Урок 16. Кислород и озон

Урок химии в 9-м классе по теме “Кислород. Озон. Воздух”

Разделы: Химия

Задачи:

  1. Охарактеризовать кислород по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
  2. Познакомить со способами получения и свойствами кислорода и озона.
  3. Изучить состав воздуха.
  4. Сформировать понятия: «аллотропия» и «аллотропные видоизменения» кислорода.
  5. Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
  6. Показать роль аллотропных модификаций кислорода в живой и неживой природе.
  1. Воспитывать бережное отношение к природе, изучая роль «озонового щита» Земли.
  2. Реализовать экологическое воспитание, решая проблему сохранения кислорода на нашей планете.
  3. Формировать умения работать в парах у каждого учащегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя лабораторную работу.
  1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
  2. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.
  3. Знакомя учащихся со способами получения кислорода, способствовать развитию исследовательских навыков.
  4. Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока.

Тип урока: комбинированный. Сообщение новых знаний и их совершенствование.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, лучина.

Реактивы: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV).

Ход урока

I. Проверка знаний.

  1. Расскажите о строении атома кислорода и свойствах этого элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
  2. Какие степени окисления может проявлять кислород в различных соединениях?
  3. Назовите простые вещества, которые при взаимодействии с кислородом образуют высший оксид, и те, которые в полученном оксиде имеют промежуточную степень окисления.
  4. Бывают ли реакции соединения простых веществ с кислородом эндотермическими? Если да, то приведите пример.
  5. Откуда появляется кислород в атмосфере Земли? Почему его концентрация не уменьшается из-за расходования в процессах дыхания и горения?
  6. Расскажите об областях применения кислорода в технике, промышленности, медицине, химическом производстве. Как окрашены баллоны, в которых хранится кислород?

II. Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации.

(На слайде – задачи урока ).

Сообщение учащегося об опыте Лавуазье по определению состава воздуха.

В 1774 г. французский ученый А. Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода. Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток. Конец реторты был подведен под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В результате уровень ртути в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности ртути в реторте образовалось вещество оранжевого цвета – оксид ртути. Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания. Этим опытом было доказано, что в воздухе содержится примерно 4/5 азота и 1/5 кислорода (по объему).

Учитель: В конце XIX в. исследованиями было доказано, что в состав воздуха, кроме кислорода и азота, входят еще 5 газообразных простых веществ: гелий Не, неон Ne, аргон Аг, криптон Кг, ксенон Хе. Долгое время не удавалось получить соединения этих элементов. Поэтому их назвали благородными газами. Кроме того, в воздухе содержатся оксид углерода (IV), водяные пары, озон, примеси.

Примерный состав воздуха показан в таблице.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВОЗДУХА
Постоянные Переменные Примеси
Кислород О2
Азот N2
Благородные газы
Углекислый газ СО2
Водяные пары Н2О
Озон О3
Оксиды серы
Оксиды азота
Микроорганизмы, пыль

Кислорода в воздухе содержится 78,08%, азота – 20, 95%, инертных газов – 0,93%, углекислого газа – 0,03%, озона – 0.00004%. (Содержание составных частей воздуха указано по объему).

Атомы кислорода могут образовывать два простых вещества – кислород и озон. Молекулы кислорода, как известно, состоят из двух атомов, связанных ковалентной неполярной связью.

В природе озон образуется или во время грозы вследствие электрических разрядов, или при окислении смолы хвойных деревьев. Озон и придает приятный свежий запах воздуху в хвойных лесах и после грозы.

При обычных условиях озон – это газ с характерным запахом, в 1,5 раза тяжелее кислорода. Он гораздо лучше растворяется в воде, чем кислород.

Озон и кислород хотя и состоят из атомов одного и того же химического элемента, но представляют собой совершенно различные вещества.

Озон химически значительно активнее кислорода. Так, например, некоторые вещества (фосфор, спирт) в озоне воспламеняются, каучук становится хрупким, а красители под действием озона обесцвечиваются.

Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента.

Кислород и озон – это аллотропные видоизменения одного и того же химического элемента – кислорода.

Сообщение учащегося. Трижды открытый элемент (история открытия кислорода).

Кислород впервые получили многие химики, не зная, правда, что это за газ.

За кем же закрепили приоритет его открытия?

С кислородом химики сталкивались давно, но установить природу газа им не удавалось. Полагают, что первым кислород получил голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-1633) нагреванием нитрата калия:

Дреббел установил, что в кислороде, который он назвал «воздухом», вспыхивает тлеющий уголь, а человек спокойно дышит. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы около Лондона на три часа. Предполагают, что в подводном судне находился и король Англии Джеймс I. В 1665 г. ассистент Бойля, английский физик Роберт Гук (1635-1703) в книге «Микрография» писал, что воздух состоит из газа, который находится в селитре (нитрате калия KNO3), и большого количества, какого-то инертного газа. Позднее, в 1678 г. датский химик Оле Борх снова установил, что при нагревании селитры действительно выделяется газ, в котором вспыхивает тлеющий уголь. В 1721 г. священник Стефен Гейлс (1667-1761), повторив опыт Борха, собрал этот газ над водой, но принял его за очищенный воздух. В 1772 г. К. Шееле выделил кислород, используя реакцию взаимодействия диоксида марганца МпО2 с серной кислотой:

Читайте также:
Урок 26. Получение водорода и его применение

Полученный газ Шееле назвал «огненным воздухом». Через два года английский священник Пристли, ничего не зная о работах своих предшественников, снова открыл кислород, нагревая оксид ртути (II):

В полученном газе ярко вспыхивала тлеющая лучинка, горела железная проволока, рассыпая искры. Полученный им газ Пристли назвал «дефлогистированным воздухом». Приоритет открытия кислорода был закреплен за Шееле и Пристли.

В том же 1774 г. Лавуазье, проводя опыты с нагреванием оксида ртути (II) и горением фосфора, пришел к выводу, что в воздухе находится газ, поддерживающий горение. Сначала он назвал его «жизненным газом», но впоследствии дал газу название «кислотообразующий принцип», или «оксиген». Последнее название в России постепенно трансформировалось в слова «кислород» и «кислотвор». Закрепилось в химической литературе только первое слово.

Лабораторная работа (работа в парах).

(Инструктивная карточка к лабораторной работе на слайде).

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

Цель:

  1. получить кислород разложением пероксида водорода;
  2. доказать наличие кислорода.

Ход работы

  1. Получение кислорода разложением пероксида водорода. В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца IV).
  2. Доказательство наличия кислорода. В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину (для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее).

Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?

  1. В результате лабораторной работы при разложении пероксида водорода наблюдали выделение кислорода.
    2О2 =2Н2О + О2↑.
  2. Доказали наличие кислорода по возгоранию тлеющей лучины.

Учитель: Рассмотрим физические и химические свойства кислорода.

Физические свойства. При нормальных условиях кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса. Температура кипения -183° С, тяжелее воздуха, плотность 1,43 г/см 3 . В 1 литре при н.у. растворяется 0,04 г кислорода.

Химические свойства. Как элемент, занимающий место в правом верхнем углу периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, кислород обладает ярко выраженными неметаллическими свойствами. Имея на наружном энергетическом уровне 6 электронов, атом кислорода может перейти к предельно заполненной 8-й электронной оболочке (условие максимальной химической устойчивости), присоединив 2 электрона. Поэтому в реакциях с другими элементами (кроме фтора) кислород проявляет исключительно окислительные свойства.

Кислород образует соединения со всеми химическими элементами, кроме гелия, неона и аргона. С большинством элементов он взаимодействует непосредственно, кроме галогенов, золота и платины.

Такой активный металл, как цезий, самовозгорается в кислороде воздуха уже при комнатной температуре.

С фосфором кислород активно реагирует при нагревании до 60° С, с серой – до 250°С, а водородом – более 300°С, с углеродом (в виде угля и графита) – при 700-800°С:

С кислородом реагируют и металлические вещества.

Составьте уравнение реакции горения магния и алюминия.

При горении сложных веществ в избытке кислорода образуются оксиды соответствующих элементов:

Рассмотренные реакции сопровождаются выделением как теплоты, так и света. Такие процессы с участием кислорода называются горением.

Кроме указанного типа взаимодействия имеют место и такие, которые сопровождаются выделением только теплоты. К ним прежде всего следует отнести процесс дыхания.

Сообщение учащегося. Роль кислорода в природе и его применение в технике.

При участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме при участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Человек вдыхает в сутки 20-30 м 3 воздуха.

Кислород широко используют практически во всех отраслях химической промышленности: для получения азотной и серной кислот, в органическом синтезе, в процессах обжига руд и др. Процесс производства стали невозможен без кислорода, металлургия использует свыше 60% всего промышленного кислорода. Горение водорода в кислороде сопровождается выделением значительной энергии – почти 286 кДж/моль. Температура пламени достигает 3000°С .Жидкий кислород применяют для изготовления взрывчатых смесей.

Огромная потребность в кислороде ставит перед человечеством серьезную экологическую проблему сохранения его запасов в атмосфере. До настоящего времени единственным источником, пополняющим атмосферу кислородом, является жизнедеятельность зеленых растений. Поэтому особо важно следить за тем, чтобы их количество на Земле не уменьшалось.

Учитель: Решите экологическую проблему: «Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?»

  1. Кислород – основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений.
  2. В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется.
  3. Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.
Читайте также:
Урок 33. Получение и применение оксидов

Вывод: жизнь на Земле без кислорода невозможна.

III. Закрепление изученного.

Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот;
б) азот и кислород;
в) озон и кислород;
г) азот и озон.

Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
б) обладает бактерицидным действием;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) задерживает поток мелких метеоритов.

Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет:
а) 10 л и 60 л;
б) 78 л и 21 л;
в) 56 л и 25 л;
г) 90 л и 10 л.

Первым состав воздуха установил:
а) М.В. Ломоносов;
б) К. Шееле;
в) А. Лавуазье;
г) Д.И. Менделеев.

К переменным составным частям воздуха относятся:
а) инертные газы;
б) азот и кислород;
в) примеси;
г) углекислый газ и водяные пары.

При сгорании натрия в кислороде образуется:
а) пероксид натрия;
б) оксид натрия;
в) карбонат натрия;
г) гидроксид натрия.

  1. Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород;
  2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
  3. Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б) 78 л и 21 л.
  4. Первым состав воздуха установил: в) А. Лавуазье;
  5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары.
  6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

Воздух как смесь газов. Кислород. Озон

Описание разработки

Цель: Образовательная:

– Организовать работу учащихся по ознакомлению с составом воздуха;

– Создать организационные условия для обучения учащихся собирать газы различными способами;

– Организовать работу учащихся по формированию представления о кислороде и озоне как о простых веществах, образованных атомами одного и того же элемента

-Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с оборудованием в соответствии с правилами ТБ;

-Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

-Содействовать развитию у детей осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

-Способствовать развитию познавательной активности, умения наблюдать, задумываться над сутью происходящего;

-Подвести учащихся к осознанию экологической культуры, а так же понимания места и роли человека на планете Земля.

Реактивы и оборудование:

Пробирки, держатели, пробки с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная чашка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: лабораторный опыт, мультимедийная презентация.

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не только памятью»

Л.М. Толстой

Ход урока.

  1. Организационный момент.(1 мин)

– Здравствуйте, дети! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем себе успеха.

  1. Мотивационно-ориентационный этап. (3 мин.)? проблемный вопрос:

Сегодня начнем наш урок с вопроса:

Комнату, в которой отсутствует мебель и более мелкие предметы, мы обычно называем пустой и говорим: “В этой комнате ничего нет”.

Вопрос классу: Точное ли данное выражение? Действительно ли это так? (Ответ ученика: нет, в комнате есть воздух).

Молодцы, правильно! Действительно в комнате находится то, по сравнению с чем все остальное на этом свете кажется нам ненужным и второстепенным. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе и о таких его компонентах как кислород и озон. Итак, тема нашего урока «Воздух как смесь газов. Кислород. Озон».

Давайте откроем свои тетради, на полях запишем число, а по центру тему урока.

Ребята, сегодня на уроке вы должны узнать:

– методы собирания газов;

– историю открытия кислорода;

– понятие о кислороде как простом веществе и химическом элементе;

– понятие о озоне и его роли в природе,

а так же научиться:

– собирать простейшие приборы для получения и собирания газов;

– различать понятия кислород как элемент и простое вещество.

  1. Изучение нового материала и первичный контроль. (31 мин.)

( Изучение нового материала проведём, используя метод «Вертушка Ревина»)

Учащиеся делятся на три группы (1-е, 2-е, 3-и парты) и самостоятельно готовят ответы на заданные им вопросы. Затем свои вопросы они объясняют ученикам своего ряда, пересаживаясь на другие парты по принципу «вертушки». [ 12 мин.]

Вопросы 1-ой группы (первые парты): Прочитайте §19, с.86-89 до Лабораторного опыта №4 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Состав воздуха. Получение, собирание и хранение газов.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Что представляет собой воздух?
  3. Какие газы преобладают в воздухе?
  4. Сколько азота и кислорода содержится в атмосфере по объёму (в %)?
  5. Какова молярная масса воздуха?
  6. Каким образом, минуя эксперимент можно определить, тяжелее или легче газ воздуха?
  7. Как можно получить газы в лаборатории?
  8. Какие два способа собирания газов вам известны? В каких случаях можно применять тот или иной способ?
  9. От чего будет зависеть положение сосуда-приемника при собирании газов способом вытеснения воздуха?
  10. Как проверить прибор для получения газов на герметичность?
Читайте также:
Урок 25. Соли

Вопросы 2-ой группы (вторые парты): Прочитайте §20, с.90-92 до озона и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Кислород. История открытия кислорода.

  1. Какой химический знак у кислорода?
  2. Какова относительная атомная масса кислорода?
  3. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о химическом элементе?
  4. Какова формула простого вещества кислорода?
  5. Какова относительная молекулярная масса кислорода?
  6. Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о простом веществе?
  7. Как связаны имена Дж. Пристли, К. Шееле, А. Лавуазье с кислородом?

Вопросы 3-ей группы (третьи парты): Прочитайте §20, с.92-93 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.

Озон

  1. Что представляет из себя озон? Какова его формула?
  2. Каковы физические свойства озона?
  3. Где и как образуется озон?
  4. Какие вещества при попадании в атмосферу могут разрушать озоновый слой?

Ребята, надеюсь, что вы хорошо ознакомились с новым материалам. Теперь давайте ещё раз повторим основные вопросы нашей темы и выполним несколько заданий, чтобы получше усвоить новый материал.

Итак, так, что же из себя представляет воздух и что вы о нём знаете или узнали нового? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она представляет собой смесь различных газов. Основными компонентами воздуха являются такие газы как азот и кислород. По объёму азота в воздухе 78%, а кислорода – 21%. Молярная масса воздуха равна 29 г/моль. Газы, у которых молярная масса меньше, чем 29 г/моль называются газами легче воздуха, а те, у которых она больше 29 г/моль – газами тяжелее воздуха.

Молодец, всё верно. (можно создать презентацию) А теперь ребята посмотрите на экран. Вверху расположены газы. Вам необходимо расположить эти газы сверху горизонтальной стрелки, если газ легче воздуха и снизу – если газ тяжелее воздуха. [ 2 мин.]

А теперь проверьте себя и на полях пометьте, сколько газов вы разместили?.

Ребята, вы познакомились с двумя способами собирания газов. Пользуясь схемой на объясните в каких случаях можно применять тот или иной способ?

Ответ ученика: Собрать газ можно двумя методами: вытеснением воды и вытеснением воздуха. Методом вытеснения воды можно собрать только нерастворимые в воде газы (например: кислород, азот, водород), а методом вытеснения воздуха можно собрать как растворимые, так и нерастворимые в воде газы. Причём, если газ легче воздуха, то сосуд для сбора газа нужно держать дном вверх, а если тяжелее воздуха, – то дном вниз. [ 1 мин.]

Верно! Теперь давайте попробуем самостоятельно собрать прибор для собирания газов. Возьмите на столе карточки с лабораторным опытом №4. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. Но перед выполнением лабораторного опыта, хочу вам напомнить правила работы с химическим оборудованием и химической посудой: выполняйте работу аккуратно, не торопитесь, друг друга не толкайте, помните, что вы работаете со стеклянной посудой – если нечаянно разбили посуду, то необходимо сообщить об этом учителю и не трогать разбитое стекло руками. Пробирку в держатель закрепляют около горлышка пробирки. [ 7 мин.]

Лабораторный опыт №4

Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.

  1. Из имеющихся на вашем рабочем столе частей соберите один из приборов для получения газов в химической лаборатории и укрепите в держателе для пробирок.
  2. Оформите результаты в таблицу и выполните задания.

Цель : получить представление о простейших приборах для получения газов, научиться собирать газы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.- смотри архив.

Задание 1: Укажите использованное вами оборудование.

Задание 2: Ответьте на вопросы, приведённые ниже (устно):

А) Как следует проверять приборы на герметичность?

Б) Почему надо проверять прибор на герметичность?

— Надеюсь, что все справились с заданием. А теперь проверьте свою работу (можно по слайду на экране)

Задания проверяем устно: Ответы учеников

  1. Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, держатель для пробирок, резервуар с водой.
  2. А) для проверки прибора на герметичность следует закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и опустить конец последней в воду. Пробирку согреть в руках или подогреть на спиртовке. При выделении пузырьков – прибор герметичен.

Б) Прибор проверяем на герметичность для избежания утечки газа и для соблюдения ТБ.

Ребята, что вы знаете и узнали нового о кислороде? [ 1 мин.]

Ответ ученика: Химический знак кислорода О. Его относительная атомная масса равна 16. Простое вещество кислород состоит из 2-х атомов, его формула О2. Следовательно молярная масса вещества кислорода равна 32. Кислород – это газ, без запаха, без цвета и без вкуса, не ядовит.

Да, всё верно. Как вы заметили данный элемент и простое вещество образованное атомами этого элемента имеют одинаковое название – кислород. Вам необходимо уметь различать когда речь идёт о элементе, а когда о веществе.

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Ребята, встаньте из-за парт. Я вам буду говорить утверждения, а вы определите в каких утверждениях речь идёт о элементе, а в каких – о веществе. И если речь идёт о элементе, вы согинаетесь и опускаете руки вниз, а если о веществе, то поднимаете руки вверх. [ 2 мин]

  1. Кислород мало растворим в воде.
  2. В состав сахара и глюкозы входит кислород.
  3. Баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет.
  4. В состав воды входит кислород.
  5. Для дыхания человека и животных необходим кислород.
  6. Самым распространенным в земной коре является кислород.
Читайте также:
Урок 9. Молярная масса и молярный объем

Молодцы! А теперь давайте сделаем глубокий вдох, побольше кислорода наберём в лёгкие, чтобы он с кровью поступил в клетки головного мозга и мы легче запомнили новый материал.

А что мы знаем про историю открытия кислорода? Об этом нам расскажут ….. . А все остальные внимательно слушайте и фамилии учёных, которые имеют отношение к открытию кислорода записывайте в тетрадь.

(ребята могут рассказать около доски, а портреты можно демонстрировать на экране)[3 мин.]

1750 год Михаил Васильевич Ломоносов провёл опыты и доказал, что в состав воздуха входит вещество, которое окисляет металл.

1772 год Шведский химик Карл Вильгельм Шееле получил кислород.

1774 год Независимо от Шееле кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли из оксида ртути.

Та история простая.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья.

(Не узнаешь у врача.)

Новый газ из колбы вышел!

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части. »

Эта мысль весьма нова.

Здесь у химика от счастья

И от воздуха от части

(От его важнейшей части!)

Кошка греется на крыше.

Солнца луч в окошко бьет.

Но главная фигура в истории открытия кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, который дал название веществу – кислород.

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И. получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды .

И кислород стал

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Из голубой глубины океана.

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

Огонь добывали с помощью трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей земле

Понял великий Лавуазье.

Спасибо. Продолжим наш урок и поговорим о таком веществе как озон. Расскажите, что вы узнали об этом веществе? [2 мин.]

Ответ ученика: Молекулы озона состоят из трёх атомов кислорода. Озон – газ с резким раздражающим запахом, токсичен. Он образуется в воздухе во время грозы, при взаимодействии смолы хвойных деревьев с кислородом, при работе копировальных аппаратов и лазерных принтерах. В верхних слоях атмосферы Земли образуется озоновый слой, который защищает нашу планету от губительного излучения.

Молодцы, всё верно.

  1. Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)

А теперь вы проверите себя, и выясните, что на уроке вы хорошо запомнили, а что необходимо ещё подучить дома, выполнив тест. – смотри архив.

  1. Этап организации домашнего задания. (2 мин.)

§19, §20 ; упражнения 8, с. 90 и 5,6, с.93.

Для сильных: дополнительно решить задачу 7 на с.90.

  1. Оценочно-рефлексивный этап. (1 мин.)

Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)

Рефлексия – на экране высвечиваются пронумерованные пробирки с «эмоциями». Учащиеся, оценивая своё эмоциональное состояние на уроке, отдают предпочтение какой-то из них, записывая номер предположим пробирки на полях тетради.

Кислород. Озон.
материал по химии (9 класс) по теме

Разработка открытого урока по теме: “Кислород. Озон.” для 9 класса.

Скачать:

Вложение Размер
kislorod.ozon_.doc 134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Кислород. Озон

Автор : Щедрина Ольга Сергеевна (olga.schedrina1963@ya.ru)

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Раменского муниципального района (МОУ СОШ № 11)

Предмет: Химия, урок —ознакомление с новым материалом

Тема: Кислород. Озон.

Продолжительность: (1 урока по 45 минут).

Технологии: ИКТ, здоровье сберегающие технологии и групповые.

«Кислород является центром, вокруг которого вращается вся химия.».(Берцелиус)

Изучить и систематизировать знания по теме «Кислород. Озон».

– обучающие: закрепить знания по теме «Строение атома». Скорость химических реакций и их классификация;

показать метапредметные связи

-развивающие: развить познавательный интерес, информационную культуру учащихся, развитие коммуникативных навыков;

-воспитательные: воспитать стремление к саморазвитию, навыков самоорганизации, формировать ответственное отношения к учению, навыки здорового и безопасного образа жизни.

показать взаимосвязь человека с окружающей средой, охрана природы

Тип урока: урок — ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: индивидуальная, индивидуально — групповая (в парах).

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал, прибор для получения и собирания газа, лучинка, спички, KMnO4, Н2О2, MnO2.

Метод обучения: лекция с элементами беседы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам: Учащиеся должны знать состав, свойства кислорода и озона, составлять уравнения реакций. Анализировать, делать выводы. Применять полученные знания в повседневной жизни.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня с вами мы говорим

О том, чем дышим мы,

Но разве можно б было, дети,

Жизнь без него тяжёлой бы была

Вернее, не было её бы никогда.

Да и вода состоит из него,

А без воды на Земле- ничего.

Итак, урок о …(кислороде)

  1. Путешествие в историю открытия (выступление ученика)
  2. Положение кислорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома (самостоятельно). Нуклиды кислорода. Электроотрицательность. Степень окисления.

Кислород в природе представлен 3-мя нуклидами (изотопами ): 16 О, 17 О, 18 О, атомы отличаются по числу содержащихся в них нейтронов: соответственно 8, 9 и 10.

В воде рек, морей и океанов 89% кислорода

Кислород в природе В земной коре кислорода 48%

Это – соли и оксиды

Воздух на 21% (по объёму) состоит из кислорода

Вывод: кислород – самый распространённый элемент на Земле.

  1. Получение кислорода

Как можно получить кислород. Основываясь на методах Шееле, Пристли и Лавуазье.

Вывод: в лаборатории кислород получаем разложением кислородсодержащих веществ:

а) термическое разложение перманганата калия (марганцовки).

2KMnO 4 t = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

б) разложение пероксида водорода (перекиси водорода) в присутствии MnO 2 .

2Н 2 О 2 MnO2 = 2Н 2 О + О 2

Демонстрационный опыт- соблюдение ТБ. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Доказательство наличия кислорода – по вспыхиванию тлеющей лучины.

Характеристика реакций и условия протекания.

В промышленности – ректификация воздуха.

Почему, несмотря на расходование огромных количеств кислорода, его общее содержание в воздухе заметно не меняется. (дети отвечают – фотосинтез).

6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 (глюкоза) + 6О 2

Аллотропия кислорода: кислород и озон.

Аллотропия-явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Кислород и озон-аллотропные модификации химического элемента кислорода.

6)Получение озона (см. учебник стр.97 рис.27.Озонатор)

7)Физические свойства модификаций кислорода (работа с учебником с.95,99)

  1. Химические свойства кислорода: в молекуле О 2 химическая связь прочная, при образовании 1 моль О 2 из атомов выделяется 493,57 кДж. Поэтому кислород при обычных условиях сравнительно малоактивен.

Без нагревания с щелочными металлами и щелочно- земельными металлами

4Li + O 2 =2Li 2 O + Q (но Na 2 O 2 , KO 2 (K 2 O 4 ))

При нагревании способность резко возрастает.

При нагревании реагирует с большинством простых веществ, кроме инертных газов и благородных металлов.

S + O 2 = SO 2 + Q

C + O 2 = CO 2 + Q

4Fe + 3O 2 = 2Fe 2 O 3 + Q (реагирует с кислородом воздуха)

2Fe + O 2 = 2FeO + Q (кислород пропускают через расплавленное железо )

Рассмотренные выше реакции – реакции горения, являются экзотермическими, в результате них выделяется свет и тепло.

Каковы условия протекания данной реакции, если кислород, находящийся в атмосфере весь не расходуется?

N 2 + O 2 = 2NO – Q (реакция эндотермическая – с поглощением тепла, протекает в электрическом разряде или при очень высоких температурах).

Вывод: В химических реакциях в большинстве случаев кислород – окислитель.

Следовательно, скорость реакции с участием кислорода зависит:

  1. От природы реагирующих с кислородом веществ;
  2. От доступа и концентрации кислорода;
  3. От температуры.

Озона: озон неустойчив, его молекула легко разлагается

О 3 более сильный окислитель, чем кислород из – за образования атомарного кислорода.

PbS + 4О 3 = PbSO 4 + 4О 2

2КI + O 3 + H 2 O = 2KOH + I 2 + O 2 – качественная реакция на озон (бумажка смоченная раствором КI и крахмала – синеет).

Воздействие озона на организм человека: несколько мкг озона в литре воздуха – раздражение дыхательных путей, головокружение, усталость; несколько млг – смертельно опасно.

  1. Роль кислорода и озона в природе. Применение. (см.учебник стр.96,99).
  1. Рефлексия. Лабиринт.

Оценить результаты. 8 шагов-«5»; 6,7-«4»; 4,5-«3»

4.Домашнее задание: п. 22-23 , задание 1,3-5

  1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2004 год, с.256
  2. С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8 – 9 классов» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2006 год, с.76
  3. М.Н. Давыдова, Е.В. Савинкина «Кислород». Сценарии уроков 8 класс. Москва «Чистые пруды» 2006 год, с.32

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока”Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон”

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе “Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.

Кислород. Получение кислорода и его физические свойства.

Урок изучения нового материала, позволяющий конкретизировать знания о кислороде как атоме и молекуле, о физических и химических его свойства , способах собирания газа, способах.

Конспект урока химии “Кислород, его характеристика. Получение кислорода”

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме “Кислород”. Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво.

Разработка урока “Озон. Аллотропия кислорода”

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить тему о кислороде как химическом э.

Конкурсная работа ” Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. “

Конкурсная работа ” Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. &quot.

Конспект урока по химии, 9 класс на тему “Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон”

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме “Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон&quot.

Методические рекомендации к уроку по теме “Кислород.Озон” в рамках ФГОС

Предлагается методическая разработка урока в рамках ФГОС при изучении подгруппы кислорода.

Кислород. Озон

Озон как аллотропное видоизменение кислорода

Озон — молекулярное простое вещество, его молекулярная масса равна 48. Поскольку молекулярная масса кислорода равна 32, легко посчитать, что молекула озона состоит из трех атомов кислорода — O3. Она имеет форму равнобедренного треугольника. При обычных условиях озон — газ светло-голубого цвета с характерным запахом, который можно ощутить, гуляя в сосновом бору после грозы. Озон в 1,5 раза тяжелее кислорода.

Растворимость его в воде гораздо больше, чем кислорода: в 1 00 объемах воды при 0°С растворяется 49 объемов озона. При низких концентрациях озон не токсичен, а при высоких — ядовит! Предельно допустимое содержание его в воздухе равно ю-5%.

Озон — газ, который, как и многие молекулярные вещества, можно перевести в другие агрегатные состояния — жидкое и твердое. При сильном охлаждении он конденсируется в темно-синюю жидкость, температура кипения которой — 112 °С, а при температуре ниже -192 °С (это температура плавления озона) он превращается в твердое вещество. В твердом состоянии озон почти черный.

В природе озон образуется из кислорода воздуха во время грозовых разрядов, а также при окислении смолы хвойных деревьев.

Воздух хвойных лесов считается особенно полезным, в нем всегда содержится некоторое количество озона. Небольшое содержание озона в воздухе благоприятно для организма человека, так как он убивает болезнетворные микроорганизмы. В лаборатории озон обычно получают действием тихого разряда (электрического разряда без искр) на газообразный чистый и высушенный кислород. Для этого используют особый прибор — озонатор, схема которого представлена на рисунке (рис. 1 5).

Основную часть озонатора составляют две вставленные одна в другую стеклянные трубки, между которыми пропускают хорошо высушенный ток кислорода (или воздуха).

Через внутреннюю трубку пропущен металлический стержень, а наружная трубка обмотана металлической спиралью. Стержень и спираль присоединяют к полюсам индукционной катушки высокого напряжения. При включении рубильника катушки тихий разряд происходит в пространстве между стенками внешней и внутренней трубок. Выходит из озонатора кислород или воздух, содержащий несколько процентов озона (в озонированном воздухе ≈ 2-3% озона).

Реакцию получения озона можно выразить уравнением:

Из уравнения видно, что эта реакция — эндотермическая.

Из этого уравнения следуют выводы.

1. Реакция превращения кислорода в озон самопроизвольно протекать не может, для ее осуществления требуется затрата энергии.

2. Обратная реакция — распад озона — самопроизвольно протекающая, так как в ходе ее энергия системы уменьшается.

3. Отсюда следует, что озон — эндотермичное и очень неустойчивое вещество, при высоких концентрациях взрывоопасное, легко превращающееся в кислород.

Химические свойства озона. Наиболее характерным химическим свойством озона является его исключительно высокая окислительная активность. Озон — один из сильнейших окислителей, более сильный, чем кислород. Он взаимодействует со многими веществами, в том числе и с теми, с которыми кислород при обычных условиях не реагирует. В ходе большинства из этих реакций молекула озона теряет один атом кислорода, идущий на окисление веществ, и переходит в молекулярный кислород. Так, при пропускании озонированного воздуха через водный раствор иодида калия выделяется свободный иод.

Озон окисляет все металлы, кроме золота и платиновых металлов, и большинство неметаллов. Так, металлическое серебро под действием озона чернеет, образуя на поверхности металла оксид серебра (II):

Озон способен переводить низшие оксиды в высшие, а сульфиды металлов в их сульфаты:

Озон, в отличие от молекулярного кислорода, на холоде окисляет многие органические вещества. Например, резина под его действием разрушается, а спирт, эфир, смоченная скипидаром, керосином и другими органическими жидкостями вата самовоспламеняются.

Применение озона. Как сильный окислитель озон широко используют на водоочистительных станциях для окончательной очистки воды от болезнетворных микробов, а также для обеззараживания воздуха. Озон используют также в научных лабораториях для установления строения молекул некоторых веществ.

В верхних слоях земной атмосферы (в стратосфере) озон получается из кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца, образуя озоновый слой, защищающий Землю от проникновения губительной для живых организмов ультрафиолетовой радиации. В настоящее время образовавшиеся над Землей «озоновые дыры» представляют серьезную экологическую проблему. Озон, содержащийся в стратосфере, воздействует и на климат, он — важный фактор формирования средней температуры воздуха, а следовательно, и климата. Поэтому любые виды человеческой деятельности, приводящие к уменьшению среднего содержания озона в стратосфере, имеют весьма серьезные последствия для климата, здоровья людей, состояния всей живой природы (более подробно об этом вы узнаете в 10-1 1 классах).

1. Кислород — самый распространенный элемент на Земле, элемент VIA-группы неметаллов.

2. Электронная формула атома кислорода — ls22s22p4.

3. Кислород — сильный окислитель, по величине ОЭО он уступает лишь фтору и образует огромное число соединений с атомами других элементов.

4. Кислород взаимодействует с простыми и сложными веществами с образованием различных оксидов, проявляя в них степень окисления -2.

5. Кислород играет чрезвычайно важную роль в биологических системах, участвуя в процессах дыхания и обмена веществ. Его широко используют в металлургии, химической промышленности, в медицине, авиации и др.

6. Аллотропной формой кислорода является озон, являющийся более сильным окислителем, чем кислород.

Атом кислорода • Строение молекулы кислорода • Степени окисления кислорода в соединениях • Кислород как окислитель • Озон • Окислительная активность озона • Озонатор

Вопросы и задания

1. Чем отличается элемент кислород от других элементов VLA-группы?

2. Чем обусловлена высокая окислительная способность кислорода?

3. Почему озон лучше кислорода растворяется в воде? Объясните причину.

4. Составьте схему строения и укажите свойства пероксида водорода.

5. Охарактеризуйте горение красного фосфора в кислороде, запишите термохимическое уравнение этой реакции и вычислите массовую долю кислорода в составе продукта этой реакции.

6. В кислороде, полученном при нагревании 20 г перманганата калия, сожгли 1,2 г угля. Какова массовая доля (в %) перманганата калия, который подвергся разложению?

7. Составьте краткий схематический обзор, отражающий взаимосвязи состава, строения, свойств и применения озона, используя символико-графические формы описания.

Урок Кислород. Воздух. Озон

Урок в 9 классе (3-х час. изучение)

Эпиграф к уроку:Кислород-это вещество, вокруг которого вращается

земная химия. (Я. Берцелиус)

Тема:Кислород. Воздух. Озон.

Цель: Расширить, закрепить знания учащихся о свойствах, получении и

применении кислорода, сравнить его свойства со свойствами озона

и воздуха; умение записывать уравнения химических реакций, решать

расчётные задачи; развивать умение наблюдать, анализировать и

делать выводы, активизировать мыслительную деятельность, умение

сравнивать и обобщать; воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Обучающийся научится давать характеристику кислороду по

положению в ПСХЭ, строению атома, устанавливать причинно – след-

ственные связи между строением атома, химической связью; узнает

открытие кислорода, физические и химические свойства в сравнении

с озоном и воздухом, способы получения в лаборатории, распростра-

нённость в природе, расширит знания о применении кислорода и воз-

духа, о значении озона.

Личностные УУД: работать над самооценкой и пониманием причин успеха (неуспеха), учиться проявлять самостоятельность в разныхвидах работы.

Познавательные УУД: – ориентироваться в разных видах информации;

– понимать информацию, представленную в виде схем, таблиц, текста и т. д.;

– развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать изученное.

Регулятивные УУД: – самостоятельно выполнять задания, используя

– осознавать уровень и качество усвоения материала;

– фиксировать полученные знания в виде различных схем, таблиц и др.;

– уметь обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия как одноклассников, так и свои.

Коммуникативные УУД:- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

– планировать общие способы работы, осуществляя сотрудничество и взаимоконтроль.

Оборудование и ресурсы:учебник химии 9 класс, рабочие тетради к нему

( -2-е изд.,«Дрофа» 2014 год);

ПСХЭ, ОЭР – «Кирилла и Мефодия», приложение к учебнику

за 9 класс; порошок магния, красный фосфор, кристалличе-

ская сера, заранее полученный кислород в 3 колбах, желез-

ная ложечка, перманганат калия, газоотводная трубка, крис-

таллизатор с водой.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, положительный настрой на работу.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Дополните ответ:

1.В периодической системе элементы-неметаллы располагаются…

2.На внешнем энергетическом уровне у неметаллов чаще всего … з

3.В соединениях с металлами неметаллы являются …

4.Почему деление элементов на металлы и неметаллы является условным?

5.Приведите примеры неметаллов, разных по агрегатному состоянию.

6. Неметаллические свойства в периодах…? Объясните, с чем это связано?

7.Неметаллические свойства в группах…, так как увеличивается в атомах неметаллов…?

2)В рядах сложных веществ найдите лишнее:

А)H2O, H2SO4 ,CaO, CO, P2O5 , Na2O, Fe2O3 (кислота)

Б) N2O5, SO3, SiO2 , CO2 , CrO3 ,MgO(основныйоксид)

В) BaO, FeO, K2O, CaO, SO2, Cs2O (кислотныйоксид)

III. Мотивация учебной деятельности. (на экране)

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома лёгких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода…

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Из голубой глубины океана,

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.

Чему посвящены эти строки стихов?

IV. Учащиеся сами формулируют тему урока, какие задачи стоят при изучении данной темы. (учитель дополняет сказанное учащимися)

V. Работа по новой теме урока.

1.Работа с таблицей в тетрадях. (уч. работают самостоятельно)

Относительная атомная масса

Относительная молекулярная масса

2.Словарная работа (запись в тетрадях, внутрипредметная связь -8 кл.)

Аллотропия – это образование одним химическим элементом нескольких разных простых веществ.

3.Рассказ учителя об открытии состава атмосферного воздуха.

Китайский ученый VIII в. Мао-Хоа установил наличие в составе воздуха двух газов, один из которых имел свойства поддерживать дыхание и горение. А открытие кислорода произошло через 1000 лет.

ДоXVIII века химия не располагала никакими сведениями о составе атмосферного воздуха, который считался элементарным веществом. Ученые мало обращали внимания на образование газообразных продуктов горения, отличающихся по химической природе от атмосферного воздуха. Все газы, образующие атмосферу, бесцветны, невидимы, непахучи. До XVIII века химики не умели собирать газы в замкнутые сосуды, а без этого нельзя их изучать.

В 1672 году Р. Бойль писал «Трудность поддерживать огонь без воздуха создает подозрение, что в атмосфере рассеяно некое странное вещество – солнечной, звездной или другой чуждой природы, – в силу которого воздух необходим для поддержания огня».

Первым, кто приоткрыл завесу в этот непознанный мир, был Гельмонт, который ввел термин «газ». Он считал, что существуют газы, отличающиеся как друг от друга, так и от воздуха; они содержатся в различных твердых телах и могут быть выделены из них. В 1620 году Ван Гельмонт нашел, «что уголь при сгорании выделяет «лесной дух». Этот лесной газ, неизвестный до сих пор, нельзя сделать видимым телом. Я на-

зываю его новым именем – газ».

В 1774 году Дж. Пристли с помощью большой линзы нагревал некоторые вещества (HgO и Pb3O4). В полученном газе свеча горела необычайно ярко.

Объяснить это явление он не смог, так как он не понял, что получил кислород. Ещё в 1772 году он сумел открыть азот, не зная, что это новый газ в составе воздуха. В эти же годы знали о существовании «испорченного» воздуха Г. Кавендиш, Д. Резерфорд.

А. Лавуазье повторил опыты Дж. Пристли. Он нагрел ртуть в закрытом сосуде, заметил что при этом исчезло около 1/6 части воздуха, находившегося в сосуде, но «исчезнуть» эта часть воздуха не могла. А. Лаву-

азье взвесил образовавшуюся окись ртути и убедился, что эта часть воздуха соединилась с ртутью. Далее он убедился, что оставшаяся 5/6 часть воздуха не поддерживали горение и дыхание. Затем ученый провел обратные опыты. Он нагрел окись ртути и выделил 1/6 часть воздуха, смешал её с 5/6 частью «удушающего» газа и получил смесь, которая ничем не отличалась от перво-начально взятого воздуха.

Так, к концу 18 века был установлен качественный и количественный состав атмосферного воздуха. Следующим поколениям химиков оставалось лишь открыть благородные газы, пузырек которого получил, сам того не подозревая, Г. Кавендиш.

4.М/м презентация о распространении кислорода в природе. (приложение к учебнику химии 9 класс)

Если нет приложения к учебнику, то можно дать сообщение ученику.

Кислород – самый распространенный химический элемент на Земле. Массовая доля его воболочек Земли составляет около 52%. Простое вещество кислород есть в воздухе (23% по массе). В свободном состоянии кислород содержится и в природных водах. Биохимическаясамоочистка речной и морской воды происходит с использованием растворенного в воде кислорода. Связанный (то есть как химический элемент) кислород входит в состав воды, песка, глины, горных пород и минералов, а также в состав живых организмов

5.Практическая работа в группах.

2 группы учащихся составляют таблицу, сравнивая свойства кислорода и озона. (10 мин.)

Газ без цвета и запаха

Аллотропное видоизменение кислорода

Плохо растворим в воде

Молекула состоит из трех атомов

В жидком состоянии голубого цвета.

При t= – 220є – жидкость, при t= – 220є –

Образуется во время грозы вследствии электрических разрядов или окисления смолы хвойных деревьев.

В 1,5 раза тяжелее кислорода

Окисляет много органических и неорганических веществ

Лучше растворяется, чем кислород.

В атомарном состоянии более активен, чем в молекулярном (отбеливает, обеззараживает вещества)

В озоне некоторые вещества загораются, каучук становится хрупким, красители обесцвечиваются.

Его используют в химической, металлурги-ческой промышленности для окисления веществ, обжига руд, выплавки чугуна, стали.

Имеет своеобразный приятный запах,

Используют в медицине, на подземных, подводных работах.

Озон значительно активнее кислорода

6.Значение озона, причины разрушения озонового экрана, его возможные последствия. (сообщение ученика-2-3 мин., ЭОР – м/м)

7.Демонстрация опытов по химическим свойствам кислорода

а)Горение железа в кислороде – видеофрагмент из пособия «К. и М.»

б)Горение фосфора в кислороде и на воздухе.

в)Горение магния в кислороде и на воздухе.

г)Горение серы в кислороде и на воздухе.

Во всех случаях учащиеся сравнивают горение простых веществ в кислороде и на воздухе, делают выводы и обобщения. Записывают уравнения проведенных реакций.

8.Демонстрационный опыт «Получение кислорода в лаборатории»

(проводит учитель, предварительно учащиеся проговаривают правила работы со спиртовкой, с хим. реактивами).

а) получение кислорода под водой из KMnO4 , горение лучинки в полученном кислороде

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑

б) получение кислорода из пероксида водорода, горение лучинки в полученном кислороде

2 H2O2 = 2 H2O + O2↑

9.Обобщение и систематизация знаний.

Венгерский ученый Д. Хевеши говорил : «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, которые он наблюдает».

Сегодня мы создали портрет кислорода.

Обратитесь к эпиграфу урока. Как вы думаете, почему Берцелиус сказал эти слова?

Почему кислород был назван знакомым незнакомцем?

1.Осуществите превращения: С→ СО2

2.Выберите правильные утверждения:( на слайде – устно)

* Содержание кислорода в земной коре -89 %

* Химическая формула – О

* Относительная атомная масса – 16

* Кислород в лаборатории получают разложением перманганата калия

* Кислород собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.

* Жидкий кислород хранят и транспортируют в стальных болонах голубого цвета.

* Кислород –бесцветный газ, тяжелее воздуха, малорастворим в воде.

* В промышленности кислород получают из воздуха.

* При tє = – 183є превращается в жидкость.

Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме.

4.В каком из оксидов содержание кислорода больше:

– Достигли ли мы цели урока?

– Оцените свою работу на уроке: «высокий уровень» ; «достаточный уровень» ; « средний уровень».

Составьте синквейн на изученную тему.

VIII. Домашнее задание

Провести мини-исследование на темы :

Озон – друг или враг?

Что будет, если содержание кислорода в воздухе увеличить

КИСЛОРОД. ОЗОН. ВОЗДУХ. Урок химии в 9 классе Учитель Скрынник О.В. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемfestival.1september.ru

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету “Химия” на тему: “КИСЛОРОД. ОЗОН. ВОЗДУХ. Урок химии в 9 классе Учитель Скрынник О.В.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 КИСЛОРОД. ОЗОН. ВОЗДУХ. Урок химии в 9 классе Учитель Скрынник О.В.

2 Задачи урока. 1. Изучить состав воздуха. 2. Ознакомиться с понятиями «аллотропия» и “аллотропные видоизменения». 2. Исследовать способы получения и свойства кислорода и озона. 3. Показать роль аллотропных модификаций кислорода в живой и неживой природе. 5. Решить проблему: «Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?»

3 Составные части воздуха Постоянные Временные Примеси Состав воздуха

4 Аллотропия. Аллотропные видоизменения. Аллотропия – явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ. ( Молекулярный кислород – О 2 и озон – О 3 ) Аллотропные видоизменения (модификации) – простые вещества, образованные атомами одного и того химического элемента.

5 Получение кислорода Английский ученый Джозеф Пристли (1733 – 1804) в 1774 г. разложением оксида ртути(II) получил кислород и изучил его свойства. 2 HgO t 2Hg + O 2 оксид ртути(II) ртуть кислород

6 Лабораторный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода. Цель: 1. получить кислород разложением пероксида водорода ; 2. доказать наличие кислорода. Ход работы 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода. В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца (IV). 2. Доказательство наличия кислорода. В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину ( для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее). Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?

7 Выводы 1. В результате лабораторной работы при разложении пероксида водорода наблюдали выделение кислорода. 2 Н 2 О 2 =2 Н 2 О + О 2 2. Доказали наличие кислорода по возгоранию тлеющей лучины.

8 Свойства кислорода Горение. Медленное окисление.

9 Свойства кислорода Выполните задание: Составьте уравнения реакций горения алюминия и магния.

10 Свойства кислорода Проверьте ваши ответы. 4Al +3 О 2 = 2 Al 2 O 3 2Mg + О 2 =2MgO

11 Применение кислорода Жидкий кислород мощный окислитель, его используют как компонент ракетного топлива. Используют как взрывчатые вещества. Основные количества получаемого из воздуха кислорода используются в металлургии. Кислород используют при резке и сварке металлов. В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

12 Решите проблему Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?

13 Биологическая роль. Кислород основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений. В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется. Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.

14 Обобщение. В состав воздуха входят азот (78%), кислород (21%), инертные газы (0, 94%); углекислый газ, водяные пары, примеси. Получают кислород при разложении кислородсодержащих веществ. Кислород – окислитель. Озон – обеззараживающее вещество. Кислород – жизненоважный элемент.

15 Выполните тест 1.Аллотропными видоизменениями являются: а) фосфор и азот; б) азот и кислород; в)озон и кислород); г) азот и озон. 2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; б) обладает бактерицидным действием; в) предохраняет поверхность Земли от перегрева; г) задерживает поток мелких метеоритов. 3.Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: а)10 л и 60 л, б)78 л и 21 л, в) 56 л и 25 л, г)90 л и 10 л.

16 Выполните тест 4. Первым состав воздуха установил: а) М.В.Ломоносов; б) К.Шееле; в) А.Лавуазье; г) Д.И.Менделеев. 5. К переменным составным частям воздуха относятся: а) инертные газы; б) азот и кислород; в) примеси; г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия; б) оксид натрия; в) карбонат натрия; в) гидроксид натрия.

17 Проверьте ответы 1. Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород; 2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; 3. Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б)78 л и 21 л. 4. Первым состав воздуха установил: в) А.Лавуазье; 5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

18 4. Первым состав воздуха установил: в) А.Лавуазье; 5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

19 Домашнее задание. 1.Решите экологическую проблему: что такое озоновые дыры и как предупредить их появление? 2.Выучить параграф 15, вопрос 2,3 письменно.

Презентация на тему: Кислород. Озон. Воздух

КИСЛОРОД. ОЗОН. ВОЗДУХ. Урок химии в 9 классе Учитель Скрынник О.В. 5klass.net

Задачи урока. 1. Изучить состав воздуха. 2. Ознакомиться с понятиями «аллотропия» и “аллотропные видоизменения». 2. Исследовать способы получения и свойства кислорода и озона. 3. Показать роль аллотропных модификаций кислорода в живой и неживой природе. 5. Решить проблему: «Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?»

Аллотропия. Аллотропные видоизменения. Аллотропия – явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ. (Молекулярный кислород – О2 и озон – О3) Аллотропные видоизменения (модификации) – простые вещества, образованные атомами одного и того химического элемента.

Получение кислорода Английский ученый Джозеф Пристли (1733 – 1804) в 1774 г. разложением оксида ртути(II) получил кислород и изучил его свойства. 2 HgO t 2Hg + O2 оксид ртути(II) ртуть кислород

Лабораторный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода. Цель: 1. получить кислород разложением пероксида водорода ; 2. доказать наличие кислорода . Ход работы 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода . В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца (IV). 2. Доказательство наличия кислорода. В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину ( для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее). Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?

Выводы 1. В результате лабораторной работы при разложении пероксида водорода наблюдали выделение кислорода. 2 Н2О2 =2 Н2О + О2 2. Доказали наличие кислорода по возгоранию тлеющей лучины.

Свойства кислорода Горение. Медленное окисление.

Свойства кислорода Выполните задание: Составьте уравнения реакций горения алюминия и магния.

Свойства кислорода Проверьте ваши ответы. 4Al +3 О2 = 2 Al2O3 2Mg + О2 =2MgO

Применение кислорода Жидкий кислород — мощный окислитель, его используют как компонент ракетного топлива. Используют как взрывчатые вещества. Основные количества получаемого из воздуха кислорода используются в металлургии. Кислород используют при резке и сварке металлов. В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

Решите проблему Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?

Биологическая роль. Кислород — основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток — белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений. В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется. Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.

Обобщение. В состав воздуха входят азот (78%), кислород (21%), инертные газы (0, 94%); углекислый газ, водяные пары, примеси. Получают кислород при разложении кислородсодержащих веществ. Кислород – окислитель. Озон – обеззараживающее вещество. Кислород – жизненоважный элемент.

Выполните тест 1.Аллотропными видоизменениями являются: а) фосфор и азот; б) азот и кислород; в)озон и кислород); г) азот и озон. 2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; б) обладает бактерицидным действием; в) предохраняет поверхность Земли от перегрева; г) задерживает поток мелких метеоритов. 3 .Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: а)10 л и 60 л, б)78 л и 21 л , в) 56 л и 25 л, г)90 л и 10 л.

Выполните тест 4. Первым состав воздуха установил: а) М.В.Ломоносов; б) К.Шееле; в) А.Лавуазье; г) Д.И.Менделеев. 5. К переменным составным частям воздуха относятся: а) инертные газы; б) азот и кислород; в) примеси; г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия; б) оксид натрия; в) карбонат натрия; в) гидроксид натрия.

Проверьте ответы 1. Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород; 2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; 3. Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б)78 л и 21 л. 4. Первым состав воздуха установил: в) А.Лавуазье; 5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

4. Первым состав воздуха установил: в) А.Лавуазье; 5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.

Домашнее задание. 1.Решите экологическую проблему: что такое озоновые дыры и как предупредить их появление? 2.Выучить параграф 15, вопрос 2,3 письменно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: