 (а) или ОЛ-9: 1.207, 1.208, 1.263(а), 1.266, 1.282(а), 1.292(а); + ОЛ-10: 3.25, 3.29, МП-5 гл.3

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-2, ОЛ-5

Лекция 7. Механические волны.

Виды механических волн. Упругие волны в стержнях. Волновое уравнение. Плоская гармоническая волна, длина волны, фазовая скорость. Сферические волны. Объёмная плотность энергии волны. Вектор Умова-вектор плотности потока энергии. Когерентные волны. Интерференция волн. Стоячая волна.

Очное обучение: ОЛ-4: §1.1 – 1.7; ОЛ-6: §1.1 – 1.5; ДЛ-14: §81, 82, 85, МП-7; МП-8

Дистанционное обучение: ОЛ-4: §1.1 – 1.7; ОЛ-6: §1.1 – 1.5; ДЛ-14: §81, 82, 85; МП-8; МП-7: гл. 5.

Лекция 8 . Элементы релятивистской механики.

Преобразования Галилея. Инвариантность уравнений механики относительно преобразований Галилея. Специальная теория относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Кинематические следствия из преобразований Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей. Интервал событий. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Связь между импульсом и энергией релятивистской частицы. Основное уравнение релятивистской динамики.

Очное обучение: ОЛ-2: § 6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20; МП-7: гл. 6.

Семинар 4 . Закон сохранения энергии в механике.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.158, 1.180, 1.194, 1.211, 1.310(б) или ОЛ-9: 1.148, 1.164, 1.176, 1.191, 1.282(б), 1.292(б)

Дома: ОЛ-8: 1.149, 1.169 или ОЛ-9: 1.142, 1.157; + ОЛ-10: 2.76, 2.87

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.149, 1.158, 1.169, 1.180, 1.194, 1.211, 1.310(б) или ОЛ-9: 1.142, 1.148, 1.157, 1.164, 1.176, 1.191, 1.282(б), 1.292(б); + ОЛ-10: 2.76, 2.87, МП-5 гл.4

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-2, ОЛ-4, ОЛ-6

Лекция 9. Элементы релятивистской механики.

Преобразования Галилея. Инвариантность уравнений механики относительно преобразований Галилея. Специальная теория относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Кинематические следствия из преобразований Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей. Интервал событий. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Связь между импульсом и энергией релятивистской частицы. Основное уравнение релятивистской динамики.

Очное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20

Дистанционное обучение: ОЛ-2: §6.1 – 6.8; ОЛ-5: §7.1 – 7.5, 8.1 – 8.4; ДЛ-12: §10 – 17, 20; МП-7: гл. 6.

Статистический и термодинамический методы описания макроскопических тел. Термодинамическая система. Термодинамические состояния, обратимые и необратимые термодинамические процессы. Внутренняя энергия и температура термодинамической системы. Теплота и работа. Адиабатически изолированная система. Первое начало термодинамики.

Очное обучение: ОЛ-1: Введение. §1.1 – 1.5; ОЛ-3: §1.1 – 1.7; ДЛ-13: §1, 14, 16; ДЛ-15: §13, 41, 29

Дистанционное обучение: ОЛ-1: Введение, §1.1 – 1.5; ОЛ-3: §1.1 – 1.7; ОЛ-7: §1.1 – 1.2; ДЛ-13: §1, 14, 16; ДЛ-15: §13, 41, 29; МП-6.

Семинар 5 . Колебания и волны.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 3.27, 3.64, 3.85, 3.186 или ОЛ-9: 4.25, 4.57, 4.79, 4.177

Дома: ОЛ-8: 3.12, 3.180 или ОЛ-9: 4.12, 4.176; + ОЛ-10: 6.45, 7.4

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 3.12, 3.27, 3.64, 3.85, 3.180, 3.186 или ОЛ-9: 4.12, 4.25, 4.57, 4.79, 4.176, 4.177; + ОЛ-10: 6.45, 7.4, МП-5 гл.5, 6

МОДУЛЬ 2 «Молекулярная физика и термодинамика»

Лекция 11.

Уравнения состояния термодинамических систем. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Идеально-газовый термометр. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Равномерное распределение энергии по степеням свободы молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Эффективный диаметр и средняя длина свободного пробега молекул газа. Экспериментальные подтверждения молекулярно-кинетической теории.

Очное обучение: ОЛ-1: §2.1 – 2.3; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ДЛ-13: §8, 10, 11; ДЛ-15: §7, 8, 14, 86, 87

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §2.1 – 2.3; ОЛ-3: §1.8, 2.2 – 2.5, 7.2; ОЛ-7: §1.5, 1.6, 2.3; ДЛ-13: §8, 10, 11; ДЛ-15: §7, 8, 14, 86, 87; МП-6

Читайте также:
Лекция 6.2.2

Теплоемкость идеального газа при изопроцессах. Адиабатический процесс, уравнение Пуассона. Политропический процесс. Теплоемкость и работа в политропических процессах. Газ Ван-дер-Ваальса. Внутренняя энергия газа Ван-дер-Ваальса.

Очное обучение: ОЛ-1: §2.4 – 2.7; ОЛ-3: §1.9 – 1.13; ОЛ-7: §1.3, 1.4, 1.7; ДЛ-13: §10, 17, 18, 32; ДЛ-15: §18, 21, 98, 103

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §2.4 – 2.7; ОЛ-3: §1.9 – 1.13; ОЛ-7: §1.3, 1.4, 1.7; ДЛ-13: §10, 17, 18, 32; ДЛ-15: §18, 21, 98, 103; МП-6

Семинар 6. Теория относительности.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 1.398, 1.415, 1.428, 1.443 или ОЛ-9: 1.365, 1.382, 1.395, 1.409

Дома: ОЛ-8: 1.396, 1.417 или ОЛ-9: 1.363, 1.384; + ОЛ-10 № 5.9, 5.30

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 1.396, 1.398, 1.415, 1.417, 1.428, 1.443 или ОЛ-9: 1.363, 1.365, 1.382, 1.384, 1.395, 1.409; ОЛ-10 № 5.9, 5.30, МП-5 гл.7

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-3, ОЛ-7

Лекция 13.

Тепловые и холодильные машины. Второе начало термодинамики. Цикл Карно. Теорема Карно. Термодинамическая шкала температур. Неравенство Клаузиуса. Термодинамическая энтропия. Закон возрастания энтропии. Третье начало термодинамики.

Очное обучение: ОЛ-1: § 3.1, 3.2, 3.4 – 3.10; ОЛ-3: § 2.11, 3.1 – 3.5; ОЛ-7: § 3.1 – 3.5; ДЛ-13: §19–22; ДЛ-15: §27 – 31, 37, 40, 41

Дистанционное обучение: ОЛ-1: § 3.1, 3.2, 3.4 – 3.10; ОЛ-3: § 2.11, 3.1 – 3.5; ОЛ-7: § 3.1 – 3.5; ДЛ-13: §19–22; ДЛ-15: §27 – 31, 37, 40, 41; МП-6

Основное неравенство и основное уравнение термодинамики. Понятие о термодинамических потенциалах. Эффект Джоуля-Томпсона. Принцип Ле-Шателье-Брауна. Введение в термодинамику необратимых процессов.

Очное обучение: ОЛ-1: §4.1 – 4.5; ОЛ-3: §3.6; ОЛ-7: §3.5, 3.6; ДЛ-13: §23, 33, 57; ДЛ-15: §29, 45, 46

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §4.1 – 4.5; ОЛ-3: §3.6; ОЛ-7: §3.5, 3.6; ДЛ-13: §23, 33, 57; ДЛ-15: §29, 45, 46

Семинар 7 . Термодинамика.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 6.3, 6.30, 6.47, 6.154 или ОЛ-9: 2.3, 2.30, 2.47, 2.138

Дома: ОЛ-8: 6.32, 6.137 или ОЛ-9: 2.32, 2.122; + ОЛ-10: 11.6, 11.61

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 6.3, 6.30, 6.32, 6.47, 6.137, 6.154 или ОЛ-9: 2.3, 2.30, 2.32, 2.47, 2.122, 2.138; + ОЛ-10: 11.6, 11.61, МП-6

Очное и дистанционное обучение: ОЛ-1, ОЛ-3, ОЛ-7

Лекция 15.

Статистическое описание равновесных состояний. Функция распределения. Барометрическая формула. Распределения Больцмана. Принцип детального равновесия. Распределение Максвелла. Экспериментальная проверка распределения Максвелла. Фазовое пространство. Распределение Максвелла-Больцмана. Равновесные флуктуации. Статистическое обоснование второго начала термодинамики. Формула Больцмана для статистической энтропии.

Очное обучение: ОЛ-1: §5.1 – 5.9; ОЛ-3: §1.14, 2.1, 2.6 – 2.8, 2.10; ОЛ-7: §2.1 – 2.4; ДЛ-13: §8 – 10; ДЛ-15: §72, 76, 77

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §5.1 – 5.9; ОЛ-3: §1.14, 2.1, 2.6 – 2.8, 2.10; ОЛ-7: §2.1 – 2.4; ДЛ-13: §8 – 10; ДЛ-15: §72, 76, 77, МП-1

Термодинамические потоки. Явления переноса в газах: диффузия, теплопроводность и вязкость. Эффузия в разреженном газе. Физический вакуум. Броуновское движение. Производство энтропии в необратимых процессах.

Очное обучение: О Л-1: §91, 120 – 127; ОЛ-11: §97, 98, 100, 102, 104

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §6.1 – 6.5; ОЛ-3: §7.1, 7.3 – 7.7; ОЛ-7: §6.2, 6.3; ДЛ-13: §50 – 52, 54; ДЛ-15: §86 – 89, 93, 95; МП-2

Семинар 8 . Равновесные статистические распределения.

Очное обучение: Ауд.: ОЛ-8: 6.84, 6.96, 6.124, 6.208 или ОЛ-9: 2.81, 2.95, 2.119, 2.252

Дома: ОЛ-8: 6.68, 6.192 или ОЛ-9: 2.68, 2.236; + ОЛ-10: 10.16, 10.60

Дистанционное обучение: ОЛ-8: 6.68, 6.84, 6.96, 6.124, 6.192, 6.208 или ОЛ-9: 2.68, 2.81, 2.95, 2.119, 2.236, 2.252; + ОЛ-10: 10.16, 10.60, МП-1

Лекция 17.

Основные представления о строении жидкостей. Поверхностное натяжение. Формула Лапласа. Смачивание жидкостями поверхностей твердых тел. Капиллярные явления.

Очное обучение: ОЛ-1: §6.1 – 6.5; ОЛ-3: § 7.1, 7.3 – 7.7; ОЛ-7: §5.1 – 5.4; ДЛ-13: §34, 35, 41; ДЛ-15: §111, 112, 116, 120

Дистанционное обучение: ОЛ-1: §7.1 – 7.7; ОЛ-3: §5.1 – 5.5, 6.1-6.5; ОЛ-7: §5.1 – 5.4; ДЛ-13: §34, 35, 41; ДЛ-15: §111, 112, 116, 120

Лекция 18. Обзорная лекция.

Примечание: часть указанного в плане теоретического материала лектор по согласованию с методической комиссией кафедры дает студентам для самостоятельного изучения.

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.4 Древний Рим
презентация к уроку

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.4 Древний Рим

Скачать:

Вложение Размер
drevniy_rim.pptx 1.3 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древний Рим Римская империя – последняя из великих империй, когда-либо существовавших на земле.

Легенда о Риме Она гласит, что царь древнего латинского города Альба-Лонга был свергнут своим братом, а его жену превратили в весталку. В священной роще к ней пришел бог Марс, после чего она родила близнецов Ромула и Рема. Нежелательных детей посадили в корзину и бросили в воды Тибра. К счастью, их прибило к берегу у подножия Палатинского холма, где близнецов спасла волчица, которая поила их своим молоком, а приглядывали за ними дятел и чибис. Когда братья выросли, они основали на месте своего спасения город, который стал носить имя Ромула – Рим (лат. Poma ). Марс

Реальная история Рима В веке до н.э. вдоль берегов реки Тибр возникли небольшие поселения. Основаны они были италийскими племенами латинов и сабинов , которые сами были потомками еще более древней цивилизации этрусков . В 753 году до н.э. эти поселения выстроили совместный город-крепость, которая получила название Рим. Город был основан на семи холмах, потому что местность между ними была довольно болотистой. С этого момента ведёт свой отсчет история Рима.

Ранняя республика (конец VI – IV вв. до н.э.) В 509 г. до н.э. последнего седьмого царя Рима Тарквина Гордого свергнул с престола Люциус Юний Брут. Вместо царя народное собрание избрало двоих консулов – Брута и Коллатина , которые стали править Римом. Внутри страны в это время постепенно происходило разделение на патрициев и плебеев. Патриции – родовая римская аристократия, выходцы из коренных римских родов. Плебеи – потомки покоренных народов, влившиеся в римскую нацию.

Средняя республика (III – середина II вв. до н.э .) По мере расширения империи за счет захвата новых территорий, увеличивается приток дани с покоренных народов. Благодаря этому полководцы и губернаторы становились самыми богатыми людьми Рима и превращаются в видных политических деятелей – сенаторов. С каждой новой победой Рима увеличивался приток новых рабов в империю.

Восстание Спартака Унизительные условия жизни, тяжёлый труд и постоянные оскорбления со стороны хозяев привели к тому, что в 73 г. до н.э. вспыхнуло восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака. Беглые рабы составили довольно большой отряд, численность которого достигла 120 тысяч человек, и у Спартака образовалась настоящая армия из бывших рабов. Тем временем, Рим снарядил за восставшими рабами свою армию под командованием Марка Красса. Его войска окружили отряд Спартака и после кровопролитного боя рабы были побеждены, а сам Спартак погиб.

Поздняя республика (146 – 27 гг. до н.э.) Торговый и политический конкурент Рима – североафриканский Карфаген был разбит в Третьей Пунической войне (149—146 гг. до н. э.), после чего Рим стал хозяином в регионе Западного Средиземноморья. Во II веке до н.э. братья-трибуны Гракхи решают осуществить земельную реформу, чтобы ограничить количество земельных наделов римской знати и раздать излишки земли безземельному населению. Реформа была принята, но в результате заговора оба брата были убиты.

Первый триумвират В 59 г. до н.э. на должность консула был избран Гай Юлий Цезарь. Вместе с двумя самыми известными полководцами Рима – Гнеем Помпеем и Марком Крассом, Цезарь составил политический союз, который получил название триумвират. Этот тройной союз самых выдающихся политиков Рима был создан для того, чтобы подавить сопротивление сената и провести нужные союзу законы. В 53 г. до н.э. Марк Красс возглавляет войну против парфян, которая заканчивается катастрофическим разгромом его армии, а сам Красс погибает.

Первый триумвират В это время в Риме дочь Цезаря – Юлия, бывшая замужем за Помпеем, умирает после родов дочки, которая тоже умирает спустя несколько дней. Таким образом, семейные узы между Цезарем и Помпеем рушатся, и между ними начинается настоящая борьба за власть, которая выливается в гражданскую войну. Армии Цезаря и Помпея сходятся в 48 г. до н.э. на территории Греции, где войска Цезаря разбивают легионеров Помпея, после чего Помпей пытается укрыться в Египте, но был предательски убит.

От Римской республики к Римской империи Победив Помпея, Цезарь становится самым прославленным человеком в Риме. Сенат объявляет его диктатором, что считалось не оскорблением, а наоборот, самым высшим титулом власти. Цезарем были проведено несколько глобальных реформ по усилению престижа Рима, самым главным событием из которых становится изменение календаря. Под его руководством была образована полиция, а также запланирована новая земельная реформа.

От Римской республики к Римской империи В замыслах у Цезаря было возведение грандиозного храма в честь бога Марса, строительство гигантского театра и создание библиотеки по типу Александрийской. По его указанию было начато восстановление Карфагена и Коринфа, а также планировалось строительство канала через Коринфский перешеек. Он намеревался победить парфян и дакийцев , чтобы взять реванш за поражение при Каррах и смерть Красса.

От Римской республики к Римской империи Однако, сбыться всем этим планам помешал его же собственный успех. Сенаторы начинают опасаться, что могущество Цезаря достигнет таких размеров, что Сенат станет ему не нужен, и он попросту его распустит. Пока этого не произошло, группировка сенаторов под предводительством Брута и Кассия составляет заговор против Цезаря и убивают его. Последними словами Цезаря была знаменитая фраза «И ты, Брут!»

Второй триумвират Союз Октавия , Антония и Лепида получает название второй триумвират. Лепид принимает на себя командование Испанией и Африкой, что автоматически исключает его из числа претендентов на римский престол. Октавий вступает в управление западными римскими колониями, а Антоний – восточными.

Второй триумвират Но в планы вмешалась египетская царица Клеопатра VI I, очаровавшая Антония. Их объединённая армия вступает в борьбу за Рим, но ее разбивают легионы Октавия в 31 г. до н.э. у мыса Акциум , после чего влюбленная пара кончает жизнь самоубийством. Октавий становится единственным претендентом на трон. В 27 г. до н.э. Сенат предоставляет ему неограниченные полномочия и провозглашает Октавианом Августом. Он вступает на престол Рима в титуле первого императора.

Римская империя Первым делом император Октавиан Август начинает проводить военную реформу. Он оставляет только те 28 легионов, которые помогли ему придти к власти. Остальные 60 легионов демобилизуются и отправляются в отставку. Таким образом, Октавиан создал 150-тысячную армию. Сенат постепенно утратил свою политическую роль и формально поддерживал все решения императора. Такой симбиоз монархии с элементами республики получил название «принципат».

Градостроительство и архитектура Римские города строились очень продуманно и мудро. Каждый город был спроектирован на пересечении двух дорог, вокруг которых выстраивались центральная площадь, рынок и все остальные городские объекты.

Градостроительство и архитектура Интересно, что в Риме был сооружён водопровод, снабжающий город чистой водой. В городе имелись фонтаны, каналы, была устроена канализация и знаменитые римские бани с горячими и холодными бассейнами. Так что Рим был самым развитым и благоустроенным городом I века до н.э.

Градостроительство и архитектура Также важным достижением Рима были великолепные дороги, которые связывали столицу империи со всеми отдаленными провинциями и обеспечивали армии, почте и торговле невероятно высокую по тем временам скорость передвижения.

Градостроительство и архитектура Считается, что за один год Август смог восстановить 82 храма. Самым грандиозным сооружением империи был храм Капитолий, воздвигнутый на одном из семи холмов Рима

Культура древнего Рима Любовь римлян к развлечениям нашла отражение в пословице «хлеба и зрелищ». Самой большой популярностью у римлян пользовались бои гладиаторов и гонки на колесницах. Эти зрелища стали своего рода альтернативой греческим олимпийским играм.

Расширение империи Наиболее значительной победой Августа при поддержке Агриппы было покорение Египта в 30 г. до н.э. Вторым достижением явилось возвращение пленных и боевых знамен, которые захватили парфяне в сражении при Каррхе в 53 г. до н.э. За время пребывания Августа на престоле империя расширилась до Дуная, который стал её восточной границей после того, как были покорены племена, проживающие в Альпах, и закончена колонизация Балканского полуострова.

Тиберий У Августа и его жены Ливии не было своих детей. Поэтому Август объявил наследником своего пасынка Тиберия, который и взошел на трон после его кончины в 14 г. н.э. Тиберий, в отличие от Августа, был крайне скупым и резко сократил финансирование благоустройства империи за счет казны. Однако, в случае катаклизмов Тиберий денег не жалел и последствия пожаров и наводнений устранялись из казны без промедления.

Калигула После кончины Тиберия в 37 г. н.э. трон достался сыну его племянника – Калигуле. Молодой человек пользовался большой популярностью в народе, и на его правление возлагались большие надежды. В честь своего восхождения на трон Калигула объявил о большой амнистии. Но через какое-то время странный недуг превратил его из милостивого и великодушного человека в сумасшедшего маньяка. Одной из его диких выходок стал приказ ввести в члены сената любимого коня.

Клавдий После Калигулы престол перешел к его дяде Клавдию, который вступил на престол в возрасте 50 лет. Его правление отличалось процветанием империи и отсутствием беспорядков в провинциях. Главным военным достижением Клавдия стало покорение юга Англии.

Нерон Наследником Клавдия стал его пасынок Нерон, отличавшийся патологической агрессией и похотью. В 64 г. неадекватный император сжег половину Рима, чтобы насладиться зрелищем пылающего города и под его впечатлением сложить песню, поскольку воображал себя талантливым певцом. Массовые казни верующих своей жестокостью затмили даже подавление восстания Спартака. В результате невменяемый тиран-маньяк Нерон надоел римлянам своими безумными выходками и против него восстала даже его личная стража – гарнизон преторианцев (от слова «претория» – личная резиденция императора). Со смертью Нерона династия Юлиев- Клавдиев завершилась.

Династия Флавиев Весь следующий год после свержения Нерона прошёл в борьбе за римский трон, которая вылилась в гражданскую войну. В конце концов, к власти пришел полководец Веспасиан , положивший конец междоусобице. От Веспасиана трон перешел к его сыну Титу, что явилось первым случаем, когда наследником императора стал его сын. Тит правил недолго, и трон перешёл к его младшем брату Домициану , против которого был составлен заговор, и он был убит.

Антонины После смерти Домициана сенат избрал императором Нерву, который продержался на троне всего два года. После него на престол заступил выдающийся полководец Ульпия Траян, который максимально раздвинул границы Римской империи, стремясь как можно дальше от Рима отодвинуть варварские племена кочевников. Благодаря трем следующим императорам – Адриану, Антонию Пию и Марку Аврелию II век стал «золотым веком» Римской империи. Однако, следующий император – Коммод , сын и наследник Марка Аврелия оказался порочным и тщеславным. В 192 году он был задушен в результате заговора, и империя снова провалилась в бездну междоусобицы.

Династия Северов В 193 году на престол вступает род Северов. Второй император этого рода по имени Каркалл интересен тем, что при нем населению всех покоренных римских провинций было даровано римское гражданство. Начиная с 235 года империя вступает в период кризиса власти. За имперский трон борются 29 претендентов, причем, всего один из них умер естественной смертью. И только с приходом к власти Диоклетиана в 284 году империя обрела спокойствие и равновесие.

Константин I и конец империи В 324 году Константин становится единоличным правителем всей великой империи. Он знаменит тем, что при нем христианство из преследуемой секты превращается в государственную религию. Константин переносит столицу из Рима в небольшой городок Византий, в дальнейшем переименованный в Константинополь в честь Константина.

Информатика Лекция 2 (4)

Лекція № 8. Логический синтез простейших вычислительных схем. (ПС)

Вспомним знаки для обозначения логических операций:

– (надчеркивание) операция отрицания, НЕ, инверсия;

– дизъюнкция, ИЛИ, логическое сложение;

– конъюнкция, И, логическое умножение;

– исключающее ИЛИ, сумма по модулю 2.

Рассмотрим примеры использования законов и тождеств алгебры логики.

ПРИМЕР 1: упростить выражение

ПРИМЕР 2: упростить выражение

ПРИМЕР 3 “Одноразрядный сумматор”

Рассмотрим синтез одноразрядного двоичного сумматора, имеющего два входа (а и b) и два выхода: результата – S и переноса – P. Логика работы сумматора задается следующей таблицей:

Пользуясь определениями ФАЛ, можно записать логические выражения, определяющие переменные S и P через a и b:

;

.

Схема, реализующая данные логические функции будет иметь вид:

ПРИМЕР 4. “Кодовый замок”.

Создать управляющее устройство кодового замка с 5-ю кнопками, вырабатывающего сигнал “Открыть” при одновременном нажатии кнопок 1,2 и 3.

Введем логические переменные , соответствующие кнопкам замка. Если соответствующая кнопка нажата, то переменная имеет значение “истина” или “1”; в противном случае – “ложь” или “0”:

Определим логическую функцию “открыть” следующим образом:

Логическая схема будет иметь вид:

ПРИМЕР 5. “Аппаратный умножитель”.

Построить логическую схему аппаратного умножителя для вычисления произведения двух двухразрядных двоичных чисел.

Введем переменные для операции умножения:

и запишем логические уравнения:

;

;

;

.

На основании полученных уравнений синтезируем схему умножителя:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Лекция 2.4. Общие механизмы: стереотипы, примечания, ограничения. Понятие образца и способ его описания

Механизмы расширения UML предназначены для того, чтобы разработчики могли адаптировать язык моделирования к своим конкретным нуждам, не меняя при этом его метамодель. Наличие механизмов расширения принципиально отличает UML от других средств моделирования. К механизмам расширения UML относятся:

2 тегированные (именованные) значения;

Стереотип – это новый тип элемента модели, который определяется на основе уже существующего элемента. Стереотипы расширяют нотацию модели, могут применяться к любым элементам модели и представляются в виде текстовой метки или пиктограммы.

Стереотипы классов – это механизм, позволяющий разделять классы на категории. Например, основными стереотипами, используемыми в процессе анализа системы, являются: Boundary (граничный класс), Entity (класс-сущность) и Control (управляющий класс).

Помимо упомянутых стереотипов, разработчики ПО могут создавать свои собственные наборы стереотипов, формируя тем самым специализированные подмножества UML (например, для описания бизнес-процессов, Web-приложений, баз данных и т.д.). Такие подмножества (наборы стереотипов) в стандарте языка UML носят название профилей языка.

Именованное значение – это пара строк “тег = значение”, или “имя = содержимое”, в которых хранится дополнительная информация о каком-либо элементе системы, например, время создания, статус разработки или тестирования, время окончания работы над ним и т. п.

Примечание – элемент диаграммы для комментария или другой текстовой информации. Примечание может содержать дополнительные сведения об элементах модели (с ними его соединяет пунктирная линия).

Ограничение – это семантическое ограничение, имеющее вид текстового выражения на естественном или формальном языке (OCL – Object Constraint Language), которое невозможно выразить с помощью нотации UML. Средства OCL не предназначены для описания процессов вычисления выражений, а только лишь фиксируют необходимость выполнения тех или иных условий применительно к отдельным компонентам моделей. Он может быть использован для решения следующих задач:

1 описание инвариантов классов и типов в модели классов;

2 описание пред- и постусловий в операциях и методах;

3 описание ограничивающих условий элементов модели;

4 навигация по структуре модели;

5 спецификация ограничений на операции.

Литература к лекции 2.4

1. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Серия «Классика CS». 2-е изд.: Пер. с англ. – СПб.: Питре, 2006. – Глава 12.

2. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005. – Глава 2.


Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов и спецификация требований к программному обеспечению

Лекция 3.1. Модель Business Use Case. Модель бизнес-анализа

Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью крупномасштабных проектов по созданию ПО. Отсутствие таких моделей является одной из главных причин неудач многих проектов.

Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, материальные, человеческие, информационные). Выделяют следующие классы процессов:

1 основные процессы;

2 обеспечивающие процессы;

3 процессы управления.

Бизнес-модель – это формализованное графическое представление процессов, связанных с ресурсами и отражающих существующую или предполагаемую деятельность предприятия. Цели бизнес-моделирования:

1. обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;

2. обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;

3. убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;

4. создать базу для формирования требований к будущему ПО организации.

Модель бизнес-процесса должна давать ответы на вопросы:

1. Какие процедуры (функции, работы) необходимо выполнить для получения заданного конечного результата?

2. В какой последовательности выполняются эти процедуры?

3. Какие механизмы контроля и управления существуют в рамках рассматриваемого бизнес-процесса?

4. Кто выполняет процедуры процесса?

5. Какие входящие документы/информацию использует каждая процедура процесса?

6. Какие исходящие документы/информацию генерирует процедура процесса?

7. Какие ресурсы необходимы для выполнения каждой процедуры процесса?

8. Какая документация/условия регламентирует выполнение процедуры?

Методика моделирования, являющаяся составной частью технологии Rational Unified Process, предусматривает построение двух моделей:

1 модели бизнес-процессов (Business Use Case Model);

2 модели бизнес-анализа (Business Analysis Model).

Модель бизнес-процессов – модель, описывающая бизнес-процессы организации в терминах ролей и их потребностей. Она представляет собой расширение модели вариантов использования UML за счет введения набора стереотипов Business Actor (стереотип действующего лица) и Business Use Case (стереотип варианта использования).

Для каждого Business Use Case строится модель бизнес-анализа – объектная модель, описывающая реализацию бизнес-процесса в терминах взаимодействующих объектов (бизнес-объектов – Business Object), принадлежащих к двум классам – Business Worker и Business Entity. Business Worker (исполнитель) – активный класс, представляющий собой абстракцию исполнителя, выполняющего некоторые действия в рамках бизнес-процесса. Business Entity (сущность) – пассивный класс, не инициирующий никаких взаимодействий. Модель бизнес-анализа может состоять из диаграмм разных типов. В состав модели обязательно должна входить диаграмма классов, содержащая исполнителей и сущности.

Литература к лекции 3.1

1. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005. – Глава 3.

Лекция 3.2. Определение требований к системе. Варианты использования

Определение требований к ПО является составной частью процесса управления требованиями. Спецификация требований к ПО является основным документом, определяющим план разработки ПО. Все требования, определенные в спецификации, делятся на функциональные и нефункциональные. Функциональные требования определяют действия, которые должна выполнять система, без учета ограничений, связанных с ее реализацией. Нефункциональные требования не определяют поведение системы, но описывают ее атрибуты или атрибуты системного окружения (качество пользовательского интерфейса, производительность, средства реализации, надежность, безопасность).

Требования к ПО оформляются в виде ряда документов и моделей. Словарь предметной области (глоссарий) определяет общую терминологию для всех моделей и описаний требований к системе. Технические требования содержат описание нефункциональных требований. Функциональные требования к системе моделируются и документируются с помощью вариантов использования.

Литература к лекции 3.2

1. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам.: Пер. с англ. – М. Лори, 2002.

2. Кратчен Ф. Введение в Rational Unified Process. 2-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. – Глава 9.

3. Соммервил И. Инженерия программного обеспечения. 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. – Главы 5, 6.

4. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения.: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – Главы 6, 7.

Лекция 2

Тема лекции

Рабочие циклы ДВС.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя

План лекции

2.1 Принцип преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

2.2 Понятия и определения двигателя.

2.3 Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей.

2.4 Назначение кривошипно-шатунного механизма.

2.5 Неподвижные и подвижные группы деталей КШМ: блок цилиндров или блок-картер, головка (головки) блока цилиндров, цилиндры, шатунно-поршневая группа, коленчатый вал, подшипники, картер.

2.6 Установка и крепление двигателей на раме.

Содержание лекции

2.1 Принцип преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала

Двигатель внутреннего сгорания состоит из механизмов и систем, выполняющих различные функции. Рассмотрим устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания на примере одноцилиндрового бензинового ДВС с внешним смесеобразованием (рис. 2.1). В цилиндре 1 находится поршень с поршневыми кольцами, соединенный с коленчатым валом 11 шатуном 8.

При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательное движение. Одновременно с коленчатым валом вращается распределительный вал, который через промежуточные детали (толкатель, штангу и коромысло) механизма газораспределения открывает или закрывает впускной и выпускной клапаны. Когда поршень опускается вниз, открывается впускной клапан, и в цилиндр поступает (за счет разрежения) горючая смесь (мелкораспыленное топливо и воздух), приготовленная в карбюраторе, которая при движении поршня вверх сжимается.

Рис. 2.1. Схема одноцилиндрового бензинового ДВС с внешним смесеобразованием:

1 – цилиндр (с картером в сборе); 2 – головка цилиндра; 3 – впускной клапан; 4 – свеча зажигания; 5 – выпускной клапан; 6 – поршень; 7 – поршневой палец; 8 – шатун; 9 – маховик; 10 – поддон; 11 – коленчатый вал

В работающем двигателе при появлении электрической искры между электродами свечи зажигания 4 смесь, сжатая в цилиндре, воспламеняется и сгорает. Вследствие этого образуются газы, имеющие высокую температуру и большое давление. Под давлением расширяющихся газов поршень опускается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал. Так преобразуется прямолинейное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. При открытии выпускного клапана и при движении поршня вверх из цилиндра удаляются отработавшие газы.

2.2 Понятия и определения двигателя

С работой двигателя связаны следующие параметры.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – крайнее верхнее положение поршня (рис. 2.2).

Нижняя мертвая точка (НМТ) – крайнее нижнее положение поршня.

Радиус кривошипа – расстояние от оси коренной шейки коленчатого вала до оси его шатунной шейки.

Ход поршня S – расстояние между крайними положениями поршня, равное удвоенному радиусу кривошипа коленчатого вала. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180° (пол-оборота).

Рис. 2.2. Основные положения кривошипно-шатунного механизма:

S – ход поршня; D – диаметр цилиндра; r – радиус кривошипа

Такт – часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня.

Объем камеры сгорания – объем пространства над поршнем при его положении в ВМТ (рис. 2.2).

Рабочий объем цилиндра – объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от ВМТ к НМТ.

Полный объем цилиндра – объем пространства над поршнем при нахождении его в НМТ. Очевидно, что полный объем Va цилиндра равен сумме рабочего объема Vh , цилиндра и объема Vc камеры сгорания, т. е. Va = Vh + Vc.

Литраж: двигателя (в л) для многоцилиндровых двигателей – это произведение рабочего объема Vh на число i цилиндров, т. е. Vл = Vh · i.

Степень сжатия ε – отношение полного объема Va цилиндра к объему Vc камеры сгорания, т.е.

Ход поршня S и диаметр D цилиндра обычно определяют размеры двигателя. Если отношение S/D 2.3 Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя состоит из следующих тактов: впуск, сжатие, рабочий ход (сгорание – расширение), выпуск.

Впуск. Поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт, в цилиндре возникает разрежение, вследствие чего в него поступает горючая смесь, которая перемешивается с отработавшими газами, оставшимися в небольшом количестве в цилиндре от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Температура смеси в конце впуска равна 100. 130°С, а давление примерно 0,07. 0,08 МПа (0,7. 0,8 кгс/см2).

Сжатие. Поршень перемещается от НМТ к ВМТ. Оба клапана закрыты, рабочая смесь сжимается, вследствие чего ее температура повышается и улучшается испарение бензина.

К концу такта сжатия давление в цилиндре повышается до 0,8. 1,2 МПа (8. 12 кгс/см2), температура смеси достигает 280. 480 °С.

Рабочий ход (сгорание — расширение). Рабочая смесь в цилиндре воспламеняется электрической искрой и сгорает за 0,001. 0,002 с, выделяя при этом большое количество теплоты. Оба клапана закрыты. Температура сгорания свыше 2000 °С, а давление – 3,5. 4,0 МПа (35. 40 кгс/см2).

Под действием силы давления газов поршень перемещается к НМТ, вращая через шатун коленчатый вал. В процессе расширения газов за счет внутренней энергии топлива совершается механическая работа. В конце расширения давление в цилиндре падает до 0,3. 0,4 МПа (3. 4 кгс/см2), а температура снижается до 800. 1100 °С.

Выпуск. Открывается выпускной клапан. Поршень перемещается к ВМТ и очищает цилиндр от отработавших газов, выталкивая их в атмосферу. Давление в цилиндре к концу такта выпуска снижается до 0,11. 0,12 МПа (1,1. 1,2 кгс/см2), а температура до 300. 400 °С.

Рабочий цикл четырехтактного дизеля, как и рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя, состоит из четырех повторяющихся тактов: впуска, сжатия, расширения газов или рабочего хода и выпуска. Однако рабочий цикл дизеля существенно отличается от рабочего цикла карбюраторного двигателя. В цилиндр дизеля поступает чистый воздух, а не горючая смесь. Воздух сжимается с высокой степенью сжатия, вследствие чего значительно повышается его давление и температура. В конце сжатия в нагретый воздух из форсунки впрыскивается мелкораспыленное топливо, воспламеняющееся не от электрической искры, а от соприкосновения с горячим воздухом. Поэтому дизель иногда называют двигателем с воспламенением от сжатия. Горючая смесь в этом двигателе образуется при впрыскивании топлива в цилиндр.

Первый такт — впуск (рисунок 2.3 а). При движении поршня от ВМТ к НМТ в цилиндре создается разрежение. Впускной клапан 5 открывается, и цилиндр наполняется воздухом. В цилиндре воздух смешивается с небольшим количеством отработавших газов. Давление воздуха в цилиндре (у прогретого двигателя) при такте впуска составляет 8 – 9 кПа, а температура достигает 50-80°С.

Рис. 2.3. Схема работы четырехтактного одноцилиндрового дизеля:

а – впуск воздуха, б – сжатие воздуха, в – расширение газов или рабочий ход,

г – выпуск отработавших газов, 1 – цилиндр, 2 – топливный насос,

3 – поршень, 4 – форсунка, 5 – впускной клапан, 6 – выпускной клапан

Второй такт – сжатие (рисунок 2.3 б). Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной 5 и выпускной 6 клапаны закрыты. Объем воздуха уменьшается, а его давление и температура увеличиваются. В конце сжатия давление воздуха внутри цилиндра повышается до 400 — 500 кПа, а температура до 600 — 700°С. Для надежной работы двигателя температура сжатого воздуха в цилиндре должна быть значительно выше температуры самовоспламенения топлива.

Третий такт – расширение газов или рабочий ход (рисунок 2.3 в). Оба клапана закрыты. При положении поршня около ВМТ в сильно нагретый и сжатый воздух из форсунки 4 впрыскивается мелкораспыленное топливо под большим давлением (1300—1850 кПа), создаваемым топливным насосом 2. Топливо перемешивается с воздухом, нагревается, испаряется и воспламеняется. Часть топлива сгорает при движении поршня к ВМТ, т. е. в конце такта сжатия, а другая часть – при движении поршня вниз в начале такта расширения. Образующиеся при сгорании топлива газы увеличивают внутри цилиндра двигателя давление до 600 – 800 кПа и температуру до 1800 – 2000 °С. Горячие газы расширяются и давят на поршень 3, который перемещается от ВМТ к НМТ, совершая рабочий ход.

Четвертый такт – выпуск (рисунок 2.3 г). Поршень перемещается от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан 6 вытесняет отработавшие газы из цилиндра. Давление и температура в конце выпуска равны соответственно 11 — 12 кПа и 600-700°С. После такта выпуска рабочий цикл дизеля повторяется в рассмотренной выше последовательности.

2.4 Назначение кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих силу давления газов, во вращательное движение коленчатого вала. Детали кривошипно-шатунного механизма можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К первым относятся поршень с кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый вал и маховик, ко вторым – блок цилиндров, головка блока, прокладка головки блока и поддон (картер). В обе группы входят также и крепежные детали.

2.5 Неподвижные и подвижные группы деталей КШМ: блок цилиндров или блок-картер, головка (головки) блока цилиндров, цилиндры, шатунно-поршневая группа, коленчатый вал, подшипники, картер

Блок цилиндров или блок-картер является остовом двигателя. На нем и внутри него располагаются основные механизмы и детали систем двигателя. Блок цилиндров может быть отлит из серого чугуна (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-5335, КамАЗ-5320) или из алюминиевого сплава (двигатели автомобилей ГАЗ, УАЗ и др.). Горизонтальная перегородка делит блок цилиндров на верхнюю и нижнюю части. В верхней плоскости блока и в горизонтальной перегородке расточены отверстия для установки гильз цилиндров. В цилиндре, являющемся направляющей при движении поршня, совершается рабочий цикл двигателя. Гильзы могут быть мокрыми или сухими. Гильзу цилиндра называют мокрой, если она омывается жидкостью системы охлаждения, и сухой, если непосредственно не соприкасается с охлаждающей жидкостью.

Фармакология. Конспект лекций для вузов

Представляем вашему вниманию книгу содержащую более 80-и конспект лекций по “Фармакологии” В их числе: Фармакокинетика и фармакодинамика. Основные понятия Основные вопросы фармакокинетики Взаимодействие лекарственных средств Средства для наркоза Спирт этиловый Снотворные средства Противопаркинсонические средства Противосудорожные средства Средства, влияющие на функции органов дыхания Кардиотонические средства Рвотные и противорвотные средства и многие другие.

Оглавление

  • Лекция 1. Фармакокинетика и фармакодинамика. Основные понятия (часть 1)
  • Лекция 2. Фармакокинетика и фармакодинамика. Основные понятия (часть 2)
  • Лекция 3. Основные вопросы фармакокинетики (часть 1)
  • Лекция 4. Основные вопросы фармакокинетики (часть 2)
  • Лекция 5. Основные вопросы фармакокинетики (часть 3)
  • Лекция 6. Основные вопросы фармакодинамики (часть 1)
  • Лекция 7. Зависимость фармакотерапевтического эффекта от свойств лекарственных средств и условий их применения
  • Лекция 8. Взаимодействие лекарственных средств (часть 1)
  • Лекция 9. Взаимодействие лекарственных средств (часть 2)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология. Конспект лекций для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 4. Основные вопросы фармакокинетики (часть 2)

1. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры. Депонирование

Абсорбируясь, вещества попадают в кровь, а затем проникают в органы и ткани. Большинство лекарственных веществ распределяются неравномерно. Существенное влияние на характер распределения веществ оказывают биологические барьеры. Это стенка капилляров, клеточные мембраны, гематоэнцефалический и плацентарный барьеры.

Через стенку капилляров большинство лекарственных веществ проходит легко. Исключение составляют белки плазмы и их комплексы с препаратами. Значительно затруднено прохождение многих веществ через гематоэнцефалический барьер. Это связано с особенностями строения капилляров мозга: их эндотелий не имеет пор, через которые в обычных капиллярах проходят многие вещества. В капиллярах мозга почти отсутствует пиноцитоз. Определенное значение имеют и глиальные элементы (астроглия), выстилающие наружную поверхность эндотелия и играющие роль дополнительной липидной мембраны. Через гематоэнцефалический барьер плохо проходят полярные соединения. Липофильные молекулы проходят в ткань мозга легко. В основном вещества проникают через гематоэнцефалический барьер путем диффузии, а некоторые — за счет активного транспорта.

Имеются отдельные небольшие участки головного мозга, в которых гематоэнцефалический барьер практически неэффективен (эпифиз, задняя доля гипофиза). При некоторых патологических состояниях (например, при воспалении мозговых оболочек) проницаемость гематоэнцефалического барьера повышается.

Сложным биологическим барьером является и плацентарный барьер. Через него также проходят липофильные соединения (путем диффузии). Ионизированные полярные вещества через плаценту проходят плохо.

Лекарственные вещества, циркулирующие в организме, частично связываются, образуя внеклеточные и клеточные депо. К экстрацеллюлярным депо могут быть отнесены белки плазмы, особенно альбумины. Вещества могут накапливаться в соединительной и костной ткани (тетрациклины). Некоторые препараты (акрихин) в особенно больших количествах обнаруживаются в клеточных депо. Связывание их в клетках возможно за счет белков, нуклеопротеидов, фосфолипидов. Особый интерес представляют жировые депо, так как в них могут задерживаться липофильные соединения.

Продолжительность нахождения веществ в тканевых депо варьируется в широких пределах. Очень длительно задерживаются в организме ионы тяжелых металлов.

2. Химические превращения (биотрансформация и метаболизм) лекарственных веществ в организме

В неизмененном виде выделяются только высокогидрофильные ионизированные соединения. Из липофильных веществ исключение составляют средства для ингаляционного наркоза, основная часть которых в химические реакции в организме не вступает. Они выводятся легкими в том же виде, в каком были введены.

В биотрансформации лекарственных веществ принимают участие многие ферменты, из которых важнейшая роль принадлежит микросомальным ферментам печени. Они метаболизируют чужеродные для организма липофильные соединения, превращая их в более гидрофильные. Субстратной специфичности у них нет. Существенное значение имеют и немикросомальные ферменты различной локализации, особенно в случаях биотрансформации гидрофильных веществ.

Выделяют два основных пути превращения лекарственных веществ: метаболическую трансформацию и конъюгацию. Метаболическая трансформация — это превращение веществ за счет окисления, восстановления и гидролиза. Окислению подвергаются кодеин, фенацетин, аминазин, гистамин. Окисление происходит за счет микросомальных оксидаз смешанного действия при участии НАДФ, кислорода и цитохрома Р-450.

Восстановлению подвергаются левомицетин, хлоралгидрат и нитразепам. Происходит это под воздействием систем нитро — и азидоредуктаз. Сложные эфиры (атропин, ацетилсалициловая кислота, новокаин) и амиды (новокаинамид) гидролизуются при участии эстераз, амилаз, фосфатаз и т. д.

Конъюгация — это биосинтетический процесс, сопровождающийся присоединением к лекарственному веществу или его метаболитам ряда химических группировок или молекул эндогенных соединений. Так происходит метилирование веществ (гистамин, катехоламины), их ацетилирование (сульфаниламиды), взаимодействие с глюкуроновой кислотой (морфин), сульфатами (левомицетин, фенол), глутатионом (парацетамол).

В процессах конъюгации участвуют многие ферменты: глюкуранилтрансфераза, сульфо-, метил-, глутатионил-S-трансферазы и др.

Конъюгация может быть единственным путем превращения веществ или следовать за метаболической трансформацией.

При биотрансформации вещества переходят в более полярные и более растворимые метаболиты и конъюгаты. Это благоприятствует их дальнейшим химическим превращениям, а также способствует их выведению из организма. Известно, что почками выводятся гидрофильные соединения, тогда как липофильные в значительной степени реабсорбируются в почечных канальцах. В результате биотрансформации лекарственные вещества теряют свою биологическую активность. Таким образом, эти процессы лимитируют во времени действие веществ. При патологии печени, сопровождающейся снижением активности микросомальных ферментов, продолжительность действия ряда веществ увеличивается.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология. Конспект лекций для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: