Лекция 6.3

Лекция 6. Раздел 6.3
Базисный минор и ранг матрицы.

Введя понятие линейной комбинации строк и столбцов матрицы, как это было сделано у векторов, можно ввести понятие их линейной зависимости и независимости.

Определение 6.3.1. Строки , . называются линейно зависимыми, если существуют такие числа , не все равные нулю, что справедливо равенство .

Здесь 0 – нулевая строка.

Определение 6.3.2. Строки называются линейно независимыми, если их линейная комбинация обращается в ноль лишь при условии, что .

В этом случае линейная комбинация называется тривиальной.

Так же как и у векторов имеется соответствующая теорема.

Теорема 6.3.1. Для того чтобы строки были линейно зависимы, необходимо и достаточно, чтобы одна из них была линейной комбинацией остальных.

Доказательство проводится так же, как и в п. 1.4.

Теорема 6.3.2. Если в систему строк матрицы входит нулевая строка, то эти строки линейно зависимы.

Доказательство. Действительно, нулевая строка представляет собой тривиальную линейную комбинацию любых строк. Но тогда мы сразу переходим к теореме 1.

Рассмотрим теперь понятие базисного минора. Пусть имеется произвольная матрица порядка :

.

Определение 6.3.3. Минором -го порядка матрицы называется определитель -го порядка с элементами, лежащими на пересечении любых строк и столбцов матрицы .

Определение 6.3.4. В матрице , порядка , минор порядка называется базисным, если он не равен нулю, а все остальные миноры порядка равны нулю или миноров порядка вообще нет, то есть совпадает с меньшим из чисел или .

Очевидно, что в матрице может быть несколько базисных миноров, но все они должны быть одного порядка.

Определение 6.3.5. Рангом матрицы называется порядок базисного минора.

Обозначается ранг матрицы – . Строки и столбцы, на пересечении которых стоят элементы базисного минора, называются базисными.

Теорема 6.3.3. (Теорема о базисном миноре). Базисные строки и столбцы линейно независимы. Любая другая строка или столбец матрицы являются линейной комбинацией базисных строк или столбцов.

Доказательство проведем для строк. Покажем вначале, что базисные строки линейно независимы. Если бы они были линейно зависимы, то одна из этих строк была бы линейной комбинацией остальных. Тогда на основании свойств определителя эту комбинацию можно вычесть из указанной строки и получить на ее месте ноли. Но если вся строка состоит из нолей, то минор равен нулю, что противоречит теореме.

Докажем вторую часть этой теоремы. Рассмотрим любой минор -го порядка, включающий в себя базисный. Расположим базисный минор в левом верхнем углу:

.

По определению данный минор равен нулю. Раскроем его по последнему столбцу:

.

Здесь , разделим на него все равенство:

Из полученного выражения следует, что -ая строка является линейной комбинацией базисных строк.

Отсюда можно сделать вывод, что число линейно независимых строк или столбцов равно рангу матрицы. Это свойство используется для практического вычисления .

Лекция №6 3


Технологии и инструментальные средства обеспечения жизненного цикла АС ЭКР 2.0.

В качестве стандартов, определяющих жизненный цикл ПО, применяются стандарты [16-22]. Стандарты [19-21] являются аналогами [22]. Но [22] относится непосредственно к обеспечению жизненного цикла ПО, а не любой продукции, и более детально раскрывает обеспечение жизненного цикла ПО, являясь моделью развития функциональных возможностей (CMM).

На основании стандартов обеспечения жизненного цикла появился ряд технологий, в базовом описании именуемый Унифицированным процессом (UP). Существует и иной ряд технологий и их частей, которые также используют стандартизацию жизненного цикла ПО.

Ряд фирм выпускает инструментальные средства, поддерживающие технологии обеспечения жизненного цикла ПО. Основой таких технологий является поддержка UML.

В качестве базового варианта технологии обеспечения жизненного цикла ПО выбран, как один из возможных высокотехнологичных вариантов, Рациональный унифицированный процесс (RUP) IBM Rational. Соответственно, выбор RUP определил выбор инструментальных средств IBM Rational.

Возможности альтернативного выбора среди инструментальных средств IBM Rational для поддержки жизненного цикла АС ЭКР 2.0 потребовали оценки целесообразности применения инструментальных средств IBM Rational в тех или иных сочетаниях. На основании таких оценок был сделан выбор по составу применяемых инструментальных средств IBM Rational:

  • IBM Rational Rose Enterprise Edition v. >= 2003.06.00;
  • IBM Rational RequisitePro v. >= 2003.06.00;
  • IBM Rational SoDA v. >= 2003.06.00;
  • IBM Rational ClearCase LT Client, IBM Rational Clear Case, IBM Rational ClearCase and ClearCase Multisite v. >= 7.0;
  • IBM Rational ClearQuest v. >= 7.0;
  • IBM Rational Software Architect v. >= 7.0;
  • IBM Rational Performance Tester v. >= 7.0;
  • IBM Rational Functional Tester v. >= 7.0.

Данные средства IBM Rational применяются, как средства высоких технологий, для обеспечения жизненного цикла АС ЭКР 2.0.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Общая структура системы

АС ЭКР 2.0 включает подсистемы, указанные в табл. 2.

Читайте также:
Лекция 1.4.1
1. Основные подсистемы

– подсистему мониторинга аппаратных средств;

– подсистему мониторинга компонентов;

Содержит моделирование в диаграммах UML требований, анализа и проектирования, реализации.

*) – подсистема мониторинга представлена в ограниченном виде и использует только стандартные средства ОС и СУБД.

Подсистемы АС ЭКР 2.0 включают АРМ и задачи (подзадачи)/функции, указанные в табл. 3.

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет денежной наличности оборотной кассы

2. Учет операций по выдаче денежной наличности и прочих ценностей

3. Учет операций с резервными фондами и региональными резервными фондами

4. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

Организация кассовой работы

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет операций, выполняемых в оборотной кассе

2. Учет операций, выполняемых в операционных кассах

3. Учет операций, выполняемых в кассе пересчета

4. Учет операций, выполняемых при проведении экспертизы денежных знаков

5. Учет операций с резервными фондами и региональными резервными фондами

6. Учет и хранение ценностей в кладовой

7. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

8. Завершение операций за день, месяц, год и подготовка отчетности

Эмиссионно-кассовые операции РКЦ – 4

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет операций по приему денежной наличности и прочих ценностей

2. Учет операций по выдаче денежной наличности и прочих ценностей

3. Учет операций, выполняемых в кассе пересчета

4. Учет операций, выполняемых при проведении экспертизы денежных знаков

5. Учет операций с резервными фондами и региональными резервными фондами

6. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет операций по приему денежной наличности и прочих ценностей

2. Учет операций по выдаче денежной наличности и прочих ценностей

1. Учет операций по приему денежной наличности и прочих ценностей

2. Учет операций по выдаче денежной наличности и прочих ценностей

3. Учет операций, выполняемых в кассе пересчета

4. Учет операций, выполняемых при проведении экспертизы денежных знаков

5. Учет операций с резервными фондами и региональными резервными фондами

6. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

Операции оборотной кассы РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет операций, выполняемых в оборотной кассе

2. Учет операций по пересчету денежной наличности

Операции операционных касс

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет денежной наличности оборотной кассы

2. Учет операций по приему денежной наличности и прочих ценностей

3. Учет операций по выдаче денежной наличности и прочих ценностей

4. Учет операций по размену денежной наличности

Операции пересчета РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет денежной наличности оборотной кассы

2. Учет операций по пересчету денежной наличности

3. Учет операций по проведению валютных исправлений

4. Учет операций по приему и выдаче из кладовой банкнот и монеты резервных фондов

РКЦ (ГРКЦ) 1. Учет прочих ценностей оборотной кассы

2. Учет операций, выполняемых при проведении экспертизы денежных знаков

3. Завершение операций за день, месяц, год и подготовка отчетности

Учет ревизий и проверок

ТУ 1. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

2. Учет операций с резервными фондами и региональными резервными фондами

3. Завершение операций за день

4. Завершение операций за месяц (год) и подготовка отчетности

5. Аналитическая работа

1. Учет операций по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежной наличности

2. Автоматическая блокировка доступа субъекта при превышении установленного системой количества последовательных попыток предъявлении неверного пароля

3. Контроль и разграничение доступа субъектов к защищаемым информационным ресурсам, функциям и ЭС (в том числе – выходным формам) в соответствии с предоставленными полномочиями.

4. Обеспечение разграничения области видимости данных между ТУ и РКЦ/ГРКЦ для пользователей и администраторов соответствующих УБР.

5. Установка/проверка кода аутентификации на документе (сообщении) на клиентском рабочем месте пользователя без передачи секретного ключа по локальной вычислительной сети и другим телекоммуникационным каналам.

6. Защита ЭС, передаваемых между клиентом и сервером, с помощью КА.

7. Защита ЭС, передаваемых между сервером бизнес-логики АС ЭКР 2.0 и РАБИС, с помощью КА.

8. Реализация технологии контроля ЭС, содержащих платежную информацию, статусов, информирующих пользователя о результате обработки ЭС в РАБИС.

9. Регистрация действий пользователей и администраторов (протоколирование событий, недоступное для изменения со стороны любых пользователей).

10. Контроль целостности исполняемых модулей и библиотек перед их запуском (загрузкой).

11. Обеспечение конфиденциальности при передаче информации по внешним каналам связи.

12. Обеспечение применения СКАД “Сигнатура” версии 3.1(2).

2. Назначение и изменение паролей, временная блокировка пользователей.

3. Присвоение идентификаторов КА.

4. Управление правами доступа пользователей к серверу бизнес-логики АС ЭКР 2.0 (определение ролей, назначение ролей пользователям).

  1. Анализ протоколов работы системы, архивация и сохранение журналов.
Читайте также:
Лекция 3.4

1. Взаимодействие с системой централизованного ведения НСИ в ТУ для обеспечения обновления общероссийских и ведомственных классификаторов и справочников при централизованном способе обработки информации


            1. Обеспечение взаимодействия между распределенными компонентами, в том числе:

– обмен информацией между клиентом и сервером бизнес-логики;

2. Создание учетных записей пользователей

3. Администрирование операционного дня

4. Администрирование НСИ

5. Администрирование взаимодействия с АС ДНДО, ТСС, АПК ССМ, подготовки данных аналитических форм

2. Мониторинг компонентов

2. Просмотр существующих моделей

3. Экспорт данных

2. Формирование/модификация/удаление требований

2. Версионное хранение элементов конфигурации

3. Создание запросов на изменение

4. Контроль выполнения запросов на изменение

2. Создание запросов на изменение

3. Создание заданий на изменение

4. Внесение информации о доработке

5. Создание комплекта ПО на основании заданий

6. Внесение информации о тестировании заданий в комплекте ПО

7. Внесение информации о тиражировании комплекта ПО

В состав каждой из этих подсистем входят:

  • клиентская часть на Java 2 с XML-схемами, с применением продуктов Formula One e.Report Engine Server, Developer для формирования отчетности, под Windows (версия >= 2000);
  • сервер бизнес-логики на Java 2 (J2EE) под управлением сервера приложений IBM WebSphere Application Server (версия >= 6.1), под Windows (версия >= 2000);
  • сервер баз данных с применением реляционных баз данных в ОРСУБД Oracle Standard Edition v. >= 10.2, под Windows (версия >= 2000);

В обеспечении работоспособности подсистем АС ЭКР 2.0 в трехзвенной архитектуре используются:

  • сервер кодов аутентификации (КА), под Windows (версия >= 2000);
  • специализированный АРМ контролера ЦОИ, под Windows (версия >= 2000);
  • специализированный АРМ оператора ЦОИ, под Windows (версия >= 2000);
  • средства обеспечения УТП, под Windows (версия >= 2000).

ПОЖЦ АС ЭКР 2.0 обладает спецификой, так как большей частью основана на применении группы готовых продуктов IBM Rational (за исключением АРМ сопровождения АС ЭКР 2.0), реализованных в двухзвенной архитектуре.

В состав ПОЖЦ входят:

  • клиентские части с использованием продуктов IBM Rational (ClearCase LT Client, ClearCase, ClearCase and ClearCase Multisite v. >= 7.0; ClearQuest v. >= 7.0; RequisitePro v. >= 2003.06.00; Rose Enterprise Edition v. >= 2003.06.00; SoDA v. >= 2003.06.00) и клиента Oracle v. >= 10.2; под Windows (версия >= 2000) c Microsoft Internet Explorer версии >= 6.0 и Microsoft Office версии >= 2000;
  • сервера баз данных с использованием продуктов IBM Rational (ClearCase LT Server, ClearCase Server, ClearCase and ClearCase Multisite Server v. >= 7.0; ClearQuest v. >= 7.0; RequisitePro v. >= 2003.06.00, Web) и СУБД Oracle Standard Editon v. >= 10.2; под Windows (версия >= 2000) c Internet Explorer версии >= 6.0, Microsoft IIS и Microsoft Office версии >= 2000.

Основой ПОЖЦ являются макроописания для АС ЭКР 2.0 применяемых инструментальных средств IBM Rаtional и сохраняемые настройки и информация обеспечения жизненного цикла АС ЭКР 2.0 .

Для ПОЖЦ АС ЭКР 2.0 разработан и применен состав ролей, соответствующих как RUP, так и специфике обеспечения жизненного цикла АС ЭКР 2.0 в реальных условиях.

Далее рассматривается только АС ЭКР 2.0 в трехзвенной архитектуре (просто АС ЭКР 2.0), включая АРМ сопровождения АС ЭКР 2.0.

Общее размещение средств АС ЭКР 2.0 в трехзвенной архитектуре показано на рис. 2.

Общее размещение средств АС ЭКР 2.0 в трехзвенной архитектуре

Презентация на тему Лекция 6.3

Презентация на тему Презентация на тему Лекция 6.3 из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Лекция 6.3

Слайды и текст этой презентации

Россия в первой половине XIX в.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I (1855 – 1881)

ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ И СОСЛОВНЫЕ ГРУППЫ В РОССИИ

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Пути сообщения и торговли

Города и промышленность

Основной вид транспорта – водный. 1810–1811 гг. – Мариинская и Тихвинская системы каналов. 1815 г. – строительство первого парохода «Елизавета»

Рост городов К 1825 г. – 415 в России. Многие города имели аграрный характер

Самодержавно–бюрократическая государственная система. Отсутствие конституции и выборного председательства

Начало строительства железных дорог: 1837 г. – Петербург – Царское село 1851 г. – Петербург – Москва

Ярмарочный тип торговли – Н. Новгород, Ростов Великий, Ирбит

Быстрое развитие промышленности. Начало промышленного переворота – с сер. ХIХ в.

Читайте также:
Лекция 1.1

Господство феодально-крепостнической системы

РЕФОРМЫ НАЧАЛА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I «Дней Александровых прекрасное начало» А.С. Пушкин

Александр + «Негласный комитет» (1801 – 1803) П.А. Строганов В.П. Кочубей Н.Н. Новосильцев А.А. Черторыйский

Реформы в сфере народного образования

Учреждение Министерства народного просвещения

15.03 – указ о полит. амнистии 2.04 – указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска 2.12 – указ о праве покупки земель – недворянами

8.09 – указ о преобразовании коллегий в министерства

20.02 – указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп

Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские уездные училища, губернские гимназии и университеты

Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет

Создание привилегированных лицеев – Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811)

Деятельность М.М. Сперанского (1772 – 1839)

Проекты реформ системы государственной власти

Документ – «Введение к уложению государственных законов»

Предложение ввести в основу государственного устройства принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и служебную

Государственный совет – законодательно–совещательный орган при императоре

Правительствующий Сенат + Министерства

По предложению М.М. Сперанского, вместо Непременного совета (1801–1809 ) с 1.01.1810 г. учреждался Государственный совет в сост. 35 чел., назначенных императором

Весь комплекс преобразований, предлагаемых Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I

ИТОГ Оплата и ссылка М.М. Сперанского (март 1812 г.)

Предполагалось установить деление общества на три сословия:

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике 1816 г. – в Эстляндии (Эстония) 1817 г. – в Курляндии (Латвия) 1819 г. – в Лифляндии (Литва)

Проекты отмены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничилось только прибалтийскими губерниями

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России 1. Проект А.А. Аракчеева (1818) – покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землей по две десятины на душу 2. Проект Д.Г. Гурьева (1819) – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ (1810-1857)

Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства

Цель: уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью

1807 г. Указ «О даровании купечеству новых выгод» – разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов

Попытки финансового оздоровления страны по плану М.М. Сперанского (1810) – сокращение выпуска ассигнаций увеличение налогов

1818 г. Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы

Организатор – генерал А.А. Аракчеев (1769–1834)

Создавались на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской и др. губерний

Жестокий режим и строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831)

Борьба России и Франции за лидерство в Европе

Присоединение Закавказья к России

Участие России в 3-й и 4-й антифранцузских коалициях

Отечественная война 1812 г.

Заграничные походы русской армии

Создание Священного союза

Тильзитский мир 1807 г.

Русско–иранская война 1804–1805 гг.

Русско–турецкая война 1806–1812 гг.

Русско–шведская война 1808–1809 гг.

ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Участие России в анти-французских коалициях

1805 г. Третья коалиция В союзе с Англией, Австрией, Швецией и Неаполем

1806-1807 гг. Четвертая коалиция В союзе с Англией, Швецией , Пруссией и Саксонией

Эрфуртская союзная конвенция

между Россией и Францией заключена во время свидания Александра I и Наполеона

25 июня 1807 г. Тильзитский мир между Россией и Францией Основные условия

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

Резкое обострение противоречий между Россией и Францией:

ХРОНОЛОГИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

26 августа 1812 г.

110 км от Москвы

Россия
132 тыс. чел.
640 орудий

Франция
135 тыс. чел.
587 орудий

Основные вехи битвы

Упорные бои. Захвачены французами во второй половине дня

прорвать оборону русских войск французам не удалось

Потери сторон при Бородино

Франция
58,5 тыс. чел.

Специально организованные армейские партизанские отряды во главе с офицерами (Д. Давыдов, А. Фингер, А. Бенкендорф и др.)

Создано на основании Манифестов императора Александра I от 6 и 18 июля 1812 г. с целью создания стратегических резервов и организации отпора французам

Народные (крестьянские) партизанские отряды (Г. Курин – Московская губерния, В. Кожина – Смоленская губерния и т. д.)

Наибольшее число ополченцев было в Московской губернии (30 тыс.) и Петербургской губернии (14 тыс.)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов

Читайте также:
Лекция 4.6

Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права

Патриотический подъем и рост национального самосознания

Влияние гуманистических идей французских просветителей

Нерешительность Александра I в проведении реформ

Сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались

ТАЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

Основные программные положения

«Русская Правда»
П.И. Пестеля

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
В ПРОГРАММНЫХ ПРОЕКТАХ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ

«Конституция» Н.М. Муравьева

Законотворчество, Утверждаемое императором

Вся полнота исполнительной власти, верховный главнокомандующий

«Русская Правда П.И. Пестеля»

Вся полнота законодательной власти

Контроль за исполнительной властью, утверждение законов

Вся полнота исполнительной власти

План восстания, разработанный накануне, оказался невыполненным. Причины:
Члены высших государственных органов ранее присягнули Николаю и принимать «Манифест к русскому народу» были уже не вправе
Войска оказались без руководства, т. к. не явился на площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ (продолжение)

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

Усиление централизации и военизации государства

Борьба с революционными
направлениями

Возрастание в системе гос. управления Собственной Его Императорского величества канцелярии

Создание III отделения и корпуса жандармов как органов политического сыска (1826)

Ужесточение идеологического контроля и введение в действие жестокого цензурного устава (1826 и 1828)

Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теория официальной народности» (1834). Автор – С.С. Уваров – министр народного просвещения

Стабилизация финансовой системы
России

Кодификация российского законодательства

II отделение
М.М. Сперанского М.А. Балугьянский

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах, куда вошло законодательство с 1649 по 1825 гг.
Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах, куда вошло только действующее законодательство

Единственно возможная для России форма правления

Глубокая религиозность русского
народа

Духовная связь народа с монархом

Введение серебряного обеспечения рубля – свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты

Министр финансов Е.Ф. Канкрин

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

Реформа в государственной деревне П.Д. Киселева (1837–1841)

Поднять благосостояние крестьян

Сделать крестьян исправными налогоплательщиками

Показать помещикам пример управления

Введение крестьянского самоуправления. Избирание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских)
Наделение малоземельных крестьян землей
Упорядочение налогообложения
Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов

Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

Разработка и внедрение мер по облегчению положения российских крестьян

1842 г. – указ «Об обязанных крестьянах»

Введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследованное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей

Инвентарная реформа (1847–1848 )

Были составлены «инвентари» – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения

Помещики проигнорировали эти мероприятия верховной власти

ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I (1825–1855)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Стремление России к продолжению гегемонистской политики в Европе. Подавление революционных и освободительных движений

Расширение геополитического пространства на Кавказе

Борьба за разрешение восточного вопроса

Россия –
«жандарм Европы»

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции 1815 г.

Подавление венгерской революции
1849 г.

Русско-иранская война 1826–
1828 гг.

Кавказская война
1817–
1864 гг.

Восточный вопрос – соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи

Восточная (Крымская) война 1853–1856 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

Итоги: победа России

Расширение геополитического пространства России на Кавказе

Русско-иранская война 1926–1828 гг.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА 1853 – 1856 гг.

ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА

Парижский мирный договор 6 марта 1856 г.

Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс
Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передача земель в устье Дуная Молдавии
Объявление Черного моря нейтральным, что лишало Россию и Турцию возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления

Поражение России в Восточной (Крымской) войне сильно подорвало международный престиж страны

Строевая подготовка

6.3. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него
6.3.1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) отдавать друг другу честь. Подчиненные и младшие по званию отдают честь первыми. При этом честь отдается четко и молодцевато, с точным соблюдением строевой стойки и движения.

Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча (рис. 6.6). При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения (рис. 6.7).

Читайте также:
Лекция 1.6.2

Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо.

Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.

При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра (см. рис. 6.7); пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо и правую руку опустить.

Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника (старшего).

6.3.2. Выход из строя и возвращение в строй

Для выхода военнослужащего из строя подается команда. Например: “Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ” или “Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)”.

Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: “Я”, а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: “Есть”. По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии. Например: “Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл”.

При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда. Например: “Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ” или только “СТАТЬ В СТРОЙ”.

По команде “Рядовой Иванов” военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: “Я”, а по команде “СТАТЬ В СТРОЙ”, если он без автомата или с автоматом в положении “за спину”, прикладывает руку к головному убору, отвечает: “Есть”, поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.

Если подается только команда “СТАТЬ В СТРОЙ”, военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

6.3.3. Подход к начальнику и отход от него

При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии. По окончании доклада руку опускает.

При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: “Есть”, поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре строевых шага, продолжает движение походным шагом.

Курс лекций по 3D печати. Лекция 6 с половиной.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Лекция 6.5 Бонусная. Постобработка

В преддверии второй части лекций, я коротко опишу такую популярную тему как постобработка.

Техника безопасности.

  • инструменты острые. Берегите руки. Носите перчатки, хотя бы тканевый лейкопластырь и пр.
  • Абразив создает пластиковую пыль. Защищайте дыхание и глаза. Делайте влажную уборку.
  • Большинство растворителей являются ядами и горючими веществами, имеют едкий запах и действуют разрушающе на ткани и органы человека. Важно работать с этими веществами в хорошо проветриваемом помещении. Полезно иметь возможность быстро смыть чистой водой эти вещества с собственной кожи. Вредно нарушать меры пожарной безопасности рядом с растворителями.
  • Красками дышать вредно, пачкать глаза еще хуже. Носите очки, респиратор и защитные перчатки.

0. Постобработка напечатанных изделий начинается с печати минимума дефектов. Почти всегда медленная качественная печать дает более качественный продукт быстрее, чем устранение дефектов низкокачественного изделия. Если изделие составное и планируется к окраске, полезно изначально печатать части разных цветов разными деталями.

1. После печати, с помощью ножа и кусачек удаляются следы поддержек, окантовок и крупные артефакты.

2. При необходимости на этом этапе возможно проведение различных мероприятий по изменению физических свойств изделия, как то термообработка, пропитка, литье.

3. Далее абразивом или шпаклевкой, а затем абразивом выводятся поверхности до необходимой гладкости.

4. Окраска и украшение деколями, лакировка.

5. Если изделие составное – сборка

6. Завершающий этап – состаривание.

0. 1. В качестве комментария к нулевому пункту оставлю здесь ссылки на две предыдущие лекции, в которых подробно рассматриваются причины появления дефектов и способы повышения качества изделий. Пункт первый в моих комментариях не нуждается.

2. Специальные виды обработки.

Пластики приобретают большую монолитность, прочность, водонепроницаемость после спекания слоев на температуре около начала размягчения — температуре рекристаллизации (стеклования). Обычно такая обработка приводит к нарушению геометрических размеров напечатанного изделия. Изделие плавно нагревают немного выше температуры стеклования и дают небольшую выдержку до полной рекристаллизации. Изделия получаются прочнее, слои монолитнее. Но увы, происходит деформация формы.

Химическая обработка

Растворитель действует на поверхности пластиковых деталей размягчающе. Поверхности разглаживаются, слои слипаются, приближаясь по своим свойствам к монолитным. Применяют метод окунания и метод паровой бани в герметичной таре. Второе дает более качественный результат. Подходящие растворители в памятке к пластикам.

На примере ABS и растворителя Ацетон (или его альтернативе растворителе 646). Окунание проводят в течение 5-15 секунд. Затем требуется быстро высушить изделие феном.

Для создания паровой бани возьмите стеклянную банку с полиэтиленовой крышкой. Оба этих материала не взаимодействуют с ацетоном.

Изделие лучше размещать на металлической подставке, а не подвешивать. Так форма сохраняется лучше. Важно, подставка должна быть без каких-либо следов лаков или красок. Оптимально подставка должна представлять из себя несколько точечных опор. Так пары растворителя лучше обработают поверхности изделия.

Оптимальная температура обработки – 40-50 градусов. Большая температура паров ацетона вызывает более агрессивное воздействие, выпадение крупных капель растворителя на поверхность изделия. Изделие может частично потерять цвет. Желательно баню, растворитель и изделие начинать подогревать одновременно, иначе подогрейте изделие перед началом обработки. Это убережет от выпадения росы и порчи цвета.

Длительность обработки подбирается в зависимости от желаемого результата: от 20 до 60 минут. Прозрачные стенки бани позволят визуально контролировать процесс.

После завершения обработки изделие необходимо высушить.

Заполнением эпоксидной смолой.

Как один из вариантов создания прочных изделий — заполнить пустотелую 3d-печатную форму эпоксидной смолой. Деталь выйдет исключительно прочной.

Дефектные стенки с расслоившимися слоями или заметной недоэкструзией можно восстановить просто пропитав и заполнив пустоты суперклеем. Это актуально, например, для участков нависаний,

3. Абразивная обработка.

Абразивной обработке поддаются не все пластики. Эластичные пластики, такие как Flex, SBS и в меньшей степени Nylon, качественно абразивом не обрабатываются. PLA хорошо обрабатывается абразивом только мокрый.

Для проведения данных работ вам могут пригодиться:

  • Защита глаз, дыхания и рук
  • Острый строительный нож, кусачки
  • Акриловая шпатлевка
  • надфили, напильники
  • наждак P220, P400
  • шлифовальная губка SuperFine и матирующее полотно скотчбрайт

Если необходимо выровнять поверхность, вмажьте шпаклевку в поверхность, чтобы заполнить все неровности. Дайте высохнуть и приступайте в выравниванию, начиная с грубых и заканчивая мелкозернистыми абразивами.

Иногда вместо шпаклевки полезно применить суперклей. Например, если нити пластика плохо сплавились и требуют дополнительно укрепить их.

Обычно делается после ошкуривания и полировки. Большинство пластиков хорошо окрашиваются акриловыми красками, грунтами и лаками для ABS. Но не всегда. В отдельных случаях помогает зашкурить поверхность. Краски в баллончиках удобны и просты в использовании. Применение компрессора и аэрографа дает замечательные результаты. Струю краски полезно открывать за пределами окрашиваемой детали, ровнее ляжет. Бытовой фен круто ускоряет сушку красок

Мелкие детали можно клеить на двусторонний скотч для удобства окрашивания.

В первую очередь, детали покрывают грунтом в 2-3 слоя. Предварительно разогретые в горячей/теплой воде аэрозольные праймеры/грунты лучше распыляются и ровнее ложатся. Межслойная сушка 10-15 минут. Окрашивание ведется с расстояния в 20-25 см. Сушка согласно инструкции 1-24 часа. Затем шлифовальная губка Суперфайн. Очистка, обезжирка.

После такой подготовки поверхности наносят краски, затем лаки. Эмаль наносят в 3-4 тонких слоя. Межслойная сушка 10-15 минут. Расстояние до детали 20-25 см.

Для окрашивания декоративных элементов поверх уже окрашенной детали, деталь защищают малярным скотчем, острым ножом вырезают декоративные элементы. Царапины от ножа лучше делать не глубокими. Не все может скрыть краска.

Сушка перед покрытием лаком 20 мин (глядим на рекомендации на баллоне)

Лак акриловый. Толстый слой лака имеет высокий риск образования подтеков. Наносить с расстояния в 20-25 см, в 2-3 слоя с межслойной сушкой 10-15 минут. Общее время высыхания 24 часа.

Использование деколей — еще один шаг к совершенству. Как-то надо деколи напечатать и лазером нарезать. Для переноса используют трансферную пленку. Задекорированное деколями изделие покрывают дополнительным слоем лака.

Искусственное состаривание – Подойдут масляные краски на водной основе. Излишне разбавленные, наносятся быстро, так же быстро снимаются салфеткой и губкой. Оставляют несовершенное декорированное покрытие. Дополнительно можно снять излишки краски мокрой салфеткой. Отдельно оговорю такой прием как ‘затертые углы’. Он тоже делается масляной краской и дает ошеломительный эффект реалистичности.

Лекция 6.3

Большинство химических реакций протекают одновременно в двух направлениях: в сторону образования продуктов реакции (прямая реакция) и в сторону разложения последних (обратная реакция). Вследствие химической обратимости реакции не доходят до конца. Скорость прямой реакции уменьшается, а скорость обратной, напротив, возрастает. Когда эти скорости выравниваются наступает состояние химического равновесия.

Так как химически обратимые реакции до перехода в равновесное состояние протекают с конечными скоростями, то с точки зрения термодинамики они не обратимы. Однако можно мысленно представить, что эти реакции идут бесконечно медленно через смежные равновесные состояния. Тогда к ним можно применить общие условия термодинамического равновесия.

Для гомогенных обратимых реакций экспериментально Гульбергом и Ваге был установлен закон действующих масс. При постоянной температуре отношение произведения равновесных концентраций (или парциальных давлений) продуктов реакции к произведению равновесных концентраций (или парциальных равновесий) исходных веществ есть величина постоянная.

Этот экспериментально установленный закон может быть получен методом термодинамических потенциалов. Рассмотрим реакцию в газовой фазе:

аА(г) + b В ↔ сС + dD

Когда система достигает термодинамического равновесия, то термодинамический потенциал при фиксированных естественных переменных достигает минимума. Равновесие, таким образом, можно охарактеризовать выражением химических потенциалов, когда потенциалы продуктов реакции сравняются с потенциалами исходных веществ:

с μ ( с ) + d μ (D) – a μ (a) – b μ (b) = 0 (6 – 1)

Если естественными переменными являются p и T , то = , а = V

Отсюда для систем, подчиняющихся закону идеальных газов, можно получить выражения для μ i

μ i = μ i ° + RTlnCi (6 – 2)

где μ i ° – стандартный химический потенциал.

Подставляется (6 – 2) в (6 – 1) и перенося постоянные величины в левую часть, получаем

сμ C ° + d μ D ° – a μ A ° – b μ B ° = – RTln (6 – 3)

Поскольку в левой части выражение не зависит от концентраций, то выражение под логарифмом является постоянной величиной при постоянной температуре:

Для идеального газа парциальные давления пропорциональны концентрациям, поэтому константа равновесия может быть всегда выражена через равновесные парциальные давления:

Аналогично может быть записано выражение через мольные доли:

Для идеальных газов эти константы связаны между собой соотношением:

где

Следует обратить внимание, что в полученных соотношениях только KN зависит от общего давления. Она позволяет нам оценивать сдвиг равновесия в газовых реакциях при изменении общего давления. Следует иметь в виду, что давление в этих выражениях складывается из парциальных давлений компонентов системы и не учитывает влияние инертных газов, если они присутствуют в реакционной смеси. Естественно инертный газ «разбавляет» компоненты реакционной смеси и поэтому влияет на KN .

Из уравнения (6 – 3) вытекает связь константы равновесия с ∆ rG °:

(6 – 4)

Это уравнение было впервые получено Вант – Гофором методом циклов и получило название уравнения изотермической химической реакции. Очевидно, в этом уравнении ∆ rGT ° относится к этой температуре, при которой определена Кр. Уравнение изотермической химической реакции позволяет определить константу равновесия при заданных условиях не прибегая к исследованию равновесия. Величина ∆ rGT ° может быть рассчитана на основе термических констант для индивидуальных веществ.

Если заданы концентрации (парциальные давления) отличные от равновесных, то можно записать более общий вид уравнения изотермической химической реакции:

Это выражение позволяет определить направление самопроизвольного процесса.

Уравнение изотермы химической реакции позволяет получить выражение для температурной зависимости константы равновесия.

Запишем уравнение Гиббса – Гельмгольца:

Подставим выражение для из (6 – 4)

(6 – 5)

Дифференцируем уравнение (6 – 5)


(6 – 5´)

Из уравнения (6 – 5´) получаем уравнение изобары химической реакции:

(6 – 6)

Если проинтегрировать уравнение (6 – 6) в предположении, что ∆ rHT ° не зависит от температуры, то получим уравнение:

где С – константа интегрирования.

Уравнение (6 – 7) хорошо выполняется в узких интервалах температур и позволяет определить ∆ rGT °.

Для широких интервалов температур ln K р представляют в виде степенных рядов или других аналитических формах:

Такие выражения позволяют рассчитать все термодинамические функции для процессов, для которых данные зависимости получены.

Выражения для термодинамических потенциалов, полученные для идеального газа. Для реальных газов, а особенно для газовых растворов возникают затруднения. Это связано с тем, что расчет концентраций и давлений должен быть проведен исходя из уравнения состояния. Однако для реальных систем единое достаточно простое уравнение состояния получить не удалось.

В связи с этим в термодинамике реальных систем применяется эмпирический метод, предложенный Льюисом. Льюис предложил в уравнениях термодинамики, полученных для идеальных систем заменить давления p на величину летучести f , а концентрации С на активности a .

При такой замене выражения для констант равновесия не меняются по форме. Но этот прием позволяет связать экспериментально найденные свойства реального газа с термодинамическими параметрами.

Летучести и активности – это экспериментальные величины, которые находятся из условия, что для раствора при бесконечном разбавлении или газа при давлении стремящимся к 0 активность приближается к аналитической концентрации, а летучесть к реальному давлению идеального газа. Исходя из этой посылки рассчитываются активности и летучести.

При 1273 К и общем равновесии 30 атм. В равновесной системе

содержится 17% (по общему) . Сколько процентов будет содержаться в газе при общем давлении 20 атм.? При каком давлении в газе будет содержаться 25% ? (Газ считать идеальным).

В соответствии с законом Авогадро, объёмный процент равен мольному проценту. Следовательно, при 30 атм. будет равен:

Отсюда находим

В отличие от , для идеальных газов не зависит от давления. На основании этого находим при 20 атм.

= 0,125 или 12,5%

Для 25%

Следовательно,

При 2000°С и общем давлении 1 атм. 2% воды диссоцииовано на водород и кислород. Рассчитайте константу равновесия реакции при этих условиях.

6.1 Параметрические критерии

В группу параметрических критериев методов математической статистики входят методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при­надлежности двух выборок одной совокупности. Эти методы основыва­ются на предположении о том, что распределение выборок подчиняется нормальному (гауссовому) закону распределения. Среди параметрических критериев статистики нами будут рассмотрены критерий Стьюдента и Фишера.

6.1.1 Методы проверки выборки на нормальность

Чтобы определить, имеем ли мы дело с нормальным распределением, можно применять следующие методы:

1) в пределах осей можно нарисовать полигон частоты (эмпирическую функцию распределения) и кривую нормального распределения на основе данных исследования. Исследуя формы кривой нормального распределения и графика эмпирической функции распределения, можно выяснить те параметры, которыми последняя кривая отличается от первой;

2) вычисляется среднее, медиана и мода и на основе этого определяется отклонение от нормального распределения. Если мода, медиана и среднее арифметическое друг от друга значительно не отличаются, мы имеем дело с нормальным распределением. Если медиана значительно отличается от среднего, то мы имеем дело с асимметричной выборкой.

3) эксцесс кривой распределения должен быть равен 0. Кривые с положительным эксцессом значительно вертикальнее кривой нормального распределения. Кривые с отрицательным эксцессом являются более покатистыми по сравнению с кривой нормального распределения;

4) после определения среднего значения распределения частоты и стандартного oтклонения находят следующие четыре интервала распределения сравнивают их с действительными данными ряда:

а) — к интервалу должно относиться около 25% частоты совокупности,

б) — к интервалу должно относиться около 50% частоты совокупности,

в) — к интервалу должно относиться около 75% частоты совокупности,

г) — к интервалу должно относиться около 100% частоты совокупности.

6.1.2 Критерий Стьюдента ( t-критерий)

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух неза­висимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой матери­ал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.

а) случай независимых выборок

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

(1)

где , — средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

– стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

, (2)

где n 1 и n 2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n 1= n 2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

(3)

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

При численном равенстве выборок k = 2 n – 2.

Далее необходимо срав­нить полученное значение t эмп с теоретическим значением t—рас­пределения Стьюдента (см. приложение к учеб­никам статистики). Если t эмп t крит, то гипотеза H принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.

Пример 1 . В двух группах учащихся — экспериментальной и контрольной — получены следующие результаты по учеб­ному предмету (тестовые баллы; см. табл. 1). [1]

Таблица 1. Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная) N 1=11 человек

Вторая группа (контрольная)

12 14 13 16 11 9 13 15 15 18 14

13 9 11 10 7 6 8 10 11

Общее количество членов выборки: n 1=11, n 2=9.

Расчет средних арифметических: Хср=13,636; Y ср=9,444

Стандартное отклонение: s x=2,460; s y =2,186

По формуле (2) рассчитываем стандартную ошибку разности арифметических средних:

Считаем статистику критерия:

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное сужде­ние в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превы­шает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе эксперимен­тального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав средней арифметической эксперимен­тальной группы, a — контрольной:

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не про­явил себя с хорошей стороны по разным, возможно, при­чинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о пре­имуществе традиционного метода.

б) случай связанных (парных) выборок

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

(5)

где — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d – среднее этих разностей;

Sd вычисляется по следующей формуле:

(6)

Число степеней свободы k определяется по формуле k= n -1. Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Если t эмп t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстети­ческие ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились бе­седы, выставки детских рисунков, были организованы по­сещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических со­ображений в таблице 2 приводятся результаты небольшо­го числа испытуемых. [2]

Таблица 2. Результаты эксперимента

Вспомогательные расчеты

до начала экспери­мента (Х)

экспери­мента (У)

Вначале произведем расчет по формуле:

Затем применим формулу (6), получим:

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

Число степеней свободы: k =10-1=9 и по таблице При­ложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтерна­тивной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уров­не гипотеза Н отклоняется и принимается гипотеза Н1 .

6.1.3 F — критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фи­шера такова:

(8)

где – дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Чис­ло степеней свободы определяется также просто:

k 1=nl – 1 для первой выборки (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и k 2= n 2 – 1 для второй выборки.

В Приложе­нии 1 критические значения критерия Фишера находятся по величинам k 1 (верхняя строчка таблицы) и k 2 (левый столбец таблицы).

Если t эмп> t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. [3] Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в таблице:

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

Тогда по формуле (8) для расчета по F критерию Фишера находим:

По таблице из Приложения 1 для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных k =10 – 1 = 9 находим F крит=3,18 ( c следователь может утверждать, что по степени однородности такого показа­теля, как умственное развитие, имеется различие между выбор­ками из двух классов.

6.2 Непараметрические критерии

Сравнивая на глазок (по процентным соотношениям) результаты до и после какого-либо воздействия, исследователь приходит к заключению, что если наблюдаются различия, то имеет место различие в сравниваемых выборках. Подобный подход категорически неприемлем, так как для процентов нельзя определить уровень достоверности в различиях. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач исследователь может использовать ряд критериев различия. Ниже будет рассмотрены непараметрические критерии: критерий знаков и критерий хи-квадрат.

6.2.1 Критерий знаков ( G-критерий)

Критерий предназначен для срав­нения состояния некоторого свойства у членов двух зави­симых выборок на основе измерений, сделанных по шка­ле не ниже ранговой.

Имеется две серии наблюдений над случайными переменными X и У, полученные при рассмотрении двух зависимых выборок. На их основе составлено N пар вида (х i , у i ), где х i , у i — результаты двукратного измерения одного и того же свойства у одного и того же объекта.

В педагогических исследованиях объектами изуче­ния могут служить учащиеся, учителя, администрация школ. При этом х i , у i могут быть, например, балловы­ми оценками, выставленными учителем за двукратное выполнение одной и той же или различных работ одной и той же группой учащихся до и после применения некоторого педагогическою средства.

Элементы каждой пары х i , у i сравниваются между собой по величине, и паре присваивается знак «+», ес­ли х i i , знак «—», если х i > у i и «0», если х i = у i .

Нулевая гипотеза формулируются следующим обра­зом: в состоянии изучаемого свойства нет значимых различий при первичном и вторичном измерениях. Альтернативная гипотеза: законы распределения величин X и У различны, т. е. состояния изучаемого свойства существенно раз­личны в одной и той же совокупности при первичном и вторичном измерениях этого свойства.

Ста­тистика критерия (Т) определяется следую­щим образом:

допустим, что из N пар (х, у,) нашлось несколько пар, в которых значения х i и у i равны. Такие пары обозначаются знаком «0» и при подсчете значения ве­личины Т не учитываются. Предположим, что за вы­четом из числа N числа пар, обозначенных знаком «0», осталось всего n пар. Среди оставшихся n пар подсчита­ем число пар, обозначенных знаком «-», т.е, пары, в которых xi yi . Значение величины Т и равно чис­лу пар со знаком минус.

Нулевая гипотеза принимается на уровне значимости 0,05, если наблю­даемое значение T n – ta , где значение n – ta определя­ется из статистических таблиц для критерия знаков Приложения 2.

Пример 4. Учащиеся выполняли контрольную ра­боту, направленную на проверку усвоения некоторого понятия. Пятнадцати учащимся затем предложили электронное пособие, составленное с целью фор­мирования данного понятия у учащихся с низким уров­нем обучаемости. После изучения пособия учащиеся снова выполняли ту же контрольного работу, которая оценивалась по пятибалльной системе.

Результаты двукратного выполнения ра­боты представляют измерения по шкале по­рядка (пятибалльная шкала). В этих условиях возмож­но применение знакового критерия для выявления тенденции изменения состояния знаний учащихся после изучения пособия, так как выполняются все допуще­ния этого критерия.

Результаты двукратного выполнения работы (в бал­лах) 15 учащимися запишем в форме таблицы (см. табл. 1). [4]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: