Лекция 5.6

Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
учебно-методический материал

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.

Период новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Патронаж новорожденного

Недоношенный ребёнок

Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения

Основные проблемы периода новорожденноcти

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_5_teoriya.docx 25.93 КБ
lektsiya_6_teoriya.docx 58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 5. Внутриутробный период и период новорожденности

1.Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде

Продолжительность внутриутробного периода составляет X лунных месяцев, 40 недель, (280 дней), считая с первого дня последнего менструального цикла женщины до начала родовой деятельности.

  • Роды ранее 38 недель – преждевременные (недоношенная беременность).
  • Роды после 42 недель – запоздавшие (переношенная беременность).

Условно беременность делится на 3 триместра:

  • 1 – 3 месяц 1-й триместр,
  • 4 – 6 месяц 2-й триместр,
  • 7 – 9месяц 3-й триместр.

В внутриутробном периоде развития выделяют два этапа:

Эмбриональный – начинается с оплодотворения яйцеклетки и имплантации (внедрения) образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. При этом только 50— 70 % оплодотворенных яйцеклеток продолжают дальнейшее развитие; именно в это время происходит закладка и формирование тканей внутренних органов и систем, наблюдаются наиболее высокие темпы их развития. На этом этапе зародыш превращается в плод.

В случае воздействия эндогенных и экзогенных факторов (болезни женщины, вредные факторы среды обитания и т.д.) — особенно в сроки от 3 до 7 нед — возможно формирование тяжелых пороков развития или даже гибель зародыша. Если повреждающий фактор действует кратковременно, происходит поражение тех органов, которые в этот момент растут и развиваются наиболее интенсивно. При длительном воздействии формируются сложные, комбинированные пороки развития многих органов. В конце этого периода формируется плацента и завершается формирование большинства органов (за исключением центральной нервной и эндокринной систем, развивающихся позднее).

Плацентарный – происходит дальнейший рост и развитие всех тканей, органов и систем, нарастание массы и длины тела плода. Начинают функционировать кроветворные органы (печень, селезенка, позднее — костный мозг). С 9-й недели беременности до рождения у плода функционирует плацентарное кровообращение, которое и обеспечивает его быстрый рост и развитие за счет поступления питательных веществ и кислорода из организма матери. Плод может самостоятельно активизировать поступление питательных веществ и кислорода от материнского организма повышением двигательной активности, что ощущается матерью как шевеление плода.

Плацента выполняет следующие функции:

  • дыхательную,
  • трофическую,
  • барьерную,
  • выделительную,
  • внутрисекреторную функции,
  • объединяет и взаиморегулирует функциональные системы матери и плода.

Плацента имеет материнскую и плодовую поверхности, на которой расположены сосуды, радиально расходящиеся от пуповины.

Пуповина – представляет собой шнуровидное образование, в котором проходят одна вена и две артерии. По вене к плоду притекает артериальная кровь, по артериям венозная кровь течет от плода к плаценте. Кровь матери и ребенка может иметь разную групповую и резус-принадлежность. Когда беременность протекает без осложнений, кровь матери и плода нигде не смешивается.

Во время плацентарного периода воздействие повреждающих факторов : могут вызвать пороки развития в тех органах и системах, формирование которых не завершилось к 3-му месяцу беременности

Факторы риска оказывающие воздействие на рост и развитие:

  • соматические заболевания матери (эндокринные, ССЗ, почек, печени),
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, краснуха, туберкулёз, СПИД)
  • наличие очагов хронической инфекции,
  • возраст родителей (мать старше 35 лет),
  • наследственная предрасположенность,
  • осложнения беременности,
  • употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение (токсическое воздействие),
  • действие химических веществ (лаки, краски, растворители),
  • приема лекарственных препаратов, пищевых добавок без назначения или консультаций врача,
  • неблагоприятное воздействие ряда факторов внешней среды,
  • экологическое неблагополучие в районе проживания беременной,
  • вредные производственные условия – контакт с агрессивными химическими веществами, подъем тяжестей, длительное стояние на ногах, работа, связанная с вибрацией, облучением, перегреванием или переохлаждением,
  • социальная незащищенность,
  • психо – эмоциональнве нагрузки (при длительных стрессовых состояниях в крови матери повышается количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребёнка)

Внутриутробный период очень важен не только для физического развития плода, но и для его интеллектуального, эмоционального, психологического развития. Установлено, что дети в этом периоде хорошо слышат, могут различать отдельные слова и понятия, узнают голоса родителей, а также людей, входящих в ближайшее окружение будущей мамы, дифференцируя мужские и женские голоса, реагируют на них вспышками радости, при этом плод отличает интонацию, реагируя на нервную и встревоженную речь учащением сердцебиения, которое приходит в норму при размеренной и спокойной интонации. Плод может запоминать события, происходящие во внешней жизни, и реакцию на них родителей, а также стихи и колыбельные. В памяти плода фиксируется и язык, на котором говорят окружающие, и впоследствии ребенок легко усваивает язык своего окружения, даже если он попадает в другую языковую среду.

Антенатальная охрана – это комплекс мероприятий социально-медицинского, профилактического, лечебного характера, направленных на создание оптимальных условий для внутриутробного развития эмбриона и плода, предупреждение у него врожденных заболеваний и повреждений, а также внутриутробной гибели плода.

При контакте с беременной женщиной необходимо выяснить:

• характер и режим питания;

• режим ее двигательной активности;

• перенесенные заболевания до беременности и заболевания во время беременности, их сроки;

• наличие у нее вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя, курение);

• состояние ее здоровья, осуществляется ли контроль за течением ее беременности.

При выявлении во время опроса (сбора анамнеза) проблем, связанных с риском для здоровья матери и плода, необходимо провести инструктаж беременной, её обучение или дать соответствующие рекомендации.

Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей:

  • в дыхании,
  • поступлении питательных веществ,
  • витаминов,
  • минералов,
  • двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей,
  • социальных контактов,
  • переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных веществах, выделении через организм матери.

Следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна. Потребность во сне в период беременности несколько возрастает, беременная должна спать не менее 8 ч в сутки,

Питание беременной должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество белков, углеводов, минеральных веществ, витаминов, соответствующее физиологическим потребностям организма женщины во время беременности.

Дородовые патронажи – это метод активного динамического наблюдения, направлены на выявление и устранения влияния факторов риска по определённой схеме:

Патронаж – регулярное оказание лечебно – профилактической помощи на дому.

1 (первичный) дородовый патронаж – проводится участковой медсестрой детской поликлиники после постановки на учёт в ЖК.

Цель: выявление факторов риска беременной и определение групп риска, составление индивидуального плана наблюдения за беременной, информирование женщины о влиянии питания, образа жизни, создание положительного эмоционального настроя.

2 (вторичный) дородовый патронаж проводится перед оформлением декретного отпуска (30 – 32 нед) или на 30 – 38 неделе беременности.

Цель: оценка состояния беременной, результат выполнения данных ей рекомендаций, прогноз отклонений в поздних сроках беременности, подготовка семьи к рождению ребёнка (информация о первых признаках родовой деятельности, подготовка комнаты для ребёнка, мебели, белья, предметах ухода, обучение правилам подготовки молочных желёз к кормлению).

Группы риска беременных женщин:

1.Женщины до 18 лет, и первородящие старше 30лет.

2.Женщины с массой тела менее 45 кг и более 90кг.

3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.

4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в т.ч. имеющие недоношенные и переношенные беременности).

5. Женщины с многоплодной беременностью.

6. Женщины с отягощённым акушерским анамнезом (аьорты, выкидыши, мёртворожденные, узкий таз, рубей на матке).

7 Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, порок сердца).

8. Женщины с социальнымифакторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные).

9. Женщины с профессиональными вредностями.

10. Женщины с вредными привычками (алкоголь, наркотики, табакокурение).

11. Женщины перенесшие в ходе беременности острые инфекции.

12. Женщины с резус – отрицательной кровью, особенно при 2 –й и последующей беременности.

13. Женщины студентки, учащиеся.

14. Женщины с наследственными заболеваниями.

При подсчёте пренатальных факторов риска выявляют:

  • Группы высокого риска – требуют динамического наблюдения в условиях перинатальных центров.
  • Группы среднего риска – необходимо наблюдение и обследование с привлечением узких специалистов городского уровня.
  • Группы низкого риска – обычное наблюдение с усилением профилактической работы.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО – Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

Предварительный просмотр:

Лекция 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка — это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40—60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться.

Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 28 дней.

  • ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни)
  • поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни).

В это время начинает функционировать большой и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие — пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины.

Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия,

Доношенным новорожденным – считается ребенок, родившийся в срок (на 38—40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000— 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см.

Признаки морфологической зрелости:

  • хорошо развит подкожный жировой слой,
  • кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом (лануго) на плечах и спине,
  • длина головы составляет ¼ длины туловища,
  • волосы на голове могут быть длиной до 2 см,
  • ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев,
  • пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком,
  • У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые,
  • Наличие первородной смазки в естественных складках.

Признаки функциональной зрелости:

  • Флексорная поза (физиологический гипертонус мышц – сгибателей конечностей) – руки и ноги согнуты, приведены к животу, кисти сжаты в кулачки,
  • Активно реагирует на внешние раздражители при осмотре,
  • Крик ребенка громкий,
  • Удерживает постоянную температуру тела(при адекватной температуры окружающей среды),
  • мышечный тонус и движения достаточной силы (совершает хаотичные движения конечностями),
  • хорошо выражен сосательный и глотательный рефлексы и другие безусловные рефлексы,
  • устойчивый и правильный ритм сердцебиения и дыхания (ЧСС 120 – 140 ударов в мин, ЧДД 40 – 60 дыханий в минуту)
  • удерживает пищу в желудке.

Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. Оценка производится на 1-й и 5-й минутах жизни после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи с целью определения адаптационных возможностей ребёнка к внеутробному существованию.

  • При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8—10 баллов,
  • При удовлетворительном состоянии 6—7 баллов
  • ниже 6 — тяжелое.

Шкала Вирджинии Апгар- в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребёнка.

Сразу после рождения, ребёнка выкладывают на живот к матери, затем производят первичный туалет новорожденного и через 10 – 20 минут после рождения прикладывают к груди (первое кормление).

Первый туалет новорожденного:

  • Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей , сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов электроотсосом или резиновой грушей после рождения головки,
  • Профилактика гонобленнореи – проводят путём 3-х кратного закапывания с интервалом 10 минут – 20% раствора сульыацил –натрия (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1 – 2 капли закапывают в каждый глаз, а девочкам ещё на слизистую половых губ,
    обработка и перевязка пуповины (после прекращения её пульсации),
  • Туалет кожных покровов стерильным растительным маслом,
  • Антропометрия – измерение массы, роста, окружности головы, окружности грудной клетки (масса доношенного новорожденного в среднем 3000 – 3500кг, рост 50 – 55 см, окружность головы 32 – 34 см, окружность груди 32 – 33 см.).

В родзале доношенный новорождённый находится 2 часа, потом его переводят в детское отделение. Температура в палате новорожленных должна быть 22 – 25 градусов.

Преимущества раннего прикладывания к груди:

  • Происходит «созревание» молочной железы,
  • Уменьшаются случаи мастита и рака молочной железы,
  • Ускоряется послеродовое сокращение матки,
  • Возникает особая эмоциональная связь между матерью и ребёнком (импринтинг),
    молозиво (грудное молоко в первые 2 – 3 дня после родов) содержит большое количество белка. Витаминов и минеральных солей, что отвечает потребностям ребёнка в первые дни жизни, когда он может высосать только 10 – 20 мл за одно кормление (объём желудка 30 – 35 мл),
  • В молозиве повышенное количество иммуноглобулинов, они защищают малыша от инфекции,
  • Стимулирует деятельность кишечника – подготавливает его к усвоению зрелого молока.

Первородный стул ребёнка – меконий, вязкий, скудный, имеет тёмно – зелёный цвет (оливковый).

Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:

V сут =n * 70 (80), где n – количество дней жизни

70, 80 – суточный объём молока,

  • в 1-й день жизни ребёнка – 70, если масса ребёнка ниже 3200,
  • 80, если масса равна или более 3200

После 10дней жизни V сут составляет 1/5 от его массы.

Состояние новорожденного оценивается по шкале Вирджинии Апгар по пяти наиболее важным клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах жизни новорожденного, что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.

Лекция 5.6 Восстановление деталей давлением.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Конспекты лекций дистанционной формы обучения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Преподаватель: Ю. В. Андриянов

Лекция 5.6 Восстановление деталей давлением.

Коды формируемых компетенций в результате изучения работы: ПК 2.1-2.4, ОК 1- ОК 10.

Общие понятия.

Восстановление деталей

Холодное деформирование

Горячее деформирование

Классификация видов обработки.

Осадка

Обжатие

Раздача

Накатка

Электромеханическая высадка –

3.

4.

5.

Упрочнение деталей электромеханической обработкой.

Сущность метода:

Преимущество метода.

Вопросы для проверки усвоения учебного материала.

В чем заключается сущность восстановления давлением?

Холодное и горячее деформирование области применения?

Классификация способов восстановления давлением.

Сущность осадки.

Сущность обжатия.

Сущность обжатия.

Сущность раздачи.

Сущность накатки?

Сущность электромеханической высадки.

Сущность упрочнения деталей электромеханической обработкой.

Охрана труда при восстановлении деталей давлением.

Лекция 5.7. Восстановление деталей электролитическим покрытием.

Коды формируемых компетенций в результате изучения работы: ПК 2.1-2.4, ОК 1- ОК 10.

Общие понятия.

Сущность процесса

Предназначение процесса

Виды гальванических покрытий

Характеристика покрытий.

Вид покрытия Наносимый металл (вещество) Свойства наносимого покрытия Используемые вещества – электролит, водные растворы и т. д. Характеристика наносимого металла (ТОЛШИНА, ПЛОТНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ И Т. Д.) Примечание

Сущность электролиза.

Организация рабочих мест.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Вопросы для проверки усвоения учебного материала.

Что такое электролитическое осаждение металлов?

В чем заключается сущность электролиза?

За счет чего происходит осаждение металла?

Что используется в качестве анода?

Что используется в качестве катода?

Виды электролитического осаждения.

Предназначение цинкования.

Предназначение никелирования?

Предназначение оксидирования.

Сущность хромирования. Предназначение.

Сущность осталивания. Предназначение.

СИЗ гальванического участка.

Общие понятия.

Используемые синтетические материалы

Реактопласты –

Термопласты –

Применение состава.

Характеристика клея № 88 Н

Организация рабочих мест.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Вопросы для проверки усвоения учебного материала.

Капрон его свойства.

Виды клеев.

1.

2.

3.

4.

5

Выбор способов устранения дефектов.

Для выбора наиболее рационального способа, необходимо

Спо­соб восстановления деталей должен выбираться в результате пос­ледовательного использования трех критериев:

Общая методика выбора рационального способа восстановле­ния состоит из трех этапов.
1.

Последовательность выполнения операций.

3)наращивание изношенных поверхностей

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

Допуск к работе

Опыт работы

СИЗ.

4.Требование к рабочему месту:_______________________________________________________

Инструменты и оборудование.

Требование к помещению.

7. Прочие требования.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Конспекты лекций дистанционной формы обучения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Преподаватель: Ю. В. Андриянов

Лекция 5.6 Восстановление деталей давлением.

Коды формируемых компетенций в результате изучения работы: ПК 2.1-2.4, ОК 1- ОК 10.

Лекция 5, 6. Биофизика транспортных процессов

Лекция 5, 6. Биофизика транспортных процессов

Перейдем теперь к рассмотрению некоторых направлений клеточной биофизики и начнем с биофизики транспортных процессов.

Прежде всего, определим некоторые понятия – под транспортом на клеточном ровне понимаются прежде процессы переноса нейтральных веществ и ионов через биологические мембраны, и именно эти процессы изучаются в первую очередь в биофизике транспортных процессов. Надо отметить, что транспорт на клеточном уровне этими процессами не исчерпывается. Так существует латеральный транспорт – т. е. транспорт веществ ВДОЛЬ мембраны. Можно говорить также о транспорте веществ внутри клетки, который не связан с мембранными структурами, а осуществляется, например, за счет взаимодействия транспортируемых молекул с белками цитоскелета или водных потоков внутри клетки.

Однако именно трансмембранный транспорт, т. е. транспорт ЧЕРЕЗ биологические мембраны играет одну из ключевых ролей. Поему так? Чтобы понять это, необходимо вспомнить роль биологических мембран в существовании живых систем.

Как вы, наверно, знаете мембраны представляют собой клеточные структуры состоящие из бислоя (если нужно – напомнить структуру бислоя, РИС) и взаимодействующих с ним белков. У прокариот основной мембранной структурой является клеточная мембрана, выполняющая широкий спектр функций. У эукариот имеется широкий спектр мембранных структур – плазматическая мембрана, ядерная мембрана, сопрягающие мембраны – у митохондриальная и тилакоидная, и другие. Наиболее общей функцией биомембран является барьерная – т. к. за счет центрального гидрофобного участка в бислое, они обладают очень низкой проницаемостью для полярных, водорастворимых соединений. Именно благодаря этой функции мембраны и стали играть столь значительную роль в функционировании живых систем – без них само существование живых систем как отдельных объектов стало бы невозможным.

Однако, как мы уже говорили, живые системы – это открытые системы, т. е. системы, которые не могут существовать без обмена с внешней средой веществом и энергией. Отсюда существование биомембран, являющееся само по себе необходимым условиям для существования живых организмов в том виде в каком они есть, с необходимостью требует существования транспортных процессов через эти мембраны и обуславливает большую биологическую значимость этих процессов.

Рассмотрим процессы транспорта через биомембраны подробнее.

Простая диффузия

Простая диффузия представляет собой движение молекул незаряженного вещества по градиенту концентрации, т. е. от участков с более высоким содержанием данного вещества к участкам с более низким содержанием его. Такой процесс является пассивным, т. е. его непосредственное протекание не требует затрат энергии. Его существование было изначально показано эмпирически, однако этот закон может быть выведен, например, из более общего второго принципа термодинамики (равновесие – как отсутствие градиентов, если нужно объяснить). Впрочем, к явлению диффузии легко прийти и на основе молекулярной картины строения вещества и броуновского движения, которое, в общем-то, тоже вытекает из этой картины. Так, если у нас имеется два отсека, заполненных, например, разной концентрацией газа, то если мы откроем перегородку между этими отсеками, то получим, что количество молекул, движущихся из 1 в 2, будет пропорционально концентрации газа в 1, а из 2 в 1 – концентрации газа в 2 (РИС). Т. е. можно записать, что , а , следовательно – общая скорость транспорта молекул будет: . Учтем, что k зависит от расстояния между участками 1 и 2 и запишем, что k = k0*1/∆x, где ∆x – расстояние между участками С1 и С2. Учтем также, что, чтобы перейти к потоку мы должны домножить выражение на V/S, т. е. перейти к другой размерности (если нужно – пояснить). Отсюда получим:

или – уравнение Фика.

Отметим, что D – коэффициент диффузии, размерность которого обычно см2*с-1, j – поток вещества, с размерностью М*см-2*с-1. D – можно найти, учитывая, что , где R и T – универсальная газовая постоянная и абсолютная температура, а u – подвижность вещества в рассматриваемой среде.

В том случае, когда речь идет о перемещении вещества через тонкий барьер, например, через биомембрану, толщиной h, можно принять внутри этого барьера связь между С и х имеет линейный характер, т. е. dC/dx = const. Справедливость этого легко доказать, проанализировав зависимость ΔС от x, на участке от 0 до h:

, если х – мало (или если x

Лекция 5,6

ПОКАЗАТЕЛИ УПРУГИХ И ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ГОРНЫХ ПОРОД.

В общем случае горные породы не соответствуют модели упругого тела. Например, на вид зависимости напряжений от деформации влияет скорость нагружения. Поэтому следует помнить, что определение показателей упругих свойств горных пород не означает, что горные породы — идеально упругие тела, а преследует цель, оценить проявление упругих свойств в более сложной модели тела при стандартных методах испытания.

Для минералов и некоторых горных пород зависимость нагрузки от перемещения при деформировании линейная, т. е. как бы выполняется закон Гука. Модуль упругости в этом случае можно определить по известной формуле. В случае нелинейной зависимости при небольшой кривизне модуль упругости можно с достаточной точностью также определить по известной формуле. Если же кривизна значительна, то график нагрузка — перемещение разбивают на ряд. участков с одинаковым шагом по нагрузке. По участкам значение модуля также определяется по известной формуле, а среднее значение по формуле

б

Ниже приведены значения модуля Юнга (E-10

i, МПа) при одноосном сжатии различных пород.

Установлено, что при прочих одинаковых условиях повышение песчанистости породы ведет к увеличению ее модуля Юнга. Модуль Юнга у глинистых сланцев возрастает по мере увеличения их карбонатности. Значительно влияют на величину Е состав и строение цементирующего вещества у обломочных горных пород. Так, песчаники с карбонатным цементом обладают большим модулем Юнга, чем те, которые имеют глинистый цемент.

На модуль Юнга влияют также пористость, слоистость и сланцеватость пород: с увеличением пористости он уменьшается; для глинистых сланцев в направлении, перпендикулярном к сланцеватости, модуль Юнга меньше, чем в направлении, параллельном ей.

При прочих одинаковых условиях с увеличением влажности пород Е уменьшается. Например, при увеличении влажности глинистой породы от 3 до 14 % модуль Юнга уменьшается от 716 до 314 МПа, а при увеличении влажности от 14 до 23 % он уменьшается от 314 до 29 МПа.

В горных породах необратимые деформации появляются даже при незначительных нагрузках по сравнению с разрушающими, хотя при этом и не нарушается (в пределах точности опытов) прямая пропорциональность между напряжениями и деформациями. Необратимые деформации в случае многократного деформирования становятся равными нулю, а модуль упругости пород возрастает. Ниже приведены значения коэффициента Пуассона различных пород.

Глины пластичные . . . . . . . . . . . . . 0,38—0,45

Глины плотные . . . . . . . . . . . . . . . . .0,25-0,35

Глинистые сланцы . . . . . . . . . . . . . . 0,10-0,20

Каменная соль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,44

На коэффициент Пуассона влияют те же факторы, что и на модуль Юнга: метод определения (µ

В практике исследований горных пород модуль деформации при сдвиге G определяют лишь в тех случаях, когда испытывают образцы горных пород на кручение. Модуль G нетрудно вычислить, если известны модуль Юнга и коэффициент Пуассона по известной формуле. Однако из-за нелинейности зависимостей между напряжениями и деформациями для горных пород и большого различия между Ер и Есж такая оценка модуля G будет весьма приближенной.

Существует ряд методов определения динамических упругих характеристик пород. Наибольшее распространение получил метод, основанный на измерении скорости распространения продольных и поперечных волн в горных породах.

На достаточно больших образцах пород, имитирующих полупространство, определяются скорости распространения продольных с и поперечных сп упругих волн. Это позволяет вычислить динамический коэффициент Пуассона µД и модуль упругости ЕД:

.

По скорости распространения поперечной волны сП непосредственно можно определить динамический модуль деформации при сдвиге GД:

В табл. приведены модули Юнга Е, определенные в статических условиях, и рассчитанные по скорости прохождения про­дольных и поперечных волн.

Таблица Статические и динамические упругие характеристики горных пород (по данным Н.М. Филимонова)

Горная порода Е•10 -2 , МПа µД Ед-10 -2 , МПа ЕД / Е
Ангидрит Известняк Доломит 0,27 0,34 0,36 0,26 0,31 3,66 3,52 2,88 4,95 3,04

Из таблицы видно, что динамический модуль Юнга больше статического в несколько раз. Это еще раз подтверждает, что мате­матическая модель горной породы значительно сложней упругой модели. В случае использования упругой модели для решения практических задач необходимо, чтобы упругие характеристики пород определялись в тех условиях, для которых решается та или иная задача.

О порядке величин прочности горных пород при одноосном сжатии sсж (в МПа) можно судить по приведенным ниже данным УфНИИ.

Известняки пелитоморфные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80—130

Известняки мелкокристаллические . . . . . . . . . . . . . . . 100—170

Известняки органогенно-обломочные . . . . . . . . . . . . . 130—200

Известняки окремнелые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200—260

Доломиты мелкокристаллические . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245

Мергели алевритистые . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130—170

* Ангидриты, по-видимому, частично доломитнзированы.

Из приведенных данных видно, что sсж для одноименных пород колеблется в широких пределах. Вместе с тем прочность пород разного минералогического состава иногда одна и та же. Эти данные показывают, что на прочность горных пород влияют не только их минералогический состав, но и ряд других факторов, в частности, структура и текстура породы, глубина залегания и т. п.

Сравнение прочности горных пород при простых видах испытаний удобно провести в относительных величинах. Результаты расчетов для некоторых горных пород приведены в таблице.

Таблица Относительная прочность горных пород (в %)

Горная порода Сжатие Сдвиг Изгиб Растяжение
Глинистые сланцы Песчаники Гипсы Известняки — 10—12 15 — 6—20 8—10 2-5 4—10

Рассматривая прочность горных пород в зависимости от вида испытания, нетрудно заметить, что наибольшее сопротивление горные породы оказывают в случае сжатия, а при других видах испытаний их прочность ниже, т. е. имеет место неравенство sсж > tc > >sи > sр.

С точки зрения разрушения горных пород наивыгоднейшим видом деформирования является растяжение, поэтому во время конструирования породоразрушающих инструментов следует учитывать этот фактор.

Натурные испытания горных пород в скважинах осуществить очень сложно. Поэтому большое значение имеет изучение деформирования и разрушения горных пород в условиях, моделирующих их естественное залегание, вскрытие их скважиной и воздействие на них породоразрушающих инструментов.

ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ГОРНЫХ ПОРОД В УСЛОВИЯХ ВСЕСТОРОННЕГО СЖАТИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД.

Основные схемы лабораторного изучения деформирования и разрушения горных пород в условиях всестороннего сжатия приведены на рисунке. По схеме Кармана (рис. ) испытываются цилиндрические образцы, предварительно нагруженные всесторонним равномерным давлением р и нагретые до требуемой температуры Т. В процессе испытания увеличивается нагрузка на торцовые поверхности образца при Т = const. Нагружение и всестороннее давление обусловливают следующие компоненты нормальных напряжений в образце:

Если р = 0 (атмосферное давление), то схема Кармана переходит в схему испытания при одноосном сжатии. Таким образом, испытание на одно­осное сжатие можно рассматривать как частный случай испытания в условиях всесто­роннего сжатия.

По схеме Бокера (рис. ) испытываются на растяжение (выдавливание) под действием бокового давления со стороны цилиндрической поверхности предварительно нагруженные, как и по схеме Кармана, цилиндрические образцы. В процессе испытания снижается нагрузка на торцовые поверхности при Т = const. При этом в образце действуют следующие нормальные напряжения:

В процессе испытаний записывают графики зависимости интенсивности касательных напряжений si от деформации e образца. Обработка результатов испытаний аналогична обработке при одноосном сжатии и позволяет получить упругие, пластические и прочностные показатели свойств горных пород.

Использование переменной составляющей напряжений si в качестве основного показателя испытаний в условиях всестороннего сжатия обусловлено тем, что она совпадает с интенсивностью касательных напряжений. Подставив значения этих же компонент напряжений в известную формулу, получим среднее напряжение при испытании по первой схеме:

Аналогично получим с для второй схемы испытаний:

По третьей схеме (см. рис. ) испытываются полые цилиндры. Эта схема позволяет получить s1 Ks2 K s3 и резко неоднородное напряженное состояние по толщине стенки полого образца.

Лабораторные установки, реализующие указанные схемы, и ме­тодика работы на них описаны в.

Условие, когда все три главные сжимающие напряжения равны, т.е s1 = s2 = s3, называется равномерным всесторонним сжатием. В этом случае касательные напряжения равны нулю. Из третьей и четвертой теорий прочности следует, что как бы велико ни было среднее давление (s1 = s2 = s3 = s), в горных породах не должно возникать ни остаточных деформаций, ни разрушений. Горная порода должна деформироваться только упруго в соответствии с законом Гука.

Эти выводы хорошо подтверждаются при испытаниях плотных однородных горных пород. В процессе деформирования пористых горных пород наблюдаются не только остаточные деформации, но и их разрушение, так как напряженное состояние скелета породы существенно отличается от равномерного всестороннего сжатия.

Испытания при равномерном всестороннем сжатии проводятся для изучения сжимаемости горных пород и минералов. Она характеризуется коэффициентом сжимаемости и модулем объемной деформации при сжатии.

Под коэффициентом сжимаемости b понимают относительное уменьшение объема V c увеличением давления на 1 МПа, т.е.

где Vо — первоначальный объем при нормальных давлении и температуре.

Если в процессе деформирования соблюдается закон Гука, то

а так как р = s, то b = 1/ K, где K модуль деформации.

Таблица. Коэффициенты сжимаемости b некоторых минералов и горных пород по данным Адамса

Минерал, порода b• 10 5 , 1/МПа
p = 196 МПа р = 981 МПа
Алмаз 0,18 0,1»
Кальцит 1,42 1,42
Полевые шпаты 1,54-1,86 1,36-1,71
Кварц 2,86 2,35
Каменная соль 4,09 3,60
Гранит 2,16 1,92

Из таблицы видно, что по мере увеличения давления коэффициент сжимаемости для таких минералов, как алмаз и кальцит (при давлениях 196 и 981 МПа), не изменяется, а для таких минералов, как полевые шпаты, кварц и каменная соль, он уменьшается. Коэффициент сжимаемости горных пород с увеличением давления, как правило, уменьшается в большей степени, чем коэффициент сжимаемости слагающих их минералов. Это в значительной степени обусловлено уплотнением пород, так как их пористость не равна нулю. Для минералов уменьшение коэффициента сжимаемости с ростом давления не может быть объяснено уплотнением (хотя структура может уплотняться вследствие залечивания дефектов). В этом случае главную роль играет закономерность роста сил отталкивания при сближении частиц.

Коэффициент сжимаемости у горных пород всегда больше и лишь в отдельных случаях равен среднему коэффициенту объемного сжатия минералов, входящих в состав данной породы. Это объясняется менее плотным сложением горной породы, наличием большого количества дефектов на внутренних поверхностях (поверхностях зерен).

Неравномерное всестороннее сжатие может быть в том случае, если хотя бы одно главное напряжение не равно двум другим. В общем случае имеет место условие s1 Ks2 K s3.

Результаты испытаний по приведенным выше схемам имеют вид зависимостей s1 от e при определенных зна­чениях начального давления р. Обобщенный вид зависимостей s1 от e приведен на рис.. Индексы соответствуют разным значе­ниям р, причем |p1|

| следующая лекция ==>
|

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нервная система. Лекция 5-6

Содержание лекции:
1) строение коры полушарий головного мозга
2) лимбическая система

Слои коры полушарий головного мозга

1 – МОЛЕКУЛЯРНЫЙ
2 – НАРУЖНЫЙ ЗЕРНИСТЫЙ.
3 – НАРУЖНЫХ ПИРАМИД.
4 – ВНУТРЕННИЙ ЗЕРНИСТЫЙ.
5 – ГАНГЛИОЗНЫЙ.
6 – ПОЛИМОРФНЫЙ.

Клетки различных слоев коры объединены в “модули”- структурно-функциональные единицы. Это группы нейронов из 10- 1000 клеток, которые выполняют определенные функции, “обрабатывают” тот или иной вид информации. Клетки этой группы преимущественно расположены перпендикулярно поверхности коры и часто именуются “колонковые модули”.

Строение коры большого мозга


I. молекулярный
II. наружный зернистый
III. наружный пирамидный
IV. внутренний зернистый
V. ганглиозный ( гигантских пирамид)
VI. полиморфный

Макроскопическое строение коры
Верхнелатеральная поверхность полушарий

Лобная доля
В заднем отделе наружной поверхности этой доли проходит прецентралгмая борозда. От нее в продольном направлении проходят две борозды: верхняя и нижняя лобные. Благодаря этому лобная доля разделяется на четыре извилины: прецентральную, верхнюю лобную, среднюю лобную и нижнюю лобную.

Теменная доля
На ней располагается постцентральная борозда, сливающаяся обычно с межтеменной бороздой, В зависимости от расположения этих борозд теменная доля разделяется на три извилины: постцентральную извилину, верхнюю теменную дольку и нижнюю теменную дольку.

Височная доля
Латеральная поверхность этой доли имеет три продольные извилины, отграниченные друг от друга верхней и нижней височными бороздами. Этими извилинами являются верхняя, средняя и нижняя височные извилины.

Затылочная доля
Борозды латеральной поверхности этой доли весьма изменчивы и выделяют только поперечную затылочную борозду.


Функционально отдельные зоны коры отвечают за работу всех органов, но наибольшие зоны занимают рука человека, голова и язык. В руке больше всего рецепторов.

Функциональное значение отдельных зон коры

В отделах головного мозга может находится определенное скопление нервных клеток (нейронов), которые напоминают сетку (ретикулу). Эти нейроны выполняют функции отделов головного мозга (“кнопки удовольствия”)


Строение и функции лимбической системы

1) таламус
2) гиппокамп
3) миндалина
4) обонятельная доля
5) гипофиз
6) эпифиз
7) свод
8) водопровод
9) крыша
и другие отделы всех отделов головного мозга.

Гипофиз – это не только составная часть головного мозга, но еще железа внутренней секреции, которая руководит работой всех желез внутренней и смешанной секреции.

К лимбической системе также относят ряд подкорковых структур, таких как миндалевидные ядра, ядра прозрачной перегородки (септальные), переднее таламическое ядро и др. Выявлены мощные связи гиппокампа с сосцевидными и септальными ядрами посредством свода, а с миндалевидными ядрами — с помощью концевой (терминальной) полоски, которые замыкают структуры лимбической системы в круг Пейпеца


Элементы лимбической системы и мозолистое тело

Функции лимбической системы
Лимбическая система контролирует эмоциональное поведение, сон, бодрствование, сексуальное поведение, а также процессы научения и память, играет значимую роль в мотивации поведения.

Курс лекций по 3D печати. Лекция 6 с половиной.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Лекция 6.5 Бонусная. Постобработка

В преддверии второй части лекций, я коротко опишу такую популярную тему как постобработка.

Техника безопасности.

  • инструменты острые. Берегите руки. Носите перчатки, хотя бы тканевый лейкопластырь и пр.
  • Абразив создает пластиковую пыль. Защищайте дыхание и глаза. Делайте влажную уборку.
  • Большинство растворителей являются ядами и горючими веществами, имеют едкий запах и действуют разрушающе на ткани и органы человека. Важно работать с этими веществами в хорошо проветриваемом помещении. Полезно иметь возможность быстро смыть чистой водой эти вещества с собственной кожи. Вредно нарушать меры пожарной безопасности рядом с растворителями.
  • Красками дышать вредно, пачкать глаза еще хуже. Носите очки, респиратор и защитные перчатки.

0. Постобработка напечатанных изделий начинается с печати минимума дефектов. Почти всегда медленная качественная печать дает более качественный продукт быстрее, чем устранение дефектов низкокачественного изделия. Если изделие составное и планируется к окраске, полезно изначально печатать части разных цветов разными деталями.

1. После печати, с помощью ножа и кусачек удаляются следы поддержек, окантовок и крупные артефакты.

2. При необходимости на этом этапе возможно проведение различных мероприятий по изменению физических свойств изделия, как то термообработка, пропитка, литье.

3. Далее абразивом или шпаклевкой, а затем абразивом выводятся поверхности до необходимой гладкости.

4. Окраска и украшение деколями, лакировка.

5. Если изделие составное – сборка

6. Завершающий этап – состаривание.

0. 1. В качестве комментария к нулевому пункту оставлю здесь ссылки на две предыдущие лекции, в которых подробно рассматриваются причины появления дефектов и способы повышения качества изделий. Пункт первый в моих комментариях не нуждается.

2. Специальные виды обработки.

Пластики приобретают большую монолитность, прочность, водонепроницаемость после спекания слоев на температуре около начала размягчения — температуре рекристаллизации (стеклования). Обычно такая обработка приводит к нарушению геометрических размеров напечатанного изделия. Изделие плавно нагревают немного выше температуры стеклования и дают небольшую выдержку до полной рекристаллизации. Изделия получаются прочнее, слои монолитнее. Но увы, происходит деформация формы.

Химическая обработка

Растворитель действует на поверхности пластиковых деталей размягчающе. Поверхности разглаживаются, слои слипаются, приближаясь по своим свойствам к монолитным. Применяют метод окунания и метод паровой бани в герметичной таре. Второе дает более качественный результат. Подходящие растворители в памятке к пластикам.

На примере ABS и растворителя Ацетон (или его альтернативе растворителе 646). Окунание проводят в течение 5-15 секунд. Затем требуется быстро высушить изделие феном.

Для создания паровой бани возьмите стеклянную банку с полиэтиленовой крышкой. Оба этих материала не взаимодействуют с ацетоном.

Изделие лучше размещать на металлической подставке, а не подвешивать. Так форма сохраняется лучше. Важно, подставка должна быть без каких-либо следов лаков или красок. Оптимально подставка должна представлять из себя несколько точечных опор. Так пары растворителя лучше обработают поверхности изделия.

Оптимальная температура обработки – 40-50 градусов. Большая температура паров ацетона вызывает более агрессивное воздействие, выпадение крупных капель растворителя на поверхность изделия. Изделие может частично потерять цвет. Желательно баню, растворитель и изделие начинать подогревать одновременно, иначе подогрейте изделие перед началом обработки. Это убережет от выпадения росы и порчи цвета.

Длительность обработки подбирается в зависимости от желаемого результата: от 20 до 60 минут. Прозрачные стенки бани позволят визуально контролировать процесс.

После завершения обработки изделие необходимо высушить.

Заполнением эпоксидной смолой.

Как один из вариантов создания прочных изделий — заполнить пустотелую 3d-печатную форму эпоксидной смолой. Деталь выйдет исключительно прочной.

Дефектные стенки с расслоившимися слоями или заметной недоэкструзией можно восстановить просто пропитав и заполнив пустоты суперклеем. Это актуально, например, для участков нависаний,

3. Абразивная обработка.

Абразивной обработке поддаются не все пластики. Эластичные пластики, такие как Flex, SBS и в меньшей степени Nylon, качественно абразивом не обрабатываются. PLA хорошо обрабатывается абразивом только мокрый.

Для проведения данных работ вам могут пригодиться:

  • Защита глаз, дыхания и рук
  • Острый строительный нож, кусачки
  • Акриловая шпатлевка
  • надфили, напильники
  • наждак P220, P400
  • шлифовальная губка SuperFine и матирующее полотно скотчбрайт

Если необходимо выровнять поверхность, вмажьте шпаклевку в поверхность, чтобы заполнить все неровности. Дайте высохнуть и приступайте в выравниванию, начиная с грубых и заканчивая мелкозернистыми абразивами.

Иногда вместо шпаклевки полезно применить суперклей. Например, если нити пластика плохо сплавились и требуют дополнительно укрепить их.

Обычно делается после ошкуривания и полировки. Большинство пластиков хорошо окрашиваются акриловыми красками, грунтами и лаками для ABS. Но не всегда. В отдельных случаях помогает зашкурить поверхность. Краски в баллончиках удобны и просты в использовании. Применение компрессора и аэрографа дает замечательные результаты. Струю краски полезно открывать за пределами окрашиваемой детали, ровнее ляжет. Бытовой фен круто ускоряет сушку красок

Мелкие детали можно клеить на двусторонний скотч для удобства окрашивания.

В первую очередь, детали покрывают грунтом в 2-3 слоя. Предварительно разогретые в горячей/теплой воде аэрозольные праймеры/грунты лучше распыляются и ровнее ложатся. Межслойная сушка 10-15 минут. Окрашивание ведется с расстояния в 20-25 см. Сушка согласно инструкции 1-24 часа. Затем шлифовальная губка Суперфайн. Очистка, обезжирка.

После такой подготовки поверхности наносят краски, затем лаки. Эмаль наносят в 3-4 тонких слоя. Межслойная сушка 10-15 минут. Расстояние до детали 20-25 см.

Для окрашивания декоративных элементов поверх уже окрашенной детали, деталь защищают малярным скотчем, острым ножом вырезают декоративные элементы. Царапины от ножа лучше делать не глубокими. Не все может скрыть краска.

Сушка перед покрытием лаком 20 мин (глядим на рекомендации на баллоне)

Лак акриловый. Толстый слой лака имеет высокий риск образования подтеков. Наносить с расстояния в 20-25 см, в 2-3 слоя с межслойной сушкой 10-15 минут. Общее время высыхания 24 часа.

Использование деколей — еще один шаг к совершенству. Как-то надо деколи напечатать и лазером нарезать. Для переноса используют трансферную пленку. Задекорированное деколями изделие покрывают дополнительным слоем лака.

Искусственное состаривание – Подойдут масляные краски на водной основе. Излишне разбавленные, наносятся быстро, так же быстро снимаются салфеткой и губкой. Оставляют несовершенное декорированное покрытие. Дополнительно можно снять излишки краски мокрой салфеткой. Отдельно оговорю такой прием как ‘затертые углы’. Он тоже делается масляной краской и дает ошеломительный эффект реалистичности.

1000+ часов видео по Java на русском

Добрый день.
Меня зовут Головач Иван, я руковожу небольшой образовательной компанией и преподаю сам:

  1. Java Core
  2. Junior Java Developer: Servlet API, JDBC, Maven, JUnit, Mockito, Log4J, основы Spring/SpringMVC, основы JPA/Hibernate, шаблоны/архитектуры MVC/IoC/DAO.
  3. Multicore programming in Java.

Также я веду курс «Scala for Java Developers» на платформе для онлайн-образования udemy.com (аналог Coursera/EdX).

В следствии этого у меня скопилось значительно количество ссылок на видео на русском языке по Java как моего авторства, так и моих коллег.

(GolovachCourses.com)

Здесь собраны несколько вариантов записи моего курса Java Core.
Модуль #1 (Procedural Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4.

Модуль #2 (Exceptions in Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4, #5 (. )
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3.
Модуль #3 (Java I/O):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #0 (. ), #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4, #5.
Модуль #4 (Multithreading in Java):
Набор июль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3.
Модуль #5 (Collections API, java.util.*):
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4, #5
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4, #5.
Модуль #6 (Java OOP):
Набор апрель 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор февраль 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор январь 2013: #1, #2, #3, #4.
Набор октябрь 2012: #1, #2, #3, #4.
Summary:
Набор январь 2013: итоговая лекция
Набор октябрь 2012: итоговая лекция

Юрий Ткач

Курс «Java практика» (видео на youtube.com).
Данный курс уделяет основное внимание практическому применению языка Java и основывается на предыдущем курсе Java для тестировщиков, который имел теоретическую направленность. В этом курсе рассматриваются различные прикладные задачи, а также проводится их решение с помощью Java. В конце каждого занятия озвучивается задание для самостоятельной работы. Курс расчитан на слушателей, которые слабо подготовлены в программировании.
Занятие 1. «Синтаксис и конструкции языка».
Занятие 2. «Функции (методы)».
Занятие 3. «ООП, классы и объекты».
Занятие 4. «ООП, наследование, классы».
Занятие 5. «Коллекции».
Занятие 6. «ООП, интерфейсы».
Занятие 7. «Файлы, ввод/вывод».
Занятие 8. «XML».
Занятие 9. «Ant».

Курс «Технологии проектирования программных систем» (видео на youtube.com).
Юрий Ткач: «Работая преподавателем в Черниговском государственном технологическом университете на кафедре Информационных и компьютерных систем, я читал курс лекций по предмету ТППС (Технологии проектирования программных систем). В основном я старался делать упор на проектирование систем, рассказывая про разные шаблоны, подходы, многослойную архитектуру и т.п. Материал свой я основывал на замечательной книге Мартина Фаулера „Архитектура корпоративных программных приложений“. Однако, без рассказа о технологиях, которые применяются для создания систем уровня предприятия, этот курс был бы не таким интересным. Весь курс основывался на технологиях J2EE и связанными с ними, и поэтому включал в себя такие темы как Spring, AOP, JPA, Hibernate, JSF.»
Лекция 5. Слой сервисов
Лекция 6. Spring
Лекция 7. АОП.
Лекция 8. Слой интеграции.
Лекция 9. JPA Введение.
Лекция 10. JPA. Связи и наследование.
Лекция 11. JPA. Состояния и запросы.
Лекция 12. JPA. DAO.
Лекция 13. JPA. Транзакции.
Лекция 14. Слой представления.
Лекция 15. JSF. Введение.
Лекция 16. JSF. Навигация и beans.
Лекция 17. JSF. H-library and templates.
Лекция 18. JSF. Tables, Spring connect.
Лекция 19. JSF. Validators and Converters.
Лекция 20. JSF. Собственные компоненты.
Слой сервисов с JPA и Spring.
Программирование и тестирование слоя сервисов.
Facelets Templates — создание страниц в JSF.

Игорь Мирончик
Алексей Владыкин

Лекция 1 «Знакомство с языком и интрументами» (история и эволюция Java, особенности Java, разновидности Java, экосистема Java, неформальное знакомство с языком, стандартные инструменты JDK) + презентация
Лекция 2 «Примитивные и ссылочные типы» (примитивные и ссылочные типы, тип boolean, тип char, целочисленные типы, вещественные типы, преобразование типов) + презентация
Лекция 3 «Массивы и строки в Java» (Массивы: объявление, создание, инициализация, индексация, одномерные и многомерные, представление в памяти, java.util.Arrays. Строки: строковые литералы, операции со строками, StringBuilder, поддержка различных кодировок, регулярные выражения) + презентация
Лекция 4 «Объекты, классы и пакеты в Java» (основы ООП, объявление класса, использование класса, наследование, пакеты, модификаторы доступа, вложенные классы) + презентация
Лекция 5 «Управляющие конструкции и исключения в JAVA» + презентация + презентация (условные операторы (if, switch), циклы (for, while, do), операторы break и continue, метки, исключения, типы исключений, конструкция try/catch/finally, try с ресурсами, multicatch)
Лекция 6 «Java I/O, Java NIO, File» (Доступ к файловой системе: java.io.File и java.nio.file.*, потоки байт: InputStream, OutputStream, потоки символов: Reader, Writer, java.io.StreamTokenizer и java.util.Scanner) + презентация
Лекция 7 «Стандартная библиотека: java.util» (Collections Framework, списки, множества, ассоциативные массивы, generics) + презентация
Лекция 8 «Стандартная библиотека: java.lang, reflect, Reflection API» + презентация
Лекция 9 “«Разработка многопоточных приложений на Java, часть 1»” (общие сведения о параллелизме, управление потоками, синхронизация потоков, модель памяти) + презентация
Лекция 10 “«Разработка многопоточных приложений на Java, часть 2” (атомарные типы, примитивы синхронизации, коллекции, ExecutorService, ForkJoinPool) + презентация
Лекция 11 «Модульное тестирование на Java» (основные идеи, JUnit, Mockito, Java Logging API) + презентация
Лекция 12 «Разработка сетевых приложений на Java» (cокеты, URI и URL, библиотека Netty) + презентация

Георгий Корнеев
Продвинутый материал
Заключение

Я не буду давать никаких комментариев относительно качества материала по той простой причине, что сотни часов чужих материалов не просматриваю. Надеюсь что те, кто смотрел, смогут охарактеризовать в комментариях.

От имени всех коллег, которые занимаются преподаванием и выкладывают видео бесплатно, прошу простить нас за естественные «дефекты», возникающие при 3-4 часах преподавания в день: оговорки, неправильное произношение, не всегда удачные импровизации.

В описаниях курсов использованы оригинальные описания от авторов.

Контакты

Я занимаюсь онлайн обучением Java (вот курсы программирования) и публикую часть учебных материалов в рамках переработки курса Java Core. Видеозаписи лекций в аудитории Вы можете увидеть на youtube-канале, возможно, видео канала лучше систематизировано в этой статье.

Читайте также:
Введение в онлайн-курс изучения химии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: