Лекция 5.5

Лекция 5

Россия после войны с Наполеоном. Движение декабристов

1. Причины декабристского движения

Движение декабристов самым тесным образом связано с Отечественной войной 1812 года. Эта война вызвала небывалый патриотический подъем во всех слоях российского общества.

Мощное народное движение, направленное против захватчиков, заставило многих образованных людей изменить свое отношение к народу. После того массового героизма, который был проявлен крестьянами, к ним уже трудно было относиться просто как к быдлу — рабочему скоту. В обществе все больше распространялось совсем другое отношение к простым мужикам и бабам — как к героям .

Заграничные походы еще больше укрепили это новое и очень сильное чувство восхищения своим народом, но в то же время заставили всерьез задуматься о будущем своей страны. Русские офицеры наглядно убедились в том, насколько свободней и благополучней живут в Европе, чем в самодержавно-крепостнической России. Народ-герой заслуживал лучшей участи.

Вообще, сторонники перемен, по началу возлагали на царя самые серьезные надежды. Хорошо помня реформы начал правления Александра I, они ожидали их продолжения. Недаром С.П. Трубецкой, стоявший у самых истоков декабристского движения, писал впоследствии, что первоначальная идея создать тайное общество, родившаяся в кругу молодых офицеров была связана со стремлением негласно «поддерживать и подкреплять желания государя», помогать ему бороться с противниками преобразований. Однако вскоре выяснилось, что бороться предстоит с самим государем.

Прогрессивно настроенная молодежь очень быстро разочаровалась в царском правительстве и прежде всего в самом царе.

Посмотрите, на примере Пушкина, как всего за три года изменилось отношение к императору:

Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!

Когда полки врагов покрыли отдаленье,

Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,

Колена преклонив пред вышним алтарем,

Ты браней меч извлек и клятву дал святую

От ига оградить страну свою родную.

Ура! в Россию скачет

Спаситель горько плачет,

За ним и весь народ.

С каждым годом становилось все очевидней, что никаких реформ не будет, что все перемены — к худшему.

Общее настроение, царившее в этом кругу, замечательно выразил А.Н. Муравьёв, писавший: «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила — военные поселения!». Отношение к власти становилось все более критическим. В столичном обществе, в среде молодых офицеров, прошедших через наполеоновские войны, все чаще слышались речи самого обличительного характера.

По мере того, как в стране нарастала реакция и определяющей фигурой стал Аракчеев с его идеалом беспощадной муштры и палочной дисциплины, сторонники реформ начинали переходить от слов к делу. Впервые в России здесь появляются тайные революционные общества, члены которых готовы были сделать все возможное, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

Итак, в итоге, мы можем записать причины декабристского движения:

1. Одной из причин декабристского движения был мощный взрыв патриотизма в обществе, вызванный героической борьбой русского народа в 1812 году.

2. В результате заграничных походов это чувство патриотизма было оскорблено сознанием того, что русский народ живет значительно хуже других европейских народов.

3. В первые послевоенные годы стало очевидно, что верховная власть не желает изменить положение в стране к лучшему.

Все это вместе взятое заставило передовых представителей русского общества попытаться произвести перемены своими силами.

2. Первые декабристские организации

Поначалу сторонники реформ обратились за опытом тайной деятельности к масонским организациям, которые существовали в России с XVIII века.

В начале XIX века масонство оставалось явлением достаточно модным, даже Александр I одно время покровительствовал ему.

Эти организации — ложи, члены которых пытались разобраться в тайнах мироздания и человеческой натуры, вызывали раздражение правительства и особенно церкви своей духовной независимостью. Масонство привлекало молодежь не только поисками таинственного знания, но и возможностью познакомиться с известными и высокопоставленными людьми — членами братства; со знакомства в ложах начиналась не одна успешная карьера. Как правило, масонские организации были хорошо законспирированы; вся их деятельность строилась в соответствии со строгим ритуалом; строгим был и отбор новых членов — единомышленников.

Первой организацией, с которой обычно ведется отсчет декабристского движения, стал «Союз Спасения», созданный в 1816 году. В 1818 году он был преобразован в «Союз Благоденствия».

Обе организации по своему социальному составу носили исключительно дворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры, прошедшие Отечественную войну и заграничные походы: С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, находившиеся друг с другом в Первой организацией, с которой обычно ведется отсчет декабристского движения, стал «Союз Спасения», созданный в 1816 году. В 1818 году он был преобразован в «Союз Благоденствия».

Обе организации по своему социальному составу носили исключительно дворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры, прошедшие Отечественную войну и заграничные походы: С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, находившиеся друг с другом в родстве А.Н. и Н.М. Муравьёвы и братья М.И. и С.И. Муравьёвы-Апостолы.

Обе эти организации стремились решить самые главные вопросы русской жизни, их цели, безусловно, совпадали: введение конституции и ликвидация самодержавия. Но, в то же время, очевидны были и принципиальные различия между ними.

Прежде всего, это касалось численности организаций. Если в «Союзе спасения» было от 10 до 12 человек в 1816 году и до 30 человек в 1818, то «Союз благоденствия», начав свою деятельность с 30 человек в 1818 году, довел ее до 200 человек к 1821.

Резко отличались средства, с помощью которых члены организаций собирались достичь своих целей. Если «Союз спасения» делал ставку на хорошо подготовленный одиночный удар: захват власти с помощью заговора и военного переворота, то «Союз благоденствия» разрабатывал программу длительного воздействия на разные слои населения страны. Свою задачу члены этой организации видели в подготовке народа, общества и власти к переменам путем пропаганды передовых взглядов, распространения просвещения.

В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен по инициативе его руководителей.

При этом, чтобы не вызвать подозрений со стороны тех, от кого они хотели избавиться, инициаторы самороспуска ссылались на то, что подобное общество становится, во-первых, опасным — на «Союз благоденствия» и впрямь было немало доносов, во-вторых, — не очень нужным, поскольку обличать пороки самодержавной России и заботиться о своих крепостных можно было и в одиночку, без всякой организации. Все это приняли либеральные члены «Союза» без возражений, и он самоликвидировался.

3. Северное и Южное общества

Читайте также:
Лекция 3.2

Однако именно те, кто ликвидировал «Союз благоденствия», совсем не собирались отказываться от организованной борьбы за свои идеалы. В том же 1821 году создаются новые организации, имевшие уже революционный характер. Одна из них — Северное общество — находилась в Петербурге; другая — Южное общество — в маленьком городке Тульчине, где располагался штаб русской армии расквартированной на Украине.

Хотя Северное и Южное общества возникли независимо друг от друга, между ними вскоре были налажены связи — ведь организаторами и главными действующими лицами здесь были бывшие члены «Союза благоденствия», хорошо знавшие друг друга. Сохраняя независимую организацию, эти общества действовали в одном направлении, стремясь, как и предшествовавший им «Союз спасения», захватить власть и сверху провести благие перемены: ликвидировать самодержавие и отменить крепостное право. Руководители Северного и Южного обществ периодически встречались, сверяя свои планы.

Именно на этом этапе декабристского движения были разработаны четкие программы предстоящих преобразований. Никита Муравьев стал автором «Конституции» — программы Северного общества; Павел Пестель написал «Русскую правду», принятую в качестве программы Южным обществом.

Обе программы имели революционный характер, расходясь при этом в конкретных предложениях.

Разный характер программ вел к тому, что их создатели предполагали по-разному добиваться своих целей. Северяне, следуя более умеренной «Конституции» Никиты Муравьева, действительно надеялись, что она будет понята и принята значительной частью населения России. Народное вече они хотели созвать как можно скорее после революции и тем самым передать власть выборным представителям от народа. Сами они к власти совершенно не стремились.

Иное дело Пестель. Хорошо понимая, что его радикальную программу можно осуществить в России только силой, создатель «Русской правды» прямо говорил, что после восстания нужно захватить власть в свои руки, установить режим жесткой военной диктатуры, которая будет беспощадно бороться с противниками перемен и подготавливать народ к демократическим преобразованиям. Что касалось самих этих преобразований — проведения всеобщих выборов в Народное вече, создание выборной Державной думы и так далее, — то они откладывались на неопределенный срок. Подобные заявления Пестеля вызывали негодование северян, сравнивавших лидера южан с Наполеоном — человеком, использовавшим революцию в своих интересах. У Пестеля, кстати, действительно было некоторое внешнее сходство с Наполеоном.

Подводя итоги нашей беседе о декабристских обществах запишем:

Декабристское движение прошло в своем развитии несколько этапов:

1. 1816 — 1818 гг. — заговорщический «Союз спасения».

2. 1818 — 1821 гг. — реформистки настроенный «Союз благоденствия».

3. 1821 — 1825 гг. — Северное и Южное общества, члены которых возвращаются к заговорщической тактике, значительно расширив свой состав и приобретя опыт в противостоянии власти. В этих организациях впервые были разработаны четкие программы декабристского движения.

Следует отметить, что разработка программных документов, бесконечные споры по поводу отдельных их положений — все это отодвигало на задний план принципиально важный вопрос о том, как приступить к реальному осуществлению этих программ: как захватить власть в свои руки? Дальше возобновившихся и крайне неопределенных разговоров о цареубийстве дело здесь не шло.

В результате неожиданная смерть Александра I и те события, которые последовали за этим, застали декабристов врасплох.

Александр I провел свои последние дни в Таганроге. Царь оказался так далеко от столицы по причинам семейного характера: его супруга, Елизавета Алексеевна, была больна чахоткой. Таганрог же находился в Приазовье, которое славилось своим здоровым климатом.

В последние годы правления царя все чаще мучили приступы меланхолии, он производил впечатление человека, разочарованного и в окружающих, и в самом себе. Но физически Александр был вполне здоров и смерти его никто не ожидал.

Царь заболел во время поездки в Крым, где он знакомился с организацией тамошних военных поселений, и после недолгой болезни, диагноз которой придворные врачи так толком и не смогли поставить, скончался 19 ноября 1825 года.

Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Слухи эти вскоре затихли, однако, возобновились позже в середине XIX века, когда в Сибири объявился некий старец неясного происхождения по имени Федор Кузьмич, пользовавшийся большой популярностью у местного населения: к нему ходили на поклон, обращаясь за советами по хозяйственной части, в отношении семейных проблем и т.п. Сам Федор Кузьмич, впрочем, решительно отвергал домыслы о его царском происхождении.

По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат Константин Павлович, который в это время был наместником в Царстве Польском. Казалось, так и будет.

При первых известиях о смерти Александра столичные книготорговцы поспешили выставить в витринах своих лавок портреты Константина. Более того, тогдашний министр финансов Е.Ф. Канкрин приказал отчеканить «образцовую» рублевую монету с изображением Константина Павловича.

Позже эти, так называемые, «константиновские рубли» были строго засекречены и стали известны общественности только в середине XIX века при Александре II. Из восьми известных в настоящее время «константиновских рублей» в России находятся два.

Однако, к полной неожиданности для всей России оказалось, что существует завещание, написанное Александром I еще в 1823 году, по которому на престол должен был взойти не Константин, а третий по старшинству брат, Николай Павлович.

Для такого решения у Александра I, очевидно, были причины.

Константин больше других братьев был похож на отца, императора Павла I, — и внешне, и по характеру. О нем так и говорили: «Достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, та же жестокость и буйство».

Была и формальная причина: Константин женился на польской аристократке Иоанне Грудзинской, которая не принадлежала ни к какому правящему дому. По русским законам такой брак считался неравным, дети от него не имели прав на престол.

Николай же, напротив, был женат на принцессе прусского правящего дома Шарлотте, в православном крещении носившей имя Александры Федоровны. Более того, в 1818 году у них родился сын-первенец — будущий император Александр II.

Таким образом, вопрос о судьбе российского престола решался на много лет вперед.

Главное же, царь, очевидно, находил в Николае те черты, которые полностью отсутствовали во взбалмошном, непредсказуемом Константине: сильную волю, упорство, чувство ответственности.

Сам Константин на престол не стремился. Он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной .

Читайте также:
Лекция 6.6

Известно к тому же, что на Константина самое тяжелое впечатление произвела насильственная смерть его отца, императора Павла, своего сходства с которым он не мог не сознавать. По свидетельству одного гвардейского офицера, на другой день после цареубийства Константин сказал ему: «Брат, если хочет, пусть царствует. Я, попомни мои слова, на престол не взойду никогда». И Константин не раз просил старшего брата «снять с него это бремя», избавить от престолонаследия.

Можно предположить что не существовало никаких серьезных препятствий для того, чтобы провозгласить Николая законным наследником. Достаточно было сделать это гласно и публично! Однако Александр пошел по совершенно другому пути. Составленное им завещание хранилось в одном экземпляре в Государственном совете, причем находилось в запечатанном конверте. О содержании этого документа знало всего лишь несколько человек из ближайшего окружения царя. Александр доверил эту тайну своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и тем сановникам, которым доверял беспредельно — А.А. Аракчееву и князю А.Н. Голицыну.

Именно А.Н. Голицын, чуть ли не единственный человек, которого Александр в последние годы жизни считал своим другом, после смерти царя известил членов Государственного совета о существовании этого документа. Только после этого конверт с завещанием был найден и вскрыт.

Знал о завещании и очень уважаемый Александром религиозный деятель Филарет, которому была передана на хранение копия этого документа. Даже самые заинтересованные в этой истории лица, братья царя, не имели ясного представления о его замыслах; в беседах с ними Александр ограничивался туманными намеками.

Эта совершенно излишняя секретность привела к страшной сумятице и неразберихе в верхах после неожиданной смерти Александра I.

Положение еще больше осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.

Между этими городами началось оживленное сообщение. Первым делом из Таганрога был отправлен курьер в Варшаву, к Константину Павловичу. Чуть позже курьерская тройка понеслась в Петербург, к матери умершего царя, Марии Федоровне — тогда об этом событии узнал и Николай. Оба брата оказались совершенно не готовы к тому, что произошло и явно не знали, как вести себя в подобной ситуации.

Между Варшавой и Петербургом завязались сложные переговоры.

Константин сразу же, как только получил известие о смерти старшего брата, подтвердил свое нежелание царствовать. Причем сделал это в свойственной ему манере: когда один из адъютантов, желая, очевидно, угодить великому князю, обратился к нему, как к государю: «Ваше величество…», Константин набросился на него с кулаками, послал под арест. Он тут же написал письмо, в котором подтверждал свое отречение от престола в пользу Николая. Это письмо он доверил гостившему в Варшаве, самому младшему из братьев, Михаилу Павловичу, который тут же помчался с ним в Петербург.

Между тем, Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле.

Дело в том, что Николай был человеком очень жестким и требовательным по отношению к подчиненным; его не любили в Петербурге, особенно в гвардии.

В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы.

Константин был провозглашен императором.

Письмо из Варшавы, казалось бы, ясно показало, что Константин править не будет, что необходима переприсяга. Однако Николай по-прежнему не спешил. По его мнению, письмо Константина носило слишком частный характер, его явно не хватало, чтобы провести официальную процедуру отречения одного царя и провозглашения другого .

Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол.

Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ

1. Укажите причины возникновения декабристских организаций.

2. Сравните взгляды преддекабристских и декабристских организаций.

3. Сравните цели, методы и состав «Союза спасения» и «Союза благоденствия».

4. Дайте сравнительную характеристику программам Северного и Южного обществ декабристов.

5.1 Этапы анализа данных

В процессе подготовки и анализа данных, как правило, присутствуют следующие основные этапы:

1. Сбор первичных данных для анализа. Наблюдая и измеряя характеристики объекта, педагог-исследователь собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в выдвижении статистической гипотезы на основании темы и цели исследования.

2. Ввод данных в компьютер. Данные исследований необходимо ввести в компьютер и сохранить. Ввод данных может осуществляться ручным набором чисел с клавиатуры или же экспортом из файла в каком-либо формате. Введенные данные обычно отображаются в форме электронной таблицы или матрицы данных, где столбцы представляют различные переменные (рост, вес, цвет глаз), а строки – измерения значений этих переменных.

3. Преобразование данных. П роводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими исследователя признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются – классифицируются, сортируются, структурируются, подсчитывается частота событий. Нередко также требуется удаление из введенных данных высокоамплитудных значений, которые могут быть результатом некорректных измерений или замена пропущенных (неизмеренных) значений.

4. Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различ­ные формы графического изображения. Человек часто на­много более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.

5. Статистический анализ – статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих проверить нулевую гипотезу.

6. Интерпретация и представление результатов. В творчестве ученого, занимающегося проблемами педагогики, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, исследователи нередко избегают этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам.

Конечно, хорошо обра­ботанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить ба­зой для выводов. Однако без всестороннего обсуждения, с ходом которого должен быть ознакомлен читатель, выво­ды будут мало или вовсе необоснованными и неубедитель­ными, да и сам исследователь многое теряет. Из поля его зрения выпадают ценные характеристики фактиче­ского материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.

Читайте также:
Лекция 1.4.2

Основная цель интерпретации — выявление и фиксиро­вание комплекса характеристик обработанного материа­ла, на основе которых открывается возможность обнару­жить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.

Отметим, что важнейшим условием объективного ис­толкования обработанных данных выступает научная ква­лификация исследователя: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицирован­нее в той области, где ведется поиск, исследователь, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты.

5.2 Представление данных в наглядной форме

Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной — форме.

Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” — значение, порядок признака, частота события.

Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.

Правила построения графиков:

1. Необходимо провести тщательный отбор из имеющегося цифрового статистического материала тех данных, которые будут изображены на графике (далеко не все полученные данные следует изображать графически).

2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.

3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.

4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.

5. Цифры шкалы следует наносить слева и снизу или вдоль осей. Горизонтальную шкалу (по оси абсцисс) необходимо строить слева направо, вертикальную (по оси ординат) – снизу вверх.

4. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.

5. Густота координатной сетки должна быть оптимальной, не затрудняющей чтения графика.

6. Допускается количество различных цветов на графике не более трех.

7. Если графики отражают серию наблюдений, рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям.

Виды графиков:

1. Линейный график – передает изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года.

2. Гистограмма представляет собой разновидность графика в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.

3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.

4. Кумулятивный график частоты (накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.

5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей.

Схема статистических графиков по форме графического представления

5.3 Педагогические измерения

Измерение – это процесс определения значения какого-либо признака. Значением может быть не только число, но и имя. Измерение выполняют путем непосредственного наблюдения измеряемого признака или при помощи аппаратуры.

Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.

Педагогическое измерение – это операция присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами.

Обычно измерение подразделяется на прямое и косвенное. Прямое измерение заключается в непо­средственном сравнении измеряемого объекта с ка­ким-нибудь нормативом, эталонным измерителем. В педагогических исследованиях оно встречается редко, например при определении физического развития учеников (полнота, рост).

Чаще всего исполь­зуется косвенное измерение. Уровень знаний или уме­ний учеников, их моральные качества, дисциплини­рованность и т. п. могут быть измерены только косвенно, на основе работы учеников, их ответов на воп­росы, решения проблемных задач, числа ошибок в диктанте, на основе разных проявлений в поведе­нии.

Задача фактиче­ ского измерения различных сторон педагогического явления на сегодняшний день остается неопределенной, так как в учебно-воспитательном процессе мы выделяем как педа­гога, так и обучаемого, которые могут описываться большим набором свойств.

5.4 Качественная и количественная информация

Основную проблему при сборе информации в психолого-педагогическом исследовании составляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов.

Психолого-педагогическая наука пока еще в основном остается описательной, эмпирической, поэтому основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная.

Качеством какого-либо объекта (процесса) считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики.

Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имею качественную форму.

Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний. Количество – это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.

Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество). В любой качественной информации всегда содержится та или иная степень количественной.

Читайте также:
Лекция 1.2.2

К сожалению, проникновение в психолого-педагогическую науку и практику количественных методов затрудняется следующими обстоятельствами:

– неразработанностью и часто отсутствием адекватных методов и средств количественной оценки психолого-педагогических параметров;

– большой сложностью педагогических процессов.

5.5 Шкалирование

Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах [1] . В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

Шкалирование — это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблю­даемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется). Шкали­рование помогает определить низшую и высшую сту­пени исследуемого явления.

Например, при исследо­вании учебных интересов учеников мы устанавлива­ем их границы: очень большой интерес — очень сла­бый интерес. Между этими границами определяется ряд ступеней. В результате складывается следующая шкала учебных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5). Рекомендуется вводить и экстремальные обозначения крайних границ шкалы,.

В психолого-педагогических исследованиях применяют классификацию шкал, предложенную С.Стивенсоном (см. рис. 1), согласно которой четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называют измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений). [2]

Рис. 1. Классификация шкал по С.Стивенсу

1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки – 01, мальчики – 02.

Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке – 1, на улице – 2, дома – 3.

В процессе проверки соответствия подготовки выпускников школ требованиям ГОС появляется группа аттестованных и не аттестованных учеников.

2. Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

· ранжирование (в ряд),

· группировка (ранжирование по группам),

· метод полярных профилей.

Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.

Пример: учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.

Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).

Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.

Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый – злой, теплый – холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

(Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)

3. Интервальная шкала (интервальное намерение) – это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.

Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

Интервальная шкала – количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий теста.

4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).

Уровни измерения и математические вычисления, используемые на данных уровнях, показаны в табл. 1. Из этой таблицы видно, что переход от одного уровня к другому сопровождается расширением класса допустимых математико-статистических операций. Как следует из таблицы, наилучшей является шкала отношений, которую на сегодняшний день удалось реализовать только в рамках физических измерений.

Математические и статистические величины, вычисление которых допустимо на данном уровне

Мода, процентные частоты, доли, корреляция

Мода, медиана, квартили, коэффициент корреляции, дисперсионный анализ

Мода, медиана, квартили, коэффициент корреляции, ранговые критерии, средняя, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент корреляции

Все арифметические операции, все понятия и методы математической статистики

[1] Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001, стр. 359

[2] Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., исп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003, стр. 122 с.

Философия: конспект лекций

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Читайте также:
Лекция 6.2.2

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность

Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователей (первый — Парменид) — это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

Бытие — производное от слов «быть», «есть» — в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии — онтология — важный раздел философского знания.

В основе понятия «бытие» — убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

Основные формы бытия

1. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистическая. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа человека.

2. Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается, как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

3. Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное — то, что материализовано в культуре.

4. Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

Философская проблема бытия возникла как необходимость обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования, или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира — мир сознания и мир природы — могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, природный мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм бытия позволяет выделить еще несколько их разновидностей. Этот подход дает право говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он принадлежит к двум мирам: к природному, телесному миру как его органическая часть и одновременно, к миру сознания. Бытие человека есть диалектическое единство объектно-предметного и субъективного. Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком, опосредованных человеческим духом, сознанием. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, субъективный и объективный дух. Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бытия; это — существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность — актуальное бытие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии — учения о бытии, онтологии. Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мышления.

В последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные — производными.

Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм — объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Подготовка к экзамену по обществознанию. Блок “Право”

Настройка зачисления на курс

Подготовка к экзамену по обществознанию. Блок “Право”

Навигация

Детский технопарк “Кванториум”

Читайте также:
Лекция 4.4

История и обществознание

Умники и умницы

Основы безопасности жизнедеятельности

МОУ “Лицей прикладных наук”

МАОУ “Гимназия № 4”

МОУ “Гимназия №58”

МОУ “Гимназия № 5”

МУДО “Центр дополнительного образования”

ГБУ ДО “Региональный центр допризывной подготовки .

МОУ Гимназия № 31

МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик”

ГА ПОУ СО “СТПТиАС”

МОУ “Гимназия №89”

МОУ “СОШ №63 с УИП”

МАОУ “Гимназия №108”

МУ ДО “Центр детского творчества”

Олимпиада_Информатика и ИКТ

МАУ ДО “Центр дополнительного образования для детей”

МАОУ “Гимназия № 3”

ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

МАДОУ “ДС № 236 Лукоморье”

МУДО “Детско-юношеский центр”

МУДО “Центр детского творчества”

ОУ городского подчинения и ГБУ

Ассоциация попечителей образования

МАОУ “Физико-технический лицей № 1”

МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Александрово – Гайский район

МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.

МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области

МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.

МОУ – СОШ №1 г. Аткарска

МОУ – СОШ №3 г. Аткарска

МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района

МАУ ДО “Центр детского творчества города Аткарска .

МАОУ Гимназия № 1

МАОУ Гимназия №2 г.Балаково

МАОУ “ООШ № 10” г. Балаково

МАОУ СОШ №13 г. Балаково

МАОУ “ООШ с. Еланка”

МАУДО ЦДО г. Балаково

МБУДО Центр “Созвездие” г. Балашов

МОУ “СОШ с. Черкасское”

МОУ “СОШ с. Терса”

МОУ “СОШ №11” г. Вольск

ГАПОУ СО “Вольский педагогический колледж им. Ф.И.

МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»

МОУ “СОШ с. Воскресенское”

МОУ «СОШ с. Синодское»

МОУ “ООШ с. Верхазовка”

МОУ “СОШ п. Первомайский”

МОУ “СОШ с. Демьяс”

МУДО «Дом детского творчества»

МОУ “СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое”

МОУ “СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка”

МОУ СОШ с. Андреевка

МБОУ “Дом детского творчества”

МОУ “СОШ с. Ивантеевка”

МУ ДО “Дом детского творчества”

МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.

МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.

МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»

МБОУ “СОШ с. Озерки”

МБОУ «СОШ с.Симоновка»

МБОУ “СОШ № 11 с. Золотое”

МБУДО “ЦТОТД и М г.Красноармейска”

МОУ “СОШ с.Логиновка”

МОУ – СОШ с. Лебедевка

МУ ДО “Районный Дом детского творчества р.п. Горный “

МБОУ “СОШ № 2 р.п. Лысые Горы”

МОУ “СОШ № 1 р.п. Лысые Горы”

МБОУ “СОШ с. Широкий Карамыш”

МБОУ “СОШ с. Большая Рельня”

МБУ ДО “ЦДОД” р.п. Лысые Горы

МБОУ “ООШ с. Юнгеровка”

МБОУ “СОШ с. Двоенки”

МБОУ “СОШ с. Атаевка”

МБОУ “СОШ с. Бутырки”

МБОУ “СОШ п. Яблочный”

МБОУ “СОШ п. Октябрьский”

МБОУ “СОШ с. Невежкино”

МОУ СОШ с. Подлесное

МОУ “СОШ с. Павловка”

МОУ “СОШ с. Кировское”

МБОУ-СОШ №6 г. Маркса

МОУ – СОШ п. Осиновский

МОУ “СОШ c. Липовка”

МОУ – СОШ с. Баскатовка

МОУ – Лицей г. Маркса

МОУ “СОШ № 4” г. Маркса

МОУ СОШ с. Звонаревка

МОУ-СОШ с Орловское

МУ ДО – Центр внешкольной работы

МОУ «СОШ п. Динамовский

МОУ «СОШ с. Гремячка”

МУ ДО “ДДТ г. Новоузенска”

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Метапредметный курс “Биология + Химия”

МОУ “СОШ п. Сланцевый рудник”

МОУ “Школа с. Новочерниговка”

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

МБОУ “СОШ с. Н. Покровка”

МБОУ “СОШ с.Натальин Яр”

МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»

МБОУ “СОШ имени М.М. Рудченко”

МБУ ДО “Детско-юношеский центр” г. Петровск

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.

МБУДО “ДОООЦ “ДЕЛЬФИН” г. Петровск

МУ ДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»

МОУ СОШ с. Старая Порубёжка

МОУ “СОШ с. Заволжский”

МОУ “СОШ №2 г. Пугачева”

МОУ “СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.

МБУ ДО “Центр развития творчества детей и юношеств.

МБОУ “СОШ с. Скатовка”

МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»

МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»

МОУ «СОШ с.Березина Речка»

МОУ «СОШ п. Дубки»

МОУ «СОШ с. Синенькие»

МОУ «СОШ р.п. Соколовый»

МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»

МБОУ “СОШ №1” р.п. Степное

МБОУ-ООШ с. Розовое

МБОУ “СОШ р.п. Пушкино”

МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.

МОУ “СОШ с. Сторожевка”

МОУ “СОШ с. Мизино-Лапшиновка

МОУ “СОШ с. Ягодная Поляна”

МОУ “Татищевский лицей”

МОУ “СОШ с. Вязовка”

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;

МОУ “СОШ п. Садовый”

МОУ “СОШ с. Идолга”

МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска

МОУ ДО “ДДТ “Хвалынский”

Звуковая культура речи

Трудовое обучение(технический труд)

МОУ “СОШ с. Апалиха

Информатика, физика, астрономия

МОУ “СОШ №30 им. П. М. Коваленко”

МАУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи”

МОУ «СОШ п. Пробуждение»

МБОУ «СОШ с. Генеральское»

МОУ “СОШ “Патриот” с кадетскими классами”

МОУ «СОШ с.Заветное»

МОУ “ООШ с. Квасниковка”

МОУ «СОШ п. им. К Маркса»

МОУ «ООШ с. Ленинское»

МОУ «СОШ с.Широкополье»

МОУ «СОШ п.Бурный»

МОУ “СОШ с. Зеленый Дол”

МОУ «ООШ с. Титоренко»

МБОУ “СОШ с Красный Яр

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

МБОУ “СОШ с. Старицкое”

МОУ “СОШ п. Коминтерн”

МОУ “СОШ с. Липовка”

МОУ “СОШ с. Шумейка”

МОУ «СОШ с.Воскресенка»

МОУ “СОШ №12 г. Шиханы”

МУ ДО ЗАТО Светлый

МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева

МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»

МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Мероприятия для МЦДОДИ

Российские цифровые образовательные платформы

15-16.11.2021Семинар “Дистанционные формы обучения.

Семинар 7 октября 2021

Семинар 18,19 декабря 2020

Курсы для преподавателей

Образовательная сессия 18-20.11.2020

Семинар 20 августа 2020

МКУДО “ЦВР” Саратов

МАУДО «ЦДТ» Кировский район

МБУ ДО “ДДТ г. Калининск”

МОУ «СОШ с. Клещевка»

МОУ СОШ п. Возрождение

МУ ДО “Дом пионеров и школьников” Романовка

МБУ ДО “ЦРТДЮ” г. Пугачев

МУДО ЦДТ “Светлячок” г. Ртищево

МОУ ООШ с. Поповка

Семинар 19-20 марта 2020

Семинар для СПО (Базарный Карабулак)

Семинар 18, 20 декабря 2019 года

Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.

Дополнительное образование 23.09.2019

Семинар 27 марта 2019 года

Региональный Краеведческий марафон “Саратовская кр.

Областной конкурс видео и дистанционных курсов “До.

Консультационный центр конкурса “Доступное образо.

Виртуальный исторический класс

Методическое объединение дистанционных педагогов

Лекция 5. Мышление и деятельность

Мышление – это активный процесс отражения объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира в понятиях, суждениях, гипотезах, теориях и т.п. Мышление – это процесс, совершающийся в коре головного мозга. Т.е. оно непосредственно связано с психическими процессами. Вместе с тем, мышление социально, поскольку использует закономерности, законы, теории, открытые человеческой практикой, обществом. И поэтому сам процесс мышления, как и его результаты, зависят от уровня развития науки, техники, самого общества. Пример: человек осмысливает сущность Вселенной. Это мышление. С учётом современного уровня развития науки, открытых закономерностей, теорий он размышляет о её бесконечности, о том, что невозможно найти её центр. В Древности, наоборот, человек думал бы, что в центре Вселенной – Земля – ибо таков был уровень развития науки.

Читайте также:
Лекция 1.3.2

Мышление – сложный процесс, который приводит к формированию нового знания. Можно выделить особенности мышления:
– оно всегда обладает личностным началом. Субъект мышления – человек. Каждый человек обладает разными способностями, потребностями, интересами, волей и т.п. – а от этого и зависят мыслительные процессы. К примеру, учёный-астроном и школьник осмысливают особенности расположения звёзд на небосклоне. Результаты мышления, учитывая их разный уровень подготовки и профессионализма, у них, конечно, будут разными;
– оно зависит от эмоционально-волевой стороны личности. Мышление чаще всего возникает по воле человека, на основе возникших у него потребностей, интересов и т.п. Примером может служить мыслительная деятельность человека, которая будет осуществляться после важной для него встречи. Человек сам, по своей воле, пытается осмыслить результаты этой встречи;
– оно непосредственно связано с языком. Осуществляя мышление, человек выражает в языке мысли, образы, абстракции и т.п. Осмысливая, например, результат экзамена, человек выражает своё отношение к нему словами вслух или «про себя».Словами человек заменяет объекты действительности, в отношении которых осуществляет мышление. Без языка мышление невозможно – иначе в чём выражать мысли?

Мышление обычно разделяется на два вида:

– образное мышление– осуществляется с опорой на наглядные объекты, их образы. Пример: в начальных классах детей часто учат операции сложения с помощью палочек или карточек – наглядно. В силу возраста им пока трудно абстрагироваться (удалиться) от наглядности и произвести подсчёт, например, в столбик;
– абстрактно-логическое мышление– оперирует абстрактными понятиями, символами, знаками. Примером такого мышления является использование формул, научных терминов в процессе познания.

Мышление всегда сопутствует деятельности. Деятельность человека тем и отличается от инстинктивного поведения животных, что она осмысленна. Бобры, строящие плотину, не осознают сущности своих действий. Только человек может осознавать то, что он делает. Поведение животного может быть целесообразным, т.е. соответствующим будущему результату. Бобры при постройке плотин делают те действия, которые необходимы для этого. Но такой цели – построить плотину – они не ставят и не могут ставить.Деятельность человека поэтому целенаправленна, предполагает планирование. Человеческая деятельность также отличается от поведения животного творчески-преобразующим отношением к окружающему миру. Животное использует предметы природы, не создаёт ничего нового, что не заложено природой, в отличие от человека.

Деятельность– целенаправленная активность человека, преобразующая объекты мироздания. Примером деятельности может служить подготовка к экзамену по обществознанию – учащийся целенаправленно, осмысленно это осуществляет.Учёные разработали структуру деятельности:
– субъект– человек, осуществляющий деятельность. Субъектом деятельности врача, например, будет сам врач;
– объект– то, на что прямо направлена деятельность (объект, процесс, внутреннее состояние человека, социальные отношения и т.п.);
– средства– то, с помощью чего осуществляется деятельность. В гуманистической философской науке считается, что человек не может быть объектом или средством чьей-либо деятельности. Например, объектом деятельности врача, который лечит больного, будет не сам больной человек, а его болезнь, субъекты – врач и больной, а средствами могут выступать медицинские препараты, лекарства;
– мотив– то, что движет человеком в его деятельности. В качестве мотива могут выступать потребности, интересы, идеалы, эмоции и т.п. Мотивом учебной деятельности абитуриента, желающего подготовиться в ЕГЭ, может быть желание в дальнейшем стать авторитетным членом общества, повысить социальный статус;
– цель– конкретный, запланированный, представляемый в уме субъекта результат, достижимый в этой деятельности. Целью деятельности, обозначенной в предыдущем примере (учёба абитуриента) будет успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз;
– результат– достигнутая или не достигнутая цель. Результатом деятельности по подготовке к ЕГЭ может быть успешная (или наоброт, провальная) его сдача и получение соответствующего балла.

Деятельность человека многообразна и проявляется во множестве сфер окружающего мира. По критерию объекта деятельность можно разделить на следующие виды:
– материальную деятельность– это деятельность, основной объект которой представлен в материальном мире (предметы природы, общество, бытовые приборы и т.п.). Примеры материальной деятельности – изготовление стула плотником, распечатка документов и т.п.
– духовную деятельность– деятельность, которая предполагает работу с объектами духовного мира (произведения, стихи и т.п.). Примеры такой деятельности – написание стихотворений, прозаических текстов, воспитание человека и т.п.

Материальная и духовная виды деятельности взаимосвязаны. Например, плотник, создавая стул (материальная деятельность), продумывает его образ (духовная деятельность). Или: учитель воспитывает школьников (духовная деятельность), но при этом он проверяет тетради, выставляет отметки (материальная деятельность).

По направленности, по целям деятельность можно разделить на:
– материально-производственную– деятельность направлена на создание или преобразование объектов материального мира. Примеры: изготовление стула; ремонт автомобиля; реконструкция дома;
– социально-преобразовательную– деятельность направлена на преобразование социума, общественных отношений. Примеры: проведение судебной реформы; изменение пенсионной системы страны; принятие закона;
– ценностно-ориентировочную (или ценностно-ориентационную) – деятельность направлена на ориентирование в ценностях, формирование мировоззрения, воспитание человека. Примеры: деятельность учителя по воспитанию школьников; разъяснение родителей правил поведения своим детям;
– духовно-теоретическую– деятельность направлена на создание идей, духовных объектов. которые получают выражение в форме научного знания, художественных произведений и т.п. Примеры: написание стихотворений; разработка программы исследования;
– духовно-практическую– деятельность направлена на сохранение, культивирование, передачу духовных ценностей. Примеры: образовательная деятельность учителя; работа музеев по сохранению культурного наследия;
– прогностическую– направлена на предвидение возможных последствий каких-либо явлений, на формирование картины будущего, составление прогнозов;. Примеры: прогнозирование последствий природных катаклизмов, детельность астронома, предсказывающего движение небесных тел;
– познавательную– направлена на познание чего-либо нового. Примеры: учебная деятельность учеников и студентов; исследовательская деятельность учёных.

Существует и другая классификация видов деятельности:
– общение– деятельность по взаимному обмену информацией, эмоциями и т.п. между участниками. Общение – это совместная деятельность как минимум двух субъектов. Общение всегда сопутствует любой другой совместной деятельности;
– труд– деятельность, главная цель которой – создание или изменение объектов материального или духовного мира. Трудовая деятельность во главу угла ставит результат;
– игра– вид деятельности, главная цель которой – получение удовольствия или иной пользы от процесса, а не результата. Игра характеризуется условностями, необходимостью придерживаться правил всем участниками;
– познание– деятельность, направленная на получение новой информации.

Читайте также:
Лекция 6.5

При любой классификации видов деятельности особо выделяется творческая деятельность- это деятельность, направленная на создание чего-то принципиально нового, не имеющего аналогов. К примеру, если учитель преподаёт предмет с помощью традиционных методов, – объяснение, тесты и т.п., – то это деятельность духовно-практическая, но не творческая. Творческой она будет тогда, когда учитель будет преподавать предмет с помощью им же разработанных методов, не распространённых широко в школе. В этом случае деятельность будет носить элемент новизны.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Лекция №5. ДИНАМИКА АБСОЛЮТНО ТВЕРДОГО ТЕЛА

4.1. Динамика поступательного движения твердого тела.

Движение любого твердого тела можно рассматривать как сумму поступательного движения его центра масс и вращательного движения относительно оси, проходящей через его центр масс.

Разобьем твердое тело на элементарные массы mi , тогда его можно представить как систему материальных точек, взаимное расположение которых остается неизменным. Поэтому для описания поступательного движения тела можно использовать закон изменения импульса механической системы

p = $$^n>$$ mi υ i=m υ C – импульс всех материальных точек твердого тела.

Также можно воспользоваться понятием центра масс и к поступательному движению твердого тела применить закон движения центра масс

Центр масс твердого тела движется как материальная точка, в которой сосредоточена масса тела, и на которую действуют все силы, приложенные к телу. Уравнение (4.1.2) дает возможность установить закон движение центра масс твердого тела, если известна масса тела и действующие на него силы. Если тело движется только поступательно, то это уравнение будет определять не только закон движения центра масс, но и любой другой точки тела.

4.2. Момент импульса. Момент силы.

Момент силы. Векторная величина, равная векторному произведению радиус-вектора r точки, проведенному из полюса в точку приложения силы, на силу F называется моментом силы материальнойточки относительно некоторого центра

Пусть на частицу массой m действует сила F , а ее положение в некоторой инерциальной системе отсчета характеризуется радиус-вектором r относительно начала координат. Тогда момент силы частицы относительно точки O дается уравнением (4.2.1). Направление момента силы M совпадает с направлением поступательного движения правого винта при его вращении от радиус-вектора r к силе F , и он перпендикулярен как вектору r , так и вектору F (рис. 4.2.1). Тогда модуль вектора момента силы равен

где d=r sin α − плечо силы относительно точки O .

Плечо силы − это расстояние, измеряемое по перпендикуляру от оси вращения до линии, вдоль которой действует сила.

Таким образом, модуль момента силы относительно оси, есть скалярная величина, характеризующая вращательное движение действия силы и равная произведению модуля силы F , действующей на твердое тело, на плечо силы d относительно этой оси.

Если на тело действует несколько сил, то суммарный момент этих сил равен векторной сумме моментов всех сил относительно данной оси:

Момент импульса. Векторная величина, равная векторному произведению радиус-вектора r точки, проведенного из центра на ее импульс m υ называется моментом импульса материальной точки относительно некоторого центра

Пусть частица массой m имеет импульс p , а ее положение в некоторой инерциальной системе отсчета характеризуется радиус-вектором r относительно начала координат. Тогда момент импульса частицы относительно точки O дается уравнением (4.2.4). Направление момента импульса совпадает с направлением поступательного движения правого винта при его вращении от радиус-вектора к импульсу p , и он перпендикулярен как вектору r , так и вектору p (рис. 4.2.2). Тогда модуль вектора момента импульса равен

где d − плечо импульса относительно точки O .

Плечо импульса − это расстояние, измеряемое по перпендикуляру от оси вращения до линии, вдоль которой направлен импульс.

Таким образом, модуль вектора момента импульса относительно центра или оси − есть скалярная величина, равная произведению импульса p на плечо импульса d относительно этой оси.

Моментом импульса механической системы относительно некоторого центра называется векторная величина, равная геометрической сумме моментов импульса относительно той же точки всех материальных точек системы

4.3. Основное уравнение динамики вращательного движения относительно точки.

Рассмотрим систему материальных точек массами m1, m2, . mn движущихся со скоростями υ 1, υ 2, . υ n . Пусть на каждую из этих точек действуют: равнодействующие внутренних сил F i 1, F i 2, . F i n , и равнодействующие внешних сил F e 1, F e 2, . F e n .

Запишем уравнения движения частиц:

Умножим каждое уравнение системы (4.3.3) на соответствующий радиус-вектор и получим

Преобразуем данные уравнения

Сложим эти уравнения и получим

В последнем уравнении:

Таким образом, выражение (4.3.6) можно записать в виде

Учитывая, что моменты внутренних сил попарно уравновешивают друг друга, и сумма моментов всех внутренних сил для любой системы всегда равна нулю, т. е. $$^n>$$ M i i=0 , получим основное уравнение динамики вращательного движения относительно точки (или иначе закон изменения момента импульса механической системы ).

4.4. Закон сохранения момента импульса.

Если момент внешних сил $$^n>$$ M e i=0 , то получим

закон сохранения момента импульса.

Если момент внешних сил действующих на механическую систему относительно центра оси равен нулю, то момент импульса системы относительно этого центра с течением времени не изменяется.

Можно сказать, что момент силы при вращательном движении является аналогом силы при поступательном движении, момент импульса − аналогом импульса.

Законы изменения и сохранения момента импульса механической системы можно применить и к вращательному движению твердого тела.

4.5. Момент инерции.

Моментом инерции твердого тела относительно данной оси называется физическая величина, являющаяся мерой инертности тела во вращательном движении вокруг этой оси и равная сумме произведений масс всех частиц тела на квадраты их расстояний от той же оси:

Момент инерции зависит только от формы тела и расположения масс относительно оси. [I]=1 кг · м 2 .

Понятие момента инерции было введено при рассмотрении вращения твердого тела. Однако следует иметь в виду, что каждое тело, независимо от того, вращается оно или покоится, обладает определенным моментом инерции относительно любой оси.

Если тело сплошное, то суммирование в выражении (4.5.1) следует заменить на интегрирование:

где R − расстояние от элементарной массы dm до оси вращения.

4.6. Теорема Штейнера. Правило аддитивности

Существуют два свойства момента инерции:

1) Теорема Штейнера: момент инерции тела Iz относительно произвольной оси равен сумме момента инерции Ic относительно оси, параллельной данной и проходящей через центр масс тела, и произведения массы тела m на квадрат расстояния a между осями:

2) Правило аддитивности: сумма моментов инерции частей системы относительно оси равен моменту инерции системы относительно данной оси:

Основы теории потребительского поведения

5.3. Ординализм: категории потребительских предпочтений

Методологический подход ординалистов к изучению потребительского поведения основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем. Предполагается, что хотя покупатель не может точно количественно измерить полезность приобретаемых благ, он тем не менее способен выстроить все имеющиеся блага в некий ряд (порядок) от наиболее ценного до наименее ценного. Поскольку в потребительском поведении важнейшая составляющая – это субъективизм индивидуальных оценок полезности благ, то для выявления закономерностей этого поведения ординалисты опираются на аксиомы, т.е. на своеобразные самоочевидные (и потому не требующие доказательств) правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений.

Читайте также:
Лекция 1.3.1
Аксиомы ординализма

Действительно, принимаемые учеными аксиомы просты и естественны.

Аксиома “ненасыщения” гласит, что при прочих равных условиях (в том числе и одинаковой цене) для покупателя большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые – предпочтительнее загрязненных и т.д.

Аксиома “рефлексивности”: если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого.

Аксиома “полной упорядоченности”: при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными.

Аксиома “транзитивности”: если покупатель предпочитает набор № 1 набору № 2, а набор № 2 набору № 3, то он предпочитает набор № 1 набору № 3. Соответственно, если набор № 1 для покупателя равнозначен набору № 2 и набор № 2 равноценен набору № 3, то наборы № 1 и № 3 также для него равноценны.

Совокупность названных аксиом позволяет внести однозначную последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском выборе.

Ранг вместо абсолютной величины полезности

В теории ординализма целевая установка потребителя – максимизация полезности от приобретаемых экономических благ – достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. В такой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Ординальная, т.е. порядковая, величина полезности (перемещение данного набора благ вверх или вниз по пирамиде сравнительной ценности) должна показать, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Отсутствие точных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не позволяет определить точную меру того, насколько уменьшилась или увеличилась эта степень удовлетворения. Зато можно с определенностью говорить, какой из наборов благ приносит большее удовлетворение. Выбирая набор благ из имеющихся альтернатив, потребитель присваивает первый ранг набору с большей для себя полезностью; второй – с меньшей; третий – c еще меньшей и т.д. В данном случае суверенитет потребителя – это его право субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в рамках имеющихся альтернатив.

Кривая безразличия

Если различные комбинации наборов благ имеют с точки зрения потребителя равнозначную, одинаковую порядковую полезность, то потребителю безразлично, какой из них выбрать. Представим себе пять вариантов набора товаров Х (одежда) и Y (продукты), из которых покупатель осуществляет свой выбор. И допустим, что количественные пропорции включения в эти наборы обоих товаров подобраны с таким расчетом, чтобы все эти наборы были по своей полезности равноценными (имели бы одинаковый ранг).

Меньшее количество одного блага вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Так, потребителю все равно, получить ли ему 7 единиц продуктов и 0,5 единицы одежды (вариант А) или 7 единиц одежды и 0,5 единицы продуктов (вариант Е). Следовательно, все пять вариантов – это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени.

Все варианты могут быть изображены на графике в виде соответствующих точек. Если же допустить, что между этими точками лежит бесконечное множество “промежуточных” наборов с той же полезностью, то сформируется кривая безразличия, множество точек которой – это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя ( рис. 5.3). Любая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы “безразлично” какой из них выбрать.

Предельная норма замещения

Кривая безразличия всегда соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS).

где – предельная норма замещения благ Y и X;
– количества взаимозамещаемых благ X и Y;
U = const – фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.

Свойства предельной нормы замещения чаще всего описывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, на графике ( рис. 5.3) видно, что:

  1. кривая безразличия имеет отрицательный наклон (т.е. нисходящий, ниспадающий вид);
  2. обычно ей свойственна выпуклость к началу координат.

Нисходящий вид кривой безразличия означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS имеет знак “минус” поскольку, чтобы получить больше блага, сохраняя достигнутый уровень благосостояния, покупатель вынужден сократить потребление другого блага.

При этом крутизна кривой отражает величину предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного приобретения и потребления другого блага без сокращения полезности всего набора благ. В рамках графической интерпретации кривой безразличия величину предельной нормы замещения можно определить как количество единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Наблюдаемая в большинстве случаев выпуклость кривой безразличия по направлению к началу координат графика означает, что предельная норма замещения непостоянна. Она неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения. Например, человек, владеющий большим количеством масла, но не имеющий хлеба, легко откажется от его части ради некоторого количества хлеба. Но по мере того, как он будет выменивать все больше хлеба и соответственно у него будет оставаться все меньше масла, психологическая ценность каждой теряемой порции масла будет расти, а каждого нового приобретаемого куска хлеба падать. Норма замещения масла хлебом уменьшится. Можно также сказать, что уменьшение предельной нормы замещения одного блага другим по мере движения вдоль кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева направо графически выражается в том, что эта кривая становится все более пологой.

Возможны и особые случаи. Так, кривая безразличия приняла бы вид прямой линии при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

Читайте также:
Лекция 3.5.2

Другой особый случай – совершенно дополняемые блага. Например, пара перчаток, или пара обуви, которые не могут быть взаимно заменяемыми, но нужны только в паре. При совершенно дополняющих друг друга благах кривая безразличия приняла бы вид прямых углов.

Карта кривых безразличия

Каждому уровню потребления соответствует своя кривая безразличия. Например, покупатель, выбравший набор благ из проездного билета на метро, простой пищи и одежды имеет одну кривую безразличия, в рамках которой он может заменить меньший объем еды улучшением одежды или поступить наоборот. Потребитель, выбравший “Жигули”, одежду и еду среднего качества, а также телевизор “Самсунг”, имеет другую кривую безразличия, соответствующую более высокому уровню потребления. А потребитель, имеющий “Роллс-ройс” с шофером, виллу в Ницце, одежду от парижских кутюрье и гастрит, заставляющий его есть одну овсянку – третью кривую, отвечающую наивысшему уровню потребления.

Перемещаясь на более высокий уровень потребления, потребитель каждый раз ранжирует свои новые предпочтения и варианты набора благ, соответствующие более высокому уровню полезности. И наоборот, снижение уровня потребления – это перемещение покупательских предпочтений в область выбора товарных наборов меньшей полезности. Следовательно, каждому уровню потребления соответствует свой уровень предпочтений относительно полезности наборов благ и каждому из этих уровней соответствует своя кривая безразличия.

На рис. 5.4 изображены три кривых безразличия для повышающихся (от кривой 1 до кривой 3) уровней потребления. Легко видеть, что при любой пропорции распределения потребления между обоими товарами (одна из таких пропорций изображена на рисунке в виде луча, исходящего из начала координат), абсолютный размер потребления каждого из товаров на более высоких кривых больше, чем на низких (т.е. Х_2 > Х_1″ style=”display: inline; “>, а Y_2 > Y_1″ style=”display: inline; “>).

Кривые безразличия могут располагаться сколь угодно близко одна к другой, соответствуя плавному повышению уровней потребления. В предельном случае их можно считать заполняющими всю плоскость графика. Так что через любую ее точку проходит какая-нибудь кривая безразличия. Совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уровням потребления данного потребителя, называется картой кривых безразличия. Другими словами: карта кривых безразличия представляет собой форму выражения системы предпочтений потребителей, находящихся на различных уровнях потребления.

Бюджетные возможности и бюджетная линия

Обратимся теперь ко второму главному фактору, определяющему поведение потребителя, а именно к ограниченности имеющихся в его распоряжении денежных средств.

Рассмотренное нами при анализе кардинализма уравнение (5.3):

сохраняет свою справедливость и в рамках ординалистского подхода. В самом деле, его суть состоит в фиксации очевидного факта, что величина расходов (бюджета) потребителя равна количеству приобретенных им товаров, помноженных на их цены. Этот показатель совершенно не затрагивает проблему измеримости или неизмеримости полезностей, разделяющую между собой два названных теоретических подхода.

На рис. бюджетные возможности имеют вид бюджетной линии и соответствуют личному денежному доходу потребителя, который при данных рыночных ценах используется на приобретение потребительских благ. Любая точка на бюджетной линии – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет.

Или по-другому: любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета. Разные точки бюджетной линии отражают разные комбинации этих товаров. Но во всех случаях доход израсходован полностью. И увеличить закупки какого-либо блага без сокращения закупок другого невозможно.

Простейший случай бюджетной линии для двух товаров (X и Y) представлен на рис. 5.5.

Легко видеть, что бюджетная линия KL является прямой. В самом деле, если выразить из уравнения (5.3) объем закупки любого из двух товаров при неизменном размере бюджета потребителя, соответствующая формула будет иметь вид линейного уравнения.

Что касается угла наклона бюджетной линии, то он определяется отношением цены за единицу Х-блага к цене за единицу Y-блага.

Обратим внимание и на треугольник КОL. Любая точка внутри него соответствует набору товаров в количественном отношении меньшему, чем наборы товаров, лежащие на прямой KL. Поэтому все данные наборы могут быть куплены с неполным использованием средств, имеющихся в распоряжении потребителя.

Смещения бюджетной линии

Смещение бюджетной линии KL вправо означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ более высокой полезности при данных ценах. Наоборот, смещение бюджетной линии KL влево означает понижение уровня потребления, благосостояния и уровня жизни в целом.

Направление смещений бюджетной линии зависит от изменения реального дохода, определяющего благосостояние людей. В свою очередь реальный доход и благосостояние будут возрастать: 1) либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; 2) либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах товаров.

Первый из этих вариантов мы изобразили на рис. 5.5. в виде смещения кривой KL в положение . Благодаря возросшему доходу потребитель легко может купить большее количество обоих благ одновременно (на рисунке показано пунктиром). Подобный сдвиг кривой покупатели ощущают в виде роста возможностей приобретения разнообразных благ.

Что касается изменения цен, то чаще всего оно происходит не в форме равномерного роста или падения цен всех товаров, а в виде изменения цены на отдельный товар или товарную группу. При этом снижение цен даже отдельных товаров увеличивает бюджетные возможности и реальное благосостояние. Наоборот, повышение какой-либо отдельной цены уменьшает их.

Такие ситуации могут быть показаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси графика, где представлены товары с изменяющимися ценами. Повышение цен, например, на товарную группу Х, при неизменных ценах других благ, вызывает смещение влево бюджетной линии вдоль горизонтальной оси графика ( рис. 5.6 б). В случае падения цен этой группы товаров бюджетная линия, наоборот, сместится вправо по оси Х (на рис. не показано).

Снижение цен блага Y сместит линию вверх вдоль оси Y ( рис. 5.6 а); рост этих же цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y (на рис. не показано), означая соответствующее изменение возможностей закупок благ.

Кроме смещений под воздействием изменений только цен или только доходов, бюджетная линия может менять свое положение в результате совместного действия обоих факторов. Например, бюджетные возможности могут расти в силу увеличения дохода и одновременно падать в силу роста цен. Общий результат зависит от сравнительной силы обоих процессов. Очевидно, что если рост номинальных денежных доходов обгоняет рост цен, то уровень благосостояния будет увеличиваться. В противном случае бюджетные возможности покупателей будут снижаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: