Тренировочные задания. Характерные химические свойства неорганических веществ

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»
тренажёр по химии (8 класс)

Задания для отработки умений решать расчётные задачи, составлять уравнения реакций на основе знаний свойств классов веществ. Представлен в двух вариантах, полностью готов к печати, имеет перфоративные метки для быстрого разрезания для индивидуального пользования обучающимися. Рассчитан на обучающихся базового уровня освоения материала. Может быть использован в качестве контрольной или самостоятельной работы.

Скачать:

Вложение Размер
trenirovochnye_zadaniya_himicheskie_svoystva_neorganicheskih_veshchestv_8_klass.docx 14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 + Mg б) Na 2 O + HBr в) H 2 SO 3 + CaO г) CaCO 3 + HCl д) AlCl 3 + АgNO 3

е) Ba(OH) 2 + SiO 2

2. Осуществить переходы: калий → оксид калия → гидроксид калия → сульфат калия

3. Задача: Сколько кг натрия потребуется для реакции взаимодействия с 16 кг серы, содержащей 25% примесей, если схема реакции: Na + S → Na 2 S

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 р-р + Al б) H 3 PO 4 + NaOH в) NaOH + Al(NO 3 ) 3 г) K 2 CO 3 + HCl д) NaOH + Fe(NO 2 ) 2

е) FeCl 3 + АgNO 3

2. Осуществить переходы: кальций → оксид кальция → гидроксид кальция → нитрат кальция

3. Задача: Сколько м 3 кислорода, необходимого для получения оксида фосфора (V) из 250 кг фосфора, содержащего 15% примесей, если схема реакции P + O 2 → P 2 O 5

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 + Mg б) Na 2 O + HBr в) H 2 SO 3 + CaO г) CaCO 3 + HCl д) AlCl 3 + АgNO 3

е) Ba(OH) 2 + SiO 2

2. Осуществить переходы: калий → оксид калия → гидроксид калия → сульфат калия

3. Задача: Сколько кг натрия потребуется для реакции взаимодействия с 16 кг серы, содержащей 25% примесей, если схема реакции: Na + S → Na 2 S

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 р-р + Al б) H 3 PO 4 + NaOH в) NaOH + Al(NO 3 ) 3 г) K 2 CO 3 + HCl д) NaOH + Fe(NO 2 ) 2

е) FeCl 3 + АgNO 3

2. Осуществить переходы: кальций → оксид кальция → гидроксид кальция → нитрат кальция

3. Задача: Сколько м 3 кислорода, необходимого для получения оксида фосфора (V) из 250 кг фосфора, содержащего 15% примесей, если схема реакции P + O 2 → P 2 O 5

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 + Mg б) Na 2 O + HBr в) H 2 SO 3 + CaO г) CaCO 3 + HCl д) AlCl 3 + АgNO 3

е) Ba(OH) 2 + SiO 2

2. Осуществить переходы: калий → оксид калия → гидроксид калия → сульфат калия

3. Задача: Сколько кг натрия потребуется для реакции взаимодействия с 16 кг серы, содержащей 25% примесей, если схема реакции: Na + S → Na 2 S

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

1. Написать уравнения химических реакций, к буквам г и д составить ионные формы:

а) H 2 SO 4 р-р + Al б) H 3 PO 4 + NaOH в) NaOH + Al(NO 3 ) 3 г) K 2 CO 3 + HCl д) NaOH + Fe(NO 2 ) 2

е) FeCl 3 + АgNO 3

2. Осуществить переходы: кальций → оксид кальция → гидроксид кальция → нитрат кальция

3. Задача: Сколько м 3 кислорода, необходимого для получения оксида фосфора (V) из 250 кг фосфора, содержащего 15% примесей, если схема реакции P + O 2 → P 2 O 5

Тренировочные задания. Характерные химические свойства неорганических веществ

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) 2) B) 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А. Это реакция вытеснения слабой летучей кислоты из её соли, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.

Б. Это реакция средней соли с кислотой, в ходе которой получается кислая соль, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 4.

В. Это реакция ионного обмена, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) 2) B) 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А. Это реакция кислоты с основным оксидом, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.

Б. Это реакция кислоты с гидроксидом, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.

В. Это реакция кислоты-неокислителя с активным металлом, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) 2) B) 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А. Это реакция кислоты-окислителя с металлом, стоящим правее водорода в ряду напряжений металлов, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 2.

Б. Это реакция вытеснения слабой летучей кислоты сильной нелетучей кислотой, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 4.

В. Это реакция кислоты с основным оксидом, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) 2) B) 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А. Это реакция ионного обмена, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.

Б. Это реакция ионного обмена, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 3.

В. Это реакция вытеснения слабой летучей кислоты сильной кислотой, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) 2) B) 3)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А. Это реакция кислоты-неокислителя с металлом, стоящим левее водорода в ряду напряжений металлов, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.

Б. Это реакция кислоты с амфотерным оксидом, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 3.

В. Это реакция кислоты-окислителя с металлом, стоящим правее водорода в ряду напряжений металлов, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.

Свойства неорганических веществ

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по химии

Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа

Простые вещества – металлы

С развитием производства металлов (простых веществ) и сплавов связано возникновение цивилизации (бронзовый век, железный век).

Начавшаяся примерно $100$ лет назад научно-техническая революция, затронувшая и промышленность, и социальную сферу, также тесно связана с производством металлов. На основе вольфрама, молибдена, титана и других металлов начали создавать коррозионностойкие, сверхтвердые, тугоплавкие сплавы, применение которых сильно расширило возможности машиностроения. В ядерной и космической технике из сплавов вольфрама и рения делают детали, работающие при температурах до $3000°С$; в медицине используют хирургические инструменты из сплавов тантала и платины, уникальной керамики на основе оксидов титана и циркония.

И, конечно же, мы не должны забывать, что в большинстве сплавов используют давно известный металл железо, а основу многих легких сплавов составляют сравнительно «молодые» металлы — алюминий и магний.

Сверхновыми стали композиционные материалы, представляющие, например, полимер или керамику, которые внутри (как бетон железными прутьями) упрочнены металлическими волокнами из вольфрама, молибдена, стали и других металлов и сплавов — все зависит от поставленной цели и необходимых для ее достижения свойств материала.

Вы уже имеете представление о природе химической связи в кристаллах металлов. Напомним на примере одного из них — натрия, как она образуется. На рисунке изображена схема кристаллической решетки натрия. В ней каждый атом натрия окружен восемью соседями. У атома натрия, как и у всех металлов, имеется много свободных валентных орбиталей и мало валентных электронов. Электронная формула атома натрия: $1s^<2>2s^<2>2p^<6>3s^<1>3p^<0>3d^<0>$, где $3s, 3p, 3d$ — валентные орбитали.

Единственный валентный электрон атома натрия $3s^1$ может занимать любую из девяти свободных орбиталей — $3s$ (одна), $3р$ (три) и $3d$ (пять), ведь они не очень отличаются по уровню энергии. При сближении атомов, когда образуется кристаллическая решетка, валентные орбитали соседних атомов перекрываются, благодаря чему электроны свободно перемещаются с одной орбитали на другую, осуществляя связь между всеми атомами кристалла металла.

Такую химическую связь называют металлической. Металлическую связь образуют элементы, атомы которых на внешнем слое имеют мало валентных электронов по сравнению с большим числом внешних энергетически близких орбиталей. Их валентные электроны слабо удерживаются в атоме. Электроны, осуществляющие связь, обобществлены и перемещаются по всей кристаллической решетке в целом нейтрального металла.

Веществам с металлической связью присущи металлические кристаллические решетки, которые обычно изображают схематически так, как показано на рисунке. Катионы и атомы металлов, расположенные в узлах кристаллической решетки, обеспечивают ее стабильность и прочность (обобществленные электроны изображены в виде черных маленьких шариков).

Металлическая связь — это связь в металлах и сплавах между атомионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобществленными валентными электронами.

Некоторые металлы кристаллизуются в двух или более кристаллических формах. Это свойство веществ — существовать в нескольких кристаллических модификациях — называют полиморфизмом.

Например, железо имеет четыре кристаллических модификации, каждая из которых устойчива в определенном температурном интервале:

  • $α$ — устойчива до $768°С$, ферромагнитная;
  • $β$ — устойчива от $768$ до $910°С$, неферромагнитная, т.е. парамагнитная;
  • $γ$ — устойчива от $910$ до $1390°С$, неферромагнитная, т.е. парамагнитная;
  • $δ$ — устойчива от $1390$ до $1539°С$ ($t°_ <пл.>железа), неферромагнитная.

Олово имеет две кристаллические модификации:

  • $α$ — устойчива ниже $13,2°С$ ($ρ=5,75 г/см^3$). Это серое олово. Оно имеет кристаллическую решетку типа алмаза (атомную);
  • $β$ — устойчива выше $13,2°С$ ($ρ=6,55 г/см^3$). Это белое олово.

Белое олово — серебристо-белый очень мягкий металл. При охлаждении ниже $13,2°С$ он рассыпается в серый порошок, т.к. при переходе $β→α$ значительно увеличивается его удельный объем. Это явление получило название «оловянной чумы».

Конечно, особый вид химической связи и тип кристаллической решетки металлов должны определять и объяснять их физические свойства.

Каковы же они? Это металлический блеск, пластичность, высокая электрическая проводимость и теплопроводность, рост электрического сопротивления при повышении температуры, а также такие значимые свойства, как плотность, высокие температуры плавления и кипения, твердость, магнитные свойства.

Давайте попробуем объяснить причины, определяющие основные физические свойства металлов.

Почему металлы пластичны?

Механическое воздействие на кристалл с металлической кристаллической решеткой вызывает смещение слоев ион-атомов друг относительно друга, а так как электроны перемещаются по всему кристаллу, разрыв связей не происходит, поэтому для металлов характерна большая пластичность.

Аналогичное воздействие на твердое вещество с ковалентными связями (атомной кристаллической решеткой) приводит к разрыву ковалентных связей. Разрыв связей в ионной решетке приводит к взаимному отталкиванию одноименно заряженных ионов. По этому вещества с атомными и ионными кристаллическими решетками хрупкие.

Наиболее пластичные металлы — это $Au, Ag, Sn, Pb, Zn$. Они легко вытягиваются в проволоку, поддаются ковке, прессованию, прокатыванию в листы. Например, из золота можно изготовить золотую фольгу толщиной $0,003$ мм, а из $0,5$ г этого металла можно вытянуть нить длиной $1$ км.

Даже ртуть, которая, как вы знаете, при комнатной температуре жидкая, при низких температурах в твердом состоянии становится ковкой, как свинец. Не обладают пластичностью лишь $Bi$ и $Mn$, они хрупкие.

Почему металлы имеют характерный блеск, а также непрозрачны?

Электроны, заполняющие межатомное пространство, отражают световые лучи (а не пропускают, как стекло), причем большинство металлов в равной степени рассеивают все лучи видимой части спектра. Поэтому они имеют серебристо-белый или серый цвет. Стронций, золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют светло-желтый, желтый и медный цвета.

Хотя на практике металл не всегда нам кажется светлым телом. Во-первых, его поверхность может окисляться и терять блеск. Поэтому самородная медь выглядит зеленоватым камнем. А во-вторых, и чистый металл может не блестеть. Очень тонкие листы серебра и золота имеют совершенно неожиданный вид — они имеют голубовато-зеленый цвет. А мелкие порошки металлов кажутся темно-серыми, даже черными.

Наибольшую отражательную способность имеют серебро, алюминий, палладий. Их используют при изготовлении зеркал, в том числе и в прожекторах.

Почему металлы имеют высокую электрическую проводимость и теплопроводны?

Хаотически движущиеся электроны в металле под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, т. е. проводят электрический ток. При повышении температуры металла возрастают амплитуды колебаний находящихся в узлах кристаллической решетки атомов и ионов. Это затрудняет перемещение электронов, электрическая проводимость металла падает. При низких температурах колебательное движение, наоборот, сильно уменьшается и электрическая проводимость металлов резко возрастает. Вблизи абсолютного нуля сопротивление у металлов практически отсутствует, у большинства металлов появляется сверхпроводимость.

Следует отметить, что неметаллы, обладающие электрической проводимостью (например, графит), при низких температурах, наоборот, не проводят электрический ток из-за отсутствия свободных электронов. И только с повышением температуры и разрушением некоторых ковалентных связей их электрическая проводимость начинает возрастать.

Наибольшую электрическую проводимость имеют серебро, медь, а также золото, алюминий, наименьшую — марганец, свинец, ртуть.

Чаще всего с той же закономерностью, как и электрическая проводимость, изменяется теплопроводность металлов.

Она обусловлена большой подвижностью свободных электронов, которые, сталкиваясь с колеблющимися ионами и атомами, обмениваются с ними энергией. Происходит выравнивание температуры по всему куску металла.

Механическая прочность, плотность, температура плавления у металлов очень сильно отличаются. Причем с увеличением числа электронов, связывающих ион-атомы, и уменьшением межатомного расстояния в кристаллах показатели этих свойств возрастают.

Так, щелочные металлы ($Li, K, Na, Rb, Cs$), атомы которых имеют один валентный электрон, мягкие, с небольшой плотностью (литий — самый легкий металл с $ρ=0,53 г/см^3$) и плавятся при невысоких температурах (например, температура плавления цезия $29°С$). Единственный металл, жидкий при обычных условиях, — ртуть — имеет температуру плавления, равную $–38,9°С$.

Кальций, имеющий два электрона на внешнем энергетическом уровне атомов, гораздо более тверд и плавится при более высокой температуре ($842°С$).

Еще более прочной является кристаллическая решетка, образованная ионами скандия, который имеет три валентных электрона.

Но самые прочные кристаллические решетки, большие плотности и температуры плавления наблюдаются у металлов побочных подгрупп V, VI, VII, VIII групп. Это объясняется тем, что для металлов побочных подгрупп, имеющих неспаренные валентные электроны на d-подуровне, характерно образование очень прочных ковалентных связей между атомами, помимо металлической, осуществляемой электронами внешнего слоя с $s$-орбиталей.

Вспомните, что самый тяжелый металл — это осмий $Os$ с $ρ=22,5 г/см^3$ (компонент сверхтвердых и износостойких сплавов), самый тугоплавкий металл — это вольфрам $W$ с $t_<пл.>=3420°С$ (применяется для изготовления нитей накаливания ламп), самый твердый металл — это хром $Cr$ (царапает стекло). Они входят в состав материалов, из которых изготавливают металлорежущий инструмент, тормозные колодки тяжелых машин и др.

Металлы по-разному взаимодействуют с магнитным полем. Такие металлы, как железо, кобальт, никель и гадолиний выделяются своей способностью сильно намагничиваться. Их называют ферромагнетиками. Большинство металлов (щелочные и щелочноземельные металлы и значительная часть переходных металлов) слабо намагничиваются и не сохраняют это состояние вне магнитного поля — это парамагнетики. Металлы, выталкиваемые магнитным полем, — диамагнетики (медь, серебро, золото, висмут).

Напомним, что при рассмотрении электронного строения металлов мы разделили металлы на металлы главных подгрупп ($s-$ и $р-$элементы) и металлы побочных подгрупп (переходные $d-$ и $f-$элементы).

В технике принято классифицировать металлы по различным физическим свойствам:

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ – НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Элементы содержания данного блока, усвоение которых проверяются заданиями, включёнными в этот блок, указаны в таблице 2.

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания, проверяющего усвоение элемента содержания

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).

Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)

Характерные химические свойства неорганических веществ: простых веществ (металлов и неметаллов); оксидов; оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ

Задания с комментариями и решениями

Пример 1. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Такие задания проверяют усвоение знаний о классификации неорганических веществ. Вспомним определение оксидов: оксиды – соединения, состоящие из атомов двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

Проанализируем состав веществ, данных в перечне. Все эти соединения состоят из атомов двух элементов, один из которых кислород, но только SO2, Аl2O3 и CuO содержат кислород в степени окисления -2.

Пример 2. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

А) оксид углерода(II)

Б) оксид железа(II)

В) оксид вольфрама(VI)

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

Оксиды можно разделить на две группы – несолеобразующие и солеобразующие. В свою очередь солеобразующие делятся на основные, амфотерные и кислотные.

Неметаллы, в основном, образуют кислотные оксиды. Исключение составляют несолеобразующие оксиды N2O, NO, СО И некоторые другие.

Оксиды металлов в степени окисления +1 и +2 – основные, исключение – оксиды цинка ZnO, бериллия ВеО, олова SnO и свинца РbО, являющиеся амфотерными. Амфотерными также являются оксиды металлов в степени окисления +3 и +4. Металлы в степени окисления +5, +6 и +7 образуют кислотные оксиды. В соответствии с этими правилами оксид углерода(II) следует отнести к несолеобразующим оксидам, оксид железа(II) – к основным оксидам, а оксид вольфрама(VI) – к кислотным оксидам.

Пример 3. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются щелочами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Щелочами называют растворимые в воде основания. Основания – это сложные вещества, состоящие из атома металла, связанного с одной или несколькими гидрокси-группами -ОН:

М – металл; m – степень окисления металла.

Воспользовавшись данным определением и таблицей растворимости, определяем, что Си(ОН)2 является нерастворимым основанием, а основания Ва(ОН)2, Са(ОН)2 и CsOH в воде растворимы.

Пример 4. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Соли – сложные вещества, состоящие из катиона(ов) металла (или катиона аммония NH4 + ) и аниона(нов) кислотного остатка: Mm + n Аn -m .

Определим, к какому классу неорганических веществ принадлежит каждое из веществ перечня. К2О – оксид; Сu(ОН)2 – основание; Аl(NO3)3 – соль, состоит из катиона алюминия и нитрат-анионов; РСl3 – хлорид фосфора(III), бинарное соединение, не содержащее катиона металла, фосфор и хлор связаны ковалентной связью, солью не является; СаСl2 – соль, состоит из катиона кальция и хлорид- анионов; Na[Al(OH)4] – соль, состоит из катиона натрия и комплексного тетрагидроксоалюминат- аниона.

Пример 5. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются средними солями:

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Соли можно рассматривать как продукт взаимодействия основания с кислотой. При полном замещении атомов водорода в кислоте на атомы металла (или группы аммония NH4 + ) образуются средние соли, при неполном замещении атомов водорода – кислые. А если же при образовании соли в молекуле основания не все гидроксидные группы заместились кислотными остатками, то образуются основные соли.

Проанализируем состав веществ, данных в перечне. Установим, что только вещества K2SO4, AlCl3 и Ca(NO3)2являются средними солями, т.к. состоят только из атомов металлов и кислотных остатков.

Пример 6. Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) неорганических соединений, к которому (которой) оно относится

А) питьевая сода

Б) гашёная известь

КЛАСС (ГРУППА) НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

В условии задания даны тривиальные названия веществ. Необходимо знать (см. приложение 1), что питьевая сода – это гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль; гашеная известь – гидроксид кальция Са(ОН)2 – основание; а угарный газ – оксид углерода(II).

Задания для самостоятельной работы

1. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

2. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

3. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

4) амфотерный гидроксид

4. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

4) амфотерный гидроксид

5. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

6. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются основными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

7. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

8. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

3) амфотерный оксид

4) амфотерный гидроксид

9. К амфотерным оксидам относятся

Ответ:

10. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются средними солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

11. В каких рядах предложенных веществ содержатся только кислотные оксиды?

Ответ:

12. К кислотам относится каждое из двух веществ:

Ответ:

13. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

14. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются кислыми солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

15. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются кислотными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

16. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются амфотерными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

17. Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) неорганических соединена которому (которой) он принадлежит

Неорганическая химия — задачи с решением и примерами

Прежде чем изучать примеры решения задач, нужно знать теорию, поэтому для вас я подготовила очень краткую теорию и примеры решения задач.

Если что-то непонятно — вы всегда можете написать мне в WhatsApp и я вам помогу!

Неорганическая химия

Неорганическая химия — раздел химии, связанный с изучением строения, реакционной способности и свойств всех химических элементов и их неорганических соединений. Эта область охватывает все химические соединения, за исключением органических веществ (класса соединений, в которые входит углерод, за исключением нескольких простейших соединений, обычно относящихся к неорганическим). Различия между органическими и неорганическими соединениями, содержащими углерод, являются по некоторым представлениям произвольными. wikipedia.org/wiki/Неорганическая_химия

Неорганическая химия изучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества (кроме органических соединений). Обеспечивает создание материалов новейшей техники. Число известных на 2013 г. неорганических веществ приближается к 500 тысячам. Теоретическим фундаментом неорганической химии является периодический закон и основанная на нём периодическая система Д. И. Менделеева. Важнейшая задача неорганической химии состоит в разработке и научном обосновании способов создания новых материалов с нужными для современной техники свойствами.

Основные классы неорганических соединений

Классификация неорганических веществ (рис.1)

Связь между классами неорганических веществ

Связь между классами неорганических веществ, т.е. способы превращения одного вещества в другое вещество, даны в подразд. 1.2-1.7. Все эти взаимосвязи между классами соединений обобщены на рис.2.

Зная взаимосвязь классов неорганических соединений, можно осуществлять цепочки превращений, например:

1. Известно, что металлы окисляются кислородом воздуха, для алюминия эта реакция протекает при нагревании:

2. Амфотерные оксиды взаимодействуют с кислотами:

3. При действии щелочи на соль образуется нерастворимое основание, в данном случае оно амфотерное:

4. Амфотерные основания реагируют со щелочами, образуя соль:

5. Многокислотные основания, взаимодействуя с недостатком кислоты, образуют основные соли:

6. Основные соли при действии на них избытка кислоты переходят в нормальные соли:

Дополнительная теория:

Задачи с решениями

  1. Задачи с решениями по оксидам
  2. Задачи с решениями по основаниям
  3. Задачи с решениями по кислотам
  4. Задачи с решениями по солям
  5. Задачи с решениями по взаимосвязи между классами неорганических веществ
  6. Задачи с решениями на основные понятия и законы химии
  7. Задачи с решениями на расчеты но химической формуле
  8. Задачи с решениями на расчеты по газовым законам (нормальныеусловия)
  9. Задачи с решениями на расчеты по уравнению состояния идеальных газов
  10. Задачи с решениями на расчеты по уравнениям химических реакций
  11. Задачи с решениями на эквивалент, эквивалентную массу. Закон эквивалентов
  12. Задачи с решениями на строение атома и периодический закон
  13. Задачи с решениями на химическую связь
  14. Задачи с решениями на термохимические и термодинамические расчеты
  15. Задачи с решениями на химическую кинетику и химическое равновесие
  16. Задачи с решениями на концентрацию растворов
  17. Задачи с решениями на электролитическую диссоциацию
  18. Задачи с решениями на водородный показатель
  19. Задачи с решениями на окислительно-восстановительные (ов) реакции
  20. Задачи с решениями на электрохимические расчеты
  21. Задачи с решениями на электролиз растворов
  22. Задачи с решениями на коррозию металлов
  23. Задачи с решениями на химические свойства металлов
  24. Задачи с решениями на обзор химических свойств d-металлов
  25. Задачи с решениями на обзор свойств р-элементов
  26. Задачи с решениями на закономерности изменения свойств бинарных соединений
  27. Задачи с решениями на комплексные соединения
  28. Задачи по элементам аналитической химии
  29. Задачи по элементам органической химии
  30. Задачи повышенной трудности. Электролитическая диссоциация. Буферные растворы. Гидролиз
  31. Задачи с решениями на произведение растворимости
  32. Задачи с решениями на окислительно-восстановительные процессы

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ – НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Элементы содержания данного блока, усвоение которых проверяются заданиями, включёнными в этот блок, указаны в таблице 2.

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания, проверяющего усвоение элемента содержания

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).

Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)

Характерные химические свойства неорганических веществ: простых веществ (металлов и неметаллов); оксидов; оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ

Задания с комментариями и решениями

Пример 1. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Такие задания проверяют усвоение знаний о классификации неорганических веществ. Вспомним определение оксидов: оксиды – соединения, состоящие из атомов двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

Проанализируем состав веществ, данных в перечне. Все эти соединения состоят из атомов двух элементов, один из которых кислород, но только SO2, Аl2O3 и CuO содержат кислород в степени окисления -2.

Пример 2. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

А) оксид углерода(II)

Б) оксид железа(II)

В) оксид вольфрама(VI)

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

Оксиды можно разделить на две группы – несолеобразующие и солеобразующие. В свою очередь солеобразующие делятся на основные, амфотерные и кислотные.

Неметаллы, в основном, образуют кислотные оксиды. Исключение составляют несолеобразующие оксиды N2O, NO, СО И некоторые другие.

Оксиды металлов в степени окисления +1 и +2 – основные, исключение – оксиды цинка ZnO, бериллия ВеО, олова SnO и свинца РbО, являющиеся амфотерными. Амфотерными также являются оксиды металлов в степени окисления +3 и +4. Металлы в степени окисления +5, +6 и +7 образуют кислотные оксиды. В соответствии с этими правилами оксид углерода(II) следует отнести к несолеобразующим оксидам, оксид железа(II) – к основным оксидам, а оксид вольфрама(VI) – к кислотным оксидам.

Пример 3. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются щелочами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Щелочами называют растворимые в воде основания. Основания – это сложные вещества, состоящие из атома металла, связанного с одной или несколькими гидрокси-группами -ОН:

М – металл; m – степень окисления металла.

Воспользовавшись данным определением и таблицей растворимости, определяем, что Си(ОН)2 является нерастворимым основанием, а основания Ва(ОН)2, Са(ОН)2 и CsOH в воде растворимы.

Пример 4. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Соли – сложные вещества, состоящие из катиона(ов) металла (или катиона аммония NH4 + ) и аниона(нов) кислотного остатка: Mm + n Аn -m .

Определим, к какому классу неорганических веществ принадлежит каждое из веществ перечня. К2О – оксид; Сu(ОН)2 – основание; Аl(NO3)3 – соль, состоит из катиона алюминия и нитрат-анионов; РСl3 – хлорид фосфора(III), бинарное соединение, не содержащее катиона металла, фосфор и хлор связаны ковалентной связью, солью не является; СаСl2 – соль, состоит из катиона кальция и хлорид- анионов; Na[Al(OH)4] – соль, состоит из катиона натрия и комплексного тетрагидроксоалюминат- аниона.

Пример 5. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются средними солями:

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Соли можно рассматривать как продукт взаимодействия основания с кислотой. При полном замещении атомов водорода в кислоте на атомы металла (или группы аммония NH4 + ) образуются средние соли, при неполном замещении атомов водорода – кислые. А если же при образовании соли в молекуле основания не все гидроксидные группы заместились кислотными остатками, то образуются основные соли.

Проанализируем состав веществ, данных в перечне. Установим, что только вещества K2SO4, AlCl3 и Ca(NO3)2являются средними солями, т.к. состоят только из атомов металлов и кислотных остатков.

Пример 6. Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) неорганических соединений, к которому (которой) оно относится

А) питьевая сода

Б) гашёная известь

КЛАСС (ГРУППА) НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

В условии задания даны тривиальные названия веществ. Необходимо знать (см. приложение 1), что питьевая сода – это гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль; гашеная известь – гидроксид кальция Са(ОН)2 – основание; а угарный газ – оксид углерода(II).

Задания для самостоятельной работы

1. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

2. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

3. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

4) амфотерный гидроксид

4. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

4) амфотерный гидроксид

5. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

1) оксид основный

2) оксид кислотный

3) оксид несолеобразующий

4) оксид амфотерный

6. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются основными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

8. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит:

3) амфотерный оксид

4) амфотерный гидроксид

9. К амфотерным оксидам относятся

10. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются средними солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

11. В каких рядах предложенных веществ содержатся только кислотные оксиды?

12. К кислотам относится каждое из двух веществ:

13. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

14. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются кислыми солями.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

15. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются кислотными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

16. Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются амфотерными оксидами.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

17. Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) неорганических соединена которому (которой) он принадлежит

§ 42. Характерные химические свойства неорганических веществ

Обязательный минимум знаний

Таблица 13
Характерные химические свойства солеобразующих оксидов

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов

  1. а) Основание (или амфотерный гидроксид) + кислота = соль + вода. б) Бескислородное основание (аммиак) + кислота = соль.
  2. Основание + кислотный оксид = соль + вода.
  3. Щёлочь + растворимая соль = новая соль + новое основание (если образуется осадок или газ).
  4. Щёлочь + амфотерный гидроксид = соль + вода.
  5. Нерастворимое основание (или амфотерный гидроксид) оксид металла + вода.

Характерные химические свойства кислот

  1. Кислота + металл = соль + водород (если:
    • металл находится в ряду напряжений до водорода;
    • образуется растворимая соль;
    • кислота растворима).

Примечания. 1) Щелочные металлы для реакций с растворами кислот не берут, так как они взаимодействуют в первую очередь с водой. 2) Азотная кислота любой концентрации и концентрированная серная кислота взаимодействуют с простыми веществами по-особому.

  • Кислота + оксид металла (основный или амфотерный) = соль + вода.
  • Кислота + основание (гидроксид или бескислородное основание) = соль + вода (для бескислородных оснований — только соль).
  • Кислота + соль = новая кислота + новая соль (если образуется осадок или газ).
  • Характерные химические свойства солей

    1. Соль + кислота = новая кислота + новая соль (если образуется осадок или газ).
    2. Растворимая соль + щёлочь = новая соль + новое основание (если образуется осадок или газ).
    3. Соль1 (раствор) + соль2 (раствор) = соль3 + соль4 (если образуется осадок).
    4. Соль (раствор) + металл = новая соль + новый металл (если:
      • металл находится в ряду напряжений слева от металла, образующего соль;
      • образуется растворимая соль).

    Примечание. Щелочные металлы для реакций с растворами солей не берут, так как они взаимодействуют в первую очередь с водой.

    Примеры тестовых заданий и рекомендации к их выполнению

    1. Соль и водород образуются при взаимодействии разбавленной серной кислоты с каждым из металлов ряда
      1. Аl, Zn, Сu
      2. Zn, Fe, Pb
      3. Mg, Zn, Fe
      4. Pb, Сu, Ag

      Разбавленная серная кислота проявляет характерные свойства кислот, а потому не будет реагировать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода, что автоматически исключает ответы 1 и 4. Варианты 2 и 3 предлагают металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода. Какой выбрать? Очевидно, следует исключить из числа вероятных ответ 2, так как он содержит свинец, а сульфат свинца (II) — практически нерастворимая соль, о чём свидетельствует соответствующая клеточка в таблице растворимости.

      Ответ: 3.

    2. При термическом разложении нерастворимых оснований образуются
      1. оксид неметалла и вода
      2. водород и оксид металла
      3. вода и оксид металла
      4. металл и вода

      Как неверные, должны быть исключены ответы 1, 2 и 4.

      Ответ: 3.

    3. С раствором хлорида меди (II) не реагирует
      1. Mg
      2. Zn
      3. Fe
      4. Ag

      Лёгкое задание на знание ряда напряжений металлов.

      Ответ: 4.

    4. Основание образуется при взаимодействии с водой оксида, формула которого
      1. Fe2O3
      2. CuO
      3. СаО
      4. FeO

      В основе поиска верного ответа лежит знание о том, что оксиды металлов взаимодействуют с водой лишь в случае образования растворимого гидроксида — щёлочи. Следовательно, это должен быть оксид щелочного или щёлочноземельного металла.

      Ответ: 3.

    5. С гидроксидом бария реагирует каждое из веществ, формулы которых
      1. NaCl, Na2SO4, Na2CO3
      2. HNO3, NaOH, K2SO4
      3. ZnO, K2O, CO2
      4. Al(OH)3, CuSO4, HCl

      Так как Ba(OH)2 — щёлочь, то знание свойств растворимых оснований и особенностей протекания реакций с их участием позволит определить верный ответ — 4. К такому же результату можно прийти, исключив варианты 2 (он включает щёлочь) и 3 (он, кроме амфотерного и кислотного, включает основный оксид). Остаются варианты 1 и 4. Все соединения первого варианта — соли, но если две последние соли образуют осадок с гидроксидом бария, то первая — нет.

      Ответ: 4.
      В цепочке превращений

      Ответы 1 и 2 следует отбросить, так как при окислении сероводорода и сульфида железа (II) образуется не SO3, a SO2. В варианте 3 первые два искомых вещества указаны верно, a CuCl2 — нет, поскольку эту соль превратить в оксид в одну стадию невозможно.

      Ответ: 4.
      Установите соответствие между веществом, реагирующим с железом (левый столбец), и названием железосодержащего продукта, который при этом образуется (правый столбец).

      Б) соляная кислота

      1) сульфат железа (II)

      2) хлорид железа (II)

      3) Сульфат железа (III)

      4) хлорид железа (III)

      5) сульфид железа (II)

      Задание выполнить несложно, так как из числа приведённых в условии реагентов только сильный окислитель — хлор окисляет железо до степени окисления +3 (соответствие А — 4). Остальные реагенты окисляют его до степени окисления +2. Ответ: 4251.
      Установите соответствие между названием вещества (левый столбец) и названием продукта его горения (правый столбец).

      1) оксид железа (III)

      2) оксид серы (VI)

      3) оксид серы (IV)

      5) пероксид натрия

      Знание химических свойств простых веществ, указанных в левом столбце, позволит легко установить верные соответствия. Ответ: 635.
      Установите соответствие между исходными веществами (левый столбец) и продуктами их взаимодействия (правый столбец).

      Вначале исключается заведомо неверный вариант 6 (в водной среде образование оксида кальция невозможно). Очевидно, необходимо исключить и вариант 1, так как для него нет соответствующей левой части уравнения. Некоторые сложности может вызвать соответствие Г — 5, основанное на знании перехода карбоната в гидрокарбонат и обратно.

      Ответ: 4325.
      Установите соответствие между названием оксида (левый столбец) и формулами веществ, с которыми он взаимодействует (правый столбец).

      Б) оксид углерода (II)

      B) оксид хрома (III)

      В соответствии с рекомендациями для задания 1 для оксида хрома (В) исключаются варианты 1, 2, 4, 6 и устанавливается соответствие с 5 (как амфотерный оксид, Сг203 взаимодействует с щелочами, а также восстанавливается алюминием). Оксид калия, как основный, взаимодействует с веществами группы 4. Несолеобразующий оксид углерода (II) является восстановителем и вступает в реакции с веществами группы 3: взаимодействием СО с Н2 получают метанол, восстанавливают железо из оксидов (чёрная металлургия) и используют как газообразное топливо (генераторный газ).

      Кислотный оксид азота (V) взаимодействует с веществами группы 1.

      Задания для самостоятельной работы

      1. Водород можно получить при взаимодействии
        1. меди с разбавленной азотной кислотой
        2. свинца с концентрированной азотной кислотой
        3. цинка с концентрированной серной кислотой
        4. алюминия с концентрированным раствором гидроксида калия
      2. При термическом разложении нитрата серебра образуются
        1. оксид серебра и оксид азота (V)
        2. серебро, оксид азота (IV) и кислород
        3. серебро, азот и кислород
        4. оксид серебра, оксид азота (II) и кислород
      3. С раствором щёлочи не реагирует
        1. Mg
        2. Zn
        3. Аl
        4. Be
      4. С раствором сульфата меди (II) взаимодействует
        1. РЬ
        2. Hg
        3. Fe
        4. Ag
      5. Взаимодействием соответствующего оксида с водой нельзя получить
        1. Сu(ОН)2
        2. Ва(ОН)2
        3. H2SO4
        4. NaOH
      6. Медь из раствора сульфата меди (II) вытесняет каждый из металлов ряда
        1. Na, Cr, Zn
        2. К, Fe, Сu
        3. Fe, Zn, Аl
        4. Zn, Fe, Аu
      7. И с соляной кислотой, и с водой реагирует
        1. аммиак
        2. хлор
        3. никель
        4. карбонат кальция
      8. В схеме превращений

        веществами Х1, Х2 и Х3 являются соответственно

        1. O2, Н2O, NH3
        2. NO2, Н2, NH3
        3. O2, Н2O, N2
        4. O2, Н2, NH3 x H2O
      9. Установите соответствие между названием оксида (левый столбец) и формулами веществ, с которыми он может взаимодействовать (правый столбец).
        Читайте также:
        Анализ отдельных заданий высокого уровня сложности (часть 2)
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: