Урок 23. Понятие о кислотах

Кислоты, их классификация и свойства. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

  • Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
  • Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в группах, уверенность в своих силах.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта.

Оборудование и материалы: таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием;

ТСО: проектор, видеофильм “Взаимодействие оксида меди с серной кислотой”.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М. В. Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно так же, как профессор астрономии без обсерватории”.

В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий.

Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем изучать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Кислоты, их классификация и свойства” (Запись даты и темы урока в тетради).

Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:

– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)

– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)

– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

– Дайте определение кислоте из курса? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)

Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на странице 157, таблица № 10.

– Как могут классифицироваться кислоты?

Если кислоты электролиты, то они тоже могут диссоциировать. Сейчас я вам предлагаю написать диссоциацию серной и соляной кислот.

HСl → H + + Cl –

– Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации? (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)

Мы повторили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения химических свойств кислот.

III. Изучение нового материала

Переходим к изучению химических свойств кислот.

Все химические свойства кислот представлены на плакате.

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию (приложение 2).

Читайте также:
Урок 6. Валентность
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1–2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
  2. Что вы наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами” (видеофрагмент)

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

IV. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д. И. Менделеева.

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру.

Задачи:

1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот, давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот;

2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения;

3. воспитание сосредоточенности, аккуратности.

Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник.

Скачать:

Вложение Размер
kisloty_ponyatiya_klassifikatsiya_nazvaniya.docx 23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру.

1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот , давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот;

2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения;

3. воспитание сосредоточенности, аккуратности.

Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник.

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступление Учителя: в звездной системе “Вещества” на одной из планет было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом из них было много жителей. Чем-то они были похожи, а в чем-то имели свои особенности. Давайте совершим путешествие в одно из государств под названием “Кислота” и познакомимся с ее жителями, изучим их нравы. Свое путешествие по стране мы совершим от станции к станции.

III. Усвоение новых знаний.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока.

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…»

Итак, первая станция “Ознакомительная”.

Задание №1 . Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются (обсуждение проходит в группах учащихся, сидящих за партами, стоящими рядом). (см. Приложение)

HCL, H 3 PO 4 ; H 2 S; H 2 SO 4 .

(Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”).

У: Внимательно посмотрим на молекулы кислот и найдем: чем же они все похожи (наличием атома водорода). Оставшуюся часть в кислоте принято называть кислотным остатком. Кислотные остатки обладают определенной валентностью в соответствии с числом атомов водорода (по таблице №10 учебника).

У: Вспомните метод получения водорода из соляной кислоты и цинка. В чем состоит сущность данной реакции? (Металл замещает атомы водорода кислоты).

Подведем итог, отвечая на вопросы:

  • что общего в строении кислот?
  • на какие атомы замещается водород в реакциях с металлами?
  • как называются атомы или группы атомов, соединенные с атомами водороды в кислоте?

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка. (Записать в тетрадь определение и формулу кислот).

Обратите внимание: кислоты имеют разное число атомов водорода в своем составе, что может служить признаком их классификации. Как вы думаете: на какие группы их можно разделить? (Обсуждаем классификацию по числу атомов водорода, а так же валентность кислотных остатков).

Кто заметил еще один признак, по которому можно было бы классифицировать кислоты? (Атом кислорода, обсуждаем классификацию по этому признаку).

У: Отправляемся дальше. Следующая станция – 2 – “дегустационная”. У вас лежат следующие вещества: аскорбиновая кислота; кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус).

Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему называются кислотами жители этой страны?

Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.

По опорному конспекту рассмотреть физические свойства кислот.

Выступление учащегося о литературе, имеющейся в школьной библиотеки, содержащие информацию о кислотах.

IV. Закрепление нового материала.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO 4 , Cu 2 O, Fe(OH) 3 , HI, H 3 BO 3 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , N 2 O 5 . Выпишите формулы кислот и дайте им название.

2. «Третий – лишний»:

а) HCl, H 3 PO 4 , CaO;
б) H 2 О, НСl, НNО 3 ;
в) HCl, HNO 3 , H 2 S;
г) СО 2 , Н 2 СО 3 , СО.

3 . Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:

V. Домашнее задание:

Выставление оценок за работу на уроке.

Подводим итог работы.

  • Дать определение кислот.
  • Почему они так называются.
  • Номенклатура кислот.
  • Классификация кислот.
  • Физические свойства кислот

Разработка урока по теме «Понятие о кислотах»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ

Понятие о кислотах.

ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»

учитель химии, магистр химических наук

Петухова Юлия Георгиевна

Тема урока: Понятие о кислотах

Цель: организовать деятельность учащихся по освоению темы:“Понятие о кислотах”.

Образовательные:

Ознакомить учащихся с понятиями кислота, кислотный остаток, индикатор;

Сформировать представление о составе и свойствах кислот, валентности кислотных остатков;

Развивающие:

Развивать умения обращаться с неорганическими веществами и лабораторным оборудованием;

Развивать умения учащихся сравнивать, составлять сравнительные таблицы, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать умения работать самостоятельно ;

Содействовать воспитанию у учащихся организованности;

Воспитывать умения вести познавательную деятельность в коллективе.

Тип урока: урок новых знаний

Вид урока: беседа с элементами рассказа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: учебное пособие – Химия 7 класс, раздаточный материал (карточки с заданиями).

1. Организационный момент.

3. Проверка домашнего задания

5. Актуализация знаний.

6. Изучение новых знаний.

7. Закрепление знаний.

9. Домашнее задание.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Настраивание учащихся на работу.

Цель: Сформировать представление о составе и свойствах кислот.

Проверка домашнего задания

Водород. Физические свойства.

1. Среди записей – □ Ar (Н) = 1, □ М r (Н 2 ) = 2,□ M (Н 2 ) = 2 г/моль,

□ ЗН, □ ЗН 2 – отметьте обозначения:

а) молярная масса водорода;

б) три молекулы водорода.

2. Рассчитайте объем водорода по формуле V = Vm * n , если его химическое количество равно:

а) 3 моль; б) 0,3 моль.

3. Сравните массовую долю водорода в веществах:

4. Растворимость водорода составляет 800 дм 3 на 1 дм 3 палладия. Рассчитайте массу водорода, который выделится из насыщенного водородом палладия при нагревании образца палладия объемом:

а) 0,5 дм 3 ; б) 1,5 дм 3 .

5. В какой из порций масса водорода больше:

а) 20 г СН 4 и 25 г NH 3 ;

б) 4 г СН 4 и 3 г LiH.

1. Среди записей – □ Ar (Н) = 1, □ М r (Н 2 ) = 2,□ M (Н 2 ) = 2 г/моль,

□ ЗН, □ ЗН 2 – отметьте обозначения:

а) относительная молекулярная масса водорода;

б) относительная атомная масса водорода.

2. Рассчитайте объем водорода по формуле V = Vm * n , если его химическое количество равно:

а) 0,5 моль; б) 1,5 моль.

3. Сравните массовую долю водорода в веществах:

4. Растворимость водорода составляет 800 дм 3 на 1 дм 3 палладия.Рассчитайте массу водорода, который выделится из насыщенного водородом палладия при нагревании образца палладия объемом:

а) 2,5 дм3; б) 15 дм3.

5. В какой из порций масса водорода больше:

а) 7 г НС I и 9 г H 2 S;

б) 6 г НС I и 4 г Н 2 O .

Многие кислоты имеют образные, старинные названия. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют большое лексическое достояние. Во времена Перта I и позднее азотную кислоту называли “крепкой водкой”. Серная кислота из – за маслянистого вида называется “купоросное масло”. Каков же состав кислот?

Прием ”Облака мыслей”

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске и систематизируются.

Что вы знаете о кислотах?

Изучение новых знаний.

Много раз, конечно, вы слышали это слово и в повседневной жизни. При приготовлении пищи используются уксусная и лимонная кислоты, в домашней аптечке есть борная кислота, в аккумуляторы автомашин заливают серную кислоту и т. д. Отметим, что и в быту, и в производственной деятельности используют в основном водные растворы кислот.

Познакомимся поближе с этими веществами.

В большинстве случаев в состав молекул кислот входят только атомы неметаллов. Перед вами представлены шаровые модели молекул некоторых кислот и их формулы.

Что общего у этих молекул? Ответ прост — в них входят атомы водорода.

Обратим внимание, что в состав молекулы хлороводорода, кроме атомов водорода Н, входит атом хлора CI, молекулы азотной кислоты группа атомов NО 3 , молекулы серной кислоты — SО 4 , молекулы фосфорной кислоты- PO 4.

Атом С I , группы атомов N O 3 , S O 4 , Р O 4 , а также другие атомы группы в составе кислот называют кислотными остатками.

Кислотные остатки в молекулах кислот соединены с атомами водорода в соответствии со своей валентностью. Как можно ее определить? Вы знаете,что водород всегда одновалентен. Значит, если кислотный остаток в молекуле кислоты соединен с одним атомом водорода, то его валентность равна единице, если с двумя атомами — двум, а с тремя — трем. При написании формул кислот пишут атомы водорода, а потом кислотные остатки.

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево – вправо)

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

В таблице 1. представлены названия и формулы кислот, с которыми вы будете встречаться при изучении основ химии. Здесь же даны формулы кислотных остатков, которые входят в состав этих кислот, их валентность (указана черточками) и названия(запись таблицы в тетрадь).

Таблица 1. Состав кислот и их названия

Формула кислотного остатка

Название кислотного остатка

При обычных условиях кислоты существуют в жидком и твердом агрегатных состояниях. Так, фосфорная кислота Н 3 РО 4 при комнатной температуре – твердое вещество. При этих же условиях серная кислота H 2 SО 4 — это не имеющая запаха вязкая жидкость. Она почти в 2 раза тяжелее воды. Хлороводородная кислота НС I – раствор газа хлороводорода в воде. Раствор этой кислоты имеет характерный запах.

В большинстве случаев кислоты растворяются в воде. Исключение – кремниевая кислота H 2 Si O 3 . Водные растворы хлороводородной, серной и фосфорной кислот не имеют окраски. Безводная азотная кислота при хранении желтеет.

Поскольку в состав всех кислот входят атомы водорода, то кислоты обладают общими свойствами:

изменяют окраску некоторых органических веществ;

имеют кислый вкус (пробовать кислоты на вкус, как и любые другие вещества, запрещается — можно получить ожог полости рта!);

оказывают разъедающее действие на кожу человека, ткани,бумагу, древесину и другие материалы.

Есть вещества, которые, как и кислоты, содержат атомы водорода, но кислотными свойствами не обладают. Это метан СН 4 , аммиак NН 3 , вода Н 2 О. Следовательно, не все вещества, содержащие атомы водорода, обладают кислотными свойствами.

Понятие об индикаторах

Некоторые органические вещества изменяют свою окраску и кислот и некоторых других веществ. Такие вещества называю индикаторами. Это слово в переводе с латинского означает «указатель».

Индикаторы — это органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии кислот и некоторых других веществ.

На уроках химии для обнаружения в растворах кислот используют индикаторы лакмус, метиловый оранжевый (метилоранж), а также универсальный индикатор. Это полоска фильтровальной бумаги, пропни индикаторов. Она изменяет свой цвет, если в растворе есть кислоты.

Лабораторный опыт №6

Действие кислот на индикаторы

1. Испытайте действие хлороводородной и серной кислот на лакмус метилоранж и универсальный индикатор. Для этого добавьте 1-2 капли лакмуса в две пробирки с растворами НС I и H 2 S O 4 . Отметьте цвет раствора.

2. Такую же операцию проделайте с новой порцией кислот, добавляя в пробирки с кислотами метилоранж.

3.Налейте в пробирки новые порции кислот и опустите в каждую из них универсальную индикаторную бумажку. Отметьте, в какой цвет она окра­шивается.

Сравните свои наблюдения с данными таблицы 2.

Таблица 2. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот

Цвет индикатора и универсальной индикаторной бумажки

План-конспект урока по теме “Кислоты. Определение, состав, классификация,номенклатура и структурные формулы.

План конспект данного урока поможет очень доступно и просто проводить урок по современным технологиям. Можно применить презентацию или флипчарты для этого урока, что облегчит проведение разных этапов данного урока. Флипчарты дают возможность с большим удовольствием работать с интерактивной доской не только учителю но и ученикам, при выполнении индивидуальных и групповых работ. Эта тема касается определению, состава, классификации и номенклатуры кислот и дает возможность понять суть веществ этого класса, проложить первоначальные понятия о кислотах. К концу года в разделе “Важнейшие классы неорганических кислот” обучающие должны применив свои знания по кислотам более глубако изучить свойства и способы получения кислот. В изучении этого раздела придут на помощ знании выше указанной темы, особенно надо очень большое внимание уделить составу и номенклатуре кислот. В этом на помощь приходят красочные слайды, хорошо продуманные приёмы, которые помогают ученикам находить удобные механизмы запоминания информации и получить настоящие знания. При составлении плана урока я планировала каждый этап учитывая индивидуальные особенности обучающихся и временное ограничение урока. Для каждого ученика приготовила карточки для выполнения самостоятельной, парной игрупповой работы, самое главное урок организоваь так чтобы происходил плавный переход из одного этапа в другой.

Содержимое разработки

урока химии в 8 классе по теме

«Кислоты. Определение, состав,классификация, номенклатура.»

Средства обучения: учебник Химия 8 класс И.И.Новошинский, сборник самостоятельных работ по химии И.И.Новошинский, компьютерная презентация «Кислоты», карточки с заданием для индивидуальной работы, на каждый стол.

Оборудование:Компьютер, проектор, интерактивная доска

Реактивы: образцы кислот: серная, соляная, уксусная, азотная кислота.

Тип урока: урок повторения предметных знаний.

Метод обучения: репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.

1. закрепить понятие кислот

а) определение кислот

б) состав кислот

в) классификация кислот

г) номенклатура кислот

д) кислотообразующий элемент

2. определять по формулам принадлежность веществ к классу кислот

3. Познакомиться с важнейшими кислотами

Задачи урока:

– воспитывать у обучающихся культуру речи, поведения, манеры;

– активизировать интерес обучающихся к предмету

– формировать химический язык

Виды учебной деятельности обучающихся:

Коммуникативные УУД: – обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов;

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка;

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Карта дидактических целей урока:

Для учителя

Для ученика

Создать условия для усвоения системы знаний и умений, обучающихся по данной теме.

Усвоят понятие «кислота»; получат представление о составе, классификации, номенклатуре кислот, кислотообразующем элементе; научатся отличать формулы кислот от формул веществ других классов, определять кислотный остаток и заряд иона кислотного остатка, познакомятся с важнейшими кислотами.

Создать условия для развития логического мышления, умений приобретать знания памятьюи мыслью.

Развивать умение поиска решения проблем, речь, анализа фактов.

Создать условия для формированияинтереса к знаниям, культуры умственного и практического труда

Учатся работать в паре, в группе

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен знать определение, состав, классификацию, номенклатуру кислот, уметь отличать формулы кислот от формул веществ других классов, формулировать выводы на основании знаний, жизненного опыта.

Организационный момент.

Проверка усвоения знаний предыдущих уроков.

– с какими классами сложных неорганических веществ вы познакомились на предыдущих уроках?

– дайте определение оксидам

– дайте определение основаниям

– что такое щелочи?

2. Выполнение письменных заданий

выписывают формулы оксидов

выписывают формулы оснований

III. Повторение темы кислоты.

Учитель: на доске остались формулы кислот. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Беседа с обучающимися о том, что они знают о кислотах.

В целях развития познавательного интереса и демонстрации важности соединений данного класса демонстрируются слайды презентации и сообщаются интересные факты о кислотах.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства ежедневно поставляют нам букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, уксусную, аскорбиновую, валериановую и другие. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, содержится в косточках слив, вишен, миндаля.

«Химическое оружие» используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов используют иботеновую кислоту. Эти вещества так ядовиты, что мухомору незачем прятаться. Наоборот, гриб своей яркой окраской предупреждает животных: «Не трогай! Ядовит!»

Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Муравьиной кислотой жжется крапива и некоторые гусеницы.

Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 80% из уксусной кислоты. Некоторые жуки в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Плоские тысяченожки используют яд пострашнее – пары синильной кислоты.

Сообщаются цели урока.

Закрепление определения понятия «Кислота».Закрепляются понятиякислотный остаток, заряд иона кислотного остатка.

Работа в парах. В формулах кислот, подчеркните кислотные остатки, определите их заряды H2CO3, HI, H2SO3, H3PO4, HNO2.

А)Обучающимсяпредлагается формулы кислот:HCl, HNO3, H2SO4, HBr, H2S, H3PO4 разделить на две группы. Анализируя предложения, приходим к выводу о том, что есть кислоты с атомами кислорода и без него, т.е. кислородсодержащие и бескислородные кислоты.

Б) Обучащимся предлагается формулы кислот HCl, HNO3, H2SO4, HBr, H2S, H3PO4 разделить на три группы. Анализируя предложения, приходим к выводу о том, что кислоты содержат от одного до трех атомов водорода, т.е. одноосновные, двухосновные, трехосновные.5)Номенклатура кислот.

Повторяем номенклатуру на cлайде, а также по учебнику

V. Важнейшие кислоты. Работа в группах.

1)Прочитайте текст. И расскажите физические свойства данной кислотыи гдеиспользуется. кислота.

Задание для первой группы.

Удивительное вещество серная кислота. Трудно даже перечислить все области ее применения.

Она идет на производство удобрений.

Большое количество ее забирает металлургическая промышленность.

Кислота расходуется на приготовление аккумуляторных растворов.

Без серной кислоты не обходится дубление шкур, выделка кож,

производство лекарств, красок, ядохимикатов, взрывчатых веществ.

Ею осушают газы, жидкости и твердые вещества.

Задание для второй группы.

Хлороводородная или соляная кислота используется для снятия накипи в паровых котлах.

И руль велосипеда перед покрытием никелем и кухонное ведро перед цинкованием, «купают» в соляной кислоте для очистки поверхности.

Соляная кислота используется в лаборатории, например, для получения водорода.

Соляная кислота, образующаяся в нашем желудке, не только участвует в пищеварении, но и убивает микробов.

Задание для третьей группы.

Широкое применение находит азотная кислота.

Ее используют для получения пороха и других взрывчатых веществ.

Она входит в состав ракетного топлива.

Азотную кислоту используют для производства минеральных удобрений.

В смеси с соляной кислотой она образует так называемую «царскую воду», которая растворяет «царя металлов» – золото.

2)Работа с интерактивной доской. Составление формул кислот.

Подводим итоги. Можно вернуться к слайду «Цель урока».

– дайте определение кислотам

– Какие кислоты называются кислородсодержащими, бескислородными, приведите примеры

– как классифицируются кислоты по числу атомов водорода в молекуле, приведите примеры

– назовите кислотные остатки у данных кислот и определите заряд иона

V. Выполнение самостоятельной тестовой работы.

1. Выпишите формулу кислоты

2. Какое вещество не относится к кислотам

3. Выпишите формулу бескислородной кислоты

4. Выпишите формулу двухосновной кислоты

5. Определите заряд иона кислотного остатка в серной кислоте H2SO4

6. Выберите ответ, в котором правильно названы кислоты: HCl, H2CO3, HNO3

Урок 23. Понятие о кислотах

Кислоты – это электролиты, в результате диссоциации которых в водных растворах образуется только один вид катионов – катионы водорода Н + (точнее – катионы гидроксония H3O + ):

НCl = Н + + Cl – (НCl + H2O = H3O + + Cl – )
HNO3 = Н + + NO3 – (HNO3 + H2O = H3O + + NO3 – )

Кислоты – вещества молекулярного строения. Атомы в молекулах кислот связаны ковалентными полярными химическими связями. Чем более поляризована связь между атомом водорода, способным отщепляться в виде катиона водорода, и атомом какого–либо другого элемента, тем легче происходит её распад с образованием ионов, тем сильнее кислота.

Классифицировать кислоты можно по разным признакам.

  • По содержанию кислорода кислоты могут быть бескислородными (например, НCl, НВг, HI, H2S, HCN) и кислородсодержащими (например, H2SO4, HNO3, H3PO4).
  • По числу атомов водорода в молекуле кислоты, способных замещаться атомами металлов (по основности), кислоты могут быть одноосновными (НCl, НВг, HI, HNO3), двухосновными (H2SO4, H2SO3, H2СО3, H2S), трёхосновными (H3PO4, H3AsO4) и т. д. Существуют и кислоты большей основности, например пирофосфорная Н4Р2O7четырёхосновная.
  • По степени диссоциации кислоты могут быть сильными (НCl, НВг, HI, HNO3, H2SO4) и слабыми (H2S, H2SiO3, H2CO3, СH3СООН).
  • По растворимости кислоты могут быть растворимыми в воде (H2SO4, HNO3, НCl, СH3СООН) и нерастворимыми в воде (H2SiO3, C17H35СООН).
  • По стабильности кислоты могут быть стабильными (H2SO4, НCl, H3РO4) и нестабильными (H2CO3, H2SO3, HNO2). Нестабильные кислоты, как правило, невозможно выделить в свободном состоянии, они существуют только в растворах.
  • По летучести кислоты могут быть летучими (НCl, HNO3, СH3СООН) и нелетучими (H2SO4, H3PO4, H2SiO3).

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

  1. Кислоты реагируют с металлами. Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода H2, вытесняют водород из растворов кислот. Происходит реакция замещения, образуется соль и водород:

Металлы, расположенные в ряду напряжений после водорода, с кислотами не реагируют.

Важное примечание: с серной концентрированной кислотой и с азотной кислотой любой концентрации реакции идут за счёт аниона кислотного остатка, водород в этих случаях не выделяется:

Cu+ 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Cu+ 2H2SO4 (конц
.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

  1. Киcлоты реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

  1. Кислoты реагируют с основаниями и с амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды:

(Взаимодействие сильных кислот с сильными основаниями – реакция нейтрализации.)

Al(ОН)3 + 3НCl = AlCl3 + 3H2O
Al(ОН)3 + 3Н + = Al 3+ + 3
H2O

(Реакция амфотерного гидроксида с сильной кислотой.)

  1. Сильные кислоты реагируют с солями слабых кислот. Слабые кислоты при этом могут быть вытеснены из солей. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую сероводородную кислоту H2S:

FeS + 2НCl = FeCl2 + H2S↑
FeS + 2Н + = H2S↑ + Fe 2+

Нелетучие кислоты могут вытеснить летучую из её соли. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 вытесняет более летучую азотную HNO3. Обе кислоты – сильные. В растворе такая реакция не происходит. Она осуществима, если соль находится в кристаллическом виде (не в растворе), а серная кислота концентрированная:

Аналогично можно получить газообразный хлороводород, раствор которого – соляная кислота.

  1. Кислoты можно обнаружить индикаторами. Индикаторы реагируют на наличие в растворе ионов Н + (H3O + ). Лакмус в кислой среде приобретает красный цвет, метиловый оранжевый – красный, фенолфталеин – бесцветный. Для обнаружения кислот удобно использовать лакмус.

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОТ

Бескислородные кислоты, состоящие из двух элементов, могут быть получены синтезом простых веществ:

Кислородсодержащие кислоты могут быть получены в результате взаимодействия с водой соответствующих кислотных оксидов:

Р2O5 + 3H2O = 2H3РO4
SO3 + H2O = H2SO4

Слабые или летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей более сильными или менее летучими кислотами. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую уксусную кислоту СH3СООН:

CH3COONa + НCl = СH3СООН + NaCl
С
H3СОО – + Н + = СH3СООН

Летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей менее летучими кислотами. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 может вытеснить более летучую соляную НCl. Но в растворе такая реакция не пойдёт (обе киcлoты сильные). Она осуществима, если соль в кристаллическом состоянии (не в растворе) обработать серной концентрированной кислотой:

В результате этой реакции образуется газообразный хлороводород, при растворении которого в воде образуется соляная кислота.

Для получения слабых нелетучих кислот (например, ортофосфорной киcлоты или сернистой кислoты) лучше воспользоваться концентрированной серной кислотой, причём образующаяся сернистая кислота H2SO3 разлагается на сернистый газ SO2 и воду:

Са3O4)2 (тв.) + 3H2SO4 (конц.) = 3CaSO4 + 2H3РO4
Na2SO3 (тв
.) + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + SO2↑ + H2O

Дополнительные материалы (схемы, таблицы)

Конспект урока по химии в 8 классе «Кислоты: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии
  • Смотреть конспект по химии в 11 классе «Неорганические и органические кислоты«

“Кислоты” (разработка урока)

Разделы: Химия

Цель: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ

Задачи:

  • Воспитательные: содействовать у учащихся формированию естественно-научной картины мира; обогатить представление учащихся об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно.
  • Образовательные: продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот; продолжить работу по выработке навыков и умений работать с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
  • Развивающиеся: создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; развивать самостоятельность и креативность мышления; развивать умения учащихся работать в парах, совершенствуя практические умения и навыки.

Техники и приемы, используемые на уроке:

  • технология проблемно-диалогического изучения данного материала;
  • технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);
  • технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
  • словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;
  • наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).

Межпредметные связи: с биологией, физикой, математикой и русским языком.

Оборудование для урока:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс
  2. Габриелян О.С. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.
  3. Габриелян О.С. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ
  4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя
  5. Таблицы “Кислоты”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”
  6. Оборудование: химические стаканчики, химические вещества

Реактивы:

  1. Набор неорганических кислот: серная, соляная, азотная, фосфорная
  2. Набор органических кислот: аскорбиновая, уксусная
  3. Яблоко, лимон, щавель, молоко
  4. Набор индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.

Девиз: “Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать”. (Иоганн Гете)

Ход урока

Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока-путешествия.

Задача: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками.

В ходе проверки устранить ошибки, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы.

“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.

Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике. А путевым дневником будет ваша рабочая тетрадь. По пути следования мы сделаем несколько остановок на таких станциях, как: информационная, экспериментальная, практическая.

И так в добрый путь!

(Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами назвали тему данного урока и пытались решать проблему через фрагмент из дополнительных источников)

Общая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток

Кислотные остатки бывают:

А) простые – CI, S, Br

Допишите определение, вставив пропущенные буквы

(На первом месте в названии формулы химический знак, а затем водород)

1-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HCI, H2SO4, H3PO4. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

2-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO3, H2S, HBr, H2CO3. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

3-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO2, H2SO3, HI, H2SiO3, HF. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

А) по нахождению в природе

Б) по наличию кислорода в кислотном остатке

В) по основности кислотного остатка

Г) по растворимости в воде

Выполнение задания № 3

Выясните и запишите, на каком признаке основывается каждая из классификаций

Кислоты: H3PO4, H2S, HNO3 называются ________________________

Признак, положенный в основу классификации___________________

Кислоты: H2S, HCI, HCN называются _________

Признак, положенный в основу классификации ___________________

Кислоты: HCI, HCN, HNO3 называются _______

H3PO4 называется __________________________

Признак, положенный в основу классификации __________________________________________

Кислоты: HCI, HI называются _______________

Лимонная, уксусная ________________________

Признак, положенный в основу классификации __________________________________________

Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот __________________________________________

Четыре человека выполняют задание на доске, остальные учащиеся самостоятельно.

Работа в тетрадях.

Придумайте к слову “кислота” прилагательное. Слова “кислота” и “кислый” имеют один корень, и действительно, кислоты имеют кислый вкус. К тому же, многие из вас пробовали лимонную кислоту на вкус.

Помните о том, что эта кислота пищевая! Однако, не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты.

Если пробуешь на вкус
Ты все непременно,
Может, мальчик, ты не трус,
Но глупец отменный!

учащиеся вступают в беседу между собой и учителем.

Задача: Закрепление умений самостоятельно проделывать опыты, соблюдая ТБ, делать выводы и обобщать.

Внимание! Внимание! Внимание!

На пути нашего следования зажигается красный свет, который требует остановиться.

Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем. Такие кислоты называют концентрированными, но очень часто приходится работать с разбавленными кислотами. Нужно всегда помнить, кислоту надо приливать в воду, а не наоборот.

Повторение ТБ при работе с кислотами. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета.

Подтвердите с помощью учебника вывод по лабораторному опыту.

Мы с вами устали и теперь давайте поиграем в игру “третий лишний”

Задача: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

Наше путешествие в страну кислот закончилось.

Мы вспомнили такие ранее изученные понятия, как оксиды, основания

Узнали новые понятия такие, как кислоты, кислотный остаток и другие

Мы отработали такие умения, как правильное обращение с кислотами

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить, как его выполнять

Говорят, что впервые индикаторы обнаружил английский химик Р. Бойль (1663г.). Случайно капнув серной кислотой на лепесток фиалки, он увидел, что цвет лепестка изменился. Он сделал вывод, что кислоты изменяют цвет окрашенных растительных соков. Вам необходимо в домашних условиях исследовать действие раствора лимонной кислоты (его можно заменить соком квашеной капусты) на лист любого комнатного растения. Написать мини-отчет и сделать вывод.

Кислоты. Химические свойства и способы получения

Перед изучением этого раздела рекомендую прочитать следующую статью:

Кислоты – сложные вещества, которые при взаимодействии с водой образуют в качестве катионов только ионы Н + (или Н3О + ).

По растворимости в воде кислоты можно поделить на растворимые и нерастворимые . Некоторые кислоты самопроизвольно разлагаются и в водном растворе практически не существуют (неустойчивые) . Подробно про классификацию кислот можно прочитать здесь.

Получение кислот

1. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. При этом с водой реагируют при обычных условиях только те оксиды, которым соответствует кислородсодержащая растворимая кислота.

кислотный оксид + вода = кислота

Например , оксид серы (VI) реагирует с водой с образованием серной кислоты:

При этом оксид кремния (IV) с водой не реагирует:

2. Взаимодействие неметаллов с водородом. Таким образом получают только бескислородные кислоты.

Неметалл + водород = бескислородная кислота

Например , хлор реагирует с водородом:

H2 0 + Cl2 0 → 2 H + Cl —

3. Электролиз растворов солей. Как правило, для получения кислот электролизу подвергают растворы солей, образованных кислотным остатком кислородсодержащих кислот. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье Электролиз.

Например , электролиз раствора сульфата меди (II):

4. Кислоты образуются при взаимодействии других кислот с солями. При этом более сильная кислота вытесняет менее сильную.

Например: карбонат кальция CaCO3 (нерастворимая соль угольной кислоты) может реагировать с более сильной серной кислотой.

5. Кислоты можно получить окислением оксидов, других кислот и неметаллов в водном растворе кислородом или другими окислителями.

Например , концентрированная азотная кислота окисляет фосфор до фосфорной кислоты:

Химические свойства кислот

1. В водных растворах кислоты диссоциируют на катионы водорода Н + и анионы кислотных остатков. При этом сильные кислоты диссоциируют почти полностью, а слабые кислоты диссоциируют частично.

Например , соляная кислота диссоциирует почти полностью:

HCl → H + + Cl –

Если говорить точнее, происходит протолиз воды, и в растворе образуются ионы гидроксония:

HCl + H2O → H3O + + Cl –

Многоосновные кислоты диссоциируют cтупенчато.

Например , сернистая кислота диссоциирует в две ступени:

HSO3 – ↔ H + + SO3 2–

2. Кислоты изменяют окраску индикатора. Водный раствор кислот окрашивает лакмус в красный цвет, метилоранж в красный цвет. Фенолфталеин не изменяет окраску в присутствии кислот.

3. Кислоты реагируют с основаниями и основными оксидами .

С нерастворимыми основаниями и соответствующими им оксидами взаимодействуют только растворимые кислоты.

нерастворимое основание + растворимая кислота = соль + вода

основный оксид + растворимая кислота = соль + вода

Например , гидроксид меди (II) взаимодействует с растворимой бромоводородной кислотой:

При этом гидроксид меди (II) не взаимодействует с нерастворимой кремниевой кислотой.

С сильными основаниями (щелочами) и соответствующими им оксидами реагируют любые кислотами.

Щёлочи взаимодействуют с любыми кислотами — и сильными, и слабыми . При этом образуются средняя соль и вода. Эти реакции называются реакциями нейтрализации . Возможно и образование кислой соли, если кислота многоосновная, при определенном соотношении реагентов, либо в избытке кислоты. В избытке щёлочи образуется средняя соль и вода:

щёлочь(избыток)+ кислота = средняя соль + вода

щёлочь + многоосновная кислота(избыток) = кислая соль + вода

Например , гидроксид натрия при взаимодействии с трёхосновной фосфорной кислотой может образовывать 3 типа солей: дигидрофосфаты, фосфаты или гидрофосфаты.

При этом дигидрофосфаты образуются в избытке кислоты, либо при мольном соотношении (соотношении количеств веществ) реагентов 1:1.

При мольном соотношении количества щелочи и кислоты 1:2 образуются гидрофосфаты:

В избытке щелочи, либо при мольном соотношении количества щелочи и кислоты 3:1 образуется фосфат щелочного металла.

4. Растворимые кислоты взаимодействуют с амфотерными оксидами и гидроксидами.

Растворимая кислота + амфотерный оксид = соль + вода

Растворимая кислота + амфотерный гидроксид = соль + вода

Например , уксусная кислота взаимодействует с гидроксидом алюминия:

5. Некоторые кислоты являются сильными восстановителями. Восстановителями являются кислоты, образованные неметаллами в минимальной или промежуточной степени окисления, которые могут повысить свою степень окисления (йодоводород HI, сернистая кислота H2SO3 и др.).

Например , йодоводород можно окислить хлоридом меди (II):

4H I — + 2 Cu +2 Cl2 → 4HCl + 2 Cu + I + I2 0

6. Кислоты взаимодействуют с солями.

Кислоты реагируют с растворимыми солями только при условии, что в продуктах реакции присутствует газ, вода, осадок или другой слабый электролит . Такие реакции протекают по механизму ионного обмена.

Кислота1 + растворимая соль1 = соль2 + кислота2/оксид + вода

Например , соляная кислота взаимодействует с нитратом серебра в растворе:

Ag + NO3 — + H + Cl — → Ag + Cl — ↓ + H + NO3

Кислоты реагируют и с нерастворимыми солями. При этом более сильные кислоты вытесняют менее сильные кислоты из солей .

Например , карбонат кальция (соль угольной кислоты), реагирует с соляной кислотой (более сильной, чем угольная):

7. Кислоты взаимодействуют с кислыми и основными солями. При этом более сильные кислоты вытесняют менее сильные из кислых солей. Либо кислые соли реагируют с кислотами с образованием более кислых солей.

кислая соль1 + кислота1 = средняя соль2 + кислота2/оксид + вода

Например , гидрокарбонат калия реагирует с соляной кислотой с образованием хлорида калия, углекислого газа и воды:

KHCO3 + HCl → KCl + CO2 + H2O

Ещё пример : гидрофосфат калия взаимодействует с фосфорной кислотой с образованием дигидрофосфата калия:

При взаимодействии основных солей с кислотами образуются средние соли. Более сильные кислоты также вытесняют менее сильные из солей.

Например , гидроксокарбонат меди (II) растворяется в серной кислоте:

Основные соли могут взаимодействовать с собственными кислотами. При этом вытеснения кислоты из соли не происходит, а просто образуются более средние соли.

Например , гидроксохлорид алюминия взаимодействует с соляной кислотой:

Al (OH) Cl2 + HCl → AlCl3 + H2O

8. Кислоты взаимодействуют с металлами.

При этом протекает окислительно-восстановительная реакция. Однако минеральные кислоты и кислоты-окислители взаимодействуют по-разному.

К минеральным кислотам относятся соляная кислота HCl, разбавленная серная кислота H2SO4, фосфорная кислота H3PO4, плавиковая кислота HF, бромоводородная HBr и йодоводородная кислоты HI.

Такие кислоты взаимодействуют только с металлами, расположенными в ряду активности до водорода:

При взаимодействии минеральных кислот с металлами образуются соль и водород:

минеральная кислота + металл = соль + H2

Например , железо взаимодействует с соляной кислотой с образованием хлорида железа (II):

Fe + 2 H + Cl → Fe +2 Cl2 + H2 0

Сероводородная кислота H2S, угольная H2CO3, сернистая H2SO3 и кремниевая H2SiO3 с металлами не взаимодействуют.

Кислоты-окислители (азотная кислота HNO3 любой концентрации и серная концентрированная кислота H2SO4(конц)) при взаимодействии с металлами водород не образуют, т.к. окислителем выступает не водород, а азот или сера. Продукты восстановления азотной или серной кислот бывают различными. Определять их лучше по специальным правилам. Эти правила подробно разобраны в статье Окислительно-восстановительные реакции. Я настоятельно рекомендую выучить их наизусть.

9. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании.

Угольная H2CO3, сернистая H2SO3 и азотистая HNO2 кислоты разлагаются самопроизвольно, без нагревания:

Кремниевая H2SiO3, йодоводородная HI кислоты разлагаются при нагревании:

Азотная кислота HNO3 разлагается при нагревании или на свету:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: