Лекция 5.1

История русской литературы XX века (c 1917 года)

Лекция 5.1. Творчество Сергея Есенина. Периодизация, тематика, мотивика и худ. особенности лирики.

1. Творчество Сергея Есенина. Периодизация, тематика, мотивика и худ. особенности лирики.

Сергей Александрович Есенин

В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день). У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, де, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Темы Родины – основная в моем творчестве» (идея неотделимости своей судьбы от судьбы России).

Основные темы лирики Есенина:

  • тема Руси
  • тема революции
  • тема любви

В связи с отношением Есенина к революции можно выделить следующие этапы творчества:

  • 1917 – 1919 – самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает февральскую и Октябрьскую революции, хотя и принимает все по-своему, с «крестьянским уклоном», как напишет позже в автобиографии. Для творчества этого периода характерен пафос историзма, бунтарства, революционной романтики, призывные интонации, богоборческие мотивы.
  • 1919 – 1923 – время разочарования в революции, непринятия братоубийственной гражданской войны и того социализма, который строят большевики: «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» («кобыльи корабли»).

В эти годы поэт входит в литературную группировку имажинистов (от фр. и англ. Image – образ). Имажинизм как оппозиция футуризму провозглашал самоценность художественного образа, а Есенин утверждал связь художественного образа с языком устного народного творчества.

  • 1921 – 1923 – время характеризуется двойственным, противоречивым отношением Есенина к советской действительности.
  • 1923 – 1925 – время новой попытки понять Русь Советскую: «Я человек не новый, что скрывать, // остался в прошлом я одной ногою, // Стремясь догнать стальную рать, // скольжу и падаю другою.» итог духовных исканий поэта: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живется на Руси!» Ведущим в творчестве становится исповедальные мотивы, лирические интонации, мотив покаяния.

Основные мотивы лирики Есенина:

  • мотив природыособенно характерен для раннего творчества, в котором основным приемом становится олицетворение («Поет зима, аукает…»); позже от простого олицетворения поэт перейдет к образам («Зеленая прическа, девическая грудь…»).
  • мотив любви к животным(«Табун», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»), жизненная позиция поэта выражена в словах «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».
  • мотив крестьянского труда(«Марфа Посадница», «Ус»).
  • мотивы устного народного творчества(дед и мать Есенина на память знали множество народных песен, частушек, в тетрадях поэта было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров).

Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»).

  • «древесные мотивы».
  • космические мотивы.

Основные образы лирики Есенина

Образ Родины претерпел огромную эволюцию в творчестве Есенина. Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие (находка) – образ голубой Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом). Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). У Клюева Есенин заимствует концепцию макрокосмоса крестьянской избы (изба как символ Руси). Эта концепция непосредственно связана с неприятием цивилизации, сначала буржуазной, затем цивилизации вообще (см. «Сорокоуст» (молитва по усопшему – автор провожает в последний путь Русь, уничтожаемую «железной конницей»), где неприятие переходит в протест, а заканчивается стихотворение активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»). неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: устройство жизни лишь по принципу крестьянского подворья, а цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.

Другим главным составляющим художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина – «деревянная избенка». В начале творческого пути – это реальная деревенская изба. Но постепенно она мифологизируется, становится храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее украшения (красный угол, конек на крыше) предстают символами связи земли с небом. С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище – изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» или «райский терем». В 1914 – 1919 годах обе сферы есенинского мира – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», «голубая пыль», «голубой («небесный») песок», там растут деревья, пасутся «животные» (солнце, месяц, облака, тучи), а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку». Природа у Есенина – божественный храм: в ней звезды «лампадки небесные», деревья – монашки, сумрак – ангел и т. п. В 20-е годы более важным для поэта будет образ земли: «На земле милее. Полно плавать в небо»; «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек!». А в центре земли все та же крестьянская изба с постройками (хлевом, гумном и другими). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» города – «московские изогнутые улицы», «скелеты домов», «продрогший фонарь» – случайны, единичны и не складываются в цельную картину, то есть образа города как такового нет. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит… черт знает как!». В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться и вылечить душу слиянием с природой: «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад».

Читайте также:
Лекция 4.6

Так поэт решает проблему личности и ее связи с миром, проблему отношений человека с обществом и природой. В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека.

Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.

Операционные системы (архив ИПМ специалисты, бакалавры 2001г – 2021г, Богомолов)

  • Современные операционные системы, Э. Таненбаум, 2002, СПб, Питер, 1040 стр., (в djvu 10.1Мбайт) подробнее>>
  • Сетевые операционные системы Н. А. Олифер, В. Г. Олифер (в zip архиве 1.1Мбайт)
  • Сетевые операционные системы Н. А. Олифер, В. Г. Олифер, 2001, СПб, Питер, 544 стр., (в djvu 6.3Мбайт) подробнее>>

4.1 Основные понятия планирования процессов

Планирование – обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору.

Планировщик – отвечающая за это часть операционной системы.

Алгоритм планирования – используемый алгоритм для планирования.

Ситуации, когда необходимо планирование:

Когда создается процесс

Когда процесс завершает работу

Когда процесс блокируется на операции ввода/вывода, семафоре, и т.д.

При прерывании ввода/вывода.

Алгоритм планирования без переключений (неприоритетный) – не требует прерывание по аппаратному таймеру, процесс останавливается только когда блокируется или завершает работу.

Алгоритм планирования с переключениями (приоритетный) – требует прерывание по аппаратному таймеру, процесс работает только отведенный период времени, после этого он приостанавливается по таймеру, чтобы передать управление планировщику.

Необходимость алгоритма планирования зависит от задач, для которых будет использоваться операционная система.

Основные три системы:

Системы пакетной обработки – могут использовать неприоритетный и приоритетный алгоритм (например: для расчетных программ).

Интерактивные системы – могут использовать только приоритетный алгоритм, нельзя допустить чтобы один процесс занял надолго процессор (например: сервер общего доступа или персональный компьютер).

Системы реального времени – могут использовать неприоритетный и приоритетный алгоритм (например: система управления автомобилем).

Задачи алгоритмов планирования:

Для всех систем
Справедливость – каждому процессу справедливую долю процессорного времени
Контроль над выполнением принятой политики
Баланс – поддержка занятости всех частей системы (например: чтобы были заняты процессор и устройства ввода/вывода)

Системы пакетной обработки
Пропускная способность – количество задач в час
Оборотное время – минимизация времени на ожидание обслуживания и обработку задач.
Использование процесса – чтобы процессор всегда был занят.

Интерактивные системы
Время отклика – быстрая реакция на запросы
Соразмерность – выполнение ожиданий пользователя (например: пользователь не готов к долгой загрузке системы)

Системы реального времени
Окончание работы к сроку – предотвращение потери данных
Предсказуемость – предотвращение деградации качества в мультимедийных системах (например: потерь качества звука должно быть меньше чем видео)

4.2 Планирование в системах пакетной обработки

4.2.1 “Первый пришел – первым обслужен” (FIFO – First In Fist Out)

Процессы ставятся в очередь по мере поступления.

Справедливость (как в очереди покупателей, кто последний пришел, тот оказался в конце очереди)

Процесс, ограниченный возможностями процессора может затормозить более быстрые процессы, ограниченные устройствами ввода/вывода.

4.2.2 “Кратчайшая задача – первая”

Нижняя очередь выстроена с учетом этого алгоритма

Уменьшение оборотного времени

Справедливость (как в очереди покупателей, кто без сдачи проходит в перед)

Длинный процесс занявший процессор, не пустит более новые краткие процессы, которые пришли позже.

4.2.3 Наименьшее оставшееся время выполнение

Аналог предыдущего, но если приходит новый процесс, его полное время выполнения сравнивается с оставшимся временем выполнения текущего процесса.

4.3 Планирование в интерактивных системах

4.3.1 Циклическое планирование

Самый простой алгоритм планирования и часто используемый.

Каждому процессу предоставляется квант времени процессора. Когда квант заканчивается процесс переводится планировщиком в конец очереди. При блокировке процессор выпадает из очереди.

Пример циклического планирования

Справедливость (как в очереди покупателей, каждому только по килограмму)

Если частые переключения (квант – 4мс, а время переключения равно 1мс), то происходит уменьшение производительности.

Если редкие переключения (квант – 100мс, а время переключения равно 1мс), то происходит увеличение времени ответа на запрос.

4.3.2 Приоритетное планирование

Каждому процессу присваивается приоритет, и управление передается процессу с самым высоким приоритетом.

Приоритет может быть динамический и статический.

Динамический приоритет может устанавливаться так:

П=1/Т, где Т- часть использованного в последний раз кванта

Если использовано 1/50 кванта, то приоритет 50.

Если использован весь квант, то приоритет 1.

Т.е. процессы, ограниченные вводом/вывода, будут иметь приоритет над процессами ограниченными процессором.

Часто процессы объединяют по приоритетам в группы, и используют приоритетное планирование среди групп, но внутри группы используют циклическое планирование.

Приоритетное планирование 4-х групп

4.3.3 Методы разделения процессов на группы

Группы с разным квантом времени

Сначала процесс попадает в группу с наибольшим приоритетом и наименьшим квантом времени, если он использует весь квант, то попадает во вторую группу и т.д. Самые длинные процессы оказываются в группе наименьшего приоритета и наибольшего кванта времени.

Читайте также:
Лекция 1.3.2

Процесс либо заканчивает работу, либо переходит в другую группу

Этот метод напоминает алгоритм – “Кратчайшая задача – первая”.

Группы с разным назначением процессов

Процесс, отвечающий на запрос, переходит в группу с наивысшим приоритетом.

Такой механизм позволяет повысить приоритет работы с клиентом.

Гарантированное планирование

В системе с n-процессами, каждому процессу будет предоставлено 1/n времени процессора.

Лотерейное планирование

Процессам раздаются “лотерейные билеты” на доступ к ресурсам. Планировщик может выбрать любой билет, случайным образом. Чем больше билетов у процесса, тем больше у него шансов захватить ресурс.

Справедливое планирование

Процессорное время распределяется среди пользователей, а не процессов. Это справедливо если у одного пользователя несколько процессов, а у другого один.

4.4 Планирование в системах реального времени

Системы реального времени делятся на:

жесткие (жесткие сроки для каждой задачи) – управление движением

гибкие (нарушение временного графика не желательны, но допустимы) – управление видео и аудио

Внешние события, на которые система должна реагировать, делятся:

периодические – потоковое видео и аудио

непериодические (непредсказуемые) – сигнал о пожаре

Что бы систему реального времени можно было планировать, нужно чтобы выполнялось условие:

m – число периодических событий

i – номер события

P(i) – период поступления события

T(i) – время, которое уходит на обработку события

Т.е. перегруженная система реального времени является не планируемой.

4.4.1 Планирование однородных процессов

В качестве однородных процессов можно рассмотреть видео сервер с несколькими видео потоками (несколько пользователей смотрят фильм).

Т.к. все процессы важны, можно использовать циклическое планирование.

Но так как количество пользователей и размеры кадров могут меняться, для реальных систем он не подходит.

4.4.2 Общее планирование реального времени

Используется модель, когда каждый процесс борется за процессор со своим заданием и графиком его выполнения.

Планировщик должен знать:

частоту, с которой должен работать каждый процесс

объем работ, который ему предстоит выполнить

ближайший срок выполнения очередной порции задания

Рассмотрим пример из трех процессов.

Процесс А запускается каждые 30мс, обработка кадра 10мс

Процесс В частота 25 кадров, т.е. каждые 40мс, обработка кадра 15мс

Процесс С частота 20 кадров, т.е. каждые 50мс, обработка кадра 5мс

Три периодических процесса

Проверяем, можно ли планировать эти процессы.

10/30+15/40+5/50=0.808 4.4.3 Статический алгоритм планирования RMS (Rate Monotonic Scheduling)

Процессы должны удовлетворять условиям:

Процесс должен быть завершен за время его периода

Один процесс не должен зависеть от другого

Каждому процессу требуется одинаковое процессорное время на каждом интервале

У непериодических процессов нет жестких сроков

Прерывание процесса происходит мгновенно

Приоритет в этом алгоритме пропорционален частоте.

Процессу А он равен 33 (частота кадров)

Процессу В он равен 25

Процессу С он равен 20

Процессы выполняются по приоритету.

Статический алгоритм планирования RMS (Rate Monotonic Scheduling)

4.4.4 Динамический алгоритм планирования EDF (Earliest Deadline First)

Наибольший приоритет выставляется процессу, у которого осталось наименьшее время выполнения.

При больших загрузках системы EDF имеет преимущества.

Рассмотрим пример, когда процессу А требуется для обработки кадра – 15мс.

Проверяем, можно ли планировать эти процессы.

Лекция 5.1 История Патриарха Авраама

Аудио

Авраам жил на территории шумерского государства, в крупной столице и являлся не только одним из рядовых жителей этого города, но он принадлежит к правящей элите, которая в этом государстве захватила власть. Он сам по себе человек не бедный, имеет связи, возможность карьерного роста. Не смотря на всё это, он уходит, покидая спокойную жизнь, безопасность. Нужно понимать, что он оставил, что он сделал, послушавшись Бога? Оставя всё это, он идет не зная куда. Бог ему говорит: «…иду в Землю, которую Я тебе укажу». Он не знает какие условия там, какие там люди, он ничего не знает. Он идёт только потому, что его призвал Бог.

В ПРЕДЫДУЩЕЙ беседе мы остановились на том, что в ветхозаветные времена стали процветать идолопоклонство и язычество. Библия мало говорит о человеческой истории до патриарха Авраама – именно с него начинается для нас история, насыщенная событийно. Сегодня мы можем определить время, когда примерно произошел исход Авраама к Земле Обетованной. Это случилось примерно в XXI веке до Рождества Христова. Об этом мы знаем из данных археологических раскопок, других исторических исследований. Мы имеем представление о той исторической ситуации, в которой находился Авраам. И это важно, потому что помогает нам раскрыть не только его душу, но и то, что на самом деле сделал этот человек.

Итак, Авраам жил на территории Шумерского государства. Незадолго до исхода Авраама в Землю Обетованную это государство было захвачено северными племенами кочевников. Шумерское государство, находившееся между реками Тигр и Евфрат, было захвачено аккадскими племенами, к которым Авраам принадлежал по своему происхождению; в то время столицей его был город Ур Халдейский.

Авраам жил в крупнейшей столице мира и при этом был не просто ее рядовым жителем, а принадлежал по происхождению к элите, представители которой занимали самые высокие политические и финансовые посты. Авраам имел возможность карьерного роста, мог подняться на самую верхушку шумеро-аккадского государства, мог обогатиться еще больше и уж, во всяком случае, вести в Уре спокойную, сытую, безмятежную жизнь. Ему никто ему не запрещал верить в Бога. Аккадское племя принесло в Шумер единобожие, но понемногу аккадцы стали терять свою веру и от шумеров переняли идолопоклонство (такова была повсеместная логика развития человечества). И нам очень важно понять, что Авраам оставил, – что сделал, послушавшись Бога, направив путь не зная куда; Бог сказал: «Иди в землю, которую я тебе укажу», то есть выйдя из Ура, он еще не знал, что его ждало, не знал ни условий обитания земли, куда он придет, ни народа, там живущего. Он пошел туда только потому, что его призывал Бог. Таковы были его доверие Богу, его преданность Богу. Жертвоприношение сына Исаака стало возможным потому, что этому имелось серьезное основание: 25 лет Авраам будет ждать рождения сына по обещанию Бога и не усомнится в обещанном, не заколеблется, не возропщет, не перестанет уповать на Бога.

Читайте также:
Лекция 2.4

Но и до того, как он вышел из Ура, он был тем, кого в Египте, например, называли «намад», то есть родоначальник, патриарх. Авраам был большим человеком – у него были многочисленные стада, множество слуг, материальные блага. Когда пять царей напали на город Содом, в котором жил его племянник Лот и захватили Лота в плен, у Авраама хватило власти и сил догнать пятерых царей, разбить их в битве и вернуть племянника и его богатство; когда ему была нужна земля Палестины и ему ее предлагали даром, он выкупил эту землю по ее рыночной цене.

Бог является Аврааму в Уре, и он оставляет власть, имения, возможности по одному Божию слову и идет в землю, которую никогда не знал, о которой никогда не слышал: Бог открывает ему название этой земли только тогда, когда он в нее приходит, – и Авраам все это время не требует от Бога никаких гарантий, никаких дополнительных географических и экономических сведений. Он отвечает своему порыву, словно услышал знакомый голос, давно им ожидаемый, и откликается на него. В Книге Царств, написанной намного позже Книги Бытия, есть история, как Бог открылся семилетнему мальчику по имени Самуил, когда тот слышит голос Бога, зовущего его по имени, среди ночи вскакивает и бежит к священнику, спрашивая: «Что такое? Ты меня звал ли?», и так до третьего раза, когда священник понимает, что это Бог зовет Самуила, и объясняет ему, Кто именно его зовет.

Аврааму ничего не надо было объяснять, он сразу понял, Кто его зовет и сразу готов за Ним идти. Это говорит о свойствах души Авраама, с которыми мы познакомимся поближе на примере его потомков.

Хотя идолопоклонство уже начало завоевывать мир, некоторые представители аккадского племя еще продолжали сохранять веру в Единого Бога, сохранять свидетельство, что Бог вмешивается в жизнь человека. И эта вера в Единого Бога продолжала теплиться в потомках Сима, к роду которых принадлежал и Авраам. Но, очевидно, он не просто верил в то, что ему сказали праотцы. Он, как и некоторые его потомки, искал возможной встречи с Богом, хотел видеть Бога, быть причастным к тайнам, хотел встретиться с Ним. Его праотцы, жившие по 200, а то по 300 лет, помнили об очень давних событиях, о которых в племени существовала живая, непосредственная, бытийная память.

Авраам не просто верил древним сказаниям – он жаждал встречи с Богом, он искал ее искреннее, чем сородичи. И когда услышал голос Бога, не задумываясь откликнулся и пошел по Его указу. Шел долго, не один, а со стадами и многочисленными домочадцами, с которыми нельзя было идти по прямой, а только проторенной дорогой. Он поднялся вверх по течению Евфрата и дальше, до побережья Средиземного моря и Палестины, где в конце концов и остановился. И придя в Палестину, он ждал явления Бога, слов Бога, указаний дальнейших.

Он показал свое послушание, показал, что готов следовать за Богом, но высказал и свою тайную мольбу к Богу: он уже стар, ему 75 лет, а наследника нет; он женат, но детей не имеет – а для человека древности это было мукой. Бог обещает ему: за то, что он послушался Его голоса, от Авраама произойдет великий народ. Но у Авраама нет даже единственного наследника, от кого же произойдет народ? Бог, явившись Аврааму, обещает, что будет народ – не называя ни точной даты, ни обстоятельств, при которых это произойдет. Он оставляет Авраама в неведении, и это второе испытание веры Авраама.

У людей порой бывает некий порыв пойти за Богом, но он проходит, не выдерживая долгих лет ожиданий того, что последует от Бога. Бог является и скрывается, говорит: «Да, будет», но не говорит, когда. А далее начинается трудная повседневность, обыденная жизнь, в которой мы не чувствуем близости Бога.

Читайте также:
Лекция 1.2.1

Величие же Авраама и вера его показывают, что он готов был услышать голос Божий и достоин был того. Он ждет, не ропщет, не говорит возмущенно Богу: «Зачем Ты меня сюда привел?! Я тебя послушался, но что с того имею?». А ведь он житель богатой страны, который оставил свое отечество и пришел в землю, где он – чужой, где он – странник, где он живет в шатре, где у него ничего нет. И народ, к которому он пришел, чужой народ, и обычаи этого народа чрезвычайно чужды ему (если не сказать противны). И тем не менее он, живя среди этого народа, не ропщет, не возмущается, а терпеливо ждет, когда Бог исполнит то, что обещал. И так проходят 25 лет.

За 25 лет с Авраамом ничего не происходит. Сказано об этом в Библии кратко. Но мы понимаем, как велик этот срок для человека, даже если срок твоей жизни 170 лет. Но Авраам не изнемог, не роптал, а терпеливо ждал, когда Бог исполнит то, что обещал. И он получил сына. Но и ожидание обещанного оказалось не самым страшным, не самым большим, что потребовалось от Авраама.

У столетнего Авраама рождается сын. Долгожданный, любимый. Отец, понимая, что все лучшее в его жизни уже прошло, держит на руках ребенка, которому сможет передать весь свой опыт – жизненный, духовный. Он ждет, когда ребенок повзрослеет, чтобы рассказать ему самое главное: о Боге, о вере, о своей любви (мать радуется полноте бытия ребенка сразу, как только он родился, отец эту полноту испытывает, когда может с мальчиком поговорить и сын способен его понять). Авраам ждет зрелости своего сына, – но, когда Исааку исполняется 14 лет, Бог говорит: «Принеси его Мне в жертву».

Выполнить такое требование почти невозможно, сколько бы лет ни было ребенку, но особенно когда уже можно насладиться долгожданным общением с ним и передать ему самое важное, когда можно жить с ним по-мужски, душа в душу, деля радость бытия, недоступную другим, непосвященным. В этот самый момент, которого так долго ждал Авраам, он вдруг слышит: «А теперь то, к чему ты привык, то, что доставляет тебе так много радости и счастья, ты должен отдать Мне, Богу».

И Авраам опять не усомнился и идет исполнить повеление; его чувства потом выразит Иов: «Бог дал, Бог взял». Авраам понимает, что этот ребенок – дар Божий, Бог волен Свой дар забрать. Он, Авраам, ничего не сможет сделать с этим, ведь он не хозяин ни своей жизни, ни жизни своего ребенка.

Такому трепетному ощущению жизни, как дара от Бога, научиться невозможно. Бог Сам дает этот дар, дает человеку пережить ощущение, что его собственная жизнь ему подарена, и жизнь ребенка, который у него родился, подарена ему Богом.

Именно поэтому, чтобы дать людям опыт пережить ощущение жизни как подарка, Бог медлит исполнять молитвы. Мы знаем хрестоматийный пример – и Матерь Божия была выстраданным ребенком,Ее праведные родители очень долго ждали Рождения Ребенка. Так же Захария и Елисавета очень долго не могли иметь ребенка. Авраам выстрадал свое ощущение, что ребенок есть дар, что жизнь человеческая есть дар, – и ему даже не приходит в голову в этом усомниться; он уверен, что Бог волен распоряжаться этим даром, как Ему угодно.

Те чувства, которые переживает Авраам, присущи любому человеку, который желает иметь хоть отчасти истинные отношения с Богом. Других по-настоящему истинных отношений с Богом человеку выстроить невозможно. Все наши праведники от начала мира, наши святые отцы жили этим ощущением. Они до него дорастали, эти отношения им открывались, становились центральным нервом любого верующего существа.

Лекция 5. 1. Одним из звеньев системы контроля

1. Одним из звеньев системы контроля.

2. Формой реализации контрольной функции финансов.

Его назначение: в содействии успешной реализации финансовой политики, в обеспечении процесса формирования эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Объект финансового контроля: денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и денежных средств, а также трудовые и иные ресурсы страны.

Предмет проверки: прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды.

Сфера финансового контроля: все операции, совершающиеся с использованием денег, а в некоторых случаях и без них.

Элементы системы контроля:

7) сбор и обработка исходных данных для проведения к.,

8) результаты к. и затраты на его осуществление,

9)принятие решений по результатам к.

1. Обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств.

2. Предупреждение кризисных ситуаций в финансах.

3. Предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями.

4. Стимулирование деятельности субъектов финансов.

Задачи финансового контроля

1. Проверка правильности и своевременности формирования денежных фондов.

2. Проверка правильности и своевременности использования денежных фондов.

3. Проверка соблюдения финансовой дисциплины.

4. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов.

5. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных средств на предприятиях, а также правильному ведению учета и отчетности.

Читайте также:
Лекция 1.6.2

6. Предотвращение финансовых нарушений.

7. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

1. Соблюдения требований экономических законов.

2. Оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости ВП и НД.

3. Составление и исполнение бюджета разных уровней.

4. Выполнение налоговых обязательств.

5. Финансового состояния и эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов в деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его проведения.

Виды финансового контроля:

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль:

1) государственный финансовый к., проводится органами власти, реализуется через общегосударственный и ведомственный к.

2) внутрихозяйственный финансовый к. проводится экономическими и финансовыми службами предприятий, объект — хозяйственная и финансовая деятельность.

3) общественный к.

4) независимый финансовый к. — аудиторский.

5) международный финансовый к.

2. По времени проведения:

1) предварительный к., осуществляющийся на стадии прогнозирования и планирования.

2) текущий (оперативный) к.

3) заключительный к. после завершения отчетного периода.

3. По методам проведения:

4. По сфере финансовой деятельности:

6) страховой. и т. д.

5. По форме проведения:

1) обязательный (внешний).

2) инициативный (внутренний).

Проблемы финансового контроля Пути решения
1. Отсутствие единой правовой базы ф. к. 1. Принятие и последующая реализация единого правового акта о финансовом контроле.
2. Низкая эффективность.
3. Множество различных контрольных органов.
4. Большая численность сотрудников, выполняющих контрольные функции.
5. Наличие множества дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов. 5. Устранение дублирующих функций.
6. Низкое качество взаимодействия контрольных органов. 6. Повышение материальной заинтересованности и ответственности работников к. органов.
7. Недостаточный уровень профессиональной подготовки большинства работников налоговых и других контрольных органов. 7. Улучшение материальной базы к. органов и повышение профессиональной подготовки контролирующих работников.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Общая психология. Лекция 5 (часть1) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование “психология”
в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №5 (9-10)

Тема 5. Психология личности
5.1. Определение личности в психологии.
5.2. Структура личности
5.3. Направленность и самосознание

5.1. Определение личности в психологии

Три периода в истории исследования личности

философско– литературный (от работ древних мыслителей до начала ХІХ века);
клинический – в начале ХІХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи–психиатры. Вплоть до начала ХХв. эти два направления – единственные попытки проникновения в сущность человека;
экспериментальный период – в начале ХХ в. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кэттелом

Еще в 1937г. Г.Оллпорт насчитал 49 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Сегодня, естественно, таких определений намного больше.

Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Наиболее четко такое разделение осуществил в своих работах Леонтьев.

Индивид – это понятие, которое характеризует человека как биологическое существо, индивид – это представитель вида, который отличается от других его представителей. Индивидами мы рождаемся, личностями мы становимся, индивидуальность отстаивают.

Индивидуально-биологическое существо
– это нормально развитый взрослый человек, больной человек, Homo Sapiens, представитель человеческого вида.

Субъект деятельности – активный в обществе человек.

Личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, личность – понятие социальное, она производится той совокупностью общественных отношений, в которые человек входит по мере своего развития. Личность – совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение. Личность – это индивидуальность.

Индивидуальность – совокупность свойств и особенностей, характерных для данного человека, которые отличают ее от других индивидов и личностей. Это понятие биосоциальное, поскольку мы отличаемся друг от друга разнообразными проявлениями, одними из которых являются характеристики индивида (цвет глаз, телосложение и т.д.), другие же характеризуют личность (система ценностей, структура самосознания, представление о смысле жизни). Это степень выделенности человека от общества, уникальность, все, что отличает одного от другого.

Сегодня понятие индивидуальность имеет немного иное значение. Если термин личность характеризует, прежде всего, деятельное изображение человека в глазах других, то понятие индивидуальность отражает внутреннюю самостоятельную сущность человека. Индивидуальность – это самоопределение и обособленность личности, ее выделение среди других. Такое оформление собственной уникальности и неповторимости допускает осознание, отрефлексированность человека собственной жизни, внутренний диалог с самим собой.

Итак, личностями мы становимся. Таким образом, личность – это человек, который достиг определенного уровня психического развития, прошел определенный путь, приобретая на этом пути разные особенности и качества. Какие факты собственной жизни, какие свои характеристики мы могли бы привести как аргументы, если бы нам вдруг пришлось доказывать кому-то, что мы – личность? Наверняка, мы говорили бы о том, что у нас есть свои взгляды и убеждения, свое отношение к миру, своя система оценок и моральных требований, что мы умеем владеть собой, делать выбор между разными вариантами собственного поведения.

Читайте также:
Лекция 2.2

Все это, безусловно, правильно. Поэтому можно согласиться с определением, которое принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю:
“Стать личностью – это,
во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни”.

“Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других” (И.Сарнофф)

Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению” (Д.Бирн)

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения” (Краткий психологический словарь, 1985)

Личность – субъект и объект общественных отношений” (А.Г.Ковалев)

Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем” (К.К.Платонов)

В зарубежной психологии понятие “личность” сводится к понятию “индивидуальность”,
в отечественной психологии личность понимается прежде всего как некоторая характеристика человека, которая не является врожденной, а приобретается в ходе развития, в связи с включенностью в деятельность и общение.

Для зарубежных определений личности характерно перечисление различных особенностей личности (свойств, потребностей, самосознания и т.п.) как рядоположенных, в отечественной же психологии они рассматриваются как определенная иерархия, задаваемая местом человека в системе общественных отношений.

Человек становится личностью, когда он начинает заявлять о себе, когда появляется “Я”, когда появляется самомотивация, самосознание, самоорганизационные моменты, самовоспитание, когда человек начинает осознавать себя в обществе.


5.2. Структура личности

Структура личности – это индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других.

Описание структуры личности, т.е.основных ее составляющих и характера взаимодействия между ними является ядром всех теорий личности. Даже там, где автор специально не ставит перед собой такого задания, имплицитно присутствует его представление об этом “ядре”.

Классическим вариантом решения вопроса о структуре личности является структура, описанная З.Фрейдом. По его мнению, личность состоит из трех основных частей: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид – это первичная, центральная, основная структура личности. Она содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, все инстинкты, а также весь психический материал, непринятый сознанием (вытесненный из сознания).

Поскольку инстинкты и вытесненный материал имеют значительную энергию, Ид представляет собой резервуар такой энергии для всей личности. К Ид нельзя применить законы логики, оно подчиняется не принципу реальности, а принципу удовольствия, основной цикл поведения: напряжение – снятие напряжения (удовольствие).

Эго – это часть психического аппарата и структура личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается с Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности, его главное задание – самосохранение. Если Ид реагирует на потребности, то Эго – на возможности их удовлетворения, поскольку подчиняется принципу реальности.

Супер-Эго – структура, которая развивается с Эго. Супер-Эго служит как судья или цензор деятельности Эго. Это хранилище моральных принципов, норм, распоряжений. Супер-Эго ребенка развивается по модели Супер-Эго его родителей, наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и ценностей, которые переживают время, которые передаются таким способом от поколения к поколению.

Между тремя подсистемами личности существует тесное и постоянное взаимодействие, конечное цель которого – поддерживать или возобновлять в случае нарушения принятый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия этой системы, возникает в Ид. Эго, которое появляется из Ид, выступает посредником между сигналами Ид, Супер-Эго и требованиями внешней реальности. Супер-Эго, которое появляется из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго. Супер-Эго устанавливает грани подвижности Эго. Ид- полностью бессознательное, Эго и Супер-Эго – частично.

Наиболее полно охватить понятие “структура личности”, можно, используя подход, предложенный С.Л.Рубинштейном: “Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть , что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности.”

К трем основным вопросам, названным Рубинштейном можно добавить еще два. Во-первых, это вопрос: что человек думает о самом себе , как к себе относиться? Поведение человека во многом определяется его представлением о себе, именно от общей Я-концепции (представления о себе) и отношения человека к себе будет зависеть и то, к чему человек стремится, и то, что закрепилось как стержневые особенности поведения. Во-вторых, для психологического описания личности необходимо ответить на вопрос: какими средствами она владеет для осуществления намерений и возможностей? Это вопрос о ступени развития разных психических процессов (ощущение, восприятие, памяти, мышления, речи, воображения). Как известно, общая логика развития идет от непроизвольных к произвольным, он непосредственных к посредственным процессам. Много характеристик психических процессов издавна включаются в перечень личностных черт (сообразительность, наблюдательность, разговорчивость, богатство – бедность воображения и т.д.).

Читайте также:
Лекция 1.2.3

Итак, структура личности – это совокупность отдельных компонентов (подструктур), каждый из которых определяет специфический уровень поведения человека, имеет свои особенности и функции, может быть понят и адекватно описан только в рамках общей целостности человека. Содержание подструктур и их количество зависят от общей теоретической позиции автора концепции, от его взгляда на природу человека.

5.3. Направленность и самосознание

Важнейшими подструктурами личности являются направленность и самосознание.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно не зависящих от имеющейся ситуации. Она характеризуется интересами, наклонностями, убеждениями, в которых отображается мировоззрение человека.

Мотивы – побудительная причина действий и поступков человека, они могут быть осознаваемыми или нет. К осознаваемым мотивам принадлежат идеалы, убеждения, интересы, стремления человека, неосознаваемые мотивы – это установки и влечения.

Направленность характеризуют два взаимозависимых момента:
а)предметное содержание, поскольку это всегда направленность на что-то
б)напряжение, которое при этом возникает

С точки зрения содержания направленность может быть:
-коллективистская (альтруистическая)
-индивидуалистическая (эгоистическая)

Карен Хорни выделяла 3 типа людей:
1) Ориентированы от людей (пытаются уйти в себя от общения)
2) Направленность к людям (на установление контакта)
3) Направленность против людей (асоциальное, разрушительное поведение)

Кроме содержания, т.е.того, какие именно убеждения, взгляды, интересы образуют направленность, она имеет определенную широту, интенсивность, стойкость, действенность.

Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях в поведении личности, потому что мотивы, которые определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяются ее целями и заданиями.

Самосознание – упорядоченная совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией.
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе и их оценка. Описательная составляющая часть Я-концепции – образ Я, отношение к себе – самооценка или принятие себя. Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, поскольку на основании Я-образа и самооценки развиваются конкретные поведенческие реакции.

Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков, и дать возможность понять, каким он является на самом деле, оценить себя. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.

Обогащая с возрастом оценку других, человек постепенно обогащает и собственное самосознание. Огромную роль в этом процессе играет самопознание – изучение личностью собственных особенностей: физических, психических, моральных и самооценка , которая формируется на этом основании.

Самооценка – суждение человека о мере наличия у него тех или иных качеств, особенностей в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка – проявление оценочного отношения человека к себе, основной структурный компонент самосознания личности.

Самооценка формируется на основе самопознания, которое происходит путем:

1) анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одногодок, с общепринятыми нормами.
2) самонаблюдение своих состояний, мыслей и чувств
3) осознание отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, ее поведения, деятельности.

На основании взаимодействия самооценки и Я-концепции возникает установка (готовность к определенному поведению). Установка определяет реальное поведение.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и изменяется весь стиль поведения.

Заниженная самооценка выявляется в повышенном требовании к себе, постоянной боязни негативной мысли о себе, повышенной ранимости. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает в человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и позитивную оценку он воспринимает как временные и случайные. Большинство проблем кажутся неразрешимыми и их решение переноситься в план воображения. Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность. Низкий уровень притязаний, недооценка себя, боится мнения окружающих.

Высокая самооценка выявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка на слишком высокая, она может позитивно влиять на самочувствие, поскольку порождает стойкость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мысли окружающих для него не имеют абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. Уровень притязаний – стремление достичь цели такого уровня сложности, на который человек считает себя способным. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его возможности. Уверенный в себе человек, завышен уровень притязаний.

Читайте также:
Лекция 3.5.1

Нередко люди становятся несчастными через сформированное в детстве преувеличенное представление о собственной значимости.

И завышенная и заниженная самооценка приводят к нарушениям психического равновесия. Крайние случаи квалифицируюся как психические отклонения – психастения и паранойя.

Адекватная самооценка соответствует ситуации. В случае успеха – притязания увеличиваются, в случае неудачи – снижаются.

Самооценка и уровень притязаний

Я-образы.
А.Налчаджан “Личность в своих сновидениях”, предлагает выделять 9 возможных Я-образов

1) Я-телесное (представление о своем теле)
2) Настоящее Я (какой я на самом деле, каким кажусь в действительности в настоящий момент)
3) Динамическое Я (тип личности, которым поставили цель стать)
4) Фантастическое Я (то, каким бы вы были, если бы все было возможно)
5) Идеальное Я (представление о том, каким я должен быть)
6) Будущее или возможное Я (определяет состояние, возникшее, вследствие общения и т.д.)
7) Идеализированное Я (каким нам приятно видеть себя сейчас)
8) Представляемое Я (персона, то, как мы себя представляем окружающим)
9) Фальшивое Я (искаженное представление человека о себе)

Лекция 5.1

В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины. Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.

Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.

Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона Локка (1632–1704).

Насколько достоверно чувственное восприятие реальности? Локк доверяет чувствам, но, принимая во внимание их возможную субъективность, развивает концепцию первичных и вторичных качеств: он различает пространственно-временные характеристики объектов (первичные качества) и их субъективное преломление (вторичные качества). К первичным качествам следует отнести фигуры, величины, положения и т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д. Различение первичных и вторичных качеств имело большое значение для последующего развития философии Нового времени, когда в ней был поставлен вопрос о границах человеческого познания.

Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626)

Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных отличий. Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Свой метод Ф. Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука». Сторонники первого метода – сенсуалисты (Ф. Бэкон называет их эмпириками) – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению» [1] . Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них.

Ф. Бэкон отчетливо понимает, что чувства являются недостаточной основой познания: они либо отказывают человеку в постижении истины, либо искажают действительность. Однако «они же указывают нам на свои ошибки; только ошибки близки, а указания приходится искать далеко» [2] . Именно поэтому нужен разум, который способен извлекать истину из чувственного опыта. Извлечь эту истину он может благодаря эксперименту.

В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу со строптивой узницей Инквизиции, которую необходимо вогнать в «испанский сапог» (то есть пытать), чтобы она выдала свои тайны.

В отличие от рационализма, основанного на дедуктивном способе умозаключений, эмпиризм использует индуктивный: умозаключение от частного – к общему, движение от конкретного – к абстрактному. Любое индуктивное заключение не исключает возможность ошибки: любое обобщение делается на основе более или менее ограниченного опыта человека. Чтобы уменьшить вероятность ошибок, Ф. Бэкон попытался усовершенствовать индуктивный метод. Он назвал свой метод «методом истинной индукции» и противопоставил его «детской индукции». В отличие от последней, делающей поспешные обобщения на основе небольшого количества примеров, метод истинной индукции предполагает поиск примеров из разных сфер действительности, а также сознательный поиск контр-примеров.

Для достижения истины было бы достаточно правильного метода познания, если бы человеческий ум к началу познания был, действительно, «чистой доской». Однако исследователь приступает к познанию мира с уже имеющимися неверными установками, предрассудками, заблуждениями, мешающими постижению Истины. Ф. Бэкон выделил четыре вида такого рода препятствий человеческого ума, назвав их «идолами» или «призраками».

Идолы рода – это субъективные моменты человеческого познания, логического или психологического свойства, объективно присущие человеческому разуму вообще. К идолам этого рода Ф. Бэкон относит субъективность человеческого познания: склонность приписывать природе человеческие качеств. Идол рода – «жадность» разума: имея дело с конечным, человек дерзает постигнуть бесконечное и склонен своим знаниям, полученным из ограниченного опыта, придавать универсальное значение.

Читайте также:
Лекция 1.2.2

Кроме того, «человеческий разум – не сухой свет, его окрапляют воля и страсти» [3] : человеческий разум склонен видеть не то, что есть на самом деле, а то, что он хочет, к чему стремится.

Идолы пещеры – это те же идолы рода, только по-разному и у разных людей проявившиеся в силу воспитания или иных особенностей развития. Это индивидуальные особенности мышления, которые, будучи доведены до крайности, могут привести к ошибкам познания. Есть, например, умы консервативные, не способные к восприятию нового, а есть, наоборот, умы, в погоне за новым теряющие свои основы. Есть умы аналитические, не способные к синтезу, а есть синтетические умы, неоправданно пренебрегающие тонкостями и деталями.

Идолы площади – это слова и понятия, за которыми нет никакой реальности либо реальность искажена. Однако эти понятия используются людьми при осмыслении мира и приводят к неправильным концепциям – идолам театра. В качестве примера идолов площади Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.

Идолы театра – догматизированные теории и концепции, мешающие дальнейшему развитию познания. Ф. Бэкон таковыми считает софистику, суеверия, теологию и философию Аристотеля.

Избавиться от идолов площади и театра возможно, от идолов рода и пещеры – фактически нет. Однако знание ученым свойств своего разума и свойств человеческого разума вообще, как считает Ф. Бэкон, поможет избежать если не всех, то многих ошибок в познании, либо ускорить процесс освобождения от них.

Рационализм

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».

Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Но если Бэкон на первое место выдвинул практическую основательность знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках. Эта интенция, как и бэконовский эмпиризм, также соответствовала интенциям развития новоевропейской науки: выход науки на теоретический уровень предполагал использование не только индуктивных, но и дедуктивных методов исследования. Математический уровень развития науки позволял делать открытия «на кончике пера», то есть на пути от гипотезы – к её экспериментальной проверке.

Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.

Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств. Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой, фундаментом последующих построений. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъект мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.

Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

[1] Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 56.

Подготовка к экзамену по обществознанию. Блок “Право”

Настройка зачисления на курс

Подготовка к экзамену по обществознанию. Блок “Право”

Навигация

Детский технопарк “Кванториум”

История и обществознание

Умники и умницы

Основы безопасности жизнедеятельности

МОУ “Лицей прикладных наук”

МАОУ “Гимназия № 4”

МОУ “Гимназия №58”

МОУ “Гимназия № 5”

МУДО “Центр дополнительного образования”

ГБУ ДО “Региональный центр допризывной подготовки .

МОУ Гимназия № 31

МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик”

ГА ПОУ СО “СТПТиАС”

МОУ “Гимназия №89”

МОУ “СОШ №63 с УИП”

МАОУ “Гимназия №108”

МУ ДО “Центр детского творчества”

Олимпиада_Информатика и ИКТ

МАУ ДО “Центр дополнительного образования для детей”

МАОУ “Гимназия № 3”

ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

МАДОУ “ДС № 236 Лукоморье”

МУДО “Детско-юношеский центр”

МУДО “Центр детского творчества”

ОУ городского подчинения и ГБУ

Ассоциация попечителей образования

МАОУ “Физико-технический лицей № 1”

МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Александрово – Гайский район

МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.

МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области

МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.

МОУ – СОШ №1 г. Аткарска

МОУ – СОШ №3 г. Аткарска

МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района

МАУ ДО “Центр детского творчества города Аткарска .

Читайте также:
Лекция 1.6.1

МАОУ Гимназия № 1

МАОУ Гимназия №2 г.Балаково

МАОУ “ООШ № 10” г. Балаково

МАОУ СОШ №13 г. Балаково

МАОУ “ООШ с. Еланка”

МАУДО ЦДО г. Балаково

МБУДО Центр “Созвездие” г. Балашов

МОУ “СОШ с. Черкасское”

МОУ “СОШ с. Терса”

МОУ “СОШ №11” г. Вольск

ГАПОУ СО “Вольский педагогический колледж им. Ф.И.

МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»

МОУ “СОШ с. Воскресенское”

МОУ «СОШ с. Синодское»

МОУ “ООШ с. Верхазовка”

МОУ “СОШ п. Первомайский”

МОУ “СОШ с. Демьяс”

МУДО «Дом детского творчества»

МОУ “СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое”

МОУ “СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка”

МОУ СОШ с. Андреевка

МБОУ “Дом детского творчества”

МОУ “СОШ с. Ивантеевка”

МУ ДО “Дом детского творчества”

МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.

МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.

МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»

МБОУ “СОШ с. Озерки”

МБОУ «СОШ с.Симоновка»

МБОУ “СОШ № 11 с. Золотое”

МБУДО “ЦТОТД и М г.Красноармейска”

МОУ “СОШ с.Логиновка”

МОУ – СОШ с. Лебедевка

МУ ДО “Районный Дом детского творчества р.п. Горный “

МБОУ “СОШ № 2 р.п. Лысые Горы”

МОУ “СОШ № 1 р.п. Лысые Горы”

МБОУ “СОШ с. Широкий Карамыш”

МБОУ “СОШ с. Большая Рельня”

МБУ ДО “ЦДОД” р.п. Лысые Горы

МБОУ “ООШ с. Юнгеровка”

МБОУ “СОШ с. Двоенки”

МБОУ “СОШ с. Атаевка”

МБОУ “СОШ с. Бутырки”

МБОУ “СОШ п. Яблочный”

МБОУ “СОШ п. Октябрьский”

МБОУ “СОШ с. Невежкино”

МОУ СОШ с. Подлесное

МОУ “СОШ с. Павловка”

МОУ “СОШ с. Кировское”

МБОУ-СОШ №6 г. Маркса

МОУ – СОШ п. Осиновский

МОУ “СОШ c. Липовка”

МОУ – СОШ с. Баскатовка

МОУ – Лицей г. Маркса

МОУ “СОШ № 4” г. Маркса

МОУ СОШ с. Звонаревка

МОУ-СОШ с Орловское

МУ ДО – Центр внешкольной работы

МОУ «СОШ п. Динамовский

МОУ «СОШ с. Гремячка”

МУ ДО “ДДТ г. Новоузенска”

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Метапредметный курс “Биология + Химия”

МОУ “СОШ п. Сланцевый рудник”

МОУ “Школа с. Новочерниговка”

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

МБОУ “СОШ с. Н. Покровка”

МБОУ “СОШ с.Натальин Яр”

МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»

МБОУ “СОШ имени М.М. Рудченко”

МБУ ДО “Детско-юношеский центр” г. Петровск

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.

МБУДО “ДОООЦ “ДЕЛЬФИН” г. Петровск

МУ ДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»

МОУ СОШ с. Старая Порубёжка

МОУ “СОШ с. Заволжский”

МОУ “СОШ №2 г. Пугачева”

МОУ “СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.

МБУ ДО “Центр развития творчества детей и юношеств.

МБОУ “СОШ с. Скатовка”

МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»

МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»

МОУ «СОШ с.Березина Речка»

МОУ «СОШ п. Дубки»

МОУ «СОШ с. Синенькие»

МОУ «СОШ р.п. Соколовый»

МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»

МБОУ “СОШ №1” р.п. Степное

МБОУ-ООШ с. Розовое

МБОУ “СОШ р.п. Пушкино”

МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.

МОУ “СОШ с. Сторожевка”

МОУ “СОШ с. Мизино-Лапшиновка

МОУ “СОШ с. Ягодная Поляна”

МОУ “Татищевский лицей”

МОУ “СОШ с. Вязовка”

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;

МОУ “СОШ п. Садовый”

МОУ “СОШ с. Идолга”

МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска

МОУ ДО “ДДТ “Хвалынский”

Звуковая культура речи

Трудовое обучение(технический труд)

МОУ “СОШ с. Апалиха

Информатика, физика, астрономия

МОУ “СОШ №30 им. П. М. Коваленко”

МАУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи”

МОУ «СОШ п. Пробуждение»

МБОУ «СОШ с. Генеральское»

МОУ “СОШ “Патриот” с кадетскими классами”

МОУ «СОШ с.Заветное»

МОУ “ООШ с. Квасниковка”

МОУ «СОШ п. им. К Маркса»

МОУ «ООШ с. Ленинское»

МОУ «СОШ с.Широкополье»

МОУ «СОШ п.Бурный»

МОУ “СОШ с. Зеленый Дол”

МОУ «ООШ с. Титоренко»

МБОУ “СОШ с Красный Яр

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

МБОУ “СОШ с. Старицкое”

МОУ “СОШ п. Коминтерн”

МОУ “СОШ с. Липовка”

МОУ “СОШ с. Шумейка”

МОУ «СОШ с.Воскресенка»

МОУ “СОШ №12 г. Шиханы”

МУ ДО ЗАТО Светлый

МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева

МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»

МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Мероприятия для МЦДОДИ

Российские цифровые образовательные платформы

15-16.11.2021Семинар “Дистанционные формы обучения.

Семинар 7 октября 2021

Семинар 18,19 декабря 2020

Курсы для преподавателей

Образовательная сессия 18-20.11.2020

Семинар 20 августа 2020

МКУДО “ЦВР” Саратов

МАУДО «ЦДТ» Кировский район

МБУ ДО “ДДТ г. Калининск”

МОУ «СОШ с. Клещевка»

МОУ СОШ п. Возрождение

МУ ДО “Дом пионеров и школьников” Романовка

МБУ ДО “ЦРТДЮ” г. Пугачев

МУДО ЦДТ “Светлячок” г. Ртищево

МОУ ООШ с. Поповка

Семинар 19-20 марта 2020

Семинар для СПО (Базарный Карабулак)

Семинар 18, 20 декабря 2019 года

Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.

Дополнительное образование 23.09.2019

Семинар 27 марта 2019 года

Региональный Краеведческий марафон “Саратовская кр.

Областной конкурс видео и дистанционных курсов “До.

Консультационный центр конкурса “Доступное образо.

Виртуальный исторический класс

Методическое объединение дистанционных педагогов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: