Лекция 6.4

Практика №6 / Лекция 6_4

Кафедра общей физики ПетрГУ

Лекция 6. ПОЛЯРИЗАЦИЯ

§4 . Фазовые пластинки

 кристалл, вырезанный параллельно оптической оси

 кристалл, вырезанный перпендикулярно оптической оси

Физические явления, происходящие при распространении света в

анизотропных кристаллах, можно использовать для управления

поляризацией света. На практике бывает нужно преобразовать

линейную поляризацию в круговую и наоборот, а также менять

направление линейной поляризации или направление вращения в

циркулярно-поляризованной волне. Для этих целей служат

специальные пластинки из анизотропных кристаллов — так

и полуволновые /2 фазовые

Рис. 6.12. Фазовая

пластинки (рис. 6.12).

6.4.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Пусть плоская монохроматическая волна падает нормально на одноосный кристалл, вырезанный параллельно оптической оси. Сориентируем пластинку так, чтобы ее оптическая ось составляла с направлением колебаний вектора Е угол α, отличный от нуля и π / 2 (рис. 6.13). В кристалле падающая волна распадается на о- и е- волны.

Вектор амплитуды Е m можно представить в виде суммы компонент: Е = E o + Е е . Амплитуды

обыкновенной и необыкновенной волн зависят от угла α и равны:

Е е = Е cosα, Е o = Е sinα.

Рис. 6.14. Построение Гюйгенса для нормального падения света на отрицательный кристалл, вырезанный параллельно оптической оси

Рис. 6.13. Ориентировка кристаллической пластинки

Для определения направления распространения волн в пластинке выполним построение Гюйгенса. Из рис. 6.14 видно, что обе волны бегут в одном направлении, но с разными скоростями.

На выходе из пластинки между волнами появляются дополнительные разность хода доп и разность фаз доп :

доп = ( n е – n о ) d ;

доп = ±2 ( n е – n о ) d / λ ,

где d – толщина пластинки, а длина волны λ относится к вакууму.

Оптика и квантовая физика

Кафедра общей физики ПетрГУ

Плоскости, в которых колеблются Е е (параллельно оптической оси) и Е о (перпендикулярно оптической оси) , называются главными направлениями в пластинке. Изменение разности фаз двух компонент изменяет состояние поляризации световой волны. Это означает, что характер поляризации зависит от толщины пластинки. Этот эффект и лежит в основе действия фазовых пластинок. Как известно, при сложении о- и е- волн вышедший из пластинки свет будет эллиптически поляризован. Рассмотрим наиболее востребованные фазовые пластинки.

6.4.2. ПЛАСТИНКА /4. Для получения циркулярно-поляризованного света необходимо иметь две волны равной интенсивности, линейно поляризованные в ортогональных направлениях, с фазовым сдвигом, равным

что соответствует дополнительной разности хода

доп = ( n е – n о ) d = ( 2m + 1) / 4; где m = 0, 1, 2…

Такие пластинки называются четвертьволновыми. Как видно из рис. 6.15, действие пластинки, ориентированной под углом 45 0 к оптической оси, приводит

1) к преобразованию вертикально поляризованного света (линейно поляризованный) в поляризованный по левому кругу свет.

Рис. 6.15. Действие четвертьволновой пластинки на состояние поляризации линейно поляризованного света (кристалл отрицательный)

2) Если падающий свет горизонтально поляризован, то на выходе из пластинки наблюдается пучок с правой круговой поляризацией.

3) В свете, поляризованном по кругу, разность фаз между любыми двумя взаимно перпендикулярными колебаниями равна 0 = ± / 2. Если на пути такого света поставить

пластинку /4 , то она внесет дополнительную разность доп = ±

разность фаз равна

4) Циркулярно-поляризованный свет, пройдя пластинку /4 , становится линейно поляризованным.

5) Если на пути эллиптически поляризованного света поместить пластинку /4, оптическая ось которой ориентирована параллельно одной из осей эллипса, то она внесет дополнительную

разность фаз допол = ± /2. Результирующая разность фаз рез станет равной нулю или . Следовательно, эллиптически поляризованный свет, пройдя пластинку /4, повернутую определенным образом, превращается в плоскополяризованный.

6) Если же падающий на пластинку свет естественный, то он при прохождении пластинки /4 таковым и останется.

Т.о. пластинка /4 служит для преобразования

линейно поляризованного света в поляризованный по кругу,

эллиптически поляризованного света в линейный при фиксированной ориентации.

Оптика и квантовая физика

Кафедра общей физики ПетрГУ

Четвертьволновая пластинка будет такой только для определенной частоты!

Линейно поляризованный свет должен падать на нее под углом 45 0 .

6.4.3. ПЛАСТИНКА /2. Фазовая пластинка, которая вносит дополнительный сдвиг фаз, кратный

При падении на полуволновую пластинку линейно поляризованного света выходящая волна

Рис. 6.16. Действие пластинки в полволны на линейно поляризованный свет: вектор Е поворачивается на угол 2 относительно оптической оси

остается линейно поляризованной. Можно показать, что для произвольного азимутального угла α полуволновая пластинка поворачивает вектор поляризации на угол 2 α (рис. 6.16) . Иными словами, линейно поляризованный свет остается линейно поляризованным, только плоскость его поляризации поворачивается на угол 2 α относительно оптической оси.

Если падающий свет имеет круговую поляризацию, то полуволновая пластинка преобразует свет с правой круговой поляризацией в свет с левой круговой поляризацией и наоборот, независимо от азимутального угла. Действие полуволновой пластинки иллюстрируется рис. 6.17.

Рис. 6.17. Действие полуволновой пластинки на состояние поляризации поляризованного света

Полуволновые пластинки служат

для вращения плоскости поляризации линейно поляризованного света,

для изменения направления вращения плоскости поляризации.

Две клиновидные пластинки с перпендикулярными оптическими осями могут создавать варьируемую разность фаз, регулировка которой производится взаимным перемещением клиньев:

Читайте также:
Лекция 4.5

Оптика и квантовая физика

Кафедра общей физики ПетрГУ

δ = (n e d 1 + n o d 2 ) – (n o d 1 + n e d 2 ) = (n e – n o )( d 1 – d 2 ). (6.14)

Устройства, вносящие фиксированную или переменную разность фаз между двумя ортогональными линейными поляризациями и тем самым изменяющие состояние поляризации прошедшего света, называют компенсаторами (рис. 6.18).

Рис. 6.18. Оптический компенсатор

1. Что называется пластинкой в четверть длины волны? Описать ее действие на линейно, циркулярно, эллиптически поляризованный и естественный свет.

2. От чего зависит сдвиг фаз между обыкновенной и необыкновенной волнами, вносимый кристаллической пластинкой?

3. Какова минимальная толщина четвертьволновой пластинки кварца для света с длиной волны 660 нм?

4. Что называется пластинкой в полволны? Описать ее действие на линейно поляризованный и естественный свет.

5. Пусть плоскополяризованный свет падает на пластинку в четверть

волны так, что плоскость световых колебаний составляет с пластинкой углы: а) = 0°; б) = 90°; в) 0° 6. Каково будет действие пластинки в полволны: а) на линейно поляризованный свет, плоскость поляризации которого составляет угол 45° с оптической осью пластинки; б) на свет, поляризованный по кругу; в) на естественный свет?

7. Напишите формулу для разности фаз между обыкновенным и необыкновенным лучами после прохождения полуволновой фазовой пластинки.

8. Пользуясь рисунками, описать действие фазовых пластинок на линейно поляризованную волну.

ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ: Лекция № 6 4.67/5 (3)

Лекция № 6 Нарушения произвольной регуляции высших психических
функций и поведения в целом

Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления.

Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль над ее выполнением и за окончательным результатом деятельности.

Произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности.
Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система. Произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т. е. является прежде всего речевой регуляцией.
И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие высшим психическим функциям как сложным «психологическим системам».

С произвольным контролем за высшими психическими функциями связан III структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговым субстратом этого блока являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора (расположена кнаружи). В лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяют моторную (агранулярную) и немоторную (гранулярную) кору.
Есть анатомические (структурные) основания отнести всю конвекситальную лобную кору к двигательному анализатору. Конвекситальная лобная кора в целом характеризуется вертикальной (т. е. эфферентным типом строения), а не горизонтальной (т. е. афферентным типом строения) исчерченностью.

Общий моторный тип строения конвекситальной лобной коры отражает отношение этих отделов мозга к регуляторным процессам.

Одной из важнейших особенностей лобных долей мозга, и прежде всего конвекситальной префронтальной коры, является большая индивидуальная изменчивость в расположении отдельных корковых полей. Более постоянно по отношению к бороздам и извилинам левой и правой лобных долей расположение 44, 45, 47, 11 и 32-го полей; расположение остальных полей (6, 8, 9, 10 и 12-го) очень вариабельно.

Другой важной особенностью лобной коры является ее позднее развитие. Ребенок рождается с незрелыми лобными структурами, однако к 12-14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360 %.

Медленное постнатальное созревание лобной коры коррелирует с медленным формированием у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением в целом.
У человека поражение лобных долей мозга характеризуется многими симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает сама структура психической деятельности.

В то же время у них остаются сохранными отдельные частные операции («умственные действия»), сохранен и запас знаний (и житейских, и профессиональных), однако их целесообразное использование в соответствии с сознательно поставленной целью оказывается невозможным. Наиболее отчетливо эти симптомы проявляются у больных с массивными поражениями лобных долей мозга (двухсторонними очагами). В этих случаях больные не могут не только самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и действовать в соответствии с уже готовой программой, данной им в инструкции.

В менее грубых случаях нарушается преимущественно способность к самостоятельной выработке программ и относительно сохранно выполнение программ, данных в инструкции. Большое значение, конечно, имеет и содержание этих программ, т. е. степень их сложности (знакомости для больного того задания, которое ему предъявляется).
Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной (преимущественно речевой) регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).

Читайте также:
Лекция 6.1.2

У больных с поражением лобных долей мозга можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов, а именно:
а) медленное, после нескольких повторений, включение в задание;
б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений;
в) патологическая легкость образования двигательных стереотипов при выполнении различных двигательных программ; и т.д.

Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач. «Лобные» больные не могут выполнить задания, требующие последовательного рассматривания изображения: например, сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие. В грубых случаях — на фоне общей инактивности — больные вообще не могут понять смысл изображения и делают ошибочные умозаключения о целом по его отдельным фрагментам. От истинных агнозий эти нарушения отличаются меньшей стабильностью и при соответствующей организации эксперимента они могут быть полностью скомпенсированы.

В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). При оценке и воспроизведении ритмов у больных легко появляются персевераторные ответы.

В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов; не коррегируемые ими самими (по типу тактильной псевдоагнозии).

Нарушения произвольной регуляции у больных с поражением лобных долей мозга проявляются и в мнестических процессах. При массивном поражении лобных долей мозга нередки особые нарушения мнестической деятельности, протекающие по типу псевдоамнезий. У всех «лобных» больных, особенно в специальных условиях эксперимента, можно выявить дефекты произвольной регуляции мнестической деятельности. Они проявляются в диссоциации между пассивным (посредством узнавания) и активным (посредством самостоятельного называния) воспроизведением запоминаемого материала. Наблюдается также диссоциация между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) наблюдаются отчетливые нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Не могут самостоятельно проанализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий. В тяжелых случаях весь процесс решения задачи представляет собой хаотическое, случайное манипулирование числами.

Одним из важных симптомов нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, характерных для этой категории больных, является появление интеллектуальных персевераций, т. е. инертное повторение одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.
Инертность интеллектуальных действий можно выявить при выполнении как вербальных, так и наглядно-образных интеллектуальных задач. Интеллектуальные персеверации отражают нарушения произвольного контроля за ходом интеллектуальной деятельности, отключение произвольного внимания от объекта осмысления.

Таким образом, для больных с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга характерны нарушения произвольной регуляции различных высших психических функций: двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т. п.) у них нарушается сама структура сознательной произвольно регулируемой психической деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности.

При поражении лобных долей мозга наблюдаются нарушения всего поведение больного в целом. Лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека.

Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.

Таким образом, поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения.

Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью подчинение психических процессов и поведения в целом различным программам.

Презентация на тему Лекция 6.4

Презентация на тему Презентация на тему Лекция 6.4 из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Лекция 6.4

Слайды и текст этой презентации

Россия во второй половине XIX в.

Россия во второй половине XIX в.

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития
Проявление кризиса

Сокращение экспорта русского хлеба за границу

Крестьянские повинности – барщина и оброк – достигли наивысшего предела

Кризис дворянства как сословия 3,5% дворян были беспоместными 45,9% дворян имели менее 20 душ крепостных

Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости

Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно-экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г.

1 десятина = 1,1 га
мера площади

Механизм реализации крестьянской реформы

Учреждался специальный институт мировых посредников, назначавшихся из дворян, которые в течение двух лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной крестьянской семьи

Читайте также:
Лекция 3.6

Освобождены от личной зависимости ещё в 1858 г.
Поземельное устройство, повинности и выкуп определены «Положением…» от 26 июня 1863 г.
Удельные крестьяне получили наделы, которыми пользовались до реформы
Оброчная подать была преобразована в выкупные платежи в пользу царской семьи

24 ноября 1866 г. – издание закона о поземельном устройстве государственных крестьян
12 июня 1886 г. – государственные крестьяне переведены на выкупные платежи
Государственные крестьяне в свое распоряжение получили те же земли, которыми пользовались ранее

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления земств

Отделение земств от административной власти

Хозяйственно-финансовая самостоятельность земств

Всесословное выборное земское представительство

Вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием и т. д.)

Выборы гласных (депутатов земств) 1 раз в 3 года по избирательным куриям

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г.

Введение городского самоуправления
по типу земского

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

II избирательное собрание (средние налогоплательщики)

III избирательное собрание (мелкие налогоплательщики)

Выборы раз в четыре года

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

Вводился бессословный характер судебной деятельности, т.е. формальное равенство всех сословий перед законом

Провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей

Вводилась гласность и состязательность судопроизводства

Учреждалась адвокатура (присяжные или частные поверенные)

Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

Вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

Упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций

Изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПО РЕФОРМЕ 1864 г.

Сенат Надзорные и контролирующие функции

Особые суды волостной для крестьян для духовенства для военных для высших сановников

Съезд мировых судей

Избирается Уездным земским собранием

ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1861 – 1874 гг.)

Генерал Д.А. Милютин

Сокращение численности русской армии

Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава (1863 – 1864 гг. – создание военных гимназий и юнкерских училищ)

Введение новых воинских уставов

Осуществление перевооружения армии

Учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления

Отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1864–1864 гг.

Изменения в системе образования

«Положение о начальных народных училищах» (14 июня 1864 г.)

«Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864 г.)

«Университетский устав» (18 июня 1863 г.)

Ликвидация государст-венно-церковной монополии на образование

Учебные заведения разрешено открывать земствам, общественным организациями и частным лицам

Прогимназии: сокращенный срок обучения 4 года

Создавались советы университетов, решавшие все внутренние вопросы

Избрание ректора и преподавателей

Готовили к поступлению в университет

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

ОСНОВНЫЕ НАРВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Восточный кризис 70-х гг. XIX в.

Расширение геополитического пространства России и присоединение Средней Азии

«Союз трех императоров» (1873 – 1878) Германия, Россия, Австро-Венгрия

Кризис и распад «Союза трех императоров» (1878)

Продажа в 1867 г. Россией Аляски правительству США за 7,2 млн долларов

Договор с Китаем о границе по реке Амур

Договоры с Японией

Курилы – территория России, Сахалин – совместное владение России и Японии

Курилы – территория Японии , Сахалин –владение России

Русско-турецкая война 1877- 1878 гг.

Вассальная зависимость от России

1866 – 1868 гг. Бухара

1865 – 1875 гг. Коканд

Создание Туркестанского генерал-губернаторства

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877 – 1878 гг. Ход военных действий на территории Болгарии и Закавказья

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

В сельском хозяйстве

Эволюция помещичьего хозяйства в капиталистическое при сохранении феодальной эксплуатации крестьян

Вовлечение крестьянских (фермерских) хозяйств в капиталистические отношения

Переход на наемный труд

Активизация железнодорожного строительства

Завершение промышленного переворота

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Сельское хозяйство – главная отрасль страны

Сохранение феодальных пережитков

Преобладание экстенсивного пути развития

Развитие капиталистических отношений в деревне

Доминирование общинных порядков в деревне

Господство помещичьего землевладения

Рост товарности сельскохозяйственного производства

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОМЕЩИЧЬИХ ХОЗЯЙСТВ

Разные работы выполнялись и временнообязанными, и наемными рабочими

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития российской промышленности

Огромная роль государства в развитии экономики

Широкое привлечение в российскую экономику иностранного капитала

Сохранение феодальных и раннекапиталистических форм эксплуатации

Неравномерность экономического развития

Пять промышленных регионов

Старые:
Северо-Запад, Урал, Центр России

Новые: Донбасс, Баку

Остальная часть страны – преобладание аграрно-кустарного производства

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

За личные заслуги

Пережитки феодальных отношений

Противоречия между сословным и классовым делением общества

Не все дворяне были помещиками. Часть их не имела поместий, была представлена чиновниками и получила дворянство по выслуге

Новые классы развивающегося капитализма

Формирование рабочего класса и буржуазии

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III (1881 – 1894)

Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский

Читайте также:
Лекция 6.6

Контрреформы – принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг.

Ограничение земского и городского самоуправления

Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.

Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования

Контроль за крестьянским самоуправлением
Решение земельных вопросов

Учреждение должностей земских участковых начальников

Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1890)

Новое «Городовое положение» (1892)

Изменения в земской избирательной системе
Увеличение числа депутатов от дворян и их сокращение от других сословий

Изменение в городской избирательной системе
Отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения, необходимого для участия в выборном процессе

Созданы охранительные отделения
Вводится политический сыск

Ограничение для поступления в гимназии детей низших сословий

«Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия» (1884) – чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением

Ограничена открытость судопроизводства по полит. делам (1887). Ликвидированы мировые суды (1889)

Новые «Временные правила о печати» (1882) – любой печатный орган можно закрыть

Новый университетский устав (1884)

Циркуляр Мин. просвещения «О кухаркиных лдетях» (1887)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 80 – 90 гг. XIX в.

Курс на модернизацию промышленности

Николай Христианович Бунге (1823 – 1895)
Министр финансов в 1881 – 1886 гг.
Председатель кабинета министров в 1887 – 1895 гг.
Сторонник политики протекционизма; основные меры:
Повышение таможенных пошлин
Поддержка частных акционерных банков
Реформирование системы налогообложения и введение новых налогов на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции
Политика в крестьянском вопросе:
Ликвидация «временнообязанного состояния» и понижение выкупных платежей (1881)
Создание крестьянского банка для льготного кредитования крестьян (1882)
Отмена подушной подати (1885)

Иван Алексеевич Вышеградский (1831 – 1895)
Министр финансов в 1887 – 1892 гг. Продолжает политику протекционизма:
Принят новый повышенный таможенный тариф (1891)
Повышены косвенные налоги и расширено налогообложение торговых и промышленных предприятий
Усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства
Подчинение частных железных дорог государству

ДОБИЛСЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915)
Министр финансов в 1892 – 1903 гг.
Председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров в 1905 – 1906 гг.
Сторонник ускоренного промышленного развития.
Основные направления экономической политики:
Жесткая налоговая политика, увеличение косвенных налогов, введение гос. винной монополии (1894)
Протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов
Финансовая реформа (1897). Введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация
Широкое привлечение в страну иностранного капитала

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАРКСИЗМА

1872 г.
Кренгомольская мануфактура (Нарва)

1885 г.
Никольская мануфактура в Орехово-Зуево (Морозовская стачка)

Ослабление российского влияния на Балканах

Сближение России и Франции

Обострение отношений с Болгарией и разрыв диплома-тических отношений в 1886 г.

Усиление германо-австрийского влияния в данном регионе

«Договор перестраховки» России и Германии (1887)

Политическое соглашение 1891 г.

Военная конвенция 1892 г.

Завершение присоединения Средней Азии. Покорение туркменских племен и взятие Ашхабада (1881 – 1882)

Обострение экономических отношений. Таможенная война с 1890 г.

Оформление русско-французского союза

Установление границ России и Афганистана, который являлся протекторатом Англии (1885-1895)

Образование «Тройственного союза» – Германия, Австро-Венгрия и Италия – 1882 г.

Возникновение в Европе противоборствующих военно-политических блоков в конце ХIХ в.

Лекция 6.4

Большинство химических реакций протекают одновременно в двух направлениях: в сторону образования продуктов реакции (прямая реакция) и в сторону разложения последних (обратная реакция). Вследствие химической обратимости реакции не доходят до конца. Скорость прямой реакции уменьшается, а скорость обратной, напротив, возрастает. Когда эти скорости выравниваются наступает состояние химического равновесия.

Так как химически обратимые реакции до перехода в равновесное состояние протекают с конечными скоростями, то с точки зрения термодинамики они не обратимы. Однако можно мысленно представить, что эти реакции идут бесконечно медленно через смежные равновесные состояния. Тогда к ним можно применить общие условия термодинамического равновесия.

Для гомогенных обратимых реакций экспериментально Гульбергом и Ваге был установлен закон действующих масс. При постоянной температуре отношение произведения равновесных концентраций (или парциальных давлений) продуктов реакции к произведению равновесных концентраций (или парциальных равновесий) исходных веществ есть величина постоянная.

Этот экспериментально установленный закон может быть получен методом термодинамических потенциалов. Рассмотрим реакцию в газовой фазе:

аА(г) + b В ↔ сС + dD

Когда система достигает термодинамического равновесия, то термодинамический потенциал при фиксированных естественных переменных достигает минимума. Равновесие, таким образом, можно охарактеризовать выражением химических потенциалов, когда потенциалы продуктов реакции сравняются с потенциалами исходных веществ:

с μ ( с ) + d μ (D) – a μ (a) – b μ (b) = 0 (6 – 1)

Если естественными переменными являются p и T , то = , а = V

Отсюда для систем, подчиняющихся закону идеальных газов, можно получить выражения для μ i

μ i = μ i ° + RTlnCi (6 – 2)

где μ i ° – стандартный химический потенциал.

Подставляется (6 – 2) в (6 – 1) и перенося постоянные величины в левую часть, получаем

Читайте также:
Лекция 3.5.1

сμ C ° + d μ D ° – a μ A ° – b μ B ° = – RTln (6 – 3)

Поскольку в левой части выражение не зависит от концентраций, то выражение под логарифмом является постоянной величиной при постоянной температуре:

Для идеального газа парциальные давления пропорциональны концентрациям, поэтому константа равновесия может быть всегда выражена через равновесные парциальные давления:

Аналогично может быть записано выражение через мольные доли:

Для идеальных газов эти константы связаны между собой соотношением:

где

Следует обратить внимание, что в полученных соотношениях только KN зависит от общего давления. Она позволяет нам оценивать сдвиг равновесия в газовых реакциях при изменении общего давления. Следует иметь в виду, что давление в этих выражениях складывается из парциальных давлений компонентов системы и не учитывает влияние инертных газов, если они присутствуют в реакционной смеси. Естественно инертный газ «разбавляет» компоненты реакционной смеси и поэтому влияет на KN .

Из уравнения (6 – 3) вытекает связь константы равновесия с ∆ rG °:

(6 – 4)

Это уравнение было впервые получено Вант – Гофором методом циклов и получило название уравнения изотермической химической реакции. Очевидно, в этом уравнении ∆ rGT ° относится к этой температуре, при которой определена Кр. Уравнение изотермической химической реакции позволяет определить константу равновесия при заданных условиях не прибегая к исследованию равновесия. Величина ∆ rGT ° может быть рассчитана на основе термических констант для индивидуальных веществ.

Если заданы концентрации (парциальные давления) отличные от равновесных, то можно записать более общий вид уравнения изотермической химической реакции:

Это выражение позволяет определить направление самопроизвольного процесса.

Уравнение изотермы химической реакции позволяет получить выражение для температурной зависимости константы равновесия.

Запишем уравнение Гиббса – Гельмгольца:

Подставим выражение для из (6 – 4)

(6 – 5)

Дифференцируем уравнение (6 – 5)


(6 – 5´)

Из уравнения (6 – 5´) получаем уравнение изобары химической реакции:

(6 – 6)

Если проинтегрировать уравнение (6 – 6) в предположении, что ∆ rHT ° не зависит от температуры, то получим уравнение:

где С – константа интегрирования.

Уравнение (6 – 7) хорошо выполняется в узких интервалах температур и позволяет определить ∆ rGT °.

Для широких интервалов температур ln K р представляют в виде степенных рядов или других аналитических формах:

Такие выражения позволяют рассчитать все термодинамические функции для процессов, для которых данные зависимости получены.

Выражения для термодинамических потенциалов, полученные для идеального газа. Для реальных газов, а особенно для газовых растворов возникают затруднения. Это связано с тем, что расчет концентраций и давлений должен быть проведен исходя из уравнения состояния. Однако для реальных систем единое достаточно простое уравнение состояния получить не удалось.

В связи с этим в термодинамике реальных систем применяется эмпирический метод, предложенный Льюисом. Льюис предложил в уравнениях термодинамики, полученных для идеальных систем заменить давления p на величину летучести f , а концентрации С на активности a .

При такой замене выражения для констант равновесия не меняются по форме. Но этот прием позволяет связать экспериментально найденные свойства реального газа с термодинамическими параметрами.

Летучести и активности – это экспериментальные величины, которые находятся из условия, что для раствора при бесконечном разбавлении или газа при давлении стремящимся к 0 активность приближается к аналитической концентрации, а летучесть к реальному давлению идеального газа. Исходя из этой посылки рассчитываются активности и летучести.

При 1273 К и общем равновесии 30 атм. В равновесной системе

содержится 17% (по общему) . Сколько процентов будет содержаться в газе при общем давлении 20 атм.? При каком давлении в газе будет содержаться 25% ? (Газ считать идеальным).

В соответствии с законом Авогадро, объёмный процент равен мольному проценту. Следовательно, при 30 атм. будет равен:

Отсюда находим

В отличие от , для идеальных газов не зависит от давления. На основании этого находим при 20 атм.

= 0,125 или 12,5%

Для 25%

Следовательно,

При 2000°С и общем давлении 1 атм. 2% воды диссоцииовано на водород и кислород. Рассчитайте константу равновесия реакции при этих условиях.

Средства работы с базами данных (списками). Сортировка и фильтрация данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Понятие о списке (базе данных Excel)

Электронные таблицы Excel можно использовать для организации работы с небольшими реляционными базами данных. В этом случае электронную таблицу называют списком или базой данных Excel (рис. 5.1 рис. 5.1) и используют соответствующую терминологию:

  • строка списка – запись базы данных;
  • столбец списка – поле базы данных.

Название столбца может занимать только одну ячейку и при работе с таблицей как с базой данных называется именем поля. Все ячейки строки с именами полей образуют область имен полей, которая занимает только одну строку. Данные всегда располагаются, начиная со следующей строки после области имен полей. Весь блок ячеек с данными называют областью данных.

  1. Список содержит фиксированное количество полей (столбцов), определяющих структуру записи базы данных (строки).
  2. Верхняя строка списка содержит имена полей (названия столбцов).
  3. Имя поля может состоять из нескольких слов любого алфавита. Обязательное требование – размещение в одной ячейке.
Читайте также:
Лекция 3.5.2

Список (база данных Excel) – электронная таблица, в которой строки (записи) имеют фиксированную структуру, а имена столбцов (полей) занимают одну строку.

Для размещения имени поля списка в одной ячейке (рис.5.1 рис. 5.1) необходимо:

  • выделить ячейку или всю строку, где будут располагаться имена полей;
  • ввести команду Главная и выбрать вкладку Выравнивание
  • на вкладке установить следующие параметры:
  • по горизонтали: по значению;
  • по вертикали: по верхнему краю или по центру;
  • отображение: установить флажок переносить по словам.

Над записями списка можно выполнять различные операции обработки, команды вызова которых сгруппированы в меню Данные.

Для того чтобы электронная таблица воспринималась системой как список, необходимо соблюдать описанные выше правила и перед выполнением операций обработки установить курсор внутри этой таблицы. В этом случае при вводе команды обработки из меню Данные весь список (имена полей и записи, см. рис.5.1) будет выделены темным цветом. Когда список сформирован неверно или нужно работать с частью области списка, область списка надо выделить вручную с помощью мыши.

Excel предоставляет возможности для работы с базами данных различных форматов, которые при открытии в среде Excel автоматически преобразуются в список. Такое преобразование называют импортом. Данные в электронную таблицу можно включить не только путем импорта из “чужой” базы данных, но и посредством запросов данных, адресованных тому или иному серверу баз данных. Такие запросы формируются специальной программой MS Query , вызываемой по команде Данные, Внешние данные. Создать запрос. Результат запроса возвращается в электронную таблицу в виде списка.

Сортировка данных в списке

Сортировка данных является базовой операцией любой таблицы и выполняется командой Данные, Сортировка с установкой необходимых параметров. Целью сортировки является упорядочивание данных. Сортировка осуществляется на том же листе.

Особенно важно осуществлять сортировку в списке, так как многие операции группировки данных, которые доступны из меню Данные, можно использовать только после проведения операции сортировки.

В среде Excel предусмотрены три уровня сортировки, которые определяются в диалоговом окне Сортировка диапазона (рис. 5.2 рис. 5.2, а) параметром Сортировать по.

Сначала осуществляется сортировка в столбце 1-го уровня, затем сортируются одинаковые записи 1-го столбца по столбцу 2-го уровня, затем сортируются одинаковые записи 2-го столбца по столбцу 3-го уровня.

В том же окне устанавливается порядок сортировки в столбцах – по возрастанию или убыванию. При сортировке по возрастанию упорядочение идет следующим образом – от меньшего к большему, по алфавиту или в хронологическом порядке дат, но при этом имеет место приоритет: числа, текст, логические значения, значения ошибок, пустые ячейки. Сортировка по убыванию использует обратный порядок (исключение – пустые ячейки, которые располагаются в конце списка),

При наличии заголовков столбцов (имен полей) их следует исключить из области, подлежащей сортировке, установкой флажка переключателя Идентифицировать поля по подписям.

Кнопка выводит диалоговое окно “Параметры сортировки”, в котором задаются дополнительные установки сортировки (рис. 5.2 б рис. 5.2): с учетом регистра или без учета; по столбцам или по строкам; порядок сортировки – обычный или специальный, выбранный из предлагаемого списка. Этот список можно сформировать самостоятельно с помощью Сервис, Параметры, вкладка Списки.

Фильтрация данных в списке – это выбор данных по заданному критерию (условию). Осуществляется эта операция с помощью команды Данные > Фильтр.

Имеются две разновидности этой команды, задаваемые параметрами: Автофильтр и Расширенный фильтр. Фильтрация данных может осуществляться с помощью специальной формы, которая вызывается командой Данные> Форма.

Автофильтрация

Команда Данные, Фильтр, Автофильтр для каждого столбца строит список значений, который используется для задания условий фильтрации (рис. 5.3 рис. 5.3). В каждом столбце появляется кнопка списка, нажав которую можно ознакомиться со списком возможных критериев выбора.

По отдельному столбцу в списке критериев отбора предусматриваются следующие варианты:

  • все – выбираются все записи без ограничений;
  • первые 10 – данный пункт позволяет во вновь появляющемся диалоговом окне “Наложение условия по списку” (рис. 5.4 рис. 5.4) выбрать определенное количество наибольших или наименьших элементов списка, которые необходимо отобразить;
  • значения – будут выбраны только те записи, которые в данном столбце содержат указанное значение;
  • условие – выбираются записи по формируемому пользователем условию в диалоговом окне “Пользовательский фильтр” (рис. 5.5 рис. 5.5).

Условие для отбора записей по конкретным значениям в определенном столбце может состоять из двух самостоятельных частей, соединенных логической связкой И/ИЛИ.

Каждая часть условия включает:

  • оператор отношения: = (равно), <> (не равно), > (больше), >= (больше или равно), =п* – отобрать все записи, которые содержат код предмета, начинающийся с буквы п;
  • >= п1 И п1 – отобрать все записи, которые не содержат кода предмета п1.

Можно задать условия отбора для нескольких столбцов независимо друг от друга, фильтрация записей выполняется по всем условиям одновременно. Все записи, не прошедшие через фильтр, будут скрыты. Отфильтрованные записи можно выделить и скопировать в другое место, удалить. Отмена результата фильтрации и возврат к исходному состоянию списка производятся повторным вводом команды Данные, Автофильтр.

Читайте также:
Лекция 6.3
Расширенный фильтр

Команда Данные, Фильтр, Расширенный фильтр обеспечивает использование двух типов критериев для фильтрации записей списка:

  • критерий сравнения;
  • вычисляемый критерий.

Обычно критерий фильтрации формируется в нескольких столбцах, и тогда его называют множественным критерием.

Важной особенностью этого режима является необходимость формирования заранее, до выполнения самой команды фильтрации, специального блока (области) для задания сложных поисковых условий, называемых областью критерия (диапазоном условия).

Технология использования расширенного фильтра состоит из двух этапов:

  • этап 1 – формирование области критериев поиска;
  • этап 2 – фильтрация записей списка.

Этап 1. Формирование диапазона условий для расширенного фильтра. Область критериев поиска содержит строку имен столбцов и произвольное число строк для задания поисковых условий.

Рекомендуется скопировать первую строку с именами полей из области списка в область, где будет формироваться критерий отбора записей (на тот же или другой лист, в другую рабочую книгу). Далее ненужные имена столбцов из диапазона условий можно удалить.

Критерий сравнения формируется при соблюдении следующих требований:

  • состав столбцов области критериев определяется столбцами, по которым задаются условия фильтрации записей;
  • имена столбцов области критериев должны точно совпадать с именами столбцов исходного списка;
  • ниже имен столбцов располагаются критерии сравнения типа:
  • точного значения;
  • значения, формируемого с помощью операторов отношения;
  • шаблона значения, включающего символы * и (или) ?.

Правила формирования множественного критерия:

  1. Если критерии (условия) указываются в каждом столбце на одной строке, то они считаются связанными условием И .
  2. Если условия записаны в нескольких строках, то они считаются связанными условием ИЛИ.

Пример1. Условие выбора записей о сдаче экзаменов студентами группы 133 по предмету п1 на оценки 4 или 5 можно записать несколькими способами:

1-й способ. Множественный критерий сравнения- все условия находятся в одной строке, связка И. Номер группы, код предмета заданы как точные значения, оценка- оператор сравнения со значением константы.

Номер группы Код предмета Оценка
133 п1 >3

2-й способ. Множественный критерий сравнения – все условия (точные значения полей) находятся в одной строке, столбец Оценка используется дважды, связка И.

Номер группы Код предмета Оценка Оценка
133 п1 4 5

3-й способ. Множественный критерий сравнения – условия (точные значения полей) записаны в двух строках, связка ИЛИ.

Номер группы Код предмета Оценка
133 п1 4
133 п1 5

Вычисляемый критерий представляет собой формулу, записанную в строке области условий, которая возвращает логическое значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Формула строится с использованием: адресов ячеек, встроенных функций, констант различных типов (числа, текст, дата, логическая константа), операторов отношения.

Внимание! Имя столбца, содержащего формулу вычисляемого критерия, должно отличаться от имени столбца в списке.

Пример2. Выбрать записи о сдаче экзаменов студентами группы 133 с оценкой ниже общего среднего балла или записи с оценкой 5:

После завершения ввода вычисляемого критерия в ячейке должна появиться логическая константа ИСТИНА или ЛОЖЬ – результат применения сформированного вычисляемого критерия по отношению к первой записи списка; формулу критерия можно просмотреть лишь в строке формул. Этот же критерий можно было записать по-другому:

Основные операции обработки записей списка: последовательный просмотр записей, поиск или фильтрация записей по критериям сравнения, создание новых и удаление существующих записей списка.

Добавление кнопки “Форма” на панель быстрого доступа

Щелкните стрелку, расположенную рядом с панелью быстрого доступа, и выберите пункт Другие команды.

В поле Выбрать команды из выберите пункт Все команды.

В списке выберите кнопку Форма Кнопка “Форма” и нажмите кнопку Добавить.

При установке курсора в область списка и выполнении команды Данные, Форма на экран выводится форма, в составе которой имена полей – названия столбцов списка.

Для просмотра записей используется полоса прокрутки либо кнопки или , выводится индикатор номера записи. При просмотре записей возможно их редактирование. Поля, не содержащие формул, доступны для редактирования, вычисляемые или защищенные поля не редактируются. Корректировку текущей записи с помощью кнопки можно отменить.

Для создания новой записи нажимается кнопка , выполняется заполнение пустых полей экранной формы; для перехода между полями формы используются курсор мыши, либо клавиша .

При повторном нажатии кнопки сформированная запись добавляется в конец списка. Для удаления текущей записи нажимается кнопка . Удаленные записи не могут быть восстановлены, при их удалении происходит сдвиг всех остальных записей списка.

С помощью экранной формы задаются критерии сравнения. Для этого нажимается кнопка , форма очищается для ввода условий поиска в полях формы с помощью кнопки , а название кнопки заменяется на название . После ввода критериев сравнения нажимаются кнопки или для просмотра отфильтрованных записей в нужном направлении. При просмотре можно удалять и корректировать отфильтрованные записи списка. Для возврата к форме нажимается кнопка , для выхода из формы – кнопка .

Читайте также:
Лекция 1.2.3

Лекция 6.4

МОДУЛЬ 3 «Электростатика. Магнитостатика. Постоянный ток»

Неделя 1-2

Лекция 1. Электрическое поле системы неподвижных зарядов в вакууме. Теорема Гаусса для электростатического поля.

Электрический заряд. Закон Кулона. Напряжённость электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции и его применение к расчёту поля системы неподвижных зарядов. Поток вектора напряжённости электрического поля. Теорема Гаусса в интегральной и дифференциальной формах в вакууме и её применение для расчёта электростатических полей.

ОЛ-1(§1.1- 1.6), ОЛ-4(§1.1- 1.5, §1.11, §1.13-1.14), ОЛ-5(§1.1- 1.4), ДЛ-11.

Лекция 2. Работа и потенциал электростатического поля.

Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряжённости. Связь напряжённости и потенциала. Уравнение Пуассона.

ОЛ-1(§1.7- 1.8), ОЛ-4(§1.6, 1.8, 1.12), ОЛ-5(§1.5- 1.6), ДЛ-11.

Семинар 1. Электростатическое поле в вакууме. Принцип суперпозиции. Проводники в электростатическом поле.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.18, 2.27, 2.36, 2.69 или ОЛ-9 задачи 3.13, 3.20, 3.28, 3.61.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.17, 2.44 или ОЛ-9 задачи 3.12, 3.36.

Неделя 3-4

Лекция 3. Электростатическое поле в диэлектрике.

Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса. Поле на границе раздела диэлектриков.

ОЛ-1(§2.1- 2.4), ОЛ-4(§1.9, 2.1- 2.7), ОЛ-5(§1.7, 3.1- 3.6), ДЛ-11.

Лекция 4. Электрическое поле заряженных проводников. Энергия электростатического поля. Поле вблизи поверхности проводника. Электроёмкость проводников и конденсаторов. Ёмкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия системы неподвижных зарядов. Энергия заряженного проводника, конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.

ОЛ-1(§3.1- 3.4), ОЛ-4(§3.1- 3.4, 4.1- 4.3), ОЛ-5(§2.1- 2.3, 2.6, 4.1- 4.3), ДЛ-11.

Семинар 2. Теорема Гаусса. Поле в диэлектрике.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.32, 2.33, 2.93, 2.96 или ОЛ-9 задачи 3.23, 3.25, 3.82, 3.85.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.37, 2.99 или ОЛ-9 задачи 3.29, 3.89

Тему «Электрический ток» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: носители тока в средах, сила и плотность тока, уравнение непрерывности, электрическое поле в проводнике с током, сторонние силы, закон Ома и Джоуля – Ленца в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§4.1- 4.7), ОЛ-4(§5.1- 5.8), ОЛ-5(§5.1- 5.5), ДЛ-11.

Неделя 5-6

Лекции 5. Магнитное поле в вакууме.

Вектор индукции и напряжённости магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции магнитных полей. Поле прямого и кругового токов. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчёт магнитного поля тороида и соленоида.

ОЛ-1(§5.1- 5.5), ОЛ-4(§6.1- 6.3, 6.12), ОЛ-5(§6.2- 6.5), ДЛ-11.

Лекция 6. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц. Эффект Холла.

ОЛ-1(§6.1- 6.7), ОЛ-4(§6.5, 10.1- 10.5, 11.3), ДЛ-11.

Семинар 3. Электроёмкость, конденсаторы, энергия электростатического поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.115, 2.119, 2.135, 2.152 или ОЛ-9 задачи 3.105, 3.111, 3.129, 3.146 .

Дома: ОЛ-8 задачи 2.116, 2.149 или ОЛ-9 задачи 3.108, 3.143.

Неделя 7-8

Лекция 7. Проводники с током в магнитном поле.

Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

ОЛ-1(§7.1- 7.3), ОЛ-4(§6.6, 6.8- 6.10), ОЛ-5 (§6.6- 6.8), ДЛ-11.

Лекция 8. Магнитное поле в веществе.

Намагниченность вещества. Вектор напряжённости магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость вещества. Теоремы о циркуляции векторов напряжённости и намагниченности в интегральной и дифференциальной формах. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Поле на границе раздела магнетиков.

ОЛ-1(§8.1- 8.7), ОЛ-4(§7.1- 7.9), ОЛ-5(§7.1- 7.6), ДЛ-11.

Семинар 4. Магнитное поле токов.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.234, 2.242, 2.250, 2.293 или ОЛ-9 задачи 3.228, 3.233, 3.239, 3.281.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.239, 2.258 или ОЛ-9 задачи 3.231, 3.249.

Неделя 9-10

Лекция 9. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.

ОЛ-1(§9.1- 9.6), ОЛ-4(§8.1- 8.8), ОЛ-5(§9.1- 9.7), ДЛ-11.

Лекция 10. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля. Основные положения электромагнитной теории Максвелла. Вихревое электрическое поле. Ток смещения. Закон полного тока. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах.

ОЛ-1(§10.1- 10.4), ОЛ-4(§9.1- 9.3), ОЛ-5(§10.1- 10.3), ДЛ-11.

Семинар 5. Движение заряженных частиц в магнитных и электрических полях. Электромагнитная индукция, энергия магнитного поля.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 2.417, 2.325, 2.329, 2.374 или ОЛ-9 задачи 3.401, 3.310, 3.314, 3.358.

Дома: ОЛ-8 задачи 2.377, 2.375 или ОЛ-9 задачи 3.361, 3.359.

МОДУЛЬ 4 « Уравнения Максвелла. Электромагнитные волны »

Неделя 11-12

Лекция 11. Электромагнитные волны.

Волновое уравнение для электромагнитного поля, его общее решение. Скорость распространения электромагнитных волн. Энергия и импульс электромагнитного поля. Вектор Пойнтинга. Теорема Пойнтинга.

ОЛ-3(§1.1- 1.2), ОЛ-5(§10.4- 10.5), ОЛ-6(§2.1- 2.5), ОЛ-7(§2.1- 2.5), ДЛ-11.

Лекции 12. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

Читайте также:
Лекция 2.6

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Семинар 6. Электромагнитные волны.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 3.245, 3.249, 3.250, 3.253 или ОЛ-9 задачи 4.229, 4.233, 4.234, 4.254.

Дома: ОЛ-8 задачи 3.243, 3.245 или ОЛ-9 задачи 4.227, 4.229.

Тему «Взаимодействие электромагнитных волн с веществом» студенты прорабатывают самостоятельно. При этом рассматривают следующие вопросы: электронная теория дисперсии, нормальная и аномальная дисперсии, закон Бугера, рассеяние света.

ОЛ-3(§7.1- 7.4), ОЛ-6(§7.1- 7.5), ОЛ-7(§7.1- 7.5), ДЛ-11.

Неделя 13 -14

Лекции 13. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Шкала электромагнитных излучений. Оптическое излучение, его интенсивность. Интерференция электромагнитных волн. Расчёт интерференционной картины с двумя источниками. Пространственно-временная когерентность. Интерференция света в тонких плёнках. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона. Применение интерференции.

ОЛ-3(§4.1- 4.5), ОЛ-6(§3.1, 4.1- 4.6), ОЛ-7(§3.1, 4.1- 4.6), ДЛ-11.

Лекция 14. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Семинар 7. Интерференция света.

Ауд.: ОЛ-9 задачи 5.74, 5.82, 5.85, 5.91 или ОЛ-8 задачи 4.81, 4.87, 4.91, 4.97.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.86, 4.98 или ОЛ-9 задачи 5.80, 5.92.

Неделя 15-16

Лекция 15. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция от круглого отверстия и от круглого диска. Дифракция Фраунгофера от щели. Предельный переход от волновой оптики к геометрической. Дифракционная решётка. Спектральные характеристики дифракционных решёток. Дифракция рентгеновских лучей. Формула Вульфа – Бреггов. Понятие о рентгеноструктурном анализе.

ОЛ-3(§5.1- 5.6), ОЛ-6(§5.1- 5.7), ОЛ-7(§5.1- 5.8), ДЛ-11.

Лекция 16. Поляризация света.

Естественный и поляризованный свет. Закон Малюса. Закон Брюстера. Распространение электромагнитных волн в одноосных кристаллах. Двойное лучепреломление. Поляризация света при двойном лучепреломлении. Поляризационные призмы и поляроиды.

ОЛ-3(§8.1- 8.4), ОЛ-6(§6.1- 6.3), ОЛ-7(§6.1- 6.3), ДЛ-11.

Семинар 8. Дифракция и поляризация света.

Ауд.: ОЛ-8 задачи 4.114, 4.118, 4.156, 4.180 или ОЛ-9 задачи 5.105, 5.109, 5.147, 5.171.

Дома: ОЛ-8 задачи 4.154, 4.183 или ОЛ-9 задачи 5.145, 5.174.

Неделя 17-18

Лекция 17. Голография. Опорная и предметная световые волны. Запись и воспроизведение голограмм. Применение голографии.

ОЛ-3(§6.1- 6.4), ОЛ-6(§5.9), ОЛ-7(§5.10), ДЛ-11.

Лекция 18. Резервная.

Семестр заканчивается экзаменом на всех факультетах

Поиск

Типы и структура лекционных занятий.

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).
Читайте также:
Лекция 2.4

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

Links to this note

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения
  • Виды учебного видео

© 2021 Dmitry S. Kulyabov

This work is licensed under CC BY 4.0

Published with Wowchemy — the free, open source website builder that empowers creators.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: