Урок 1. Схема строения атомов

Урок 1. Схема строения атомов

Ключевые слова конспекта: строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева, завершенный электронный слой, валентный слой, энергетические уровни, правило октета, орбиталь,

Электронная оболочка атома — это все электроны атома. Электроны в электронной оболочке атома расположены слоями. Электроны в разных слоях различаются энергией взаимодействия с ядром атома. Чем дальше от ядра находится электрон, тем меньше энергия его взаимодействия с ядром.

Вместимость электронных слоев различная. В слое № 1, или в первом слое, у всех элементов, кроме водорода, находится 2 электрона. (В атоме водорода всего 1. электрон, и он — в первом слое.) Во втором слое может находиться не больше восьми электронов. В третьем слое максимально может расположиться 18 электронов. В четвертом слое максимально бывает 32 электрона.

Если N — максимальное число электронов на электронном слое с номером n, то для определения числа N можно воспользоваться формулой N = 2n 2 .

Завершенный электронный слой — это слой в атоме, содержащий максимально возможное для него число электронов.

Электронные слои заполняются так: сначала первый, потом второй и последующие — по мере уменьшения энергии их взаимодействия с ядром. Расположение по слоям электронов в атомах водорода, кислорода и магния:

Число электронных слоев атома равно номеру периода химического элемента в таблице Менделеева. Поэтому у атома водорода один электронный слой, у кислорода — два слоя, а у магния — три слоя.

Валентный слой — это внешний электронный слой. У водорода это 1-й слой, у кислорода — 2-й слой, у магния — 3-й слой. Валентные электроны — это электроны внешнего слоя. Внешний слой всегда содержит не больше восьми электронов. Восьми-электронный внешний слой характеризуется повышенной устойчивостью. (Это — «правило октета».)

Зная максимальное число электронов в каждом электронном слое атома, можно составить схему расположения электронов по слоям в заданном элементе. Электронные слои атомов называют энергетическими уровнями.

Химические свойства атомов определяются свойствами их электронов. Движение электронов в атоме описывают с привлечением понятия орбитали. Каждый электрон в атоме находится на своей орбитали.

Орбиталь — это часть электронного облака, создаваемого электронами при движении в атоме. Орбиталь — это пространство около ядра, где чаще всего находится электрон.

Электроны первых 30 химических элементов от водорода до цинка размещены на орбиталях трех видов — s , р и d . Вместимость любой орбитали — два электрона. На 1-м энергетическом уровне одна s-орбиталь.

Таблица. Строение электронных оболочек атомов
первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

Приведем некоторые сведения, которые следуют из электронной формулы атома на примере атома фтора: F 1s 2 2s 2 2р 5 .

Фтор — элемент 2-го периода, т.к. в его электронной формуле два электронных слоя. Сумма всех надстрочных индексов — 9 (общее число электронов), это и атомный номер фтора. Элементы, у которых очередные электроны помещаются на s- и р-орбиталях, относятся к главным подгруппам таблицы Менделеева. Сумма электронов 2-го внешнего слоя дает номер группы — VII.

Конспект урока «Строение электронных оболочек атомов».

Основы строения атома. Просто о сложном

  • 12 января 2021 г.
  • 9 минут
  • 29 671

Все в мире состоит из атомов. Но откуда они взялись, и из чего состоят сами? Сегодня отвечаем на эти простые и фундаментальные вопросы. Ведь многие люди, живущие на планете, говорят, что не понимают строения атомов, из которых сами и состоят.

Естественно, уважаемый читатель понимает, что в данной статье мы стараемся изложить все на максимально простом и интересном уровне, поэтому не «грузим» научными терминами. Тем, кто хочет изучить вопрос на более профессиональном уровне, советуем читать специализированную литературу. Тем не менее, сведения данной статьи могут сослужить хорошую службу в учебе и просто сделать Вас более эрудированными.

Атом – это частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, которая является носителем его свойств. Иными словами, это мельчайшая частица того или иного вещества, которая может вступать в химические реакции.

История открытия и строение

Понятия атома было известно еще в Древней Греции. Атомизм – физическая теория, которая гласит, что все материальные предметы состоят из неделимых частиц. Наряду с Древней Грецией, идеи атомизма параллельно развивался еще и в Древней Индии.

Не известно, рассказали тогдашним философам об атомах инопланетяне, или они додумались сами, но экспериментально подтвердить данную теорию химики смогли много позже – только в семнадцатом веке, когда Европа выплыла из пучины инквизиции и средневековья.

Читайте также:
Урок 23. Закон Авогадро

Долгое время господствующим представлением о строении атома было представление о нем как о неделимой частице. То, что атом все-таки можно разделить, выяснилось только в начале двадцатого века. Резерфорд, благодаря своему знаменитому опыту с отклонением альфа-частиц, узнал, что атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются электроны. Была принята планетарная модель атома, в соответствии с которой электроны вращаются вокруг ядра, как планеты нашей Солнечной системы вокруг звезды.

Планетарная модель

Современные представления о строении атома продвинулись далеко. Ядро атома, в свою очередь, состоит субатомных частиц, или нуклонов – протонов и нейтронов. Именно нуклоны составляют основную массу атома. При этом протоны и нейтроны также не являются неделимыми частицами, и состоят из фундаментальных частиц – кварков.

Ядро атома имеет положительный электрический заряд, а электроны, вращающиеся по орбите – отрицательный. Таким образом, атом электрически нейтрален.

Ниже приведем элементарную схему строения атома углерода.

Схема строения атома

Свойства атомов

Масса

Массу атомов принято измерять в атомных единицах массы – а.е.м. Атомная единица массы представляет собой массу 1/12 части свободно покоящегося атома углерода, находящегося в основном состоянии.

В химии для измерения массы атомов используется понятие “моль”. 1 моль – это такое количество вещества, в котором содержится число атомов, равное числу Авогадро.

Размер

Размеры атомов чрезвычайно малы. Так, самый маленький атом – это атом Гелия, его радиус – 32 пикометра. Самый большой атом – атом цезия, имеющий радиус 225 пикометров. Приставка пико означает десять в минус двенадцатой степени! То есть , если 32 метра уменьшить в тысячу миллиардов раз, мы получим размер радиус атома гелия.

При этом, масштабы вещей таковы, что, по сути, атом на 99% состоит из пустоты. Ядро и электроны занимают крайне малую часть его объема. Для наглядности, рассмотрим такой пример. Если представить атом в виде олимпийского стадиона в Пекине (а можно и не в Пекине, просто представьте себе большой стадион), то ядро этого атома будет представлять собой вишенку, находящуюся в центре поля. Орбиты электронов при этом находились бы где-то на уровне верхних трибун, а вишня весила бы 30 миллионов тонн. Впечатляет, не так ли?

Если предсавить атом в виде стадиона, ядро будет размером с вишню в центре поля

Откуда взялись атомы?

Как известно, сейчас различные атомы сгруппированы в таблицу Менделеева. В ней насчитывается 118 (а если с предсказанными, но еще не открытыми элементами – 126) элементов, не считая изотопов. Но так было далеко не всегда.

В самом начале формирования Вселенной никаких атомов не было и подавно, существовали лишь элементарные частицы, под воздействием огромных температур взаимодействующие между собой. Как сказал бы поэт, это был настоящий апофеоз частиц. В первые три минуты существования Вселенной, из-за понижения температуры и совпадения еще целой кучи факторов, запустился процесс первичного нуклеосинтеза, когда из элементарных частиц появились первые элементы: водород, гелий, литий и дейтерий (тяжелый водород). Именно из этих элементов образовались первые звезды, в недрах которых проходили термоядерные реакции, в результате которых водород и гелий «сгорали», образуя более тяжелые элементы. Если звезда была достаточно большой, то свою жизнь она заканчивала так называемым взрывом «сверхновой», в результате которого атомы выбрасывались в окружающее пространство. Так и получилась вся таблица Менделеева.

Вселенная

Так что, можно сказать, что все атомы, из которых мы состоим, когда-то были частью древних звезд.

Почему ядро атома не распадается?

В физике существует четыре типа фундаментальных взаимодействий между частицами и телами, которые они составляют. Это сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное взаимодействия.

Именно благодаря сильному взаимодействию, которое проявляется в масштабах атомных ядер и отвечает за притяжение между нуклонами, атом и является таким «крепким орешком».

Не так давно люди поняли, что при расщеплении ядер атомов высвобождается огромная энергия. Деление тяжелых атомных ядер является источником энергии в ядерных реакторах и ядерном оружии.

Ядерный взрыв

Итак, друзья, познакомив Вас со структурой и основами строения атома, нам остается только напомнить о том, что наши авторы готовы в любой момент прийти Вам на помощь. Не важно, нужно Вам выполнить диплом по ядерной физике, или самую маленькую контрольную – ситуации бывают разные, но выход есть из любого положения. Подумайте о масштабах Вселенной, закажите работу в Zaochnik и помните – нет поводов для беспокойства.

Читайте также:
Урок 14. Выход продукта реакции

Строение атома

История открытия. Демокрит. Начала атомистики

Уже в древности философы задумывались, из чего же состоит природа вокруг них. Демокрит первым из античных ученых предположил, что все в мире состоит из крошечных неделимых частиц. Эту частицу он назвал атом, что в переводе с греческого означает «неделимый».

К сожалению, возможности ученых в те времена были весьма ограничены. Каких-либо приборов, позволяющих исследовать строение вещества, у них не было. Но значение Демокрита в зарождении атомистики невозможно сбросить со счетов истории.

Атомно-молекулярное учение. Строение атома

Практически до середины XVIII века, пока М.В. Ломоносов не принес в химию количественные эксперименты, учение об атомах оставалось лишь прерогативой философских размышлений. Михаил Васильевич считал, что лишь знание физических законов поможет правильно истолковать результаты химических опытов.

В своих исследованиях ученый выделил в веществе крупные частицы — «корпускулы», и мелкие — «элементы», или как мы называем их сейчас — атомы.

Ломоносов считал, что каждая молекула по своему составу идентична всему веществу, а также, что различные по химическому строению элементы имеют и разные по составу молекулы. Ученый предполагал, что вещества имеют особенности не только из-за отличий в составе молекул, но и благодаря различному расположению атомов в молекуле.

Следующий шаг в изучении атомов сделал английский естествоиспытатель Джон Дальтон. Проводя различные эксперименты с растворением газов в жидкостях, ученый открыл главное физическое качество атомов: эти мельчайшие частицы имеют вес. Но поскольку атом до сих пор никто не видел, Дальтон назвал вес частицы относительным. Он установил, что самым легким элементом является водород и предложил его вес принять за единицу.

Открытие Дальтона стало прорывом в химии. Ведь теперь к любому химическому соединению можно было подойти с измерительным прибором. Это исследование позволило приблизиться к современной записи химических формул и уравнений. И именно Дальтон придумал первые обозначения для известных химических элементов.

До конца XIX века, несмотря на все старания ученых, химическое строение атома по-прежнему оставалось лишь гипотезой.Ученым не хватало оборудования, чтобы постичь тайну мельчайшей частицы.

Открытие Дальтона дало толчок дальнейшим опытам, в ходе которых ученые вычислили относительную атомную массу разнообразных химических элементов, что позволило их классифицировать, а Д.И.Менделееву – сформулировать периодический закон и представить научному миру Периодическую систему химических элементов.

Протоны и нейтроны

Обнаружение катодных лучей немецким ученым-физиком Юлиусом Плюккером в 1859 году и создание прототипа электронной трубки Ульямом Круксом в 1879 году положили новый виток исследованиям в атомистике.

Однако потребовалось еще несколько десятков лет, чтобы строение атомов химических элементов приоткрыло свои тайны. на заре XX века в одном журнале появились две публикации, которые пытались объяснить структуру атома. Одна из публикаций принадлежала английскому ученому Д.Д. Томсону, автором другой был японский физик Хантаро Нагаока.

Нагаока описал в статье так называемую «сатурнианскую» модель атома. Он думал, что атом по своей структуре напоминает планету Сатурн. В его центре находится массивное ядро с положительным зарядом, а электроны с отрицательными зарядами передвигаются вокруг ядра по орбитам. .

При создании своей атомной структуры Нагаока использовал разработанную Максвеллом в 1856 году теорию устойчивости колец Сатурна. Японский ученый был убежден, что опираясь на «сатурнианскую» модель ядра в будущих исследованиях, можно прояснить все основные свойства материи.

Исследователь ошибся, однако два постулата его теории впоследствии подтвердились:

  • ядро атома имеет значительную массу;
  • электростатические силы удерживают электроны на орбите (сходство с кольцами Сатурна, что удерживаются благодаря гравитационным силам).

Томсон выдвинул гипотезу о том, что атом напоминает шарообразную, электронейтральную сферу диаметром около 10 –10 м, где положительный заряд равномерно распределен по всей структуре атома, а электроны хаотично расположены в этом поле. Поэтому, можно сказать, что атом напоминает микроскопическую булочку с изюмом.

Опыты продолжались в разных странах. В лаборатории Резерфорда проходили испытания, которые смогли доказать, что в центре атома расположено крупное ядро с диаметром около —10 —15 м, в котором содержится более 99,95 % его массы, а заряд его положительный.

Ученые продолжали исследования с катодным излучением, и выяснили, что масса ядра была примерно в два раза больше, чем масса всех протонов в нем. Опираясь на это знание, Резерфорд выдвинул гипотезу, что в ядре атома присутствует еще некая тяжелая частица, лишенная заряда. С биографией выдающегося ученого можно кратко ознакомиться в учебнике «Введение в естественно-научные предметы» , под редакцией А.Е. Гуревич.

В 1932 году и Джеймс Чедвик обнаружил нейтрон — третий недостающий элемент атома.

Читайте также:
Урок 12. Элементный анализ

Атомное взаимодействие обеспечивает тесную связь протонам и нейтронам в ядре атома. Протоны и нейтроны имеют общее название — нуклоны. Ученые считают, что их характеристики достаточно подобны, чтобы отнести эти частицы к одному семейству, как биологи относят в один вид собак и волков.

Казалось бы, вот оно – тайна ядра разгадана. Но нет, в современной физике считается, что нуклоны состоят из еще более мелких частиц, которые называют кварками, и кварковая модель является ведущей в современной науке.

Эксперименты по исследованию атома и его ядра не прекращаются, и в 2010 году международная группа физиков при исследовании протонов в мюонном водороде установила, что размер радиуса протона меньше на 4%, чем считалось до этого.

Так в фундаментальную физику ворвалась загадка протонного радиуса, почему измерение одной и той же величины в обычном и в мюонном водороде дает разные результаты — и, несмотря на усилия сотен специалистов, она до сих пор не решена.

Изотопы

Работая в лаборатории Резерфорда, Фредерик Содди экспериментально установил, что встречаются атомы одного химического элемента с различной атомной массой. А поскольку к этому времени уже было известно, что количество протонов для ядра постоянно, соответственно, отличались они количеством нейтронов.

Содди предложил термин изотоп (от греческих слов изос — «равный» и топос — «место») для обозначения веществ, идентичных по химическим свойствам, но отличающихся атомной массой и определенными физическими свойствами.

При графической записи изотоп выглядит как знак химического элемента, которому он соответствует. А что бы обозначить разницу, в массовом числе используют индекс слева вверху: ( 12 C, 222 Rn)

Протий, дейтерий, и тритий — исторические собственные названия изотопов водорода.

  • стабильные (устойчивые);
  • нестабильные (радиоактивные).

Электронное строение атома

Исследование таинственного микромира продолжается. Изучение движения электронов и внутриатомных взаимодействий выделилось в отдельную область физики — квантовую механику. Главный постулат квантовой механики — все волны обладают свойствами частиц, а микрочастицы имеют волновую природу.

В макромире физическое тело всегда находится в какой-то конкретной точке пространства. Даже если вы сфотографируете летящую муху и на фотографии она будет в виде черной полосы, вы все равно будете уверены, что в конкретный момент времени она была в определенном месте.

В мире атома все иначе. Легкий подвижный электрон находится одновременно во всех точках околоядерного пространства. Если провести аналогию с макромиром, больше всего это напомнит неплотный клубок мягкой пушистой шерсти.

И именно эта зона пространства, где существует вероятность встретить электрон, называется электронным облаком. Плотность электронного облака неравномерна.

В электронном облаке выделяют зону, где вероятность встречи с электроном более 90% — эта область обозначена как атомная или электронная орбиталь.

Все электроны в атоме обладают определенной энергией. Чтобы описать состояние электрона, ученые используют квантовые числа. Всего их четыре. Целое число n, которое определяет энергию электронов на конкретном энергетическом уровне, называют главным квантовым числом.

На одной электронной оболочке находятся атомные орбитали с единым значением главного квантового числа n.

У невозбужденного атома электроны расположены на орбиталях 4-х видов: s, p, d и f.

Но почему нельзя было обозначить буквами по алфавиту a, b, c? Все не так просто, для обозначения атомных орбиталей ученые решили использовать начальные буквы от прилагательных, описывающих спектральные линии в атомных спектрах:

  • s (sharp) — резкая,
  • p (principal) — главная,
  • d (diffuse) — диффузная,
  • f (fundamental) — фундаментальная.

Чтобы графически представить расположение электронов на уровнях и подуровнях атомной оболочки, ученые ввели электронные формулы. Это такие численно-буквенные комбинации, где подуровень обозначен строчной латинской литерой, а цифровой индекс вверху справа обозначает количество электронов на подуровне.

Например, атом водорода имеет один электрон, который расположен на s-подуровне 1-го энергетического уровня: 1s 1 . Электроны углерода расположены на двух энергетических уровнях, на внешнем энергетическом уровне у углерода выделяют два подуровня 2s и 2p, где находятся 4 электрона. Также используется графическая схема строения атома.

Для наглядности строения атомной оболочки углерода и процессов в ней можно воспользоваться схемой , представленной на нашем ресурсе.

Несмотря на свои способности быть одновременно в любой точке пространства, электроны при заполнении орбиталей соблюдают определенный порядок:

  • Принцип наименьшей энергии. Электроны занимают атомные орбитали от наименьшей энергии к наибольшей. Распределение подуровней по энергиям представлено рядом : 1s, 2s, 2p, 3s, 3p, 4s, 3d, 4p, 5s, 4d, 5p, 6s, 4f, 5d, 6p, 7s, 5f, 6d, 7p, где от 1s до 7p — энергия увеличивается.
  • Принцип Паули — на одной орбитали помещается два электрона. Суммарное количество электронов в одном электронном слое или на одном электронном уровне равно 2n2.
  • Правило Хунда — прежде чем начать собираться в пары, электроны сначала в пределах подуровня по одному занимают вакантные орбитали.
Читайте также:
Урок 15. Моляльность и молярность

У этого правила есть еще одно мнемоническое название — правило троллейбуса. Расположение электронов напоминает рассадку в общественном транспорте. Если есть свободные места и человек входит один, он сядет на свободное сиденье, и только если нет свободных сидений, подсядет к кому-то на свободное место.

Итак, подведем выводы, на которые ученым понадобилось более сотни лет опытов, исследований, научных дискуссий и даже трагедий.

  • Форма атома — сфера.
  • Ядро и электронная оболочка — составные структуры атома.
  • По электронной оболочке движутся электроны с отрицательным зарядом.
  • Масса ядра составляет основную часть массы атома, т.к. протон весит примерно в 2000 раз больше электрона.
  • Радиус атома приблизительно в 100000 раз больше чем радиус ядра.
  • Атомное ядро состоит из нуклонов: протонов (p+) и нейтронов (n0), которые состоят из кварков.
  • Количество протонов N(p+) равно заряду ядра (Z) и порядковому номеру элемента в периодической системе элементов, т.е. N(p+) = Z
  • Количество электронов в нейтральном атоме равно количеству протонов в его ядре.
  • Массовое число представляет собой сумму протонов Z и нейтронов N и обозначается литерой А.
  • Если атом приобретает лишние электроны или теряет свои, то его заряд изменяется и он превращается в ион с положительным или отрицательным зарядом, что можно увидеть на иллюстрации в учебнике «Введение в естественно-научные предметы» , под редакцией А.Е. Гуревич.

Чтобы проверить насколько хорошо усвоен материал, предлагаем вашему вниманию тест на тему «Строение атома» для 8-11 классов:

  1. Кто придумал название атом?
    • Архимед
    • Менделеев
    • Демокрит
    • Ломоносов
  2. Как называются частицы, из которых состоит ядро атома?
    • нуклоны
    • позитроны
    • феромоны
    • интерфероны
  3. На что, согласно теории Томсона, похож атом?
    • на пирожок с повидлом
    • на «Киевский» торт
    • на булочку с изюмом
    • на горшок с медом
  4. Какую форму имеет атом?
    • сферическую
    • цилиндрическую
    • кубическую
    • додекаэдрическую
  5. Как называется составная часть нуклона?
    • тверк
    • кварк
    • парк
    • трак
  6. Что не является изотопом водорода?
    • дейтерий
    • тритий
    • радий
    • протий
  7. Как называется атом, в котором число протонов не совпадает с числом электронов?
    • изотоп
    • ион
    • нуклон
    • борион
  8. Сколько электронов помещается на одной орбитали?
    • 3
    • 10
    • 2
    • 15
  9. Какая наука изучает движение электронов?
    • квантическая химия
    • механическая биология
    • коллоидная математика
    • квантовая механика
  10. Основная масса атома содержится?
    • в ядре
    • в электронах
    • в орбиталях
    • в протонах

#ADVERTISING_INSERT#

Урока химии “Строение атома”

Разделы: Химия

Урок №1 в теме “Атомы химических элементов”

Тема урока: “Строение атома”

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: дать понятие о составе атома и составе атомного ядра; раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число, электрон.

Задачи:

  • Обучающие: формирование целостности представления об атоме.
  • Развивающие: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; продолжить развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
  • Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
  • Планируемые результаты обучения:

  • Новые знания: понятия – ядро, протон, нейтрон, электрон.
  • Обобщение представлений об атоме.
  • Умение определять количество р + , n o , е – .
  • Развитие навыков: работы с инструментами, самостоятельное принятие решений, коммуникативные умения и навыки, умение самостоятельной мыслительной деятельности.
  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание толерантности.
  • Расширение кругозора.
  • Ход урока

    Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Атомы химических элементов”. На изучение этой темы отводится 7 часов. Сегодня мы познакомимся со строением атома, а на следующих уроках вы будете знакомиться со строением электронных орбиталей, ионами, видами химической связи. Напишите 2 тематических учета знаний и 1 контрольную работу.

    А сейчас мы отправимся в дальнейшее путешествие по удивительной стране “Химия”. План нашего урока перед вами. Пожалуйста, с ним познакомьтесь. Обратите внимание, у нас с вами с/р, где вы покажите на сколько хорошо усвоили материал. Посмотрите на меня внимательно. Главное, что вы должны запомнить на сегодняшнем уроке: как устроен атом, состав атомного ядра. Научиться определять заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов.

    Откройте тетради, запишите число, тему урока: “Строение атома”. И так, мы начинаем.

    (После просмотра) Давайте хором назовем химические элементы.

    Вы знаете, что вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Ребята, атом тоже имеет сложное строение. Об этом говорят многочисленные опыты, с которыми вы будете знакомиться на уроках физики и при дальнейшем изучении химии. Атом имеет ядро и электроны, которые движутся вокруг ядра. Если применить образное сравнение, то весь объем атома можно уподобить стадиону в Лужниках, а ядро – футбольному мячу, положенному в центр поля. Атом любого химического элемента – как бы крохотная Солнечная система. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, назвали планетарной. Но оказывается, что крохотное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов – протонов и нейтронов.

    Читайте также:
    Урок 8. Строение солей

    СХЕМА № 1 Возьми на своих столах схему № 1.

    Рассмотрите ее внимательно: атом состоит из ядра и электронной оболочки, которая состоит из электронов. В центре атома находится ядро. Ядро состоит из протонов и нейтронов, которые называются нуклонами.

    СЛАЙД № 2 Задание – заполнить пропуски в тексте, используя данные слова.

    “В центре атома находится ядро, которое состоит из протонов и нейтронов. Вокруг ядра с большой скоростью движутся электроны”.

    Повернитесь друг к другу в полоборота, сядьте ровно. Сейчас вы работаете в парах и друг другу проговорите еще раз шепотом строение атома, используя данную схему(рис.1).

    Познакомимся с основными характеристиками элементарных частиц. Заполним вместе таблицу.

    Масса Заряд
    Протон р + 1 +1
    Нейтрон n 0 1
    Электрон е – -1

    СЛАЙД № 3

    • Посмотрим в схему 1. Какие частицы находятся в ядре?
    • Какие из них имеют заряд?
    • А ядро будет иметь заряд?
    • За счет каких частиц?
    • Атом имеет массу?
    • За счет каких частиц?
    • Электроны вносят вклад в массу атома?
    • Значит в какой части атома сосредоточена его масса?

    Мы знакомы с ПСХЭ. Сегодня мы научимся характеризовать элемент с т.з. строения атома.

    СЛАЙД № 4 Химический элемент представляет собой совокупность атомов, имеющих одинаковый атомный номер.

    Запишем в тетрадь: Число протонов в ядре атома соответствует его атомному номеру и обозначается символом Z.

    Работа по закреплению у ПСХЭ.

    Гимнастика для глаз

    Познакомимся с атомным номером. Возьмите в руки ПСХЭ Д.И.Менделеева. Вам необходимо определить атомный номер элемента и число протонов для следующих элементов: Al S // Переверните ПС на 180 о O H

    Мы узнали, что число протонов определяется по порядковому номеру элемента.

    СЛАЙД № 5 Сейчас наша задача научиться определять число нейтронов. Т.к. вся масса атома сосредоточена в ядре, то число нейтронов можно определить по следующей формуле:

    Запишите в тетрадь атомный номер и массовое число следующих элементов:

    Фосфора и кислорода.

    Обратная сторона доски: Проверьте.

    СЛАЙД № 6 Кол-во нейтронов вычисляется по формуле: N=A-Z.

    Например: ядро атома магния содержит 12 нейтронов. 24 – 12 = 12.

    Гимнастика для глаз: Возьмите в руки ПСХЭ Д.И.Менделеева на расстоянии вытянутой руки. Молча определите кол-во протонов и нейтронов для атомов: С, Si.

    Обратная сторона доски: Проверьте. Правильно? Запишите это в тетрадь.

    Учимся определять число электронов. Число электронов определяется по порядковому номеру. Допишите в тетради число электронов у С и Si.

    Ребята, кто был из вас внимателен в начале урока? Скажите мне, с какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? ………….

    У нас с вами творческая работа. Работать вы будете в группах по 4 человека. Вам предстоит создать модель атома гелия. Посмотрите внимательно, как может выглядеть атом. Для работы используйте наборы, которые лежат на столах. На выполнение работы вам дается 4 минуты. И так, время пошло. Кто первый завершит конструирование своей модели атома гелия, тот вывешивает свою работу на доску.

    Давайте посмотрим ваши работы. Выбрать правильную. Расскажите как вы выполняли. Молодцы.

    Сейчас посмотрите в свои тетрадочки с самого начала урока. Вспомните то, что мы сегодня записали. Подошло время Испытать себя. Записали в тетрадях “Самостоятельная работа”. (Инструкция)

    СЛАЙД № 7 Время на выполнение работы – 3 минуты. Самопроверка по образцу.

    Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Продолжайте стоять. Встаньте те, кто допустил 1 ошибку. Похлопаем. Молодцы. Садитесь.

    Самой распространенной ошибкой в этой работе было нахождение числа нейтронов. Еще раз, скажите мне, как мы находим кол-во нейтронов?

    Ребята, что же мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

    • …..
    • …..

    Чему научились? Обратитесь к схеме 1 (строение атома). Сделать вывод.

    Химия

    Именная карта банка для детей
    с крутым дизайном, +200 бонусов

    Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

    План урока:

    Строение атома

    Сегодня мы будем путешествовать в микромир – мир атома. Даже если превратить нас в песчинку, то по сравнению с размером ядра атомов химических элементов, мы будем гигантами.

    Читайте также:
    Урок 22. Закон сохранения

    Атом нельзя увидеть, невозможно потрогать, он на столько мал, что существует только в нашем воображении. До XIX века учёные оперировали только одной характеристикой атома – это его масса. Наука не оперировала понятиями, что ядро атома содержит более мелкие частицы. Почему элементы отличаются массой. Атом долгое время считали «неделимым». Но отличия в массе подвигли искать причину в строении.

    Как описать строение, то чего невозможно увидеть, а можно только представить. Ведь современные электронные микроскопы появились только в XX веке.

    Атом – как мельчайшая частица, известна ещё с древних времён. Древнегреческий философ Демокрит считал, что свойства веществ определяются определённым типом атома. Даже тонкая материя, душа, по его мнению, состоит из атомов. Так тела бывают в разных агрегатных состояниях, поэтому атомы металлов будут с зубцами, жидкости будут обладать гладкими, это будет причиной их текучести.

    Долгое время атом считали неделимым. Заглянув в словарь синонимов, можно увидеть пару синонимов для слова атом, неделимый, мельчайшая частица. Теория о неделимости существовала до XIX века, пока экспериментально не подтвердили, что ядро атома состоит из более мелких частиц. Но как они располагаются в атоме, как конфеты драже в кармашке, или по версии Томсона, который сравнивал электроны с изюминками, хаотично разбросанных в кексе. Учёный с Японии Хантаро Нагаока сравнил атом с загадочной планетой Сатурн, которая известна своим кольцом. Саму планету он сравнил с массивным ядром, а роль кольца отдал электронам.

    В конце XIX века, начале XX происходит стремительное развитие науки, открываются новые частицы α и β. Позже было установлено, что это ядро атома элемента Не и электроны.

    Английский физик Резерфорд сравнил атом с Солнечной системой. Солнце – это очень большая звезда, которая находится в центре. Масса Солнца занимает 99,86 % от массы всей Солнечной системы. Подобно планетам, электроны вращаются вокруг ядра, каждый из них занимает своё положение – орбиталь. Т.е. электроны – это оболочка атома.

    В ходе данных исследований было доказано, что атом представляет совокупность заряженных и нейтральных частичек.

    Анализируя размеры, важно запомнить, что радиус ядра атома, будет всегда значительно меньше радиуса всего атома. Этот факт объясняется тем, что частицы составляющие ядро более компактно упакованы, чем электроны.

    Ядро атома

    Орешки фундука явно вы видели. В середине ореха находится большое ядро, занимающее почти всю массу ореха, оставляя малое пространство между скорлупой.

    Ядро атома элемента имеет в составе протоны и нейтроны, которые принято называть нуклонами.

    Данные частицы не относятся к элементарным, научно доказано, что они состоят с кварков (в словарь). Нейтроны в ядре атома не несут никакого заряда, они нейтральны. Протоны в ядре атома определяют его заряд.

    Сумма протонов и нейтронов составляет массовое число ядра атома (нуклонное).

    Вы наверняка замечали, что значение Ar в ПСХЭ имеет вид не целого числа, с чем это связано? Причина кроется в том, что химические элементы существуют в виде изотопов.

    Чтобы понять суть этого понятия, давайте вспомним, чем особенный каждый элемент? Заряд ядра атома постоянен, другими словами, неизменимое количество протонов. Значит, это будет разновидность элементов, которые будут отличаться нуклонным числом, и как следствие, количеством нейтронов.

    Именно по причине существования изотопов, Ar не имеет целого числового значения. Например, количество изотопов хлора – 2.

    Масса изотопов и их процентное содержание составляют относительную массу элемента.

    Возможно, вы ранее замечали, что в ПСХЭ есть пара элементов, которые нарушают порядок размещения по увеличению относительной атомной массы. Это пары K – Ar, Co – Ni, Te – I.

    Некоторые изотопы отличаются особенной способностью самовольно превращаться в другие элементы – это явление носит название радиоактивность, а сами элементы – радиоактивные. Таким образом, они делятся на стабильные и радиоактивные изотопы.

    Изотопы элементов после Висмута в ПСХЭ, начиная с 84, будут относиться к радиоактивным элементам.

    В ходе распада радиоактивного изотопа образуются новые элементы, также могут выделяться частицы α (ядра атома ), β – это поток электронов ( , γ – это поток электромагнитных нейтральных частиц – фотонов.

    Электроны в атоме

    Давайте рассмотрим, какое место занимают электроны в атоме. Если ядро составляет 99,86 % от массы, а, как известно, что количество протонов и электронов равно. То на долю электронов приходится всего 0,14% от массы.

    На данный момент, электрон считают элементарной частицей.

    Модель Резерфорда (планетарная) на очень примитивном уровне даёт представление,как располагаются электроны и протоны в атоме, поскольку атом имеет достаточно сложное строение.

    Читайте также:
    Урок 25. Закон Бойля-Мариотта

    Электрон настолько мал и находится в постоянном движении с достаточно большой скоростью, что зафиксировать его в определённом месте и времени сложно. Именно по этой причине говорят, что электрон в атоме находится не в заданной точке, а может там предположительно находиться, потому что его зафиксировать в определённый момент времени невозможно.

    Ядро атома Водорода имеет 1 протон, вокруг которого вращается один электрон. Но как быть, если количество электронов в атоме будет два и более, каким образом они будут размещаться.

    Поскольку они двигаются с достаточной большой скоростью, то чтобы указать распределение электронов в атоме используют 4 числа – орбитальные характеристики.

    Прежде чем, мы перейдём к орбитальным характеристикам, давайте представим многоэтажный дом, в который необходимо разместить жителей, в нашем случае – это электроны.

    Первая орбитальная характеристика

    Другими словами, представляем, что наш многоэтажный дом содержит 7 этажей. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 обозначают номер этажа или энергетические уровни электрона в атоме.

    Вторая орбитальная характеристика

    Возвращаемся к нашему, многоэтажному дому, орбитальное число показывает типы орбиталей или в сравнении с домом квартиры s, p, d и f.

    Третья орбитальная характеристика

    Представить квартиру, в виде ячейки или квадрата, так вот магнитное квантовое число указывает число орбиталей.

    Смотрим, на первом этаже размещается только s-квартиры, которые будут однокомнатными. На втором этаже уже имеется две квартиры s и р, т.е. однокомнатная и трёхкомнатная. На третьем этаже s, p, d. Четвёртый, пятый и шестой этажи размещают 4 квартиры s, p, d и f.

    Четвёртая орбитальная характеристика

    Это означает, что в одной ячейке (квадрате), может поселиться не больше двух электронов.

    Вот на таком достаточно примитивном уровне, мы рассмотрели состояние электронов в атоме. Но как они там располагаются? Каждый электрон занимает своё определённое место, согласно энергии.

    Рассмотрим распределение электронов по энергетическим уровням в атоме. Наверняка вы заметили, что наш дом семиэтажный. Как думаете, по какой причине? ПСХЭ содержит 7 периодов (7 этажей). Если элемент находится во втором периоде, значит, его электроны будут занимать 1 и 2 этаж и никаким образом не могут попасть на 5 или 6 этажи. В данном примере 2 этаж будут называть внешним, научным языком – внешним энергетическим уровнем (он крайний).

    Главные правила образования оболочки электронов в атоме

    Давайте дадим волю фантазии, допустим, к нашему семиэтажному дому подошёл Бор, не лес как вы могли подумать, а элемент. Смотрим в шпаргалку, как вы уже догадались, это будет периодическая таблица, и ищем там его расположение. Бор занимает ячейку под номером 5. Эта ячейка находится во втором периоде, третьей группе. Значит, число электронов в атоме 5, они размещаются на I и II этажах. Первый уровень будут занимать 2 электрона. Значит на второй этаж (внешний уровень) переходят оставшиеся 3. Два будут занимать s-подуровень, один будет размещаться на р-подуровне. Строение оболочки атома В (бор).

    Составим электронную и графическую схему элемента на примере Si и V с помощью алгоритма.

    Обратите внимание, чтобы составить электронную формулу элемента, достаточно знать его расположение в ПСХЭ. Итак, начинаем по порядку.

    1. Кремний, находится под № 14, символ Si.Ar (Si) = 28
    2. Заряд ядра +14. e = 14, р = 14, n = 28 – 14 = 14
    3. III период, IV (А)группа.
    4. Энергетических уровней 3. Не забываем, что следуя правилу Гунда, электроны занимают, ячейку по одному на внешнем p-подуровне
    5. Исходя с этого всего, электронная оболочка атома записывается в виде формулы
    1. Ванадий, № 23, символ V.
    2. Заряд ядра +23. Электронов 23.
    3. IV период, V(Б) группе.
    4. Энергетических уровней 4. IV открывает большие периоды, которые имеют свою особенность заполнения. Применив принцип Клечковского, мы увидим, что изначально заполняется 4s-подуровень, а только тогда 3d-подуровень.
    5. Исходя с этого всего, схема строения электронной оболочки атома запишется в следующем виде.

    Существует основное состояние электрона в атоме и возбуждённое, которое возникает, если к атому применить некоторую определённую энергию. Электроны во внешнем электронном слое атома имеют способность перемещаться, занимая место на свободной орбитали, образуя при этом возбуждённое состояние.

    Обратите внимание, число неспаренных электронов отвечает валентности элементов: Li (I), Be (II), B (III), C (II и IV).

    Периодичность свойств элементов. Электроотрицательность

    С развитием учения о строении атома, периодический закон занимает ещё больше значимое место в естествознании. Уже неоднократно говорилось, что ПСХЭ является уникальной подсказкой. Достаточно знать расположение и строение электронных оболочек атомов элементов, и возникает возможность судить о том, какими характеристиками он будет обладать. В настоящее время периодический закон имеет формулировку, данную Менделеевым, с небольшим уточнением.

    Читайте также:
    Урок 11. Формулировка закона сохранения массы и энергии

    За то, какими свойствами будет наделён элемент, отвечают электроны, которые размещены на внешнем энергетическом уровне. Их ещё называют валентные электроны атома, именно они отвечают за периодическое изменение свойств элементов.

    С увеличением массы атома в пределах периода, количество электронов также возрастает, пока не заполнятся все вакантные ячейки уровня.

    В ходе химической реакции происходит «движение» электронов. Т.е. одни элементы будут отдавать их, а вторые принимать.

    Электроотрицательность – это способность атома “оттягивать” на себя электронную плотность других атомов

    При образовании химических связей, каждый атом стремится «к совершенству», т.е. завершить энергетический уровень. Такой уровень имеют благородные газы ns 2 np 6 . А остальным чтобы получить данную конфигурацию необходимо отдать, либо принять электроны.

    Рассмотрим на примере, образования вещества NaCl.

    Отдав свой один электрон с внешнего 3s-уровня, атом Натрия образует ион Na + , по своей электронной конфигурации аналогичный Неону. Хлор принимая электрон, образует ион Cl − – принимая электронную конфигурацию Аргона.

    Обобщая данный пример, сделаем вывод, элементы, которые содержат малое количество электронов на внешнем уровне (1 – 3) будут только отдавать электроны – и они будут относиться к металлам. Неметаллы характеризуются способностью принимать электроны.

    Из определения сделаем вывод, что наибольшую электроотрицательность имеет Фтор (F), нет ни одного элемента, кому бы он смог отдать свой электрон, а будет только забирать. Минимальную ЭО будет иметь Франций (Fr).

    Ещё одна важная причина изменения свойств элементов, которая изменяется периодически, это радиус атома. Если ЭО характеризует неметаллы, то по радиусу судят о металлических свойствах. Металлы легко отдают электроны, чем дальше они находятся от ядра, тем легче «отрываются». Радиус атома с увеличением заряда ядра в периоде уменьшается, так как ядро начинает сильнее притягивать электроны.

    Урок по теме “Основные сведения о строении атома”
    план-конспект занятия (химия, 8 класс) по теме

    Изучение темы “Строение атома” является наиболее трудным, поэтому при объяснении этой темы я использую опорные схемы, таблицы, а также презентацию, в которой есть и викторина, и кроссворд и др.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Урок по теме “Строение атома” в 8 классе 51.5 КБ
    Презентация к уроку “Строение атома” в 8 классе 1.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Основные сведения о строении атомов

    Цель : сформировать у учащихся понятие об атоме как сложной нейтральной частице, состоящей из протонов, нейтронов и электронов.

    I. Проверка домашнего задания.

    Показываю карточки со знаками химических элементов, учащиеся называют их. Затем показываю карточки с формулами химических веществ, учащиеся читают записи (H 2 , O 2 , 5H 2 O, 3Cl 2 , H 2 SO 4 и т.д.) и объясняют, сколько молекул и атомов изображено на данной карточке.

    2. Самостоятельная работа.

    1. В предложение вставить слова «атом» и «молекула»:

    А)… водорода образована … водорода;

    Б)… углекислого газа образована … углерода и … кислорода.

    2. Указать положение в периодической системе следующих элементов: Н, Са, Cl.

    3. Записать формулу вещества и вычислить его относительную молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:

    А) 2 атома азота;

    Б) 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода.

    II. Изучение нового материала (с использованием презентации).

    1. Доказательство сложности строения атома.

    • Введение понятия «электрон» (Стони). Демонстрация опыта по электризации эбонитовой палочки трением, с последующим притягиванием кусочков бумаги.
    • Открытие катодных лучей (потока электронов). Определение отрицательного заряда электрона, его массы и скорости движения.
    • Открытие явления радиоактивности Анри Беккерелем. Три вида радиоактивных лучей:

    а) α-лучи (притягиваются к отрицательному полюсу, представляют собой ядра атомов гелия);

    б) β-лучи (притягиваются к положительному полюсу, представляют собой поток электронов);

    в) γ-лучи (не несут электрического заряда, представляют собой электромагнитные волны с ничтожной массой и высокой частотой).

    Таким образом, в начале XX века в связи с открытием электронов и явления радиоактивности разрушились прежние представления о неделимости атомов (в переводе с греческого атом означает «неделимый»), а также о том, что атомы являются самыми маленькими частицами вещества.

    Атом – сложная система, в состав которой входят электроны и другие частицы.

    2. Планетарная модель атома (Эрнест Резерфорд).

    А) Опыты Резерфорда по бомбардировке α-частицами тонкой золотой фольги. На основании опытов Резерфорда было установлено, что в атомах элементов, кроме электронов, имеются частицы, заряженные положительно.

    Б) Строение атома.

    ЯДРО ЭЛЕКТРОННАЯ ОБОЛОЧКА

    Состоит из нуклоно в Состоит из электронов е

    Протонов (р + ) Нейтронов(n о )

    Латинское слово nucleus означает ядро. Резерфорд показал, что вся масса атома и весь положительный заряд сосредоточены в ядре, отсюда и другое название этой модели – нуклеарная. Протоны и нейтроны называют нуклонами, потому что они содержатся в ядре.

    В) Свойства протонов, нейтронов и электронов.

    Число протонов равно порядково-

    му номеру элемента

    Число электронов равно порядково-

    му номеру элемента

    Число нейтронов находится по формуле

    Где А – массовое число

    Z – число протонов

    Число протонов и электронов в атоме равно порядковому номеру элемента. Масса атома складывается из массы протонов и нейтронов (ничтожно малой массой электронов можно пренебречь).

    А=Z(число протонов) + N (число нейтронов).

    Массовое число практически равно относительной атомной массе

    III. Закрепление изученного материала.

    1. Заполнить схему «Строение атома».

    Протоны. Обозначаются , имеют массу и заряд

    Нейтроны. Обозначаются , имеют массу и заряд

    Электроны. Обозначаются , имеют массу и заряд

    1. Заполнить таблицу «Состав атомов химических элементов».

    Характеристика химического элемента

    Знаки химических элементов

    Заряд ядра атома

    1. Запишите названия, символы и «координаты» в таблице Д.И. Менделеева химических элементов, атомы которых состоят из:

    Б) 12 протонов, 12 нейтронов, 12 электронов:——————————

    В) 56 протонов, 81 нейтрон, 56 электронов: ——————————–

    Домашнее задание: § 6; упр. 1, 3, 5.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Выполнил: учитель МОУ «СОШ № 29» Полякова Елена Николаевна Основные сведения о строении атома

    Цель урока Сформировать у учащихся понятие об атоме как сложной нейтральной частице, состоящей из протонов, нейтронов и электронов.

    Модели строения атома

    Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц

    Планетарная модель атома 1911 г. – Эрнест Резерфорд АТОМ ядро Электронная оболочка протоны нейтроны электроны (1871–1937) английский физик

    Основные характеристики элементарных частиц Свойства частицы Частица протон электрон нейтрон Масса Заряд Обозначение Число частиц

    В Солнечной системе планеты вращаются вокруг Солнца В атоме электроны вращаются вокруг атомного ядра, которое заряжено положительно и притягивает отрицательно заряженные электроны

    Число протонов и электронов в атоме равно порядковому номеру элемента. Масса атома складывается из массы протонов и нейтронов. A=Z ( число протонов ) + N (число нейтронов) А=А r

    Закрепление изученного материала

    Состав атомов химических элементов Характеристики элемента Знаки химических элементов Na P Al I Au F H Порядковый номер Число протонов Число электронов Заряд ядра Массовое число Число нейтронов 11 11 11 +11 12 23 15 15 15 +15 16 31

    КРОССВОРД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 – Часть атома, в которой сосредоточена практически вся его масса 2 – Как называется модель атома, предложенная Резерфордом? 3 – Элемент, атомы которого содержат 7 протонов, 7 электронов и 7 нейтронов 4 – Частицы, вращающиеся вокруг ядра и имеющие отрицательный заряд 5 – Элемент, атомы которого содержат 8 протонов, 8 электронов и 8 нейтронов 6 – Элемент, название которого переводится с латинского “ несущий свет ” 7 – Элемент, атомы которого содержат 78 протонов, 78 электронов и 78 нейтронов 8 – Частицы, находящиеся в ядре и имеющие положительный заряд 9 – Элемент, в ядре атома которого нет нейтронов 10 – Что означает слово “ атом ” в переводе с греческого языка? 11 – Частицы, находящиеся в ядре и не имеющие заряда

    КРОССВОРД Я Д Р О П Л А Н Е Т А Р Н А Я А З О Т Э Л Е К Т Р О Н Ы К И С Л О Р О Д Ф О С Ф О Р З О Л О Т О П Р О Т О Н Ы В О Д О Р О Д Н Е Д Е Л И М Ы Й Н Е Й Т Р О Н Ы

    Атом электронейтрален , так как содержит одинаковое число протонов и электронов, равное порядковому номеру элемента Атом – сложная нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов и нейтронов Вся масса атома сосредоточена в его ядре, объем которого чрезвычайно мал по сравнению с объемом атома Атом является мельчайшей частицей вещества Основные выводы

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные сведения о строении атома

    Химия 8 класс. 25.09.2012 гУрок с использованием ИКТ.Учитель: Жакашева У.К. ТЕМА: Основные сведения о строении атома. Цель урока: Доказать делимость атома на ос.

    Урок по теме “Основные сведения о строении атома”

    Урок в 11 классе с использованием ИКТ.

    Конспект урока Основные сведения о строение атома

    Конспект урока по химии 8 класс по теме “Основные сведения о строение атома”.

    конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

    Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы.

    Основные сведения о строении атома. Ядро и электронная оболочка

    Основные сведения о строении атома. Ядро и электронная оболочка.

    Основные сведения о строении атомов

    Урок с применением “Сингапурской методики обучения на тему: “Основные сведения о строении атомов”.

    Конспект урока по химии “Строение атомов химических элементов”

    Описание разработки

    Цель урока:

    закрепить знания о строение электронных оболочек атомов.

    Задачи урока:

    Образовательные: выработать умения составлять схемы строения атомов, составлять электронные и электронно-графические формулы атомов.

    Развивающая: развивать умения работать с учебником, работать по алгоритму.

    Воспитательная: развить познавательный интерес к устройству окружающего мира.

    Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева; схемы электронно-графической конфигурации атома (на каждую парту).

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания:

    – пересказ §3 «История создания Периодического закона»;

    – значение Периодического закона, точность прогнозов Д.И. Менделеева;

    – современная формулировка Периодического закона, современные представления о строении атомов элементов;

    – сверка домашнего задания по определению количества элементарных частиц в атомах элементов.

    3. Актуализация знаний:

    1. Из каких элементарных частиц состоит атом?

    2. Какие элементарные частицы называют протонами?

    3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?

    4. Что такое массовое число?

    5. Что такое изотопы?

    6. Какие элементарные частицы называют электронами?

    7. Почему модель строения атома называют планетарной?

    Индивидуальная работа у доски.

    Заполнение таблицы (один учащийся заполняет один столбик).

    4. Изучение нового материала.

    Строение электронных оболочек атомов.

    Электроны располагаются вокруг ядра слоями (энергетическими уровнями). Количество слоев равно номеру периода.

    Максимальное количество электронов на слое вычисляется по формуле:

    N e на слое=2n 2 .

    Для n=1 N=2*1 2 =2; для n=2 N=2*2 2 =8; для n=3 N=2*3 2 =18.

    Количество e на внешнем слое равно номеру группы.

    Записать строение электронной оболочки атомов углерода, азота, натрия.

    Количество подслоев на каждом слое равно номеру слоя.

    На 1-м слое 1 подуровень — 1s.

    На 4-м — 4s4p4d4f.

    Максимальное количество e на подуровне s – 2 (1 ячейка для одного или пары e), p – 6 (3 ячейки), d – 10 (5 ячеек), f – 14 штук (7 ячеек).

    40 20 Ca 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 0 4s 2 4p 0 4d 0 4f 0

    Весь материал – в документе.

    Содержимое разработки

    Строение атомов химических элементов

    (комбинированный)

    Цель урока: закрепить знания о строение электронных оболочек атомов.

    Задачи урока:

    Образовательные: выработать умения составлять схемы строения атомов, составлять электронные и электронно-графические формулы атомов.

    Развивающая: развивать умения работать с учебником, работать по алгоритму.

    Воспитательная: развить познавательный интерес к устройству окружающего мира.

    Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева; схемы электронно-графической конфигурации атома (на каждую парту).

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания:

    – пересказ §3 «История создания Периодического закона»;

    – значение Периодического закона, точность прогнозов Д.И. Менделеева;

    – современная формулировка Периодического закона, современные представления о строении атомов элементов;

    – сверка домашнего задания по определению количества элементарных частиц в атомах элементов.

    Актуализация знаний:

    1. Из каких элементарных частиц состоит атом?

    2. Какие элементарные частицы называют протонами?

    3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?

    4. Что такое массовое число?

    5. Что такое изотопы?

    6. Какие элементарные частицы называют электронами?

    7. Почему модель строения атома называют планетарной?

    Индивидуальная работа у доски.

    Заполнение таблицы (один учащийся заполняет один столбик).

    4. Изучение нового материала.

    Строение электронных оболочек атомов.

    Электроны располагаются вокруг ядра слоями (энергетическими уровнями). Количество слоев равно номеру периода.

    Максимальное количество электронов на слое вычисляется по формуле:

    N e на слое=2n 2 .

    Для n=1 N=2*1 2 =2; для n=2 N=2*2 2 =8; для n=3 N=2*3 2 =18.

    Количество e на внешнем слое равно номеру группы.

    Записать строение электронной оболочки атомов углерода, азота, натрия.

    Количество подслоев на каждом слое равно номеру слоя.

    На 1-м слое 1 подуровень — 1s.

    На 2-м — 2s2p.

    На 3-м — 3s3p3d.

    На 4-м — 4s4p4d4f.

    Максимальное количество e на подуровне s – 2 (1 ячейка для одного или пары e), p – 6 (3 ячейки), d – 10 (5 ячеек), f – 14 штук (7 ячеек).

    40 20 Ca 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 4s 2 4p 4d 4f

    40 20 Ca (внешний слой)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: