Лекция 3.2

Лекция 3.2 Судьба Каина

Аудио

Каин не сделал правильного вывода и убивает своего брата. За этот поступок он изгоняется и от лица своих родителей. Адам и Ева расстроены. Адам видит на опыте первые плоды своего грехопадения. Он начинает понимать, что он сделал, не послушав Бога. Творцом и отцом человеческой культуры, человеческой цивилизации является именно Каин. Он уходит и вместе со своими потомками создаёт первые поселения, создают первый музыкальный инструмент, придумают песни, танцы, придумывают искусство плавить железо. Придумывают то, на чём зиждется и чем гордится вся человеческая культура.

КАИН, убивший брата, был изгнан от лица своих родителей. Теперь Адам познал первые плоды своего грехопадения. Плач Адама, его тоска усиливаются. Он уже понял, что впустил в мир, не послушав Бога. Он уже понял, что теперь будет испытывать человечество. Он отсылает Каина от себя. Сын уходит из семьи, начинает жить самостоятельной жизнью.

Мы редко задумываемся о культуре, которая нас окружает, искренне считая, что цивилизации – человеческое достижение. Но Библию нужно читать честно. Творец человеческой культуры, творец и отец человеческой цивилизации именно Каин. Он уходит от отца, и именно его потомки создают первые города, первые музыкальные инструменты, придумывают песни, танцы, плавят руды. Архитектура, зодчество созданы потомками Каина. Мы знаем, что именно города стали очагами культуры: простое сельскохозяйственное поселение не оставило следов, да у его жителей и не было нужды развиваться, а не просто добывать себе пропитание; жителям древних сел не нужна культура, им было достаточно обыкновенных, простейших навыков. Культура создавалась в городах – в тех городах, которые основал Каин.

Христианство очень много сделало и продолжает делать, чтобы культура смогла стать мостом, ведущим человека к Богу, к спасению. Любой предмет этого мира может связать нас с Богом: любая вещь и любая работа, любая профессия могут быть пронизаны благодатью Божией. Присутствие Святого Духа в жизни каждого человека может освятить его, окружающих его людей, и привести к предназначению – спасению его души.

Но культура сама по себе не имеет никакого достоинства, которое ей очень часто приписывается; ей нельзя поклоняться, ее нельзя ценить выше Бога. Нельзя дорожить в мире ни прекрасными зданиями, ни сокровищами истории, ни даже сокровищами человеческой мысли больше, чем живым Богом. В Царствии Небесном, в том мире, который будет после пришествия Христа, культуры в нашем понимании снова не станет.

Человек вернется в то первозданное состояние, в котором не будет предметов человеческой культуры, поскольку не нужны будут материальные посредники между Богом, человеком и материальным миром. Бог будет во всем, и поэтому человеческое представление о прекрасном уже будет не нужно. Бог – Красота, Правда – будет во всем, и жалкие человеческие попытки их изобразить, представить и таким образом самореализоваться будут не нужны. Любое произведение культуры, любая человеческая данность могут стать идолами в этом мире, если человек забывает, что культура только для того и нужна, чтобы приобщить нас к Богу.

Мест в Священном Писании, которые показывают именно такое отношение к культуре, более чем достаточно. Вспомним, был разрушен лучший храм мира, храм Соломона, и не осталось от него камня на камне. Вспомним: когда апостолы показывают Христу второй храм, не столь величественный как Соломнов, но единственный тогда посвященный единому Богу, Христос даже не обращает на него внимания: «Говорю вам, все это будет разрушено, камня на камне не останется от того, чем вы так гордитесь». Пророк Исаия тоже в своей книге говорит, что все, чем так гордится человек, вся культура, которой он дорожит, гордясь собственной успешностью, завершенностью, состоятельностью, будет уничтожена; человек отречется от всего, он войдет в Царствие Небесное совсем другим.

Отметим еще одну важную деталь. У древнейшего человечества не было идолов. Сначала эта мысль может удивить, поскольку мы знаем, насколько было велико их разнообразие в дальнейшем. Но первые люди были настолько велики, настолько могущественны, жили около тысячи лет – были такими, какими их еще создал Бог, во всей полноте сил. Они не боялись зверей, и им не было нужды их убивать; только после потопа Бог повелевает Ною вкушать мясо животных. Конфликта между животными и людьми еще не было. Люди были мудры, они ощущали себя гигантами, особым родом на этой Земле, и не видели ничего, что могло бы поколебать уверенность в их неуязвимости.

Читайте также:
Лекция 3.5.1

Мы не видим свидетельств, что их мучили болезни, что им тяжело было обрабатывать землю, жить. Наоборот, они уверены в себе, горды, надменны. В этой ситуации человеку нет необходимости придумывать идолов. Ему не нужно просить кого-то о помощи. В таком состоянии человек никого, даже Бога не хочет просить о помощи. Он сам себе хозяин, бог и владыка своей жизни.

Именно это состояние допотопного человечества и привело к тому, что Бог решается такое человечество уничтожить. Подлинную причину уничтожения человечества мы рассмотрим, когда будем говорить о гибели Содома и Гоморры, а пока познакомимся с Ноем.

НОЙ, по всей видимости, остался на тот момент единственным человеком, который чтил Бога. Он просил Бога, он уповал на Него. Его праведность в том, что Ной надеялся не на свои силы, хотя был уникальным человеком. Именно он смог построить первый в жизни человечества корабль, а для этого нужны были многие знания, умения, воля, искусство, труд. Более того, он смог собрать в этот ковчег животных, а это значит, что они слушались его. Но во всех своих делах Ной, в отличие от своих сородичей, возлагал надежду и упование только на Бога. В этом и проявлялась его вера; за нее Бог и даровал ему чудо спасения.

Бог по-Отечески, милосердно, мудро и очень осторожно не обещает Ною поднять его на Небеса, залив землю водой, не спасает его чудесным образом (хотя может это сделать), но повелевает Ною самому строить ковчег, то есть участвовать в собственном спасении, хотя Бог может спасти его и чудом.

Собственно говоря, Ноев ковчег – это древнейший прообраз Церкви: в Церкви человек спасается Богом, но он сам созидает свое спасение тем, что святые отцы называют синергией – соработничеством Бога и человека. Бог приглашает Ноя участвовать в спасении. Более того, Он привлекает к этому строительству внимание всех. Ведь Ной строит корабль – невиданное сооружение, чрезвычайно интересное, причем даже не на берегу моря, а в глубине суши.

В ГЛУБИНЕ суши строится корабль – непонятно для каких нужд. Строится на глазах людей, которые никогда не видели дождя, не то что наводнения, у которых нет никакого представления о стихийных бедствиях. Ведь дождь, который пролился во времена потопа, по всей видимости, был первым в истории человечества.

И вот целый год Ной строит ковчег. Люди видят это, видят его решимость, видят чудесное явление созидания невиданного корабля. Ной каждый день говорит им, что мир будет уничтожен и своим трудом он строит орудие своего спасения. Он ежедневно своими усилиями доказывает, что всерьез верит тому, что говорит. Но никто за целый год не подошел к нему, не спросил его, почему он принял такое решение, почему он строит корабль. Никто не захотел участвовать в строительстве или грядущем спасении. Удел Ноя – насмешки, неверие, пустословие людей, уверенных в собственной неуязвимости. Священное Писание проводит параллель допотопного мира с состоянием общества, которое будет существовать в последние его дни. Ведь тогда люди тоже будут уверены в своей безопасности. Им будет казаться, что все стихии мира, все болезни им подвластны. Они будут убеждены, что расцвел мир, в котором больше нет врагов ни внутренних, ни внешних. Нет никаких угроз. Это мир, живущий под лозунгом американского кино: «У меня все под контролем». Таким он будет перед самым Пришествием Иисуса Христа. И как бы ни пытались христиане сказать о скором Пришествии Христа, о необходимости скорейшего строительства инструментов спасения, люди не будут верить – ведь им хорошо, комфортно, мир идеален, и не нужно ничего выдумывать. Вот такое состояние самообожествления, когда человек сам себя считает орудием спасения, хозяином своей жизни, показывает, что человечество совершенно глухо к любым попыткам Бога как-то воздействовать на человека. В самообожествлении человек отказывается от благодати Божией, и как бы ни пытался очередной Ной ему помочь, достучаться до такого человека невозможно.

Читайте также:
Лекция 4.5

Но вернемся к допотопным временам. Поскольку люди не взыскали Бога, постольку у них не возникло никаких вопросов по своему спасению; Бог не видит смысла в существовании такого человечества и посылает потоп.

Да и сейчас, когда беседуешь с людьми о потопе, чаще всего вопросы возникают не о спасении, а «как вместились в ковчег животные всех видов? А как Христос умножил 5 хлебов и накормил ими несколько тысяч человек? А потом еще собралось множество остатков. Все говорят – это чудо. Как Бог кормил полуторамиллионный народ в пустыне каждый день манной с неба? Он кормил целый народ Небесной пищей на протяжении 40 лет – как Он это делал? Как Иисус Навин говорил солнцу: «Остановись!», и солнце слушало его – и мы, христиане, верим, что так было. »

Как ответил митрополит Филарет Московский, умнейший богослов Русской Православной Церкви, на сомнения в возможности того, что кит мог проглотить Иону: «Если бы Священное Писание сказало мне, что Иона проглотил кита, я бы и тому поверил» – умнейший человек того времени показал своим ответом ограниченность человеческой рациональности. Он показал, что всегда должно оставаться место вере в Бога. Рациональное объяснение Библии невозможно. Священное Писание – это Откровение Божие, чудо общения Бога с человеком. Если из Библии исчезнет чудо, исчезнет и тайна присутствия Бога в жизни человека.

Но история потопа имеет больше свидетельств, нежели иные библейские истории. Во всех религиозных системах, исторических свидетельствах, которые знает ныне научный мир, есть история о потопе. И если любые народы от эскимосов до аборигенов Австралии говорят о том, что потоп был, значит, он действительно был.

Когда Ной выходит из потопа, Бог восстанавливает с ним завет, снова дает повеление плодиться и размножаться, давая тем благословение на создание нового человечества. Но оно уже не имеет прежних возможностей: живут люди намного меньше – 170, 160, 150 лет, и с каждой следующей эпохой все меньше и меньше, теперь они болеют. Теперь изменились условия среды. Стал иным климат. Изменились внутренние качества человека, и поскольку он стал слабым, немощным, ограниченным, возникли многобожие и идолопоклонство: человек быстро осознает, что он нуждается в помощи извне, и начинает искать помощи духов. Но об этом мы поговорим в следующей нашей лекции.

Государственное управление в области охраны земельных ресурсов

Лекция 3.2.5. Опустынивание земель

1. Опустынивание земель

Опустыниваниеземель—процессаридизацииклиматаиизмененияэкосистем,вособенностизаметныйнапротяженииисторическогопериода— голоцена.Онхорошодиагностируетсясмоментазарожденияземледелия, особенно при смене плювиальных эпох аридными. Это приводило вразличныхрегионахМиракснижениюпродуктивностипочв,деградацииземледелиякакосновысуществованиячеловека,погребениюпахотныхземель подэоловыминаносами.Достаточносослатьсянасевероафриканскийрегион,гдевримскуюэпохупроцветалобогарноеземледелие,оставившеесвои следы в почвенных профилях на равнине Джеффара — Северная Ливия,атакженатерриториюСреднейАзии,гдевмеждуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи огромные площади заняты древними землями орошения.

Опустыниваниеземель,какпроблема,обозначиласьтолькововторойполовинеХХв.Восновномоносвязаноснепрекращающимсяпрессомчеловека наприроднуюсреду,ростомнаселениянапланете,нерегулируемымиспользованиемприродныхресурсов,втомчисленевозобновляемыхилиимеющих длительныйпериодвосстановления,ккоторымотносятсяпочвы—основной биопродуктивный фонд насуше.

Впервые термин «опустынивание» был введен в науку в 1949 г.французским геоботаником А. Обревеллем, который считал опустыниванием превращениеплодородныхземельвпустынюврезультатеэрозиипочв,связанной с деятельностьючеловека.

По определению, данному Конференцией ООН по борьбе с опустыниванием (ЮНКОД), состоявшейся в 1977 г. в Найроби, опустынивание в буквальномсмыслеозначаетсозданиепустынныхусловий.Опустыниваниетрактуетсякакраспространениеилиинтенсификацияпустынныхусловийврезультате уменьшения или уничтожения биологического потенциала земли. Процесс этот,сдавнихвременнаблюдавшийсявовсеммире,историческибылсвязан в основном с хозяйственной деятельностью человека и, в частности, как отмечалось многими исследователями, с землепользованием, т.е. носил отчетливыйантропогенныйхарактер.В1991г.наосновемноголетнихисследований ЮНЕПопределилаопустыниваниекакдеградациюземельваридных,семиаридных и сухих субгумидныхобластях.

МеждународнаяобщественностьвлицеКонвенцииООНпоборьбесопустыниванием определяет опустынивание как устойчивое снижение биоразнообразия, биологической и экономической продуктивности экосистем — наиболее ярких, легко диагностируемых по космическим снимкам процессов деградацииипроявленийопустыниваниянараннихегоэтапах.

Проблемамиопустыниваниязанималисьмногиеученыевнашейстранеиза рубежом.Выделяется триформывзаимодействиячеловекаспустыней:адаптивное,негативныйнейтрализмиактивноеосвоениеземель,ведущее к формированию антропогенных ландшафтов.

В результате обобщения и анализа содержания всех предложений по определению «опустынивания» в тексте Международной конвенции по борьбе сопустыниванием,принятойвПариже14–15октября1994г.,сформулировано, что «…опустынивание означает деградацию земель в засушливых, полузасушливыхисухихсубгумидныхрайонахврезультатедействияразличных факторов,включаяизменениеклиматаидеятельностьчеловека».

Индикаторыопустыниванияземель—этоконкретныенегативныеизменениякомпонентовландшафта,условия,явленияипроцессы,указывающиена наличиеопустынивания.

Комплексныминдикаторомопустыниванияявляетсядеградацияземель, апризнакамидеградации:снижениепродуктивнойспособностипочвирастительного покрова, формирование опустыненных (эоловых) ландшафтов, котловин выдувания идр.

Классическим индикатором опустынивания земель служит деградация растительногопокрова,выражающаясявсокращениипроективногопокрытия,измененииботаническихпоказателей,получаемыхпрямыми,нотрудоемкими полевыми исследованиями. Одним из важнейших среди них является изменение структуры растительного покрова. При этом либопреобладают стадиивосстановительнойсукцессии,либообедненныесообществаоднойиз стадий пастбищнойдигрессии.

Собственно почвенными индикаторами опустынивания, прямо указывающиминапричинывозникновенияэтогоявления,обычносчитают:ветровую эрозию и формирование бронирующего коркового горизонта и эолового чехланаповерхностипочв,воднуюэрозию,засолениепочвенногопрофиля,деструктуризациюгумусовогогоризонтанафонеуменьшениясодержаниягумуса,снижениесодержанияпитательныхвеществ,техногенноеопустынивание(механическиенарушенияпочвенногопокрова,уплотнениепочвприиспользовании тяжелой техники, загрязнение почв тяжелыми металламиидр.).Широко распространенный в последние десятилетия в аридныхисубгумидныхрегионахестественныйиантропогенный(приорошении)подъемуровнягрунтовыхвод,приводиткустойчивомуизменениюсвойствпочв:вторичномузасолению и осолонцеванию, а при орошении черноземов — слитизации иснижению их плодородия, что также является индикаторами опустынивания.

Читайте также:
Лекция 1.1

Индикаторовопустыниванияземельдостаточномного.Частоонивидны невооруженным глазом. Однако для качественно-количественной оценки, определения тенденций при характеристике процессов опустынивания неоходимы экспериментальные мониторинговые многолетние данные. При этом рольрастительного(болеемобильногоиотзывчивогонаопустыниваниекомпонентабиосферы)иособеннопочвенного(болееконсервативного,ноустойчивофиксирующеговсвойствахпочввсеизмененияприродныхусловий)покровов неизмеримовозрастает.

Основы языка R Лекция 3.2 к.ф.-м.н. Павловский Евгений Николаевич. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛариса Пономарева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Основы языка R Лекция 3.2 к.ф.-м.н. Павловский Евгений Николаевич.” — Транскрипт:

1 Основы языка R Лекция 3.2 к.ф.-м.н. Павловский Евгений Николаевич

2 Синтаксис 1. Константы (векторы: числовые, буквенные; символы) 2. Операторы (приоритет операций, присвоение) 3. Выражения 4. Управляющие структуры (условный оператор; цикл) 5. Структуры данных (индексы: вектор чисел, вектор логических значений, имена) 2

c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+3″ title=”Векторы: числовые (numeric) Числа, с плавающей точкой, шестнадцатеричные По умолчанию double a:b – диапазон integer Комплексные числа a+bi Предельная точность 2^1023 Предельный размер 2^1024 3 >c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+3″ > 3 Векторы: числовые (numeric) Числа, с плавающей точкой, шестнадцатеричные По умолчанию double a:b – диапазон integer Комплексные числа a+bi Предельная точность 2^1023 Предельный размер 2^ >c( , 2^1023, 0x010) [1] e e e+01 >typeof(1) [1] “double” >typeof(1:1) [1] “integer” >0-1i * -1+1i [1] 0+2i >2^ == 2^1023 [1] TRUE c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+3″> c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+307 1.600000e+01 >typeof(1) [1] “double” >typeof(1:1) [1] “integer” >0-1i * -1+1i [1] 0+2i >2^1023-1 == 2^1023 [1] TRUE”> c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+3″ title=”Векторы: числовые (numeric) Числа, с плавающей точкой, шестнадцатеричные По умолчанию double a:b – диапазон integer Комплексные числа a+bi Предельная точность 2^1023 Предельный размер 2^1024 3 >c(1.4142135, 2^1023, 0x010) [1] 1.414214e+00 8.988466e+3″>

“слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь” title=”Векторы: буквенные (character) Кавычки (одиночная ‘, двойная ” ) c – combine – тоже вектор 4 >”слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь” > 4 Векторы: буквенные (character) Кавычки (одиночная ‘, двойная ” ) c – combine – тоже вектор 4 >”слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь”,”улица”,”фонарь”,”аптека”) [1] “Ночь” “улица” “фонарь” “аптека” “слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь”> “слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь”,”улица”,”фонарь”,”аптека”) [1] “Ночь” “улица” “фонарь” “аптека””> “слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь” title=”Векторы: буквенные (character) Кавычки (одиночная ‘, двойная ” ) c – combine – тоже вектор 4 >”слово”; ‘тоже слово’; “‘однако'” [1] “слово” [1] “тоже слово” [1] “‘однако'” >””то же””=='”то же”‘ [1] TRUE >”кавычки”==”‘кавычки'” [1] TRUE >c(“Ночь”>

5 Символы Это объекты Начинаются с буквы Могут содержать точки (. ), другие буквы, подчерк ( _ ), числа В обратных кавычках “ могут содержать любые символы Любой символ может быть переопределён, кроме if, else, repeat, while, function, for, in, next, break, TRUE, FALSE, NULL, Inf, NaN, NA, NA_integer_, NA_real_, NA_complex_, NA_character_. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 5 >x_ x_”>

`%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >su” title=”Операторы Оператор – это унарная или бинарная функция Особая запись: `унарный оператор` x x `бинарный оператор` y Можно определить % свой_оператор % x c(1 + 2, 3 * 4, 5 % 6, 3 ^ 7, 9 %/% 4) [1] 3 12 5 2187 2 >`%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >su” > 6 Операторы Оператор – это унарная или бинарная функция Особая запись: `унарный оператор` x x `бинарный оператор` y Можно определить % свой_оператор % x c(1 + 2, 3 * 4, 5 % 6, 3 ^ 7, 9 %/% 4) [1] >`%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >sum(1:50) # sum – 1 ый аргумент, 1: ой [1] 1275 `%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >su”> `%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >sum(1:50) # sum – 1 ый аргумент, 1:50 – 2 ой [1] 1275″> `%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >su” title=”Операторы Оператор – это унарная или бинарная функция Особая запись: `унарный оператор` x x `бинарный оператор` y Можно определить % свой_оператор % x c(1 + 2, 3 * 4, 5 % 6, 3 ^ 7, 9 %/% 4) [1] 3 12 5 2187 2 >`%++%`1 %++% 2 [1] 6 >`[`(x,1) [1] -1 >su”>

Читайте также:
Лекция 1.3.2

?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (rig” title=”Приоритет операций Вызов функции, группировка выражений Индексы и обращения Арифметические Сравнение Формулы Присвоение Помощь 7 >?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (rig” > 7 Приоритет операций Вызов функции, группировка выражений Индексы и обращения Арифметические Сравнение Формулы Присвоение Помощь 7 >?base::Syntax :: . access variables in a namespace component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (right to left) – + unary minus and plus : sequence operator %any% special operators * / multiply, divide + – (binary) add, subtract = == != ordering and comparison ! negation & && and | || or

as in formulae -> ->> rightwards assignment = assignment (right to left) ?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (rig”> ?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (right to left) – + unary minus and plus : sequence operator %any% special operators * / multiply, divide + – (binary) add, subtract = == != ordering and comparison ! negation & && and | || or

as in formulae -> ->> rightwards assignment = assignment (right to left) “> ?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (rig” title=”Приоритет операций Вызов функции, группировка выражений Индексы и обращения Арифметические Сравнение Формулы Присвоение Помощь 7 >?base::Syntax :: . access variables in a namespace $ @ component / slot extraction [ [[ indexing ^ exponentiation (rig”>

8 Присвоение Присваивается символу объект Присвоить можно операторами, = Присвоение с модификацией объекта: f(x,…)ss[2]length(s)f`f

if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использо” title=”Специальные операторы: условный Условный оператор Не векторный (проверяется только первое условие вектора) ifelse – векторный 10 >if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использо” > 10 Специальные операторы: условный Условный оператор Не векторный (проверяется только первое условие вектора) ifelse – векторный 10 >if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использован только первый элемент >ifelse(c(T,T,F),c(1:3),c(4:6)) [1] 1 2 6 if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использо”> if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использован только первый элемент >ifelse(c(T,T,F),c(1:3),c(4:6)) [1] 1 2 6″> if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использо” title=”Специальные операторы: условный Условный оператор Не векторный (проверяется только первое условие вектора) ifelse – векторный 10 >if (1:50>2) “Да” else “Нет” [1] “Да” Предупреждение In if (1:50 > 2) “Да” else “Нет” : длина условия > 1, будет использо”>

switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=” title=”Специальные операторы: выбор switch оператор не векторный первый аргумент буквенный безымянный – по умолчанию после = следует выражение 11 >switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=” > 11 Специальные операторы: выбор switch оператор не векторный первый аргумент буквенный безымянный – по умолчанию после = следует выражение 11 >switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] Inf switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=”> switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] Inf”> switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=” title=”Специальные операторы: выбор switch оператор не векторный первый аргумент буквенный безымянный – по умолчанию после = следует выражение 11 >switch(“Раз”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 1 >switch(“Два”,”Раз”=1,”Два”=<1+1>,Inf) [1] 2 >switch(“Нуль”,”Раз”=”>

13 Доступ к структурам данных 13 Запись ОбъектыОписание x[i] Векторы, списки Возвращает объект из x, описанный i. i может быть числовым вектором, буквенным вектором (в т.ч. имён объектов) или логическим вектором. Не допускает частичного совпадения. В списках возвращает список. В векторах — вектор. x[[i]] Векторы, списки Возвращает единственный элемент x, соответствующий i. i может быть как числовым, так и буквенным вектором длины 1. Допускает частичное соответствие (с опцией exact=FALSE ). x$name Списки Возвращает объект с именем name из объекта x. S4Возвращает объект, сохранённый в объекте x в слоте с именем name.

Читайте также:
Лекция 6.6

Лекция 3.2

Эндонуклеазы рестрикции

Эндонуклеазы рестрикции, рестриктазы (от лат.restrictio — ограничение) — группа ферментов, относящихся к классу гидролаз,катализирующих гидролиз фосфодиэфирных связей чужеродных ДНК в большинстве прокариотических (бактерии и сине-зеленые водоросли) и некоторых других организмах и выполняющие тем самым “иммунную” функцию. Это ферменты, «узнающие» определенные последовательности (сайты рестрикции) в двухцепочечной ДНК. Их выделяют преимущественно из прокариотических клеток.

В отличие от экзонуклеаз, рестриктазы расщепляют нуклеиновые кислоты не с конца молекулы, а в середине. При этом каждая рестриктаза узнаёт определённый участокДНКдлиной от четырёх пар нуклеотидов и расщепляет нуклеотидную цепь внутри участка узнавания или вне его.

Еще в 1953 году было обнаружено, что ДНК определенного штамма

E. coli, введенная в клетки другого штамма (например, ДНК штамма В – в клетки штамма С) не проявляет, как правило, генетической активности, так как быстро расщепляется на мелкие фрагменты.

В 1966 году было показано, что это явление связано со специфической модификацией хозяйской ДНК – она содержит несколько метилированных оснований, отсутствующих в немодифицированной ДНК, причем метилирование (добавление к основанию метильной группы) происходит уже после завершения репликации. Бактерия способна отличить свою собственную ДНК от любой вторгающейся «чужеродной» именно по типу ее модификации. За «метку» отвечают метилирующие ферменты модификации, так называемые ДНК-метилазы. Различие в модификации делает чужеродную ДНК чувствительной к действию рестрицирующих ферментов, которые узнают отсутствие метильных групп в соответствующих сайтах.

Системы рестрикции и модификации широко распространены у бактерий; их существование играет важную роль в защите резидентной ДНК от загрязнения последовательностями чужеродного происхождения.

Рестриктаза, которая расщепляла неметилированную ДНК была выделена в 1968 г. Мезельсоном и Юанем. Этот фермент был высокоспецифичен по отношению к определенной последовательности ДНК, но расщеплял молекулы неспецифически, в другом месте, на некотором удалении от участка узнавания. Вскоре, в 1970 г. Смит и Вилькокс выделили из Haemophilus influenzae первую рестриктазу, которая расщепляла строго определенную последовательность ДНК (Hind III). Поскольку разные бактерии по-разному метят свою ДНК, то и рестриктазы должны узнавать разные последовательности. И действительно, с тех пор выделены рестриктазы, узнающие более 150 сайтов рестрикции (мест расщепления ДНК).

Защита бактериального генома от собственной рестриктазы осуществляется с помощью метилирования нуклеотидных остатков аденинаицитозина(маскированием).

2.1 Гетерошизомеры (неошизомеры)

Классификация

Выделяют три основных типа (или класса) ферментоврестрикции,сайты узнаваниядля которых могут быть симметричными (палиндромными) и несимметричными:

Рестриктазы первого типа (например, ЕсоК из Escherichia coli К12) узнают определённую последовательность нуклеотидов и разрезают двухцепочную молекулу ДНК неподалёку от этой последовательности в произвольной точке и само место разреза не строго специально (по-видимому, после образования комплекса с ДНК фермент неспецифически взаимодействует с удаленной областью ДНК или передвигается вдоль нити ДНК).

Рестриктазы второго типа (например, EcoRI) узнают определённую последовательность и разрезают двойную спираль ДНК в определённой фиксированной точке внутри этой последовательности. Рестриктазы этого типа узнают палиндромальные последовательности, которые обладают центральной осью и считываются одинаково в обе стороны от оси симметрии.

Рестриктазы третьего промежуточного типа (например, EcoPI) узнают нужную последовательность и разрезают двухцепочную молекулу ДНК, отступив определённое число нуклеотидных пар от её конца (или в нескольких точках на разном удалении от сайта узнавания). При этом образуются фрагменты ДНК либо с ровными (тупыми) концами, либо с выступающими (липкими) 5′- или 3′-концами. Эти рестриктазы узнают асимметричные сайты.

Ферменты типа I и типа III обладают модифицирующей (метилирующей) активностью и АТФ-зависимой рестриктирующей активностью (внесение разрывов), проявляемыми одним и тем же белком. Ферменты обоих типов узнают неметилированные последовательности в ДНК-субстрате, но ферменты типа I вносят случайные разрывы, в то время как ферменты типа III разрезают ДНК в специфических участках.

Системы рестрикции – модификации типа II включают два отдельных фермента: рестриктирующую эндонуклеазу и модифицирующую метилазу. Было выделено большое число ферментов рестрикции типа II, многие из которых используются в молекулярном клонировании. Эти ферменты разрезают ДНК внутри или около своих сайтов, которые обычно имеют 4-6 нуклеотидов и обладают осью симметрии 2-го порядка. Например, фермент EcoRI узнает последовательность гексануклеотидов

Читайте также:
Введение в онлайн-курс изучения химии

Подобно многим другим ферментам рестрикции, EcoRI вносит разрыв не точно по оси симметрии 2-го порядка, а в точках двух цепей ДНК, отстоящих друг от друга на 4 нуклеотида:

В результате такого разрыва образуются фрагменты ДНК с выступающими липкими 5’-концами. Каждый такой конец может взаимодействовать с любым другим концом, комплементарным ему. Таким образом, любые молекулы ДНК, содержащие сайты рестрикции, можно соединять с другими молекулами и в результате получать рекомбинантные молекулы.

Многие ферменты рестрикции, подобно EcoRI, катализируют разрывы, в результате которых образуются фрагменты ДНК с выступающими 5’-концами; под действием других (например, PstI) – с выступающими 3’-липкими концами, в то время как третьи (например, BalI) разрезают ДНК по оси симметрии с образованием фрагментов с тупыми концами.

К 2007 году выделено более трех тысяч эндонуклеаз рестрикции. Более шестисот рестриктаз доступны в виде коммерческих препаратов и повседневно используются в лабораториях для модификации ДНК и решения генно-инженерныхзадач.

Изошизомеры

Изошизомеры — это пары эндонуклеаз рестрикции, имеющих специфичность к распознаванию одинаковых последовательностей, но иногда отличающихся по наличию метилированных нуклеотидных остатков, и разрезающих эти последовательности в одинаковых местах. Например, изошизомерами являются рестриктазы Sph I (CGTAC^G) и Bbu I (CGTAC^G). Первый выделенный фермент для узнавания и специфического разрезания заданной последовательности, называют прототипом, а все остальные подобные рестриктазы называют изошизомерами.

Изошизомеры выделяют из разных штаммов бактерий и поэтому разные изошизомеры могут требовать разных условий реакции.

Гетерошизомеры (неошизомеры)

Фермент, узнающий такую же последовательность, но разрезающий её по-другому, называют гетерошизомером (неошизомером). Изошизомеры, таким образом, являются частным случаем гетерошизомеров. Например, рестриктазы Sma I (GGG^CCC) и Xma I (G^GGCCC) являются гетерошизомерами, но не изошизомерами друг для друга.

Изокаудомеры

Рестриктазы, распознающие совершенно разные последовательности, но образующие одинаковые концы, называют изокаудомерами.

Наибольшее значение имеют рестриктазы второго типа, широко применяемые в генетической инженерии и при установлении структуры ДНК. Эти ферменты, которые по мол. массе, рН оптимуму каталитической активности значительно варьируют в зависимости от источника), расщепляют обе нити ДНК. При этом разрыв осуществляет иногда одна молекула рестриктазы в обеих нитях, иногда-две молекулы фермента (каждая атакует лишь одну нить, как, напр., EcoRI). В большинстве случаев 3′, 5′-фосфодиэфирные связи в ДНК расщепляются с образованием 5′-фосфатов на месте разрыва молекулы, лишь немногие рестриктазы (напр., Nсil) образуют фрагменты с 3′-фосфатными группами. Все рестриктазы второго класса-Mg 2+ -зависимые ферменты. Для некоторых рестриктаз (например, EcoRI) установлена первичная структура.

В практической молекулярной биологии чаще всего используются рестриктазы II типа, сайт узнавания для которых в большинстве случаев представляет собой палиндром.

Рестриктазы — часть сложной системы рестрикции-модификации, используемой бактериальными клетками для регуляции содержания и активностиДНКв клетке.

Открытие рестриктаз в 1970-хгодах вместе с разработкой способовсеквенированияДНК послужило основным толчком для развитиягенетической инженерии.

В настоящее время рестриктазы с различными сайтами узнавания являются основным инструментомгенетических исследований игенной инженерии.

Расщепление ДНК происходит обычно в пределах сайта узнавания, редко-на определенном расстоянии от него. При этом образуются фрагменты ДНК либо с ровными (тупыми) концами, либо с выступающими (липкими) 5′- или З’-концами (см. рис.).

Схема расщепления ДНК разными рестриктазами: А, С, G и Т-соотв. дезок-сиаденозин, дезоксицитидин, дезоксигуанозин и дезокситимидин; N-любой дезоксинуклеозид, ферменты; 1-HalIII, 2-EcoI, 3-BglI, 4-HgaI.

Применение рестриктаз второго класса позволяет вырезать из ДНК определенные фрагменты, а также встраивать их в заданные места векторных молекул ДНК, т. е. направленно конструировать молекулы с новой генетической, информацией.

Дисциплина «Физика»

Вопросы к коллоквиумам и экзаменам

Обращаю внимание, варианты вопросов к коллоквиуму являются (необходимо и достаточно) вопросами соотвтетствующего номера вопроса в билете на экзамене. В проценссе чтения курса вопросы могут быть отчасти изменены.

Методические указания к лабораьорным работам по курсу «Физика»

Методические указания, созданные с моим участием

  1. «0-ая» лабораторная работа. Элементарные основы обработки экспериментальных данных (Теория погрешности). (16.02.20)
  2. «Дартс» – дополнительные сведения из теории погрешностей. (16.02.20)
  3. Механика. Метод. указания к л.р. 1. Экспериментальная часть. (20.01.21)
  4. Молекулярная физика. Метод. указания к лабораторным работам (кроме Л.Р.12). (08.12.10)
  5. Электричество. Метод. указания к л.р. 23. Определение температуры нити лампы накаливания (08.04.11)
  6. Оптика. Метод. указания к л.р. 52. Бипризма Френеля. (08.04.11)
  7. Оптика. Метод. указания к л.р. 53. Кольца Ньютона. (08.04.11)
  8. ФТТ. Метод. указания к л.р. 25. Исследование полупроводникового диода. (08.04.11)
  9. Основные формулы (доработано частично). (10.01.11)
Читайте также:
Лекция 1.4.2

Другие методические указания к лабораторным работам, созданные без моего участия.

  1. Электростатика и ток. Л.Р.21. Изучение электростатических полей на модели. (04.11.19)
  2. Электростатика и ток. Л.Р.22. Изучение гальванометра. (04.11.19)
  3. ФТТ. Л.Р.24. Изучение зависимости электропроводности полупроводников от температуры. (04.11.19)
  4. Магнитизм. Л.Р.31. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли. (04.11.19)
  5. Магнитизм. Л.Р.39. Изучение явления электромагнитной индукции и самоиндукции. (04.11.19)
  6. Оптика. Л.Р.54. Измерение длины световой волны при помощи диф.рештки. (04.11.19)
  7. Оптика. Л.Р.56. Проверки закона Малюса. (04.11.19)
  8. Оптика. Л.Р.57. Изучение вращения плоскости поляризации. (04.11.19)
  9. Квантовая механика. Л.Р.59. Изучение внешнего фотоэффекта. (04.11.19)
  10. Оптика. Л.Р.68. Изучение дисперсии света в веществе. (04.11.19)
  11. Оптика. Л.Р.85. Градуировка монохроматора. (04.11.19)
  12. Оптика. Л.Р.12. Определение коэффициента вязкости жидкости по методу падающего шарика. (16.10.20)

Лекций по курсу физики

Конспект лекций по курсу «Физика»

Внимание! Данная редакция лекций не окончательная. Часть конспекта может быть неотредактированной копией студенческих конспектов или черновым наброском будующих лекций. Эта часть текста может содержать ошибки ошибки и опечатки при наборе. Отредактированная часть може содержать некоторые опечатки и пропущенные неточности в изложении.*
*Особое спасибо за это Алёне Симаньковой за набор исходного варианта конспекта лекций, прочитанных студентам.

Конспект лекций

  1. I часть. Механика 22.03.21) Первая редакция (окончательно).Внимание! В данной версии имеются очень существенные исправления неточности, опечатки (стр.100, п.2).
  2. II часть. Физика сплошных сред(23.03.20) Заготовка лекции.
  3. III часть. Электромагнетизм: Электростатика. Электрический ток (8.04.21) Первая редакция.
  4. IV часть. Электромагнетизм: Магнетизм. Электромагнитная индукция (26.11.18) Первая редакция.
  5. V часть. Колебания и Волны – общая теория (04.06.19) Первая редакция.
  6. VI часть. Оптика (16.10.19) Первая редакция.
  7. VII часть. Теория макросистем (23.11.19) Первая редакция (окончательно).
  8. VIII часть. Физика микромира: Квантовая опритка. Квантовая механика (04.06.19) В процссе редактирования.
  9. IX часть. Физика микромира: Атомная физика. Физика твёрдого тела (06.04.19) В процссе редактирования (часть материала в процессе создания).

Механика

Электостатика и электрический ток

Электрическое поле в вакууме

Электрическое поле в веществе

Постоянный электрический ток

Электромагнетизм

Магнитное поле в вакууме (часть I)

Вихревой характер магнитного поля. Магнитное поле в вещества

Магнетики и их типы. Явления электромагнитной индукции

Энергия магнитного поля. Уравнения Максвелла

Векторный потенциал и релятивистское представление электромагнитного поля

Колебания и волны

Вводные определения. Механические коллебания

Колебине. Продолжение

Волны. Общие положения

Волны. Продолжение

Волновая оптика

Теория макросистем (термодинамика)

Практические занятия (решение задач)

Квантовая механика

  • Лекция 1.1Тепловое излучение целиком. Квантовая оптика: фотоэффект, корпускулярон-волновой дуализм (прилюдия к изложению).
  • Лекция 1.2Квантова оптика: ипульс фотона, волновое уравнение для фотона и для частицы, давление света, экспериментальное подтверждения корпускуальной теории света (эффект Комптона, ультрофиолетовая граница тормозного рентгеновского излучения, опыт Боте).Квантовая механика. Вводные понятия, волна де Бройля (гипотеза де Бройля, волна де Бройля, фазовая, групповая скорость, экспериментальное подтверждение). Волновая функция (определение, физический смысл, совйства, условие нормировки. )Квантовая механика – опреаторнай подход (краткая теория операторов, операторы в физике, операторы в квантовой механике – операторы проекций импульса и энергии)
  • Лекция 1.3Уравнение Шреденгера (в общем виде и стационарное), стационарные состояния для оператора энергии, собственные значения операторови собственные волновые функции, принцип суперпозиции, наблюдаемые и ненаблюдаемые состояния, понятие наблюдаемой, чистые состояния.
  • Лекция 2.1Операторный подход ещё раз. Собственные знаения операотра с точки зрения сатематической статистики(Интеграл от оператора физической величины, заключённый между двух волновых функций, как среднее значение визической величины).Понятие о постановке задачи на поиск собственных значений оператора и собственных волновых функции, как задача на диаганализацию «матрецы оператора».
  • Лекция 2.2
  • Лекция 2.3Задача на поиск собственных значений оператора с вероятностной точки зранеия. Наблюдаемые, чистые состояния и т.д. ещё раз и на примерах.
  • Лекция 3.1Принцип неопределённости гейзенберга, коммутирующие и не коммутирующие операторы (как проявление принципа неопределённости)
  • Лекция 3.2
  • Лекция 3.3Простешие задачи на решение уравнения Шреденгера – частица в бесконечно глубокой потенциальной яме, прохождение частицей высокого потенциального барьера, гармонический осцилятор.Квантование момента импульса. Жесткий ротатор.Спектр атома воборода – прстиановка задачи, уравнение Бальмера и обобщённое уравненение Бальмера.
  • Лекция 4.1Атом водорода с самого начала (постановка задачи, что такое спектр излучения атамарного водорода и чем он отличается от спектра излучения чёрного тела). Уравнение бальмера, обобщённое уравнение Бальмера, помятие о термах.
  • Лекция 4.2Атом водорода по Бору. Получение уравнения Бальмера и постулатов Бора. (у доски)
  • Лекция 4.3Атом водорода по Бору и по Шреденгеру, спектр излучения атомарного водорода – вырожденность по орбитальному квантовому числу, правило отбора и т.д. (по конспекту)
  • Лекция 5.1Спектр ихзлучения щелочных металлов – снятие вырождения по орбитальному квантовому числу, понятие о тонкой структуре спктра.
  • Лекция 5.2Опыт Штерна-Герлоха, понятие о спине электрона, невозможность объяснения спина с классической точки зрения (гкромагнитное соотношение, предполагаемая скорость вращения электрона в расчёте на классический радиус частицы и т.д.)Суммарный момент импульса и магнитный момент частицы.
  • Лекция 5.3Спин, суммарный момент импульса электрона и тонкая структура спектра излучения щелочных металлов (ещё раз). Ширина спектральной линии (естественная ширина, доплеровское уширение и доплеровское смещение).
  • Лекция 5.4Ширина спектральной линии. Результирующий механический и магнитный момент атома – правила сложения спиновых и орбитальных моментов электронов атома. Эффект Зеесана, эффект Штарка. (По конспекту)
  • Лекция 6.1
  • Лекция 6.2Заполнение элктроами атомных орбиталей, принцип Паули, правило Хунда, последовательность заполнения уровней и подуровней (правило Меделунга-Клечковского). Таблица Менделеева.Принцип тождественности волновых функций.
  • Лекция 6.3Симметричные и антисимметричные волновые функции. Полуимперическая теория частиц со спином (1-ый проход). Эффект Садовского и спин фотона. Уравнение Дирака (1-ый проход). Симметричные и антисимметричные волновые функции, обобщённый принцип паули.
  • Лекция 6.4Симметричность и антисимметричность волновой функции при перестанови двух аргументов. Обобщённый принцип Паули, как следствие антисимметричности волновой функции. Распределение Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака. Бозоны и фермионы. Химический потенциал и его физический смысл.
  • Лекция 7.1Уравнение Дирака, принцип тождественности волновых функций, симментричные и антисимметричные волновые функции, полуимперическая теория частиц со спином (устно и у доски – повторение)
  • Лекция 7.2Полуимперическая теория частиц со спином (продолжение, ещё раз. ). Уравение Клейна-Гордона-Фока.
  • Лекция 7.3Уравение Клейна-Гордона-Фока – продолжение. Уравнение Дирака (у доски о по конспекту – подробно). Обобщённый принцип паули, его связь со спином, симметричночтью и антисимметричночтью волновой функции.Распределение Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака (как следствие фринципа тождественности и симметричности или антисимментричности волновой функции, ещё раз. ).
  • Лекция 7.4Распределение Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака (продолжение). Энергия молеку и молекулярные спектры, зонная теория проводимости, проводимость полупроводников (кратко).
    Читайте также:
    Лекция 6.1.2

    Дисциплина «Электротехника и электроника»*

    *Другие названия курса:

    1. «Электроника и электротехника»,
    2. «Электортехника, электроника и схемотехника»,
    3. «Электротехника и промышленная электроника»,
    4. «Основы электротехники и электроснабжение».

    Материалы по дисциплине «Электротехника и электроника»

    СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

    ГБПОУ “Самарский техникум промышленных технологий”

    • Главная
    • О себе
    • Мои достижения
    • Мои выпускники
    • Фотогалерея
    • ФГОС_13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
    • Рабочая программа профессионального модуля
    • Календарно-тематический план – МДК 03.01.
    • Электронный учебник (лекции)
    • Практические занятия (ЛПЗ)
    • Учебная практика
    • Квалификационный экзамен
    • Тесты

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
    (лекции) по междисциплинарному курсу
    МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения

    Лекции по междисциплинарному курсу МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения составлены в соответствии с календарно-тематическим планом (КТП)

    • ЛЕКЦИЯ № 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 2. Трудовой процесс.
    • ЛЕКЦИЯ № 3. Производственный процесс. Производственный цикл. Типы производств.
    • ЛЕКЦИЯ № 4. Поточное производство
    • ЛЕКЦИЯ № 5. Техническая подготовка производства
    • ЛЕКЦИЯ № 6. Производственая инфраструктура и структура управления предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 7. Планирование. Виды планирования. Сетевое планирование
    • ЛЕКЦИЯ № 8. Организация труда на предприятии
    • ЛЕКЦИЯ № 9. Рабочее место. Организация и обслуживание рабочего места
    • ЛЕКЦИЯ № 10. Составление плана размещения оборудования
    • ЛЕКЦИЯ № 11. Нормирование труда. Виды норм.
    • ЛЕКЦИЯ № 12. Методы нормирования труда
    • ЛЕКЦИЯ № 13. Рабочее время.Классификация затрат рабочего времени
    • ЛЕКЦИЯ № 14. Фотография рабочего дня
    • ЛЕКЦИЯ № 15. Хронометраж
    • ЛЕКЦИЯ № 16. Производительность труда
    • ЛЕКЦИЯ № 17. Качество продукции (работ, услуг)
    • ЛЕКЦИЯ № 18. Государственная система стандартизации РФ
    • ЛЕКЦИЯ № 19. Сертификация продукции и услуг
    • ЛЕКЦИЯ № 20. Предприятие (организация) как хозяйствующий субъект
    • ЛЕКЦИЯ № 21. Формы организаций (предприятий)
    • ЛЕКЦИЯ № 22. Основной капитал предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 23. Оценка и амортизация основного капитала предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 24. Показатели основного капитала предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 25. Оборотный капитал предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 26. Показатели оборотного капитала предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 27. Зачетное занятие
    • ЛЕКЦИЯ № 28. Трудовые ресурсы предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 29. Производственная программа предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 30. Зачетное занятие
    • ЛЕКЦИЯ № 31. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
    • ЛЕКЦИЯ № 32. Мотивация труда
    • ЛЕКЦИЯ № 33. Затраты производства. Виды затрат.
    • ЛЕКЦИЯ № 34. Смета затрат. Калькуляция себестоимости
    • ЛЕКЦИЯ № 35. Классификация затрат по статьям и элементам
    • ЛЕКЦИЯ № 36. Ценообразование. Виды цен.Иетоды формирования цены
    • ЛЕКЦИЯ № 37. Антимонопольное законодательство
    • ЛЕКЦИЯ № 38. Логистика предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 39. Маркетинговая деятельность предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 40. Доход предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 41. Прибыль предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 42. Рентабельность производства и продукции
    • ЛЕКЦИЯ № 43. Менеджмент. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
    • ЛЕКЦИЯ № 44. Деловое и управленческое общение. Принципы делового общения в коллективе
    • ЛЕКЦИЯ № 45. Управленческое решение. Методы принятия управленческого решения
    • ЛЕКЦИЯ № 46. Бизнес-планирование деятельности предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 47. Инновационная деятельность предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 48. Инвестиционная политика предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 49. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
    • ЛЕКЦИЯ № 50. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • ЛЕКЦИЯ № 51. Учет и анализ внутрифирменной деятельности предприятия
    • Литература
    Читайте также:
    Лекция 4.1

    Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год

    yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8

    Лекция 3.2. Макроэкономическое равновесие

    В модели совокупных доходов и расходов

    План лекции

    1. Понятие совокупного спроса и его факторы.

    2. Совокупного предложение и его факторы.

    3. Макроэкономическое равновесие.

    1. Понятие совокупного спроса и его факторы.Национальный рынок функционирует в трех взаимосвязанных секторах: рынка товаров и платных услуг; рынка денег и ценных бумаг; рынка труда.На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой совокупный спрос и совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними.

    Совокупным спросомназывается общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно также определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (АD) включает в себя следующие виды расходов: на потребление домашних хозяйств (C); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой: АD = C + I + G.

    Макроэкономическая модель спроса представлена на рис. 3.2.1.

    Рисунок 3.2.1 – График совокупного спроса

    Кривая совокупного спроса – это кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия. Обратная зависимость между изменением уровня цен и изменением совокупного спроса объясняется влиянием трех факторов:

    1. Эффект процентной ставки. С повышением уровня цен фирмам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок товаров и услуг, выдачи заработной платы, приобретения ресурсов. Поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. Если нет эмиссии денег, то растет цена за пользование ими, т. е. ставка процента. Наступает момент, когда ставка процента начинает превышать норму будущей прибыли от инвестирования. Поэтому фирмам становится выгоднее давать деньги в ссуду, для получения высокого процента, а не инвестировать их. Падает спрос на инвестиционные товары, составляющие значительную часть национального продукта, а значит, снижается спрос и на сам национальный продукт.

    2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). Сбережения населения и фирм теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос, и наоборот.

    3. Эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иностранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых стимулирует рост совокупного спроса на национальный продукт.

    Изменение уровня цен ведет к изменению объема спроса на ВВП и проявляется в движении вдоль линии совокупного спроса.

    Читайте также:
    Лекция 3.4

    Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой вправо или влево. К таким факторам относятся:

    1. Изменения в потребительских расходах (С). На динамику в потребительских расходов влияют изменение благосостояния потребителей; ожидание потребителей; задолженность потребителей; налоги.

    2. Изменения в инвестиционных расходах (I) на которые влияют процентные ставки; ожидаемая прибыль от инвестиций; налоги предприятий; технологии; избыточные мощности.

    3. Государственные расходы (С). Рост государственных закупок национального продукта ведет к возрастанию совокупного спроса, и наоборот.

    4. Расходы на чистый экспорт (ХN). Чистый экспорт – разница между величиной экспорта и величиной импорта страны. На динамику чистого экспорта влияют: национальный доход других стран; валютные курсы.

    2. Совокупное предложение и его факторы. Совокупное предложение(AS) – это объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при определенном уровне цен.Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном (рис. 3.2.2).

    Рисунок 3.2.2 – График совокупного предложения

    Различают три отрезка на кривой совокупного предложения:

    1) горизонтальный (кейнсианский) отрезок, отражающий состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, так как предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен;

    2) промежуточный (восходящий) отрезок, соответствующий периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства ВВП связано с ростом цен;

    3) вертикальный (классический) отрезок отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной занятости. Поэтому любое изменение уровня цен не может изменить объем производства и предложения национального продукта.

    На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы.Прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо–вверх или влево–вниз. К ним относятся издержки; цены на ресурсы; производительность труда; новая технология; налоги и субсидии.

    3. Макроэкономическое равновесие.Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

    На макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) влияют изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид (рис. 3.2.3).

    Рисунок 3.2.3 – Макроэкономическое равновесие

    На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продуктаи увеличению цен, так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

    Если совокупный спрос снизится, то на кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются.

    Однако если спрос уменьшится, то первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет. Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: