Урок 24. Давление газа

Физика. 10 класс

Конспект урока

Физика, 10 класс

Урок 24. Первый закон термодинамики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1) закон сохранения энергии для термодинамических процессов;

2) связь изменения внутренней энергии газа с работой внешних сил и количеством теплоты, переданного термодинамической системе;

3) применение первого закона термодинамики к различным газовым процессам;

4) уравнение теплового баланса;

5) необратимость тепловых процессов.

Глоссарий по теме

Работа системы против внешних сил – это работа, которую совершает газ, преодолевая внешнее давление.

Адиабатный процесс – это процесс, протекающий в системе без теплообмена.

Необратимый процесс – Необратимым называется такой процесс, который самопроизвольно протекает только в одном направлении; в обратном направлении он протекает так, что система не проходит через те же состояния и не возвращается в исходное состояние.

Первый закон термодинамики – закон сохранения энергии для термодинамических систем.

Количество теплоты, сообщённое системе, равно сумме работы газа против внешних сил и изменения внутренней энергии системы.

Второй закон термодинамики определяет направление термодинамических процессов. Одна из формулировок второго закона: невозможен такой процесс, единственным результатом которого является переход тепла от менее нагретого тела к более нагретому телу.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 216-224.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2009.- С.81-89.

Основное содержание урока

Закон сохранения энергии, записанный применительно к термодинамической системе, выглядит следующим образом:

где Q – количество теплоты, переданное системе;

A / – работа системы (газа);

∆U – изменение внутренней энергии системы (газа).

Первый закон термодинамики: сообщенное системе количество теплоты расходуется на совершение системой работы против внешних сил и изменение внутренней энергии системы. Если работу совершают внешние по отношению к системе тела, то работа газа считается отрицательной, работа внешних тел положительной и А = – A /

Тогда первый закон термодинамики лучше написать в виде ∆U = Q + А.

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

  1. Изотермический процесс. Т = const.

∆T = 0; ∆U =0, Q = A /

  1. Изохорный процесс.

∆V = 0; A / = 0.

  1. Изобарный процесс.

Р = const; A / >0, ∆U>0

Используя уравнение Менделеева-Клапейрона, получим

Подстановка в уравнение первого закона термодинамики количества теплоты дает

  1. Адиабатный процесс.

Процесс, протекающий без теплообмена, т.е. Q = 0.

Тогда система может совершать работу либо за счет уменьшения внутренней энергии (газ расширяется) A / = – ∆U, либо за счет работы внешних тел над системой (происходит сжатие газа) А = ∆U.

Уравнение теплового баланса.

Если в замкнутой системе тела обмениваются энергией и работа этими телами не совершается, то суммарное изменение внутренней энергии системы равно нулю; тогда соответственно равна нулю и сумма количеств теплоты, полученных или отданных телами системы,

Первый закон термодинамики не определяет направление тепловых процессов. Необратимыми называются такие явления, которые самопроизвольно протекают только в одном направлении; в обратном направлении они протекают только при внешнем воздействии.

Формулировка второго закона термодинамики: невозможно перевести тепло от менее нагретого тела к более нагретому телу при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или в окружающих их телах (или невозможен процесс, единственным результатом которого является передача энергии в форме теплоты от тела менее нагретого, к телу более нагретому).

Статистический характер второго закона термодинамики.

Состояние макроскопической системы (например, газ в баллоне) может быть реализовано огромным числом микросостояний (комбинацией в расположении молекул). Вероятность того, что первоначально находившийся в какой-либо части объёма газ весь снова соберется в какой-то момент времени в той же его части очень мала. А при очень большом числе частиц – ничтожно мала.

Вероятность обратимых процессов, наоборот, тем больше, чем меньше число частиц в системе. Поэтому справедливость второго закона термодинамики определяется достаточно большим объёмом и достаточно большим числом частиц системы. Так, например, ничтожно мала (реально равна 0) вероятность того, что спокойно висящий маятник начнет раскачиваться в результате одновременного, направленного в одну сторону удара всех молекул воздуха, до какого-то момента, двигавшихся хаотично по всем сторонам.

Направление термодинамических процессов определяется вторым законом термодинамики. Первый и второй законы термодинамики позволяют сделать заключение о невозможности создания вечного двигателя I и II рода.

Читайте также:
Урок 3. Схема образования молекул

Разбор тренировочных заданий

1. Гелий, находящийся в сосуде под подвижным поршнем, изотермически сжимают. Начальное давление газа p, а его объём V. Масса газа в сосуде остаётся неизменной. Установите соответствие между физическими величинами, характеризующими газ, и формулами, выражающими их зависимость от объёма V газа. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

1.

Б) Внутренняя энергия U(V)

2.

3.

4.

Решение: В изотермическом процессе pV = pV; откуда . В этом процессе сохраняется внутренняя энергия. Для одноатомного газа:

Из уравнения Менделеева-Клапейрона:

Правильный ответ: А – 3, Б – 4.

2. Чему равна внутренняя энергия 2 молей идеального одноатомного газа при температуре 127 0 С? R = 8,31Дж/(моль·К).

Решение: Переведём температуру в СИ:

Т = 127 + 273 = 400 К.

Формула для вычисления внутренней энергии одноатомного идеального газа:

Известно, что число молей равно двум, подставим численные значения величин в формулу:

U = (3/2) · (2 моля) · 8,31 (Дж/моль·К) · 400 К = 9972 Дж.

Урок “Давление газа”. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Тип урока: комбинированный на основе исследовательской деятельности.

Цель урока:

  • выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения
  • установить, от чего зависит давление газа.

1. образовательная:

  • побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин

2. воспитательная :

  • продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
  • сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
  • продолжить развивать умения работать в парах.

3. развивающая:

  • развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
  • развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
  • проводить мыслительный эксперимент.

Использование элементов педагогических технологий:

  • исследовательской деятельности;
  • критического мышления;
  • игрового обучения;
  • деятельностного подхода.

Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютер, интерактивная доска;
  • дидактический материал на карточках (2-3 вида);
  • ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
  • на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.
  • установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа.

Оформление к уроку:

  • развешены воздушные шарики;
  • на доске таблица для заполнения зависимости давления газа
От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки
  • на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока (см. Приложение 1).

Демонстрации: модели давления газа

Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.

В руках учителя надутый воздушный шарик.

Обращение к ученикам с вопросом: “Что же будет объектом нашего изучения?”

Ученик. Предполагаемый ответ – воздух

На наводящий вопрос учителя: “А чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?”

Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще.

Учитель предлагает ученикам сжать шарик с вопросами: “Что вам мешает при сжатии?” и

“Что действует на оболочку шарика?”

Ученик: газ давит:и др.

После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.

Изучение давления газа – это и будет нашей задачей. Итак, будем создавать теорию, объясняющую давление газа.

2. Актуализация знаний учащихся (в форме беседы)

Учитель. Вспомним, из чего состоит вещество.

Какие три состояния вещества?

Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа?

– твёрдое, жидкое, газообразное.

– далеко друг от друга и, двигаясь, могут оказаться в любой части пространства, :

3. Подготовка к основному этапу занятия

Учитель. Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент Э1.

Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй – мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?

Ответы учеников: отличия есть – в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Читайте также:
Урок 5. Моль и молярная масса

Учитель. Но ведь и в газе молекулы – все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?

(Создание проблемной ситуации)

– Беспорядочное движение молекул, :

4. Основной этап. Усвоение новых знаний и способов их получения

1) Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.

2) Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель – это упрощённый вариант явления или объекта.

В качестве модели используем подвешенную картонке – “стенку”, в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.

Э2. В подвижную “стенку” сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. “Стенка” отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, подрагивая, остается на своем месте.

3) Итак, можно сделать вывод (промежуточный этап осмысления). И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа.

Зачитывают написанные ответы.

Учитель. Замечательно – без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления.

4) Теоретическое описание явления – это установление зависимостей.

В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки
от массы молекул +
от количества молекул +
от скорости молекул +
от температуры + (учитывая, что температура определяется движением молекул)
от объема + (уточнение – в закрытом сосуде при изменении объёма давление изменяется)

Затем идет экспериментальная проверка этих предположений или проводится мысленный эксперимент по проверке

Э 3. сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).

Вывод. Чем больше масса, тем выше давление

Э 4. Насосом накачиваем шарик

Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление

Э 5. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком

Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).

Таким образом, в таблице по пунктам а) – г) проверка подтвердила верность предположений, поэтому ставим плюсы.

А вот с объемом сложнее. На столе две банки – литровая и 3-х литровая.

Учитель. В какой из них давление больше?

Ученик. Очевидно, что одинаковое.

Учитель. Проведем ещё один эксперимент.

Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)

Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:

В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)

– в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.

Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно – изменение объёма, – а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).

Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

5. Закрепление

3) Задача по карточке

Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой.

Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается. Объясните почему.

Думает каждый. Сидящие в левом ряду сообщают своё объяснение сидящим в правом.

Те, в свою очередь, выслушивают ответы и потом пересказывают по очереди всему классу.

В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой – при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.

6. Подведение итогов

Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление – разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?

7. Домашнее задание: параграф 40, задачи № 547-549 (сборник задач В.И.Лукашик).

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Закон Паскаля

Урок 24. Подготовка к ЕГЭ по физике. Часть 1. Механика.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:
Урок 20. Теплота сгорания

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Давление твердых тел, жидкостей и газов. Закон Паскаля”

В данной речь пойдет о давлении твердых тел, жидкостей и газов и о законе Паскаля.

Раздел механики, который изучает равновесие жидкостей и газов, называется гидростатикой. Движение жидкостей изучает гидродинамика, а движение газов — аэродинамика.

Основные законы, которым подчиняются движение и равновесие жидкостей и газов, одинаковы. Поэтому под термином «жидкость» будем понимать, как непосредственно саму жидкость, так и газ.

В отличие от твердых тел жидкости и газы не имеют определенной формы. Так газы равномерно заполняют весь предоставленный им объем. А жидкости, благодаря своей текучести, принимают форму того сосуда, в котором они находятся, занимая обычно часть объема сосуда, сохраняя при этом свой объем.

Между жидкостью и остальной частью объема сосуда, наполненного парами жидкости и воздухом, образуется свободная поверхность. Когда сосуд неподвижен, свободная поверхность строго горизонтальна, то есть вектор ускорения свободного падения перпендикулярен поверхности. И только у стенок сосуда поверхность жидкости слегка искривляется (наблюдаются явления смачивания или же не смачивания).

Также налитая в сосуд жидкость вызывает деформацию стенок. Эту деформацию трудно заметить, если стенки твердые. Но если в сосуде сделать отверстие и заклеить его эластичной пленкой, то деформация стенки будет хорошо заметна.

Как показывает опыт, жидкости действуют с некоторыми силами на любую поверхность твердого тела, граничащего с ней — на дно и стенки сосуда, на поверхность тела, помещенного в жидкость, со стороны одного слоя жидкости на другой. Эти силы называют силами давления. Они обладают рядом особенностей:

1) по своей природе, это силы упругости сжатых жидкостей;

2) силы давления, благодаря текучести жидкости, всегда направлены перпендикулярно поверхности, на которую они действуют;

3) силы давления распределены по всей поверхности соприкосновения твердого тела с жидкостью, а поэтому силы давления зависят от размеров этой поверхности.

Для того, чтобы охарактеризовать распределение сил давления вдоль поверхности соприкосновения, и вводят понятие давления.

Давление — это скалярная физическая величина, определяемая отношением модуля силы давления, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.

В системе СИ единицей давления является паскаль.

1 Па — это давление, производимое силой в 1 Н, равномерно распределенной по перпендикулярной к ней поверхности площадью 1 м 2 .

Следует отметить, что по записанной нами формуле, можно вычислять давление, производимое не только жидкостями и газами, но и давление твердых тел.

Рассмотрим сосуд с жидкостью. Выделим мысленно в нем вертикальный столб жидкости высотой h, основанием которого является площадка площади S.

Объем выделенного столбика жидкости равен произведению его площади основания и высоты.

А его масса — произведению плотности и объема жидкости.

Рассмотрим силы, действующие на выделенный столб жидкости. На верхнее основание столба действует сила атмосферного давления, на нижнее основание — сила давления со стороны жидкости, плюс на выделенный столб жидкости действует сила тяжести со стороны Земли.

Так как жидкость неподвижна, то сумма сил давления и силы тяжести столба жидкости, в проекциях на вертикальное направление, должна быть равна нулю.

Разделив записанное уравнение на S и перенеся второе и третье слагаемое в правую часть уравнения, получим, что давление внутри жидкости на любой глубине равно сумме атмосферного (или внешнего) давления на жидкость и давления, обусловленного действием силы тяжести.

Давление, обусловленное весом жидкости, называется гидростатическим давлением.

Таким образом, гидростатическое давление равно весу столба жидкости с единичным основанием и высотой, равной глубине погружения тела под свободной поверхностью жидкости.

Как видно из записанной формулы, давление жидкости на дно не зависит от формы сосуда, в котором находится жидкость, а определяется только высотой уровня жидкости и ее плотностью.

Следует отметить, что записанные формулы получены в предположении, что жидкость несжимаема, то есть ее плотность одинакова по всем направлениям и не изменяется с течением времени.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на различие двух выражений: «давление жидкости на глубине…» и «давление в жидкости на глубине…». В первом случае имеется в виду гидростатическое давление, а во втором — полное давление. Это надо учитывать при решении различных задач.

Читайте также:
Урок 12. Элементный анализ

Как показывают многочисленные опыты и математические вычисления, давление представляет собой такую характеристику состояния жидкости в данном месте, которая не зависит от ориентации площадки, мысленно выделенной внутри жидкости, и величины ее площади (так как оно всегда относится к единице площади поверхности). Оно зависит лишь от степени сжатия жидкости, которое возникает вследствие того, что жидкость обладает весом, или потому, что на нее действуют внешние поверхностные силы.

В этом и состоит суть закона Паскаля, который говорит нам о том, что жидкость (или газ) передает производимое на нее поверхностными силами внешнее давление по всем направлениям без изменения. При этом, если давление, создаваемое внешними силами, изменится на некоторую величину, то на столько же изменится и давление в каждой точке жидкости.

Закон Паскаля можно подтвердить экспериментально с помощью металлического шара с отверстиями и присоединенного к нему цилиндра с поршнем. Если заполнить эту систему водой (или дымом) и вдвигать поршень, то из отверстий брызнут радиально расходящиеся одинаковые струи воды.

Закон Паскаля позволяет объяснить действие распространенного в технике устройства — гидравлического пресса. Гидравлический пресс состоит из двух цилиндров разных диаметров, снабженных поршнями, и соединенных между собой трубкой. Пространство под поршнями и трубка заполняются какой-либо жидкостью (обычно машинным маслом).

Гидравлический пресс используется для получения выигрыша в силе. Причем этот выигрыш будет тем больше, чем больше площадь большого поршня по сравнению с площадью малого поршня.

Конечно же в реальных условиях записанное уравнение выполняется лишь приближенно, так как оно получено для невесомой и несжимаемой жидкости, а реальные жидкости все-таки не подчиняются этим правилам.

Отметим также то, что, как и любой простой механизм, выигрыша в работе пресс не дает.

Сосуды, из которых состоит гидравлический пресс, называются сообщающимися. Иными словами, сообщающиеся сосуды — это сосуды, соединенные ниже поверхности жидкости, так, что жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой.

Примерами сообщающихся сосудов могут также служить различного рода чайники и садовые лейки, шлюзы на каналах и реках, водонапорные башни и так далее.

Из условия равновесия жидкости следует закон сообщающихся сосудов: в открытых неподвижных сообщающихся сосудах жидкость устанавливается так, что давление во всех точках, расположенных в одной горизонтальной плоскости, одинаково.

Если в неподвижных сообщающихся сосудах находится однородная жидкость, то ее свободная поверхность устанавливается на одном уровне.

Если же налиты две несмешивающиеся однородные жидкости, то высоты столбов жидкостей над уровнем раздела обратно пропорциональны плотностям этих жидкостей.

Основные выводы:

Рассмотрели основные свойства, которыми обладают жидкости и газы. Повторили понятие «давление» и формулировку закона Паскаля. Поговорили о таком механизме, как гидравлический пресс. А также вспомнили, какие сосуды называются сообщающимися и закон, которому подчиняются находящиеся в таких сосудах жидкости.

Урок 24. Давление газа

В уроке 24 «Давление газа» из курса «Химия для чайников» рассмотрим устройство и принцип действия ртутного барометра, а также дадим определение давлению и рассмотрим его единицы измерения. Не пройдите мимо вводного урока в главу «Законы газового состояния», если вы его еще не читали.

Ртутный барометр

Если стеклянную трубку, закрытую с одного конца, наполнить ртутью (Hg), а затем перевернуть открытым концом в сосуд с ртутью, как показано на рисунке 3-1 (а), уровень ртути в трубке будет опускаться до тех пор, пока высота ртутного столбика над поверхностью ртути в сосуде не достигнет приблизительно 760 миллиметров (мм).

Давление, оказываемое на поверхность ртути в сосуде весом ртутного столбика в трубке, в точности уравновешивается давлением окружающей атмосферы. Вследствие равенства этих давлений, действующих в противоположных направлениях, ртуть больше не выливается из трубки. Подобное устройство называется ртутным барометром. Его изобрел и впервые протестировал итальянский математик и физик Эванджелиста Торричелли для измерения атмосферного давления. Торричелли показал, что высота столбика ртути в барометрической трубке НЕ зависит от формы и размеров трубки, а потому, определяется не весом ртутного столбика, а давлением у его основания. Атмосферное давление на уровне моря поддерживает столбик ртути высотой 760 мм (в среднем). Поскольку в старину для измерения давления пользовались именно ртутными барометрами, то в качестве единицы измерения давления применялся «миллиметр ртутного столба«.

Читайте также:
Урок 2. Изотопы элементов

Единицы измерения давления

Давление определяется как сила, действующая на единицу площади (P = F/A), и поэтому в системе СИ единицей давления является паскаль (Па), определяемый как сила в 1 ньютон, действующая на площадь в 1 квадратный метр (Н/м2). Для тех, кто плохо учил физику, напоминаю, что ньютон представляет собой силу, которая придает телу массой 1 кг ускорение 1 м/c2.

Пример 1. Плотность жидкой ртути равна 13,596 г/см3. Чему будет равен 1 мм ртутного столба (1 мм Hg) в паскалях?

Представим себе разлитый на столе слой ртути площадью 1 м2 и толщиной 1 мм. Переведем сначала все размеры этого слоя в сантиметры; тогда его объем выразится как:

  • 0,100 см × 100 см × 100 см = 1000 см3

Плотность жидкой ртути равна 13,596 г/см3, т.е масса 1 кубического сантиметра ртути составляет 13,596 г, а зная это, нетрудно установить, что масса слоя равна:

  • 1000 см3 × 13,596 г/см3 = 13 596 г =13,596 кг

Вес этого слоя можно найти как произведение его массы на ускорение силы тяжести, которое равно g = 9,8 м/c2; таким образом, сила, с которой рассматриваемый слой ртути давит на стол, равна:

  • F = m·g = 13,596 кг × 9,806 м/c2 = 133,32 кг·м·с2 = 133,32 Н

Поскольку площадь слоя ртути равна равна 1 м2, оказываемое им на стол давление определяется как :

  • P = F/A = 133,32 Н / 1 м2 = 133,32 Н/м2 = 133,32 паскаля (Па)

Пример 2. Стандартное давление на уровне моря считается равным точно 760 мм Hg. Выразите это давление в паскалях.

Из примера 1 мы уже знаем, что давление 1 мм Hg эквивалентно 133,32 Па. Следовательно:

  • 760 мм Hg × 133,32 Па/мм = 101 323 Па

Паскаль — слишком маленькая единица для измерения давлений газов, подобно тому как кубический метр — слишком неудобная единица для измерения объемов жидкостей в лабораторных условиях. Поэтому обычно давление газов измеряют в стандртных атмосферах:

  • 1 атмосфера (атм) = 101 325 Па = 760 мм Hg

Пример 3. В горах, высота которых составляет около 2500 м над уровнем моря, атмосферное давление приблизительно равно 3/4 давления на уровне моря. Выразите это давление в стандартных атмофсерах, паскалях и миллиметрах ртутного столба.

Ответ: давление равно 0,750 атм, 76 000 Па или 570 мм Hg

Надеюсь урок 24 «Давление газа» помог создать некоторое представление о понятии давления и его единицах измерения. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ДАВЛЕНИЯ, РАЗНОСТИ ДАВЛЕНИЙ И РАЗРЕЖЕНИЯ

Приборы для измерения давления. Виды и работа. Применение

Характеристикой давления является сила, которая равномерно воздействует на единицу площади поверхности тела. Эта сила оказывает влияние на различные технологические процессы. Давление измеряется в паскалях. Один паскаль равен давлению силы в один ньютон на площадь поверхности в 1 м2. Применяют приборы для измерения давления.

Виды давления
  • Атмосферное давление образуется атмосферой Земли.
  • Вакуумметрическое давление – это давление, не достигающее величины атмосферного давления.
  • Избыточное давление – это величина давления, превосходящая значение атмосферного давления.
  • Абсолютное давление определяется от величины абсолютного нуля (вакуума).
Виды и работа

Приборы, измеряющие давление, называются манометрами. В технике чаще всего приходится определять избыточное давление. Значительный интервал измеряемых величин давлений, особые условия измерения их во всевозможных технологических процессах обуславливает разнообразие видов манометров, которые имеют свои различия по конструктивным особенностям и по принципу работы. Рассмотрим основные из применяемых видов.

Барометры

Барометром называют прибор, измеряющий давление воздуха в атмосфере. Существует несколько видов барометров.

Ртутный барометр действует на основе перемещения ртути в трубке по определенной шкале.

Жидкостный барометр работает по принципу уравновешивания жидкости давлением атмосферы.

Барометр-анероид работает на изменении размеров металлической герметичной коробки с вакуумом внутри, под действием давления атмосферы.

Электронный барометр является более современным прибором. Он преобразовывает параметры обычного анероида в цифровой сигнал, отображающийся на жидкокристаллическом дисплее.

Жидкостные манометры

В этих моделях приборов давление определяется высотой столба жидкости, которое выравнивает это давление. Жидкостные приборы для измерения давления чаще всего выполняют в виде 2-х стеклянных сосудов, соединенных между собой, в которые залита жидкость (вода, ртуть, спирт).

Читайте также:
Урок 14. Выход продукта реакции

Рис-1

Один конец емкости соединен с измеряемой средой, а второй открыт. Под давлением среды жидкость перетекает из одного сосуда в другой до выравнивания давления. Разность уровней жидкости определяет избыточное давление. Такими приборами замеряют разность давлений и разрежение.

На рисунке 1а изображен 2-х трубный манометр, измеряющий вакуум, избыточное и атмосферное давление. Недостатком является значительная погрешность измерения давлений, имеющих пульсацию. Для таких случаев применяют 1-трубные манометры (рисунок 1б). В них один край сосуда большего размера. Чашка соединена с измеряемой полостью, давление которой передвигает жидкость в узкую часть сосуда.

При замере берется во внимание только высота жидкости в узком колене, так как жидкость изменяет свой уровень в чашке незначительно, и этим пренебрегают. Чтобы произвести замеры малых избыточных давлений используют 1-трубные микроманометры с трубкой, наклоненной под углом (рисунок 1в). Чем больше наклон трубки, тем точнее показания прибора, вследствие увеличения длины уровня жидкости.

Особой группой считаются приборы для измерения давления, в которых движение жидкости в емкости действует на чувствительный элемент – поплавок (1) на рисунке 2а, кольцо (3) (рисунок 2в) или колокол (2) (рисунок 2б), которые связаны со стрелкой, являющейся указателем давления.

Рис-2

Преимуществами таких приборов является дистанционная передача и их регистрация значений.

Деформационные манометры

В технической области приобрели популярность деформационные приборы для измерения давления. Их принцип работы заключается в деформации чувствительного элемента. Эта деформация появляется под действием давления. Упругий компонент связан со считывающим устройством, имеющим шкалу с градуировкой единицами давления.

Деформационные манометры делятся на:
  • Пружинные.
  • Сильфонные.
  • Мембранные.

Рис-3

Пружинные манометры

В этих приборах чувствительным элементом является пружина, соединенная со стрелкой передаточным механизмом. Давление воздействует внутри трубки, сечение старается принять круглую форму, пружина (1) пытается раскручиваться, в результате стрелка передвигается по шкале (рисунок 3а).

Мембранные манометры

В этих приборах упругим компонентом является мембрана (2). Она прогибается под давлением, и воздействует на стрелку с помощью передаточного механизма. Мембрану изготавливают по типу коробки (3). Это увеличивает точность и чувствительность прибора из-за большего прогиба при равном давлении (рисунок 3б).

Сильфонные манометры

В приборах сильфонного типа (рисунок 3в) упругим элементом является сильфон (4), который выполнен в виде гофрированной тонкостенной трубки. В эту трубку воздействует давление. При этом сильфон увеличивается в длину и с помощью механизма передачи передвигает стрелку манометра.

Сильфонные и мембранные виды манометров используют для замеров незначительных избыточных давлений и вакуума, так как упругий компонент имеет небольшую жесткость. При применении таких приборов для измерения вакуума они получили название тягомеров. Прибор, измеряющий избыточное давление, является напоромером, для измерения избыточного давления и вакуума служат тягонапоромеры.

Приборы для измерения давления деформационного типа имеют преимущество в сравнении с жидкостными моделями. Они позволяют производить передачу показаний дистанционно и записывать их в автоматическом режиме.

Это происходит вследствие преобразования деформации упругого компонента в выходной сигнал электрического тока. Сигнал фиксируется приборами измерений, которые имеют градуировку по единицам давления. Такие приборы имеют название деформационно-электрических манометров. Широкое использование нашли тензометрические, дифференциально-трансформаторные и магнитомодуляционные преобразователи.

Дифференциально-трансформаторный преобразователь

Рис-4

Принципом работы такого преобразователя является изменение силы тока индукции в зависимости от величины давления.

Приборы с наличием такого преобразователя имеют трубчатую пружину (1), которая передвигает стальной сердечник (2) трансформатора, а не стрелку. В итоге изменяется сила индукционного тока, подающегося через усилитель (4) на измерительный прибор (3).

Магнитомодуляционные приборы для измерения давления

В таких приборах усилие преобразуется в сигнал электрического тока вследствие передвижения магнита, связанного с упругим компонентом. При движении магнит воздействует на магнитомодуляционный преобразователь.

Электрический сигнал усиливается в полупроводниковом усилителе и поступает на вторичные электроизмерительные устройства.

Тензометрические манометры

Преобразователи на основе тензометрического датчика работают на основе зависимости электрического сопротивления тензорезистора от величины деформации.

Тензодатчики (1) (рисунок 5) фиксируются на упругом элементе прибора. Электрический сигнал на выходе возникает вследствие изменения сопротивления тензорезистора, и фиксируется вторичными устройствами измерения.

Электроконтактные манометры

В схемах сигнализации, системах авторегулирования технологических процессов, приборах тепловой защиты популярными стали электроконтактные манометры. На рисунке изображена схема и вид прибора.

Читайте также:
Урок 15. Моляльность и молярность

Упругим компонентом в приборе выступает трубчатая одновитковая пружина. Контакты (1) и (2) выполняются для любых отметок шкалы прибора, вращая винт в головке (3), которая находится на внешней стороне стекла.

При уменьшении давления и достижении его нижнего предела, стрелка (4) с помощью контакта (5) включит цепь лампы соответствующего цвета. При возрастании давления до верхнего предела, который задан контактом (2), стрелка замыкает цепь красной лампы контактом (5).

Классы точности
Измерительные манометры разделяют на два класса:
  1. Образцовые.
  2. Рабочие.

Образцовые приборы определяют погрешность показаний рабочих приборов, которые участвуют в технологии производства продукции.

Класс точности взаимосвязан с допустимой погрешностью, которая является величиной отклонения манометра от действительных величин. Точность прибора определяется процентным соотношением от максимально допустимой погрешности к номинальному значению. Чем больше процент, тем меньше точность прибора.

Образцовые манометры имеют точность намного выше рабочих моделей, так как они служат для оценки соответствия показаний рабочих моделей приборов. Образцовые манометры применяются в основном в условиях лаборатории, поэтому они изготавливаются без дополнительной защиты от внешней среды.

Пружинные манометры имеют 3 класса точности: 0,16, 0,25 и 0,4. Рабочие модели манометров имеют такие классы точности от 0,5 до 4.

Применение манометров

Приборы для измерения давления наиболее популярные приборы в различных отраслях промышленности при работе с жидким или газообразным сырьем.

Перечислим основные места использования приборы для измерения давления в:
  • Газо- и нефтедобывающей промышленности.
  • Теплотехнике для контроля давления энергоносителя в трубопроводах.
  • Авиационной отрасли промышленности, автомобилестроении, сервисном обслуживании самолетов и автомобилей.
  • Машиностроительной отрасли при применении гидромеханических и гидродинамических узлов.
  • Медицинских устройствах и приборах.
  • Железнодорожном оборудовании и транспорте.
  • Химической отрасли промышленности для определения давления веществ в технологических процессах.
  • Местах с применением пневматических механизмов и агрегатов.
Похожие темы:
  • Датчики давления. Виды и работа. Как выбрать и применение
  • Тензометрические датчики (Тензодатчики). Виды и работа. Устройство


Ваш браузер не поддерживается

Ваш браузер не поддерживается

Интернет-сервис Студворк построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает старые браузеры. Для просмотра сайта загрузите и установите любой из следующих браузеров:

Разработка урока по теме “Давление газа”
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Разработка урока по теме “Давление газа”

Скачать:

Вложение Размер
davlenie_gaza_-_7_klass.docx 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Давление газа»

Цель урока:
• выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения
• установить, от чего зависит давление газа.
Задачи:
Образовательная: побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
Воспитательная: продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
• сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир

Развивающая: • развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
• развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
• проводить мыслительный эксперимент.
Тип урока: изучение нового материала
Использование элементов педагогических технологий:
• исследовательской деятельности;
• критического мышления;
• игрового обучения;
• деятельностного подхода.
Оборудование и материалы к уроку:
• дидактический материал на карточках (2-3 вида);
• воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
• на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.
• установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.
В руках учителя надутый воздушный шарик.
– Что же будет объектом нашего изучения?
Ученик. Воздух
– Чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?
Ученик: гелием.
Учитель: Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще.
Учитель предлагает ученикам сжать шарик.
– Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика?
После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.
Изучение давления газа – это и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке мы будем создавать теорию, объясняющую давление газа.
2. Актуализация знаний учащихся (общеклассная форма обучения, словесный метод)
– Вспомним, из чего состоит вещество.
– Какие три состояния вещества вы знаете?
– Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа?
3. Подготовка к основному этапу
Учитель. Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.

Проводится эксперимент 1.
Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй – мелкие твердые предметы, а третий – просто надуваем.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть – в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.
Учитель. Но ведь и в газе молекулы – все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?
(Создание проблемной ситуации)
4. Основной этап. Изучение нового материала (выдвижение гипотезы, создание мысленного эксперимента)
Учитель:
1) Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
2) Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель – это упрощённый вариант явления или объекта.
В качестве модели используем подвешенную картонку – “стенку”, в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.
Эксперимент 2. В подвижную “стенку” сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. “Стенка” отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, подрагивая, остается на своем месте.
3) Итак, можно сделать вывод ( промежуточный этап осмысления) . И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа.
Зачитывают написанные ответы.
Учитель. Замечательно – без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

От чего зависит давление газа ( гипотеза )

от массы молекул

от количества молекул

от скорости молекул

+ ( учитывая, что температура определяется движением молекул )

+ ( уточнение – в закрытом сосуде при изменении объёма давление изменяется )

Учитель: Теперь я предлагаю провести экспериментальную проверку ваших предположений.
Эксперимент 3. Сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).
Вывод. Чем больше масса, тем выше давление
Эксперимент 4. Насосом накачиваем шарик.
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление
Эксперимент 5. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.
Вывод. Чем выше температура, тем выше давление (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).
Таким образом, в таблице по пунктам а) – г) проверка подтвердила верность предположений, поэтому ставим плюсы.
А вот с объемом сложнее. На столе две банки – литровая и 3-х литровая.
Учитель. В какой из них давление больше?
Ученик. Очевидно, что одинаковое.
Учитель. Проведем ещё один эксперимент.
Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)
Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:
– В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Создание проблемной ситуации)
Ученики:
– уменьшается объём
– в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.
Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

VI. Закрепление учебного материала.

Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям.

Как изменится давление газа в сосуде, если некоторое количество этого газа выпустить?

Ответ: Давление уменьшится, т.к. концентрация газа уменьшиться.

Известно, что газ, находящи й ся в баллоне, оказывает на его стенки
давление, равное 250 кПа. Каково его давление на дно баллона, площадь которого 250 см 2 ?

Ответ: 250 кПа, т.к. газ давит во все стороны одинаково.

6. Подведение итогов .
Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление – разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?
Ответы учащихся
7. Домашнее задание: параграф 37.

Давление газа. Физика. 7 класс. Разработка урока

Тип урока: комбинированный на основе исследовательской деятельности.

Цель урока:

  • выяснить физическую природу давления газа
  • исследовать причины возникновения, зависимость давления газа.

Задачи:

  1. Образовательная: побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
  2. Воспитательные:
    • продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
    • сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
    • продолжить развивать умения работать в парах.
  3. Развивающие:
    • развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
    • развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
    • проводить мыслительный эксперимент.

Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютер, интерактивная доска;
  • дидактический материал на карточках (лист для конспекта с пропусками, тест);
  • ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
  • шприцы для фронтального эксперимента.

Оформление к уроку:

От чего зависит давление газа (гипотеза)

Демонстрации: давление газа.

Использованные источники:

  • Физика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / Ю.И.Дик, В.А. Ильин, Д.А.Исаев и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999 г.
  • http://festival.1september.ru
  • http://files.school-collection.edu.ru

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся (в форме беседы)

Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем объяснить одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.

В руках учителя надутый воздушный шарик.

Учитель предлагает ученикам сжать, растянуть, прижать к себе шарик с вопросами: «Что вам мешает деформировать шарик?»

Обращение к ученикам с вопросом: «Что же будет объектом нашего изучения?»

Ученик. Предполагаемый ответ – воздух.

Фронтальный опрос:

  • Какие три состояния вещества вы знаете? К какому из них относится воздух? Опишите это состояние
  • Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа?
  • Чем отличается жидкое и твердое состояния вещества от газообразного?
  • Твёрдое, жидкое, газообразное. Газообразное состояние.
  • Молекулы находятся далеко друг от друга, силы притяжения – очень слабы.
  • Молекулы, двигаясь, могут оказаться в любой части пространства.
  • В жидком состоянии расстояние между молекулами соизмеримо с размерами молекул, поэтому силы притяжения сильнее. Чем в газообразном состоянии. В твердом состоянии притяжение между молекулами еще больше, чем у жидкостей.

Учитель. Обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создает давление.

Изучение давления газа – это и будет нашей задачей.

2. Подготовка к основному этапу занятия

Учитель.Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент Э1.

Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй — помещаем мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Учитель.Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?

Ответы учеников: (форма шариков разная: с тв. телами и жидкими, она вытянутая, а с газом – шарообразная)отличия есть – в случае давления твердых и жидких тел мы видим, чтодавит вниз из-за притяжения к Земле.

Учитель. Но ведь и в газе молекулы – все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?

(Создание проблемной ситуации.)

  • Беспорядочное движение молекул.

3. Основной этап. Усвоение новых знаний и способов их получения

  • Объектом нашего изучения является газ.
  • Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
  • Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что может изменять давление газа внутри шарика?

Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель – это упрощённый вариант явления или объекта.

Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ.

Представим себе, как теннисный мячик ударяется о пластинку на пружине. При ударе пружина сжимается, а затем под действием силы упругости возвращается в первоначальное положение.

Э2. А что произойдет, если мячиков будет огромное количество?

Шарики будут ударяться о пластинку, и она будет постоянно находиться в сжатом положении.

В газе также находится множество молекул. Поэтому число ударов их о стенки сосуда, в котором находится газ, достаточно велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате о поверхность площадью 1 см 2 за 1 с составляет примерно 10 24 . Сила удара каждой из молекул мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно.

3) Итак, можно сделать вывод (промежуточный этап осмысления). И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа.

Зачитывают написанные ответы.

Учитель. Замечательно – без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления.

4) Теоретическое описание явления – это установление зависимостей.

В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

От чего зависит давление газа (гипотеза)

Результат проверки

от количества молекул

+ (учитывая, что температура определяется движением молекул)

Затем идет экспериментальная проверка этих предположений или проводится мысленный эксперимент по проверке

Э 3.

Насосом накачиваем шарик

Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление

Э 4. 1)

2) Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком

Вывод. Чем выше температура, тем выше давление (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).

Таким образом, в таблице по пунктам а) – б) проверка подтвердила верность предположений, поэтому ставим плюсы.

3) А вот с объемом сложнее. На столе две банки – литровая и 3-х литровая.

Учитель. В какой из них давление больше?

Ученик. Очевидно, что одинаковое.

Учитель. Проведем ещё один эксперимент.

Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки).

Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:

В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)

  • уменьшается объём
  • в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.

2)

Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно – изменение объёма, – а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).

Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Проверка гипотезы: давление газа зависит от количества частиц, температуры и объема вещества.

4. Закрепление

2) Задача по карточке

Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой.

Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается. Объясните почему.

Работа в парах

Думает каждый. Сидящие в левом ряду сообщают своё объяснение сидящим в правом.

Те, в свою очередь, выслушивают ответы и потом пересказывают по очереди всему классу.

Ответы

В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой – при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.

5. Подведение итогов

Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление – разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?

6. Домашнее задание

§35, задачи № 464, 470 (сборник задач В. И. Лукашик).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: