Урок 28. Химические свойства воды

Урок по теме “Химические свойства воды”

Презентация к уроку

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

  • создать условия для исследования и выявления химических свойств воды;
  • способствовать осмыслению новых понятий “основания, гидроксильная группа”;
  • способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником, рядом активности и таблицей растворимости.
  • способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • искать пути и средства осуществления целей.
  • создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
  • формирование навыков оценки и самооценки;
  • сформировать понимание практической важности воды в жизни человека.

Планируемые результаты: прописать, на достижение каких образовательных результатов направлен урок – личностых, метапредметных, предметных.

По окончанию урока учащиеся смогут:

Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности – объяснять, как получаются кислотные дожди, гашение извести, газирование воды и др.

Предметные: давать определения изученных понятий: гидроксиды, основания, щелочи, кислоты, описывать и различать изученные классы соединений (основания, кислоты), получат существенный опыт проведения химического эксперимента.

Личностные: научатся управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.

Используемое оборудование: реактивы: натрий, кальций, фенолфталеин, чашка Петри с водой, пинцет, углерод, спиртовка, спички, ложечка для сжигания веществ, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стеклянная палочка.

Для экспериментальной работы на столах учеников в коробках набор пробирок с цинком, медью, оксидом кальция, оксидом меди, вода газированная, оксид кремния (песок), держалка, пробирка с водой, лакмус.

ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, опорный конспект.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите ребята на экран. На экране слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Что общего в этих словах.

Ответы учащихся: корень аква.

Что означает слово аква?

Ответы учащихся: вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя.
Большие морские суда.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это.
А в сущности – только вода.

На прошлом уроке мы познакомились с вами с составом воды, а также узнали, где вода находится в природе и как её очищают.

2. Актуализация знаний

  • Каков состав воды?
  • Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде (у доски).
  • Какими методами можно определить состав воды?
  • Что такое метод анализа и синтеза?
  • Вода в природе?
  • Стадии очистки питьевой воды?
  • Что такое дистиллированная вода и как её можно получить?
  • 3. Изучение нового материала

    Сегодня мы продолжим говорить о воде, а именно рассмотрим физические и химические свойства воды, научимся писать уравнения химических реакций взаимодействия воды с различными веществами. Запишем тему урока.

    Всем известно, что вода находится в трех агрегатных состояниях. Знаете ли вы эти состояния. Сейчас узнаем.

    1. Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
    2. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)
    3. Растёт она вниз головою. Не летом растет а зимою. Но солнце её припечёт – заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Отгадав эти загадки мы назвали три агрегатных состояния воды. (Газ, жидкость, лед)

    А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях?

    Ответы учащихся.

    А теперь ребята перейдем к экспериментальной части нашего урока. Мы рассмотрим как вода реагирует с простыми и сложными веществами.

    4. Взаимодействие с металлами:

    Металлы по своей активности делятся на три группы: активные, средней активности и неактивные. Работа с рядом активности.

    1) С активными металлами IA группы и IIA групп.

    Кусочек натрия пинцетом взят
    Отметьте, что условия обычны
    Опустим в воду – тут же результат
    Пошла реакция, она экзотермична!

    Вмиг из воды наш щелочной металл
    Газ водород активно вытесняет
    А тот, ликуя, что свободным стал,
    Шипит и натрий по воде гоняет.

    Кружит металл, как шаловливый пес,
    Как будто за хвостом своим гоняясь,
    Потерю электронов перенес,
    С гидроксогруппой в щелочь превращаясь.

    2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑ +Q

    Аналогично все произойдет
    У кальция – активного металла.
    Пока он вытесняет водород
    Вода ему гидроксогрупп прислала

    А теперь ребята докажем, что в пробирка не просто вода. Щелочи капнем индикатор фенолфталеин. Окраска стала малиновой.

    2) Ну а теперь не столь активный цинк возьмем, но при условиях обычных.

    Ребята у вас на столах есть инструкции.

    Читайте также:
    Урок 27. Состав и физические свойства воды

    Согласно инструкции проделайте опыт №1 взаимодействие цинка с водой.

    Но если сильно мы нагреем смесь
    То пузырьками на себя укажет
    Газ водород, и, появляясь здесь
    Он о реакции тем самым скажет

    3) С неактивными металлами

    Согласно инструкции проделайте опыт №2 взаимодействие меди с водой.

    Не реагирует с водой он никогда,
    Увы такова его природа.

    Ребята как вы думаете, будут ли с водой взаимодействовать серебро и золото.

    Минута для релаксации (под шум прибоя)

    Закройте глаза. Вы сидите на берегу моря. Босые ноги на мокром песке. Набегает волна. Ласкова как котенок. Трется она о ваши ноги. Пригоршнями Вы набираете мокрого песка ладонями, а потом разжимаете их. Стряхните остатки песка с ваших рук. Глубоко вздохните, свежий морской воздух. Откройте глаза.

    Продолжим изучать химические свойства воды.

    5. Взаимодействие с неметаллами

    И неметаллы могут вытеснять
    Газ водород из водяного пара
    К примеру угольки мы можем взять,
    Но предварительно задав им жару

    6. Взаимодействие со сложными веществами

    1) Взаимодействие с оксидами неметаллов

    Согласно инструкции проделайте опыт №3 взаимодействие оксида кальция и оксида меди с водой. Отметьте результат.

    2) Взаимодействие с оксидами неметаллов

    Просмотр видеоопыта взаимодействие с кислотными оксидами

    Согласно инструкции проделайте опыт №4 анализ среды газированной воды

    Итак, мы познакомились с вами с физическими и химическими свойствами воды. Давайте вспомним их (вода реагирует с некоторыми металлами и неметаллами, а также с их оксидами). Приведите в систему все те знания, которые вы получили на уроке. А сейчас проверим, что вы усвоили на уроке.

    Задание-игра “Удивительная цифра”. Обвести верные ответы кружком

    1. Формула воды – Н2О.
    2. Относительная молекулярная масса воды равна 18.
    3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
    4. Лакмус дает в кислоте красную окраску.
    5. Вода – хороший растворитель.
    6. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо профильтровать.
    7. Плотность льда больше чем плотность жидкой воды.
    8. В воде растворяется железный гвоздь.
    9. Гашение извести приводит к образованию гидроксида.
    10. Вода реагирует с неметаллами
    11. Вода не имеет вкуса и запаха.
    12. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
    13. Песок это оксид кремния. Вода реагирует с этим оксидом.
    14. Взаимодействие активного металла натрия с водой приводит к образованию щелочи.
    15. Металлы стоящие за водородом бурно реагируют с водой

    8. Заключение Леонардо да Винчи назвал воду “Соком жизни на Земле”. Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает жажду. Если потеря воды в 10 раз больше (т.е. составляет 10% от веса тела, это может привести к смерти). Почти все химические реакции идут в водной среде. Кроме того, испаряясь, вода охлаждает организм обитателей суши. Если бы человек не испарял пот, то после часа напряженной работы или игры в футбол его температура тела подскочила бы до 46 0 . Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”

    Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических свойствах воды и узнают химическте свойства воды, закрепляют умения составлять уравнения реакции на примере химических свойств воды. Развивают навыки самостоятельной познавательной деятельности, умния ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать. делать выводы, проводить самопроверку и самооцеенку. Развиваются навыки работы в паре, умения отвечать на поставленный вопрос, строить ответ по плану, организовать и анализировать собственную деятельность, оформить и представлять результаты своей работы. На уроке закрепляются навыки безопасного обращения с реактивами. Воспитывается объективное отношение к результатам собственной деятельности.

    Скачать:

    Вложение Размер
    kons_ur_hii_v_8_kl_uch_g.docx 47.14 КБ
    pr._voda_uch.goda_.ppt 1.14 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока химии в 8 классе « Химические свойства воды»

    Учитель химии, биологии Тимофеева Валентина Петровна

    Тема урока: « Химические свойства воды.

    Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний:

    • Образовательная:

    Усвоение учащимися знаний о физических и химических свойствах воды. Усвоение учащимися умения составлять уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства воды.

    Усвоение учащимися навыка выполнения некоторых реакций.

    • Развивающие. Формирование и развитие образовательных компетенций:

    учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

    коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;

    информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.

    • Воспитательные: обучение учащихся работать в парах, осуществлять взаимопомощь, воспитывать объективное отношение к результатам собственной деятельности.
    • Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
    • Оборудование на рабочих местах учащихся: карточка для диктанта, инструктивная карта для выполнения лабораторных опытов, карточки для закрепления материала, карточка для итоговой проверки усвоения материала урока.
    • Оборудование на демонстрационном столе: кристаллизатор, вода в колбе, натрий металлический, нож, пинцет, бумага фильтровальная, индикаторы, коническая большая колба, металлическая ложечка, вставленная в пробку для колбы, фосфор, горелка, спички, штатив с пробирками, хлорид натрия, кислота фосфорная, щелочь, оксид меди.
    • Прочее оборудование: ПСХЭ, ряд активности металлов, стенды, демонстрационная доска, готовые ответы на диктант.

    Планируемые результаты обучения

    Предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать :

    • определений понятий – оксиды;
    • общие представления о кислотах, основаниях, активных металлах, металлах средней активности и малоактивных металлах;
    • умение определить типы химических реакций по количеству и составу исходных и образовавшихся веществ: соединения, разложения, замещения, обмена;
    • знание химических свойств воды;
    • знание химических формул оксидов, некоторых кислот и оснований.
    • классифицировать вещества по составу;
    • называть неорганические вещества;
    • составлять уравнения реакций, характерные для воды;
    • определять тип химической реакции;
    • выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

    общие учебные умения:

    • планировать и регулировать свою учебную деятельность;
    • проводить самооценку;
    • коммуникативные умения (устная речь, ведение записей в тетради).
    • применять знания в нестандартных ситуациях (тестирование).
    1. Мотивационный этап
    2. Актуализация опорных знаний,

    Тема, цель, задачи урока, мотивация

    1. Первичное усвоение новых знаний и способов действий
    2. Первичная проверка понимания
    3. Первичное закрепление
    4. Домашнее задание и инструкции к нему
    5. Рефлексия
    1. Мотивирование к учебной деятельности. (1 минута) Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и здоровья. Внимание на экран

    Слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, будут девизом нашего урока : « …. ! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире”. О каком веществе здесь говорится? О воде.

    1. Актуализация опорных знаний: Химический диктант. (5 минут)

    Учитель: Работаем с инструктивной картой. Пишем фамилию, имя и выполняем 1 задание. Из перечня свойств воды выберите физические свойства воды

    1. ЧИСТАЯ (ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ) ВОДА – БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ, БЕЗ ЗАПАХА И ВКУСА

    2 РЕАГИРУЕТ с МЕТЕЛЛАМИ,

    3 РАЗЛОЖЕНИЕ ВОДЫ при ПРОПУСКАНИИ ЭЛ, Т.

    4 ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО, КОТОРОЕ НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВУЕТ В ТРЕХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ

    5 ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ с ОКСИДАМИ МЕТЕЛЛОВ и НЕМЕТЕЛЛОВ

    6 ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ 100°С ТЕМПЕРАТУРА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ (ПЛАВЛЕНИЯ) 0°С

    7 МАКСИМАЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ ПРИ 4°С ПРИНЯТА ЗА 1г/мл, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА СРАВНИВАЮТСЯ ПО ПЛОТНОСТИ И МАССЕ С ВОДОЙ

    8 ПЛОТНОСТЬ ЛЬДА МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ЖИДКОЙ ВОДЫ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ АНОМАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ ВОДЫ

    9 ВОДА ОБЛАДАЕТ САМОЙ БОЛЬШОЙ ТЕПЛОЕМКОСТЬЮ

    10 ДИСТИЛИРОВАННАЯ ВОДА НЕ ПРОВОДИТ

    Самопроверка. На экран вывести правильные ответы. Учащимся предлагается сверить свою запись с правильной и выставить себе отметку.

    Учитель: Свойства под номерами 2,3,5 не относятся к физическим свойствам Какими свойствами обладают еще вещества?

    Раскрытие темы и цели урока:

    Какая же тема сегодняшнего урока?

    Тема урока: Химические свойства воды.

    Наша цель: Научиться характеризовать химические свойства веществ на примере воды.

    1. Вспомнить классификацию неорганических веществ;
    2. Проделать некоторые опыты и сформулировать правила, с какими веществами вода взаимодействует, какие продукты образуются в этих реакциях;
    3. Перечислить группы веществ, которые не реагируют с водой .
    4. Продолжить умения составлять уравнения химических реакций к изучаемым свойствам ;

    Мотивация: Данный урок очень важен для изучения химии, На любом уроке впредь, мы будем сталкиваться со свойствами воды.

    1. Первичное усвоение новых знаний

    Учитель: Сегодня мы будем учиться характеризовать химические свойства воды. Исследовать их мы будем в ходе выполнения демонстрационных опыты. Работаем в инструктивных картах.Какие-то опыты, характеризующие главные химические свойства воды будут показаны демонстрационно. Выполнение работы .

    Инструктивная карта ученика «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»

    Фамилия , Имя __________________

    Тема: Физические и химические свойства воды.

    Цель работы: Исследовать химические свойства воды, проделав предложенные опыты. В своем выводе составить их характеристику.

    Оборудование: Штатив для пробирок с двумя пробирками № 1 и № 2, вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, оксид кальция, шпатель для него.

    Взаимодействие натрия с водой

    В кристаллизатор налить немного воды, добавить несколько капель индикатора фенолфталеина и положить маленький кусочек металлического натрия

    Урок 28. Химические свойства воды

    Ключевые слова конспекта: вода, физические и химические свойства воды, водные растворы.

    Физические свойства воды

    Чистая вода — прозрачная жидкость, без цвета, вкуса и запаха, плотность 1 кг/л, температура кипения 100 °С при 1 атм, температура плавления 0°С. У воды высокая удельная теплоемкость — 4,12 кДж/кг К), поэтому она долго нагревается и медленно остывает. У воды большая теплота испарения. На испарение 1 г воды требуется 2,25 кДж теплоты.

    Атомы Н и О в молекуле воды соединены полярными ковалентными связями. На атоме водорода в молекуле Н2О имеется небольшой положительный заряд δ+, а на атоме кислорода — небольшой отрицательный δ-. Поскольку молекула воды имеет уголковое строение, она представляет собой двухполюсную частицу — диполь: . Между молекулами воды существует межмолекулярная водородная связь: Н2O ··· Н2O.

    Химические свойства воды

    Вода реагирует со многими металлами по типу реакций замещения.

    С наиболее активными металлами — от Li по Аl в ряду активности металлов при комнатной температуре протекают реакции замещения одного атома Н в молекуле Н2O. С магнием реакция идет при нагревании, с алюминием — после снятия защитной оксидной пленки. В реакции образуются гидроксиды металлов — соединения, содержащие гидроксогруппу ОН, и водород:

    2Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2↑,
    Са + 2Н2O = Са(ОН)2 + Н2↑.

    Менее активные металлы — Zn, Mo, W, Fe — взаимодействуют с водой при высокой температуре (400-600 °С). В этих реакциях образуются оксиды металлов и водород:

    Zn + Н2O = ZnO + Н2↑,
    3Fe + 4Н2O = Fe3O4 + 4Н2

    Вода реагирует с оксидами активных металлов (реакция гидратации). При этом получаются растворимые в воде гидроксиды металлов — щелочи:

    Na2O + Н2O = 2NaOH,
    СаО + Н2O = Са(ОН)2.

    Вода соединяется с оксидами многих неметаллов. При этом получаются растворимые в воде гидроксиды неметаллов — кислоты:

    СO2 + Н2O = Н2СO3,
    SO3 + Н2O = H2SO4.

    Гидролиз — это обратимая реакция обмена, например соли с водой. При этом происходит расщепление молекул воды на Н и ОН, которые входят в состав двух новых веществ:

    К2СO3 + Н2O = КНСО3 + КОН,
    РС
    l3 + ЗН2O = Н3РО3 + ЗНСl.

    Вода в жизнедеятельности человека. Водные растворы

    Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.

    Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. Один из способов синтеза этилового спирта (этанола) C2H5OH — реакция этилена С2Н4 с водой:

    Жесткость воды — это свойства воды, обусловленные содержанием в ней ионов Са 2+ , Mg 2+ , Fe 2+ . Если концентрация этих ионов велика, то воду называют жесткой, если мала — мягкой. При стирке с мылом в жесткой воде образуются осадки, часть мыла уходит в осадок и ухудшается качество ткани. Такая вода непригодна для охлаждения в радиаторах автомобилей, в паровых котлах и стиральных машинах. При нагревании жесткой воды образуется накипь, которая забивает трубы и ускоряет изнашивание механизмов. Различают временную и постоянную жесткость воды.

    Временная или карбонатная жесткость вызвана присутствием растворенных гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2, магния Mg(HCO3)2 и железа Fe(HCO3)2. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка карбоната, и жесткость воды снижается:

    Са(НСO3)2 = СаСО3↓ + СO2↓ + Н2O,
    Fe(HCO3)2 = FeCO3↓ + CO2↓ + Н2O.

    Другой способ устранения временной жесткости — действие известкового молока или соды:

    Постоянная жесткость воды обусловлена присутствием в ней хлоридов, сульфатов и других растворимых солей кальция, магния и железа. Ее устраняют действием соды:

    СаСl2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaCl.

    Водный раствор — разновидность раствора, в котором растворителем служит вода. Будучи превосходным растворителем, именно вода используется для приготовления большинства растворов в химии.

    Вещества, которые плохо растворяются в воде, называют гидрофобными (‘боящимися воды’), а хорошо в ней растворяющиеся — гидрофильными (‘любящими воду’). Примером типичного гидрофильного соединения может служить хлорид натрия (поваренная соль).

    Если вещество образует водный раствор, который хорошо проводит электрический ток, то он называется сильным электролитом; в противном случае — слабым.

    Конспект урока по химии «Вода. Свойства воды. Водные растворы». Выберите дальнейшее действие:

    • Вернуться к Списку конспектов по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

    Физические и химические свойства воды

    Уникальность такой жидкости, как вода, заключается в том, что она может существовать на нашей планете во всех трех агрегатных состояниях. Наиболее распространенная форма — жидкая, вcтречается также газообразная и твердая (лед, снег). Все имеют химическую формулу H 2 O .

    Плотность воды

    Одной из важных физических характеристик любого вещества является его плотность. Твердые тела имеют более высокие значения плотности, жидкие и газообразные — низкие. Вычисляется плотность по формуле: ρ = m ÷ V ( m — м а с с а , V — о б ъ е м )

    В результате расчетов получается величина, измеряемая в кг на м3 либо г на мл (для жидкости). Плотность веществ зависит от характеристик давления, а также температуры и наличия примесей. Так, чистая пресная вода, имеющая температуру 20оС и находящаяся при атмосферном давлении 1 атм, имеет плотность 998,23 кг/м3. В то же время для морской воды аналогичная величина равняется 1027 кг/м3.

    Изменение плотности воды в зависимости от температуры демонстирует следующая таблица:

    Из таблицы видно, что плотность жидкости при увеличении температуры до 4 о С растет. При дальнейшем увеличении температуры отмечается уменьшение плотности. Значит, при 4 о С — достигается максимальное значение плотности воды. Примечательно, что плотность жидкой воды при этой температуре больше плотности твердого льда. Для большинства веществ наблюдается обратная зависимость: в твердом агрегатном состоянии плотность выше, чем в жидком.

    Особенности изменения плотности объясняют такие явления, как:

    • увеличение объема воды при ее заморозке;
    • снижение плотности при переходе в твердую фазу (именно поэтому лед плавает на поверхности водоема);
    • незначительный коэффициент сжатия (расширения) и т.п.

    Такая особенность, как максимальная плотность при температуре +4оС, важна для существования биологических организмов. Так, в нижней части прудов, замерзающих сверху вниз, сохраняют свою жизнеспособность его жители.

    Что такое вода — общее определение

    Вода — неорганическое соединение, состав описывается формулой Н 2 О , следовательно, в молекуле воды содержится два атома водорода и один — кислорода. Соединены они ковалентной связью, которая образована путем перекрывания пары валентных электронных облаков. Чистое вещество не имеет цвета, запаха, вкуса.

    В природе вода всегда содержит растворенные в ней вещества. Являясь сильнополярным растворителем, она в той или иной степени растворяет все вещества, с которыми контактирует. В результате такие характеристики воды как плотность, электропроводность и др. меняются из-за присутствия примесей.

    Для жизни всей планеты важен круговорот веществ в природе, важнейшим из которых является круговорот воды. Испаряясь с поверхности природных водоемов, ее пары поднимаются вверх и формируют облака. В дальнейшем, выпадая в виде осадков, на землю вместе с водой возвращается масса химических веществ, которые в ней растворены. Круговорот воды влияет также на формирование климата и погоды.

    На планете Земля порядка 1400 млн км3 воды. Покрывая более 70% поверхности земли, водоемы составляют Мировой океан. В большинстве своем, это соленая вода, непригодная для употребления человеком и выращивания сельскохозяйственных структур. На долю пресной воды приходится всего 1,81%, большая часть ее заключена в ледниках, и подземных запасах (0,63%). Крайне незначительная часть влаги присутствует в атмосфере (0,001%).

    Без воды невозможно существование живых организмов, поскольку она присутствует в их тканях и системах. Человек, способный обходиться без продуктов питания порядка 50-70 суток, не сможет жить без воды более 3-5 дней. На практике этот период может быть значительно меньше.

    Физические и химические свойства

    Физические свойства воды определяются особенностями ее строения (молекулярная кристаллическая решетка) и способностью переходить из одного агрегатного состояния в другое в сравнительно небольшом интервале температур. При обычных условиях вода — жидкость с определенной степенью прозрачности. По химической природе она представляет собой оксид водорода. Ее полярная молекула имеет высокий дипольный момент 1,84 Д, что объясняется большой разностью электроотрицательностей атомов кислорода и водорода.

    Для промышленных процессов, а также для использования в быту, важен такой параметр вещества, как удельная теплоемкость. H 2 O обладает очень высоким значением этой характеристики, как в жидком, так и твердом состояниях.

    Удельная теплота плавления льда равняется 333,25 кДж/кг(0оС), а парообразования — 2250 кДж/кг.

    Вода является отличным растворителем, характеризуется высоким поверхностным натяжением.

    В химических реакция вода образуется, например, при нейтрализации кислот щелочами:

    Кроме того, может быть получена при реакции оксидов металлов с водородом:

    C u O + H 2 = C u + H 2 O

    Химические свойства воды

    В химическом отношении вода является активным веществом. Являясь участником многих окислительно-восстановительных реакций, она может выступать как растворителем, так и окислителем. Рассмотрим, к примеру, уравнение:

    H 2 O = H 2 + O 2

    Это уравнение реакции электролиза, в ходе которого под действием электрического тока вода распадается на молекулярный кислород и водород.

    Помимо высокой высокой растворяющей способности, вода является амфолитом — электролитом, обладающим одновременно и кислотными и основными свойствами:

    H + + H 2 O = H 3 O + (ион гидроксония)

    При этом частицы H + (в растворе присутствуют в виде H 3 O + ) и O H – имеют противоположные заряды.

    При комнатной температуре вода способна взаимодействовать с наиболее активными металлами, образовывая щелочи. В ходе такой реакции выделяется водород:

    2 H 2 O + 2 N a = 2 N a O H + H 2

    А вот реакция с межгалоидными соединениями (интергалогенидами) протекает при пониженных температурах:

    3 H 2 O + I F 5 = 5 H F + H I O 3

    В отличие от других галогенов, фтор окисляет воду до кислорода:

    2 H 2 O + 2 F 2 = 4 H F + O 2

    Соли, образованные слабыми кислотами и основаниями, в водных растворах подвергаются полному гидролизу (разложению водой):

    A l 2 S 3 + 6 H 2 O = 2 A l ( O H ) 3 + 3 H 2 S

    С водой также вступают в реакции простые вещества металлы и неметаллы, обычно при повышенной температуре:

    4 H 2 O + 3 F e = F e 3 O 4 + 4 H 2 и л и H 2 O + C = C O + H 2

    Непредельные углеводороды ряда алкенов вступают в реакцию гидратации (присоединения воды) в присутствии минеральных кислот. При этом образуются предельные одноатомные спирты:

    C H 2 = C H 2 + H 2 O → C H 3 – C H 2 – O H

    Замерзание воды и водных растворов в различных условиях

    Процессы замерзания воды и ее растворов отличаются многообразием. Например, в грунте при отрицательной температуре некоторая часть влаги все-таки сохраняется в жидком состоянии, хотя в природе чистая вода замерзает при 0оС. В работах Н.А.Цытовича продемонстрировано, что по мере нагревания (при фоновой отрицательной температуре) содержание жидкой воды в грунте увеличивается.

    Существуют особенности в процессе замерзания воды, содержащей растворенные соли. Когда ее температура опускается до точки замерзания, первыми обнаруживаются ледяные кристаллы, которые выглядят как шестигранные призмы, похожие на иглы. Эти кристаллы содержат чистую воду, соли по-прежнему находятся в растворе, их концентрация при этом увеличивается. В связи с тем, что лед легче воды, ледяные иглы поднимаются на поверхность, делая внешний вид водоема похожим на пятна жира.

    Определить точную температуру кристаллизации льда легко для бесконечно разбавленных смесей. В случае же концентрированных растворов, протекающие процессы более сложные, поэтому численные результаты требуют дополнительной обработки.

    При таянии морского льда вначале вытаивает соль, т. е. остается в жидком растворе. По этой причине полярный лед превращается в пресную субстанцию.

    В районе морского берега лед образовывается раньше, чем на глубине. «Прилипая» к береговой линии, он формирует припай, который при тихой погоде может занять территорию до нескольких десятков километров. Сильные ветры могут отрывать части припая и уносить на глубину.

    Особенности замерзания морской воды проявляются также в зависимости температуры замерзания от ее химического состава. Известно, что в различных морях различное количество солей. Так, в озере Сиваш она имеет соленость 100 промилле, а в Кара-Богаз-Голе — 250 промилле. Температуры замерзания этих вод соответственно -6 оС и -10 оС.

    Существует специальная таблица, по которой можно определить, при каких значениях температуры воздуха произойдет замерзание воды, содержащей примеси:

    Соленость в °/00 Температура замерзания
    (в градусах)
    Соленость в °/00 Температура замерзания
    (в градусах)
    0 (пресная вода) 20 -1,1
    2 -0,1 22 -1,2
    4 -0,2 24 -1,3
    6 -0,3 26 -1,4
    8 -0,4 28 -1,5
    10 -0,5 30 -1,6
    12 -0,6 32 -1,7
    14 -0,8 35 -1,9
    16 -0,9 37 -2,0
    18 -1,0 39 -2,1

    Согласно таблице при увеличении солености на каждые 2 промилле, температура замерзания воды понижается на 0,1 оС. Так, для замерзания воды в океане (соленость 35 промилле) необходима температура около -2оС.

    Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что соленость Азовского моря, равная 12 промилле, обеспечивает снижение температуры его замерзания до -0,6 оС. А воды Белого моря (его открытой части), имея соленость 25 промилле, замерзнут при температуре -1,4 оС.

    Применение и значение воды

    Благодаря особым свойствам воды на Земле существует жизнь. То, что она, имея температуру, приемлемую для земных организмов, остается в жидком состоянии, обеспечило современное состояние земной поверхности, способствовало зарождению всех форм жизни.

    Вода — идеальный растворитель, в котором в растворенном состоянии могут находится органические и неорганические вещества. Именно этот факт обеспечивает протекание биохимических процессов на клеточном уровне. Человеческое тело, как и тело животного, больше, чем наполовину состоит из воды. Без ее поступления в организм обычный человек может прожить не более 3-5 дней.

    При протекании химических реакций вода часто выступает в роли катализатора или растворителя. Ее роль в аккумуляторных электролитах, лекарственных формах, напитках, буферных растворах огромна. Из природных растворов методом выпаривания получают чистые химические вещества. Однако и в природном состоянии их применяют в ходе физиотерапевтических процедур, при водолечении, бальнеолечении и т.п. Проведение таких процедур позволяет ускорить выздоровление больных.

    Говоря о роли воды в природе, нельзя не упомянуть о ее влиянии на формирование климата. Будучи веществом с высокой теплоемкостью, она в составе океанов поглощает тепло, которое в последующем отдает обратно, в атмосферу, что делает климат на планете более мягким. Важную роль играют холодные и теплые течения, например, Гольфстрим. Из-за него климат в Англии, Мурманске теплее и мягче, чем на континентальной части.

    Воду в виде пара содержит атмосфера. Именно эта влага способна задерживать тепло, которое излучает Земля. Ученые считают, что, благодаря такому эффекту (парниковый эффект), наша планета сохраняет практически постоянную температуру и сохраняет жизнь во всех формах ее сегодняшнего проявления.

    Неорганическая химия 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

    Тетрадь для практических работ. 8 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

    Тетрадь для лабораторных работ. 8 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

    Т ема 1: “Первоначальные химические понятия”

    1 Предмет и задачи химии. Когда и как возникла химическая наука. Методы познания в химии
    2 Понятие “вещество” в химии и физике. Свойства веществ. Описание физических свойств веществ
    3,4 Практическая работа №1 по теме: “Правила техники безопасности в кабинете химии. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени”
    5,6 Чистые вещества и смеси
    7 Практическая работа №2 по теме: “Очистка загрязненной поваренной соли”
    7 Практическая работа №2 по теме: “Разделение смесей” (микролаборатория)
    8 Физические и химические явления
    9,10 Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки.
    11 Простые и сложные вещества. Химический элемент
    12 Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса
    13 Закон постоянства состава вещества
    14 Химические формулы. Относительная молекулярная масса
    15 Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении
    16, 17 Валентность химических элементов
    18 Тестирование по теме: “Валентность”
    19 Атомно-молекулярное учение
    20 Закон сохранения массы веществ и энергии
    21 Признаки и условия протекания химических реакций
    22 Составление уравнений химических реакций
    23 Типы химических реакций
    24 Повторение, обобщение. Подготовка к контрольной работе
    25 Контрольный тест №1 по теме: “Первоначальные химические понятия”
    25 К.Р. №1 по теме: “Первоначальные химические понятия”

    Тема 2: “Кислород. Горение”

    1 Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства
    2 Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе
    3 Практическая работа № 3 по теме: “Получение кислорода и изучение его свойств”
    4 Озон. Аллотропия кислорода
    5 Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения
    6 Горение и медленное окисление. Решение задач на тепловой эффект химической реакции. Тепловой эффект химической реакции. Решение задач
    6 Контрольный тест по теме: “Кислород”

    Тема 3: “Водород”

    1 Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства
    2 Химические свойства водорода. Применение
    3 П.Р. №4 по теме: “Получение водорода и изучение его свойств”

    Тема 4: “Вода. Растворы”

    1 Вода: анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.
    2 Физические и химические свойства воды
    3 Растворы. Растворимость веществ в воде
    4 Массовая доля растворенного вещества в растворе
    5,6 Повторение, обобщение по пройденной теме
    7 Практическая работа №5 по теме: “Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества в растворе”
    8 К.Р.№2 по теме: “Водород. Кислород. Вода. Растворы”

    Тема 5: “Количественные отношения в химии”

    1 Моль. Молярная масса
    2 Закон Авогадро. Молярный объем газов
    3 Объемные отношения газов при химических реакциях . Относительная плотность газов
    4,5 Решение расчетных задач по уравнению химических реакций

    Тема 6: “Основные классы неорганических соединений”

    1,2 Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение
    3 Основания: классификация, номенклатура, получение
    4 Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации
    5 Амфотерные оксиды и гидроксиды
    6,7 Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства
    8 Соли: классификация, номенклатура, способы получения
    9 Физические и химические свойства солей
    10,11 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
    12 Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме: “Важнейшие классы неорганических соединений”
    13 Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»
    14 Контрольная работа №3 «Классы неорганических соединений»

    Тема 7: “Периодический закон и строение атома”

    1 Классификация химических элементов. Система химических элементов и периодический закон Д.И. Менделеева
    1 Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент
    2,3 Строение электронных оболоческ атомов. Распределение электронов по энергетическим уровням элементов третьего и четвертого периодов ПСХЭ
    4 Характеристика химического элемента по положению его в ПСХЭ. Повторение и обобщение

    Тема 8: “Строение вещества. Химическая связь”

    1 Электроотрицательность химических элементов . Классификация химических связей
    2 Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь
    3 Ионная связь
    4 Степень окисления и валентность
    5 Повторение и обобщение по теме: “Строение вещества. ОВР”
    6 К.Р. №4 по теме: “ПЗ и строение атома. Химическая связь. ОВР”

    Тема 9: “Повторение, обобщение”

    1 Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса

    При создании уроков использованы ресурсы и материалы:

    Урок 28. Химические свойства воды

    Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, присоединившихся к нему под углом 104,5°.

    Физические свойства

    Физические свойства воды аномальны: это единственное вещество на Земле которое существует в трех агрегатных состояниях:

    Благодаря сильному притяжению между молекулами у воды высокие температуры плавления ( кристаллизации) 0 0 С и кипения 100 0 С. Молекулярная масса 18, плотность при 20 0 С = 0,9982 г/см 3 Плотность воды максимальна при 4 0 С она равна 1 г/см 3

    При переходе из твердого состояния в жидкое её плотность не уменьшается, а увеличивается . Также увеличивается плотность и при нагревании от 0 0 С до 4 0 С , далее плотность умен ьшается.

    Обладает высокой теплоемкостью и является хорошим теплоносителем , поэтому вода медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.

    • Имеет самое высокое (исключение ртуть) из жидкостей поверхностное нат яжение.
    • Является хорошим растворителем, при протекании биохимически е реакций, хорошо растворяет ионные и ковалентные соединения.
    • Толстый слой воды имеет голубой цвет, что обусловливается не только ее физическими свойствами, но и присутствием взвешенных частиц примесей. Вода горных рек зеленоватая из-за содержащихся в ней взвешенных частиц карбоната кальция. Чистая вода – плохой проводник электричества. . Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода и всплывает на её поверхность, что очень важно для обитателей водоёмов зимой.

    Химические свойства воды

    • Вода – очень устойчивое соединение. Она начинает в заметной степени разлагаться на водород и кислород лишь при температуре выше 2500 0 С. В лаборатории для разложения воды используют электрический ток. Реакцию разложения вещества под действием электрического тока называют электролизом. [1]
    • Вода — весьма реакционноспособное вещество. При обычных условиях она взаимодействует со многими основными и кислотными оксидами, а также со щелочными и щелочно-земельными металлами. Вода образует многочисленные соединения – кристаллогидраты.
    • Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
    • 2 H 2 O электрический ток = 2 H 2 ↑+ O 2 ↑
    • Впервые водород из воды выделил французский химик Лавуазье. Он пропускал водяной пар через железную трубу, раскаленную докрасна в пламени. При высокой темепературе вода взаимодействует с железом, образуя железную окалину Fe 3 O 4, а водород выделялся в свободном виде. 3Fe+4H2O=t= Fe3O4 + 4H2 [1]
    • Видео “Электролиз воды”

    1. Активные металлы – это: (ВСЕГО 10 ЭЛЕМЕНТОВ . )

    В (I): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr – 1 группа «А»

    В (II): Ca , Sr , Ba , Ra – 2 группа «А»

    2. Ряд активности металлов

    3. Щёлочь – это растворимое в воде основание, сложное вещество в состав которого входит активный металл и гидроксильная группа ОН ( I ).

    4. Металлы средней активности в ряду напряжений стоят от Mg до Pb (алюминий на особом положении)

    Помните.

    Алюминий реагирует с водой подобно активным металлам, образуя основание:

    2Al + 6H 2 O = 2Al ( OH )3 + 3H 2

    . исключение SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует.

    Используя образец, запишите уравнения реакций взаимодействия:

    SO 2 + H 2 O =

    CaO – оксид кальция представляет собой белый порошок, легко поглащающий влагу из воздуха. В промышленности его называют жженой, или негашеной известью. Важное практическое значение имеет реакция гашения извести.


    5. ВОДА образует соединения в которых её молекулы полностью сохраняются – это ГИДРАТЫ.

    Урок химии “Свойства воды”

    Разработка урока химии по формированию представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека. Исследование физических и химических свойств воды, их использование в практической деятельности. Выполнение демонстрационных опытов на уроке.

    Рубрика Педагогика
    Вид конспект урока
    Язык русский
    Дата добавления 23.04.2014
    Размер файла 22,4 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Тема: Вода. Свойства воды

    Формировать и дополнять знания о свойствах воды.

    Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

    Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

    Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

    Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 3 стакана с молоком, 3 ложки, 3 набора полосок, 3 пипетки, 3 предметных стекла, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 пробирки с водой на подставке, 3 стакана с номерами, 3 бутылки с водой, 3 фильтра, 3 пустых стакана, 3 воронки), ручки, капельки для эмоционального отклика, список литературы.

    Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

    Ищут ответы на эти вопросы

    Наблюдают, проводят опыты

    Проверяют свои догадки

    В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

    Старший научный сотрудник

    II Сообщение темы и целей.

    Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

    Я очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу. (вода)

    Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

    «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

    Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

    Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.

    Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.

    III Изучение нового материала.

    а) Ассоциативный ряд.

    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

    Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

    Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

    И тихая заводь пруда.

    Струя водопада и брызги фонтана

    И все это – только вода.

    б) Актуализация ранее изученного.

    В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

    Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

    Вода занимает 34 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

    Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

    А где человек использует воду?

    Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

    А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

    Определим правила, по которым работают учёные в группах.

    Старший научный сотрудник проводит опыт

    Помощник читает задание

    Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

    Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

    Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

    С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

    Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

    Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

    является ли растворителем

    Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

    Зачитаем план опыта.

    Определение запаха воды.

    Определение вкуса воды.

    Расскажем о результатах наблюдений.

    О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.

    Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

    Зачитаем план опыта.

    Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

    Посмотрим на свет.

    Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

    Посмотрим на свет.

    Сравнить цвет воды с цветом полосок.

    Расскажем о результатах наблюдений.

    О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.

    Но перед этим проведём физминутку.

    Очень всем нужна вода

    Делай – раз, делай – два.

    Звери у ручья напились

    Вправо влево наклонились.

    Вместе на носочки встали,

    Тучку лапками достали.

    Дружно хлопнули в ладоши

    До чего же день хороший.

    Дождик вдруг полил с утра.

    За работу нам пора!

    V Продолжение работы по теме.

    Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

    Зачитаем план опыта.

    Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

    Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

    Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.

    Что происходит с формой воды.

    О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.

    Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.

    Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

    Зачитаем план опыта.

    Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).

    Пронаблюдаем за полученной смесью.

    О результатах наблюдения расскажем.

    Дети выполняют опыт.

    Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

    Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.

    Подтвердилось ли наше предположение?

    Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

    Вывод: Вода – уникальный растворитель.

    Какие вещества оказались нерастворенными?

    Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.

    Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.

    Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?

    Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?

    А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.

    Какую воду считают пригодной для питья?

    Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.

    Проблема: Можем ли мы определить качество воды?

    Предположения: можем, не можем.

    Я вам предлагаю это проверить.

    К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

    Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.

    Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?

    Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже).

    Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.

    Учитель вместе с детьми заполняет таблицу на доске.

    вкус (можем предположить)

    Если да «+», если нет -.

    Объявляется результат. Кто определил правильно?

    Вывод: Мы не можем определить качество воды.

    Давайте обратимся за помощью к ученым.

    Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

    Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

    Есть несколько способов:

    Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.

    Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей.

    Опыт № 5. урок химия вода опыт

    Сейчас мы попробуем отфильтровать воду.

    Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды).

    Пропустить через фильтр воду с песком

    Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

    У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? 4 части. Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе.

    Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус.

    Для чего нужно очищать воду? Ответы детей.

    Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водяных ресурсов.

    Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов.

    Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств.

    Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?

    Как нам помогают те или иные свойства воды?

    Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?

    VIII Устный журнал. (Резерв).

    А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты о свойствах воды и о её состояниях.

    Почему снег белый?

    Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце.

    В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.

    Почему на окнах появляются снежные узоры?

    Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор.

    Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в водяной пар.

    Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.

    Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.

    И ещё много чего интересного можно узнать об этом удивительном веществе. Мы будем стараться узнать как можно больше на других уроках по ОМ.

    Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. С некоторыми я хочу вас познакомить.

    Прочитайте пословицы, подобранные мной.

    Была бы водица, а зелень народится.

    Хлеб да вода – богатырская еда.

    Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

    Как бы вы объяснили пословицы?

    Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

    Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

    Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?

    Все ребята сегодня хорошо работали.

    XI Домашнее задание.

    Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:

    Почему дождь падает каплями?

    Как морскую воду сделать пресной?

    Что такое ледники?

    Почему лёд не тонет?

    Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы.

    Энциклопедии: «Я познаю мир: естествознание».

    «Что есть что? Вода».

    «Воздух. Вода. Погода и климат».

    Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.

    В заключении я хочу напомнить:

    Человек, запомни навсегда

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь её и береги

    Мы ведь на планете не одни!

    Спасибо за помощь на уроке!

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Методы обучения и организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Домашняя работа как фактор развития самостоятельности. Изложение материала учителем. Конспект урока химии в 11-х классах с применением технологии “французских мастерских”.

    дипломная работа [1,1 M], добавлен 17.11.2013

    Интеграционные процессы в химии и экологии. Кальций и его распространенность в природе. Методика определения жесткости воды в условиях школьной лаборатории. Тема “Кальций и его соединения” в школьном курсе химии, разработка соответствующего урока.

    дипломная работа [88,1 K], добавлен 25.01.2011

    Пути совершенствования урока в современной школе. Инновационная направленность педагогической деятельности (в химическом образовании). Разработка задач нового поколения. Развитие демонстрационного эксперимента. Интерпретация некоторых положений химии.

    дипломная работа [347,3 K], добавлен 20.05.2015

    Сущность, химические и физические свойства солей аммония. Анализ возможностей вариативного построения урока химии на тему” “Соли аммония”. Методика проведения урока химии на тему: “Аммиак. Соли аммония” с применением лабораторных опытов и экспериментов.

    курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.10.2010

    Определение целей и задач урока по химии, формы организации и методы обучения. История открытия фосфора, его нахождение в природе и роль в организме человека. Аллотропные модификации и химические свойства данного элемента, его получение и применение.

    конспект урока [25,1 K], добавлен 02.02.2014

    Сущность познавательного интереса школьников. Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии. Использование демонстрационного эксперимента в режиме on-line или в записи на CD-ROM. Подготовка и показ демонстрационных опытов.

    курсовая работа [241,5 K], добавлен 04.02.2013

    Проблемный развивающий эксперимент на уроках химии, основные принципы, этапы его проведения, способы создания ситуаций. Уровни экспериментальных умений и навыков учащихся. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении свойств гидросульфита натрия.

    контрольная работа [183,7 K], добавлен 17.10.2010

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: