Правило безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Правила работы в лаборатории

1) Категорически запрещается одному работать в лаборатории, поскольку в ситуации несчастного случая вам некому будет оказать первую неотложную помощь;

2) При работе в лаборатории обязательно следует соблюдать чистоту и порядок, не шуметь, четко следовать правилам техники безопасности. Запрещено работать в условиях спешки, поскольку это может привести к несчастному случаю;

3) Работать в лаборатории разрешается только в халате, который всегда должен быть застегнут;

4) Обувь и одежда, в которых вы работаете в лаборатории, должны быть закрытыми (сандалии, шорты);

5) Если у вас длинные волосы, то их следует собрать в пучок или хвост таким образом, чтобы они не мешали в ходе работы;

6) В лаборатории обязательно должны быть средства личной защиты – маски, очки;

7) В любом помещении лаборатории должны быть средства противопожарной защиты, а именно ящик с просеянным песком и совком для него, асбестовое или толстое войлочное противопожарное одеяло, огнетушители в рабочем состоянии;

8) Все работники лаборатории должны быть информированы о том, где находятся средства противопожарной защиты, а также аптечка, которая должна содержать все необходимое для оказания первой помощи;

9) На всех склянках, в которых хранятся реактивы, должны быть приклеены этикетки с указанием названия вещества;

10) Строго запрещено пить и/или принимать пищу в лаборатории, а также хранить в лаборатории продукты питания, поскольку они легко могут пропитаться парами токсичных веществ:

11) Опыты нужно проводить только в чистой и целой химической посуде без трещин и прочих признаков повреждений;

12) Работать следует аккуратно таким образом, чтобы реагенты не могли попасть на открытые участки кожи (лицо, руки);

13) Категорически запрещается пробовать вещества на вкус. Пробовать на вкус запрещено любые даже знакомые из быта нетоксичные вещества типа хлорида натрия или сахарозы. Даже такие вещества могут содержать токсичные примеси либо из-за неаккуратного обращения с такими веществами, либо же из-за специфики способа производства реагента;

14) Для ознакомления с запахом вещества категорически запрещается подносить сосуд с ним близко к носу или склоняться над отверстием сосуда. Для того чтобы почувствовать запах вещества, следует легким движением руки направить к себе его пары:

15) При перемещении бутылей с реактивами с одного места на другое сосуд следует брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать его за дно;

16) Вещества запрещается трогать руками. Для набора сыпучих веществ следует воспользоваться металлическим или фарфоровым шпателем/ложечкой:

17) Жидкие вещества и их растворы запрещается набирать в пипетки ртом, для этого необходимо использовать резиновую грушу или пипетатор;

18) Категорически запрещается закрывать сосуд с неостывшей горячей жидкостью пробкой;

19) При нагревании веществ и их растворов в пробирке запрещено держать ее при этом руками. Для удерживания пробирки следует воспользоваться держателем пробирок;

20) При нагревании веществ в пробирках запрещается направлять их отверстия на себя или в сторону окружающих:

21) Запрещается смотреть в отверстия нагреваемых сосудов с веществами из-за возможного поражения выбросом горячей массы;

22) По окончании эксперимента посуду надо сразу же помыть. Признаком чистой посуды является ее равномерное смачивание водой и отсутствие мутных разводов;

23) При возникновении вопросов всегда обращайтесь к преподавателю.

Лабораторная посуда и оборудование

Лабораторный штатив Служит для закрепления лабораторной посуды, например, колб, пробирок и фарфоровых чашек при проведении опытов.
Круглодонная колба Используется при перегонке веществ, в том числе под вакуумом.
Коническая колба Применяется в тех операциях, которые требуют перемешивания жидкого содержимого. Также используется при хранении жидких веществ или растворов.
Мензурка Измерение объема жидкости.
Мерный стакан Измерение объема жидкости.
мерный цилиндр Измерение объемов жидкостей. В отличие от мерного стакана и мензурки значительно более точное ввиду продолговатой узкой формы.
пипетка с делениями Набор маленького объема жидкости.
Металлический шпатель Применяется для отбора небольших порций сыпучих веществ.
Ступка с пестиком Измельчение твердых веществ.
Фарфоровая чашка Используется для нагревания и выпаривания различных растворов.
Обратный холодильник Используется для охлаждения и конденсации паров, образующихся при кипении органических жидкостей.
Асбестированная сетка Используется для равномерного нагревания дна плоскодонной посуды с помощью пламени.
спиртовка Используется для нагревания, в частности, пробирок и колб. В случае нагревания колб требуется асбестированная сетка
пробирка Используется при проведении реакций между небольшими порциями веществ.
держатель пробирки
штатив для пробирок
ложечка для сжигания веществ
нисходящий холодильник Используется при дистилляции (перегонке) жидкостей.
тигель Прокаливание твердых веществ.
тигельные щипцы Используются для перемещения тигля.
фильтровальная воронка Воронка в сочетании с бумажным фильтром используется для отделения осадка от жидкости с помощью фильтрования.
бумажные фильтры
делительная воронка Используется для разделения несмешивающихся жидкостей.
стеклянная палочка Перемешивание жидкостей.
ртутный термометр Измерение температуры среды.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

1) Работать с едкими веществами и их растворами (щелочи, кислоты) следует только в защитных очках и перчатках;

2) Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами, а также газами, образующими взрывчатые смеси с воздухом, следует проводить в вытяжном шкафу, надев защитные очки и перчатки.

Примеры токсичных газов CO, N2O, H2S, NO, NO2, HCl, Cl2, F2.
Токсичные соли Соли тяжелых металлов, например, свинца, ртути, меди.
Взрывоопасные газы Все горючие газы, например, водород, метан, ацетилен (все углеводороды).
Читайте также:
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

3) При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу пораженное место следует незамедлительно промыть под струей холодной воды, после чего обработать кожу разбавленным раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия NaHCO3);

4) При ожоге концентрированными растворами щелочей обожжённый участок следует промыть под струей холодной воды, после чего обработать его 1%-ным раствором уксусной (CH3COOH) или борной (H3BO3) кислот, после чего снова промыть водой;

5) Концентрированные растворы щелочей и кислот следует хранить в вытяжном шкафу в прочной посуде, под которой должен располагаться поддон на случай протечки сосуда;

6) Все работы с едкими и токсичными веществами нужно проводить в защитных очках;

7) Концентрированные растворы летучих кислот, в частности, плавиковой, азотной и соляной, допускается переливать только в вытяжном шкафу;

8) Разбавление концентрированных растворов кислот следует проводить в жаростойкой посуде. При этом кислоту необходимо приливать к воде небольшими порциями. Ни в коем случае не наоборот, т.к. это может привести к вскипанию жидкости и ее выбросу из сосуда;

9) Для приготовления раствора из твердой щелочи щелочь маленькими порциями с помощью шпателя добавляют в холодную воду при тщательном перемешивании. Если в процессе растворения жидкость очень сильно нагревается, следует временно приостановить добавление щелочи до остывания раствора, после чего добавить еще недостающее количество твердой щелочи;

10) Нельзя допускать контакт щелочных металлов с водой и галогенпроизводными органических соединений;

11) Хранить щелочные и щелочноземельные металлы нужно в посуде из темного стекла под слоем керосина или другой инертной по отношению к ним органической жидкости в вытяжном шкафу. Поскольку литий – очень легкий металл, во избежании всплытия в керосине его придавливают грузом;

12) При работе с щелочными и щелочноземельными металлами кусок металла следует извлечь из банки пинцетом, промокнуть его салфеткой от защитной жидкости и отрезать ножом кусочек металла необходимого размера. Оставшуюся большую часть следует поместить снова в банку под защитный слой жидкости. Отрезанный маленький кусок ЩМ или ЩЗМ следует использовать сразу же по назначению;

13) Небольшие обрезки натрия, а также посуду и бумагу с остатками металла следует «обезвредить» с помощью 96%-ного этилового спирта (не водой. );

14) Строго запрещается выкидывать остатки активных металлов в мусорное ведро, раковину или оставлять их не «обезвреженными» в химической посуде после эксперимента.

Работа с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ)

1) Работы с горючими веществами следует проводить под вытяжкой вдали от открытого пламени. Категорически запрещается нагревать летучие и легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, эфиры, спирты и т.д.) на горелках. С целью нагрева горючих жидкостей следует пользоваться водяной баней или электрической плиткой с изолированной спиралью;

2) Горючие жидкости нельзя нагревать в открытых сосудах. Сосуд с нагреваемой горючей и летучей жидкостью должен быть снабжен обратным холодильником;

3) Разбирать приборы, в которых содержатся остатки ЛВЖ, следует вдали от открытого пламени во избежание пожара;

4) Категорически запрещается выливать горючие жидкости в канализацию или мусорные ведра;

5) ЛВЖ должны храниться в металлических шкафах в количествах, не превышающих повседневные нужды.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии

1) При использовании агрессивных моющих средств (стиральные порошки, отбеливатели, средства для чистки сантехники и т.д.) необходимо использовать перчатки. Если средство является сильно пахучим, использовать его следует в условиях хорошего проветривания помещения;

2) Используйте любое средство бытовой химии строго по его назначению в соответствии с инструкцией по использованию;

3) Хранить средства бытовой химии надо в плотно закрытой емкости, в прохладном и темном месте, вдали от маленьких детей, животных, а также подальше от продуктов питания;

4) Средства бытовой химии должны быть использованы до истечения их срока годности, поскольку помимо снижения их эффективности они также могут стать опасными;

5) Тщательно ополаскивайте все предметы и поверхности после использования для их чистки (стирки) моющих средств. Особенно это касается столовых приборов, одежды и обуви.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Задания А 13 (ГИА 2012 г)

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей? А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой. Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты. Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории? А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха. Б.Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Читайте также:
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории? А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках. Б. Калий хранят под слоем керосина. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов? А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту. Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определить по запаху. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом. Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории? А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании. Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В мензурке можно нагревать воду. Б. Горящий натрий можно тушить водой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактром для здоровья человека. Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоемах. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о правилах безопасности работы с веществами и растворами? А. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, надо проводить в вытяжном шкафу. Б. Твердые реактивы можно брать руками. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о правилах безопасности работы в химическом кабинете? А. Разрешен доступ посторонних лиц в кабинет в момент практической работы без ведома учителя. Б. Запрещен прием пищи в кабинете химии. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о назначении оборудования в кабинете химии? А. Мерный цилиндр используется для измерения плотности жидкостей. Б. Делительная воронка используется для измерения объема жидкости. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения об обращении с нагревательными приборами? А. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о правилах сборки приборов? А. Запрещается собирать и использовать прибор с оголенными проводами и клеммами. Б. Пробирку надо закреплять в лапке штатива посередине пробирки. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о видах смесей? А. При растворении в воде сульфата натрия образуется неоднородная смесь. Б. При приготовлении смеси серы с водой образуется однородная смесь. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Смесь железных опилок и медных опилок можно разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно разделить фильтрованием. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о правилах работы с веществами и растворами? А. При попадании кислот на кожу достаточно только смыть кислоту водой. Б. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым песком. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Чистые вещества состоят только из молекул данного вещества. Б. В однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить при помощи микроскопа. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Для разделения смеси двух жидкостей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) дистилляции.

Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещен прием пищи. Б. В кабинете химии вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Читайте также:
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для нагревания жидкости используют колбу. Б. Для измерения объема жидкостей используют мензурку. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Для отделения раствора сахара от нерастворимых примесей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) хроматографии

Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В лаборатории запрещается находиться без защитных очков, Б. Нельзя менять крышки от банок с реактивами. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для измерения объема жидкостей используют ареометр. Б. Для измельчения твердых веществ используют химический стакан. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещено использовать склянки без этикеток. Б. В кабинете химии съедобные вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

Методом вытеснения воды нельзя собирать: 1) кислород, 2) водород, 3) углекислый газ, 4) аммиак

Смесь поваренной соли и кварцевого песка можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.

Смесь железа и серы можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.

При разбавлении концентрированной кислоты нужно: 1) быстро приливать воду к кислоте, 2) быстро приливать кислоту к воде, 3) медленно при перемешивании вливать кислоту в воду, 4) медленно при перемешивании вливать воду в кислоту.

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование

Содержание:

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

Химия — полезный предмет, который любят многие школьники благодаря интересным опытам. Однако, попав в лабораторию, многие не придают значения установленным правилам, касающимся техники безопасности. Устроившись на работу в лабораторию, каждый молодой специалист желает показать более опытным коллегам свою осведомленность и серьезное отношение к новым обязанностям. И, если какие-то пробелы школьных знаний можно восполнить в процессе работы, то несоблюдение элементарных требований безопасности часто ведет к плачевным результатам.

Поэтому необходимо знать, как правильно вести себя в лаборатории, как обращаться с оборудованием, лабораторной посудой, химическими веществами.

Правила работы в лаборатории

  • Приступая к работе, надеть халат, застегнув все пуговки. Это необходимо для защитить от испарений и мельчайших брызг, которые образуются в процессе работы. С этой же целью надевается закрытая обувь, собираются в пучок длинные волосы, используются защитные очки, маски, перчатки. (только при работе с токсичными, огнеопасными веществами)
  • Соблюдать порядок и чистоту, строго придерживаться правил техники безопасности на рабочем месте
  • Избегать употребления и хранения пищевых продуктов, питьевой воды.
  • Избегать проведения анализов с использованием неисправного оборудования, треснувшей или грязной посуды: посуда для проведения опытов с использованием горелок должна быть из огнеупорного стекла, на пробирке должен находиться знак с отметкой о термической устойчивости посуды.
  • Прикреплять этикетки с названиями и формулами реактивов ко всей имеющейся посуде.
  • Осторожно обращаться с веществами и растворами: переливать из склянки в пробирку нужно только при соприкосновении горлышка склянки и горлышка пробирки. Пересыпать твердое вещество в пробирку или ступку необходимо в строго определенном отмеренном количестве и при помощи мерной ложечки.
  • Не направлять горлышко емкости с химическими веществами в сторону другого человека во время их нагревания: направлять горлышко пробирки при нагревании нужно от себя и от соседа. Прогревание сначала осуществляется по всей длине пробирки и только затем в месте, где находится вещество
  • Обеспечить свободный доступ к аптечке со средствами, предназначенными для оказания первой помощи.
  • Обеспечить свободный доступ к противопожарным средствам — ящику с песком и лопаткой, противопожарному войлочному или асбестовому одеялу, исправному огнетушителю.
  • Избегать попадания химических веществ на слизистые оболочки, открытые участки тела: при попадании вещества в зависимости от состава необходимо незамедлительно промыть раствором щелочи, перекиси водорода и большим количеством проточной воды. Обратиться в медпункт.
  • Опыты с использованием ядовитых и вредных веществ проводить только во включенном вытяжном шкафу под наблюдением старшего лаборанта или учителя
  • По окончанию работы следует тщательно помыть всю посуду под проточной водой.
  • Запрещается пробовать химические вещества на вкус. Чтобы понюхать его, следует легким движением руки направить к себе газы из сосуда.
  • Наклоняться над сосудом и заглядывать в него сверху нельзя, чтобы не получить травму при случайном выбросе горячего препарата.

Нужно помнить, что для утилизации концентрированных щелочей и кислот, органических растворителей предусмотрены специальные бутыли, которыми оснащается любая лаборатория. Для хранения бутылей используется вытяжной шкаф. Выливать такие средства в раковину категорически запрещено, поскольку это ведет к загрязнению окружающей среды, а также образованию ядовитых побочных продуктов, которые могут выбрасываться из раковины в виде паров или капель жидкости

Лабораторная посуда и оборудование

Лабораторная тара изготавливается из фарфора или термоустойчивого стекла. Применять какие-либо другие емкости, не предусмотренные для использования в лабораторных условиях, запрещено.

К лабораторной посуде относятся:

Ступки с пестиками

Пипетки с делениями

Держатели для пробирок

Штатив для пробирок

​​Исследование небольших объемов веществ осуществляется в пробирках, при работе с которыми запрещается использовать собственные пальцы для закрытия пробирки во время ее встряхивания. Нельзя проводить анализы в не помытой после предыдущего опыта пробирке.

Читайте также:
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству веществ, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

Большие объемы препаратов помещаются для исследования в колбу или стакан. При работе с данными емкостями необходимо:

  • Осуществлять перемешивание содержимого путем совершения круговых движений, или используя специальную стеклянную палочку. Чтобы она не повреждала стенки стеклянной емкости, на ее конец надевают кусочек резиновой трубки.
  • Переливание химических растворов из сосудов с широким горлышком в емкости с узким горлышком осуществляется с использованием воронки.
  • Фильтрование реактивов необходимо проводить в воронке, на дно которой помещается предварительно смоченный водой бумажный фильтр. Раствор выливают на фильтр тонкой струйкой, направляя ее на стеклянную палочку, расположенную у стенки воронки.
  • Выпаривание жидкостей осуществляется в выпарительных чашах, надежно закрепленных на кольце штатива. Держать их в руках во время нагрева категорически запрещено. Для нагревания чаш используется пламя спиртовки. Наклоняться над чашей во время ее нагревания нельзя.
  • Если процесс исследования вещества предполагает выделение каких-либо газов, их отводят из используемой посуды газоотводной трубкой, герметично соединенной с горлышком емкости.

Лабораторный штатив, при помощи которого закрепляется посуда пи проведении опытов, представляет собой подставку со стержнем, оснащенным кольцом, лапкой и муфтой. Последняя выполняет функцию перемещения лапки и кольца по стержню и регулировки их высоты. Для их фиксации применяются специальные винты. Колбы и пробирки, закрепляются в лапке, должны смотреть отверстием кверху и располагаться вертикально.

Спиртовка, с помощью которой нагреваются реактивы, представляет собой сосуд, заполненный спиртом. В сосуде имеется колпачок и фитиль, прикрепленный к металлической трубочке с диском. Перед проведением опыта колпачок снимают и проверяют плотность прилегания диска к отверстию емкости. Для поджигания спиртовки допускается использовать только горящую спичку.

Нагревание реактивов также можно осуществлять при помощи горелки, которая выполнена в виде металлической трубочки с двумя отверстиями. На подставке имеется боковая трубка со шлангом, присоединенным к газовому крану. Поступающий в горелку газ смешивается с воздухом, проникающим сквозь боковые отверстия. Верхняя, средняя и нижняя части пламени отличаются разной температурой. Наиболее высокая температура в верхней зоне пламени. Использовать для нагревания сосудов во время проведения опытов допускается только данную зону.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

Манипуляции с препаратами бытовой химии, легковоспламеняющимися, едкими и токсичными средствами требуют соблюдения определенных правил, позволяющих избежать неприятных ситуаций в ходе проведения опытов.

  • При возникновении необходимости разбавить кислоту водой, кислоту вливают в воду как можно медленнее, тонкой струйкой.
  • Для растворения щелочей допускается использовать только фарфоровую посуду. Для захвата кусочков твердого щелочного материала используется пинцет или щипцы.
  • Растворение щелочи в фарфоровой емкости осуществляется путем добавления в воду небольших порций вещества. Во время выполнения данных манипуляций нужно постоянно помешивать раствор.
  • При случайном проливе щелочи или кислоты на рабочую столешницу нужно как можно скорее насыпать на загрязненное место сухой песок. Смесь вытекшего вещества на стол с песком требуется постоянно перемешивать до тех пор, пока песок полностью поглотит всю жидкость. Далее осуществляется немедленная уборка загрязненного песка в стеклянную емкость с его последующим промыванием и нейтрализацией.
  • В случае попадания щелочи или кислоты на открытые участки кожи их немедленно стряхивают и промывают кожу под краном с сильным напором холодной воды. Затем пораженное место обрабатывается раствором соды (3%), и смазывается вазелином.
  • Переливая растворы из тары нужно следить, чтобы этикетка с наименованием вещества находилась сверху.
  • При работе с агрессивными средствами бытовой химии (стиральными порошками, препаратами для чистки сантехники, отбеливателями) нужно использовать защитные перчатки.
  • Работа с сильно пахучими веществами должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении.
  • При хранении бытовой химии необходимо следить, чтобы все емкости были плотно закрыты. Все реактивы следует хранить в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей.

Каждое химическое вещество и средство бытовой химии отличается своими свойствами и особенностями взаимодействия с другими препаратами. Прежде, чем приступать к проведению лабораторных анализов, надо изучить всю информацию, касающуюся безопасного обращения с препаратами. При работе следует неукоснительно соблюдать требования и инструкции, касающиеся особенностей веществ, сроков их годности и прочих данных.

Правила работы в лаборатории

Темы кодификатора. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Правила работы в лаборатории

Техника безопасности при работе в химической лаборатории. При работе в лаборатории необходимо строго соблюдать правила и инструкции техники безопасности.

1. В химической лаборатории можно работать только в халате. Халат должен быть застегнут на все пуговицы. Длинные волосы необходимо подбирать (убрать в пучок или иным способом).

2. На рабочем столе могут находиться только те вещи, которые необходимы для выполнения работы. На рабочем месте необходимо поддерживать чистоту и порядок.

3. Перед выполнением работы необходимо познакомиться с описанием работы, последовательностью действий, которые необходимо выполнять во время работы. При работе с приборами и установками необходимо изучить их устройство и правила работы с ними.

4. Категорически запрещено работать в лаборатории одному, так как при несчастном случае никто не сможет оказать помощь пострадавшему, вызвать помощь, ликвидировать последствия аварии и т.д.

5. В лаборатории категорически запрещается курить, принимать пищу и воду. Также в лаборатории запрещено хранить продукты питания.

6. Помещение обязательно должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (средства пожаротушения: огнетушители в рабочем состоянии и др.). Все работники лаборатории должны знать, где находятся средства пожаротушения, а также аптечка.

Читайте также:
Химические свойства кислот

7. Неизрасходованные реактивы нельзя высыпать и выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.

8. При работе в лаборатории необходимо соблюдать чистоту и аккуратность. Вещества не должны попадать на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

9. Необходимо использовать только целую и чистую лабораторную посуду. После завершения работы необходимо помыть лабораторную посуду.

10. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять отверстия сосудов на себя и соседей. Может произойти внезапный выброс вещества.

12. Вещества в лаборатории категорически запрещается пробовать на вкус.

13. Чтобы определить запах вещества, необходимо осторожно направить на себя пары вещества или газы легким движением руки — от сосуда с веществом к лицу. Нельзя наклоняться к сосуду и нельзя вдыхать пары полной грудью.

14. Твердые химические реактивы можно брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (ни в коем случае не руками!).

15. Жидкости категорически запрещается набирать в пипетки ртом. Для набора жидкости в пипетку используется специальная груша. Жидкие химические вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой.

16. При появлении любых вопросов необходимо обращаться к преподавателю.

Лабораторная посуда и оборудование

Оборудование Название оборудования Назначение
Делительная воронка Для разделения несмешивающихся жидкостей
Бюретка Для отбора точных объёмов жидкостей
Пипетка Мора Для отбора точных объёмов жидкостей
Мерный цилиндр Для отбора точных объёмов жидкостей
Воронка химическая Для фильтрования растворов
Колба двугорлая Для проведения химических синтезов
Колба трехгорлая Для проведения химических синтезов
Колба Вюрца Для проведения химических синтезов
Бюкс Для хранения веществ
Пробирка Для проведения химических опытов
Химический стакан Для приготовления и отбора порции растворов
Колба плоскодонная Для приготовления растворов с заданной концентрацией
Колба коническая Для проведения химических опытов
Колба круглодонная Для проведения химических опытов
Штатив Для проведения химических опытов
Шпатель химический Отбор твердых веществ

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

К ядовитым веществам относятся:

1. Вещества, раздражающие слизистые оболочки и действующие на кожные покровы: щелочи, кислота, газообразный аммиак, оксиды азота, оксиды серы (VI) и (IV).

2. Вещества, которые воздействуют на нервную систему, например, аммиак, сероводород, бензол и др.

3. Вещества, поражающие кровь и органы: оксид углерода (II), соединения свинца и др.

К горючим веществам относятся бензин, ацетон, метиловый и этиловый спирты, толуол и др.

К едким веществам относятся концентрированные кислоты и щелочи, концентрированные растворы некоторых солей и др.

При работе с горючими, едкими и токсичными веществами необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Категорически запрещается сливать в раковину легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, концентрированные растворы кислот и щелочей. Их необходимо собирать в специальные герметические сосуды.

2. Работу с кислотами, твердыми щелочами, едкими и токсичными веществами проводить только в защитных очках и перчатках. При растворении твердых щелочей в воде необходимо добавлять щелочь небольшими порциями в воду, избегая перегревания раствора. Разбавление кислот или щелочей необходимо производить в жаростойкой посуде.

3. Кислота в воду или вода в кислоту? При разбавлении концентрированных кислот и щелочей необходимо небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот. Растворение кислот и щелочей в воде сопровождается выделением большого количества теплоты. Небольшая порция воды может нагреться при добавлении в кислоту, смесь закипит и может попасть на лицо или руки. Поэтому необходимо добавлять небольшое количество кислоты в большое количество воды.

4. При разливе легковоспламеняющейся или горючей жидкости необходимо отключить все электроприборы и погасить газовые горелки. Место разлива засыпают песком, который затем удаляют с помощью лопатки. Запрещено использовать металлические совки, т.к. они могут дать искру и вызвать пожар.

5. Кислоту, пролитую на пол, нейтрализуют содой, а щелочь нейтрализуют борной кислотой. Для удаления нейтрализованных жидкостей также используют песок. Нейтрализацию и уборку концентрированных кислот необходимо проводить в противогазе.

6. При ожоге кислотой необходимо немедленно промыть пораженное место большим количеством воды. После чего промыть место поражения двухпроцентным раствором соды.

7. При ожоге щелочью необходимо длительное промывание пораженного места под струей воды, затем однопроцентным раствором борной кислоты или уксусной кислоты.

8. При ожоге глаз кислотой или щелочью необходимо немедленно промыть глаза водой длительное время.

9. Работы с токсичными, легковоспламеняющимися или горючими веществами необходимо проводить строго под включенной вытяжкой.

10. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости запрещено нагревать на открытом пламени.

11. Запрещено сливать горючие, едкие и токсичные вещества в канализацию. Для их утилизации и слива используют специальные емкости.

12. Работа с плавиковой кислотой требует особой осторожности и проводится обязательно в вытяжном шкафу. Хранить плавиковую кислоту необходимо в полиэтиленовой таре (угадайте, почему).

13. Щелочные и щелочноземельные металлы необходимо хранить в сосуде, не пропускающем ультрафиолет, под слоем керосина или другого инертного по отношению к этим металлам вещества. При работе с этими металлами необходимо соблюдать осторожность, избегать контакта этих металлов с водой. Запрещается трогать щелочные или щелочноземельные металлы руками. Небольшие остатки таких металлов запрещается выкидывать в канализацию или мусорное ведро. Их необходимо «погасить» этанолом или другим веществом (но не водой!).

Читайте также:
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

При работе со средствами бытовой химии также необходимо соблюдать определенные правила:

1. В обязательном порядке пользуйтесь перчатками при работе с агрессивными средствами бытовой химии. Если вы работаете с хлорсодержащими препаратами, рекомендуется надеть специальные защитные очки из пластика.

2. Не забывайте тщательно удалять остатки чистящих или моющих средств после каждой уборки. Многие порошки состоят из мелких частиц, которые оставаться на поверхностях и вещах. При испарении такие химикаты выделяют ряд вредных веществ.

3. Хранить средства бытовой химии следует в герметично закрытых ёмкостях вдали от источников тепла и прямого солнечного света.

4. Все средства бытовой химии следует применять только по прямому назначению, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использованию.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

Правила безопасной работы в школьной лаборатории

Работа в химической лаборатории часто связана с использованием вредных, ядовитых или опасных в пожарном отношении соединений. Поэтому с самого начала вы должны безукоснительно соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории — как при выполнении отдельных лабораторных опытов, так и при выполнении практических работ.

Прежде всего, никогда не работайте в химической лаборатории в одиночестве. Рядом обязательно должен быть человек, который при необходимости сможет оказать вам помощь. В то же время посторонние лица могут находиться в химическом кабинете только с разрешения учителя химии.

Во время работы учащиеся должны находиться в халатах, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. В лаборатории работайте вдумчиво. Не приступайте к выполнению опыта, не уяснив, что и как нужно делать и к каким последствиям это может привести. До проведения эксперимента подробно по учебнику изучите порядок его проведения. Строго соблюдайте все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, химической посудой, нагревательными приборами. Запрещается проводить опыты, не предусмотренные в данной работе.

Помните, что стеклянная посуда хрупкая. При небрежном обращении она может быть разбита, а осколки стекла могут поранить руки. В случае порезов немедленно обратитесь к учителю. Обо всех неполадках в работе оборудования сразу ставьте в известность учителя или лаборанта.

В химической лаборатории категорически запрещен приём пищи.

Не пробуйте вещества на вкус. Знакомьтесь с запахом веществ осторожно, лёгким движением руки направляя воздух от сосуда к носу (рис. 21).

Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, следует проводить только в вытяжном шкафу.

Берите для опытов реактивы не больше того количества, которое указано в рекомендациях к опыту. Не следует излишки взятых веществ высыпать (или выливать) обратно в банки с реактивами. Никогда не прикасайтесь к реактивам рукой. Твёрдые вещества берите из банки ложкой, шпателем или сухой пробиркой. Жидкие вещества и растворы приливаются для опытов понемногу, по 1—2 мл. Склянка с жидкостью берётся таким образом, чтобы рука была сверху этикетки. Перемешивается жидкость с помощью стеклянной палочки.

При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ным раствором соды или уксусной кислоты) и ополоснуть водой.

Запрещается выливать в канализацию использованные растворы, используйте для этого специальные ёмкости.

При проведении опытов с нагреванием помните, что зажигать спиртовку или газовую горелку разрешается только от спички. Наполняйте пробирки раствором не более чем на одну треть. Отверстие нагреваемой пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей. Начинайте нагревание со слабого прогрева всей пробирки и только затем ведите дальнейший нагрев вещества. Не держите нагреваемую посуду руками — используйте для этой цели тигельные щипцы или пробиркодержатель.

Осторожно обращайтесь с огнем. Запрещается оставлять нагревательные приборы без присмотра. Если произошло возгорание, то позовите учителя. Вспыхнувшие реактивы засыпаются песком или накрываются влажным полотенцем. Вспыхнувшая одежда тушится с помощью одеяла, которое имеется в любой химической лаборатории.

После окончания опыта уберите рабочее место и вымойте посуду.

Все эти правила могут быть изложены и в шуточной форме, как это было сделано в одном из номеров журнала “Химия и жизнь”. Прочитайте инструкцию, которая в запоминающейся форме регламентирует порядок работы в химической лаборатории.

Правила поведения в химической лаборатории

• Если вы откупорили что-либо — закупорьте!

• Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошок — не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу!

• Если включили — выключите!

• Если открыли, — закройте!

• Если разобрали — соберите!

• Если не можете собрать — позовите на помощь!

• Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!

• Если одолжили что-либо — верните!

• Если пользуетесь чем-нибудь — держите в чистоте и порядке!

• Если сдвинули что-нибудь — верните на место!

• Если не знаете, как это действует, не трогайте!

• Если не можете понять что-либо — почешите в затылке!

• Если вы всё же не поймёте, то и не пытайтесь!

• Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!

• Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!

Лабораторная посуда и оборудование

При выполнении химических опытов используется различная лабораторная посуда и специальное оборудование. Химическая посуда изготовляется обычно из специального стекла, устойчивого к перепадам температуры и действию агрессивных реагентов (кислот и щелочей). Используется также посуда, изготовленная из фарфора (и других огнеупорных материалов), а также из полимерных материалов (полиэтилена, тефлона и др.).

Читайте также:
Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа

Пробирки используют для проведения экспериментов с небольшими количествами реактивов (рис. 22).

В пробирках проводят опыты как с сухими веществами, так и с водными растворами. В химических пробирках можно нагревать вещества.

Стаканы различной ёмкости обычно изготовляют из термостойкого стекла и используют, как правило, для вспомогательных работ (чаще с водными растворами) (рис. 23).

Колбы применяют при проведении самых различных экспериментов. Они бывают круглодонными, плоскодонными и коническими. Плоскодонные и конические колбы используют при перегонке жидкостей, для хранения растворов.

В ряде случаев используют фарфоровую посуду: стаканы, выпаривательные чашки, ступки для измельчения твёрдых веществ (рис. 24, 25).

Холодильники служат для охлаждения и конденсации паров, образующихся при кипении или перегонке жидкостей (рис. 26).

Стеклянные воронки используют в процессе переливания жидкостей из одного сосуда в другой, а также при фильтровании растворов (рис. 27).

Делительные воронки (рис. 28) применяют для разделения несмешивающихся жидкостей или проведения процесса экстракции, По конструкции делительные воронки близки к капельным воронкам, используемым для постепенного приливания жидкости к реакционной смеси.

Эксикаторы — ёмкости из толстостенного стекла, предназначенные для высушивания твёрдых веществ (рис. 29).

Эксикатор заряжается высушивающим веществом (например, плавленой щёлочью, концентрированной серной кислотой, фосфорным ангидридом).

Мерные цилиндры и мензурки используют для отмеривания приблизительных объёмов жидкостей (рис. 30, 31). Для точного отмеривания объёма используют специальные химические пипетки и бюретки.

Мерные колбы предназначены для приготовления растворов с точной концентрацией. На их удлинённой шейке имеется кольцевая черта, отвечающая определённому объёму (рис. 32).

Вещества из реактивных склянок следует брать с помощью шпателей — лопаточек, сделанных из металла, фарфора, пластмассы (рис. 33).

Термометры (ртутные и спиртовые) используют для определения температуры растворов (рис. 34).

Для проведения экспериментов, связанных с нагреванием, используют следующие нагревательные приборы: спиртовки (рис. 35), газовые горелки (рис. 36), электрические нагреватели.

При работе с газовыми горелками необходимо особенно строго соблюдать правила техники безопасности. Органические вещества и растворители нельзя нагревать на открытом пламени, для их нагрева используют асбестированную сетку, электроплитку с закрытой спиралью или водяную баню.

Для надёжного закрепления деталей или узлов приборов используют лабораторные штативы, снабжённые зажимными “лапками”, муфтами, кольцами (рис. 37).

В лабораторном практикуме 9 класса предусмотрены опыты по получению некоторых газов, а также по разделению (очистке) веществ с помощью некоторых простейших методов.

Разделение смесей и очистка веществ

Способы разделения смесей и очистки веществ основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Отстаивание применяют для разделения неоднородной смеси двух нерастворимых веществ, обладающих различной плотностью. Частицы вещества с большей плотностью постепенно оседают на дно, в то время как другое вещество собирается на поверхности или оказывается равномерно распределённым в толще воды. Отстаиванием можно разделить и две несмешивающиеся жидкости, например бензин и воду или воду и растительное масло. В лаборатории для этих целей используют делительную воронку.

Фильтрование используют для очистки жидкости от нерастворимых в ней веществ (рис. 38).

Жидкость постепенно просачивается через фильтр, а частички примесей задерживаются на нём. В качестве фильтра используют фильтровальную бумагу, плотную ткань, специальные фильтровальные устройства.

Выпаривание применяют для выделения твёрдых веществ из раствора. Часто выпаривание сочетают с кристаллизацией, основанной на различной растворимости веществ при разных температурах.

Дистилляция (перегонка) основана на различии в температурах кипения компонентов смеси. Для разделения смесей методом перегонки используют простейшую установку, состоящую из круглодонной колбы с отводом (колбы Вюрца), термометра, нисходящего холодильника, аллонжа и приёмника (рис. 39).

Очистка жидкости достигается путём нагревания её до кипения с последующей конденсацией образовавшихся паров в виде дистиллята в стеклянном нисходящем холодильнике.

Экстракцию применяют в тех случаях, когда вещество лучше растворяется в органических растворителях по сравнению с водой. Если долго встряхивать сосуд, в котором смешаны аптечная йодная настойка и бензол С6Н6, то через некоторое время окраска водного раствора иода побледнеет, а бензольный слой окрасится в фиолетовый слой, характерный для молекулярного иода. В данном опыте произошла экстракция иода из водной фазы в бензольную, т.к. растворимость иода в С6Нб значительно превышает растворимость иода в воде. Для проведения процесса экстракции часто используют делительную воронку, с помощью которой удобно разделять два слоя — органический и водный.

Возгонка (сублимация) — переход вещества из кристаллического состояния в парообразное (минуя жидкое). При охлаждении пары вновь конденсируются с образованием твёрдого сублимата. Этим способом хорошо очищаются вещества, летучесть которых заметно отличается от летучести примесей. Для возгонки используют фарфоровую чашку (4), в которую помещают очищаемое вещество, и стеклянную воронку (3), которой накрывают чашку. Отверстие воронки закрывают ватным тампоном (2), а между чашкой и воронкой помещают фильтровальную бумагу (1) с проделанными в ней несколькими отверстиями (рис. 40).

Таким образом в лаборатории можно очищать иод. Иод при нагревании испаряется из чашки и вновь оседает на холодных частях воронки.

Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом (адсорбентом), является хроматография. С помощью хроматографии русский ботаник М.С. Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях в качестве адсорбента для хроматографии используют силикагель, уголь, оксид алюминия.

Чаще всего в химической лаборатории приходится работать не с индивидуальными веществами (кислотами, основаниями, солями), а с их водными растворами. Не все вещества одинаково растворяются в воде. Для характеристики способности вещества растворяться используют понятие “растворимость”. Растворимость численно равна массе вещества, которая максимально может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре.

Читайте также:
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Растворимость веществ меняется в самых широких пределах. Есть вещества хорошо растворимые, к ним относятся серная кислота и спирт (смешиваются с водой в любых соотношениях), поваренная соль, селитра, сахароза (растворимость сахарозы составляет 200 г на 100 г воды). Есть вещества малорастворимые, например гидроксид магния, гипс (0,2 г гипса на 100 г воды). Есть вещества практически нерастворимые, например мел, сульфат бария, хлорид серебра (растворимость AgCl составляет 0,15 мг на 100 г воды). В большинстве случаев растворимость веществ с ростом температуры возрастает. Однако растворимость гипса, гидроксида кальция и всех газов с ростом температуры уменьшается. Насыщенным называется раствор, в котором указанное вещество при данной температуре больше не растворяется. Концентрированным называется раствор, в котором содержание растворённого вещества довольно велико. Напротив, если содержание вещества в растворе мало, раствор называется разбавленным.

Для количественной характеристики содержания растворённого вещества в растворе обычно используют две величины — массовую долю и молярную концентрацию.

Массовая доля вещества X в растворе равна отношению массы растворённого вещества к массе всего раствора:

Массовая доля величина безразмерная и выражается в долях от единицы или в процентах. Так, если 5 г КОН растворить в 70 г воды, то получится раствор с массовой долей щёлочи, равной:

ω(КОН) = 5/75 = 0,067, или 6,7%.

Напомним, что в знаменателе стоит масса раствора, которая складывается из масс растворённого вещества и растворителя, в данном случае m(р-ра) = 5 + 70 = 75 г.

Молярная концентрация равна отношению количества растворённого вещества к объёму раствора:

Молярная концентрация имеет размерность моль/л. Очень часто вместо моль/л используют краткое обозначение “М”.

Так, если в 2 л раствора содержится 49 г серной кислоты (0,5 моль), такой раствор будет иметь молярную концентрацию, равную

На склянке с таким раствором должна быть этикетка: c(H2SO4) = 0,25 моль/л или 0,25М H2SO4

При приготовлении заданного раствора поступают так.

Пример 1. Пусть необходимо приготовить 400 г раствора соли, массовая доля NaCl в котором равна 5%.

1. Рассчитаем, сколько надо взять воды и соли:

2. На весах отвешиваем 20 г соли и переносим её в стеклянный стакан. Мензуркой или мерным цилиндром отмериваем 380 мл дистиллированной воды, вливаем её в стакан с солью и перемешиваем стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Пример 2. Пусть необходимо приготовить 0,5 л 0,2М раствора нитрата калия.

1. Рассчитаем, сколько надо взять соли:

2. Взвешиваем на весах 10,1 г нитрата калия и количественно переносим соль в мерную колбу объёмом 500 мл.

3. Наливаем в колбу до половины дистиллированной воды и перемешиваем содержимое до полного растворения соли. После этого аккуратно доливаем в колбу дистиллированную воду до круговой метки на горле колбы. После этого закрываем колбу пробкой и перемешиваем раствор ещё раз.

К каждому из заданий части 1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Находясь в химической лаборатории, можно

1) проводить опыты только с разрешения учителя

2) проводить любые опыты, предупредив об этом одноклассников

3) пробовать вещества на вкус

4) зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2. При попадании на кожу рук раствора щёлочи необходимо

1) нейтрализовать её раствором серной кислоты

2) тщательно обработать кожу рук содой

3) промыть кожу мылом

4) смыть щёлочь большим количеством воды, а затем нейтрализовать раствором борной кислоты

3. В лабораторных условиях можно перелить из одного стакана в другой газ, который называется

2) оксид углерода(II.

3) оксид углерода(IV)

4. Калий хранят под слоем керосина, потому что он

1) мягкий, легко режется ножом

2) быстро окисляется кислородом

3) на воздухе испаряется

4) взаимодействует с азотом воздуха

5. Веществом, неядовитым для человека, является

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

4.1.1 Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности

Видеоурок: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

Лекция: Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

Во время работы в химической лаборатории необходимо соблюдение специальных правил безопасности для исключения риска вреда здоровью человека. В этой теме приведены основные правила, которые необходимо знать и соблюдать:

При проведении работы в лаборатории требуется соблюдать тишину, чистоту и строгий порядок;

По необходимости требуется пользоваться специальными средствами индивидуальной защиты. Одними из таких являются средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), ими могут быть противогазы, защищающие от газов и паров, фильтрующие средства защиты, защищающие от опасных аэрозолей, а также комбинированные СИЗОД, позволяющие защититься от опасного воздействия как газов, так и аэрозолей.

В химической лаборатории требуется обязательно работать в халате, а также по необходимости в средствах защиты глаз и лица (специальные защитные очки или маски), рук и ног.

Читайте также:
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Кроме этого химическая лаборатория должна обязательно содержать средства противопожарной защиты, такие как: ящик с песком и специальным совком, противопожарное асбестовое или войлочное одеяло, а также рабочие огнетушители. Работающий в лаборатории должен знать о местонахождении средств противопожарной защиты.

В лаборатории обязательно должна находиться аптечка, в которой должны быть все средства оказания первой помощи пострадавшим. Работающие в лаборатории должны знать, где находится аптечка.

На поверхности посуды, использующейся для хранения реактивов должна быть специальная этикетка, информирующая рабочего о содержании и названии того или иного вещества, а также его сроке годности.

В химической лаборатории категорически запрещается употреблять и хранить пищу, а также употреблять воду.

Все эксперименты требуется проводить только в чистой посуде, и после завершения экспериментов посуду необходимо помыть.

Во время проведения экспериментов необходимо остерегаться попадания реагентов на руки и лицо в связи с их опасностью и их способностью вызывать раздражения кожных покровов и слизистых оболочек.

Строго запрещается пробовать реагенты и продукты реакции на вкус. По необходимости допускается нюхать вещества, но с осторожностью и направляя на себя газы и пары легким движением руки, при этом нельзя наклоняться к сосуду.

Сосуды, в которых находятся какие-либо вещества или растворы, необходимо брать одной рукой за горлышко. Другой рукой достаточно поддерживать сосуд за дно.

При нагревании в колбах или пробирках жидких и твердых веществ, запрещается направлять горлышко сосуда в сторону окружающих. Помимо этого, при нагревании веществ в сосудах запрещается заглядывать в сосуд сверху во избежание случая выброса горячей массы.

При работе с концентрированными кислотами и щелочами стоит помнить, что выливать их в раковину запрещается. Помимо кислот и щелочей в раковину запрещается выливать органические растворители и огнеопасные вещества. Такие отходы концентрированных кислот и щелочей, а также органических растворителей и огнеопасных веществ должны утилизироваться в специальные бутыли, наличие которых обязательно в лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование

Лабораторная посуда — это специализированные емкости определенной конструкции и объема, изготовленные из стекла или фарфора и использующиеся для работы в лаборатории.

Лабораторная посуда изготавливается из стекла и фарфора в связи с их стойкостью к агрессивным средам, а также термостойкостью. Для проведения каких-либо анализов следует применять: выпарительные фарфоровые чаши, стеклянные пластинки и палочки, пробирки, плоскодонные химические колбы, химические стаканы, банки, склянки с пипеткой, воронки, мерные цилиндры и стаканы, капельницы и U-образные трубки.

При работе с небольшими объемами веществ достаточно использование пробирок. При проведении экспериментов в пробирках необходимо соблюдать ряд правил:

Категорически запрещается встряхивать пробирку, при этом закрывая отверстие пальцем. Попадание, каких-либо химических на кожные покровы может быть опасным.

Так же, в используемую пробирку могут проникнуть посторонние вещества. Данные вещества могут повлиять на ход эксперимента, впоследствии, полученный результат может оказаться неверным.

Перемешивать растворы необходимо быстрыми постукиваниями по стенкам пробирки.

При проведении экспериментов с большими объемами веществ необходимо использовать колбы или стаканы и при работе с такой посудой рекомендуется соблюдать ряд правил:

Содержимое колбы необходимо перемешивать, совершая круговые движения.

Содержимое специального стакана необходимо перемешивать с помощью стеклянной палочки. На палочку следует надеть отрезок резиновой трубки. Данная трубка позволит не повредить стенку стакана.

При переливании веществ из сосудов, имеющих широкое горлышко, в сосуд с узким горлышком, например, из большой колбы в пробирку, требуется использовать воронку в случае пролива вещества.

При фильтровании веществ требуется использовать воронки, при этом бумажный фильтр после вкладывания в воронку должен смачиваться водой. Фильтруемую жидкость необходимо выливать на фильтр небольшой струей по стеклянной палочке, которую направляют на стенки воронки.

При выпаривании растворов необходимо использовать выпарительные чаши, которые нужно закреплять на кольце штатива и нагреваться над пламенем спиртовки.

В случае получения в ходе эксперимента какого-либо газа, его необходимо отводить из колбы или пробирки с помощью газоотводных трубок. При таком способе отвода, требуется проверять сосуды на герметичность.

Для закрепления посуды применяется лабораторный штатив. Штатив состоит из массивной металлической подставки. В данную подставку ввинчен стержень. На стержне присутствуют лапка и кольцо. При помощи муфты, появляется возможность перемещать лапку и кольцо по стрежню. Возможно регулировать высоту их закрепления. Положение муфты и кольца требуется закрепить специальными винтами. Пробирки и колбы укрепляются в лапке и при этом они должны находиться только в вертикальном положении отверстием вверх. Сосуды закрепляются возле отверстия.

Для нагревания используемых во время реакции веществ, применяются нагревательные приборы — спиртовка и горелка. Спиртовка состоит из сосуда. В данный сосуд налит спирт. Так же спиртовка состоит из фитиля, который укреплен в металлической трубке с диском, и колпачка. Перед началом осуществления химических опытов, со спиртовки следует снять колпачок. После чего следует проверить, плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда. Поджигание спиртовки необходимо проводить только горящей спичкой. Газовая горелка, в свою очередь, состоит из металлической трубки. Данная трубка содержит два круглых отверстия внизу. Эти отверстия расположены друг против друга. Трубка ввинчена в металлическую подставку. Подставка имеет боковую трубку с надетым на нее шлангом. Этот шланг соединяется с газовым краном. Газ, поступая в горелку, начинает смешиваться с воздухом. Воздух поступает через боковые отверстия. Пламя имеет три зоны. Нижняя зона — самая холодная. Средняя — наиболее яркая. Верхняя — данная зона обладает наиболее высокой температурой. Нагревать используемые сосуды следует в верхней зоне пламени.

Читайте также:
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

При ускорении разбавления веществ путем взбалтывания или встряхивания строго запрещается закрывать горлышко сосуда пальцем, во избежание поражения кожи. При разбавлении кислот водой необходимо помнить, что, наливать кислоту необходимо медленно.

Процесс растворения щелочи необходимо проводить только в фарфоровой посуде. Кусочки щелочи следует брать специальным пинцетом или щипцами. Для того, чтобы растворить щелочь в фарфоровой посуде, необходимо прибавлять к воде небольшие порции вещества.

Растворение щелочи проводится при добавлении к воде небольших количеств вещества и непрерывном перемешивании получающегося раствора.

В случае пролива кислоты или щелочи на поверхность стола, требуется в тот же момент засыпать пораженное место сухим песком. Песок, содержащий вытекшее на стол вещество необходимо непрерывно перемешивать до полного впитывания вещества, после чего загрязненный песок нужно убрать в стеклянный сосуд. После чего, песок необходимо промыть и нейтрализовать.

При переливании растворов из реактивных склянок этикетка с названием вещества должна находиться сверху.

При попадании на кожные покровы растворов кислоты или щелочи, следует стряхнуть капли, а также промыть кожу сильной струей холодной воды. После чего, кожу следует обработать 3%-ным содовым раствором и смазать вазелином.

Практическая работа по химии “Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием”
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Предложенный материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся. Предложен один из вариантов практической работы.

Скачать:

Вложение Размер
praktich_tekhn_bezop.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

  1. Сформировать у обучающихся знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  2. Подвести обучающихся к формированию знаний о многообразии лабораторного оборудования и основных приемов работы с ним.
  3. Воспитывать добросовестное отношение к труду и положительное отношение к получению знаний.
  4. Продолжить формирование общеучебных умений при проведении химического эксперимента.
  5. Продолжить развитие умений применять знания на практике.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практическая работа.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формирование новых понятий – практическая работа.
  4. Формирование умений и навыков.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Оборудование: лабораторный штатив, нагревательный прибор, спички, пробирки, химический стакан, колба, фарфоровая чашка, воронка, прибор для сбора газов.

  1. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих; сообщить тему и цели урока).
  2. Инструктаж по технике безопасности с обязательной регистрацией и подписью в журнале инструктажа.
  3. Инструктаж по работе.

Работа проводится по описанию на стр.174 – 180 учебника Химия. 8 класс О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2009.

  1. Выполнение работы.

Учитель: Практическая работа, проводимая на уроке, познакомит вас с основными правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать на уроках химии. Так же на уроке мы познакомимся с лабораторным оборудованием и правилами работы с ним.

Для проведения работы нам будет необходима тетрадь для практических работ. (Открыли тетради, записали дату, тему, цели работы и ход работы).

Учитель: Прежде чем мы начнем работать с текстом учебника, давайте попробуем сами сформулировать основные правила техники безопасности при работе в кабинете химии. (Ребята предлагают варианты основных правил. Такие как: ничего не пробовать на вкус, не приступать к работе без разрешения учителя, не смешивать реактивы без необходимости, не передавать склянки с реактивами с одной парты на другую и др.).

Учитель: А теперь давайте откроем учебник на странице 174 и прочитаем правила, которые необходимо соблюдать в кабинете при проведении практических и лабораторных работ. Правила, которые вы считаете самыми важными, отметим в тетради и запомним. На выполнение данного задания 15-20 минут.

Правила техники безопасности:

  • Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.
  • Строго выполнять указанные учителем меры предосторожности.
  • Не пробовать вещества на вкус.
  • При определении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров может вызвать раздражение дыхательных путей.
  • Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседей по парте.
  • Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.
  • Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.
  • Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Учитель: На демонстрационном столе вы видите примеры лабораторного оборудования, которое используется практически на каждой лабораторной и практической работе. Вы видите перед собой … (учитель демонстрирует оборудование, которое имеется в кабинете).

Заполняем таблицу «Лабораторное оборудование». Заготовки таблиц находятся на партах. В таблице заполнено два столбика – название и рисунок. Вам необходимо заполнить третий столбик таблицы – назначение. Пользуемся текстом учебника, заполняем, а затем вместе проверяем заполненную графу. На выполнение этой части работы 7-10 минут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: