Урок 13. Типы химических реакций

Типы ⭐️ протекающих химических реакций

Реакции соединения

Рассмотрим уравнения следующих реакций (рис. 62):

Чем сходны данные реакции между собой? Тем, что в результате взаимодействия двух веществ получается только одно вещество. Такие реакции получили название реакций соединения.

Реакции соединения — это реакции, в результате которых из двух или нескольких веществ образуется одно новое сложное вещество.

В одних случаях из двух простых веществ получается одно сложное, в других — соединяются два и более простых или сложных веществ:

Видео

Реакция замещения

Реакция замещения осуществляется при взаимодействии простого вещества со сложным. Приведем пример химической реакции замещения: если опустить стальной гвоздь в раствор с медным купоросом, то в ходе этого простого химического опыта мы получим железный купорос (железо вытеснит медь из соли). Уравнение такой химической реакции будет выглядеть так:

Классификация химических реакций по агрегатному состоянию реагирующих веществ (по фазовому составу)

Вещества могут существовать в трех основных агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. По фазовому состоянию разделяют реакции гомогенные и гетерогенные .

  • Гомогенные реакции — это такие реакции, в которых реагирующие вещества и продукты находятся в одной фазе, и столкновение реагирующих частиц происходит во всем объеме реакционной смеси. К гомогенным реакциям относят взаимодействия жидкость-жидкость и газ-газ.

Например , окисление сернистого газа:

  • Гетерогенные реакции — это реакции, в которых реагирующие вещества и продукты находятся в разных фазах. При этом столкновение реагирующих частиц происходит только на границе соприкосновения фаз. К таким реакциям относятся взаимодействия газ-жидкость, газ-твердая фаза, твердая-твердая, и твердая фаза — жидкость.

Например , взаимодействие углекислого газа и гидроксида кальция:

Для классификации реакций по фазовому состоянию полезно уметь определять фазовые состояния веществ. Это достаточно легко сделать, используя знания о строении вещества, в частности, о типах кристаллической решетки.

Вещества с ионной, атомной или металлической кристаллической решеткой, как правило твердые при обычных условиях; вещества с молекулярной решеткой, как правило, жидкости или газы при обычных условиях.

Обратите внимание, что при нагревании или охлаждении вещества могут переходить из одного фазового состояния в другое. В таком случае необходимо ориентироваться на условия проведения конкретной реакции и физические свойства вещества.

Например , получение синтез-газа происходит при очень высоких температурах, при которых вода — пар:

Таким образом, паровая конверсия метанагомогенная реакция.

Равновесие реакции

Химическим равновесием называют такое состояние химической системы, при котором протекает несколько химических реакций и скорости в каждой паре прямой и обратной реакции равны между собой. Таким образом, выделяется константа равновесия химической реакции – это та величина, которая определяет для данной химической реакции соотношение между термодинамическими активностями исходных веществ и продуктов в состоянии химического равновесия. Зная константу равновесия можно определить направление протекания химической реакции.

Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов, образующих вещества

По изменению степени окисления элементов химические реакции делят на окислительно-восстановительные реакции, и реакции, идущие без изменения степеней окисления химических элементов.

  • Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) — это реакции, в ходе которых степени окисления веществ изменяются. При этом происходит обмен электронами.

В неорганической химии к таким реакциям относятся, как правило, реакции разложения, замещения, соединения, и все реакции, идущие с участием простых веществ. Для уравнивания ОВР используют метод электронного баланса (количество отданных электронов должно быть равно количеству полученных) или метод электронно-ионного баланса.

В органической химии разделяют реакции окисления и восстановления, в зависимости от того, что происходит с органической молекулой.

Реакции окисления в органической химии — это реакции, в ходе которых уменьшается число атомов водорода или увеличивается число атомов кислорода в исходной органической молекуле.

Например , окисление этанола под действием оксида меди:

Реакции восстановления в органической химии — это реакции, в ходе которых увеличивается число атомов водорода или уменьшается число атомов кислорода в органической молекуле.

Например , восстановление уксусного альдегида водородом:

  • Протолитические реакции и реакции обмена — это такие реакции, в ходе которые степени окисления атомов не изменяются.

Например , нейтрализация едкого натра азотной кислотой:

Читайте также:
Урок 25. Соли

Химические реакции в природе и быту

Химические реакции окружают человека повсюду. Это оседание накипи в чайнике, нарастание в пещере сталактитов, выработка растением в процессе фотосинтеза кислорода, получение лекарственных препаратов и сгорание топлива.

Условно можно разделить их протекание следующим образом:

  1. В окружающем мире: гниение, синтез озона, круговорот веществ в природе и т.п.
  2. В живых существах: дыхание, синтез белков, нуклеиновых кислот, окисление жиров и углеводов, фотосинтез.
  3. В быту: зажигание спичек, сгорание топлива, прокисание продуктов питания, гашение пищевой соды, например, с использованием уксуса, появление черного налета на серебряных изделиях – образование сульфида серебра.
  4. В условиях промышленного производства: фармацевтическая промышленность, производство лакокрасочных материалов, полимеров, металлорудные процессы, военная промышленность и т.д.

Химические реакции

Химическая реакция – это процесс превращения одного или нескольких веществ в другие вещества, в результате чего происходит перераспределение электронов и ядер. Сами ядра атомов при этом не меняются:

Химические реакции нельзя путать с физическими процессами. В физических процессах вещества сохраняют свой состав, хотя могут образовывать смеси, изменять внешнюю форму либо агрегатное состояние. Так, превращение воды в пар или лед является физическим процессом, а не химической реакцией. Химическое взаимодействие, в результате которого образуется вода, описывается формулой:

Отличаются химические реакции и от ядерных реакций, в которых происходят изменения в ядрах атомов и образуются атомы новых элементов. В ходе химических процессов новые вещества получаются в результате изменений, происходящих в электронной оболочке атомов.

Выделяют следующие типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Реакция соединения представляет собой образование одного сложного вещества в результате соединения двух или более веществ. Например:

В результате реакции разложения происходит распад одного сложного вещества на несколько простых.

Реакция замещения протекает между простыми и сложными веществами, при этом атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Zn + 2HCL = ZnCl₂ + H₂

Реакция обмена возможна между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.

MgO + H2SO₄ = MgSO₄ + H₂O

Существует целый ряд признаков, по которым можно классифицировать химические реакции: по агрегатному состоянию, по изменению степеней окисления реагентов, по тепловому эффекту реакции, по направлению протекания, по наличию катализаторов.

По агрегатному состоянию (газообразному, жидкому, твердому) реагирующих веществ химические реакции подразделяются на гомогенные и гетерогенные. Гомогенные реакции протекают в одной фазе, например, в виде раствора:

HCl + NaOH = NaCl + H₂O

Гетерогенные реакции осуществляются на границе раздела двух фаз. Например, твердое вещество и газ:

По изменению степеней окисления реагентов выделяют окислительно- восстановительные реакции. Окисление – это процесс отдачи электронов, что приводит к увеличению степени окисления. Восстановление – это присоединение электронов и уменьшение степени окисления. Элемент, отдающий электроны, называется восстановителем, а элемент, принимающий электроны, – окислителем. Например, в реакции Fe + CuSO₄ = FeSO₄ + Cu железо отдает два электрона и является восстановителем, а медь принимает два электрона и выступает в качестве окислителя.

По тепловому эффекту химические реакции делятся на экзотермические (сопровождающиеся выделением тепла +Q) и эндотермические (идущие с поглощением тепла -Q).

Яркий пример экзотермических реакций – процесс горения:

CH₄ + 2O₂ = CO₂ + 2H₂O +Q

К эндотермическим реакциям относятся реакции разложения:

CaCO₃ = CaO + CO₂ –Q

По направлению протекания химические реакции бывают обратимыми и необратимыми. Обратимые реакции одновременно протекают в двух противоположных направлениях: H₂ + I₂ = 2HI

Необратимые реакции идут только в одном направлении: 2Mg + O₂ = 2MgO

По наличию катализаторов (веществ, участвующих в реакции, изменяющих ее скорость, но остающихся неизменными после завершения реакции) химические реакции подразделяются на каталитические (протекающие в присутствии катализаторов) и некаталитические (идущие без катализаторов). В уравнениях каталитических реакций химическая формула катализатора записывается над знаком равенства или обратимости.

Скорость химической реакции показывает, как изменяется концентрация реагирующих веществ в единицу времени. Скорость реакции тем выше, чем больше количество реагирующих веществ и чем меньше время самой реакции. Данные процессы изучаются специальным разделом химии – химической кинетикой.

Скорость химических реакций зависит от следующих условий: наличие катализатора, степень измельченности реагирующих веществ, давление и температура, природа веществ, вступающих в реакцию, концентрация реагентов.

Читайте также:
Урок 7. Относительная молекулярная и относительная формульная массы

В соответствие с правилом Вант-Гофа в случае возрастания температуры на каждые 10 градусов по Цельсию скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.

В результате химических реакций происходит превращение одних веществ в другие. При этом изменяются не только сами вещества, но и их свойства. Такие изменения и являются признаками химических реакций. К ним относятся:

  • Яркое свечение и выделение или поглощение тепла

При горении магния выделяется много теплоты и излучается яркий свет.

  • Выделение газа

При нагревании порошка малахита в пробирке образуется углекислый газ, вода и оксид меди CuO.

  • Образование или растворение осадка

При сливании известковой воды и раствора соды образуется белый осадок, который может легко раствориться в уксусе.

  • Изменение цвета и запаха

В процессе горения спички образуется специфический запах, кроме того, изменяется цвет пламени и выделяется тепло.

Скорость химической реакции зависит от целого ряда факторов.

1. Природа веществ, вступающих в химическую реакцию. Так, чем активнее металл, тем он быстрее окисляется и более бурно взаимодействует с водой. Знание природы реагирующих веществ позволяет предсказать скорость протекания химической реакции.

2. Концентрация реагентов. Чем выше их концентрация, тем больше скорость реакции, поскольку с увеличением концентрации возрастает количество столкновений молекул реагирующих веществ. Например, горение в чистом кислороде идет гораздо активнее, чем на воздухе, так как концентрация кислорода в воздушной среде в пять раз ниже.

3. Площадь поверхности реагирующих веществ. Чем эта площадь больше, тем выше скорость реакции. Твердые вещества поэтому измельчают, а жидкости – распыляют. К примеру, если кусок мрамора превратить в порошок, то его реакция с соляной кислотой намного ускорится.

4. Температура. Повышение температуры на каждый градус ведет к возрастанию скорости реакции. Это связано с увеличение числа активных молекул, имеющих повышенную энергию, способствующую вступлению веществ в химическую реакцию.

5. Давление. Оно оказывает существенное воздействие на скорость реакции в газообразном состоянии. При увеличении давления скорость реакции возрастает, что объясняется повышением концентрации молекул реагирующих веществ.

6. Катализатор. Скорость реакции увеличивается в присутствии специальных веществ – катализаторов. Они образуют промежуточные вещества, которые более активно реагируют между собой. При этом сам катализатор в процессе реакции не расходуется. Существуют также вещества, замедляющие процесс реакции (ингибиторы).

Урок 13. Типы химических реакций

В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).

Горчакова Ольга Андреевна

Тема урока: Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технология: технология игрового обучения

Форма организации учебной деятельности обучающихся на уроке: групповая

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация;
  • Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД;
  • Закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;
  • применять знания в решении познавательных и практических задач;
  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
  • Развивать умение проводить химический эксперимент.
  • развитие речи, мышления, памяти, воображения, активности, коммуникабельности.
  1. Воспитывающие:
  • Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
  • Прививать интерес к химии.
  1. Здоровьесберегающая:
  • Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами.

Планируемые УУД

Личностные: Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Познавательные УУД: Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Читайте также:
Урок 26. Получение водорода и его применение

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Предметные: Классифицировать химические реакции. Определять степени окисления элементов. Определять окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях. Знать условия смещения и определять направления химических реакций в обратимых реакциях.

Средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор, датчик электрической проводимости, интерактивная доска, презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), карточки с изображением корабля (24 штуки), таблички для названия команд (на столах), два маркера.

1.Команды выбирают цифру и соответствующую букву на игровом поле. Запрещается выкрикивать ответы.

2.В обсуждении вопроса принимают участие все члены команды.

3.На обсуждение вопроса отводится не более 1 минуты.

4.Если у команды нет ответа, то может ответить другая.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, мы заканчиваем изучение темы, и сегодня мы виртуально отправимся в море. Все играли в игру под названием «Морской бой»? У нас сегодня будет что-то похожее.

Вам предстоит впереди большая работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию

1 этап – Контрольный пункт «Подготовка к путешествию»

Учитель: Морская вода, в отличии от дистиллированной содержит большое количество различных растворенных веществ. Ребята, как вы думаете, изменяет ли это свойства воды?

Задание 1

Даны в 3-х стаканчиках: дистиллированная вода , морская соль (сухая) и раствор морской соли.. Используя прибор для электрической проводимости веществ (датчик электрической проводимости), проверить какое из веществ будет являться электролитом и как объяснить электрическую проводимость водных растворов электролитов?

Демонстрация опыта: К доске выходят два ученика и проверяют на электрическую проводимость дистиллированную воду, сухую морскую соль и раствор морской соли.

Фронтальная беседа с классом

Вопросы для повторения, обобщение и систематизация основных понятий

  1. Как вы думаете, почему вода и сухая соль не проводят электрический ток, а раствор соли проводит?
  2. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  3. С какими типами химической связи вещества относятся к электролитам?
  4. Что такое электролитическая диссоциация?
  5. Кто является основоположником ТЭД?
  6. Каковы основные положения теории электролитической диссоциации?
  7. Что такое ион?
  8. Какие ионы называются гидратированными?
  9. Какие ионы называются катионами?
  10. Какие ионы называются анионами?
  11. Что такое степень электролитической диссоциации?
  12. От каких факторов зависит степень электролитической диссоциации?
  13. Какие вещества относятся к слабым электролитам, а какие к сильным?
  14. Какие типы химических реакций вы знаете?
  1. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

4.Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Объяснение правил игры.

Перед началом игры все учащиеся класса, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды. Разделение осуществляется следующим образом. Два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих. Сформированные таким образом команды рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название и записывают его маркером на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Учитель записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную на классной доске.

В столбцах таблицы ассистент учителя будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры, а также крепить магнитные карточки с изображением корабля, в случае уничтожения корабля «противника» (см. Приложение).

На экран высвечивается главный слайд презентации к игре (слайд 2), на котором расположены игровые поля «для стрельбы». В клетках указана «стоимость», соответствующего им вопроса. На игровом поле скрыты 24 кораблей «противников». Координат кораб­лей играющие не знают.

  • Команда называет координаты клетки (первый ход определяется жеребьевкой), по которой она «стреляет». Ученик делает щелчок электронным пером интерактивной доски по соответствующей клетке.
  • На размышление команде дается до 30 секунд или 1 .
  • В случае правильного ответа команда получает соответствующее количество баллов (ассистент записывает баллы, набранные командами, в таблицу результатов).
  • После ответа ход переходит к коман­де-сопернице.
  • Игра продолжается до того момента, когда все корабли будут «потоплены».
  • Победителем объявляется команда, набравшая к моменту окончания игры максимальную сумму баллов.
Читайте также:
Урок 1. Атомы и химические элементы

Пояснительная записка по работе с презентацией игры

Презентация игры выполнена Microsoft Power Point 2007.

Слайд 1. Начало игры.

Переход к игровому полю (Слайд 2) осуществляется по щелчку мыши.

Команды «стреляют», называя координаты «выстрела» (например, а2). Ученик делает щелчок по соответствующей клетке игрового поля команды. По гиперссылке происходит переход на слайд с вопросом (Слайды 2 – 55). Команда читает вопрос, после обдумывания отвечает. Правильный ответ высвечивается с помощью кнопки (внизу слайда). Возврат к игровому полю, осуществляется по кнопке . В случае попадания в корабль «противника» произойдет переход на Слайд 68. Возврат к игровому полю осуществляется по кнопке внизу слайда.

Вопрос: Определите практически, где находится каждое из веществ: NaOH, HNO3, H2O используя индикатор – лакмус

Ответ: NaOH – раствор станет синего цвета, что указывает на наличие щёлочи;

HNO3 – раствор станет красного цвета, что указывает на наличие кислотной среды,

H2O – нейтральная среда – раствор приобретёт фиолетовую окраску

Вопрос: Укажите тип реакции по изменению количества вещества

и состава реагентов

и продуктов реакции:

Ответ: Тип реакции – соединения

(реакции, в результате которых из двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество)

Вопрос: Укажите тип реакции по изменению количества вещества

и состава реагентов

и продуктов реакции:

Ответ: Тип реакции – разложения

(реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ)

Укажите тип реакции по изменению количества вещества

и состава реагентов

и продуктов реакции:

Ответ: Тип реакции – замещения

(реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы в молекулах сложного вещества)

Вопрос Укажите тип реакции по изменению количества вещества

и состава реагентов

и продуктов реакции:

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Ответ: Тип реакции – обмена

(реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями, образуя два новых вещества)

Вопрос: Запишите полное ионное и сокращённое ионное уравнение, молекулярное уравнение которого:

2HCl + Cu(OH)2 = CuCl2 + 2H2O

Ответ: 2H++2Cl – + Cu(OH)2 = Cu2++2Cl- + 2H2O

2H+ Cu(OH)2 = Cu2+ 2H2O

Вопрос: Запишите полное ионное и сокращённое ионное уравнение, молекулярное уравнение которого:

2КОH + H2SO4 = K2SO4+2H2O

Ответ: 2К++ОH- + 2H++SO4 2- = 2K++SO4 2-+2H2O

Вопрос: Определите степени окисления элементов в соединении: СО2

Вопрос: Определите степени окисления элементов в соединении: H2S

Вопрос: Определите степени окисления элементов в соединении: N2

Вопрос: Определите степени окисления элементов в соединении: HNO3

Вопрос: Определите степени окисления элементов в соединении: CaH2

Вопрос: Определите степени окисления каждого элемента.

Укажите процессы окисления и восстановления,

окислитель и восстановитель:

Al 0 – 3 e = Al +3; процесс окисления,

Br2 0 + 1е =2Br-1; процесс восстановления,

Вопрос: Определите степени окисления каждого элемента.

Укажите процессы окисления и восстановления,

окислитель и восстановитель:

NH3 +O2 = N2 + H2O

Ответ: -4 +1 0 0 +1 -2

2N -4 – 4 e = N2 0; процесс окисления,

O2 0 + 2е =2O-2; процесс восстановления,

Вопрос: Как будет диссоциировать вещество в водном растворе?

Ответ: Fe(OH)2 не диссоциирует , так как является не растворимым веществом

Вопрос: Как будет диссоциировать вещество в водном растворе?

Ответ: KOH = K+ + OH-

Вопрос: Как будет диссоциировать вещество в водном растворе?

Ответ: H2SiO3 не диссоциирует , так как является не растворимым веществом

Вопрос: Как будет диссоциировать вещество в водном растворе?

Ответ: HNO3 = H+ + NO3-

Вопрос: Как будет диссоциировать вещество в водном растворе?

Ответ: Na2S= 2Na+ + S2-

Вопрос: Укажите тип реакции по выделению или поглощению энергии

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 + Q

Ответ: Экзотермичекая реакция – реакция, протекающая с выделением теплоты.

Вопрос: Укажите тип реакции по выделению или поглощению энергии

Ответ: Эндотермичекая реакция – реакция, протекающая с поглощением теплоты.

Вопрос: В какую сторону сместится направление реакции при увеличении концентрации реагирующих веществ?

Ответ: Если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (температура, давление, концентрация, внешнее электромагнитное поле), то в системе усиливаются процессы, направленные в сторону противодействия изменениям.

Читайте также:
Урок 8. Химическое количество вещества и моль

Направление реакции – прямое!

Вопрос: В какую сторону сместится направление реакции при повышении температуры?

Ответ: Если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (температура, давление, концентрация, внешнее электромагнитное поле), то в системе усиливаются процессы, направленные в сторону противодействия изменениям.

Направление реакции – обратное!

Слайд . Подведение итогов игры. Переход на Слайд «Поздравляем победителей» осуществляется по кнопке внизу слайда. Оценивание учащихся.

Слайд. Поздравляем победителей.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Каждому необходимо сделать самооценку деятельности на уроке, затем капитан оценивает деятельность каждого участника, его вклад в работу команды и предоставляются оценки учителю, учитель анализирует и выставляет отметки в журнал с комментариями, если оценки рознятся.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (повторить пройдённое по теме, подготовиться к контрольной работе)
  2. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Считаю, что данный тип урока (урок-игра) является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходимо актуализировать и интегрировать разрозненные знания учащихся о классификации химических реакций и об электролитической диссоциации.

  1. Структура урока характерна для данного типа и рациональна для достижения поставленных целей.
  • Организационный момент.

Организационная часть заключалась в проверке наличия учащихся на уроке, наличия необходимых принадлежностей.

  • Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала начинается с вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, определению цели урока, составлению плана урока. Проверка знаний предполагала выявление и оценку путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала.

  • Изучение нового материала.

При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения.

  • Обобщение и систематизация изученного материала.

Закрепление материала проведено в форме игры. Закрепление материала позволило выяснить, что учащиеся в основном поняли материал, помогло выявить ошибки в его понимании и исправить их.

  • Инструктаж по домашнему заданию.

По домашнему заданию был дан подробный инструктаж (зависит от выявленных пробелов в знаниях). Цель его – закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

  • Итоговая часть занятия (рефлексия).

В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока.

  1. Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально.
  1. Образовательные задачи достигаются за счет:
  • Постановки проблемных вопросов, ситуаций.
  • Содержание урока подобрано с учетом возрастных особенностей.
  • Обучение обеспечивается на базовом уровне.

Развивающие задачи урока реализуются за счет

  • Организации познавательной деятельности.
  • Подбора таких вопросов учителя, требующих от учителя выхода из проблемной ситуации.

Воспитательный аспект урока реализуется за счет:

  • Подбора материала блока мотивации.
  • За счет взаимодействия учащегося и учителя во фронтальной работе.

Несмотря на достаточный объём материала, чёткая организация урока способствует успешной реализации поставленных задач.

  1. Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний учащихся об классификации химических реакций и электролитической диссоциации.
  1. Методические приемы в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих методов работы: словесный, наглядный, проблемный.
  1. Формы обучения: общеклассная (фронтальная), индивидуальная.
  1. Контроль усвоений знаний осуществлялся в ходе фронтального опроса, а также в результате набранных баллов в ходе игры.
  1. На уроке целесообразно использовались возможности компьютерного кабинета, мультимедийного проектора, интерактивной доски и сделанной презентации урока, проведение опыта с датчиком электрической проводимости усиливала эмоциональное воздействие.
  1. Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера и интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.
  1. Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

Урок химии “Типы химических реакций”

Описание разработки

Цели урока:

Закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;

Научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;

Читайте также:
Урок 18. Физические и химические свойства кислорода

Рассмотреть классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ;

Продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;

развивать научное мышление обучающихся через установление причинно – следственных связей;

эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.

формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений – логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Первоначальные химические понятия»

урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно – следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.

Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций», на столах у учащихся незаконченный исследовательский кластер «Типы химических реакций», реактивы и оборудование для демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов:Mg , колба с кислородом, железный гвоздь, раствор CuSO 4 , Zn , раствор SnCl 2 , CuO, HCl, малахит.

Ход урока:

Организационный момент: – Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу, чтобы вы получили от нее удовлетворение. Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть мои записи, у Вас есть разум, чтобы их воспринять, у Вас есть смелость , чтобы последовать моим советам, у Вас есть Все, чтобы « подняться на вершину знаний»! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только вперед! В качестве девиза сегодняшнего урока я предлагаю слова Оливэр Уэндэл Хоумза (Слайд № 1).

2. Мотивация. Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, они живут своей жизнью, таинственной, непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свой состав. И задача человека , изучив этот мир, постараться использовать полученные знания на благо. Сегодня, мы продолжим знакомство с удивительным , волшебным миром химических реакций.

Вашему вниманию предлагается кластер, отражающий различные характеристики химических реакций (Слайд №2).

Задание: Заполните пустые овалы

Соответствующей информацией. Раскройте каждый признак

3. Этап актуализации знаний.

Учащимся задаются вопросы , на основании которых заполняются свободные овалы кластера.

Что такое реакция?

Каковы признаки химических реакций?

Каковы условия возникновения химических реакций?

Как много химических реакций окружает нас в жизни?

Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация)

Что такое классификация? (Деление на группы)

Так что же будет являться целью нашего урока?(Изучение типов реакций)

Сравните свои результаты с кластером на слайде № 5.

Классификация химических реакций. Химия. 11 класс. Разработка урока

УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень» О. С. Габриеляна.

Цель: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.

Задачи:

  • Обучающие: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять данные и делать выводы, развитие познавательных способностей
  • Воспитывающие: формирование коммуникативной компетенции: воспитание самостоятельности, сотрудничества.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Читайте также:
Урок 12. Составление уравнений химических реакций

Методы: диалог, частично-поисковый метод.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, реактивы и лабораторное оборудование для проведения лабораторных опытов.

ЦОР: Видеоопыты с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Слайд 2.

?Что объединяет эти явления? Что лежит в их основе?

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин».

Во время грозы образовался озон.

Железный гвоздь, лежавший на влажной земле, покрылся ржавчиной.

Предполагаемые ответы: Все явления объединяет то, что в их основе лежат химические явления, химические реакции.

?Что происходит в ходе химической реакции с веществами?

Слайд 3. В ходе химической реакции из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных по составу, строению и свойствам.

3. Изучение новых знаний

Химические реакции можно классифицировать по различным признакам.

Слайд 4.

?Как вы думаете, по какой признак объединил все указанные реакции:

Данные реакции не сопровождаются изменением состава веществ.

?Как называется явление существования разных простых веществ, образованных одним элементом? (Аллотропия)

?Как называется процесс превращения бутана в изобутан? (изомеризация)

Вывод: Процесс взаимопревращений разных аллотропных модификаций одного химического элемента и реакции изомеризации относятся к реакциям, которые не сопровождаются изменением состава веществ. Слайд 5.

Классификацию химических реакций, протекающих с изменением состава вещества, можно проводить по самым разным признакам.

? Какие типы реакций, протекающих с изменением состава вещества вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: реакция соединения, разложения, обмена, замещения.

Слайд 6. ?Определите, какой признак объединяет эти реакции:

В неорганической химии

В органической химии

Предполагаемые ответы: из нескольких веществ образуется одно, происходит соединение.

?Одинаковый ли механизм протекания реакций такого типа в органической и неорганической химии?

Вывод: Реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество называются реакциями соединения в неорганической химии и реакциями присоединения в органической химии.

Слайд 7. ? Какой признак объединяет реакции:

В неорганической химии

В органической химии

Вывод: В ходе этих реакций из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. В неорганической химии реакции называются реакциями разложения, в органической – реакциями отщепления.

Реакции отщепления – антонимы реакциям присоединения.. Составьте самостоятельно реакции дегидрирования этана и дегидратации этанола.

Слайд 8. Просмотрите видеофрагменты: получение железа из его оксида, взаимодействие натрия с водой

Составьте уравнения данных реакций.

?Какой признак объединяет эти реакции? Какие изменения происходят с веществами в ходе таких реакций?

В ходе реакций атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном. Такие реакции называются реакциями замещения. В органической химии реакции замещения имеют свою специфику.

Слайд 9. Найдите среди перечисленных реакции замещения.

(К реакциям замещения относятся реакции №2 и №3.)

Ребята, определите к какому типу можно отнести реакции между предложенными веществами.

Лабораторная работа (работа в группах)

Проведите опыты, соблюдая правила техники безопасности, заполните таблицу:

Урок 13. Типы химических реакций

Вспомните, чем отличаются химические явления или химические реакции от физических (Конспект).

Процессы превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных по составу или строению, а следовательно, и по свойствам, называются химическими реакциями .

Химические реакции, протекающие
без изменения состава веществ
.

Одно из положений теории химического строения утверждает, что свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения. Следовательно, можно сделать вывод, что некоторые химические реакции могут сопровождаться изменением только качественного или только количественного состава исходных и образующихся веществ или же изменением их строения.

Если качественный и количественный состав реагентов и продуктов реакций не меняется, то, очевидно, изменяется их строение. В курсе органической химии такие вещества называются изомерами, а процессы их взаимного перехода — реакциями изомеризации. Например, известно, что детонационную стойкость бензина характеризует октановая шкала, в которой устойчивость к детонации 2,2,4-триметилпентана (изооктана) принята за 100. А октановое число его изомера, углеводорода С8Н18 нормального строения, равно 20. Получить изооктан из н-октана можно с помощью реакции изомеризации:

Читайте также:
Урок 38. Получение и применение оснований

В неорганической химии одинаковый качественный, но разный количественный состав простых веществ иллюстрируют, например, аллотропные видоизменения кислорода: этот элемент образует два простых вещества — кислород и озон, которые связаны взаимопревращениями. Процесс образования озона происходит при электрических разрядах:

На примере кислорода и озона можно проиллюстрировать философский закон о переходе количественных отношений в качественные. Вспомните и сравните физические, химические и физиологические свойства кислорода и озона.

Влияние строения простых веществ, образованных одним химическим элементом на их свойства, иллюстрируют аллотропные модификации углерода.

Вспомните, какое строение имеют алмаз и графит. У обоих веществ — атомная кристаллическая решётка, только у алмаза она объёмная тетраэдрическая, а у графита — плоскостная. Поэтому алмаз — очень твёрдое вещество, а графит мягок. Алмаз прозрачен и обладает высоким светопреломлением, а графит непрозрачен, тёмно-серого цвета, в отличие от алмаза проводит электрический ток. Тем не менее обе модификации связаны взаимопревращениями:

Процесс получения искусственных алмазов моделирует природные экстремальные явления: проводится при очень высоких давлениях и температурах.

В настоящее время искусственные алмазы получают из графита также при низких давлениях. Такие алмазы значительно уступают природным по ювелирным показателям, но сравнимы с природными по твёрдости, а потому применяются в технических целях.

Первые сведения об аллотропии и аллотропных модификациях связаны с фосфором. В 1669 г. алхимик Хеннинг Брант, прокаливая сухой остаток мочи в попытке получить философский камень, получил белый фосфор (от греч. phos — свет и phoros — несущий), который затем превратился в красный.

Химические реакции, протекающие
с изменением состава веществ

(по признаку числа и состава реагентов и продуктов реакции).

Из курса химии основной школы вы знаете четыре типа реакций по этому признаку: соединения, разложения, замещения и обмена.

1. Реакции соединения (присоединения)
Реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество, называются реакциями соединения .

В неорганической химии весь спектр разнообразных реакций можно проиллюстрировать примерами промышленных процессов:

  1. Реакция горения фосфора — первая стадия получения чистой фосфорной кислоты: 4Р + 5O2 = 2Р2O5
    В этом процессе участвуют два простых вещества и получается одно сложное.
  1. Заключительная стадия получения фосфорной кислоты описывается уравнением Р2O5 + 3Н2O = 2Н3РO4(сложное вещество образуется в результате взаимодействия двух сложных веществ).
  2. На заключительной стадии получения азотной кислоты в реакцию вступают три вещества (одно простое и два сложных): 4NO2 +O2 + 2Н2O = 4HNO3

В органической химии реакции соединения называются реакциями присоединения, так как к основному веществу (субстрату) присоединяется дополнительное вещество (реагент). Такие реакции характерны для непредельных углеводородов и в зависимости от реагента носят видовые названия:

  • гидрирование — присоединение водорода;
  • галогенирование — присоединение галогенов;
  • гидрогалогенирование — присоединение галогеноводородов;
  • гидратация — присоединение воды.

Частным случаем реакции присоединения является реакция полимеризации — соединение множества одинаковых молекул мономера в макромолекулу полимера.

2. Реакции разложения (отщепления)
Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два или несколько новых веществ, называются реакциями разложения .

Рассмотрим реакции разложения на примере реакций получения кислорода лабораторными способами.

  1. Электролиз воды:
  2. Термическим разложением оксида ртути(II) англичанин Джозеф Пристли получил кислород.
  3. Разложение пероксида водорода:
  4. Разложение нитратов:

Последняя реакция используется не для получения кислорода, а в медицинских целях. Полученное при разложении серебро прижигает ранки или удаляет бородавки, если используется особый ляписный (от лат. lapis infernalis — адский камень) карандаш.

В органической химии реакции разложения называют реакциями отщепления. Так, для получения этилена используются реакции дегидратации этанола, деполимеризации полиэтилена, дегидрирования этана (запишите уравнения реакций).

3. Реакции замещения
Реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы другого элемента в сложном веществе, называются реакциями замещения .

Как видно из определения, эти реакции характеризуют свойства классов простых веществ. Например, такое важное свойство галогенов, как их способность вытеснять менее активные галогены из растворов галогеноводородных кислот или их солей: Сl2 > Вг2 > I2.

Аналогично, этот тип реакций характеризует химические свойства металлов:

  1. Щелочные и щёлочноземельные металлы активно взаимодействуют с водой: 2Na + 2Н2O = 2NaOH + Н2
  2. С растворами кислот взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода: Zn + 2НСl = ZnCl2 + H2
  3. Металлы, стоящие в ряду напряжений до металла соли, вытесняют его из раствора соли: Fe +CuSO4 = Сu +FeSO4
  4. Более активные металлы вытесняют менее активные из их оксидов с выделением большого количества теплоты — металлотермия: l +Fe2O3 = Аl2O3 + 2Fe
Читайте также:
Урок 6. Валентность

Реакции замещения характерны для предельных соединений, например галогенирование метана, согласно цепочке переходов: СН4 –> СН3Сl –> СН2Сl2 –> СНСl3 –> ССl4.

Нитрование бензола относится к реакциям замещения, но протекает между двумя сложными веществами: С6Н6 + HNO3 —> C6H5NO2 + Н2O

В органической химии продуктами реакций этого типа являются не простое и сложное вещества, а два сложных. Кроме этого, в реакцию замещения могут вступать и сложные вещества.

4. Реакции обмена
Реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями, называются реакциями обмена .

Для растворов электролитов такие реакции протекают в соответствии с правилом Бертолле (названным по имени предложившего его французского химика Клода Бертолле) и возможны в том случае, если образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (например, вода).

  1. Золотисто–жёлтый осадок иодида свинца выпадает при взаимодействии растворов иодида натрия и нитрата свинца:
  1. Лабораторный способ получения аммиака:

2NH4Cl + Са(ОН)2 = СаСl2 + 2NH3↑ + 2Н2O
NH4 + + ОН – = NH3↑ + Н2
O

  1. Частным случаем реакции обмена является реакция нейтрализации — она протекает между растворами кислот и щелочей:

NaOH + НСl = NaCl + Н2O
OH – + H + = H2O

Химические реакции, протекающие
с тепловым эффектом
.

Важный классификационный признак реакций — выделение или поглощение теплоты. Как правило, реакции соединения сопровождаются выделением теплоты. Такие реакции называются экзотермическими.

Если экзотермическая реакция сопровождается выделением света, то она называется реакцией горения: 2Mg + О2 = 2MgO + Q

Эта реакция широко использовалась раньше при фотографировании. До сих пор можно встретить выражение: «Место происшествия освещали вспышки магния», — хотя сейчас вместо вспышки пламени горящего порошка магния используются электровспышки.

Важным источником теплоты и энергии является горение углеводородов: СН4 + 2О2 –> СО2↑ + 2Н2О + Q

Но нет правил без исключения: реакция взаимодействия азота с кислородом сопровождается поглощением теплоты: N2 + О2 2NO – Q

Такие реакции называются эндотермическими.

Схематично экзо- и эндотермические реакции отражает рисунок.

Если реакции разложения протекают с поглощением теплоты, то в реакциях соединения теплота должна выделяться, и наоборот. Например, практическое значение имеет обжиг известняка: процесс получения ценного химического сырья и строительного материала — негашёной извести:

Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате протекания химической реакции, называется тепловым эффектом реакции .

Если в уравнении реакции указывается тепловой эффект, то уравнение называется термохимическим.

Например:
СН4 + 2О2 —> СO2 + 2Н2O + 800 кДж — реакция экзотермическая;
СаСO3 = СаО + СO2 – 187 кДж — реакция эндотермическая.

Классификация реакций по другим критериям

Классификация реакций — многоплановый процесс. Их можно классифицировать также:

  • по направлению (обратимые и необратимые реакции);
  • по использованию катализатора (каталитические и некаталитические реакции);
  • по агрегатному состоянию реагентов и продуктов реакции (гомогенные и гетерогенные реакции);
  • по изменению степеней окисления элементов, образующих реагенты и продукты реакции (окислительно–восстановительные и реакции, протекающие без изменения степеней окисления).

Конспект урока по химии «Классификация химических реакций». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 11 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Химия

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Введение

Изменения в веществах принято называть явлениями, которые условно называют физические и химические. Давайте подробно разберём данные понятия, и выделим, в чём состоит их отличие.

Чтобы ответить на данный вопрос, проделаем опыт. Возьмите форму для льда, налейте воды с крана и поставьте в морозилку на пару часов. Не трудно предположить, что вода замёрзнет. Почему? Температура замерзания воды 0°C. Если кусочек льда оставить в комнате, то он растает и снова будет жидкостью. Что произошло с водой? Первое, она поменяла форму, жидкость принимает форму сосуда, а также агрегатное состояние жидкость – твёрдое – жидкость. Но вода осталась водой, т.е. не изменился качественный и количественный состав.

Читайте также:
Урок 20. Окислительные процессы

Меняя условия (температуру среды), вода меняет только агрегатное состояние, но никакие больше изменения с ней не происходят, не меняется состав вещества. Такие явления рассматриваются на уроках физики, и они носят название физические.

Примеры данных явлений Вам известен с детства, во время лепки пластилина, от теплоты рук он смягчается. А вспомните свой любимый праздник День Рождения, восковые свечи, которые ставите в торт, если долго придумываете желание, то они станут мягкими. Но что происходит со свечой, когда мы её зажигаем, чтобы загадать желание? Какие процессы происходят во время её горения? В руках она просто смягчается, а во время горения свеча «исчезает», при этом выделяется свет, тепло и газ. Происходят необратимые процессы – образование новых веществ.

Или запишем химическим языком данное явление

Обратите внимание, что качественный состав никак не изменился. Как до, так и после реакции имеется только три элемента: С, О, Н.

Из этого следует, что явления, при которых образуются новые вещества – это химические

Ежесекундно происходят тысячи явлений, мир не стоит на месте, с веществами происходят процессы. Рассмотрим, по каким признакам отличаются физические и химические явления.

Возьмём, к примеру, круговорот воды в природе. Меняя своё агрегатное состояние, она всё также остаётся водой. Самое главное отличие: при физических процессах не образуются новые вещества.

Чтобы понять суть химических явлений предлагаем Вам выполнить ещё один опыт:

Возьмите два стакана, один наполните водой, второй молоком, и оставьте их в тёплом месте на ночь. Проснувшись утром, Вы обнаружите, что внешний вид молока изменился, и не только вид, а вкус и запах. Это яркий пример химической реакции, во время которой происходит изменения вкуса и запаха. Если к образовавшемуся кефиру добавить щепотку соды, наблюдаем выделение пузырьков газа, происходит ещё одна реакция «гашение соды».

Другой пример: качество воды, а именно её твёрдость, легко определить по образованию осадка известняка на чайнике, который легко растворяется в кислоте: уксусной, лимонной. Это также является признаком химической реакции, также как и образование накипи при кипячении.

Следовательно, чтобы отнести какое-либо явление к химическим, сравниваем по следующим признакам:

Физические явления характеризуются сменой агрегатного состояния. Во время химического явления происходят явные изменения, по которым мы можем судить об образовании других веществ.

Уравнения химических реакций

Вещества образуются во время химических процессов. Каждое соединение имеет химическую формулу. Чтобы описать происходящий процесс языком химии, используют уравнения реакций.

Используя постулаты атомно-молекулярного учения, можем сказать, что образование новых веществ является следствием перегруппировки атомов.

Возьмём медную проволоку и нагреем в пламени горелки. Медь металл красного цвета, после нагревания становится чёрной. Что с ней произошло?

Кислород О2 и медь Cu относятся к простым соединениям, образуют сложное соединение CuO.Чтобы описать данный процесс, используем символы в схеме реакции. Слева от стрелки реагенты, справа находятся продукты реакции.

Обратите внимание на рисунок и на схему. Согласно рисунку, чтобы произошла реакция, берут два атома Меди и одну молекулу кислорода О2. В следствии образуется две молекулы CuO оксида меди (II). Схема показывает, что до реакции 1 атом меди и молекула кислорода образуют сложное вещество CuO. Так как не появился новый вид атомов, а произошла только их перегруппировка, то их количество должно быть равно. Посмотрев на схему, можно увидеть, что количество отличается:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: