Урок 25. Соли

Урок «Соли.Решение тренировочных упражнений»

Дидактический модуль № 1.Тема 2.Основы неорганической химии. 11-л класс. 15.11.2016

Тема урока: Соли. Решение тренировочных упражнений.

Программные требования к уроку:

классификация солей: нормальные (средние), кислые, основные;

химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами , металлами и солями;

представители солей и их значение;

решение тренировочных упражнений.

формирование у обучающихся понятий по классу «соли»- классификация, физические и химические свойства, применение.

Задачи урока:

организация деятельности обучающихся по изучению класса «солей» – классификация, физические и химические свойства, применение представителей;

изучение гидролиза солей;

продолжение формирования ИКТ компетентности обучающихся при подготовке презентаций, предоставлении информации;

развитие познавательной активности учеников, умения самостоятельно приобретать информацию;

формирование логического мышления;

развитие интеллектуальных качеств и способностей;

развитие эмоциональных качеств;

формирование коммуникативных компетентностей;

воспитание чувства ответственности за порученные дела;

совершенствование навыков экспериментирования, тестирования;

формирование умения слушать и слышать ;

профориентационная направленность урока.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Программное обеспечение: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик.

образцы природных минералов,

учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия,11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень, – М.:Просвещение,2014.-224 с.;

реактивы для проведения опытов :растворы едкого натра, нитрата серебра, уксуса, вода, железный гвоздь , порошок соды, кристаллы медного купороса.

химическое оборудование: пробирки, воронка.

План работы м-м 1. План работы м-м 2. План работы м-м 3.

1.Работа у доски. 1.Презентация. 1.Видеоролик.

2.Проблемный вопрос. 2.Проведение опытов 2.Лабораторный опыт.

3.Беседа. 3.Решение задач . 3.На приёме у врача

4.Тест. 4.Обобщение. 4. Физпауза.

5.Подумать! 5. Химический диктант.

По дидактической цели – урок применения знаний и умений,

По способу проведению – сочетание различных форм занятий,

По основным этапам учебного процесса –применение полученных знаний.

Мини-модуль 1.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний .

На доске: дописать уравнения реакций-

б) Си + HNO3(k)= (ОВР)

Что объединяет все 3 уравнения.

Какие классы веществ присутствуют в левой части уравнений?

Какой класс соединений отсутствует в перечне?

(слайд 1) (слайд 2)

Беседа с классом:

-Что вы знаете о данном классе веществ? (ответы учеников)

3.Изучение нового материала.

(слайд 3-тема урока) (слайд 4)

Запись на доске: состав – свойства – применение – получение (учитель пишет, а ученики делают запись в тетради).

(слайд 5- тест) – Решить соответствие :

1.Малахит А.NaHCO3 а.Комплексная (кристаллог.)

2.Медный купорос Б.(CuOH)2CO3 б.Кислая

3.Гидрокарбонат натрия В.СuSO4*5H2O c.Средняя

4.Галит Г.NaCl д.Основная

5.Сильвинит Д.КСl*NaCl е.Двойная

(1-Б-д; 2-В-а ; 3-А-б; 4-Г-с, 5-Д-е)

. Какие соли бывают? (Как называются минералы данных солей. ) (слайд 6)

Запись в тетради (слайд 7)-классификация солей.

Подумать – к какому типу солей относятся представленные формулы солей и как они называются? (слайд 8).

Удиви меня. (Презентация Ванюховой Марии)

Вывод. 1.Металл+кислотный остаток.

2.По составу – средние, кислые, основные, двойные, комплексные.

Мини-модуль 2 (слайд 9)

3.Изучение нового материала.

(слайд 10 Программа «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»)

Выступления учеников о представителях класса солей, рассмотренных в тесте (презентация).

гидрокарбонат натрия : (Тимофеенко Елена)

демонстрация природного минерала, (слайд 11)

рассказ ученика о его применении ,

демонстрация профессий, связанных с применением пищевой соды (слайд 12),

медный купорос: (Стецюра Милена)

демонстрация природного материала ,(слайд 13)

рассказ ученика о его применении,

демонстрация профессий, связанных с применением медного купороса,

Галит : (Метельский Максим)

демонстрация минерала ,

рассказ ученика о применении галита (слайд 14),

демонстрация профессий, связанных с применением соли,(слайд 15)

малахит: (Игнатовский Даниил):

демонстрация природного минерала, его применение (слайд 16),

сильвинит : (Пигарева Екатерина)

демонстрация природного минерала, его применение (слайд 17).

Проблемный вопрос. Из всего прослушанного и увиденного рассказать,что вы узнали о солях? Какими химическими свойствами они обладают? Можно ли считать химические свойства солей способами их получения?

(слайд 18) –запись в тетради.

Химическая лаборатория-ответ на проблемный вопрос.

проведение опыта – на соду действовать раствором уксуса, запись в тетради уравнения реакции, (Колесников Артём)

Решение задачи. Определить сколько литров углекислого газа образуется из 2 моль питьевой соды по данному уравнению? (44,8 л)

проведение опыта – кристаллы медного купороса растворяют в воде, затем к раствору добавляют раствор щёлочи натрия, запись в тетради уравнения реакции, (Пастернак Алёна)

проведение опыта – в раствор медного купороса поместить железный гвоздь, запись уравнения реакций .(Пастернак Алёна)

проведение опыта – к раствору соли добавить раствор нитрата серебра ,запись уравнения реакции,(Колесников Артём)

решение задачи. Сколько грамм соли содержится в 150 граммах 20 % раствора соли? (30 грамм).

Мини-модуль 3 (слайд 19)

Запись в тетради: «Гидролиз солей – реакция взаимодействия соли с водой. Среда раствора определяется наличием катиона или аниона сильной кислоты или основания».

Читайте также:
Урок 20. Окислительные процессы

Лабораторный опыт- изменение лакмусовой бумаги в растворах солей: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, медного купороса. Вывод-красный цвет лакмуса – в растворе медного купороса, синий – в растворе соды, без изменения – в растворе соли.

Проблемный вопрос. В сфере каких профессий необходимы эти знания?

Слово предоставляется врачу, который рассказывает о солях в организме человека, о болезнях, связанных с их наличием (слайд 22).

Физпауза. (слайд23)

4.Закрепление материала.

Химический диктант (самопроверка) (слайд 24)

1.В состав солей входят атомы…. (металлов и кислотного остатка).

2.Кислая соль должна содержать в составе кислотного остатка атомы…. (водорода).

3.Основная соль содержит в составе кислотного остатка атомы… (гидроксильной группы).

4.Лакмус в кислой среде…. цвета (красного).

5.Среда раствора соли определяется наличием ионов, характеризующих …. (слабое или сильное) вещество (слабое).

6.Соли реагируют с …. с образованием новой соли и металла (металлом).

7. Карбонат кальция имеет несколько названий. Мрамор, известняк,….. (мел).

8.Соли реагируют с ….. с образованием новой соли и новой кислоты (кислотой).

9.Название соединения, формула которого CaSO4*2 H2O (гипс).

10. Соли каких катионов могут иметь запах? (ион аммония).

5.Домашнее задание. Повторить материал по солям. Подготовить творческое задание по теме «Значение соли для организма человека».

6.Рефлексия. Дать оценку своей деятельности на уроке, оценку усвоения материала, о новой приобретённой информации на уроке. (слайд 25)

Урок окончен.Спасибо за внимание (слайд 26)

Урок 25. Соли

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ

Соли – это электролиты, диссоциирующие в водном растворе на катионы металлов и анионы кислотного остатка. Соли могут быть средними (нормальными), основными, кислыми, двойными и смешанными.

При обычных условиях все соли – твёрдые вещества. Многие соли не имеют цвета, но некоторые ионы придают солям характерную окраску:

Растворимость солей различна. Практически все нитраты, соли натрия, калия, рубидия, цезия и аммония NH4 + растворимы. Среди сульфидов и фосфатов растворимы только фосфаты и сульфиды щелочных металлов.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Соли взаимодействуют с металлами. Более активные металлы (более активные восстановители) вытесняют менее активные из растворов их солей:

В этом примере ионы меди Cu 2+ являются окислителем, а цинк – восстановителем.

Активность металла определяется его положением в электрохимическом ряду напряжений металлов:
Li, Cs, К, Ва, Са, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Co, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Ag, Pt, Au.

Щелочные (Li, Na, K, Rb, Cs) и щёлочноземельные металлы (Ca, Sr, Ва) реагируют с растворами солей иначе. Сначала щелочной или щёлочноземельный металл реагирует с водой раствора соли:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Образовавшаяся щёлочь реагирует с раствором соли:

Так как в ходе первой реакции выделяется достаточное количество тепла, гидроксид меди (II) разлагается (свойство нерастворимых гидроксидов):

Cu(OH)2 = CuO + H2O

Поэтому вместо меди в такой реакции образуется смесь её оксида и гидроксида.

  1. Растворы солей реагируют со щелочами (см. конспект по химии «Неорганические основания»).
  2. Соли реагируют с кислотами (см. конспект по химии «Неорганические кислоты»).
  3. Растворы солей реагируют друг с другом, если в результате реакции выпадает осадок (образуется нерастворимая соль):

  1. Некоторые соли разлагаются при нагревании. Как правило, при нагревании разлагаются соли летучих кислот. Например, карбонаты (кроме карбонатов щелочных металлов) разлагаются с образованием углекислого газа и оксида металла:

Разложение нитратов при нагревании рассмотрено в конспекте «Нитраты».

ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Реакция взаимодействия оснований с кислотами:

Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2O

  1. Реакция основного оксида и кислоты:

MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

  1. Реакция основания с кислотным оксидом:
  1. Реакция основного и кислотного оксида друг с другом:

MgO + SO3 = MgSO4

  1. Реакция металла с неметаллом (получение солей бескислородных кислот):

  1. Получение одних солей из других:

а) по реакции замещения:

б) по реакции обмена (см. взаимодействие солей друг с другом):

MgI2 + HgSO4 = MgSO4 + HgI2

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛЫХ СОЛЕЙ
  1. Неполная нейтрализация двухосновных, трёхосновных, многоосновных кислот основаниями:

2NaOH + H3РO4 = Na2HPO4 + 2H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия);

NaOH + H3РO4 = NaH2PO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образуется дигидрофосфат натрия).

  1. Неполная нейтрализация кислотных оксидов, соответствующих двухосновным, трёхосновным, многоосновным кислотам, основаниями (так можно получить только соли кислородсодержащих кислот):

4NaOH + Р2O5 = 2Na2HPO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался дигидрофосфат натрия);

2NaOH + Р2O5 + H2O = 2NaH2PO4

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия).

  1. Взаимодействие средних солей с соответствующими кислотами:

Na2SO4 + H2SO4 = 2NaHSO4
NaCl (тв
.) + H2SO4 (конц.) = NaHSO4 + HCl

  1. Взаимодействие средних солей с оксидами, соответствующими многоосновным кислотам, в водных растворах:

СаСO3 + СO2 + H2O = Са(НСО3)2

(в данном примере взвесь СаСO3 постепенно исчезает, так как образуется хорошо растворимый гидрокарбонат кальция).

Читайте также:
Урок 27. Состав и физические свойства воды

Кислые соли, как правило, растворимы лучше соответствующих им средних. Так, например, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2 растворим в воде, в то время как карбонат кальция практически нерастворим.

  1. Кислые соли нестабильных кислот разлагаются при нагревании с образованием средних солей:

  1. Кислую соль можно перевести в среднюю, обработав её эквивалентным количеством щёлочи:

  1. Кислые соли вступают в такие же реакции, как и средние, например в обменные реакции солей друг с другом:

Образец выполнения задания ОГЭ

Задание. И сульфат меди (II), и нитрат серебра взаимодействуют

  • 1) с хлоридом калия
  • 2) с соляной кислотой
  • 3) с оксидом магния
  • 4) с железом

Решение. Хлорид калия, сульфат меди (II), нитрат серебра – соли. Растворимые соли взаимодействуют друг с другом, если в результате реакции один из продуктов реакции выпадает в осадок (т. е. образуется малорастворимое в воде вещество). В случае взаимодействия нитрата серебра с хлоридом калия действительно образуется осадок (белый творожистый осадок хлорида серебра):

Но сульфат меди (II) с хлоридом калия не взаимодействует, в данном случае связывания ионов в растворе не происходит. Таким образом, вариант 1 не подходит.

Соляная кислота – сильный электролит. Сильные кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот, вытесняя их из солей. Но сульфат меди (II) – соль сильной серной кислоты, а нитрат серебра – соль сильной азотной кислоты. Серная кислота может вытеснить азотную и соляную кислоты из кристаллических солей (не в растворах), так как HNO3 и НCl – летучие кислоты, а серная – нелетучая. Соляная кислота вытеснить серную или азотную не может. Поэтому вариант 2 не подходит.

С оксидами соли взаимодействуют в редких случаях. Например, карбонаты при сплавлении взаимодействуют с оксидом кремния (IV). Средние соли при взаимодействии в растворе с кислотными оксидами соответствующих кислот превращаются в кислые соли (если такие для данных кислот существуют). В данном примере оксид магния не взаимодействует ни с сульфатом меди (II), ни с нитратом серебра. Ответ 3 не подходит.

Обе соли взаимодействуют с железом. Железо находится в электрохимическом ряду напряжений металлов до меди и до серебра:

Правильный ответ – 4 (с железом).

Конспект урока по химии в 8 классе «Соли: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Урок химии по теме “Соли”

Разделы: Химия

– Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

– Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

– Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.

– Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими
реактивами.

– Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.

– Развивать умения наблюдать и делать выводы.

– Формирование всесторонне развитой личности.

– Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, путеводитель, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы).

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент (слайд 1)

Тема сегодняшнего урока: “Соли”. На уроке познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Рассмотрим состав, названия. Классификацию, получение солей, и какую роль играют соли в нашей жизни.

2. Актуализация знаний

Задание 1. Перечислите классы неорганических соединений с которыми мы уже знакомы. (Оксиды, основания, кислоты)

Задание 2. Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам неорганических соединений.
CO2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4.

– Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся MgSO4 и NaCl)

– Да, действительно вы встретили новый класс веществ – это соли.

3. Получение новых знаний (презентация )

Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками (слайд 2).
Состав и название солей(слайд 3)

Дайте названия солям (слайд 4)

Классификация солей (слайд 5)

Нормальные или средние Кислые Основные
Na2SO4 сульфат натрия KHSO4 гидросульфат калия Mg(OH)Cl гидроксохлорид магния

Средними или нормальными (слайд 6) солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:

Кислыми солями (слайд 7) называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются при избытке кислоты):

Читайте также:
Урок 28. Химические свойства воды

Основными солями (слайд 8)называют соли, молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований):

Mg(OH)2 + HCI =Mg (OH) CI + H2O
основный хлорид магния или гидроксохлорид магния

3. Закрепление (слайд 9-13)

Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей .

    Дайте названия этим солям.
HNO 3 NaOH Na 2 CO 3
CuCl 2 Al 2 (CO 3 ) 3 Na 3 PO 4
Cu(OH) 2 Fe(NO 3 ) 2 Ba(OH) 2
KHCO3 Al2(CO3)3 H2SO3
CuCl2 CaHPO4 Na3PO4
Ca(OH)2 Mg(OH)Cl NaHSO4

Дайте названия этим солям.

  • Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей
  • H2SO4 NaCl Zn(OH)Br
    AgNO3 Fe(OH)SO4 Ca(OH)2
    Ca(OH)Cl CuCl 2 Na2CO3

    Получение солей (слайд 14-19)

    1. Металлы + кислота = соль + водород
    2. соль+ металл = н.соль+ н.металл (самостоятельная работа) )
      CuSO4+Fe =FeSO4+ Cu
    3. Щелочь + кислота = соль + вода

    NaOH + HCl = NaCl + H2O

    1. Самостоятельная работа

    Отчет: ваши наблюдения

    1. щелочь + кислотный оксид = соль +вода (слайд )
      Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3a + H2O
    1. Применение известняка (слайд 20)
    2. Нахождение в природе (слайд 21)
      Ca(HCO3)2 a CaCO3
    3. Вред солей (слайд 22)
    4. Домашнее задание

    Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    • сформировать представление о солях;
    • формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;
    • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
    • отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле;
    • рассмотреть основные способы получения солей.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

    Оборудование: доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

    Формы организации учебной деятельности:

    – работа с учебником.

    Скачать:

    Вложение Размер
    moy_urok.docx 69.89 КБ
    kubiki_2.docx 12.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Симферопольская академическая гимназия»

    Открытый урок по химии
    в 8 классе
    «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

    учитель химии и биологии

    Подхватилина Елена Александровна

    • сформировать представление о солях;
    • формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;
    • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
    • отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле;
    • рассмотреть основные способы получения солей.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

    Оборудование: доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

    Формы организации учебной деятельности:

    – работа с учебником.

    1. Организационный этап.

    2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

    3. Изучение нового материала.

    4. Первичное закрепление знаний.

    5. Подведение итогов урока.

    6. Информация о домашнем задании.

    1. Организационный этап

    Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Мы уже знаем, что все вещества делятся на простые и сложные. Что такое простое вещество? Сложное? Простые вещества делятся на металлы и неметаллы. А к сложным веществам относятся оксиды, основания, кислоты и соли.

    2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

    Итак, дадим определения изученным классам неорганических соединений.

    Какими бывают оксиды?

    Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

    Какими бывают основания?

    Какими бывают кислоты?

    Что такое индикаторы?

    Как изменяет цвет лакмус в кислой среде?

    Вспомним основные химические свойства кислот:

    (на доске написаны схемы уравнений реакций, ученики по очереди, выходя к доске, дописывают продукты реакций и расставляют коэффициенты)

    Взаимодействие кислот с металлами

    Взаимодействие кислот с основными оксидами и основаниями

    Взаимодействие кислот с солями

    Внимательно посмотрите на доску и распределите вещества на группы. Заполним таблицу

    Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений? ( Обучающиеся отвечают «Да» )

    3. Изучение нового материала

    Для того чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений я предлагаю отгадать мою загадку и догадаться, о каком веществе я говорю:

    Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. ( поваренная соль )

    Правильно – это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется СОЛИ.

    Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей. Производство соды на территории Крыма . Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют цели урока

    Знакомиться с новой темой нам помогут гости из страны Солей. Встречайте. (Выходят ученики с изображениями формул и рассказывают о «себе»)

    Нитрат натрия. Я являюсь ценным азотным удобрением. Моё второе имя Чилийская селитра. Вы спросите, почему такое странное имя? Я расскажу вам одну интересную историю. На огромных пространствах Чили расположена пасмурная пустыня Атакама, которая тянется сотни километров. На первый взгляд – обычная пустыня, но это не так: под тонким пластом песка залегают мощные залежи нитрата натрия (натриевой селитры). Решили, что её можно использовать для производства пороха, точно как нитрат калия (калийную селитру), но нет, а название мне уже дали.

    Карбонат кальция. Я одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

    Цианид калия. Я очень ядовитая соль, хотя имею совсем невинный вид. Я необходима для получения золота и серебра из руд, многих органических соединений. А ещё меня добавляют в сталь- это придаёт её поверхности большую прочность.

    Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

    Нитрат серебра. Меня называют ляпис. Применяют в медицине для прижигания бородавок. А также используют для изготовления зеркал и токопроводящего слоя.

    Внимательно изучите формулы наших гостей. Что общего в них?

    Правильно в этих формулах есть атомы металлов и кислотные остатки.

    А как называется реакция, протекающая между кислотой и основанием? Правильно нейтрализации.

    А что в результате такой реакции получается?

    Т.е. в этих формулах есть часть от кислоты и от основания.

    Теперь дадим определение новому классу неорганических соединений.

    Давайте откроем учебник на стр. 156 и проверим правильность данного нами определения. ( обучающийся зачитывает определение ). Теперь запишите это определение в тетрадь.

    Соли можно разделить по составу кислотного остатка.

    (готовая схема появляется на экране)

    (по составу кислотного остатка)

    средние основные кислые

    (K 2 CO 3 , CuSO 4 , Na 3 PO 4 ) (AlOHCl 2 , CaOHNO 3 ) (NaHSO 4 , KHS)

    Название средней соли=название кислотного остатка+название металла+валентность

    Название кислой соли=гидро+название кислотного остатка+название металла+валентность

    Название основной соли=гидроксо+название кислотного остатка+название металла+валентность

    Игра «Кубики» Учащиеся по очереди выходят к доске и подкидывают кубики, записывают на доске формулу и дают название соли

    По физическим свойствам соли – твёрдые вещества, различающиеся окраской и растворимостью в воде. Кристаллическая решётка ионная. Можно разделить соли на три группы. Посмотрите на таблицу растворимости.

    (по растворимости в воде)

    Растворимые (Р) малорастворимые (М) нерастворимые (Н)

    (NaCl, K 2 SO 4 , Na 3 PO 4 ) (MgS, CаSO 4 , PbCl 2 ) (CаCO 3 , AlPO 4 , BaSiO 3 )

    А теперь поговорим о способах получения солей. Их 10. Некоторые реакции вам знакомы, так как встречались при изучении других классов неорганических соединений.

    Запишите в тетрадь основные способы получения солей.

    1. Кислота + основание = соль + вода

    H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

    2. Кислота + металл = соль + водород

    2HCl +Zn = ZnCl 2 + H 2

    3. Кислота + основный оксид = соль + вода

    2HCl + CuO = CuCl 2 + H 2 O

    4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

    H 2 SO 4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO 4

    5. Основание + соль = новое основание + новая соль

    2КОН + СаSO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4

    6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода

    2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O

    7. Кислотный оксид + основный оксид = соль

    СО 2 + СаО = СаСО 3

    8. Соль + соль = новая соль + новая соль

    КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3

    9. Соль + металл = новая соль + металл

    CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu

    10. Металл + неметалл = соль

    Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

    4. Первичное закрепление материала .

    Давайте попробуем выполнить задание. Посмотрите на слайд.

    Кислотный остаток

    Урок 25. Соли

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Соли”

    С солью люди знакомы еще из глубокой древности. Значение соли отражено во многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» — такое пожелания использовали люди вовремя приема пищи, в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской души. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли.

    В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург и др.

    Соли образуют мощные отложения в земной коре. В Соль-Илецке, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Огромное количество соли содержится в воде морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать сушу земного шара слоем 130 м. Во многих странах Азии и Африки соль добывают из соляных озер, а в европейских странах – из соляных шахт.

    Соли могут иметь различную окраску: голубую, синюю, фиолетовую розовую и т.д. Некоторые озера имеют окраску из-за присутствия в них окрашенных солей. Например: Розовое, Красное, Малиновое.

    Слово «соль» мы часто используем в повседневной жизни, а в химии соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

    По составу соли схожи с кислотами, но в кислотах атом водорода и кислотный остаток, в солях – ион металла и кислотный остаток. Поэтому соли являются продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы металла. Например, поваренная соль – NaCl – продукт замещения атома водорода в соляной кислоте – HCl – на ион натрия. Заряд иона натрия 1+, хлора 1-, т.к. соединение электронейтрально, то формула поваренной соли – Na + Cl – .

    Все соли делятся на средние соли и кислые. В состав средней соли входят ионы металла и кислотного остатка, кислые соли состоят из ионов металла и кислотного остатка, содержащего 1 или 2 иона водорода. Посмотрите, NaNO3, K2CO3 – средние соли, а NaHSO4, KH2PO4 – кислые соли. Кислые соли образуют только многоосновные.

    Выведение формулы соли

    Если нужно вывести формулу хлорида кальция, то поступают следующим образом, обозначают заряды ионов, из которых состоит соль – Ca 2+ , Cl 1- . Заряд иона кальция 2+, т.к. это металл II A группы, у хлора заряд 1-, т.к. в соляной кислоте заряд иона хлора 1-. Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов кальция и хлора, т.е. 2 и 1, оно равно 2. Находим индексы, разделив наименьшее общее кратное на величины зарядов: 2 делим на 2 = 1. Индекс у кальция 1, он не пишется, 2 делим на 1 = 2, значит, индекс у хлора 2. Записываем формулу: CaCl2.

    Аналогично выводят формулы солей кислородсодержащих кислот. Выведем формулу фосфата бария – бариевой соли фосфорной кислоты. Обозначаем заряды ионов, из которых состоит соль, т.е. у Ва будет 2+, т.к. это металл II A группы, у РО4 – кислотного остатка фосфорной кислоты будет 3-, т.к. в составе кислоты 3 атома водорода. Находим наименьшее общее кратное числовых значений зарядов ионов бария и фосфат-иона. Наименьшее общее кратное 6, 6 делим на 2 = 3, значит, индекс у бария 3, индекс у фосфат-иона будет 2, т.к. 6 делим на 3 = 2. Отсюда, формула будет иметь вид – Вa3(PO4)2.

    Название солей

    Для того чтобы дать название солей, поступают следующим образом: сначала называют ион кислотного остатка в именительном падеже, затем ион металла в родительном падеже. Если металл имеет переменную степень окисления, то при названии солей в скобках римскими цифрами указывают численное значение степени окисления. Например, соль Al2(SO4)3 называется сульфат алюминия, т.к. кислотный остаток серной кислоты – SO4 2- имеет название – сульфат.

    Назовем соль Fe(NO3)3. Название начинаем с иона кислотного остатка – остаток азотной кислоты называется нитрат, добавляем название иона металла. Получается нитрат железа, т.к. железо имеет переменную степень окисления, то в скобках указываем численное значение степени окисления. В данном случае, степень окисления железа +3, поэтому соль называется нитрат железа (III).

    По растворимости в воде соли делят на: растворимые в воде, малорастворимые и нерастворимые. Для того чтобы определить растворима или нерастворима соль в воде, используют таблицы растворимости. Если на пересечении иона металла и кислотного остатка стоит буква «Р», значит, соль растворима в воде, если на пересечении стоит буква «М», значит, соль малорастворима, если буква «Н», то нерастворима. Из таблицы видно, что соли азотной кислоты – нитраты, все растворимы, почти все соли соляной кислоты – хлориды тоже растворимы, за исключением AgCl, PbCl2. Растворимы соли натрия и калия. Растворимы все соли серной кислоты – сульфаты, кроме BaSO4, PbSO4, CaSO4, Ag2SO4. Нерастворимы все фосфаты, силикаты, карбонаты, силикаты, сульфиды, кроме этих солей для натрия и калия.

    Рассмотрим несколько примеров солей.

    Поваренная соль – NaCl хлорид натрия, хорошо растворяется в воде, она очень важна для человека, животных и растений: в крови создает условия для жизни красных кровяных телец, в мышцах способствует возбудимости, в желудке образует соляную кислоту. Хлорид натрия используют для получения натрия, хлора, соляной кислоты, приготовления пищи, консервирования.

    Карбонат кальция – СаСО3 нерастворимая в воде соль, из нее построены раковины моллюсков, покровы раков, кораллы. Остатки коралловых полипов образуют атоллы и коралловые рифы. Наиболее известен Большой Барьерный риф в Австралии. Их раковины за много миллионов лет сформировали пласты соединений кальцияизвестняк. Мрамор, используемый в строительстве, тоже имеет формулу СаСО3, как и мел, который добывают из меловых гор или карьеров. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, которую используют в строительстве. Из карбоната кальция строят свой скелет наземные животные. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны станции метро.

    Фосфат кальция – Са3(РО4)2 нерастворим в воде. Это основная часть фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получить высокие урожаи. Кроме того, фосфат кальция входит в состав костей животных.

    Конспект урока по химии на тему “Соли” (8 класс)

    План-конспект урока по теме “Соли”.

    Содержимое разработки

    Тема 4. Соединения химических элементов

    Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

    Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

    Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

    Содержание материала

    Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

    Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

    К (I); N(IV); Cu(II); Al(III)

    Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

    Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

    Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).

    «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

    – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

    (После выполнения этого задания остаются формулы солей)

    Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

    Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители – кто они?

    И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

    Это вещество входит в состав крови человека.

    Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

    Оно содержится в Мировом океане.

    Из него в Боливии строят отели.

    Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

    Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

    Этот класс веществ называется соли.

    С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

    (соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

    Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

    Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

    Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом – ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

    Cu(NO3 )2– нитрат меди(II), Na2СO3 карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.

    Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

    Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

    Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

    Название кислотного остатка

    Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

    Название соли

    Название кислотного остатка

    Название металла в родительном падеже

    NaCl хлорид натрия

    Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

    Важнейшие представители солей.

    Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

    Карбонат кальция.

    Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

    Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

    Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

    Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

    Подведение итогов урока:

    Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

    По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

    Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

    Хлорид натрия – поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека

    Закрепление материала

    Задания 1. Выбери один правильный ответ

    а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

    б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

    в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

    г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

    2.Формулы только солей записаны в ряду

    3.Вещество формула которого К2СO3 называется

    а) карбонат кальция в) карбонат калия

    б) нитрат кальция г) хлорид кальция

    4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

    а) карбонат натрия в) хлорид натрия

    б) сульфат натрия г) нитрат натрия

    5.Хлориду алюминия соответствует формула

    6.Ортофосфату натрия соответствует формула

    7. При нагревании СаCO3 разлагается на

    8.Формула медного купороса

    а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

    б ) CuSO4 · 3H2O г ) CuSO4 · 5H2O

    9. Установите соответствие между названия солей и формулы

    Названия солей Формулы

    10. Установите соответствие между названия солей и кислот

    Названия солей Названия кислот

    1) хлорид а) ортофосфорная

    2) ортофосфат б) угольная

    3) карбонат в) соляная

    4) сульфат г) азотная

    5) нитрат д) серная

    Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

    Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

    Формула поваренной соли КСl

    Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

    Соль фосфат магния нерастворима в воде.

    К2СО3 – это формула карбонат кальция

    В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

    1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

    Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

    9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

    10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

    Планируемые результаты обучения.

    Предметные результаты:

    изучить состав солей;

    изучить названия солей;

    продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента

    продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

    Метапредметные результаты:

    продолжить развивать умение формирование гипотез,

    продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

    продолжить развивать умение работать в группах.

    продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

    Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

    2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

    Комплекты учителю

    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Вебинары для учителей

    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

    Урок “Соли”

    Планируемые образовательные результаты

    • умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

    Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

    Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

    Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности

    Просмотр содержимого документа
    «Урок “Соли” »

    Проект урока.

    Урок химии по теме “Соли. Определение, состав, определение и номенклатура “. (8-й класс)

    -сформировать знания обучающихся о составе, классификации, номенклатуре средних и кислых солей,

    -обучить составлению химических формул солей,

    -выработать умения определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам

    – воспитать культуру сотрудничества со сверстниками, учителями

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

    Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

    Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

    Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности

    Решаемые учебные проблемы:

    развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

    Основное содержание учебного материала: определение солей, классификация солей, номенклатура солей, составление химических формул, знакомство с образцами солей, определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам

    Визуализация: образцы солей, образцы веществ (оксиды, основания, кислоты, соли)

    Образовательные интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru

    Технологическая карта урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока, организует работу в группах по классификации веществ (оксидов, оснований, кислот, солей)

    Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке

    Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

    Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира с целью выделять группы веществ для дальнейшего детального изучения

    2. Этап актуализации и первичного учебного действия

    Отвечают на вопросы.

    Рефлексия: умею отвечать на вопросы

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    3. Этап выявления места и причин затруднения

    Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока

    Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей.

    Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу

    Рефлексия: заинтересовала данная тема

    Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Знакомит с алгоритмом составления формул и названий солей.

    Объясняет составление формул и названий солей, организует работу, координирует деятельность обучающихся.

    Работают с учебником стр.92 (по алгоритму)

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Умение работать с текстом, умение переводить текстовую информацию в знаковую

    Умение работать в группе

    5. Этап первичного закрепления

    Организует работу учащихся по выполнению работы стр. 96 № 1

    Проговаривают материал, выписывают отдельно формулы средних и кислых солей, находят ответы на вопросы

    Рефлексия: могу различать виды солей

    переводят знаковую информацию в текстовую

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

    6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Организует самостоятельную работу по заполнению таблицы

    Заполняют таблицу. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)

    Применяют знания на практике.

    Рефлексия: понял как заполнить таблицу

    Уметь ориентироваться в системе знаний; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

    Этап включения в систему знаний и повторения

    Предлагает выполнить задание на стр.97 №5

    и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию

    Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

    этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Предлагает учащимся составить синквейн к понятию – соль

    Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

    Побуждает оценить свою деятельность на уроке

    Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.

    Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

    Умение анализировать результаты своей деятельности.

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)

    Основные этапы урока.

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Деятельность учителя

    Учитель разбивает класс на 3 группы:

    I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

    I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

    II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

    III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

    Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

    – Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)

    Какие вещества называются оксидами?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

    Деятельность учителя

    – Назовите выделенные оксиды.

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: Al2O3 – оксид алюминия, SO3 – оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

    Деятельность учителя

    – Какие вещества называются основаниями?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: основания – это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH –

    Деятельность учителя

    – Назовите выделенные основания.

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

    Деятельность учителя

    – Какие вещества называются кислотами?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: кислоты – это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

    Деятельность учителя

    – Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 – азотная кислота, HCl – соляная кислота.

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

    Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

    Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    Деятельность учителя и деятельность ученика

    Фронтальная беседа по вопросам:

    1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4

    2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

    3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

    4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов – есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

    5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

    6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

    Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    Рефлексия: умею отвечать на вопросы

    3. Этап выявления места и причин затруднения

    Деятельность учителя

    О каком веществе идет речь?

    Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

    В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.

    Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

    Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    В данном случае: поваренная соль – NaCl

    Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы – в их состав входят соли. Показывает ЭОР

    Познавательные УУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

    Рефлексия: заинтересовала данная тема

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Деятельность учителя

    Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей.

    Объясняет составление формул и названий солей. Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

    Деятельность обучающихся самостоятельная работа с учебником стр. 92

    Алгоритм составления формул и названий солей

    Записываем ионы, из которых состоит соединение.

    Определяем заряды ионов.

    Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

    Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

    Составляем химическую формулу, вписывая индексы.

    Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.

    (в родительном падеже)

    Познавательные УУД: умение работать с текстом.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группе

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Деятельность учителя из пар. 27 стр. 96 № 1 выписать формулы солей и назвать их.

    Деятельность обучающихся проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости

    Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

    Рефлексия: могу различать виды солей

    6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Деятельность учителя

    Заполните таблицу – на пересечении запишите формулы солей

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: