Урок 23. Альдегиды

Альдегиды

Альдегиды – летучие жидкости органического состава, являющиеся продуктом неполного окисления спиртов. Карбонильная группа в молекулах альдегидов связана с одним атомом водорода и одной группой R.

Не часто встречаются в природе в отдельном виде, но, несомненно, играют важную роль в физиологических процессах растений и животных. Общая формула альдегидов CnH2nO.

Многие альдегиды имеют специфический запах. Высшие альдегиды, в особенности непредельные, используются в пищевой промышленности и парфюмерии.

Номенклатура и изомерия альдегидов

Названия альдегидов формируются путем добавления суффикса “аль” к названию алкана с соответствующим числом атомов углерода: метаналь, этаналь, пропаналь, бутаналь, пентаналь и т.д.

Вы можете встретить их молекулярные формулы, где группа OH записана наоборот – HO. Например: метаналь – HCHO, этаналь – CH3CHO, пропаналь – C2H5CHO. Это делают специально для того, чтобы их было легче отличить от спиртов.

Многие альдегиды имеют тривиальные названия. Наиболее известные: метаналь – формальдегид, этаналь – ацетальдегид. Замечу, что формалином называется 40% раствор формальдегида.

Для альдегидов характерна структурная изомерия: углеродного скелета, межклассовая изомерия с кетонами.

Получение альдегидов и кетонов
  • Окисление спиртов

Важно заметить, что при окислении первичных спиртов образуются альдегиды, при окислении вторичных спиртов – кетоны. Окисление с помощью оксида меди относится к лабораторным способам получения альдегидов.

Этот способ также просто осуществить в лабораторных условиях. При пиролизе (нагревании без доступа кислорода) кальциевых или бариевых солей карбоновых кислот возможно получение кетонов.

В присутствии катализатора и при нагревании спиртов от гидроксогруппы и прилежащего к ней атома углерода отщепляется по атому водорода. В результате образуется карбонильная группа.

Реакцией Кучерова называют гидратацию алкинов в присутствии солей двухвалентной ртути.

В результате такой реакции ацетилен превращается в уксусный альдегид. Все остальные его гомологи: пропин, бутин, пентин и т.д. превращаются в соответствующие кетоны.

Для получения альдегида два атома галогена должны находиться у первичного атома углерода, для получения кетонов – у вторичного.

В результате такого гидролиза образуются двухатомные спирты, в которых две OH-группы прилежат к одному атому углерода. Такие соединения неустойчивы и распадаются на карбонильное соединение (альдегид или кетон) и воду.

В промышленности окислением метана при температуре 500 °C и в присутствии катализатора получают формальдегид.

В прошлой теме, посвященной фенолам, мы касались данного способа. В результате такой реакции образуется не только фенол, но и ацетон.

Химические свойства альдегидов и кетонов

Запомните, что для альдегидов и кетонов характерны реакции присоединения по карбонильной группе. Это является важным отличием альдегидов от карбоновых кислот, для которых реакции присоединения не характерны.

Для понимания механизма реакции важно вспомнить об электроотрицательности. В карбонильной группе кислорд, как более электроотрицательный элемент, тянет электронную плотность на себя от углерода. На атоме кислорода возникает частичный отрицательный заряд (δ-), а на атоме углерода частичный положительный (δ+).

Основы школьного курса физики подсказывают, что отрицательный заряд притягивает положительный: именно так и будет происходить при присоединении различных молекул к карбонильной группе альдегидов и кетонов.

Реакция гидрирования альдегидов происходит по типу присоединения, сопровождается разрывом двойной связи в карбонильной группе. Гидрирование альдегидов приводит к образованию первичных, а гидрирование кетонов – вторичных спиртов.

В результате полного окисления, горения, образуется углекислый газ и вода.

Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот в лабораторных условиях. Это осуществляется с помощью известной реакции серебряного зеркала. Данная реакция является качественной для альдегидов.

Кетоны, в отличие от альдегидов, в реакции окисления не вступают.

Обратите особое внимание, что при написании реакции с аммиачным раствором серебра в полном виде, правильнее будет указать не кислоту, а ее аммиачную соль. Это связано с тем, что выделяющийся аммиак, который обладает основными свойствами, реагирует с кислотой с образованием соли

Важно заметить, что при окислении метаналя, образовавшаяся муравьиная кислота тут же окисляется до угольной кислоты, которая распадается на углекислый газ и воду. Это связано с интересным фактом – наличием альдегидной группы у муравьиной кислоты.

Окисление также возможно другим реагентом – гидроксидом меди II. Эта реакция также относится к качественным для альдегидов, в результате образуется кирпично-красный осадок оксида меди I.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:
Урок 19. Алкены

Урок по теме “Альдегиды”
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Изучение нового материала

Скачать:

Вложение Размер
aldegidy.doc 57.5 КБ
aldegidy.ppt 1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Альдегиды»

(изучение новой темы)

МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева»

г. Кызыл Республика Тыва

Бланк Раиса Николаевна

а) образовательная: изучить гомологический ряд, виды изомерии, свойства, применения альдегидов, обратив особое внимание на качественные реакции на альдегиды, актуализировать и углубить знания учащихся о способах получения альдегидов, изомерии и гомологии (гомологической разности).

б) развивающая: обогатить словарный запас через ведения новых понятий (карбонильная группа), уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по его строению; развивать умения учащихся составлять структурные формулы веществ по названию и называть вещества по структурной формуле, составлять для вещества формулы гомологов и изомеров.

в) воспитательная: продолжить формировать культуру общения через умение слушать, вести дискуссию. Актуализировать мотивацию к процессу познания.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала (с закреплением по мере его изучения)
  3. Лабораторная
  4. Обобщение
  5. Подведение итога урока
  6. Заключительный этап

Средства и приемы, применяемые на различных этапах урока.

  1. Эвристическая беседа, сравнение, анализ, синтез, обобщение.
  2. Наблюдение (аудиовизуальные)
  3. Работа с учащимися
  4. Тест
  1. Организационный момент. Начать урок я хочу с отрывка стихотворения Е. Ефимовского:

«… Открытий путь – не легкий путь.

Но человеку не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед…»

Продолжим движение вперед и мы. На предыдущих уроках вы познакомились с первой группой кислородсодержащих веществ – спиртами. Сегодня мы познакомимся с другой многочисленной группой кислородсодержащих веществ – альдегидами.

А с чего же нам начать изучение альдегидов, предложите. ( Строение, номенклатура, изомерия, свойства, получение, применение)

Альдегиды – органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу

С =О, соединенную с атомом водорода и углеродным радикалом. (слайд 2)

Общая формула R – C – H; – С – Н – альдегидная группа

Ввиду большой электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода, связь С О сильно поляризована за счет смещения электронной плотности π–связи к атому кислорода, в результате чего на атоме кислорода возникает частичный отрицательный (σ – ), а на атоме углерода – частичный положительный (σ + ) заряды:

Благодаря поляризации атом углерода карбонильной группы обладает электрофильными свойствами и способен реагировать с нуклеофильными реагентами.

Радикалы существуют: предельные, непредельные, ароматические. По характеру радикала,

связанного с – С – Н, альдегиды разделяют на: предельные С n H 2n+2 , непредельные

C n H 2n C n H 2n – 2 , ароматические C n H 2n-6 . .

Но мы с вами будем знакомиться только с предельными альдегидами.

В соответствии с номенклатурой ИЮПАК название предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – АЛЬ. (слайд 5)

Нумерацию атомов углерода главной цепи начинают с атома углерода альдегидной группы.

Работа по карточкам: дать названия веществ по формулам.

  1. Изомерия. Какой вид изомерии характерен для альдегидов? (углеродного скелета). Составьте формулы изомеров бутаналя и назовите их.
  2. Все вещества обладают свойствами: как физическими, так и химическими.

У вас нас столах лежат карточки – инструкции. Выпишите физические свойства (цвет, запах, растворимость в воде) альдегидов, поработав с учебником, откройте страницу «Физические свойства альдегидов», сделайте обобщение по физическим свойствам альдегидов.

Первый член гомологического ряда предельных альдегидов НСОН– бесцветный газ, несколько последующих альдегидов – жидкости. Высшие альдегиды – твердые вещества. Карбонильная группа обуславливает высокую реакционную способность альдегидов. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например пропионовый альдегид при 48,8 о С, а пропиловый спирт – при 97,8 о С. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже. Низшие альдегиды имеют резкий, неприятный запах, некоторые высшие – приятный запах.

Когда изучали тему «Спирты», там познакомились с альдегидами. Как из спиртов можно получить альдегиды?

  1. Реакция окисления спиртов: O

СН 3 -СН 2 – СН 2 – ОН + СuО → CH 3 – CH 2 – C – H

  1. Реакция Кучерова (гидратация алкинов): HC≡ CH + H 2 O → CH 3 – COH
  1. Окисление алкенов: 2СН 2 ═ СН 2 + О 2 → 2СН 3 – СОН
  2. Окисление метана в присутствии катализатора и температуры 500 0 С

СН 4 + О 2 → НСОН + Н 2 О

  1. Химические свойства : Ni; t
  1. Реакция присоединения: гидрирование СН 3 СОН + Н 2 → СН 3 СН 2 ОН
  1. Реакция окисления:

а) «серебряного зеркала» СН 3 СОН + Аg 2 О → СН 3 СООН + 2Аg (Слайд 6)

б) окисление с помощью свежеосажденного Сu(OH) 2

НСОН + Сu(OH) 2 → НСООН + Сu+ Н 2 О

  1. Замещение по α- углеродному скелету (галогенирование) на свету

СН 3 СН 2 СОН + Сl 2 →СН 3 – СН-СОН

  1. Применение. (Слайд 8)
  2. Тест: (ответы слайд 9)
  1. Найдите формулу альдегида:

а) С 4 Н 10 ; б) С 2 Н 4 О; в) С 5 Н 12 О; г) С 8 Н 18 О.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон; б) метаналь; в) пропаналь; г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

а) – С – б) – С – Н в) – С – ОН г) – СН 2 – ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН 3 – СН 2 – СОН в) СН 3 – СН 2 – СН(СН 3 ) – СН(СН 3 ) – СОН

б) СН 3 – СН(СН 3 ) – СН(СН 3 ) –СОН г) СН 3 – СН 2 – СН(СН 3 ) – СН(СН 3 ) – СООН

5. С каким реактивом вступает альдегид в реакцию «Серебряного зеркала»

а) Cu(OH) 2 б) H 2 в) Ag 2 O (аммиачный раствор) г) AgNO 3

  1. Общая формула альдегидов:

а) R – COH; б) R – COOH; в) R-CO-R 1 ; г) R-OH.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон; б) метаналь; в) пропаналь; г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

а) – С – б) – С – Н в) – С – ОН г) – СН 2 – ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН 3 – СН 2 – СH 2 ОН в) СН 3 – СН 2 – СН(СН 3 ) – СН(СН 3 ) – СОН

б) СН 3 – СН(СН 3 ) – СН(СН 3 ) – CH 2 –СОН г) СН 3 – СН 2 – СН 2 – С(СН 3 ) 2 – СООН

5. С каким из веществ может вступать альдегид в реакцию окисления

а) Cu(OH) 2 б) H 2 в) Сl 2 г) AgNO 3

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Альдегиды Бланк Раиса Николаевна учитель химии, I категория МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева» г. Кызыл

Альдегиды – органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом. С О,

Содержание Строение молекулы альдегида Номенклатура и изомерия Физические свойства Получение Химические свойства Применение

Общая формула альдегидов имеет вид Карбонильную группу, связанную с атомом водорода, часто называют альдегидной : R С Н О С Н О

Формула Название по ИЮПАК Тривиальное название Муравьиный альдегид, формальдегид, формалин Уксусный альдегид Пропионовый альдегид Масляный альдегид Валериановый альдегид Метаналь Этаналь Пропаналь Бутаналь Пентаналь

Реакция «серебряного зеркала» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777989a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_19_05.wmv

Реакция с гидроксидом меди ( II )

Ответы Вариант 1 Вариант 2 1. а 1. а 2. б 2. а 3. а 3. б 4. в 4. г 5. в 5. а

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у.

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка .

Урок для учащихся 9 класса по теме “Системы счисления. Перевод чисел”. Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п.

Урок географии в 7-м классе по теме “Южная Америка”. Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго.

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт.

Альдегиды. Свойства. Получение. Применение

Урок 35. Химия 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Альдегиды. Свойства. Получение. Применение”

Альдегиды. Свойства. Получение и применение

Каждый из вас может представить себе запах гиацинтов. Этот аромат обусловлен наличием альдегида, который так и называют – гиацинтовый. А что же представляют собой альдегиды?

Альдегиды – это производные углеводородов, в молекулах которых атом водорода замещён на группу ― CHО. Эта группа называется альдегидной и для альдегидов она является функциональной, то есть определяет принадлежность к данному классу соединений.

Общая формула альдегидов R – CHO, где R – углеводородный заместитель или атом водорода. Кроме этого, использую ещё и общую формулу CnH2nO, которая отражает молекулярный состав альдегидов, или такую формулу, как CnH2n+1CHO.

Первым представителем альдегидов является метаналь – HCHO или формальдегид, вторым альдегидом является этаналь – CH3 CHO, или ацетальдегид, третьим представителем – пропаналь, или пропионовый альдегид – CH3 CH2 CHO.

Названия альдегидов образуются от названий соответствующих алканов с добавлением суффикса –аль.

Метаналь при н.у. является бесцветным газом.

Альдегиды, у который от двух до двенадцати атомов углерода – жидкости, у которых больше атомов углерода – твёрдые вещества. Низшие альдегиды имеют резкий запах, у альдегидов, которые имеют от четырех до шести атомов углерода, неприятный запах, высшие альдегиды обладают цветочными запахами. Низшие альдегиды хорошо растворяются в воде. Сорока процентный раствор метаналя называют формалином. С увеличением молярной массы альдегидов их растворимость в воде уменьшается. Температуры кипения и плавления альдегидов с увеличением молярной массы возрастают.

Альдегиды – химически активные соединения, для которых характерны реакции присоединения по связи С=О и окисления по связи С–Н в альдегидной группе.

Например, при пропускании паров этаналя вместе с водородом над катализатором происходит присоединение водорода и образуется спирт этанол

Если к аммиачному раствору оксида серебра (I) прилить раствор этаналя и смесь нагреть, то происходит окисление альдегида с образованием кислоты. Внутренняя поверхность пробирки, в которой нагревается смесь, покрывается при этом тонким слоем серебра. Это так называемая реакция «серебряного зеркала», которая может служить качественной реакцией на альдегиды.

Если приготовить гидроксид меди (II) смешением растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II), а затем к этому свежеприготовленному осадку гидроксида меди (II) прилить раствор этаналя и смесь нагреть, то происходит окисление альдегида до кислоты, а гидроксид меди (II) превращается в оксид меди (I) красного цвета. Эта реакция также используется для качественного обнаружения альдегидов.

В лаборатории альдегиды получают окислением спиртов, в качестве окислителя используют оксид меди (II).

В промышленности метаналь получают окислением метанола кислородом воздуха в присутствии медного или серебряного катализатора:

Этаналь был выделен в лаборатории немецким химиком Ю. Либихом в 1835 году, а метаналь был получен в лаборатории немецким химиком А. Гофманом в 1868 году.

Основное количество получаемого в промышленности метаналя расходуется на производство фенолформальдегидных смол и пластмасс, полиформальдегид используют для изготовления плёнок и волокон, метаналь применяют при производстве некоторых лекарственных веществ, в частности уротропина. Метаналь используется для получения формалина, который обладает сильными дезинфицирующими свойствами, поэтому его применяют для дезинфекции и дубления кож, хранения анатомических препаратов, в сельском хозяйстве – для протравливания семян. Этаналь используют в промышленных масштабах для получения уксусной кислоты и её производных.

Таким образом, альдегиды – производные углеводородов, у которых атом водорода замещён на альдегидную группу. Общая формула альдегидов – CnH2n+1CHO. Для альдегидов характерны реакции присоединения по двойной связи и окисления по связи С–Н в альдегидной группе. К основным промышленным способам получения альдегидов относят окисление спиртов. Метаналь и этаналь используют во многих отраслях производства.

Урок по теме “Альдегиды”

Разделы: Химия

План урока:

  • Организационный момент
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
  • Мотивация и целеполагание.
  • Коллективное изучение темы по поставленным вопросам в
  • микрогруппах по предложенному плану.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление материала
  • Задание на дом
  • Рефлексия

1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся)

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

– Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Химии, которую любят многие, и на уроке, которого ждут с нетерпением.

3. Мотивация и целеполагание

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся!

Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да – жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним классом орг. Веществ – АЛЬДЕГИДАМИ. Верите ли вы, что сегодня на уроке мы докажем, что жизнь без альдегидов невозможна. Узнаем, как связаны с этой темой хорошо известные вещества: ванилин, моющие средства, формалин, пластмасса, зеркало, уксусная кислота

Учебная тема 5 Технологическая карта № 5
Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты
Целеполагание Диагностика
Т-8-Характеризовать состав, строение, классификацию, физические и химические свойства, получение и применение альдегидов и карбоновых кислот. Устанавливать взаимосвязь между изученными классами органических соединений. Знать качественные реакции на альдегиды. СР-8 1. Для данной формулы альдегида и карбоновой кислоты выберите формулы их гомолога и изомера, и

2. Допишите уравнение химических реакций,

1 гр. Исходя из предложенных формул:

Определите общую формулу альдегидов. Составьте гомологический ряд 3-х первых альдегидов, назовите их.

2 гр. Пользуясь учебником, своими знаниями предположите типы изомерии для альдегидов. Выберите из предложенных веществ:

1. Изомеры 2.Гомологи

3 гр. Способы получения альдегидов.

Задание: докажите, что “альдегид” буквально означает, “спирт, лишённый водорода”. Предложите другие способы получения альдегидов.

4 гр. Физические свойства.

Задание: определите важнейшие физические свойства на примере 40% раствора формальдегида (формалин): цвет, запах, растворимость в воде.

Используя текст, сделайте обобщение по физическим свойствам альдегидов.

Первый член гомологического ряда предельных альдегидов НСОН– бесцветный газ, несколько последующих альдегидов – жидкости. Высшие альдегиды – твердые вещества. Карбонильная группа обуславливает высокую реакционную способность альдегидов. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например пропионовый альдегид при 48,8 о С, а пропиловый спирт – при 97,8 о С. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже. Низшие альдегиды имеют резкий, неприятный запах, некоторые высшие – приятный запах.

6 гр. Реакция окисления альдегидов гидроксидом меди (+2).

В пробирке получить гидроксид меди (+2), добавляя к раствору сульфата меди гидроксид натрия. В ту же пробирку прилить 3-4 мл прилить раствор альдегида. Осторожно провести нагревание.

5 гр. “Реакция серебряного зеркала”

Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром – и не увидеть своего отражения? Кажется, ерунда, мелочь. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания лишали отражения. Что такое зеркало? В чем его сила? Откуда оно появилось? Как его изготавливают?

Как мы уже знаем, первыми настоящими зеркалами служили отполированные до блеска металлические пластинки из меди, золота, серебра. Однако такие зеркала имели большой недостаток – на воздухе быстро темнели и тускнели. Какой же выход нашли из этой ситуации? Многочисленные опыты показали, что блестящий металлический слой можно нанести и на стекло. Так, в I в. н.э. начали изготавливать стеклянные зеркала – стеклянные пластинки, соединенные со свинцовыми или оловянными пластинами.

Делалось это так: мыли спиртом стекло, очищали его тальком и затем к поверхности плотно прижимали оловянный лист. Сверху наливали ртуть и, дав ей постоять, сливали избыток. Образовавшийся слой амальгамы заклеивали или закрашивали. Такие зеркала оказались намного долговечнее металлических, поэтому ремесленные мастерские перешли на выпуск стеклянных зеркал, отражающая поверхность которых была сделана из амальгамы олова (раствор олова Sn в ртути Hg). Но, поскольку пары ртути очень ядовиты, производство ртутных зеркал было весьма вредным, да и сами зеркала содержали ртуть. Было опасно держать ртутные зеркала в жилых помещениях. Поэтому ученые продолжали искать замену для ртути. Ее нашли французский химик Франсуа Птижан и великий немецкий ученый Юстус Либих. Они предложили заменить ртуть серебром.

Какие химические процессы лежат в основе изготовления таких зеркал?

Либих предложил изготавливать стеклянные зеркала с серебряным покрытием. Разработанный им метод состоял из следующих операций. Сначала к водному раствору нитрата серебра AgNO3 добавляли водный раствор гидроксида калия KОН, что приводило к осаждению черно-коричневого осадка оксида серебра Ag2O.

(Ученик пишет на доске уравнение:

2AgNO3 + 2KOH = Ag2O + 2KNO3 + H2O.)

Осадок отфильтровывали и перемешивали с водным раствором аммиака NH3.

(Ученик пишет на доске уравнение:

Оксид серебра растворялся в аммиачной воде с образованием комплексного соединения (аммиаката, или аммина) – гидроксида диамминсеребра(I). Затем в полученный прозрачный раствор погружали лист стекла, одна из поверхностей которого была тщательно обезжирена, и добавляли формальдегид НСНО.

(Ученик пишет на доске уравнение:

2[Ag (NH3)2](OH) + HCHO = 2Ag + HCOONH4 + 3NH3 + H2O.)

Формальдегид восстанавливал серебро, которое осаждалось на очищенной поверхности стекла, покрывая его блестящим зеркальным налетом. Любопытно, что реакцию, которую открыл Либих, так и называли – реакция “серебряного зеркала”.

Мы можем в лабораторных условиях получить “серебряное зеркало”.

Демонстрационный эксперимент. В чистую колбу наливают на 1/4 объема 2%-й раствор нитрата серебра, затем добавляют постепенно раствор аммиака до тех пор, пока образующийся вначале осадок не растворится в его избытке. К образующемуся раствору добавляют осторожно по стенке 0,5–1 мл формалина и помещают колбу в стакан с горячей (лучше кипящей) водой.

Вскоре в колбе образуется красивое серебряное зеркало!

Применение альдегидов и кетонов.

Человек не знакомый с органической химией и в частности со свойствами, особенностями, применением альдегидов и кетонов может быть поражен насколько наша жизнь зависит от группы этих веществ. Некоторые из альдегидов были сначала найдены в составе эфирных масел растений, а позже искусственно синтезированы.

7 гр. Формальдегид. Первым членом гомологического ряда предельных альдегидов является формальдегид НСОН. Его называю также метаналь и муравьиный альдегид. Он представляет собой бесцветный газ с характерным резким запахом. Хорошо растворяется в воде, образу гидрат СН2О *Н2О. Широко применяется водный раствор, содержащий в массовых долях 0,4, или 40%, метаналя. Он называется формалином. Формальдегид (формалин), прозрачная бесцветная жидкость со своеобразным острым запахом. Применяют как дезинфицирующее и дезодорирующее средство для мытья рук, обмывания кожи при повышенной потливости (0,5–1%), для дезинфекции инструментов (0,5%), для спринцеваний (1:2000 – 1:3000). Входит в состав лизоформа.

Его использование основано также на свойстве свертывать белок. Так, например, в кожевенном производстве дубящее действие формалина объясняется свертыванием белка, в результате чего кожа твердеет и не подвергается гниению. На этом же свойстве основано применение формалина для сохранения биологических препаратов. Иногда формалин используется для дезинфекции и протравливания семян.

Метаналь идет на производство некоторых лекарственных веществ и красителей.

Большое количество метаналя используется для получения фенолформальдегидной смолы, которую получают при взаимодействии метаналя с фенолом. Эта смола необходима для производства различных пластмасс. Пластмассы, изготовленные из фенолформальдегидной смолы в сочетании с различными наполнителями, называются фенопластами. При растворении фенолформальдегидной смолы в ацетоне или спирте получают различные лаки.

При взаимодействии метаналя с карбамидом СО(NН)2 получают карбамидную смолу, а из нее – аминопласты. Из этих пластмасс изготовляют микропористые материалы для нужд электротехники (выключатели, розетки), материалы для отделки мебели и интерьеров, древесностружечные плиты, искусственный мрамор. Тепло– и звукоизоляционные пористые материалы.

8 гр. Ацетальдегид (этаналь, уксусный альдегид) СН3 – СОН представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом. Хорошо растворяется в воде. В больших количествах вырабатывается химической промышленностью. Основное количество вырабатываемого ацетальдегида окисляют до уксусной кислоты. Ацетальдегид используется и для получения других органических продуктов, в том числе полимеров.

Бензальдегид С6Н5С(Н)=О с запахом горького миндаля содержится в миндальном масле и в эфирном масле эвкалипта. Синтетический бензальдегид используется в пищевых ароматических эссенциях и в парфюмерных композициях.

Алифатический альдегид СН3(СН2)7С (Н)=О (тривиальное название – пеларгоновый альдегид) содержится в эфирных маслах цитрусовых растений, обладает запахом апельсина, его используют как пищевой ароматизатор.

9 гр. Ароматический альдегид ванилин содержится в плодах тропического растения ванили, сейчас чаще используется синтетический ванилин – широко известная ароматизирующая добавка в кондитерские изделия.

Цитраль С10Н15О (3,7-диметил – 2,6-октадиеналь) с запахом лимона используется в средствах бытовой химии.

10 гр. Применение альдегидов в медицине.

Формальдегид (формалин), прозрачная бесцветная жидкость со своеобразным острым запахом. Применяют как дезинфицирующее и дезодорирующее средство для мытья рук, обмывания кожи при повышенной потливости (0,5–1%), для дезинфекции инструментов (0,5%), для спринцеваний (1:2000 – 1:3000). Входит в состав лизоформа.

Формидрон – жидкость, содержащая раствора формальдегида 10 частей, спирта этилового 95 % 40 частей, воды 50 частей, одеколона 0,5 частей. Применяют для протирания кожи при повышенной потливости.

Мазь формальдегидная, белого цвета со слабым запахом формалина и отдушки. Применяют при повышенной потливости, втирают в подмышечные впадины один раз в сутки, в межпальцевые складки.

Лизоформ – мыльный раствор формальдегида. Состав: формалина 40 частей, мыла калийного 40 частей, спирта 20 частей. Оказывает дезинфицирующее и дезодорирующее действие. Применяют для спринцевания в гинекологической практике, для дезинфекции рук (1–3% растворы).

Уротропин (CH2)6N4(гексаметилентетрамин), бесцветные кристаллы без запаха, легко растворимы в воде. Водные растворы имеют щелочную реакцию. Обладает антисептическим действием. Применяют главным образом при инфекционных процессах мочевыводящих путей (циститах, пиелитах).Действие основано на способности препарата разлагаться в кислой среде с образованием формальдегида. Назначают препарат натощак. Показаниями для его применения служат холециститы, холангиты, аллергические заболевания кожи, глаз (кератиты, иридоциклиты и др.). Препарат может вызвать раздражение паренхимы почек, при этих признаках прием препарата прекращают.

Уросал, таблетки, содержащие по 0,3 г гексаметилентетрамина и фенилсалицилата. Применяют для дробления камней в почках.

Кальцекс – таблетки белого цвета, солено-горького вкуса, легко растворимы в воде. Содержат 0,5 г комплексной соли гексаметилентетрамина и кальция хлорида. Применяют по 1–2 таблетки 3–4 раза в день при простудных заболеваниях.

Циминаль, подавляет (местно) грамположительные и грамотрицательные бактерии, способствует эпителизации и заживлению ран. Применяют наружно при лечении ран, пиодермии, трофических язв, ожогов. Назначают в виде порошка (для припудривания) или 1-3 % суспензии, которую наносят на поврежденную поверхность, перевязки через 3-4 дня. При длительном применении препарата возможно возникновение дерматитов, чувства жжения и зуда.

11 гр. Биологическое действие. Токсичны. Способны накапливаться в организме. Кроме общетоксичного, обладают раздражающим и нейротоксическим действием. Эффект зависит от молекулярной массы, чем она больше тем слабее раздражающее, но сильнее наркотическое действие, причём ненасыщенные альдегиды токсичнее насыщенных. Некоторые обладают канцерогенными свойствами. С другой стороны — входят в состав пищевых продуктов и эссенций (например, ананасовой). Любое вещество, даже самое необходимое, может вызывать токсические эффекты. Действие вещества определяется дозой

12 гр. Применение. Способность альдегидов и кетонов участвовать в различных превращениях определила их основное применение в качестве исходных соединений для синтеза разнообразных органических веществ: спиртов, карбоновых кислот и их ангидридов, лекарственных препаратов (уротропин), полимерных продуктов (фенолоформальдегидные смолы, полиформальдегид), в производстве всевозможных душистых веществ (на основе бензальдегида) и красителей.

1. Выберите альдегиды:

C2H4O; CH2O2; CH4O; C2H4O2; C3H8O; C4H8O; CH2O.

2. Найдите пару изомеров:

а) метаналь и пропаналь;
б) бутаналь и 2-метилпропаналь;
в) ацетальдегид и уксусная кислота.

3. Формальдегид нельзя получить:

а) дегидратацией метанола;
б) каталитическим дегидрированием метанола;
в) окислением метанола.

а) иное название формальдегида;
б) водный раствор формальдегида;
в) продукт окисления формальдегида.

5. Качественная реакция на альдегиды:

а) окисление оксидом меди (+2);
б) бромная вода;
в) окисление аммиачным раствором оксида серебра.

1. Какое же отношение имеют вещества к нашему уроку: уксусная кислота, зеркало, ванилин и т.д.

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны

Главная > Конспект

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны»

к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

учащиеся должны рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и виды изомерии.

Изучить особенности строения карбонильной группы

Изучить химические свойства альдегидов.

Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов

учащиеся должны сформировать умения использовать химическую терминологию

совершенствовать умения обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

учащиеся должны убедиться на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов о единстве материального мира

совершенствовать информационно- познавательную компетенцию

Методы и методические приемы:

объяснение нового материала с демонстрацией опытов

Знать: строение молекул альдегидов и кетонов, их функциональ­ные группы; сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов; о токсичности действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

Уметь : составлять структурные формулы альдегидов и кетонов; называть альдегиды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альде­гидов.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

химия (О.С. Габриелян Тема: Спирты §17 стр. 138).

Оборудование и реактивы:

Карточки «Алгоритм составления названий кетонов / альдегидов», «Химические свойства альдегидов и кетонов»

О.С. Габриелян учебник по химии 10 класс

Для ДО: раствор AgNO 3 , раствор NaOH, раствор NH 4 OH, формальдегид, спиртовка, раствор CuSO 4 , штатив с пробирками

Впервые с альдегидами вы познакомились в 9 классе и упоминали их пр изучении спиртов, когда при окислении первичного спирта вы получили альдегид.

C 2 H 5 OH + CuO CH 3 COH + H 2 O + Cu

Пришло время подробнее познакомиться с этим классом органических веществ.

Изучать данный класс соединений мы будем по следующему плану:

Номенклатура и изомерия

Общая формула альдегидов C n H 2n O

– органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу -СО (карбонильную), связанную с атомами водорода и углеводородным радикалом.

– органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу – СО, связанную с двумя углеводородными радикалами.

Альдегиды классифицируют в зависимости от насыщенности углеводородного заместителя:

непредельные – акролеин (пропаналь)

ароматические – бензальдегид

В соответствии с номенклатурой названия предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем же числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – аль.

Перед вами алгоритм составления названий, для альдегидов и кетонов.

Алгоритм составления названий альдегидов

Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода альдегидной группы.

Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода альдегидной группы.

Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.

В конце названия допишите суффикс -аль.

Алгоритм составления названий кетонов

1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца, где ближе карбонильная группа.

2. Указать положение радикала и его название.

3. Назвать углеводород.

4. Принадлежность к классу кетоны указать суффиксом он .

5. Указать положение функциональной группы

Кроме систематического названия у альдегидов и кетонов также есть тривиальные названия. Запишем самые основные:

HCHO метаналь (формальдегид, муравьиный альдегид)

CH 3 CHO этаналь (ацетальдегид, уксусный альдегид)

CH 3 CH 2 CHO пропаналь (пропионовый альдегид)

CH 3 CH 2 CH 2 CHO бутаналь (масляный альдегид)

CH 3 —CO—CH 3 пропанон (ацетон)

CH 3 —CO—CH 2 CH 3 бутанон (метилэтилкетон)

Для альдегидов характерна только изомерия углеродного скелета, которая возможно с бутаналя.

– изомерия углеродного скелета

– изомерия положения карбонильной группы

– межклассовая изомерия (пропаналь и пропанон)

На них мы останавливаться не будем, скажу лишь, что между молекулами у альдегидов не возникают водородные связи, метаналь – газ (далее жидкости, высшие альдегиды – твердые).

Температура кипения у альдегидов ниже, чем у спиртов. Низшие альдегиды хорошо растворяются в воде, так как образуются водородные связи между «Н» воды и «О» альдегида.

HCHO + H 2 CH 3 OH

CH 3 —CO—CH 3 + H 2 CH 3 —CH(OH)—CH 3

Альдегид – первичный спирт

Кетон – вторичный спирт

CH 3 COH + HCN = CH 3 CHC(OH)N

Присоединение NaHSO 3 – эта реакция позволяет не только обнаружить альдегиды, но и выделить их из смеси с другими веществами.

CH 3 COH + NaHSO 3 = CH 3 CH(OH)SO 3 Na

реакция «серебряного зеркала»

Прежде чем записать данную реакцию, давайте проведем опыт и получим сами зеркало. Для этого нам понадобится 4-5 мл AgNO 3 , 2-3 капли NaOH, 5-8 капель NH 4 OH, формальдегид, нагреем немного данную смесь. Что мы заметили?

Запишем уравнение реакции

CH 3 CHO + Ag 2 O 2Ag + CH 3 COOH

реакция взаимодействия с Cu(OH) 2 , качественная реакиця на альдегиды.

Проведем опыт, взяв 2-3 капли CuSO 4, 2- 3 капли NaOH и формальдегид, подогреем данную смесь. Что можно наблюдать? (осадок кирпично – красного цвета, медь восстанавливается в одноокись меди)

HCHO + 2Cu(OH) 2 2H 2 O + Cu 2 O + HCOOH

Реакция полимеризации и поликонденсации

CH 3 OH + CuO HCHO + Cu + H 2 O

CH 3 —CH(OH)—CH 3 + [O] CH 3 —CO—CH 3 + H 2 O

Дегидрирование спиртов (отщепление водорода)

CH 3 CH 2 OH CH 3 CHO + H 2

CH 3 —CH(OH)—CH 3 CH 3 —CO—CH 3 + H 2

реакция Кучерова (гидратация ацителена)

C 2 H 2 + H 2 O CH 3 CHO

CH 3 CHCl 2 + 2NaOH = CH 3 COH + NaCl + H 2 O

На этом наша лекция окончена. А теперь я предлагаю вам выполнить ряд заданий:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

№ 2 Какой объем формальдегда необходимо подвергнуть гидрированию для получения 16 г метилового спирта?

№ 3 Напишите структурные формулы следующих соединений:

3 – гидрокси – 4 – метилгексаналь

Домашнее задание: §11 упр. 6,7 + сообщение на тему: Применение альдегидов в быту», «Интересные факты из истории альдегидов».

В.Г. Денисов Химия для учащихся 11 классов и поступающих в вузы. Тренажеры и тесты – Волгоград, 2007

Егоров А.С. Химия: современный курс для подготовки к ЕГЭ – изд.8-е, Ростов: Феникс, 2009 – 711 с.

Химия для любознательных 2-е издание – Л.: Химия, 1985

Химические свойства альдегидов

Алгоритм составления названий альдегидов

Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода альдегидной группы.

Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода альдегидной группы.

Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.

В конце названия допишите суффикс -аль.

Алгоритм составления названий кетонов

1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца, где ближе карбонильная группа.

2. Указать положение радикала и его название.

3. Назвать углеводород.

4. Принадлежность к классу кетоны указать суффиксом он .

Урок по теме: Альдегиды и кетоны

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны» к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс. В данном конспекте раскрывается изучение данной темы по следующему плану:

  1. Определение
  2. Классификация
  3. Номенклатура и изомерия
  4. Физические свойства
  5. Химические свойства
  6. .Способы получения

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Альдегиды и кетоны »

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны»

к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

образовательные:

учащиеся должны рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и виды изомерии.

Изучить особенности строения карбонильной группы

Изучить химические свойства альдегидов.

Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов

развивающие:

учащиеся должны сформировать умения использовать химическую терминологию

совершенствовать умения обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

воспитательные:

учащиеся должны убедиться на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов о единстве материального мира

совершенствовать информационно- познавательную компетенцию

Методы и методические приемы:

объяснение нового материала с демонстрацией опытов

Знать: строение молекул альдегидов и кетонов, их функциональ­ные группы; сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов; о токсичности действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

Уметь: составлять структурные формулы альдегидов и кетонов; называть альдегиды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альде­гидов.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

химия (О.С. Габриелян Тема: Спирты §17 стр. 138).

Оборудование и реактивы:

Карточки «Алгоритм составления названий кетонов / альдегидов», «Химические свойства альдегидов и кетонов»

О.С. Габриелян учебник по химии 10 класс

Для ДО: раствор AgNO3, раствор NaOH, раствор NH4OH, формальдегид, спиртовка, раствор CuSO4, штатив с пробирками

Впервые с альдегидами вы познакомились в 9 классе и упоминали их пр изучении спиртов, когда при окислении первичного спирта вы получили альдегид.

C2H5OH + CuO CH3COH + H2O + Cu

Пришло время подробнее познакомиться с этим классом органических веществ.

Изучать данный класс соединений мы будем по следующему плану:

Номенклатура и изомерия

Общая формула альдегидов CnH2nO

Альдегиды

– органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу -СО (карбонильную), связанную с атомами водорода и углеводородным радикалом.

Кетоны

– органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу – СО, связанную с двумя углеводородными радикалами.

Классификация

Альдегиды классифицируют в зависимости от насыщенности углеводородного заместителя:

непредельные – акролеин (пропаналь)

ароматические – бензальдегид

В соответствии с номенклатурой названия предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем же числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – аль.

Перед вами алгоритм составления названий, для альдегидов и кетонов.

Алгоритм составления названий альдегидов

Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода альдегидной группы.

Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода альдегидной группы.

Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.

В конце названия допишите суффикс -аль.

Алгоритм составления названий кетонов

1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца, где ближе карбонильная группа.

2. Указать положение радикала и его название.

3. Назвать углеводород.

4. Принадлежность к классу кетоны указать суффиксом он .

5. Указать положение функциональной группы

Кроме систематического названия у альдегидов и кетонов также есть тривиальные названия. Запишем самые основные:

HCHO метаналь (формальдегид, муравьиный альдегид)

CH3CHO этаналь (ацетальдегид, уксусный альдегид)

CH3CH2CHO пропаналь (пропионовый альдегид)

CH3CH2CH2CHO бутаналь (масляный альдегид)

Для альдегидов характерна только изомерия углеродного скелета, которая возможно с бутаналя.

– изомерия углеродного скелета

– изомерия положения карбонильной группы

– межклассовая изомерия (пропаналь и пропанон)

Физические свойства

На них мы останавливаться не будем, скажу лишь, что между молекулами у альдегидов не возникают водородные связи, метаналь – газ (далее жидкости, высшие альдегиды – твердые).

Температура кипения у альдегидов ниже, чем у спиртов. Низшие альдегиды хорошо растворяются в воде, так как образуются водородные связи между «Н» воды и «О» альдегида.

Химические свойства

HCHO + H2 CH3OH

CH3—CO—CH3 + H2 CH3—CH(OH)—CH3

Альдегид – первичный спирт

Кетон – вторичный спирт

Присоединение NaHSO3 – эта реакция позволяет не только обнаружить альдегиды, но и выделить их из смеси с другими веществами.

реакция «серебряного зеркала»

Прежде чем записать данную реакцию, давайте проведем опыт и получим сами зеркало. Для этого нам понадобится 4-5 мл AgNO3, 2-3 капли NaOH, 5-8 капель NH4OH, формальдегид, нагреем немного данную смесь. Что мы заметили?

Запишем уравнение реакции

CH3CHO + Ag2O 2Ag + CH3COOH

реакция взаимодействия с Cu(OH)2, качественная реакиця на альдегиды.

Проведем опыт, взяв 2-3 капли CuSO4, 2- 3 капли NaOH и формальдегид, подогреем данную смесь. Что можно наблюдать? (осадок кирпично – красного цвета, медь восстанавливается в одноокись меди)

HCHO + 2Cu(OH)2 2H2O + Cu2O + HCOOH

Реакция полимеризации и поликонденсации

CH3OH + CuO HCHO + Cu + H2O

CH3—CH(OH)—CH3 + [O] CH3—CO—CH3 + H2O

Дегидрирование спиртов (отщепление водорода)

CH3CH2OH CH3CHO + H2

CH3—CH(OH)—CH3 CH3—CO—CH3 + H2

реакция Кучерова (гидратация ацителена)

C2H2 + H2O CH3CHO

На этом наша лекция окончена. А теперь я предлагаю вам выполнить ряд заданий:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

2 Какой объем формальдегда необходимо подвергнуть гидрированию для получения 16 г метилового спирта?

3 Напишите структурные формулы следующих соединений:

3 – гидрокси – 4 – метилгексаналь

Домашнее задание: §11 упр. 6,7 + сообщение на тему: Применение альдегидов в быту», «Интересные факты из истории альдегидов».

В.Г. Денисов Химия для учащихся 11 классов и поступающих в вузы. Тренажеры и тесты – Волгоград, 2007

Егоров А.С. Химия: современный курс для подготовки к ЕГЭ – изд.8-е, Ростов: Феникс, 2009 – 711 с.

Химия для любознательных 2-е издание – Л.: Химия, 1985

Методические разработки по химии «Альдегиды, несущие запах» для 10-11 классов

Открытый урок по химии.

Тема «Альдегиды, несущие запах».

Обобщит знания и умения по теме «Альдегиды»; развитие интереса к предмету, творческих способностей, воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения знаний, ответственности за результаты труда, внимания, аналитических навыков, самооценки своих знаний

Материально-техническое обеспечение

Учебная литература ( О.С.Габриелян. Химия (базовый уровень) 10 класс..)

Компьютерные средства, экран.

Учебно-наглядные средства

презентация по теме

раздаточный материал – масла, ванилин.

1. Организационный момент.

2. Проведение открытого урока.

– Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Химии, которую любят многие, и на уроке, которого ждут с нетерпением.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся!

Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да – жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы.

Сегодня мы продолжим знакомство с АЛЬДЕГИДАМИ.

Верите ли вы, что сегодня на уроке мы докажем, что жизнь без альдегидов невозможна. Узнаем, как связаны с этой темой хорошо известные вещества: ванилин, моющие средства, формалин, пластмасса, зеркало, уксусная кислота

Учитель: А сейчас, проведем “химическую эстафету”. (5 минут)

Учащиеся выполняют задание.

Из перечисленных соединений выбрать альдегиды и найти ошибки:

СН 3 -СН-СН-СОН СН 3 -СН 2 ОН СН 3 -СООН

СН 3 -СН 2 -СН-СН 2 -СОН СН 3 -СН 2 -СН 2 ОН

СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН-СН-СОН

Дайте названия соединениям.

Задание. Какой опыт был показан, повторить опыт и напишите уравнение.

А сейчас мы поговорим о прекрасном, без чего не обходятся люди – об альдегидах( слайды , образцы масел, ванилин )

Знакомство с маслами, содержащие альдегиды.

Альдегиды. Химические вещества, которые в парфюмерных композициях создают так называемую “альдегидную” ноту, впервые использовал Эрнест Бо в аромате Chanel №5. Эти вещества обладают характерным свежим, туманным звучанием (напоминает запах чистого белья, принесенного с мороза) . По химической структуре – это алифатические соединения, или альдегиды жирного ряда. Из этого ряда в парфюмерии используются дециловый, ундециловый, ундециленовый, лауриновый, каприновый, каприловый, пеларгоновый, куминовый альдегиды. Именно эти вещества в сочетании с цветочным дыханием создают необыкновенно романтичный, немного таинственный, очень женственный аккорд. Видеоряд – изображение через запотевшее стекло, сквозь млечный флер. Красота аромата от Шанель так поразила воображение современников, что в честь этой находки великого Бо, ароматы с подобным звучанием вынесли в отдельный класс, семейство ароматов – цветочно-альдегидные. В парфюмерной палитре среди синтетических душистых веществ много с альдегидной структурой, т. е. имеющих в своей молекуле альдегидную группу.

Лауриновый альдегид), ДОДЕКАНАЛЬ С12Н24О, СН3(СН2)10СНО; мол.м. 184,32; бесцветная маслянистая жидкость со стойким запахом жира (при значительном разбавлении приобретает свежий цветочный запах, напоминающий аромат фиалки); растворим в этаноле, минеральных маслах и пропиленгликоле, нерастворим в глицерине и воде.

На воздухе постепенно окисляется в лауриновую кислоту, под действием кислот превращается в димер с Тпл=57,5 °С.

Содержится в эфирном масле лимона, померанца, руты, в иглах пихты и сосны.

Применяют как компонент парфюмерных композиций и пищевых эссенций.

ЛД > 23,1 г/кг (крысы, перорально), > 2 г/кг (кролики, при нанесении на кожу).

Пеларгоновый альдегид), НОНАНАЛЬ бесцветная или слегка желтоватая жидкость с пронзительным сладковатым запахом жира, приобретающая при большом разведении аромат розы и апельсина; Тпл=5-7 °С, Содержится в небольшом количестве в розовом, мандариновом, лимонном и некоторых других эфирных маслах.

Применяют как компонент парфюмерных композиций и пищевых эссенций.

Каприловый альдегид ОКТАНАЛЬ, С8Н16О, СН3(СН2)6СНОбесцветная или слегка желтоватая жидкость с резким запахом жира, приобретающая при сильном разбавлении приятный оттенок аромата апельсина; Тпл= -27 Содержится в небольшом количестве в апельсиновом, мандариновом, лимонном, лемонграссовом и некоторых других эфирных маслах.

Применяют как компонент парфюмерных композиций и пищевых эссенций, а также для получения а-гексилкоричного альдегида, являющегося душистым веществом.

Каприновый альдегид ДЕКАНАЛЬ СН3(СН2)8СНО; бесцветная, слегка маслянистая жидкость с сильным проникающим запахом (при большом разбавлении приобретает цитрусовый запах с оттенком аромата розы); Тпл =18 °С, Содержится во многих эфирных маслах.

Куминовый альдегид, бесцветная жидкость, обладающая при сильном разведении запахом тмина; tk ип 235 °С, плотность 0,9778 г/см3 (20 °С), показатель преломления nD 20 1,5301.

Куминовый альдегид применяют в парфюмерии.

(гераниаль) — альдегид состава С10Н16О, выделенный впервые лабораторией Шиммеля в 1888 г. из лимонного масла,

Задание. Закрыть глаза и определить по запаху вещество.

Ваниль – самая тонкая и дорогая специя. Специя ваниль – это особым образом обработанные стручки вечно зеленых лиан Vanilla семейства Орхидных ( Orchidaceae ).

Ваниль – душистая орхидея. Ваниль получают из стручков растения с большими желто-зелеными,

Ванилин (ванилаль) — бесцветные игольчатые кристаллы с запахом ванили. Формула ванилина C 8 H 8 O 3. Он содержит такие функциональные группы как альдегидная, эфирная и фенольная. Ванилин содержится в виде гликозида в плодах и является основным компонентом экстракта ванили. Применяется, в основном, синтетический, в качестве ароматизатора в пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности.

Из-за недостатка и дороговизны природного ванилина были найдены пути его синтеза из более доступных компонентов. Исторически первым был синтез из гваякола. В настоящее время ванилин синтезируют как из гваякола, так и из лигнина — составной части древесины, являющейся побочным продуктом целлюлозно-бумажной промышленности.

Вот мы и поговорили о прекрасном.

К альдегидам относится вещество, формула которого:

2. Этаналь вступает в реакцию присоединения с:

1) гидроксидом меди ( II );

4 аммиачным раствором оксида серебра.

3. При окислении пропанола -1 образуется:

4. Уксусный альдегид реагирует с каждым из двух веществ:

1) аммиачным раствором оксида серебра и кислородом;

2) гидроксидом меди ( II ) и оксидом кальция;

3) соляной кислотой и серебром;

4) гидроксидом натрия и водородом.

5. С помощью аммиачного раствора оксида серебра можно различить:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: