Урок 27. Состав и физические свойства воды

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды”
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды”

Скачать:

Вложение Размер
urok_fizicheskie_i_himicheskie_svoystva_vody.docx 207.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №16 г. Павлово

Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Жидкова Христина Валерьевна.

Тема урока: Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Цель урока : сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

  • создать условия для исследования и выявления химических свойств воды;
  • способствовать осмыслению новых понятий “основания, гидроксильная группа”;
  • способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником.
  • способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • искать пути и средства осуществления целей.
  • создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
  • формирование навыков оценки и самооценки;
  • сформировать понимание практической важности воды в жизни человека.
  • Образовательные:

Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

  • Воспитательные:

Формировать научное мировоззрение учащихся; научи ть слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.

Планируемые результаты: По окончанию урока учащиеся смогут:

Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности.

Предметные: иметь понятие о химических свойствах воды, писать их уравнения реакций, иметь понятия о гидроксидах, основаниях, щелочах, оксидах, кислотах, опыт проведения химического эксперимента.

Личностные: научаться управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся : систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, видеоролика, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью, работа с книгой), проблемное обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение.

Формы организации работы учителя : организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, активизация и обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Основные виды деятельности учащихся.

1.Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды.

2.Работа с книгой.

4. Дидактические игры.

Используемые технологии обучения: проблемного обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение, личностно – ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.

Используемое оборудование ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, опорный конспект.

1.Организационный момент 1-2 мин.

2.Актуализация знаний (фронтальная беседа)

Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку: слайд № 1.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! Правильно, это вода.

Посмотрите ребята на экран. На экране слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Слайд № 2

Что общего в этих словах.

Ответы учащихся: слайд №2 корень аква.

Что означает слово аква?

Ответы учащихся: вода.

Сейчас мы продолжим говорить о воде, вспомним физические воды.

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете » (Проблемный вопрос)

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери

  1. Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
  2. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)
  3. Растёт она вниз головою. Не летом растет а зимою. Но солнце её припечёт – заплачет она и умрет. (Сосулька)

Отгадав эти загадки мы назвали три агрегатных состояния воды.

(Газ, жидкость, лед)

А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях? Используя предыдущие высказывания, и свои знания обобщим физические свойства воды, работая с индивидуальной картой. Ответы проверим по слайду №5. 1-2 мин. (самопроверка)

Физические свойства воды

Жидкое
Твердое
Газообразное

Плотность воды при t+4°С

Фронтальный и индивидуальный опрос Слайд №6

  1. Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде в индивидуальной карте
  2. Каков состав воды?
  3. Какими методами можно определить состав воды?
  4. Что такое анализ и синтез?
  5. Вода в природе? Дополнить предыдущие ответы. Содержание воды в разных организмах.
  6. Назовите способы очистки воды – отстаивание, фильтрование, обеззараживание (хлорирование, озонирование, ультрафиолетом), аэрация.

Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. (Схема в учебнике)

Фильтром для очистки служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование (0,7 г хлора на 1т воды)

Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.

Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.

7.Причины загрязнения водоемов сточные воды, сбросы предприятий, с/х. Основная причина утечка нефти.

8.В чем заключается охрана природных ресурсов?

Охрана водных ресурсов. Сообщения учащихся

Сообщение. «Берегите воду !»

В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту ному не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека.

«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.

Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л.

Существует мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м 3 , хлопчатобумажной ткани – 1000 м 3 , искусственного волокна – 3000 м 3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.

А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л. воды за одну человеко – чистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…

Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее, поскольку градиент концентрации стирального порошка на поверхности белья и омывающей его воде больше, чем в непроточной, а значит, и скорость диффузии больше. Но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в двух-трех водах, а не в проточной воде. Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи. Не забывайте, что вода – это богатство, красота и жизнь нашей планеты, и её надо беречь.

Известны случаи пожаров причиной, которых являлся дождь?

Мы можете это объяснить?

Объяснить это явление, можно только изучив химические свойства воды.

Слайд №7 Химические свойства воды:

Разложение воды в индивидуальной карте записать уравнение реакции.

Проверка – прочитать уравнение, используя химический язык.

(вопросы на внимательность)

Как называется прибор – эвдиометр

Условия прохождения реакции – пост. ток,2000 гр.С

Объемные отношения -1:2,

Взаимодействие с активными металлами

Как определить активность металла, чтобы правильно написать уравнение реакции. Металлы по своей активности делятся на три группы: активные, средней активности и неактивные. Работа с рядом активности.

Н 2 О + Взаимодействие с менее активными металлами

Взаимодействие с неметаллами

Взаимодействие с оксидами металлов

Взаимодействие с оксидами неметаллов

Запишите уравнения реакций по слайду, определите тип химической реакции (в индивидуальной карте)

Самопроверка химических свойств по слайду

Давайте просмотрим видеоролики взаимодействия воды.

Смотрите внимательно. Обратите внимание на определения. Условия течения реакций.

Что такое щелочь? (Растворимые основания)

Основания – это сложные вещества, состоящие из металлов и одной или несколько гидроксильных групп ОН.

Что за вещество фенолфталеин? (Индикатор – вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды)

1) С активными металлами IA группы и IIA групп.

2Na + 2HOH = 2 Na OH + H 2 ↑ +Q

Ca + 2HOH = Ca (OH) 2 + H 2 ↑

2) с менее активными металлами при нагревании

3) С неактивными металлами

Взаимодействие меди с водой – не реагирует с водой никогда,
Ребята как вы думаете, будут ли с водой взаимодействовать серебро и золото.

Минута для релаксации ( под шум прибоя )

Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

4. Взаимодействие с неметаллами

5. Взаимодействие со сложными веществами

1) Взаимодействие с оксидами неметаллов

СаО+НОН=Са (ОН) 2 +Q

2) Взаимодействие с оксидами неметаллов

Просмотр видеоролик взаимодействие с кислотными оксидами

P 2 O 5 + 3H 2 O —>2 H 3 PO 4

Ни умыться, не напиться,
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой.

Работа с книгой Используя рис.44 стр. 109. Дайте характеристику применению воды. Беседа

Земледелие Выращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды , доходящих до 90 % в некоторых странах.

Питьё и приготовление пищи Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды. Ведётся много споров о том, сколько воды нужно потреблять для оптимального функционирования организма.

Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды, поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов . Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.

Растворитель Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Теплоноситель Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей, а теплота кристаллизации уступает лишь аммиаку . В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях , для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в качестве льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.

Замедлитель Во многих ядерных реакторах вода используется не только в качестве теплоносителя, но и замедлителя нейтронов для эффективного протекания цепной ядерной реакции . Также существуют тяжеловодные реакторы , в которых в качестве замедлителя используется тяжёлая вода .

Пожаротушение В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены .

Спорт Многими видами спорта занимаются на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже под водой. Это подводное плавание , хоккей , лодочные виды спорта, биатлон и др.

Гидроабразивная резка Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов. Она используется в добывающей промышленности , горном деле и в производстве. Достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной несколько миллиметров, или более при добавлении абразивных частиц.

Смазка Вода применяется как смазочный материал для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках.

Слайды по бережному использованию воды.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Приведите в систему все те знания, которые вы получили на уроке.

Закрепления знаний проведем дидактические игры. Учащиеся выполняют данный вид работы в индивидуальных листах.

Первая игра «Вставь пропущенное слово» (фронтальная работа)

1.Щелочи – это _(растворимые) основания

2. Вода взаимодействует с __(активными) _ металлами.

3. С неактивными металлами вода _(не взаимодействует)_

4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на ( малиновую)

5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются (кислоты ) .

6. Без воды человек может прожить __(три дня)__

7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и (гидроксильной группы ОН) .

8. Вода распадается на (водород) _и (кислород) .

Правильность выполнения задания осуществляется методом взаимопроверка, затем самопроверка. (слайд № 25)

Вторая игра «Удивительная цифра». На парте у вас индивидуальный лист – задание. В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком.

1. Формула воды – Н 2 О.

2. Мr (Н 2 О) = 18 а.е.м.

3.Щелочи хорошо растворяются в воде.

4. Вода не имеет вкуса и запаха.

5. Вода – хороший растворитель.

6. В воде растворяется железный гвоздь.

7. Вода имеет вкус и запах.

8. Вода – летучая жидкость.

9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

10. медь не взаимодействует с водой.

11. основание можно определить фенолфталеином.

12. Вода при температуре +4°С 1г/см 3 .

Заполненные индивидуальные листы сдайте на проверку учителю.

  • Почему воду называют самым уникальным веществом на земле ?

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете » (Проблемный вопрос)

Леонардо да Винчи назвал воду “Соком жизни на Земле”. Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает жажду. Если потеря воды в 10 раз больше (т.е. составляет 10% от веса тела, это может привести к смерти). Почти все химические реакции идут в водной среде. Кроме того, испаряясь, вода охлаждает организм обитателей суши. Если бы человек не испарял пот, то после часа напряженной работы или игры в футбол его температура тела подскочила бы до 46 0 . Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”

При ответе да на данные вопросы поднимите руку.

  • Урок мне был полезен, интересен (да, нет)
  • Я успешно справился с большинством заданий на уроке.
  • На уроке я себя чувствовал комфортно.

Домашнее задание. §32 стр.109 тест.

Творческое задание: составить синквейн по теме «Вода».

Урок по химии на тему “Физические и химические свойства воды. Применение воды”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Предметная:

  • создать условия для исследования и выявления химических свойств воды;
  • способствовать осмыслению новых понятий “основания, гидроксильная группа”;
  • способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником.

Метапредметная:

  • способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • искать пути и средства осуществления целей.

Личностная:

  • создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
  • формирование навыков оценки и самооценки;
  • сформировать понимание практической важности воды в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные: Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.
  • Развивающие: Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  • Воспитательные: Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.

Планируемые результаты: По окончанию урока учащиеся смогут:

Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности.

Предметные: иметь понятие о химических свойствах воды, писать их уравнения реакций, иметь понятия о гидроксидах, основаниях, щелочах, оксидах, кислотах, опыт проведения химического эксперимента.

Личностные: научаться управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, видеоролика, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью, работа с книгой), проблемное обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение.

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, активизация и обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Основные виды деятельности учащихся.

1. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды.

2. Работа с книгой.

3. Анализ видеоролика.

4. Дидактические игры.

Используемые технологии обучения: проблемного обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.

Используемое оборудование ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint, опорный конспект.

Ход урока

1. Организационный момент 1-2 мин.

2. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку: слайд № 1.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Правильно, это вода.

Посмотрите ребята на экран. На экране слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Слайд № 2

Что общего в этих словах.

Ответы учащихся: слайд №2 корень аква.

Что означает слово аква?

Ответы учащихся: вода.

Сейчас мы продолжим говорить о воде, вспомним физические воды.

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете» (Проблемный вопрос)

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

  • Без крыльев летят.
    Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
  • Приходил – стучал по крыше,
    Ууходил – никто не слышал. (Дождь)
  • Растёт она вниз головою.
    Не летом растет а зимою.
    Но солнце её припечёт –
    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Отгадав эти загадки мы назвали три агрегатных состояния воды.

(Газ, жидкость, лед)

А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях? Используя предыдущие высказывания, и свои знания обобщим физические свойства воды, работая с индивидуальной картой. Ответы проверим по слайду №5. 1-2 мин. (самопроверка)

Урок 27. Состав и физические свойства воды – HIMI4KA

Вода. Свойства воды. Водные растворы

Ключевые слова конспекта: вода, физические и химические свойства воды, водные растворы.

Физические свойства воды

Чистая вода — прозрачная жидкость, без цвета, вкуса и запаха, плотность 1 кг/л, температура кипения 100 °С при 1 атм, температура плавления 0°С. У воды высокая удельная теплоемкость — 4,12 кДж/кг К), поэтому она долго нагревается и медленно остывает. У воды большая теплота испарения. На испарение 1 г воды требуется 2,25 кДж теплоты.

Атомы Н и О в молекуле воды соединены полярными ковалентными связями. На атоме водорода в молекуле Н2О имеется небольшой положительный заряд δ+, а на атоме кислорода — небольшой отрицательный δ-. Поскольку молекула воды имеет уголковое строение, она представляет собой двухполюсную частицу — диполь: . Между молекулами воды существует межмолекулярная водородная связь: Н2O ··· Н2O.

Химические свойства воды

Вода реагирует со многими металлами по типу реакций замещения.

С наиболее активными металлами — от Li по Аl в ряду активности металлов при комнатной температуре протекают реакции замещения одного атома Н в молекуле Н2O. С магнием реакция идет при нагревании, с алюминием — после снятия защитной оксидной пленки. В реакции образуются гидроксиды металлов — соединения, содержащие гидроксогруппу ОН, и водород:

2Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2↑, Са + 2Н2O = Са(ОН)2 + Н2↑.

Менее активные металлы — Zn, Mo, W, Fe — взаимодействуют с водой при высокой температуре (400-600 °С). В этих реакциях образуются оксиды металлов и водород:

Zn + Н2O = ZnO + Н2↑, 3Fe + 4Н2O = Fe3O4 + 4Н2

Вода реагирует с оксидами активных металлов (реакция гидратации). При этом получаются растворимые в воде гидроксиды металлов — щелочи:

Na2O + Н2O = 2NaOH, СаО + Н2O = Са(ОН)2.

Вода соединяется с оксидами многих неметаллов. При этом получаются растворимые в воде гидроксиды неметаллов — кислоты:

СO2 + Н2O = Н2СO3, SO3 + Н2O = H2SO4.

Гидролиз — это обратимая реакция обмена, например соли с водой. При этом происходит расщепление молекул воды на Н и ОН, которые входят в состав двух новых веществ:

К2СO3 + Н2O = КНСО3 + КОН, РСl3 + ЗН2O = Н3РО3 + ЗНСl.

Вода в жизнедеятельности человека. Водные растворы

Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.

Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. Один из способов синтеза этилового спирта (этанола) C2H5OH — реакция этилена С2Н4 с водой:

Жесткость воды — это свойства воды, обусловленные содержанием в ней ионов Са 2+ , Mg 2+ , Fe 2+ . Если концентрация этих ионов велика, то воду называют жесткой, если мала — мягкой. При стирке с мылом в жесткой воде образуются осадки, часть мыла уходит в осадок и ухудшается качество ткани. Такая вода непригодна для охлаждения в радиаторах автомобилей, в паровых котлах и стиральных машинах. При нагревании жесткой воды образуется накипь, которая забивает трубы и ускоряет изнашивание механизмов. Различают временную и постоянную жесткость воды.

Временная или карбонатная жесткость вызвана присутствием растворенных гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2, магния Mg(HCO3)2 и железа Fe(HCO3)2. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка карбоната, и жесткость воды снижается:

Са(НСO3)2 = СаСО3↓ + СO2↓ + Н2O, Fe(HCO3)2 = FeCO3↓ + CO2↓ + Н2O.

Другой способ устранения временной жесткости — действие известкового молока или соды:

Постоянная жесткость воды обусловлена присутствием в ней хлоридов, сульфатов и других растворимых солей кальция, магния и железа. Ее устраняют действием соды:

СаСl2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaCl.

Водный раствор — разновидность раствора, в котором растворителем служит вода. Будучи превосходным растворителем, именно вода используется для приготовления большинства растворов в химии.

Вещества, которые плохо растворяются в воде, называют гидрофобными (‘боящимися воды’), а хорошо в ней растворяющиеся — гидрофильными (‘любящими воду’). Примером типичного гидрофильного соединения может служить хлорид натрия (поваренная соль).

Если вещество образует водный раствор, который хорошо проводит электрический ток, то он называется сильным электролитом; в противном случае — слабым.

Конспект урока по химии «Вода. Свойства воды. Водные растворы». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Видео

Что такое вода — общее определение

Вода — неорганическое соединение, состав описывается формулой Н2О, следовательно, в молекуле воды содержится два атома водорода и один — кислорода. Соединены они ковалентной связью, которая образована путем перекрывания пары валентных электронных облаков. Чистое вещество не имеет цвета, запаха, вкуса.

В природе вода всегда содержит растворенные в ней вещества. Являясь сильнополярным растворителем, она в той или иной степени растворяет все вещества, с которыми контактирует. В результате такие характеристики воды как плотность, электропроводность и др. меняются из-за присутствия примесей.

Для жизни всей планеты важен круговорот веществ в природе, важнейшим из которых является круговорот воды. Испаряясь с поверхности природных водоемов, ее пары поднимаются вверх и формируют облака. В дальнейшем, выпадая в виде осадков, на землю вместе с водой возвращается масса химических веществ, которые в ней растворены. Круговорот воды влияет также на формирование климата и погоды.

На планете Земля порядка 1400 млн км3 воды. Покрывая более 70% поверхности земли, водоемы составляют Мировой океан. В большинстве своем, это соленая вода, непригодная для употребления человеком и выращивания сельскохозяйственных структур. На долю пресной воды приходится всего 1,81%, большая часть ее заключена в ледниках, и подземных запасах (0,63%). Крайне незначительная часть влаги присутствует в атмосфере (0,001%).

Без воды невозможно существование живых организмов, поскольку она присутствует в их тканях и системах. Человек, способный обходиться без продуктов питания порядка 50-70 суток, не сможет жить без воды более 3-5 дней. На практике этот период может быть значительно меньше.

Наука о воде

Изучением природных вод, явлений и процессов занимается наука Гидрология.

Первые упоминания о гидрологии появились на заре истории человечества около 6000 лет назад.

Начало гидрологических наблюдений в России относится к XV–XVI вв.: в записях русских летописцев сохранились сведения о свойствах воды, наводнениях, паводках, замерзании.

Исследования

Происхождение воды на планете

Происхождение воды на Земле является предметом научных споров. Некоторые учёные считают, что вода была занесена астероидами или кометами на ранней стадии образования Земли, около четырёх миллиардов лет назад, когда планета уже сформировалась в виде шара. В настоящее время установлено, что вода появилась в мантии Земли не позже 2,7 миллиардов лет назад.

Гидрология

Гидроло́гия — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т. п.).

Предметом изучения гидрологии являются все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенных и подземных вод.

Гидрология исследует круговорот воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий; проводит анализ гидрологических элементов для отдельных территорий и Земли в целом; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; пользуется методами, применяемыми в географии, физике и других науках. Данные гидрологии моря используются при плавании и ведении боевых действий надводными кораблями и подводными лодками.

Гидрология подразделяется на океанологию, гидрологию суши и гидрогеологию.

Океанология подразделяется на биологию океана, химию океана, геологию океана, физическую океанологию, и взаимодействие океана и атмосферы.

Гидрология суши подразделяется на гидрологию рек (речную гидрологию, потамологию), озероведение (лимнологию), болотоведение, гляциологию.

Гидрогеология

Гидрогеоло́гия (от др.-греч. ὕδωρ «водность» + геология) — наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод. Также изучается взаимодействие подземных вод с горными породами, поверхностными водами и атмосферой. В сферу этой науки входят такие вопросы, как динамика подземных вод, гидрогеохимия, поиск и разведка подземных вод, а также мелиоративная и региональная гидрогеология. Гидрогеология тесно связана с гидрологией и геологией, в том числе и с инженерной геологией, метеорологией, геохимией, геофизикой и другими науками о Земле. Она опирается на данные математики, физики, химии и широко использует их методы исследования. Данные гидрогеологии используются, в частности, для решения вопросов водоснабжения, мелиорации и эксплуатации месторождений.

Запасы пресной воды

Несмотря на то, что Земля более, чем на 70% покрыта водой, лишь 1% является пресной (её солёность не превышает 0,5 ‰). Более 2/3 запасов пресной воды на Земле хранится в ледниках. Крупнейшим водоёмом пресной воды считается озеро Байкал в России.

Очистка воды

В питьевой воде не должны содержаться примеси и болезнетворные бактерии. Чтобы вода из озер и рек была пригодна для питья, ей дают отстояться в специальных бассейнах. Затем ее фильтруют через слой песка. Очищенную от нерастворимых веществ воду обрабатывают хлором, озоном или ультрафиолетовыми лучами.

Для очищения воды от растворенных в ней веществ используют перегонку, или дистилляцию. Этим способом получают дистиллированную воду. Ее применяют в лабораториях, аптеках, охладительных системах машин и т. д.

В природе

В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой, а твёрдая — криосферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, зарождение жизни на Земле произошло в водной среде.

Мировой океан содержит более 97,54 % земной воды, ледники — 1,81 %, подземные воды — около 0,63 %, реки и озера — 0,009 %, материковые солёные воды — 0,007 %, атмосфера — 0,001 %.

Вода за пределами Земли

Вода — чрезвычайно распространённое вещество в космосе, однако из-за высокого внутрижидкостного давления вода не может существовать в жидком состоянии в условиях вакуума космоса, отчего она представлена только в виде пара или льда.

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с освоением космоса человеком и возможности возникновения жизни на других планетах, является вопрос о наличии воды за пределами Земли в достаточно большой концентрации. Известно, что некоторые кометы более, чем на 50 % состоят из водяного льда. Не стоит, впрочем, забывать, что не любая водная среда пригодна для жизни.

В результате бомбардировки лунного кратера, проведённой 9 октября 2009 года НАСА с использованием космического аппарата LCROSS, впервые были получены достоверные свидетельства наличия на спутнике Земли водяного льда в больших объёмах.

Вода широко распространена в Солнечной системе. Наличие воды (в основном в виде льда) подтверждено на многих спутниках Юпитера и Сатурна: Энцеладе, Тефии, Европе, Ганимеде и др. Вода присутствует в составе всех комет и многих астероидов. Учёными предполагается, что многие транснептуновые объекты имеют в своём составе воду.

Вода в виде паров содержится в атмосфере Солнца (следы), атмосферах Меркурия (3,4 %, также большие количества воды обнаружены в экзосфере Меркурия), Венеры (0,002 %), Луны, Марса (0,03 %), Юпитера (0,0004 %), Европы, Сатурна, Урана (следы) и Нептуна (найден в нижних слоях атмосферы).

Содержание водяного пара в атмосфере Земли у поверхности колеблется от 3—4 % в тропиках до 2·10 −5 % в Антарктиде.

Кроме того, вода обнаружена на экзопланетах, например HD 189733 A b, HD 209458 b и GJ 1214 b.

Жидкая вода, предположительно, имеется под поверхностью некоторых спутников планет — наиболее вероятно, на Европе — спутнике Юпитера.

Растворимость веществ в воде

  • Хорошо растворимые – в 100 мл воды растворяется более 1 г вещества (сахар).
  • Малорастворимые – в 100 мл воды растворяется 0,01-1 г вещества (гипс).
  • Нерастворимые – в 100 мл воды растворяется менее 0,01 вещества (хлорид серебра (I)).

Большинство твердых веществ при нагревании растворяется быстрее. Растворимость газов повышается при понижении температуры и повышении давления.

Растворение многих веществ в воде сопровождается образованием оболочки из молекул воды. Данный комплекс называется гидратом. После кристаллизации в составе таких комплексов сохраняется часть молекул воды, образуя кристаллогидрат:

Физические свойства воды

При комнатных условиях вода представляет собой жидкость без вкуса и запаха. В тонком слое вода не имеет цвета. Однако при толщине более 2 м она имеет голубой цвет. Совершенно чистая вода очень плохо проводит электрический ток.

На заметку: По тому, как проводит электрический ток вода, можно судить о ее чистоте — чем ниже электропроводность, тем чище вода.

У большинства веществ в твердом состоянии плотность выше, чем в жидком. В отличие от них вода в твердом агрегатном состоянии (лед) имеет более низкую плотность, чем в жидком. При 0 °С плотность льда равна примерно 0,92 г/см 3 , а плотность жидкой воды — примерно 1,00 г/см 3 . Это означает, что лед легче воды, поэтому он не тонет в ней (рис. 107). Такая особенность воды объясняет, почему водоемы начинают замерзать не со дна, а с поверхности и очень редко промерзают до самого дна. Это защищает живые организмы, обитающие в реках и морях, от гибели.

У воды высокая теплоемкость, поэтому она медленно нагревается, но и медленно остывает. Это позволяет морям и океанам накапливать тепло летом (и днем) и высвобождать его зимой (и ночью), что предотвращает резкие колебания температуры воздуха на нашей планете в течение года (и суток). Моря и океаны служат своеобразными аккумуляторами тепла на нашей планете.

При нормальном давлении (101,3 кПа) температура кипения воды равна 100 °С. При понижении давления температура кипения воды понижается. Например, в горах на высоте около 5000 м давление существенно ниже нормального (примерно в два раза), поэтому вода закипает в этих условиях при температуре около 84 °С. Понятно, что варить продукты до готовности в горах необходимо более длительное время. И наоборот, в скороварке, где создается высокое давление, вода закипает при температуре выше 100 °С, что позволяет быстрее приготавливать пищу.

Урок 27. Состав и физические свойства воды

Ключевые слова конспекта: вода, физические и химические свойства воды, водные растворы.

Физические свойства воды

Чистая вода — прозрачная жидкость, без цвета, вкуса и запаха, плотность 1 кг/л, температура кипения 100 °С при 1 атм, температура плавления 0°С. У воды высокая удельная теплоемкость — 4,12 кДж/кг К), поэтому она долго нагревается и медленно остывает. У воды большая теплота испарения. На испарение 1 г воды требуется 2,25 кДж теплоты.

Атомы Н и О в молекуле воды соединены полярными ковалентными связями. На атоме водорода в молекуле Н2О имеется небольшой положительный заряд δ+, а на атоме кислорода — небольшой отрицательный δ-. Поскольку молекула воды имеет уголковое строение, она представляет собой двухполюсную частицу — диполь: . Между молекулами воды существует межмолекулярная водородная связь: Н2O ··· Н2O.

Химические свойства воды

Вода реагирует со многими металлами по типу реакций замещения.

С наиболее активными металлами — от Li по Аl в ряду активности металлов при комнатной температуре протекают реакции замещения одного атома Н в молекуле Н2O. С магнием реакция идет при нагревании, с алюминием — после снятия защитной оксидной пленки. В реакции образуются гидроксиды металлов — соединения, содержащие гидроксогруппу ОН, и водород:

2Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2↑,
Са + 2Н2O = Са(ОН)2 + Н2↑.

Менее активные металлы — Zn, Mo, W, Fe — взаимодействуют с водой при высокой температуре (400-600 °С). В этих реакциях образуются оксиды металлов и водород:

Zn + Н2O = ZnO + Н2↑,
3Fe + 4Н2O = Fe3O4 + 4Н2

Вода реагирует с оксидами активных металлов (реакция гидратации). При этом получаются растворимые в воде гидроксиды металлов — щелочи:

Na2O + Н2O = 2NaOH,
СаО + Н2O = Са(ОН)2.

Вода соединяется с оксидами многих неметаллов. При этом получаются растворимые в воде гидроксиды неметаллов — кислоты:

СO2 + Н2O = Н2СO3,
SO3 + Н2O = H2SO4.

Гидролиз — это обратимая реакция обмена, например соли с водой. При этом происходит расщепление молекул воды на Н и ОН, которые входят в состав двух новых веществ:

К2СO3 + Н2O = КНСО3 + КОН,
РС
l3 + ЗН2O = Н3РО3 + ЗНСl.

Вода в жизнедеятельности человека. Водные растворы

Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.

Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. Один из способов синтеза этилового спирта (этанола) C2H5OH — реакция этилена С2Н4 с водой:

Жесткость воды — это свойства воды, обусловленные содержанием в ней ионов Са 2+ , Mg 2+ , Fe 2+ . Если концентрация этих ионов велика, то воду называют жесткой, если мала — мягкой. При стирке с мылом в жесткой воде образуются осадки, часть мыла уходит в осадок и ухудшается качество ткани. Такая вода непригодна для охлаждения в радиаторах автомобилей, в паровых котлах и стиральных машинах. При нагревании жесткой воды образуется накипь, которая забивает трубы и ускоряет изнашивание механизмов. Различают временную и постоянную жесткость воды.

Временная или карбонатная жесткость вызвана присутствием растворенных гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2, магния Mg(HCO3)2 и железа Fe(HCO3)2. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка карбоната, и жесткость воды снижается:

Са(НСO3)2 = СаСО3↓ + СO2↓ + Н2O,
Fe(HCO3)2 = FeCO3↓ + CO2↓ + Н2O.

Другой способ устранения временной жесткости — действие известкового молока или соды:

Постоянная жесткость воды обусловлена присутствием в ней хлоридов, сульфатов и других растворимых солей кальция, магния и железа. Ее устраняют действием соды:

СаСl2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaCl.

Водный раствор — разновидность раствора, в котором растворителем служит вода. Будучи превосходным растворителем, именно вода используется для приготовления большинства растворов в химии.

Вещества, которые плохо растворяются в воде, называют гидрофобными (‘боящимися воды’), а хорошо в ней растворяющиеся — гидрофильными (‘любящими воду’). Примером типичного гидрофильного соединения может служить хлорид натрия (поваренная соль).

Если вещество образует водный раствор, который хорошо проводит электрический ток, то он называется сильным электролитом; в противном случае — слабым.

Конспект урока по химии «Вода. Свойства воды. Водные растворы». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Конспект урока по химии «Физические и химические свойства воды»

Описание разработки

Цель урока. (Слайд 2)

Изучить химические свойства воды. Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях. Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.

Гидроксиды металлов, основания, гидроксильная группа, кислоты, кислотный остаток.

Планируемые результаты обучения.

Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Этап урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Самостоятельная работа в виде тестирования.

4. Актуализация знаний по теме: «Вода»

5. Изложение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Домашнее задание (Параграф по учебнику, выполнить задания после параграфа).

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку).

Название новой темы урока.

Проверка знаний. (проводится небольшая самостоятельная работа в виде тестирования по строению и получению воды, растворам). (Слайд 4,5)

1. Физический процесс происходит при очистке воды методом

2. Больше всего примесей содержится в воде

3. К физическим свойствам воды не относятся

1. агрегатное состояние;

3. температура кипения;

4. способность к разложению электрическим током.

4. Растворимость вещества в воде не зависит от

2. природы вещества;

3. природы растворителя;

4. массы растворителя.

5. Основной запас воды на Земле находится в:

1. морях и океанах;

2. подземных источниках;

6. живых организмах.

6. При приготовлении раствора его объем:

1. равен объему смешиваемых компонентов;

2. равен объему растворителя;

3. равен объему растворяемого вещества;

4. не равен объему смешиваемых компонентов.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока в 8 классе по теме:

«Физические и химические свойства воды» (Слайд 1.)

Цель урока. (Слайд 2)

Изучить химические свойства воды. Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях. Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.
Основные понятия.

Гидроксиды металлов, основания, гидроксильная группа, кислоты, кислотный остаток.
Планируемые результаты обучения.

Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Оборудование: (Слайд 3)

периодическая таблица химических элементов;

лист ученика, содержащий информацию по теоретическому материалу и инструкции;

ноутбук, проектор, экран;

реактивы – вода, металлический натрий и магний, оксиды кальция и фосфора, индикаторы;

Демонстрации.

Взаимодействие воды с:

оксидом кальция, (CaO)

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

3. Самостоятельная работа в виде тестирования.

4. Актуализация знаний по теме: «Вода»

5. Изложение нового материала

6. Закрепление материала .

7. Домашнее задание (Параграф по учебнику, выполнить задания после параграфа).

Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку).

Название новой темы урока.

Проверка знаний. (проводится небольшая самостоятельная работа в виде тестирования по строению и получению воды, растворам). (Слайд 4,5)

1. Физический процесс происходит при очистке воды методом

2. Больше всего примесей содержится в воде

3. К физическим свойствам воды не относятся

способность к разложению электрическим током

4. Растворимость вещества в воде не зависит от

5. Основной запас воды на Земле находится в:

1. морях и океанах;
2. подземных источниках;
3. атмосфере;
4. ледниках;
5. озерах, реках;
6. живых организмах.

6. При приготовлении раствора его объем:

1. равен объему смешиваемых компонентов;
2. равен объему растворителя;
3. равен объему растворяемого вещества;
4. не равен объему смешиваемых компонентов

Выполните задание в тетради: (Слайд 6)

Распределите предложенные вещества – СO2 , H2, O2 , Уксус, соль, мел, ржавчина, растительное масло, спирт в пустые столбики таблицы 1, используя свой жизненный опыт. Таблица 1

Проверка (Слайд 7)

Актуализация знаний по теме:

Какие бывают растворы по агрегатному состоянию? (жидкие, твёрдые, газообразные)

Какие бывают растворы по количеству растворённого вещества? (концентрированные, разбавленные)

Какие виды растворов вы знаете? (насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные)

Изучение нового материала.

Учитель: В ходе эволюции вода создала окружающую нас природу, живой мир, да и самого человека: именно водная среда (Мировой океан) могла обеспечить все требования к возникновению и развитию жизни. Она стала тем “питательным бульоном”, в котором 3,5 млрд. лет назад при специфических внешних условиях зародилась жизнь на Земле.

Вода обеспечивает существование жизни на нашей планете: сложнейшие биохимические реакции в клетках животных и растительных организмов могут протекать только при наличии воды. С химической точки зрения живое вещество – это водный раствор, и почти все процессы, обеспечивающие его жизнедеятельность, сводятся к химическим реакциям в водном растворе.

Физические свойства воды: (Слайд 8)

Вода существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом(лёд), жидком и газообразном(пар).

При обычных условиях вода представляет собой прозрачную жидкость без вкуса и запаха. Изучение химических свойств воды следует проводить экспериментально.

Учитель демонстрирует опыты:
1) Взаимодействие воды с активными металлами (натрием). Учитель определяет продукты реакции, показывает, как записывать уравнения этой реакции (рекомендуем формулу воды записывать как Н—ОН, выделяя гидроксильную группу), вводит понятия «гидроксид металла», «основание».
2) Взаимодействие воды с менее активными металлами (магнием).
3) Взаимодействие воды с оксидами активных металлов (оксидом кальция).
4) Взаимодействие воды с оксидами неметаллов (оксидом фосфора(V)). В этом случае учитель вводит понятия «кислота», «кислотный остаток».
Записывая уравнения химических реакций, учащиеся определяют типы реакций.

Химические свойства воды:

Оформите запись химических свойств воды в виде обобщающей таблицы. (Слайд 9)

Конспект занятия по экспериментированию для детей 6–7 лет «Физические свойства воды»

Тихомирова Юлия
Конспект занятия по экспериментированию для детей 6–7 лет «Физические свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию для детей 6-7 лет

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

1. Дать детям элементарное понятие – физика природных явлений.

2. Развивать у детей познавательный интерес.

3. Познакомить детей с небольшой частью природы нашей планеты.

Оборудование: вода, баночки, таз, полоски бумаги, фломастеры, пластиковые стаканы, ножницы, бумажные цветы, скрепки и др.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Воспитатель – Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые происходят с водой.

II. Основная часть

(Начинаю рассказ по презентации).

Природа нашей планеты необычайно красива, разнообразна и поистине неисчерпаема.В ней есть: леса, горы, океаны и моря и многое другое.

В природе происходят различные природные явления: дождь, радуга, солнечный закат, туманы, облака, молния, метель.

Люди в наше время знают, хотя бы в общих чертах, как работает двигатель автомобиля, зачем нужен ток в проводах, почему взлетает ракета. Но наблюдая, казалось бы, простые явления природы, мы редко задумываемся, почему происходит именно так,а не иначе:

• Почему идёт снег?

• Почему звёзды видны только ночью?

На многие из этих вопросов можно найти ответы, изучив физику природных явлений.

Вы более подробно познакомитесь с этим, когда пойдёте в школу, и будете изучать такой предмет как физика. Может кто-нибудь из вас слышал или знает это слово?

Физика – это наука о неживой природе, которая изучает физические свойства и явления такие как: почему облака белые, почему гремит гром, почему светит солнце.

Изучая физику природных явлений, можно понять, как утроена природа и различные явления в ней.

Я предлагаю вам стать ненадолго физиками (учёными) и отправиться вместе со мной в лабораторию, в которой мы узнаем о некоторых физических свойствах воды.

Презентация (рассказываю о природных явлениях и показываю опыты детям).

Слайд №1 – Наша планета – Земля

Давайте посмотрим на слайд. На нём изображена наша планета – Земля. Вода – самое распространённое на Земле вещество, она занимает большую часть поверхности нашей планеты, остальное – это суша. Вода придаёт Земле тот неповторимый вид, который отличает её от других планет солнечной системы.

С водой происходят разные природные явления, которые мы сейчас попытаемся увидеть с помощью опытов.

Слайд №2 – кипение воды

На этом слайде мы видим реку, которая называется Гейзерная. В нижних участках этой реки функционируют источники, а называются они гейзерами.

Гейзер — горячий источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара из под земли.

Дети, как вы думаете, почему это происходит? (Потому что вода очень горячая и начинает кипеть, как в чайнике). Правильно! Я покажу вам, как можно вскипятить воду не нагревая её.

Опыт «Кипячение воды при комнатной температуре»

Для выполнения опыта понадобится:

• вода комнатной температуры (20 градусов)

Начинаем эксперимент:

1. Набираю в медицинский шприц немного воды, примерно 1/3 часть.

2. Пальцем закрываю выходное отверстие шприца, и оттягиваю поршень. Посмотрите, что происходит с водой? (Она забурлила).

Объяснение: В данном опыте мы перекрыли доступ воздуха в шприце, что привело к образованию пузырьков, т. е. вода закипела.

Слайд №3 – Как растения впитывают жидкость

(Подойти к экрану вместе с детьми). Все мы знаем, что цветы, кустарники, деревья впитывают влагу через корни, которые находятся в земле. Вода по стеблю поднимается вверх и питает всё растение.

Сейчас мы увидим, как вода шагает, или течёт вверх.

Опыт «Шагающая вода или вода течёт вверх»

Для выполнения опыта понадобится: вода, прозрачный стакан, ножницы, фломастеры, бумажная салфетка.

Начинаем эксперимент:

1. Вырезаем из салфетки полоску шириной 5 см.

2. Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.

3. Наливаем в стаканы воду.

4. Опускаем полоску в стакан так, чтобы она касалась краем поверхности воды.

Ребята, вы хотите посмотреть на кусочек бумажной салфетки под микроскопом? (Ответ детей). (На слайде появляется картинка, дети в этот момент смотрят в микроскоп). Что вы там увидели? (Ответы детей).

Объяснение: Салфетка состоит из бумаги, которая, имеет волокнистое строение. С помощью микроскопа мы увидели, что волокна похожи на волоски. Между ними находится пустота, которая заполнена воздухом. Таким образом, вода заполняет пустоту и впитывается в салфетку.

Слайд №4 – температура воды

На территории государства Польши находятся две реки Нельба и Велна. Эти реки пересекаются под углом в 90 градусов. А из-за большого различия температур, воды не смешиваются между собой (показать указкой реки).

А почему они не смешиваются, я сейчас вам покажу и постараюсь объяснить.

Опыт «Тёплая и холодная вода»

Для выполнения опыта понадобится: 4 прозрачных стакана;вода: тёплая и холодная, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, салфетка, плотный картон.

Начинаем эксперимент:

1. Наливаем в стаканы тёплую и холодную воду.

2. Затем берём краситель красный и синий и добавляем несколько капель в воду.

3. Накрываем картонкой стакан с холодной водой и переворачиваем его вниз, ставя на стакан с тёплой водой.

4. Затем наоборот. Накрываем картонкой стакан с тёплой водой и переворачиваем его вниз, ставя на стакан с холодной водой.

5. Смотрим что получилось?

Объяснение: (Показываю картинку) Вода состоит из маленьких частиц. Находясь в холодной воде, частичкам становится холодно, и поэтому они приближаются друг к другу очень близко, а когда вода тёплая – частички отдаляются друг от друга. Из этого следует, что холодная вода плотнее, чем тёплая, и поэтому она устремляется вниз.

– А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Подойдите ко мне.

Физминутка «Капельки прыг-прыг» (Музыкальный танцевальный мультик)

С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели.

И захватывая дух,

Капельки упали – бух!

Капельки – прыг, прыг, 2 раза

Капельки – хлоп, хлоп, 2 раза

Капельки – топ, топ, топ, топ. 2раза

С неба капельки упали,

И прозрачны, и легки.

Капельки – прыг, прыг, 2 раза

Мы немного отдохнули, а теперь давайте продолжим дальше.

Слайд №5 – опыт со стрелками

Капли воды могут по-разному менять своё направление. Сейчас мы с вами увидим, как вода может изменять направление нарисованных предметов. У меня есть бумага, которой изображены стрелки – вправом и влевом направлении. Ставим рисунок, затем перед ним ставим любой прозрачный сосуд. Наливаем в неё воду и смотрим что получилось? Посмотрев, через банку, мы увидели, что стрелки, на которые мы смотрим через воду в банке, поменяли свое направление. Теперь все стрелки направлены в обратную сторону.

Слайд № 7- сила поверхностного натяжения

(Включаю видеоролик). Ребята, вы когда-нибудь видели такое насекомое? (Ответы детей) Это насекомое называется водомерка. Посмотрите, как они двигаются по водной глади. Посмотрев видеоролик, мы увидели, что водомерки будто скользят по воде, а почему они не тонут и что им помогает в этом, мы сейчас узнаем.

Опыт со скрепками «Водомерки»

Для выполнения опыта понадобится: скрепки и ёмкость с водой.

Начинаем эксперимент:

1. Бросаю в ёмкость с водой несколько скрепок. Что с ними произошло?

2. А теперь в другую ёмкость с водой при помощи одной скрепки аккуратно кладу другие скрепки. Что происходит со скрепками? (Они плавают на поверхности воды).

Объяснение: На поверхности воды есть прозрачная плёнка. Поэтому вода может держать лёгкие предметы такие как: дерево, пластмасс, но в данном случае мы знаем, что скрепка сделана из металла. Если положить предмет аккуратно, то плёнка не разрушается и предмет не утонет, а если скрепку с силой бросить в воду, то она утонет, тем самым я разрушила поверхностный слой воды. Это свойство воды называется силой поверхностного натяжения.

III. Итог занятия (положить камешки и грунт в таз с водой)

Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Это пруд, но чего-то в нём не хватает? Как вы думаете, что можно сюда добавить? (Цветы-кувшинки).

Чтобы цветы распустились, нам нужно взять цветок в руки и поочерёдно загнуть все лепестки по очереди, затем положить цветы в воду. Д

Давайте вспомним, какие опыты мы сегодня проводили? (Ответы детей).

Давайте, посмотрим на наш чудесный пруд. Так и хочется немного посидеть возле него, побросать камешки и отдохнуть. Спасибо! До свидания!

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Свойства воды-волшебницы» Цель: познакомить детей со свойствами воды: прозрачная Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес.

Конспект занятия для детей 4–5 лет «Самовар — воды кипящей волшебство» Конспект для детей 4-5 лет «Самовар – воды кипящей «волшебство»». Цель: Формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в младшей группе «Свойства воды и песка» Конспект открытого занятия по экспериментированию в младшей группе «Свойства воды и песка» Цели • Познакомить детей со свойствами воды;.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе: Лаборатория юного эколога «Свойства воды» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Березовка» группы дошкольного воспитания Саратовская область Энгельсский район.

Конспект занятия по экспериментированию «Подарок зайчика. Свойства камня «» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ. [/b] Тема: ” Подарок зайчика”. Шикун Е. Н. Задачи :Развивать интерес к окружающему миру в процессе.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему «Свойства дерева и резины» Таырыбы/ Тема: Свойства дерева и резины Білімділік міндеті/ Образовательная задача: : Расширить представления о дереве, его.

НОД по экспериментированию на тему «Свойства воды» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цели: — формирование представлений о свойствах воды; — развивать творческое.

«Свойства воды» — конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема: Свойства воды[/b]Оформление: Золотая рыбка, капельки-дождинки (из бумаги,глобус, вода, песок, чернила, активированный уголь, молоко,.

Конспект занятия «Вода. Свойства воды» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9 «Чебурашка» г. Дюртюли муниципального района Дюртюлинский.

Конспект занятия «Свойства воды» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Свойства воды». Цель: совершенствовать представления о свойствах.

Исследовательская работа по физике тема:Физические свойства воды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»

ФИЛИАЛ «УДАЧНИНСКИЙ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Физика»

на тему « Физические свойства воды »

студент гр. М-18/9у

1.1. Что такое вода?

1.2. Физические свойства воды

1.3 Секреты воды

2.. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследования свойства воды

2.2. Проверим силу воды.

“Физические свойства воды”

Автор: Кондрашенков Артур Александрович, студент группы М-18/9У

(“Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования)

ГАПОУ “МРТК” филиал “Удачнинский” Мирнинский район Республика Саха (Якутия)

Тема исследовательской работы « Физические свойства воды ». Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Кажется, что проще воды ничего не бывает. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы любуемся её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков.

Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле: сам человек на 3/4 состоит из воды; воду мы пьём; водой мы моемся; на воде готовим пищу; используем её в системе отопления; на основе воды изготавливаются множество необходимых для человека веществ (кремы, шампуни и многое другое).

Вода согревает нас, она поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает резких перепадов температур и жить вполне приятно. Если бы атмосфера не содержала водяных паров, космический холод заморозил бы все на земле.

Но как ни странно, о воде, веществе таком привычном и знакомом, мы знаем далеко не все. Вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о свойствах воды , некоторые из которых настолько любопытны, что порой все еще не поддаются объяснению. То есть их не должно быть. Но они есть. Чудо! Или загадка…

Цель работы: Выяснить особенности, некоторые физические свойства воды и возможности их использования в жизни человека.

Методы исследования:

Объект исследования: вода и её различные состояния.

Предмет исследования: свойства воды, присущие только ей и совсем неочевидные в природе.

Задачи работы:

Изучения литературы по теме исследования.

Поставить занимательные эксперименты.

Отработать поставленные опыты, сделать вывод.

“Физические свойства воды”

Автор: Кондрашенков Артур Александрович, студент группы М-18/9У

(“Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования)

ГАПОУ “МРТК” филиал “Удачнинский” Мирнинский район Республика Саха (Якутия)

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое вода?

Такой вопрос может показаться не только странным, но и немного невежливым. Кто же этого может не знать? Всякий знает, что вода — это соединение водорода и кислорода. Вот ее всем известная формула: Н 2 О. С водой очень хорошо знаком каждый, кто привык умываться по утрам, пьет чай, умеет плавать, любит бегать под дождем, не боясь промокнуть, кататься на коньках и ходить на лыжах.

И всё же за ответом на этот вопрос я отправился в библиотеку.

Из книг я узнал, что название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы. Точного определения, почему воду назвали водой, не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих.

Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидр” – вода, “сфера” – шар).

Пожалуй, на Земле нет более распространенного и в то же время более загадочного вещества, чем вода. Действительно, достаточно вспомнить, что все живое вышло из воды и состоит из нее более чем на 50%. 71% поверхности Земли покрыто водой и льдом, а значительная часть северных территорий суши представляет собой вечную мерзлоту. Чтобы наглядно представить себе суммарное количество льда на нашей планете, заметим, что в случае их таяния вода в Мировом океане поднимется более чем на 50 м, что приведет к затоплению гигантских территорий суши на всем земном шаре. Во Вселенной, в том числе и в Солнечной системе, обнаружены огромные массы льда. Нет ни одного мало-мальски существенного производства, бытовой деятельности человека, в которой не использовалась бы вода.

Известный советский ученый академик И.В.Петрянов свою научно – популярную книгу о воде назвал “Самое необыкновенное вещество в мире”. А доктор биологических наук Б.Ф.Сергеев начал свою книгу “Занимательная физиология” с главы о воде – “Вещество, которое создало нашу планету”.

Вывод : вода – вещество привычное и необычное.

1.2. Физические свойства воды

Из уроков окружающего мира : мы знаем, что вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе в трёх состояниях:

Газообразное – водяной пар.

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое, и обратно при незначительных изменениях. При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твёрдое состояние), заиндевение

(образование инея – переход газообразной воды в твёрдое состояние ), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лёд). Таким образом, вода может осуществлять не только постепенные переходы из одного состояния в другое (лёд – вода – пар – вода – лёд), но и скачкообразные, минуя некоторые фазы (лёд – пар или пар – иней). При переходах воды из одного состояния в другое существенно изменяются её свойства.

Однако в энциклопедии мы прочитали, что ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

Так же возможны состояния – пересыщенный пар, перегретая жидкость, переохлаждённая жидкость. Эти состояния могут существовать длительное время, однако они неустойчивы и при соприкосновении с более устойчивым состоянием происходит переход. Например, нетрудно получить переохлаждённую жидкость, охладив чистую воду в чистом сосуде ниже 0°C, однако при появлении центра кристаллизации жидкая вода быстро превращается в лёд.

При атмосферном давлении вода замерзает при температуре 0°C и кипит при температуре 100°C.

«Стеклянная» вода. При температуре -38 °C даже самая чистая сверх охлаждённая вода внезапно превратится в лед. При -120 °C вода становится сверх вязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура.

Сверх охлаждения воды. Этим свойством обладает очень чистая вода. При охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Её кристаллизация может быть спровоцирована пузырьками газа, примесями, неровной поверхностью емкости. Когда процесс кристаллизации запускается, можно наблюдать, как сверх охлаждённая вода моментально превращается в лед.

Обычно среди свойств воды называются такие, как:

-принимает любую форму, в которую её налить,

-вода расширяется и сжимается,

Вода – удивительное вещество. В отличие от других аналогичных соединений она имеет много аномалий. К ним относятся необычно высокая температура кипения и теплота парообразования. Вода характеризуется высокой теплоемкостью, которая позволяет использовать ее в качестве теплоносителя. Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства, что дает ей

способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и материалов вопреки земному притяжению.

Весьма редкое свойство воды проявляется при ее превращении из жидкого состояния в твёрдое. Этот переход связан с увеличением объёма и с уменьшением плотности.

Ученые доказали, что строение воды в твердом состоянии имеет полости и пустоты. При плавлении они заполняются молекулами воды, поэтому плотность жидкой воды оказывается выше плотности твердой. Поскольку лед легче воды, то он плавает на ней, а не опускается на дно.

Способность воды расширяться при замерзании приносит много хлопот в быту и технике. Практически каждый человек был свидетелем того, что замерзшая вода разрывает стеклянную емкость, будь то бутылка или графин.

Ещё одно интересное свойство воды: увеличение давления приводит к плавлению льда. Это можно наблюдать на практике, например, скольжение коньков на льду. Площадь лезвия конька невелика, поэтому давление на единицу площади большое и лед под коньком подправляется.

Интересно, что если над водой создать высокое давление и затем ее охладить до замерзания, то образующийся лед в условиях повышенного давления плавится не при 0°C, а при более высокой температуре.

Так, лед, полученный при замерзании воды, который находится под давлением 20000 атм., в обычных условиях плавится только при 80°C.

Еще одна аномалия жидкой воды связана с неравномерным изменением ее плотности при изменении температуры. Уже давно установлено, что наибольшей плотностью вода обладает при температуре +4°C. При охлаждении воды в водоеме более тяжелые поверхностные слои тонут, в результате чего происходит хорошее перемешивание теплой и более легкой глубинной воды с поверхностной.

Вывод : вода удивительна своими самыми обычными свойствами. И эти свойства мы рассмотрим в практической части и продемонстрируем некоторые наиболее интересные опыты.

1.3. Секреты воды.

Современная наука продолжает изучать и находит новые свойства воды. Изучая свойства воды, мы узнали очень интересный факт. Вода обладает « памятью » – накапливает и сохраняет сообщаемую ей информацию. Если воде при замерзании произнести добрые слова или красивую музыку, то получаются великолепной красоты кристаллы, если же слова и музыка были агрессивными – кристаллы получаются мелкими и уродливыми. Этими исследованиями более двадцати лет занимается Японский ученый Масару Емото.

Предполагается, что вода океана хранит память о созданиях, обитавших в его глубинах. Ледники тоже могут вмещать в себя миллионы лет истории нашей планеты. По мнению руководителя лаборатории научно-экспериментального центра Минздрава РФ Станислава Зинина, вода состоит не из отдельных молекул, а из крупных соединений, включающих до 900 молекул – так называемых кластеров. Вода, состоящая из множества кластеров различных типов, воспринимает, хранит и передает самую различную информацию. Вода реагирует на мысли и эмоции окружающих ее людей, на события, происходящие с населением. Кристаллы, образовавшиеся из только что полученной очищенной воды, имеют простую форму хорошо известных шестиугольных снежинок. Накопление информации меняет их строение, усложняя, повышая их красоту, если информация добрая, и, напротив, искажая или даже разрушая первоначальные формы, если информация злая, оскорбительная. Наблюдали такую ситуацию, когда кристаллы, образовавшиеся из воды, находившейся рядом с цветком, повторили его форму.

Таким образом , вода обладает памятью, которая ей позволяет даже после значительного разбавления распознавать хранящуюся в молекулах информацию. При этом негативная (в смысле вредная) информация также сохраняется. Вода циркулирует вокруг земного шара, протекает через наши тела и разносится по всему миру. Если бы мы могли прочесть информацию, которая хранится в памяти воды, то узнали бы историю.

При проведении анкетирования мы задали ребятам вопрос о «святой» воде. Оказывается, у многих дома она есть, но свойства ее не известны. Мы выяснили следующее . Святая вода по-гречески называется “великая агиазма”, то есть “великая святыня”. На Руси с давних времен верили, что в день Крещения вода приобретает особые целительные свойства: в ней нельзя простудиться, она убережет человека от болезней, порчи и сглаза. Верили также и в то, что в ночь на Крещение вода во всех источниках освящается сама собой, независимо от церковных церемоний. Но ученые доказали, что святая вода отличается повышенным содержанием серебра, имеет в связи с этим большие очищающие возможности и действительно помогает человеческому организму, исправляя работу нездоровых органов.

Вывод: понять воду – значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь.

Читайте также:
Урок 41. Получение солей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: