Лекция 3.6

Лекция 3.6. Задачи, приводящие к определенному интегралу. Общие идеи интегрального исчисления. Различные типы Определенных интегралов. Теорема существования, свойства

3.6.1. Задачи, приводящие к понятию общего интеграла

При решении целого ряда технических и физических задач приходится суммировать бесконечно большое число бесконечно малых величин. Вычисление этих сумм привело к одному из центральных понятий математики, к понятию определенного интеграла. Рассмотрим одну из таких задач.

Задача. Найти массу пяти неоднородных тел различной формы с известными размерами: прямолинейного тонкого стержня, тонкого изогнутого стержня (обозначим его буквой L) длиной лин. ед., тонкой пластины D с площадью S кв.ед., тонкой изогнутой пластины q размером σ кв.ед., и наконец некоторого объемного тела W с объемом V куб.ед.

Чтобы решить данную задачу, расположим все тела определенным образом в декартовой системе координат. Прямолинейный тонкий стержень примем за отрезок прямой и поместим его на ось Ох между точками х = α и х = b, тогда длина его будет равна (b α) (рисунок 3.6.1а).

Изогнутый стержень, длиной , можно считать частью кривой линии L, расположенной в плоскости xОy между точками α(x1,y1) и b(x2,y2), (рисунок 3.6.1б).

Тонкую пластину D площадью S кв.ед., примем за плоскую область D на координатной плоскости xОy, (рисунок 3.6.1в).

Тонкую изогнутую пластину, размером σ кв.ед., будем считать частью некоторой поверхности q в декартовой системе координат (рисунок 3.6.1 г), и наконец, тело произвольной формы, с объемом V куб.ед., – это некоторая область W, расположенная определенным образом в выбранной системе отсчета (рисунок 3.6.1.д).

Предположим, что при таком расположении тел значения плотности массы ρ во всех точках каждого из них известно, т.е. известен закон распределения плотности массы, или дана функция:

ρ = ρ(Р)

где Р – точки, принадлежащие телам.

У прямого и кривого стержней этой функцией будем считать линейную плотность, которую находят по формулам:

Для полоской и изогнутой пластин будем предполагать, что плотность массы поверхностная, т.е. равна пределам:

Для объемного тела W ее находят, как обычно:

Известно, что масса однородных тел, у которых ρ(Р) = const, равна произведению плотности массы на размер тела. Если бы тела были однородными, то их массу мы могли бы найти по формулам:

Но так как тела не однородные, поступим так же, как в первых двух задачах.

Разобьем каждое тело на n малых частей произвольным образом. Прямой стержень – на частичные интервалы: , длину которых мы обозначим без круглых скобок:

Изогнутый стержень L – на частичные линии с длинами , i = 1,2,…n.

Плоскую и изогнутую пластины D и q – на элементарные части и площадью и соответственно, i = 1,2,…n; и наконец, тело W – на элементарные части с объемами .

На прямом стержне (b α) внутри каждого частичного интервала произвольным образом возьмем точку (рисунок 3.6.1.а). В выбранных точках найдем значение плотности массы:

Аналогичную операцию проделаем для всех остальных тел (рисунок 3.6.1). Если плотность массы ρ(Р) – непрерывная функция и все тела разбиты на достаточно малые кусочки, то в пределах одной элементарной части всех тел плотность массы будет меняться незначительно и ее приближенно можно считать постоянной, равной значению в выбранной точке.

Поэтому массу i-ой части каждого тела можно найти приближенно, как произведение плотности ρ(Рi) на размеры части:

Для прямого стержня [α,b]:

Для изогнутого стержня L:

Для плоской пластины D:

Для изогнутой пластины q:

Для тела W:

Масса каждого из пяти тел будет равна сумме масс элементарных частей, на которые они были разбиты. Заменяя элементарные массы их приближенными значениями, получим:

Назовем диаметром элементарной части максимальное из расстояний между двумя ее точками. Очевидно, что массы тел, вычисленные с помощью найденных сумм, будут тем точнее, чем мельче их разбиение на отдельные части. При n → ∞, или при стремлении к нулю наибольшего из диаметров элементарных кусочков, т.е. при переходе к пределу, мы получим точное значение для масс всех тел:

Из приведенного примера следует, что когда распределение значений различных физических величин неравномерное, решение довольно широкого класса задач сводится к одинаковым математическим операциям, а именно к составлению суммы одного и того же вида и вычислению ее предела.

Лекция 3.6

МОДУЛЬ 3 «Электростатика. Магнитостатика. Постоянный ток»

Неделя 1-2

Лекция 1. Электрическое поле системы неподвижных зарядов в вакууме. Теорема Гаусса для электростатического поля.

Электрический заряд. Закон Кулона. Напряжённость электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции и его применение к расчёту поля системы неподвижных зарядов. Поток вектора напряжённости электрического поля. Теорема Гаусса в интегральной и дифференциальной формах в вакууме и её применение для расчёта электростатических полей.

ОЛ-1(§1.1- 1.6), ОЛ-4(§1.1- 1.5, §1.11, §1.13-1.14), ОЛ-5(§1.1- 1.4), ДЛ-11.

Лекция 2. Работа и потенциал электростатического поля.

Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряжённости. Связь напряжённости и потенциала. Уравнение Пуассона.

ОЛ-1(§1.7- 1.8), ОЛ-4(§1.6, 1.8, 1.12), ОЛ-5(§1.5- 1.6), ДЛ-11.

Семинар 1. Электростатическое поле в вакууме. Принцип суперпозиции. Проводники в электростатическом поле.

Читайте также:
Лекция 6.1.2

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.18, 2.27, 2.36, 2.69 или ОЛ-9 задачи 3.13, 3.20, 3.28, 3.61.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.17, 2.44 или ОЛ-9 задачи 3.12, 3.36.

Неделя 3-4

Лекция 3. Электростатическое поле в диэлектрике.

Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса. Поле на границе раздела диэлектриков.

ОЛ-1(§2.1- 2.4), ОЛ-4(§1.9, 2.1- 2.7), ОЛ-5(§1.7, 3.1- 3.6), ДЛ-11.

Лекция 4. Электрическое поле заряженных проводников. Энергия электростатического поля. Поле вблизи поверхности проводника. Электроёмкость проводников и конденсаторов. Ёмкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия системы неподвижных зарядов. Энергия заряженного проводника, конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.

ОЛ-1(§3.1- 3.4), ОЛ-4(§3.1- 3.4, 4.1- 4.3), ОЛ-5(§2.1- 2.3, 2.6, 4.1- 4.3), ДЛ-11.

Семинар 2. Теорема Гаусса. Поле в диэлектрике.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.32, 2.33, 2.93, 2.96 или ОЛ-9 задачи 3.23, 3.25, 3.82, 3.85.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.37, 2.99 или ОЛ-9 задачи 3.29, 3.89

Тему «Электрический ток» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: носители тока в средах, сила и плотность тока, уравнение непрерывности, электрическое поле в проводнике с током, сторонние силы, закон Ома и Джоуля – Ленца в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§4.1- 4.7), ОЛ-4(§5.1- 5.8), ОЛ-5(§5.1- 5.5), ДЛ-11.

Неделя 5-6

Лекции 5. Магнитное поле в вакууме.

Вектор индукции и напряжённости магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции магнитных полей. Поле прямого и кругового токов. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчёт магнитного поля тороида и соленоида.

ОЛ-1(§5.1- 5.5), ОЛ-4(§6.1- 6.3, 6.12), ОЛ-5(§6.2- 6.5), ДЛ-11.

Лекция 6. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц. Эффект Холла.

ОЛ-1(§6.1- 6.7), ОЛ-4(§6.5, 10.1- 10.5, 11.3), ДЛ-11.

Семинар 3. Электроёмкость, конденсаторы, энергия электростатического поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.115, 2.119, 2.135, 2.152 или ОЛ-9 задачи 3.105, 3.111, 3.129, 3.146 .

Дома: ОЛ-8 задачи 2.116, 2.149 или ОЛ-9 задачи 3.108, 3.143.

Неделя 7-8

Лекция 7. Проводники с током в магнитном поле.

Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

ОЛ-1(§7.1- 7.3), ОЛ-4(§6.6, 6.8- 6.10), ОЛ-5 (§6.6- 6.8), ДЛ-11.

Лекция 8. Магнитное поле в веществе.

Намагниченность вещества. Вектор напряжённости магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость вещества. Теоремы о циркуляции векторов напряжённости и намагниченности в интегральной и дифференциальной формах. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Поле на границе раздела магнетиков.

ОЛ-1(§8.1- 8.7), ОЛ-4(§7.1- 7.9), ОЛ-5(§7.1- 7.6), ДЛ-11.

Семинар 4. Магнитное поле токов.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.234, 2.242, 2.250, 2.293 или ОЛ-9 задачи 3.228, 3.233, 3.239, 3.281.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.239, 2.258 или ОЛ-9 задачи 3.231, 3.249.

Неделя 9-10

Лекция 9. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.

ОЛ-1(§9.1- 9.6), ОЛ-4(§8.1- 8.8), ОЛ-5(§9.1- 9.7), ДЛ-11.

Лекция 10. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля. Основные положения электромагнитной теории Максвелла. Вихревое электрическое поле. Ток смещения. Закон полного тока. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§10.1- 10.4), ОЛ-4(§9.1- 9.3), ОЛ-5(§10.1- 10.3), ДЛ-11.

Семинар 5. Движение заряженных частиц в магнитных и электрических полях. Электромагнитная индукция, энергия магнитного поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.417, 2.325, 2.329, 2.374 или ОЛ-9 задачи 3.401, 3.310, 3.314, 3.358.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.377, 2.375 или ОЛ-9 задачи 3.361, 3.359.

МОДУЛЬ 4 « Уравнения Максвелла. Электромагнитные волны »

Неделя 11-12

Лекция 11. Электромагнитные волны.

Волновое уравнение для электромагнитного поля, его общее решение. Скорость распространения электромагнитных волн. Энергия и импульс электромагнитного поля. Вектор Пойнтинга. Теорема Пойнтинга.

ОЛ-3(§1.1- 1.2), ОЛ-5(§10.4- 10.5), ОЛ-6(§2.1- 2.5), ОЛ-7(§2.1- 2.5), ДЛ-11.

Лекции 12. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Семинар 6. Электромагнитные волны.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 3.245, 3.249, 3.250, 3.253 или ОЛ-9 задачи 4.229, 4.233, 4.234, 4.254.

Дома: ОЛ-8 задачи 3.243, 3.245 или ОЛ-9 задачи 4.227, 4.229.

Тему «Взаимодействие электромагнитных волн с веществом» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: электронная теория дисперсии, нормальная и аномальная дисперсии, закон Бугера, рассеяние света.

ОЛ-3(§7.1- 7.4), ОЛ-6(§7.1- 7.5), ОЛ-7(§7.1- 7.5), ДЛ-11.

Неделя 13 -14

Читайте также:
Лекция 5.4

Лекции 13. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Лекция 14. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Семинар 7. Интерференция света.

Ауд.: ОЛ-9 задачи 5.74, 5.82, 5.85, 5.91 или ОЛ-8 задачи 4.81, 4.87, 4.91, 4.97.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.86, 4.98 или ОЛ-9 задачи 5.80, 5.92.

Неделя 15-16

Лекция 15. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Лекция 16. Поляризация света.

Естественный и поляризованный свет. Закон Малюса. Закон Брюстера. Распространение электромагнитных волн в одноосных кристаллах. Двойное лучепреломление. Поляризация света при двойном лучепреломлении. Поляризационные призмы и поляроиды.

ОЛ-3(§8.1- 8.4), ОЛ-6(§6.1- 6.3), ОЛ-7(§6.1- 6.3), ДЛ-11.

Семинар 8. Дифракция и поляризация света.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 4.114, 4.118, 4.156, 4.180 или ОЛ-9 задачи 5.105, 5.109, 5.147, 5.171.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.154, 4.183 или ОЛ-9 задачи 5.145, 5.174.

Неделя 17-18

Лекция 17. Голография. Опорная и предметная световые волны. Запись и воспроизведение голограмм. Применение голографии.

ОЛ-3(§6.1- 6.4), ОЛ-6(§5.9), ОЛ-7(§5.10), ДЛ-11.

Лекция 18. Резервная.

Семестр заканчивается экзаменом на всех факультетах

Поиск

Типы и структура лекционных занятий.

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.
Читайте также:
Лекция 1.4.2

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

Links to this note

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения
  • Виды учебного видео

© 2021 Dmitry S. Kulyabov

This work is licensed under CC BY 4.0

Published with Wowchemy — the free, open source website builder that empowers creators.

Комплексные соединения

Занятие, представленное на конкурс «Я иду на урок», я провожу в 11-м биолого-химическом классе, где на изучение химии отводится 4 часа в неделю.

Тему «Комплексные соединения» я взяла, во-первых, потому что эта группа веществ имеет исключительно большое значение в природе; во-вторых, многие задания ЕГЭ включают понятие о комплексных соединениях; в-третьих, учащиеся из этого класса выбирают профессии, связанные с химией, и будут встречаться с группой комплексных соединений в будущем.

Цель. Сформировать понятие о составе, классификации, строении и основах номенклатуры комплексных соединений; рассмотреть их химические свойства и показать значение; расширить представления учащихся о многообразии веществ.

Оборудование. Образцы комплексных соединений.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала (лекция).

Читайте также:
Лекция 1.4.1

III. Подведение итогов и постановка домашнего задания.

План лекции

1. Многообразие веществ.

2. Координационная теория А.Вернера.

3. Строение комплексных соединений.

4. Классификация комплексных соединений.

5. Природа химической связи в комплексных соединениях.

6. Номенклатура комплексных соединений.

7. Химические свойства комплексных соединений.

8. Значение комплексных соединений.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Многообразие веществ

Мир веществ многообразен, и мы уже знакомы с группой веществ, которые принадлежат к комплексным соединениям. Данными веществами стали заниматься с XIX в., но понять их строение с позиций существовавших представлений о валентности было трудно.

Координационная теория А.Вернера

В 1893 г. швейцарским химиком-неоргаником Альфредом Вернером (1866–1919) была сформулирована теория, позволившая понять строение и некоторые свойства комплексных соединений и названная координационной теорией*. Поэтому комплексные соединения часто называют координационными соединениями.

Соединения, в состав которых входят сложные ионы, существующие как в кристалле, так и в растворе, называются комплексными, или координационными.

Строение комплексных соединений

Согласно теории Вернера центральное положение в комплексных соединениях занимает, как правило, ион металла, который называют центральным ионом, или комплексообразователем.

Комплексообразователь – частица (атом, ион или молекула), координирующая (располагающая) вокруг себя другие ионы или молекулы.

Комплексообразователь обычно имеет положительный заряд, является d-элементом, проявляет амфотерные свойства, имеет координационное число 4 или 6. Вокруг комплексообразователя располагаются (координируются) молекулы или кислотные остатки – лиганды (адденды).

Лиганды – частицы (молекулы и ионы), координируемые комплексообразователем и имеющие с ним непосредственно химические связи (например, ионы: Cl – , I – , NO3 – , OH – ; нейтральные молекулы: NH3, H2O, CO).

Лиганды не связаны друг с другом, так как между ними действуют силы отталкивания. Когда лигандами являются молекулы, между ними возможно молекулярное взаимодействие. Координация лигандов около комплексообразователя является характерной чертой комплексных соединений (рис. 1).

Рис. 1. Координация цианид-ионов вокруг иона железа

Координационное число – это число химических связей, которые комплексообразователь образует с лигандами.

Рис. 2. Тетраэдрическая структура иона [AlBr4] –

Значение координационного числа комплексообразователя зависит от его природы, степени окисления, природы лигандов и условий (температура, концентрация), при которых протекает реакция комплексообразования. Координационное число может иметь значения от 2 до 12. Наиболее распространенными являются координационные числа 4 и 6. Для координационного числа 4 структура комплексных частиц может быть тетраэдрической [AlBr4] – (рис. 2) и в виде плоского квадрата [Pt(NH3)2Cl2] (рис. 3). Комплексные соединения с координационным числом 6 имеют октаэдрическое строение [AlF6] 3– (рис. 4).

Рис. 3. Соединение [Pt(NH3)2Cl2]
со структурой плоского квадрата
Рис. 4. Ион [AlF6]3– октаэдрического строения

Комплексообразователь и окружающие его лиганды составляют внутреннюю сферу комплекса. Частица, состоящая из комплексообразователя и окружающих лигандов, называется комплексным ионом. При изображении комплексных соединений внутреннюю сферу (комплексный ион) ограничивают квадратными скобками. Остальные составляющие комплексного соединения расположены во внешней сфере (рис. 5).

Суммарный заряд ионов внешней сферы должен быть равен по значению и противоположен по знаку заряду комплексного иона:

Рис. 5. Пояснения к изображению формул соединений с комплексным анионом (а)
и комплексным катионом (б)

Заряд комплексного иона легко подсчитать, зная степень окисления составляющих его частей.

Классификация комплексных соединений

Большое многообразие комплексных соединений и их свойств не позволяет создать единую классификацию. Однако можно группировать вещества по некоторым отдельным признакам.

1) По составу.

2) По типу координируемых лигандов.

а) Аквакомплексы – это комплексные катионы, в которых лигандами являются молекулы H2O. Их образуют катионы металлов со степенью окисления +2 и больше, причем способность к образованию аквакомплексов у металлов одной группы периодической системы уменьшается сверху вниз.

б)Гидроксокомплексы – это комплексные анионы, в которых лигандами являются гидроксид-ионы OH – . Комплексообразователями являются металлы, склонные к проявлению амфотерных свойств – Be, Zn, Al, Cr.

в) Аммиакаты – это комплексные катионы, в которых лигандами являются молекулы NH3. Комплексообразователями являются d-элементы.

г) Ацидокомплексы – это комплексные анионы, в которых лигандами являются анионы неорганических и органических кислот.

3) По заряду внутренней сферы.

Природа химической связи в комплексных соединениях

Во внутренней сфере между комплексообразователем и лигандами существуют ковалентные связи, образованные в том числе и по донорно-акцепторному механизму. Для образования таких связей необходимо наличие свободных орбиталей у одних частиц (имеются у комплексообразователя) и неподеленных электронных пар у других частиц (лиганды). Роль донора (поставщика электронов) играет лиганд, а акцептором, принимающим электроны, является комплексообразователь. Донорно-акцепторная связь возникает как результат перекрывания свободных валентных орбиталей комплексообразователя с заполненными орбиталями донора.

Между внешней и внутренней сферой существует ионная связь. Приведем пример.

Электронное строение атома бериллия:

Электронное строение атома бериллия в возбужденном состоянии:

Электронное строение атома бериллия в комплексном ионе [BeF4] 2– :

Пунктирными стрелками показаны электроны фтора; две связи из четырех образованы по донорно-акцепторному механизму. В данном случае атом Be является акцептором, а ионы фтора – донорами, их свободные электронные пары заполняют гибридизованные орбитали (sp 3 -гибридизация).

Читайте также:
Лекция 4.1

Номенклатура комплексных соединений

Наибольшее распространение имеет номенклатура, рекомендованная IUPAC. Название комплексного аниона начинается с обозначения состава внутренней сферы: число лигандов обозначается греческими числительными: 2–ди, 3–три, 4–тетра, 5–пента, 6–гекса и т.д., далее следуют названия лигандов, к которым прибавляют соединительную гласную «о»: Cl – – хлоро-, CN – – циано-, OH – – гидроксо- и т.п. Если у комплексообразователя переменная степень окисления, то в скобках римскими цифрами указывают его степень окисления, а его название с суффиксом -ат: Zn – цинкат, Fe – феррат(III), Au – аурат(III). Последним называют катион внешней сферы в родительном падеже.

K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат(III) калия,

K2[Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат калия.

Названия соединений, содержащих комплексный катион, строятся из названий анионов внешней среды, после которых указывается число лигандов, дается латинское название лиганда (молекула аммиака NH3 – аммин, молекула воды H2O – аква от латинского названия воды) и русское название элемента-комплексообразователя; римской цифрой в скобках указывается степень окисления элемента-комплексообразователя, если она переменная. Например:

Химические свойства комплексных соединений

1. В растворе комплексные соединения ведут себя как сильные электролиты, т.е. полностью диссоциируют на катионы и анионы:

Диссоциация по такому типу называется первичной.

Вторичная диссоциация связана с удалением лигандов из внутренней сферы комплексного иона:

[PtCl4] 2– PtCl3 – + Cl – .

Вторичная диссоциация происходит ступенчато: комплексные ионы ([PtCl4] 2– ) являются слабыми электролитами.

2. При действии сильных кислот происходит разрушение гидроксокомплексов, например:

а) при недостатке кислоты

Na3[Al(OH)6] + 3HCl = 3NaCl + Al(OH)3 + 3H2O;

б) при избытке кислоты

3. Нагревание (термолиз) всех аммиакатов приводит к их разложению, например:

[Cu(NH3)4]SO4 CuSO4 + 4NH3.

Значение комплексных соединений

Координационные соединения имеют исключительно большое значение в природе. Достаточно сказать, что почти все ферменты, многие гормоны, лекарства, биологически активные вещества представляют собой комплексные соединения. Например, гемоглобин крови, благодаря которому осуществляется перенос кислорода от легких к клеткам ткани, является комплексным соединением, содержащим железо (рис. 6), а хлорофилл, ответственный за фотосинтез в растениях, – комплексным соединением магния (рис. 7).

Рис. 6. Гем-группа в молекуле гемоглобина

Значительную часть природных минералов, в том числе полиметаллических руд и силикатов, также составляют координационные соединения. Более того, химические методы извлечения металлов из руд, в частности меди, вольфрама, серебра, алюминия, платины, железа, золота и других, также связаны с образованием легкорастворимых, легкоплавких или летучих комплексов. Например: Na3[AlF6] – криолит, KNa3[AlSiO4]4 – нефелин (минералы, комплексные соединения, содержащие алюминий).

Рис. 7. Хлорофилл c1

Современная химическая отрасль промышленности широко использует координационные соединения как катализаторы при синтезе высокомолекулярных соединений, при химической переработке нефти, в производстве кислот.

III. Подведение итогов и постановка домашнего задания

Домашнее задание.

1) Приготовиться по лекции к уроку-практикуму по теме: «Комплексные соединения».

2) Письменно дать характеристику следующим комплексным соединениям по строению и классифицировать по признакам:

3) Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

* За открытие этой новой области науки А.Вернер в 1913 г. был удостоен Нобелевской премии.

Лекция 3.6

Источники энергетического обеспечения эритроцитов

Эритроцит является метаболически активной клеткой и содержит более 40 различных ферментов. Энергетическое обеспечение эритроцита осуществляется за счет утилизации глюкозы в реакциях анаэробного гликолиза. Эффективность гликолиза характеризуется образованием двух молекул АТФ на одну молекулу глюкозы, однако это небольшое количество энергии обеспечивает эритроциту выполнение всех его функций.

Основная доля энергии АТФ расходуется в эритроцитах на транспорт ионов, функционирование АТФ-азных систем и поддержание электролитного баланса клетки. Макроэргические фосфатные связи АТФ необходимы также и для инициации реакций гликолиза и пентозофосфатного цикла.

Наиболее важные реакции гликолиза протекают с участием следующих ферментов: гексокиназы, фосфофруктокиназы и пируваткиназы. Отличительной особенностью гликолиза в эритроцитах по сравнению с другими клетками является выработка значительного количества 2,3-дифосфоглицериновой кислоты, регулирующей кислородосвязывающую функцию гемоглобина.

Кроме гликолиза в эритроцитах происходит прямое окисление глюкозы в пентозофосфатном цикле, на долю которого приходится 10 – 11 % всего энергетического метаболизма клетки. Ключевыми ферментами пентозофосфатного цикла являются глюкозо-6-фосфат-дегидротеназа, 6-фосфоглюконатдегидрогеназа. В процессе пентозофосфатного окисления глюкозы образуется восстановленная форма кофермента НАДФ, использующаяся для восстановления глутатиона – основного компонента антиоксидантной системы эритроцита.

Главной функциональной группой глутатиона является сульфгидрильная группа, водород которой обеспечивает нейтрализацию органических и неорганических окислителей, действующих на мембрану эритроцита, и защищает липиды мембраны от свободнорадикального окисления.

Вышеизложенное делает очевидным большую значимость для поддержания стабильности эритроцитарной мембраны, интенсивности гликолитических реакций, обеспечивающих образование АТФ и соответственно полноценное функционирование АТФ-азных систем и трансмембранный перенос ионов, а также состояние пентозного цикла окисления глюкозы и образование достаточного количества НАДФН2.

В условиях врожденной или приобретенной недостаточности энергообеспечения эритроцитов при нарушении активности гликолитических ферментов, а также ферментов пентозофосфатного окисления глюкозы возникает дестабилизация эритроцитарной мембраны, изменение формы эритроцита и гемолиз.

Читайте также:
Лекция 6.6

Как известно, отличительными особенностями структуры и, соответственно, метаболизма эритроцитов являются отсутствие ядра, рибосомального аппарата, в связи с чем эритроциты не обладают белок-синтетической функцией. В эритроцитах отсутствуют митохондрии, система цитохром и соответственно отсутствует цикл трикарбоновых кислот. Эритроцит не воспроизводит De novo нуклеиноыве кислотиы и липиды. Основным источником энергии для эритроцитов является глюкоза, метаболизирующаяся по двум основным путям: путь Эмбдена-Мейергофа и в гексозомонофосфатный путь.

Лишенный глюкозы эритроцит деградирует, переходит в эхиноцит, сфероцит и затем подвергается осмотическому лизису, поскольку теряет способность поддерживать градиент натрия и калия, в то же время накапливает окисленный глутатион и метгемоглобин в условиях окислительного стресса.

Метаболизм глюкозы в пути Эмбдена-Мейергофа заканчивается образованием пирувата или лактата. Проникновение глюзозы в эритроцит происходит довольно быстро с помощью неиндентифицированного переносчика мембраны клеток. Концентрация глюкозы в эритроцитах такая же, как и в плазме крови. Основные стадии пути Эмбдена-Мейергофа включают: фосфорилирование глюкозы при участии АТФ и гексокиназы.

Дефицит гексокиназы может быть одной из причин наследственной гемолитической анемии. Продукт гексокиназной реакции (глюкозо-6-фосфат) трасформирется в глюкозо-1-фосфат при участии фосфоглюкомутазы, а также находится в рановесии с фруктозо-6-фосфат вследствие глюкозофосфатизомеразной реакции (ГФИ), имеющей большое метаболическое значение. Дефицит ГФИ является причиной достаточно часто возникающей наследственной несфероцитарной гемолитической анемии. Третья стадия в пути Эмбдена-Мейергофа включает фосфорилирование фруктозо-6-фосфата до фруктозо-1,6-дифосфата при участии фосфофруктокиназы.

Дефицит фермента ФФК является одной из причин нарушения накопления гликогена и развития наследственной гемолитической анемии.

Далее в эритроците Ф-1,6-ДФ распадается на две триозы – глицеральдегидтрифосфат (ГАФ) и диоксиацетонфосфат (ДАФ).

Глицеральдегидтрифосфат непрерывно превращается в 1,3ДФГ, который затем трансформируется в 2,3ДФГ и 3ФГ. Последний дефосфорилируется в 2ФГ, который находится в равновесии с фосфоенолпируватом (ФЕП). В свою очередь ФЕП служит донором фосфата для АДФ на второй стадии синтеза АТФ в реакциях гликолиза в эритроцитах.

Гексозомонофосфатный путь. Образующийся в гексокиназной реакции глюкозо-6-фосфат далее участвует в 3-х направлениях метаболизма в эритроцитах с участием ферментов фосфоглюкокиназы, глюкозофосфоизомеразы(ГФИ) и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы(Г-6-ФДГ). В глюкозо-6-фосфатдегидрогеназных реакциях НАДФ+ восстанавливается до НАДФ*Н. В 6-фосфоглюконатдегидрогеназной реакции в эритроцитах образуется рибулозо-5-фосфат, который находится в равновесии с рибозо-5-фосфатом и ксилулозо-5-фосфатом.

В физиологических условиях энергетические потребности эритроцитов покрываются в результате утилизации глюкозы в пути Эмбдена-Мейергофа и гексозомонофостном пути. Однако эритроциты обладают способностью метаболизировать фруктозу, лактозу, галактозу, нуклеотиды, в частности инозин.

В эритроцитах происходят реакции восстановления метгемоглобина. Как известно, в процессе диссоциации оксигемоглобина железо гемоглобина приобретает 2-х валентное ферросостояние. В ряде случаев О2 отрывается в виде супероксиданионрадикала, забирает один электрон у железа и превращает гемоглобин в метгемоглобин. В присутствии восстановленного глютатиона и аскорбиновой кислоты метгемоглобин восстанавливается до гемоглобина.

Гемоглобин эритроцитов. Основным белком эритроцитов, на долю которого приходится около 98 % всей массы белков цитоплазмы, является гемоглобин. Последний является гетеродимерным тетрамером, состоящим из четырех полипептидных цепей, соединенных с четырьмя молекулами гема. В свою очередь гем – это молекула протопорфина IX, связанная с анионом железа. Каждый тетрамер гемоглобина может обратимо связывать и транспортировать не более 4-х молекул кислорода. К числу основных гемоглобинов (Hb) взрослого человека относится гемоглобин А (от слова adultus – взрослый), на долю которого приходится 96–98 % и в составе которого имеются две α- и две β-цепи (α2β2).

К числу нормальных гемоглобинов относится гемоглобин А2 , который содержится в крови взрослого человека в количестве 1,5-3,5 % (символ HbA2 – α2 δ2). На долю фетального гемоглобина (HbF – α2γ2) приходится 0,5–1 % Смена гемоглобина F на гемоглобин А происходит во время рождения ребенка, а к 4–6 месяцам жизни уровень фетального гемоглобина составляет 1 %.

Главным регулятором сродства Hb к О2 является промежуточный продукт гликолиза – 2-3дифосфоглицериновая кислота (2-3ДФГ). Увеличение образования 2-3ДФГ снижает сродство Hb к О2, что приводит к сдвигу кривой диссоциации оксигемоглобина вправо и к усиленному поступлению О2 в ткани. Сдвиг кривой вправо возникает также при увеличении температуры тела, возрастании уровня СО2 или на фоне развития метаболического ацидоза.

Фетальный гемоглобин слабо связывается с 2-3ДФГ и поэтому характеризуется более высокой кислородсвязывающей способностью по сравнению с HbA.

Гены гемоглобина: 2 гена α–цепей глобина расположены в 16-й паре хромосом, а 11 пара хромосом содержит пару генов γ-цепей и по одной копии δ- и β-цепей. Глобин синтезируется только в эритрокариоцитах и лишь в период созревания ретикулоцита из нормоцитов. На каждой стадии развития гены α-глобина и других глобинов координировано экспрессируются.

Избыточное образование одной цепи гемоглобина, происходящее при талассемии, приводит к преципитации белка в эритроците, повреждению клетки и её преждевременной элиминации клетками моноцитарно-макрофагальной системы.

Презентация на тему Лекция 6.3

Презентация на тему Презентация на тему Лекция 6.3 из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Лекция 6.3
Читайте также:
Лекция 1.6.2

Слайды и текст этой презентации

Россия в первой половине XIX в.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I (1855 – 1881)

ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ И СОСЛОВНЫЕ ГРУППЫ В РОССИИ

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Пути сообщения и торговли

Города и промышленность

Основной вид транспорта – водный. 1810–1811 гг. – Мариинская и Тихвинская системы каналов. 1815 г. – строительство первого парохода «Елизавета»

Рост городов К 1825 г. – 415 в России. Многие города имели аграрный характер

Самодержавно–бюрократическая государственная система. Отсутствие конституции и выборного председательства

Начало строительства железных дорог: 1837 г. – Петербург – Царское село 1851 г. – Петербург – Москва

Ярмарочный тип торговли – Н. Новгород, Ростов Великий, Ирбит

Быстрое развитие промышленности. Начало промышленного переворота – с сер. ХIХ в.

Господство феодально-крепостнической системы

РЕФОРМЫ НАЧАЛА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I «Дней Александровых прекрасное начало» А.С. Пушкин

Александр + «Негласный комитет» (1801 – 1803) П.А. Строганов В.П. Кочубей Н.Н. Новосильцев А.А. Черторыйский

Реформы в сфере народного образования

Учреждение Министерства народного просвещения

15.03 – указ о полит. амнистии 2.04 – указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска 2.12 – указ о праве покупки земель – недворянами

8.09 – указ о преобразовании коллегий в министерства

20.02 – указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп

Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские уездные училища, губернские гимназии и университеты

Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет

Создание привилегированных лицеев – Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811)

Деятельность М.М. Сперанского (1772 – 1839)

Проекты реформ системы государственной власти

Документ – «Введение к уложению государственных законов»

Предложение ввести в основу государственного устройства принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и служебную

Государственный совет – законодательно–совещательный орган при императоре

Правительствующий Сенат + Министерства

По предложению М.М. Сперанского, вместо Непременного совета (1801–1809 ) с 1.01.1810 г. учреждался Государственный совет в сост. 35 чел., назначенных императором

Весь комплекс преобразований, предлагаемых Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I

ИТОГ Оплата и ссылка М.М. Сперанского (март 1812 г.)

Предполагалось установить деление общества на три сословия:

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике 1816 г. – в Эстляндии (Эстония) 1817 г. – в Курляндии (Латвия) 1819 г. – в Лифляндии (Литва)

Проекты отмены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничилось только прибалтийскими губерниями

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России 1. Проект А.А. Аракчеева (1818) – покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землей по две десятины на душу 2. Проект Д.Г. Гурьева (1819) – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ (1810-1857)

Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства

Цель: уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью

1807 г. Указ «О даровании купечеству новых выгод» – разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов

Попытки финансового оздоровления страны по плану М.М. Сперанского (1810) – сокращение выпуска ассигнаций увеличение налогов

1818 г. Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы

Организатор – генерал А.А. Аракчеев (1769–1834)

Создавались на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской и др. губерний

Жестокий режим и строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831)

Борьба России и Франции за лидерство в Европе

Присоединение Закавказья к России

Участие России в 3-й и 4-й антифранцузских коалициях

Отечественная война 1812 г.

Заграничные походы русской армии

Создание Священного союза

Тильзитский мир 1807 г.

Русско–иранская война 1804–1805 гг.

Русско–турецкая война 1806–1812 гг.

Русско–шведская война 1808–1809 гг.

ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Участие России в анти-французских коалициях

1805 г. Третья коалиция В союзе с Англией, Австрией, Швецией и Неаполем

1806-1807 гг. Четвертая коалиция В союзе с Англией, Швецией , Пруссией и Саксонией

Эрфуртская союзная конвенция

между Россией и Францией заключена во время свидания Александра I и Наполеона

25 июня 1807 г. Тильзитский мир между Россией и Францией Основные условия

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

Резкое обострение противоречий между Россией и Францией:

ХРОНОЛОГИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

26 августа 1812 г.

Читайте также:
Лекция 4.2

110 км от Москвы

Россия
132 тыс. чел.
640 орудий

Франция
135 тыс. чел.
587 орудий

Основные вехи битвы

Упорные бои. Захвачены французами во второй половине дня

прорвать оборону русских войск французам не удалось

Потери сторон при Бородино

Франция
58,5 тыс. чел.

Специально организованные армейские партизанские отряды во главе с офицерами (Д. Давыдов, А. Фингер, А. Бенкендорф и др.)

Создано на основании Манифестов императора Александра I от 6 и 18 июля 1812 г. с целью создания стратегических резервов и организации отпора французам

Народные (крестьянские) партизанские отряды (Г. Курин – Московская губерния, В. Кожина – Смоленская губерния и т. д.)

Наибольшее число ополченцев было в Московской губернии (30 тыс.) и Петербургской губернии (14 тыс.)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов

Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права

Патриотический подъем и рост национального самосознания

Влияние гуманистических идей французских просветителей

Нерешительность Александра I в проведении реформ

Сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались

ТАЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

Основные программные положения

«Русская Правда»
П.И. Пестеля

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
В ПРОГРАММНЫХ ПРОЕКТАХ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

«Конституция» Н.М. Муравьева

Законотворчество, Утверждаемое императором

Вся полнота исполнительной власти, верховный главнокомандующий

«Русская Правда П.И. Пестеля»

Вся полнота законодательной власти

Контроль за исполнительной властью, утверждение законов

Вся полнота исполнительной власти

План восстания, разработанный накануне, оказался невыполненным. Причины:
Члены высших государственных органов ранее присягнули Николаю и принимать «Манифест к русскому народу» были уже не вправе
Войска оказались без руководства, т. к. не явился на площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ (продолжение)

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

Усиление централизации и военизации государства

Борьба с революционными
направлениями

Возрастание в системе гос. управления Собственной Его Императорского величества канцелярии

Создание III отделения и корпуса жандармов как органов политического сыска (1826)

Ужесточение идеологического контроля и введение в действие жестокого цензурного устава (1826 и 1828)

Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теория официальной народности» (1834). Автор – С.С. Уваров – министр народного просвещения

Стабилизация финансовой системы
России

Кодификация российского законодательства

II отделение
М.М. Сперанского М.А. Балугьянский

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах, куда вошло законодательство с 1649 по 1825 гг.
Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах, куда вошло только действующее законодательство

Единственно возможная для России форма правления

Глубокая религиозность русского
народа

Духовная связь народа с монархом

Введение серебряного обеспечения рубля – свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты

Министр финансов Е.Ф. Канкрин

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

Реформа в государственной деревне П.Д. Киселева (1837–1841)

Поднять благосостояние крестьян

Сделать крестьян исправными налогоплательщиками

Показать помещикам пример управления

Введение крестьянского самоуправления. Избирание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских)
Наделение малоземельных крестьян землей
Упорядочение налогообложения
Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов

Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

Разработка и внедрение мер по облегчению положения российских крестьян

1842 г. – указ «Об обязанных крестьянах»

Введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследованное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей

Инвентарная реформа (1847–1848 )

Были составлены «инвентари» – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения

Помещики проигнорировали эти мероприятия верховной власти

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Стремление России к продолжению гегемонистской политики в Европе. Подавление революционных и освободительных движений

Расширение геополитического пространства на Кавказе

Борьба за разрешение восточного вопроса

Россия –
«жандарм Европы»

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции 1815 г.

Подавление венгерской революции
1849 г.

Русско-иранская война 1826–
1828 гг.

Кавказская война
1817–
1864 гг.

Восточный вопрос – соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи

Восточная (Крымская) война 1853–1856 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

Итоги: победа России

Расширение геополитического пространства России на Кавказе

Русско-иранская война 1926–1828 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА 1853 – 1856 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА

Парижский мирный договор 6 марта 1856 г.

Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс
Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передача земель в устье Дуная Молдавии
Объявление Черного моря нейтральным, что лишало Россию и Турцию возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления

Поражение России в Восточной (Крымской) войне сильно подорвало международный престиж страны

Презентация на тему Лекция 6.3

Презентация на тему Презентация на тему Лекция 6.3 из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Лекция 6.3
Читайте также:
Лекция 1.4.2

Слайды и текст этой презентации

Россия в первой половине XIX в.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I (1855 – 1881)

ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ И СОСЛОВНЫЕ ГРУППЫ В РОССИИ

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Пути сообщения и торговли

Города и промышленность

Основной вид транспорта – водный. 1810–1811 гг. – Мариинская и Тихвинская системы каналов. 1815 г. – строительство первого парохода «Елизавета»

Рост городов К 1825 г. – 415 в России. Многие города имели аграрный характер

Самодержавно–бюрократическая государственная система. Отсутствие конституции и выборного председательства

Начало строительства железных дорог: 1837 г. – Петербург – Царское село 1851 г. – Петербург – Москва

Ярмарочный тип торговли – Н. Новгород, Ростов Великий, Ирбит

Быстрое развитие промышленности. Начало промышленного переворота – с сер. ХIХ в.

Господство феодально-крепостнической системы

РЕФОРМЫ НАЧАЛА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I «Дней Александровых прекрасное начало» А.С. Пушкин

Александр + «Негласный комитет» (1801 – 1803) П.А. Строганов В.П. Кочубей Н.Н. Новосильцев А.А. Черторыйский

Реформы в сфере народного образования

Учреждение Министерства народного просвещения

15.03 – указ о полит. амнистии 2.04 – указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска 2.12 – указ о праве покупки земель – недворянами

8.09 – указ о преобразовании коллегий в министерства

20.02 – указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп

Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские уездные училища, губернские гимназии и университеты

Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет

Создание привилегированных лицеев – Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811)

Деятельность М.М. Сперанского (1772 – 1839)

Проекты реформ системы государственной власти

Документ – «Введение к уложению государственных законов»

Предложение ввести в основу государственного устройства принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и служебную

Государственный совет – законодательно–совещательный орган при императоре

Правительствующий Сенат + Министерства

По предложению М.М. Сперанского, вместо Непременного совета (1801–1809 ) с 1.01.1810 г. учреждался Государственный совет в сост. 35 чел., назначенных императором

Весь комплекс преобразований, предлагаемых Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I

ИТОГ Оплата и ссылка М.М. Сперанского (март 1812 г.)

Предполагалось установить деление общества на три сословия:

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике 1816 г. – в Эстляндии (Эстония) 1817 г. – в Курляндии (Латвия) 1819 г. – в Лифляндии (Литва)

Проекты отмены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничилось только прибалтийскими губерниями

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России 1. Проект А.А. Аракчеева (1818) – покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землей по две десятины на душу 2. Проект Д.Г. Гурьева (1819) – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ (1810-1857)

Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства

Цель: уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью

1807 г. Указ «О даровании купечеству новых выгод» – разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов

Попытки финансового оздоровления страны по плану М.М. Сперанского (1810) – сокращение выпуска ассигнаций увеличение налогов

1818 г. Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы

Организатор – генерал А.А. Аракчеев (1769–1834)

Создавались на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской и др. губерний

Жестокий режим и строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831)

Борьба России и Франции за лидерство в Европе

Присоединение Закавказья к России

Участие России в 3-й и 4-й антифранцузских коалициях

Отечественная война 1812 г.

Заграничные походы русской армии

Создание Священного союза

Тильзитский мир 1807 г.

Русско–иранская война 1804–1805 гг.

Русско–турецкая война 1806–1812 гг.

Русско–шведская война 1808–1809 гг.

ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Участие России в анти-французских коалициях

1805 г. Третья коалиция В союзе с Англией, Австрией, Швецией и Неаполем

1806-1807 гг. Четвертая коалиция В союзе с Англией, Швецией , Пруссией и Саксонией

Эрфуртская союзная конвенция

между Россией и Францией заключена во время свидания Александра I и Наполеона

25 июня 1807 г. Тильзитский мир между Россией и Францией Основные условия

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

Резкое обострение противоречий между Россией и Францией:

ХРОНОЛОГИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

26 августа 1812 г.

Читайте также:
Лекция 6.1.2

110 км от Москвы

Россия
132 тыс. чел.
640 орудий

Франция
135 тыс. чел.
587 орудий

Основные вехи битвы

Упорные бои. Захвачены французами во второй половине дня

прорвать оборону русских войск французам не удалось

Потери сторон при Бородино

Франция
58,5 тыс. чел.

Специально организованные армейские партизанские отряды во главе с офицерами (Д. Давыдов, А. Фингер, А. Бенкендорф и др.)

Создано на основании Манифестов императора Александра I от 6 и 18 июля 1812 г. с целью создания стратегических резервов и организации отпора французам

Народные (крестьянские) партизанские отряды (Г. Курин – Московская губерния, В. Кожина – Смоленская губерния и т. д.)

Наибольшее число ополченцев было в Московской губернии (30 тыс.) и Петербургской губернии (14 тыс.)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов

Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права

Патриотический подъем и рост национального самосознания

Влияние гуманистических идей французских просветителей

Нерешительность Александра I в проведении реформ

Сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались

ТАЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

Основные программные положения

«Русская Правда»
П.И. Пестеля

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
В ПРОГРАММНЫХ ПРОЕКТАХ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

«Конституция» Н.М. Муравьева

Законотворчество, Утверждаемое императором

Вся полнота исполнительной власти, верховный главнокомандующий

«Русская Правда П.И. Пестеля»

Вся полнота законодательной власти

Контроль за исполнительной властью, утверждение законов

Вся полнота исполнительной власти

План восстания, разработанный накануне, оказался невыполненным. Причины:
Члены высших государственных органов ранее присягнули Николаю и принимать «Манифест к русскому народу» были уже не вправе
Войска оказались без руководства, т. к. не явился на площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ (продолжение)

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

Усиление централизации и военизации государства

Борьба с революционными
направлениями

Возрастание в системе гос. управления Собственной Его Императорского величества канцелярии

Создание III отделения и корпуса жандармов как органов политического сыска (1826)

Ужесточение идеологического контроля и введение в действие жестокого цензурного устава (1826 и 1828)

Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теория официальной народности» (1834). Автор – С.С. Уваров – министр народного просвещения

Стабилизация финансовой системы
России

Кодификация российского законодательства

II отделение
М.М. Сперанского М.А. Балугьянский

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах, куда вошло законодательство с 1649 по 1825 гг.
Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах, куда вошло только действующее законодательство

Единственно возможная для России форма правления

Глубокая религиозность русского
народа

Духовная связь народа с монархом

Введение серебряного обеспечения рубля – свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты

Министр финансов Е.Ф. Канкрин

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

Реформа в государственной деревне П.Д. Киселева (1837–1841)

Поднять благосостояние крестьян

Сделать крестьян исправными налогоплательщиками

Показать помещикам пример управления

Введение крестьянского самоуправления. Избирание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских)
Наделение малоземельных крестьян землей
Упорядочение налогообложения
Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов

Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

Разработка и внедрение мер по облегчению положения российских крестьян

1842 г. – указ «Об обязанных крестьянах»

Введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследованное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей

Инвентарная реформа (1847–1848 )

Были составлены «инвентари» – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения

Помещики проигнорировали эти мероприятия верховной власти

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Стремление России к продолжению гегемонистской политики в Европе. Подавление революционных и освободительных движений

Расширение геополитического пространства на Кавказе

Борьба за разрешение восточного вопроса

Россия –
«жандарм Европы»

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции 1815 г.

Подавление венгерской революции
1849 г.

Русско-иранская война 1826–
1828 гг.

Кавказская война
1817–
1864 гг.

Восточный вопрос – соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи

Восточная (Крымская) война 1853–1856 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

Итоги: победа России

Расширение геополитического пространства России на Кавказе

Русско-иранская война 1926–1828 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА 1853 – 1856 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА

Парижский мирный договор 6 марта 1856 г.

Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс
Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передача земель в устье Дуная Молдавии
Объявление Черного моря нейтральным, что лишало Россию и Турцию возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления

Поражение России в Восточной (Крымской) войне сильно подорвало международный престиж страны

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: