Тренировочные задания. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений
Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, позволяющей идентифицировать этот ион в растворе.
А)
Б)
В)
1) При добавлении кислоты выделяется газ с резким запахом, обесцвечивающий раствор .
2) При добавлении кислоты выделяется газ без запаха, не обесцвечивающий раствор .
3) При добавлении щёлочи появляется резкий запах.
4) При добавлении серной кислоты образуется белый кристаллический осадок.
5) При добавлении нитрата серебра образуется жёлтый творожистый осадок, нерастворимый в кислотах.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. Качественной реакцией на катион аммония является добавление щёлочи, так как в ходе такой реакции выделяется аммиак — газ с резким запахом. (3)
Б. Качественной реакцией на катионы бария является добавление раствора, содержащего сульфат-анионы, так как в ходе такой реакции выпадает белый плотный осадок сульфата бария. (4)
В. Качественной реакцией на иодид-анионы является добавление раствора, содержащего ионы серебра, так как в ходе такой реакции выпадает жёлтый творожистый осадок иодида серебра. (5)
Г. Качественной реакцией на сульфит-анионы является добавление кислоты, так как в ходе такой реакции выделяется сернистый газ, который способен обесцвечивать раствор перманганата калия. (1)
Реакцией, с помощью которой можно определить наличие в растворе сульфат-ионов, является:
1)
2)
3)
4)
Качественным реактивом на сульфат ионы являются ионы бария
Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, позволяющей идентифицировать этот ион в растворе.
А)
Б)
В)
1) При добавлении водного раствора аммиака образуется студенистый белый осадок, растворимый в щёлочи и нерастворимый в растворе аммиака.
2) При добавлении раствора нитрата свинца образуется чёрный осадок, нерастворимый в кислотах.
3) При добавлении кислоты выделяется газ без запаха.
4) Окрашивает пламя в жёлтый цвет.
5) При добавлении кислоты образуется белый студенистый осадок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. Качественной реакцией на катионы натрия является цвет, в который окрашивается пламя при внесении в него раствора. (4)
Б. Качественной реакцией на катионы алюминия является добавление водного раствора аммиака, так как в результате образуется студенистый белый осадок гидроксида алюминия, растворимый в щёлочи и нерастворимый в растворе аммиака. (1)
В. Качественной реакцией на сульфид-анионы является добавление раствора нитрата свинца, так как в результате образуется чёрный осадок сульфида свинца, нерастворимый в кислотах. (2)
Г. Качественной реакцией на силикат-анионы является добавление кислоты, так как в ходе такой реакции образуется белый студенистый осадок кремниевой кислоты. (5)
Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией, позволяющей идентифицировать этот ион в растворе.
А)
Б)
В)
1) окрашивает пламя в жёлтый цвет
2) окрашивает пламя в фиолетовый цвет
3) под действием щёлочи выпадает студенистый белый осадок, растворимый как в щелочах, так и в растворе аммиака
4) при действии кислот выделяется газ, не обесцвечивающий раствор перманганата калия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. Соединения, содержащие катион калия, окрашивают пламя в фиолетовый цвет. (2)
Б. Качественной реакцией на катион цинка является взаимодействие с щёлочью, так как в ходе такой реакции образуется студенистый осадок амфотерного гидроксида цинка. (3)
В. Бромид-анион можно обнаружить с помощью нитрата серебра, так как в ходе такой реакции выпадает жёлтый осадок бромида серебра. (5)
Г. Карбонат-анион под действием кислот даёт угольную кислоту, которая разлагается на углекислый газ и воду. (4)
Установите соответствие между формулой иона и качественной реакцией на этот ион в растворе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А)
Б)
В)
1) При действии подкисленного раствора, содержащего выпадает белый осадок.
2) При действии щелочи выпадает бесцветный осадок, нерастворимый в избытке щелочи.
3) При действии кислоты выделяется газ, окрашивающий влажную лакмусовую бумажку в красный цвет.
4) При действии щелочи выпадает бесцветный осадок, растворимый в избытке щелочи.
5) При действии щелочи и нагревании выделяется газ, окрашивающий влажную лакмусовую бумажку в синий цвет.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А. При взаимодействии раствора, содержащего ионы магния, с щелочью образуется нерастворимое соединение — гидроксид магния которое не растворяется в избытке щелочи. (2)
Б. При взаимодействии раствора, содержащего ионы аммония, с раствором щелочи образуется гидроксид аммония. При нагревании он разлагается с выделением газообразного аммиака.Он, попадая на влажную (содержащую воду) лакмусовую бумажку, вновь превращается в растворенный аммиак, т.е. в гидроксид аммония, который имеет щелочную среду, а, следовательно, окрашивает бумажку в синий цвет. (5)
В. Сульфит-анион в кислой среде обращается в неустойчивую сернистую кислоту, которая разлагается на оксид серы(IV) и воду. Газообразный сернистый газ, попадая на влажную лакмусовую бумажку, окрашивает ее в красный цвет за счет кислой реакции среды. (3)
Г. Качественной реакцией на сульфат-ион является реакция образования нерастворимого сульфата бария при взаимодействии с ионами (1)
Качественные реакции органических и неорганических соединений. Часть 2
Качественные реакции органических и неорганических соединений. Часть 2
В начале страницы вы можете выполнить тест онлайн: после ввода ответа нажимайте кнопку «Проверить решение»: если ответ неверный, то вводите другой ответ, пока не введёте верный или нажмите кнопку «Показать ответ» и у вас появится правильный ответ на это задание и вы сможете перейти к следующему заданию (для некоторых заданий есть видео-объяснения, тогда после ввода ответа нажимайте кнопку «Проверить решение»: если ответ неверный, то у вас появится ссылка красного цвета, а если верный — то зелёного цвета. С помощью ссылки вы можете просмотреть подробное видео-объяснение этого задания, но помните, что ссылка неактивная, поэтому для просмотра видео-объяснения вам необходимо скопировать эту ссылку и вставить на новую страницу и нажать клавишу Enter, как результат у вас откроется видео на YouTube). В середине страницы вы увидите текстовые условия заданий, для некоторых из которых видео-объяснения даны сразу после задания, а текстовые ответы представлены в конце страницы.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10
Задание 11
Задание 12
Задание 13
Задание 14
Задание 15
Установите соответствие между двумя веществами, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) 2-гидрокси-2-метилпропановая кислота и молочная кислота | 1) Cu(OH)2 |
Б) изопрен и пентан | 2) NaHCO3/H2O |
В) этанол и пропандиол-1,2 | 3) KMnO4/H + |
Г) метанол и глицерин | 4) FeCl3 |
5) NaNO3/H2O |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 16
Установите соответствие между веществом, взятым в виде водного раствора, и реактивом, с помощью которого можно качественно обнаружить это вещество: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | РЕАКТИВ |
А) KHCO3 | 1) KOH |
Б) K2SO4 | 2) BaCl2 |
В) CuCl2 | 3) Cu |
Г) HNO3 (разб.) | 4) HCl |
5) CuS |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17
Установите соответствие между названием веществ, взятых в виде водных растворов, и рН раствора (молярные концентрации веществ одинаковые): к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | рН РАСТВОРА |
А) фенилаланин | 1) 2,1 |
Б) аммиак | 2) 11,2 |
В) метиламин | 3) 7 |
Г) муравьиная кислота | 4) 12,7 |
5) 15 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 18
Установите соответствие между двумя ионами, находящимися в разных пробирках, и реактивом, с помощью которого можно различить эти ионы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИОНЫ | РЕАКТИВ |
А) Zn 2+ и Al 3+ | 1) Li + |
Б) SiO3 2- и S 2- | 2) OH — |
В) Fe 2+ и Fe 3+ | 3) Ca 2+ |
Г) PO4 3- и SO3 2- | 4) F — |
5) Na + |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 19
Установите соответствие между формулой вещества, взятого в виде водного раствора, и формулой реагента, который можно использовать для качественного определения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТ |
А) NaI | 1) KOH |
Б) NaCl | 2) KHCO3 |
В) NaF | 3) CH3COONa |
Г) BaCl2 | 4) AgNO3 |
5) Mg(HCO3)2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 20
Установите соответствие между веществом, взятом в виде водного раствора, и реактивом, который можно использовать для качественного определения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) концентрированная азотная кислота | 1) хлорид бария |
Б) разбавленная серная кислота | 2) гидроксид натрия |
В) нитрат магния | 3) серебро |
Г) гидроксид калия | 4) сульфат меди (II) |
5) сульфат бария |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 21
Установите соответствие между названиями вещества и реагента, который можно использовать для качественного определения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТ |
А) пропановая кислота | 1) I2 (спиртовой р-р) |
Б) анилин | 2) Br2/H2O |
В) крахмал (клейстер) | 3) K2SiO3 (p-p) |
Г) глюкоза | 4) KNO3 (p-p) |
5) KOH (p-p) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 22
Установите соответствие между двумя веществами, и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) бензол и стирол | 1) NaOH/H2O |
Б) фенол (водн. р-р) и бензол | 2) Cu(OH)2, 20C |
В) сахароза и лактоза | 3) KMnO4/H2O |
Г) этанол и пропандиол-1,2 | 4) FeCl3 |
5) Cu(OH)2, t |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 23
Установите соответствие между реагирующими веществами, и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) гидрокарбонат натрия (р-р) и азотная кислота (разб.) | 1) растворение осадка |
Б) гидроксид цинка и гидроксид калия (р-р) | 2) видимых изменений не наблюдается |
В) уксусная кислота и цинк | 3) образование осадка |
Г) бутаналь и гидроксид меди (II), t | 4) выделение газа |
5) обесцвечивание раствора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 24
Задание 25
Задание 26
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ | РЕАГЕНТ |
А) AlBr3 и KBr | 1) KOH |
Б) BaBr2 и KBr | 2) H2SO4 |
В) K2SO4 и K2SO3 | 3) BaCl2 |
Г) CuBr2 и CuSO4 | 4) Zn(OH)2 |
5) NaNO3 |
Задание 27
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ |
А) этановая кислота и цезий | 1) растворение осадка |
Б) изопропиловый спирт и барий | 2) образование осадка |
В) гидроксид цинка и муравьиная кислота | 3) выделение газа |
Г) бромная вода и хлоропрен | 4) обесцвечивание раствора |
5) нет видимых признаков |
Задание 28
Установите соответствие между формулой вещества, которое внесено в бесцветное пламя спиртовки, и окраской, которую приобретает пламя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | ОКРАСКА ПЛАМЕНИ |
А) Ba(NO3)2 | 1) голубая |
Б) CaCl2 | 2) жёлто-зелёная |
В) KOH | 3) жёлтая |
Г) NaHCO3 | 4) кирпично-красная |
5) фиолетовая |
Задание 29
Установите соответствие между формулами двух веществ (находятся в виде разбавленных водных растворов) и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ | РЕАГЕНТ |
А) AlCl3 и CuCl2 | 1) AgNO3 |
Б) NaF и HNO3 | 2) NaOH |
В) NaBr и NaF | 3) H2SO4 |
Г) KBr и HBr | 4) KBr |
5) Na2CO3 |
Задание 30
Установите соответствие между реагентами и реактивом, с помощью которого можно их различить (все электролиты находятся в виде разбавленных водных растворов): к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГЕНТЫ | РЕАКТИВ |
А) MgBr2 и (CH3COO)2Mg | 1) KCl |
Б) K2SO3 и MgSO4 | 2) AgNO3 |
В) Al и Mg | 3) ZnO |
Г) HBr и CH3COOH | 4) KOH |
5) KNO3 |
Ответы:
- 1552
- 2531
- 3542
- 2215
- 1154
- 1233
- 3224
- 5214
- 2334
- 1435
- 5315
- 4331
- 2314
- 5422
- 3311
- 4213
- 3241
- 4121
- 4454
- 3124
- 3212
- 3452
- 4143
- 4233
- 2543
- 1223
- 3314
- 2453
- 2515
- 2442
Также предлагаем вам плейлист видео-уроков и видео-объяснений заданий на эту тему:
Качественные реакции в неорганической и органической химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс) по теме
Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvennye_reakcii_na_iony.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественные реакции на катионы.
Реагент или воздействие
Краткое ионное уравнение реакции на катион
Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет.
Окраска пламени становится равномерно желтой.
Окраска пламени становится равномерно фиолетовой.
Окрашивает бесцветное пламя горелки в красный цвет
Раствор с анионом Cl-
Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.
Раствор щелочи при нагревании
Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН –
NH 4 + +OH – = NH 3 ↑+H 2 O
В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета.
Cu 2+ +2OH – = Cu(OH) 2 ↓
2) раствор с анионом SO4 2-
1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой;
2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.
1)Не записываем; 2)Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO4↓
Красная кровяная соль K 3 (Fe(CN) 6 )
Выпадение темно-синего осадка.
K + +Fe 2+ +(Fe(CN) 6 ) 3- =
Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной.
1) Желтая кровяная соль K 4 (Fe(CN) 6 ); 2) роданид-ион SCN – ;3) раствор щелочи
1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка.
1)K + +Fe 3+ +(Fe(CN) 6 4- =
3)Fe 3+ +3OH – = Fe(OH) 3 ↓
Качественные реакции на анионы.
Краткое ионное уравнение реакции на катион
Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет.
Раствор с катионом Ag +
Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.
Раствор с катионом Ag +
Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.
Раствор с катионом Ag +
Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.
Раствор с катионом Pb 2+
Выпадение черного осадка.
Раствор с катионом Ba 2+
Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.
SO 4 2- +Ba 2+ = BaSO 4 ↓
Раствор с катионом H +
Выделяется газ, имеющий запах жженой спички.
SO 3 2- +2H + = H 2 O+SO 2 ↑
Раствор с катионом Ca 2+
Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха.
CO 3 2- +Ca 2+ = CaCO 3 ↓
Раствор с катионом Ag +
Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте.
PO 4 3- +3Ag + = Ag 3 PO 4 ↓
Помутнение известковой воды
Вспыхивание тлеющей лучинки
Лающий хлопок при поджигании
Посинение красной лакмусовой бумажки, малиновое окрашивание фенолфталеиновой бумажки. Появление тумана при поднесении стеклянной палочки, смоченной концентрированной HCl
Качественные реакции в органической химии
или класс веществ
Горят бесцветным пламенем
Непредельные соединения (алкены, алкины, алкадиены)
Обесцвечивание бромной воды
Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия
Ag 2 O (аммиачный р-р)
Выпадение творожистого осадка серого цвета
Покраснение прокаленной медной проволоки
Образование раствора ярко-синего цвета
Образование раствора сиренево-фиолетового цвета
Выпадение белого осадка
Ag 2 O (аммиачный р-р), t o
Образование налета металлического серебра на стенках сосуда – «серебряное зеркало»
Выпадение кирпично-красного осадка Cu 2 O
Карбоновые кислоты (низшие)
Бурное выделение газа
Выпадение белого осадка
Посинение красной лакмусовой бумаги
Образование раствора ярко-синего цвета, при нагревании окраска исчезает и выпадает осадок кирпично-красного цвета
Фиолетовая окраска раствора (биуретовая реакция)
Появление желтой окраски (ксантопротеиновая реакция)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Медиа Урока “Качественные реакции в органической химии”
Конспект Медиа Урока “Качественные реакции в органической химии”, 10 класс.
Качественные реакции на неорганические вещества
В материале указаны реактивы на некоторые неорганические катиоы и анионы.
Проект по химии “Качественные реакции в неорганической химии, их практическое применение”
Проектная работа выполнена учеником 8 класса Пелагиным Никитой.
Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО (11 класс ООО)Тема: Основные понятия неорганической и органической химии. УМК Рудзитис.
Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО. Или для обучающихся 11 класса ООО. УМК Рудзитис. Тема: Основные понятия неорганической и органической химии.Контрольная работа содержит .
Подготовка к ЭГЕ “Классификация химических реакций в неорганической и органической химии”
Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами .
Качественные реакции неорганических соединений в химии
Качественные ракции в неорганической химии.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен.
Задания 25. Качественные реакции.
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 1552
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 5421
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
3) карбонат калия
5) нитрат свинца
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3135
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2255
Установите соответствие между названиями веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) гексан и пропанол-2
Б) циклогексен и бензол
В) этилацетат и пропановая кислота
Г) фенол (р-р) и бензойная кислота (р-р)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 4343
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 4132
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 5122
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2155
Установите соответствие между названиями веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) пропанол-1 и фенол (р-р)
Б) крахмал и сахароза
В) пропанол-2 и глицерин
Г) толуол и бензол
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3541
Установите соответствие между формулами веществ и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
1) выпадение белого осадка
2) выпадение черного осадка
3) выпадение голубого осадка
4) появление коричневой окраски раствора
5) появление желто-коричневой окраски раствора и выпадение осадка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3125
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) стеарат натрия и CaCl2 (р-р)
Б) этаналь и KMnO4 (H + )
Г) муравьиная кислота и NaOH
1) выделение бесцветного газа
2) обесцвечивание раствора
3) образование белого осадка
4) растворение осадка
5) видимые признаки реакции отсутствуют
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3225
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 5255
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) Br2 (водн.) и этилен
Б) KMnO4 (H + ) и пропен
В) KOH и уксусная кислота
1) выделение газа
2) обесцвечивание раствора
3) образование осадка
4) растворение осадка
5) видимые признаки реакции отсутствуют
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2251
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) толуол и KMnO4 (H + )
В) бутаналь и Cu(OH)2
Г) фенол и бромная вода
1) образование синего осадка
2) обесцвечивание раствора
3) выделение газа
4) образование кирпично-красного осадка
5) образование белого осадка и обесцвечивание раствора
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2345
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) муравьиная кислота и калий
Б) этиленгликоль и гидроксид меди (II)
В) пентен-2 и KMnO4 (H + )
Г) крахмал (р-р) и I2 (спирт.)
1) появление синей окраски раствора
2) обесцвечивание раствора
3) выделение газа
4) образование кирпично-красного осадка
5) образование белого осадка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3121
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) белок и HNO3 (конц.)
Б) глицерин и Cu(OH)2
В) белок и слабощелочной раствор CuSO4
Г) пентен-2 и KMnO4 (H + )
1) появление синей окраски раствора
2) появление желтого окрашивания
3) появление фиолетового окрашивания
4) обесцвечивание раствора и выделение газа
5) обесцвечивание раствора
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2135
Установите соответствие между веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Б) этиленгликоль и Cu(OH)2
1) появление синей окраски раствора
2) выпадение осадка красно-коричневого цвета
3) появление фиолетового окрашивания
4) обесцвечивание раствора и выделение газа
5) обесцвечивание раствора
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3145
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3541
Установите соответствие между формулами веществ и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
1) выпадение белого осадка
2) выпадение черного осадка
3) выпадение голубого осадка
4) выпадение желтого осадка
5) выпадение красно-кирпичного осадка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 4123
Установите соответствие между названиями веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) бензол и анилин
Б) метанол и метаналь
В) гексен-1 и гексен-2
Г) глюкоза и сахароза
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 1242
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 2442
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) формальдегид (р-р) и гексин-3
Б) глицерин и уксусная кислота
В) пропанон и этиленгликоль
Г) фенол (р-р) и гексан
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 4441
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 1315
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
1) растворение осадка
2) помутнение раствора
3) образование чёрного осадка
4) выделение газа
5) видимых признаков реакции не наблюдается
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 1254
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) гексан и пропанол-2
Б) циклогексен и бензол
В) бензойная кислота и фенол
Г) этановая кислота и этилацетат
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 4334
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) фенол и FeCl3 (р-р)
Б) пентен-2 и Br2 (водн.)
В) бутандиол-2,3 и Na
Г) этаналь и Cu(OH)2 (t o )
1) обесцвечивание раствора
2) образование голубого раствора
3) появление фиолетовой окраски
4) выделение газа
5) образование кирпично-красного осадка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: 3145
Установите соответствие между двумя веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Качественные реакции для газов
Запотевание холодного предмета
С (тлеющая лучинка)
Бумажка, пропитанная крахмальным клейстером и раствором иодида калия
Белый дым. Специфический запах NH3, образование белого дыма (NH4Cl)
Качественные реакции щелочных металлов
Все соединения щелочных металлов определяют по цвету пламени:
(указан так же цвет пламени некоторых щелочно-земельных металлов)
Качественные реакции на катионы
Красное окрашивание Розовое окрашивание
Растворимые сульфаты, серная кислота.
Пламя спиртовки.
Белый мелкодисперсный осадок BaSO4, нерастворимый в H2O и HNO3.
Желто-зеленая окраска пламени.
Растворимые хлориды, соляная кислота
Белый творожистый осадок AgCl, нерастворимый в H2O и HNO3
Раствор щелочи, нагревание, влажная фильтровальная бумажка, пропитанная лакмусом или фенолфталеином; палочка, смоченная HCl(конц)
Специфический запах аммиака. Изменение окраски бумажки. Палочка, смоченная HCl(конц) «дымит»
Растворы щелочи, кислоты
Белый осадок Al(OH)3, растворимый в кислоте в избытке щелочи
Растворы щелочи, кислоты
Белый осадок Zn(OH)2, растворимый в кислоте в избытке щелочи
Белый осадок Mg(OH)2, нерастворимый в избытке щелочи
Растворы щелочи, кислоты
Cеро-зеленый осадок Cr(OH)3, растворимый в кислоте в избытке щелочи
Раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]
Раствор роданида аммония NH4CNS
Раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]
Кроваво-красное окрашивание раствора Образование берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]3
Раствор щелочи с последующим нагреванием
Ярко-голубой студенистый осадок, нерастворимый в избытке щелочи, разлагающийся при нагревании на черный осадок CuO и воду
Качественные реакции на анионы
Раствор нитрата серебра AgNO3
Белый творожистый осадок, нерастворимый в H2O и HNO3
Раствор нитрата серебра AgNO3
Светло-желтый осадок, нерастворимый в H2O и HNO3
Раствор нитрата серебра AgNO3
Желтый осадок, нерастворимый в H2O и HNO3
Концентрированная серная кислота и медная стружка при нагревании
Бурый газ (NO2), голубая окраска раствора
Раствор соли бария
Белый мелкодисперсный осадок, нерастворимый в H2O и HNO3
Газ с резким специфическим запахом
Раствор соли свинца
Газ без цвета и запаха, не поддерживает горение
Раствор нитрата серебра в слабощелочной среде
Желтый осадок, растворимый в HNO3
Качественные реакции органическиx веществ
Вещество, функциональная группа
Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи
аммиачный р-р Ag2O
образование осадка желтого цвета (взрывоопасен)
образование тяжелой жидкости светло-желтого цвета с запахом горького миндаля
Фенол (карболовая кислота)
р-р FeCl3 (светло-желтый)
окрашивание р-ра в фиолетовый цвет
насыщенный р-р Br2 (бромная вода)
образование белого осадка со специфическим запахом
р-р хлорной извести CaOCl2 (бесцветный)
окрашивание р-ра в фиолетовый цвет
насыщенный р-р I2 + р-р NaOH
C2H5OH + I2 + NaOH → CHI3↓ + HCOONa + NaI + H2O
образование мелкокристаллического осадка СНI3 светло-желтого цвета со специфическим запахом
CuO (прокаленная медная проволока)
выделение металлической меди, специфический запах ацетальдегида
Гидроксогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)
выделение пузырьков газа (Н2), образование бесцветной студенистой массы
Эфиры (простые и сложные)
Н2О (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании
Многоатомные спирты, глюкоза
Свежеосажденный гидроксид меди (II) в сильно щелочной среде
ярко-синее окрашивание р-ра
Карбонильная группа – СНО (альдегиды, глюкоза)
Аммиачный р-р Ag2O
образование блестящего налета Ag («серебряное зеркало») на стенках сосудов
образование красного осадка Сu2O
окрашивание р-ра в розовый цвет
специфический запах образующегося сложного эфира
образование красного осадка Сu2O
Аммиачный р-р Ag2O
«серебряное зеркало» на стенках сосуда
р-р KMnO4 (розовый) или I2 (бурый) или Br2 (желтый)
Ацетаты (соли уксусной кислоты)
окрашивание р-ра в красно-бурый цвет
Стеарат натрия (мыло)
Н2О (гидролиз) + фенолфталеин
окрашивание р-ра в малиновый цвет
насыщенный р-р соли кальция
образование серого осадка
Концентрированная неорганическая кислота
образование белого осадка
запах «паленого», жженых перьев
ксантопротеиновая реакция (происходит нитрование бензольных колец в молекуле белка)
без нагревания – появляется желтое окрашивание р-ра; при нагревании и добавлении раствора аммиака белок окрашивается в желтый цвет
биуретовая реакция (образуется комплексное соединение)
Качественные реакции в органической и неорганической химии. 10-й класс
Разделы: Химия
Класс: 10
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, повторение изученного материала с использованием тестов для подготовки к ЕГЭ.
Форма урока: проблемный химический практикум: элементы качественные реакции, индикаторы.
Межпредметные связи: биология, обществознание.
Цели: отрабатывать умения, полученные учащимися в 8, 9, 10 классах по определению ионов химических веществ с помощью качественных реакций.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить понятия качественные реакции, индикаторы;
- формировать умения учащихся применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни; в продуктах питания.
- Развивающие:
- формировать у учащихся рациональные приемы мышления – анализ, сравнение.
- Воспитательные:
- прививать желание учиться активно;
- научить самостоятельно, работать с тестами, чтобы успешно сдать экзамен в 11 классе.
Уметь: определять с помощью реактивов примеси веществе
Компетентности: уметь отличать натуральные продукты от подделки, применяемые в быту.
Оборудование: компьютер, экран, мед, карбонат кальция (мел), крахмал, 12 пробирок, лимонная кислота, йодный спиртовой раствор, нитрат серебра, раствор сульфата меди, раствор сульфата железа (II), роданид аммония, лакмусовые бумажки. Презентация к уроку (Приложение 1) Учебник электронное издание «Виртуальная лаборатория», технологические карты для учащихся.
Технологическая карта учителя к теме «Качественные реакции в органической и неорганической химии». 10 класс
Постановка учебной проблемы.
Инновационный способ решения проблемной задачи.
А как определить качество продукции? Вот сегодня мы с помощью химического практикума будем искать ответ на данный вопрос.
Тема урока: «Идентификация неорганических и органических соединений.»
План урока. Приложение 1. Слайд 2
1. Лабораторные опыты
2. Экскурсия в виртуальную лабораторию.
3. Тест.
4. Экскурсия на рынок.
5. Подведение итогов урока.
Вопросы на повторение
2 ученика работают у доски с уравнениями реакций.
План работы: Приложение 1. Слайд 8
- Знакомитесь с опытом по карте.
- Проводите опыт. (сливаете растворы).
- Наблюдаете, что происходит.
- Записываете в карту в раздел: признаки химической реакции.
- Готовите сообщение для других учащихся, чтобы они записали ваше наблюдение в свою карту.
Записывают признак реакции
1 опыт: определение катиона водорода в водной среде
2 опыт: определение аниона гидроксогруппы в водной среде
3 опыт: определение катиона меди (II)
4 опыт: определение катиона железа (II)
5 опыт: определение карбонат анион
6 опыт определение катиона бария
7 опыт определение крахмала
8 опыт: определение непредельных соединений
9 опыт : определение альдегидов
10 опыт: определение многоатомных спиртов (глицерин)
Доказательство и применение найденного решения.
Осадок, газ, запах, цвет, выделение тепла и света.
Раствора йода, лакмусовой бумажки.
Используемая литература к уроку:
- О.С Габриелян. Учебник «Химия 8», М, «Дрофа» 2006 год стр 179-180.
- О.С Габриелян учебник «Химия 9». М, «Дрофа» 2006 год стр.125.
- О.С Габриелян учебник «Химия 10» М, «Дрофа» 2006 год § 12, 17, 19.
- диск «Виртуальная лаборатория».
Урок-лабораторная работа по теме «Качественные реакции на катионы и анионы» с использованием ЦОР
Урок – лабораторная работа (9 класс) по теме
«КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ И АНИОНЫ»
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.
Научить определять катионы и анионы.
Способствовать формированию понятия “качественная реакция”, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.
Воспитывающие:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.
Формировать интерес к профессии лаборанта ;
Воспитание ответственности за проделанную работу.
Развивающие:
Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами.
Совершенствовать навыки работы с компьютером.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса
Решать проблемные ситуации;
Тип урока: урок – лабораторная работа
Организационная форма: беседа по проблемным вопросам, урок – лабораторная работа, рефлексия.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер, медиапроектор.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование и реактивы: Три комплекта пронумерованных пробирок с веществами: I – № 1, 2, 3 – NaOH, NaCl ,HCl.
II – № 1, 2, 3 – BaCl2, Na2SO4 , Na2CO3.
III – № 1, 2, 3 – NaCl, MgCl2, AlCl3, а также склянки с растворами NaOH, HCl, BaCl2 , лакмус, метиловый оранжевый, чистые пробирки.
Для демонстрационного опыта: растворы нитрата серебра, хлорида натрия.
1. Организационный момент (1-2 мин).
Учитель организует внимание учащихся.
2. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).
Как называются реакции, с помощью которых можно распознать вещества?
По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
Как называют вещества, с помощью которого проводят качественные реакции?
Понятие качественных реакций.
Качественные реакции – характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.
Идентификация в химии — установление тождества неизвестного соединения с другим известным.
Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.
Качественные реакции – это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..
Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.
Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице 1. (учебник – стр.13-14; таблица на стене кабинета)
Признак реакции
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓
1) Выпадение осадка голубого цвета:
Cu 2+ + 2OH − = Cu(OH) 2 ↓
2) Выпадение осадка черного цвета:
Выпадение осадка черного цвета:
Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в аммиаке NH 3 ·H 2 O:
2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K 3 [Fe(CN) 6 ]
1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:
Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓
2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):
K + + Fe 2+ + [Fe(CN) 6 ] 3- = KFe[Fe(CN) 6 ] 4 ↓
2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4 [Fe(CN) 6 ]
3) Роданид-ион SCN −
1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:
Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓
2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):
K + + Fe 3+ + [Fe(CN) 6 ] 4- = KFe[Fe(CN) 6 ]↓
3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:
Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN) 3
Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)
Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:
OH − + Al 3+ = Al(OH) 3
и его растворение при дальнейшем приливании:
Al(OH) 3 + NaOH = Na[Al(OH) 4 ]
Выделение газа с резким запахом:
NH 4 + + OH − = NH 3 ↑ + H 2 O
Посинение влажной лакмусовой бумажки
Качественные реакции на анионы.
Воздействие или реактив
Признак реакции.
Уравнение реакции
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓
1) Добавить H 2 SO 4 (конц.) и Cu, нагреть
2) Смесь H 2 SO 4 + FeSO 4
1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2 )
2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H 2 O) 5 NO] 2+ . Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)
Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:
3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓
Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:
Ba 2+ + CrO 4 2- = BaCrO 4 ↓
Выпадение черного осадка:
1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:
Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓
2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:
CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O
Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O
Известковая вода Ca(OH) 2
Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO 2 :
Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O
CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3 ) 2
Выделение газа SO 2 с характерным резким запахом (SO 2 ):
2H + + SO 3 2- = H 2 O + SO 2 ↑
Выпадение белого осадка:
Ca 2+ + 2F − = CaF 2 ↓
Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в NH 3 ·H 2 O (конц.) :
AgCl + 2( NH 3 · H 2 O ) = [ Ag ( NH 3 ) + + Cl − + 2 H 2 O
Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO 3 :
(осадок темнеет на свету)
Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO 3 и NH 3 ·H 2 O (конц.) :
(осадок темнеет на свету)
Просмотр качественных реакций на ионы
Посмотрим, как проходят некоторые качественные реакции.
Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.
Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.
Можно ли таким способом распознать нитрат лития и нитрат кальция? Почему?
Данный метод используют в том случае, если вещества по – разному меняют цвет, или одно вещество меняет цвет, а другое – нет.
Ионы, которые можно связать в растворе с образованием осадка можно обнаружит с помощью химических реакций, так например ионы серебра дают белый осадок хлорида серебра с ионами хлора: Аg+ +Cl-=AgCl.
– взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия.
Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4:
Просмотр качественных реакций на ионы
Слайд 7 – качественная реакция на сульфат и сульфит – ионы.
Слайд – 8 – качественная реакция на галогениды.
Выполнение интерактивных заданий
Слайд – 9 – интерактивное задание – качественная реакция на карбонат-ион.
Слайд -10 – интерактивное задание – качественная реакция на фосфат – ион
Слайд – 11- интерактивное задание.
3.Решение экспериментальных задач – Лабораторные опыты.(18 мин).
Перед тем, как мы начнем практическую часть, надо вспомнить правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности
1. Работать с кислотами и щелочами осторожно.
2. Ничего не пробовать на вкус.
3. В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
4. Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.
5. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует, держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.
6. Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.
7. После работы привести в порядок своё рабочее место.
Слайд 13. Задача 1.
В трех пронумерованных пробирках под №1 , №2 и №3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества.
Для решения данной задачи нужно использовать один реактив – индикатор (метиловый оранжевый или лакмус).
Работа в парах. (заполнение таблицы)
В три пронумерованных пробирки добавили по каплям индикатор лакмус.
В пробирке №1- раствор стал фиолетового цвета;