Урок 1. Атомы и химические элементы

Атомы химических элементов. 8 класс

Тип урока: урок обобщения (урок-путешествие).

Цели урока:

  1. Образовательные: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: “Атомы химических элементов”
  2. Развивающие: Развивать умения сравнивать, анализировать, применять полученные знания на практике, делать выводы, развивать логическое мышление
  3. Воспитательные: Совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе, формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.

Задачи: Организация частично – поисковой деятельности. Работа в группах, индивидуальная работа. Проведение самостоятельной работы по вариантам. Рефлексия.

Использованные источники:

  1. учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс» О. С. Габриелян , М.: Дрофа, 2010.
  2. «Химия 8 класс» контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, М.: Дрофа, 2007.
  3. Рабочая тетрадь «Химия 8 класс» к учебнику О.С. Габриеляна, Дрофа 2010.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; интерактивная доска.

Ход урока

Вводная часть

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Атомы химических элементов».

Но это не обычный урок, а урок-путешествие. Чтобы оно было увлекательным и запоминающимся необходимо подумать, что мы хотим получить от него. Какие цели мы будем преследовать? (уч-ся пытаются назвать цели, учитель их корректирует)

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Жители этой страны очень разнообразны, порой противоречивы, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Прежде чем отправиться в путь, давайте проверим, а готовы ли мы с вами соблюдать обычаи и законы этой страны? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них:

– Из чего атом состоит?

– Назовите физический смысл порядкового номера элемента

– Охарактеризуйте массовое число атома

– Назовите типы химических связей

– Что такое валентность?

Я думаю, что разрешение на въезд в страну мы получили. А теперь давайте выполним задание

Задание №1: угадайте химический элемент.

а) 3-й период III группа ______;

б) 20 p + , 20 n 0 , 20 e – ________;

г) 1s 2 2s 2 2p5_______.

а) 2-й период IV группа ______;

б) 12 p + , 12 n 0 , 12 e – ________;

г) 1s 2 2s 2 2p 3 _______.

Задание №2: (работа в парах)

Карточка № 1 (синего цвета)

Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером в солнечном спектре. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. (Этот элемент – гелий).

Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева

Г

Число электронов в атоме

Е

Число протонов в ядре атома

Л

Число электронов в наружном слое

И

Число электронных слоев

Й

Задание №3: Заполните таблицу по вариантам

Карточка № 2 ( желтого цвета)
Вариант 1
Вариант 2

Учитель: Ребята, посмотрите! Пришла телеграмма: «Дорогие путешественники. Просим Вас оказать содействие в поисках потерявшихся жителей нашего государства. С уважением, Правитель страны “Атомы химических элементов”».

Давайте поможем найти заблудившихся жителей? Что нам необходимо сделать? (Разбиться на группы.)

Задание №4: (работа в группах)

Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр?

(Карточка № 3 красного цвета)
1 группа

1

1

1

1

1

1

Ковалентная неполярная связь

2

2

2

2

2

2

Ковалентная полярная связь

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

(Предполагаемый ответ: 14Si)

2 группа

1

1

1

1

1

1

Ковалентная неполярная связь

2

2

2

2

2

2

Ковалентная полярная связь

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

(Предполагаемый ответ: 13Al)

3 группа

1

1

1

4

4

4

Ковалентная неполярная связь

2

2

2

3

3

3

Ковалентная полярная связь

3

3

3

2

2

2

4

4

4

1

1

1

(Предполагаемый ответ: 12Mg)

4 группа

1

1

1

4

1

4

Ковалентная неполярная связь

2

2

2

3

2

3

Ковалентная полярная связь

3

3

3

2

3

2

4

4

4

1

4

1

(Предполагаемый ответ: 11Na)

Один обучающийся из каждой группы выходит к доске, находит на столе учителя карточку с изображением своего элемента и крепит магнитом к доске.

Читайте также:
Урок 40. Химические свойства солей

Последний обучающийся получает дополнительное задание: расположить полученные элементы в порядке увеличения металлических свойств

(Si Al Mg Na)

Физкультминутка

Учитель: Ребята, предлагаю сделать привал, вы очень долго шли, устали. Давайте отдохнем!

А дальше мы идти не можем, речка с подводными камнями. Чтобы нам ее пересечь необходимо очень быстро решить задание 4 на стр. 80 учебника.

Какая команда справится быстрее?

Молодцы. Но посмотрите, совсем стемнело. Не видно куда идти, очень похоже на какой-то лабиринт. Давайте его пройдем (карточка № 4 зеленого цвета) .

Задание №5: Мини-лабиринт (карточка № 4)

Найдите выход из химического лабиринта. Начните прохождение с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением “Да”. Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением “Нет”. Если Вы потеряли путь, то начните его сначала.

Лабиринт

Путь укажите карандашом на вспомогательной карте-схеме.

Тестовое задание (по вариантам)

Вариант 1

1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1

2. Число протонов в атоме серы равно

3. Какой химический элемент имеет наиболее выраженные металлические свойства

4. Ковалентный полярный тип связи в соединении

5. Валентность кислорода в соединениях чаще всего равна

Вариант 2

1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 3

2. Число протонов в атоме хлора равно

3. Какой химический элемент имеет наименее выраженные металлические свойства

4. Ионный тип связи в соединении

5. Валентность водорода в соединениях чаще всего равна

Заключительный этап. (Рефлексия)

Учитель: Наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним весь путь, который мы прошли. Что мы сегодня делали?

И в заключение мы проведем с вами предметную рефлексию, чтобы быть уверенным, что вы легко справитесь с заданиями на контрольной работе.

Для этого составим синквейн по сегодняшней теме: «Атомы химических элементов».

Учитель напоминает, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Задание №6: Составить синквейн на тему «атом».

  • атом
  • положительный, отрицательный
  • состоит, окружает, образует
  • наименьшая часть химического элемента
  • неделимый

Домашнее задание. Повторить §§ 7–13.

Химия. 11 класс

Конспект урока

Химия, 11 класс

Урок № 1. Химический элемент. Нуклиды. Изотопы. Законы сохранения массы и энергии в химии

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён изучению основных понятий химии (химический элемент, изотоп, нуклид) и двум важнейшим законам природы – закону сохранения массы и закону сохранения энергии. Учащиеся узнают о важнейших характеристиках химического элемента, смогут назвать различие между понятиями «химический элемент», «нуклид», «изотоп» и научатся применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений химических реакций.

Атом – это наименьшая частица химического элемента, которая несет все его свойства.

Изотопы – это нуклиды с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом и числом нейтронов

Нейтрон – это незаряженная элементарная частица.

Нуклиды – это различные виды ядер, которые отличаются зарядом или массовым числом.

Протон – это положительно заряженная элементарная частица.

Элементарная частица – это объект, который нельзя разделить на более мелкие составляющие.

Читайте также:
Урок 30. Вода в природе

Радиоактивный распад – это превращение ядер нуклидов, сопровождающиеся изменением числа протонов или нейтронов в ядре и испусканием элементарных частиц, гамма-квантов или кластеров.

Химический элемент – это вид атомов с определенным зарядом ядра.

Электроны – это отрицательно заряженные элементарные частицы, которые движутся по орбиталям вокруг ядра.

Ядро – это положительно заряженная центральная часть атома.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Одним из основных понятий химии является атом. Атом – это наименьшая частица химического элемента, которая несет все его свойства. Согласно планетарной модели, атом состоит из ядра и электронов. Электроны – это отрицательно заряженные элементарные частицы, которые движутся по орбиталям вокруг ядра. Ядро – это положительно заряженная центральная часть атома. Ядра атомов превращаются друг в друга в ходе ядерных реакций.

Ядро состоит из двух типов элементарных частиц: протонов (Z) и нейтронов (N). Заряд нейтронов равен нулю. Протоны обладают зарядом +1. Общее число нейтронов и протонов в ядре называется массовым числом (А). Оно близко, но не равно по значению к атомной массе элемента, указанной в Периодической таблице. Заряд ядра равен числу протонов и порядковому номеру элемента в Периодической системе.

Вид атомов с определенным зарядом ядра называется химическим элементом. Химический элемент существует в виде простого вещества (металла или неметалла) или соединений с другими элементами. К характеристикам химического элемента относятся: атомный номер, относительная атомная масса, изотопный состав, положение в Периодической системе, строение атома, электроотрицательность, степени окисления, валентность, энергия ионизации, сродство к электрону, распространенность в природе.

Нуклидами называют различные виды ядер, которые отличаются зарядом или массовым числом. Они обозначаются следующим образом: вверху перед символом нуклида пишется массовое число, внизу – порядковый номер элемента. Нуклиды с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом и числом нейтронов называются изотопами. Изотопы одного элемента обладают одинаковыми химическими свойствами и почти не отличаются по физическим свойствам. Элементы представляют собой совокупность изотопов с разными массовыми числами, поэтому атомные массы многих элементов представлены дробными числами.

Химические реакции подчиняются законам сохранения массы и энергии. Закон сохранения массы веществ впервые сформулировал великий ученый М.В. Ломоносов. Экспериментально его доказал А.Л. Лавуазье. Формулируется закон следующим образом: масса исходных веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе продуктов реакции. В ходе реакции атомы веществ только перегруппировываются.

В двадцатом веке ученые обнаружили, что закон сохранения массы не соблюдается в случае ядерных реакций. После того, как А. Эйнштейн открыл взаимосвязь между массой и энергией, выраженную в его знаменитой формуле E=mc2, стало понятно, что закон сохранения массы лишь частный случай закона сохранения энергии. Закон сохранения энергии гласит: в изолированной системе энергия системы не исчезает и не появляется, а только переходит из одного вида в другой. Для составления ядерных реакций важно помнить, что суммарный заряд ядер и массовое число сохраняются.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Решение задачи на работу с Периодической системой.

Условие задачи: Введите формулу простого вещества, при бета-распаде которого образуется висмут.

Читайте также:
Урок 26. Получение водорода и его применение

Решение: Висмут – элемент с порядковым номером 83. При бета распаде один из нейтронов превращается в протон, таким образом заряд ядра атома увеличивается на единицу. Следовательно, химический элемент, образующий исходное вещество, находится на одну клетку левее висмута. Это свинец.

2.Решение задачи на закон сохранения массы или закон сохранения числа атомов.

Условие задачи: Расставьте коэффициенты в реакции и выберите правильное значение их суммы.

Решение: Составим электронный баланс. Каждый атом алюминия присоединил 3 электрона, а каждый атом серы отдал два электрона. Тогда коэффициенты 2Al + 3S = Al2S3

Урок “Атомы. Молекулы. Химические элементы” (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, химический элемент.

Задачи урока:

  • дать понятие: молекула, атом, химический элемент;
  • познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере;
  • развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий;
  • совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;
  • развивать познавательные способности и интерес у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов.

ОУУН:

  • готовить доклады, составлять презентации;
  • определять точку зрения;
  • классифицировать по нескольким признакам;
  • выступать перед аудиторией;
  • придерживаться определенного стиля выступления.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • Internet.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемное изложение материала.

Формы: групповая, парная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

  • знать определение: молекула, атом, химический элемент;
  • знать знаки химических элементов, историю происхождения названий элементов;
  • правильно называть химические элементы;
  • классифицировать по нескольким признакам;
  • готовить домашнее задание с использованием компьютера;
  • выступать перед аудиторией.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).
  3. Изучение нового материала.
  4. Систем. Закрепление.
  5. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5 –10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Рассмотрим пример с сахаром: Какими свойствами обладает сахар? (Учащиеся отвечают: растворяется в воде, сладкий, белый). Представим, что крупинки сахара это молекулы. Раздробим молекулы до атомов, (учитель растирает сахар в ступке, ученик по желанию ему помогает). А сейчас смотрим, мы размельчили наши «молекулы», свойства сахара изменились? (Учащиеся отвечают, что нет). Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчение не изменяются).

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула – это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

3. Изучение новой темы.

На следующем слайде мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Слайды 2, 3 (приложение 1, портреты Роберт Бойль, Джон Дальтон).

Читайте также:
Урок 37. Основания

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Презентация домашнего задания «Химические элементы в древности», (приложение 2).

Задание: “Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести. Какими ассоциациями Вы пользовались?” Когда большая часть учащихся выполнит это задание в тетради, следует попросить двух – трех учеников записать изобретенные ими символы на доске рядом с алхимическими. (Сравнение записанных на доске символов приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов. Эту задачу успешно решил шведский естествоиспытатель Й. Я. Берцелиус).

Учащиеся задают вопросы.

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Слайд 4 (приложение 1).

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Слайды 5, 6, 7 (приложение 1).

Ребята обратите внимание: калий и кальций, в название кальция есть буква «цэ», с которой и начинается написание знака, в название калия ее нет. Магний и марганец. Натрий и азот. (Обратить внимание на эти знаки их некоторые учащиеся путают)

Презентация домашнего задания «Биография химических элементов» (приложение 3).

Презентация домашнего задания «Происхождение названий химических элементов» (приложение 4)

Вопрос: Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Давайте подведем итог урока, что нового вы узнали сегодня на уроке?

4. Систем. Закрепление.

А сейчас ребята проверим, как вы усвоили материал.

Проверочная работа в форме егэ.

Учащиеся выполняют работу по карточкам (см. приложение 5).

5. Итог.

Итоги урока: выставление оценок. Домашнее задание.

Конспект урока по химии “Атомы. Молекулы. Химические элементы”

Описание разработки

Цель урока:

закрепить знание понятий «атом», «молекула», «химический элемент»;

познакомить с понятием «изотоп».

Задачи:

знание определений понятий «атом», «химический элемент», «молекула», «изотоп»;

Читайте также:
Урок 42. Взаимосвязь между классами неорганических веществ

углубление представлений о материальном единстве мира, развитие навыка самостоятельного приобретения новых знаний, самоорганизации учебной деятельности и поиска средств её осуществления, тренировка памяти; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ;

развитие готовности к самообразованию и решению творческих задач, патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности русского ученого-химика К. К. Клауса и открытия им химического элемента рутения, названного в честь России.

Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, портреты ученых Роберт Бойль, Джон Дальтон, Д. И. Менделеев.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Давайте вспомним важнейшие характеристики вещества? (состав, строение, свойства).

Для их изучения необходимо рассмотреть следующие понятия: атом, молекула, химический элемент.

III. Изучение нового материала.

Как вы знаете многие вещества состоят из молекул – мельчайших частиц, сохраняющих свойства этих веществ. Размеры молекул различны. Например, радиус молекулы воды около 2 ангстрем (1А=10 -10 м). Молекулы, несмотря на очень малые размеры, состоят из еще более мелких частиц-атомов.

Рассмотрим рис. 18 на стр. 27 учебника. Состав молекулы воды: состоит из 2-ух атомов водорода и 1 атома кислорода.

В конце 17столетия англ. ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Более чем через 100 лет англ. ученый Джон Дальтон связал понятие о хим. Элементе с атомной гипотезой о строении вещества.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида.

В настоящее время известно 118 химических элементов. В различных комбинациях атомы хим. Элементов образуют все известные вещества (более 10 млн. ).

Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак, или символ, который состоит из 1-ой; из 1-ой и одной из последующих букв его латинского названия.

Например: водород (Hydrogenium) – H, произносится «аш»; медь (Cuprum) – Cu, «купрум».

В этом правиле есть исключения, например калий (Kalium) – K, произносится полностью «калий» (окончание –ум не произносится). Таблица 1, стр. 28(названия и химические знаки некоторых элементов). – выучить.

Все известные человеку химические элементы представлены в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. В каждой клетке таблицы, помимо знака и названия элемента, имеется 2 числа: верхнее – порядковый (атомный) номер элемента, нижнее – атомная масса, или массовое число.

Изотопы (от греч. isos-«равный», topos- «место») – атомы одного и того же химического элемента, незначительно отличающиеся по массе. (занимают одну клетку в таблице)

Все химические элементы делятся на 2 большие группы – металлов и неметаллов.

Открытие каждого химического элемента воспринималось в науке как событие огромной важности. Они отражали либо одно из свойств открытого элемента или вещества, из которого он был выделен, либо были связаны с событием его открытия, а в некоторых случаях элементы названы в честь страны- родины ученого, открывшего элемент.

Как вы знаете из физики, атомы очень малы. Возьмите простой карандаш и прочертите им отрезок длиной 3 см. Полученная линия содержит 100 млн. атомов углерода в длину и около 1 млн. – в ширину!

IV. Закрепление.

Учебник стр. 30 № 1, 2.

V. Заключение.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового вы сегодня узнали? Что показалось для вас наиболее интересным? Какие выводы мы можем сделать? (сверяются с учебником стр. 30)

VI. Домашнее задание.

п. 5, стр. 28 таблица 1 (выучить, сделать карточки 12 шт).

Индив. задание: 2 ученика (учебник, стр. 30 №5).

«11 класс Урок №1. Тема: Атом. Химический элемент. Изотопы. Цель урока: закрепить знание понятий «атом», «молекула», «химический элемент»; познакомить . »

Тема: Атом. Химический элемент. Изотопы.

Цель урока: закрепить знание понятий «атом», «молекула», «химический элемент»; познакомить с понятием «изотоп».

Читайте также:
Урок 4. Сложные вещества

Задачи:

Образовательные – изучить строение, состав атомных ядер, изотопы

Развивающие – развивать научное мышление при установлении причинно-следственных связей, сравнении химических объектов, применении знаний и умений в новых ситуациях, в том числе, для решения межпредметных проблем; развивать интерес и другие мотивы изучения химии при знакомстве с историей становления идеи о делимости атома в науке и научными работами ученых.

Воспитательная – формировать умение работать с книгой через групповую работу, воспитание чувства сотрудничества, сотворчества, создание условий для реальной самооценки учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, портреты ученых Роберт Бойль, Джон Дальтон, Д. И. Менделеев, таблицы по теме “Состав и строение атома”.

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Вспомните, что изучает химия?

Из чего состоят вещества?

Что такое химический элемент?

Итак, мы знаем, что мельчайшей частицей вещества является атом: одинаковые атомы, или атомы одного вида, называются химическим элементом.Слово “атом” придумал очень давно, более 2500 лет назад, древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”

Давайте вспомним важнейшие характеристики вещества? (состав, строение, свойства).

Для их изучения необходимо рассмотреть следующие понятия: атом, молекула, химический элемент.

III. Изучение нового материала.

Как вы знаете многие вещества состоят из молекул – мельчайших частиц, сохраняющих свойства этих веществ. Размеры молекул различны. Например, радиус молекулы воды около 2 ангстрем (1А=10-10м). Молекулы, несмотря на очень малые размеры, состоят из еще более мелких частиц-атомов.

Состав молекулы воды: состоит из 2-ух атомов водорода и 1 атома кислорода.В конце 17столетия англ. ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Более чем через 100 лет англ. ученый Джон Дальтон связал понятие о хим. Элементе с атомной гипотезой о строении вещества.

Атом-мельчайшая частица вещества, которая может вступать вхимические реакции. У каждого вещества имеется характерный только для него набор атомов. В свое времясчиталось, что атом неделим, однако, он состоит из положительно заряженного ЯДРА, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны.

Частица Как определить? Заряд Масса

Кл условные единицы г а.е.м.

Электрон По порядковому

Номеру (N) -1.6 10 -19 -1 9.10 10-28 0.00055

Протон По порядковому

номеру (N) 1.6 10 -19 +1 1.67 10-24 1.00728

Нейтрон Ar – N 0 0 1.67 10-24 1.00866

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида.(п.1 стр.4)

В настоящее время известно 118 химических элементов. В различных комбинациях атомы хим. Элементов образуют все известные вещества (более 10 млн. ).

Например: водород (Hydrogenium) – H, произносится «аш»; медь (Cuprum) – Cu, «купрум».В этом правиле есть исключения, например калий (Kalium) – K, произносится полностью «калий» (окончание –ум не произносится). Все известные человеку химические элементы представлены в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. В каждой клетке таблицы, помимо знака и названия элемента, имеется 2 числа: верхнее – порядковый (атомный) номер элемента, нижнее – атомная масса, или массовое число.(см. Периодическую таблицу Д.И.Менделеева)

Изотопы (от греч. isos-«равный», topos- «место») – атомы одного и того же химического элемента, незначительно отличающиеся по массе.

Все химические элементы делятся на 2 большие группы – металлов и неметаллов.

Открытие каждого химического элемента воспринималось в науке как событие огромной важности. Они отражали либо одно из свойств открытого элемента или вещества, из которого он был выделен, либо были связаны с событием его открытия, а в некоторых случаях элементы названы в честь страны- родины ученого, открывшего элемент.

IV. Закрепление изученного материала

Учебник стр. 6 (тесты) задание №1,2,3

Модель атома, предложенная Резерфордом, называется …

Атом – это частица, состоящая из …

Читайте также:
Урок 9. Молярная масса и молярный объем

В состав ядра атома входят … и …

Протон – элементарная частица, имеющая массу приблизительно … и заряд равный … Для протона принято обозначение…

Ядро атома имеет… заряд

Нейтрон – элементарная частица, имеющая массу приблизительно … и заряд равный … Для нейтрона принято обозначение…

Вокруг ядра постоянно движутся …, их заряд – …, а масса – …

Масса атома сосредоточена в …, т.к. массой … можно пренебречь.

Атом электронейтрален, т.к. …

По разности … определяют число нейтронов в атоме.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Что нового вы сегодня узнали?

Что показалось для вас наиболее интересным?

Какие выводы мы можем сделать? (сверяются с учебником стр. 6)

VI. Домашнее задание.

п. 1, стр. 4 (эл.приложение к учебнику выполнить тесты).

Индив. задание: 2 ученика (карточки).

«Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме “Теория электролитической диссоциации”. Оборудование: пробирки.Реактивы: гранулы цинка, растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, карбоната натрия, сульфата цинка гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида кальция, инди. »

«Разработка внеклассного мероприятия по математике Тема: Да здравствует, Математика!Цели: развитие логического мышления, внимания, интереса к предмету; формирование навыков общения, умения работать в коллективе. Ход игры Сегодня с нами те, кто хочет учит. »

«Глоссарий Снежинка — одна частичка, охлопочек, пушинка снегу []. Снежинка — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок []. Миллиграмм — дольная едини. »

«10 класс Тема: Повторение программного материала 9 – го класса. Сера и ее производные. Классная работа 1 вариант Определить объём сернистого газа, полученного при сжигании 19г серы. 40л серного ангидрида растворили в 500мл воды (плотность воды 1 гмл). Определить массовую долю серной кислоты в полученном раст. »

«Дата_ Класс_ Тема: Практическая работа №6 “Решение экспериментальных задач по теме “Металлы и их соединения””. Цели урока: проверить ЗУН по пройденной теме “Металлы”. Ход работы1. Организационный момент урока.2. Выполнение практической работы. Задача №1. Свойства жел. »

«0-239395Внеклассное мероприятие “Химия – страна чудес и превращений” (Слайд № 1) Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляетс. »

«Перечень электронных образовательных ресурсов, доступ к которым обеспечивается учащимся Электронные образовательные ресурсы на CD и DVD дисках № Автор, название Год издания Начальное общее образование 1. Игры и задачи. В. »

«УТВЕРЖДАЮ Директор ИФВТ _А. Н. Яковлев “_”_2016 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫМАШИНЫ И АППАРАТЫ ХИМИЧЕСКИХ, НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ И НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ НАПРАВЛЕНИЕ ООП _18.03.01 “Химическая технология”ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ: Машины и аппараты химических производств КВАЛИФИКА. »

« Тема: “Кислород. Горение” (6ч)Комплексная дидактическая цель : в процессе овладения содержанием модульной программы Вы должны: знать распространение кислорода на Земле, основные его соединения (оксиды), положение в Периодической системе химических соединений, порядковый номер, валентность, ф. »

«ТЕМА ” Электролитическая диссоциация кислот, оснований солей.” ЦЕЛЬ: познакомиться с особенностями диссоциации кислот, оснований,солей.ЗАДАЧИ:1.рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; найти общи. »

2017 www.docx.lib-i.ru – «Бесплатная электронная библиотека – интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Урок 1. Атомы и химические элементы

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 8-Класс
  • Химия
  • Видеоурок «Атомы, молекулы, химические элементы»

  • § 1 Свойства и состав вещества
  • § 2 Разложение молекулы на атомы
  • § 3 Химические элементы. История их открытия
  • § 4 Способы обозначения химических элементов

Уронить железный таз

Можно десять тысяч раз,

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу,

Читайте также:
Урок 20. Окислительные процессы

Ведь на десять тысяч раз

Нужно десять тысяч ваз!

Эти строчки мной выбраны не случайно. Мы точно знаем, как можно использовать тот или иной предмет, если знаем, из какого вещества он состоит. Свойства предмета (или тела) зависят от свойств составляющих его веществ. Зная о горючести нефтепродуктов, люди используют их в качестве топлива. Электропроводность металлов позволяет использовать их для передачи электрического тока, а бактерицидные свойства хлоргексидина – в медицине для дезинфекции ран и оборудования.

От чего же зависят свойства самого вещества? Конечно же, от того, из чего состоит это вещество.

Еще древнегреческий философ Демокрит две с половиной тысячи лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. В переводе с древнегреческого слово «атом» означает «неделимый».

Учение об атомах в основном было разработано в середине XVIII века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Он утверждал, что все тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.

То, что атомы действительно существуют, подтверждают многие химические реакции. Так, например, при пропускании постоянного электрического тока через воду в одной из трубок прибора для электролиза воды собирается газ, в котором тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Это кислород. В другой трубке собирается вдвое больше газа, который загорается от зажженной лучинки. Это водород.

Процесс разложения воды сложный, но в упрощенном виде его можно представить так (см. рис.). Мельчайшая частица воды – молекула воды – образована двумя атомами водорода и одним атомом кислорода. При пропускании постоянного электрического тока молекулы воды распадаются, при этом образуются химически неделимые частицы – атомы водорода и кислорода. Затем атомы соединяются по два и из каждых двух молекул воды образуются две двухатомные молекулы водорода и одна двухатомная молекула кислорода.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза…

Ибо лежит за пределами нашего чувства

Вся природа начал…

Эти строки были написаны Титом Лукрецием Каром две тысячи лет назад. Удивительно, что догадки древних, основанные лишь на размышлениях, не так уж далеки от нынешних представлений: существуют молекулы – мельчайшие частицы вещества, сохраняющие его состав и свойства, и атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые, соединяясь с другими атомами, дают огромное разнообразие веществ с несхожими свойствами.

В конце XVII столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал, что химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые вещества. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определением, которое дал Дальтон, химики пользуются и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида.

В природе найдено 89 различных элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время известно 118 химических элементов. В различных комбинациях атомы химических элементов образуют все известные вещества. Получено и описано уже более 10 миллионов различных веществ.

Открытие каждого химического элемента воспринималось в науке как событие огромной важности. Названия, которые давались им при этом никогда не были случайными. Они отражали либо одно из свойств открытого элемента или вещества, из которого он был выделен, либо были связаны с событием его открытия, а в некоторых случаях элементы названы в честь страны – родины ученого, открывшего элемент. Среди последних – элемент рутений, открытый в 1844 году профессором Казанского университета Карлом Карловичем Клаусом и названный в честь России.

Читайте также:
Урок 16. Кислород и озон

Таким образом, каждое название несет в себе некоторую информацию об обозначаемом элементе. Так, латинское название азота нитрогениум означает «рождающий селитру» (это соединение азота с давних пор хорошо знакомо человеку). Его русское название «азот» переводится с греческого как «безжизненный» («а» – частица отрицания, «зоос» – «живой»), так как вещество азот не поддерживает дыхания и горения. Латинское название водорода гидрогениум значит «рождающий воду» (при соединении водорода с кислородом образуется вода). Алюминий получил своё название от латинского «алумен» – «квасцы», которые ещё в глубокой древности, 3,5 тысячи лет назад, в Древнем Египте использовались в качестве закрепителей красителей на тканях и, как выяснилось значительно позже, содержат алюминий и могут служить сырьём для его получения. Название фосфор составлено из греческих слов «пос» – «свет», «форос» – «несущий». Следовательно, фосфор означает «светоносец». Медь в древности добывали на острове Кипр, отсюда и её латинское название «купрум». В науке существовали и другие способы обозначения химических элементов.

Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак, или символ, который состоит из первой либо из первой и одной из последующих букв его латинского названия. В первом случае это обозначение произносится как название буквы, а во втором должно звучать его латинское название.

Например: водород (гидрогениум) – Н, произносится «аш». Углерод (карбогениум) – С, «цэ»; сера (сульфур) – S, «эс»; ртуть (гидрогениум) – Hg, «гидраргирум»; медь (купрум) – Си, «купрум».

В рассмотренном правиле есть несколько исключений, например: калий (калиум) – К, произносится полностью «калий» (окончание -ум не произносится).

Все известные человеку химические элементы представлены в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Эта таблица является выражением периодического закона. Научимся пользоваться таблицей. В каждой клетке таблицы, помимо знака и названия элемента, имеется два числа: верхнее – порядковый номер элемента, нижнее – атомная масса, или массовое число.

Атомы одного и того же химического элемента могут незначительно отличаться по массе. Такие разновидности данного элемента называют изотопами (от греч. «изоз» – «равный», «топос» – «место»; таким образом, изотопы – это занимающие одно место, одну клетку в таблице). Число, приведённое около каждого знака химического элемента, указывает среднюю атомную массу изотопов данного элемента.

Атомы очень малы. Например, радиус атома углерода равен 1,5×10-10 м (0,00000000015 м)! Осознать значение этого числа очень трудно. Но чтобы составить хотя бы некоторое представление о нём, возьмите простой карандаш (грифель простого карандаша состоит из графита – вещества, образованного атомами углерода) и прочертите им отрезок прямой линии длиной 3 см. Полученная линия содержит 100 миллионов атомов углерода в длину и около 1 млн. – в ширину!

Урок 1. Атомы и химические элементы

Ключевые слова: сведения о строении атома (ядро и электронная оболочка). Изотопы. Химический элемент. Большой адронный коллайдер. Уровни строения вещества.

В переводе с греческого атом означает неделимый. Однако множество экспериментальных фактов (вспомните каких) свидетельствует о том, что атом имеет сложное строение.

Электронейтральная система, состоящая из ядра, образованного протонами и нейтронами, и электронной оболочки, образованной электронами, называется атомом .

Каждый химический элемент имеет только ему присущее число протонов в ядре атома, которое определяет положительный заряд атомного ядра и место элемента в периодической системе Д. И. Менделеева. Число других элементарных частиц в ядре — нейтронов у атомов одного элемента может быть разным, т. е. эти атомы могут иметь разную массу. Каждый протон и нейтрон имеют массу, равную 1 а. е. м., и вся она сосредоточена в ядре. Сумму масс этих частиц называют массовым числом. Например, массовое число атома фосфора равно 31. Следовательно, в ядре атома фосфора содержится 15 протонов (согласно номеру элемента в периодической системе) и 16 нейтронов (31 – 15 = 16). Массовое число атома обозначают слева вверху от знака химического элемента: Р (читается «фосфор тридцать один»).

Читайте также:
Урок 28. Химические свойства воды

Отсюда следуют два важных вывода.

  1. Атомы одного химического элемента, содержащие в ядре одинаковое число протонов (имеющие одинаковый положительный заряд ядра), но разное число нейтронов (имеющие разную массу), называются изотопами (от греч. isos — равный, одинаковый и topos — место).
  2. Химическим элементом называется вид атомов, содержащих в ядре одинаковое число протонов.

Так как каждая клетка периодической таблицы принадлежит только одному химическому элементу, приведённая в ней относительная атомная масса этого элемента обозначает среднее значение относительных атомных масс его природных изотопов. Например, в природе встречается две разновидности атомов хлора: 35 Сl и 37 Сl, причём на каждые три лёгких атома хлора 35 Сl приходится один тяжёлый 37 Сl. Поэтому в периодической системе приведено дробное значение относительной атомной массы хлора — 35,5.

У калия два природных изотопа — 39 К и 40 К, у аргона — 39 Аr и 40 Аг (попробуйте объяснить относительное содержание в природе изотопов этих элементов).

Ядро атома окружает электронная оболочка, которая представляет собой совокупность всех электронов атома.

Заряд электрона, как вы знаете, равен –1, а масса настолько мала (электрон примерно в 2000 раз легче протона или нейтрона), что ею пренебрегают, считая, что масса атома в целом равна массе ядра. Число электронов в атоме равно числу протонов в ядре (именно поэтому атом электронейтрален), т. е. соответствует порядковому номеру элемента.

Изменения в ядре атомов — ядерные реакции — изучает ядерная физика. Современные направления её развития помогают раскрыть сложную природу, казалось бы, элементарных частиц — нуклонов (от греч. nucleus — ядро), т. е. протонов и нейтронов. Оказывается, они построены из ещё более мелких частиц — кварков.

В настоящее время различают 12 фундаментальных частиц: 6 лептонов (в том числе и электроны) и 6 типов кварков, — из которых построено всё вещество Вселенной. Тайны их происхождения, взаимодействия, объединения в различные структуры помогает раскрыть интернациональный научный проект, получивший название Большой адронный коллайдер (БАК). Такое название этот циклический ускоритель получил от английского слова collide — сталкиваться. Почему адронный? Потому, что элементарные частицы, состоящие из кварков и участвующие в сильных взаимодействиях, называются адронами. В БАК под действием мощного электромагнитного поля пучки протонов разгоняют по противоположным круговым орбитам полых колец до огромных скоростей, сравнимых со скоростью света! Сталкиваясь, протоны распадаются на части, что фиксируют особые детекторы. С помощью БАК учёные могут подробно исследовать свойства кварков и других фундаментальных частиц, а также кварк-глюонной плазмы (состояние вещества, близкое к тому, в котором Вселенная находилась в начале своей истории). Строение материи таит множество секретов, которые постепенно раскрывают физики-ядерщики.

Для химических превращений наибольшее значение имеют изменения в электронной оболочке атомов, в первую очередь в структуре внешних электронных слоёв. О строении электронных оболочек и пойдёт речь в следующем конспекте.

Конспект урока по химии «Основные сведения о строении атома». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 11 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: