Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)

Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы)

Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов

Вода хоть и в очень малой степени, но подвергается электролитической диссоциации по схеме:

Поскольку количества образующихся ионов H + и ОН – равны друг другу:

чистая вода имеет нейтральную среду.

При растворении в воде кислот среда становится кислой (кислотной), т. к. возрастает концентрация ионов водорода Н + :

При растворении в воде щелочей среда становится щелочной, т. к. возрастает концентрация гидроксид-ионов:

На практике для характеристики степени кислотности раствора используют так называемый водородный показатель, или pH. Поясним, что это такое.

В результате точных измерений было найдено, что концентрация ионов водорода в чистой воде равна c(H + ) = 1 ∙ 10 -7 моль/л. Это очень маленькая величина. Вы, должно быть, знаете, что в естественных науках для большего удобства вместо обычных масштабов (шкал, графиков) часто используют логарифмические, что позволяет работать с несопоставимыми, казалось бы, величинами. Для удобства в химии используют не концентрацию ионов водорода, а отрицательный логарифм этой величины, называемый водородным показателем или pH:

Следовательно, вместо громоздкой записи с(H + ) = 1 ∙ 10 -7 моль/л можно кратко записать:

поскольку pH = -lg с(Н + ) = -lg (1 ∙ 10 -7 ) = 7,0.

Итак, нейтральной среде соответствует значение pH = 7,0. В кислой среде с(Н + ) > 1 ∙ 10 -7 моль/л, следовательно, pH + ) 7 моль/л, следовательно, pH > 7,0. Всё это наглядно представлено в таблице 7.

Используемая на практике шкала pH растворов изменяется от 0 до 14,0.

Так, часто используемые в химической практике растворы кислот, оснований и солей имеют следующие значения pH (табл. 8).

Для определения среды раствора используют кислотно-основные индикаторы. В практике школьных лабораторий широко используют фенолфталеин, лакмус и метиловый оранжевый, реже — так называемый универсальный индикатор. Упрощённо считают, что индикаторы принимают следующую окраску в зависимости от среды раствора (табл. 9).

Условность таблицы 9 в том, что каждый индикатор изменяет окраску не в одной определённой точке, а в некотором интервале значений pH. Так, метиловый оранжевый начинает изменять красную окраску при значении pH чуть более 3,0. При pH около 4,5 окраска метилоранжа уже полностью жёлтая. В интервале pH от 3,0 до 4,5 окраска метилоранжа оранжевая — промежуточная между красной и жёлтой. Аналогично и другие индикаторы имеют свою область перехода окраски от одной к другой. Ниже приведены значения pH, при которых указанные индикаторы изменяют свою окраску (рис. 41).

Из этого рисунка видно, что, например, фенолфталеин имеет отчётливую малиновую окраску только в умеренно щелочной среде при pH > 9,5. В слабощелочной среде фенолфталеин остаётся бесцветным. Легко сообразить, что если метилоранж в каком-либо растворе принял жёлтую окраску, а лакмус ещё розовый, то величина pH раствора около 5,0. Если лакмус уже синий, а фенолфталеин ещё практически бесцветен, то pH раствора около 8,0. Чтобы избежать таких сложностей при определении pH, используют универсальный индикатор, который плавно меняет окраску на протяжении всей шкалы pH. Поэтому по универсальному индикатору можно определить не только среду раствора (кислую, нейтральную или щелочную), но и оценить примерное значение pH. Цветовая шкала окраски универсального индикатора со значениями pH нанесена на каждой коробочке с индикатором. Для определения pH стеклянной палочкой наносят каплю исследуемого раствора на полоску универсальной индикаторной бумаги и сравнивают полученную окраску со стандартной шкалой.

Качественные реакции на ионы в растворе

Качественными называют реакции, с помощью которых можно обнаружить данный ион (или вещество) в анализируемом растворе. Качественная реакция должна обязательно сопровождаться каким-либо эффектом — выпадением осадка, выделением газа, изменением цвета раствора. Программа 9 класса предусматривает знакомство с качественными реакциями на хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы.

Определение хлорид-иона. Качественным реактивом на хлорид-ионы являются ионы серебра, при взаимодействии которых друг с другом выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра:

Осадок хлорида серебра не растворяется в минеральных кислотах, но растворяется в концентрированном растворе аммиака за счёт образования аммиачного комплекса.

Определение сульфат-иона. Качественным реактивом на сульфат-ионы являются ионы бария, образующие с сульфат-ионами нерастворимый в воде и минеральных кислотах белый мелкокристаллический осадок:

Читайте также:
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Указание на “нерастворимость в кислотах” очень важно. Так, ионы бария образуют белые осадки и с карбонат-ионами, и с фосфат-ионами, но оба осадка — и ВаСO3, и Ва3(РO4)2 — растворяются в сильных минеральных кислотах (азотной, соляной).

Определение карбонат-ионов. Качественными реакциями на карбонат-ионы могут быть реакции с кислотами или с ионами кальция. В первом случае выделяется бесцветный газ, во втором случае — белый осадок, растворимый в кислотах:

К каждому из заданий части 1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Различить растворы соляной и серной кислот можно, если добавить к ним раствор

2) нитрата бария

4) гидроксида калия

2. Ученик обнаружил на кухне две одинаковые банки. В одной из них находится поваренная соль (NaCl), а в другой — питьевая сода (NaHCO3). Каким из предложенных способов ему следует воспользоваться, чтобы распознать содержимое банок?

1) исследовать запахи веществ

2) растворить вещества в воде

3) добавить в вещества раствор уксусной кислоты

4) добавить в вещества раствор иода

3. С помощью соляной кислоты можно распознать

1) карбонат натрия.

2) хлорид натрия

3) сульфат бария

4) нитрат магния

4. С помощью раствора серной кислоты можно определить наличие в растворе ионов

5. Для обнаружения в растворе хлорид-ионов используют раствор, содержащий ионы

6. Чтобы на кухне отличить питьевую соду от поваренной соли, необходимо

1) растворить вещества в воде

2) добавить к каждому веществу нашатырный спирт

3) добавить к каждому веществу несколько капель мыльного раствора

4) прилить к каждому веществу уксус

7. Наличие в растворе ионов серебра можно установить в результате реакции с

8. Наличие ионов бария в растворе можно доказать с помощью раствора

9. Различить серную и соляную кислоту можно, если

1) поместить в них кусочек цинка

2) добавить раствор фенолфталеина

3) добавить раствор метилоранжа

4) прилить раствор нитрата бария

10. Наличие в растворе карбонат-ионов можно установить в результате реакции с

1) соляной кислотой

2) хлоридом калия

4) фосфатом натрия

11. Различить растворы гидроксида кальция и гидроксида калия можно, если

1) добавить раствор фенолфталеина

2) подействовать раствором хлорида меди(II)

3) добавить соляную кислоту

4) пропустить через них углекислый газ

12. При добавлении в раствор кислоты раствора соли выделяется газ, окрашивающий влажную синюю лакмусовую бумагу в красный цвет. Процессу образования газа соответствует левая часть краткого ионного уравнения:

13. При добавлении соляной кислоты к порошку соли белого цвета выделяется газ, от которого известковая вода мутнеет. Образованию газа соответствует левая часть краткого ионного уравнения:

14. Фенолфталеин останется бесцветным в растворе

2) серной кислоты

3) гидроксида кали.

15. Выделение газа наблюдается при сливании растворов

1) сульфата натрия и гидроксида бария

2) гидроксида натрия и соляной кислоты

3) карбоната калия и азотной кислоты

4) гидроксида меди(II) и азотной кислоты

16. Выпадение осадка наблюдается при сливании растворов

1) хлорида алюминия и гидроксида кальция

2) сульфата натрия и соляной кислоты

3) карбоната калия и азотной кислоты

4) гидроксида натрия и серной кислоты

17. Лакмус окрасится в красный цвет в растворе

1) гидроксида натрия

2) поваренной соли .

4) азотной кислоты

18. Лакмус окрасится в синий цвет в растворе

1) гидроксида натрия

2) поваренной соли .

4) азотной кислоты

19. Фенолфталеин окрасится в малиновый цвет в растворе

1) гидроксида натри.

2) серной кислоты

4) азотной кислоты

При выполнении заданий выберите правильные ответы.

20. Осадок выпадает при добавлении раствора серной кислоты к раствору

1) карбоната калия

2) нитрата меди(II)

3) гидроксида бария

4) хлорида кальция

5) нитрата свинца(II)

6) гидроксида натрия

21. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

22. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

23. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Читайте также:
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

24. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)

Соляную кислоту можно отличить от раствора хлорида натрия с помощью

1) раствора

4) раствора

Соляная кислота имеет кислую реакцию среды, а раствор хлорида натрия — нейтральную. Значит, различить их можно с помощью индикатора, например, лакмуса.

Правильный ответ указан под номером 2.

Установите соответствие между двумя веществами, взятыми в виде водных растворов, и реактивом, с помощью которого можно различить эти два вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Б) и 2) фенолфталеин В) и 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1. Медь вытесняет серебро из растворов солей.

Соль серебра можно обнаружить по изменению цвета металла металла и раствора.

С раствором соли натрия медь не реагирует.

2. Серная кислота даёт кислую реакцию среды. Сульфат калия — соль сильного основания и сильной кислоты, даёт нейтральную реакцию среды. Различить растворы можно с помощью лакмуса (появление красной окраски индикатора в случае кислой среды и фиолетовой окраски в случае нейтральной).

3. — выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра.

— выпадение жёлтого осадка иодида серебра.

Подтвердить качественный состав карбоната аммония можно с помощью двух растворов, содержащих соответственно ионы

1) и

2) и

3) и

4) и

Карбонат аммония имеет формулу . Чтобы определить его качественный состав, нужно провести качественные реакции на катион и анион. При реакции с кислотой () выделится углекислый газ, что говорит нам о наличии карбонат иона, а со щелочью — аммиак, что говорит о наличии катиона аммония.

Правильный ответ указан под номером 4.

С помощью соляной кислоты можно распознать

1) карбонат натрия

2) хлорид натрия

3) сульфат бария

4) нитрат магния

При реакции соляной кислоты с карбонатом натрия выделится углекислый газ — это качественная реакция на карбонаты.

Правильный ответ указан под номером 1.

Почему 4 не верно?Там тоже должен выделиться газ.

Все продукты растворимы и газ не выделяется, поэтому реакция не идет.

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

А) (г) и (г)

Б) (р-р) и (р-р)

1) (р-р)

2) (р-р)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) (г) и (г) при пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция сначала образуется осадок карбоната кальция, который затем растворится перейдя в гидрокарбонат кальция. С кислородом взаимодействия не будет.

Б) (р-р) и (р-р) в щелочной среде фенолфталеин имеет малиновую окраску.

В) (тв.) и (тв.) при реакции карбоната бария с раствором азотной кислоты будут выделяться пузырьки углекислого газа, тогда как при реакции оксида бария с кислотой этого наблюдаться не будет.

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Вопрос B3 (#18) ГИА (ОГЭ) по химии —

Опре­де­ле­ние характера среды рас­тво­ра кислот и ще­ло­чей с по­мо­щью индикаторов.

Ка­че­ствен­ные реакции на ионы в растворе

1. Индикаторы

  • растворимые основания дают щелочную среду;
  • растворимые кислоты — (логично) — кислую;

метиловый оранжевый становится желтым в щелочной среде

Ответ: 1) LiOH

А) Азотная кислота и соль нитрат калия — их можно определить индикатором;

Б) Ион Ba — качественная («классическая») реакция на сульфат. Нитраты не дадут никакой реакции

В) С галогенидами ион серебра дает цветные осадки

Ответ: А-1, Б — 3, В — 4

  • если у веществ катионы одинаковые, различаем анионы, и наоборот,
  • если анионы одинаковые, смотрим различия по катионам

А) катионы одинаковые, значит, ищем реагент на анионы — барий;

Б) катионы одинаковы, кислота — реактив на карбонат

В) фосфат-ион дает с ионом Ba осадок

Ответ: А — 4, Б — 1, В -тоже 4

Признаки реакции

— изменение окраски раствора индикатора

А) когда в условии указано «раствор», то можем спокойно писать в реакции воду:

2KOH + 6H2O + 2Al = 2KAl(OH)4 + 3H2 — газ без запаха и цвета

Б) BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + CO2 + H2O

Сu + 2H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2+ 2H2O

(бесцветный газ, но с неприятным запахом)

Ответ: А — 1, Б — 1, В — 2

Fe(OH)2 — зеленовато — серый (иногда его обозначают как «коричневый, бурый»)

Получение газов

Лабораторных методов получения газа всего два:

  • вытеснением воды — таким образом получают нерастворимые в воде газы : O2, H2, N2 и
    для получения растворимых — вытеснением воздуха : NH3, CO2

Для сбора полученного газа:

  • пробирка должна быть закреплена дном вверх — для газов, которые легче воздуха
  • дном вниз — для тяжелых газов

Показан аппарат, в котором полученный газ собирается в пробирку с водой. Следовательно, нельзя получить вещество, растворимое в воде.

Ответ: 3) NH3

Получение кислорода — разложением перманганата калия, пероксида водорода, нитрата калия (натрия), электролиз воды. Кислород можно собрать методом вытеснения воздуха (он тяжелее воздуха, скапливается на дне стаканчика или пробирки) или методом вытеснения воды (плохо растворим в воде)

Получение водорода — вытеснение водорода из кислот металлами — можно собирать методом вытеснения воздуха или вытеснения воды (в воде плохо растворим) — пробирку держим вверх дном, так как водород легче воздуха (самый лёгкий газ!)

Получение углекислого газа — реакция карбонатов с кислотами — можно собрать методом вытеснения воздуха (тяжелее воздуха, собирается на дне стаканчика или пробирки). Если пропускать углекислый газ через воду, то частично получается угольная кислота, которая разлагается на воду и углексилый газ

Получение аммиака — взаимодействие солей аммония со щелочами — аммиак можно собрать методом вытеснения воздуха в превёрную пробирку (аммиак легче воздуха), если собирать методом вытеснения воды — то аммиак очень хорошо растворяется в воде и получается слабое основание -гидроксид аммония

Получение азота — методом вытеснения воздуха — в перевёрную пробирку (азот немного легче воздуха) или методом вытеснения воды, так как азот плохо растворим в воде

Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»
методическая разработка (химия) на тему

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы;

Задачи работы:

  1. Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
  2. На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
  3. Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
  4. Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3.

По теме: «Качественные реакции на ионы»

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы;

  1. Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
  2. На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
  3. Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
  4. Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Краткие теоретические сведения.

В данной работе необходимо использовать приложение 1 “Растворимость кислот, оснований и солей в воде” и приложения 2 “Определение анионов и катионов», а также таблицу “Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от среды раствора (pН) “.

Поскольку основными реакциями на ионы являются реакции ионного обмена, а суть их заключается в связывании ионов, то необходимо подобрать два растворимых вещества, в растворах которых содержатся два необходимых иона.

Например, в приложении 2 на ион Fe 2+ (определяемый ион) реактивами служат и ионы OH – и ионы [Fe(CN) 6 ] 3– . По приложению 1 подбираем для иона Fe 2+ ион, который вместе с ионом железа давал бы растворимое соединение. Смотрим букву “P” – это ионы Cl – , SO 4 2– , NO 3 – . Возьмем ион SO 4 2– , тогда соединение будет иметь формулу Fe 2+ SO 4 2– . Далее точно также по приложению 1 подбираем для иона OH – ион, который вместе с ОН – образовал бы растворимое соединение (смотри букву “P”). Такими соединениями являются только щелочи: например, NaOH, KOH, Ba(OH) 2 .

Теперь запишем молекулярное уравнение:

FeSO 4 + NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Расставим коэффициенты: FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

В приложении 1 соединение Fe(OH) 2 нерастворимое в воде (буква “H”, осадок), a соединение Na 2 SO 4 – растворимое. Учитывая, что кислоты, растворимые соли и щелочи являются электролитами, составим полное и сокращенное ионное уравнения соответственно:

Fe 2+ + SO 4 2– + 2Na + + 2OH – → Fe(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2–

Fe 2+ + 2OH – → Fe(OH) 2 ↓

По приложению 2 можно видеть, что результат реакции между иoнaми Fe 2+ и OН – – соединение Fe(OH) 2 ↓, который представляет собой белый осадок, на воздухе быстро зеленеет.

Второй реактив нa иoн жeлeза Fe 2+ иoн [Fe(CN) 6 ] 3– находится в растворе комплексной coли K 3 + [Fe(CN) 6 ] 3– – красной кровяной coли или гексацианинаферрата (III) кaлия, который диссоциирует на ионы по уравнению:

К 3 [Fe(CN) 6 ] → 3K + + [Fe(CN) 6 ] 3–

Запишем уравнение реакции в молекулярном виде:

3FeSO 4 + 2K 3 [Fe(CN) 6 ] → Fe 3 [Fe (CN) 6 ] 2 ↓ + 3K 2 SO 4

Составим полное ионное уравнение:

3Fe 2+ + 3SO 4 2 – + 6K + + 2[Fe (CN) 6 ] 3– → Fe 3 [Fe (CN) 6 ] 2 ↓ + 6K + + 3SO 4 2 –

Сокращенное ионное уравнение:

3Fe 2+ + 2[Fe (CN) 6 ] 3– → Fe 3 [Fe(CN) 6 ] 2 ↓ образуется темно – синий осадок «турнбуллева синь».

Для определения Fe 3+ используются три реактива: ион OH – (гидроксид – ион), ион [Fe(CN) 6 ] 4– , который находится в растворе желтой кровяной соли или гексацианоферрата (II) калия K 4 [Fe(CN) 6 ], ион CNS – (роданид – ион), который находится в растворах или роданида натрия, роданида калия или роданида аммония. Составьте самостоятельно молекулярные и ионные уравнения реакций.
По характерным только для данного иoнa результатам проведения реакции и признакам продукта реакции можно определять и распознавать ионы – это качественные реакции.

При определении растворов кислот и щелочей можно пользоваться индикаторами. Запомните изменения окрасок индикаторов в зависимости от среды – см. таблицу № 1. “Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от среды раствора (pН) “.

Приборы и реактивы:

– кювета для капельного анализа, штатив с пробирками, стеклянная палочка;

– гидроксид натрия, карбонат кальция, карбонат лития, карбонат натрия, нитрат железа (II), нитрат натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат алюминия, сульфат лития, сульфат меди (II), сульфат цинка, сульфит калия, универсальный индикатор, фенолфталеин, хлорид алюминия, хлорид аммония, хлорид бария, хлорид кальция, ацетат натрия.

Порядок выполнения работы.

Опыт № 1. Определение катионов и анионов, находящихся в растворе.

Ход работы: Пользуясь, приложение 2 «Определение анионов и катионов» запишите порядок определения ионов и определите опытным путем катионы и анионы в растворах:

1. сульфата алюминия Al 2 (SO 4 ) 3 ↔ 2Al 3+ + 3 SO 4 2-

Al 3+ + 3 ОН – → Al (OH) 3 ↓ _________

Al 2 (SO 4 ) 3 + NaОН →…..

SO 4 2- + Ba 2+ → Ba SO 4 ↓ ______

Al 2 (SO 4 ) 3 + BaCl 2 →……

2. гидроксида натрия NaOH ↔ Na + + OH –

Na + пламя _________________________

OH – цвет индикаторной бумаги _____________

3. серной кислоты H 2 SO 4 ↔2H + + SO 4 2-

H + цвет индикаторной бумаги __________________________

SO 4 2- + Ba 2+ → Ba SO 4 ↓ _____

Н 2 SO 4 + BaCl 2 →…

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета» .

Составить уравнения химических реакций в молекулярном виде.

Опыт № 2. Осуществите реакции по схемам. (Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием осадка, газа и малодиссоциирующего вещества – воды).

Ход работы: Составьте молекулярные уравнения из имеющихся в списке реактивов веществ и проведите эти химические реакции.

а) Сu 2+ + 2 ОН – → Cu(OH) 2 ↓

б) CO 3 2- + 2Н + → CO 2 + Н 2 О

Na 2 CO 3 + Н 2 SO 4 →……
в) Н + + ОН – → Н 2 О
Н 2 SO 4 + NaОН →……

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета» .

Составить уравнения химических реакций в молекулярном виде.

Опыт № З. Определить, какие вещества находятся в растворах.

Ход работы: Даны три пронумерованные пробирки. Установить соответствие между выданными растворами и формулами солей вашего варианта.

Гидролиз

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение гидролиза

Гидролиз — это процесс взаимодействия сложного химического вещества с водой, итогом которого становится разложение молекул этого вещества. Сам термин происходит от двух греческих слов: hydor, что значит «вода», и lysis, то есть «распад».

Гидролизации подвержены как органические, так и неорганические вещества: углеводы, белки, оксиды, карбиды, соли и т. д. Например, гидролиз органических соединений напрямую связан с пищеварением — с его помощью происходит распад и усвоение клетками организма жиров, белков, углеводов. Но сейчас мы займемся неорганической химией и рассмотрим гидролизацию на примере солей.

Гидролиз солей — это реакция взаимодействия ионов соли с Н + и ОН − ионами воды, которая ведет к распаду исходного соединения. В результате такого ионного обмена образуется слабый электролит — кислотный, щелочной или нейтральный.

Условия гидролиза

Далеко не все соединения распадаются, вступая в реакцию с молекулами воды. Сейчас мы на примере солей рассмотрим, какие вещества подвергаются гидролизу, а какие нет, и от чего это зависит.

Начнем с того, что любая соль включает основание — амфотерный гидроксид, и кислотный остаток.

сульфат меди CuSO4состоит из основания Cu(ОН)2и кислоты H2SO4;

хлорид натрия NaCl состоит из основания NaOH и кислоты HCl;

хлорид цинка ZnCl2состоит из основания Zn(ОН)2 и кислоты HCI;

карбонат натрия Na2CO3состоит из основания NaOH и кислоты H2CO3.

В жизни первым разрушается самое слабое, и гидролиз в химии действует по тому же принципу. В ходе этой реакции распадаются более слабые соединения (основания или кислотные остатки). Слабый катион или слабый анион вступают во взаимодействие с ионами воды и связывают один из них или оба. В растворе образуется избыток ионов H + или гидроксильная группа OH − .

В зависимости от того, какие соли подвергаются гидролизу — со слабым основанием или слабой кислотой, в итоге может получиться кислая, щелочная или нейтральная среда водного раствора.

А что происходит, если соль состоит из сильного основания и сильного кислотного остатка? Ничего. В этом случае ее сильные катионы и анионы не взаимодействуют с ионами воды. Такая соль не распадается, то есть не подвержена гидролизу.

Схема химической реакции гидролиза выглядит так:

XY + HOH ↔ XH + HOY

В данном случае:

XY — формула соли;

XH — кислотный остаток;

Индикаторы среды раствора

Для определения среды раствора за считанные секунды используются специальные индикаторы. Самый распространенный из них — лакмусовая бумага, но также популярны фенолфталеин и метиловый оранжевый. В нейтральной среде они не меняют свой цвет, а в кислотной или щелочной — приобретают другую окраску.

Изменение цвета индикатора однозначно говорит о том, что произошла гидролизация. Однако если цвет остался тем же — это не всегда означает отсутствие гидролиза. Среда будет почти нейтральной и в том случае, когда гидролизу подвергается соль со слабым основанием и слабой кислотой. Но об этом поговорим дальше, а пока посмотрите таблицу.

Виды гидролиза

Мы выяснили, что в составе соли может быть слабый ион, который и отвечает за гидролизацию. Он находится в основании, в кислотном остатке или в обоих компонентах, и от этого зависит тип гидролиза.

Соль с сильным основанием и сильной кислотой

Гидролиз отсутствует. Как вы уже знаете, при наличии сильного основания и сильного кислотного остатка соль не распадается при взаимодействии с водой. Так, например, невозможен гидролиз хлорида натрия (NaCl), поскольку в составе этого вещества нет слабых ионов. К таким же не подверженным гидролизации солям относят KClO4, Ba(NO3)2 и т. д.

Среда водного раствора — нейтральная, т. е. pH = 7.

Реакция индикаторов: не меняют свой цвет (лакмус остается фиолетовым, а фенолфталеин — бесцветным).

Соль со слабым основанием и сильной кислотой

Гидролиз по катиону. Как мы помним, гидролизация происходит только при наличии слабого иона, в данном случае — иона основания. Его катион вступает в реакцию и связывает гидроксид-ионы воды OH − . В итоге образуется раствор с избытком ионов водорода H + .

Среда водного раствора — кислая, pH меньше 7.

Реакция индикаторов: фенолфталеин остается бесцветным, лакмус и метиловый оранжевый — краснеют.

Нитрат аммония NH4NO3 состоит из слабого основания NH4OH и сильного кислотного остатка HNO3, поэтому он гидролизуется по катиону, то есть его катион NH4 + связывает ионы воды OH − .

Соль с сильным основанием и слабой кислотой

Гидролиз по аниону. Если слабым оказывается ион кислотного остатка, его отрицательно заряженная частица (анион) взаимодействует с катионом водорода H + в молекуле воды. В итоге получается раствор с повышенным содержанием OH − .

Среда водного раствора — щелочная, pH больше 7.

Реакция индикаторов: фенолфталеин становится малиновым, лакмус — синим, а метиловый оранжевый желтеет.

Нитрат калия KNO2 отличается сильным основанием KOH и слабым кислотным остатком HNO2, поэтому он гидролизуется по аниону. Другими словами, анион кислоты NO2 − связывает ионы воды H + .

Молекулярное уравнение: KNO2 + H2O ↔ HNO2 + KOH

Ионное уравнение: K + + NO2 − + HOH ↔ HNO2 + K + + OH −

Гидролиз по катиону и аниону. Если у соли оба компонента — слабые, при взаимодействии с водой в реакцию вступает и анион, и катион. При этом катион основания связывает ионы воды OH − а анион кислоты связывает ионы H +

Среда водного раствора: нейтральная, слабокислая или слабощелочная.

Реакция индикаторов: могут не изменить свой цвет.

Цианид аммония NH4CN включает слабое основание NH4OH и слабую кислоту HCN.

Молекулярное уравнение: NH4CN + H2O ↔ NH4OH + HCN

Ионное уравнение: NH4 + + CN − + HOH ↔ NH4OH + HCN

Среда в данном случае будет слабощелочной.

Обобщим все эти сведения в таблице гидролиза солей.

Ступенчатый гидролиз

Любой из видов гидролиза может проходить ступенчато. Так бывает в тех случаях, когда с водой взаимодействует соль с многозарядными катионами и анионами. Сколько ступеней будет включать процесс — зависит от числового заряда иона, отвечающего за гидролиз.

Как определить количество ступеней:

если соль содержит слабую многоосновную кислоту — число ступеней равняется основности этой кислоты;

если соль содержит слабое многокислотное основание — число ступеней определяют по кислотности основания.

Для примера рассмотрим гидролиз карбоната калия K2CO3. У нас есть двухосновная слабая кислота H2CO3, а значит, гидролизация пройдет по аниону в две ступени.

I ступень: K2CO3+HOH ↔ KOH+KHCO3, итогом которой стало получение гидроксида калия (KOH) и кислой соли (KHCO3).

II ступень: K2HCO3+HOH ↔ KOH+H2CO3, в итоге получился тот же гидроксид калия (KOH) и слабая угольная кислота (H2CO3).

Для приблизительных расчетов обычно принимают в учет только результаты первой ступени.

Обратимый и необратимый гидролиз

Химические вещества могут гидролизоваться обратимо или необратимо. В первом случае распадается лишь некоторое количество частиц, а во втором — практически все. Если соль полностью разлагается водой, это необратимый процесс, и его называют полным гидролизом.

Необратимо гидролизуются соли, в составе которых есть слабые нерастворимые основания и слабые и/или летучие кислоты. Такие соединения могут существовать лишь в сухом виде, их не получить путем смешивания водных растворов других солей.

Например, полному гидролизу подвергается сульфид алюминия:

Как видите, в результате гидролизации образуется гидроксид алюминия и сероводород.

Необратимые реакции при взаимодействии с водой имеют место и в органической химии. В качестве примера рассмотрим полный гидролиз органического вещества — карбида кальция, в результате которого образуется ацетилен:

Степень гидролиза

Взаимодействие соли или другого химического соединения с водой может усиливаться или ослабляться в зависимости от нескольких факторов. Если нужно получить количественное выражение гидролиза, говорят о его степени, которая указывается в процентах.

h — степень гидролиза,

nгидр. — количество гидролизованного вещества,

nобщ. — общее количество растворенного в воде вещества.

На степень гидролизации может повлиять:

температура, при которой происходит процесс;

концентрация водного раствора;

состав участвующих в гидролизе веществ.

Можно усилить гидролиз с помощью воды (просто разбавить полученный раствор) или стимулировать процесс повышением температуры. Более сложным способом будет добавление в раствор такого вещества, которое могло бы связать один из продуктов гидролиза. К соли со слабой кислотой и сильным основанием нужно добавить соль со слабым основанием и сильной кислотой.

Для ослабления гидролиза раствор охлаждают и/или делают более концентрированным. Также можно изменить его состав: если гидролизация идет по катиону — добавляют кислоту, а если по аниону — щелочь.

Итак, мы разобрались, что такое гидролиз солей и каким он бывает. Пора проверить свои знания и ответить на вопросы по материалу.

Вопросы для самопроверки:

Назовите необходимое условие для гидролиза.

Какие типы гидролиза вы знаете?

В каком случае в результате гидролиза может образоваться слабощелочная или слабокислая среда?

По какому типу гидролизуется соль с сильным основанием и слабым кислотным остатком?

При гидролизе соли с сильным основанием и слабой кислотой для ослабления процесса нужно добавить в раствор кислоту или щелочь?

Как воздействует на гидролиз разбавление раствора водой?

Как определяется количество ступеней гидролиза?

Какая среда раствора образуется при гидролизации солей NaF, KCl, FeBr2, Na2PO4? Ответов может быть несколько.

Какие из солей гидролизуются по катиону: Csl, FeSO4, RbNO3, CuSO4, Mn(NO3)2? Ответов может быть несколько.

Какая из солей не подвергается гидролизу: K2HPO4, KNO3, KCN, Ni(NO3)2?

Урок-лабораторная работа по теме «Качественные реакции на катионы и анионы» с использованием ЦОР

Урок – лабораторная работа (9 класс) по теме

«КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ И АНИОНЫ»

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.

Научить определять катионы и анионы.

Способствовать формированию понятия “качественная реакция”, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.

Воспитывающие:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.

Формировать интерес к профессии лаборанта ;

Воспитание ответственности за проделанную работу.

Развивающие:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами.

Совершенствовать навыки работы с компьютером.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса

Решать проблемные ситуации;

Тип урока: урок – лабораторная работа

Организационная форма: беседа по проблемным вопросам, урок – лабораторная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы: Три комплекта пронумерованных пробирок с веществами: I – № 1, 2, 3 – NaOH, NaCl ,HCl.

II – № 1, 2, 3 – BaCl2, Na2SO4 , Na2CO3.

III – № 1, 2, 3 – NaCl, MgCl2, AlCl3, а также склянки с растворами NaOH, HCl, BaCl2 , лакмус, метиловый оранжевый, чистые пробирки.

Для демонстрационного опыта: растворы нитрата серебра, хлорида натрия.

1. Организационный момент (1-2 мин).

Учитель организует внимание учащихся.

2. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).

Как называются реакции, с помощью которых можно распознать вещества?

По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

Как называют вещества, с помощью которого проводят качественные реакции?

Понятие качественных реакций.

Качественные реакции – характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.

Идентификация в химии — установление тождества неизвестного соединения с другим известным.

Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.

Качественные реакции – это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..

Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.

Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице 1. (учебник – стр.13-14; таблица на стене кабинета)

Признак реакции

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

1) Выпадение осадка голубого цвета:

Cu 2+ + 2OH − = Cu(OH) 2 ↓

2) Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в аммиаке NH 3 ·H 2 O:

2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K 3 [Fe(CN) 6 ]

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓

2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):

K + + Fe 2+ + [Fe(CN) 6 ] 3- = KFe[Fe(CN) 6 ] 4 ↓

2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4 [Fe(CN) 6 ]

3) Роданид-ион SCN −

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓

2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):

K + + Fe 3+ + [Fe(CN) 6 ] 4- = KFe[Fe(CN) 6 ]↓

3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:

Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN) 3

Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:

OH − + Al 3+ = Al(OH) 3

и его растворение при дальнейшем приливании:

Al(OH) 3 + NaOH = Na[Al(OH) 4 ]

Выделение газа с резким запахом:

NH 4 + + OH − = NH 3 ↑ + H 2 O

Посинение влажной лакмусовой бумажки

Качественные реакции на анионы.

Воздействие или реактив

Признак реакции.

Уравнение реакции

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

1) Добавить H 2 SO 4 (конц.) и Cu, нагреть

2) Смесь H 2 SO 4 + FeSO 4

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2 )

2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H 2 O) 5 NO] 2+ . Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Ba 2+ + CrO 4 2- = BaCrO 4 ↓

Выпадение черного осадка:

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓

2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

Известковая вода Ca(OH) 2

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO 2 :

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3 ) 2

Выделение газа SO 2 с характерным резким запахом (SO 2 ):

2H + + SO 3 2- = H 2 O + SO 2 ↑

Выпадение белого осадка:

Ca 2+ + 2F − = CaF 2 ↓

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в NH 3 ·H 2 O (конц.) :

AgCl + 2( NH 3 · H 2 O ) = [ Ag ( NH 3 ) + + Cl − + 2 H 2 O

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO 3 :

(осадок темнеет на свету)

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO 3 и NH 3 ·H 2 O (конц.) :

(осадок темнеет на свету)

Просмотр качественных реакций на ионы

Посмотрим, как проходят некоторые качественные реакции.

Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.

Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.

Можно ли таким способом распознать нитрат лития и нитрат кальция? Почему?

Данный метод используют в том случае, если вещества по – разному меняют цвет, или одно вещество меняет цвет, а другое – нет.

Ионы, которые можно связать в растворе с образованием осадка можно обнаружит с помощью химических реакций, так например ионы серебра дают белый осадок хлорида серебра с ионами хлора: Аg+ +Cl-=AgCl.

– взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия.

Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4:

Просмотр качественных реакций на ионы

Слайд 7 – качественная реакция на сульфат и сульфит – ионы.

Слайд – 8 – качественная реакция на галогениды.

Выполнение интерактивных заданий

Слайд – 9 – интерактивное задание – качественная реакция на карбонат-ион.

Слайд -10 – интерактивное задание – качественная реакция на фосфат – ион

Слайд – 11- интерактивное задание.

3.Решение экспериментальных задач – Лабораторные опыты.(18 мин).

Перед тем, как мы начнем практическую часть, надо вспомнить правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности

1.​ Работать с кислотами и щелочами осторожно.

2.​ Ничего не пробовать на вкус.

3.​ В пробирку наливать не более 1 мл веществ.

4.​ Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.

5.​ Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует, держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.

6.​ Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.

7. После работы привести в порядок своё рабочее место.

Слайд 13. Задача 1.

В трех пронумерованных пробирках под №1 , №2 и №3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества.

Для решения данной задачи нужно использовать один реактив – индикатор (метиловый оранжевый или лакмус).

Работа в парах. (заполнение таблицы)

В три пронумерованных пробирки добавили по каплям индикатор лакмус.

В пробирке №1- раствор стал фиолетового цвета;

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ХЛОРИД-, БРОМИД-, ЙОДИД-ИОНЫ.

ЙОД МОЛЕКУЛЯРНЫЙ.

а) на хлорид-ион – действие раствора нитрата серебра → образуется белый творожистый осадок хлорида серебра:

Осадок нерастворим в азотной кислоте, но легко растворим в аммиаке с образованием комплексного соединения:

хлорид диаммин серебра

При прибавлении к раствору хлорида диаммина серебра концентрированной серной кислоты осадок снова выделяется:

Реакция является фармакопейной.

AgCl – также растворим в тиосульфате натрия.

Т.В.: к 2 каплям раствора NaCl прибавляют 2 капли раствора AgNO3.

К раствору с выпавшим осадком прибавляют концентрированный раствор аммиака до полного растворения осадка. Полученный раствор подкисляют концентрированной азотной кислотой и наблюдают выпадение осадка.

1) действие нитрата серебра → желтовато-белый осадок бромида серебра:

Осадок не растворяется в HNO3, плохо растворим в аммиаке в отличие от хлорида серебра и хорошо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: К 4 каплям раствора NaBr прибавляют 4 капли раствора AgNO3. Раствор с осадком делят на две части. К одной части прибавляют раствор тиосульфата натрия, а к другой – концентрированный раствор аммиака и сравнивают растворение осадка AgBr в этих реактивах.

2) с хлорной водой

Хлорная вода, прибавленная к раствору бромида, выделяет из него свободный бром, который растворяется в сероуглероде или хлороформе, окрашивая слой растворителя в оранжевый цвет:

Cl2 + 2 NaBr = 2 NaCl + Br2

При большом избытке хлорной воды окраска исчезает вследствие образования BrCl, имеющего более светлую окраску.

Т.В. К 5 каплям раствора NaBr прибавляют 1 мл хлороформа, 1-2 капли разбавленной H2SO4 и затем по каплям, при энергичном встряхивании 2-3 капли хлорной воды. Наблюдается окрашивание слоя хлороформа.

1) нитрат серебра выделяет из иодидов светло-желтый творожистый осадок серебра:

Осадок не растворяется в азотной кислоте и растворе аммиака и плохо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: К раствору KI прибавляют немного раствора AgNO3. Проверяют растворение выпавшего осадка в растворе натрия тиосульфата.

2) Хлорная вода выделяет из растворов иодидов свободный йод, который окрашивает сероуглерод или хлороформ в красновато-фиолетовый цвет, а раствор крахмала – в синий.

Т.В.: К 5 каплям раствора NI (KI) прибавить 1 мл хлороформа, 2-3 капли разбавленной H2SO4 и затем по каплям, при энергичном взбалтывании 2-3 капли хлорной воды. Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в красновато-фиолетовый цвет. В другую пробирку наливают 1 каплю раствора KI, 1 каплю хлорной воды и 2 капли раствора крахмала. Наблюдают изменение окраски.

3) Хлорид железа (III), конц. H2SO4 и некоторые другие окислители окисляют ион I – до свободного йода; например:

2 FeCl3 + 2 KI = 2 FeCl2 + 2 KCl + I2

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: На фильтровальную бумагу в одном месте последовательно по 1 капле наносят растворы KI, HCl, FeCl3. Наблюдают появление бурого пятна, синеющего от капли крахмала.

г) На йод молекулярный → действие крахмала → синее окрашивание.

Выводы: а) на хлорид-ион – действие раствора нитрата серебра → образуется белый творожистый осадок хлорида серебра:

Осадок нерастворим в азотной кислоте, но легко растворим в аммиаке с образованием комплексного соединения:

хлорид диаммин серебра

При прибавлении к раствору хлорида диаммина серебра концентрированной серной кислоты осадок снова выделяется:

Реакция является фармакопейной.

AgCl – также растворим в тиосульфате натрия.

Т.В.: к 2 каплям раствора NaCl прибавляют 2 капли раствора AgNO3.

К раствору с выпавшим осадком прибавляют концентрированный раствор аммиака до полного растворения осадка. Полученный раствор подкисляют концентрированной азотной кислотой и наблюдают выпадение осадка.

1) действие нитрата серебра → желтовато-белый осадок бромида серебра:

Осадок не растворяется в HNO3, плохо растворим в аммиаке в отличие от хлорида серебра и хорошо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: К 4 каплям раствора NaBr прибавляют 4 капли раствора AgNO3. Раствор с осадком делят на две части. К одной части прибавляют раствор тиосульфата натрия, а к другой – концентрированный раствор аммиака и сравнивают растворение осадка AgBr в этих реактивах.

2) с хлорной водой

Хлорная вода, прибавленная к раствору бромида, выделяет из него свободный бром, который растворяется в сероуглероде или хлороформе, окрашивая слой растворителя в оранжевый цвет:

Cl2 + 2 NaBr = 2 NaCl + Br2

При большом избытке хлорной воды окраска исчезает вследствие образования BrCl, имеющего более светлую окраску.

Т.В. К 5 каплям раствора NaBr прибавляют 1 мл хлороформа, 1-2 капли разбавленной H2SO4 и затем по каплям, при энергичном встряхивании 2-3 капли хлорной воды. Наблюдается окрашивание слоя хлороформа.

1) нитрат серебра выделяет из иодидов светло-желтый творожистый осадок серебра:

Осадок не растворяется в азотной кислоте и растворе аммиака и плохо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: К раствору KI прибавляют немного раствора AgNO3. Проверяют растворение выпавшего осадка в растворе натрия тиосульфата.

2) Хлорная вода выделяет из растворов иодидов свободный йод, который окрашивает сероуглерод или хлороформ в красновато-фиолетовый цвет, а раствор крахмала – в синий.

Т.В.: К 5 каплям раствора NI (KI) прибавить 1 мл хлороформа, 2-3 капли разбавленной H2SO4 и затем по каплям, при энергичном взбалтывании 2-3 капли хлорной воды. Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в красновато-фиолетовый цвет. В другую пробирку наливают 1 каплю раствора KI, 1 каплю хлорной воды и 2 капли раствора крахмала. Наблюдают изменение окраски.

3) Хлорид железа (III), конц. H2SO4 и некоторые другие окислители окисляют ион I – до свободного йода; например:

2 FeCl3 + 2 KI = 2 FeCl2 + 2 KCl + I2

Реакция является фармакопейной.

Т.В.: На фильтровальную бумагу в одном месте последовательно по 1 капле наносят растворы KI, HCl, FeCl3. Наблюдают появление бурого пятна, синеющего от капли крахмала.

г) На йод молекулярный → действие крахмала → синее окрашивание.

Качественные реакции:

а)на хлорид-ион – действие раствора нитрата серебра → образуется белый творожистый осадок хлорида серебра;осадок нерастворим в азотной кислоте, но легко растворим в аммиаке с образованием комплексного соединения хлориддиаммин серебра.

При прибавлении к раствору хлориддиаммина серебра концентрированной серной кислоты осадок снова выделяется:

Реакция является фармакопейной.

б) на Бромид-ион:

1) действие нитрата серебра → желтовато-белый осадок бромида серебра;осадок не растворяется в HNO3, плохо растворим в аммиаке в отличие от хлорида серебра и хорошо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

2) с хлорной водой

Хлорная вода, прибавленная к раствору бромида, выделяет из него свободный бром, который растворяется в сероуглероде или хлороформе, окрашивая слой растворителя в оранжевый цвет.

Реакция фармакопейная.

в) на иодид-ион:

1) нитрат серебра выделяет из иодидов светло-желтый творожистый осадок серебра.

Осадок не растворяется в азотной кислоте и растворе аммиака и плохо растворяется в растворе тиосульфата натрия.

Реакция является фармакопейной.

2) Хлорная вода выделяет из растворов иодидов свободный йод, который окрашивает сероуглерод или хлороформ в красновато-фиолетовый цвет, а раствор крахмала – в синий.

3) Хлорид железа (III) окисляет ион I – до свободного йода;

Реакция является фармакопейной.

г) На йод молекулярный → действие крахмала → синее окрашивание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: