Подготовка к ЕГЭ по химии. Задания группы «B»

Подготовка к ЕГЭ по химии. Задания группы «B»

Досрочный этап – отменен;
Основной этап – после 8 июня (пн) – уточняется (Источник)

_____________
*) для выпускников прошлых лет, и выпускников в период основного этапа участвующих в международных соревнованиях,олимпиадах и т.п.

Минимальный пороговый балл ЕГЭ-2020 по химии – 36 баллов (информация РосОбрНадзора >> )

Демо-версия КИМ ЕГЭ-2020 по химии на сайте ФИПИ (скачать: ZIP архив, 3,8 Мb)
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ-2020 и методические рекомендации Вариант КИМ ЕГЭ-2018 по химии досрочного этапа на сайте ФИПИ

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ-2020 по химии

Изменения в содержании и структуре проекта КИМ ЕГЭ 2020 года по сравнению с работой 2019 года отсутствуют.

Работа состоит из из двух частей:
– часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом, в их числе 21 задание базового уровня сложности и 8 заданий повышенного уровня сложности,
– часть 2 – задания с развернутым ответом (6 заданий высокого уровня сложности).
Максимальное число первичных баллов также остается прежним: 60.

Проект демоверсии КИМ ЕГЭ-2020 предложен для обсуждения. Замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru до 01 октября 2019 г.

Методические рекомендации для учителей химии на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2019: открыть >> .

ЕГЭ-2020 по химии, материалы ФИПИ для подготовки к экзамену:

Изменения в КИМ ЕГЭ-2018 по химии

Будет изменено:

В экзаменационной работе 2018 года по сравнению с работой 2017 года предполагаются следующие изменения.
1. В целях более чёткого распределения заданий по отдельным блокам и содержательным линиям незначительно изменёна последовательность заданий базового и повышенного уровней сложности в части 1 КИМ.
2. В экзаменационной работе 2018 года увеличено общее количество заданий с 34 (в 2017 г.) до 35 за счёт увеличения числа заданий части 2 КИМ с 5 (в 2017 году) до 6 заданий. Это достигнуто посредством введения заданий с единым контекстом (задания 30,31).
3. Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня сложности этих заданий по результатам их выполнения в экзаменационной работе 2017 года (задания 9, 21, 26, 30, 31, 35).
4. Изменился характер задания №30 (уравнение ОВР) и добавлено новое задание №31 (уравнение реакции ионного обмена) в часть 2.
Первичный балл за выполнение работы в целом остается без изменения и составит 60 баллов (49+20).

Новый тип вопросов части 2 (демоверсия):

Изменения в КИМ ЕГЭ-2017 по химии

Будет изменено:

Как и в предыдущие годы КИМ ЕГЭ по химии 2017 года будет состоять из двух частей: 1. Задания с кратким ответом; 2. Задания с развернутым ответом. Изменения в основном произойдут в первой части КИМа.

Будет сокращено:

– Изменение структуры заданий приводит к росту их дифференциирующей способности, поэтому число заданий будет снижено с 40 до 34-х;
– Изменение числа заданий и их структуры приведет к изменению шкалы оценивания и максимальный первичный балл снизится с 64 до 60.

Эти изменения предложены для обсуждения в проекте демоверсии КИМ ЕГЭ-2017. Свое мнение можно высказать по адресу reception@fipi.org до 30 сентября 2016 г.

Изменения в КИМ ЕГЭ-2016 по химии по сравнению с КИМ-2015

Согласно проекту КИМ 2016 года содержание и структура ЕГЭ по химии в целом будет отвечать КИМ-2015 года.

Работа состоит из из двух частей:
– часть 1 – задания с кратким ответом (26 – базового уровня, 9 повышенного),
– часть 2 – задания с развернутым ответом (5 заданий высокого уровня).
Максимальное число первичных баллов осталось прежним: 64.
Вместе с тем будут внесены отдельные изменения:

1. В задания базового уровня сложности (бывшая часть А) будут включены:
а) 3 задания (6,11,18) с множественным выбором (3 из 6, 2 из 5)
b) 3 задания с открытым ответом (расчетные задачи), правильным ответом здесь будет служить результат вычислений, записанный с заданной степенью точности;
Как и другие задания базового уровня, эти задания будут оцениваться в 1 первичный балл.

2. Задания повышенного уровня (бывшая часть B) будут представлены одним типом: задания на установления соответствия. Оцениваться они будут в 2 балла (при наличии одной ошибки – 1 балл);

3. Из заданий базового уровня в повышенный перенесен вопрос по теме: “Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов“.
Вместе с тем, вопрос по азотсодержащим соединениям будет проверяться на базовом уровне.

4. Время проведения единого экзамена по химии будет увеличено с 3-х часов до 3,5 часа (со 180 до 210 минут).

В данный момент эти изменения предложены для обсуждения. Окончательно структура КИМа ЕГЭ-2016 будет утверждена в октябре. –>

Примеры некоторых заданий: (демоверсия)
Форма записи ответа для задач 24-26 (не является ответом данной задачи):

Основные типы заданий с кратким ответом, ошибки, советы

Типы заданий

Рекомендации

2. Задания с множественным выбором
2-1. Среди перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются средними солями:
1) Ca(HCOO)2
2) СН3NO2
3) (NН4)3PO4
4) Fe(ОН)Сl
5) NaHCО3
6) СН3NH3Cl
Запишите цифры, под которыми они указаны.

2.2. В схеме превращений

веществами “X” и “Y” могут быть:
1) CaCl2 2) СаCO3 3) Ba3(PO4)2
4) P2O3 5) K3PO4
Запишите в таблицу номера выбранных веществ.

Задания с множественным выбором, сложнее тем, что вариантов ответа больше, и правильный выбор надо сделать не один, а два или три раза, причем одна ошибка сразу обнуляет результат.
Если не указано иное, то цифры ответа надо указывать в порядке возрастания. Если вы сначала написали “24”, а потом подумали и приписали “1”, то ответ “241” компьютер может посчитать неверным, даже если “124” правильно. Поэтому, сначала надо найти все ответы, а потм по-порядку выписать их номера.

2-1. Классификация веществ. Конечно, надо знать, что такое соли, и что такое кислые соли. Но не надо забывать, что соли образуют и органические вещества, в частности амины, аминокислоты и их формулы могут выглядеть необычно. Правильный ответ: 136

Задания на соответствие

Рекомендации

2. Выбор группы, вопрос действительно сложный, групп много, в каждой по три вещества. Тема – Классы неорганических соединений, оксиды.

3. Считаем коэффициенты. Задание распространенное, как для части А, так и для части В. Не забывать про коэффициент 1, который не пишется!
Тема – Ионные уравнения. Следует уметь их писать, знать, что в ионных уравнениях в виде ионов записываются формулы только сильных электролитов, к которым относятся:
1. растворимые соли; 2. сильные кислоты; 3. сильные основания (щелочи).
Типичная ошибка: При переходе от полного ионного уравнения к сокращенному забывают, что можно сокращать и коэффициенты, если их можно все разделить на одно и то же число (здесь – первая пара веществ)
Правильный ответ: 3141 (цифры могут повторяться!)

3. Расчетные задачи

1. Какую массу оксида калия необходимо взять для приготовления 280 г раствора гидроксида калия с массовой долей 2%?
Ответ:_______ г. (Запишите число с точностью до десятых.)

2. Для полного сжигания 4 л этиламина потребуется воздух объемом _________ л. (Запишите число с точностью до целых.)

Примеры наиболее трудных заданий части В прошлых лет можно посмотреть здесь.

Расчетные задачи части В не слишком сложны, но надо быть внимательным при округлении. Чтобы уменьшить число ошибок, рекомендуется предполагаемый ответ сначала записывать в предложенном поле, и только после проверки единиц измерения и округления переносить в бланк ответов.
1. Растворы, массовая доля.
План решения: w(KOH) -> m(KOH) -(расчет по уравнению реакции)-> m(K2O)
Правильный ответ: 4,7

2. Объемные отношения реагирующих газов.
В задаче надо было учесть, что кислород и воздух не одно и то же, и вспомнить, что кислорода в воздухе 1/5 часть или, точнее, 21%. Кроме того, нужно было написать достаточно сложное уравнение реакции горения амина: 4C2H5NH2 + 15O2 = 2N2 + 8CO2 + 14H2O
Поскольку объемы реагирующих газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции, для сжигания 4 л этиламина потребуется 15 л кислорода, и, учитывая его объемную долю в воздухе (21%), 71,4 л воздуха, округляем – 71 л.
Если рассчитывать из приближенной объемной доли кислорода (1/5) получим 75 л, этот ответ тоже считался правильным. Все другие варианты, в том числе “71,4”, считаются неверными.
Правильный ответ: 71 или 75

Общие рекомендации

Запланируйте 2-3 круга работы над вопросами. На первом круге, все слишком трудное пропускайте.
На втором – думайте. На третьем – угадывайте.
На первом этапе работы ответы на вопросы записывайте в тексте задания, в специальные таблички или поля.
Только окончательно проверив, переносите их в бланк ответов.

Работая над трудным вопросом подумайте, нельзя ли использовать для поиска ответа
шпаргалку №1 (Периодическую Систему)? шпаргалку №2 (Таблицу растворимости)? шпаргалку №3 (Ряд напряжений)?

Если в предложенных вариантах ответов вы видите несколько подходящих:
– перечитайте вопрос, верно ли вы его поняли, не пропустили ли вы отрицание ?
– выберите самый типичный, самый очевидный вариант. тест проверяет знание самых очевидных вещей.
Так, если в вопросе “какой металл взаимодействует с водой” есть варианты “железо”, “натрий”, “алюминий”,
то вспомните, что трубы и кастрюли делают все же не из натрия.

Если в предложенных вариантах ответов вы не видите ни одного верного:
– перечитайте вопрос, верно ли вы его поняли, не пропустили ли вы отрицание ?
– если не помогло, вспомните, что из многих правил в химии есть исключения.
Нет ли особых свойств у представленых веществ? Особых условий проведения реакций?
Если других вариантов нет, то нужно учесть, что кастрюли из алюминия делают, но если снять оксидную пленку.

Задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности),
примеры, ошибки, советы

“Напичканый знаниями, но не умеющий их использовать ученик
напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”

А.Л.Минц

Типы заданий

С1. (30) Уравнение окислительно-восстановительной реакции.

Рекомендации

До 2018 г в задании предлагалась неполная схема реакции, где формулы одного-двух веществ были заменены многоточиями. Надо было определить недостающие вещества с учетом среды реакции, написать электронный баланс, используя степени окисления атомов, расставить коэффициенты в ОВР, указать окислитель и восстановитель. Пример реакции.
В ЕГЭ-2018 участнику будет предложен список веществ, из которого надо будет самостоятельно выбрать те, которые могут участвовать в ОВР, самостоятельно составить схему реакции и расставить в ней коэффициенты, используя электронный баланс, указать окислитель-восстановитель

C1-b (31). Ионное уравнение реакции
До 2018 года не использовалось, с заданием С1 его объединяет единый контекст – единый список веществ. 2 первичных балла.

С2 (32). “Мысленный эксперимент”
В задании дается описание эксперимента: участников реакций, условий их проведения, признаков протекания. В этом описании идет речь о четырех химических реакциях, которые надо отобразить четырьмя уравнениями. Скорее всего, среди этих реакций будет и достаточно сложная ОВР, и сравнительно простые реакции.

“Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом.
Напишите уравнения описанных реакций.”

Задание “Мысленный эксперимент” используется с 2012 года.
Можно рекомендовать следующий алгоритм выполнения задания:

С3 (33). Цепочка превращений органических веществ

Задание включает пять превращений и оценивается в пять первичных баллов.

Примеры заданий прошедших лет можно посмотреть здесь.

С 2012 года в условие задания добавлена фраза: “При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ”

Это значит, что если в уравнении записана формула С4Н9Сl, то это будет расценено, как ошибка, поскольку не дает представления о том, как соединены атомы углерода и у какого из них стоит заместитель. Правильная запись, в случае 2-хлорбутана: СН3-СНСl-СН2-СН3.

Типичные ошибки. Верно указывая основной продукт, не указывают побочные (напр., образование воды в реакции этерификации), не расставляют коэффициенты.

Типичные ошибки – 2. Не учитываются условия протекания реакции при определении их продуктов. Так, при гидролизе эфиров в щелочной среде в качестве продуктов указываются свободные кислоты, также кислоты указываются при окислении альдегида в реакции “серебряного зеркала”, хотя эта реакция протекает в избытке раствора аммиака и ее продуктами являются аммонийные соли.

С4 (34). Комбинированная задача

Как правило, для решения задачи надо написать 2-3 уравнения реакции, использовать понятия “массовая доля”, “избыток-недостаток”, уметь определять массу раствора полученного в ходе реакции. С 2013 года используются задачи на определение состава смеси (не требующие алгебраического решения)
Задание оценивается в четыре первичных балла.

Примеры задач прошлых лет с решениями можно посмотреть здесь.

С5 (35). Определение формулы вещества

С 2018 г. задание оценивается в три первичных балла в соответствии с требованиями:
1) произвести необходимые вычисления и установить молекулярную формулу органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) написать уравнение реакции для этого вещества.

Примеры задач 2004-2005 года и их решение можно посмотреть здесь.

Задание предполагает определение формулы определяемого вещества по продуктам сгорания или по массовым долям элементов. В условии также имеются данные для нахождения молекулярной массы вещества (но не всегда!) и указание на реакцию этого вещества с каким либо реагентом. При этом неизвестное вещество указывается общей формулой класса веществ, например спиртов (R-OH или CnH2n+1OH), альдегидов (R-CHO или CnH2n+1-CHO), карбоновых кислот или CnH2n+1-COOH), сложных эфиров (R1-COO-R2 или CnH2n+1-COO-CmH2m+1) и др.
В большинстве случаев желательно, чтобы эта общая формула показывала функциональные группы вещества. –>

Баллы даются за предварительные расчеты и определение молекулярной формулы, за написание структурной формулы вещества и уравнение реакции.

Общие рекомендации

Внимание! Как показывают обсуждения на интернет-форумах, экспертные комиссии некоторых территорий не засчитывают решения задач С4, если расчет по уравнению реакций выполнен не в МОЛЯХ, а в пропорциях масс, объемов и т.п. По мнению автора сайта это есть некоторый бзик данных экспертных комиссий, поскольку любое правильное решение должно оцениваться максимальным баллом. Пропорция в единицах массы также оправдана, как и в единицах количества вещества (хотя и менее рациональна). Но, поскольку свой ум в чужую голову не переложишь, и переучивать экпертов не задача для сдающих экзамен, настоятельно рекомендуется освоить решение расчетных задач в единицах количества вещества !

Хотя часть С самая сложная, но в ней есть и простые элементы, поэтому, постарайся что-то сделать, и,
поскольку задания проверяют не бездушная железяка, а эксперты,
они постараются это что-то оценить.

Но надо это что-то представить максимально разборчиво.

“Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание.” Пьер Абеляр. Задать вопрос

Задание 1. Электронная конфигурация. ЕГЭ 2022 по химии

Теория к 1 заданию: читать

Задачи для практики

Задача 1

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в возбуждённом состоянии электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 np 3 nd 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация ns 1 np 3 nd 1 в возбужденном состоянии показывает, что на внешнем слое у атома будет расположено 5 электронов, значит нужны элементы из пятой группы главной подгруппы, таких три: азот, фосфор и мышьяк. Однако атом азота не может переходить в возбужденное состояние, так как на втором энергетическом уровне нет d — подуровня, следовательно, ответ: фосфор и мышьяк.

Задача 2

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s 2 5p 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Анионы образуются из нейтральных атомов неметаллов при присоединении электронов:

Электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня $5s^<2>5p^<6>$ имеет ксенон Xe, который находится в главной подгруппе VIII группы пятого периода, следовательно, анионы с такой электронной конфигурацией могут образовывать атомы неметаллов, находящихся в пятом периоде, т. е. теллур (ответ — 1) и йод (ответ — 2).

Вывод: правильные ответы — 1, 2.

Задача 3

1) Al 2) S 3) P 4) Cr 5) Si

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии во внешнем слое содержат один неспаренный электрон. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Здесь лучше всего расписать конфигурации атомов, но можно и запомнить, что 1 неспаренный электрон на внешнем уровне имеют атомы элементов 1,3 и 7 групп или атомы элементы с провалом электрона. В 3 группе находится алюминий (3s2 3p1), а у хрома имеется провал электрона (3d5 4s1)

Задача 4

1) Mg 2) Bi 3) Ba 4) Sr 5) Al

Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s 0 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $3s^0$ описывает строение внешнего энергетического уровня, следовательно, элемент имеет три энергетических уровня, то есть находится в третьем периоде. Из предложенных элементов в третьем периоде находятся магний(Mg) и алюминий(Al). Обрати внимание, что речь идет про катионы!

Задача 5

1) I 2) N 3) Br 4) P 5) Cl

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 3 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^<2>np^<3>$ означает, что на внешнем энергетическом уровне атома находится 5 электронов, следовательно, это атом элемента, стоящего в главной подгруппе V группы таблицы Менделеева. Из предложенных элементов в главной подгруппе V группы находятся N и P.

Задача 6

1) Bi 2) N 3) Br 4) P 5) Cl

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 5 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронную конфигурацию $ns^<2>np^<5>$ имеют элементы, которые находятся в 7 группе главной подгруппы, такими элементами являются бром и хлор.

Задача 7

1) K 2) S 3) Na 4) Si 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 4 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^<2>np^<4>$ означает, что на внешнем энергетическом уровне атома находится 6 электронов, а заполнение только s и p подуровней указывает на элементы главной подгруппы. Следовательно, это атомы элементов, стоящих в главной подгруппе VI группы таблицы Менделеева. Из предложенных элементов в главной подгруппе VI группы находятся S и Se.

Задача 8

1) S 2) Na 3) He 4) Cl 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 4 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронную конфигурацию $ns^<2>np^<4>$ имеют элементы, которые находятся в 6 группе главной подгруппы, такими элементами являются сера и селен.

Задача 9

1) Mg 2) Al 3) Sb 4) N 5) Bi

Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s 0 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Конфигурация внешнего энергетического уровня $3s^0$ означает, что данный элемент имеет три энергетических уровня, следовательно, в таблице Менделеева находится в III периоде. Из представленных элементов в III периоде находятся Mg и Al.

Задача 10

1) Cu 2) Te 3) Se 4) Ag 5) O

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 (n–1)d 10 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Элементы с такой конфигурацией должны находиться в побочной подгруппе, поскольку заполняется d подуровень ( произошел перескок электрона в связи с устойчивостью полностью заполненного d подуровня), поскольку внешних электронов 1, то группа первая. Ищем элементы I группы побочной подгруппы.

Задача 11

1) Ti 2) Cl 3) Zr 4) I 5) F

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию энергетического уровня ns 2 (n–1)d 2 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $ns^<2>(n–1)d^2$ указывает на то, что перед нами d-элемент, а значит, находится в побочной подгруппе. Галогены Cl, I и F находятся в главной подгруппе VII группы, а титан Ti и цирконий Zr – в побочной подгруппе IV группы, имеют 2 электрона на внешнем энергетическом слое.

Задача 12

1) S 2) K 3) O 4) Te 5) Na

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня $ns^1$ имеют элементы главной подгруппы I группы. Из представленных к ним относятся калий К и натрий Na.

Задача 13

1) N 2) S 3) P 4) Se 5) As

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в возбуждённом состоянии электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 np 3 nd 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^1np^3nd^1$ означает, что на нём находится 5 электронов (в возбуждённом состоянии количество электронов не отличается от основного состояния), следовательно, элемент находится в V группе Периодической таблицы. Из предложенных элементов в главной подгруппе V группы находятся N, P и As, но азот не имеет d- подуровня, поэтому не может иметь такую конфигурацию внешнего энергетического уровня.

Задача 14

1) Mg 2) Cl 3) S 4) Br 5) Ca

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 5 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня $ns^<2>np^<5>$ свидетельствует о наличии на внешнем энергетическом слое 7 электронов, следовательно, искать нужно элементы VII группы, к ним относятся Cl и Br.

Задача 15

1) Te 2) Be 3) I 4) Ba 5) Sr

Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s 2 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $5s^2$ у катиона(!) показывает, что на внешнем слое было как минимум 3 электрона (часть от отдал, чтобы стать катионом), при этом внешний слой – пятый. Поэтому из всех элементов выбираем те, которые находятся в 5 периоде и в группах от третьей и дальше. Таких элементов два: теллур и иод, которые в степени окисления +4 и +5, соответственно, будут иметь конфигурацию $5s^2$.

Задача 16

1) Li 2) Se 3) K 4) S 5) Cs

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в возбуждённом состоянии могут иметь электронную конфигурацию ns 2 np 3 nd 1 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $ns^<2>np^<3>nd^<1>$ говорит о наличии шести электронов на последнем энергетическом слое атома. В возбуждённом состоянии электроны переходят на другой энергетический подуровень, но количество их не меняется, поэтому оно равно номеру группы, следовательно, подходят элементы шестой группы – селен и сера.

Задача 17

1) O 2) S 3) N 4) Te 5) P

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3s 2 3p 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $3s^<2>3p^6$ описывает строение внешнего энергетического уровня, следовательно, элемент имеет 3 энергетических уровня, то есть находится в третьем периоде. Из предложенных элементов в третьем периоде находятся фосфор (P) и сера (S).

Задача 18

1) Ga 2) S 3) B 4) In 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в возбуждённом состоянии имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 np 3 nd 2 . Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Электронная конфигурация $ns^1np^3nd^2$ в возбужденном состоянии показывает, что на внешнем слое у атома будет расположено 6 электронов, значит нужны элементы из шестой группы главной подгруппы, таких два: сера и селен.

Задача 19

1) As 2) Cr 3) Na 4) V 5) Sc

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют 1 неспаренный электрон во внешнем слое в основном состоянии. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Решение

Для определения количества неспаренных электронов на внешнем слое нужно представить электронную конфигурацию атома. Атом натрия находится в 3 периоде, поэтому имеет 3 слоя. Всего он имеет 11 электронов, поэтому на последнем слое атом натрия имеет один неспаренный электрон. Атом хрома находится в 4 периоде, он имеет 4 слоя, 3d подуровень заполняется после 4s, но у хрома происходит провал электрона, один электрон с 4s падает на 3d, чтобы быть более энергетически устойчивым, так как в таком случае атом не будет иметь пустых орбиталей на 3d. У мышьяка 3 неспаренных электрона на внешнем слое. У скандия и ванадия их нет.

Необходимо зарегистрироваться

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

Теория для 1 задания ЕГЭ по химии

Первое задание в ЕГЭ по химии посвящено электронной конфигурации атома. Для его выполнения дается ряд химических элементов, среди которых нужно выбрать два с одинаковым свойством. Какие могут быть свойства:

  • одинаковое число валентных электронов,
  • одинаковое количество неспаренных электронов в основном или возбужденном состоянии,
  • одна и та же общая электронная конфигурация валентного уровня.

Для правильного выполнения этого задания полезно помнить последовательность заполнения электронами атомных орбиталей, которую легко понять по этому рисунку:

Атом является электронейтральной частицей. Положительный заряд ядра уравновешивается числом отрицательно заряженных электронов, которые движутся в его поле. Заряд ядра атома химического элемента равен его порядковому номеру в периодической системе Д.И. Менделеева. При переходе от одного элемента к следующему заряд ядра увеличивается на единицу. И на единицу возрастает число электронов в атоме. Каждый следующий добавляемый электрон занимает низшую свободную атомную орбиталь.

Давайте рассмотрим электронную конфигурацию на примере самого просто атома водорода. Заряд ядра атома водорода +1. Значит, в поле ядра движется 1 электрон, и он занимает самую первую по энергии атомную орбиталь – 1s. Электронная формула атома водорода таким образом записывается:

У атома гелия (заряд ядра +2) следующий электрон займет ту же самую s-орбиталь, однако спин у него будет противоположный (стрелка, изображающая электрон, направлена в другую сторону):

На этом ёмкость 1 энергетического уровня становится полностью заполненной. Поэтому следующий электрон, который появляется у атома лития, займёт s-орбиталь второго энергетического уровня (2s-орбиталь). Его электронная формула записывается:

Правило Хунда: электроны заполняют атомную орбиталь таким образом, чтобы её суммарный спин был максимальным.

Другими словами, при заполнении p, d, f-орбиталей электроны сначала будут занимать квантовые ячейки орбитали по одному, и только потом будут спариваться. По этому поводу можно привести хорошую аналогию: при размещении пассажиров в изначально пустом трамвае, если все люди незнакомы, они будут занимать сначала места по одному, и только когда мест станет не достаточно, незнакомые люди станут занимать места рядом с теми, кто зашел в трамвай раньше. На этом основании запишем электронную конфигурацию атома серы и изобразим распределение электронов по квантовым ячейкам:

В образовании химических связей участвуют только электроны внешнего (валентного) энергетического уровня. В атоме серы таким уровнем является третий. На нём расположено шесть электронов, два из которых не спарены.

Число валентных электронов в атоме равно номеру группы (исключения: атомы кобальта и никеля, у них число валентных электронов равно 9 и 10, соответственно).

Особой энергетической устойчивостью обладают наполовину и полностью заполненные орбитали.

Запишем электронную конфигурацию атома хрома. Найдем хром в таблице Менделеева. Его порядковый номер – 24. Это означает, что заряд ядра атома Cr +24, следовательно в поле ядра движется 24 электрона.

Распределим 24 электрона по орбиталям, пользуясь уже известными нам правилами. Помним, что между 4s и 4p-орбиталями заполняется 3d-орбиталь:

Однако, на d-орбитали не хватает одного электрона до наполовину заполненного состояния. А наполовину заполненные орбитали отличаются пониженной энергией. Всё в мире стремится к минимуму энергии; и атом тоже. Поэтому один электрон с 4s-орбитали перескакивает на 3d-орбиталь, благодаря близости энергий этих орбиталей. В результате реальная электронная конфигурация атома хрома записывается так:

Символом в квадратных скобках (у нас это – [Ar]) принято сокращать электронную конфигурацию полностью заполненных невалентных нижних энергетических уровней. У всех благородных газов, которые находятся в 18 группе длиннопериодного варианта периодической системы или в 8 группе краткопериодного, орбитали заполнены полностью, и чтобы не переписывать каждый раз одно и то же пользуются таким способом сокращения записи.

Таким же исключением из правил является атом меди. Ему не хватает одного электрона для полного заполнения 3d-орбитали. И он, как и хром, берет этот электрон с 4-s орбитали:

Именно на тех же основаниях электронная конфигурация молибдена – [Kr] 4d(5)5s(1) (надстрочные индексы указаны в скобках), серебра – [Kr] 4d(10) 5s(1).

Пользуясь информацией, изложенной выше, можно легко вычислить число валентных, внешних и неспаренных электронов в атоме и безошибочно выполнить первое задание ЕГЭ, за которое можно получить 1 первичный балл.

Второе вещество — оксид серы(VI). Это кислотный оксид неметалла в высшей степени окисления. Способен реагировать с веществами основной природы — основаниями и основными оксидами. Растворяется в воде с образованием кислоты. Выбираем ряд под номером 2.

Третье вещество — гидроксид цинка. Это амфотерный гидроксид — проявляет как кислотные, так и основные свойства. Реагирует с кислотами и щелочами. Выбираем ряд под номером 4.

Четвертое вещество — бромид цинка. Это средняя соль. Вступает в реакции ионного обмена с кислотами, солями, основаниями, если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит. Следует помнить, что если в результате ионного обмена образуется соль слабого основания и слабой кислоты, то она полностью гидролизуется с образованием этих самых слабого основания и слабой кислоты. Также нужно помнить, что галогениды способны вытеснятся из их солей более активными галогенами. Выбираем ряд под номером 1.

Напоследок поговорим о том, как можно осилить это задание, если всё совсем плохо и не получается найти необходимый ряд веществ. Воспользуемся методом исключения! Если в ряду хоть один реагент точно не реагирует с нашим веществом, то этот ряд можно исключить. Разберем на примере серы из задания выше. Из неметаллов только галогены могут вытеснять менее активные галогены из их солей. Другие неметаллы с солями никогда не реагируют. Таким образом нам точно не подходит ряд 1 (нитрат серебра) и ряд 5 (хлорид бария). Из неметаллов только кислород может реагировать с некоторыми оксидами, значит убираем ряд 2 (оксид бария). Ряд четыре не подходит, потому что бром более сильный неметалл, и сера не вытеснит бром из его кислоты. Остается вариант 3))

Разбор Задания №1 ЕГЭ по ХИМИИ

Описание задания

В Задании №1 нам необходимо уметь хорошо пользоваться таблицей Менделеева. Первое задание — это поиск атома или иона с заданной конфигурацией электронов, обычно это количество электронов на внешнем уровне (соответствует номеру группы).

Тематика заданий: электронная конфигурация атомов

Сложность задания: ◊◊

Примерное время выполнения: 1 мин.

Разбор типовых вариантов заданий №1 ЕГЭ по химии

Опре­де­ли­те, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энер­ге­ти­че­ском уровне пять электронов.

Данный пример — типичный вариант первого задания — необходимо определить количество электронов на внешнем уровне. Вспоминаем, что на количество электронов на внешнем уровне указывает номер ГРУППЫ:

Напомню, что нам важно обращать внимание на то, в главной или побочной группе находится элемент. К сожалению, в таблице, которая дана на ЕГЭ нет деления на главные или побочные группы (какие-то элементы пишут правее, какие-то левее, но это не деление на главные и побочные группы), данная таблица не удобна, однако, по правилам можно пользоваться только ей. Обсуждать недостатки данной таблицы мы не будем, скажем лишь, что в условиях задания представлены всегда элементы главных групп, поэтому данный вопрос отпадает сам собой на экзамене (но нет гарантий, что не могут дать определить количество внешних электронов у кобальта, например, по номеру группы в данной таблице это не определишь).

Итак, находим наши пять элементов из условия:

Определяем номер группы — у алюминия 3 группа, у азота и фосфора — пятая, у кислорода и серы — шестая.

В условии нас спрашивают про пять электронов — значит выбираем элементы из пятой группы — азот и фосфор!

Определите, двум атомам каких из указанных элементов до завершения внешнего уровня не хватает шести электронов.

Данное задание немного другого типа, в нем необходимо определить элементы, которым не хватает какого-то количества электронов до завершения внешнего уровня. В этом случае наш алгоритм прост: мы знаем, что на внешнем уровне должно быть 8 электронов (2 и 3 период, или главные группы 4,5,6.. — в заданиях в основном фигурируют именно эти элементы), а значит вычитаем из 8 заданное число — в нашем случае 6: 8-6=2. Значит, в нашем элементе должно быть два электрона на внешнем уровне и, следовательно, расположен он во второй группе. Определяем группы элементов из условия:

В данном случае элементы второй группы — магний и барий.

Опре­де­ли­те, атомы каких двух из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат один неспаренный электрон.

Следующий вид задания на поиск элементов с неспаренным электроном. Тут все достаточно просто. Так как электроны у нас в орбиталях всегда располагаются по парам (если помните, то есть квадратик, в котором мы рисуем стрелочку вверх и низ), то логично, что неспаренный электрон образуется, когда количество электронов на внешнем уровне нечетно , то есть в элемент должен быть расположен в нечетной группе , а именно 1,3,5,7. Определяем группы указанных нам элементов:

Итак, натрий в первой группе, магний во второй, алюминий в третьей, кремний в четвертой, а сера в шестой.

Выбираем элементы в нечетных группах — это натрий и алюминий!

Опре­де­ли­те, атомы каких двух из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат два неспаренных электрона.

В данном задании нужно найти два неспаренных электрона. Данное распределение можно найти, начиная с p-подуровня , а именно два неспаренных электрона образуются в четвертой группе, так как на s -подуровне два электрона + 2 должно быть на p-подуровне, и в шестой группе, где 2s+2p(спаренные)+2p(неспаренные) (так как в p-подуровне три орбитали по два электрона на каждой). Таким образом нужно найти элементы четвертой группы или шестой:

В нашем случае это углерод и сера.

Определите, какие два из указанных элементов образуют устойчивый положительный ион, содержащий 10 электронов.

В данном варианте задания речь идет уже об ионе, причем положительном, который содержит 10 электронов. В такого вида заданиях необходимо определить, сколько заполнено уровней у иона в зависимости от количества электронов. В нашем случае 10 электронов — это полностью заполненные первый (2) и второй (8) уровни (или периоды в таблице). Так мы говорим о положительном ионе — значит элемент потерял электроны, но у него их было больше чем 10, а значит, он расположен в третьем периоде. Ищем такие элементы:

Нам подходят натрий и алюминий.

Определите, какие из указанных элементов об­ра­зу­ют устойчивый от­ри­ца­тель­ный ион, со­дер­жа­щий 18 электронов.

Отрицательный ион получается путем добавления электронов к атому. 18 электронов — это полностью заполненный третий уровень или период, значит, наши элементы расположены именно в нем (в отличии от предыдущего задания, где мы искали в следующем периоде, так как ион положительный). Смотрим на предоставленные в условии элементы:

В данном случае в третий период попали алюминий, сера и хлор. Алюминий не может принять электроны до 18, так как является металлом и отдает электроны. Наиболее типичные элементы-любители электронов расположены правее. Это сера и хлор для данного задания.

Опре­де­ли­те, какие из указанных элементов на внешнем уровне содержат больше s-электронов, чем p-электронов (в основном состоянии).

Такие виды заданий часто встречаются в тренировочных вариантах, нужно либо определить кого меньше, когда равно или кого больше. Разберем для наглядности данный пример. s-электронов всего два, значит p-электронов должно быть 1, чтобы было меньше. В сумме у элемента на внешнем уровне получается максимум 3 электрона (но может быть и ноль p-электронов и один или два s!), а значит он в третьей, второй или первой группе.

Нам подходит водород и бериллий.

Остальные задания очень похожи на разобранные, поэтому вы их точно сможете решить, разобравшись с выше представленными решениями.

Задание 1 из ЕГЭ по химии

Тема: «Электронное строение атома»

1) Cu 2) Ba 3) Ca 4) Ag 5) Be

Определите, атомы каких из указанных в ряду химических элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 (n–1)d 10 . Запишите в…

1) Se 2) O 3) K 4) Te 5) Cs

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера в…

1) F 2) Br 3) N 4) P 5) I

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 3 . Запишите в поле ответа номера …

1) S 2) Al 3) O 4) B 5) Te

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 . Запишите в поле ответа номера…

1) Se 2) Ca 3) Br 4) Sr 5) Ba

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 4s 2 4p 6 . Запишите в поле ответа но…

1) K 2) S 3) Ar 4) Na 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера в…

1) Li 2) Ar 3) Na 4) Ne 5) Cs

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 6 . Запишите в поле ответа ном…

1) O 2) S 3) Ne 4) Ar 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в основном состоянии электронную конфигурацию ns 2 np 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных…

1) N 2) As 3) Cu 4) P 5) Cr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют во внешнем электронном слое по одному неспаренному электрону. Запишите в поле ответа номера в…

1) Cs 2) He 3) Na 4) Ar 5) Ne

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера…

1) O 2) N 3) S 4) C 5) As

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 3 . Запишите в поле ответа номера …

1) Cl 2) Fe 3) I 4) Mn 5) Br

Определите, ионы каких из указанных в ряду элементов могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3d 5 4s 0 . Запишите в поле ответа…

1) N 2) Be 3) B 4) Al 5) P

Определите, какие из указанных в ряду элементов в соединениях могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 . Запишите в поле…

1) N 2) Sb 3) P 4) O 5) S

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 4 . Запишите в поле ответа номера …

1) Te 2) I 3) O 4) S 5) Sr

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s 2 5p 6 . Запишите в поле ответа номер…

1) Sn 2) Pb 3) Ca 4) Ba 5) Sr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 2 . Запишите в поле ответа ном…

1) As 2) B 3) P 4) Al 5) N

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 .
Запишите в поле ответа номера…

1) Cl 2) Fe 3) I 4) Mn 5) Br

Определите, ионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3d 5 4s 0 . Запишите в поле ответа номер…

1) N 2) As 3) Cu 4) P 5) Cr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем электронном слое по одному неспаренному электрону. Запишите в поле ответа номера в…

1) Se 2) Ca 3) Br 4) Sr 5) Ba

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 4s2 4p6. Запишите в поле ответа н…

Задание 1 из ЕГЭ по химии

Тема: «Электронное строение атома»

1) Cu 2) Ba 3) Ca 4) Ag 5) Be

Определите, атомы каких из указанных в ряду химических элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 (n–1)d 10 . Запишите в…

1) Se 2) O 3) K 4) Te 5) Cs

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера в…

1) F 2) Br 3) N 4) P 5) I

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 3 . Запишите в поле ответа номера …

1) S 2) Al 3) O 4) B 5) Te

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 . Запишите в поле ответа номера…

1) Se 2) Ca 3) Br 4) Sr 5) Ba

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 4s 2 4p 6 . Запишите в поле ответа но…

1) K 2) S 3) Ar 4) Na 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера в…

1) Li 2) Ar 3) Na 4) Ne 5) Cs

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 6 . Запишите в поле ответа ном…

1) O 2) S 3) Ne 4) Ar 5) Se

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют в основном состоянии электронную конфигурацию ns 2 np 6 . Запишите в поле ответа номера выбранных…

1) N 2) As 3) Cu 4) P 5) Cr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют во внешнем электронном слое по одному неспаренному электрону. Запишите в поле ответа номера в…

1) Cs 2) He 3) Na 4) Ar 5) Ne

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 1 . Запишите в поле ответа номера…

1) O 2) N 3) S 4) C 5) As

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 3 . Запишите в поле ответа номера …

1) Cl 2) Fe 3) I 4) Mn 5) Br

Определите, ионы каких из указанных в ряду элементов могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3d 5 4s 0 . Запишите в поле ответа…

1) N 2) Be 3) B 4) Al 5) P

Определите, какие из указанных в ряду элементов в соединениях могут иметь электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 . Запишите в поле…

1) N 2) Sb 3) P 4) O 5) S

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 4 . Запишите в поле ответа номера …

1) Te 2) I 3) O 4) S 5) Sr

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 5s 2 5p 6 . Запишите в поле ответа номер…

1) Sn 2) Pb 3) Ca 4) Ba 5) Sr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 2 . Запишите в поле ответа ном…

1) As 2) B 3) P 4) Al 5) N

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns 2 np 1 .
Запишите в поле ответа номера…

1) Cl 2) Fe 3) I 4) Mn 5) Br

Определите, ионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 3d 5 4s 0 . Запишите в поле ответа номер…

1) N 2) As 3) Cu 4) P 5) Cr

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем электронном слое по одному неспаренному электрону. Запишите в поле ответа номера в…

1) Se 2) Ca 3) Br 4) Sr 5) Ba

Определите, анионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня 4s2 4p6. Запишите в поле ответа н…

Как решать задачи по химии, готовые решения

Методика решения задач по химии

При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

  1. Внимательно прочитать условие задачи;
  2. Записать, что дано;
  3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
  4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
  5. Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций;
  6. Записать ответ.

В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.

Вы можете использовать задачи на этой странице, а можете скачать хороший сборник задач и упражнений с решением типовых и усложненных задач (М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова): скачать.

Моль, молярная масса

Молярная масса – это отношение массы вещества к количеству вещества, т.е.

где М(х) – молярная масса вещества Х, m(x) – масса вещества Х, ν(x) – количество вещества Х. Единица СИ молярной массы – кг/моль, однако обычно используется единица г/моль. Единица массы – г, кг. Единица СИ количества вещества – моль.

Любая задача по химии решается через количество вещества. Необходимо помнить основную формулу:

где V(x) – объем вещества Х(л), Vm – молярный объем газа (л/моль), N – число частиц, NA – постоянная Авогадро.

1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

Решение. Молярная масса иодида натрия составляет:

M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

Определяем массу NaI:

m(NaI) = ν(NaI)•M(NaI) = 0,6 • 150 = 90 г.

2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na2B4O7 массой 40,4 г.

Решение. Молярная масса тетрабората натрия составляет 202 г/моль. Определяем количество вещества Na2B4O7:

Вспомним, что 1 моль молекулы тетрабората натрия содержит 2 моль атомов натрия, 4 моль атомов бора и 7 моль атомов кислорода (см. формулу тетрабората натрия). Тогда количество вещества атомного бора равно: ν(B)= 4 • ν (Na2B4O7)=4 • 0,2 = 0,8 моль.

Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

Массовая доля вещества – отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е. ω(Х) =m(Х)/m, где ω(X)– массовая доля вещества Х, m(X) – масса вещества Х, m – масса всей системы. Массовая доля – безразмерная величина. Её выражают в долях от единицы или в процентах. Например, массовая доля атомного кислорода составляет 0,42, или 42%, т.е. ω(О)=0,42. Массовая доля атомного хлора в хлориде натрия составляет 0,607, или 60,7%, т.е. ω(Cl)=0,607.

3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl2 • 2H2O.

Решение: Молярная масса BaCl2 • 2H2O составляет:

М(BaCl2 • 2H2O) = 137+ 2 • 35,5 + 2 • 18 =244 г/моль

Из формулы BaCl2 • 2H2O следует, что 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н2О. Отсюда можно определить массу воды, содержащейся в BaCl2 • 2H2O:

m(H2O) = 2 • 18 = 36 г.

Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl2 • 2H2O.

4. Из образца горной породы массой 25 г, содержащей минерал аргентит Ag2S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

Дано: m(Ag )=5,4 г; m = 25 г.

Решение: определяем количество вещества серебра, находящегося в аргентите: ν(Ag ) =m(Ag )/M(Ag ) = 5,4/108 = 0,05 моль.

Из формулы Ag2S следует, что количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебра. Определяем количество вещества аргентита:

ν( Ag2S)= 0,5 • ν (Ag) = 0,5 • 0,05 = 0,025 моль

Рассчитываем массу аргентита:

Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породы, массой 25 г.

Вывод формул соединений

5. Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%.

Найти: формулу соединения.

Решение: для расчетов выбираем массу соединения, равную 100 г, т.е. m=100 г. Массы калия, марганца и кислорода составят:

m (К) = m ω(К); m (К) = 100 • 0,247= 24,7 г;

m (Mn) = m ω(Mn); m (Mn) =100 • 0,348=34,8 г;

m (O) = m ω(O); m (O) = 100 • 0,405 = 40,5 г.

Определяем количества веществ атомных калия, марганца и кислорода:

ν(К)= m(К)/ М( К) = 24,7/39= 0,63 моль

ν(Mn)= m(Mn)/ М( Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

Находим отношение количеств веществ:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63 : 0,63 : 2,5.

Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1 : 1 : 4.

Следовательно, простейшая формула соединения KMnO4.

6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.

Найти: формулу вещества.

Решение: Предположим, что искомое вещество содержит углерод, водород и кислород, т.к. при его сгорании образовались СО2 и Н2О. Тогда необходимо найти количества веществ СО2 и Н2О, чтобы определить количества веществ атомарных углерода, водорода и кислорода.

Определяем количества веществ атомарных углерода и водорода:

ν(Н)= 2•ν(Н2О); ν(Н)= 2 • 0,05 = 0,1 моль.

Следовательно, массы углерода и водорода будут равны:

m(С) = ν( С) • М(С) = 0,1• 12 = 1,2 г;

m(Н) = ν( Н) • М(Н) = 0,1• 1 =0,1 г.

Определяем качественный состав вещества:

m(в-ва) = m(С) + m(Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г.

Следовательно, вещество состоит только из углерода и водорода (см. условие задачи). Определим теперь его молекулярную массу, исходя из данной в условии задачи плотности вещества по водороду.

М(в-ва) = 2 • ДН2 = 2 • 39 = 78 г/моль.

Далее находим отношение количеств веществ углерода и водорода:

Разделив правую часть равенства на число 0,1, получим:

Примем число атомов углерода (или водорода) за «х», тогда, умножив «х» на атомные массы углерода и водорода и приравняв эту сумму молекулярной массе вещества, решим уравнение:

12х + х = 78. Отсюда х= 6. Следовательно, формула вещества С6Н6 – бензол.

Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля.

Молярный объем газа равен отношению объема газа к количеству вещества этого газа, т.е.

где Vm – молярный объем газа – постоянная величина для любого газа при данных условиях; V(X) – объем газа Х; ν(x) – количество вещества газа Х. Молярный объем газов при нормальных условиях (нормальном давлении рн= 101 325 Па ≈ 101,3 кПа и температуре Тн= 273,15 К ≈ 273 К) составляет Vm= 22,4 л/моль.

В расчетах, связанных с газами, часто приходится переходить от данных условий к нормальным или наоборот. При этом удобно пользоваться формулой, следующей из объединенного газового закона Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

Где p – давление; V – объем; Т- температура в шкале Кельвина; индекс «н» указывает на нормальные условия.

Состав газовых смесей часто выражают при помощи объемной доли – отношения объема данного компонента к общему объему системы, т.е.

где φ(Х) – объемная доля компонента Х; V(X) – объем компонента Х; V – объем системы. Объемная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы или в процентах.

7. Какой объем займет при температуре 20 о С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г?

Дано: m(NH3)=51 г; p=250 кПа; t=20 o C.

Решение: определяем количество вещества аммиака:

Объем аммиака при нормальных условиях составляет:

Используя формулу (3), приводим объем аммиака к данным условиям [температура Т= (273 +20)К = 293 К]:

8. Определите объем, который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.

Решение: находим количества вещества водорода и азота:

Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собой, то объем газовой смеси будет равен сумме объемов газов, т.е.

Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические расчеты) основаны на законе сохранения массы веществ. Однако в реальных химических процессах из-за неполного протекания реакции и различных потерь веществ масса образующихся продуктов часто бывает меньше той, которая должна образоваться в соответствии с законом сохранения массы веществ. Выход продукта реакции (или массовая доля выхода) – это выраженное в процентах отношение массы реально полученного продукта к его массе, которая должна образоваться в соответствии с теоретическим расчетом, т.е.

Где η– выход продукта, %; mp(X) – масса продукта Х, полученного в реальном процессе; m(X) – рассчитанная масса вещества Х.

В тех задачах, где выход продукта не указан, предполагается, что он – количественный (теоретический), т.е. η=100%.

9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?

Решение: записываем уравнение реакции горения фосфора и расставляем стехиометрические коэффициенты.

Определяем количество вещества P2O5, получившегося в реакции.

Из уравнения реакции следует, что ν(P2O5)= 2•ν(P), следовательно, количество вещества фосфора, необходимого в реакции равно:

Отсюда находим массу фосфора:

m(Р) = ν(Р) • М(Р) = 0,1• 31 = 3,1 г.

10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

Решение: записываем уравнения реакции взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

Определяем количества веществ магния и цинка, вступивших в реакцию с соляной кислотой.

ν(Mg) = m(Mg)/ М(Mg ) = 6/24 = 0,25 моль

ν(Zn) = m(Zn)/ М(Zn) = 6,5/65 = 0,1 моль.

Из уравнений реакции следует, что количество вещества металла и водорода равны, т.е. ν(Mg) = ν(Н2); ν(Zn) = ν(Н2), определяем количество водорода, получившегося в результате двух реакций:

ν(Н2) = ν(Mg) + ν(Zn) = 0,25 + 0,1= 0,35 моль.

Рассчитываем объем водорода, выделившегося в результате реакции:

11. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (нормальные условия) через избыток раствора сульфата меди (II) образовался осадок массой 11,4 г. Определите выход продукта реакции.

Решение: записываем уравнение реакции взаимодействия сероводорода и сульфата меди (II).

Определяем количество вещества сероводорода, участвующего в реакции.

Из уравнения реакции следует, что ν(H2S) = ν(СuS) = 0,125 моль. Значит можно найти теоретическую массу СuS.

m(СuS) = ν(СuS) • М(СuS) = 0,125 • 96 = 12 г.

Теперь определяем выход продукта, пользуясь формулой (4):

η = [mp(X) •100]/m(X)= 11,4 • 100/ 12 = 95%.

12. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка.

Решение: записываем уравнение реакции.

Эта задача на «избыток» и «недостаток». Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяем, какой газ находится в избытке.

ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

Аммиак находится в избытке, поэтому расчет ведем по недостатку, т.е. по хлороводороду. Из уравнения реакции следует, что ν(HCl) = ν(NH4Cl) = 0,2 моль. Определяем массу хлорида аммония.

Мы определили, что аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

13. Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г. Определите массовую долю СаС2 в техническом карбиде.

Решение: записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

Находим количество вещества тетрабромэтана.

Из уравнений реакций следует, что ν(C2H2Br4) =ν(C2H2) = ν(СаC2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

Определяем массовую долю СаC2 в техническом карбиде.

Растворы. Массовая доля компонента раствора

14. В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в растворе.

Решение: для нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствора. Определяем массу бензола.

Находим общую массу раствора.

Рассчитаем массовую долю серы.

ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

15. В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO4•7H2O массой 3,5 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

Решение: найдем массу FeSO4 содержащегося в FeSO4•7H2O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO4•7H2O.

Из формулы железного купороса следует, что ν(FeSO4)= ν(FeSO4•7H2O)=0,0125 моль. Рассчитаем массу FeSO4:

Учитывая, что масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г) и массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

Задачи для самостоятельного решения

  1. На 50 г йодистого метила в гексане подействовали металлическим натрием, при этом выделилось 1,12 л газа, измеренного при нормальных условиях. Определите массовую долю йодистого метила в растворе. Ответ: 28,4%.
  2. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора КОН с массовой долей 28%. Плотность раствора КОН равна 1,25 г/мл. Определите формулу спирта. Ответ: бутанол.
  3. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,45 г/мл, пропустили через 150 мл 20 % раствора NaOH плотностью 1,22 г/мл. Определите массовые доли растворенных веществ. Ответ: 12,5% NaOH; 6,48% NaNO3; 5,26% NaNO2.
  4. Определите объем выделившихся газов при взрыве 10 г нитроглицерина. Ответ: 7,15 л.
  5. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции являются оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (нормальные условия) и вода массой 6,3 г. Плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определите формулу вещества. Ответ: С6Н14.

Рекомендуем:

Главная » ЕГЭ – химия для чайников » Как решать задачи по химии, готовые решения

Подготовка к ЕГЭ по химии. 11 класс.

Образовательная.
Совершенствовать знания по темам: «Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева», «Неметаллы VIа группы», «Применение металлов», «Уравнения химических реакций».

Развивающая.
Развивать мышление учащихся, умение обосновывать выводы.

Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности и здоровой конкуренции.

Программа.
Химия – О.С.Габриелян, 2008г. (2 ч в неделю, 68 ч в год); учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009.

Педагогические технологии.

  1. Педагогика сотрудничества;
  2. Здоровьесберегающие технологии;
  3. Компьютерные технологии.
  4. Игровые технологии.

Продолжительность урока – 45 минут.

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок повторения и обобщения ранее пройденных тем. Урок делится на четыре этапа, по количеству повторяемых тем. Максимальное количество набранных баллов,- 20, по 5 баллов за каждую тему.

1. Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева.
Учащимся предлагаются тесты на карточках. Время выполнения 5 минут.

1. Атом элементов 4-го периода имеют одинаковое число
1) электронов на внешнем уровне
2) нейтронов
3) энергетических уровней
4) протонов

2. Атомы элементов IIА группы сходны по
1) числу электронов в атоме
2) числу электронов на внешнем электронном слое
3) числу энергетических уровней в электронной оболочке
4) радиусу атомов

3. Какая из характеристик атомов одинакова для всех элементов 3-го периода периодической системы?
1) число энергетических уровней
2) радиусы атомов
3) число электронов на внешнем энергетическом уровне
4) число протонов в ядре атома

4. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют элементы хлор и
1) марганец
2) сера
3) аргон
4) бром

5. Число электронов на 3p-орбиталях атома фосфора в основном состоянии равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

1. Номер периода в периодической системе соответствует
1) числу энергетических уровней в атоме
2) числу валентных электронов в атоме
3) числу неспаренных электронов
4) общему числу электронов в атоме

2. Число электронов в электронной оболочке атома определяется
1) числом протонов
2) числом нейтронов
3) числом энергетических уровней
4) величиной относительной атомной массы

3. В ряду химических элементов кремний – фосфор – сера увеличивается
1) способность атома отдавать электроны
2) высшая степень окисления
3) восстановительные свойства
4) радиус атома

4. В порядке ослабления неметаллических свойств расположены элементы в ряду
1) B, C, O, F
2) Si, P, S, Cl
3) Sn, Si, Ge, C
4) O, N, C, B

5. В ряду Al – Si – P – S
1) увеличивается число электронных слоев в атомах
2) усиливаются неметаллические свойства
3) уменьшается число протонов в ядрах атомов
4) радиус атомов не изменяется

Ключи к тесту.
Вариант 1 1 – 3) 2 – 2) 3 – 1) 4 – 4) 5 – 3)
Вариант 2 1 – 1) 2 – 1) 3 – 2) 4 – 4) 5 – 2)

2. Неметаллы VIа группы.
Учитель: Проведем цифровой диктант «Узнай меня». Диктант посвящен трем веществам – кислороду, озону и сере.
( 1 вариант – четные вопросы, 2 вариант – нечетные вопросы;
На листах у учащихся написаны формулы веществ
О2 – …,
О3 – … ,
S – …,
Напротив которых они указывают номера подходящих предложений).

Диктант «Узнай меня».
1) Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза
2) Светло-желтый порошок
3) Лучинка в этом веществе горит лучше
4) Порошок, не смачивающийся водой
5) Газ, обесцвечивающий краски
6) Газ с запахом свежести
7) Вещество, которое в расплавленном состоянии растягивается как резина
8) Газ, необходимый для жизни
9) Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество
10) Используется для очистки воды
11) Проявляет только окислительные свойства
12) Проявляет окислительные и восстановительные свойства
13) Встречается в природе в виде гипса
14) Легко плавится
15) Образуется при фотосинтезе
16) Бесцветный газ без запаха
17) Проявляет степени окисления -2, +4, +6
18) Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы
19) Хороший диэлектрик
20) Получают путем разложения воды электрическим током.
21)

Ключи к диктанту.
Вариант 1 О2 – 8,6,20 О3 – 6,10,18 S – 2,4,12,14
Вариант 2 О2 – 3,9,11,15 О3 – 1,3,5,11 S – 7,13,17,19
3. Применение металлов.
Повторение этой темы проводится в виде игры – загадки.

1 вопрос. «Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, т.к. характер у меня очень мягкий; но многие меня ругают, называя кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?
(Золото).
2 вопрос. «Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
(Медь).
3 вопрос. «В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?
(Железо).

Критерии оценки.
5 баллов – за правильный ответ
0 баллов за неправильный ответ.

4. Физкультминутка.
(Гимнастика для глаз).

5. Уравнения химических реакций.
(Полоса препятствий).

Учитель. Вам нужно написать как можно больше уравнений возможных реакций между предложенными веществами.

Вариант 1. S, O2, CH4, NaOH, H2O, HCl, C6H5OH, Na

Вариант 2. P, H3PO4, O2, S, H2O, Na, C2H5Cl, P2O5, C4H10

Ключи к заданию.
Вариант 1.
1. HCl + NaОН → NaCl + H2O
2. S + O2 → SO2
3. 2Na + S → Na2S
4. C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2O
5. 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑
6. 2Na + O2 → Na2O2
7. CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O
8. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑

Вариант 2.
1. 4P + 5O2 → 2P2O5
2. P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
3. 2P + 5S → P2S5
4. 2C2H5Cl + 2Na → C4H10 + 2NaCl
5. 2Na + O2 → Na2O2
6. C4H10 + 6,5O2 → 4CO2 + 5H2O
7. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
8. H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3H2O

Критерии оценки.
5 баллов – написаны 8 реакций
4балла – 6-7 реакций
3 балла – 5-6 реакций
2 балла – 3-4 реакции
1 балл – 1-2 реакции

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Раздаются тесты ЕГЭ по обобщенным темам.

Список литературы.

1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. 11 класс. М., «Дрофа», 2007г.
2. Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии. Издательский дом «Первое сентября», № 11, 2011г.
3. Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии. Издательский дом «Первое сентября», № 9, 2006г
4. Габриелян О.С. Готовимся к ЕГЭ. М., «Дрофа», 2011г.

Читайте также:
Подготовка к ЕГЭ по химии. Задания группы «C»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: