Лекция 3.3

Общая биология: конспект лекций

Конспект лекций по общей биологии предназначен для студентов медицинских ВУЗов или колледжей. В нем освещены вопросы строения клетки, даны характеристики всех ее компонентов, описаны основные классы возбудителей заболеваний, рассмотрены проблемы экологии. Используя данный конспект при подготовке к экзамену, студенты смогут в сжатые сроки систематизировать знания по данному предмету, сформулировать план ответов на вопросы экзаменатора.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Введение
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и АТФ
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Основные клеточные формы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая биология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка

Нуклеиновые кислоты — это фосфорсодержащие биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Цепи нуклеиновых кислот включают от нескольких десятков до сотен миллионов нуклеотидов.

Существует 2 вида нуклеиновых кислот — дезоксирибо-нуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Нуклеотиды, входящие в состав ДНК, содержат углевод, дезокси-рибозу, в состав РНК — рибозу.

Как правило, ДНК представляет собой спираль, состоящую из двух комплиментарных полинуклеотидных цепей, закрученных вправо. В состав нуклеотидов ДНК входят: азотистое основание, дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты. Азотистые основания делят на пуриновые (аденин и гуанин) и пиримидиновые (ти-мин и цитозин). Две цепи нуклеотидов соединяются между собой через азотистые основания по принципу комплементарности: между аденином и тимином возникают две водородные связи, между гуанином и цитозином — три.

1) обеспечивает сохранение и передачу генетической информации от клетки к клетке и от организма к организму, что связано с ее способностью к репликации;

2) регуляция всех процессов, происходящих в клетке, обеспечиваемая способностью к транскрипции с последующей трансляцией.

Процесс самовоспроизведения (авто-репродукции) ДНК называется репликацией. Репликация обеспечивает копирование генетической информации и передачу ее из поколения в поколение, генетическую идентичность дочерних клеток, образующихся в результате митоза, и постоянство числа хромосом при митоти-ческом делении клетки.

Репликация происходит в синтетический период интерфазы митоза. Фермент репликаза движется между двумя цепями спирали ДНК и разрывает водородные связи между азотистыми основаниями. Затем к каждой из цепочек с помощью фермента ДНК-полимеразы по принципу комплементарности достраиваются нуклеотиды дочерних цепочек. В результате репликации образуются две идентичные молекулы ДНК. Количество ДНК в клетке удваивается. Такой способ удвоения ДНК называется полуконсервативным, так как каждая новая молекула ДНК содержит одну «старую» и одну вновь синтезированную полинуклеотидную цепь.

РНК — одноцепочечный полимер, в состав мономеров которого входят пуриновые (аденин, гуанин) и пиримидиновые (урацил, цитозин) азотистые основания, углевод рибоза и остаток фосфорной кислоты.

Различают 3 вида РНК: информационную, транспортную и рибо-сомальную.

Информационная РНК (и-РНК) располагается в ядре и цитоплазме клетки, имеет самую длинную полинуклеотидную цепь среди РНК и выполняет функцию переноса наследственной информации из ядра в цитоплазму клетки.

Транспортная РНК (т-РНК) также содержится в ядре и цитоплазме клет-ки, ее цепь имеет наиболее сложную структуру, а также является самой короткой (75 нуклеотидов). Т-РНК доставляет аминокислоты к рибосомам в процессе трансляции — биосинтеза белка.

Рибосомальная РНК (р-РНК) содержится в ядрышке и рибосомах клетки, имеет цепь средней длины. Все виды РНК образуются в процессе транскрипции соответствующих генов ДНК.

3. Биосинтез белка

Биосинтез белка в организме эукариот происходит в несколько этапов.

1. Транскрипция — это процесс синтеза и-РНК на матрице ДНК. Цепи ДНК в области активного гена освобождаются от ги-стонов. Водородные связи между комплементарными азотистыми основаниями разрываются. Основной фермент транскрипции РНК-полимераза присоединяется к промотору — специальному участку ДНК. Транскрипция проходит только с одной (кодоген-ной) цепи ДНК. По мере продвижения РНК-полимеразы по кодо-генной цепи ДНК рибонуклеотиды по принципу комплементарности присоединяются к цепочке ДНК, в результате образуется незрелая про-и-РНК, содержащая как кодирующие, так и некоди-рующие нуклеотидные последовательности.

2. Затем происходит процессинг — созревание молекулы РНК. На 5-конце и-РНК формируется участок (КЭП), через который она соединяется с рибосомой. Ген, т. е. участок ДНК, кодирующий один белок, содержит как кодирующие последовательности нуклеотидов — экзоны, так и некодирующие — интроны. При про-цессинге интроны вырезаются, а экзоны сшиваются. В результате на 5-конце зрелой и-РНК находится кодон-инициатор, который первым войдет в рибосому, затем следуют кодоны, кодирующие аминокислоты полипептида, а на 3-конце — кодоны-терминато-ры, определяющие конец трансляции. Цифрами 3 и 5 обозначаются соответствующие углеродные атомы рибозы. Кодоном называется последовательность из трех нуклеотидов, кодирующая какую-либо аминокислоту — триплет. Рамка считывания нуклеиновых кислот предполагает «слова»-триплеты (кодоны), состоящие из трех «букв»-нуклеотидов.

Транскрипция и процессинг происходят в ядре клетки. Затем зрелая и-РНК через поры в мембране ядра выходит в цитоплазму, и начинается трансляция.

3. Трансляция — это процесс синтеза белка на матрице и РНК. В начале и-РНК 3-концом присоединяется к рибосоме. Т-РНК доставляют к акцепторному участку рибосомы аминокислоты, которые соединяются в полипептидную цепь в соответствии с шифрующими их кодонами. Растущая полипептидная цепь перемещается в донорный участок рибосомы, а на акцепторный участок приходит новая т-РНК с аминокислотой. Трансляция прекращается на кодонах-терминаторах. Генетический код

Читайте также:
Лекция 6.5

Это система кодирования последовательности аминокислот белка в виде определенной последовательности нуклеотидов в ДНК и РНК.

Единица генетического кода (кодон) — это триплет нуклеоти-дов в ДНК или РНК, кодирующий одну аминокислоту.

Всего генетический код включает 64 кодона, из них 61 кодирующий и 3 некодирующих (кодоны-терминаторы, свидетельствующие об окончании процесса трансляции).

Кодоны-терминаторы в и-РНК: УАА, УАГ, УГА, в ДНК: АТТ, АТЦ, АЦТ.

Начало процесса трансляции определяет кодон-инициатор (АУГ, в ДНК — ТАЦ), кодирующий аминокислоту метионин. Этот кодон первым входит в рибосому. Впоследствии метионин, если он не предусмотрен в качестве первой аминокислоты данного белка, отщепляется.

Генетический код обладает характерными свойствами.

1. Универсальность — код одинаков для всех организмов. Один и тот же триплет (кодон) в любом организме кодирует одну и ту же аминокислоту.

2. Специфичность — каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

3. Вырожденность — большинство аминокислот могут кодироваться несколькими кодонами. Исключение составляют 2 аминокислоты — метионин и триптофан, имеющие лишь по одному варианту кодона.

4. Между генами имеются «знаки препинания» — три специальных триплета (УАА, УАГ, УГА), каждый из которых обозначает прекращение синтеза полипептидной цепи.

Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

2.2. Психика, поведение и деятельность

Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении.

Поведение (англ. behavior, behaviour ) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Реакции организма могут быть внутренними / внешними, сознательными / подсознательными, явными / скрытыми, вольными / невольными.

Сложность поведения живых существ определяется уровнем их психического развития. Основные стадии развития психики животных:

1. Стадия сенсорной психики.

Инстинктивное поведение – врожденная склонность живых организмов к определенному поведению, которая определяется биологической целесообразностью и обеспечивает выживание вида. Инстинктивное поведение осуществляется без опоры на предыдущий опыт (в отсутствие обучения), представляет последовательность действий короткой или средней длины, которая выполняется без изменений в соответствии с четко определенным сенсорным стимулом. Примеры инстинктивного поведения: строительство животными логовищ, птицами – гнезд, перелеты птиц, брачные игры. Инстинктивному типу поведения животных соответствует уровень психического развития, называемый сенсорной психикой.

2. Стадия перцептивной психики.

Индивидуально-изменчивое поведение – поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемый перцептивной психикой.

3. Стадия интеллекта.

Интеллектуальное поведение животных – действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:

  • ориентировочный этап – ознакомление с ситуацией, анализ существенных элементов задачи;
  • этап исполнения – выполнение нового способа действия, не закрепленного в предшествующем опыте животного инстинктами или простейшими навыками;
  • этап анализа – сравнение полученных результатов с имевшимися намерениями и корректировка дальнейшего поведения.

Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.

Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывает влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.

Деятельность (англ. activity ) – это

  • мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели;
  • процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
  • “специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры” (Э. Г. Юдин, [10, C. 267]);
  • объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.

Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.

Психологами предложено большое число концептуальных схем деятельности ( рис. 2.3).

Основными структурными элементами деятельности являются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.

Мотив (от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. need) – “состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности” (С.Д. Смирнов, [7, С.98]). Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.

Читайте также:
Лекция 3.4

Цель – предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.

Целеполагание – постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.

Средства достижения цели – инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.

Основными видами деятельности человека выступают общение, игра , учение и труд.

2.3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез (др.-греч. племя, род, вид; происхождение) – “происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история” [2, С. 17].

Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис. 2.4 и рис. 2.5.

В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода (инструментальные, оперантные рефлексы), которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Рассудочная деятельность – усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно.

Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы – ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением.

Сознание (англ. consciousness ) – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение . Сознанию присущи следующие признаки: субъективность, понимание, чувствительность, способность переживать и ощущать, бодрствование, осознание индивидуальности, и контроль над разумом.

Физиологической основой сознания является деятельность коры больших полушарий головного мозга, его моторных и сенсорных зон, и отдельных центров.

На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.

Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.

В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.

На рис. 2.6 показаны основные этапы развития психики человека в процессе онтогенеза.

Поиск

Типы и структура лекционных занятий.

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.
Читайте также:
Лекция 3.5.1

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература
Читайте также:
Лекция 1.2.1

6 Backlinks

Links to this note

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения
  • Виды учебного видео

© 2021 Dmitry S. Kulyabov

This work is licensed under CC BY 4.0

Published with Wowchemy — the free, open source website builder that empowers creators.

Лекция 3.3

Лекция 3. Психика

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

Итак, психика[17] – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;

3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:

• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

1. Эволюция психики

Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?

Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

1. Развитие психики животных

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

2. Развитие психики человека

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

Читайте также:
Лекция 1.4.1

Стадии развития психики

3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

В психологии рассматривают два процесса развития психики:

онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.

2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики

Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:

• регулирование;

• сохранение целостности организма.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения»[21]. Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

Читайте также:
Лекция 6.1.2

На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

Рис. 3. Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену[22])

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

Читайте также:
Лекция 2.5

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Модуль 3. Лекция 3. Ионообменная хроматография

Модуль 3. Лекция 3. Ионообменная хроматография.

1. Сущность ионообменной хроматографии.

Метод ионообменной хроматографии основан на использовании яв­ления ионного обмена между неподвижной твердой фазой ‒ ионообменником (сорбентом) и подвижной жидкой фазой ‒ раствором, содер­жащим ионы, обмениваемые с ионами сорбента.

Ионный обмен ‒ это гетерогенный процесс, при котором сорбент и находящийся с ним в контакте раствор обратимо и стехиометрически обменивается одноименно (одного и того же знака) заряженными ионами.

В качестве сорбентов используют ионообменники ‒ иониты, пред­ставляющие собой обычно нерастворимые в воде твердые фазы. Иониты состоят из матрицы, в которой распределены ионогенные группы, включающие фиксированные, прочно связанные в матрице, ионы, и менее прочно связанные противоионы (т. е. ионы противоположного знака), способные к отщеплению от ионита и к переходу в раствор. Эти проти­воионы могут обмениваться с одноименными (катионы ‒ с катионами, анионы ‒ с анионами) ионами раствора.

Иониты, обменивающиеся катионами раствора, называются катио­нитами (катионообменниками), а иониты, обменивающиеся анионами раствора, ‒ анионитами (анионообменниками).

Известны также амфотерные иониты (амфолиты), способные об­мениваться с раствором как катионами, так и анионами.

Разделение ионов осуществляется за счет различной способности разделяемых ионов к ионному обмену с ионитом.

Реакции ионного обмена можно схематически проиллюстрировать следующими примерами.

матрица группа матрица группа

R—SO3- H+ + M+ = R— SO3- M+ + Н+

катионит в Н-форме катионит в солевой форме

В рассматриваемом случае катионит в Н-форме (в Н+-форме, в ки­слой форме) состоит из матрицы R (основы органического полимера ‒ полимерной смолы) и ионогенной группы –SO3- H+. Отрицательно заря­женные группы –SO3- прочно связаны ковалентной связью с матрицей и в условиях ионного обмена отщепляться не могут. Напротив, противоио­ны ‒ положительно заряженные катионы водорода Н+ ‒ могут отщеп­ляться от исходной ионогенной группы. Их замещают катионы металла М+, которые переходят из раствора в фазу сорбента и удерживаются в ионогенной группе ––SO3- M+. В целом осуществляется катионный обмен, при котором катионы металла М+, ранее входящие в состав подвижной фазы ‒ раствора, остаются на катионите, а катионы водорода Н+ перехо­дят в раствор и уносятся подвижной фазой.

матрица группа матрица группа

R—N(CH3)3+OH – + = R— N(CH3)3+A+

анионит в основной форме анионит в солевой форме

Анионный обмен происходит аналогично. В рассматриваемом слу­чае анионит в основной форме, т. е. содержащей гидроксильные группы , состоит также из матрицы R и ионогенной группы –N(СH3)3+ОН-. Эта группа включает положительно заряженный катион –N(СH3)3+, прочно связанный в матрице ковалентной связью и не способный к отщеплению в условиях ионного обмена, и отрицательно заряженный противоион OH-, который, напротив, способен к отщеплению от ионогенной группы и к обмену с анионами A – раствора. В результате такого обмена анионы A – переходят в ионогенную группу анионита и удерживаются в ней, а группы OH – перешедшие в раствор в подвижную фазу, уносятся вместе с нею. В целом происходит анионный обмен.

Кроме ионитов, обладающих кислотно-основными свойствами, из­вестны также сорбенты, проявляющие окислительно-восстановительные и комплексообразующие свойства.

2. Иониты: их типы, строение, обменная емкость, регенерация ионитов.

Общая характеристика ионитов. Иониты, применяемые в ионо­обменной хроматографии, могут быть неорганическими или органиче­скими, природными или синтетическими. Наибольшее распространение получили синтетические ионообменные смолы.

Синтетические ионообменные смолы получают поликонденсацией и полимеризацией мономеров стирола, паразамещенных фенолов и других соединений. Для сшивки полимерных цепей при проведении полимери­зации прибавляют дивинилбензол. В результате получают полимерные матрицы, в которых полимерные цепи связаны поперечными связями. Такие полимерные матрицы способны к набуханию в водной фазе.

В полученные полимерные матрицы сульфированием и другими ре­акциями вводят различные ионогенные группы.

Некоторые неорганические сорбенты получают, прививая к матрице, например, из силикагеля, различные ионогенные или комплексообра­зующие группы. Так, для получения сорбентов, способных удерживать платиновые металлы в виде их комплексных соединений, к матрице из силикагеля прививают серу-, фосфор – и азотсодержащие комплексообра­зующие группы, играющие роль лигандов, способных образовывать ком­плексы с соединениями платиновых металлов, находящимися в растворе, и тем самым удерживать их в фазе сорбента.

Предложено значительное число различных ионообменных смол для их использования в качестве ионообменников. В качестве примеров в табл. 1. кратко охарактеризованы некоторые типы ионообменных смол.

Сорбенты на основе ионообменных смол обладают высокой способ­ностью к ионному обмену, химической стойкостью, большой механиче­ской прочностью.

Обменная емкость ионитов (удельная емкость) ‒ характеризует способность ионитов к ионному обмену. Она определяется числом ммоль обмениваемых ионов, приходящихся на 1 г сухого ионита или на 1 мл (1 см3) набухшего ионита. Объемная емкость зависит от природы и числа ионогенных групп в ионите, их способности к ионизации, температуры и не­которых других факторов. Для наиболее распространенных ионитов объ­емная емкость равна 2‒10 ммоль/г.

Читайте также:
Лекция 4.1

Таблица 1. Некоторые типы ионообменных смол

СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

ГБПОУ “Самарский техникум промышленных технологий”

  • Главная
  • О себе
  • Мои достижения
  • Мои выпускники
  • Фотогалерея
  • ФГОС_13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
  • Рабочая программа профессионального модуля
  • Календарно-тематический план – МДК 03.01.
  • Электронный учебник (лекции)
  • Практические занятия (ЛПЗ)
  • Учебная практика
  • Квалификационный экзамен
  • Тесты

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
(лекции) по междисциплинарному курсу
МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения

Лекции по междисциплинарному курсу МДК 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения составлены в соответствии с календарно-тематическим планом (КТП)

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Трудовой процесс.
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Производственный процесс. Производственный цикл. Типы производств.
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Поточное производство
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Техническая подготовка производства
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Производственая инфраструктура и структура управления предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Планирование. Виды планирования. Сетевое планирование
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Организация труда на предприятии
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Рабочее место. Организация и обслуживание рабочего места
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Составление плана размещения оборудования
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Нормирование труда. Виды норм.
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Методы нормирования труда
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Рабочее время.Классификация затрат рабочего времени
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Фотография рабочего дня
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Хронометраж
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Производительность труда
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Качество продукции (работ, услуг)
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Государственная система стандартизации РФ
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Сертификация продукции и услуг
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Предприятие (организация) как хозяйствующий субъект
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Формы организаций (предприятий)
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Основной капитал предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Оценка и амортизация основного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Показатели основного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Оборотный капитал предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 26. Показатели оборотного капитала предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 27. Зачетное занятие
  • ЛЕКЦИЯ № 28. Трудовые ресурсы предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 29. Производственная программа предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 30. Зачетное занятие
  • ЛЕКЦИЯ № 31. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
  • ЛЕКЦИЯ № 32. Мотивация труда
  • ЛЕКЦИЯ № 33. Затраты производства. Виды затрат.
  • ЛЕКЦИЯ № 34. Смета затрат. Калькуляция себестоимости
  • ЛЕКЦИЯ № 35. Классификация затрат по статьям и элементам
  • ЛЕКЦИЯ № 36. Ценообразование. Виды цен.Иетоды формирования цены
  • ЛЕКЦИЯ № 37. Антимонопольное законодательство
  • ЛЕКЦИЯ № 38. Логистика предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 39. Маркетинговая деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 40. Доход предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 41. Прибыль предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 42. Рентабельность производства и продукции
  • ЛЕКЦИЯ № 43. Менеджмент. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
  • ЛЕКЦИЯ № 44. Деловое и управленческое общение. Принципы делового общения в коллективе
  • ЛЕКЦИЯ № 45. Управленческое решение. Методы принятия управленческого решения
  • ЛЕКЦИЯ № 46. Бизнес-планирование деятельности предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 47. Инновационная деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 48. Инвестиционная политика предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 49. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
  • ЛЕКЦИЯ № 50. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
  • ЛЕКЦИЯ № 51. Учет и анализ внутрифирменной деятельности предприятия
  • Литература

Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8

3 лекция: Ингридиенты зелий

Итак. на сегодняшний день мы с вами достаточно побеседовали, чтобы уже понимать, что наука Зельеварение требует абсолютной внимательности и отдачи. Для начала приведу простую классификацию ингридиентов зелий. Кстати, “ингредиенты” (в целях изучения на уроках Зельеварения) – это то же самое, что и “компоненты” – это всё то, что может входить в состав зелья, проще говоря. Ученых формулировок про субстанции я от вас не требую, поэтому запоминайте, что ингредиенты (компоненты) зелья – это всё то, что непосредственно входит в состав зелья или может быть в него включено .

Итак, ингредиенты зелий можно классифицировать следующим образом (неполный перечень категорий ингредиентов):
1. Растительные компоненты.
2. Животные компоненты.
3. Камневые образования.
4. Стихийные компоненты.
5. Индивидуальные составляющие.
6. Другие природные компоненты.
7. Прочие.

Поговорим о каждом подробнее, чтобы вы знали, что включается в каждую из категорий ингредиентов.

1. Растительные компоненты.


Вот смотрите, это свежая ножка мухомора, сушеный лист эвкалипта и иглы семиорской зеленой сосны. Что объединяет это все? Да то, что это все принадлежит растительному миру. Все это – растения. Кстати, сюда же мы будем относить грибы, хоть они и не относятся к царству растений. Таким образом, мы в эту категорию ингредиентовотносим всё то, что произрастает из земли и на земле. В Зельеварении используются очень многие растения – вы сами в этом можете убедиться, открыв любую книгу с рецептами зелий. И следует хорошо разбираться в свойствах, чтобы не произошло казусов..
Сейчас я не буду приводить вам таблицу соответствия типов зелий и подходящих растений, просто запомните, что если вам кажется, что какой-то из растительных компонентов зелья явно не должен быть использован в таком зелье, можете поставить под сомнение мнение автора книги или издательства и проконсультироваться с кем-нибудь из учителей. Разумеется, при наличии у вас обоснованного сомнения, а не “мне так не хочется”.

Читайте также:
Лекция 1.1

2. Животные компоненты.

Теперь у меня на столе появились лапки тарантула, высушенная кожа дракона и закопченный глаз тритона. Как вы понимаете, это все – части животных, причем как магических, так и нет. В нашей школе вы можете изучить Драконологию, Магию животных, Параллельные миры и другие предметы – в целом занятий достаточно, чтобы применять полученные знания в целях Зельварения.. Для Зельеварения используются различные части тела животных: волшебных – для придания зелью особых магических свойств, немагических – для придания зелью определенных свойств и часто – для совершения определенных реакций в зелье. Так вот, опять-таки таблицу соответствия я сейчас давать не буду, просто также запомните, что применять в зельях животные компоненты следует осторожно, особо учитывая их магические свойства, ценность и доступность.

3. Камневые образования (камни и минералы).

Камневые образования выделяют в отдельную категорию ингредиентов в Зельеварении в силу их огромного магического потенциала. Их магическая сила такова, что большей частью камни (минералы тоже) используют в качестве энергоцентров при приготовлении зелья, а в некоторых случаях – и как компонент зелья.
Есть одно главное “НО” в использовании камневых образований в Зельеварении – необходимо четко соотносить магию камня, его физические характеристики и изготовляемое зелье. Запомните это, пожалуйста. Более подробные сведения о магических свойствах минералов и камней вы сможете найти на уроках по Магии камней.

4. Стихийные компоненты.

В этих флаконах запечатаны дуновение утреннего ветра на море, первая капля дождя на востоке и последний луч солнца на севере. Все это – стихийные компоненты, которые участвуют в приготовлении зелий. Каждый из них – единственный в своем роде, и легко разрушается – все это накладывает определенные требования к их хранению и использованию, как вы понимаете.
Стихийные компоненты – зачастую один из главных ингредиентов зелья, причем обычно добавляются на завершающей стадии приготовления зелья. Чтобы их использовать, необходимо четко знать их магические свойства.
Эти компоненты – уникальны – их можно использовать для любого типа зелий. Этим свойством обладает только эта категория ингредиентов в Зельеварении.

5. Индивидуальные составляющие.

Сюда входят, например, человеческие ингредиенты.. Да не пугайтесь вы так. Человеческие составляющие – это всего лишь волосы, капелька крови, частичка кожи, ногти и т.п. Вот что подразумевается.
Эта категория ингредиентов используется для изготовления индивидуальных зелий или придания зелью каких-то особых свойств, присущих только определенной расе.
Так, например, для приготовления одного зелья требуется волос трехдневный, для другого – не менее 10 сантиметров и чтобы ему было уже более 20 дней. Правда, сложно? На самом деле, не очень сложно – в рецепте часто указывается, что именно нужно. Ибо данная категория ингредиентов, скажем так, специфична.
Однако, например, для одного из зелий вам может потребоваться ресница с левого глаза русалки, которая ростом не выше 170 сантиметров, и в талии объемом не более 70 сантиметров. Вот так-то. Вы можете обежать мир в поисках такой русалки, отнять у нее ресницу или попросить, а окажется, что в рецепте забыли указать, что ресницу нужно получить на рассвете.
Вообще, зельевары в быту стараются реже использовать данную категорию ингредиентов, за исключением тех зелий, которые должны действовать на конкретного человека. Таковы, например, Контрзелья или Оборотные. Советую вам до окончания школы не экспериментировать с зельями, в состав которых входят индивидуальные составляющие. Вспомните ошибку, которую допустила Гермиона.
В эту категорию мы отнесем также все те ингредиенты, которые можно получить у представителей других рас. Вот здесь вам и пригодились бы знания, полученные на уроках о Разумных расах. Свойства слезы вампира, например, довольно широко используются в Зельеварении. И не только как указатель объекта воздействия.
Запомните, что применение Индивидуальных составляющих настолько специфично, насколько индивидуален каждый представитель каждой расы, и именно поэтому зелья на их основе – обычно – сложные. Другое дело, если такой ингредиент используется для идентификации объекта или субъекта воздействия. Переходим к следующей категории ингредиентов.

6. Другие природные компоненты.


Удивлены? Так вот, и другие природные компоненты – сюда относится все, что создано природой в нашем мире, но что нельзя отнести к другим категориям ингредиентов.
Это мох живой. Это и не растение, и не живое существо категории раса – именно поэтому он в “других природных компонентах”. Кроме того, сюда мы отнесем то, что можно “добыть” у нечисти – у домовых, леших и т.п. существ. Здесь вам также пригодятся знания о волшебных существах, параллельных мирах, а также полученные на Неестествознании.
Так, пожалуй, хватит, идем дальше, а то время поджимает.

Читайте также:
Лекция 2.3


В эту категорию ингредиентов относится все остальное, что нельзя отнести к предыдущим шести категориям.
Примеров здесь бесчисленное множество, и в первую очередь, то, что относится к параллельными мирам. Не будем вдаваться в более подробные классификации. Применение этой категории ингредиентов – дело сугубо индивидуальное, ибо опасное. Помните это.
А еще запомните. если в параллельном мире вы классифицируете некое растение, то относить его следует в категорию растительных ингредиентов. То же самое касается животных ингредиентов, камневых образований и индивидуальных составляющих.

Такс. Теперь поговорим о том, что важно по отношению к ингредиентам зелий. И первым у нас на очереди.

Здесь все достаточно сложно и просто одновременно. Во-первых, каждой категории ингредиентов соответствуют свои условия сбора. Во-вторых, каждому конкретному ингреденту могут требоваться свои условия – это обычно описывается в рецептуре зелья.
Поэтому советую вам внимательно изучать другие науки – Травоведение, Магию камней, Паралллельные миры, Астрономию, Драконологию, Неестествознание и другие – ибо в большинстве случаев при рассмотрение конкретного предмета (существа, камня и т.п.) в учебниках указывается, когда нужно собирать, как и какие условия для сохранения, например, магических свойств.
Со своей стороны, я постараюсь написать для школы книгу “Таблицы соответствий в Зельеварении” и сделать к ней общий доступ в школьной библиотеке – там вы найдете таблицу условий сбора для различных категорий ингредиентов.
И еще запомните, что из тех далеких времен, когда зельеварам требовалось скрываться.. да что скрываться! каждый же хотел сохранить секреты свои.. так вот, отсюда и пошла тенденция шифров в рецептах. Так, например, могут величать единорога “сосредоточием магии”. А кроме того, многие животные и растения имеют не одно названия, а два и более. Например, “медвежье ухо” – вовсе не часть животного бывает.

Хранение ингридиентов

подразумевает, что вы не только следуете правилам сбора, но и правилам хранения различных категорий ингредиентов. Так, например, некоторые растительные компоненты могут храниться открытым способом, в то время как все стихийные компоненты – только закрытым. Опять-таки, таблицу соответствий рисовать не буду, ибо есть еще условия хранения некоторых отдельных ингредиентов – например, есть различия по срокам хранения у травы девясила и у корня дуба. Сейчас просто прошу запомнить, что у меня в кабинете на лабораторных занятиях на старших курсах я буду требовать знаний по хранению ингредиентов, которые вы получите позже, к каждому конкретному зелью. Ну а тем, кто любит экспериментировать дома, лишь скажу, что, прежде чем, приготовить зелье, соберите информацию из разных учебников – по разным дисциплинам – как надо хранить определенные ингредиенты.

Употребление ингридиентов, их применение в процессе приготовления зелья, также имеет свои правила и условия. Эти правила пишут в рецептуре или технологии приготовления зелий. И, ясное дело, что те, кто их не соблюдает, могут поплатиться даже жизнью – в худшем случае. Так, например, если вы выпустите гром весенний из флакона, предварительно не обернув флакон тряпкой из кожи дракона, то он просто-напросто разнесет кабинет и вас впридачу, а не придаст вашему зелью эффект фейерверка, как положено.

Очень важно – сочетание ингридиентов между собой, особенно сочетание категорий ингредиентов. Очевидно, что необходимо помнить, что если кожа дракона при взаимодействии с бородавкой оневки дает эффект взрыва, и эти два компоненты присутствуют в зелье, то результат будет соответствующим, если вы эти ингредиенты соедините у себя на столе, а не в зелье. Таблицу сочетания категорий ингредиентов также давать сейчас не стану, это тоже вы сможете найти в книге, о которой я говорила. Для тех, кто любит экспериментировать – повторюсь, внимательно изучайте сами ингредиенты, их свойства и взаимодействие с другими объектами. Не надейтесь только на рецепт – в нем могу.

Ну все, не томитесь, записывайте задание на дом, и вы свободны.

Домашнее задание:

1). Перечислите категории ингредиентов для зелий. (0-1 балл)

2). Приведите примеры (не меньше ДВУХ) ингредиентов, которые имеют по ТРИ (или более) общеизвестных названий. Ингредиенты должны быть из разных категорий. (0-3 балла)

3).Приведите пример ингредиента из категории “Прочие”. Расскажите о его свойствах. (0-3 балла)

4). Насколько важны правила сбора, хранения и использования ингредиентов? Приведите примеры несоблюдения каких-либо правил и сделайте выводы. (0-3 балла)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: