Тренировочные задания. Окислительно-восстановительные реакции

Тренажер. Окислительно-восстановительные реакции

Тренажер по теме: Окислительно-восстановительные реакции (задание С1 ЕГЭ по химии).

Подборка заданий С1

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

РЕШЕНИЯ

2Cr +6 + 6ē → 2Cr +3 1 восстановление

S -2 – 2ē → S 0 3 окисление

H2S – восстановитель за счет S -2

2. 3Cl2 + 6NaOH = NaClO3 + 5NaCl + 3H2O

Cl2 0 – 10е → 2Cl +5 1 окисление

Cl2 0 + 2е → 2Cl -1 5 восстановление

Cl2 – окислитель и восстановитель

3. 3Si + 4HNO3 + 12HF → 3SiF4 + 4NO + 8H2O

Si 0 – 4e → Si +4 1 окисление

N +5 + 1е ® N +4 4 восстановление

Si 0 – восстановитель

HNO3 – окислитель за счет N +5

4. 2Cr +3 Cl3 + 3 H2O2 1- + 10 NaOH = 2 Na2Cr +6 O4 + 6 NaCl + 8 H2O -2

Cr +3 — 3ē → Cr +6 2 окисление

O2 1- + 2ē → 2O -2 3 восстановление

CrСl3 (Cr +3 ) – восстановитель,

S +6 + 8 е = S -2 1 окисление

2I -1 — 2 е = I 0 2 4 восстановление

HI – восстановитель за счет I -1 H2SO4 – окислитель за счет S +6

Mn +7 + 5e → Mn +2 2 восстановление

2O -1 – 2e → O2 0 5 окисление

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

H2O2 – восстановитель за счет O -1

2O -1 -2e→ O 0 2 5 окисление

Mn +7 +5e→Mn +2 2 восстановление

Rb2O2 – восстановитель за счет O -1

RbMnO4 – окислитель за счет Mn +7

Mn +7 +5е → Mn +2 2 восстановление

Sn +2 — 2е → Sn +4 5 окисление

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

SnSO4 – восстановитель за счет Sn +2

P — 3 – 8 е → P +5 5 окисление

Mn +7 + 5 е → Mn +2 8 восстановление

PH3 – восстановитель за счет P -3

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

10. 2Cr +3 Cl3 + 3H2O -1 2 + 10KOH → 2K2Cr +6 O4 + 6KCl + 8H2O -2

Cr +3 – 3е → Cr +6 2 окисление

2O -1 + 2е → 2O -2 3 восстановление

Cr +3 в составе CrCl3 – восстановитель

O -1 в составе H2O2 – окислитель

2I – – 2 е → I2 0 1 окисление

Mn +6 + 2 е → Mn +4 1 восстановление

KI – восстановитель за счет I2

K2MnO4 – окислитель за счет Mn +6

12. Cr +3 2O -2 3 + 32 + 10NaOH = 2Na +1 2Cr +6 O4 + 6NaBr -1 + 5H2O

Cr +3 -3e → Cr +6 2 окисление

Br 0 2 +2e →2Br -1 3 восстановление

Cr2O3 – восстановитель за счет Cr +3

Br 0 2 – окислитель

Cl +5 + 6e → Cl -1 1 восстановление

2Fe +2 – 2e → 2Fe +3 3 окисление

HClO3 – окислитель за счет Cl +5

FeSO4 – восстановитель за счет Fe +2

2N +1 – 2e = 2N +2 5 окисление

Mn +7 + 5e = Mn +2 2 восстановление

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

N2O – восстановитель за счет N +1

N +5 +2e N +3 3 восстановление

2Fe +3 -6e 2Fe +6 1 окисление

Fe2O3 – восстановитель за счёт Fe +3

KNO3 – окислитель за счёт N +5

Mn +4 – 2e → Mn +6 3 окисление

Cl +5 +6e →Cl -1 1 восстановление

KClO3 – окислитель за счет Cl +5

MnO2 – восстановитель за счет Mn +4

Cr +6 + 3e → Cr +3 1 восстановление

Fe +2 — 1e → Fe +3 3 окисление

CrO3 – окислитель за счет Cr +6

FeSO4 – восстановитель за счет Fe +2

O -1 + 1e → O -2 2 восстановление

2I -1 – 2e → 2I 0 1 окисление

Na2O2 окислитель за счет O -1

KI – восстановитель за счет I -1

2S -– 2 – 4 е → 2S 0 3 окисление

Mn +7 + 3 е → Mn +4 4 восстановление

CS2 – восстановитель за счет S -– 2

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

Читайте также:
Тренировочные задания. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений

S -2 -2e → S 0 5 окисление

Mn +7 +5e → Mn +2 2 восстановление

H2S – восстановитель за счет S -– 2

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

21. 14FeCl2 + 2KClO4 + 16HCl → 14FeCl3 + Cl2 + 2KCl + 8H2O

Fe +2 – 1е → Fe +3 14 окисление

2Cl +7 + 14е → Cl2 0 1 восстановление

FeCl2 – восстановитель за счет Fe +2

KClO4 – окислитель за счет Cl +7

Cl +1 + 2e → Cl -1 1 восстановление

2I -1 – 2e → I2 1 окисление

NaOCl – окислитель за счет Cl +1

KI – восстановитель за счет I -1

2Fe +2 – 2e = 2Fe +3 5 окисление

Mn +7 + 5e = Mn +2 2 восстановление

Fe SO4 – восстановитель за счет Fe +2

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

Cu 0 ─ 2e → Cu +2 3 окисление

N +5 +3e → N +2 2 восстановление

Cu 0 – восстановитель

KN +5 O3 – окислитель за счет N +5

2Cr +6 + 8 e→2Cr +2 3 восстановление

2Al 0 – 6e → 2Al +3 4 окисление

Al 0 – восстановитель

26. 3Zn + Na2SO3 + 8HCl = 3ZnCl2 + H2S + 2NaCl + 3H2O

Zn 0 – 2ē → Zn +2 3 окисление

S +4 + 6ē → S -2 2 восстановление

Zn 0 –восстановитель,

Na2SO3 – окислитель за счет S +4

Sn +2 -2e = Sn +4 3 окисление

2Cr +6 + 6e = 2Cr +3 1 восстановление

SnCl2 – восстановитель за счет Sn +2

Fe +2 – e → Fe +3 6 окисление

2N +3 + 6e → N2 0 1 восстановление

FeCl2 – восстановитель за счёт Fe +2

HNO2 – окислитель за счёт N +3

Cr + 3 – 3 е → Cr +6 2 окисление

Br2 0 + 2 е → 2Br — 3 восстановление

K3[Cr +3 (OH)6] – восстановитель за счет Cr +3

30. 2Mn +4 O2 + 3NaBi +5 O3 + 4HNO3 → 2NaMn +7 О4 + 3Bi +3 ONO3 + NaNO3 + 2H2O

Mn + 4 – 3 е → Mn +7 2 окисление

Bi +5 + 2 е → Bi +3 3 восстановление

NaBiO3 – окислитель за счет Bi +5

MnO2 – восстановитель за счет Mn +4

31. KN +5 O3 +3 Fe +2 Cl2 + 4HCl → N +2 O + 3Fe +3 Cl3 +KCl + 2H2O

N +5 +3e → N +2 1 восстановление

Fe +2 –1e → Fe +3 3 окисление

KNO3 – окислитель за счет N +5

FeCl2 – восстановитель за счет Fe +2

2Br -1 –2ē → Br 0 2 1 окисление

Mn +4 +2ē → Mn +2 1 восстановление

MnO2– окислитель за счет Mn +4

КBr– восстановитель за счет Br -1

N + 3 – 2 е → N +5 3 окисление

2Cr +6 + 6 е → 2Cr +3 1 восстановление

NaNO2 – восстановитель за счет N + 3

S +4 –2e — → S +6 3 окисление

Cr +6 + 3 e — → Cr +3 2 восстановление

Na2SO3 – восстановитель за счет S +4

Cr +3 –3e — → Cr +6 2 окисление

N +5 + 2 e — → N +3 3 восстановление

Cr2O3 – восстановитель за счет Cr +

KNO3 — окислитель за счет N +5

2Cr +6 + 6е → 2Cr +3 1 восстановление

2Cl -1 – 2e → Cl2 0 3 окисление

HCl – восстановитель за счет Cl -1

Br2 0 + 2е →2 Br -1 1 восстановление

Mn +2 – 2e → Mn +4 1 окисление

Br2 0 – окислитель,

MnSO4 2 – восстановитель за счёт Mn +

2I -1 – 2 е → I 0 2 4 окисление

S +6 +8е → S -2 1 восстановление

KI– восстановитель за счёт I -1

H2SO4 – окислитель за счёт S +6

39. 3Zn + KClO3 + 6КОН + 3H2O = 3K2[Zn(OH)4] + КСl

Zn 0 – 2e → Zn 2+ 3 окисление

Cl +5 + 6e → Cl -1 1 восстановление

Zn 0 – восстановитель

KClO3 – окислитель за счет Cl +5

Sn +2 -2е → Sn +4 3 окисление

Читайте также:
Элементы группы VIIА

2Cr +6 + 6е → 2Cr +3 1 восстановление

SnCl2 – восстановитель за счет Sn +2

Pb +4 +2е = Pb +2 5 восстановление

Mn +2 – 5е = Mn +7 2 окисление

PbO2 – окислитель за счёт Pb +4

Mn(NO3)2 – восстановитель за счёт Mn +2

2Cr +3 – 6e — → 2Cr +6 1 окисление

Cl +5 + 6e — → Cl -1 1 восстановление

Cr2 +3 (SO4)3 – восстановитель за счёт Cr +3

KCl +5 O3 – окислитель за счёт Cl +5

2Cu +1 – 2 e →2Cu +2 5

Mn +7 +5 e → Mn +2 2

Cu2O – восстановитель за счет Cu +1

KMnO4 – окислитель за счет Mn +7

Cu +2 + 2 e → Cu 0 5

P 0 – 5 e → P +5 2

P 0 – восстановитель

CuSO4 – окислитель за счет Cu +2

Задания ОВР ЕГЭ химия из базы ФИПИ с ответами

1) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
P + HNO3 → NO2 + … +…
Определите окислитель и восстановитель.

3P + 5HNO3 + 2H2O → 3H3PO4 + 5NO
3│ P 0 — 5 e → P +5
5│ N +5 +3 e → N +2

P 0 — восстановитель, HNO3 – окислитель (за счет N +5 )

3) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Si + HNO3 + HF → H2SiF6 + NO + … .
Определите окислитель и восстановитель.

4) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
B + HNO3 + HF → HBF4 + NO2 + … .
Определите окислитель и восстановитель.

5) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
К2Cr2O7 + HCl → Cl2 + KCl + … + …
Определите окислитель и восстановитель.

Cr +6 + 3ē → Cr +3
2Cl — — 2ē → Cl2 0
2
3

K2Cr2O7 (Cr +6 ) – окислитель, HCl (Cl — ) – восстановитель

6) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Cr2(SO4)3 + … + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Cr +3 — 3ē → Cr +6
Br2 0 + 2ē → 2Br -1
2
3

7) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
K2Cr2O7 + … + H2SO4 → I2 + Cr2(SO4)3 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Cr +6 + 3ē → Cr +3
2I — — 2ē → I2 0
2
3

KI (I — ) – восстановитель, K2Cr2O7 (Cr +6 ) – окислитель

8) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
H2S + HMnO4 → S + MnO2 + … .
Определите окислитель и восстановитель.

S -2 — 2ē → S 0
Mn +7 + 3ē → Mn +4
3
2

H2S (S -2 ) – восстановитель, HMnO4 (Mn +7 ) – окислитель

9) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
H2S + HClO3 → S + HCl + … .
Определите окислитель и восстановитель.

10) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NO + HClO4 + … → HNO3 + HCl.
Определите окислитель и восстановитель.

11) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KMnO4 + H2S + H2SO4 → S + MnSO4 + … + …
Определите окислитель и восстановитель.

Mn +7 + 5ē → Mn +2
S -2 — 2ē → S 0
2
5

H2S (S -2 ) – восстановитель, KMnO4 (Mn +7 ) – окислитель

12) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KMnO4 + KBr + H2SO4 → Br2 + MnSO4 + …+ …
Определите окислитель и восстановитель.

2Br — — 2ē → Br2 0
Mn +7 + 5ē →Mn +2
5
2

KMnO4 (Mn +7 ) – окислитель, KBr (Br — ) – восстановитель

13) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
PH3 + HClO3 → HCl + … .
Определите окислитель и восстановитель.

P -3 — 8ē → P +5
Cl +5 + 6ē → Cl -1
3
4

PH3 (P -3 ) – восстановитель, HClO3 (Cl +5 ) – окислитель

14) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
PH3 + HMnO4 → MnO2 + … + … .
Определите окислитель и восстановитель.

P -3 — 8ē → P +5
Mn +7 + 3ē → Mn +4
3
8
Читайте также:
Окислительно-восстановительные реакции

KMnO4 (Mn +7 ) – окислитель, PH3 (P -3 ) – восстановитель

15) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NO + КClO + …→ КNO3 + КCl + … .
Определите окислитель и восстановитель.

2NO + 3KClO + 2KOH = 2KNO3 + 3KCl + H2O

N +2 — 3ē → N +5
Cl +1 +2ē → Cl -1
2
3

NO (N +2 ) – восстановитель, KClO (Cl +1 ) – окислитель

16) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
РН3 + AgNO3 + … → Ag + … + HNO3.
Определите окислитель и восстановитель.

17) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KNO2 + … + H2SO4 → I2 + NO + … + … .
Определите окислитель и восстановитель.

18) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Na2SO3 + Cl2 + … → Na2SO4 + … .
Определите окислитель и восстановитель.

19) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KMnO4 + MnSO4 + H2O → MnO2 + … + … .
Определите окислитель и восстановитель.

MnSO4 (Mn +2 ) – восстановитель, KMnO4 (Mn +7 ) – окислитель

20) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KNO2+ … + H2O → MnO2 + … + KOH.
Определите окислитель и восстановитель.

21) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Cr2O3 + … + KOH → KNO2+ K2CrO4 + … .
Определите окислитель и восстановитель.

Cr2O3(Cr +3 )- восстановитель, KNO3(N +5 )- окислитель

22) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
I2 + K2SO3 + … → K2SO4 + …+ Н2О.
Определите окислитель и восстановитель.

23) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KMnO4 + NН3 → MnO2 + N2 + … + … .
Определите окислитель и восстановитель.

KMnO4(Mn +7 )- окислитель,NH3(N -3 )- восстановитель

24) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NO2 + P2O3 + … → NO + K2HPO4 + …
Определите окислитель и восстановитель.

25) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KI + H2SO4 → I2 + H2S + …+… .
Определите окислитель и восстановитель.

KI(I -1 )- восстановитель, H2SO4(S +6 )- окислитель

26) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
FeSO4 + … + H2SO4 →… + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

FeSO4(Fe +2 )- восстановитель, KMnO4(Mn +7 )- окислитель

27) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
К2SO3 + … + KOH → K2MnO4 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Na2SO3(S +4 )- восстановитель, KMnO4(Mn +7 )- окислитель

28) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
H2O2 + … + H2SO4 → O2 + MnSO4 + … + …
Определите окислитель и восстановитель.

KMnO4(Mn +7 )- окислитель, H2O2(O -1 )- восстановитель

29) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
K2Cr2O7 + H2S+ + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + K2SO4 +… +…
Определите окислитель и восстановитель.

30) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KMnO4+ HCl → MnCl2 + Cl2 + …+ …
Определите окислитель и восстановитель.

KMnO4(Mn +7 )- окислитель, HCl (Cl — )- восстановитель

31) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
CrCl2 + K2Cr2O7 + … → CrCl3 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

32) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
K2CrO4 + HCl → CrCl3 + … + … + Н2О
Определите окислитель и восстановитель.

K2Cr2O7(Cr +6 )- окислитель, HCl(Cl — )- восстaновитель

33) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KI + … + H2SO4 → I2 + MnSO4 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

KMnO4(Mn +7 )- окислитель, KI(I — ) восстaновитель

34) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
FeSO4 + KClO3 + … → K2FeO4 + … + K2SO4 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

FeSO4 (Fe +2 )- восстaновитель, KClO3(Cl +5 )- окислитель

35) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
FeSO4 + KClO3 + … → Fe2(SO4)3 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Читайте также:
Анализ отдельных заданий высокого уровня сложности (часть 2)

FeSO4 (Fe +2 )- восстaновитель, KClO3(Cl +5 )- окислитель

36) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Cu + … +H2SO4 → NO2 + … + Na2SO4 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Cu 0 – восстaновитель, NaNO3 (N +5 )- окислитель
(Кстати, это качественная реакция на нитраты — выделение бурого газа)

37) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NaBrO3 + … + NaOH → NaF + NaBrO4 + …
Определите окислитель и восстановитель.

F2 0 — окислитель, NaBrO3(Br +5 )– восстaновитель

38) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
NaNO3 + Cu + … → … + Na2SO4 + NO2 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

Cu 0 – восстaновитель, NaNO3(N +5 )- окислитель

39) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KNO2 + KMnO4 + … → KNO3 + MnCl2 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

KMnO4(Mn +7 )- окислитель, KNO2(N +3 )- восстaновитель

40) Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KClO3 + CrCl3 + … → K2CrO4 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.

KClO3(Cl +5 )- окислитель, CrCl3 (Cr +3 ) -восстaновитель

Тренировочные задания. Окислительно-восстановительные реакции

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а иод в степени окисления −1 — восстановителем.

Но кислород – тоже меняет свой заряд, можно его вместо йода выписать? Это ошибка?

Кислород остается в степени окисления -2

Почему там – 2 электрона?

потому что два йода.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:

Определите окислитель и восстановитель

1) Составим электронный баланс:

2) Определены коэффициенты, и составлено уравнение реакции:

3) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель — восстановитель —

перепроверьте пожалуйста воccтановитель Cu! там должно быть -1 электрон, а не -2!

Кирилл, всё правильно, потому что оксид меди 1.

формула оксида меди CuO,а не Cu2O

Мария, оксид меди 1 тоже есть, и он в этом задании ;)

Не нравится, что электронный баланс у меди составлен 2Cu(+1) -2e -> 2Cu(+2)

По-моему, так мы делаем только с веществами, молекула которых состоит из нескольких атомов одного элемента-неметалла.

У меня получилось:

В формуле оксида меди (I) тоже “несколько атомов одного элемента”.

И все таки в данной реакции медь имея степень окисления +1 отдает 1 электрон и становится +2, она не может отдать 2 электорона. Проверьте

И всё-таки две частицы меди (+1) отдают два электрона и становятся двумя частицами меди (+2)

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:

Определите окислитель и восстановитель

1) Составлен электронный баланс:

2) Определены коэффициенты, и составлено уравнение реакции:

3) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель — восстановитель —

Здравствуйте в реакции нету NO3 . есть HNO3 который и является окислителем .

Гарик, спасибо. Поправка внесена.

В Fe(NO3)3 степень окисления у кислорода -2.

-2*3=-6, степень окисления Fe +3, следовательно степень окисления азота +3, а не +2

имеется в виду оксид азота

Почему в левой части железо 2-х валентное , а в правой части 3-х валентное

потому что это окислительно-восстановительная реакция

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:

Определите окислитель и восстановитель

1) Составим электронный баланс:

2) Определим коэффициенты, и составим уравнение реакции:

3) Укажем окислитель и восстановитель:

окислитель — восстановитель —

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:

Определите окислитель и восстановитель

Читайте также:
Элементы группы IVA

1) Составим электронный баланс:

2) Определим коэффициенты, и составим уравнение реакции:

3) Укажем окислитель и восстановитель:

окислитель — восстановитель —

Здравствуйте , хотелось бы узнать, возможен ли такой вариант решения :

Руслан, у вас не уравнен кислород.

Калия в правой части больше, чем в левой

Артём, всё правильно. Проверьте ещё раз.

Может, я чего-то не понимаю, но в гидридах у Н степень окисления —1. Почему тогда азот в степени —3, когда должен быть в совершенно противоположной?

Только в гидридах металлов, потому что металлы ни при каких обстоятельствах не принимают отрицательную степень окисления.

Ошибка в комплексной соли. Не может быть тетрагидрооксоалюмината калия. Если у амфотерного металла степень окисления +3, то он может быть либо пента, либо гидро. А амфотерный метал со степенью окисления +2 может быть и тетра, и пента, и гидро.

Алюминий образует тетра- и гексагидроалюминаты.

Задачи к разделу Окислительно-восстановительные реакции

В данном разделе собраны задачи по теме Окислительно-восстановительные реакции. Приведены примеры задач на составление уравнений реакций, нахождение окислительно-восстановительного потенциал, и константы равновесия ОВР и другие.

Задача 1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выберите такие вещества из предложенного перечня: NH3, CO, SO2, K2MnO4, Сl2, HNO2. Составьте уравнение электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Решение.

Простые вещества, атомы которых не могут отдать электрон, а могут только присоединить его в реакциях являются только окислителями. Из простых веществ только окислителем может быть фтор F2, атомы которого имеют наивысшую электроотрицательность. В сложных соединениях – если атом, входящий в состав этого соединения (и меняющий степень окисления) находится в своей наивысшей степени окисления, то данное соединение будет обладать только окислительными свойствами.

Из предложенного списка соединений, нет веществ, которые обладали бы только окислительными свойствами, т.к. все они находятся в промежуточной степени окисления.

Наиболее сильный окислитель из них – Cl2, но в реакциях с более электроотрицательными атомами будет проявлять восстановительные свойства.

Составим электронные уравнения:

N +5 +3e — = N +2 | 8 окислитель

S -2 — 8e — = S +6 | 3 восстановитель

Сложим два уравнения

8N +5 +3S -2 — = 8N +2 + 3S +6

Подставим коэффициенты в молекулярное уравнение:

Задача 2. Почему азотистая кислота может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства? Составьте уравнения реакций HNO2: а) с бромной водой; б) с HI; в) с KMnO4. Какую функцию выполняет азотистая кислота в этих реакциях?

Решение.

HN +3 O2 — Степень окисления азота в азотистой кислоте равна +3 (промежуточная степень окисления). Азот в этой степени окисления может как принимать, так и отдавать электроны, т.е. может являться как окислителем, так восстановителем.

N +3 – 2 e = N +5 | 1 восстановитель

Br2 0 + 2 e = 2Br — | 1 окислитель

N +3 + Br2 = N +5 + 2Br —

б) HNO2 + 2HI = I2 + 2NO + 2H2O

N +3 + e = N +2 | 1 окислитель

2I — — 2 e = I 2 | 1 восстановитель

N +3 + 2I — = N +2 + I2

N +3 – 2 e = N +5 | 5 восстановитель

Mn +7 + 5 e = Mn +2 | 2 окислитель

5N +3 + 2Mn +7 = 5N +5 + 2Mn +2

Задача 3. Определите степени окисления всех компонентов, входящих в состав следующих соединений: HСl, Cl2, HClO2 , HClO3 , Cl2O7 . Какие из веществ являются только окислителями, только восстановителями, и окислителями и восстановителями? Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

КСlO3 → КС1 + КСlO4.

Укажите окислитель и восстановитель.

Решение.

Хлор может проявлять степени окисления от -1 до +7.

Соединения, содержащие хлор в его высшей степени окисления, могут быть только окислителями, т.е. могут только принимать электроны.

Соединения, содержащие хлор в его низшей степени окисления, могут быть только восстановителями, т.е. могут только отдавать электроны.

Читайте также:
Тренировочные задания. Характерные химические свойства неорганических веществ

Соединения, содержащие хлор в его промежуточной степени окисления, могут быть как восстановителями, так и окислителями, т.е. могут отдавать, так и принимать электроны.

H +1 Сl -1 , Cl 0 2, H +1 Cl +3 O2 -2 , H +1 Cl +5 O3 -2 , Cl2 +7 O7 -2

Таким образом, в данном ряду

Только окислитель — Cl2O7

Только восстановитель – HСl

Могут быть как окислителем, так и восстановителем — Cl2, HClO2 , HClO3

КСlO3 → КС1 + КСlO4.

Составим электронные уравнения

Cl +5 +6e — = Cl — | 2 | 1 окислитель

Cl +5 -2e — = Cl +7 | 6 | 3 восстановитель

Расставим коэффициенты

4Cl +5 = Cl — + 3Cl +7

Задача 4. Какие из приведенных реакций являются внутримолекулярными? Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите восстановитель, окислитель.

Решение.

В реакциях внутримолекулярного окисления-восстановления перемещение электронов происходит внутри одного соединения, т.е. и окислитель и восстановитель входят в состав одного и того же сложного вещества (молекулы)

а) 2KNO3 = 2KNO2 + O2внутримолекулярная ОВР

N +5 +2e — = N +3 | 2 окислитель

2 O -2 -4 e — = O2 0 | 1 восстановитель

2N +5 + 2O -2 = 2N +3 + O2 0

б) 3Mq + N2 = Mq3N2межмолекулярная ОВР

N2 +6e — = 2N -3 | 2 | 1 окислитель

Mg 0 -2 e — = Mg +2 | 6 | 3 восстановитель

N2 + 3Mg 0 = 2N -3 + 3Mg +2

в) 2KClO3 = 2KCl + 3O2внутримолекулярная ОВР

Cl +5 +6e — = Cl — | 4 | 2 окислитель

2 O -2 -4 e — = O2 0 | 6 | 3 восстановитель

2Cl +5 + 6O -2 = 2Cl — + 3O2 0

Задача 5. Какие ОВР относятся к реакциям диспропорционирования? Расставьте коэффициенты в реакциях:

а) Cl2 + KOH = KCl + KClO3 + H2O;

б) KClO3 = KCl + KClO4 .

Решение.

В реакциях диспропорционирования окислителем и восстановителем являются атомы одного и того же элемента в одинаковой степени окисления (обязательно промежуточной). В результате образуются новые соединения, в которых атомы этого элемента обладают различной степенью окисления.

а) 3Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O;

Cl2 0 +2e — = 2Cl — | 10| 5 окислитель

Cl2 0 -10e — = 2Cl +5 | 2 | 1 восстановитель

5Cl2 0 + Cl2 0 = 10Cl — + 2Cl +5

3Cl2 0 = 5Cl — + Cl +5

б) 4KClO3 = KCl + 3KClO4

Cl +5 +6e — = Cl — | 2 | 1 окислитель

Cl +5 -2 e — = Cl +7 | 6 | 3 восстановитель

4Cl +5 = Cl — + 3Cl +7

Задача 6. Составьте электронные уравнения и подберите коэффициенты ионно-электронным методом в реакции

Решение.

MnO4 — + 8H + +5e — = Mn 2+ + 4H2O | 2 окислитель

NO2 — + H2O — 2e — = NO3 — + 2H + | 5 восстановитель

Сложим две полуреакции, умножив каждую на соответствующий коэффициент:

После сокращения идентичных членов, получаем ионное уравнение:

Подставим коэффициенты в молекулярное уравнение и уравняем его правую и левую части:

Задача 7. Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций:

Решение.

Составим электронные уравнения

Zn 0 – 2 e = Zn 2+ | 8 | 4 | восстановитель

N +5 + 8 e = N 3- | 2 | 1 | окислитель

4Zn 0 + N +5 = 4Zn 2+ + N 3-

Составим электронные уравнения

Zn 0 – 2 e = Zn 2+ | 2 | 1 восстановитель

S +6 + 2 e = S +4 | 2 | 1 окислитель

Zn 0 + S +6 = Zn 2+ + S +4

Задача 8. Можно ли в качестве окислителя в кислой среде использовать K2Cr2O7 в следующих процессах при стандартных условиях:

а) 2F — -2e — = F2, E 0 = 2,85 В

б) 2Сl — -2e — = Cl2, E 0 = 1,36 В

в) 2Br — -2e — = Br2, E 0 = 1,06 В

г) 2I — -2e — = I2, E 0 = 0,54 В

Стандартный окислительно-восстановительный потенциал системы

Cr2O7 2- + 14H + + 6e — = 2Cr 3+ + 7H2O равен E 0 =1,33 В

Решение.

Для определения возможности протекания ОВР в прямом направлении необходимо найти ЭДС гальванического элемента:

ЭДС = Е 0 ок — Е 0 восст

Если найденная величина ЭДС > 0, то данная реакция возможна.

Итак, определим, можно ли K2Cr2O7 использовать в качестве окислителя в следующих гальванических элементах:

Таким образом, в качестве окислителя дихромат калия можно использовать только для процессов:

Читайте также:
Простые и сложные эфиры

2Br — -2e — = Br2 и 2I — -2e — = I

Задача 9. Вычислите окислительно-восстановительный потенциал для системы

MnO4 — + 8H + +5e — = Mn 2+ + 4H2O

Если С(MnO4 — )=10 -5 М, С(Mn 2+ )=10 -2 М, С(H + )=0,2 М.

Решение.

Окислительно-восстановительный потенциал рассчитывают по уравнению Нернста:

В приведенной системе в окисленной форме находятся MnO4 — и H + , а в восстановленной форме — Mn 2+ , поэтому:

E = 1,51 + (0,059/5)lg(10 -5 *0,2/10 -2 ) = 1,46 В

Задача 10. Рассчитайте для стандартных условий константу равновесия окислительно-восстановительной реакции:

Решение.

Константа равновесия K окислительно-восстановительной реакции связана с окислительно-восстановительными потенциалами соотношением:

lgK = (E1 0 -E2 0 )n/0,059

Определим, какие ионы в данной реакции являются окислителем и восстановителем:

MnO4 — + 8H + +5e — = Mn 2+ + 4H2O | 2 окислитель

Br — + H2O — 2e — = HBrO + H + | 5 восстановитель

Общее число электронов, принимающих участие в ОВР n = 10

E1 0 (окислителя) = 1,51 В

E2 0 (восстановителя) = 1,33 В

Подставим данные в соотношение для К:

lgK = (1,51 — 1,33 )10/0,059

K = 3,22*10 30

Примеры ОВР с ответами приведены также в разделе тест Окислительно-восстановительные реакции

Тест. Окислительно-восстановительные реакции 9 класс

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите окислительно-восстановительные реакции:

Варианты ответов
  • 1) Ca + Cl2 = CaCl2
  • 2) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
  • 3) CaCO3 = CaO + CO2
  • 4) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
Вопрос 2

Процесс отдачи электронов атомами, молекулами или ионами, называется:

Варианты ответов
  • Электролиз
  • Восстановление
  • Коррозия
  • Окисление
Вопрос 3

Элемент, повышающий степень окисления в ходе окислительно-восстановительной реакции, называют:

Варианты ответов
  • Окислитель
  • Восстановитель
  • Изотоп
  • Неметалл
Вопрос 4

Высшая степень окисления элемента совпадает с:

Варианты ответов
  • Номером периода
  • Порядковым номером элемента
  • Номером группы
  • Нет правильного ответa
Вопрос 5

Схема процесса окисления:

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 6

Схема процесса восстановления:

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 7

Соединение железа играет роль восстановителя в реакции, схема которой:

Варианты ответов
  • FeCl3 + KI ⟶ FeI2 + I2 + KCl
  • Fe(OH)2 + O2 + H2O ⟶ Fe(OH)3
  • FeO + 2HCl ⟶ FeCl2 + H2O
  • FeO + H2 ⟶ Fe + H2O
Вопрос 8

Укажите коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении:

Варианты ответов
  • 2
  • 3
  • 4
  • 1
Вопрос 9

Чем является магний в реакции с соляной кислотой?

Варианты ответов
  • Окислителем
  • Восстановителем
  • Катализатором
  • Компонентом смеси
Вопрос 10

Установите соответствие между реагирующими веществами и ролью фосфора в окислительно-восстановительной реакции

Варианты ответов
  • Р + О2 =
  • Р + Са =
  • Р2О5 + К2О =
Вопрос 11

Сумма всех коэфициентов в уравнении Al + HCl (rightarrow) AlCl3 + H2 равна:

Варианты ответов
  • 15
  • 12
  • 13
  • 10
Вопрос 12

При взаимодействии железа с сульфатом меди меняют степени окисления атомы:

Варианты ответов
  • 1,2
  • 2,4
  • 1,3
  • 1,4

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Как работать с тестами?

Методическая разработка тестовых заданий по теме “Окислительно-восстановительные реакции” для подготовки учащихся к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
методическая разработка по химии (9, 11 класс)

Тема “Окислительно-восстановительные реакции” является важной и сложной в курсе химии 8-11 классов. Поэтому в спецификации экзамена по химии, как ОГЭ, так и ЕГЭ, предусмотрены несколько вопросов по данной теме. В данной методической разработке представлены тестовые задания и задания “развернутой” части по темам “Степень окисления”, “Окислитель и восстановитель”, “Окислительно-восстановительные реакции”.

Скачать:

Вложение Размер
ege_3.docx 24.47 КБ
ege_21.docx 31.34 КБ
ege_30.docx 18.26 КБ
oge_4.docx 18.36 КБ
oge_14.docx 19.02 КБ
oge_20.docx 14.64 КБ

Предварительный просмотр:

« Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов » (1 балл)

Предварительный просмотр:

« Реакции окислительно-восстановительные » (1 балл)

  1. Установите соответствие между схемой реакции и формулой окислителя в ней.

А) SO 2 + O 2 → SO 3

Б) SO 2 + H 2 S → S + H 2 O

B) SO 2 + Cl 2 → SO 2 Cl 2

  1. O 2
  2. SO 2
  3. H 2 S
  1. Установите соответствие между схемой реакции и формулой окислителя в ней.

А) NaOH + Br 2 → NaBr + NaBrO + H 2 O

Б) Br 2 + O 3 → BrO 2 + O 2

В) HCl + HClO 3 → Cl 2 + H 2 O

  1. NaOH
  2. Br 2
  3. HClO 3
  1. Установите соответствие между схемой реакции и формулой восстановителя в ней.

А) K 2 CO 3 + Br 2 → KBr + KBrO 3 + CO 2

Б) Cl 2 + Br 2 → BrCl

B) HBr + HBrO 3 → Br 2 + H 2 O

  1. Br 2
  2. Cl 2
  3. HBr
  1. Установите соответствие между схемой реакции и формулой восстановителя в ней.

А) Ca + H 2 → CaH 2

Б) NH 3 + Ca → Ca(NH 2 ) 2 + H 2

B) NH 3 + Cl 2 → NH 4 Cl + N 2

  1. кальций
  2. водород
  3. аммиак
  4. хлор
  1. Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции.

А) NH 4 HCO 3 = NH 3 + H 2 O + CO 2

Б) 3CuO + 2NH 3 = N 2 + 3Cu +3H 2 O

B) 6Li + N 2 → 2Li 3 N

  1. является окислителем
  2. является восстановителем
  3. и окислитель, и восстановитель
  4. не проявляет окислительно-восстановительных свойств

6. Установите соответствие между формулой вещества и схемой процесса, в котором участвует в роли окислителя.

  1. P 2 O 5 + H 2 O → H 3 PO 4
  2. H 2 + S → H 2 S
  3. P 2 O 5 + C → P + CO
  4. KClO 3 + S → KCl + SO 2
  5. O 2 + C → CO 2
  6. C + H 2 → CH 4

7. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя в ней.

А) NH 4 NO 2 → N 2 + H 2 O

Б) CuO + NH 3 → Cu + N 2 + H 2 O

В) NaNO 3 → NaNO 2 + O 2

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

  1. Cu +2 → Cu 0
  2. N +3 → N 0
  3. N -3 → N 0
  4. N +5 → N +3

8. Установите соответствие между изменением степени окисления серы и формулами веществ, при взаимодействии которых это изменение происходит.

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

  1. Cu и H 2 SO 4 (конц.)
  2. H 2 S и I 2
  3. FeS и HCl
  4. SO 2 и Cl 2
  5. K 2 SO 3 и H 2 SO 4 (р-р)

9. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и коэффициентом перед формулой восстановителя.

А) NH 3 + CuO Cu + N 2 + H 2 O

Б) HNO 3 + Cu → Cu(NO 3 ) 2 + NO 2 + H 2 O

В) Li + N 2 → Li 3 N

  1. 2
  2. 6
  3. 4
  4. 1

10. Установите соответствие между схемой реакции и формулой недостающего в ней вещества.

А) H 2 SO 4 + C → … + CO 2 + H 2 O

Б) H 2 SO 4(разб.) + Al → Al 2 (SO 4 ) 3 + …

В) H 2 S + O 2(изб.) → H 2 O + …

  1. SO 3
  2. SO 2
  3. H 2
  4. S

Предварительный просмотр:

« Реакции окислительно-восстановительные » (2 балла)

Выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ (допустимо использование водных растворов веществ):

  1. серная кислота, оксид марганца (IV), карбонат калия, бромид натрия, нитрат кальция.
  1. иод, иодид калия, нитрат калия, нитрит калия, нитрат свинца (II).
  1. гидроксид калия, силикат калия, хромат калия, гидроксид лития, нитрит натрия.
  1. хлорид бария, перманганат калия, сульфат марганца (II), гидросульфат натрия, хлорид натрия .
  1. дихромат калия, нитрат лития, фосфат калия, сульфит натрия, хлорид натрия.
  1. хлорид лития, сульфит калия, дихромат калия, фосфат натрия, метан, серная кислота.
  1. гидросульфид кальция, азотная кислота, вода, оксид меди (II), диоксид кремния.
  1. хлорат калия, хлорид хрома (III), гидроксид калия, хлорид магния, хлорид калия.
  1. бромат натрия, фтор, гидроксид натрия, хлорид магния, нитрат калия.
  1. глюкоза, азотная кислота (конц.), хлорид калия, фторид серебра (I), нитрит калия, фосфид алюминия.

Предварительный просмотр:

«Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов»

  1. Степень окисления азота и фосфора в (NH 4 ) 3 PO 4 соответственно равны
  1. +1 и +8
  2. –4 и +5
  3. +3 и –5
  4. –3 и +5
  1. Атомы азота имеют одинаковую степень окисления в соединениях
  1. NH 4 Cl и NF 3
  2. NO 2 и NO
  3. Ca 3 N 2 и KNO 3
  4. N 2 O 3 и HNO 2
  1. В каком из соединений степень окисления серы равна +4?
  1. K 2 SO 3
  2. H 2 SO 4
  3. (NH 4 ) 2 S
  4. Fe 2 (SO 4 ) 3
  1. Высшую степень окисления углерод имеет в соединии
  1. Al 4 C 3
  2. CH 4
  3. Na 4 C
  4. CO 2
  1. Такую же степень окисления, как у кремния в Na 2 SiO 3 , сера имеет в соединении
  1. K 2 SO 4
  2. (NH 4 ) 2 S
  3. H 2 SO 3
  4. Al 2 S 3
  1. Такую же степень окисления, как у фосфора в Na 3 PO 4 , хлор имеет в соединении
  1. NaClO
  2. Ba(ClO 3 ) 2
  3. NH 4 ClO 4
  4. HClO 2
  1. Степень окисления, равную+3, азот имеет в соединении
  1. NH 3
  2. KNO 2
  3. (NH 4 ) 2 S
  4. HNO 3
  1. Минимальную степень окисления азот проявляет в соединении
  1. N 2 O 3
  2. NO
  3. NH 4 Cl
  4. NaNO 2
  1. Степень окисления +3 азот проявляет в каждом из двух соединений:
  1. NH 4 Cl и N 2 O 3
  2. NaNO 2 и NF 3
  3. HNO 3 и N 2
  4. HNO 2 и NH 3
  1. В каком веществе степень окисления азота равна –3?
  1. Mg(NO 3 ) 2
  2. NO 2
  3. N 2 O 3
  4. NH 4 Cl

Предварительный просмотр:

«Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции»

  1. В уравнении окислительно-восстановительной реакции NO 2 + Mg → MgO + N 2 коэффициент перед формулой окислителя равен
  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 1
  1. В уравнении окислительно-восстановительной реакции HNO 3 → NO 2 + O 2 + H 2 O коэффициент перед формулой восстановителя равен
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. Сера является окислителем в реакции
  1. H 2 S + I 2 = S + 2HI
  2. 2S + 3Al = Al 2 S 3
  3. 2SO 2 + O 2 = 2SO 3
  4. S + 3NO 2 = SO 3 + 3NO
  1. Процессу окисления соответствует схема изменения степени окисления фосфора
  1. Р +5 → Р 0
  2. Р +3 → Р +5
  3. Р 0 → Р -3
  4. Р +3 → Р 0
  1. Выберите схему превращения, в которой азот является восстановителем
  1. N 0 → N +2
  2. N +1 → N 0
  3. N +3 → N +1
  4. N +5 → N -3
  1. В реакции, схема которой H 2 SO 4 + Na → Na 2 SO 4 + H 2 S + H 2 O окислителем является
  1. H +1
  2. S +6
  3. Na 0
  4. Na +1
  1. В реакции нитрата меди с цинком окислителем является
  1. Cu +2
  2. Zn +2
  3. N +5
  4. O -2
  1. В реакции 2Br 2 + 2Ca(OH) 2 = Ca(BrO) 2 + CaBr 2 + 2H 2 O изменение степени окисления восстановителя соответствует схеме
  1. 0 → ‒1
  2. +2 → 0
  3. 0 → +1
  4. ‒2 → 0
  1. Аммиак является окислителем в реакции, схема которой
  1. NH 3 + Na → NaNH 2 + H 2
  2. NH 3 + O 2 → NO + H 2 O
  3. NH 3 + CuO → Cu + N 2 + H 2 O
  4. NH 3 + HBr → NH 4 Br
  1. В реакции, схема которой H 2 S + H 2 SO 4 → SO 2 + S + H 2 O восстановителем является
  1. S +6
  2. S -2
  3. S 0
  4. H +1

Урок по теме “Окислительно-восстановительные реакции”. 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с

Цель: сформировать представление учащихся о окислительно-восстановительных процессах, их механизме

В ходе работы учащиеся

приобретут

  • способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды
  • умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, объяснять причины многообразия веществ, зависимость свойств веществ от их строения;

овладеют научным подходом к составлению уравнению окислительно-восстановительных реакций

В ходе работы учащиеся смогут

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

В ходе работы учащиеся приобретут

  • основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ОГЭ

2.1. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.

2.2. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов

2.6. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Умения и виды деятельности, проверяемые КИМ ГИА

Знать/понимать

  • химическую символику: формулы химических веществ, уравнения химических реакций
  • важнейшие химические понятия:, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, основные типы реакций в неорганической химии

1.2.1. характерные признаки важнейших химических понятий

1.2.2. о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями

2.5.3. уравнения химических реакций.

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

I. Проблематизация, актуализация, мотивация – 10 мин.

Фронтальная беседа

  • Что такое атомы и ионы.
  • Чем они отличаются?
  • Что такое электроны?
  • Что такое степень окисления?
  • Как рассчитывается степень окисления?

На доске учащимся предлагается расставить степени окисления в следующих веществах:

II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

Основные понятия (слайд 2):

Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, в которых изменяются степени окисления двух элементов, один из которых является восстановителем, а другой – окислителем

Восстановитель – это тот элемент, который в процессе реакции отдает электроны, и сам при этом окисляется

Окислитель – это тот элемент, который в процессе реакции принимает электроны, и сам при этом восстанавливается

Правила составления окислительно-восстановительных уравнений (слайд 3)

1. Запишем уравнение реакции (слайд 4).

2. Расставим степени окисления всех элементов

3. Выделим элементы, которые поменяли степени окисления

Видим, что в результате реакции поменяли степени окисления два элемента –

  • сера (S) поменяла полностью (от – 2 до )
  • aзот (N) поменял частично (от +5 до +2 поменял), часть осталась +5

4. Выпишем те элементы, которые поменяли степени окисления и покажем переход электронов (слайд 5.)

5. Составим электронный баланс, найдем коэффициенты

Переход е – Число переданных элементом электронов Наименьшее общее кратное между числом переданных электронов Коэффициенты (находятся делением наименьшего общего кратного на число переданных электронов)
3 6 2
2 3

6. Подставим в уравнение коэффициенты, найденные в балансе (коэффициенты ставятся у веществ, элементы в которых поменяли степень окисления) (слайд 6).

7. Доставим недостающие коэффициенты методом уравнивания

8. По кислороду проверим правильность составления уравнения (слайд 7).

До реакции кислорода 24 атома = После реакции кислорода 24 атома

9. Выдели окислитель и восстановитель и процессы – окисления и восстановления

S -2 (в CuS) является восстановителем, т.к. отдает электроны

N +5 (в HNO3) является окислителем, т.к. отдает электроны

III. Закрепление изученного материала (25 мин)

Учащимся предлагается выполнить задание в парах.

Задание 1. 10 мин. (слайд 8)

Учащимся предлагается составить уравнение реакции в соответствии с алгоритмом.

Задание 2. 15 мин. (слайды 9, 10)

Учащимся предлагается выполнить тест (в парах). Задания теста проверяются и разбираются на доске.

Какое уравнение соответствует окислительно-восстановительной реакции?

  1. CaCO3= CaO + CO2
  2. BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl
  3. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
  4. Na2CO3 + CO2 + H2O = 2NaHCO3

В уравнении реакции 2Al + 3Br2=2AlBr3 коэффициент перед формулой восстановителя равен

  1. 2
  2. 3
  3. 1
  4. 4

В уравнении реакции 5Сa + 12HNO3 = 5Ca(NO3)2 + N2 + 6H2O окислителем является

  1. Ca
  2. Ca(NO3)2
  3. HNO3
  4. H2O

Какая из предложенных схем будет соответствовать восстановителю

  1. S 0 > S -2
  2. S +4 —> S +6
  3. S -2 > S -2
  4. S +6 —> S +4

В уравнении реакции 2SO2 + O2—>2SO3 сера

  1. окисляется
  2. восстанавливается
  3. ни окисляется, ни восстанавливается
  4. и окисляется, и восстанавливается

Какой элемент является восстановителем в уравнении реакции

Схема Br -1 —>Br +5 соответствует элементу

  1. окислителю
  2. восстановителю
  3. и окислителю, и восстановителю

Соляная кислота является восстановителем в реакции

  1. PbO2 + 4HCl = PbCl2 + Cl2 + 2H2O
  2. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
  3. PbО + 2HCl = PbCl2 + H2О
  4. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+ CO2 + H2O

Ответы на вопросы теста.

номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8
ответ 3 1 3 2 1 3 2 1

Домашнее задание: параграф 5 упр. 6,7,8 стр. 22 (учебник).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: