Урок 14. Выход продукта реакции

Конспект урока по химии на тему “Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного”
план-конспект урока по химии (10 класс)

Цели урока:
1. Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению задач:
1) Вычисление массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции (в%) от теоретически возможного.
2)Закрепить умения пользоваться алгоритмами.
2. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу.
3. Развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества.

Скачать:

Вложение Размер
urok_26.docx 55.42 КБ

Предварительный просмотр:

Химия Дата: 05.12.2018г. Урок №26 Класс:10

Тема: Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

«Не всякому помогает случай.

Судьба одаривает только подготовленные умы»

Цели урока:
1. Образовательная : Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению задач:
1) Вычисление массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции (в%) от теоретически возможного.
2)Закрепить умения пользоваться алгоритмами.
2. Воспитательная : воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу.
3. Развивающая : развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Методы обучения : 1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Работа по карточкам.
Оборудование:
1. Алгоритмы решения расчетных задач различных типов.

2. Набор карточек с различными типами задач.

4.На доске высказывание Луи Пастера.

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя :

– Добрый денье уважаемые гости!

– Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!
Сегодня мы проводим урок по теме: « Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного ».
-Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать?

-А какие типы задач мы с Вами решали?

-Перед тем как вы приступите к выполнению своей работы, давайте ещё раз вспомним алгоритмы решения расчетных задач различных типов.

3.Актуализация опорных знаний

а)повторение алгоритмов решения задач

2. Тип задач: « Выведение молекулярной формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху и массовой доли элементов». При решении данного типа задач необходимо помнить, что молекулярная масса вещества выводится из плотности вещества по другому веществу и равна произведению относительной плотности на относительную молекулярную массу газа, по которому берется относительная плотность, в данном случае по водороду. Далее находится массы соответствующих элементов исходя из формулы.
3. Тип задач: «Выведение формулы вещества на основании его относительной плотности по водороду или воздуху, а так же по массе, объёму или количеству вещества продуктов его сгорания». Первоначально в данном типе задач находят относительную молекулярную массу вещества. Затем исходя из относительной молекулярной массы углекислого газа и того, что в состав молекулы СО2 входит один атом углерода, находят массу элемента углерода в веществе. После этого, исходя из относительной молекулярной массы воды и того, что в состав молекулы Н2О входят два атома водорода в веществе находят массу элемента водорода в веществе. Далее на основании суммы масс элементов углерода определяют, присутствует ли в данном веществе элемент кислорода и если присутствует, то определяют его массу. И только после произведенных расчетов находят индекс атомов, углерода, водорода и кислорода. И в конце обязательно делают проверку, чтобы доказать верность формулы вещества.

Работа с классом. (приложение 1)

Учитель раздаёт на каждую парту лист с химическим диктантом /приложение 1/ и даёт такие комментарии:

– Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.

Далее учитель показывает на слайде “ключ” ответов:

– Я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те дети, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель предложит им выполнить это задание ещё раз на следующем уроке).

Расчет практического выхода продукта реакции в химии

Выход продукта химической реакции

Выход продукта химической реакции — масса продукта, образовавшегося в результате реакции.

  • теоретическим — рассчитанным по уравнению реакции;
  • фактическим — полученным реально в процессе химической реакции.

Если эти два показателя равны, то считают, что реакция идет с количественным выходом. Такую реакцию называют стехиометрической.

Но большинство реакции на практике не дают количественного выхода по следующим причинам:

  • при взаимодействии органических соединений образуются побочные продукты;
  • обратимость реакций;
  • реагенты имеют примеси;
  • потери газообразных веществ, если оборудование недостаточно герметично;
  • потери при кристаллизации и др.

Поэтому для определения эффективности реакции было введено понятие:

относительный выход = ф а к т и ч е с к и й = п р а к т и ч е с к и й в ы х о д т е о р е т и ч е с к и й в ы х о д × 100 % .

Для реакции с количественным выходом относительный выход равен 100%.

Выход продукта реакции определяется двумя параметрами: селективностью и степенью превращения.

Понятие селективности и материального баланса

Селективность — критерий, с помощью которого в химии определяют отношение массы определенного (целевого) продукта к общей массе полученных продуктов.

Степень превращения (конверсии) показывает отношение количества исходного реагента (обычно более дорогостоящего) к количеству полученного целевого продукта.

Например, этот критерий позволяет оценить, какое количество метана CH4 превратилось в угарный газ CO при конверсии водяным паром. Может быть выражена не только через количество вещества, но и через любые пропорциональные ему величины: массу, объем.

Для обеспечения максимального выхода целевого продукта недостаточно только высокой степени конверсии (значительное количество вещества может вступить в реакцию, но не участвовать в образовании целевого продукта) или хорошей селективности, выход продукта определяется совокупностью этих факторов.

Например, N0 моль исходного вещества А вступило в реакцию, из них прореагировало Nx моль со следующим распределением:

  • на образование продукта B было израсходовано NB моль;
  • на образование побочных продуктов C и D было израсходовано NC и ND моль вещества A.

Тогда селективность S реакции по целевому продукту B составит:

  • SB=NB / (NB+NC+ND) или SB=NB / Nx

Степень превращения реагента A для данного примера будет равна соотношению между числом моль прореагировавшего вещества A к общему числу моль, которые были затрачены на реакцию:

Выход продукта ηB в этом примере будет равен соотношению между числом моль реагента A, пошедшего на образование целевого продукта, к числу моль, которые были затрачены на реакцию:

Таким образом, между выходом продукта B, селективностью процесса относительно образования B и степенью превращения исходного реагента A существует взаимосвязь:

Селективность подразделяют на:

  • полную (интегральную) — соотношение между количеством полученного целевого продукта и всех продуктов процесса;
  • мгновенную (дифференциальную) — соотношение между скоростью целевой реакции и скоростью расходования исходного реагента.

Селективность важна для катализаторов, чтобы избирательно увеличивать скорость целевой реакции при наличии нескольких побочных. Высокой селективностью отличаются ферменты (95 — 100%), для гетерогенных катализаторов этот показатель достигает 70%. Гомогенные занимают промежуточное значение.

Выход, степень превращения и селективность — величины безразмерные, учитываются при составлении материального баланса процесса.

Материальный баланс (баланс масс) выводится на основании закона сохранения массы вещества.

Для химических процессов можно сформулировать его так: суммарная масса исходных веществ в начале реакции должна быть равна суммарной массе всех полученных продуктов (целевых и побочных), включая неиспользованные реагенты и растворители, в конце реакции.

Материальный баланс составляется с расчетом расхода реагентов и полученных продуктов на единицу основного продукта. Поскольку на производство вещества поступают в виде смесей, при составлении материального баланса учитывается масса всех компонентов отдельно для твердой, жидкой и газовой фаз. Для процессов, которые идут в несколько стадий, баланс составляется для каждой стадии отдельно.

Материальный баланс, как и выход продукта, может быть:

  • теоретическим — определяют по результатам расчетов химиков-технологов на основании экспериментальных выработок;
  • фактическим — получают в ходе производственного процесса. Всегда меньше теоретического из-за потерь.

Как увеличить выход продукта реакции, способы расчета, формулы

Фактический выход конкретного химического процесса можно увеличивать при регулировании следующих факторов:

  • температура;
  • давление;
  • скорость перемешивания;
  • присутствие катализатора;
  • чистота исходных материалов;
  • эффективность процесса извлечения продуктов;
  • использование одного или нескольких реагентов в избытке и др.

Для каждой химической реакции, лежащей в основе промышленного производства, необходимо эффективно использовать ресурсы, максимально повысить выход целевого продукта, но при этом он должен быть надлежащего качества и в достаточном количестве. Для это обязательно рассчитывают выход продукта.

Расчет выхода продукта

  • массовая доля выхода продукта ω (омега) = m п р m т е о р × 100 % ;
  • объемная доля выхода продукта ω (омега) = V г а з п р V г а з т е о р × 100 % .

Например, если процент выхода равен ω=80%, это означает, что количество полученного продукта составляет 80% от теоретически возможного.

Выход продукта реакции можно выразить также через коэффициент, обозначается буквой η (эта):

Выход продукта η = ν п р ν т е о р = m п р m т е о р = V г а з п р V г а з т е о р .

Как рассчитать теоретический выход продукта реакции, примеры задач

Алгоритм расчета теоретического выхода ηтеор приведен на примере решения следующей задачи:

При взаимодействии 9,84 г оксида железа (III) и 12 г монооксида углерода СО образовались железо и углекислый газ. Рассчитайте теоретический выход (в молях и граммах) железа.

1. Записать уравнение химической реакции:

  • Fe2O3 + CO → Fe + CO2↑;
  • реагенты (исходные вещества) → продукты реакции.

2. Расставить коэффициенты так, чтобы в обеих частях уравнения количество атомов каждого элемента было одинаковым:

  • Fe2O3 + 3CO → 2Fe + 3CO2↑;
  • 2 атома Fe, 3 атома C, 6 атомов O = 2 атома Fe, 3 атома C, 6 атомов O.

3. Вычислить молярные массы реагентов и целевого продукта (для взятого примера — Fe). Из таблицы Менделеева или справочника узнать атомные массы Ar всех составляющих элементов и посчитать молярные массы М 1 моля каждого исходного вещества и целевого продукта:

  • M ( F e 2 O 3 ) = A r ( F e ) × 2 + A r ( O ) × 3 = 56 × 2 + 16 × 3 = 160 г / м о л ь ,
  • M ( C O ) = A r ( C ) + A r ( O ) = 12 + 16 = 28 г / м о л ь ,
  • M ( F e ) = A r ( F e ) = 56 г / м о л ь .

4. Найти количество вещества ν каждого реагента:

  • ν ( F e 2 O 3 ) = m F e 2 O 3 M F e 2 O 3 = 9 , 84 г 160 г / м о л ь = 0 , 0615 м о л ь ;
  • ν ( C O ) = m C O M C O = 12 г 28 г / м о л ь = 0 , 43 м о л ь .

Примечание

Если в условии задачи указана масса только одного реагента, то он считается ключевым, и все дальнейшие расчеты выполняются по нему; ν второго исходного вещества вычислять не нужно (пункт 5 пропускается).

5. Для определения ключевого компонента — реагента, который расходуется быстрее остальных, следует определить продолжительность реакции и теоретический выход:

  • составляется соотношение числа молей одного реагента к числу молей другого:

ν ( C O ) ν ( F e 2 O 3 ) = 0 , 43 м о л ь 0 , 0615 м о л ь = 7 .

Это говорит о том, что количество используемого для реакции CO в 7 раз больше, чем количество Fe2O3;

  • сравниваются стехиометрические коэффициенты при реагентах, которые показывают, сколько молекул каждого вещества требуется для проведения реакции:

Fe2O3 + 3CO → 2Fe + 3CO2↑.

На одну молекулу Fe2O3 должно приходится 3 молекулы CO.

Можно сделать заключение, что CO взят в избытке и расчет следует вести по Fe2O3, который является ключевым компонентом.

6. Fe 2 O 3 160 г / м о л ь 9 . 84 г + 3 CO 28 г / м о л ь 12 г → 2 Fe 56 г / м о л ь m т е о р г + 3 C O 2 ↑ .

По закону кратных соотношений, чтобы найти теоретическое количество целевого продукта νтеор, нужно количество расчетного компонента поделить на коэффициент при нем и умножить на коэффициент при целевом продукте:

νтеор= 0,0615 моль :1 × 2= 0,123 моль — это и есть теоретический выход продукта.

7. Масса продукта (Fe), соответствующая данному количеству вещества, будет равна:

m т е о р = ν т е о р × M п р о д у к т а = 0 , 0615 м о л ь × 56 г / м о л ь = 6 , 888 г .

Если в задаче требуется рассчитать теоретический выход одного или нескольких побочных продуктов, то для каждого из них вычисляется молярная масса (пункт 3), а затем последовательность действий повторяется с 6 пункта.

На практике также важен расчет фактического выхода продукта ηпракт или массовой доли выхода продукта ω в %.

Известно: масса реагента (одного или нескольких) и масса продукта.

Нужно найти: практический выход ηпракт или массовую (объемную) долю ω в % одного или нескольких продуктов реакции.

Пример. При взаимодействии 6,9 г натрия с 100 г воды получили 3 л водорода (н.у.). Вычислите объёмную долю выхода газа (в %).

1. Записать уравнение реакции: Na+ H2O → NaOН + H2↑.

2. Расставить коэффициенты: 2Na+ 2H2O → 2NaOН + H2↑.

3. Вычислить молярные массы реагентов и целевого продукта:

  • M ( N a ) = 23 г / м о л ь ;
  • M ( Н 2 O ) = M ( H ) × 2 + M ( O ) = 1 × 2 + 16 = 18 г / м о л ь .

Так как нужно узнать объемную долю выхода продукта, то вместо M(H2) берется значение молярного объема Vm(H2)= 22,4 л/моль (по закону Авогадро, 1 моль любого газа (н.у) занимает объем 22,4 л).

4. Вычислить количество вещества для реагентов:

  • ν ( N a ) = m ( N a ) M ( N a ) = 6 , 9 г 23 г / м о л ь = 0 , 3 м о л ь ;
  • ν ( H 2 O ) = m ( H 2 O ) M ( H 2 O ) = 100 г 18 г / м о л ь = 5 , 6 м о л ь ;

5. Определить ключевой компонент:

  • соотношение ν ( H 2 O ) ν ( N a ) = 5 , 6 м о л ь 0 , 3 м о л ь = 18 , 7 ;
  • стехиометрические коэффициенты у обоих реагентов = 2, следовательно, воды взято в избытке, расчет будет по натрию.

6. Чтобы найти теоретическое количество целевого продукта νтеор, нужно количество ключевого компонента поделить на коэффициент при нем и умножить на коэффициент при целевом продукте:

ν т е о р ( Н 2 ) = 0 , 3 : 2 × 1 = 0 , 15 м о л ь .

7. Теоретический объем V т е о р ( Н 2 ) = ν т е о р ( Н ) × V m ( H 2 ) = 0 , 15 м о л ь × 22 , 4 л / м о л ь = 3 , 36 л .

8. Объемная доля выхода продукта: ω = V п р V т е о р × 100 % = 3 л 3 , 36 л × 100 % = 89 , 3 %

Известно: Масса реагента и практический выход продукта.

Нужно найти: Массу продукта реакции.

Пример. Какой объем аммиака в литрах (н.у.) можно получить при взаимодействии 13,4 моль водорода с азотом, если практический выход η(NH3)=0,43?

1+2. N2 + 3H2 → 2NH3.

Пункты 3 и 4 не нужны, так как в условии уже указано количество вещества реагента:

  • ν ( H 2 ) = 13 , 4 м о л ь ;
  • V m ( Н 2 ) = 22 , 4 л / м о л ь ;
  • V m ( N Н 3 ) = 22 , 4 л / м о л ь .

Поскольку дано количество вещества только одного реагента, то расчет ведется по нему. Пункт 5 пропускаем.

6. Чтобы найти теоретическое количество целевого продукта νтеор, нужно количество ключевого компонента поделить на коэффициент при нем и умножить на коэффициент при целевом продукте:

νтеор(NН3)=13,4:3×2= 8,9 моль.

7. η = ν п р ν т е о р , тогда фактическое количество вещества νпракт= η×νтеор= 0,43×8,9 моль = 3,83 моль.

8. Фактический объем Vпракт= νпракт × Vm= 3,83 моль × 22,4 л/моль= 85,8 л.

Известно: Масса продукта и его практический выход.

Нужно найти: массу реагента.

Пример. Сколько граммов водорода требуется для реакции с углеродом при получении бензола, C6H6, если теоретический выход 105,3 г, а массовая доля выхода равна 95,8%?

1+2. 6C + 3H2 → C6H6.

3. Вычислить молярные массы реагентов и целевого продукта:

  • M ( Н 2 ) = A r × 2 = 1 , 008 × 2 = 2 , 016 г / м о л ь ;
  • M m ( C 6 H 6 ) = A r ( C ) × 6 + A r ( H ) × 6 = 12 × 6 + 1 , 008 × 6 = 78 , 05 г / м о л ь .

4. Вычислить mпракт. Так как ω = m п р m т е о р × 100 % , т о m п р а к т = m т е о р × ω / 100 .

m п р а к т ( C 6 H 6 ) = 105 , 3 г × 95 , 8 / 100 = 100 , 9 г .

5. Вычислить количество вещества продукта реакции: ν ( C 6 H 6 ) = m ( C 6 H 6 ) M ( C 6 H 6 ) = 100 , 9 г 78 , 05 г / м о л ь = 1 , 3 м о л ь .

6. Чтобы найти количество реагента, нужно количество продукта реакции разделить на коэффициент при нем и умножить на коэффициент при реагенте:

ν ( H 2 ) = 1 , 3 : 1 × 3 = 3 , 9 м о л ь — количество водорода, необходимое для реакции.

7. Масса водорода m(H2)= ν(H2)× M(Н2)= 3,9 моль × 2,016 г/моль= 7,8 г.

Выход реакции. Задачи на выход

Задачи на выход продукта химической реакции. Как решать задачи на выход продукта реакции. Что такое выход продукта химической реакции. Теоретическое и практическое количество продукта химической реакции.

При решении задач на расчеты по уравнениям химических реакций мы принимаем, что в ходе реакции образуется точно рассчитанное количество продукта, исходя из мольного соотношения реагентов и продуктов. Количество продукта реакции, которое должно получится из реагентов согласно стехиометрическим расчетам — это теоретическое количество (масса, объем) или теоретический выход продукта реакции nтеор.

Однако на практике это соотношение не выполняется, и в большинстве случаев образуется меньшее количество продукта реакции, чем было рассчитано — практическое количество (масса, объем) или практический выход продукта реакции nпр.

Практический и теоретический выход не совпадают в силу разных причин — неэффективные соударения реагирующих частиц, побочные процессы, потери в ходе проведения реакции и т.д.

Обратите внимание! Понятия теоретического или практического количества реагента не существует. Ведь мы всегда берем определенное количество реагентов. А вот вступать в реакцию не полностью реагенты могут.

Массовая (мольная, объемная) доля выхода продукта реакции η или ω — это соотношение массы (количества вещества, объема) продукта, которая практически получена в ходе реакции, mпр., к массе (количеству, объему) продукта, которая рассчитана теоретически, mтеор.:

Массовую (мольную, объемную) долю выхода продукта реакции можно выражать в долях, а можно в процентах:

Рассмотрим несколько задач на определение и использование выхода продукта реакции.

1. Какое количество вещества аммиака получится при действии избытка раствора гидроксида натрия на 500 г сульфата аммония, если выход в данной реакции 70%?

Решение.

Количество вещества сульфата аммония:

Теоретическое количество аммиака:

Зная мольную долю выхода продукта реакции, определим практический выход аммиака:

Ответ: nпр.(NH3) = 5,3 моль

2. При хлорировании метана объемом 112 л (н. у.) получен дихлорметан массой 255 г. Определите долю выхода дихлорметана.

Решение.

Количество вещества метана:

Теоретическое количество дихлорметана:

Масса дихлорметана, которая приведена в условии задачи — это практический выход дихлорметана.

Доля выхода дихлорметана:

η = mпр./mтеор. = 255/425 = 0,6 или 60%

Ответ: выход продукта реакции 60%

3. Определите массу оксида меди (II), которая потребуется для получения 500 г нитрата меди, если доля выхода в реакции взаимодействия оксида меди с HNO3 составляет 92%?

4. Определите объем (н.у., л) аммиака, который получится при действии избытка раствора гидроксида натрия на 48 г карбоната аммония, если выход в реакции составляет 70%?

5. Определите массу соли, г, которая образуется при растворении в избытке азотной кислоты 80 г оксида меди (II), если выход в реакции составляет 80%?

6. При термическом разложении 1700 г нитрата натрия было получено 174,4 л кислорода (н.у.). Определите массовую долю выхода в этой реакции.

7. Рассчитайте массу оксида магния, которая образуется при разложении гидроксида магния массой 50 г, если реакция разложений прошла с выходом 95,5%.

8. Какая масса бензола (кг) может получиться из 369,6 м 3 (н.у.) ацетилена, если доля выхода бензола составила 65% от теоретически возможного?

9. Определите массу спирта, полученного при гидратации 40 л пропилена (н.у.), если доля выхода продукта реакции со­ставляет 65% от теоретически возможного.

10. Определите долю выхода в реакции каталитического окисления аммиака кислородом, если при окислении 10 моль аммиака образуется 200 л оксида азота (II) при н.у.?

11. Пары брома объемом 20 л смешали с избытком водо­рода, в результате из смеси выделили 32 л бромоводорода. Определите долю выхода, %, если объемы газов измерялись при одинаковых условиях.

12. Оксид кальция массой 0,64 кг нагрели до 1200° С с до­статочной массой оксида кремния (IV). Масса образовавшегося силиката кальция оказалась равной 1,024 кг. Определите выход (%) реакции соединения.

13. Из 36 г метанола было получено 24 г диметилового эфира. Рассчитайте выход реакции дегидратации

14. Углекислый газ объемом 6 л (н.у.) пропустили над раскалённым углем, продукт реакции пропустили через избыток известковой воды, после чего собрали 7,2 л (н.у.) газа. Определите степень превращения углекислого газа, %.

15. Определите массу, г нитрата аммония, которая содержалась в растворе, если при действии на этот раствор избытка гидроксида кальция выделилось 6 г аммиака. Реакция прошла с выходом 88,2 %.

16. При термическом разложении не загрязненного примесями карбоната кальция образовалось 20 г оксида кальция. Изве­стно, что реакция прошла с выходом 85%. Вычислите массу карбоната кальция, взятого для проведения реакции разложений и объем (н.у.) образовавшегося углекислого газа.

17. Какой объем пропана (н.у.) потребуется для получения 42 г пропена, если доля выхода продуктов реакции составля­ет 60% от теоретически возможного?

18. При бромировании пентена-2 массой 8,4 г получен 2,3-дибромпентан массой 24,3 г. Определите долю выхода продукта реакции.

19. Из 69 г этанола получен бутадиен-1,3 массой 36,85 г. Определите массовую долю выхода продукта реакции.

20. При бромировании 5,4 г дивинила избытком брома обра­зуется 28,2 г 1,2,3,4-тетрабромбутана. Определите выход продукта реакции.

21. Определите, какая масса 2-метилбутана необходима для получения 46,24 г изопрена, если доля выхода продукта реакции со­ставляет 85%?

22. Определ ите объем метана, который потребуется для получения 63 л ацетилена (н.у.), если доля выхода продуктов реакции состав­ляет 70% от теоретически возможного.

23. Определите, какую массу уксусного альдегида можно получить по ре­акции Кучерова из 11,2 л ацетилена (н. у.), если доля выхо­да продуктов реакции составляет 80% от теоретически возможного?

24. При действии избытка воды на 48 г технического карби­да кальция, содержащего 10% примесей, образовался аце­тилен объемом 10,08 л (н.у.). Определите долю выхода продукта ре­акции.

25. Определите массу технического карбида алюминия, содер­жащего 7% примесей, необходимого для получения 56 л метана (н.у.), если доля выхода продуктов реакции со­ставляет 70% от теоретически возможного.

26. Из 179,2 л бутана (н.у.) с объемной долей примесей 25% двухстадийным синтезом получен бутанол-2 массой 159,84 г. Доли выхода продуктов на первой и второй ста­диях одинаковы. Определите доли выхода продуктов реакций.

27. Циклогексан массой 16 г сожгли в избытке кислорода и получен­ный углекислый газ пропустили через избыток раствора гидроксида кальция, в результате чего выпал осадок мас­сой 90 г. Определите массовую долю негорючих примесей в циклогексане, если доля выхода продуктов горения состав­ляет 90% от теоретически возможного.

28. При нитровании 46,8 г бензола получен нитробензол мас­сой 66,42 г. Определите выход продуктов реакции.

Выход есть! Решение задач с массовой долей выхода продуктов

Презентация к уроку

При обучении учащихся решению расчётных задач по химии учителя сталкиваются с рядом проблем

  • решая задачу, учащиеся не понимают сущности задач и хода их решения;
  • не анализируют содержание задачи;
  • не определяют последовательность действий;
  • неправильно используют химический язык, математические действия и обозначение физических величин и др.;

Преодоление этих недостатков является одной из главных целей, который ставит перед собой учитель, приступая к обучению решению расчетных задач.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся анализировать условия задач, через составление логической схемы решения конкретной задачи. Составление логической схемы задачи предотвращает многие ошибки, которые допускают учащиеся.

Цели урока:

  • формирование умения анализировать условие задачи;
  • формирование умения определять тип расчетной задачи, порядок действий при ее решении;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи урока:

  • овладеть способами решения химических задач с использованием понятия “массовая доля выхода продукта реакции от теоретического”;
  • отработать навыки решения расчетных задач;
  • способствовать усвоению материала, имеющего отношение к производственным процессам;
  • стимулировать углубленное изучение теоретических вопросов, интерес к решению творческих задач.

Определяем причину и сущность ситуации, которые описываются в задачах “на выход продукта от теоретического”.

В реальных химических реакциях масса продукта всегда оказывается меньше расчетной. Почему?

  • Многие химические реакции обратимы и не доходят до конца.
  • При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
  • При гетерогенных реакциях вещества плохо перемешиваются, и часть веществ просто не вступает в реакции.
  • Часть газообразных веществ может улетучиться.
  • При получении осадков часть вещества может остаться в растворе.

Вывод:

  • масса теоретическая всегда больше практической;
  • объём теоретический всегда больше объёма практического.

Теоретический выход составляет 100%, практический выход всегда меньше 100%.

Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, – теоретический выход, соответствует 100%.

Доля выхода продукта реакции ( – “этта”) – это отношение массы полученного вещества к массе, которая должна была бы получиться в соответствии с расчетом по уравнению реакции.

Три типа задач с понятием “выход продукта”:

1. Даны массы исходного вещества и продукта реакции. Определить выход продукта.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции. Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Задачи.

1. При сжигании железа в сосуде, содержащем 21,3 г хлора, было получено 24,3 г хлорида железа (III). Рассчитайте выход продукта реакции.

2. Над 16 г серы пропустили водород при нагревании. Определите объем (н.у.) полученного сероводорода, если выход продукта реакции составляет 85% от теоретически возможного.

3. Какой объём оксида углерода (II) был взят для восстановления оксида железа (III), если получено 11,2г железа с выходом 80% от теоретически возможного.

Каждая задача складывается из совокупности данных (известные вещества) – условия задачи (“выход” и т.п.) – и вопроса (вещества, параметры которых требуется найти). Кроме этого, в ней есть система зависимостей, которые связывают искомое с данными и данные между собой.

Задачи анализа:

1) выявить все данные;

2) выявить зависимости между данными и условиями;

3) выявить зависимости между данным и искомым.

1. О каких веществах идет речь?

2. Какие изменения произошли с веществами?

3. Какие величины названы в условии задачи?

4. Какие данные – практические или теоретические, названы в условии задачи?

5. Какие из данных можно непосредственно использовать для расчётов по уравнениям реакций, а какие необходимо преобразовать, используя массовую долю выхода?

Алгоритмы решения задач трёх типов:

Определение выхода продукта в % от теоретически возможного.

1. Запишите уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты.

2. Под формулами веществ напишите количество вещества согласно коэффициентам.

3. Практически полученная масса известна.

4. Определите теоретическую массу.

5. Определите выход продукта реакции (%), отнеся практическую массу к теоретической и умножив на 100%.

6. Запишите ответ.

Расчет массы продукта реакции, если известен выход продукта.

1. Запишите “дано” и “найти”, запишите уравнение, расставьте коэффициенты.

2. Найдите теоретическое количество вещества для исходных веществ. n =

3. Найдите теоретическое количество вещества продукта реакции, согласно коэффициентам.

4. Вычислите теоретические массу или объем продукта реакции.

5. Вычислите практические массу или объем продукта реакции (умножьте массу теоретическую или объем теоретический на долю выхода).

Расчет массы исходного вещества, если известны масса продукта реакции и выход продукта.

1. По известному практическому объёму или массе, найдите теоретический объём или массу (используя долю выхода продукта).

2. Найдите теоретическое количество вещества для продукта.

3. Найдите теоретическое количество вещества для исходного вещества, согласно коэффициентам.

4. С помощью теоретического количества вещества найдите массу или объем исходных веществ в реакции.

1. Для окисления оксида серы (IV) взяли 112 л (н.у.) кислорода и получили 760 г оксида серы (VI). Чему равен выход продукта в процентах от теоретически возможного?

2. При взаимодействии азота и водорода получили 95 г аммиака NH3 с выходом 35%. Какие объёмы азота и водорода были взяты для реакции?

3. 64,8 г оксида цинка восстановили избытком углерода. Определите массу образовавшегося металла, если выход продукта реакции равен 65%.

Урок 14. Выход продукта реакции

Признак

В условии задачи встречается слово «выход». Теоретический выход продукта всегда выше практического.

Понятия «теоретическая масса или объём, практическая масса или объём» могут быть использованы только для веществ-продуктов.

Доля выхода продукта обозначается буквой

(эта), измеряется в процентах или долях.

Также для расчётов может использоваться количественный выход:

I. Первый тип задач

Известны масса (объём) исходного вещества и масса (объём) продукта реакции. Необходимо определить выход продукта реакции в %.

Задача 1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

Найти: -?

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

M(MgSO4) = 24 + 32 + 4 · 16 = 120 г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам

= 120 г/моль · 0,05 моль = 6 г

6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле

(MgSO4)=(5,5г ·100%)/6г=91,7%

Ответ: Выход сульфата магния составляет 91,7% по сравнению с теоретическим

II. Второй тип задач

Известны масса (объём) исходного вещества (реагента) и выход (в %) продукта реакции. Необходимо найти практическую массу (объём) продукта реакции.

Задача 2. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

1. Записываем краткое условие задачи

=80% или 0,8

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

3. Находим по ПСХЭ молярные массы подчёркнутых веществ

M(CaO) = 40 + 16 = 56 г/моль

M(CaC2) = 40 + 2 · 12 = 64г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам

ν(CaO)=16,8 (г) / 56 (г/моль) = 0,3 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (νтеор) и теоретическую массу (mтеор) продукта реакции

6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле

m практич (CaC2) = 0,8 · 19,2 г = 15,36 г

Ответ: m практич (CaC2) = 15,36 г

III. Третий тип задач

Известны масса (объём) практически полученного вещества и выход этого продукта реакции. Необходимо вычислить массу (объём) исходного вещества.

Задача 3. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

3. Вычисляем теоретически полученный объём (массу) и количество вещества продукта реакции, используя формулы:

= 28,56 л / 0,85 = 33,6 л

ν(CO2) = 33,6 (л) / 22,4 (л/моль) = 1,5 моль

4. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

, следовательно

6. Определяем массу (объём) реагента по формуле:

m(Na2CO3) = 106 г/моль · 1,5 моль = 159 г

IV. Решите задачи

Задача №1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

Задача №2 . Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

Задача №3 . Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

Задача №4 . К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ «НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО» Красновская Елена Михайловна Учитель химии ГБОУ СОШ 603 Санкт-Петербург. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСветлана Третьякова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ «НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО» Красновская Елена Михайловна Учитель химии ГБОУ СОШ 603 Санкт-Петербург.” — Транскрипт:

1 РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ «НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО» Красновская Елена Михайловна Учитель химии ГБОУ СОШ 603 Санкт-Петербург

2 Массовая доля выхода продукта реакции (ω – «омега») – это отношение массы полученного вещества к массе, которая должна была бы получиться в соответствии с расчетом по уравнению реакции η вых = m практическая m теоретическая

3 Многие химические реакции не доходят до конца. При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты. При гетерогенных реакциях часть веществ просто не вступает в реакции. Немаловажное значение имеет оборудование, с помощью которого осуществляется химическая реакция. Негерметичность соединений всегда приводит к потерям газообразных веществ. … в реальных химических реакциях масса продукта всегда оказывается меньше расчетной …а? Не знаете?

4 Три типа задач с понятием «Выход продукта» 1. Даны массы исходного вещества и продукта реакции. Определить выход продукта реакции. 2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции. Определить массу продукта. 3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

5 1) Прочитай внимательно условие задачи 2) Запиши: «Дано» и «Найти». 3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты). 4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции. 5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано». (найдите «выход продукта реакции»)

6 При действии алюминия на оксид цинка массой 32,4г получили 24 г цинка. Найдите массовую долю выхода продукта реакции. Дано:Решение: m(ZnO) = 32,4 г m пр (Zn) = 24 г Найти: η в ых (Zn) – ? 1. Внимательно прочитай условие задачи 2. Составьте «Дано» и «Найти»

7 Дано: m(ZnO) = 32,4 г m пр (Zn) = 24 г Найти: η вых (Zn) – ? Решение: 3. Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты 3ZnO + 2Al = 3Zn + Al 2 O 3

8 Дано: Решение: m (ZnO) = 32,4 г 32,4 г ? m пр (Zn) = 24 г 3ZnO +2 Al =3 Zn + Al 2 O 3 3 моль 3 моль Найти: η вых (Zn) – ? По уравнению: m теор. (Zn) = n. M = 0,4 моль. 65г/моль = 26 г n (Zn) = n (ZnO) = = = 0,4 моль m (ZnO) M (ZnO) 32, 4 г 81 г/моль 4. Вычисли массу теоретическую продукта реакции

9 Дано: Решение: m (ZnO) = 32,4 г 32,4 г ? m пр (Zn) = 24 г 3ZnO +2 Al =3 Zn + Al 2 O 3 3 моль 3 моль Найти: η вых (Zn) – ? По уравнению: m теор. (Zn) = nM = 0,4 моль 65г/моль = 26 г 5. Вычисли массовую долю продукта реакции по известной формуле n (Zn) = n (ZnO) = = = 0,4 моль m (ZnO) M (ZnO) 32, 4 г 81 г/моль η вых = = = 0, 92 (92%) m пр ( Zn) m теор (Zn) 24 г 26 г Ответ: 92%

10 1) Прочитай внимательно условие задачи 2) Запиши: «Дано» и «Найти». 3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты). 4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции. 5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода) ( найдите «массу продукта реакции») (практическую)

11 Определите массу оксида алюминия, которая может быть получена из 23,4 г гидроксида алюминия, если выход реакции составляет 92% от теоретически возможного. Дано: Решение: m (Al(OH) 3 )= 23,4 г η вых (Al 2 O 3 ) = 92% Найти: m пр (Al 2 O 3 ) – ? 1. Внимательно прочитай условие задачи 2. Составьте «Дано» и «Найти»

12 3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты). Дано: Решение: m (Al(OH) 3 )= 23,4 г η вых (Al 2 O 3 ) = 92% Найти: m пр (Al 2 O 3 ) – ? 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 +3H 2 O

13 4. Вычисли массу теоретическую продукта реакции Дано: m (Al(OH) 3 )= 23,4 г η вых (Al 2 O 3 ) = 92% Найти: m пр (Al 2 O 3 ) – ? Решение: 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 +3H 2 O 23,4 г? 2 моль1 моль По уравнению: n(Al 2 O 3 ) = ½ n(Al(OH) 3 = ½ = m (Al(OH) 3 ) M (Al(OH) 3 ) 23,4 г 78 г /моль = 0,15 моль m теор. (Al 2 O 3 ) = n M = 0,15 моль 102 г/моль = 15,3 г

14 5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода) Дано: m (Al(OH) 3 )= 23,4 г η вых (Al 2 O 3 ) = 92% Найти: m пр (Al 2 O 3 ) – ? Решение: 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 +3H 2 O 23,4 г? 2 моль1 моль По уравнению: n(Al 2 O 3 ) = ½ n(Al(OH) 3 = ½ = m (Al(OH) 3 ) M (Al(OH) 3 ) 23,4 г 78 г /моль = 0,15 моль m теор. (Al 2 O 3 ) = n M = 0,15 моль 102 г/моль = 15,3 г m пр. (Al 2 O 3 ) = 15,3 г 0,92 = 14 г Ответ: 14 грамм

15 ( Определить массу исходного вещества ) 1) Прочитай внимательно условие задачи. 2) Запиши: «Дано» и «Найти». 3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты). 4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле (m пр / η вых ). 5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

16 1. Внимательно прочитай условие задачи При действии оксида углерода (II) на оксид железа (III) получено железо массой 11,2 г. Найдите массу использованного оксида железа (III), учитывая, что доля выхода продуктов реакции составляет 80% от теоретически возможного. 2. Составьте «Дано» и «Найти» Дано: m пр (Fe) = 11,2 г η вых (Fe) = 80% Найти: M (Fe 2 O 3 ) – ? Решение:

17 3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты). Дано: m пр (Fe) = 11,2 г η вых (Fe) = 80% Найти: M (Fe 2 O 3 ) – ? Решение : Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2

18 4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле (m пр / η вых ). Дано: m пр (Fe) = 11,2 г η вых (Fe) = 80% Найти: M (Fe 2 O 3 ) – ? Решение : Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2 m теор = = =14 г m пр (Fe) η вых (Fe) 11,2 г 0, 8

19 5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции. Дано: m пр (Fe) = 11,2 г η вых (Fe) = 80% Найти: M (Fe 2 O 3 ) – ? Решение : Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2 m теор = = =14 г m пр (Fe) η вых (Fe) 11,2 г 0, 8 По уравнению: n(Fe 2 O 3 ) = ½ n (Fe) = ½ = ½ = 0,125 моль M (Fe) m (Fe) 14 г 56 г/моль m(Fe 2 O 3 ) = n M = 0,125 моль 160 г/моль = 20 г Ответ: 20 грамм

Урок «Решение расчётных задач «Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного»»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Антонова Елена Валерьевна
Предмет: Химия
Класс: 9
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты урока:

личностные: формировать умения понимать значимость химических знаний и вычислительных навыков для решения химических задач Коммуникативные: У станавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы. Метапредметные : формировать умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение; сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); Предметные: установить взаимосвязь понятий: обобщить и закрепить навыки вычисления выхода продукта реакции от теоретически возможного .

Решение расчётных задач «Определение выхода про­дукта реакции от теоретически возможного»

Создание условий для развития навыков решения задач на выход продукта от теоретически возможного, используя алгоритмы решения задач и математических расчетов по химическим формулам.

Образовательные: Обобщить и закрепить навыки вычисления выхода продукта реакции от теоретически возможного
Развивающие: Развитие умения анализировать, рассуждать, умения работать в группах.
Воспитательные: Воспитание чувства взаимопомощи, ответственности.

: ПознавательныеУУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу.

Личностные УУД: овладение системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД: работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Планируемые результаты

Знать Алгоритм решения задач на выход продукта от теоретически возможного

Уметь Решать задачи на выход продукта от теоретически возможного

Личностные: овладение системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Метапредметные: навыки вычисления по формулам

Основные понятия

Практический выход реакции, теоретический выход реакции

Межпредметные связи

Дополнительные

Презентация. Карточки, листы самоконтроля

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Частично поисковая. Детско-взрослое взаимодействие.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организационный момент
Время:2мин:

Позитивный настрой на урок.

Настраиваются на работу. Просмотр слайдов

Формулируют цель и задачи урока

Приветствует учеников. Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать цель урока.

Эмоциональное вхождение в урок

развитие по средствам знаний познавательных интересов

Личностные УУД : Самостоятельно определять цели и задачи урока на основе имеющихся знаний с учетом того, что ещё не известно. : ; .

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке;

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Мотивация учащихся для работе на уроке.

Смотрят сценку. Читают задачи.

1. При восстановлении оксида цинка 200к г оксида цинка, алюминием. Получили цинк. Определите массу полученного вещества, если выход продукта реакции составляет 80%.

2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr 2 O 3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 кг, если практический выход хрома составляет 80 %.

Предлагает посмотреть сценку

Сценка: «Директор металлургического завода просит помощи в решении производственной задачи: «нахождение выхода продукта реакции

развитие по средствам знаний познавательных интересов

Личностные УУД: овладение системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД: работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Повторение пройденногоматериала
Время:

10мин
Цель: , актуализация опорных знаний и умений

Повторить ранее изученный учебный материал .Развивать вычислительные навыки

1 .Записывают на доске формулы:

2. Задание группам

1.Вычислите количество вещества CuO соответствующее 5г.

2. вычислите количество вещества CaO соответствующее 5г

3.вычислите сколько граммов FeO соответствует3 молям

4.вычислите сколько граммов MgO соответствует 2 молям

1.Предлагает записать формулы .

2. Предлагает решить задачи.

1. Записать на доске формулы

2. Решить задачи, условия на слайде

закрепить навыки вычисления по формулам: количество вещества, массы.

Регулятивные УУД: работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Обобщение знаний
Время: 2 мин

Цель: Обобщить знание алгоритма решения задач.

Разсказавают алгоритм решения задач на выход продукта реакции

Спрашивает алгоритм решения задач.

Алгоритм решения на слайде

Обобщить и закрепить навыки вычисления выхода продукта реакции от теоретически возможного

Регулятивные УУД: работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Систематизация знаний
Время:15мин
Цель:

Обеспечение выполнения способов действий на уровне применения в измененной ситуации

1 . При восстановлении оксида цинка 200к г оксида цинка, алюминием. Получили цинк. Определите массу полученного вещества, если выход продукта реакции составляет 80%.

2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr 2 O 3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 ег, если практический выход хрома составляет 80 %.

4. Представление решённых задач.

5. Предлагают «инженеру» включить в отчёт данные полученные при решении задач

Предлагает решить задачи предложенные в сценке.

Читайте также:
Урок 9. Ионы в водном растворе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: