Урок 19. Соединения элементов с кислородом

Кислород: химия кислорода

Кислород

Положение в периодической системе химических элементов

Кислород расположен в главной подгруппе VI группы (или в 16 группе в современной форме ПСХЭ) и во втором периоде периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Электронное строение кислорода

Электронная конфигурация кислорода в основном состоянии :

+8O 1s 2 2s 2 2p 4 1s 2s 2p

Атом кислорода содержит на внешнем энергетическом уровне 2 неспаренных электрона и 2 неподеленные электронные пары в основном энергетическом состоянии.

Физические свойства и нахождение в природе

Кислород О2 — газ без цвета, вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха. Плохо растворим в воде. Жидкий кислород – голубоватая жидкость, кипящая при -183 о С.

Озон О3 — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода.

Кислород — это самый распространённый в земной коре элемент. Кислород входит в состав многих минералов — силикатов, карбонатов и др. Массовая доля элемента кислорода в земной коре — около 47 %. Массовая доля элемента кислорода в морской и пресной воде составляет 85,82 %.

В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе.

Способы получения кислорода

В промышленности кислород получают перегонкой жидкого воздуха.

Лабораторные способы получения кислорода:

  • Разложение некоторых кислородосодержащих веществ:

Разложение перманганата калия:

Разложение бертолетовой соли в присутствии катализатора MnO2 :

2KClO3 → 2KCl + 3O2

Разложение пероксида водорода:

2HgO → 2Hg + O2

Соединения кислорода

Основные степени окисления кислород +2, +1, 0, -1 и -2.

Оксиды металлов и неметаллов Na2O, SO2 и др.

Соли кислородсодержащих кислот

Кислородсодержащие органические вещества

Химические свойства

При нормальных условиях чистый кислород — очень активное вещество, сильный окислитель. В составе воздуха окислительные свойства кислорода не столь явно выражены.

1. Кислород проявляет свойства окислителя (с большинством химических элементов) и свойства восстановителя (только с более электроотрицательным фтором). В качестве окислителя кислород реагирует и с металлами , и с неметаллами . Большинство реакций сгорания простых веществ в кислороде протекает очень бурно, иногда со взрывом.

1.1. Кислород реагирует с фтором с образованием фторидов кислорода:

С хлором и бромом кислород практически не реагирует, взаимодействует только в специфических очень жестких условиях.

1.2. Кислород реагирует с серой и кремнием с образованием оксидов:

1.3. Фосфор горит в кислороде с образованием оксидов:

При недостатке кислорода возможно образование оксида фосфора (III):

Но чаще фосфор сгорает до оксида фосфора (V):

1.4. С азотом кислород реагирует при действии электрического разряда, либо при очень высокой температуре (2000 о С), образуя оксид азота (II):

N2 + O2→ 2NO

1.5. В реакциях с щелочноземельными металлами, литием и алюминием кислород также проявляет свойства окислителя. При этом образуются оксиды:

2Ca + O2 → 2CaO

Однако при горении натрия в кислороде преимущественно образуется пероксид натрия:

2Na + O2→ Na2O2

А вот калий, рубидий и цезий при сгорании образуют смесь продуктов, преимущественно надпероксид:

K + O2→ KO2

Переходные металлы окисляются кислород обычно до устойчивых степеней окисления.

Цинк окисляется до оксида цинка (II):

2Zn + O2→ 2ZnO

Железо , в зависимости от количества кислорода, образуется либо оксид железа (II), либо оксид железа (III), либо железную окалину:

2Fe + O2→ 2FeO

4Fe + 3O2→ 2Fe2O3

3Fe + 2O2→ Fe3O4

1.6. При нагревании с избытком кислорода графит горит , образуя оксид углерода (IV):

при недостатке кислорода образуется угарный газ СО:

2C + O2 → 2CO

Алмаз горит при высоких температурах:

Горение алмаза в жидком кислороде:

Графит также горит:

Графит также горит, например, в жидком кислороде:

Графитовые стержни под напряжением:

2. Кислород взаимодействует со сложными веществами:

2.1. Кислород окисляет бинарные соединения металлов и неметаллов: сульфиды, фосфиды, карбиды, гидриды . При этом образуются оксиды:

4FeS + 7O2→ 2Fe2O3 + 4SO2

Ca3P2 + 4O2→ 3CaO + P2O5

2.2. Кислород окисляет бинарные соединения неметаллов:

  • летучие водородные соединения ( сероводород, аммиак, метан, силан гидриды . При этом также образуются оксиды:

2H2S + 3O2→ 2H2O + 2SO2

Аммиак горит с образованием простого вещества, азота:

4NH3 + 3O2→ 2N2 + 6H2O

Аммиак окисляется на катализаторе (например, губчатое железо) до оксида азота (II):

Читайте также:
Урок 29. Понятие об основаниях

4NH3 + 5O2→ 4NO + 6H2O

  • прочие бинарные соединения неметаллов — как правило, соединения серы, углерода, фосфора ( сероуглерод, сульфид фосфора и др.):

CS2 + 3O2→ CO2 + 2SO2

  • некоторые оксиды элементов в промежуточных степенях окисления ( оксид углерода (II), оксид железа (II) и др.):

2CO + O2→ 2CO2

2.3. Кислород окисляет гидроксиды и соли металлов в промежуточных степенях окисления в водных растворах.

Например , кислород окисляет гидроксид железа (II):

Кислород окисляет азотистую кислоту :

2.4. Кислород окисляет большинство органических веществ. При этом возможно жесткое окисление (горение) до углекислого газа, угарного газа или углерода:

CH4 + 2O2→ CO2 + 2H2O

2CH4 + 3O2→ 2CO + 4H2O

CH4 + O2→ C + 2H2O

Также возможно каталитическое окисление многих органических веществ (алкенов, спиртов, альдегидов и др.)

Кислород

Кислород (лат. Oxygenium) – элемент VIa группы 2 периода периодической таблицы Д.И. Менделеева. Первым открывает группу халькогенов – элементов VIa группы.

Газ без цвета, без запаха, составляет 21% воздуха.

Общая характеристика элементов VIa группы

Общее название элементов VIa группы O, S, Se, Te, Po – халькогены. Халькогены (греч. χαλκος – руда + γενος – рождающий) – входят в состав многих минералов. Например, кислород составляет 50% массы земной коры.

От O к Po (сверху вниз в периодической таблице) происходит увеличение: атомного радиуса, металлических, основных, восстановительных свойств. Уменьшается электроотрицательность, энергия ионизации, сродство к электрону.

Среди элементов VIa группы O, S, Se – неметаллы. Te, Po – металлы.

Электронные конфигурации у данных элементов схожи, так как они находятся в одной группе (главной подгруппе!), общая формула ns 2 np 4 :

  • O – 2s 2 2p 4
  • S – 3s 2 3p 4
  • Se – 4s 2 4p 4
  • Te – 5s 2 5p 4
  • Po – 6s 2 6p 4
Основное состояние атома кислорода

У атома кислорода (как и атомы азота, фтора, неона) нет возбужденного состояния, так как отсутствует свободная орбиталь с более высоким энергетическим уровнем, куда могли бы перемещаться валентные электроны.

Атом кислорода имеется два неспаренных электрона, максимальная валентность II.

Природные соединения
  • Воздух – в составе воздуха кислород занимает 21% (это число пригодится в задачах!)
  • В форме различных минералов в земной коре кислорода содержится около 50%
  • В живых организмов кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот
Получение

В промышленности кислород получают из сжиженного воздуха. Также активно применяются кислородные установки, мембрана которых устроена как фильтр, отсеивающие кислород (мембранная технология).

В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия (марганцовки) или бертолетовой соли при нагревании. Применяется реакция каталитического разложения пероксида водорода.

На подводных лодках для получения кислорода применяют следующую реакцию:

Химические свойства

Является самым активным неметаллом после фтора, образует бинарные соединения со всеми элементами кроме гелия, неона, аргона. Чаще всего реакции с кислородом экзотермичны (горение), ускоряются при повышении температуры.

    Реакции с неметаллами

Во всех реакциях, кроме взаимодействия со фтором, кислород проявляет себя в качестве окислителя.

2C + O2 = (t) 2CO (неполное окисление – угарный газ, соотношение 2:1)

C + O2 = (t) CO2 (полное окисление – углекислый газ, соотношение 1:1)

F + O2 → OF2 (фторид кислорода, O +2 )

В реакциях кислорода с металлами образуются оксиды, пероксиды и супероксиды. Реакции с активными металлами идут без нагревания.

Известна реакция горения воды во фторе.

Все органические вещества сгорают с образованием углекислого газа и воды.

При применении катализаторов и особых реагентов в органической химии достигают контролируемого окисления: алканы окисляются до спиртов, спирты – до альдегидов, альдегиды – до кислот.

Процесс можно остановить на любой стадии в зависимости от желаемого результата.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

План урока ” Оксиды-соединения элементов с кислородом”
план-конспект урока по химии (8 класс)

Один из вариантов того, как можно рассказать тему оксидов ученикам.

Читайте также:
Урок 40. Химические свойства солей

Скачать:

Вложение Размер
Оксиды 24.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Оксиды – соединения элементов с кислородом»

Тема: Оксиды – соединения элементов с кислородом

Цель урока: сформировать представление об оксидах как сложных веществах- соединениях химических элементов с кислородом

  1. Создать условия для формирования представлений учащихся о составе, номенклатуре и физических свойствах оксидов
  2. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты
  1. Развивать познавательную активность и умения работать в группах
  2. Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
  1. Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.
  2. Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.
  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

1. Словесные: рассказ, эвристическая беседа.

2. Наглядные: лабораторный опыт

3. Практические: наблюдение, описание наблюдений, проведение лабораторных опытов.

Тип урока: комбинированный-освоение новых знаний

Оборудование: учебник «Химия» 8 класс (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г Фельдман Москва “Просвещение” 2016г), сборник задач по химии 8-9 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, реактивы: оксида кальция, оксид кремния (IV) SiO2, оксид меди (I) CuO, оксид железа (III) Fe2O3, вода, углекислый газ; лотки с лабораторным оборудованием лабораторного оборудования, протоколы для выполнения лабораторного опыта.

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент

2. Анализ практической работы

3. Совместное целеполагание

4. Актуализация опорных знаний

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

2. Закрепление нового материала

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Выводы учителя

3. Домашнее задание

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся
  • Фиксация отсутствующих
  • Организация внимания учащихся

2. Анализ практической работы:

Ученики получают тетради для контрольных работ, выполняют в них работу над ошибками. Учитель выполняет консультирующую функцию. Задания, в которых допустило ошибки подавляющее большинство учеников, анализируются около доски (уравнения реакций простых и сложных веществ с кислородом).

3. Совместное целеполагание:

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… ( ОКСИД ).

Сегодня тема нашего урока «Оксиды». Ребята, исходя из нашей темы, какую цель мы перед собой можем поставить на уроке? (узнать о таком классе соединений, как оксиды).

1) «Оксиды» (определение нового класса веществ)

2) Способы получения оксидов

3) Название оксидов

4) Физические свойства оксидов

5) Оксиды в природе

4. Актуализация опорных знаний:

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним правила составления формул веществ по их валентность.

Запись на доске: II VII III

CO, ClO, FeO, CaO, AlO

(один ученик работает у доски и составляет формулы соединений)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

1) Ребята, посмотрите на формулы, написанные на доске.

  • Это сложные или простые вещества? Почему?
  • Сколько химических элементов входит в состав этих веществ?
  • Какой химический элемент обязательно присутствует в составе каждого вещества представленного на доске?

Все записанные нами вещества являются оксидами. Попытайтесь сформулировать определение «Оксиды». (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород).

Откройте стр. 115 ваших учебников и прочитайте, какое определение дано в нем. Запишите себе на последней странице тетрадей новое слово в химический словарь.

2) Сейчас мы попытаемся понять, каким же образом образуются оксиды?

Взгляните на формулу первого оксида СО, как вы думаете, какие простые вещества вступали в реакцию, чтобы образовался данный оксид? (углерод и кислород). Запишем уравнение реакции:

2C + O2 = 2CO; С+О2=СО2

Значит оксиды образуются в результате реакции простых веществ с кислородом.

Запишем уравнения реакций получения остальных оксидов (один ученик работает у доски):

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3

4Al + 3O2 = 2Al2O3

3) Итак, ребята, теперь давайте посмотрим, как же давать названия оксидам.

Единственный момент, на который вы должны обратить внимание: постоянную или переменную валентность имеет элемент, входящий в состав оксида.

Давайте дадим название оксиду СО. Это соединение сложное, состоит из двух элементов, один из которых кислород. Значит, это оксид. Оксид какого элемента? Углерода. Углерод имеет постоянную или переменную валентность? Переменную, в данном случае его валентность II. Оксид СО называет «оксид углерода (II)».

Аналогично дадим название другим оксидам.

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7 (оксид хлора (VII))

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 (оксид железа (III))

Ca + O2 = 2CaO (оксид кальция)

4Al + 3O2 = 2Al2O3 (оксид алюминия).

Другие способы получения оксидов мы с вами рассмотрим на следующих уроках.

4) Следующая цель нашего урока – физические свойства оксидов . Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.

Широка натура у оксидов,

Камнем вниз, а то рекой течет,

А захочет – газ различных видов,

И веществ создаст круговорот.

Может черным быть, и белым,

Может с запахом и без,

Не оставит вас без дела:

“Изучайте – мир чудес!”

Сейчас ребята, переходим к изучению физических свойств оксидов. Для этого выполним лабораторный опыт. В ваших лабораторных лотках стоят образцы оксидов, а на столах лежат протоколы, которые необходимо заполнить, вы будете определять агрегатное состояние, цвет и запах выданных вам оксидов. Но прежде чем приступить к выполнению опыта вспомним основные правила техники безопасности, которые вы должны соблюдать.

Лабораторный опыт №5

Ознакомление с образцами оксидов

1) Рассмотрите выданные вам образцы оксидов и ознакомьтесь с ними по плану: а) агрегатное состояние б) цвет в) запах

Общая характеристика халькогенов. Кислород

Урок 19. Химия 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Общая характеристика халькогенов. Кислород”

Общая характеристика халькогенов. Кислород

Халькогены – это элементы VI A группы. Родоначальником этой группы является кислород. Кроме кислорода в эту группу входят сера, селен, теллур, полоний. Название халькогены означает «рождающие руды». Вам уже известны руды, содержащие серу, это – пирит, или железный колчедан – FeS2, халькопирит, медный колчедан – СuFeS2 , киноварь – HgS, цинковая обманка – ZnS. Кислород входит в состав таких руд, как корунд – Al2O3, магнитный железняк, или магнетит – Fe3O4, красный железняк, или гематит – Fe2O3, бурый железняк, или лимонит – 2Fe2O3 ∙ 3H2O, а также в состав других руд.

На внешнем энэргетическом уровне у халькогенов 6 электронов. До завершения внешнего энэргетического уровня не хватает двух электронов, поэтому они способны присоединять эти два электрона и проявлять в своих соединениях степень окисления -2. Кислород в соединении с фтором – OF2 проявляет степень окисления +2. Атомы серы, селена и тэллура в своих соединениях с более электроотрицательным элементом проявляют положительные степени окисления: +2, +4 и +6.

Кислород – самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав воды, которая покрывает поверхность земного шара, образуя его водную оболочку – гидросферу. Кислород входит в состав атмосферы, где на его долю приходится двадцать один процент . Кроме этого, он ещё входит в состав многих органических соединений.

Существует несколько способов получения кислорода.

В промышленности кислород получают из жидкого воздуха.

Еще в 1774 году Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу, направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути два и получил кислород.

Одновременно с Пристли кислород получил Шэеле путём нагревания селитры.

Название кислороду – оксигениум, то есть «рождающий кислоты», или «кислород», этому элементу дал Лавуазье.

Кислород можно получить и при разложении воды в специальном устройстве – электролизёре. Таким образом, можно получить сразу два газа: кислород и водород.

В лаборатории для получения кислорода используют пероксид водорода (H2O2). Эта реакция идёт в присутствии катализатора – оксида марганца четыре.

Для получения кислорода в лаборатории ещё используют реакцию разложения перманганата калия – KMnO4 – «марганцовки».

Вы уже знаете, что кислород существует в виде двух аллотропных модификаций кислорода – O2 и озона – O3. Аллотропия кислорода и озона обусловлена различным числом кислорода в молекулах веществ.

Оба этих вещества находятся в газообразном состоянии, они бесцветны, но в жидком состоянии кислород голубой, а озон – синий. Кислород не имеет запаха, а озон имеет резкий запах. Кислород и озон имеют различия и в температурах плавления и кипения.

Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платины.

Кислород энергично реагирует с металлами. Например, в реакции с литием, образуется оксид лития, в реакции с медью – оксид меди (II).

Кислород реагирует с неметаллами. Так в реакции с cерой образуется оксид серы (IV), в реакции с фосфором – оксид фосфора (V).

Почти все реакции с кислородом – экзотэрмические (то есть сопровождаются выделением теплоты). Исключение составляет реакция азота с кислородом, которая является эндотэрмической, в результате которой энэргия не выделяется, а поглощается.

Кислород окисляет не только простые, но и сложные вещества. Например, в реакции горения метана образуется вода и углекислый газ, в результате горения сероводорода образуется сернистый газ и вода.

Эта окислительная способность кислорода лежит в основе горения всех видов топлива. Кислород в этих реакциях выступает в роли окислителя.

Кислород участвует в процессах дыхания, медленного окисления различных веществ, при обычной температуре. Например, медленное окисление пищи в нашем организме является источником энергии, за счёт которой живет организм. Так гемоглобин, соединенный с кислородом, оксигемоглобин доставляет во все ткани и клетки организма кислород, который окисляет белки, жиры и углеводы, образуя при этом углекислый газ и воду и освобождая при этом энергию, необходимую для деятельности организма.

Велика роль кислорода в процессах дыхания человека и животных. У растений в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза и кислород. За счет этого процесса сохраняется содержание свободного кислорода.

Проведём эксперимент: нальём в два стаканчика перекиси водорода. В первый стаканчик добавим оксида марганца (IV), у нас наблюдается бурное выделение кислорода. Оксид марганца (IV) в данном случае катализатор, он ускоряет процесс разложения перекиси водорода. Если поднести к стаканчику тлеющую лучинку, то она вспыхнет из-за скопившегося кислорода.

В другой стаканчик добавим натёртую морковь, здесь тоже происходит бурное выделение кислорода, и если поднести тлеющую лучинку, то она вспыхнет. В данном случае фермент каталаза, который содержится в моркови, тоже способствует разложению перекиси водорода.

Кислород применяется в металлургической и химической промышленности для ускорения производственных процессов. Чистый кислород применяют при газовой сварке и резке металлов. Его используют и для жизнеобеспечения на подводных и космических кораблях, при работе водолазов и пожарных.

В медицине кислород применяют в случаях временного затруднения дыхания и различных заболеваниях. Кислород применяют в космической технике, как окислитель ракетного топлива, в производстве взрывчатых смесей.

Кислорол хранят в стальных баллонах, окрашенных в голубой цвет, под высоким давлением, а в лаборатории – в специальных приборах – газометрах.

Таким образом, халькогены – это элементы (VI) A группы. На внешнем энэргетическом уровне у них 6 электронов. Они входят в состав многих руд. Кислород первый представитель этой группы. В реакциях он проявляет окислительные свойства. Кислород получают реакцией разложения перекиси водорода, марганцовки, воды, а в промышленности – из воздуха. Кислород участвует в куруговороде веществ и применяется в химической и металлургической промышленности.

Свойства и применение кислорода.

Тема урока: Свойства и применение кислорода.

Цель урока: изучить физические и химические свойства кислорода, дать общее понятие об оксидах, реакциях горения; рассмотреть практическую значимость и применение; д оказать, что кислород – один из важнейших элементов на Земле.

З адачи урока:

Образовательные :

Расширить представления обучающихся о кислороде.

Познакомить со свойствами и применением кислорода.

Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные :

Формировать умения работать в парах у каждого обучающегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя упражнения.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.

Развивающие :

Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать умения наблюдать, формулировать высказывания.

Способствовать развитию исследовательских навыков, соблюдая правила техники безопасности.

Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками в парах; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

знать : основные химические понятия «катализаторы», «оксиды», «реакции горения», «реакции окисления»; физические и химические свойства кислорода ; области применения кислорода.

уметь: отличить кислород от других газов; составлять уравнения реакций горения веществ в кислороде; записывать химические формулы оксидов и давать им названия; объяснять, как происходит круговорот кислорода в природе .

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Форма работы: фронтальная, групповая, работа в парах, игровая.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, демонстрационный, интерактивный.

Приемы обучения : постановка проблемных вопросов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация « Свойства и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе » , колбы, пинцет, ложки для сжигания веществ, спиртовка.

Реактивы: уголь, сера, к расный фосфор, железная пластина, вода, известковая вода.

І. Организационный момент. (1 мин.)

(Слайд № 1) Учитель: Добрый день! Прошу всех садиться. Тема сегодняшнего урока «Свойства и применение кислорода».

(Слайд № 2) Мы с вами рассмотрим физические и химические свойства кислорода, сформулируем общие понятия об оксидах, реакциях горения, окисления; ознакомимся с практической значимостью и применением кислорода; а также докажем, что кислород – один из важнейших элементов на Земле.

ІІ. Актуализация знаний. (7 мин.).

Работа с карточками. От 2 до 4 обучающихся получают задание на карточках и выполняют его у доски.

(Слайд № 3) Фронтальный опрос «А ну-ка, химики» .

Учитель: Но перед тем как приступить к изучению новой темы, вам следует ответить на следующие вопросы:

Химический знак кислорода? Ответ: О

Относительная атомная масса кислорода? Ответ: 16.

Химическая формула кислорода? Ответ: О2.

Относительная молекулярная масса кислорода? Ответ: 32.

В соединениях кислород обычно какой валентности? Ответ: II.

Расскажите о нахождении кислорода в природе. Ответ: Кислород — самый распространенный химический элемент в земной коре. Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю приходится около 49% массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода — 85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму и 23% по массе. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет 20,9%, по массовой доле — около 65 %.

Перечислите способы получения кислорода в лаборатории? Ответ: В лаборатории кислород получают следующими способами:

1) Разложение перманганата калия. 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 ↑

2) Разложение перекиси водорода. 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 ↑

3) Разложение бертолетовой соли. 2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 ↑

8. Перечислите способы получения кислорода в промышленности. Ответ: В промышленности кислород получают:

1) Электролиз воды. 2H 2 O = 2H 2 + O 2 ↑

2) Из воздуха. ВОЗДУХ давление, -183˚C=O 2 (голубая жидкость).

В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия (марганцовка) KMnO 4 . Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

(Слайд № 4. Рисунок1). 9. Установите соответствие между способом получения кислорода и уравнением химической реакцией. Работа в парах.

Способы получения кислорода

Уравнения химических реакций

А. Разложение перманганата калия.

Б. Разложение перекиси водорода.

В. Разложение бертолетовой соли.

Г. Электролиз воды.

1) 2KCl O 3 = 2KCl + 3 O 2 ↑

2) 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 ↑

4) 2KMn O 4 = K 2 Mn O 4 + Mn O 2 + O 2 ↑

5) 2H 2 O = 2H 2 + O 2 ↑

Ответ: А-4; Б-2; В-1; Г-5; Д-3.

10. Что называют катализаторами? Где эти вещества применяются? Ответ: Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называют катализаторами. Катализаторы широко применяют в химической промышленности. С их помощью удается повысить производительность химических процессов, снизить себестоимость выпускаемой продукции и более полно использовать сырье.

(Слайд № 5. Рисунок2). На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает количественному составу (NH 4 ) 3 PO 4 ? Ответ: 4.

ІІІ. Изучение нового материала. (12 мин.)

(Слайд № 6) Учитель: Физические свойства. Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объемах воды при температуре 20 ºС растворяется 3,1 объема кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода при нормальных условиях весит 1,43 г, а 1л воздуха — 1,29г. (Нормальные условия – сокращенно: н.у. – температура 0ºС и давление 760 мм.рт.ст., или 1 атм. ≈ 0,1 МПа). При давлении 760 мм.рт.ст. и температуре -183ºС кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,8ºС затвердевает.

(Слайд № 7) Химические свойства. Техника безопасности (провести инструктаж!)

Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяются теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с кислородом O 2 тлеющий уголек, то он раскаляется добела и сгорает, образуя оксид углерода( IV ) С O 2 . Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду — раствор гидроксида кальция Са(ОН) 2 . Она мутнеет, так как при этом образуется нерастворимый карбонат кальция СаС O 3 :

CO 2 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

(Слайд № 8) Сера горит в O 2 ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом — оксида серы( IV )

(Слайд № 9) Горение фосфора в кислороде

Опыт следует проводить под тягой. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами. Не допускать попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

Фосфор Р сгорает в O 2 ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора( V).

4P + 5O 2 = 2P 2 O 5

(Слайд № 10) Горение железа в кислороде

В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких раскаленных искр — расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

3 Fe + 2 O 2 = FeO * Fe 2 O 3 или Fe 3 O 4

(Слайд № 11) Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления .

(Слайд № 12) Горение — это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

(Слайд № 13) В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды. Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

(Слайд № 14) Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путем.

(Слайд № 15) Применение кислорода. Основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют для ускорения химических реакций в разных отраслях химической промышленности и в металлургии. Например, при выплавке чугуна для повышения производительности доменных печей в них подают воздух, обогащенный кислородом.

(Слайд № 16) При сжигании смеси ацетилена или водорода с кислородом в специальных горелках температура пламени достигает 3000ºС. Такое пламя используется для сварки металлов. Если берут кислород в избытке, то пламенем можно резать металл.

(Слайд № 17) Жидкий кислород применяют в ракетных двигателях.

(Слайд № 18) В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. В этом случае кислородом заполняют специальные подушки. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

Кислород расходуется в громадных количествах на многие химические реакции, например на сжигание топлива.

(Слайд № 19) Из сказанного видно, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания человека, животных, растений, а также на процессы гниения. Человек при дыхании в течение 1 мин в среднем употребляет 0,5 дм³ кислорода, в течении суток — 720 дм³, а в год — 262,8 м³ кислорода, что все жители земного шара (5 миллиардов) в течение года для дыхания используют 1578 миллиардов кубических метров кислорода. Если такой объем кислорода при нормальном давлении поместить в железнодорожные цистерны, то поезд был бы протяженностью более 300 млн км, что равняется расстоянию до Солнца и обратно.

(Слайд № 20) Но все же общая масса кислорода в воздухе заметно не изменяется. Это объясняется процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых растениях на свету. В результате этого процесса выделяется кислород. Анимация «Фотосинтез» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000487-1000-4ddd-d288-220046bc4321/098.swf .

С фотосинтезом вы уже знакомились в курсе ботаники. Упрощенно процесс фотосинтеза изображают так:

6CO 2 + 6H 2 O = C 6 H 12 O 6 + 6O 2 .

Так в природе происходит непрерывный круговорот кислорода.

В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг городов и крупных промышленных центров создаются зоны зеленых насаждений. Специальная служба систематически контролирует содержание кислорода в воздухе. При необходимости применяют меры по устранению загрязнения воздуха.

Физкультминутка. (1 мин.)

IV. Закрепление знаний. (6 мин.)

(Слайд № 21) Задание №1. «Правда или ложь? Если знаешь – разберешь»

Для кислорода верны следующие утверждения:

а) Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха.

б) Кислород немного легче воздуха.

в) В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо.

г) Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие.

д) Применение кислорода основано на его физических свойствах.

е) Непрерывный круговорот кислорода непосредственно связан с таким процессом, как фотосинтез.

(Слайд № 22) Задание №2. «Скорая помощь»

Вставьте пропущенные вещества в уравнениях реакций:

а) …….. + Ca(OH) 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

в) ….. + 2 O 2 = FeO * Fe 2 O 3 или Fe 3 O 4

Ответ: а) CO 2 б) O 2 в) 3 Fe

(Слайд № 23) Задание №3. «Мозговой штурм»

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

а) CO 2 + H 2 O = C 6 H 12 O 6 + O 2

б) P + O 2 = P 2 O 5

(Слайды № 24-25) Задание №4. «Ассоциации»

С каким применением кислорода ассоциируется данное изображение?

1) в металлургии;

2) для резки металлов;

3) в авиации для дыхания;

4) в авиации для двигателей;

5) для сварки металлов;

6) на взрывных работах;

(Слайд № 26) V. Домашнее задание. (1 мин.)

§20,21; №6-9 (с.60). Решите задачи 1-2 (с.60).

Творческое задание: подготовить сообщение №10 с. 60 «Что делается в вашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?»

(Слайд № 27) VI. Рефлексия. (1 мин.)

С егодня я узнал.

было интересно узнать, что…

VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

(Слайд № 28) В чём горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без….
Обучающиеся: кислорода

(Слайд № 29) Учитель: Правильно. Спасибо за урок! До свидания!

[1] Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. – М: «ВАКО», 2004;

[2] Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

[3] Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М: «Просвещение», 2014 г.

Урок 11 Бесплатно Кислород

Кислород – химический элемент и простое вещество

Кислород – самый распространенный на Земле химический элемент:

земная кора содержит 47% кислорода

мировой океан состоит из кислорода на 85%

Кроме этого, кислород – основной участник обмена веществ в живых организмах – дыхания и фотосинтеза.

В таблице приведены основные сведения о кислороде.

Химический элемент

Простое вещество

Название «Oxygenium» произошло от двух слов, в переводе «рождающий кислоты»

Химический знак – О

Атомный номер – 8

Расположение в периодической системе – 2 период, VI группа

Типичный неметалл (сильный окислитель)

Атомная масса – 16 а. е. м.

Степени окисления – –2; 0; +1; +2

Химическая формула – O2

Молекулярная масса – 32 а. е. м.

Бесцветный газ без запаха; светло-голубая жидкость; синие кристаллы

Температура кипения – –183 °С

Температура плавления – –218 °С

В жидком состоянии кислород имеет голубой цвет, поэтому на всех формулах мы его будем обозначать голубым!

Изучением кислорода занимались несколько учёных примерно в одно и то же время.

Официально первооткрывателем кислорода считается англичанин Джозеф Пристли (1774 год).

Однако установлен факт, что в свое время Леонардо да Винчи изучал химию кислорода, не подозревая тогда, что он является элементом.

Название «кислород» в русский язык ввёл Михаил Ломоносов, который также ввёл в употребление термин «кислота», который в те времена обозначал оксид – соединение элемента с кислородом.

Поэтому истинное значение названия «кислород» переводится как «рождающий оксиды». Некоторое время в России кислород называли «кислотвор».

Химический элемент кислород образует два простых вещества: кислород (O2) и озон (O3).

Кислород активно участвует в обмене веществ, именно ему обязана наша планета возникновением на ней жизни.

Атмосфера содержит 21 % кислорода.

Считается, что несколько сотен миллионов лет назад концентрация кислорода в атмосфере была почти в 2 раза выше – около 40%.

Количество кислорода в воздухе ниже 8% является угрозой для жизни человека.

В отличие от кислорода, озон даже в газообразном состоянии имеет голубой цвет, в жидком – насыщенный фиолетовый, в твёрдом – почти чёрный.

Озон (O3) образуется из кислорода при воздействии ионизирующих излучений: радиации или жестких ультрафиолетовых лучей (это свойство кислорода было открыто в 1899 году учеными Пьером и Марией Кюри).

Он образуется в атмосфере под воздействием разрядов молнии, а также при работе бытовой техники, например, лазерных принтеров.

При этом вы можете чувствовать характерный запах – это и есть запах озона.

Слово «озон» с греческого языка так и переводится: «пахну».

Озон также способен в некоторой степени задерживать ультрафиолетовые лучи. Это его свойство является одним из факторов существования жизни на Земле.

Кислород и озон являются парамагнетиками – это значит, что они притягиваются к магниту.

Это заметно при проведении опытов с жидкими кислородом и озоном.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Химические свойства кислорода

Существует два способа получения кислорода:

  • разложение химических соединений (в лаборатории чаще всего кислород получают разложением перманганата калия или пероксида водорода)
  • выделение кислорода из воздуха.

Качественной реакцией на кислород является его способность зажигать тлеющую лучину.

Кислород – очень активное вещество, при нормальных условиях он взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме нескольких.

В чистом кислороде горят даже на первый взгляд негорючие материалы, например, железо.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Этот эксперимент вы можете провести и в бытовых условиях.

Только проводить этот опыт надо, предварительно договорившись со взрослыми, и обязательно под их контролем!

Помните: любой химический эксперимент всегда таит в себе множество опасностей! Поэтому присутствие взрослого человека обязательно!

Возьмите небольшое количество (около 5 мл) пероксида водорода в стеклянном стаканчике и всыпьте в него перманганат калия (марганцовку) на кончике ножа.

Помните, что перманганата калия требуется минимальное количество, а также то, что в ходе этой реакции выделяется большое количество тепла!

Теперь, если внести в стакан почти погасшую лучину (спичку), то она ярко вспыхнет.

Поэтому делать это нужно аккуратно, лучше взять лучину подлиннее.

Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями окисления.

Сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых – кислород, называются оксидами.

В этом правиле есть единственное исключение: соединения кислорода и фтора называются фторидами кислорода, поскольку окислителем («отнимающим электроны») здесь является не кислород, а химически более активный фтор.

Многие оксиды имеют собственные («тривиальные») названия.

Наиболее часто встречающиеся нам в обыденной жизни оксиды приведены в таблице.

Урок по химии в 7 классе учителя Сапроновой «Оксиды – соединения элементов с кислородом. Окислительные процессы» (комбинированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Урок по химии в 7 классе учителя

Тема «Оксиды – соединения элементов с кислородом. Окислительные процессы»

(комбинированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не только памятью»

Цель урока: Обобщить и расширить знания и понятия темы по разделу «Воздух как смесь газов. Кислород как простое вещество; проверить сформированность базовых умений составлять формулы, уравнения реакций, сформировать теоретический базис опорных знаний по новому материалу.

передать учащимся определенную систему знаний, умений, навыков, необходимых для общего образова­ния, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни; продолжать вырабатывать у учащихся на материале учебной темы способы учебно-познавательной деятельно­сти. проверить знания по изученному разделу, закрепить новый материал, углубить знания по теме; обобщить изученный материал; проверить усвоение материала на основе творче­ских заданий; формировать умения применять полученные знания на практике при выполнении упражнений и решении задач;

способствовать становлению умения оценивать товарища и самого себя развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;

продолжать формирование навыков работы с до­кументами, а также умений анализировать данные с разных точек зрения, аргументировать выдвинутые те­зисы и взгляды.

– развитие мышления, необходимого образованно­му человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

воспитание уважения к своей Родине; воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность; воспитывать в учениках средствами урока уверен­ность в своих силах; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; подвести учащихся к выводу о самоценности че­ловеческих качеств.

Наглядность и оборудование:

I Организационный момент Слайд 1 Заставка

Приветствие учащихся на уроке.

Слайд 2 Домашнее задание

(запись в дневник)

1. § 22 повторить.

2. § 23 №2,3 устно, № 6-8 письменно

3. § 24 № 4-6 письменно

4. Сформулировать вывод лаб. опыта в рабочих тетрадях.

5. *Природный газ, нефть и другие виды топлива, их происхождение, значение.

*Экологические проблемы человечества:

озоновые дыры кислотные дожди, смог.

II Мотивация и целеполагание.

Сегодня наш урок будет очень насыщенным и перед нами

будут стоять такие задачи: Слайд 3 Задачи на уроке

обобщить теоретические знания по пройденному разделу; продолжить формировать умение составлять формулы по валентности и определять её по формулам; продолжать формировать умение составлять уравнения реакций; вспомнить физические и химические свойства кислорода и озона. познакомиться с историей открытия кислорода; познакомиться с понятием оксид, первично научиться их называть; познакомиться с понятиями «окислительный процесс», «реакция горения»; познакомиться с примерами окислительных процессов на серии занимательных демонстрационных опытов; обобщить знания по пройденному разделу с целью подготовки к предстоящим практической и проверочной работе; оценить свою работу на уроке.

III Обобщение и систематизация знаний по домашнему заданию.

1. Фронтальный опрос по цепочке на основе прямых вопросов – закончи предложение.
Слайд 4 –5 Фронтальный опрос

IV Фрагмент изучение нового материала на основе Дом. задания.

История открытия кислорода.

Сейчас каждый ученик, начинающий изучать химию уже достаточно много знает об кислороде, но если мы с вами вернемся в 18 век, то узнаем, что история открытия самого важного для человека газа была долгой и запутанной…… (рассказывают ученики)

Слайд 6 Портреты Пристли и Шеели

Кислород открыли почти одновременно, независимо друг от друга два выдающихся химика 18 века. Впервые об открытии кислорода было сообщено английским химиком Джозефом Пристли в 1774 году, который получил кислород, нагревая оксид ртути.

А история простая.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья.

(Не узнаешь у врача.)

Новый газ из колбы вышел

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

получил кислород раньше, чем Джозеф Пристли в 1772 году, но информацию о получении он опубликовал позже, чем Пристли.

Однако до конца своих дней они так и не поняли, что получили новое вещество, а думали, что это разновидность воздуха и не знали, что воздух состоит из составных газообразных компонентов. напишет об этом: «Оба они так и не узнали что у них в руках. Элемент, которому было суждено революционизировать химию, пропадал в их руках бесследно…»

Слайд 7 Портрет Лавуазье

И все – таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. А Великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье (который узнал о кислороде от самого Пристли), Лвуазье был тогда еще молод, он имел некоторые мысли и наработки в этой области, но отдельные элементы работы Пристли натолкнули его на величайшее открытие человечества. Он выяснил сущность процесса горения, описал свойства кислорода.

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И. получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды.

И кислород стал

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Из голубой глубины океана.

(ссылка на портрет Лавуазье и его жены Мари-краткий рассказ)

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

Огонь добывали с помощью трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей земле

Понял великий Лавуазье.

Во время французской революции Антуан Лавуазье был казнен революционерами вместе с другими 27 осужденными. Тогда один ученый сказал: «Достаточно было одного мгновения, чтобы отрубить голову, но теперь нужны столетия, пока родится другая, подобная ей».

3. Актуализация опорных знаний для базиса изучения нового Групповая работа

В рабочую тетрадь записывается число, классная работа.

А сейчас продолжаем обобщать знания по следующим заданиям (3 мин обдумать):

а) Задание ученикам 1 (группы, ряда): Расшифруйте схему, при этом в характеристике отразите, где речь идет о кислороде как о простом веществе, а где как о химическом элементе. Слайд 8 Схема как элемент и вещество

Ученик зачитывает стихотворение:

Без аллотропных проявлений

Нельзя представить кислород.

За счет незримых построений

Два вещества простых дает.

Одно нам хорошо известно:

Которым дышат, скажем честно,

И человек, и бегемот.

Из элемента кислорода

(Обозначают знаком О)

Еще придумала природа

Одно простое вещество,

Которое зовут озоном.

И в этом есть большой резон:

В грозу запахнет над газоном —

От слова «пахнущий* – озон.

Как по составу различают

Два аллотропных вещества?

03 озон обозначают, А кислород — всего 02.

б) Задание ученикам 2 (группы, ряда): по предложенным схемам завершить уравнения химических реакций, расставить коэффициенты, указать типы реакций. (заготовка на доске)

Fe2O3 + H2 = ……. + H2O

CH4 + …….. = CO2 + H2O

в) Задание ученикам 3 (группы, ряда): закончить по схемам составлять формулы по валентности и определять валентность по формулам – (заготовка на доске).

Определить валентность: Cl2O7, Na2O, SO3, P2O5, CO2, MgO, N2O3

Составить формулы по валентности: PxOy, SxOy, KxOy, CaxOy, FexOy, FexOy, HxOy, AlxOy, CuxOy, CuxOy

Вопрос ученику, отвечающему у доски от последней группы: как называются вещества, формулы которых записаны на доске? Дайте определение, что такое оксиды.

V Изучение нового материала

Запишите тему сегодняшнего урока: Оксиды. Окислительные процессы в природе.

1. На примере записанных на доске формул объясняется принцип номенклатуры оксидов, акцентируется внимание на том, что если валентность элемента в оксиде постоянная, то в названии она не указывается, если переменная, то указывается. В Тетрадь записывается пример формул оксидов с названиями.

Где же мы встречаемся в своей жизни с оксидами?

Это: Вода жидкий оксид; угарный газ, углекислый газ, сернистый газ, оксиды азота, образующиеся при разложении вулканов – газообразные оксиды; песок, глинозем и другие оксиды, образующие в природе минералы и горные породы – твердые оксиды.

(Демонстрация экземпляров коллекции и примеров различных оксидов)

2. Организация Лабораторного опыта 5 «Ознакомление с образцами оксидов»

Задание: Рассмотреть выданные оксиды, описать по плану в виде таблицы в рабочей тетради.

Таблица. Сравнительная характеристика оксидов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: