Водород: химия водорода и его соединений
Водород
Положение в периодической системе химических элементов
Водород расположен в главной подгруппе I группы и в первом периоде периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Электронное строение водорода
Электронная конфигурация водорода в основном состоянии :
+1H 1s 1 1s
Атом водорода содержит на внешнем энергетическом уровне один неспаренный электрон в основном энергетическом состоянии.
Степени окисления атома водорода — от -1 до +1. Характерные степени окисления -1, 0, +1.
Физические свойства
Водород – легкий газ без цвета, без запаха. Молекула водорода состоит из двух атомов, связанных между собой ковалентной неполярной связью:
Н–Н
Соединения водорода
Основные степени окисления водорода +1, 0, -1.
Типичные соединения водорода:
вода H2O и др. летучие водородные соединения (HCl, HBr)
кислые соли (NaHCO3 и др.)
основания NaOH, Cu(OH)2
Способы получения
Еще один важный промышленный способ получения водорода — паровая конверсия метана. При взаимодействии перегретого водяного пара с метаном образуется угарный газ и водород:
Также возможна паровая конверсия угля:
C 0 + H2 + O → C +2 O + H2 0
Химические свойства
1. Водород проявляет свойства окислителя и свойства восстановителя. Поэтому водород реагирует с металлами и неметаллами.
1.1. С активными металлами водород реагирует с образованием гидридов :
2Na + H2 → 2NaH
1.2. В специальных условиях водород реагирует с серой с образованием бинарного соединения сероводорода:
1.3. Водород не реагирует с кремнием .
1.4. С азотом водород реагирует при нагревании под давлением в присутствии катализатора с образованием аммиака:
1.5. В специальных условиях водород реагирует с углеродом .
1.6. Водород горит , взаимодействует с кислородом со взрывом:
2. Водород взаимодействует со сложными веществами:
2.1. Восстанавливает металлы из основных и амфотерных оксидов . Восстановить из оксида водородом можно металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений после алюминия. При этом образуются металл и вода.
Например , водород взаимодействует с оксидом цинка с образованием цинка и воды:
ZnO + H2 → Zn + H2O
Также водород восстанавливает медь из оксида меди:
СuO + H2 → Cu + H2O
Водород восстанавливает оксиды некоторых неметаллов .
Например , водород взаимодействует с оксидом кремния:
2.2. С органическими веществами водород вступает в реакции присоединения (реакции гидрирования).
Применение водорода
Применение водорода основано на его физических и химических свойствах:
- как легкий газ, он используется для наполнения аэростатов (в смеси с гелием);
- кислородно-водородное пламя применяется для получения высоких температур при сварке металлов;
- как восстановитель используется для получения металлов (молибдена, вольфрама и др.) из их оксидов;
- водород используется для получения аммиака и искусственного жидкого топлива;
- получение твердых жиров (гидрогенизация).
Водородные соединения металлов
Соединения металлов с водородом — солеобразные гидриды МеНх. Это твердые вещества белого цвета с ионным строением. Устойчивые гидриды образуют активные металлы (щелочные, щелочноземельные и др.).
Способы получения
Гидриды металлов можно получить непосредственным взаимодействием активных металлов и водорода.
Например , при взаимодействии натрия с водородом образуется гидрид натрия:
2Na + H2 → 2NaH
Гидрид кальция можно получить из кальция и водорода:
Химические свойства
1. Солеобразные гидриды легко разлагаются водой .
Например , гидрид натрия в водной среде разлагается на гидроксид натрия и водород:
NaH + H2O → NaOH + H2
2. При взаимодействии с кислотами гидриды металлов образуют соль и водород.
Например , гидрид натрия реагирует с соляной кислотой с образованием хлорида натрия и водорода:
NaH + HCl → NaCl + H2
3. Солеобразные гидриды проявляют сильные восстановительные свойства и взаимодействуют с окислителями (кислород, галогены и др.)
Например , гидрид натрия окисляется кислородом:
2NaH + O2 = 2NaOH
Гидрид натрия также окисляется хлором :
NaH + Cl2 = NaCl + HCl
Летучие водородные соединения
Соединения водорода с неметаллами — летучие водородные соединения.
Строение и физические свойства
Все летучие водородные соединения — газы (кроме воды).
CH4 — метан | NH3 — аммиак | H2O — вода | HF –фтороводород |
SiH4 — силан | PH3 — фосфин | H2S — сероводород | HCl –хлороводород |
AsH3 — арсин | H2Se — селеноводород | HBr –бромоводород | |
H2Te — теллуроводород | HI –иодоводород |
Способы получения силана
Силан образуется при взаимодействии соляной кислоты с силицидом магния:
Видеоопыт получения силана из силицида магния можно посмотреть здесь.
Способы получения аммиака
В лаборатории аммиак получают при взаимодействии солей аммония с щелочами. Поск ольку аммиак очень хорошо растворим в воде, для получения чистого аммиака используют твердые вещества.
Например , аммиак можно получить нагреванием смеси хлорида аммония и гидроксида кальция. При нагревании смеси происходит образование соли, аммиака и воды:
Тщательно растирают ступкой смесь соли и основания и нагревают смесь. Выделяющийся газ собирают в пробирку (аммиак — легкий газ и пробирку нужно перевернуть вверх дном). Влажная лакмусовая бумажка синеет в присутствии аммиака.
Видеоопыт получения аммиака из хлорида аммония и гидроксида кальция можно посмотреть здесь.
Еще один лабораторный способ получения аммиака – гидролиз нитридов.
Например , гидролиз нитрида кальция:
В промышленности аммиак получают с помощью процесса Габера: прямым синтезом из водорода и азота.
Процесс проводят при температуре 500-550 о С и в присутствии катализатора. Для синтеза аммиака применяют давления 15-30 МПа. В качестве катализатора используют губчатое железо с добавками оксидов алюминия, калия, кальция, кремния. Для полного использования исходных веществ применяют метод циркуляции непрореагировавших реагентов: не вступившие в реакцию азот и водород вновь возвращают в реактор.
Более подробно про технологию производства аммиака можно прочитать здесь.
Способы получения фосфина
В лаборатории фосфин получают водным или кислотным гидролизом фосфидов – бинарных соединений фосфора и металлов.
Например , фосфин образуется при водном гидролизе фосфида кальция:
Или при кислотном гидролизе, например , фосфида магния в соляной кислоте:
Еще один лабораторный способ получения фосфина – диспропорционирование фосфора в щелочах.
Например , фосфор реагирует с гидроксидом калия с образованием гипофосфита калия и фосфина:
Способы получения сероводорода
1. В лаборатории сероводород получают действием минеральных кислот на сульфиды металлов, расположенных в ряду напряжений левее железа.
Например , при действии соляной кислоты на сульфид железа (II):
FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S↑
Еще один способ получения сероводорода – прямой синтез из водорода и серы:
Еще один лабораторный способ получения сероводорода – нагревание парафина с серой.
Видеоопыт получения и обнаружения сероводорода можно посмотреть здесь.
2. Также сероводород образуется при взаимодействии растворимых солей хрома (III) и алюминия с растворимыми сульфидами. Сульфиды хрома (III) и алюминия необратимо гидролизуются в водном растворе.
Например: х лорид хрома (III) реагирует с сульфидом натрия с образованием гидроксида хрома (III), сероводорода и хлорида натрия:
Химические свойства силана
1. Силан — неустойчивое водородное соединение (самовоспламеняется на воздухе). При сгорании силана на воздухе образуется оксид кремния (IV) и вода:
Видеоопыт сгорания силана можно посмотреть здесь.
2. Силан разлагается водой с выделением водорода:
3. Силан разлагается (окисляется) щелочами :
4. Силан при нагревании разлагается :
Химические свойства фосфина
1. В водном растворе фосфин проявляет очень слабые основные свойства (за счет неподеленной электронной пары). Принимая протон (ион H + ), он превращается в ион фосфония. Основные свойства фосфина гораздо слабее основных свойств аммиака. Проявляются при взаимодействии с безводными кислотами .
Например , фосфин реагирует с йодоводородной кислотой:
Соли фосфония неустойчивые, легко гидролизуются.
2. Фосфин PH3 – сильный восстановитель за счет фосфора в степени окисления -3. На воздухе самопроизвольно самовоспламеняется:
3. Как сильный восстановитель, фосфин легко окисляется под действием окислителей.
Например , азотная кислота окисляет фосфин. При этом фосфор переходит в степень окисления +5 и образует фосфорную кислоту.
Серная кислота также окисляет фосфин:
С фосфином также реагируют другие соединения фосфора, с более высокими степенями окисления фосфора.
Например , хлорид фосфора (III) окисляет фосфин:
2PH3 + 2PCl3 → 4P + 6HCl
Химические свойства сероводорода
1. В водном растворе сероводород проявляет слабые кислотные свойства. Взаимодействует с сильными основаниями, образуя сульфиды и гидросульфиды:
Например , сероводород реагирует с гидроксидом натрия:
H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O
H2S + NaOH → NaНS + H2O
2. Сероводород H2S – очень сильный восстановитель за счет серы в степени окисления -2. При недостатке кислорода и в растворе H2S окисляется до свободной серы (раствор мутнеет):
В избытке кислорода:
3. Как сильный восстановитель, сероводород легко окисляется под действием окислителей.
Например, бром и хлор окисляют сероводород до молекулярной серы:
H2S + Br2 → 2HBr + S↓
H2S + Cl2 → 2HCl + S↓
Под действием избытка хлора в водном растворе сероводород окисляется до серной кислоты:
Например , азотная кислота окисляет сероводород до молекулярной серы:
При кипячении сера окисляется до серной кислоты:
Прочие окислители окисляют сероводород, как правило, до молекулярной серы.
Например , оксид серы (IV) окисляет сероводород:
Соединения железа (III) также окисляют сероводород:
H2S + 2FeCl3 → 2FeCl2 + S + 2HCl
Бихроматы, хроматы и прочие окислители также окисляют сероводород до молекулярной серы:
Серная кислота окисляет сероводород либо до молекулярной серы:
Либо до оксида серы (IV):
4. Сероводород в растворе реагирует с растворимыми солями тяжелых металлов : меди, серебра, свинца, ртути, образуя черные сульфиды, нерастворимые ни в воде, ни в минеральных кислотах.
Например , сероводород реагирует в растворе с нитратом свинца (II). при этом образуется темно-коричневый (почти черный) осадок, нерастворимый ни в воде, ни в минеральных кислотах:
Взаимодействие с нитратом свинца в растворе – это качественная реакция на сероводород и сульфид-ионы.
Видеоопыт взаимодействия сероводорода с нитратом свинца можно посмотреть здесь.
Химические свойства прочих водородных соединений
Кислоты образуют в водном растворе: водородные соединения VIA (кроме воды) и VIIA подгрупп.
Прочитать про химические свойства галогеноводородов вы можете здесь.
Физические свойства
Молекулы воды связаны водородными связями: nH2O = (Н2O)n, поэтому вода жидкая в отличие от ее газообразных аналогов H2S, H2Se и Н2Те.
Химические свойства
1. Вода реагирует с металлами и неметаллами .
1.1. С активными металлами вода реагирует при комнатной температуре с образованием щелочей и водорода :
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
- с магнием реагирует при кипячении:
- алюминий не реагирует с водой, так как покрыт оксидной плёнкой. Алюминий, очищенный от оксидной плёнки, взаимодействует с водой, образуя гидроксид:
- металлы, расположенные в ряду активности от Al до Н , реагируют с водяным паром при высокой температуре, образуя оксиды и водород:
- металлы, расположенные в ряду активности от после Н , не реагируют с водой:
Ag + Н2O ≠
2. Вода реагирует с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов , образуя щелочи (с оксидом магния – при кипячении):
3. Вода взаимодействует с кислотными оксидами (кроме SiO2):
4. Некоторые соли реагируют с с водой. Как правило, в таблице растворимости такие соли отмечены прочерком :
Например , сульфид алюминия разлагается водой:
5. Бинарные соединения металлов и неметаллов , которые не являются кислотами и основаниями, разлагаются водой.
Например , фосфид кальция разлагается водой:
6. Бинарные соединения неметаллов также гидролизуются водой.
Например , фосфид хлора (V) разлагается водой:
6. Некоторые органические вещества гидролизуются водой или вступают в реакции присоединения с водой (алкены, алкины, алкадиены, сложные эфиры и др.).
Конспект урока “Химические свойства водорода. Применение”
план-конспект урока по химии (8 класс)
В данном конспекте предлагается материал по изучению химических свойств водорода ( н-р, реакции с металлами,неметаллами, область применения).Это поможет сформировать представление о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_himii_8_klass.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
на тему «Химические свойства водорода. Применение»
Тема урока: Химические свойства водорода. Применение
Цель урока. Изучить химические свойства водорода. Сформировать представления о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе.
Основные понятия. Гремучий газ, восстановитель, восстановление, экологически чистое топливо.
Планируемые результаты обучения: Личностны е – оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. Предметные – знать физические и химические свойства водорода, области его применения. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства водорода, называть продукты реакций. Метапредметные – определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и способов её решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивать мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения.
Демонстрация. Взрыв смеси водорода с воздухом.
Лабораторный опыт. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)
Реактивы: цинк гранулированный, раствор соляной кислоты, порошок оксида меди.
Оборудование: пробирки, штатив, газоотводная трубка, спиртовка.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Наглядные пособия: презентации, видео
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный урок
Используемая технология: модульная, информационно-коммуникативная
- Организационный момент. Повторение предыдущей темы. Ответы на вопросы (8 мин)
- Химический знак –
- Порядковый номер –
- Относительная атомная масса Ar (Н) =
- Химическая формула –
- Относительная молекулярная масса Mr (Н) =
- Молярная масса –
- Валентность – I
Сравнительная характеристика водорода и кислорода
- Объяснение нового материала(15 мин)
Химические свойства водорода
При обычных условиях молекулярный Водород сравнительно мало активен, непосредственно соединяясь лишь с наиболее активными из неметаллов (с фтором, а на свету и с хлором). Однако при нагревании он вступает в реакции со многими элементами.
Водород вступает в реакции с простыми и сложными веществами:
– Взаимодействие водорода с металлами приводит к образованию сложных веществ – гидридов, в химических формулах которых атом металла всегда стоит на первом месте:
При высокой температуре Водород непосредственно реагирует с некоторыми металлами (щелочными, щелочноземельными и другими), образуя белые кристаллические вещества – гидриды металлов (LiН, NaН, КН, СаН 2 и др.):
Гидриды металлов легко разлагаются водой с образованием соответствующей щелочи и водорода:
СаH 2 + 2Н 2 О = Са(ОН) 2 + 2Н 2 ↑
– При взаимодействии водорода с неметаллами образуются летучие водородные соединения. В химической формуле летучего водородного соединения, атом водорода может стоять как на первом так и на втором месте, в зависимости от местонахождения в ПСХЭ (см. табличку в слайде):
1). С кислородом Водород образует воду:
2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О + Q
При обычных температурах реакция протекает крайне медленно, выше 550°С – со взрывом (смесь 2 объемов Н 2 и 1 объема О 2 называется гремучим газом ) .
2). С галогенами Водород образует галогеноводороды, например:
Н 2 + Cl 2 = 2НСl
При этом с фтором Водород взрывается (даже в темноте и при – 252°С), с хлором и бромом реагирует лишь при освещении или нагревании, а с йодом только при нагревании.
3). С азотом Водород взаимодействует с образованием аммиака:
ЗН 2 + N 2 = 2NН 3
лишь на катализаторе и при повышенных температуpax и давлениях.
4). При нагревании Водород энергично реагирует с серой :
Н 2 + S = H 2 S (сероводород),
значительно труднее с селеном и теллуром.
5). С чистым углеродом Водород может реагировать без катализатора только при высоких температуpax:
2Н 2 + С (аморфный) = СН 4 (метан)
– Водород вступает в реакцию замещения с оксидами металлов , при этом образуются в продуктах вода и восстанавливается металл. Водород – проявляет свойства восстановителя:
Водород используется для восстановления многих металлов , так как отнимает кислород у их оксидов:
Fe 3 O 4 + 4H 2 = 3Fe + 4Н 2 О, и т. д.
- Закрепление (12 мин)
Составьте уравнения реакций взаимодействия водорода со следующими веществами: F2, Ca, Al2O3, оксидом ртути (II), оксидом вольфрама (VI). Назовите продукты реакции, укажите типы реакций.
Осуществите превращения по схеме:
H2O -> H2 -> H2S -> SO2
Вычислите массу воды, которую можно получить при сжигании 8г водорода?
- Сообщения учащегося (5 мин)
Сегодня мы узнали …..; Было интересно …..; Было сложно …..; Мы поняли, что …..; Теперь мы знаем ….; Мы научились ….. ; Урок дал мне для жизни ….. ; Мне захотелось ….; Мне не понравилось ….
V этап. Домашнее задание(1 мин) Изучить § 29, упр.3, тест задания 1 – 3 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 8 класс)
VI этап. Подведение итогов урока(1мин)
Сообщения учащегося «Применение водорода”
настоящее время водород получают в огромных количествах. Очень большую часть его используют при синтезе аммиака, гидрогенизации жиров и при гидрировании угля, масел и углеводородов. Кроме того, водород применяют для синтеза соляной кислоты, метилового спирта, синильной кислоты, при сварке и ковке металлов, а также при изготовлении ламп накаливания и драгоценных камней. В продажу водород поступает в баллонах под давлением свыше 150 атм. Они окрашены в тёмно-зелёный цвет и снабжаются красной надписью “Водород”.
Водород используется для превращения жидких жиров в твердые (гидрогенизация), производства жидкого топлива гидрогенизацией углей и мазута. В металлургии водород используют как восстановитель оксидов или хлоридов для получения металлов и неметаллов (германия, кремния, галлия, циркония, гафния, молибдена, вольфрама и др.).
Практическое применение водорода многообразно: им обычно заполняют шары-зонды, в химической промышленности он служит сырьём для получения многих весьма важных продуктов (аммиака и др.), в пищевой – для выработки из растительных масел твёрдых жиров и т. д. Высокая температура (до 2600 °С), получающаяся при горении водорода в кислороде, используется для плавления тугоплавких металлов, кварца и т. п. Жидкий водород является одним из наиболее эффективных реактивных топлив. Ежегодное мировое потребление водорода превышает 1 млн. т.
Список используемой литературы:
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия неорганическая химия 8 класс учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, Москва «Просвещение»201 7г.
- Р.П. Суровцева Из опыта преподавания неорганической химии в средней школе: книга для учителя. Изд. «Просвещение» 1985 г.
Разработка урока ” Химические свойства водорода”
Целью данной разработки является изучение химических свойств водорода, формирование представления о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций; прививать интерес к предмету, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, грамотный химический язык; устанавливать причинно-следственные связи.
Методы, методические приемы: беседа-диалог, рассказ с использованием информационно- коммуникационных технологий, фронтальная работа, индивидуальная работа
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ” Химические свойства водорода”»
Урок 27 химия 7 классс дата
Тема: “Химические свойства водорода. Применение водорода”
Цели урока:
-Образовательные: изучить химические свойства водорода, сформировать представления о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.
-Развивающие: прививать интерес к предмету, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, грамотный химический язык; устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества.
Методы, методические приемы: беседа-диалог, рассказ с использованием информационно- коммуникационных технологий, фронтальная работа, индивидуальная работа
Основные понятия. Гремучий газ, восстановитель, восстановление, экологически чистое топливо.
Планируемые результаты обучения. Уметь составлять уравнения реакций водорода с кислородом и с оксидами металлов.
Организационный момент. Повторение предыдущей темы.
1.Ответы на вопросы
Относительная атомная масса Ar (Н) =
Относительная молекулярная масса Mr (Н) =
2.Работа с карточками
3.Химический диктант– для остальных
Пронумеруйте 10 строчек в столбик.
1 вариант выбирает из перечня утверждения, соответствующие кислороду,
2 вариант – водороду.
Газ, поддерживает горение
Газ, который при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях
Газ, который собирают вытеснением воздуха
Газ, который собирают вытеснением воды
Газ, который собирают в опрокинутый вверх дном сосуд
Газ, который собирают в сосуд, поставленный на дно
Получают электролизом воды
№п/п 1 вариант О2 2 вариантН2
Объяснение нового материала.
Химические свойства водорода
При обычных условиях молекулярный Водород сравнительно мало активен, непосредственно соединяясь лишь с наиболее активными из неметаллов (с фтором, а на свету и с хлором). Однако при нагревании он вступает в реакции со многими элементами.
Водород вступает в реакции с простыми и сложными веществами:
– Взаимодействие водорода с металлами приводит к образованию сложных веществ – гидридов, в химических формулах которых атом металла всегда стоит на первом месте:
При высокой температуре Водород непосредственно реагирует с некоторыми металлами (щелочными, щелочноземельными и другими), образуя белые кристаллические вещества – гидриды металлов (LiН, NaН, КН, СаН2 и др.):
– При взаимодействии водорода с неметаллами образуются летучие водородные соединения. В химической формуле летучего водородного соединения, атом водорода может стоять как на первом так и на втором месте, в зависимости от местонахождения в ПСХЭ (см. табличку в слайде):
1). С кислородом Водород образует воду:
Видео “Горение водорода”
При обычных температурах реакция протекает крайне медленно, выше 550°С – со взрывом (смесь 2 объемов Н2 и 1 объема О2 называется гремучим газом).
Видео “Взрыв гремучего газа”
Видео “Приготовление и взрыв гремучей смеси”
2). С галогенами Водород образует галогеноводороды, например:
При этом с фтором Водород взрывается (даже в темноте и при – 252°С), с хлором и бромом реагирует лишь при освещении или нагревании, а с йодом только при нагревании.
3). С азотом Водород взаимодействует с образованием аммиака:
лишь на катализаторе и при повышенных температуpax и давлениях.
4). При нагревании Водород энергично реагирует с серой:
значительно труднее с селеном и теллуром.
5). С чистым углеродом Водород может реагировать без катализатора только при высоких температуpax:
– Водород вступает в реакцию замещения с оксидами металлов, при этом образуются в продуктах вода и восстанавливается металл. Водород – проявляет свойства восстановителя:
Водород используется для восстановления многих металлов, так как отнимает кислород у их оксидов:
Закрепление.
Задание №1
Составьте уравнения реакций взаимодействия водорода со следующими веществами: F2, Ca, Al2O3, оксидом ртути (II), оксидом вольфрама (VI). Назовите продукты реакции, укажите типы реакций.
Задание №2
Осуществите превращения по схеме:
H2O – H2 – H2S – SO2
Сообщения учащихся
Применение водорода
В настоящее время водород получают в огромных количествах. Очень большую часть его используют при синтезе аммиака, гидрогенизации жиров и при гидрировании угля, масел и углеводородов. Кроме того, водород применяют для синтеза соляной кислоты, метилового спирта, синильной кислоты, при сварке и ковке металлов, а также при изготовлении ламп накаливания и драгоценных камней. В продажу водород поступает в баллонах под давлением свыше 150 атм. Они окрашены в тёмно-зелёный цвет и снабжаются красной надписью “Водород”.
Водород используется для превращения жидких жиров в твердые (гидрогенизация), производства жидкого топлива гидрогенизацией углей и мазута. В металлургии водород используют как восстановитель оксидов или хлоридов для получения металлов и неметаллов (германия, кремния, галлия, циркония, гафния, молибдена, вольфрама и др.).
Практическое применение водорода многообразно: им обычно заполняют шары-зонды, в химической промышленности он служит сырьём для получения многих весьма важных продуктов (аммиака и др.), в пищевой – для выработки из растительных масел твёрдых жиров и т. д. Высокая температура (до 2600 °С), получающаяся при горении водорода в кислороде, используется для плавления тугоплавких металлов, кварца и т. п. Жидкий водород является одним из наиболее эффективных реактивных топлив. Ежегодное мировое потребление водорода превышает 1 млн. т.
Домашнее задание. Конспект выучить; повторить способы получения и собирания кислорода.
* Дополнительно : подготовить сообщения на тему: «Водород- топливо будущего»
Урок 22. Химические свойства водорода
Химические свойства водорода
При обычных условиях молекулярный водород сравнительно мало активен, непосредственно соединяясь лишь с наиболее активными из неметаллов (с фтором, а на свету и с хлором). Однако при нагревании он вступает в реакции со многими элементами.
Водород вступает в реакции с простыми и сложными веществами.
При взаимодействии водорода с неметаллами образуются летучие водородные соединения. В химической формуле летучего водородного соединения, атом водорода может стоять как на первом так и на втором месте, в зависимости от местонахождения в ПСХЭ
Гидриды металлов легко разлагаются водой с образованием соответствующей щелочи и водорода:
Рассмотрим более подробно некоторые реакции:
1). При взаимодействии (в/д) с кислородом образуется вода:
При обычных температурах реакция протекает крайне медленно, выше 550°С – со взрывом (смесь 2 объемов Н2 и 1 объема О2 называется гремучим газом).
2). При взаимодействии (в/д) с галогенами образуется галогеноводороды, например:
При этом с фтором водород взрывается (даже в темноте и при – 252°С), с хлором и бромом реагирует лишь при освещении или нагревании, а с йодом только при нагревании.
3). При взаимодействии (в/д) с азотом образуется аммиак:
лишь на катализаторе и при повышенных температуpax и давлениях.
4). При взаимодействии (в/д) с серой образуется сероводород:
значительно труднее с селеном и теллуром.
5). При в/д с чистым углеродом водород может реагировать без катализатора только при высоких температуpax:
Водород вступает в реакцию замещения с оксидами металлов , при этом образуются в продуктах вода и восстанавливается металл. Водород – проявляет свойства восстановителя: используется для восстановления многих металлов , так как отнимает кислород у их оксидов:
Применение водорода
В настоящее время водород получают в огромных количествах. Очень большую часть его используют при синтезе аммиака, гидрогенизации жиров и при гидрировании угля, масел и углеводородов. Кроме того, водород применяют для синтеза соляной кислоты, метилового спирта, синильной кислоты, при сварке и ковке металлов, а также при изготовлении ламп накаливания и драгоценных камней. В продажу водород поступает в баллонах под давлением свыше 150 атм. Они окрашены в тёмно-зелёный цвет и снабжаются красной надписью “Водород”.
Водород используется для превращения жидких жиров в твердые (гидрогенизация), производства жидкого топлива гидрогенизацией углей и мазута. В металлургии водород используют как восстановитель оксидов или хлоридов для получения металлов и неметаллов (германия, кремния, галлия, циркония, гафния, молибдена, вольфрама и др.).
Практическое применение водорода многообразно: им обычно заполняют шары-зонды, в химической промышленности он служит сырьём для получения многих весьма важных продуктов (аммиака и др.), в пищевой – для выработки из растительных масел твёрдых жиров и т. д. Высокая температура (до 2600 °С), получающаяся при горении водорода в кислороде, используется для плавления тугоплавких металлов, кварца и т. п. Жидкий водород является одним из наиболее эффективных реактивных топлив. Ежегодное мировое потребление водорода превышает 1 млн. т.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Задание №1
Составьте уравнения реакций взаимодействия водорода со следующими веществами: Br2, Mg, Al2O3, оксидом ртути (II), оксидом вольфрама (VI). Назовите продукты реакции, укажите типы реакций.
Задание №3.
Вычислите массу воды, которую можно получить при сжигании 4 г водорода?
Водород. Химия. 9 класс. Конспект урока
УМК «Химия. 9 класс» О. С. Габриеляна.
Цели урока: способствовать достижению обучающимися образовательных результатов.
Предметных: особенности положения водорода в периодической системе, строение молекулы, физические, химические свойства, способы получения и области применения.
Метапредметных: регулятивных-умение управлять и организовывать свою деятельность; коммуникативных – формирование навыков сотрудничества; познавательных-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и справочным материалом, выполнение логических операций анализа, обобщения, установления причинно-следственные связи.
Личностных: мотивация к получению нового знания.
Тип урока: создания нового знания.
Ход урока
I. Орг. момент
Проверка готовности учащихся к работе.
II. Мотивационный этап
В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснут солнца, не станет воды. Вещество, без которого жизнь невозможна, «сидит» в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда «мигрирует» наружу. Этот газ — начало всех начал. Его название — «водород».
Сегодня мы посвятим наш урок этому удивительному веществу – водороду.
Давайте вместе составим план изучения этого вещества.
(В процессе совместного обсуждения составляется план исследования темы «Водород»)
III. Этап создания нового знания
1. Положение водорода в Периодической системе
В 8 классе, знакомясь со структурой Периодической системы, мы сравнивали Периодическую систему с многоэтажным домом, в которой есть удивительный жилец, занимающий сразу 2 квартиры – это водород.
Задание: Используя текст учебника найдите аргументы за то, что водород должен находиться в первом периоде и аргументы за 7 период. (стр. 98 учебника)
(В процессе совместного обсуждения заполняется таблица № 1)
Таблица № 1 Положение водорода в Периодической системе
I группа главная подгруппа
VII группа главная подгруппа
1е на внешнем уровне
Не хватает 1 е на внешнем уровне
Отдает 1 е- восстановительные свойства
Принимает 1 е- окислительные свойства
Совместное формулирование вывода: Водород занимает в периодической системе двойственное положение, в связи с особенностями строения атома.
2. Простое вещество – водород
а) Задание: используя текст учебника, знания о типах химической связи запишите молекулярную, структурную и электронную формулу водорода, укажите тип химической связи.
б) Физические свойства водорода:
Демонстрация опыта по получению и собиранию водорода, доказательство его наличия.
Обсуждение: почему водород можно собирать способом вытеснения воды и способом вытеснения воздуха? Где можно использовать водород?
в) Химические свойства водорода.
В начале урока мы предположили, что водород должен проявлять окислительные и восстановительные свойства. При взаимодействии с какими веществами водород будет проявлять окислительные свойства? Восстановительные свойства?
Учащиеся записывают уравнения реакции в свете ОВР, доказывая окислительные и восстановительные свойства водорода.
1) Н2 – восстановитель
а) Н2 + НеМе → ННеМе
Ме + Н2 → МеН (гидрид)
г) Получение водорода
Совместное обсуждение лабораторных и промышленных способов получения водорода, запись уравнений реакций.
д) Применение водорода
Проанализируйте физические и химические свойства водорода, предположите области его применения. Заполнение таблицы № 2
Воздушные шары, аэростаты во время ВОВ
Выделение большого количества теплоты при взаимодействии с О2
Взаимодействие с оксидами металлов
Получение чистых металлов
Взаимодействие с неметаллами
Получение NH3, HCl
IV. Этап первичного контроля знаний
Выполнение и самопроверка теста (приложение).
V. Этап подведения итогов урока и рефлексии
В начале урока мы составили план исследования темы «Водород». Все ли пункты этого плана мы выполнили? В результате в ваших тетрадях получился краткий конспект по теме «Водород».
Составление синквейна о водороде:
Водород
Бесцветный, легкий.
В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.
В смеси с кислородом взрывоопасен.
Осторожно.
VI. Домашнее задание
Параграф 17 учебника, Творческое задание «Составить портрет водорода».
ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДОРОДА H 2, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ. – презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнатолий Ефимочкин
Похожие презентации
Презентация по предмету “Химия” на тему: “ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДОРОДА H 2, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДОРОДА H 2, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
2 Когда-нибудь настанет время – и это время не за горами, – когда мерилом ценности станет не золото, а энергия. И тогда изотопы водорода спасут человечество от надвигающегося энергетического голода: в управляемых термоядерных процессах каждый литр природной воды будет давать столько же энергии, сколько ее дают сейчас 300 л бензина. Д.И.Щербаков
3 1. Реакция горения: При взаимодействии водорода с кислородом образуется вода. Водород без примесей сгорает спокойно. 2 Н 2 + О 2 = 2 Н 2 О к Дж (экзотермическая)
4 Гремучая смесь Наиболее взрывчата смесь, состоящая из двух объёмов водорода и одного объёма кислорода – гремучая смесь. 2H 2 + O 2 = 2H 2 O, реакция протекает со взрывом. Вывод: прежде чем поджигать водород, необходимо проверить его на чистоту.
5 практическая работа «Обнаружение водорода»
6 2. Взаимодействие с активными металлами. При комнатной температуре 2K+H 22KH (гидрид калия) Ca+H 2CaH 2 (гидрид кальция) При нагревании с менее активными металлами 2Al+3H 22AlH 3 (гидрид алюминия )
7 Вывод: В соединениях с металлами, водород образует гидриды – бинарные соединения, твердые вещества. (KH, CaH 2, AlH 3 )
8 3. Взаимодействие с неметаллами. При комнатной температуре водород реагирует с фтором F 2 +H 22HF (фтороводород), реакция протекает со взрывом. Водород хорошо горит в атмосфере хлора. Cl 2 + H 2 2HCl (хлороводород)
9 при нагревании водород взаимодействует с серой: Н 2 + SН 2 S (сероводород) при высокой температуре, давлении и в присутствии катализатора (железо) с азотом : 3N 2 + 3H 2 2NH 3 (аммиак)
10 Вывод: В результате реакций образуются газообразные вещества ( HF, HCl, Н 2 S, NH 3 ).
11 4. Взаимодействие с оксидами неактивных металлов Оксиды Оксиды восстанавливаются до металлов:металлов СuO + H 2 = H 2 O + Cu к Дж. Fe 2 О 3 + 3H 2 = 2Fe + 3H 2 O Способ получения металлов из оксидов и изготовление деталей из них называется порошковой металлургией.
12 Вывод: Водород восстанавливает металлы из их оксидов, поэтому водород является восстановителем. H 2 восстановитель
13 Выводы: 1). В обычных условиях молекулярный водород взаимодействует лишь с наиболее активными веществами – фтором, натрием, кальцием. 2). Соединения водорода с неметаллами в большинстве являются газами. Исключение составляет вода. 3). Химические реакции с водородом обычно протекают при повышенной температуре, давлении или в присутствии катализатора. 4). Водород горит, а кислород поддерживает горение. 5). Водород в реакциях с оксидами не активных металлов является восстановителем.
14 Применение водорода в промышленности.
15 Использование водорода в качестве топлива автомобилей. При сгорании водорода в кислороде образуется экологически чистый продукт – вода
16 Использование водорода в ракетных двигателях. Жидкий водород является распространенным компонентом ракетного топлива
17 Использование водорода в металлургической промышленности Водород как восстановитель, для получения металлов и неметаллов (кремния, вольфрама)
18 Сварка металла Смесь кислорода с водородом используют при сварке и резке металлов.
19 Производство стекла Водород является активным газом, в соединениях с азотом может использоваться в производстве листового, полого стекла и оптического волокна.
20 В пищевой промышленности Превращение растительных масел в твердые жиры – маргарин
21 H2H2 Резание и сварка металлов Синтез хлороводорода и аммиака Пищевая промышленность Восстановление металлов Топливо в двигателях Производство удобрений
22 Задачи: 1. Какая масса водорода потребуется для его взаимодействия с 64 г серы. 2. Какой объём водорода израсходуется на восстановление оксида меди (II) если в результате реакции образуется 13 г меди. 3. По термохимическому уравнению 2 Н 2 + О 2 = 2 Н 2 О к Дж рассчитайте количество теплоты, которая выделится при сжигании 10 литров водорода.
23 Домашнее задание: §27, вопросы и 11 – письменно.
Урок химии в 8-м классе с использованием ИКТ по теме “Водород”
Разделы: Химия
Цели урока: А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися понятий: “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”, познакомить нахождением водорода в природе, с физическими свойствами водорода, методами получения водорода в промышленности и в лаборатории и способами собирания его.
Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, умению рефлексировать, стремление добиваться наилучших результатов, воспитание дисциплинированности, эстетических вкусов.
В) развивающая: развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, писать); развитие умений наблюдения (умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы); развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, делать выводы, находить проблему и её решать); развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ), (развитие абстрактного мышления – выделять общие и существенные признаки, развитие умений применять знания на практике).
Оборудование: Презентация, аппарат Киппа, прибор для получения газов, цинк, соляная кислота, мыльный раствор.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент (его задача – подготовить учащихся к работе на уроке). Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнале отмечаются отсутствующие, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Учитель демонстрирует на интерактивной доске первый слайд со стихотворением:
Я, газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду!
Учащиеся зачитывают данное стихотворение и называют тему урока “Водород” и записывают её в рабочие тетради.
Второй слайд. План урока.
- Водород в природе.
- Историческая справка.
- Водород – химический элемент.
- Водород – простое вещество.
- Получение и собирание водорода.
- Физические свойства водорода.
- Применение водорода.
Учитель предлагает записать план урока в рабочие тетради.
Целеполагание учащимися после записи плана урока.
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: переходим к изучению первого вопроса плана (слайд 3)
Первый я на белом свете:
Во вселенной, на планете.
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
Гость из космоса пришёл.
В воде приют себе нашёл!
(Объясните смысл стихотворения, изучив материал учебника нахождение водорода в природе стр. 71)
Учащиеся работают с материалом учебника и рассказывают о нахождении водорода в природе.
Учитель дополняет ответы учащихся и демонстрирует (слайд 4) Водород самый распространённый элемент в космосе. Основная масса звёзд состоит из водорода. В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства это элемент существует в виде отдельных атомов. Водород входит в состав основного компонента Земли – вода. Хоть доля водорода в земной коре около 1% от массы, однако, его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых 17%. Многие органические вещества представляют собой соединения С,О, Н,: нефть, природный газ, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины. В теле человека 10% атомов водорода.
Учитель: Обратимся к истории (Слайды 5,6,7) Рассказывает об учёных, которые получали водород. В 1766 году известный английский учёный Генри Кавендиш получил “искусственный воздух” действием цинка на разведённую соляную кислоту. Это было совершенно новое вещество, которое хорошо горело и получило название “горючего воздуха”. Лишь в 1787 году Антуан Лавуазье доказал, что “горючий воздух”, открытый в 1766 году входит в состав воды и дал ему название “гидрогениум”, т.е. “рождающий воду”, “водород”.
Мы узнали, почему водород получил такое название, а сейчас обратимся к периодической системе, где водород как химический элемент нашёл себе приют (слайд 8) Учащиеся по плану на слайде дают характеристику химического элемента водорода.
Учитель: Водород самый первый и самый лёгкий элемент. Он образует соединения с большинством химических элементов: Например: соединения водорода с металлами называются гидридами: NaH (гидрид калия), CaH2(гидрид кальция);с неметаллами он также образует соединения: HCl (хлороводород), H2S(сероводород). Во всех соединениях водород проявляет валентность равную 1. (запись на доске)
Слайд 9. Учитель: Разберём водород – как простое вещество. Охарактеризуете данную формулу.
Учащиеся: отмечают, что молекула водорода двухатомная, Mr(H2) = 2 и одновременно заполняют таблицу сравнения химического элемента и простого вещества водорода.
Водород как простое вещество и как химический элемент.
Параметры сравнения | Водород – химический элемент | Водород – простое вещество |
Химическая формула | ||
Относительная атомная или молекулярная масса | ||
Свойства |
(Работа осуществляется в статистических парах) а затем, самоконтроль (слайд 10)
Учитель: Внимательно выслушайте предложения и определите, в каком из них речь идёт о химическом элементе, а в каком о простом веществе.
1. Водород входит в состав воды и нефти. 2. Водородом наполняют воздушные шары. 3 . Водород – самый лёгкий из всех газов. 4. Водород в земной коре в % по массе занимает 9-е место.
Учащиеся работают устно, отвечают на вопрос и делают выводы, чем отличается простое вещество и химический элемент.
Слайд 11. Учащиеся зачитывают проблемный вопрос на слайде и отвечают на него.
Учитель: Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. В промышленности действительно водород получают из воды.
1 учащийся. Эксперимент по получению водорода из воды с помощью солнечной энергии проводился в Университете Нового Южного Уэльса в Австралии. В этой технологии солнечный свет сначала преобразуется в электричество, которое уже разлагает воду на кислород и водород в присутствии катализатора (слайд 12)
2 учащийся. Вплоть до конца XIX века получение водорода было делом достаточно хлопотным. Его добывали в мизерных количествах, растворяя обычные металлы в кислотах, а также щелочные и щелочноземельные металлы в воде. Только после того, как электричество начали производить в промышленных масштабах, появилась возможность легко добывать его тоннами. Но этот способ сравнительно дорогой. Т.к. из воды водород можно получить, только разложив его электрическим током.
Учитель: В настоящее время его получают в промышленности из природного газа – метана. В лаборатории водород получают из соединений класса кислот: соляной, серной. (слайды 13,14) Как же извлечь водород из кислот? Надо его в кислоте заместить металлом. Разберём способы собирания водорода, (слайд 15) работа с материалом слайда.
Демонстрационный опыт. Получение водорода в лаборатории и наполнение водородом мыльных пузырей. Правила техники безопасности. Проверка водорода на чистоту. Демонстрация аппарата Киппа. Водород можно получать и в аппарате Киппа, если его необходимо получить в большом количестве. Своё название аппарат Киппа получил по названию голландской фирмы производителя.
Физминутка под музыку. (слайд 16)
Учитель: При получении водорода необходимо соблюдать технику безопасности и обязательно проверять его на чистоту (слайд 17) Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. “ Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, – так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
Учитель: Познакомимся с физическими свойствами водорода. (слайд 18)
Все области применения водорода основаны в основном на физических свойствах водорода (слайд 19). У водорода самая высокая теплопроводность среди всех газов и это свойство находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин.
В 1783 г. французский физик Ж.Шарль совершил полёт на воздушном шаре, наполненном водородом. В 1794г. такие воздушные шары нашли широкое применение в военном деле. С 1932 – 1937гг. стали использовать дирижабли (слайд 20)
Сообщения учащихся. (слайды 21,22)
3 учащийся. В 1944году американские военные попытались использовать водород в качестве ракетного топлива. Помешала делу высокая взрывоопасность газа: стоило совсем немного отклониться от нормальной работы двигателей или допустить малейшую протечку, и мирный водород мигом превращался в зловещий “гремучий газ”. В результате ракеты не долетали до цели, взрываясь прямо на старте. По той же причине американцам не удалось в 50-е годы прошлого века построить водородный самолёт, а в 70-е, во времена нефтяного кризиса, – водородный эсминец. В этом смысле дела в СССР, основном тогдашнем конкуренте Штатов в области водородной энергетики, были более успешны. Советские учёные решили добывать из водорода энергию в виде электричества, напрямую окисляя его в водной среде, а не поджигая в смеси с кислородом. Для этого они использовали топливные элементы, в которых водород на специальной ионообменной мембране соединялся с кислородом, в результате чего получались вода и электричество. Технология оказалась настолько удобной, что сейчас без участия топливных элементов не проходит ни одна серьёзная космическая экспедиция.
4 учащийся. Немного позже учёные всё же придумали, как использовать водород в качестве горючего и при этом не взорваться. В газ стали добавлять специальные присадки – ингибиторы. Например, пропилен. Всего 1% этого дешёвого газа – и водород из грозного оружия превращается в безопасный газ. В результате уже в 1979г. компания BMW выпустила первый автомобиль, вполне успешно ездивший на водороде, при этом не взрывавшийся и выпускавший из выхлопной трубы пар. Баварские автомобилестроители в рамках программы “Чистая энергия” приспособили под езду на водороде несколько “семёрок”. Оборудованная 4-литровым двигателем водородная “семёрка2 развивает мощность в 184 лошадиные силы и проходит на одной заправке (170литров жидкого водорода) – 300 км.
4. Этап закрепления новых знаний.
Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус. Учитель зачитывает утверждения.
- Водород – самый распространённый элемент во Вселенной.
- Водород – самый распространённый газ на Земле.
- Основным соединением водорода на нашей планете является вода.
- Большое количество атомов водорода входит в состав веществ, образующих живые организмы.
- Валентность водорода равна 2.
- Формула простого вещества водорода равна Н2.
- Газ водород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.
- Газообразный водород хорошо растворим в воде.
- Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.
- Чтобы собрать водород, пробирку надо держать отверстием вверх.
- Водород можно собрать методом вытеснения воды.
- Соединения водорода с металлами называются гидридами.
Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – неудовлетворительно.
Слайд 23. Рефлексия.
5. Этап информации учащимся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
Слайд 24. Подведение итогов урока. Оценивание. Домашнее задание.