Урок 10. Признаки химических реакций

Урок химии “Признаки химических реакций”
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок химии “Признаки химических реакций”

Скачать:

Вложение Размер
urok_himii_v_8_klasse.rar 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки химических реакций

Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • рассмотреть признаки химических реакций;
  • дать первоначальное понятие о классификации химических реакциях по признаку выделения и поглощения теплоты.
  • развивать умения ставить проблемы и решать их;
  • совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности.
  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о продолжительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Оборудование: учебник О.С. Габриелян «Химия 8 класс», компьютер, проектор, экран. Слайдовая презентация в программе Power Point.

Пробирки, спиртовка, химическая ложка, химический стакан, зажим, спички.

Реактивы: Na2CO3; Ca(OH )2 ; CaCJ 3 ; HCl; Zn; NaOH; H 2 SO 4 ; CuSO 4 ; фенолфталеин; сера.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать со слов великого русского ученого М.В. Ломоносова : «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания. (слайд 3)

1.Какие явления называются физическими? Приведите примеры

III. Изучение нового материала.

Кроме физических явлений ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие. Которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются – признаки.

Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока)

-Признаки химических реакций. (слайд 4). Запишите тему урока в тетрадь. А цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.

Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (слайды 6-9)

Известково – туфовые башни Моно озера

Долгое время озеро было ничем не примечательно, ровно до тех пор как уровень воды резко снизился ( к 1994 году- на 15 метров) настолько, что обнажились находившиеся под водой известково-туфовые башни, одно из природных чудес озера. Позже была принята программа по сохранению уникального озера, после чего уровень воды в нем стал постепенно подниматься.

С удовольствием осмотрев и сфотографировав, участники поездки подумали о том что неплохо и освежиться в местном «мертвом море», но подойдя в плотную к воде отказались от этой затеи. Вода у берегов просто кишит рачками, что как-то даже неприятно заходить, хотя вода очень прозрачная и теплая.

Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.

Но вначале инструктаж по технике безопасности. (слайд 10) здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус).

Для протекания многих реакций необходимо создать определенные условия.

Условия для протекания химических реакций.

  1. Соприкосновение;
  2. Нагревание;
  3. Освещение

(Учитель раздает таблицы, учащиеся проводят опыты и заполняют таблицу).

Признаки химических реакций

Победитель конкурса “Электронный учебник на уроке”.

7-й класс

Цель урока:

  • изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
  • совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие:

  • развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
  • вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать способность к само- и взаимоконтролю.

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов, использование ЭФУ.

Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, рабочая тетрадь.

Средства обучения: мультимедийная презентация.

Этапы урока

  • Деятельность учителя
  • Деятельность ученика
  • Примечание

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин

В течение урока вам предстоит работать с электронными приложениями Я надеюсь, что урок будет интересным и полезным для вас.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

II. Проверка домашнего задания – 5 мин

– Ребята, какие явления могут встречаться в нашей жизни?

– Как вы считаете, какие из этих явлений должна изучать физика, а какие — химия?

– Сформулируйте определения физических и химических явлений.

– Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явлений, отличать, определять принадлежность явления к определенной группе. На экране будут представлены картинки физических и химических явлений.

Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.

III. Мотивация к открытию новых знаний – 2 мин

— Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

– Достаточно ли ваших знаний для этого?

– Какой главный отличительный признак химической реакции?

– Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

– Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?

– Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

– Должно быть что-то очень заметное

– Знать признаки химический явлений (реакций)

– Признаки химических реакций

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

IV. Актуализация субъектного опыта учащихся – 3 мин

“Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”.

– Как вы понимаете эти слова?

– Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

  • выявить – (признаки химических реакций)
  • определить – (отличия химических и физических явлений)
  • познакомиться – (с условиями протекания реакций)
  • провести – (химический эксперимент)
  • отметить – (значение химических реакций)

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.

– Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

(учащиеся формируют цели урока)

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

V. Открытие новых знаний, изучение нового материала (лабораторный эксперимент) – 12 мин

– В ходе исследования вы будете выступать в роли юных химиков – экспериментаторов. Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами.

– Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами.

– Какие опыты проводили и какие признаки наблюдали?

– Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

(ребята перечисляют правила ТБ)

Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание

Цель: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, условиях протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.

VI. Закрепление изученного – 5 мин

Используя электронные приложения, ребята закрепляют изученный материал.

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции.

1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.

3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.

– Итак, запишем в рабочую тетрадь признаки и условия протекания реакций

Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.

Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.

Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция – как появляются пузырьки какого-то нового вещества.

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.

Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.

1-2 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.

VII. Применение изученного – 3 мин

– Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но. вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?

– Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются. Можете привести примеры?

– Извержения вулканов. Огромное количество (выделение энергии в виде тепла и света)

– Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные

– Образование пещер, т.к. происходит взаимодействие таких минералов, как известняк, с водой и углекислым газом, что приводит к их растворению?

VIII. Контроль и самоконтроль – 5 мин

1. Установите соответствие

Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Плавление свинца; 3). Загнивание белка; 4). Почернение серебряной ложки.

Название явления: а). Физическое явление; б) Химическое явление.

(1а; 2а; 3б; 4б).

2. Укажите признаки следующих химических реакций

Название химической реакции.

Признак хим. реакции.

  1. Прокисание молока.
  2. Горение бензина.
  3. Разложение сахара.
  4. Образование накипи в чайнике.
  5. Открывание бутылки с газированной водой

– Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. .

Цель: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.

IX. Домашнее задание – 1 мин

Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях. Определите группу явлений: физические или химические

Цель: разъяснение, постановка домашнего задания.

X. Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин

– В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

  • Теперь я знаю, что .
  • Теперь я знаю, как .
  • Теперь я умею.
  • Меня удивило.

– Выразите свое мнение об уроке, выбрав смайлик.

– Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?

– В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.

Химия Признаки химических реакций

Физические явления

Нальем воду в колбу и нагреем ее до кипения. Каждый из вас знает, что при кипении вода превращается в пар, т. е. переходит в другое агрегатное состояние. Однако несложно доказать, что вода и пар — это одно и то же вещество. Подумайте, как это можно сделать.

Нагреем тонкую стеклянную трубку в пламени спиртовки. Стекло станет мягким, и мы легко изменим форму трубки, но стекло как вещество остается тем же.

Эти явления физические. При физических явлениях не происходит образования новых веществ. Изменяется только агрегатное состояние веществ, их форма, а состав веществ остается прежним (рис. 48).

Например, вода — это вещество, которое в природе образует не только реки, моря, но и ледники, и облака. Ледники тают, облака роняют капли воды, вода испаряется, т. е. происходит изменение ее агрегатного состояния, но состав молекул остается неизменным.

Сгибание проволоки, дробление соли, плавление металлов (рис. 49), образование мраморной крошки, перемалывание зерна в муку, превращение воды в пар при кипячении — все это физические явления. Они осуществляются в результате деятельности человека. У веществ при этом изменяется только форма или агрегатное состояние.

Физическими называются явления, при которых изменяется только форма или агрегатное состояние веществ.

Видео

Равновесие реакции

Химическим равновесием называют такое состояние химической системы, при котором протекает несколько химических реакций и скорости в каждой паре прямой и обратной реакции равны между собой. Таким образом, выделяется константа равновесия химической реакции – это та величина, которая определяет для данной химической реакции соотношение между термодинамическими активностями исходных веществ и продуктов в состоянии химического равновесия. Зная константу равновесия можно определить направление протекания химической реакции.

Реакция соединения

По весьма меткому определению великого химика Д. И. Менделеева реакция соединения имеет место быть когда «их двух веществ происходит одно». Примером химической реакции соединения может быть нагревание порошков железа и серы, при которой из них образуется сульфид железа – Fe+S=FeS. Другим ярким примеров этой реакции является горение простых веществ, таких как сера или фосфор на воздухе (пожалуй, подобную реакцию можно также назвать тепловой химической реакцией).

Условия протекания, что провоцирует

Скорость химических реакций — характеристика, которой можно управлять с помощью определенных факторов.

Факторы, влияющие на скорость протекания химических реакций:

  • природа веществ, вступающих в реакцию (например, натрий активно реагирует с водой с воспламенением, а кальций спокойно);
  • концентрация исходных веществ (например, цинк с концентрированной соляной кислотой будет реагировать быстрее, чем с разбавленной);
  • температура (с повышением температуры скорость большинства химических реакций возрастает);
  • давление для реакций с участием газообразных веществ (увеличение давления приводит к возрастанию скорости реакции);
  • наличие катализатора (катализаторы ускоряют химические реакции);
  • поверхность соприкосновения реагирующих веществ (измельченные порошкообразные вещества реагируют быстрее, чем вещества в форме крупных кусков);
  • характер растворителя;
  • световое облучение, ионизирующее излучение и пр. (инициируют или ускоряют протекание реакций).

Зависимость скорости от концентрации веществ в растворах (смесях), вступающих во взаимодействие, изучалась учеными с XIX века. Норвежцы К.Гульдберг и П. Вааге (1867 г.) открыли кинетический закон действующих масс для простых реакций (протекающих в одну стадию). Он формулируется следующим образом:

Если температура воздуха в среде протекания простой реакции постоянна, то отмечается прямо пропорциональная зависимость между произведением концентрации активных веществ и скоростью реакции. При этом все концентрации возводятся в степени, которые равны их стехиометрическому коэффициенту.

для реакции aA+bB=cC

k коэффициент пропорциональности, константа скорости реакции.

Стехиометрический коэффициент — это показатель, который стоит перед символом вещества в химическом уравнении и отражает, сколько вещества участвует в реакции.

Влияние температуры на скорость реакции связано с понятием энергии активации — это избыточная энергия, которую должна приобрести частица, чтобы вступить в химическую реакцию. С повышением температуры возрастает доля частиц, обладающих энергией, значение которой превышает пороговую величину энергии активации. Поэтому большее число частиц вступает в химическую реакцию, скорость реакции возрастает.

На скорость протекания реакций в газообразном состоянии влияет давление. Увеличение давления p аналогично уменьшению объема V, так как эти величины обратно пропорциональны. Эту зависимость выражает уравнение Менделеева-Клайперона:

n— количество вещества

R — универсальная газовая постоянная

возрастает с уменьшением объема, то увеличение давления аналогично повышению концентрации. При повышении давления скорость химической реакции возрастает.

Действенным решением для увеличения скорости реакции является применение катализатора. Он увеличивает скорость реакции, при этом сам в процессе реакции не расходуется, его количество и состав остаются без изменения. Примерную схему реакции с участием катализатора представляют так:

A+K=AK (без катализатора)

AK+B=AB+K (с участием катализатораК),

где К — катализатор, А и В — вступающие во взаимодействие вещества.

Существуют гомогенный и гетерогенный катализ. При гомогенном катализе катализатор находится в том же агрегатном состоянии, что и исходные вещества. При гетерогенном катализе катализатор и исходные веществ находятся в разных агрегатных состояниях.

Биохимические реакции, протекающие в организме животных и человека, протекают с участием естественных катализаторов — ферментов. Их действие очень специфично и зависит от состояния здоровья органов и систем. Ферменты обладают высокой чувствительностью к кислотности внутренней среды, гипертермии, воздействию ряда медикаментозных средств и т.п.

Условия протекания химических реакций

Необходимое и главное условие для протекания большинства реакций между различными веществами — это их соприкосновение. Для обеспечения лучшего контакта вещества измельчают, переводят в газообразное состояние. Многие вещества лучше реагируют друг с другом, если они растворены в воде.

Во многих случаях этого недостаточно, поэтому реагирующие вещества нагревают. Деревянная лучинка, смесь железа и серы, медь могут долгое время сохраняться при комнатной температуре, реакции начинаются только при их нагревании.

“Признаки химических реакций. Условия протекания”

Данный урок по химии (вводный курс) разработан для учащихся 7 класса и направлен на повышение интереса обучающихся к предмету

Просмотр содержимого документа
«”Признаки химических реакций. Условия протекания”»

Химия 7 класс. Вводный курс.

Урок по теме «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»

Всем здравствуйте! Усаживаемся. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому, чтобы объективно оценить работу каждого из вас, внесите свои данные в таблицу регистрации. В ней вы сами будете отмечать свою активность, правильность выполнения заданий при работе по пятибальной системе. В итоге среднее арифметическое число будет вашей отметкой урока. Внесите свои фамилии в бланк с таблицей для оценивания.

Итак, мы с вами продолжаем знакомство с разделом нашего вводного курса химии «Явления, происходящие с веществами». И начнем мы с вами наш урок с выполнения заданий, которые у вас на столах. Работаем парами, и потом обсуждаем результат.

Работа по карточкам:

Задание №1. «Чистые вещества и смеси»(слайд 1)

Подчеркните названия чистых веществ одной чертой, а смеси – двумя: алюминий, кока – кола, кислород, спиртовой раствор йода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.

Чем смеси отличаются от чистых веществ?

Будьте внимательны, нужно одной чертой подчеркнуть названия чистых веществ, а двумя – смеси.

Итак, проверяем, что у вас получилось? Внимание на экран: правильный ответ:……

К чистым веществам отнесли:…..; смесями будут…….. Поднимите, пожалуйста , руки, чья пара не сделала ни одной ошибки.

Хорошо, молодцы! Ставим себе отметки в табличку. И ответим на следующий вопрос: А чем же отличаются смеси от чистых веществ? Почему вы распределили именно так?

Хорошо, правильно. Но, ведь у нас и с чистыми веществами, и со смесями могут происходить различные явления. Какие явления или процессы мы с вами знаем?

Правильно, хорошо, а чем они отличаются?

А теперь посмотрим задание №2: к каким явлениям мы можем отнести эти процессы и почему.

Задание №2 «Физические и химические явления»(слайд 2)

Распространение запаха духов – это явление…………………………………., потому что……………………………………………………………………………………………

Совещаемся, делаем правильные выводы.

Проверяем задание №2: процесс или явление №1 – это… Объясняем почему; №2 – …; №3- …. .

Хорошо, молодцы. И у нас есть еще 3-е задание: давайте выберем, как можно распределить явления

Задание №3 «Физические и химические явления»(слайд 3)

Распределить явления на две группы:

1)плавление льда; 2) ржавление железа; 3) образование белого порошка при измельчении стекла в ступке; 4) высыхание дождевых луж; 5)ветер; 6) морские приливы и отливы; 7) гниение мусора; 8)скисание молока; 9) сжатие пружины; 10)плавление олова

Проверяем, но теперь вы поменяйтесь карточками с другой парой и проверяем. А я говорю правильный ответ:

I –физические: 1), 3) 4), 5), 6) 9),10; II-химические: 2), 7), 8)

Ну вот и, молодцы, справились.

А сейчас мне хочется задать вам такие вопросы:

Как вы думаете, можно ли некоторые физические явления перевести в химические? ——–

Как можно узнать, произошло ли химическое явление или химическая реакция? ——-

Так, молодцы. Вот выяснением всех этих подробностей мы с вами сегодня и займемся. То есть, какой будет наша с вами цель на сегодня?

—Можно ли физические явления перевести в химические. Как определить, прошла ли химическая реакция.

Работа в тетрадях:

Запишем в тетрадях число 19.04.17 и тему нашего урока «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». (слайд 4)

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия.

Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты,

поэтому постоянный контроль опытом необходим”

М.Фарадей(слайд )

И мы с вами, как настоящие химики – практики – исследователи, которые ничего не воспринимают «на слово», а стараются сами все увидеть, все попробовать осуществить и только потом делают какие – то выводы по результатам собственных исследований, начнём свою работу, своё исследование. Итак, какая у нас вами цель сегодня?

—Выяснить, что нужно сделать, чтобы реакция началась, то есть условия возникновения. И как можно определить, что она прошла, то есть признаки.

Но сначала повторим правила техники безопасности.

Итак начинаем наше маленькое исследование:

Еще раз уточним, что мы ищем, что нам нужно определить?

—-условия и признаки

Опыт №1: Найдем у себя на лоточке стаканчик №1 с надписью «сода» и стаканчик №2 с надписью « соляная кислота». Из курса биологии вы знаете, что основу желудочного сока составляет раствор соляной кислоты.

В каких агрегатных состояниях находятся вещества? —- Правильно.

Теперь поближе подвинем стаканчики друг к другу и ответим на вопрос: Что – то происходит?

А когда сможет произойти?

Правильно. Давайте попробуем… Что получилось?

— Бурное выделение газа.

Как вы думаете, это химическое явление? Произошла ли химическая реакция?.

Почему вы так думаете?

Значит, что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?

Что будет здесь признаком реакции?

Начертим в тетради таблицу и начнем её заполнять.( слайд )

Таблица для заполнения

Условия начала реакции

Признаки химической реакции

Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)

Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)

Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)

Записали, хорошо. Когда мы знакомились со смесями и способами их разделения, то проводили опыт с железными опилками и серой. Разделяли смесь магнитом, основываясь на магнитных свойствах железа. Смешивание этих веществ в одной посуде – это какое явление?

Правильно, а можно его перевести в химическое? Как вы думаете?

Что нужно сделать?

Давайте попробуем, соблюдая правила работы с нагревательным прибором. В фарфоровом стаканчике у нас смесь железных опилок и серы, на лоточке есть и ложка для прокаливания веществ.

Опыт 2: Поместим немного смеси в ложку для прокаливания. Зажигаем спиртовку и нагреваем. Что наблюдаем? Что ощущаем?

–Запах, получается однородная масса.

Итак, произошла ли химическая реакция?

Что мы с вами сделали, чтобы она произошла?

— Смешали и нагрели

Хорошо, можно сказать, что здесь несколько иные условия для начала реакции и ее протекания и другой признак реакции?

Опыт 3: А теперь возьмем лучинку и положим рядом со спиртовкой – идет какой – нибудь процесс?

А что можно попробовать сделать, чтобы он начался? —Зажечь.

Зажжём спиртовку, внесем лучинку в пламя, и что видим?

— Она разгорается. Свечение, тепло.

Значит, какие здесь условия и признаки?

–Внести в пламя: признаки- тепло и свет.

Записываем данные в таблицу (слайд )

Опыт 4: А сейчас возьмем раствор медного купороса, который используют для обработки садовых растений от вредителей, и добавим в него щелочь( в некоторых аккумуляторах ). Что видим?

— Красивый голубой осадок.

Итак, признак реакции в этом случае:

–образование осадка, изменение окраски

Запишем в таблицу.(слайд )

Опыт 5: Ну, а если кто- то решит просто слить жидкости из разных аккумуляторов…. Давайте посмотрим, что из этого может выйти. Смешаем содержимое из склянок щёлочь и кислота в пробирке… и…

Но, если мы специально выделим одно из веществ(щёлочь) определяющим реагентом(он называется индикатором) , то посмотрим, что получится на этот раз:….. , а вот теперь добавим кислоту из другого аккумулятора…. И видим, что произошло, наоборот,

То есть, окраска может появиться при химической реакции, а может наоборот исчезнуть. Заносим данные в таблицу. (слайд )

Таблица для заполнения

Условия начала реакции

Признаки химической реакции

Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)

Запах, однородное тв. вещество

Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)

Изменение окраски(появление), осадок

Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)

Добавить индикатор, смешать

Изменение окраски (обесцвечивание)

Итак, подведем итог нашего исследования:

Кто помнит, какой была наша с вами цель, что мы планировали узнать?

–Условия и признаки реакции

Ну и что же? Мы узнали?

—-какие условия нужны, какими могут признаки реакции, зачем нужен индикатор

Давайте перечислим условия возникновения реакции, которые мы выяснили в ходе нашего исследования: Условия протекания химических реакций: 1) соприкосновение веществ; 2) нагревание; хорошо, а что еще мы не назвали?3) время. Верно, все реакции идут с разной скоростью.

Признаки химических реакций: 1) выделение газа; 2) изменение цвета; 3) выпадение осадка; 4) выделение тепла и света.

Вам понравилось быть химиками- исследователями? –

Какой ваш личный результат на сегодня? Что вы научились делать? Что вы можете теперь сделать? (определить условия и признаки)

Как вы думаете, пригодится вам это в жизни?— (дополнит. материал учебника)

Сможете вы теперь определить условия реакции? —А признаки? —

Молодцы! А теперь постарайтесь быстренько объективно определить активность свою и друг друга на уроке и выставить себе отметки в табличку.

Вы дома выращивали кристаллы соли – это химическая реакция? –нет.

Домашнее задание: п. 19; электронный вариант рабочей тетради лаб. опыт №1 стр. 84 или лаб. опыт №6 стр. 86. (слайд )

И у нас осталось немного времени, поэтому постараемся определить, какие условия необходимы для проведения химической реакции, что будет признаком реакции?

Вы сказали, что можете теперь определять условия для реакции иее признаки. Вот и проверим:

Задание 4 «Признаки и условия реакции»(слайд 11)

Определите, какие условия необходимы для проведения реакции, и что будет признаком реакции:

Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

Ржавление железного гвоздя.

Звонок: Урок окончен. Всем спасибо. Карточки с отметками оставьте.

Урок по теме “Химические реакции”

Разделы: Химия

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций.

  • обучающая: содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями; повторить признаки и условия протекания химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;
  • развивающая: развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
  • воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
  • Методы, приемы работы: Метод словесной передачи информации, слухового и зрительного восприятия информации (беседа, рассказ, презентация), демонстрация опытов, самостоятельная работа.

    Оснащение урока: презентация “Химические реакции”, опорный план-конспект, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь.

    Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, тигельные щипцы, растворы хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, соляной кислоты HCL; карбоната кальция СаCO3, порошок железа, порошок серы S.

    Литература:

  • О.С. Габриелян. Химия. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва “Дрофа”, 2006 г.
  • М.Ю. Горшковенко, Химия. 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004
  • О.С. Габриелян., А.В. Яшукова. Химия. 8-9 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008
  • Е.В. Савинкина. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2010
  • Единая коллекция образовательных ресурсов.
  • Коллекция: естественнонаучные эксперименты.
  • Этапы урока:

  • Организационный момент 1-2 мин.
  • Вводная часть – 5 мин.
  • Основной этап – 28 мин.
  • Заключительный этап:
    • Закрепление изученного материала урока – 8 мин.
    • Домашнее задание – 1 мин.
    • Подведение итогов урока – 2 мин

    Ход урока

    Расскажи мне, и я забуду,
    покажи мне, и я запомню,
    вовлеки меня, и я научусь.
    Китайская мудрость

    I. Организационный момент.

    II. Вводная часть

    На прошлых уроках мы изучали основные классы неорганических веществ. Рассмотрели их классификацию, состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Презентация

    Мы приступаем к изучению новой главы “Изменения, происходящие с веществами”. При изучении новой темы:

    • определим – сущность физических и химических явлений;
    • выявим – признаки химических реакций;
    • отметим – условия протекания реакций;
    • познакомимся – с видами химических реакций.

    Сегодня на уроке, используя опорный план – конспект (приложение 1) и имеющиеся у вас знания из курса физики, отметим отличия физических явлений от химических реакций, признаки и условия протекания реакций и дадим первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

    III. Основной этап

    Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая и неживая природа состоит из веществ. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.

    – А как классифицируются явления? (Явления делятся на физические и химические).

    В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел).

    Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

    Задание. Укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь:

    1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
    2. Приготовление порошка из куска мела.
    3. Скисание молока.
    4. Ковка меча.
    5. Гашение чайной соды уксусом.
    6. Вытягивание алюминиевой проволоки.
    7. Таяние снега.
    8. Образование ржавчины.
    9. Горение дров.
    10. Растворение сахара в чае.
    11. Гниение растительных остатков.
    12. Горение угля.
    13. Образование инея на деревьях.
    14. Замерзание воды.
    15. Протухание яйца.

    Проверь себя (на слайде высвечиваются правильные ответы).

    С физическими явлениями вы знакомились при очистке и получении чистых химических веществ.

    – Какими способами можно получать чистые химические вещества?

    1. Дистилляция или перегонка.
    2. Кристаллизация.
    3. Выпаривание.
    4. Фильтрование.
    5. Возгонка или сублимация.
    6. Отстаивание.
    7. Центрифугирование.

    Предложите способы разделения следующих смесей?

    а) соль и вода,
    б) бензин и вода,
    в) чаинки и кипяток,

    (а – выпаривание, кристаллизация, б – отстаивание, в – фильтрование)

    Со способами разделения смесей мы часто встречаемся в повседневной жизни. Например, фильтрование – это основа работы бытовой техники (пылесосов). Его используют хирурги (марлевые повязки на операциях), домохозяйки процеживают молоко, работниками очистных сооружений очищают питьевую воду и т.д. Но не только физические явления стоят на службе человека, происходит вокруг масса и других явлений, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества. Такие явления называются химическими. Их еще называют химическими реакциями.

    Нам сегодня предстоит выяснить, какие внешние признаки сопровождают химические реакции?

    – какие явления мы называем химическими? (Явления, при которых из одних веществ образуются, другие вещества называются химическими).

    • Что мы называем химической реакцией? (Любое химическое явление называется химической реакцией).

    В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие. Главным итогом химической реакции является образование новых веществ, а у новых веществ, конечно же, будут и новые свойства.

    Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций. (Учащиеся отмечают признаки и условия протекания реакций в опорном плане-конспекте)

    В ходе демонстрации опытов, учащиеся в опорном конспекте отмечают признаки и условия протекания реакций.

    В первом опыте нужно выяснить, что происходит с хлоридом железа (III) при добавлении к нему раствора роданида калия KNCS (реакция сопровождается изменением окраски).

    В пробирку нальём 2 мл медного купороса, добавим немного раствора гидрооксида натрия (выпадает осадок голубого цвета Cu(OH)2).

    К полученному раствору Cu(OH)2vдобавить раствор кислоты HCL (осадок растворяется).

    В пробирку с раствором карбоната кальция прильём раствор соляной кислоты HCL и выделяемый газ пропустим через раствор гидроксида кальция (выделяется газ, а раствор мутнеет).

    Горение магниевой ленты (выделяется тепло и свет).

    Нагревание смеси серы и железа.

    Учащиеся перечисляют признаки протекания химических реакций:

    1) Изменение окраски
    2) Появление запаха
    3) Образование осадка
    4) Растворение осадка
    5) Выделение газа
    6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света

    И наконец, давайте выясним вопрос – какие условия необходимы для того чтобы прошла химическая реакция?

    1. Соприкосновение (измельчение, перемешивание)
    2. Нагревание
    3. Действие электрического тока, света.

    Самостоятельное изучение классификации реакций по тепловому эффекту, используя учебник.

    Рассмотрим классификацию реакций по тепловому эффекту. Откройте учебник стр. 137.

    Этап первичной проверки понимания классификации реакций по тепловому эффекту.

    Как классифицируют реакции по тепловому эффекту?

    (Реакции, идущие с выделением теплоты и света называются реакциями горения. Реакции горения это частный случай большой группы химических реакций, идущих с выделением теплоты.

    Но есть реакции, которым для их протекания необходимо теплота.

    В связи с этим реакции можно разделить на экзотермические и эндотермические)

    IV. Заключительный этап

    Проверь свои знания (учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания, а затем на слайде появляются правильные ответы).

    Задание 1. К экзотермическим реакциям относятся:

    А) ржавление железа

    Б) разложение мела при нагревании

    В) горение природного газа

    Г) окисление питательных веществ в живом организме

    Задание 2. Закончите фразу: “В отличие от экзотермических реакций, для эндотермических необходимым условием является…”

    Задание 3. Для наиболее эффективного осуществления реакции горения твердого топлива необходимо:

    А) брать крупные куски топлива
    Б) измельчить топливо
    В) обеспечить доступ воздуха

    Г) ограничить доступ воздуха
    Д) обеспечить постоянное нагревание
    Е) Нагреть для начала реакции

    Химические реакции

    Химическая реакция – это процесс превращения одного или нескольких веществ в другие вещества, в результате чего происходит перераспределение электронов и ядер. Сами ядра атомов при этом не меняются:

    Химические реакции нельзя путать с физическими процессами. В физических процессах вещества сохраняют свой состав, хотя могут образовывать смеси, изменять внешнюю форму либо агрегатное состояние. Так, превращение воды в пар или лед является физическим процессом, а не химической реакцией. Химическое взаимодействие, в результате которого образуется вода, описывается формулой:

    Отличаются химические реакции и от ядерных реакций, в которых происходят изменения в ядрах атомов и образуются атомы новых элементов. В ходе химических процессов новые вещества получаются в результате изменений, происходящих в электронной оболочке атомов.

    Выделяют следующие типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

    Реакция соединения представляет собой образование одного сложного вещества в результате соединения двух или более веществ. Например:

    В результате реакции разложения происходит распад одного сложного вещества на несколько простых.

    Реакция замещения протекает между простыми и сложными веществами, при этом атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

    Zn + 2HCL = ZnCl₂ + H₂

    Реакция обмена возможна между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.

    MgO + H2SO₄ = MgSO₄ + H₂O

    Существует целый ряд признаков, по которым можно классифицировать химические реакции: по агрегатному состоянию, по изменению степеней окисления реагентов, по тепловому эффекту реакции, по направлению протекания, по наличию катализаторов.

    По агрегатному состоянию (газообразному, жидкому, твердому) реагирующих веществ химические реакции подразделяются на гомогенные и гетерогенные. Гомогенные реакции протекают в одной фазе, например, в виде раствора:

    HCl + NaOH = NaCl + H₂O

    Гетерогенные реакции осуществляются на границе раздела двух фаз. Например, твердое вещество и газ:

    По изменению степеней окисления реагентов выделяют окислительно- восстановительные реакции. Окисление – это процесс отдачи электронов, что приводит к увеличению степени окисления. Восстановление – это присоединение электронов и уменьшение степени окисления. Элемент, отдающий электроны, называется восстановителем, а элемент, принимающий электроны, – окислителем. Например, в реакции Fe + CuSO₄ = FeSO₄ + Cu железо отдает два электрона и является восстановителем, а медь принимает два электрона и выступает в качестве окислителя.

    По тепловому эффекту химические реакции делятся на экзотермические (сопровождающиеся выделением тепла +Q) и эндотермические (идущие с поглощением тепла -Q).

    Яркий пример экзотермических реакций – процесс горения:

    CH₄ + 2O₂ = CO₂ + 2H₂O +Q

    К эндотермическим реакциям относятся реакции разложения:

    CaCO₃ = CaO + CO₂ –Q

    По направлению протекания химические реакции бывают обратимыми и необратимыми. Обратимые реакции одновременно протекают в двух противоположных направлениях: H₂ + I₂ = 2HI

    Необратимые реакции идут только в одном направлении: 2Mg + O₂ = 2MgO

    По наличию катализаторов (веществ, участвующих в реакции, изменяющих ее скорость, но остающихся неизменными после завершения реакции) химические реакции подразделяются на каталитические (протекающие в присутствии катализаторов) и некаталитические (идущие без катализаторов). В уравнениях каталитических реакций химическая формула катализатора записывается над знаком равенства или обратимости.

    Скорость химической реакции показывает, как изменяется концентрация реагирующих веществ в единицу времени. Скорость реакции тем выше, чем больше количество реагирующих веществ и чем меньше время самой реакции. Данные процессы изучаются специальным разделом химии – химической кинетикой.

    Скорость химических реакций зависит от следующих условий: наличие катализатора, степень измельченности реагирующих веществ, давление и температура, природа веществ, вступающих в реакцию, концентрация реагентов.

    В соответствие с правилом Вант-Гофа в случае возрастания температуры на каждые 10 градусов по Цельсию скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.

    В результате химических реакций происходит превращение одних веществ в другие. При этом изменяются не только сами вещества, но и их свойства. Такие изменения и являются признаками химических реакций. К ним относятся:

    • Яркое свечение и выделение или поглощение тепла

    При горении магния выделяется много теплоты и излучается яркий свет.

    • Выделение газа

    При нагревании порошка малахита в пробирке образуется углекислый газ, вода и оксид меди CuO.

    • Образование или растворение осадка

    При сливании известковой воды и раствора соды образуется белый осадок, который может легко раствориться в уксусе.

    • Изменение цвета и запаха

    В процессе горения спички образуется специфический запах, кроме того, изменяется цвет пламени и выделяется тепло.

    Скорость химической реакции зависит от целого ряда факторов.

    1. Природа веществ, вступающих в химическую реакцию. Так, чем активнее металл, тем он быстрее окисляется и более бурно взаимодействует с водой. Знание природы реагирующих веществ позволяет предсказать скорость протекания химической реакции.

    2. Концентрация реагентов. Чем выше их концентрация, тем больше скорость реакции, поскольку с увеличением концентрации возрастает количество столкновений молекул реагирующих веществ. Например, горение в чистом кислороде идет гораздо активнее, чем на воздухе, так как концентрация кислорода в воздушной среде в пять раз ниже.

    3. Площадь поверхности реагирующих веществ. Чем эта площадь больше, тем выше скорость реакции. Твердые вещества поэтому измельчают, а жидкости – распыляют. К примеру, если кусок мрамора превратить в порошок, то его реакция с соляной кислотой намного ускорится.

    4. Температура. Повышение температуры на каждый градус ведет к возрастанию скорости реакции. Это связано с увеличение числа активных молекул, имеющих повышенную энергию, способствующую вступлению веществ в химическую реакцию.

    5. Давление. Оно оказывает существенное воздействие на скорость реакции в газообразном состоянии. При увеличении давления скорость реакции возрастает, что объясняется повышением концентрации молекул реагирующих веществ.

    6. Катализатор. Скорость реакции увеличивается в присутствии специальных веществ – катализаторов. Они образуют промежуточные вещества, которые более активно реагируют между собой. При этом сам катализатор в процессе реакции не расходуется. Существуют также вещества, замедляющие процесс реакции (ингибиторы).

    Урок по теме : Признаки химических реакций

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

    Содержимое разработки

    УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ: КОЧИЖОВА Е.А.

    Тема урока: «Признаки химических реакций »

    Цель урока: выявить признаки химических реакций и условия их протекания.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

    Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

    Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

    Воспитательные

    Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира

    Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью

    Развивающие

    Развивать познавательную активность,

    Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

    Развивать навыки работы с компьютером

    Оборудование к уроку

    • На демонстрационном столе:

    свеча, HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, бенгальский огонь, ржавый гвоздь, пробирки, спички, спиртовка.

    • На столах учащихся: HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, пробирки

    лотки для проведения опытов,

    1. Мотивационно-ориентационный этап.

    На столе зажженная свеча (слайд). Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

    Мело, мело по всей земле

    Свеча горела на столе,

    Как летом роем мошкара

    Слетались хлопья со двора

    Метель лепила на стекле

    Кружки и стрелы.

    Свеча горела на столе,

    В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет, относящийся к естественно-научным предметам (вместе с физикой, биологией, географией), – химию. Что изучает химия? (наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).

    В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Эти изменения называются явлениями.

    Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

    – плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

    – затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

    Как называются такие явления? (физические)

    – горение парафина (свет и выделение тепла)

    Как называются такие явления?(химические)

    Какие явления называются биологическими? (изменения, происходящие с живыми организмами)

    Цель нашего урока – изучить признаки химических реакций.

    Предложите схему нашего урока.

    Учитель записывает тему урока на доске (слайд). Запишите тему урока в тетрадь.

    Итак сегодня мы должны:

    • определить • сущность химических явлений

    • выявить • признаки химических реакций

    • отметить • значение химических реакций

    Это будет планом нашего урока.

    2. Операционно-исполнительный этап.(Проверка домашнего задания)

    А) По каким признакам можно отличить физическое явление? (Состав вещества не меняется, меняется форма, размер, агрегатное состояние).

    Биологические явления – это явления, происходящие с живыми организмами.

    А какие явления называются химическими? Приведите примеры.

    Посмотрите на слайды: дождь, снег, радуга и др.

    Назовите из явлений физические, биологические и химические.

    3.Изучение новой темы

    1.Химические реакции. Признаки реакций.

    А) Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова:

    «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.»

    Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие.

    Б) Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? ( провести эксперимент)

    Проведение эксперимента (по группам). Вам необходимо осуществить реакции и указать признак реакции

    Вы должны аккуратно проделать опыты и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). (Вставить в описание опытов пропущенные слова).

    Провести инструктаж.

    1 группа: карбонат кальция +соляная кислота

    2 группа: хлорид железа + роданит калия

    3 группа: нитрат серебра + соляная кислота

    4 группа: цинк + соляная кислота

    5 группа: гидроксид меди +соляная кислота

    Далее каждая группа отчитывается, указывает признак реакции и вешает табличку(1 учащийся) с названием признака на доску: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла.

    Последний опыт «Вулкан на столе»

    В) Какое природное явление напоминает этот опыт? (Сообщение ученика о вулканах)

    Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года ( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

    Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

    Широко развилось как боевое знамя,

    Земля волнуется – с шатнувшихся колон

    Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

    Под каменным дождём, под воспалённым прахом

    Толпами, стар и млад, бежит из града вон.(А.Пушкин)

    Укажите признак реакции?

    Г) Подведение итогов. Заполнение схемы «Признаки реакций» (в тетрадях)

    2. Виды химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

    «Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света.

    Демонстрация горения бенгальского огня. Найдите, как называются такие реакции? (работа с учебником)стр.

    Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

    Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

    В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников. Горящая свеча – символ нашего горения перед Богом, символ нашего единения.

    Ученица читает стихотворение «Огонь»

    Он всегда бывает разным,

    То буяном безобразным,

    То тихоней из тихонь.

    То он змейкой торопливой

    По сухой скользит коре,

    То косматой рыжей гривой

    Полыхает на заре.

    Вот на спичке, как на ветке,

    Голубой дрожит листок.

    Вот, ломая прутья клетки

    Хищный делает бросок!

    Да, огонь бывает разный –

    Синий или золотой,

    Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).

    По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках.

    3. Значение химических реакций.

    Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)

    А) Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.

    Что такое коррозия?

    Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)

    Бумага – 2-10 лет

    Консервная банка – более 90 лет

    Фильтры от сигарет – 100 лет

    Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

    Пластмасса – 500 лет

    Стекло – более 1000 лет

    Вывод о бережном отношении к природе. Этот год в нашей стране проходит под именем Год Экологии!

    Б) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

    Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

    Химия приносит радость и восторг. Это салюты и фейерверки.

    Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

    4. Условия возникновения и протекания реакций. (Прочитайте в учебнике)

    4. Закрепление материала.

    1. Сегодня я понял …

    2. Теперь я могу…

    6. Мне захотелось…

    5. Домашнее задание. §26, стр. составить кроссворд «Физические и химические явления», синквейн.

    Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

    Метель лепила на стекле

    Кружки и стрелы.

    Свеча горела на столе,

    И все терялось в снежной мгле,

    Свеча горела на столе,

    «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»

    Майкл Фарадей, англ.ученый

    Надеюсь, что вы остались довольны уроком. До свидания.

    Содержимое разработки

    Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

    Приготовление порошка из куска мела.

    Скисание молока

    Ковка меча

    Гашение чайной соды уксусом

    Вытягивание алюминиевой проволоки

    Таяние снега.

    Образование ржавчины

    Горение дров

    Растворение сахара в чае

    Гниение растительных остатков

    Горение угля

    Образование инея на деревьях.

    Замерзание воды

    обугливание сахара

    Протухание яйца

    испарение воды

    образование радуги,

    горение свечи,

    образование инея на предметах,

    гниение листьев,

    ржавление железа

    Содержимое разработки

    Самоанализ учебного занятия.

    Урок химии в 8 классе проведен в соответствии с рабочей программой с использованием учебника О.С. Габриеляна «Химия», Москва, Дрофа. 2011.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

    Тема: «Признаки химических реакций»

    Образовательные:

    Сформировать у учащихся представление о признаках химических реакций;

    Сформировать умения работы с химическим оборудованием

    Развивающие:

    Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;

    Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности;

    Развивать устную речь через овладение химическими понятиями и терминами.

    Воспитывающие:

    Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности.

    Обучающийся должен знать:

    Правила техники безопасности с химическими реактивами, признаки химических реакций

    Уметь: проводить химические реакции, определяющие признаки химических реакций.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

    Оборудование: учебник О.С. Габриелян «Химия» 8 класс,

    Данный урок является вторым в разделе «Изменения, происходящие с веществами». В течение всего урока прослеживалась комплексность всех поставленных задач.

    Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Методический аппарат урока соответствовал каждому его аппарату, задачам активизации обучающихся.

    Структура построения урока соответствует содержанию урока, методам обучения.

    Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика. На этапе актуализации опорных знаний, целью которого было обеспечение готовности обучающихся к адаптивной учебно- познавательной деятельности, использовала опорные знания, применяя фронтальный опрос по предыдущей теме. Дидактической задачей данного этапа явилась актуализация опорных знаний, которая позволила в сотрудничестве с учащимися определить тему и цель урока.

    На уроке я использовала следующие приемы: интонационное выделение логически важных моментов изложения; повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания; подробное резюмирование каждого отдельного законченного этапа изложения; сопровождение обобщенных выводов с приведением конкретных примеров; предъявление учащимся переформулированных вопросов, облегчающих понимание их смысла; инструктаж учащихся по составлению (заполнению) таблиц; членение излагаемого учителем материала на развивающие смысловые моменты.

    При изучении нового материала были выбраны методы объяснительно- иллюстративный, словесный и частично – поисковый. Знания не давались в готовом виде. А были получены учащимися в процессе выполнения системы заданий. На этом этапе был проведен эксперимент с веществами, которые окружают нас в повседневной жизни. Для того, чтобы приблизить химию к жизни, я намерено брала вещества такие, как карбонат натрия, дрожжи, что привело к достижению цели данного этапа. На данном этапе при выполнении практической работы учащиеся были активными, с интересом наблюдали за проведением химического эксперимента, делали выводы, наблюдали, обобщали, сравнивали. На уроке была использована проблемная ситуация, которая способствовала повышению познавательного интереса при изучении новой темы.

    Между этапами урока прослеживается логическая связь, по всем этапам урока были подведены промежуточные итоги.

    Все время на уроке использовалось рационально. На каждый этап было отведено оптимальное для данной работы время.

    В течении всего урока обеспечивалась высокая работоспособность учащихся. Это стало возможным благодаря частой смене деятельности учащихся и разными видами предлагаемых заданий.

    Все поставленные цели были реализованы на уроке.

    Образовательная – через работу по изучению нового материала с выполнением практических заданий. Реализация развивающей цели прослеживалась в течении всего урока через беседу с учащимися, через выполнение заданий по изучаемой теме.

    Воспитательная задача также прослеживалась на всех этапах урока. Доброжелательная атмосфера урока поддерживалась за счет культуры общения с учащимися, а также эмоционального настроя в начале урока.

    При закреплении знаний учащимся были предложены вопросы на выявление степени усвоения нового материала.

    На уроке четко был виден деятельностный подход, так как большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно реализовать цели урока. В течении урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся. Этому способствовали такие методы: словесный, практический, иллюстративный, метод самостоятельной работы. Была создана ситуация успеха через формирование ответственного отношения к учению.

    Старалась учитывать на учебном занятии рефлексивную деятельность ученика от самоорганизации к самоосмыслению, до самоутверждения и самореализации.

    Важное значение для усвоения основного материала обучающихся на уроке имеет этап закрепления знаний. Внимание учащихся акцентировалось на опорных понятиях, на выделении главного, на установлении взаимосвязей. На данном этапе использовались обучающиеся карточки.

    Обучающиеся показали на уроке, что умеют доказывать, рассуждать, владеют химической технологией. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку вопросов, через оказание мер помощи.

    Процесс обучения прошел через познание самого ученика, так как обучающиеся были активны, рассуждали, сравнивали, анализировали, обобщали.

    Назначение мультимедийной презентации – активизация учебно- познавательной деятельности, повышение мотивации. Объем и сложность учебного материала соответствовали учебным возможностям данного класса.

    На основных этапах урока использовались информационно- коммуникационные технологии( мультимедийная презентация, выполненная учителем):

    Первичное закрепление знаний.

    Подведение итога урока.

    Психологические и гигиенические требования к уроку, такие как : учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей,

    Характер домашнего задания, полученного учащимися, позволяет закрепить новые знания, активизировать их. Домашнее задание обеспечило целостность и завершенность всего урока, было подчинено его цели.

    В ходе урока был полностью реализован план урока, его цели. Данный урок решал задачу введения учащихся в круг проблем, которые будут изучаться в данном разделе (и последующих), нацеливал учащихся на восприятие нового, на установление связи между темами. Таким образом, урок способствовал целостному восприятию мира и формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся.

    Читайте также:
    Урок 13. Типы химических реакций
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: