Урок 29. Понятие об основаниях

Урок по химии в 8 классе по теме «Основания»
план-конспект урока по химии (8 класс)

На этом уроке учащиеся имеют возможность самореализоваться через экспериментальную деятельность, что привело к умению определять химические проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить химический эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои цели, давать определения понятиям.

Скачать:

Вложение Размер
presentation.pptx 401.83 КБ
tehnilogicheskaya_karta.docx 36.53 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

NaOH K OH Cu(OH) 2 Fe(OH) 3

Степень окисления Заряд иона OH – O H – 2 + Следовательно, сложный ион ОН имеет общий заряд «-» Cu(OH) 2 Cu +2 Cu 2+

Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов. Ионы бывают: 1) по заряду: катионы «+» и анионы «-» 2)по составу: простые и сложные

По растворимости основания делятся на: 1) растворимые, или щелочи – это гидроксиды главной подгруппы I группы (подгруппа щелочных металлов) и главной подгруппы II группы, начиная с Ca. 2) нерастворимые – гидроксиды всех остальных металлов.

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС

(схема технологической карты урока в дидактической системе деятельностного метода обучения)

Проект урока по теме : « Основания »

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Цель урока: сформировать понятие об основаниях как об одном из классов химических соединений; дать представление о качественных реакциях на примере щелочей.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, развивать логическое мышление.

Метапредметные: умение работать с источниками химической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, применять полученные знания в быту.

Предметные: познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией оснований, продолжить формирование знаний об ионах, показать различие между зарядами ионов и с.о.

Ключевые универсальные учебные действия:

Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

Познавательные : уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, вести дискуссию, уметь доказывать свою точку зрения.

Источники информации: учебники, дидактические карточки.

Оборудование: ноутбук, проектор мультимедийный; кристаллические щелочи и их растворы (NaOH, KOH, все разновидности Ca(OH) 2 – «известковая вода», «известковое молоко», твердый), свежеполученные осадки Cu(OH) 2 , Fe(OH) 2 ,индикаторы.

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

Создание благоприятной психологической атмосферы для работы во время урока. Учитель показывает ЭОР, демонстрирует образцы оснований (слайд 1)

Приветствуют учителя,заинтересованорассматривают слайд. Ученики начинают спрашивать, как могут называться такие вещества.

-развитие познавательных интересов;

Методический комментарий. Усиление наблюдения за готовностью детей к уроку.

Учитель сообщает классу, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из трех элементов, приводит несколько химических формул оснований : NaOH, KOH,Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3 (слайд 1).

– Ребята, вам известен состав этих соединений?

Такие соединения широко применяются в быту для очистки от масляных пятен с различных изделий, для прочистки от жировых отложений в канализационных трубах. Также используются в строительстве для штукатурки и побелки стен, т.е. они являются основаниями. Поэтому тема урока сегодня….

Тема урока “Основания”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: Сформировать представление об основаниях, как классе неорганических соединений.

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основания.
  • Определить общую схему строения, и свойств оснований.
  • Рассмотреть действие индикаторов на основания (качественные реакции).
  • Выявить сходство и различие между различными группами оснований.
  • Воспитательные:

    1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи.
    2. Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

    Развивающие:

    1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать и анализировать изучаемые факты и понятия. (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал; для развития логического мышления- создание кластеров и логиконов.)

    Тип урока: комбинированный.

    Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

    Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

    Оборудование: компьютер (просмотр фрагмента СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7, прослушивание классической музыки: В. А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”, презентация для самоконтроля.), карточки для индивидуальной работы. Лабораторное оборудование: склянка с раствором щелочи, 5 пробирок, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого. Склянка с растворами: гидроксида кальция, соли меди (II) , соли железа (III) для приготовления нерастворимых, окрашенных гидроксидов. Набор шаростержневых моделей атомов для составления моделей молекул.

    План урока.

    1. Организационный момент – 1 мин.
    2. Проверка домашнего задания – 4 мин.
    3. Изучение нового материала – 25 мин.
    4. Закрепление изученного – 6 мин.
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 мин.

    Организационный момент – 1 минута.

  • Приветствие.
  • Актуализация знаний (Глава третья “Соединения химических элементов”).
  • Повторение понятий; бинарных соединения, оксиды, летучие водородные соединения.
  • Проверка домашнего задания – 4 минуты.

    Выполнить письменно №1 на стр. 66.

    Выписать из приведенных ниже формул в два отдельных столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте им названия; Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O5, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5.

    Изучение нового материала – 25 минут.

  • Постановка цели; (Что ученики знают про основания. Что хотели бы узнать?)
  • Эпиграф. Основой жизни на Земле является вода. Слово основание – однокоренное слово со словом основа. И наверно не случайно вода является основой для образования класса неорганических соединений – основания.
  • Рассказ учителя об образовании гидроксид-иона.
    • Индивидуальная работа с учебником: списать в тетрадь определение со стр. 67 и составить на его основе общую формулу оснований. “Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов”.
    • Групповая работа с набором шаростержневых моделей атомов для моделирования молекул оснований с разным составом. Используется запись на стр 67 (формулы после третьего абзаца NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 ) Работа выполняется под классическую музыку.(В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада”).

    • Фронтальная работа с классом, контроль правильности создания моделей, их название и написания формул оснований на примере изготовленных шаростержневых моделей. Введение понятия одно, двух, трех- кислотности оснований.
    • Рассказ учителя о растворимости оснований. Сопровождается иллюстрацией в виде схемы, которая заносится на классную (или интерактивную) доску в ходе рассказа.

    • Индивидуальная работа в тетради; распределить формулы изготовленных шаростержневых моделей молекул оснований в данную схему.(Использовать таблицу растворимости). Правильность работы учитель проверяет фронтально.

    • Групповая работа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Каждой из трех групп прочитать о соединениях: гидроксид натрия (стр. 67), гидроксид калия (стр. 68) и гидроксид кальция ( стр. 68). После прочтения заполнить соответствующий столбик таблицы. (Таблица заносится на доску учителем заранее). После выполнения работы происходит обмен информацией между группами. Таким образом вся информация заносится в тетрадь каждого ученика.
    • Акцентирование внимания на химические свойства щелочей. Демонстрация СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7. Фрагмент о разрушении щелочами ткани, бумаги, волокон.
    • Знакомство с окрашенными основаниями.
    • Демонстрационный опыт со свежеприготовленными гидроксидом меди II – (голубой цвет) и гидроксидом железа III – (бурый цвет), готовым раствором гидроксида кальция (белый цвет).
    • Рассказ учителя о качественной реакции на основания. Знакомство с понятием – индикатор. Записать определение “индикатор” в тетрадь. Анализ таблицы №4 “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды” (стр. 69)
    • Демонстрационный опыт; “Изменение окраски фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого в растворе щелочи”.

    Закрепление изученного – 6 мин.

    Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

    • Самоконтроль. Ответ выдается учителем в виде презентации на экран.

    Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 минут.

    • Домашнее задание: прочитать параграф 19 “Основания”, выполнить письменно №2 и №4 на стр. 69.
    №2 Составьте химические формулы оснований для Сr(II) и Cr(III), назовите их. Изменяют ли окраску индикаторов эти вещества? Почему?
    №4 Каким из оксидов: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований, и дайте им названия.
    • Фронтальный опрос: (возвращение к цели урока)
      • Что учащиеся знали об основаниях?
      • Что они узнали о классе неорганических соединений “Основания”?
    • Работа по преобразованию информации. Класс делится на группы и каждой группе дается задание по созданию минипроекта “Основание”; рисунок, плакат, схема, логикон, стихотворение (на выбор).
    • Презентация минипроекта на доске от каждой группы:

    Примерные минипроекты учащихся. (Приложение 2)

    Основания – бывают разные,
    Фенолфталеин будет красный.
    Щелочи – они растворяются
    Бумага ими проедается!

    Урок 29. Понятие об основаниях

    При взаимодействии с водой активных металлов (натрий, калий, кальций, барий) или их оксидов образуются щелочи – гидроксиды натрия NaOH, калия КОН, кальция Са(ОН) 2 , бария Ва(ОН) 2. Слово “гидроксид”, или “гидратированный оксид” буквально означает “оксид, присоединивший воду”. Гидроксиды металлов относятся к классу оснований. [1]

    Основания – это сложные вещества, состоящие из атома металла, связанного с одной или несколькими гидроксильными группами – ОН. Общая формула:

    По номенклатуре основания называют гидроксидами. Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента:

    Классификация оснований

    Щёлочи – это основания растворимые в воде. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2. Щелочи являются едкими веществами: они разъедают бумагу, кожу, дерево. Недаром гидроксид натрия называют – едким натром, а гидроксид калия – едким кали. Шерстяная ткань, опущенная в концентрированный раствор гидроксида натрия, набухает и превращается в студнеобразную массу. Если попавший на руку раствор щелочи не смыть водой, кожу начинает щипать, и вскоре образуется язва. Щелочи твердые вещества, растворимые в воде. При растворении в в воде гидроксидов натрия NaOH и калия КОН наблюдается сильное разогревание раствора. Твердые гидроксиды натрия и калия настолько гигроскопичны (поглощают воду), что на воздухе расплываются. Гидроксид кальция ( гашеная известь) малорастворим в воде. Его насыщенный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде – известковым молоком. Смесь известкового молока с песком (известковый раствор) используют в строительстве для штукатурки стен. [1]

    Остальные – нерастворимые.
    К нерастворимым относят так называемые амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью -как кислоты.

    Классификация оснований по числу групп ОН:

    n =1 однокислотное

    n =2 двухкислотное

    n =3 трехкислотное

    Физические свойства

    Большинство оснований – твёрдые вещества с различной растворимостью в воде.

    СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВАНИЙ

    1. Металл + H 2 O = ЩЁЛОЧЬ + Н2

    2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2

    Здесь, Металл – это щелочной металл ( Li , Na , K , Rb , Cs ) или щелочноземельный ( Ca , Ba , Ra )

    2. ОКСИД МЕТАЛЛА + H 2 O = ЩЁЛОЧЬ

    Здесь, ОКСИД МЕТАЛЛА – щелочного металла ( Li , Na , K , Rb , Cs ) или щелочноземельного ( Ca , Ba , Ra )

    НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ

    СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = новое ОСНОВАНИЕ + новая СОЛЬ

    ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

    №1. Распределите химические формулы в таблицу :

    Основный оксид
    Кислотный оксид
    Амфотерный оксид
    Безразличный оксид
    Щёлочь
    Нерастворимое основание

    №2. Выпишите химические формулы оснований в два отдельных столбика: щёлочи и нерастворимые основания и назовите их : MnO, P 2 O 5 , Ca(OH) 2 , CO, Al(OH) 3 , BeO, Mg(OH) 2 ,K 2 O, ZnO, KOH, CrO 3

    №3. Приведите по два уравнения реакций получения следующих оснований:
    1) Гидроксид калия
    2) Гидроксид кальция
    в) Гидроксид железа (III)

    Урок химии в 8 классе по теме “Основания”

    Содержимое разработки

    Цель урока:

    дать понятие об основаниях, выяснить классификацию, их получение, значение для жизни человека и применение;

    сформировать умения по составлению формул оснований, закрепить умения по составлению уравнений реакций, продолжить формирование умений и навыков по проведению опытов, формировать умение работать с источниками информации, продолжить формирование критического мышления, умений анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

    вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания, совершенствовать навыки общения.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания :

    Формула основного оксида

    А) Na2O

    2. В какой паре оба оксида кислотные:

    3. В результате взаимодействия оксида фосфора (V) с водой образуется

    4. С водой не будет реагировать

    5. Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции, схема которой

    6. С серной кислотой будет взаимодействовать

    7. При реакции Cl2O5 с раствором NaOH образуется:

    Формула кислотного оксида

    2. В какой паре оба оксида основные:

    3. В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется

    4. С водой будет взаимодействовать

    5. С гидроксидом натрия будет реагировать

    6. При разложении гидроксида железа (III) образуются

    А) Fe2O3 , H2O

    7. Между собой реагируют:

    Вариант I.
    1Напишите уравнения реакций соединения с водой оксидов натрия, углерода (IV), кальция, серы (IV).

    2 Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:

    Вариант II.
    1 Напишите уравнения реакций оксида серы (IV) с гидроксидом калия и оксида фосфора (V) с гидроксидом бария.

    2 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

    Изучение нового материала

    Ребята, предлагаю вам кроссворд, разгадав который, вы узнаете тему нашего урока.

    Самый распространенный оксид на Земле.

    Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.

    Цифры, стоящие внизу справа от химического символа в формулах веществ.

    Положительно или отрицательно заряженные частицы, образовавшиеся в результате отдачи или принятия электронов.

    Одно из физических свойств металлов.

    Соединения, состоящие из двух элементов.

    Атом этого химического элемента содержит 30 электронов.

    Соединения металлов с водородом.

    Масса одного моля вещества.

    “В некотором царстве, Химическом государстве, на противоположных сторонах говорливой реки Ионки расположились две деревеньки – Металловка и Гидроксид-ионовка. Жители Металловки всем служили примером: и веселые, и активные, и работящие. Как ни крути – со всех сторон положительные! Так их и называли Катионы Металловы. А жители Гидроксид-ионовки были им полной противоположностью: работать не хотели, всех задирали, со всеми ссорились. Одним словом – Гидроксид-анионы. И решили Катионы Металловы усмирить буйный нрав Гидроксид – анионов; перешли они реку Ионку по мосту Химической связи – и появились вещества новые, Основаниями называемые”.

    Вот такую сказку сочинили ученики. Давайте попробуем разобраться с точки зрения науки химии, о чем же шла речь в этом повествовании.

    1. Какие действующие лица?

    2. С химической точки зрения?

    Ионы металлов – простые ионы с зарядом “+”

    Ионы ОН – сложные ионы с зарядом “–”

    3. Чему равна величина его заряда?

    Совпадает со степенью окисления элемента

    Совпадает с суммой степеней окисления элементов

    4. Как определить?

    По таблице растворимости
    (официальной шпаргалке всех школ мира)

    5. Какой тип химической связи между ионами в основании?

    Чтобы не путать степени окисления и заряды ионов:
    степень окисления –3, заряд иона 3–

    Сформулируйте определение оснований

    Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов.

    Гидроксид-ион (гидроксогруппа) – сложный ион (О -2 Н +1 ) – Суммарный заряд -1. Валентность 1.

    Попробуем узнать среди различных веществ основания: [На доске заранее подготовленный увеличенный вариант “крестиков–ноликов” прорешивается 2 учащимися].

    Поиграйте в “крестики–нолики”. Назовите вещества, которые по вашему мнению являются основаниями.

    У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют “фамилию”, “имя”, “отчество”.

    Чтобы назвать вещество, мы воспользуемся правилом

    название металла в родительном падеже

    (римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной степенью окисления

    Задание 2.

    Назовите основания, используя правило, в котором знак “плюс” означает, что из отдельных слов получается название соединения.

    Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия – едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия?

    Гидроксид натрия

    Что за вещество скрывается под названиями “алкаль”, “едкая щелочная соль”, “каустик”, “каустическая сода”? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть “каустиком” (от греческого “каустикос” – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть в первые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги.
    Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

    Гидроксид калия

    Как и гидроксид натрия твердое белое вещество. Раствор гидроксида калия мылок на ощупь и очень едок. Поэтому гидроксид калия иначе называют едкое кали. Применяют его в качестве добавки при производстве мыла, тугоплавкого стекла.

    Гидроксид кальция

    В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: “воздушная”, или “негашеная известь”, “известковое молоко”, “известковая вода”. Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых.

    Гидроксид кальция входит в состав “бордосской жидкости” в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

    Гидроксид бария

    Гидроксид бария – “баритовая вода” – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

    Рассмотрим образцы этих оснований.

    Демонстрация образцов едкого натра, едкого кали

    Что произойдет, если опустить несколько таблеток в воду?

    Демонстрационный опыт “Растворимость оснований”

    Растворяются ли эти вещества?

    В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы: №1- хлорида железа (II), №2 – хлорида меди (II), №3 – гидроксида натрия.

    Прильем к пробиркам №1 и №2 содержимое пробирки №3. Что наблюдаете? (Выпадение осадка разных цветов).

    К каким явлениям отнесете? (К химическим реакциям).

    По каким признакам? (Выпадение осадка).

    Предположите, какие вещества получились в пробирках с выпавшими осадками. (Основания).

    Как можно классифицировать основания? (Растворимые и нерастворимые).

    Записать определение в тетрадь:

    Щелочи – растворимые основания

    Основания классифицируют:

    по растворимости в воде растворимые и нерастворимые.

    Задание 3.

    Заполните схему “Классификация оснований” формулам из задания 2.

    по степени электролитической диссоциации – сильные и слабые основания

    по кислотности (числу гидроксогрупп) – однокислотные, двухкислотные, трёхкислотные.

    КОН – растворимое, сильное, однокислотное основание.

    Fe(OH)3 – нерастворимое, слабое, трёхкислотное основание

    Ребята, у вас в пробирках №1 и№2 находятся вода и щелочь….. Ой, что же я натворила позабыла подписать этикетки! Предложите ваш вариант, чтобы отыскать пробирку с водой и со щелочью (проблемная ситуация)

    Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели) – вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.

    Урок по химии 8 класс “Основания”

    поурочный план по химии для 8 класса на тему: “Основания”

    Просмотр содержимого документа
    «Урок по химии 8 класс “Основания”»

    Урок по химии 8 класс дата3.05.2016

    Тема урока: Основания: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

    Цель урока: Сформировать представления учащихся об основных классах неорганических соединений.

    Образовательная: Сформировать представления и обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий об основных классах неорганических соединений: основания – состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

    Развивающая: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, познавательно излагать свои мысли.

    Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к учению, дисциплину и культуру поведения на уроке, активность, самостоятельность, устойчивый интерес к предмету.

    Оборудование:

    таблицы, оборудование и реактивы для лабораторной работы

    Содержательная часть

    Задание №1 Какие из названных веществ реагируют с раствором соляной кислоты: Ag,AI(OH)3, Fe(OH)2, Cu, Cu(OH)2, CuO. Напишите уравнения осуществимых реакций.

    Задание №2 Закончите уравнения следующих реакций:

    NaOH + HCI → NaCI + H2O

    Задание №3 Сколько молей хлорида натрия образуется при взаимодействии сульфита натрия массой 12,6 г с соляной кислотой?

    ν(NaCI) = ν(Na2SO3) ∙ 2 = 0,1 моль ∙ 2 = 0,2 моль

    Какие классы неорганических соединений вам известны?

    Какие неорганические соединения называются основаниями?

    Приведите примеры известных вам оснований.

    Из приведенных ниже формул соединений выберите те, которые соответствуют основаниям: AI(OH)3, MgO, HCI,H2O, Ca(OH)2, NaOH, H2SO4, Fe2O3, KOH, H2SiO3,CuO, CaCI2, CO2, ZnO, Fe(OH)3.

    Состав, классификация и номенклатура оснований.

    Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидрооксогруппы

    Исключением является основание NH4 (гидроксид аммония), которое не содержит атомов металла

    Растворимые

    в воде – щелочи

    Нерастворимые

    в воде – нерастворимые основания

    Cu(OH)2 – гидроксид меди (II),

    Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),

    Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)

    Химические свойства оснований.

    Действие на индикаторы:

    фенолфталеин – малиновый цвет

    метилоранж – желтый цвет

    лакмус – синий цвет

    Основание + кислотасоль + вода

    2KOH + 2HCl → 2KCl + H2O

    Щелочь + кислотный оксидсоль + вода

    Щелочь + соль 1(р)соль 2 + основание(н)

    Основание оксид + вода

    2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O

    Cu(OH)2 CuO + H2O

    Амфотерный гидроксид + кислотасоль + вода

    Амфотерный гидроксид + щелочьсоль + вода

    Получение оснований.

    Активный металл + водащелочь + водород: (только металлы Li, Na, K, Rb, Cs, Ca,Sr, Ba)

    б) Основной оксид + водащелочь: (только оксиды Li2O, Na2O, K2O, Rb2O, Cs2O, CaO,SrO, BaO)

    в) Соль1(р) + щелочь(р)соль2(р) + нерастворимое основание(н)

    Растворимые

    Признаки для сравнения химических свойств

    Нерастворимые основания

    1.Взаимодействие с кислотными оксидами.

    2.Взаимодействие с кислотами.

    3.Взаимоействие с солями.

    4.Разложение при нагревании.

    Лабораторная работа «Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

    Аналитическая часть

    Дифференцированные разноуровневые задания.

    уровень

    Какие вещества называют основаниями? Как классифицируют основания? Приведите примеры оснований и назовите их.

    Основания – это _________________________________________________________

    Основания классифицируют на ____________________________________________

    Приведите по три уравнения реакций, при помощи которых можно получить:

    а). растворимые основания; б). нерастворимые основания. Напишите их названия.

    а). Получение растворимых оснований:

    б). получение нерастворимых оснований:

    Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с раствором гидроксида натрия: CaO, Cu(OH)2, H2SO4, CO2, CuSO4, KCI, CuO, HCI? Напишите уравнения практически осуществимых реакций.

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

    в). Cu → CuO → CuCI2 → Cu(OH)2 → CuO

    Напиши уравнения реакций разложения при нагревании:

    а). гидроксида меди (II) __________________________________________________

    б). гидроксида железа (III) ________________________________________________

    в). гидроксида алюминия _________________________________________________

    уровень

    Назовите химические свойства нерастворимых оснований и щелочей, которые:

    а). являются для них общими; б). позволяют отличить друг от друга эти группы оснований. Ответ иллюстрируйте записью уравнений химических реакций.

    Характерные химические свойства

    Общие химические свойства нерастворимых оснований и щелочей

    нерастворимых оснований

    Вычислите массу гидроксида натрия, который потребуется для реакции с 50 г

    40%-ного раствора сульфата меди (II) с целью получения нерастворимого основания.

    уровень

    В кристаллизатор с водой добавили несколько капель лакмуса. При опускании в него магниевой

    ленты индикатор не изменяет окраску. При поджигании магниевой ленты, укрепленной на

    штативе (см. рисунок), и опускании ее в воду магний продолжает гореть. Раствор индикатора приобретает синюю окраску. Почему? Ответ поясните записью уравнений химических реакций.

    В двух химических стаканах находятся красные растворы, оставшиеся после демонстрационных опытов. Предполагают, что в одном – подкисленный раствор индикатора метилового оранжевого, в другом – лакмуса. Можно ли воспользоваться одним реактивом, чтоб установить, в каком из сосудов находится раствор каждого из указанных индикаторов? Что это за реактив?

    Если на лицо или в глаза попали брызги щелочи, их необходимо смыть большим количеством вод, а глаза промыть раствором борной кислоты НВО2. Какую роль выполняет борная кислота в данном случае?

    Технологическая карта урока «Основания»

    Урок химии в 8 классе на тему «Основания» в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна

    Создать условия для формирования у учащихся представления о классе сложных веществ – основаниях.

    Задачи урока (планируемый результат)

    Предметные умения

    – давать определения понятиям – «основания», «щелочи»;

    – определять состав оснований;

    Обучающийся получит возможность освоить:

    – правила работы с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.

    -формировать готовность и способность к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

    Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

    Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать в общении правила вежливости, адекватно реагировать на обращение учителя

    Организация пространства

    Формы работы

    Индивидуальная, парная, фронтальная

    оборудование для эксперимента: гидроксиды натрия, калия, железа, меди; стаканчик с водой;

    учебник химии О.С.Габриелян 8 класс.

    Мотивационно – целевой этап

    Этапы урока, цель

    Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

    Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Эмоциональный настрой. Слайд 1

    Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое .

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Формулирование цели и задач урока учителем в косвенной форме.

    – Сегодня на уроке нам понадобиться ваше внимание, зоркость, сосредоточенность, умение слушать и слышать друг друга.

    – Мы с вами продолжаем погружаться в удивительный и увлекательный мир химии, а химия у нас наука многоликая. Сегодня мы будем знакомиться с новым классом неорганических соединений.

    Приветствуют учителя и друг друга.

    Нравственно – этическая ориентация

    Умение работы в паре

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

    – О каком веществе идет речь? Слайд 3

    – Она и дождь, и град и снег
    Туман и гололёд,
    Носитель благ, предвестник бед
    И радуга и лёд.
    Что это за вещество?

    – А к какому классу неорганических соединений относится вода?

    – Какие вещества называются оксидами?

    На доске написан ряд формул: Слайд 4

    СuO, K2O, Na2O, Ca(OH)2 (дайте название этим веществам)

    Запишите формулы веществ: Слайд 5

    оксид бария, оксид кальция, оксид алюминия, гироксид кальция.

    в чем вы испытали затруднения при выполнении данного задания?

    – А знаете ли вы, чем мыли волосы женщины в Древней Руси?

    – “Раствором золы”. А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.

    – Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием “щелок”. А вспомнила я о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.

    а знаете ли вы, как называется данный класс соединений?

    Попробуйте разгадать ребус, и вы узнаете, как называется класс неорганических соединений, который мы сегодня на уроке начнем изучать.

    – это бинарные соединения, в состав которых обязательно входит атом кислорода

    – оксид меди, оксид калия, оксид натрия

    BaO CaO Al 2 O 3

    не знают, как произносятся и записываются основания

    Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности

    Планирование учебного сотрудничества

    Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

    Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

    – Догадались, какой класс соединений мы будем сегодня изучать?

    – Сформулируйте тему урока Слайд 9

    – Какую цель мы сегодня на уроке перед собой поставим? А чтобы правильно и грамотно сформулировать цель урока, я предлагаю вам обратиться к словам – помощникам, которые указаны на доске. Слайд 11

    – чтобы достичь цели, нам необходимо поставить перед собой задачи: Слайд 12

    1.познакомиться с новыми понятиями и дать им определения.

    2. научиться правильно, называть данный класс неорганических соединений

    3. научиться классифицировать основания

    4. закрепить полученные знания

    5. сделать вывод о проделанной работе на уроке

    Формулируют тему урока

    Предлагают план для достижения цели.

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Целеполагание как постановка учебной задачи

    Процессуальный этап

    Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

    Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

    На доске записаны формулы: Слайд 13

    NaOH, Ca(OH) 2 , Al(OH)3

    – Ребята, посмотрите на формулы и скажите что между ними общего?

    – Молодцы, а атомы кислорода и водорода, которые входят в состав молекул оснований называются гидроксогруппой (гидроксид-иона) OH –

    Посмотрите внимательно, а какой еще атом входит в состав этих соединений помимо гидроксид – ионов?

    – Умнички. А вот теперь давайте сформулируем определение понятию «основания».

    Слайды 16 – 18

    – Это вещества простые или сложные?

    – Что входит в состав этих сложных соединений?

    – А если мы атому металла и гидроксогруппе присвоим заряды, то, как они будут теперь называться?

    Скажите, а ионы металла и гидроксид ионы связаны между собой?

    – А теперь сформулируйте, пожалуйста, определение.

    – Откройте стр.___ учебника и сравните определение, которое вы сформулировали с определением, данным в учебнике, и сделайте вывод. Запишите определение в тетрадь.

    – А теперь попробуйте определить суммарный заряд у гидроксид ионов, записав степень окисления атомов водорода и кислорода .

    – Обратитесь к учебнику на стр.___ и скажите как можно узнать сколько групп ОН – связанно с металлом?

    – А как правильно давать названия основаниям прочитайте на стр.___ и попробуйте дать названия представленным на доске основаниям.

    Слайды 21 – 29

    – Ребята, обратите внимание на столах у вас стоят реактивы. Но прежде чем приступить к работе с ними, давайте повторим технику безопасности.

    -у вас на столах в подписанных пробирках находятся гидроксиды:

    1. гироксид натрия,

    2. гидроксид калия,

    3. гидроксид меди

    4. гидроксид железа ( III ).

    Дайте характеристику каждому реактиву по внешним наблюдениям.

    – это густое образование в пробирках называется осадок.

    – помимо пробирок с гидроксидами у вас на столах имеется стаканчик с водой.

    Прилейте немного воды в каждую из пробирок, опишите свои наблюдения.

    – Замечательно. Следовательно, как мы можем классифицировать все основания по отношению к воде.

    – Найдите в учебнике на стр. ____, как называются растворимые основания?

    – А где мы можем узнать о том, растворимо ли основание в воде или нет.

    – Очень хорошо. Данная таблица находится на форзаце вашего учебника. Давайте откроем и ознакомимся с ней.

    Учитель объясняет, как правильно пользоваться таблицей растворимости.

    – Ребята, посмотрите у меня две пробирки, в каждой из которых находится прозрачная жидкость. Как вы думаете, как узнать в какой из них находится щелочь?

    – Об этом вы так же узнаете на следующем уроке.

    – в состав веществ входят три элемента, а также у всех представленных соединений имеется атом кислорода и водорода.

    – эти сложные вещества состоят из атомов металлов и гидроксогруппы

    – основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидрокид ионов.

    – данное определение мы сформулировали правильно.

    – в результате суммарный заряд гидроксид ионов равен -1

    – по заряду иона металла можно определить, сколько гидроксогрупп связанно с металлом.

    Знакомятся с текстом учебника, называют представленные на доске соединения.

    Повторяют правила техники безопасности.

    – гидроксид натрия – прозрачная жидкость, гироксид каля – прозрачная жидкость, гидроксид меди – голубое густое вещество и гидроксид железа тоже густое вещество.

    – в результате проделанных опытов мы наблюдали то, что гидроксиды калия и натрия растворяются в воде, а гидроксиды меди и железа – нет.

    – классифицировать на растворимые основания и нерастворимые.

    – Растворимые основания называются – щелочами.

    – данную информацию мы можем узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде»

    Открывают таблицу и знакомятся с нею

    Уметь находить информацию

    Понимать задаваемые вопросы;

    Уметь выражать свои мысли

    Выполнять учебные действия

    Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

    Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

    Слайд 34 – 35

    – Мы с Вами большие молодцы, потому что много узнали и продуктивно поработали на уроке. А теперь, давайте выясним, как вы усвоили полученную информацию. Для этого предлагаю Вам выполнить задание, которое называется «Лови ошибку».

    Основания – это бинарные соединения, в состав которых входят ионы неметаллов и гидроксид ионы.

    Если заряд иона металла равен +1, то соответственно, с ионом металла связаны 2 группы ОН + .

    Основания можно классифицировать по отношению их растворимости в воде.

    Нерастворимое основание называется щелочью.

    Выполняют задание по поиску ошибок в предложенном тексте и проговаривают вслух.

    Воспринимать смысл небольшого текста

    Понимать задаваемые вопросы

    Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

    Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

    – Молодцы. А теперь Вам необходимо выполнить небольшой тест, а затем осуществить самопроверку по эталону и выставить оценку. Итак, вперед!!

    Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

    Рефлексивно – оценочный этап

    Информация о домашнем задании

    Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Базовый уровень – §19 стр.101

    Повышенный уровень – то же + упр.1,3

    Записывают домашнее задание

    Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

    Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.

    Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу

    Оценка процессов результатов деятельности

    Оценивание качества своей учебной деятельности

    Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению

    Приложение 1.

    1. Правильное название соединения Fe(OH)3:
    1) гидроксид железа (III);

    2) гидрид железа (II);

    3) гидроксид железа (II);

    2. Щелочью является:
    1) КOH;

    3. Нерастворимым основанием является:
    1) Са(ОН)2;

    4. Растворимым основанием является:
    1) Сu(ОН)2;

    5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении Al(OH)3

    1. Правильное название соединения Fe(OH)2:
    1) гидроксид железа (III);

    2) гидрид железа (II);

    3) гидроксид железа (II);

    2. Щелочью является:
    1) NaOH;

    3. Нерастворимым основанием является:
    1) Сu(ОН)2;

    4. Растворимым основанием является:
    1) Сu(ОН)2;

    5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении NaOH

    Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»

    Анна Карнова
    Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»

    Предмет: Русский язык

    Тип урока: Урок открытия новых знаний.

    УМК: Образовательная система «Школа 2100»

    Тема: «Понятие об окончании и основе слова»

    Цель: познакомить с понятиями «основа» и «окончание», создать условия, направленные на развитие умений находить в слове окончание и основу.

    Задачи (Планируемые результаты):

    – знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять эти орфограммы в словах.

    – развивать умение выражать свои эмоции, оценивать, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    – развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) .

    – развивать умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа текстов делать выводы (познавательные УУД).

    – развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД).

    Основные понятия: окончание и основа слова.

    Формы организации пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

    Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки (красные и зеленые, конверт с картинками, изображающими солнышко и тучки, учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В “Русский язык”часть 1, карточки с заданиями.

    Этапы урока

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: активизация учащихся. Начинается урок.

    Пусть пойдут все знанья впрок

    Всё, что надо – не лениться

    И старательно трудиться.

    – Ребята, у вас на столах лежат конверты, а в них картинки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите. (Дети показывают картинки с изображениями)

    – Вижу, что настроение у вас хорошее.

    – На сегодняшнем уроке вы получите новые знания,а какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.

    Умение положительно относится к познавательной деятельности (личностные УУД)

    2. Актуализация знаний

    повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    – Начнем урок с орфографической минутки.

    – С какой целью проводим орфографическую минутку?

    – Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете к себе в тетрадь.

    1. Машет радостно хвостом

    Когда идет хозяин в дом.

    У неё удел таков

    Дом хранить от чужаков. (собака)

    2. Хозяин лесной просыпается весной,

    А Зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой. (медведь)

    3. У нёё рога, копыта,

    И на всех глядит сердито,

    Но добрей она щенка,

    И нальёт нам молока. (корова)

    4.Всех боится он в лесу:

    Волка, филину, лису.

    Бегает от них, спасаясь,

    С длинными ушами… (заяц)

    – Посмотрите на экран и проверьте свою работу.

    – Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки.

    – Оцените свою работу.

    – Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать одним словом? (названия животных). А точнее название зверей.

    Введение в новый раздел

    – Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс)

    – Какая часть в слове самая главная? (корень)

    – Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов)

    – Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)

    – Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов)

    – Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

    – Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах.Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник.

    – Подчеркните те,которые состоят:

    1 группа: из корня и приставки (поход, пригород)

    2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик)

    3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)

    Самостоятельная проверка детьми правильных ответов с доски.

    – Все справились с выполнением задания? Возникли ли у вас затруднения?

    3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

    – Обратите внимание на 1-ю группу.

    – Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (пригород). Что оно означает?

    – Запишите это слово. 1 человек у доски

    – Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду)

    – Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её.

    – Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её.

    – Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока: Окончание.)

    – Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня)

    -Итак, какая цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно).

    4. Открытие нового знания

    Цель: уточнить общий характер нового знания.

    – Посмотрите на экран и на карточки на парте, перед вами задание. (Вставить слово страна в предложения, изменяя по смыслу.)

    – Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили? Какая часть слова осталась?

    – Кто знает как выделить окончание?

    – В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной доске обозначает окончания) 1 человек у доски выделяет.

    – Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре.

    – Какая часть слова изменилась?

    – Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в предложении)

    – Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем 1-ую часть.

    – Читаем 2-ую часть правила.

    – Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая? (основа слова)

    – В связи с этим, какая еще цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое основа слова и научиться выделять основу в словах).

    – Что такое основа? (неизменяемая часть слова)

    – Найдите в тексте правила, как обозначается основа?

    – Входит ли окончание в основу? (нет)

    – Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс)1 человек у доски

    – Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске обозначает)

    Вот под елочкой зеленой (Встали.)

    Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

    Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

    Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

    Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

    Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

    Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

    И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

    Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

    6. Первичное закрепление – Еще раз понаблюдаем за этими словами.

    – Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3 разных слова (это одно и тоже слово)

    – Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)

    Вывод: – Как же найти в слове окончание? (нужно изменить слово)

    – Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что нового еще узнали из правила? (окончание может быть нулевым)

    7. Закрепление нового

    Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения

    – Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова.

    Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.

    -А теперь сравните с доской. Возникали ли у вас затруднения?

    8. Итог урока. Рефлексия.

    – Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно)

    – Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры.

    Работа с сигнальными карточками: да – нет

    – Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная – нет)

    Окончание – изменяемая часть слова? (да)

    Окончание входит в основу слова? (нет)

    Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

    – С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

    – У кого были затруднения при изучении темы?

    – Оцените свою работу на уроке.

    – Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте себя на лесенке успеха.

    – Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

    -Все вы на уроке очень хорошо потрудились.

    9. Домашнее задание

    1. Выучить определения на стр 144-145

    2. Упр 2 стр 162

    – На этом наш урок окончен.

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление» Тип урока: урок обобщающего повторения Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Список литературы:.

    Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: – систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

    Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

    Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и» Учитель русского языка: Артонова Н. И. Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и» В 5 классе. Цель урока: Систематизировать.

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

    Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» Тема: Имя прилагательное. Развитие речи. Цель: Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательном,.

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

    Читайте также:
    Урок 3. Молекулы и простые вещества
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: