Лекция 4.6

Факультатив Теория вычислений 2020

Содержание

  • 1 Факультатив Теория вычислений (2-й курс ПМИ) 2020 год
    • 1.1 Новости
    • 1.2 Лекторы и семинаристы
    • 1.3 Краткое описание
    • 1.4 Отчётность по курсу и критерии оценки
      • 1.4.1 Правила округления
      • 1.4.2 Экзамен
    • 1.5 Домашние задания
    • 1.6 Прочитанные лекции
      • 1.6.1 Лекция 1 (24 января).
      • 1.6.2 Лекция 2 (14 февраля).
      • 1.6.3 Лекция 3 (28 февраля).
      • 1.6.4 Лекция 4 (6 марта).
      • 1.6.5 Лекция 5 (13 марта).
    • 1.7 Планируемые лекции
      • 1.7.1 Лекция 6 ().
      • 1.7.2 Лекция 7 ()
      • 1.7.3 Лекция 8 ().
      • 1.7.4 Лекция 9 ().
      • 1.7.5 Лекция 10 (3 апреля).
      • 1.7.6 Лекция 11 (10 апреля).
      • 1.7.7 Лекция 12 (17 апреля).
      • 1.7.8 Лекция 13 (24 апреля).
      • 1.7.9 Лекция 14 (8 мая).
      • 1.7.10 Лекция 15 (15 мая).
      • 1.7.11 Лекция 16 (22 мая).
    • 1.8 Семинары
      • 1.8.1 Семинар 1 (24 января).
      • 1.8.2 Семинар 2 (7 февраля).
      • 1.8.3 Семинар 3 (14 февраля).
      • 1.8.4 Семинар 4 (21 февраля).
      • 1.8.5 Семинар 5 (28 февраля).
      • 1.8.6 Семинар 6 (6 марта).
      • 1.8.7 Семинар 7 (13 марта).
      • 1.8.8 Семинар 8 (20 марта).
      • 1.8.9 Семинар 9 (3 апреля).
      • 1.8.10 Занятие 17 апреля.
      • 1.8.11 Занятие 8 мая.
    • 1.9 Прошлогодние семинары
    • 1.10 Рекомендуемая литература

Факультатив Теория вычислений (2-й курс ПМИ) 2020 год

Лекции и семинары проходят по пятницам, лекция в 13:40, семинар в 15:10. Аудитория: R602.

Новости

Изменился номер аудитории, теперь лекции и семинары в ауд. R602.

Изменилось расписание. Теперь лекция начинается в 13:40, а семинар в 15:10, ауд. R206.

Лекция 7 февраля не состоялась из-за опоздания лектора (на 3 часа) по ошибке.

Лекция и семинар 31 января отменяются, поскольку аудитория будет занята Олимпиадой Высшая проба.

Лекторы и семинаристы

Н. К. Верещагин, А.С. Милованов, М.Н. Вялый, В.В. Подольский, А.А. Рубцов

С вопросами по курсу можно обращаться к Владимиру Владимировичу Подольскому vpodolskii@hse.ru и к Александру Александровичу Рубцову arubtsov@hse.ru.

Краткое описание

NP и теорема Кука-Левина. Вероятностные алгоритмы и классы BPP, RP, ZPP.

Теория формальных языков

Отчётность по курсу и критерии оценки

Домашнее задание и экзамен.

Домашнее задание состоит из задач (обычных и дополнительных), постепенно добавляемых в список. Рядом с каждой задачей (или её пунктом) указано количество баллов, которые можно получить за правильное решение, а также дата сдачи (“дедлайн”). Решения, сданные после дедлайна, получают не более половины баллов.

Пусть Sреш — сумма баллов, набранных за решение обычных задач, Sреш_доп — сумма баллов, набранных за решение дополнительных задач, а S — максимально возможная сумма баллов, которые можно набрать за обычные задачи. Тогда оценка за домашнее задание вычисляется по формуле: Одз = min<(Sреш + Sреш_доп)/S * 10, 10>.

Экзамен (устный) оценивается по десятибалльной системе. На экзамене можно пользоваться любыми бумажными источниками и нельзя никакими электронными.

Итоговая оценка вычисляется по формуле: Оитог = Одз*0,3 + Оэкз*0,7

Те, кто не смог прийти на экзамен по болезни, могут сдать его отдельно. Не набравшие в конце второго модуля нужное количество баллов (4) могут пересдать экзамен, а если и это не поможет, то сдавать экзамен комиссии. В последнем случае накопленная оценка аннулируется и оценка, полученная на экзамене, и является окончательной.

Правила округления

В вычислениях текущие оценки и промежуточные величины не округляются. Результат вычисляется точно и округляется (арифметически) в момент выставления итоговой оценки.

Экзамен

Домашние задания

Задачи по первой части курса (исходный код). Рядом с каждой задачей (или её пунктом) указано количество баллов, которые можно получить за правильное решение, а также дата сдачи (“дедлайн”). Решения, сданные после дедлайна, получают не более половины баллов.

В задаче 4 изменено условие. Добавлен дополнительный пункт. Срок сдачи продлён до 15 мая

Прочитанные лекции

Лекция 1 (24 января).

Машины Тьюринга. Время и память. Класс P. Полиномиальная m-сводимость (сводимость Карпа).

Лекция 2 (14 февраля).

Сводимость Кука. Классы NP (определение с недетерминированными машинами и как проекций предикатов из P) и FNP и сводимость каждой задачи из FNP к некоторой задаче из NP.

Существование NP полных задач.

Лекция 3 (28 февраля).

Доказательство NP полноты задачи о замощении квадрата. Связь между машинами Тьюринга и схемами из функциональных элементов. Класс P/poly (определение со схемами из функциональных элементов). Теорема о NP полноте задачи о выполнимости схем.

Лекция 4 (6 марта).

NP полнота задачи 3-КНФ. Вероятностные полиномиальные алгоритмы для проверки простоты и для проверки алгебраических тождеств.

Лекция 5 (13 марта).

Доказательство леммы Шварца – Зиппеля. Классы BPP, RP. Амплификация и включение BPP в P/poly.

Планируемые лекции

Лекция 6 ().

Алгоритмы для k-SAT быстрее полного перебора. Формулировка ETH и SETH. Нижние оценки для задачи о клике и задаче k-SUM, основанные на ETH. Формулировка нижней оценки для задачи Orthogonal Vectors, основанной на SETH.

Лекция 7 ()

Нижняя оценка для Orthogonal Vectors. Лемма о спарсификации.

Лекция 8 ().

Нижняя оценка для задач о диаметре графа и наибольшей общей подпоследовательности. Задача 3-SUM и основанная на ней нижняя оценка для задачи о перетаскивании шкафа.

Лекция 9 ().

Регулярные языки. Эквивалентность определений через регулярные выражения, детерминированные и недетерминированные конечные автоматы. Лемма о накачке. Материал курса по регулярным языкам хорошо освящён в книжке Сипсера, а также здесь.

Лекция 10 (3 апреля).

Регулярные языки. Алгоритм минимизации автоматов и теорема Майхилла-Нероуда.

Читайте также:
Лекция 1.6.1
Лекция 11 (10 апреля).

Контекстно-свободные языки. Формальные грамматики и магазинные автоматы. Алгоритм построения МП-автомата по грамматике.

Лекция 12 (17 апреля).

Контекстно-свободные языки. Алгоритм построения КС-грамматики по МП-автомату. Нормальная форма Хомского. Алгоритм Кока–Янгера–Касами. Лемма о накачке для КС-языков.

Лекция 13 (24 апреля).

Игры достижимости, игры чётности. Существование позиционных выигрышных стратегий. Решение игр чётности лежит в пересечении классов NP и coNP. Конспект лекции

Лекция 14 (8 мая).

Сводимость игр четности к играм достижимости. Автоматы на деревьях. Универсальные деревья квазиполиномиального размера. Алгоритм решения игр четности за квазиполиномиальное время. Конспект лекций 13-14

Лекция 15 (15 мая).

Коммуникационная сложность, протокол для задачи о кликах и независимых множествах. Определение детерминированных протоколов, комбинаторные прямоугольники, метод трудных множеств, метод размера прямоугольника, метод ранга. Нижние оценки для EQ, GT, IP, DISJ.

Лекция 16 (22 мая).

Потоковые алгоритмы. Нахождение элемента, встречающегося более половины раз. Трудность нахождения самого часто встречающегося элемента. Односторонняя вероятностная коммуникационная сложность функции DISJ.

Семинары

Семинар 1 (24 января).

Классы P, NP и coNP. Листок 1.

Семинар 2 (7 февраля).

Классы P, NP и coNP (продолжение). Ещё раз листок 1.

Семинар 3 (14 февраля).

Сводимость по Куку и сводимость по Карпу Листок 2.

Семинар 4 (21 февраля).

NP-трудность и NP-полнота Листок 3.

Семинар 5 (28 февраля).

NP-трудность и NP-полнота (продолжение) Ещё раз листок 3.

Семинар 6 (6 марта).

Задачи оптимизации (без листочка) и вероятностные алгоритмы Листок 4 (первая задача).

Семинар 7 (13 марта).

Вероятностные алгоритмы Ещё раз листок 4.

Семинар 8 (20 марта).

Схемы из функциональных элементов Листок 5.

Семинар 9 (3 апреля).
Занятие 17 апреля.
Занятие 8 мая.

Теоремы об иерархии (окончание). Игры и альтернирующие вычисления. Листок к семинару (с.2-4)

Прошлогодние семинары

Здесь временно лежат листочки прошлогодних семинаров.

Листок 31 мая Решили 1-ую и 8-ую задачу.

Лекция 4.6

МОДУЛЬ 3 «Электростатика. Магнитостатика. Постоянный ток»

Неделя 1-2

Лекция 1. Электрическое поле системы неподвижных зарядов в вакууме. Теорема Гаусса для электростатического поля.

Электрический заряд. Закон Кулона. Напряжённость электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции и его применение к расчёту поля системы неподвижных зарядов. Поток вектора напряжённости электрического поля. Теорема Гаусса в интегральной и дифференциальной формах в вакууме и её применение для расчёта электростатических полей.

ОЛ-1(§1.1- 1.6), ОЛ-4(§1.1- 1.5, §1.11, §1.13-1.14), ОЛ-5(§1.1- 1.4), ДЛ-11.

Лекция 2. Работа и потенциал электростатического поля.

Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряжённости. Связь напряжённости и потенциала. Уравнение Пуассона.

ОЛ-1(§1.7- 1.8), ОЛ-4(§1.6, 1.8, 1.12), ОЛ-5(§1.5- 1.6), ДЛ-11.

Семинар 1. Электростатическое поле в вакууме. Принцип суперпозиции. Проводники в электростатическом поле.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.18, 2.27, 2.36, 2.69 или ОЛ-9 задачи 3.13, 3.20, 3.28, 3.61.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.17, 2.44 или ОЛ-9 задачи 3.12, 3.36.

Неделя 3-4

Лекция 3. Электростатическое поле в диэлектрике.

Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса. Поле на границе раздела диэлектриков.

ОЛ-1(§2.1- 2.4), ОЛ-4(§1.9, 2.1- 2.7), ОЛ-5(§1.7, 3.1- 3.6), ДЛ-11.

Лекция 4. Электрическое поле заряженных проводников. Энергия электростатического поля. Поле вблизи поверхности проводника. Электроёмкость проводников и конденсаторов. Ёмкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия системы неподвижных зарядов. Энергия заряженного проводника, конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.

ОЛ-1(§3.1- 3.4), ОЛ-4(§3.1- 3.4, 4.1- 4.3), ОЛ-5(§2.1- 2.3, 2.6, 4.1- 4.3), ДЛ-11.

Семинар 2. Теорема Гаусса. Поле в диэлектрике.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.32, 2.33, 2.93, 2.96 или ОЛ-9 задачи 3.23, 3.25, 3.82, 3.85.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.37, 2.99 или ОЛ-9 задачи 3.29, 3.89

Тему «Электрический ток» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: носители тока в средах, сила и плотность тока, уравнение непрерывности, электрическое поле в проводнике с током, сторонние силы, закон Ома и Джоуля – Ленца в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§4.1- 4.7), ОЛ-4(§5.1- 5.8), ОЛ-5(§5.1- 5.5), ДЛ-11.

Неделя 5-6

Лекции 5. Магнитное поле в вакууме.

Вектор индукции и напряжённости магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции магнитных полей. Поле прямого и кругового токов. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчёт магнитного поля тороида и соленоида.

ОЛ-1(§5.1- 5.5), ОЛ-4(§6.1- 6.3, 6.12), ОЛ-5(§6.2- 6.5), ДЛ-11.

Лекция 6. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц. Эффект Холла.

ОЛ-1(§6.1- 6.7), ОЛ-4(§6.5, 10.1- 10.5, 11.3), ДЛ-11.

Семинар 3. Электроёмкость, конденсаторы, энергия электростатического поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.115, 2.119, 2.135, 2.152 или ОЛ-9 задачи 3.105, 3.111, 3.129, 3.146 .

Дома: ОЛ-8 задачи 2.116, 2.149 или ОЛ-9 задачи 3.108, 3.143.

Неделя 7-8

Лекция 7. Проводники с током в магнитном поле.

Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

ОЛ-1(§7.1- 7.3), ОЛ-4(§6.6, 6.8- 6.10), ОЛ-5 (§6.6- 6.8), ДЛ-11.

Лекция 8. Магнитное поле в веществе.

Читайте также:
Лекция 4.2

Намагниченность вещества. Вектор напряжённости магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость вещества. Теоремы о циркуляции векторов напряжённости и намагниченности в интегральной и дифференциальной формах. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Поле на границе раздела магнетиков.

ОЛ-1(§8.1- 8.7), ОЛ-4(§7.1- 7.9), ОЛ-5(§7.1- 7.6), ДЛ-11.

Семинар 4. Магнитное поле токов.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.234, 2.242, 2.250, 2.293 или ОЛ-9 задачи 3.228, 3.233, 3.239, 3.281.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.239, 2.258 или ОЛ-9 задачи 3.231, 3.249.

Неделя 9-10

Лекция 9. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.

ОЛ-1(§9.1- 9.6), ОЛ-4(§8.1- 8.8), ОЛ-5(§9.1- 9.7), ДЛ-11.

Лекция 10. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля. Основные положения электромагнитной теории Максвелла. Вихревое электрическое поле. Ток смещения. Закон полного тока. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§10.1- 10.4), ОЛ-4(§9.1- 9.3), ОЛ-5(§10.1- 10.3), ДЛ-11.

Семинар 5. Движение заряженных частиц в магнитных и электрических полях. Электромагнитная индукция, энергия магнитного поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.417, 2.325, 2.329, 2.374 или ОЛ-9 задачи 3.401, 3.310, 3.314, 3.358.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.377, 2.375 или ОЛ-9 задачи 3.361, 3.359.

МОДУЛЬ 4 « Уравнения Максвелла. Электромагнитные волны »

Неделя 11-12

Лекция 11. Электромагнитные волны.

Волновое уравнение для электромагнитного поля, его общее решение. Скорость распространения электромагнитных волн. Энергия и импульс электромагнитного поля. Вектор Пойнтинга. Теорема Пойнтинга.

ОЛ-3(§1.1- 1.2), ОЛ-5(§10.4- 10.5), ОЛ-6(§2.1- 2.5), ОЛ-7(§2.1- 2.5), ДЛ-11.

Лекции 12. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Семинар 6. Электромагнитные волны.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 3.245, 3.249, 3.250, 3.253 или ОЛ-9 задачи 4.229, 4.233, 4.234, 4.254.

Дома: ОЛ-8 задачи 3.243, 3.245 или ОЛ-9 задачи 4.227, 4.229.

Тему «Взаимодействие электромагнитных волн с веществом» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: электронная теория дисперсии, нормальная и аномальная дисперсии, закон Бугера, рассеяние света.

ОЛ-3(§7.1- 7.4), ОЛ-6(§7.1- 7.5), ОЛ-7(§7.1- 7.5), ДЛ-11.

Неделя 13 -14

Лекции 13. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Лекция 14. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Семинар 7. Интерференция света.

Ауд.: ОЛ-9 задачи 5.74, 5.82, 5.85, 5.91 или ОЛ-8 задачи 4.81, 4.87, 4.91, 4.97.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.86, 4.98 или ОЛ-9 задачи 5.80, 5.92.

Неделя 15-16

Лекция 15. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Лекция 16. Поляризация света.

Естественный и поляризованный свет. Закон Малюса. Закон Брюстера. Распространение электромагнитных волн в одноосных кристаллах. Двойное лучепреломление. Поляризация света при двойном лучепреломлении. Поляризационные призмы и поляроиды.

ОЛ-3(§8.1- 8.4), ОЛ-6(§6.1- 6.3), ОЛ-7(§6.1- 6.3), ДЛ-11.

Семинар 8. Дифракция и поляризация света.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 4.114, 4.118, 4.156, 4.180 или ОЛ-9 задачи 5.105, 5.109, 5.147, 5.171.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.154, 4.183 или ОЛ-9 задачи 5.145, 5.174.

Неделя 17-18

Лекция 17. Голография. Опорная и предметная световые волны. Запись и воспроизведение голограмм. Применение голографии.

ОЛ-3(§6.1- 6.4), ОЛ-6(§5.9), ОЛ-7(§5.10), ДЛ-11.

Лекция 18. Резервная.

Семестр заканчивается экзаменом на всех факультетах

1000+ часов видео по Java на русском

Добрый день.
Меня зовут Головач Иван, я руковожу небольшой образовательной компанией и преподаю сам:

  1. Java Core
  2. Junior Java Developer: Servlet API, JDBC, Maven, JUnit, Mockito, Log4J, основы Spring/SpringMVC, основы JPA/Hibernate, шаблоны/архитектуры MVC/IoC/DAO.
  3. Multicore programming in Java.

Также я веду курс «Scala for Java Developers» на платформе для онлайн-образования udemy.com (аналог Coursera/EdX).

В следствии этого у меня скопилось значительно количество ссылок на видео на русском языке по Java как моего авторства, так и моих коллег.

(GolovachCourses.com)

Здесь собраны несколько вариантов записи моего курса Java Core.
Модуль #1 (Procedural Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4.

Читайте также:
Лекция 6.2.1

Модуль #2 (Exceptions in Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4, #5 (. )
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3.
Модуль #3 (Java I/O):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #0 (. ), #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4, #5.
Модуль #4 (Multithreading in Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3.
Модуль #5 (Collections API, java.util.*):
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4, #5.
Модуль #6 (Java OOP):
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4.
Summary:
Набор январь 2013: итоговая лекция
Набор октябрь 2012: итоговая лекция

Юрий Ткач

Курс «Java практика» (видео на youtube.com).
Данный курс уделяет основное внимание практическому применению языка Java и основывается на предыдущем курсе Java для тестировщиков, который имел теоретическую направленность. В этом курсе рассматриваются различные прикладные задачи, а также проводится их решение с помощью Java. В конце каждого занятия озвучивается задание для самостоятельной работы. Курс расчитан на слушателей, которые слабо подготовлены в программировании.
Занятие 1. «Синтаксис и конструкции языка».
Занятие 2. «Функции (методы)».
Занятие 3. «ООП, классы и объекты».
Занятие 4. «ООП, наследование, классы».
Занятие 5. «Коллекции».
Занятие 6. «ООП, интерфейсы».
Занятие 7. «Файлы, ввод/вывод».
Занятие 8. «XML».
Занятие 9. «Ant».

Курс «Технологии проектирования программных систем» (видео на youtube.com).
Юрий Ткач: «Работая преподавателем в Черниговском государственном технологическом университете на кафедре Информационных и компьютерных систем, я читал курс лекций по предмету ТППС (Технологии проектирования программных систем). В основном я старался делать упор на проектирование систем, рассказывая про разные шаблоны, подходы, многослойную архитектуру и т.п. Материал свой я основывал на замечательной книге Мартина Фаулера „Архитектура корпоративных программных приложений“. Однако, без рассказа о технологиях, которые применяются для создания систем уровня предприятия, этот курс был бы не таким интересным. Весь курс основывался на технологиях J2EE и связанными с ними, и поэтому включал в себя такие темы как Spring, AOP, JPA, Hibernate, JSF.»
Лекция 5. Слой сервисов
Лекция 6. Spring
Лекция 7. АОП.
Лекция 8. Слой интеграции.
Лекция 9. JPA Введение.
Лекция 10. JPA. Связи и наследование.
Лекция 11. JPA. Состояния и запросы.
Лекция 12. JPA. DAO.
Лекция 13. JPA. Транзакции.
Лекция 14. Слой представления.
Лекция 15. JSF. Введение.
Лекция 16. JSF. Навигация и beans.
Лекция 17. JSF. H-library and templates.
Лекция 18. JSF. Tables, Spring connect.
Лекция 19. JSF. Validators and Converters.
Лекция 20. JSF. Собственные компоненты.
Слой сервисов с JPA и Spring.
Программирование и тестирование слоя сервисов.
Facelets Templates — создание страниц в JSF.

Игорь Мирончик
Алексей Владыкин

Лекция 1 «Знакомство с языком и интрументами» (история и эволюция Java, особенности Java, разновидности Java, экосистема Java, неформальное знакомство с языком, стандартные инструменты JDK) + презентация
Лекция 2 «Примитивные и ссылочные типы» (примитивные и ссылочные типы, тип boolean, тип char, целочисленные типы, вещественные типы, преобразование типов) + презентация
Лекция 3 «Массивы и строки в Java» (Массивы: объявление, создание, инициализация, индексация, одномерные и многомерные, представление в памяти, java.util.Arrays. Строки: строковые литералы, операции со строками, StringBuilder, поддержка различных кодировок, регулярные выражения) + презентация
Лекция 4 «Объекты, классы и пакеты в Java» (основы ООП, объявление класса, использование класса, наследование, пакеты, модификаторы доступа, вложенные классы) + презентация
Лекция 5 «Управляющие конструкции и исключения в JAVA» + презентация + презентация (условные операторы (if, switch), циклы (for, while, do), операторы break и continue, метки, исключения, типы исключений, конструкция try/catch/finally, try с ресурсами, multicatch)
Лекция 6 «Java I/O, Java NIO, File» (Доступ к файловой системе: java.io.File и java.nio.file.*, потоки байт: InputStream, OutputStream, потоки символов: Reader, Writer, java.io.StreamTokenizer и java.util.Scanner) + презентация
Лекция 7 «Стандартная библиотека: java.util» (Collections Framework, списки, множества, ассоциативные массивы, generics) + презентация
Лекция 8 «Стандартная библиотека: java.lang, reflect, Reflection API» + презентация
Лекция 9 “«Разработка многопоточных приложений на Java, часть 1»” (общие сведения о параллелизме, управление потоками, синхронизация потоков, модель памяти) + презентация
Лекция 10 “«Разработка многопоточных приложений на Java, часть 2” (атомарные типы, примитивы синхронизации, коллекции, ExecutorService, ForkJoinPool) + презентация
Лекция 11 «Модульное тестирование на Java» (основные идеи, JUnit, Mockito, Java Logging API) + презентация
Лекция 12 «Разработка сетевых приложений на Java» (cокеты, URI и URL, библиотека Netty) + презентация

Георгий Корнеев
Продвинутый материал
Заключение

Я не буду давать никаких комментариев относительно качества материала по той простой причине, что сотни часов чужих материалов не просматриваю. Надеюсь что те, кто смотрел, смогут охарактеризовать в комментариях.

Читайте также:
Лекция 4.5

От имени всех коллег, которые занимаются преподаванием и выкладывают видео бесплатно, прошу простить нас за естественные «дефекты», возникающие при 3-4 часах преподавания в день: оговорки, неправильное произношение, не всегда удачные импровизации.

В описаниях курсов использованы оригинальные описания от авторов.

Контакты

Я занимаюсь онлайн обучением Java (вот курсы программирования) и публикую часть учебных материалов в рамках переработки курса Java Core. Видеозаписи лекций в аудитории Вы можете увидеть на youtube-канале, возможно, видео канала лучше систематизировано в этой статье.

Комплексные соединения

Занятие, представленное на конкурс «Я иду на урок», я провожу в 11-м биолого-химическом классе, где на изучение химии отводится 4 часа в неделю.

Тему «Комплексные соединения» я взяла, во-первых, потому что эта группа веществ имеет исключительно большое значение в природе; во-вторых, многие задания ЕГЭ включают понятие о комплексных соединениях; в-третьих, учащиеся из этого класса выбирают профессии, связанные с химией, и будут встречаться с группой комплексных соединений в будущем.

Цель. Сформировать понятие о составе, классификации, строении и основах номенклатуры комплексных соединений; рассмотреть их химические свойства и показать значение; расширить представления учащихся о многообразии веществ.

Оборудование. Образцы комплексных соединений.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала (лекция).

III. Подведение итогов и постановка домашнего задания.

План лекции

1. Многообразие веществ.

2. Координационная теория А.Вернера.

3. Строение комплексных соединений.

4. Классификация комплексных соединений.

5. Природа химической связи в комплексных соединениях.

6. Номенклатура комплексных соединений.

7. Химические свойства комплексных соединений.

8. Значение комплексных соединений.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Многообразие веществ

Мир веществ многообразен, и мы уже знакомы с группой веществ, которые принадлежат к комплексным соединениям. Данными веществами стали заниматься с XIX в., но понять их строение с позиций существовавших представлений о валентности было трудно.

Координационная теория А.Вернера

В 1893 г. швейцарским химиком-неоргаником Альфредом Вернером (1866–1919) была сформулирована теория, позволившая понять строение и некоторые свойства комплексных соединений и названная координационной теорией*. Поэтому комплексные соединения часто называют координационными соединениями.

Соединения, в состав которых входят сложные ионы, существующие как в кристалле, так и в растворе, называются комплексными, или координационными.

Строение комплексных соединений

Согласно теории Вернера центральное положение в комплексных соединениях занимает, как правило, ион металла, который называют центральным ионом, или комплексообразователем.

Комплексообразователь – частица (атом, ион или молекула), координирующая (располагающая) вокруг себя другие ионы или молекулы.

Комплексообразователь обычно имеет положительный заряд, является d-элементом, проявляет амфотерные свойства, имеет координационное число 4 или 6. Вокруг комплексообразователя располагаются (координируются) молекулы или кислотные остатки – лиганды (адденды).

Лиганды – частицы (молекулы и ионы), координируемые комплексообразователем и имеющие с ним непосредственно химические связи (например, ионы: Cl – , I – , NO3 – , OH – ; нейтральные молекулы: NH3, H2O, CO).

Лиганды не связаны друг с другом, так как между ними действуют силы отталкивания. Когда лигандами являются молекулы, между ними возможно молекулярное взаимодействие. Координация лигандов около комплексообразователя является характерной чертой комплексных соединений (рис. 1).

Рис. 1. Координация цианид-ионов вокруг иона железа

Координационное число – это число химических связей, которые комплексообразователь образует с лигандами.

Рис. 2. Тетраэдрическая структура иона [AlBr4] –

Значение координационного числа комплексообразователя зависит от его природы, степени окисления, природы лигандов и условий (температура, концентрация), при которых протекает реакция комплексообразования. Координационное число может иметь значения от 2 до 12. Наиболее распространенными являются координационные числа 4 и 6. Для координационного числа 4 структура комплексных частиц может быть тетраэдрической [AlBr4] – (рис. 2) и в виде плоского квадрата [Pt(NH3)2Cl2] (рис. 3). Комплексные соединения с координационным числом 6 имеют октаэдрическое строение [AlF6] 3– (рис. 4).

Рис. 3. Соединение [Pt(NH3)2Cl2]
со структурой плоского квадрата
Рис. 4. Ион [AlF6]3– октаэдрического строения

Комплексообразователь и окружающие его лиганды составляют внутреннюю сферу комплекса. Частица, состоящая из комплексообразователя и окружающих лигандов, называется комплексным ионом. При изображении комплексных соединений внутреннюю сферу (комплексный ион) ограничивают квадратными скобками. Остальные составляющие комплексного соединения расположены во внешней сфере (рис. 5).

Суммарный заряд ионов внешней сферы должен быть равен по значению и противоположен по знаку заряду комплексного иона:

Рис. 5. Пояснения к изображению формул соединений с комплексным анионом (а)
и комплексным катионом (б)

Заряд комплексного иона легко подсчитать, зная степень окисления составляющих его частей.

Классификация комплексных соединений

Большое многообразие комплексных соединений и их свойств не позволяет создать единую классификацию. Однако можно группировать вещества по некоторым отдельным признакам.

1) По составу.

2) По типу координируемых лигандов.

а) Аквакомплексы – это комплексные катионы, в которых лигандами являются молекулы H2O. Их образуют катионы металлов со степенью окисления +2 и больше, причем способность к образованию аквакомплексов у металлов одной группы периодической системы уменьшается сверху вниз.

б)Гидроксокомплексы – это комплексные анионы, в которых лигандами являются гидроксид-ионы OH – . Комплексообразователями являются металлы, склонные к проявлению амфотерных свойств – Be, Zn, Al, Cr.

Читайте также:
Лекция 5.6

в) Аммиакаты – это комплексные катионы, в которых лигандами являются молекулы NH3. Комплексообразователями являются d-элементы.

г) Ацидокомплексы – это комплексные анионы, в которых лигандами являются анионы неорганических и органических кислот.

3) По заряду внутренней сферы.

Природа химической связи в комплексных соединениях

Во внутренней сфере между комплексообразователем и лигандами существуют ковалентные связи, образованные в том числе и по донорно-акцепторному механизму. Для образования таких связей необходимо наличие свободных орбиталей у одних частиц (имеются у комплексообразователя) и неподеленных электронных пар у других частиц (лиганды). Роль донора (поставщика электронов) играет лиганд, а акцептором, принимающим электроны, является комплексообразователь. Донорно-акцепторная связь возникает как результат перекрывания свободных валентных орбиталей комплексообразователя с заполненными орбиталями донора.

Между внешней и внутренней сферой существует ионная связь. Приведем пример.

Электронное строение атома бериллия:

Электронное строение атома бериллия в возбужденном состоянии:

Электронное строение атома бериллия в комплексном ионе [BeF4] 2– :

Пунктирными стрелками показаны электроны фтора; две связи из четырех образованы по донорно-акцепторному механизму. В данном случае атом Be является акцептором, а ионы фтора – донорами, их свободные электронные пары заполняют гибридизованные орбитали (sp 3 -гибридизация).

Номенклатура комплексных соединений

Наибольшее распространение имеет номенклатура, рекомендованная IUPAC. Название комплексного аниона начинается с обозначения состава внутренней сферы: число лигандов обозначается греческими числительными: 2–ди, 3–три, 4–тетра, 5–пента, 6–гекса и т.д., далее следуют названия лигандов, к которым прибавляют соединительную гласную «о»: Cl – – хлоро-, CN – – циано-, OH – – гидроксо- и т.п. Если у комплексообразователя переменная степень окисления, то в скобках римскими цифрами указывают его степень окисления, а его название с суффиксом -ат: Zn – цинкат, Fe – феррат(III), Au – аурат(III). Последним называют катион внешней сферы в родительном падеже.

K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат(III) калия,

K2[Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат калия.

Названия соединений, содержащих комплексный катион, строятся из названий анионов внешней среды, после которых указывается число лигандов, дается латинское название лиганда (молекула аммиака NH3 – аммин, молекула воды H2O – аква от латинского названия воды) и русское название элемента-комплексообразователя; римской цифрой в скобках указывается степень окисления элемента-комплексообразователя, если она переменная. Например:

Химические свойства комплексных соединений

1. В растворе комплексные соединения ведут себя как сильные электролиты, т.е. полностью диссоциируют на катионы и анионы:

Диссоциация по такому типу называется первичной.

Вторичная диссоциация связана с удалением лигандов из внутренней сферы комплексного иона:

[PtCl4] 2– PtCl3 – + Cl – .

Вторичная диссоциация происходит ступенчато: комплексные ионы ([PtCl4] 2– ) являются слабыми электролитами.

2. При действии сильных кислот происходит разрушение гидроксокомплексов, например:

а) при недостатке кислоты

Na3[Al(OH)6] + 3HCl = 3NaCl + Al(OH)3 + 3H2O;

б) при избытке кислоты

3. Нагревание (термолиз) всех аммиакатов приводит к их разложению, например:

[Cu(NH3)4]SO4 CuSO4 + 4NH3.

Значение комплексных соединений

Координационные соединения имеют исключительно большое значение в природе. Достаточно сказать, что почти все ферменты, многие гормоны, лекарства, биологически активные вещества представляют собой комплексные соединения. Например, гемоглобин крови, благодаря которому осуществляется перенос кислорода от легких к клеткам ткани, является комплексным соединением, содержащим железо (рис. 6), а хлорофилл, ответственный за фотосинтез в растениях, – комплексным соединением магния (рис. 7).

Рис. 6. Гем-группа в молекуле гемоглобина

Значительную часть природных минералов, в том числе полиметаллических руд и силикатов, также составляют координационные соединения. Более того, химические методы извлечения металлов из руд, в частности меди, вольфрама, серебра, алюминия, платины, железа, золота и других, также связаны с образованием легкорастворимых, легкоплавких или летучих комплексов. Например: Na3[AlF6] – криолит, KNa3[AlSiO4]4 – нефелин (минералы, комплексные соединения, содержащие алюминий).

Рис. 7. Хлорофилл c1

Современная химическая отрасль промышленности широко использует координационные соединения как катализаторы при синтезе высокомолекулярных соединений, при химической переработке нефти, в производстве кислот.

III. Подведение итогов и постановка домашнего задания

Домашнее задание.

1) Приготовиться по лекции к уроку-практикуму по теме: «Комплексные соединения».

2) Письменно дать характеристику следующим комплексным соединениям по строению и классифицировать по признакам:

3) Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

* За открытие этой новой области науки А.Вернер в 1913 г. был удостоен Нобелевской премии.

ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ: Лекция № 6 4.67/5 (3)

Лекция № 6 Нарушения произвольной регуляции высших психических
функций и поведения в целом

Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления.

Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль над ее выполнением и за окончательным результатом деятельности.

Произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности.
Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система. Произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т. е. является прежде всего речевой регуляцией.
И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие высшим психическим функциям как сложным «психологическим системам».

Читайте также:
Лекция 6.6

С произвольным контролем за высшими психическими функциями связан III структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговым субстратом этого блока являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора (расположена кнаружи). В лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяют моторную (агранулярную) и немоторную (гранулярную) кору.
Есть анатомические (структурные) основания отнести всю конвекситальную лобную кору к двигательному анализатору. Конвекситальная лобная кора в целом характеризуется вертикальной (т. е. эфферентным типом строения), а не горизонтальной (т. е. афферентным типом строения) исчерченностью.

Общий моторный тип строения конвекситальной лобной коры отражает отношение этих отделов мозга к регуляторным процессам.

Одной из важнейших особенностей лобных долей мозга, и прежде всего конвекситальной префронтальной коры, является большая индивидуальная изменчивость в расположении отдельных корковых полей. Более постоянно по отношению к бороздам и извилинам левой и правой лобных долей расположение 44, 45, 47, 11 и 32-го полей; расположение остальных полей (6, 8, 9, 10 и 12-го) очень вариабельно.

Другой важной особенностью лобной коры является ее позднее развитие. Ребенок рождается с незрелыми лобными структурами, однако к 12-14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360 %.

Медленное постнатальное созревание лобной коры коррелирует с медленным формированием у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением в целом.
У человека поражение лобных долей мозга характеризуется многими симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает сама структура психической деятельности.

В то же время у них остаются сохранными отдельные частные операции («умственные действия»), сохранен и запас знаний (и житейских, и профессиональных), однако их целесообразное использование в соответствии с сознательно поставленной целью оказывается невозможным. Наиболее отчетливо эти симптомы проявляются у больных с массивными поражениями лобных долей мозга (двухсторонними очагами). В этих случаях больные не могут не только самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и действовать в соответствии с уже готовой программой, данной им в инструкции.

В менее грубых случаях нарушается преимущественно способность к самостоятельной выработке программ и относительно сохранно выполнение программ, данных в инструкции. Большое значение, конечно, имеет и содержание этих программ, т. е. степень их сложности (знакомости для больного того задания, которое ему предъявляется).
Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной (преимущественно речевой) регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).

У больных с поражением лобных долей мозга можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов, а именно:
а) медленное, после нескольких повторений, включение в задание;
б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений;
в) патологическая легкость образования двигательных стереотипов при выполнении различных двигательных программ; и т.д.

Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач. «Лобные» больные не могут выполнить задания, требующие последовательного рассматривания изображения: например, сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие. В грубых случаях — на фоне общей инактивности — больные вообще не могут понять смысл изображения и делают ошибочные умозаключения о целом по его отдельным фрагментам. От истинных агнозий эти нарушения отличаются меньшей стабильностью и при соответствующей организации эксперимента они могут быть полностью скомпенсированы.

В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). При оценке и воспроизведении ритмов у больных легко появляются персевераторные ответы.

В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов; не коррегируемые ими самими (по типу тактильной псевдоагнозии).

Нарушения произвольной регуляции у больных с поражением лобных долей мозга проявляются и в мнестических процессах. При массивном поражении лобных долей мозга нередки особые нарушения мнестической деятельности, протекающие по типу псевдоамнезий. У всех «лобных» больных, особенно в специальных условиях эксперимента, можно выявить дефекты произвольной регуляции мнестической деятельности. Они проявляются в диссоциации между пассивным (посредством узнавания) и активным (посредством самостоятельного называния) воспроизведением запоминаемого материала. Наблюдается также диссоциация между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) наблюдаются отчетливые нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Не могут самостоятельно проанализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий. В тяжелых случаях весь процесс решения задачи представляет собой хаотическое, случайное манипулирование числами.

Одним из важных симптомов нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, характерных для этой категории больных, является появление интеллектуальных персевераций, т. е. инертное повторение одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.
Инертность интеллектуальных действий можно выявить при выполнении как вербальных, так и наглядно-образных интеллектуальных задач. Интеллектуальные персеверации отражают нарушения произвольного контроля за ходом интеллектуальной деятельности, отключение произвольного внимания от объекта осмысления.

Читайте также:
Лекция 4.4

Таким образом, для больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга характерны нарушения произвольной регуляции различных высших психических функций: двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т. п.) у них нарушается сама структура сознательной произвольно регулируемой психической деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности.

При поражении лобных долей мозга наблюдаются нарушения всего поведение больного в целом. Лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека.

Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.

Таким образом, поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения.

Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью подчинение психических процессов и поведения в целом различным программам.

Презентация на тему Лекция 6.4

Презентация на тему Презентация на тему Лекция 6.4 из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Лекция 6.4

Слайды и текст этой презентации

Россия во второй половине XIX в.

Россия во второй половине XIX в.

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития
Проявление кризиса

Сокращение экспорта русского хлеба за границу

Крестьянские повинности – барщина и оброк – достигли наивысшего предела

Кризис дворянства как сословия 3,5% дворян были беспоместными 45,9% дворян имели менее 20 душ крепостных

Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости

Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно-экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г.

1 десятина = 1,1 га
мера площади

Механизм реализации крестьянской реформы

Учреждался специальный институт мировых посредников, назначавшихся из дворян, которые в течение двух лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной крестьянской семьи

Освобождены от личной зависимости ещё в 1858 г.
Поземельное устройство, повинности и выкуп определены «Положением…» от 26 июня 1863 г.
Удельные крестьяне получили наделы, которыми пользовались до реформы
Оброчная подать была преобразована в выкупные платежи в пользу царской семьи

24 ноября 1866 г. – издание закона о поземельном устройстве государственных крестьян
12 июня 1886 г. – государственные крестьяне переведены на выкупные платежи
Государственные крестьяне в свое распоряжение получили те же земли, которыми пользовались ранее

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления земств

Отделение земств от административной власти

Хозяйственно-финансовая самостоятельность земств

Всесословное выборное земское представительство

Вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием и т. д.)

Выборы гласных (депутатов земств) 1 раз в 3 года по избирательным куриям

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г.

Введение городского самоуправления
по типу земского

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

II избирательное собрание (средние налогоплательщики)

III избирательное собрание (мелкие налогоплательщики)

Выборы раз в четыре года

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

Вводился бессословный характер судебной деятельности, т.е. формальное равенство всех сословий перед законом

Провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей

Вводилась гласность и состязательность судопроизводства

Учреждалась адвокатура (присяжные или частные поверенные)

Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

Вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

Упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций

Изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПО РЕФОРМЕ 1864 г.

Сенат Надзорные и контролирующие функции

Особые суды волостной для крестьян для духовенства для военных для высших сановников

Съезд мировых судей

Избирается Уездным земским собранием

ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1861 – 1874 гг.)

Генерал Д.А. Милютин

Сокращение численности русской армии

Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава (1863 – 1864 гг. – создание военных гимназий и юнкерских училищ)

Введение новых воинских уставов

Осуществление перевооружения армии

Учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления

Отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1864–1864 гг.

Изменения в системе образования

«Положение о начальных народных училищах» (14 июня 1864 г.)

«Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864 г.)

«Университетский устав» (18 июня 1863 г.)

Ликвидация государст-венно-церковной монополии на образование

Читайте также:
Лекция 3.3

Учебные заведения разрешено открывать земствам, общественным организациями и частным лицам

Прогимназии: сокращенный срок обучения 4 года

Создавались советы университетов, решавшие все внутренние вопросы

Избрание ректора и преподавателей

Готовили к поступлению в университет

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

ОСНОВНЫЕ НАРВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Восточный кризис 70-х гг. XIX в.

Расширение геополитического пространства России и присоединение Средней Азии

«Союз трех императоров» (1873 – 1878) Германия, Россия, Австро-Венгрия

Кризис и распад «Союза трех императоров» (1878)

Продажа в 1867 г. Россией Аляски правительству США за 7,2 млн долларов

Договор с Китаем о границе по реке Амур

Договоры с Японией

Курилы – территория России, Сахалин – совместное владение России и Японии

Курилы – территория Японии , Сахалин –владение России

Русско-турецкая война 1877- 1878 гг.

Вассальная зависимость от России

1866 – 1868 гг. Бухара

1865 – 1875 гг. Коканд

Создание Туркестанского генерал-губернаторства

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877 – 1878 гг. Ход военных действий на территории Болгарии и Закавказья

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

В сельском хозяйстве

Эволюция помещичьего хозяйства в капиталистическое при сохранении феодальной эксплуатации крестьян

Вовлечение крестьянских (фермерских) хозяйств в капиталистические отношения

Переход на наемный труд

Активизация железнодорожного строительства

Завершение промышленного переворота

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Сельское хозяйство – главная отрасль страны

Сохранение феодальных пережитков

Преобладание экстенсивного пути развития

Развитие капиталистических отношений в деревне

Доминирование общинных порядков в деревне

Господство помещичьего землевладения

Рост товарности сельскохозяйственного производства

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОМЕЩИЧЬИХ ХОЗЯЙСТВ

Разные работы выполнялись и временнообязанными, и наемными рабочими

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития российской промышленности

Огромная роль государства в развитии экономики

Широкое привлечение в российскую экономику иностранного капитала

Сохранение феодальных и раннекапиталистических форм эксплуатации

Неравномерность экономического развития

Пять промышленных регионов

Старые:
Северо-Запад, Урал, Центр России

Новые: Донбасс, Баку

Остальная часть страны – преобладание аграрно-кустарного производства

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

За личные заслуги

Пережитки феодальных отношений

Противоречия между сословным и классовым делением общества

Не все дворяне были помещиками. Часть их не имела поместий, была представлена чиновниками и получила дворянство по выслуге

Новые классы развивающегося капитализма

Формирование рабочего класса и буржуазии

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III (1881 – 1894)

Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский

Контрреформы – принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг.

Ограничение земского и городского самоуправления

Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.

Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования

Контроль за крестьянским самоуправлением
Решение земельных вопросов

Учреждение должностей земских участковых начальников

Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1890)

Новое «Городовое положение» (1892)

Изменения в земской избирательной системе
Увеличение числа депутатов от дворян и их сокращение от других сословий

Изменение в городской избирательной системе
Отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения, необходимого для участия в выборном процессе

Созданы охранительные отделения
Вводится политический сыск

Ограничение для поступления в гимназии детей низших сословий

«Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия» (1884) – чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением

Ограничена открытость судопроизводства по полит. делам (1887). Ликвидированы мировые суды (1889)

Новые «Временные правила о печати» (1882) – любой печатный орган можно закрыть

Новый университетский устав (1884)

Циркуляр Мин. просвещения «О кухаркиных лдетях» (1887)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 80 – 90 гг. XIX в.

Курс на модернизацию промышленности

Николай Христианович Бунге (1823 – 1895)
Министр финансов в 1881 – 1886 гг.
Председатель кабинета министров в 1887 – 1895 гг.
Сторонник политики протекционизма; основные меры:
Повышение таможенных пошлин
Поддержка частных акционерных банков
Реформирование системы налогообложения и введение новых налогов на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции
Политика в крестьянском вопросе:
Ликвидация «временнообязанного состояния» и понижение выкупных платежей (1881)
Создание крестьянского банка для льготного кредитования крестьян (1882)
Отмена подушной подати (1885)

Иван Алексеевич Вышеградский (1831 – 1895)
Министр финансов в 1887 – 1892 гг. Продолжает политику протекционизма:
Принят новый повышенный таможенный тариф (1891)
Повышены косвенные налоги и расширено налогообложение торговых и промышленных предприятий
Усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства
Подчинение частных железных дорог государству

ДОБИЛСЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915)
Министр финансов в 1892 – 1903 гг.
Председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров в 1905 – 1906 гг.
Сторонник ускоренного промышленного развития.
Основные направления экономической политики:
Жесткая налоговая политика, увеличение косвенных налогов, введение гос. винной монополии (1894)
Протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов
Финансовая реформа (1897). Введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация
Широкое привлечение в страну иностранного капитала

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАРКСИЗМА

1872 г.
Кренгомольская мануфактура (Нарва)

1885 г.
Никольская мануфактура в Орехово-Зуево (Морозовская стачка)

Ослабление российского влияния на Балканах

Читайте также:
Лекция 2.1

Сближение России и Франции

Обострение отношений с Болгарией и разрыв диплома-тических отношений в 1886 г.

Усиление германо-австрийского влияния в данном регионе

«Договор перестраховки» России и Германии (1887)

Политическое соглашение 1891 г.

Военная конвенция 1892 г.

Завершение присоединения Средней Азии. Покорение туркменских племен и взятие Ашхабада (1881 – 1882)

Обострение экономических отношений. Таможенная война с 1890 г.

Оформление русско-французского союза

Установление границ России и Афганистана, который являлся протекторатом Англии (1885-1895)

Образование «Тройственного союза» – Германия, Австро-Венгрия и Италия – 1882 г.

Возникновение в Европе противоборствующих военно-политических блоков в конце ХIХ в.

Лекция 4.6

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Разработчик: доц. Оскерко В.С.

3. Модель “сущность–связь”

6. Этапы проектирования базы данных и их процедуры

6. Этапы проектирования базы данных и их процедуры

Проектирование базы данных осуществляется в три этапа:

1) концептуальное проектирование;

2) логическое проектирование;

3) физическое проектирование.

6.1. Процедуры концептуального проектирования

Цель этапа концептуального проектирования – создание концептуальной модели данных исходя из представлений пользователей о предметной области. Для ее достижения выполняется ряд последовательных процедур.

1. Определение сущностей и их документирование. Для идентификации сущностей определяются объекты, которые существуют независимо от других. Такие объекты являются сущностями. Каждой сущности присваивается осмысленное имя, понятное пользователям. Имена и описания сущностей заносятся в словарь данных. Если возможно, то устанавливается ожидаемое количество экземпляров каждой сущности.

2. Определение связей между сущностями и их документирование. Определяются только те связи между сущностями, которые необходимы для удовлетворения требований к проекту базы данных. Устанавливается тип каждой из них. Выявляется класс принадлежности сущностей. Связям присваиваются осмысленные имена, выраженные глаголами. Развернутое описание каждой связи с указанием ее типа и класса принадлежности сущностей, участвующих в связи, заносится в словарь данных.

3. Создание ER -модели предметной области. Для представления сущностей и связей между ними используются ER -диаграммы. На их основе создается единый наглядный образ моделируемой предметной области – ER -модель предметной области.

4. Определение атрибутов и их документирование. Выявляются все атрибуты, описывающие сущности созданной ER -модели. Каждому атрибуту присваивается осмысленное имя, понятное пользователям. О каждом атрибуте в словарь данных помещаются следующие сведения:

· имя атрибута и его описание;

· тип и размерность значений;

· значение, принимаемое для атрибута по умолчанию (если такое имеется);

· может ли атрибут иметь Null -значения;

· является ли атрибут составным, и если это так, то из каких простых атрибутов он состоит. Например, атрибут “Ф.И.О. клиента” может состоять из простых атрибутов “Фамилия”, “Имя”, “Отчество”, а может быть простым, содержащим единые значения, как-то “Сидорский Евгений Михайлович”. Если пользователь не нуждается в доступе к отдельным элементам “Ф.И.О.”, то атрибут представляется как простой;

· является ли атрибут расчетным, и если это так, то как вычисляются его значения.

5. Определение значений атрибутов и их документирование. Для каждого атрибута сущности, участвующей в ER -модели, определяется набор допустимых значений и ему присваивается имя. Например, атрибут “Тип счета” может иметь только значения “депозитный”, “текущий”, “до востребования”, “карт-счет”. Обновляются записи словаря данных, относящиеся к атрибутам, – в них заносятся имена наборов значений атрибутов.

6. Определение первичных ключей для сущностей и их документирование. На этом шаге руководствуются определением первичного ключа – как атрибута или набора атрибутов сущности, позволяющего уникальным образом идентифицировать ее экземпляры. Сведения о первичных ключах помещаются в словарь данных.

7. Обсуждение концептуальной модели данных с конечными пользователями. Концептуальная модель данных представляется ER -моделью с сопроводительной документацией, содержащей описание разработанной модели данных. Если будут обнаружены несоответствия предметной области, то в модель вносятся изменения до тех пор, пока пользователи не подтвердят, что предложенная им модель адекватно отображает их личные представления.

6.2. Процедуры логического проектирования

Цель этапа логического проектирования – преобразование концептуальной модели на основе выбранной модели данных в логическую модель, не зависимую от особенностей используемой в дальнейшем СУБД для физической реализации базы данных. Для ее достижения выполняются следующие процедуры.

1. Выбор модели данных. Чаще всего выбирается реляционная модель данных в связи с наглядностью табличного представления данных и удобства работы с ними.

2. Определение набора таблиц исходя из ER -модели и их документирование. Для каждой сущности ER -модели создается таблица. Имя сущности – имя таблицы. Осуществляется формирование структуры таблиц на основании изложенных в параграфе 1.4 правил. Устанавливаются связи между таблицами посредством механизма первичных и внешних ключей. Структуры таблиц и установленные связи между ними документируются.

3. Нормализация таблиц. Для правильного выполнения нормализации проектировщик должен глубоко изучить семантику и особенности использования данных. На этом шаге он проверяет корректность структуры таблиц, созданных на предыдущем шаге, посредством применения к ним процедуры нормализации. Эта процедура была описана в параграфе 1.5. Она заключается в приведении каждой из таблиц, по крайней мере, к 3НФ. В результате нормализации получается очень гибкий проект базы данных, позволяющий легко вносить в нее нужные расширения.

4. Проверка логической модели данных на предмет возможности выполнения всех транзакций, предусмотренных пользователями. Транзакция – это набор действий, выполняемых отдельным пользователем или прикладной программой с целью изменения содержимого базы данных. Так, примером транзакции в проекте БАНК может быть передача права распоряжаться счетами некоторого клиента другому клиенту. В этом случае в базу данных потребуется внести сразу несколько изменений. Если во время выполнения транзакции произойдет сбой в работе компьютера, то база данных окажется в противоречивом состоянии, так как некоторые изменения уже будут внесены, а остальные еще нет. Поэтому все частичные изменения должны быть отменены для возвращения базы данных в прежнее непротиворечивое состояние.

Читайте также:
Лекция 2.4

Перечень транзакций определяется действиями пользователей в предметной области. Используя ER -модель, словарь данных и установленные связи между первичными и внешними ключами, производится попытка выполнить все необходимые операции доступа к данным вручную. Если какую-либо операцию выполнить вручную не удается, то составленная логическая модель данных является неадекватной и содержит ошибки, которые надо устранить. Возможно, они связаны с пропуском в модели сущности, связи или атрибута.

5. Определение требований поддержки целостности данных и их документирование. Эти требования представляют собой ограничения, которые вводятся с целью предотвратить помещение в базу данных противоречивых данных. На этом шаге вопросы целостности данных освещаются безотносительно к конкретным аспектам ее реализации. Должны быть рассмотрены следующие типы ограничений:

· обязательные данные. Выясняется, есть ли атрибуты, которые не могут иметь Null -значений;

· ограничения для значений атрибутов. Определяются допустимые значения для атрибутов;

· целостность сущностей. Она достигается, если первичный ключ сущности не содержит Null -значений;

· ссылочная целостность. Она понимается так, что значение внешнего ключа должно обязательно присутствовать в первичном ключе одной из строк таблицы для родительской сущности;

· ограничения, накладываемые бизнес-правилами. Например, в случае с проектом БАНК может быть принято правило, запрещающее клиенту распоряжаться, скажем, более чем тремя счетами.

Сведения обо всех установленных ограничениях целостности данных помещаются в словарь данных.

6. Создание окончательного варианта логической модели данных и обсуждение его с пользователями. На этом шаге подготавливается окончательный вариант ER -модели, представляющей логическую модель данных. Сама модель и обновленная документация, включая словарь данных и реляционную схему связи таблиц, представляется для просмотра и анализа пользователям, которые должны убедиться, что она точно отображает предметную область.

6.3. Процедуры физического проектирования

Цель этапа физического проектирования – описание конкретной реализации базы данных, размещаемой во внешней памяти компьютера. Это описание структуры хранения данных и эффективных методов доступа к данным базы. При логическом проектировании отвечают на вопрос – что надо сделать, а при физическом – выбирается способ, как это сделать. Процедуры физического проектирования следующие.

1. Проектирование таблиц базы данных средствами выбранной СУБД. Осуществляется выбор реляционной СУБД, которая будет использоваться для создания базы данных, размещаемой на машинных носителях. Глубоко изучаются ее функциональные возможности по проектированию таблиц. Затем выполняется проектирование таблиц и схемы их связи в среде СУБД. Подготовленный проект базы данных описывается в сопровождаемой документации.

2. Реализация бизнес-правил в среде выбранной СУБД. Обновление информации в таблицах может быть ограничено бизнес-правилами. Способ их реализации зависит от выбранной СУБД. Одни системы для реализации требований предметной области предлагают больше возможностей, другие – меньше. В некоторых системах вообще отсутствует поддержка реализации бизнес-правил. В таком случае разрабатываются приложения для реализации их ограничений.

Все решения, принятые в связи с реализацией бизнес-правил предметной области, подробно описываются в сопроводительной документации.

3. Проектирование физической организации базы данных. На этом шаге выбирается наилучшая файловая организация для таблиц. Выявляются транзакции, которые будут выполняться в проектируемой базе данных, и выделяются наиболее важные из них. Анализируется пропускная способность транзакций – количество транзакций, которые могут быть обработаны за заданный интервал времени, и время ответа – промежуток времени, необходимый для выполнения одной транзакции. Стремятся к повышению пропускной способности транзакций и уменьшению времени ответа. На основании указанных показателей принимаются решения об оптимизации производительности базы данных путем определения индексов в таблицах, ускоряющих выборку данных из базы, или снижения требований к уровню нормализации таблиц. Проводится оценка дискового объема памяти, необходимого для размещения создаваемой базы данных. Стремятся к его минимизации.

Принятые решения по изложенным вопросам документируются.

4. Разработка стратегии защиты базы данных. База данных представляет собой ценный корпоративный ресурс, и организации ее защиты уделяется большое внимание. Для этого проектировщики должны иметь полное и ясное представление обо всех средствах защиты, предоставляемых выбранной СУБД.

5. Организация мониторинга функционирования базы данных и ее настройка. После создания физического проекта базы данных организуется непрерывное слежение за ее функционированием. Полученные сведения об уровне производительности базы данных используются для ее настройки. Для этого привлекаются и средства выбранной СУБД.

Решения о внесении любых изменений в функционирующую базу данных должны быть обдуманными и всесторонне взвешенными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: