Урок 16. Кислоты и основания

Кислоты и основания

После прочтения статьи Вы сможете разделять вещества на соли, кислоты и основания. В статье описано, что такое pH раствора, какими общими свойствами обладают кислоты и основания.

Простым языком, кислота – это всё что с H, а основание – c OH. НО! Не всегда. Что бы отличать кислоту от основания необходимо. запомнить их! Сожалею. Что бы хоть как то облегчить жизнь, три наших друга, Аррениус и Бренстед с Лоури, придумали две теории, которые зовутся их именем.

Как металлы и неметаллы, кислоты и основания – это разделение веществ по схожим свойствам. Первая теория кислот и оснований принадлежала швецкому учёному Аррениусу. Кислота по Аррениусу – это класс веществ, которые в реакции с водой диссоциируют (распадаются), образовывая катион водорода H + . Основания Аррениуса в водном растворе образуют анионы OH – . Следующая теория в 1923 году была предложена учёными Бренстедом и Лоури. Теория Бренстеда-Лоури определяет кислотами вещества, способные в реакции отдавать протон (протоном в реакциях называют катион водорода). Основания, соответственно, – это вещества, способные принять протон в реакции. Актуальная на данный момент теория – теория Льюиса. Теория Льюиса определяет кислоты как молекулы или ионы, способные принимать электронные пары, тем самым формируя аддукты Льюиса (аддукт – это соединение, образующееся соединением двух реагентов без образования побочных продуктов).

В неорганической химии, как правило, под кислотой имеют ввиду кислоту Бренстеда-Лоури, то есть вещества, способные отдать протон. Если имеют ввиду определение кислоты по Льюису, то в тексте такую кислоту называют кислотой Льюиса. Данные правила справедливы для кислот и оснований.

Диссоциация

Диссоциация – это процесс распада вещества на ионы в растворах или расплавах. Например, диссоциация соляной кислоты – это распад HCl на H + и Cl – .

Свойства кислот и оснований

Кислоты, содержащие водород, в водном растворе выделяют катионы водорода. Основания, содержащие гидроксид-ион, в водном растворе выделяют анион OH – .

Основания, как правило, мыльные на ощупь, кислоты, в большинстве своём, имеют кислый вкус.

При реакции основания со многими катионами формируется осадок. При реакции кислоты с анионами, как правило, выделяется газ.

Сильные и слабые кислоты и основания

Сильные кислоты

Такие кислоты, которые полностью диссоциируют в воде, производя катионы водорода H + и анионы. Пример сильной кислоты – соляная кислота HCl:

Примеры сильных кислот: HCl, HBr, HF, HNO3, H2SO4, HClO4

Список сильных кислот
  • HCl – соляная кислота
  • HBr – бромоводород
  • HI – йодоводород
  • HNO3 – азотная кислота
  • HClO4 – хлорная кислота
  • H2SO4 – серная кислота

Слабые кислоты

Растворяются в воде только частично, например, HF:

HF(р-р) + H2O(ж) → H3O + (р-р) + F – (р-р) – в такой реакции более 90% кислоты не диссоциирует:
[H3O + ]=[F – ] Сильные основания

Сильные основания полностью диссоциируют в воде:

К сильным основаниям относятся гидроксиды металлов первой (алкалины, щелочные металы) и второй (алкалинотеррены, щёлочноземельные металлы) группы.

Список сильных оснований
  • NaOH гидроксид натрия (едкий натр)
  • KOH гидроксид калия (едкое кали)
  • LiOH гидроксид лития
  • Ba(OH)2 гидроксид бария
  • Ca(OH)2 гидроксид кальция (гашеная известь)

Слабые основания

В обратимой реакции в присутствии воды образует ионы OH – :

Большинство слабых оснований – это анионы:

Список слабых оснований
  • Mg(OH)2 гидроксид магния
  • Fe(OH)2 гидроксид железа (II)
  • Zn(OH)2 гидроксид цинка
  • NH4OH гидроксид аммония
  • Fe(OH)3 гидроксид железа (III)

Реакции кислот и оснований

Сильная кислота и сильное основание

Такая реакция называется нейтрализацией: при количестве реагентов достаточном для полной диссоциации кислоты и основания, результирующий раствор будет нейтральным.

Слабое основание и слабая кислота
Сильное основание и слабая кислота

Основание полностью диссоциирует, кислота диссоциирует частично, результирующий раствор имеет слабые свойства основания:

Сильная кислота и слабое основание

Кислота полностью диссоциирует, основание диссоциирует не полностью:

Диссоциация воды

Диссоциация – это распад вещества на составляющие молекулы. Свойства кислоты или основания зависят от равновесия, которое присутствует в воде:

H2O + H2O ↔ H3O + (р-р) + OH – (р-р)
Kc = [H3O + ][OH – ]/[H2O] 2
Константа равновесия воды при t=25°: Kc = 1.83⋅10 -6 , также имеет место следующее равенство: [H3O + ][OH – ] = 10 -14 , что называется константой диссоциации воды. Для чистой воды [H3O + ] = [OH – ] = 10 -7 , откуда -lg[H3O] = 7.0.

Данная величина (-lg[h3O]) называется pH – потенциал водорода. Если pH 7, то вещество имеет основные свойства.

Способы определения pH

Инструментальный метод

Специальный прибор pH-метр – устройство, трансформирующее концентрацию протонов в растворе в электрический сигнал.

Индикаторы

Вещество, которое изменяет цвет в некотором интервале значений pH в зависимости от кислотности раствора, используя несколько индикаторов можно добиться достаточно точного результата.

Соль – это ионное соединение образованное катионом отличным от H + и анионом отличным от O 2- . В слабом водном растворе соли полностью диссоциируют.

Что бы определить кислотно-щелочные свойства раствора соли, необходимо определить, какие ионы присутствуют в растворе и рассмотреть их свойства: нейтральные ионы, образованные из сильных кислот и оснований не влияют на pH: не отдают ионы ни H + , ни OH – в воде. Например, Cl – , NO – 3, SO 2- 4, Li + , Na + , K + .

Анионы, образованные из слабых кислот, проявляют щелочные свойства (F – , CH3COO – , CO 2- 3), катионов с щелочными свойствами не существует.

Все катионы кроме металлов первой и второй группы имеют кислотные свойства.

Буфферный раствор

Растворы, которые сохраняют уровень pH при добавлении небольшого количества сильной кислоты или сильного основания, в основном состоят из:

  • Смесь слабой кислоты, соответствующей соли и слабого основания
  • Слабое основание, соответствующая соль и сильная кислота

Для подготовки буфферного раствора определённой кислотности необходимо смешать слабую кислоту или основание с соответствующей солью, при этом необходимо учесть:

  • Интервал pH в котором буфферный раствор будет эффективен
  • Ёмкость раствора – количество сильной кислоты или сильного основания, которые можно добавить не повлияв на pH раствора
  • Не должно происходить нежелаемых реакций, которые могут изменить состав раствор

Урок по химии “Кислоты и основания в повседневной жизни”
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Урок обобщения и закрепления знаний Цель урока – расширение и систематизация знаний учащихся об использовании кислот и оснований в повседневной жизни.

Скачать:

Вложение Размер
kisloty_i_osnovaniya_v_povsednevnoy_zhizni.doc 74.5 КБ
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Копрова Ольга Сергеевна

Тема: «Кислоты и основания в повседневной жизни»

обобщения и закрепления знаний.

Систематизация знаний учащихся об использовании кислот и оснований в повседневной жизни.

  1. Обобщить и закрепить знания о важнейших классах неорганических веществ на примере кислот и оснований.
  2. Определить значение кислот и оснований в жизни человека.
  3. Развивать экспериментальные умения.
  4. Формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Д. Хевеши

Штативы для пробирок, пробирки с исследуемыми веществами, пробирки для проведения экспериментов, химические стаканчики с водой, баночки для отходов.

  1. Отвар картофеля
  2. Виноградный сок
  3. Яблочный сок
  4. Молоко
  5. Спрайт
  6. Милкис
  7. Гель для душа Палмолив
  8. Шампунь Дав
  9. Стиральный порошок Тайд
  10. Индикаторы – метилоранж и фенолфталеин.

Ребята прежде чем перейти к теме нашего урока у меня к вам будет небольшая просьба!

Работа на листочках по вариантам

Мы заказали для своей школьной химической лаборатории 2 посылки с реактивами. Вещества прислали, но забыли подписать их названия. Помогите нам.

1 посылка: H 3 PO 4, K 2 O, Cu(OH) 2 ,Ca(NO 3 ) 2, Li 3 PO 4.

2 посылка: Cr(NO 3 ) 3, K 2 S, Na 2 SO 4 , Ba(OH) 2, H 2 SiO 3.

А теперь давайте перейдем к теме нашего урока. Прочитайте внимательно девиз нашего урока…осмыслите его, в конце урока мы к нему еще вернемся.

Сегодня мы с вами рассмотрим, где же содержаться кислоты и основания в повседневной жизни и как их используют. Для этого давайте послушаем ребят, которые приготовили нам небольшие рассказы о роли кислот и щелочей.

Значение кислот в жизни человека.

С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно.

Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота—это газировка и шипучие напитки.

Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота—витамин С, ацетилсалициловая—аспирин.

В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов.

Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки.

Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.

Значение оснований в жизни человека.

Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.

Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством. Поэтому совершенно верно показывают в рекламе после применения мыла “Сейфгард” уменьшение бактерий.

Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.

Щелочной раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены при побелке.

На основе нерастворимых в воде оснований – гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца, меди изготавливают малярные и художественные краски.

А из гидроксида никеля прессуют пластины щелочных аккумуляторов.

Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.

Теперь вы знаете, что роль кислот и оснований в нашей жизни огромна.

На нашем уроке будут проводиться опыты, поэтому нам надо вспомнить правила техники безопасности.

Может кто – то из ребят хочет нам напомнить эти правила?

Много есть друзья

Мы расскажем главные –

Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить

Только с разрешенья

Так как могут не простить

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе – будто мармелад,

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

А Что может случиться?

Ты же можешь отравиться!

Голова вдруг твоя закружилась,

Руки будто бы не твои.

Если такое случилось,

Учителю тут же скажи.

Всем поможет, ободрит,

Наш учитель Айболит!

Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом ученом химике 19 века. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притертой пробкой. Нука обнажите руку – говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. Не правда ли жжет? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту.

Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?

Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными – убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.

Давайте начнем опыты. Дома очень много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. Мы начнем с того, что попробуем определить среду сока винограда, яблока; картофельного отвара, молока, спрайта, милкиса с помощью индикаторов. Результаты запишем в таблицу.

А перед этим давайте вспомним какие правила использования индикаторов вы знаете?

Ничего не могу я поделать с собой:

Как едкая щёлочь от страха синею.

А с кислотой совершенно другой,

От пылкой любви мгновенно краснею (лакмус).

Как на прогулке от мороза,

От кислоты я стану розов,

А в щёлочи мой вид смешон,

Я сразу ЖЁЛТЫЙ как лимон (метилоранж)

Фенолфталеиновый в щёлочах малиновый.

Каждый ряд определяет среду двух веществ. Затем все результаты заносятся в таблицу и обсуждаются.

Урок по дисциплине “Химия” по теме “Основания. Кислоты”

Презентация к уроку

Вступительное слово преподавателя: Мы начали изучать важнейшие классы неорганических соединений. С каким классом неорганических соединений мы познакомились на прошлом уроке?

Предполагаемый ответ: Оксиды.

Слово преподавателя: Выполнение следующих заданий позволит проверить знания по этой теме.

(Опрос проводится в индивидуальной форме и по парам. Задания для проверки знаний дается в электронном виде, программа Notebооk).

Задание №1 для студента

Из предложенных заготовок понятий составьте на доске опорную схему по теме: “Классификация оксидов”. Сделайте краткий обобщающий рассказ по схеме.

На доске дана заготовка схемы и понятия: солеобразующие, основные, несолеобразующие, амфотерные, кислотные.

Затем всем студентам предлагается выполнить задание по парам.

Задание №2 На доске представлены формулы оксидов: СаО, СО, Аl2О3, Р2О5, Сr2О3, СО2, Nа2О

Студенты должны распределить формулы оксидов по соответствующим группам: несолеобразующие, основные, кислотные и амфотерные.

Задание выполняется на одном листке, сдается на проверку преподавателю.

Пока преподаватель проверяет задание №2, студенты приступают к выполнению задания №3.

Задание №3 На доске написаны формулы для двух вариантов.

Студенты должны дать название оксидам по формуле.

СО2 – оксид углерода (IV), N2О – оксид азота (I), Сr2О3 – оксид хрома (III), СrО3– оксид хрома (VI), СаО – оксид кальция.

V2O5 – оксид ванадия (V), Cl2O7 оксид хлора (VII), ZnO – оксид цинка, FeO – оксид железа (II), СО – оксид углерода (II).

Преподаватель предлагает студентам проверить, как они выполнили задание №3. От каждого варианта приглашается по одному студенту, чтобы записать на интерактивной доске названия оксидов. Преподаватель корректирует, если это необходимо, записи на доске, а студенты исправляют в тетрадях. Преподаватель проговаривает критерии оценки задания №3, а студенты выставляют себе оценку. Преподаватель сообщает оценки за задание №2.

Изучение нового материала

Слово преподавателя: вы уже многое узнали о веществах, об их практическом использовании. Сегодня вам предстоит ещё раз убедиться в том, что химия многолика.

В детстве вы, наверное, читали эти стихи:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться:

Я не случайно вспомнила стихи этого поэта. Кстати, кто их автор? (Корней Чуковский) Дело в том, что люди давно заметили необходимость ухода за кожей, поддержания её в чистоте. Солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое бельё. Этот обычай не случаен: на чистой коже раны заживают быстрее.

Вам будет интересно узнать, что на одном квадратном сантиметре кожи здорового человека находится от 100 тыс. до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается её способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезней.

Кожа детей нежнее, чем кожа взрослых, поэтому она более ранима. Проникающие через трещины или царапины микроорганизмы иногда вызывают нарывы, воспаления, а при загрязнении ран землёй в организм могут проникнуть возбудители столбняка – одного из тяжелейших заболеваний.5 Вот почему так важна забота о чистоте кожи для того, чтобы кожа была чистой, необходимо использовать моющие средства, например, мыло.

А знаете ли вы, почему мыло моет? Ответить на этот вопрос позволит знакомство с веществами нового класса, который Вы сегодня изучите в первой половине урока.

Предлагаю вам опытным путём определить состав выданного моющего средства.

Вы будете выполнять лабораторную работу в микрогруппах (по 4 человека). На нее отводится 5 минут. Инструкция для выполнения лабораторной работы находится на ваших столах. В инструкции указан номер группы и прописано задание.

  • Первая группа исследует твёрдое мыло.
  • Вторая группа – синтетическое моющее средство.

Лабораторный опыт №1 “Состав моющих средств”

1. Приготовьте раствор выданного Вам моющего средства. Для этого в пробирку с моющим средством прилейте дистиллированной воды объемом не более половины содержимого пробирки.

2. С помощью различных индикаторов (фенолфталеина, универсальной лакмусовой бумажки) исследуйте реакцию среды в растворе.

Для исследования реакции среды с помощью лакмусовой бумажки смочите стеклянную палочку в растворе моющего средства, а затем палочкой дотроньтесь до лакмусовой бумажки.

Как изменилась окраска индикатора?

Для исследования реакции среды с помощью фенолфталеина: прилейте в пробирку 2-3 капли индикатора. Как изменилась окраска индикатора?

3. Сделайте вывод о составе моющего средства. Для этого по таблице “Окраска индикаторов в различных средах” по окраске вашего раствора определите его среду.

Таблица – Окраска индикаторов в различных средах

(Студенты должны определить, что среда раствора щелочная).

4. Результаты вашей работы запишите в тетради в форме таблицы “Состав моющих средств”.

(Незаполненная таблица появляется на доске)

Таблица – Состав моющих средств

Моющее средство Окраска фенолфталеина Окраска лакмуса Среда раствора

После того, как студенты провели лабораторную работу и сказали полученный результат, на доске высвечивается таблица “Состав моющих средств” с ответами. Студенты должны сделать вывод, какое вещество входит в состав моющих средств. Вывод записывается в тетрадь.

Таблица – Состав моющих средств

Моющее средство Окраска фенолфталеина Окраска лакмуса Среда раствора
Твёрдое мыло Малиновая Синяя Щелочная
СМС Малиновая Синяя Щелочная

Слово преподавателя: Щёлочь – это растворимое основание.

Таким образом, мы подошли с вами к новому классу неорганических соединений: ОСНОВАНИЯ

(Заставка: На экране доски появляется название и цель урока)

В тетрадях делаем заголовок: Важнейшие классы неорганических соединений. Ниже записываем подзаголовок: Основания.

Наша цель занятия – выяснить, какие соединения можно отнести к основаниям. Вам предлагается просмотреть фрагмент видеофильма “Основные классы неорганических соединений: Основания” и ответить на вопросы, представленные на доске:

1. Какова общая формула оснований?

2. Дайте определение понятия “Основания”.

3. Чему равно количество гидроксильных групп ОН в основаниях?

(Просмотр студентами видеофрагмента)

Студенты отвечают на вопросы. Ответы затем появляются на доске, и студенты записывают их в тетрадь.

Вопрос 1. Какова общая формула оснований?

Предполагаемый ответ: М(ОН) n – общая формула оснований.

Вопрос 2. Дайте определение понятия “Основания”.

Предполагаемый ответ: Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильных групп (ОН).

Вопрос 3. Чему равно количество гидроксильных групп ОН в основаниях?

Предполагаемый ответ: Количество групп ОН совпадает с валентностью металла

Теперь мы с вами обладаем достаточными знаниями, чтобы суметь ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему мыло моет?

Предполагаемый ответ: при контакте мыла с водой образуется щёлочь, а все щелочи мылкие на ощупь.

Слово преподавателя: Исследуйте, обладает ли нерастворимое основание такими же свойствами, как щелочь. Проведите второй опыт, работая в микрогруппах по 4 человека по инструкции, которая у вас на столе. На его выполнение дается 3-4 минуты.

Лабораторный опыт №2 “Свойства нерастворимых оснований”

1. Перед Вами в пробирке находится взвесь Сu(OH)2 гидроксида меди (II) в воде.

2. Определите реакцию среды в воде над гидроксидом меди (II):

смочите стеклянную палочку в пробирке с гидроксидом меди (II), а затем дотроньтесь до лакмусовой бумажки; капните в пробирку с гидроксидом меди (II) 2-3 капли фенолфталеина.

3. Сделайте вывод, какими свойствами обладает нерастворимое основание.

На основании проведенных лабораторных опытов №1, 2 осуществите структурирование материала, внеся данные в схему, отражающую классификацию оснований (Схема на доске).

Схема “Классификация оснований”

I. По растворимости в воде

Студенты должны вписать:

изменяют окраску индикатора;

Слово преподавателя: И ещё на один вопрос необходимо нам ответить: По какому ещё признаку можно классифицировать основания, и на какие группы разделить по этому признаку? Ответ вы найдёте в тексте, предложенном вам (Приложение 1).

(Студенты читают раздаточный материал и находят в нем ответы)

Предполагаемый ответ: Второй признак, по которому классифицируют основания – число гидроксогрупп, то есть по кислотности подразделяют на:

Для закрепления рассмотренного материала всем студентам предлагается выполнить задание.

На экране доски представлены формулы оснований: Ca(OH)2, NaOH, Fe(OH)3, Cr(OH)2, Аl(OH)3 , Cu(OH)2, LiOH, Fe(OH)2.

Студенты должны распределить формулы оснований по соответствующим группам: по кислотности; по растворимости в воде. Задание выполняется на листочках, сдается на проверку преподавателю. На выполнение задания отводится 5 минут. Можно предложить несколько формул из этого списка.

Вариант №1 Вариант №2
Однокислотные – NaOH.

Растворимые – NaOH, Ca(OH)2.

Студентам предлагается следующее задание.

Слово преподавателя: Обратите внимание на экран: перед вами слайд “Построение названий оснований – номенклатура”. Внимательно прочтите его.

Попробуйте назвать основания по представленной номенклатуре. (К доске выходит по желанию студент и рядом с формулой пишет название. Преподаватель открывает на доске правильные ответы.)

Предполагаемый ответ: Ca(OH)2 – гидроксид кальция; NaOH – гидроксид натрия, Fe(OH)3 – гидроксид железа (III), Cr(OH)2 – гидроксид хрома (II), Аl(OH)3 – гидроксид алюминия, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), LiOH- гидроксид лития, Fe(OH)2 – гидроксид железа (II).

Слово преподавателя: Завершает нашу первую часть урока сообщение на тему: “История мыла”. (Один из студентов подготовил презентацию.)

Слово преподавателя: Перед тем как приступить ко второй части урока, предлагаю вам сделать умную разминку.

(Студенты встают, преподаватель читает стихи, представленные на экране доски, и показывает движения, остальные повторяют)

Умная разминка:

Правил безопасности много есть у нас.
Мы расскажем главные – помни их всегда!
Опыт можно проводить только с разрешения,
Так как могут не простить наши прегрешенья.
Чтоб разбавить кислоту лил в неё водицу?
Плохо! Видно за версту – это не годится!
Химик же, наоборот, вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильёт в воду и мешает.
К носу совершай рукой легкие движенья.
Вот тогда нюхач такой – просто загляденье!
Навсегда запомните: правила важны.
Зная их, вы с химией будете дружны!

(Следующая часть урока проходит как путешествие по стране кислот. На экране доски карта путешествия).

Слово преподавателя: Представьте себе, что это – не класс. Отправимся все мы на 40 минут в страну, где нас кислоты ждут.

Знанья свои мы в дорогу возьмём. По станциям мы их с собой провезём. А чтобы домой нас привёз паровоз, на каждой станции ждёт нас – опрос.

Итогом урока будет ответ: “Не узнавших о кислотах в классе нет!” 3

На нашем пути мы встретим следующие станции: 1. Историческая. 2. Дегустационная. 3.Информационная. 4. Правила техники безопасности. 5. Индикаторная.

На каждой станции есть свои дежурные, они поделятся с нами интересной информацией, в конце пути дежурные подготовили для нас вопросы.

Итак, все готовы к путешествию. Тогда вперёд!

1. Станция “Историческая”

Прослушав дежурного, вы должны будете сделать записи в своих тетрадях о первых кислотах, с которыми человек познакомился впервые.

(Дежурный по станции рассказывает историю открытия важнейших кислот. Рассказ сопровождается презентацией)

2. Станция “Дегустационная”

Прослушав дежурного, Вы должны будете сделать записи в своих тетрадях о вкусе кислот.

(Дежурный по станции рассказывает о растениях, содержащих кислоты. Рассказ сопровождается презентацией)

Автор презентации обращает внимание, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, это грубейшее нарушение правил ТБ, и обращается к аудитории: Сегодня мы сделаем исключение из правил. Перед вами на салфетке лежит таблетка аскорбиновой кислоты, её можно попробовать.

Что вы можете сказать о вкусе аскорбиновой кислоты?

Предполагаемый ответ: Кислота кислая на вкус.

3. Станция “Информационная”

(Дежурный по станции знакомит с общей формулой кислот, определением, классификацией, дает примеры кислот. На экране доски высвечивается необходимая информация (Приложение 7)).

Дежурный студент обращает внимание, что кислоты – очень активные вещества, проводить с ними опыты нужно очень аккуратно.

При работе с кислотами нужно обязательно знать правила техники безопасности.

4. Станция “Правила техники безопасности”

(Дежурный по станции знакомит с инструкцией по ТБ при работе с кислотами, предлагает посмотреть фрагмент видеофильма, иллюстрирующий взаимодействие серной кислоты с водой)

Студент обращает внимание на правила работы с концентрированной серной кислотой, представленной в инструкции на экране. Такая же инструкция находится на столах остальных студентов.

(Студенты внимательно изучают инструкцию (Приложение4))

5. Станция “Индикаторная”

(Дежурный по станции знакомит с историей открытия индикаторов. Рассказ сопровождается презентацией и демонстрацией опыта изменения окраски индикаторов в 2 %-ном растворе уксусной кислоты. Студенты фиксируют увиденное в таблице, представленной на экране)

Кислота Фенолфталеин Метиловый оранжевый Лакмусовая бумажка
Уксусная Б/ц ярко-красный кислота

Слово преподавателя: Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться. Для этого мы пройдем по маршруту обратно, вспомним и закрепим всё, что узнали о кислотах.

(Проводится фронтальный опрос по кислотам (Приложение5). Во время опроса на экране доски высвечиваются подсказки, если студент затрудняется с ответом)

Слово преподавателя: В заключение ответьте на вопросы:

Понравился ли вам урок? Какое настроение? Чему вы сегодня на уроке научились?

Если студенты затрудняются ответить на последний из вопросов, то преподаватель обращает внимание студентов, что они научились: проводить исследования, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять схему, отвечать на вопросы, находить главное, работать в парах и самостоятельно.

Урок по химии “Классификация и химические свойства кислот и оснований”

урок обобщени и повторения знаний по теме “Основные классы неорганических веществ”

Содержимое разработки

Тема урока: «Классификация и химические свойства кислот и оснований».

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о кислотах и основаниях.

2. Закрепить умения и навыки по составлению уравнений химических реакций, умения расставлять коэффициенты, умения составлять формулы сложных веществ; закрепить умения решать экспериментальные задачи.

3. Развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, коммуникативные способности учащихся, чувство коллективизма, товарищества.

Реактивы и оборудование:

1. Ряд активности металлов.

2. Таблица «Индикаторы».

3. Дидактические карточки с формулами кислот и оснований.

4. Реактивы: растворы FeCl3, NaOH, H2SO4, HCl , CuSO4, ZnSO4, CaCl2, Na2SiO3, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальная индикаторная бумага, стеклянная палочка, горелка, сухое горючее, спички, пробиркодержатель, штативы с пробирками (3 штатива по 4 пробирки, две из которых пронумерованы I штатив – №1 (Н2О)

II штатив – №1 (NaOH)

Ш штатив – №1 (NaOH)

Тип урока: – обобщение знаний.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: урок-соревнование.

Методы: рассказ учителя; объяснение материала, групповая и индивидуальная работа учащихся; практическая работа – решение экспериментальных задач.

1.Зуева М.В., Гара Н.Н. «Контрольные и проверочные работы по химии». М.: «Дрофа», 1997г.

2.Мартыненко Б.В. «Кислоты – основания». М.: «Просвещение», 1998г.

3.Сорокин В.В., Злотников Э.Г. «Как ты знаешь химию?». Ленинград.: «Химия», 1987г.

4.Тыльдсепп А., Корк В. «Мы изучаем химию». М.: Просвещение, 1998г.

I Оргмомент. (2 мин)

II Обобщение и систематизация знаний.

1. Рассказ учителя «Кислоты и основания вокруг нас». (10 мин)

2. Классификация кислот и оснований. Упражнения в применении знаний. (10 мин)

3. Химические свойства оснований и кислот. Упражнения в применении знаний.(20 мин)

Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание. (3 мин)

Предъявление единых педагогических требований. Ознакомление с темой, целями и планом проведения урока.

II 1. «Кислоты и основания вокруг нас» (рассказ учителя).

Что такое кислоты и основания, знает каждый школьник. И это не удивительно, т.к. кислоты и основания относятся к важнейшим понятиям химии. Кислоты и основания вокруг нас. Практически с ними нам приходится сталкиваться ежедневно.

Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворенного углекислого газа, содержащегося в атмосфере, она является слабым раствором угольной кислоты.

После летней грозы в дождевой воде оказывается ещё и азотная кислота. Получается она из оксидов азота, которые в свою очередь образуются во время грозовых разрядов при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии.

Ежегодно на Землю с дождями выпадает до 100 млн. тонн азотной кислоты.

В последнее время в дождевой воде стали обнаруживаться значительные количества серной кислоты. Образующийся при извержении вулканов и сгорании топлива SO2 окисляется в атмосфере до SO3. Последний, реагируя с влагой, образует H2SO4, которая попадает в дождевую или снеговую воду.

Немало кислот и в нашей пище: яблочная, щавелевая, лимонная, миндальная, молочная, масляная, винная, кофейная, уксусная, аскорбиновая, валериановая и т.д.

Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Муравьиную кислоту выделяют муравьи, крапива, некоторые гусеницы.

Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них жидкостью, на 84% состоящей из уксусной кислоты. А плоские тысяченожки используют яд пострашнее – пары сильной кислоты.

Но, пожалуй, самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы.

Очень важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме.

В жизни человека играют немаловажную роль и основания. Тысячи тонн гидроксида кальция используют на приготовление строительных растворов, штукатурки, извести. Гидроксиды натрия, калия, лития используют при производстве соды, мыла и др. соединений, для мытья посуды на молочных и консервных заводах. На основе гидроксидов хрома, марганца, железа, кобальта и меди изготавливают большую часть малярных и художественных красок.

Вот какие важные и необходимые вещества мы изучаем.

Если вас заинтересовал мой рассказ, то вы можете более подробно почитать о кислотах и основаниях в тех стенгазетах , которые подготовили учащиеся («Кислоты – основания», «Из истории кислот и оснований»), а также в книге Б.Мартыненко «Кислоты – основания».

2. Ну а сейчас давайте вспомним что называют кислотами? Что называют основаниями? Проверим, как вы знаете формулы кислот. Я вызываю к доске ученика, а вы называете ему кислоту, он пишет её формулу.

А сейчас запишем в рабочих тетрадях число, тему урока и классификацию кислот (схема 1 на доске).

по составу: по основности:

бескислородные кислородсодержащие одноосновные двухосновные трехосновные

Объясняю эту схему, показываю карточки с формулами кислот, прошу дать каждой кислоте название и классифицировать её.

Вспомним классифицирование оснований. На доске схема 2.

Растворимые в воде – щёлочи нерастворимые в воде

Прошу назвать все известные вам щелочи.

Что ж, хорошо. А теперь выполним несколько заданий. Работать будете группами по 4 человека. Между рядами организуем конкурс. Победит тот, который быстрее и правильнее справится с заданиями. Если справились с заданием – поднимите руку. Не шумите!

Задание 1. «Крестики-нолики» карточки (на 6 групп учащихся)

Выигрышный путь – кислоты Выигрышный путь – нерастворимые в воде основания

Выигрышный путь – кислоты Выигрышный путь –основания

Выигрышный путь – щёлочи (растворимые Выигрышный путь – кислоты

в воде основания)

Задание 2. «Третий лишний». карточки (на 6 групп учащихся)

Объясните свой выбор.

I группа – бескислородных кислот

II группа – кислородсодержащих кислот

III группа – растворимых в воде оснований

IV группа – нерастворимых в воде оснований

V группа – одноосновных кислот

VI группа – двухосновных кислот

Проверяем результаты работы.

Молодцы, с заданиями справились хорошо.

А теперь перейдем к химическим свойствам кислот и оснований. Чтобы проверить, что вы знаете, мы проведем следующую игру. Я буду говорить: «верно ли, что…», а вы отвечать «да» или «нет». А для того, чтобы правильно ответить, вам надо знать химические свойства. Будьте внимательны!

Нерастворимые в воде основания при нагревании разлагаются

Реакцией нейтрализации называют реакцию между кислотой и щелочью

Большинство кислотных оксидов при взаимодействии с водой образуют кислоты

Щелочи изменяют цвет индикаторов

Кислоты реагируют со всеми металлами

Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами

Растворы NaOH и KOH мылки на ощупь и разъедают кожу

Ca(OH)2 – нерастворимое в воде основание

Кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами

Кислоты взаимодействуют с основными оксидами

Лакмус в кислотах становится красным, а метиловый оранжевый – розовым

Ну а сейчас – экспериментальная пауза 1.

Я вам немного помогу. Слушайте мои подсказки, и помогайте мне.

Не страшны кислоты мне,

Даже очень сильные .

А в растворах щелочей

Ярче сока всех малин,

Кто я? (Фенолфталеин).

Эта желтая бумажка

Все укажет без труда:

Посинеет – в колбе – щелочь,

Коль нейтральная среда –

Не изменит цвет тогда.

Мы за эти указания

Как зовём её? (Универсальная).

В щелочах – синеет он,

В кислоте опасной

Он окрашен в красный. (Лакмус).

Если вы внимательно слушали меня, то без труда справитесь с заданием.

К доске вызываю 3 человека – по одному от каждого ряда, они берут карточку с заданием и выполняют экспериментальную задачу.

В пробирках без этикеток находятся вещества:

I ряд: H2O и HCl II ряд: NaOH и HCl III ряд: NaOH и H2O

Определите, в какой из пробирок находится каждое из веществ.

Хорошо! А теперь следующее задание: Напишите уравнение реакции нейтрализации, в результате которой образуется следующая соль:

По одному ученику от каждого ряда выполняют это задание у доски.

Предлагаю следующее задание: «Что? С чем? Почему?» Какие из веществ, формулы которых даны, могут взаимодействовать между собой? Напишите уравнения возможных реакций. Обсуждаем возможность протекания реакций со всем классом, а уравнения у доски заканчивают по 1 представителю от каждого ряда.

Проверяем ответы учащихся.

Экспериментальная пауза 2.

Каждый из вас великий маг и волшебник. Вы можете осуществить любые превращения, и всё благодаря тому, что вы изучаете такую интересную науку – химию.

Вызываю 3 ученика (по одному от каждого ряда) и предлагаю следующее задание:

Заслушиваем объяснения учащихся, смотрим выполнение задания.

Следующее задание – кроссворд.

III Подвожу итог урока. Объявляю оценки, отмечаю самых активных учащихся, самый сильный ряд, самую сильную группу.

Лекция 7 Теория кислот и оснований. § 1. Определение понятий «кислота», «основание». 1.1 1880 г. Arrhenius, Ostvald. Кислота – вещество, дающее в растворе. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемfnm.msu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Лекция 7 Теория кислот и оснований. § 1. Определение понятий «кислота», «основание». 1.1 1880 г. Arrhenius, Ostvald. Кислота – вещество, дающее в растворе.” — Транскрипт:

1 Лекция 7 Теория кислот и оснований

2 § 1. Определение понятий «кислота», «основание» г. Arrhenius, Ostvald. Кислота – вещество, дающее в растворе ионы водорода. Основание – вещество, дающее в растворе ион ОН – Недостаток: а) нет иона Н + ; б) не работает для неводных сред – газы, твердые вещества.

3 г. Brönsted, Laury (протолитическая). Кислота – соединение, передающее протон другому соединению (кислота – донор протона). Основание – соединение, принимающее протон (основание – акцептор протона). HCl + H 2 O Cl – + H 3 O + кислота 1 основание 2 основание 1 кислота 2 H 2 O + NH 3 NH OH – кислота 1 основание 2 кислота 2 основание 1

4 § 2. Вода – амфолит. Автопротолиз воды. H 2 O + H 2 O = H 3 O + + OH – кислота 1 основание 2 кислота 2 основание 1 [H 2 O] = 55,6 моль K W – ионное произведение воды При 25ºC K W = (100 ºC K W = 5· )

[OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] [OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] 5 -lg K = pK pH = -lg [H 3 O + ] Шкала pH [H 3 O + ] = [OH – ] = ; pH = 7 – нейтральный раствор [H 3 O + ] > [OH – ]; [H 3 O + ] > ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] [OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] [OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] [OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ] [OH – ]; [H 3 O + ] > 10 -7 ; pH > 7 – кислый раствор [H 3 O + ]

6 § 3. Основные положения модели Бренстеда. 3.1 Каждой кислоте соответствует основание, которое возникает при потере кислотой протона. Таким образом, вводится понятие сопряженной пары: кислоту и основание, относящиеся к одной паре, называют сопряженными. 3.2 Вещество не может реагировать как кислота, если нет акцептора протона. Таким образом, должна быть другая сопряженная пара, борьба между этими парами. 3.3 Сила кислоты характеризуется количеством переданных протонов, сила основания – числом принятых протонов. 3.4 Направление процесса: в сторону более слабых кислот и оснований.

7 Примеры кислотно-основных равновесий А 1 + В 2 А 2 + В 1 Примечание HCl + NH 3 NH Cl – Нейтрализация H 2 O + H 2 O H 3 O + + OH – NH 3 + NH 3 NH NH 2 – Автоионизация (автопротолиз) CH 3 COOH + H 2 O H 3 O + + CH 3 COO – H 2 SO 4 + CH 3 COOH CH 3 COOH HSO 4 – H 2 O + NH 3 NH OH – Диссоциация в различных растворителях H 2 O + S 2- HS – + OH – Al(H 2 O) H 2 O H 3 O + + [Al(H 2 O) 5 (OH)] 2+ Гидролиз

8 § 4. Типы кислот и факторы, определяющие их силу. Кислоты Кислородсодержащие Бескилородные HX, H 2 S АквакислотыГидроксокислотыОксокислоты [Al(H 2 O) 6 ] 3+ Si(OH) 4 H 2 SO 4 S HO O O

9 H 2 O H 2 O H H 2 O M O + H 2 O [M(H 2 O) 5 (OH)] Z-1 + H 3 O + H 2 O H 2 O H. M OH HO M O OH – H 2 O HO M(OH) Z Z = 4 Степень депротонизации = сила кислот = ƒ (Z, радиус М Z+ )

10 1.Плотность отрицательного заряда а) H 2 O H 2 S H 2 Se H 2 Te Н 2 Э + H 2 O = H 3 O + + НЭ – (чем больше размер Э, тем меньше плотность заряда на НЭ – и тем слабее НЭ – удерживает протон) b) H 3 PO 4 H 2 PO 4 – HPO 4 2- PO 4 3-

11 2. Индуктивный эффект (влияние протонированного кислорода) Кислородные кислоты (НО) m ЭО n HClO 4 HO O m = 1 Cl = (HO) 1 ClO 3 O O n = 3 H 2 ЭO 4 HO O m = 2 Э = (НО) 2 ЭО 2 НО О n = 1

12 Правило (Pauling): чем больше n, тем сильнее кислота, то есть чем больше атомов кислорода, не входящих в OH – – группу, тем сильнее кислота. Причина: индуктивный эффект.

13 § 5. Вода нивелирует свойства кислот более сильных, чем H 3 O +, и оснований более сильных, чем ОН -. Вода дифференцирует свойства кислот и оснований для интервала 0

14 Сильные и слабые кислоты и основания. Шкала относительной силы кислот и оснований

15 Нивелирующее и дифференцирующее действие растворителя. Все кислоты, имеющие pK a

16 Вода нивелирует свойства кислот более сильных, чем H 3 O +, и оснований более сильных, чем OH – Вода дифференцирует свойства кислот и оснований для интервала 0

17 § 7. Примеры протолитических равновесий 1.Расчет рН растворов кислот и оснований Табл КонстантаРавновесиеУравнения [H + ] [A – ] K a = [HA] HA H + + A – электронейт- ральности [H + ] = [A – ]+[OH – ] K w = [H + ][OH – ] H 2 O H + + OH – материального баланса C HA = [A – ] + [HA]

18 а) Вычислить рН 0.01 М р-ра HCl в H 2 O HCl – сильная кислота; ( ), поэтому [H + ] = C ° HCl = 10 –2 м/л; рН = –lg C = 2 ! б) Вычислить рН р-ра HCl, если С ° = 10 –8 м/л если [H + ] = C ° HCl = 10 –8 м/л, то рН = 8 Ерунда! Что делать? 1. [H + ] = [Cl – ] + [OH – ] из р-ля H 2 O Опыт 2. [H + ] = С ° HCl + K w / [H + ] 3. [H] 2 – [H + ]·C ° HCl – K w = 0 4. [H + ] = pH=6.98

19 § 8. Гидролиз – процесс протолитического взаимодействия катионов и анионов с водой а) гидролиз NaCH 3 COO по аниону CH 3 COO – + HOH CH 3 COOH + OH – Основание 1 pK a =15.7 Кислота 1 Основание2 pK a = 9.3 Кислота 2 pK a = 4.7 pK a = –1.7 pK = 25 pK = 3 1. Чем сильнее электролит, тем меньше pK 2. Равновесие смещено в сторону слабых электролитов, где сумма pK больше > 3 и гидролиз незначителен 3 и гидролиз незначителен”>

> pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + C” title=”б) Гидролиз по катиону Na(H 2 O) n + + H 2 O Na(H 2 O) n-1 OH + H 3 O + Кислота 1 Основание 2 Основание 1 Кислота 2 pK a = 14.5 pK a =15.7 pK a = –0.5 pK a = –1.7 pK = 30,2 >> pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + C” > 20 б) Гидролиз по катиону Na(H 2 O) n + + H 2 O Na(H 2 O) n-1 OH + H 3 O + Кислота 1 Основание 2 Основание 1 Кислота 2 pK a = 14.5 pK a =15.7 pK a = –0.5 pK a = –1.7 pK = 30,2 >> pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + CH 3 COOH C = 0.01 M pH 8 > pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + C”> > pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + CH 3 COOH C = 0.01 M pH 8″> > pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + C” title=”б) Гидролиз по катиону Na(H 2 O) n + + H 2 O Na(H 2 O) n-1 OH + H 3 O + Кислота 1 Основание 2 Основание 1 Кислота 2 pK a = 14.5 pK a =15.7 pK a = –0.5 pK a = –1.7 pK = 30,2 >> pK = – 2,3 т.е. нет гидролиза по катиону Итог: NaCH 3 COO + HOH = NaOH + C”>

Кислоты, их классификация и свойства. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

  • Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
  • Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в группах, уверенность в своих силах.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта.

Оборудование и материалы: таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием;

ТСО: проектор, видеофильм “Взаимодействие оксида меди с серной кислотой”.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М. В. Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно так же, как профессор астрономии без обсерватории”.

В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий.

Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем изучать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Кислоты, их классификация и свойства” (Запись даты и темы урока в тетради).

Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:

– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)

– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)

– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

– Дайте определение кислоте из курса? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)

Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на странице 157, таблица № 10.

– Как могут классифицироваться кислоты?

Если кислоты электролиты, то они тоже могут диссоциировать. Сейчас я вам предлагаю написать диссоциацию серной и соляной кислот.

HСl → H + + Cl –

– Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации? (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)

Мы повторили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения химических свойств кислот.

III. Изучение нового материала

Переходим к изучению химических свойств кислот.

Все химические свойства кислот представлены на плакате.

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию (приложение 2).

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1–2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
  2. Что вы наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами” (видеофрагмент)

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

IV. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д. И. Менделеева.

Химия

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Оксиды

В состав оксидов ВСЕГДА входит ТОЛЬКО два элемента, один из которых будет кислород. В этом классе соединений срабатывает правило, третий элемент лишний, он не запасной, его просто не должно быть. Второе правило, степень окисления кислорода равна -2. Из выше сказанного, определение оксидов будет звучать в следующем виде.

Оксиды в природе нас окружают повсюду, честно говоря, сложно представить нашу планету без двух веществ – это вода Н2О и песок SiO2.

Вы можете задаться вопросом, а что бывают другие бинарные соединения с кислородом, которые не будут относиться к оксидам.

Поранившись, Вы обрабатываете рану перекисью водорода Н2О2. Или для примера соединение с фтором OF2. Данные вещества вписываются в определение, так как состоят из 2 элементов и присутствует кислород. Но давайте определим степени окисления элементов.

Данные соединения не относятся к оксидам, так как степень окисления кислорода не равна -2.

Кислород, реагируя с простыми, а также сложными веществами образует оксиды. При составлении уравнения реакции, важно помнить, что элементу О свойственна валентность II (степень окисления -2), а также не забываем о коэффициентах. Если не помните, какую высшую валентность имеет элемент, советуем Вам воспользоваться периодической системой, где можете найти формулу высшего оксида.

Рассмотрим на примере следующих веществ кальций Са, мышьяк As и алюминий Al.

Подобно простым веществам реагируют с кислородом сложные, только в продукте будет два оксида. Помните детский стишок, а синички взяли спички, море синее зажгли, а «зажечь» можно Чёрное море, в котором содержится большое количество сероводорода H2S. Очевидцы землетрясения, которое произошло в 1927 году, утверждают, что море горело.

Чтобы дать название оксиду вспомним падежи, а именно родительный, который отвечает на вопросы: Кого? Чего? Если элемент имеет переменную валентность в скобках её необходимо указать.

Классификация оксидов строится на основе степени окисления элемента, входящего в его состав.

Реакции оксидов с водой определяют их характер. Но как составить уравнение реакции, а тем более определить состав веществ, строение которых Вам ещё не известно. Здесь приходит очень простое правило, необходимо учитывать, что эта реакция относиться к типу соединения, при которой степень окисления элементов не меняется.

Возьмём основный оксид, степень окисления входящего элемента +1, +2(т.е. элемент одно- или двухвалентен). Этими элементами будут металлы. Если к этим веществам прибавить воду, то образуется новый класс соединений – основания, состава Ме(ОН)n, где n равно 1, 2 или 3, что численно отвечает степени окисления металла, гидроксильная группа ОН- имеет заряд –(минус), что отвечает валентности I.При составлении уравнений не забываем о расстановке коэффициентов.

Аналогично реагируют с водой и кислотные оксиды, только продуктом будет кислота, состава НхЭОу. Как и в предыдущем случае, степень окисления не меняется, тип реакции – соединение. Чтобы составить продукт реакции, ставим водород на первое место, затем элемент и кислород.

Особо следует выделить оксиды неметаллов в степени окисления +1 или +2, их относят к несолеобразующим. Это означает, что они не реагируют с водой, и не образуют кислоты либо основания. К ним относят CO, N2O, NO.

Чтобы определить будет ли оксид реагировать с водой или нет, необходимо обратиться в таблицу растворимости. Если полученное вещество растворимо в воде, то реакция происходит.

Золотую середину занимают амфотерные оксиды. Им могут соответствовать как основания, так и кислоты, но с водой они не реагируют. Они образованные металлами в степени окисления +2 или +3, иногда +4. Формулы этих веществ необходимо запомнить.

Кислоты

Если в состав оксидов обязательно входит кислород, то следующий класс узнаваем будет по наличию атомов водорода, которые будут стоять на первом месте, а за ними следовать, словно нитка за иголкой, кислотные остатки.

В природе существует большое количество неорганических кислот. Но в школьном курсе химии рассматривается только их часть. В таблице 1 приведены названия кислот.

Валентность кислотного остатка определяется количеством атомов водорода. В зависимости от числа атомов Н выделяют одно- и многоосновные кислоты.

Если в состав кислоты входит кислород, то они называются кислородсодержащими, к ним относится серная кислота, угольная и другие. Получают их путём взаимодействия воды с кислотными оксидами. Бескислородные кислоты образуются при взаимодействии неметаллов с водородом.

Только одну кислоту невозможно получить подобным способом – это кремниевую. Отвечающий ей оксид SiO2 не растворим в воде, хотя честно говоря, мы не представляем нашу планету без песка.

Основания

Для этого класса соединений характерно отличительное свойство, их ещё называют вещества гидроксильной группы – ОН.

Чтобы дать название, изначально указываем класс – гидроксиды, потом добавляем чего, какого металла.

Классификация оснований базируется на их растворимости в воде и по числу ОН-групп.

Следует отметить, что гидроксильная группа, также как и кислотный остаток, это часть целого. Невозможно получить кислоты путём присоединения водорода к кислотному остатку, аналогично, чтобы получить основание нельзя писать уравнение в таком виде.

В природе не существуют отдельно руки или ноги, эта часть тела. Варианты получения кислот были описаны выше, рассмотрим, как получаются основания. Если к основному оксиду прибавить воду, то результатом этой реакции должно получиться основание. Однако не все основные оксиды реагируют с водой. Если в продукте образуется щёлочь, значит, реакция происходит, в противном случае реакция не идёт.

Данным способом можно получить только растворимые основания. Подтверждением этому служат реакции, которые вы можете наблюдать. На вашей кухне наверняка есть алюминиевая посуда, это могут быть кастрюли или ложки. Эта кухонная утварь покрыта прочным оксидом алюминия, который не растворяется в воде, даже при нагревании. Также весной можно наблюдать, как массово на субботниках белят деревья и бордюры. Берут белый порошок СаО и высыпают в воду, получая гашеную известь, при этом происходит выделение тепла, а это как вы помните, признак химического процесса.

Раствор щёлочи можно получить ещё одним методом, путём взаимодействия воды с активными металлами. Давайте вспомним, где они размещаются в периодической системе – I, II группа. Реакция будет относиться к типу замещения.

Напрашивается вопрос, а каким же образом получаются нерастворимые основания. Здесь на помощь придёт реакция обмена между щёлочью и растворимой солью.

С представителями веществ этого класса вы встречаетесь ежедневно на кухне, в быту, на улице, в школе, сельском хозяйстве.

Объединяет все эти вещества, что они содержат атомы металла и кислотный остаток. Исходя из этого, дадим определение этому классу.

Средние соли – это продукт полного обмена между веществами, в которых содержатся атомы металла и кислотный остаток (КО) (мы помним, что это часть чего-то, которая не имеет возможности существовать отдельно).

Выше было рассмотрено 3 класса соединений, давайте попробуем подобрать комбинации, чтобы получить соли, типом реакции обмена.

Чтобы составить название солей, необходимо указать название кислотного остатка, и в родительном падеже добавить название металла.

Ca(NO3)2– нитрат (чего) кальция, CuSO4– сульфат (чего) меди (II).

Наверняка многие из вас что-то коллекционировали, машинки, куклы, фантики, чтобы получить недостающую модель, вы менялись с кем-то своей. Применим этот принцип и для получения солей. К примеру, чтобы получить сульфат натрия необходимо 2 моль щёлочи и 1 моль кислоты. Допустим, что в наличии имеется только 1 моль NaOH, как будет происходить реакция? На место одного атома водорода станет натрий, а второму Н не хватило Na. Т.е в результате не полного обмена между кислотой и основанием получаются кислые соли. Название их не отличается от средних, только необходимо прибавить приставку гидро.

Однако бывают случаи, с точностью наоборот, не достаточно атомов водорода, чтобы связать ОН-группы. Результатом этой недостачи являются основные соли. Допустим реакция происходит между Ва(ОН)2 и HCl. Чтобы связать две гидроксильные группы, требуется два водорода, но предположим, что они в недостаче, а именно в количестве 1. Реакция пойдёт по схеме.

Особый интерес и некоторые затруднения вызывают комплексные соли, своим внешним, казалось,громоздким и непонятным видом, а именно квадратными скобками:K3[Fe(CN)6] или [Ag(NH3)2]Cl. Но не страшен волк, как его рисуют, гласит поговорка. Соли состоят из катионов (+) и анионов (-). Аналогично и с комплексными солями.

Образует комплексный ион элемент-комплексообразователь, обычно это атом металла, которого, как свита, окружают лиганды.

Теперь необходимо справиться с задачей дать название этому типу солей.

Попробуем дать название K3[Fe(CN)6]. Существует главный принцип, чтение происходит справа налево. Смотрим, количество лигандов, а их роль выполняют циано-группы CN − , равно 6 – приставка гекса. В комплексообразователем будут ионы железа. Значит, вещество будет иметь название гексацианоферрат(III) (чего) калия.

Образование комплексных солей происходит путём взаимодействия, к примеру, амфотерных оснований с растворами щелочей. Амфотерность проявляется способностью оснований реагировать как с кислотами, так и щелочами. Так возьмём гидроксид алюминия или цинка и подействуем на них кислотой и щёлочью.

В природе встречаются соли, где на один кислотный остаток приходится два разных металла. Примером таких соединений служат алюминиевые квасцы, формула которых имеет вид KAl(SO4)2. Это пример двойных солей.

Из всего вышесказанного можно составить обобщающую схему, в которой указаны все классы неорганических соединений.

Читайте также:
Урок 10. Ионы в газе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: