Урок 15. Воздух как смесь газов

Урок окружающего мира. Воздух – это смесь газов.
план-конспект по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру.

Воздух – это смесь газов

Скачать:

Вложение Размер
urok_okruzhayushchego_mira._vozduh_-_eto_smes_gazov.docx 22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир 3 класс

Тема: Воздух-смесь газов.

Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;
  • развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Предметные: научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;

Метапредметные: научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

– оборудование для проведения опытов;

– карточки для кластера;

– «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.»;

– мини-кластеры по группам;

-Экологические задачи (раздаточный материал);

– индивидуальные оценочные листы.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк Окружающий нас мир

Начинается урок. Интересно познавать.

Тихо девочки за парту сели, Его тайны и загадки

Тихо мальчики за парту сели. Мы готовы разгадать.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)

– Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача – угадать и привести примеры.

– Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)

– А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)

– Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке?(нет) Посмотрите внимательно.(нет, ничего)

– А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище: « Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Что это?»

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь ?

– Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем на конференции, составим кластер .

– Как мы сможем ответить на вопросы, которые поставим перед собой? (проведём опыты или исследования, используем жизненный опыт, воспользуемся материалом учебника и помощью учителя).

Работа с текстом.

– Про воздух говорят: « Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:1) Что такое воздух? 2) Какой газ самый важный и почему? 3) Что такое атмосфера ? 4) Сколько человек может прожить без воздуха?

Заполнение диаграмм « Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:

Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.

– Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

4.Совместное открытие знаний.

Доказываем реальность воздуха.

– Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?

– Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах ( 1 мин): мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы – это лаборатории.

Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)

Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)

Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

– Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.

1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.

2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?

Вывод: воздух легче воды.

3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 5. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)

Вывод: воздух поддерживает горение.

-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)

Опыт 6. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.

Опыт 7. Разбор опыта в учебнике.

– Что происходит? Почему это стало возможным?

Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер. Послушаем стихотворение о свойствах воздуха (3 учащихся):

Он прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,

Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла

Он окутывает нас. И лежит на них каймой.

Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,

Пахнет свежестью смолистой, Мы о нём не говорим.

Пахнет дубом и сосной. Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

Работа в группах.

– Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: « Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

– Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.

– Казалось бы человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле? К нам пришла телеграмма: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Жители города».

– Выберите и наклейте, что является источником загрязнения воздуха (работа в парах с картинками).

– Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? ( 10 тонн )

– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? ( Установка очистных сооружений )

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? ( 14 кг)

– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? ( Озеленение окружающей среды )

Тест « Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.

  1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

– Послушаем стихотворение « Берегите свою планету»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

– Назовите тему урока одним словом. ( воздух)

– Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? ( жизнь)

– Заполните индивидуальный оценочный лист.

– Приём « Светофор». С помощью стикера покажите, как усвоен материал:

7.Домашнее задание. ( по выбору)

– Нарисовать рисунок на формате А4, написать не менее 5 правил: « Как сделать город чистым»;

– подготовить сообщение о воздухе;

– составить кроссворд по теме « Воздух».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме “Про воздух”. Мастер-класс урока окружающего мира по теме “Про воздух”.

Одна из основных задач педагогов – разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е.

урок окружающего мира “Воздух. Свойства воздуха”

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету.

Урок окружающего мира в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: Воздух- это смесь газов.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что такое воздух. Расширить знания учащихся о значение воздуха на земле. Разъяснить важность охраны природы. Развить у учащихся умение анали.

Презентация к уроку окружающего мира Воздух вокруг нас 3 класс

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.

урок окружающего мира “Воздух”

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Тема: «Воздух и его свойства воздуха».Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской де.

Презентация к уроку окружающего мира “Воздух”

Красочная презентация к уроку окружающего мира.

Урок окружающего мира “Воздух и его свойства” в 3 классе

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (Школа России).

Урок “Воздух – природная смесь газов”

Разделы: Химия

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе как природной смеси газов, полученные на уроках химии, физики, биологии.

  • познакомиться с историей формирования атмосферы, химическим составом воздуха;
  • расширить знания о воздухе, его составных частях и их свойствах;
  • убедиться во взаимном влиянии веществ атмосферного воздуха и живых организмов друг на друга;
  • закрепить навыки проведения химического эксперимента, соблюдать правила техники безопасности; умения решать расчетные задачи с использованием понятий: массовая доля химического элемента, молярный объем газа, молярная масса воздуха;
  • познакомиться с видами загрязнения атмосферы и мерами по ее охране.

Форма урока. Научно-практическая конференция

Оборудование. Мультимедийные слайды, приборы и реактивы.

На столе учителя: приборы для получения озона и кислорода, спектрограф; спектры излучения газов.

Реактивы: 30% раствор пероксида водорода, перманганата калия, иодида калия, крахмала.

На столах учащихся: прибор для получения и собирания газов, химический стакан, спиртовка, спички, лучина, древесный уголек.

Реактивы: кристаллический перманганат калия, раствор известковой воды.

Урок начинается вступительным словом учителя.

При слове «воздух» большинству из нас невольно приходит на ум, быть может, несколько наивное сопоставление: воздух – это то, чем дышат. Действительно, в этимологическом словаре русского языка указывается, что слово «воздух» заимствовано из церковно-славянского языка: «воздыхать». С точки зрения биологической, воздух, следовательно, является средой для поддержания жизни за счет кислорода. В составе воздуха могло бы и не быть кислорода – жизнь все равно развивалась бы в анаэробных формах. Но полное отсутствие воздуха, по-видимому, исключает, возможность существования каких бы то ни было организмов.

Для физиков воздух – прежде всего земная атмосфера и газовая оболочка, окружающая

А что же представляет сам воздух с точки зрения химии? (учащиеся дают ответ).

Много сил, труда и терпения потребовалось ученым, чтобы раскрыть эту загадку природы, что воздух – не самостоятельное вещество, как считалось еще более 200 лет тому назад, а представляет сложную смесь газов. Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый – художник Леонардо да Винчи (XV век).

(Учитель называет тему, цель, задачи, план и форму проведения урока).

2. Воздух – природная смесь газов

(Эта часть урока проходит в форме конференции, сопровождается презентацией и демонстрационными опытами. Учащиеся внимательно слушают докладчиков, заполняют таблицу, на основе которых в конце урока и будет сформулирован общий вывод

по данной теме).

1. Атмосфера Земли, этапы формирования, строение и состав.

Атмосфера («атмос» – пар; «сфера» – шар).

Атмосферой принято считать ту область вокруг земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Масса этого воздушного океана внушает уважение – составляет около 3,15-5,15 · 10 15 т. От поверхности Земли более чем на 1,5 тысячи километров.

Первая атмосфера Земли состояла из водорода, который «ушел» в космическое пространство.

Вторая (известная как первичная) состояла из вулканических газов. В первичной атмосфере Земли кислород отсутствовал.

Было предложено три варианта состава первичной атмосферы:

Около 4 миллиардов лет назад атмосфера Земли состояла в основном из углекислого газа. Постепенно он растворялся в воде, реагировал с горными породами, образуя карбонаты и гидрокарбонаты кальция и магния. С появлением зеленых растений этот процесс стал протекать гораздо быстрее. К моменту появления человека углекислый газ, так необходимый растениям уже стал дефицитом. Его концентрация в воздухе до начала промышленной революции составляла всего 0,029%. В течение 1,5 млд лет содержание кислорода постепенно увеличивалось.

Химический состав воздуха

Основным из составляющих воздуха для нас является кислород, его в воздухе 21% по объему. Разбавлен кислород большим количеством азота – 78% от объема воздуха и сравнительно маленьким объёмом благородных инертных газов – их около 1%. Входят в состав воздуха также переменные составляющие – оксид углерода (IV) или углекислый газ и водяной пар, количество которых зависит от различных причин. Например, углекислого газа много в воздухе городов, лишенных зелени, водяного пара – над поверхностью океанов и морей. В воздухе содержится небольшое количество оксида серы (IV) или сернистого газа, аммиака, метана, оксида азота (I) или закиси азота, водорода. Особенно насыщен ими воздух вблизи промышленных предприятий, газо-нефтяных месторождений или вулканов. В верхних слоях атмосферы существует еще один газ – озон. Летает в воздухе и разнообразная пыль, которую мы можем легко заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

Учитель. Газы воздуха стали собирать под стеклянными колпаками, изучать их химические реакции с твердыми и жидкими веществами, исследовать, используя приборы, подаренные химии ее вечной спутницей – физикой. Особенно помог спектрограф, позволяющий снимать у газов их индивидуальные «отпечатки пальцев». Что же узнали ученые о свойствах отдельных газов, составляющих воздух? Каковы их особенности поведения?

(Учащиеся излагают материал в строго логической последовательности. Сначала дают характеристику элементу: особенности строения атома и его свойства, нахождение в природе и история открытия. Затем – вещества, их строение, физические и особые химические свойства, значение в природе и влияние на живые организмы).

Постоянные составляющие газы воздуха.

2. Кислород (приложение, стр. 2 – 3)

3. Азот (приложение, стр. 3 – 4)

4. Инертные газы (приложение, стр. 5 – 6)

(Демонстрационный опыт. Спектрограф. Спектры испускания газов).

Переменные составляющие газы воздуха

5. Оксид углерода (IV) (приложение, стр. 6 – 7)

6. Озон (приложение стр. 7 – 8)

(Демонстрационный опыт. «Получение озона и его распознавание»).

3. Обобщение

(проходит в форме фронтальной беседы по результатам заполнения таблицы, выводы учащиеся записывают в тетрадь).

1. Воздух – природная смесь газообразных веществ, в которой каждое вещество имеет и сохраняет свои физические и химические свойства, поэтому воздух можно разделить.

2. Воздух – это бесцветный газообразный раствор, плотность – 1,293г/л, при температур -190 0 С он переходит в жидкое состояние. Жидкий воздух представляет голубоватую жидкость.

3. Живые организмы тесно связаны с веществами воздуха, которые оказывают определенное воздействие на них. И в то же время живые организмы влияют на него, так как выполняют определенные функции: окислительно-восстановительную – окисляют, например углеводы до углекислого газа и восстанавливают его до углеводов; газовую – поглощают и выделяют газы.

Таким образом, живые организмы создали в прошлом и поддерживают миллионы лет атмосферу нашей планеты. Она не только обеспечивает нормальный ход процессов жизнедеятельности многих организмов (на каждого человека приходится 1,5·10 6 т воздуха), но и понижает интенсивность коротковолновой и особенно корпускулярной части солнечного излучения. Прохождение солнечных лучей через слой воздушной оболочки зависит не только от оптических свойств ее газовых составляющих и от количества взвешенных в воздухе частиц пыли, но и от размеров самих молекул газов. Свет, оказывается, может рассеиваться, отражаясь от таких малых частиц, как молекулы! Сильнее всего в воздухе рассеиваются видимые лучи с самой короткой длиной волны – голубые и синие. Так цвет неба получил, наконец, строго научное объяснение!

Ровный, чистый, сине – голубой цвет у нас над головой не просто случайная прихоть Природы: многочисленные молекулы воздуха сообщают нам тем самым о своем неизменном присутствии, о постоянном дозоре над созданной ими колыбелью жизни…

7. Виды загрязнения воздуха и меры по его защите (приложение стр. 8)

4. Практикум

(Вторая часть урока проходит в форме практикума. Учащиеся решают расчетные задачи, выполняют фронтальные лабораторные опыты).

1. Для решения задач используется средняя масса воздуха. Определите молярную массу воздуха, если его плотность составляет 1, 293г/л.

М = 22,4л/моль · 1,293г/л = 29(г/моль)

2. Фронтальный лабораторный опыт. Получение и распознавание газов.

(Учащиеся получают кислород разложением перманганата калия и собирают вытеснением воздуха. Распознают кислород и углекислый газ)

3. Демонстрационный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода в присутствии катализатора (KMnO4)

Даны два уравнения, лежащие в основе получения кислорода в лабораторных условиях.

Вопрос. Как, не производя математических расчетов по уравнению можно определить, в каком случае кислорода образуется больше?

Ответ. По массовой доли кислорода в исходном веществе.

M(KMnO4) =158г/моль ω (О) = 0,4

Ответ. При разложении пероксида водорода кислорода выделится больше.

Какой объём воздуха пойдет на полное окисление глюкозы количеством

Vвозд. = 403,2 : 0,21 = 1920(л)

4. Подведение итогов

(Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за совместную работу, выставляет оценки).

Урок 15. Воздух как смесь газов

Какие газы образуют атмосферный воздух?

Как уже было сказано, состав атмосферного воздуха неоднородный – он представляет собой смесь различных газов, которые невозможно увидеть или потрогать. Вот некоторые из них:

  • Азот;
  • Кислород;
  • Углекислый газ.

Азот и кислород самые главные газы в смеси воздуха, они занимают большую его часть. Стоит отметить, что именно азот чаще всего можно встретить на нашей планете, а кроме того он широко распространен на Уране, Нептуне, Плутоне и даже в межзвездном пространстве.

Кислород занимает второе место по значимости после Азота. Интересный факт об этом газе: кислород в чистом виде является ядом, но при этом его недостаток тоже плохо влияет на здоровье. В составе воздуха количество кислорода именно такое, какое нужно для комфортной жизни всех организмов на нашей планете.

Остальные газы занимают совсем небольшое место в составе атмосферного воздуха, но все же они необходимы. Его неотъемлемой частью являются также водяные пары и частицы дыма, микробы и пыль, различные соли и пыльца растений.

Видео

Что такое углекислый газ?

Теперь детальней определить, что же такое углекислый газ, а также обозначим состав углекислого газа. Итак, углекислый газ другими словами — это диоксид углерода, он представляет собой бесцветный газ со слегка кисловатым запахом, а также вкусом. Что касается воздуха то концентрация углекислого газа в нем составляет 0.038 процентов. Физическими свойствами углекислого газа есть то, что он не существует в жидком состоянии при нормальном атмосферном давлении, а переходит сразу из твердого состояния в газообразное.

Углекислый газ в твердом состоянии еще называют сухим льдом. На сегодняшний день углекислый газ есть участником глобального потепления. Получают углекислый газ при помощи горения различных веществ. Стоит отметить, что при промышленном производстве углекислого газа его закачивают в баллоны. Углекислый газ закачанный в баллоны применяют как огнетушители, а также при производстве газированной воды, а еще применяется в пневматическом оружии. А также в пищевой промышленности как консервант.

Гелий

Гелий – одноатомный газ без цвета и запаха.

  • Подобно неону, при пропускании электрического разряда дает яркий свет.
  • В промышленности – для удаления примесей из стали при выплавке;
  • Хладагент.
  • Наполнение дирижаблей и аэростатов;
  • Частично в смесях для дыхания при глубоких погружениях.
  • Теплоноситель в ядерных реакторах.
  • Главная детская радость – летающие воздушные шарики.

Для живых организмов особой пользы не представляет. В высокой концентрации может вызвать отравление.

Углекислый газ

Углекислый газ в составе воздуха не имеет цвета и запаха.

Образуется вследствие гниения или горения органических материалов, выделяется при дыхании и работе автомобилей и другого транспорта.

В теле человека образуется в тканях вследствие процессов жизнедеятельности и переносится по венозной системе в легкие.

Имеет положительное значение, т.к. при нагрузках расширяет капилляры, что обеспечивает возможность большей транспортировки веществ. Положительно влияет на миокард. Способствует увеличению частоты и силы нагрузки. Используется при коррекции гипоксии. Участвует в регуляции дыхания.

В промышленности углекислый газ получают из продуктов горения, как побочный газ химических процессов или при разделении воздуха.

Применение крайне широко:

  • консервант в пищевой промышленности;
  • сатурация напитков;
  • огнетушители и системы пожаротушения;
  • подкормка аквариумных растений;
  • защитная среда при сварке;
  • применение в баллончиках для газового оружия;
  • хладагент.

Воздух, роль и значение воздуха:

Воздух – смесь газов главным образом из азота и кислорода – 98-99 % в сумме, а также аргона, углекислого газа, водорода, образующая земную атмосферу.

В России действует Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которым дано понятие атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Воздух окружает планету Земля, образуя атмосферу планеты. Он удерживается гравитацией Земли. Атмосфера Земли защищает жизнь на земле, создавая давление, позволяющее жидкой воде существовать на поверхности Земли, поглощая вредное ультрафиолетовое солнечное излучение, нагревая поверхность за счет удержания тепла (парниковый эффект) и уменьшая перепады температур между днем и ночью (суточное изменение температуры).

Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов. Без воздуха невозможна жизнь человека. Для человека жизненно важной составной частью воздуха является кислород. Кислород, содержащийся в воздухе , в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии (метаболизм, аэробы).

Если без еды человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, то без воздуха – только несколько минут (1 минуту – обычный человек и 5 минут – тренированные ныряльщики).

Общая масса воздуха на Земле составляет 5,13․10 15 т и оказывает на поверхность Земли давление, равное на уровне моря в среднем 1,0333 кг на 1 см 3 .

Воздух – друг человека

В повседневной жизни люди часто используют изобретения, которые работают благодаря физическим свойствам атмосферного воздуха. Например, в древности его использовали в мореплавании: ветер надувал паруса и корабли могли двигаться в нужном направлении. С давних пор люди начали строить и ветряные мельницы, принцип работы которых заключается во вращении лопастей благодаря потокам атмосферного воздуха.

Физические свойства воздуха активно применяются и в современной промышленности. Хорошим доказательством этого служит такое изобретение, как водолазный колокол, который позволяет выполнять различные работы под водой. Колокол опускают в воду, но благодаря сопротивлению воздуха в нем всегда остается кислород, как в том эксперименте про стакан, о котором говорилось ранее. Это свойство позволяет человеку опускаться на глубину без специального снаряжения и при том совершенно безопасно для здоровья. Такая технология часто применяется для ремонта мостов, осмотра и починки морских и речных судов, а также для помощи водолазам в поисках на большой глубине.

В настоящее время человечество нашло множество применений воздуха для своей повседневной жизни. Так им накачивают шины, моют автомобили, очищают помещения и одежду от пыли и мелких частиц грязи.

Состав и свойства воздуха

Воздух состоит не только из смеси газов, но еще и различных аэрозолей, и паров. Процентный состав воздуха — это соотношение азота кислорода и других газов в воздухе. Итак, сколько кислорода содержится в воздухе, ответ прост всего лишь 20 процентов. Компонентный состав газа, что касается азота то он содержит львиную долю всего воздуха, и стоит отметить что при повышенном давлении азот начинает обладать наркотическими свойствами.

Это имеет не малое значение, ведь при работе водолазов им зачастую приходиться работать на глубины под огромным давлением. Уже не мало было сказано и об кислороде ведь он имеет огромное значение для жизни человека на нашей планете. Стоит отметить, что вдыхание человеком воздуха с повышенным кислородом в не длительный период не сказывается пагубно на самого человека.

А вот если человек будет вдыхать воздух с повышенным уровнем кислорода долгое время, то это приведет к возникновению патологических изменений в организме. Еще одним основным составляющим воздуха, о котором уже было много сказано есть углекислый газ, как оказываться человек без него не может также прожить, как и без кислорода.

Если бы на земле не было воздуха, то не один живой организм не смог бы жить на нашей планете, а тем более как-то функционировать. К сожалению, в современном мире огромное количество промышленных объектов, которые загрязняют наш воздух, в последнее время все чаще призывают к тому что нужно беречь окружающую среду, а также следить за чистотой воздуха. Поэтому и следует проводить частые замеры воздуха и определить насколько он чист. Если вам кажется, что воздух в вашем помещении недостаточно чист и этому виной есть внешние факторы вы всегда можете обратиться в лабораторию “ЭкоТестЭкспресс”, которая проведет все необходимые анализы (микробиологический анализ воздуха, исследование микроклимата) и даст заключение о чистоте воздуха, вдыхаемого вами.

Воздух как смесь газов. Кислород. Озон

Описание разработки

Цель: Образовательная:

– Организовать работу учащихся по ознакомлению с составом воздуха;

– Создать организационные условия для обучения учащихся собирать газы различными способами;

– Организовать работу учащихся по формированию представления о кислороде и озоне как о простых веществах, образованных атомами одного и того же элемента

-Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с оборудованием в соответствии с правилами ТБ;

-Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

-Содействовать развитию у детей осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

-Способствовать развитию познавательной активности, умения наблюдать, задумываться над сутью происходящего;

-Подвести учащихся к осознанию экологической культуры, а так же понимания места и роли человека на планете Земля.

Реактивы и оборудование:

Пробирки, держатели, пробки с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная чашка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: лабораторный опыт, мультимедийная презентация.

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не только памятью»

Л.М. Толстой

Ход урока.

  1. Организационный момент.(1 мин)

– Здравствуйте, дети! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем себе успеха.

  1. Мотивационно-ориентационный этап. (3 мин.)? проблемный вопрос:

Сегодня начнем наш урок с вопроса:

Комнату, в которой отсутствует мебель и более мелкие предметы, мы обычно называем пустой и говорим: “В этой комнате ничего нет”.

Вопрос классу: Точное ли данное выражение? Действительно ли это так? (Ответ ученика: нет, в комнате есть воздух).

Молодцы, правильно! Действительно в комнате находится то, по сравнению с чем все остальное на этом свете кажется нам ненужным и второстепенным. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе и о таких его компонентах как кислород и озон. Итак, тема нашего урока «Воздух как смесь газов. Кислород. Озон».

Давайте откроем свои тетради, на полях запишем число, а по центру тему урока.

Ребята, сегодня на уроке вы должны узнать:

– методы собирания газов;

– историю открытия кислорода;

– понятие о кислороде как простом веществе и химическом элементе;

– понятие о озоне и его роли в природе,

а так же научиться:

– собирать простейшие приборы для получения и собирания газов;

– различать понятия кислород как элемент и простое вещество.

  1. Изучение нового материала и первичный контроль. (31 мин.)

( Изучение нового материала проведём, используя метод «Вертушка Ревина»)

Учащиеся делятся на три группы (1-е, 2-е, 3-и парты) и самостоятельно готовят ответы на заданные им вопросы. Затем свои вопросы они объясняют ученикам своего ряда, пересаживаясь на другие парты по принципу «вертушки». [ 12 мин.]

Вопросы 1-ой группы (первые парты): Прочитайте §19, с.86-89 до Лабораторного опыта №4 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Состав воздуха. Получение, собирание и хранение газов.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Что представляет собой воздух?
  3. Какие газы преобладают в воздухе?
  4. Сколько азота и кислорода содержится в атмосфере по объёму (в %)?
  5. Какова молярная масса воздуха?
  6. Каким образом, минуя эксперимент можно определить, тяжелее или легче газ воздуха?
  7. Как можно получить газы в лаборатории?
  8. Какие два способа собирания газов вам известны? В каких случаях можно применять тот или иной способ?
  9. От чего будет зависеть положение сосуда-приемника при собирании газов способом вытеснения воздуха?
  10. Как проверить прибор для получения газов на герметичность?

Вопросы 2-ой группы (вторые парты): Прочитайте §20, с.90-92 до озона и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Кислород. История открытия кислорода.

  1. Какой химический знак у кислорода?
  2. Какова относительная атомная масса кислорода?
  3. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о химическом элементе?
  4. Какова формула простого вещества кислорода?
  5. Какова относительная молекулярная масса кислорода?
  6. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о простом веществе?
  7. Как связаны имена Дж. Пристли, К. Шееле, А. Лавуазье с кислородом?

Вопросы 3-ей группы (третьи парты): Прочитайте §20, с.92-93 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Озон

  1. Что представляет из себя озон? Какова его формула?
  2. Каковы физические свойства озона?
  3. Где и как образуется озон?
  4. Какие вещества при попадании в атмосферу могут разрушать озоновый слой?

Ребята, надеюсь, что вы хорошо ознакомились с новым материалам. Теперь давайте ещё раз повторим основные вопросы нашей темы и выполним несколько заданий, чтобы получше усвоить новый материал.

Итак, так, что же из себя представляет воздух и что вы о нём знаете или узнали нового? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она представляет собой смесь различных газов. Основными компонентами воздуха являются такие газы как азот и кислород. По объёму азота в воздухе 78%, а кислорода – 21%. Молярная масса воздуха равна 29 г/моль. Газы, у которых молярная масса меньше, чем 29 г/моль называются газами легче воздуха, а те, у которых она больше 29 г/моль – газами тяжелее воздуха.

Молодец, всё верно. (можно создать презентацию) А теперь ребята посмотрите на экран. Вверху расположены газы. Вам необходимо расположить эти газы сверху горизонтальной стрелки, если газ легче воздуха и снизу – если газ тяжелее воздуха. [ 2 мин.]

А теперь проверьте себя и на полях пометьте, сколько газов вы разместили?.

Ребята, вы познакомились с двумя способами собирания газов. Пользуясь схемой на объясните в каких случаях можно применять тот или иной способ?

Ответ ученика: Собрать газ можно двумя методами: вытеснением воды и вытеснением воздуха. Методом вытеснения воды можно собрать только нерастворимые в воде газы (например: кислород, азот, водород), а методом вытеснения воздуха можно собрать как растворимые, так и нерастворимые в воде газы. Причём, если газ легче воздуха, то сосуд для сбора газа нужно держать дном вверх, а если тяжелее воздуха, – то дном вниз. [ 1 мин.]

Верно! Теперь давайте попробуем самостоятельно собрать прибор для собирания газов. Возьмите на столе карточки с лабораторным опытом №4. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. Но перед выполнением лабораторного опыта, хочу вам напомнить правила работы с химическим оборудованием и химической посудой: выполняйте работу аккуратно, не торопитесь, друг друга не толкайте, помните, что вы работаете со стеклянной посудой – если нечаянно разбили посуду, то необходимо сообщить об этом учителю и не трогать разбитое стекло руками. Пробирку в держатель закрепляют около горлышка пробирки. [ 7 мин.]

Лабораторный опыт №4

Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.

  1. Из имеющихся на вашем рабочем столе частей соберите один из приборов для получения газов в химической лаборатории и укрепите в держателе для пробирок.
  2. Оформите результаты в таблицу и выполните задания.

Цель : получить представление о простейших приборах для получения газов, научиться собирать газы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.- смотри архив.

Задание 1: Укажите использованное вами оборудование.

Задание 2: Ответьте на вопросы, приведённые ниже (устно):

А) Как следует проверять приборы на герметичность?

Б) Почему надо проверять прибор на герметичность?

— Надеюсь, что все справились с заданием. А теперь проверьте свою работу (можно по слайду на экране)

Задания проверяем устно: Ответы учеников

  1. Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, держатель для пробирок, резервуар с водой.
  2. А) для проверки прибора на герметичность следует закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и опустить конец последней в воду. Пробирку согреть в руках или подогреть на спиртовке. При выделении пузырьков – прибор герметичен.

Б) Прибор проверяем на герметичность для избежания утечки газа и для соблюдения ТБ.

Ребята, что вы знаете и узнали нового о кислороде? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Химический знак кислорода О. Его относительная атомная масса равна 16. Простое вещество кислород состоит из 2-х атомов, его формула О2. Следовательно молярная масса вещества кислорода равна 32. Кислород – это газ, без запаха, без цвета и без вкуса, не ядовит.

Да, всё верно. Как вы заметили данный элемент и простое вещество образованное атомами этого элемента имеют одинаковое название – кислород. Вам необходимо уметь различать когда речь идёт о элементе, а когда о веществе.

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Ребята, встаньте из-за парт. Я вам буду говорить утверждения, а вы определите в каких утверждениях речь идёт о элементе, а в каких – о веществе. И если речь идёт о элементе, вы согинаетесь и опускаете руки вниз, а если о веществе, то поднимаете руки вверх. [ 2 мин]

  1. Кислород мало растворим в воде.
  2. В состав сахара и глюкозы входит кислород.
  3. Баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет.
  4. В состав воды входит кислород.
  5. Для дыхания человека и животных необходим кислород.
  6. Самым распространенным в земной коре является кислород.

Молодцы! А теперь давайте сделаем глубокий вдох, побольше кислорода наберём в лёгкие, чтобы он с кровью поступил в клетки головного мозга и мы легче запомнили новый материал.

А что мы знаем про историю открытия кислорода? Об этом нам расскажут ….. . А все остальные внимательно слушайте и фамилии учёных, которые имеют отношение к открытию кислорода записывайте в тетрадь.

(ребята могут рассказать около доски, а портреты можно демонстрировать на экране)[3 мин.]

1750 год Михаил Васильевич Ломоносов провёл опыты и доказал, что в состав воздуха входит вещество, которое окисляет металл.

1772 год Шведский химик Карл Вильгельм Шееле получил кислород.

1774 год Независимо от Шееле кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли из оксида ртути.

Та история простая.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья.

(Не узнаешь у врача.)

Новый газ из колбы вышел!

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части. »

Эта мысль весьма нова.

Здесь у химика от счастья

И от воздуха от части

(От его важнейшей части!)

Кошка греется на крыше.

Солнца луч в окошко бьет.

Но главная фигура в истории открытия кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, который дал название веществу – кислород.

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И. получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды .

И кислород стал

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Из голубой глубины океана.

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

Огонь добывали с помощью трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей земле

Понял великий Лавуазье.

Спасибо. Продолжим наш урок и поговорим о таком веществе как озон. Расскажите, что вы узнали об этом веществе? [2 мин.]

Ответ ученика: Молекулы озона состоят из трёх атомов кислорода. Озон – газ с резким раздражающим запахом, токсичен. Он образуется в воздухе во время грозы, при взаимодействии смолы хвойных деревьев с кислородом, при работе копировальных аппаратов и лазерных принтерах. В верхних слоях атмосферы Земли образуется озоновый слой, который защищает нашу планету от губительного излучения.

Молодцы, всё верно.

  1. Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)

А теперь вы проверите себя, и выясните, что на уроке вы хорошо запомнили, а что необходимо ещё подучить дома, выполнив тест. – смотри архив.

  1. Этап организации домашнего задания. (2 мин.)

§19, §20 ; упражнения 8, с. 90 и 5,6, с.93.

Для сильных: дополнительно решить задачу 7 на с.90.

  1. Оценочно-рефлексивный этап. (1 мин.)

Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)

Рефлексия – на экране высвечиваются пронумерованные пробирки с «эмоциями». Учащиеся, оценивая своё эмоциональное состояние на уроке, отдают предпочтение какой-то из них, записывая номер предположим пробирки на полях тетради.

Что такое воздух: естествознание для взрослых

Что такое воздух: естествознание для взрослых

Урок 1: что такое воздух

Итак, атмосферный воздух – это смесь газов, о чем уже было сказано выше. Однако это не полное определение, чтобы расширить его, обратимся к истории. В 1754 году шотландский физик и химик Джозеф Блэк в процессе нагревания белой магнезии обнаружил выделение «связанного воздуха», а именно это был столь популярный в нашем блоге 🙂 углекислый газ в воздухе. Получив СО2, мистер Блэк сделал еще одно очень важное открытие – состав воздуха, до этого считавшегося одним веществом, неоднороден.

Кстати, Джозеф Блэк изначально увлекался только гуманитарными науками, в частности философией. И если бы не твердая рука его отца и настоятельные рекомендации перейти к физике и химии, открытия могло бы и не быть.

Джозеф Блэк фактически показал дорогу другим ученым, которые друг за другом стали все больше расшифровывать состав атмосферы, вычислять кислород в воздухе и другие газы. А затем и сформировалось то самое определение, которое сегодня звучит так: воздух – это смесь газов, образующая атмосферу Земли. Основная функция воздуха – делать планету пригодной для дыхания и существования живых организмов. Для него создан федеральный закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха», а также атмосфера является источником инертных газов, которые добываются из воздуха путем сжижения. Итак, из каких газов состоит воздух?

Урок 2: Какие газы входят в состав воздуха

Оговоримся сразу, азот в воздухе занимает большую часть, однако и химический состав оставшейся доли весьма интересен и разнообразен. Если коротко, то список основных элементов выглядит следующим образом.

Элемент % по объему % по массе
Азот 78,084 75,5
Кислород 20,9476 23,15
Аргон 0, 934 1,292
Углекислый газ 0,0314 0,046
Неон 0,001818 0,0014
Метан 0,0002 0,000084
Гелий 0,000524 0,000073
Криптон 0,000114 0,003
Водород 0,00005 0,00008
Ксенон 0,0000087 0,00004

Однако дадим и небольшие пояснения по функциям этих химических элементов.

1. Азот

Содержание азота в воздухе – 78% по объему и 75% по массе, то есть этот элемент доминирует в атмосфере, имеет звание одного из самых распространенных на Земле, и, кроме того, содержится и за пределами зоны обитания человека – на Уране, Нептуне и в межзвездных пространствах. Итак, сколько азота в воздухе, мы уже разобрались, остался вопрос о его функции. Азот необходим для существования живых существ, он входит в состав:

  • белков;
  • аминокислот;
  • нуклеиновых кислот;
  • хлорофилла;
  • гемоглобина и др.

В среднем около 2% живой клетки составляют как раз атомы азота, что объясняет, зачем столько азота в воздухе в процентах объема и массы.
Азот также является одним из инертных газов, добываемых из атмосферного воздуха. Из него синтезируют аммиак, используют для охлаждения и в других целях.

2. Кислород

Содержание кислорода в воздухе – один из самых популярных вопросов. Сохраняя интригу, отвлечемся на один забавный факт: кислород открыли дважды – в 1771 и 1774 годах, однако из-за разницы в публикациях открытия, почести открытия элемента достались английскому химику Джозефу Пристли, который фактически выделил кислород вторым. Итак, доля кислорода в воздухе колеблется около 21% по объему и 23% по массе. Вместе с азотом эти два газа образуют 99% всего земного воздуха. Однако процент кислорода в воздухе меньше, чем азота, и при этом мы не испытываем проблем с дыханием. Дело в том, что количество кислорода в воздухе оптимально рассчитано именно для нормального дыхания, в чистом виде этот газ действует на организм подобно яду, приводит к затруднениям в работе нервной системы, сбоям дыхания и кровообращения. При этом недостаток кислорода также негативно сказывается на здоровье, вызывая кислородное голодание и все связанные с ним неприятные симптомы. Поэтому сколько кислорода в воздухе содержится, столько и нужно для здорового полноценного дыхания.

3. Аргон

Аргон в воздухе занимает третье место, он не имеет запаха, цвета и вкуса. Значимой биологической роли этого газа не выявлено, однако он обладает наркотическим эффектом и даже считается допингом. Добытый из атмосферы аргон используют в промышленности, медицине, для создания искусственной атмосферы, химического синтеза, пожаротушения, создания лазеров и пр.

4. Углекислый газ

Углекислый газ составляет атмосферу Венеры и Марса, его процент в земном воздухе куда ниже. При этом огромное количество углекислоты содержится в океане, он регулярно поставляется всеми дышащими организмами, выбрасывается за счет работы промышленности. В жизни человека углекислый газ используется в пожаротушении, пищевой промышленности как газ и как пищевая добавка Е290 – консервант и разрыхлитель. В твердом виде углекислота – один из самых известных хладагентов «сухой лед».

5. Неон

Тот самый загадочный свет дискотечных фонарей, яркие вывески и современные фары используют пятый по распространенности химический элемент, который также вдыхает человек – неон. Как и многие инертные газы, неон оказывает на человека наркотическое действие при определенном давлении, однако именно этот газ используют в подготовке водолазов и других людей, работающих при повышенном давлении. Также неоново-гелиевые смеси используются в медицине при расстройствах дыхания, сам неон используют для охлаждения, в производстве сигнальных огней и тех самых неоновых ламп. Однако, вопреки стереотипу, неоновый свет не синий, а красный. Все остальные цвета дают лампы с другими газами.

6. Метан

Метан и воздух имеют очень древнюю историю: в первичной атмосфере, еще до появления человека, метан был в куда большем количестве. Сейчас этот газ, добываемый и используемый как топливо и сырье в производстве, не так широко распространен в атмосфере, но по-прежнему выделяется из Земли. Современные исследования устанавливают роль метана в дыхании и жизнедеятельности организма человека, однако авторитетных данных на этот счет пока нет.

7. Гелий

Посмотрев, сколько гелия в воздухе, любой поймет, что этот газ не относится к числу первостепенных по важности. Действительно, сложно определить биологическое значение этого газа. Не считая забавного искажения голоса при вдыхании гелия из шарика 🙂 Однако гелий широко применяется в промышленности: в металлургии, пищевой промышленности, для наполнения воздухоплавающих судов и метеорологических зондов, в лазерах, ядерных реакторах и т.д.

8. Криптон

Речь не идет о родине Супермена 🙂 Криптон – инертный газ, который в три раза тяжелее воздуха, химически инертен, добывается из воздуха, используется в лампах накаливания, лазерах и все еще активно изучается. Из интересных свойств криптона стоит отметить, что при давлении в 3,5 атмосферы он оказывает наркотический эффект на человека, а при 6 атмосферах приобретает резкий запах.

9. Водород

Водород в воздухе занимает 0,00005% по объему и 0,00008% по массе, но при этом именно он – самый распространенный элемент во Вселенной. О его истории, производстве и применении вполне можно написать отдельную статью, поэтому сейчас ограничимся небольшим списком отраслей: химическая, топливная, пищевая промышленности, авиация, метеорология, электроэнергетика.

10. Ксенон

Последний в составе воздуха, изначально и вовсе считавшийся только примесью к криптону. Его название переводится как «чужой», а процент содержания и на Земле, и за ее пределами минимальный, что обусловило его высокую стоимость. Сейчас без ксенона не обходятся: производство мощных и импульсных источников света, диагностика и наркоз в медицине, двигатели космических аппаратов, ракетное топливо. Кроме того, при вдыхании ксенон значительно понижает голос (обратный эффект гелию), а с недавнего времени вдыхание этого газа причислено к списку допингов.

Портал образования

Автор: Истоцкая Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ “Грибинская ООШ”
Населённый пункт: с. Ильинское Великоустюгского района Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока по химии в 8 классе “Воздух – смесь газов. Инертные газы – семейство элементов”
Раздел: среднее образование

Конспект урока по химии в 8 классе

«Воздух — смесь газов. Инертные газы — семейство элементов»

Презентация «Воздух»

Оборудование: кристаллизатор

препаровальное, свеча, спички, сосуд-колпак.

Раздаточный материал: Таблица «Состав воздуха», тест по теме «Воздух»

Я повсюду и везде:

В камне, в почве и в воде,

В кошке, мышке и в тебе,

И в небес голубизне.

2. Мотивация

Согласны ли с выражением, что человеку нужны знания как воздух?

3. Проверка знаний, актуализация знаний и фиксация затруднения в

деятельности

№ 4 — 5 а, б с. 42 (Два человека решают у доски)

Закончите фразу: Кислород и азот входят в состав воздуха.

Вопросы и эксперимент

2.Как доказать, что в стакане воздух?

3.Почему вода не входит в стакан?

4.Почему вода входит в воронку?

5.Есть ли воздух в почве? В кирпиче? Как доказать, что в почве кирпиче есть

6.Что такое воздух?

4. Постановка учебной задачи

1. Как вы думаете какая тема урока?

2.Что бы вы хотели узнать о воздухе?

Вопросы подсказки: Что? Из чего ? Кем? От чего? Каково?

Задачи урока:

1.Изучить что такое воздух.

2.Изучить состав воздуха.

3.Изучить кем, когда и как был установлен состав воздуха.

4.Изучить от чего зависит состав воздуха

5. Каково значение воздуха

5.Изучение нового материала

Решение 1 и 2 задачи урока

1.Знакомятся с таблицей «Состав воздуха»,

строят столбчатую диаграмму в тетради,

делают вывод, что воздух — это смесь газов.

1Какого газа больше всего в воздухе?

2.Кокой газ составляет примерно пятую часть воздуха?

3.Какого газа очень мало в воздухе?

4.Есть ли в воздухе вода?

агрегатном состоянии вода в воздухе?

6.Может ли быть вода в воздухе в твёрдом агрегатном состоянии? Приведите

пример. (туман над прорубью зимой)

7.Может ли быть вода в воздухе в жидком агрегатном состоянии? Приведите

пример. (туман при положительной температуре воздуха).

Вывод: Узнали, что воздух — смесь газов,

узнали процентный состав воздуха.

Решение 3 задачи урока

Подготовка и выступление с мини-сообщениями:

1.Определение состава воздуха Антуаном Лавуазье. – мальчики

2.Определение состава воздуха через реакции горения. – девочки

3.Открытие инертных газов в воздухе.-Лиза

Вывод: Изучили кем, когда и как был установлен состав воздуха.

Решение 4 задачи урока

рис. 34 учебника с. 99 «Сопоставление состава вдыхаемого и

выдыхаемого воздуха», отвечают на вопросы.

1.Когда больше кислорода в классе: до урока или после урока?

2.Когда больше углекислого газа в классе: до урока или после урока?

3.Что нужно делать после урока?

Сообщение учителя или обучающихся.

постоянно, а содержание других газов меняется. От чего это зависит?

Состав воздуха зависит

от высоты над поверхностью моря. Чем выше над

Содержание пыли в воздухе за последние 30 лет возросло в 2 раза.

пластмассы, так как образуется много вредных для здоровья веществ.

Проблема «Как объяснить, что несмотря на использование воздуха в разных

остаётся примерно одинаковым?

сохранить воздух чистым, так как он имеет огромное значение:

без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха

Вывод: изучили, что состав воздуха зависит от многих факторов

Решение 5 задачи урока

дыхание, горение, среда обитания, сырьё для получения кислорода, азота.

Вывод: Изучили значение воздуха

6. Закрепление, проверка знаний изученному материалу

эксперимента, ответить на вопрос почему гаснет свеча, если её

накрыть стаканом? Почему под большим стаканом свеча горит дольше?

Выполнение теста по теме «Воздух и его состав»и его самопроверка и оценка.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Презентация «Воздух» Комментарий слайдов презентации

8. Итог урока

Цель урока и задачи урока выполнены

Состав воздуха открыл ….

В воздухе больше всего …..

Для дыхания и горения необходим ….

При фотосинтезе поглощается ….

При фотосинтезе выделяется ….

На уроке я узнал.

На уроке я понял …

9. Домашнее задание

Параграф 30 с. 100 — 101, № 3, 4 с. 101

Состав воздуха

Составные части воздуха

Содержимое газов в % по объёму

Углекислый газ (CO2)

Прочие газы, водяные пары

Состав воздуха

Составные части воздуха

Содержимое газов в % по объёму

Углекислый газ (CO2)

Прочие газы, водяные пары

Определение состава воздуха Антуаном Лавуазье

Ещё в 15 веке итальянский учёный Леонардо да Винчи высказал

предположение о сложном составе воздуха.

В 1774 году французский учёный Антуан Лавуазье доказал, что воздух — это

смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток.

Конец реторты был подведён под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В

результате уровень ртути в в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности

Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания

назвал этот газ азотом, что в переводе с греческого означает «нежизненный»,

«непригодный для жизни».

Этим опытом было доказано, что в воздухе содержится примерно 1/5 кислорода

и 4/5 азота (по объёму)

Определение состава воздуха через реакции горения

Качественный состав воздуха можно доказать в следующем опыте. Сжигают

фосфор в воздухе под колоколом. Колокол разделён метками на 6 равных частей и

установлен в широком сосуде с водой так, что вода находиться на уровне первой

метки снизу. После сжигания фосфора вода в колоколе поднимается примерно на

15, так как при горении фосфора расходуется только кислород, а азот в реакцию

Открытие инертных газов в воздухе

В 1894 году английские учёные Дж. Рэлей и У. Рамзай обнаружили в воздухе

аргон. Затем было доказано, что в состав воздуха входят неон, криптон, ксенон. В

воздухе эти газы находятся в виде отдельных атомов. Суммарная объёмная доля

этих газов в воздухе составляет около 1 %. Главная особенность атомов этих

элементов — их химическая инертность, поэтому их назвали инертными или

благородными газами. Долгое время считали, что благородные газы вообще не

способны вступать в химические реакции. И только в середине 20 века были

получены химические соединения некоторых из них. В настоящее время эти газы

используются для изготовления ламп для световых реклам.

Тест по теме «Воздух и его состав»

I.Выбери один правильный ответ:

1. Что такое воздух?

2) чистый кислород

2. В состав воздуха входят:

1) азот и углекислый газ.

2) азот и кислород.

3) азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

3. Какого газа в воздухе больше:

3) углекислого газа.

4. Для горения и дыхания необходим:

3) углекислый газ.

5. Какой цвет у воздуха:

1) воздух бесцветный

3) тонкий слой воздуха — бесцветный, толстый слой воздуха — голубой.

6. Какой газ относится к семейству инертных газов:

1) углекислый газ

II. Вставь в текст пропущенные слова:

Когда горящую свечу накрывают цилиндром, она быстро __________, потому что

_______ объема цилиндра.

III. Закончи предложения:

1. Воздух – это __________________________________________________

2. Воздух состоит в основном из __________________ и _________________

3. Без воздуха не проходят процессы _______________и_________________ 4.

При горении органических веществ в воздухе образуются

______________________ и _____________

5. Воздух – бесценный дар природы, его нужно _______________ _________

IV. Выбери из предложенных 5 верных утверждений:

1. Атмосфера —это воздушная оболочка земли.

2. Атмосфера есть у всех планет.

3. Воздушный океан служит защитным покрывалом Земли.

4. В воде нет воздуха.

5. Воздух состоит из смеси газов.

6.Все объекты живой природы вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.

7.Воздух не имеет массы

8.Воздух занимает весь предоставленный ему объём.

9. В процессе фотосинтеза растения выделяют углекислый газ.

10.Свеча под сосудом гаснет, так как для горения необходим азот.

V. Напиши комплимент воздуху

или составь синквейн на тему «Воздух» .

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________

Урок на тему «Состав воздуха» – Приложения

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся об истории открытия воздуха, составных частях воздуха, условиях возникновения и прекращения горения, основных загрязнителях атмосферы и способах их устранения. Закрепить умения решать расчетные задачи с использованием понятий: относительная плотность газа, относительная молекулярная масса воздуха, закон Авогадро, массовая доля. Реализовать идеи гуманизации и гуманитаризации естественнонаучных и технических знаний с помощью литературных произведений. Установить межпредметные связи между химией, литературой, биологией, физикой, экологией. Воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

Оборудование и реактивы. Таблица «Состав воздуха», портреты ученых: М. В. Ломоносова, А. Лавуазье, Аристотеля. Выставка литературных произведений по теме «Воздух», таблички с названиями двух команд и жюри, музыкальное оформление игры «Счастливый случай». Эпиграф «Воздух вызывает, как дух жизни, дыхание и теплоту сердца. люди могут выжить там лишь, где им подводится свежий и годный для дыхания воздух. ». Энциклопедия средневековых знаний «Книга Верных братьев».

Форма урока. Игра «Счастливый случай».

Предварительная подготовка к уроку-игре

Об этом уроке ребятам сообщается за две недели, раскрываются цели и основные правила игры, дается список учебной, научно-популярной и художественной литературы, предлагается подготовить вопросы. На урок приглашается учитель литературы, который будет вести гейм «Темная лошадка».

Для такого урока готовится кабинет химии: выставка литературы, на доске портреты ученых. Записываются тема, эпиграф. Ребята, занявшие в игре призовые места, получают отличные отметки, а все остальные участники — талисманы игры «Счастливый случай».

Вступительное слово учителя

Земная атмосфера, сформировавшаяся в ходе длительной геобиохимической эволюции, — это та часть природной среды, которой человек (и почти все живые аэробные организмы) больше всего пользуется. В сутки человеку необходимо не менее 12 кг воздуха (в 8 раз больше, чем воды, и в 12 раз больше, чем пищи).

Воздух — один из самых нужных компонентов для жизни человека (недаром о чем-то жизненно важном говорят: необходим как воздух), ведь если без пищи человек может прожить 30 дней, без воды — 10 дней, то без воздуха — лишь считанные минуты. Итак, разговор пойдет о воздухе — океане из газов, на дне которого живут люди, животные и растения.

Какая команда начнет игру первой? Та, которая справится с задачей и получит правильный ответ.

Задача. Какой объем воздуха потребуется для сжигания 120 м 3 пропана C3H8? Сколько молекул кислорода будет содержать этот объем воздуха?

Пока команды выполняют задание, с остальными учащимися проводится фронтальная беседа по таблице «Состав воздуха».

1-й гейм. «Дальше. Дальше.. Дальше. »

За одну минуту командам необходимо ответить на большее число вопросов,

1. Какой ученый-художник впервые высказался о сложном составе воздуха? (Леонардо да Винчи, XV в.)

2. Вещества какого класса образуются при горении простых веществ? (Оксиды.)

3. Технология, при которой отходы одних предприятий могут служить сырьем для других. (Безотходная.)

4. Что понимал Ломоносов под словом «корпускула»? (Молекула.)

5. Массовая доля азота в воздухе. (75,5%)

6. Методы очистки жидкого и твердого топлива за счет действия микроорганизмов. (Микробиологические.)

7. Кто из ученых экспериментально доказал состав воздуха и опроверг теорию флогистона? (Антуан Лавуазье, 1774 г.)

8. Что используют для тушения бензина? (Огнетушители.)

9. Объемная доля кислорода в воздухе. (21%)

10. Газ, используемый вместо воздуха для накачивания автомобильных шин. (Азот.)

11. Вода, которую можно замутить своим дыханием. (Известковая.)

12. Устранение посторонних и нежелательных веществ с поверхности какого-либо объекта. (Очистка.)

13. Название смеси газов, из которых состоит атмосфера Земли. (Воздух.)

14. Искусственная дыхательная смесь. (Смесь кислорода с гелием.)

15. Первый прибор для анализа воздуха. (Эвдиометр.)

16. Бытовое название продукта разрушения железа под действием влажного воздуха. (Ржавчина.)

17. Светло-синий газ, образующийся при грозовых разрядах. (Озон.)

18. Процесс разрушения горных пород под действием воды и воздуха. (Выветривание.)

19. Высота озонового пояса над поверхностью Земли. (20—25 км.)

Подсчитываются очки команд (один правильный ответ — одно очко).

Заморочки из бочки

В зависимости от сложности вопроса команда получает от 1 до 2 очков. Если команда не может дать правильный ответ, то на этот вопрос отвечает другая команда и только потом, в случае неудачи, — ученики, не вошедшие в команду.

Первая заморочка (1 балл)

Какие три условия необходимы при горении? (Вещество, которое может гореть, кислород, отвод продуктов горения.)

Вторая заморочка (1 балл + 1 балл за запись уравнения реакции)

Ученые-биологи из команды Ж. И. Кусто применяют дыхательные аппараты замкнутого цикла при наблюдении за морскими животными. Аппарат снабжен гранулированным веществом, которое регенерирует воздух, выдыхаемый пловцом в дыхательный мешок. Назовите это вещество. Запишите уравнение реакции.

(Пероксид натрия )

Третья заморочка (1 балл)

Рассчитайте относительную плотность оксида углерода (IV) по водороду.

Четвертая заморочка (1 балл)

Плотность газа по воздуху равна 1,17. Какова молярная масса этого газа? (Из закона Авогадро следует, что при одинаковых условиях массы равных объемов газов относятся как их молярные массы.)

Пятая заморочка (2 балла)

Из курса биологии вы, наверное, знаете, что сорные куры строят гнездо из мусора и остатков растений: самка откладывает яйца на определенную глубину, самец клювом часто проверяет кучу — то частично раскидывает ее сверху, то, наоборот, делает ее выше. Зачем?

Шестая заморочка (2 балла)

Если влажное зерно заложить на хранение в больших кучах, оно может воспламениться. Чтобы сохранить зерно, его перелопачивают (перебрасывают с места на место) и сушат. Почему это необходимо делать?

Седьмая заморочка — «Счастливый случай» (3 балла)

В этом случае команда получает возможность продемонстрировать серию опытов по теме «Воздух».

Восьмая заморочка (1 балл)

Великий древнегреческий философ (V в. до н. э.) относил воздух вместе с водой, огнем и землей к началам, или элементам, из которых построен весь мир. Назовите этого философа. (Эмпедокл. Такого же мнения придерживался и Аристотель, но в IV в. до н. э.)

2-й гейм «Ты — мне, я – тебе»

(Игроки первой команды задают вопросы, подготовленные дома, второй команде. При неправильном ответе или его отсутствии — отвечают сами.)

Приведем примеры вопросов, подготовленных учащимися.

1. Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Верно ли это утверждение? (Человек вдыхает воздух, богатый кислородом, а выдыхает тот же воздух, но обогащенный СO2.)

2. Каким воздухом можно ртуть и спирт перевести в твердое состояние, а резину сделать хрупкой? (Жидким воздухом, температура такого воздуха -190 °С, а при этих условиях указанные вещества замерзают.)

3. Почему на заводах и фабриках делают высокие трубы? (Чтобы в топках-печках была хорошая тяга воздуха, что обеспечивает полное сгорание топлива.)

4. В произведении Жюля Верна «Опыт доктора Окса» описан состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах. ». Какие вещества, кроме указанных в отрывке, входят в состав атмосферного воздуха? (Инертные газы. Ж. Верн не допустил ошибки, не указав в своем перечне благородные газы: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ — гелий — был открыт через 25 лет после написания книги.)

5. Почему содержание кислорода в воздухе (в норме) практически постоянно, хотя все живые существа его поглощают?

6. Опишите опыт, подтверждающий, что воздух на V5 состоит из кислорода.

3-й гейм «Темная лошадка»

Ведет учитель литературы.

1. У писательницы В. Инбер есть такие строки: «Подобно тому как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, — точно так же мысль и чувство. образуют воздух, которым дышит поэзия». Покритикуйте это выражение с точки зрения педанта-химика. (Воздух не соединение, а смесь газов.)

2. Ветер, во-первых, неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит.

Значит то: воздух — частицы, не зримые нами,

Раз и по свойствам своим и действиям могут сравниться

С водами мощными рек, обладающих видимым телом.

Кто написал эти строки? (Материалистическая поэма «О природе вещей», Лукреций Кар.)

3. В произведении Ж. Верна «Опыт доктора Окса» описано воздействие чистого кислорода на живые организмы: «. стоило бросить в землю семечко, как из него поднимался зеленый стебелек, который рос не по дням, а по часам. Кочаны капусты превращались в кусты, а грибы становились величиной с зонтик. Но, увы! Все эти растения быстро блекли и умирали, сожженные, истощенные, обессиленные. Все кикандонцы стали теперь форменными обжорами. В городе стали потреблять в три раза больше продуктов». Объясните отрывок.

(Согласно современной концепции человеческий организм приспособился в ходе эволюции к дыханию воздухом, а не чистым кислородом. В случае же дыхания чистым кислородом ускоряются окислительные процессы обмена веществ и человеческий организм быстрее «сгорает». Так что Ж. Верн в чем-то был прав.)

4. Что хотел донести до своих современников Эразм Дарвин в своей натурфилософской поэме «Храм природы»:

Они следят, как кислород с азотом

Вступает, воздух образуя, в связь

Иль, с водородом тесно съединяясь,

Волнует, кипит водоворотом.

(Состав воздуха и образование воды.)

5. Многие из вас прочли книгу М. Митчел «Унесенные ветром». Вот отрывок, в котором описана сцена тушения пожара: «. сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду. Она (Скарлетт) сунула ковер в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее».

Какие условия прекращения горения указаны? Как с этих позиций объяснить действия героини?

(Чтобы погасить пламя, нужно либо охладить вещество ниже температуры воспламенения, либо прекратить доступ к нему кислорода, что и делала героиня. Действовать нужно быстро и решительно. Огонь гасят, накрывая горящий предмет брезентом, одеялом (ковром), песком. Чтобы погасить горящую древесину (пол), ее заливают водой. Вода охлаждает горящую древесину и преграждает доступ к ней воздуха.)

4-й гейм «Гонка за лидером»

Вопросы зачитываются поочередно одной, а затем другой команде; если нет правильного ответа, то ведущий называет ответ и зачитывает вопрос для другой команды, — суммарное время две минуты.

1. Главный «утеплитель» нашей планеты. (Водяной пар, он перехватывает до 60% теплового излучения Земли, а СO2 — 20%.)

2. Газы, используемые при резке и сварке металлов. (O2, ацетилен.)

3. Вещество, образующееся из водорода и кислорода. (Н2O)

4. Сосуд для нагревания металлов. (Реторта.)

5. Краткая запись химической реакции. (Уравнение химической реакции.)

6. Вещество, состоящее из атомов одного вида. (Простое.)

7. Легкий, негорючий газ, используемый при заполнении воздушных шаров и дирижаблей. (Гелий.)

8. Движущийся воздух. (Ветер.)

9. Масса 1 л воздуха при н. у. (1,29 г.)

10. Масса 22,4 л воздуха при н. у. (29 г.)

11. Потенциальное экологически чистое топливо. (Н2)

12. В XVIII в. один из газов, довольно легких, называли «горючим воздухом». О каком веществе идет речь? (В 1776 г. английский ученый Кавендиш так назвал Н2.)

13. Способность СO2 удерживать тепло у поверхности Земли, словно под пленкой парника. (Парниковый эффект.)

14. Чем отличается воздух над лесом и над большим городом? (Содержанием СO2.)

15. Металл, который А. Лавуазье подверг нагреванию для установления состава воздуха. (Ртуть.)

16. Простейшая модель топки. (Керосиновая лампа.)

17. Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света. (Реакции горения.)

18. Способ тушения загоревшейся на человеке одежды. (Набросить одеяло.)

19. Один из опытов, подтверждающий, что теплый воздух поднимается вверх. (Бумага над плиткой, две свечи: в верхней части двери и в нижней.)

20. Переход медленного окисления в горение. (Самовозгорание.)

21. Горючие материалы, сжигаемые ради использования выделяющейся при этом теплоты, (Топливо.)

22. Жидкое топливо, получаемое из нефти. (Бензин, керосин или другие нефтепродукты.)

23. Составная часть воздуха, газ, называемый «удушающая материя», «безжизненный», «рождающий селитру». (Азот.)

24. Процесс, приводящий к снижению содержания кислорода в воздухе. (Горение бензина в двигателях внутреннего сгорания — авиа-, космический и автотранспорт.)

25. Газовая оболочка, окружающая небесное тело. (Атмосфера.)

26. Высота, в пределах которой среднее содержание основных компонентов сухого воздуха одинаково. (100—120 км.)

27. Физиологический процесс в организме человека, в основе которого лежит газообмен. (Дыхание.)

Подводятся итоги игры.

Заключительное слово учителя

В фантастической повести И. Ефремова «Сердце змеи» рассказывается о встрече землян с представителями другого мира, не кислородного, а фторного. Может, и есть иные миры во Вселенной, нашу же колыбель — кислородный мир — мы должны любить и беречь.

Житель планеты Земля, задумайся над этими данными.

• В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится 2,7% угарного газа, при снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9% , а на малом ходу до — 6,9% .

• Население земного шара ежегодно выкуривает 12 · 10 12 штук папирос и сигарет.

• Общая масса окурков, бросаемых где попало, достигает 2 520 000 тыс. Курящие ежегодно выкуривают в атмосферу 730 т синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т никотина, 600 000 т дегтя, более 550 000 т угарного газа и других составных частей табачного дыма.

• Головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость — вот частые жалобы пассивных курильщиков (некурящих), которым приходится подолгу находиться в прокуренном помещении.

• Легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами 800 кг угарного газа, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг углеводородов.

• Автомобиль за 1000 км пробега «съедает» столько кислорода, сколько его водитель за целый год.

• Каждый год огонь уничтожает 9—10 млн. га леса.

Помните! Воздух — это жизнь!

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Читайте также:
Урок 13. Типы химических реакций
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: