Урок 31. Оксиды

Урок химии 8 класс Тема «Оксиды»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Цель урока:

Образовательная – сформировать понятие об оксидах как об одном из классов химических соединений, изучить физические свойства и классификацию оксидов; изучить основные правила номенклатуры оксидов, определить значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.

Развивающая – формировать умения сравнивать, выявлять общие признаки веществ, делать выводы, продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации.

Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность, формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в группах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_oksidy.docx 70.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок усвоения новых знаний.

Образовательная – сформировать понятие об оксидах как об одном из классов химических соединений, изучить физические свойства и классификацию оксидов; изучить основные правила номенклатуры оксидов, определить значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.

Развивающая – формировать умения сравнивать, выявлять общие признаки веществ, делать выводы, продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации.

Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность, формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в группах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.

Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия, заполнение таблицы и чтении схем); контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, физические свойства оксидов, способы получения оксидов.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; таблица, химический стакан с водой; коллекция оксидов (на демонстрационном столе учителя).

Используемый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2016г.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
  3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.
  6. Первичное закрепление усвоенного материала.
  7. Дифференцированное домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
  8. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.
  1. Организационный момент.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности учащихся. На демонстрационном столе находятся разные на первый взгляд вещи: вода, речной песок, негашеная известь, бусы из агата. Как вы считаете, почему сегодня на уроке я демонстрирую их вам? Что же их объединяет? Ответ на вопрос предполагаю получить в конце урока после изучения новой темы.

Эпиграф урока – поэтические строки таджикского поэта Фирдоуси:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой бы не возьмем язык и век –

Всегда стремился к знаньям человек.

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать химические соединения, значение которых сложно переоценить для нашей планеты и для людей. Приведу примеры.

Перед вами химический стакан с жидкостью. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед –

Что это за вещество? Ответ прост – это вода. Запишите формулу воды в тетрадь.

Второе химическое вещество вы определите сами:

– газ, выделяемый нами при выдохе;

– газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Конечно, это углекислый газ. Запишите формулу углекислого газа.

Что общего между отгаданными веществами? (Это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород).

Вы уже знаете, что эти вещества в химии называются? (Оксиды).

Какую тему мы будем сегодня изучать? «Оксиды».

Совместное определение целей урока . Что бы вы хотели узнать об оксидах? Ученики определяют цели. Запись учителем целей урока на доске под диктовку обучающихся.

Корректирование учителем целей, обозначенных учениками.

Исходя из целей, обучающиеся составляют план урока , определяют планируемые результаты обучения. Учитель записывает план урока на доске.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Для правильного написания формул оксидов вспомним:

Что такое валентность химического элемента?

Правило определения валентности элементов в бинарном соединении на примере Na 2 O?

Порядок действий при составлении химических формул на примере Al(III)O(II)?

Человека окружает многообразие химических веществ. Вы знаете, что по составу они делятся на две группы: простые и сложные. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

  1. Изучение нового материала.
  1. Классификация химических соединений. Общая формула оксидов.

Все сложные вещества подразделяют на группы (классы). Вещества, которые относятся к определенному классу сложных веществ, сходны по составу и химическим свойствам. При изучении нового материала учитель демонстрирует таблицу «Классификация химических соединений».

  1. Названия оксидов.

Любое вещество имеет определенное химическое название. Для того чтобы узнать, как назвать оксид по правилам международной номенклатуры, откройте учебник §40 (стр. 131 ) и прочитайте «Названия оксидов». После прочтения и обсуждения обучающиеся записывают схему «Номенклатура оксидов»:

1.Для элемента с постоянной валентностью название оксида складывается из:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже;

2. Для элемента с переменной валентностью ее указывают словами, а при написании – римскими цифрами в скобках после названия химического элемента:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже + валентность элемента

Выполнение тренировочного упражнения:

Na 2 O, К 2 О, СаО, СuО, Р 2 O 3, Р 2 O 5, CrO, Cr 2 O 3, Аl 2 O 3, SO 2, SO 3, MnO, Mn 2 O 7.

  1. Работа в группах. Задания для групп предложены на карточках. После работы над заданиями группы презентуют изученный материал.

Задание группе №1.

Используя материал учебника, справочника по химии, учебного пособия, найдите определение «оксид». Сравните определения, приведенные в различных источниках. Выпишите в тетрадь более понятное для вас определение.

Задание группе №2.

Классификация оксидов по составу.

Пользуясь схемой 5 учебника §40 (стр.132), выпишите три группы оксидов, приведите примеры к каждой группе. Сделайте вывод . (К основным оксидам относятся оксиды металлов с валентностью I и II. К кислотным – оксиды неметаллов и металлов с валентностью больше IV (V, VI, VII). К амфотерным – оксиды металлов с валентностью III и IV, и некоторые с валентностью II (например, Be, Zn).

Учитель объясняет, почему оксиды называются солеобразующие и несолеобразующие.

Задание группе №3.

Физические свойства оксидов.

Пользуясь материалом учебника §40 (стр.132) , определите, какими физическими свойствами обладают оксиды. Запишите в тетрадь.

При обсуждении с классом физических свойств оксидов учитель демонстрирует классу образцы оксидов.

Задание группе №4

Способы получения оксидов.

Используя схему 6 к §40 (стр. 134), расскажите о способах получения оксидов.

  1. Применение оксидов .

Опережающее обучение. Выступление ученика с подготовленной заранее презентацией «Применение оксидов».

5. Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.

1) Какое из двух веществ можно отнести к оксидам. Ответ мотивируйте. Дайте названия оксидам.

а) N 2 O 3 или Ca 3 N 2 ;

б) Ca(OH) 2 или CaO?

2) Работа в парах. Выберете из предложенного перечня химических формул веществ формулы оксидов. Объясните друг другу их классификацию. Самопроверка, ответы на слайде.

SO 3 , Ca(OH) 2 , FeO, H 2 CO 3 , Al 2 О 3, KOH, CO 2 , FeCl 3 , Na 2 O, H 2 SO 4 .

Учитель осуществляет проверку понимания усвоенного материала.

  1. Первичное закрепление усвоенного материала

Первичное закрепление усвоенного материала учитель проводит с использованием раздаточного материала. Учащиеся выполняют тестовую работу по вариантам с взаимопроверкой и взаимооцениванием. Ответы – на слайде.

  1. Определите лишнее химическое вещество.

1. СаО, СН 4 , N 2 О;

1. SiО 2 , О 2 , Н 2 О;

2. Al 2 О 3 , ZnО, Н 2 СО 3 .

2) «Найди соответствие».

Найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

1. N 2 О 5 а. оксид азота (IV)

2. ZnО b. оксид азота (V)

3. NО 2 с. оксид цинка (VI)

1. SО 2 а. оксид серы (VI)

2. Nа 2 О b. оксид серы (IV)

3. SО 3 с. оксид натрия

  1. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Изучить §40, упр.1 (устно), 2 (письменно).

*Подготовить презентацию «Оксиды в природе».

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и бусы из агата.
Закончите, пожалуйста, предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Урок дал мне для жизни…

Какую оценку вы поставите классу за работу на уроке и почему? Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Тема урока: “Оксиды”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель: ввести понятие об оксидах; познакомить с важнейшими неорганическими классами; рассмотреть состав, названия, классификацию и физические свойства оксидов.

Задачи:

  • Образовательная. Обобщить и закрепить знания обучающихся о физических свойствах оксидов, их нахождении в природе, применении; закрепить умения записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.
  • Развивающая. Развивать творческие способности при решении нестандартных задач. Развивать логическое мышление. Формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств оксидов.
  • Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Формировать интерес к предмету, внимательность, трудолюбие, любознательность, наблюдательность.

Оборудование: Схема: «Классификация оксидов», карточки-задания, тесты, таблица «Химические свойства оксидов», таблица «Формулы и названия некоторых оксидов, схема 3, общие способы получения оксидов, карточки с формулами оксидов.

Основные формы ведения урока: рассказ, беседа, работа с учебником (общеклассная, групповая и индивидуальная), вопрос – ответ.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.
  3. Определение и название оксидов.
  4. Классификация оксидов.
  5. Физические свойства оксидов.
  6. Химические свойства оксидов.
  7. Важнейшие оксиды.
  8. Способы получения оксидов.
  9. Способы получения оксидов.
  10. Закрепление изученного материала

В начале урока, мотивируя учебную деятельность учащихся, учитель рассказывает, что им предстоит изучить оксиды – вещества, образующие минералы; и на доске записывает формулу этих веществ:

SiO2 – кремнезёмы (IV),
Al2O3 – корунд,
CaO – негашеная известь,
Fe2O3 – красный железняк (гематит),
Fe3O4 – магнитный железняк (магнитит).

Их получают путём горения или разложения сложных веществ. В них 2 элемента, один – кислород. Я отнесу к ним также известь и лёд. Какие это вещества? (Оксиды.)

Проверка домашнего задания

Сценка «Кто я»

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал» – говорил греческий учёный Фале, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси, во мне жили русалки и водяные. У древних народов Азии в прошлом я служила причиной войн и борьбы. Являюсь важным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниёт и ни кем не уничтожается. Кто я? (Вода)

К какому классу веществ относится вода?

Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Какие соединения (вещества) называются кислотами?
Подчеркните синим мелом формулы кислот и дайте им названия.
Как классифицируют кислоты?
Назовите кислородсодержащие и бескислородные кислоты.
Какие соединения называют основаниями?
Подчеркните жёлтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества.
Как классифицируют основания?
Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул растворимые и нерастворимые основания.
Подчеркните красным мелом формулы солей и дайте им названия.
Какие соединения называют солями?
Как классифицируют соли?

Изучение нового материала

Итак, ребята, в 8 классе на уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Целью сегодняшнего урока является изучение и обобщение нового материала по теме «Оксиды».
Обращаем внимание учащихся на то, что на доске остались неподчёркнутые формулы веществ, с которыми они ещё не знакомы. Это формулы оксидов.

Вопрос 1. Какой газ необходим для фотосинтеза и выделяется при выдохе?

Ответ: углекислый газ CO2 – оксид углерода – (IV).

Вопрос 2. В стихотворении А.А. Ахматовой упомянут металл:

На рукомойнике моём
Позеленела медь
Но так играет луч на нём
Что весело глядеть.

С каким соединением реагирует водород с образованием данного металла и воды?

Ответ: оксид меди – CuO – (II)

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2 и валентности – (II).
Поскольку оксиды образуют почти все химические элементы, необходимо каждому оксиду дать своё название. Названия оксидов состоят из слова «оксид» и названия химического элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную степень окисления (переменную валентность), то её указывают римскими цифрами, взятыми в скобки, после названия химического элемента.
Элементы с постоянной степенью окисления – металлы главных подгрупп I, II, III групп. Элементы с переменной степенью окисления – остальные металлы.

Таблица № 1. Формулы и названия некоторых оксидов

Упражнение «Не прерви цепочку»

Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса учитель организует по цепочке.

Схема 1. Классификация оксидов

Учитель напоминает формулы различных веществ.
Знак, какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте?
Кислотные оксиды, как правило, – оксиды неметаллов.
Почему эти оксиды называют кислотными?
Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют ли они с водой или не реагируют), называют кислотными.
Впишите в «схему 1» пример кислотного оксида. Сначала назовите любой неметалл, кислоту, а затем – кислотный оксид.
Знак какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте в формуле оксидов магния, калия?
Основными оксидами являются оксиды металлов. Если оксид бария взаимодействует с водой, то получается новое вещество Ba(OH)2 – основание.

Теперь становится понятным название «основной оксид».
Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют ли они с водой или нет), называют основными.
Основные оксиды реагируют с кислотами, образуя соли.
Кислотные оксиды реагируют со щелочами, образуя соли.
Основные и кислотные оксиды относят к солеобразующим. Но есть оксиды, для которых соответствующие соли не существуют, их называют несолеобразующими или безразличными. Пример: оксид азота (II) – NO
Таким образом, можно сделать вывод, что неметаллы образуют кислотные оксиды (искл. – несолеобразующие оксиды: CO, NO, N2O, SiO )

Физические свойства оксидов

В рамках изучения физических свойств оксидов учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Оксиды имеют различные физические свойства: оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета.

Агрегатные состояния оксидов:

Химические свойства оксидов

Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.

Важнейшие оксиды. Оксиды широко распространены в природе. Некоторые оксиды постоянно окружают нас и находят широкое применение. Познакомимся с некоторыми из них.

Вода H2O – оксид водорода. Вода – это самой распространённоё и самое необходимое вещество на нашей планете. Без воды не было бы жизни на Земле. Всё живое нуждается в воде. Так, если без пищи человек может прожить 50 суток, то без воды смерть наступает через 5-7 дней. Вода является и важнейшей составной частью клеток животных и растений. Организм человека на 65-70 % состоит из воды, а у некоторых медуз – до 99 % массы тела составляет вода. Содержание воды в огурцах и арбузах превышает 90 %. Велики затраты воды в сельском хозяйстве. Для того чтобы вырастить 1 т. пшеницы, требуется 1500 т. воды, 1 т. риса – 7000 т. воды. Общие запасы воды на Земле – огромны и составляют 138,6 млн. км 3 . Вода покрывает почти 3/4 поверхности земного шара.

Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV).

Около 0,03 % по объёму углекислый газ содержится в воздухе. В природе он образуется при гниении растительных и животных останков, дыхании, сжигании топлива, в больших количествах выделяется из вулканических трещин и вод минеральных источников.
При обычных условиях диоксид углерода бесцветен, не имеет запаха. Углекислый газ значительно тяжелее воздуха. Углекислый газ применяют при изготовлении шипучих напитков, в медицине – углекислотные ванны. «Сухой лёд» применяется для хранения скоропортящихся пищевых продуктов, для производства и хранения мороженого. Углекислый газ не горит и не поддерживает горение, поэтому его применяют для тушения пожаров.

Оксид кремния (IV) SiO2 в виде песка применяется в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента.

Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.

1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)

Закрепление полученного материала

С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
Почему они имеют такое название?
Классификация оксидов.
Какими физическими свойствами обладают оксиды?
Какими химическими свойствами обладают оксиды?
Общие способы получения оксидов?
Назовите важнейшие оксиды.

Заканчиваем урок подведением итогов, выставляем отметки и предлагаем домашнее задание.

Литература:

1. / Неорганическая химия 7 – 10 класс, Москва «Просвещение 1980 г.» С.А. Балязин, Н.Г. Ключников, В.С. Полосин, § 19, стр. 25, § 26 – 29 стр. 31 – 36, § 44, стр. 53. /
2. / Химия 10 – 12 класс, Москва «Просвещение 1989 г.» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, § 1, стр. 43. /
3. / Химия 8 класс, Москва «Оникс 21 век 2003», И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, § 26 стр. 83, § 45, стр. 169 – 174. /
3. / Химия в школе № 2, 2010 г., стр. 30 – 33. /
4. / Химия в школе № 7, 2012 г., стр. 24 – 25. /
6. / Химия. Первое сентября № 18, 16 – 31 сентября 2009 г., стр. 30 – 41. /

Оксиды: классификация, получение и химические свойства

Оксиды — это сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых — кислород со степенью окисления -2. При этом кислород связан только с менее электроотрицательным элементом.

В зависимости от второго элемента оксиды проявляют разные химические свойства. В школьном курсе оксиды традиционно делят на солеобразующие и несолеобразующие. Некоторые оксиды относят к солеобразным (двойным).

Двойные оксиды — это некоторые оксиды , образованные элементом с разными степенями окисления.

Солеобразующие оксиды делят на основные, амфотерные и кислотные.

Основные оксиды — это оксиды, обладающие характерными основными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степень окисления +1 и +2.

Кислотные оксиды — это оксиды, характеризующиеся кислотными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степенью окисления +5, +6 и +7, а также атомами неметаллов.

Амфотерные оксиды — это оксиды, характеризующиеся и основными, и кислотными свойствами. Это оксиды металлов со степенью окисления +3 и +4, а также четыре оксида со степенью окисления +2: ZnO, PbO, SnO и BeO.

Несолеобразующие оксиды не проявляют характерных основных или кислотных свойств, им не соответствуют гидроксиды. К несолеобразующим относят четыре оксида: CO, NO, N2O и SiO.

Классификация оксидов

Получение оксидов

Общие способы получения оксидов:

1. Взаимодействие простых веществ с кислородом :

1.1. Окисление металлов: большинство металлов окисляются кислородом до оксидов с устойчивыми степенями окисления.

Например , алюминий взаимодействует с кислородом с образованием оксида:

Не взаимодействуют с кислородом золото, платина, палладий.

Натрий при окислении кислородом воздуха образует преимущественно пероксид Na2O2,

Калий, цезий, рубидий образуют преимущественно пероксиды состава MeO2:

Примечания : металлы с переменной степенью окисления окисляются кислородом воздуха, как правило, до промежуточной степени окисления (+3):

Железо также горит с образованием железной окалины — оксида железа (II, III):

1.2. Окисление простых веществ-неметаллов.

Как правило, при окислении неметаллов образуется оксид неметалла с высшей степенью окисления, если кислород в избытке, или оксид неметалла с промежуточной степенью окисления, если кислород в недостатке.

Например , фосфор окисляется избытком кислорода до оксида фосфора (V), а под действием недостатка кислорода до оксида фосфора (III):

Но есть некоторые исключения .

Например , сера сгорает только до оксида серы (IV):

Оксид серы (VI) можно получить только окислением оксида серы (IV) в жестких условиях в присутствии катализатора:

2SO2 + O2 = 2SO3

Азот окисляется кислородом только при очень высокой температуре (около 2000 о С), либо под действием электрического разряда, и только до оксида азота (II):

Не окисляется кислородом фтор F2 (сам фтор окисляет кислород). Не взаимодействуют с кислородом прочие галогены (хлор Cl2, бром и др.), инертные газы (гелий He, неон, аргон, криптон).

2. Окисление сложных веществ (бинарных соединений): сульфидов, гидридов, фосфидов и т.д.

При окислении кислородом сложных веществ, состоящих, как правило, из двух элементов, образуется смесь оксидов этих элементов в устойчивых степенях окисления.

Например , при сжигании пирита FeS2 образуются оксид железа (III) и оксид серы (IV):

Сероводород горит с образованием оксида серы (IV) при избытке кислорода и с образованием серы при недостатке кислорода:

А вот аммиак горит с образованием простого вещества N2, т.к. азот реагирует с кислородом только в жестких условиях:

А вот в присутствии катализатора аммиак окисляется кислородом до оксида азота (II):

3. Разложение гидроксидов. Оксиды можно получить также из гидроксидов — кислот или оснований. Некоторые гидроксиды неустойчивы, и самопроизвольную распадаются на оксид и воду; для разложения некоторых других (как правило, нерастворимых в воде) гидроксидов необходимо их нагревать (прокаливать).

гидроксид → оксид + вода

Самопроизвольно разлагаются в водном растворе угольная кислота, сернистая кислота, гидроксид аммония, гидроксиды серебра (I), меди (I):

2AgOH → Ag2O + H2O

2CuOH → Cu2O + H2O

При нагревании разлагаются на оксиды большинство нерастворимых гидроксидов — кремниевая кислота, гидроксиды тяжелых металлов — гидроксид железа (III) и др.:

4. Еще один способ получения оксидов — разложение сложных соединений — солей .

Например , нерастворимые карбонаты и карбонат лития при нагревании разлагаются на оксиды:

Соли, образованные сильными кислотами-окислителями (нитраты, сульфаты, перхлораты и др.), при нагревании, как правило, разлагаются с с изменением степени окисления:

Более подробно про разложение нитратов можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства оксидов

Значительная часть химических свойств оксидов описывается схемой взаимосвязи основных классов неорганических веществ.

Химические свойства основных оксидов

Подробно про химические свойства оксидов можно прочитать в соответствующих статьях:

Классификация неорганических веществ

Неорганическая химия – раздел химии, изучающий строение и химические свойства неорганических веществ.

Среди простых веществ выделяют металлы и неметаллы. Среди сложных: оксиды, основания, кислоты и соли. Классификация неорганических веществ построена следующим образом:

Большинство химических свойств мы изучим по мере продвижения по периодической таблице Д.И. Менделеева. В этой статье мне хотелось бы подчеркнуть ряд принципиальных деталей, которые помогут в дальнейшем при изучении химии.

Оксиды

Все оксиды подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие. Солеобразующие имеют соответствующие им основания и кислоты (в той же степени окисления (СО)!) и охотно вступают в реакции солеобразования. К ним относятся, например:

  • CuO – соответствует основанию Cu(OH)2
  • Li2O – соответствует основанию LiOH
  • FeO – соответствует основанию Fe(OH)2 (сохраняем ту же СО = +2)
  • Fe2O3 – соответствует основанию Fe(OH)3 (сохраняем ту же СО = +3)
  • P2O5 – соответствует кислоты H3PO4

Солеобразующие оксиды, в свою очередь, делятся на основные, амфотерные и кислотные.

Основным оксидам соответствуют основания в той же СО. В химических реакциях основные оксиды проявляют основные свойства, образуются исключительно металлами. Примеры: Li2O, Na2O, K2O, Rb2O CaO, FeO, CrO, MnO.

Основные оксиды взаимодействуют с водой с образованием соответствующего основания (реакцию идет, если основание растворимо) и с кислотными оксидами и кислотами с образованием солей. Между собой основные оксиды не взаимодействуют.

Li2O + H2O → LiOH (основный оксид + вода → основание)

Здесь не происходит окисления/восстановления, поэтому сохраняйте исходные степени окисления атомов.

Амфотерные (греч. ἀμφότεροι – двойственный)

Эти оксиды действительно имеют двойственный характер: они проявляют как кислотные, так и основные свойства. Примеры: BeO, ZnO, Al2O3, Fe2O3, Cr2O3, MnO2, PbO, PbO2, Ga2O3.

С водой они не взаимодействуют, так как продукт реакции, основание, получается нерастворимым. Амфотерные оксиды реагируют как с кислотами и кислотными оксидами, так и с основаниями и основными оксидами.

ZnO + KOH + H2O → K2[Zn(OH)4] (амф. оксид + основание = комплексная соль)

ZnO + N2O5 → Zn(NO3)2 (амф. оксид + кисл. оксид = соль; СО азота сохраняется в ходе реакции)

Fe2O3 + HCl → FeCl3 + H2O (амф. оксид + кислота = соль + вода; обратите внимание на то, что СО Fe = +3 не меняется в ходе реакции)

Проявляют в ходе химических реакций кислотные свойства. Образованы металлами и неметаллами, чаще всего в высокой СО. Примеры: SO2, SO3, P2O5, N2O3, NO2, N2O5, SiO2, MnO3, Mn2O7.

Каждому кислотному оксиду соответствует своя кислота. Это особенно важно помнить при написании продуктов реакции: следует сохранять степени окисления. Некоторым кислотным оксидам соответствует сразу две кислоты.

  • SO2 – H2SO3
  • SO3 – H2SO4
  • P2O5 – H3PO4
  • N2O5 – HNO3
  • NO2 – HNO2, HNO3

Кислотные оксиды вступают в реакцию с основными и амфотерными, реагируют с основаниями. Реакции между кислотными оксидами не характерны.

SO2 + Na2O → Na2SO3 (кисл. оксид + осн. оксид = соль; сохраняем СО S = +4)

SO3 + Li2O → Li2SO4 (кисл. оксид + осн. оксид = соль; сохраняем СО S = +6)

P2O5 + NaOH → Na3PO4 + H2O (кисл. оксид + основание = соль + вода)

При реакции с водой кислотный оксид превращается в соответствующую ему кислоту. Исключение SiO2 – не реагирует с водой, так как продукт реакции – H2SiO3 является нерастворимой кислотой.

Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов, которые не имеют соответствующих им гидроксидов и не вступают в реакции солеобразования. К таким оксидам относят:

  • CO
  • N2O
  • NO
  • SiO
  • S2O

Реакции несолеобразующих оксидов с основаниями, кислотами и солеобразующими оксидов редки и не приводят к образованию солей. Некоторые из несолеобразующих оксидов используют в качестве восстановителей:

FeO + CO → Fe + CO2 (восстановление железа из его оксида)

Основания

Основания – химические соединения, обычно характеризуются диссоциацией в водном растворе с образованием гидроксид-анионов. Растворимые основания называются щелочами: NaOH, LiOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2.

Гидроксиды щелочных металлов (Ia группа) называются едкими: едкий натр – NaOH, едкое кали – KOH.

Основания классифицируются по количеству гидроксид-ионов в молекуле на одно-, двух- и трехкислотные.

Так же, как и оксиды, основания различаются по свойствам. Все основания хорошо реагируют с кислотами, даже нерастворимые основания способны растворяться в кислотах. Также нерастворимые основания при нагревании легко разлагаются на воду и соответствующий оксид.

NaOH + HCl → NaCl + H2O (основание + кислота = соль + вода – реакция нейтрализации)

Mg(OH)2 → (t) MgO + H2O (при нагревании нерастворимые основания легко разлагаются)

Если в ходе реакции основания с солью выделяется газ, выпадает осадок или образуется слабый электролит (вода), то такая реакция идет. Нерастворимые основания с солями почти не реагируют.

Ba(OH)2 + NH4Cl → BaCl2 + NH3 + H2O (в ходе реакции образуется нестойкое основание NH4OH, которое распадается на NH3 и H2O)

KOH + BaCl2 ↛ реакция не идет, так как в продуктах нет газа/осадка/слабого электролита (воды)

В растворах щелочей pH > 7, поэтому лакмус окрашивает их в синий цвет.

Амфотерные оксиды соответствуют амфотерным гидроксидам. Их свойства такие же двойственные: они реагирую как с кислотами – с образованием соли и воды, так и с основаниями – с образованием комплексных солей.

Al(OH)3 + HCl → AlCl3 + H2O (амф. гидроксид + кислота = соль + вода)

Al(OH)3 + KOH → K[Al(OH)4] (амф. гидроксид + основание = комплексная соль)

При нагревании до высоких температур комплексные соли не образуются.

Al(OH)3 + KOH → (t) KAlO2 + H2O (амф. гидроксид + основание = (прокаливание) соль + вода – при высоких температурах вода испаряется, и комплексная соль образоваться не может)

Кислоты

Кислота – химическое соединение обычно кислого вкуса, содержащее водород, способный замещаться металлом при образовании соли. По классификации кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные.

Основность кислоты определяется числом атомов водорода, которое способна отдать молекула кислоты, реагируя с основанием. Определять основность кислоты по числу атомов водорода в ней – часто верный способ, но не всегда: например, борная кислота H3BO3 является слабой одноосновной кислотой, фосфористая кислота H3PO3 – двухосновной кислотой.

Кислоты отлично реагируют с основными оксидами, основаниями, растворяя даже те, которые выпали в осадок (реакция нейтрализации). Также кислоты способны вступать в реакцию с теми металлами, которые стоят в ряду напряжений до водорода (то есть способны вытеснить его из кислоты).

H3PO4 + LiOH → Li3PO4 + H2O (кислота + основание = соль + вода – реакция нейтрализации)

Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑ (реакция идет, так как цинк стоил в ряду активности левее водорода и способен вытеснить его из кислоты)

Cu + HCl ↛ (реакция не идет, так как медь расположена в ряду активности правее водорода, менее активна и не способна вытеснить его из кислоты)

Существуют нестойкие кислоты, которые в водном растворе разлагаются на кислотный оксид (газ) и воду – угольная и сернистая кислоты:

  • H2CO3 → H2O + CO2
  • H2SO3 → H2O + SO2

Записать эти кислоты в растворе в виде “H2CO3 или H2SO3” – будет считаться ошибкой. Пишите угольную и сернистую кислоты в разложившемся виде – виде газа и воды.

Все кислоты подразделяются на сильные и слабые. Напомню, что мы составили подробную таблицу сильных и слабых кислот (и оснований!) в теме гидролиз. В реакции из сильной кислоты (соляной) можно получить более слабую, например, сероводородную или угольную кислоту.

Однако невозможно (и противоречит законам логики) получить из более слабой кислоты сильную, например из уксусной – серную кислоту. Природу не обманешь :)

K2S + HCl → H2S + KCl (из сильной – соляной кислоты – получили более слабую – сероводородную)

K2SO4 + CH3COOH ↛ (реакция не идет, так как из слабой кислоты нельзя получить сильную: из уксусной – серную)

Подчеркну важную деталь: гидроксиды это не только привычные нам NaOH, Ca(OH)2 и т.д., некоторые кислоты также считаются кислотными гидроксидами, например серная кислота – H2SO4. С полным правом ее можно записать как кислотный гидроксид: SO2(OH)2

В завершении подтемы кислот предлагаю вам вспомнить названия основных кислот и их кислотных остатков.

Соль – ионное соединение, образующееся вместе с водой при нейтрализации кислоты основанием (не единственный способ). Водород кислоты замещается металлом или ионом аммония (NH4). Наиболее известной солью является поваренная соль – NaCl.

По классификации соли бывают:

  • Средние – продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл: KNO3, NaCl, BaSO4, Li3PO4
  • Кислые – продукт неполного замещения атомов водорода: LiHSO4, NaH2PO4 и Na2HPO4 (гидросульфат лития, дигидрофосфат и гидрофосфат натрия)
  • Основные – продукт неполного замещения гидроксогрупп на кислотный остаток: CrOHCl (хлорид гидроксохрома II)
  • Двойные – содержат два разных металла и один кислотный остаток (NaCr(SO4)2

Блиц-опрос по теме Классификация неорганических веществ

Урок 31. Оксиды

оксид марганца (VII )

Классификация оксидов

Все оксиды можно разделить на две группы:

1. солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные)

2 несолеобразующие или безразличные.

Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметаллов неМехОу

неМе CO, NO, N 2 O

1). Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO – оксид цинка и BeO – оксид берилия):

2). Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 – оксид марганца (VII)):

3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III , иногда IV , а также цинк и бериллий (Например, BeO , ZnO , Al 2 O 3 , Cr 2 O 3 ).

4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N 2 O , NO , CO ).

Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.

Например, оксиды хрома:

CrO ( II – основный);

Cr 2O3 ( III – амфотерный);

Классификация оксидов

(по растворимости в воде)

Кислотные оксиды

Основные оксиды

Амфотерные оксиды

Растворимы в воде.

Исключение – SiO 2

(не растворим в воде)

В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов

I «А» и II «А» групп,

исключение Be , Mg )

С водой не взаимодействуют.

В воде не растворимы

Выполните задания:

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

Выпишите оксиды и классифицируйте их.

Получение оксидов

1. Горение веществ (Окисление кислородом)

а) простых веществ

б) сложных веществ

2.Разложение сложных веществ

в) кислородсодержащих кислот

Физические свойства оксидов

При комнатной температуре большинство оксидов – твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые – жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.).

Химические свойства оксидов

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

Важнейшие основные оксиды и соответствующие им основания.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О (р. обмена)

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

Важнейшие кислотные оксиды и соответствующие им кислоты.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ

Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.

ZnO + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 O

ZnO + 2 NaOH + H 2 O = Na 2 [ Zn ( OH )4 ] ( в растворе)

ZnO + 2 NaOH = Na 2 ZnO 2 + H 2 O (при сплавлении)

Применение оксидов

Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:

CaO + H 2 O = Ca ( OH )2

В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H2SO4 – серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д.

Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.

Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.

Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.

Задания для закрепления

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия .

3. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции

4. Осуществите превращения по схеме:

Оксиды

Урок 40. Химия 11 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Оксиды”

По агрегатному состоянию оксиды делятся на твёрдые, как оксид калия, оксид алюминия, оксид фосфора пять и другие; на жидкие, как оксид серы шесть, оксид марганца семь и газообразные, как оксид углерода четыре, оксид азота четыре, оксид серы четыре и другие.

По растворимости в воде оксиды делятся на растворимые, как оксид серы четыре, оксид углерода четыре, оксид калия и другие; и нерастворимые, как оксид меди два, оксид железа два, оксид кремния четыре, оксид алюминия и другие.

Все кислотные оксиды, кроме оксида кремния четыре, растворимы в воде. Среди основных оксидов растворимыми являются только оксиды щелочных металлов (оксид лития, оксид натрия, оксид калия и так далее) и щелочноземельных металлов (оксид кальция, оксид стронция, оксид бария). Амфотэрные оксиды не растворяются в воде.

Оксиды имеют различный цвет: так, оксид меди два – чёрный, оксид никеля два – зелёный, оксид кальция – белый.

Рассмотрим химические свойства основных оксидов.

Основные оксиды реагируют с кислотами с образованием соли и воды.

Так, в реакции оксида магния с соляной кислотой образуется соль – хлорид магния и вода.

В реакции оксида железа три с серной кислотой образуется соль – сульфат железа три и вода.

В реакции оксида кальция с серной кислотой образуется соль – сульфат кальция и вода.

Кристаллы этой соль известны под названием «гипс».

Основные оксиды взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием солей.

Так, в реакции оксида кальция с оксидом углерода четыре образуется соль – карбонат кальция. Эту соль известная под названием «мел».

В реакции оксида натрия с оксидом фосфора пять образуется соль – фосфат натрия.

Оксиды щелочных и щелочноземельных металлов взаимодействуют с водой с образованием растворимых оснований – щелочей.

Так, в реакции оксида калия с водой образуется щёлочь – гидроксид калия; в реакции оксида кальция с водой образуется гидроксид кальция.

Эта реакция – гашение извести, которая сопровождается выделением большого количества тепла.

Оксиды других металлов в воде не растворяются и с ней не взаимодействуют. Как например, оксид меди два, или оксид железа три и другие.

Общим свойством всех кислотных оксидов является их способность взаимодействовать с основаниями с образованием соли и воды.

Так, в реакции оксида углерода четыре с гидроксидом натрия образуется соль – карбонат натрия и вода.

В реакции оксида фосфора пять с гидроксидом бария образуется соль – фосфат бария и вода.

Кислотные оксиды взаимодействуют с основными оксидами с образованием солей. Так, в реакции оксида серы шесть с оксидом калия образуется соль – сульфат калия.

Большинство кислотных оксидов взаимодействуют с водой с образованием кислот.

Например, в реакции оксида серы шесть с водой образуется серная кислота.

Амфотэрные оксиды взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

Так, в реакции оксида цинка с азотной кислотой образуется соль – нитрат цинка и вода.

В этих реакциях амфотэрные оксиды играют роль основных оксидов.

Амфотэрные оксиды взаимодействуют со щелочами с образованием солей и воды.

Так, в реакции оксида цинка с гидроксидом калия образуется соль – цинкат калия и вода.

В этих реакциях амфотэрные оксиды играют роль кислотных оксидов.

Амфотэрные оксиды при нагревании взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием солей.

Так, в реакции оксида цинка с оксидом углерода четыре образуется соль – карбонат цинка.

Амфотэрные оксиды при нагревании взаимодействуют с основными оксидами с образованием солей.

Например, в реакции оксида цинка с оксидом натрия образуется соль – цинкат натрия.

Некоторые оксиды имеют специфические свойства. У хлора известны такие оксиды, как оксид хлора один, оксид хлора четыре, оксид хора семь и другие.

В реакции с водой оксид хлора один, образует хлорноватистую кислоту, оксид хлора четыре в реакции с водой образует хлорноватистую и хлорноватую кислоты; оксид хлора семь в реакции с водой образует хлорную кислоту.

Оксиды могут быть получены различными способами.

Это взаимодействие простых веществ с кислородом.

Например, в реакции магния с кислородом образуется оксид магния; в реакции углерода с кислородом образуется оксид углерода четыре, в реакции цинка с кислородом образуется оксид цинка.

Оксиды можно получить и при горении сложных веществ. Так, в реакции горения сероводорода образуется оксид серы четыре и вода; в реакции горения метана образуется оксид углерода четыре и вода.

При разложение некоторых оксокислот также образуются оксиды.

Так, в реакции разложения сернистой кислоты образуется оксид серы четыре и вода. В реакции разложения угольной кислоты образуется оксид углерода четыре и вода.

Оксиды можно получить и при разложении нерастворимых оснований.

Например, при разложении гидроксида меди два образуется оксид меди два и вода. При разложении гидроксида железа два образуется оксид железа два и вода. При разложении гидроксида алюминия образуется оксид алюминия и вода.

При разложении некоторых солей также образуются оксиды.

Так, при разложении карбоната кальция образуется оксид кальция и оксид углерода четыре.

При разложении нитрата меди два образуется оксид меди два (чёрного цвета), оксид азота четыре (бурого цвета) и кислород.

Ещё одним способом, которым можно осуществить получение оксидов – это окислительно-восстановительные реакции.

Например, в реакции меди с концентрированной азотной кислотой образуется нитрат меди два, оксид азота четыре и вода; в реакции серы с концентрированной азотной кислотой образуется оксид серы четыре и вода.

Таким образом, некоторые основные оксиды реагируют с водой, с образованием щелочей, основные оксиды реагируют с кислотными и амфотэрными оксидами, реагируют с кислотами; большинство кислотных оксидов реагируют с водой, кислотные оксиды реагируют с основными и амфотэрными оксидами, с основаниям; амфотэрные оксиды реагируют с основными и кислотными оксидами, реагируют с основаниями и кислотами.

Оксиды можно получить в реакции простых веществ с кислородом, горением сложных веществ, разложением солей, нерастворимых оснований, а также разложением некоторых кислот и в окислительно-восстановительных реакциях.

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение. Применение. Химия. 8 класс. Конспект урока

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).

Цели:

  • образовательная: повторить, углубить и обобщить знания учащихся о химических свойствах, получении и применении основных и кислотных оксидов;
  • воспитательная: развивать коммуникабельность, интерес к предмету;
  • развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи ( состав – строение – свойства).

Задачи: организация проблемно-поисковой деятельности. Работа в группах. Проведение самостоятельной работы по вариантам. Эксперимент. Обсуждение результатов. Формулирование выводов.

Использованные источники:

  1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 267, [5 с. : ил.]
  2. Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Вертикаль О.С.Габриелян. – М. : Дрофа, 2013. – 96.
  3. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» (с тестовыми заданиями ЕГЭ). Вертикаль О.С.Габриелян, Сладков С.А. – М. : Дрофа,2013. – 208.
  4. Химия. 8–9 классы. Электронное приложение к учебникам О.С.Габриеляна. http: //www.drofa.ru

Урок-исследование

Оборудование. На демонстрационном столе: оксид бария, оксид фосфора (V), оксид меди (II), оксид железа (III), растворы гидроксида натрия, хлороводородной (соляной) кислоты, лакмуса, фенолфталеина, четыре химических стакана (50 мл), подъемный столик, черно-белый экран для демонстрационных опытов;

Ход урока

Ι. Изучение нового материала

Организация проблемно-поисковой деятельности. Работа в группах.

Задание 1-й группе (Оксиды. Классификация. Номенклатура.)

1) Пользуясь представленной на столах коллекцией оксидов и статьёй «Физические свойства оксидов» с. 218, опишите их физические свойства, отметьте агрегатное состояние, цвет. Сделайте вывод. Попытайтесь объяснить подобное многообразие.

Предполагаемый ответ: Исследование представленных оксидов показало, что они бывают твердые – оксид меди (П) СuО, оксид кальция СаО, жидкие оксид cepы(VI) SO3 и газообразные- оксид углерода(IV) СO2. Цвет их также чрезвычайно разнообразен: СuО черного цвета, оксид кальция СаО белого цвета, оксид углерода(IV) СO2 – бесцветный. Можно предположить, что причины в различном строении этих оксидов.

2) Выберите из перечня слов ключевые слова, которые, по вашему мнению характеризуют оксиды: простые вещества, сложные вещества, летучие, не имеющие окраски, окрашенные, бинарные соединения, содержат кислород, неметаллы, металлы.

На основании ключевых слов сформулируйте определение оксидов. Запишите его. Проверьте по учебнику с. 91.

3) Классификация. Выделите признаки, на основании которых можно оксиды разделить на группы.

Ι. по принадлежности элемента, образующего оксид, к металлам и неметаллам:

а) оксиды металлов;
б) оксиды неметаллов.

ΙΙ. по способности образовывать гидроксиды определённого класса: основания (щёлочи), кислоты:

а) основные оксиды;
б) кислотные оксиды.

ΙΙΙ. по химическим свойствам:

а) несолеобразующие
б) солеобразующие.

4) Номенклатура. Работа с книгой. С помощью инструкции учебника с.89-90 назовите предложенные оксиды. Сформулируйте правило названия оксидов.

Задание 2-й группе

1) свойства кислотных оксидов.

Углерод (C) → оксид углерода (CO2) → угольная кислота (H2CO3) → карбонат кальция (CaCO3) → силикат кальция (CaSiO3).

Сделайте вывод о химических свойствах кислотных оксидов. Проверьте своё заключение, сверив его с данными учебника с. 220.

2) свойства основных оксидов.

Сделайте вывод о химических свойствах основных оксидов. Проверьте своё заключение, сверив его с с данными учебника с. 219.

Задание 3-й группе.

1) Получение оксидов.

б) Получите Al2O3, SO3, CaO разложением сложных веществ.

Сделайте вывод о способах получения оксидов.

Предполагаемый ответ: оксиды образуются:

1) при горении простых и сложных веществ;

2) при разложении сложных веществ: а) нерастворимых оснований; б) кислот; в) солей.

Задание 4-й группе

1) Докажите или опровергните утверждение:

  • Песок не имеет применения в промышленности
  • Углекислый газ – продукт фотосинтеза
  • Из руд, состоящих из оксидов железа Fe2O3 и Fe3O4 получают чугун и сталь

ΙΙ. Закрепление знаний, умений, навыков

Проведение самостоятельной работы по вариантам:

Вариант I

1) С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет вступать в реакцию оксид кальция: НС1, NaOH, H2O, H2SO4, KС1? Составьте уравнения возможных реакций.

2) Составьте формулы оснований, соответствующих оксидам натрия, кальция, алюминия, магния.

Вариант 2

1) С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет вступать в реакцию оксид серы (VI): НС1, NaOH, H2O, Ca(OH)2, KC1? Составьте уравнения возможных реакций.

2) Составьте формулы кислот, соответствующих оксидам серы (VI), фосфора (V), азота (V), углерода (IV).

Вариант 3 (экспериментальное)

Задача I. Как доказать, что оксид бария —основный оксид?

Беседа о порядке решения экспериментальной задачи. Выполнение опыта учащимся у доски, растворение оксида бария в воде и обнаружение индикатором образующейся щелочи. Другой учащийся растворяет оксид бария в хлороводородной (соляной) кислоте, предварительно «подкрашенной» лакмусом. Далее они составляют уравнения реакций.

Вариант 4 (экспериментальное)

Задача 2. Как доказать, что оксид фосфора (V) — кислотный оксид?

Обсуждение решения задачи всем классом. Опыты выполняет учитель. Учащиеся составляют уравнения реакций и отвечают на вопросы:

1) Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?

2) Может ли оксид фосфора (V) находиться в природных условиях?

В целях обобщения химических свойств оксидов составляется сравнительная таблица и используется Электронное приложение к учебникам О.С.Габриеляна Химия. 8-9классы.

http: //www.drofa.ru «Основные классы неорганических соединений. Оксиды» фото и видеоролики.

Домашнее задание

§ 30. Знать определение оксидов, уметь писать уравнения реакций, характеризующие свойства оксидов. Выполните упражнения 1–3 с. 221, решить задачи 4,5 с.221. Повторить §18.

Читайте также:
Урок 42. Взаимосвязь между классами неорганических веществ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: