Лекция 6.6

Лекция 6

Тема лекции

Источники энергии. Система зажигания

План лекции

6.1 Общие сведения об электрооборудовании автомобиля.

6.2 Генератор переменного тока.

6.3 Аккумуляторная батарея.

6.4 Назначение системы зажигания, типы систем зажигания.

6.5 Принцип преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.

Содержание лекции

6.1 Общие сведения об электрооборудовании автомобиля

Электрооборудование автомобиля представляет собой совокупность электрических приборов и аппаратуры, обеспечивающих нормальную работу автомобиля.

В автомобиле электрическая энергия используется для пуска двигателя, воспламенения рабочей смеси, освещения, Сигнализации, питания контрольных приборов, дополнительной аппаратуры и т.д. Электрооборудование автомобиля включаете себя источники и потребители тока. Для соединения источников и потребителей тока применяется однопроводная система. Вторым проводом является масса автомобиля (его металлические части), с которой соединяются отрицательные полюса электрических приборов. Питаются электрические приборы постоянным током напряжением 12 или 24 В (автомобили с дизелями).

Упрощенная схема общей электрической системы электрооборудования автомобиля и соединения приборов без учета их действительного расположения на автомобиле показана на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Принципиальная упрощенная схема электрооборудования автомобиля:

1 — аккумуляторная батарея; 2 — стартер; 3 — приборы системы зажигания; 4 — приборы системы освещения; 5 — приборы системы сигнализации; 6 — контрольные электроприборы;

7 — дополнительная аппаратура; 8 — генератор; 9 — регулятор напряжения

Источники тока обеспечивают электроэнергией все потребители автомобиля. Источниками тока на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея. К источникам тока отнесены также и приборы их регулирования.

6.2 Генератор переменного тока

Генератор переменного тока – трехфазная 12-полюсная синхронная электрическая машина с блоком полупроводниковых выпрямителей – кремниевых диодов, преобразующих переменный ток в постоянный. При использовании данного генератора упрощается конструкция реле-регулятора, так как в этом случае не требуется реле обратного тока и ограничитель силы тока.

Генератор состоит из статора, ротора, двух крышек 2 и 13, вентилятора 7 и шкива 10. Сердечник 15 статора, являющийся магнитопроводом, набран из отдельных изолированных стальных пластин. На внутренней стороне статора имеется восемнадцать выступов, на которых установлены катушки. Они распределены на три фазы (группы) по шесть последовательно объединенных катушек, соединенных по схеме звезда (рис 6.2, б). Другие концы фаз клеммами 16 (рис 6.2, а) присоединены к блоку 17 кремниевых диодов выпрямителя. При этом каждая фаза связана с двумя диодами разной полярности (рис 6.2, б).

Рис. 6.2. Генератор переменного тока

На валу 9 (рис 6.2, а) ротора напрессованы втулка 12, полюсные наконечники 14 и изоляционные втулки 18 контактных колец 1. На втулке между полюсными наконечниками расположена обмотка 6 возбуждения. Концы обмотки 6 припаяны к контактным кольцам, к которым прижимаются щетки 4, находящиеся в щеткодержателе 3. Одна щетка соединена с корпусом генератора, а вторая изолирована от него и соединена с клеммой Ш. Полюсные наконечники имеют по шесть полюсов разной полярности (М и 5), образующих двенадцатиполюсную магнитную систему.

При вращении ротора магнитные силовые линии пересекают обмотку статора, возбуждая в ней ЭДС, переменную по величине и направлению. Обмотка 6 возбуждения генератора при пуске двигателя получает питание от аккумуляторной батареи, а во время работы двигателя – от выпрямителя. Генератор имеет три выводные клеммы положительную – для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой, шунта Ш – для соединения с клеммой Ш регулятора напряжения; отрицательную – для соединения с корпусом автомобиля и регулятором напряжения.

6.3 Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея преобразует химическую энергию в электрическую.

Аккумуляторная батарея на автомобиле питает потребители электрического тока при неработающем или работающем с малой частотой вращения коленчатого вала двигателе. На автомобилях применяют свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, обладающие небольшим внутренним сопротивлением и способные в течение нескольких секунд отдавать ток в несколько сот ампер, который необходим для пуска двигателя стартером. Аккумуляторная батарея характеризуется емкостью, т.е. количеством электрической энергии, которую может отдать батарея при разряде от полностью заряженного состояния до предельно допустимого разряженного.

6.1 Параметрические критерии

В группу параметрических критериев методов математической статистики входят методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при­надлежности двух выборок одной совокупности. Эти методы основыва­ются на предположении о том, что распределение выборок подчиняется нормальному (гауссовому) закону распределения. Среди параметрических критериев статистики нами будут рассмотрены критерий Стьюдента и Фишера.

6.1.1 Методы проверки выборки на нормальность

Чтобы определить, имеем ли мы дело с нормальным распределением, можно применять следующие методы:

1) в пределах осей можно нарисовать полигон частоты (эмпирическую функцию распределения) и кривую нормального распределения на основе данных исследования. Исследуя формы кривой нормального распределения и графика эмпирической функции распределения, можно выяснить те параметры, которыми последняя кривая отличается от первой;

2) вычисляется среднее, медиана и мода и на основе этого определяется отклонение от нормального распределения. Если мода, медиана и среднее арифметическое друг от друга значительно не отличаются, мы имеем дело с нормальным распределением. Если медиана значительно отличается от среднего, то мы имеем дело с асимметричной выборкой.

Читайте также:
Лекция 4.5

3) эксцесс кривой распределения должен быть равен 0. Кривые с положительным эксцессом значительно вертикальнее кривой нормального распределения. Кривые с отрицательным эксцессом являются более покатистыми по сравнению с кривой нормального распределения;

4) после определения среднего значения распределения частоты и стандартного oтклонения находят следующие четыре интервала распределения сравнивают их с действительными данными ряда:

а) — к интервалу должно относиться около 25% частоты совокупности,

б) — к интервалу должно относиться около 50% частоты совокупности,

в) — к интервалу должно относиться около 75% частоты совокупности,

г) — к интервалу должно относиться около 100% частоты совокупности.

6.1.2 Критерий Стьюдента ( t-критерий)

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух неза­висимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой матери­ал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.

а) случай независимых выборок

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

(1)

где , — средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

– стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

, (2)

где n 1 и n 2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n 1= n 2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

(3)

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

При численном равенстве выборок k = 2 n – 2.

Далее необходимо срав­нить полученное значение t эмп с теоретическим значением t—рас­пределения Стьюдента (см. приложение к учеб­никам статистики). Если t эмп t крит, то гипотеза H принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.

Пример 1 . В двух группах учащихся — экспериментальной и контрольной — получены следующие результаты по учеб­ному предмету (тестовые баллы; см. табл. 1). [1]

Таблица 1. Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная) N 1=11 человек

Вторая группа (контрольная)

12 14 13 16 11 9 13 15 15 18 14

13 9 11 10 7 6 8 10 11

Общее количество членов выборки: n 1=11, n 2=9.

Расчет средних арифметических: Хср=13,636; Y ср=9,444

Стандартное отклонение: s x=2,460; s y =2,186

По формуле (2) рассчитываем стандартную ошибку разности арифметических средних:

Считаем статистику критерия:

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное сужде­ние в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превы­шает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе эксперимен­тального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав средней арифметической эксперимен­тальной группы, a — контрольной:

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не про­явил себя с хорошей стороны по разным, возможно, при­чинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о пре­имуществе традиционного метода.

б) случай связанных (парных) выборок

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

(5)

где — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d – среднее этих разностей;

Читайте также:
Лекция 3.1

Sd вычисляется по следующей формуле:

(6)

Число степеней свободы k определяется по формуле k= n -1. Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Если t эмп t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстети­ческие ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились бе­седы, выставки детских рисунков, были организованы по­сещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических со­ображений в таблице 2 приводятся результаты небольшо­го числа испытуемых. [2]

Таблица 2. Результаты эксперимента

Вспомогательные расчеты

до начала экспери­мента (Х)

экспери­мента (У)

Вначале произведем расчет по формуле:

Затем применим формулу (6), получим:

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

Число степеней свободы: k =10-1=9 и по таблице При­ложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтерна­тивной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уров­не гипотеза Н отклоняется и принимается гипотеза Н1 .

6.1.3 F — критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фи­шера такова:

(8)

где – дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Чис­ло степеней свободы определяется также просто:

k 1=nl – 1 для первой выборки (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и k 2= n 2 – 1 для второй выборки.

В Приложе­нии 1 критические значения критерия Фишера находятся по величинам k 1 (верхняя строчка таблицы) и k 2 (левый столбец таблицы).

Если t эмп> t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. [3] Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в таблице:

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

Тогда по формуле (8) для расчета по F критерию Фишера находим:

По таблице из Приложения 1 для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных k =10 – 1 = 9 находим F крит=3,18 ( c следователь может утверждать, что по степени однородности такого показа­теля, как умственное развитие, имеется различие между выбор­ками из двух классов.

6.2 Непараметрические критерии

Сравнивая на глазок (по процентным соотношениям) результаты до и после какого-либо воздействия, исследователь приходит к заключению, что если наблюдаются различия, то имеет место различие в сравниваемых выборках. Подобный подход категорически неприемлем, так как для процентов нельзя определить уровень достоверности в различиях. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач исследователь может использовать ряд критериев различия. Ниже будет рассмотрены непараметрические критерии: критерий знаков и критерий хи-квадрат.

6.2.1 Критерий знаков ( G-критерий)

Критерий предназначен для срав­нения состояния некоторого свойства у членов двух зави­симых выборок на основе измерений, сделанных по шка­ле не ниже ранговой.

Имеется две серии наблюдений над случайными переменными X и У, полученные при рассмотрении двух зависимых выборок. На их основе составлено N пар вида (х i , у i ), где х i , у i — результаты двукратного измерения одного и того же свойства у одного и того же объекта.

В педагогических исследованиях объектами изуче­ния могут служить учащиеся, учителя, администрация школ. При этом х i , у i могут быть, например, балловы­ми оценками, выставленными учителем за двукратное выполнение одной и той же или различных работ одной и той же группой учащихся до и после применения некоторого педагогическою средства.

Элементы каждой пары х i , у i сравниваются между собой по величине, и паре присваивается знак «+», ес­ли х i i , знак «—», если х i > у i и «0», если х i = у i .

Нулевая гипотеза формулируются следующим обра­зом: в состоянии изучаемого свойства нет значимых различий при первичном и вторичном измерениях. Альтернативная гипотеза: законы распределения величин X и У различны, т. е. состояния изучаемого свойства существенно раз­личны в одной и той же совокупности при первичном и вторичном измерениях этого свойства.

Читайте также:
Лекция 3.4

Ста­тистика критерия (Т) определяется следую­щим образом:

допустим, что из N пар (х, у,) нашлось несколько пар, в которых значения х i и у i равны. Такие пары обозначаются знаком «0» и при подсчете значения ве­личины Т не учитываются. Предположим, что за вы­четом из числа N числа пар, обозначенных знаком «0», осталось всего n пар. Среди оставшихся n пар подсчита­ем число пар, обозначенных знаком «-», т.е, пары, в которых xi yi . Значение величины Т и равно чис­лу пар со знаком минус.

Нулевая гипотеза принимается на уровне значимости 0,05, если наблю­даемое значение T n – ta , где значение n – ta определя­ется из статистических таблиц для критерия знаков Приложения 2.

Пример 4. Учащиеся выполняли контрольную ра­боту, направленную на проверку усвоения некоторого понятия. Пятнадцати учащимся затем предложили электронное пособие, составленное с целью фор­мирования данного понятия у учащихся с низким уров­нем обучаемости. После изучения пособия учащиеся снова выполняли ту же контрольного работу, которая оценивалась по пятибалльной системе.

Результаты двукратного выполнения ра­боты представляют измерения по шкале по­рядка (пятибалльная шкала). В этих условиях возмож­но применение знакового критерия для выявления тенденции изменения состояния знаний учащихся после изучения пособия, так как выполняются все допуще­ния этого критерия.

Результаты двукратного выполнения работы (в бал­лах) 15 учащимися запишем в форме таблицы (см. табл. 1). [4]

Строевая подготовка

6.3. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него
6.3.1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) отдавать друг другу честь. Подчиненные и младшие по званию отдают честь первыми. При этом честь отдается четко и молодцевато, с точным соблюдением строевой стойки и движения.

Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча (рис. 6.6). При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения (рис. 6.7).

Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо.

Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.

При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра (см. рис. 6.7); пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо и правую руку опустить.

Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника (старшего).

6.3.2. Выход из строя и возвращение в строй

Для выхода военнослужащего из строя подается команда. Например: “Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ” или “Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)”.

Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: “Я”, а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: “Есть”. По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии. Например: “Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл”.

При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.

Читайте также:
Лекция 6.1.2

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда. Например: “Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ” или только “СТАТЬ В СТРОЙ”.

По команде “Рядовой Иванов” военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: “Я”, а по команде “СТАТЬ В СТРОЙ”, если он без автомата или с автоматом в положении “за спину”, прикладывает руку к головному убору, отвечает: “Есть”, поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.

Если подается только команда “СТАТЬ В СТРОЙ”, военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

6.3.3. Подход к начальнику и отход от него

При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии. По окончании доклада руку опускает.

При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: “Есть”, поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре строевых шага, продолжает движение походным шагом.

Лекция 6.6

Большинство химических реакций протекают одновременно в двух направлениях: в сторону образования продуктов реакции (прямая реакция) и в сторону разложения последних (обратная реакция). Вследствие химической обратимости реакции не доходят до конца. Скорость прямой реакции уменьшается, а скорость обратной, напротив, возрастает. Когда эти скорости выравниваются наступает состояние химического равновесия.

Так как химически обратимые реакции до перехода в равновесное состояние протекают с конечными скоростями, то с точки зрения термодинамики они не обратимы. Однако можно мысленно представить, что эти реакции идут бесконечно медленно через смежные равновесные состояния. Тогда к ним можно применить общие условия термодинамического равновесия.

Для гомогенных обратимых реакций экспериментально Гульбергом и Ваге был установлен закон действующих масс. При постоянной температуре отношение произведения равновесных концентраций (или парциальных давлений) продуктов реакции к произведению равновесных концентраций (или парциальных равновесий) исходных веществ есть величина постоянная.

Этот экспериментально установленный закон может быть получен методом термодинамических потенциалов. Рассмотрим реакцию в газовой фазе:

аА(г) + b В ↔ сС + dD

Когда система достигает термодинамического равновесия, то термодинамический потенциал при фиксированных естественных переменных достигает минимума. Равновесие, таким образом, можно охарактеризовать выражением химических потенциалов, когда потенциалы продуктов реакции сравняются с потенциалами исходных веществ:

с μ ( с ) + d μ (D) – a μ (a) – b μ (b) = 0 (6 – 1)

Если естественными переменными являются p и T , то = , а = V

Отсюда для систем, подчиняющихся закону идеальных газов, можно получить выражения для μ i

μ i = μ i ° + RTlnCi (6 – 2)

где μ i ° – стандартный химический потенциал.

Подставляется (6 – 2) в (6 – 1) и перенося постоянные величины в левую часть, получаем

сμ C ° + d μ D ° – a μ A ° – b μ B ° = – RTln (6 – 3)

Поскольку в левой части выражение не зависит от концентраций, то выражение под логарифмом является постоянной величиной при постоянной температуре:

Для идеального газа парциальные давления пропорциональны концентрациям, поэтому константа равновесия может быть всегда выражена через равновесные парциальные давления:

Аналогично может быть записано выражение через мольные доли:

Для идеальных газов эти константы связаны между собой соотношением:

где

Следует обратить внимание, что в полученных соотношениях только KN зависит от общего давления. Она позволяет нам оценивать сдвиг равновесия в газовых реакциях при изменении общего давления. Следует иметь в виду, что давление в этих выражениях складывается из парциальных давлений компонентов системы и не учитывает влияние инертных газов, если они присутствуют в реакционной смеси. Естественно инертный газ «разбавляет» компоненты реакционной смеси и поэтому влияет на KN .

Из уравнения (6 – 3) вытекает связь константы равновесия с ∆ rG °:

(6 – 4)

Это уравнение было впервые получено Вант – Гофором методом циклов и получило название уравнения изотермической химической реакции. Очевидно, в этом уравнении ∆ rGT ° относится к этой температуре, при которой определена Кр. Уравнение изотермической химической реакции позволяет определить константу равновесия при заданных условиях не прибегая к исследованию равновесия. Величина ∆ rGT ° может быть рассчитана на основе термических констант для индивидуальных веществ.

Читайте также:
Лекция 4.3

Если заданы концентрации (парциальные давления) отличные от равновесных, то можно записать более общий вид уравнения изотермической химической реакции:

Это выражение позволяет определить направление самопроизвольного процесса.

Уравнение изотермы химической реакции позволяет получить выражение для температурной зависимости константы равновесия.

Запишем уравнение Гиббса – Гельмгольца:

Подставим выражение для из (6 – 4)

(6 – 5)

Дифференцируем уравнение (6 – 5)


(6 – 5´)

Из уравнения (6 – 5´) получаем уравнение изобары химической реакции:

(6 – 6)

Если проинтегрировать уравнение (6 – 6) в предположении, что ∆ rHT ° не зависит от температуры, то получим уравнение:

где С – константа интегрирования.

Уравнение (6 – 7) хорошо выполняется в узких интервалах температур и позволяет определить ∆ rGT °.

Для широких интервалов температур ln K р представляют в виде степенных рядов или других аналитических формах:

Такие выражения позволяют рассчитать все термодинамические функции для процессов, для которых данные зависимости получены.

Выражения для термодинамических потенциалов, полученные для идеального газа. Для реальных газов, а особенно для газовых растворов возникают затруднения. Это связано с тем, что расчет концентраций и давлений должен быть проведен исходя из уравнения состояния. Однако для реальных систем единое достаточно простое уравнение состояния получить не удалось.

В связи с этим в термодинамике реальных систем применяется эмпирический метод, предложенный Льюисом. Льюис предложил в уравнениях термодинамики, полученных для идеальных систем заменить давления p на величину летучести f , а концентрации С на активности a .

При такой замене выражения для констант равновесия не меняются по форме. Но этот прием позволяет связать экспериментально найденные свойства реального газа с термодинамическими параметрами.

Летучести и активности – это экспериментальные величины, которые находятся из условия, что для раствора при бесконечном разбавлении или газа при давлении стремящимся к 0 активность приближается к аналитической концентрации, а летучесть к реальному давлению идеального газа. Исходя из этой посылки рассчитываются активности и летучести.

При 1273 К и общем равновесии 30 атм. В равновесной системе

содержится 17% (по общему) . Сколько процентов будет содержаться в газе при общем давлении 20 атм.? При каком давлении в газе будет содержаться 25% ? (Газ считать идеальным).

В соответствии с законом Авогадро, объёмный процент равен мольному проценту. Следовательно, при 30 атм. будет равен:

Отсюда находим

В отличие от , для идеальных газов не зависит от давления. На основании этого находим при 20 атм.

= 0,125 или 12,5%

Для 25%

Следовательно,

При 2000°С и общем давлении 1 атм. 2% воды диссоцииовано на водород и кислород. Рассчитайте константу равновесия реакции при этих условиях.

Лекция 6
Алгоритм симплекс метода

Симплекс метод (метод последовательного улучшения плана)

Метод предназначен для решения общей задачи линейного программирования.

Пусть имеем следующую задачу:

с системой ограничений следующего вида:

Разрешим эту систему относительно переменных x1, . xm:

Векторы условий, соответствующие x1, . xm, образуют базис. Переменные x1, . xm назовем базисными переменными. Остальные переменные задачи – небазисные.

Целевую функцию можно выразить через небазисные переменные:

Если приравнять небазисные переменные нулю: xm+1 = 0, xm+2 = 0, . xn = 0,

то соответствующие базисные переменные примут значения: .

Вектор с такими компонентами представляет собой угловую точку многогранника решений (допустимую) при условии, что (опорный план).

Теперь необходимо перейти к другой угловой точке с меньшим значением целевой функции. Для этого следует выбрать некоторую небазисную переменную и некоторую базисную так, чтобы после того, как мы “поменяем их местами”, значение целевой функции уменьшилось. Такой направленный перебор в конце концов приведет нас к решению задачи.

Пример 1.

Выберем в качестве базисных следующие переменные < x1, x2, x3> и разрешим систему относительно этих переменных. Система ограничений примет следующий вид:

Переменные < x4, x5>являются небазисными. Если взять x4 = 0 и x5 = 0, то получим угловую точку (опорный план): , которому соответствует .

Значение целевой функции можно уменьшить за счет увеличения x5. При увеличении x5 величина x1 также увеличивается, а x2 и x3 – уменьшаются. Причем величина x2 раньше может стать отрицательной. Поэтому, вводя в базис переменную x5, одновременно x2 исключаем из базиса. В результате после очевидных преобразований получим следующие выражения для новой системы базисных переменных и целевой функции:

Соответствующий опорный план: и .

Целевую функцию можно уменьшить за счет увеличения x4. Увеличение x4 приводит к уменьшению только x3. Поэтому вводим в базис переменную x4, а x3 исключаем из базиса. В результате получим следующие выражения для новой системы базисных переменных и целевой функции:

Соответствующий опорный план: и значение целевой функции: . Так как все коэффициенты при небазисных переменных в целевой функции неотрицательны, то нельзя уменьшить целевую функцию за счет увеличения x2 или x3, следовательно, полученный план является оптимальным.

Читайте также:
Лекция 1.2.1

Пример 2.

Пусть имеем задачу

Теперь вводим в базис переменную x1, a x4 исключаем из базиса. В результате получим следующие выражения для базисных переменных и целевой функции:

Опорный план: , значение целевой функции: .

Теперь можно заметить, что при увеличении x2 значения переменных x1 и x3 также возрастают, то есть при в допустимой области (задача не имеет решения).

Замечание

В процессе поиска допустимого плана может быть выявлена противоречивость системы ограничений.

Алгоритм симплекс метода

Формализованный алгоритм симплекс метода состоит из двух основных этапов:

  1. построение опорного плана;
  2. построение оптимального плана.

Проиллюстрируем алгоритм на рассмотренном ранее примере:

Она уже соответствует опорному плану (столбец свободных членов).

Построение оптимального плана.

Для того чтобы опорный план был оптимален, при минимизации целевой функции необходимо, чтобы коэффициенты в строке целевой функции были неположительными (в случае максимизации – неотрицательными). Т.е. при поиске минимума мы должны освободиться от положительных коэффициентов в строке .

Выбор разрешающего элемента. Если при поиске минимума в строке целевой функции есть коэффициенты больше нуля, то выбираем столбец с положительным коэффициентом в строке целевой функции в качестве разрешающего. Пусть это столбец с номером l.

Для выбора разрешающей строки (разрешающего элемента) среди положительных коэффициентов разрешающего столбца выбираем тот (строку), для которого отношение коэффициента в столбце свободных членов к коэффициенту в разрешающем столбце минимально:

arl – разрешающий (направляющий) элемент, строка r – разрешающая.

Для перехода к следующей симплексной таблице (следующему опорному плану с меньшим значением целевой функции) делается шаг модифицированного жорданова исключения с разрешающим элементом arl.

Если в разрешающем столбце нет положительных коэффициентов, то целевая функция неограничена снизу (при максимизации – неограничена сверху).

Шаг модифицированного жорданова исключения над симплексной таблицей. На месте разрешающего элемента ставится 1 и делится на разрешающий элемент.

Остальные элементы разрешающего столбца меняют знак на противоположный и делятся на разрешающий элемент.

Остальные элементы разрешающей строки делятся на разрешающий элемент.

Построение опорного плана.

Пусть необходимо решить задачу:

Введем дополнительные переменные, чтобы преобразовать ограничения-неравенства к равенствам. В ограничениях-равенствах дополнительные переменные должны быть нулевыми. Тогда система ограничений принимает вид:

где xn + i ≥ 0, i = 1, . p.

В качестве базисных переменных будем брать систему дополнительно введенных переменных. Тогда симплексная таблица для преобразованной задачи будет иметь следующий вид:

– x1– x2 ….– xs .…– xn1
a1,1 a1,2 …. a1,s…. a1,n b1
….….….…. ….….….….
am,1 am,2 …. am,s…. am,n bm
xm+1 am+1,1 am+1,2…. am+1,s …. am+1,n bm+1
….….….…. ….….….….
xm+p am+p,1 am+p,2…. am+p,s …. am+p,n bm+p
– c1 – c2 …. – cs …. – cn

Правила выбора разрешающего элемента при поиске опорного плана.

    При условии отсутствия “0-строк” (ограничений-равенств) и “свободных” переменных (т.е. переменных, на которые не наложено требование неотрицательности).
  • Если в столбце свободных членов симплексной таблицы нет отрицательных элементов, то опорный план найден.
  • Есть отрицательные элементы в столбце свободных членов, например bi ail, и этим самым определяем разрешающий столбец l. Если не найдем отрицательный ail, то система ограничений несовместна (противоречива).
  • В качестве разрешающей выбираем строку, которой соответствует минимальное отношение: , где r – номер разрешающей строки. Таким образом, arl – разрешающий элемент.
  • После того, как разрешающий элемент найден, делаем шаг модифицированного жорданова исключения с направляющим элементом arl и переходим к следующей симплексной таблице.
  • В случае присутствия ограничений-равенств и “свободных” переменных поступают следующим образом.
    • Выбирают разрешающий элемент в “0-строке” и делают шаг модифицированного жорданова исключения, после чего вычеркивают этот разрешающий столбец. Данную последовательность действий продолжают до тех пор, пока в симплексной таблице остается хотя бы одна “0-строка” (при этом таблица сокращается).
    • Если же присутствуют и свободные переменные, то необходимо данные переменные сделать базисными. И после того, как свободная переменная станет базисной, в процессе определения разрешающего элемента при поиске опорного и оптимального планов данная строка не учитывается (но преобразуется).
  • Вырожденность в задачах линейного программирования

    Рассматривая симплекс-метод, мы предполагали, что задача линейного программирования является невырожденной, т.е. каждый опорный план содержит ровно m положительных компонент, где m – число ограничений в задаче. В вырожденном опорном плане число положительных компонент оказывается меньше числа ограничений: некоторые базисные переменные, соответствующие данному опорному плану, принимают нулевые значения. Используя геометрическую интерпретацию для простейшего случая, когда n – m = 2 (число небазисных переменных равно 2), легко отличить вырожденную задачу от невырожденной. В вырожденной задаче в одной вершине многогранника условий пересекается более двух прямых, описываемых уравнениями вида xi = 0. Это значит, что одна или несколько сторон многоугольника условий стягиваются в точку.

    Читайте также:
    Лекция 6.2.2

    Аналогично при n – m = 3 в вырожденной задаче в одной вершине пересекается более 3-х плоскостей xi = 0.

    В предположении о невырожденности задачи находилось только одно значение , по которому определялся индекс выводимого из базиса вектора условий (выводимой из числа базисных переменной). В вырожденной задаче может достигаться на нескольких индексах сразу (для нескольких строк). В этом случае в находимом опорном плане несколько базисных переменных будут нулевыми.

    Если задача линейного программирования оказывается вырожденной, то при плохом выборе вектора условий, выводимого из базиса, может возникнуть бесконечное движение по базисам одного и того же опорного плана. Так называемое, явление зацикливания. Хотя в практических задачах линейного программирования зацикливание явление крайне редкое, возможность его не исключена.

    Один из приемов борьбы с вырожденностью состоит в преобразовании задачи путем “незначительного” изменения вектора правых частей системы ограничений на величины εi, таким образом, чтобы задача стала невырожденной, и, в то же время, чтобы это изменение не повлияло реально на оптимальный план задачи.

    Чаще реализуемые алгоритмы включают в себя некоторые простые правила, снижающие вероятность возникновения зацикливания или его преодоления.

    Пусть переменную xj необходимо сделать базисной. Рассмотрим множество индексов E, состоящее из тех i, для которых достигается . Множество индексов i, для которых выполняется данное условие обозначим через E. Если E состоит из одного элемента, то из базиса исключается вектор условий Ai (переменная xi делается небазисной). Если E состоит более чем из одного элемента, то составляется множество E1, которое состоит из , на которых достигается . Если E1 состоит из одного индекса k, то из базиса выводится переменная xk. В противном случае составляется множество E2 и т.д.

    Практически правилом надо пользоваться, если зацикливание уже обнаружено.

    Лекция 6. Память

    Скачать:

    Вложение Размер
    lekciya_6._pamyat.doc 139.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема 6

    ПАМЯТЬ

    Общая характеристика памяти

    Характеристики продуктивности оперативной памяти

    Общая характеристика памяти

    Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли [1] .

    Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [2] (рис. 1).

    Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

    Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию.

    Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений

    Память является основой любой деятель-ности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков

    Рис. 1. Функции памяти

    С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).

    Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

    1. механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
    2. механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.

    В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

    Процессы памяти

    При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).

    Рис. 2. Процессы памяти

    Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

    1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

    2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

    3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

    Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

    1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
    2. то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
    3. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
    4. то, что более связано с потребностями данного человека;
    5. то, что является объектом активной деятельности.

    Условиями успешного произвольного запоминания выступают:

    1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
    2. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
    1. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
    2. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
    3. эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

    При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

    1. осознание цели запоминания;
    2. понимание смысла запоминаемого;
    3. анализ материала;
    4. выявление наиболее существенных мыслей;
    5. обобщение;
    6. запоминание этого обобщения.

    Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

    Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

    Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).

    Приемы, позволяющие улучшить запоминание

    Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов

    Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события

    Составление плана, в котором раздельно отражаются:

    1. исходная информация (что необходимо сделать);
    2. вопросы, подлежащие выяснению;
    3. при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)

    Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств

    Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание

    Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

    Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

    Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).

    Процент запоминания информации

    1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90

    Прошедшее время (в днях)

    Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:

    I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении

    На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности − ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).

    Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

    Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.

    Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.

    Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.

    Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).

    При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.

    Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.

    Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.

    Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.

    Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

    Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.

    В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.

    На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.

    Виды памяти

    Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).

    Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

    Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.

    Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

    от особенностей запоминания и воспроизведения материала

    Лекция 6.6

    Реляциционная алгебра состоит из операций над отношениями и их составляющими (атрибутами и кортежами). Результат любой операции реляционной алгебры – новое отношение. Такие системы операций называются замкнутыми. Рассмотрим семь основных операций (рис. 1) реляционной алгебры. Они разделены на две группы. В первую входят операции, совершаемые над любыми множествами:

    • объединение,
    • пересечение,
    • разность
    • декартово произведение.

    Во вторую группу входят операции, применимые только к отношениям:

    • выборка,
    • проекция,
    • соединение.

    Рис. 1. Операции реляционной алгебры

    Объединение – операция над двумя отношениями, в результате которой получается новое отношение, состоящее из всех кортежей исходных отношений. Общие для исходных отношений кортежи в новом отношении встречются только по одному разу.

    Реальный запрос на языке SQL состоит из двух объединённых операторов SELECT. Первым SELECT выбирается вся таблица (реальная, а не теоретическое отношение) Физ_лица, вторым – Юр_лица. Результаты обеих выборок выводятся в общую таблицу. Оба оператора объединяются в один запрос предложением UNION:

    Пересечение – операция над двумя отношениями, в результате которой получается новое отношение, состоящее из кортежей, принадлежащих обоим исходным отношениям.

    Разность – операция над двумя отношениями, в результате которой получается новое отношение, состоящее из кортежей, принадлежащих первому отношению и не принадлежащих второму.

    Декартово произведение – операция над двумя отношениями, в результате которой получается новое отношение, состоящее из всех возможных кортежей, являющихся попарными сочетаниями кортежей исходных отношений.

    Операции объединения, пересечения и разности имеют следующие особенности:

    1. участвующие в операции отношения должны иметь одинаковое количество атрибутов;
    2. попарно соответствующие атрибуты отношений должны иметь одинаковый тип;
    3. наименование каждого атрибута отношения-результата может быть либо новым, либо наследовать имя атрибута одного из исходных отношений.

    Выборка производится над кортежами одного отношения. Результат выборки – новое отношение, состоящее из котежей исходного отношения, удовлетворяющих заданному условию.

    На языке SQL запрос запрос выглядит так:

    Проекция также производится над кортежами одного отношения. Результат проекции – новое отношение содержащее только заданные атрибуты исходного отношения.

    На языке SQL запрос запрос выглядит так:

    Язык SQL предназначен для работы с реальными таблицами и допускает несколько одинаковых строк в таблице с результатами запроса. Для исключения одинаковых строк служит служебное слово DISTINCT

    Соединение – операция над двумя отношениями, имеющими общие атрибуты, в результате которой получается новое отношение, состоящее из всех атрибутов исходных отношений и объединяющее только те кортежи исходных отношений в которых значения общих атрибутов совпадают.

    Семантически общие атрибуты описывают общие свойства соединяемых отношений. Общие атрибуты должны иметь один тип

    Даны два отношения Рабочие и Инструменты

    Нужно выбрать из обоих отношений сведения о рабочих и взятых ими инструментах. Общий атрибут – ТабНомер. В отношении Инструменты табельных номеров 3 и 4, нет, поэтому строки с этими номерами из отношения Рабочие в результаты запроса не попадут. На языке SQL запрос выглядит так:

    Если в запросе не указать общий атрибут, то получится декартово произведение, состоящее из 4*5=20 кортежей.

    При выполнении запроса SELECT, как правило, делаются несколько реляционных операций. Например, для выборки из отношения Рабочие всех кортежей со слесарями и атрибутов ФИО и Должность служит оператор

    Выполнение этого запроса состоит из двух реляционных операций: выборки и проекции.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: