Урок 31. Задачи, решаемые по уравнениям реакций

“Решение задач по химии”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

“Решение задач по химии”

Вычисления по химическим уравнениям.

Вычисление количества (массы) продуктов реакции по известному количеству (массе) одного из вступивших в реакцию веществ.

1. Запишите условие задачи, выяснив единицы их измерения.

2. Запишите уравнение реакции.

3. Подчеркните формулы веществ, с которыми будете работать.

4. Над формулами веществ напишите данные условия задачи.

5. Под подчеркнутыми формулами подпишите:

А) количества этих веществ,

Б) М – массу или Vm (как того требует решение задачи),

В) m – массу вещества.

6. Приведите все значения величин надписанные и подписанные под формулами веществ к единой единице измерения:

Например: V = m / M , V (газа) = V (газа) / V ( m )

7. Установите логическую связь:

А) между величинами веществ (по условию задачи),

Б) между величинами веществ (по уравнению реакции).

8. Составьте и решите пропорцию. Найдите значение неизвестной величины.

9. Выразите найденное значение величиной в той единице, которая требуется по условию задачи.

10. Запишите ответ.

Вычисление относительной плотности газов.

1. Составьте краткую запись условия задачи.

2. Из понятия «относительная плотность газов» следует:

А) D (газ1) (газ2) = Mr (газа1) / Mr (газа2);

Б ) D ( газ ) (H2) =Mr ( газа ) / Mr (H2) = Mr ( газ ) / 2 ;

В) D (газ) (воздух) = Mr (газа) / Mr (воздуха) = Mr (газ) / 29

1) D ( СО 2) (H2) =Mr ( СО 2) / Mr (H2) = (12+16*2)/ 2=22

2) D (СО2) (воздух) = Mr (СО2) / Mr (воздуха) = (12+16*2)/29 =1,52

Ответ: D (СО2) ( H 2) =22; D (СО2) (воздух) = 1,52

1) Найдем массу соли в растворе из формулы

w ( NaCl )= m ( NaCl )/ m (р-ра)*100%, следовательно

m ( NaCl )= w ( NaCl )* m (р-ра)/ 100%=12*150/100=18г

2) m ( H 2 O )= m (р-ра)- m ( NaCl )=150г-18г=132г

Ответ: m ( NaCl ) = 18г, m ( H 2 O )= 132г.

1. Какова массовая доля NaOH в растворе, полученном при растворении 4г NaOH в 46г воды?

2. Путем выпаривания 20г раствора было получено 4г CuSO 4.

Какова массовая доля соли раствора?

3. К 80г 15% раствора сульфата натрия прибавили 20г воды.

Какова массовая доля соли станет после разбавления водой раствора?

4. Какую массу поваренной соли и воды надо взять, чтобы получить:

А) 100г 10% раствора,

Б) 200г 15% раствора?

Вычисление по химическим формулам с использованием понятия

Из формул * следует

V газа/22,4 л/моль = m (газа) / M (газа)

Задача 1 . Вычислите, какое количество вещества соответствует 49г серной кислоты

m ( H 2 SO 4 )= 49 г

v (H 2 SO 4 ) = m (H 2 SO 4 ) / M (H 2 SO 4 );

M (H 2 SO 4 )=2+32+16*4=98 г / моль ;

v ( H 2 SO 4 )=49г /98г/моль = 0,5 моль

Ответ: v ( H 2 SO 4 )= 0,5 моль

Задача 2 . Вычислите, какой объем (при н.у.) занимает углекислый газ ( CO 2 ) массой 2,2г

V (CO 2 ) / Vm = m ( CO 2 ) / M ( CO 2 ), следовательно

V (CO 2 )= m ( CO 2 )* Vm / M ( CO 2 ) = 2,2г*22,4л/моль /44г/моль = 1,12л

Ответ: V ( CO 2 ) = 1,12л

Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества

Вспомните о взаимодействии величин

А) m ( р-ра ) = m ( растворителя ) + m ( вещества );

Б) w (вещества)%= m ( вещества )/ m ( раствора )*100%

Дано: m ( спирта )=47,5г

Решение: 1) Найти m ( раствора )

m ( р-ра ) = m ( спирта ) + m ( вещества )= 47,5+2,5=50г

2) Найти массовую долю I 2 в растворе.

w ( I 2 )%= m ( I 2 )/ m ( раствора )*100% =2,5г/50г*100%=5%

Ответ: w ( I 2 )% =5%

Нахождение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Задача: выведите химическую формулу оксида азота, элементарный состав которого:

1. Составляем краткую запись условия задачи.

2. Записываем отношения масс элементов, зная, что отношение масс элементов равно отношению их массовых долей:

m 1(эл-та) : m 2(эл-та) = w 1(эл-та) : w 2(эл-та) …

3. Вычислить количество элементов по формуле:

v (эл-та) = m (эл-та) / M (эл-та)

4. А) Запишите отношение количества элементов;

Б) Выразите это отношение целым числом.

5. составьте химическую формулу (индексами в ней будут найденные целые числа).

Дано: w ( N )= 36,87%,

1) m ( N ) : m ( O ) = w ( N ) : w ( O )

2) V ( N ) = m / M =36,87/ 14 = 2,63 моль

3 ) V ( O ) = m / M =63,16/ 16 = 3,94 моль

4) V ( N ) : V ( O ) = 2,63 / 3,94=1:1,5=2:3

5) N 2 O 3 – формула оксида

Ответ: формула – N 2 O 3

Вычисление отношения масс элементов и массовых долей элементов

в сложном веществе.

1. Дана химическая формула вещества

Найти: массовые доли химических элементов.

2. Записываем количество каждого элемента в веществе, исходя из его химической формулы (индексы в хим. формуле соответствуют количествам элементов)

3. Вычисляем массы элементов по формуле

m (эл-та) = M (эл-та) * v (эл-та)

4. Можно вычислить отношение масс элементов

5. Вычислить массу 1 моль вещества (1 моль вещества = сумме масс элементов)

6. Вычисляем массовые доли (%) элементов:

w %(эл-та) = m (эл-та) / m (вещества) *100%

Задача: найти массовые доли элементов в сульфате меди.

CuSO 4 – сульфат меди

1)M ( CuSO 4 ) = Ar ( Cu ) + Ar ( S ) + 4Ar ( O ) =64+32+64 = 160 г / моль

2) исходя из формулы w %(эл-та) = m (эл-та) / m (вещества) *100% находим

w %( Cu ) =64/160*100%=40%

w %( S ) = 32/160*100%=20%

Читайте также:
Урок 29. Основные расчетные понятия

w %( O ) = 64/160*100%=40%

Определение количества (массы или объема) продукта реакции, если один из сореагентов взят для реакции в избытке.

1. Сделать краткую запись условия задачи;

2. Записать уравнение реакции;

3. Расставить данные условия задачи (вверху), подставить под формулами веществ данные уравнения;

4. Найти отношение молей исходных веществ, применив формулы:

v = m / M или v = V / V m

5. Найти, какое вещество в избытке, а какое – в недостатке (по нему вести расчет).

6. Вычислить число молей продукта реакции, его массу.

Задача: Рассчитайте массу гидроксида меди, образовавшегося при сливании двух растворов, содержащих соответственно 24 г. сульфата меди и 16 г. гидроксида натрия.

M ( CuSO 4)=64+32+16*4=160г/моль

M ( NaOH )=23+16+1=40г/моль

M ( Cu ( OH )2)=64+(16+1)*2=98г/моль

1. Найдем соотношение молей исходных веществ:

v ( CuSO 4) = m : M =24г : 160 г/моль =0,15моль – недостаток

v ( NaOH ) = m : M =16г : 40 г/моль =0,4моль – избыток

Находим, какое вещество взято в избытке, а какое – в недостатке:

По уравнению реакции: v ( CuSO 4): v ( NaOH )=1:2

По условию задачи: v ( CuSO 4): v ( NaOH )=0,15:0,4=1:2,7

CuSO 4 – в недостатке; NaOH – в избытке.

Дальнейшие расчеты по CuSO 4

2. v ( Cu(OH ) 2 ) =0,15моль

3. m ( Cu ( OH ) 2 )= M * v = 98г/моль*0,15 моль=14,7 г Ответ: m ( Cu ( OH ) 2 )= 14,7 г

Вычисление объема газа, вступившего в реакцию (или получившегося), по объему другого газа .

1. По закону Авогадро: отношение количеств газов равно отношению их объемов:

v (газ1) / v (газ2) = V (газ1) / V (газ2) ;

2. Составляем краткую запись условия задачи

3. Записываем уравнение реакции

4. Расставляем: а) над формулами веществ данные условия задачи;

б) под формулами подписать количество веществ

5. Составить пропорцию и найти из нее значение неизвестной величины.

Задача: Вычислите, какой объем азота вступит в реакцию с 6 л водорода?

1) v ( N 2 ) / v (Н 2 ) = V ( N 2 ) / V (Н 2 )

Ответ: V ( N 2 )=2л

Вычисление выхода продукта реакции (%) от теоретически возможного.

1. Составьте краткую запись условия задачи.

2. Вычислите массу продукта реакции ( m теорет) по известной массе (количеству) одного из веществ, вступивших в реакцию.

3. Вычисляем массовую долю продукта реакции:

? (%)= m (практ.) : m (теорет.) *100%

Задача. При взаимодействии в растворе сульфата натрия с 20,8г хлорида бария был получен осадок сульфата бария, масса которого после фильтрования и высушивания составила 22г. определите массовую долю (в %) выхода соли от теоретически возможного.

m ( BaCl 2 )=20 , 8г

m пр ( BaSO 4 )=2 2 г

М( BaCl 2 )= 137+71=208г/моль

М( BaSO 4 )=137+32+64=233г/моль

1. найдем v ( BaCl 2 )

v ( BaCl 2 ) = m : M =20,8г : 208 г/моль =0,1моль

2 . v ( BaSO 4 )=0,1 моль,

т.к. отношение их молей v ( BaCl 2 ): v ( BaSO 4 )=1 моль:1 моль

3. m теор ( BaSO 4 )= M * v = 233г/моль * 0,1моль=23,3г

4 . ? (%)= m (практ.) : m (теорет.) * 100% = 22 : 23 *100% = 94,4%

Ответ ? ( BaSO 4 )=94,4%

Вычисление массы вещества (исходного или получаемого) по уравнению реакции, если известна масса другого вещества (получаемого или исходного), содержащего определенную долю примесей.

Задача. Какая масса оксида кальция может быть получена из 500т известняка, в котором массовая доля примесей составляет 0,2 (или 20%)?

m ( изв )=500 т = 500 000кг

w чист CaCO 3 = 8 0 %

m ( изв )=500 000кг

М( CaCO 3 )= 40+12+16*3=100г/моль

М( CaO )=40+16=56г/моль

1. Найдем m чистого CaCO 3

w чист CaCO 3 = m ( чист CaCO 3 ) / m (всего известняка) *100%, отсюда

m ( чист CaCO 3 ) = w чист CaCO 3 * m (всего известняка) :100%

= 80%* 500 000кг: 100% = 400 000 кг

2. Найдем количество CaCO 3

v ( CaCO 3 ) = m : M =400 000_100= 4000 молей

3. v (CaO) = v (CaCO 3 )= 4000 молей

4. m ( CaO )= M * v = 4000молей *56кг/молей=224 000кг

Ответ: m ( CaO )=224 000кг = 224т

Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

Задача. На гашенную известь, взятую в необходимом количестве, подействовали 3,15 кг чистой азотной кислотой. Какую массу нитрата кальция ( Ca ( NO 3 ) 2 ) получили, если практический выход его составляет в массовых долях 0,98 (или 98%) по сравнению с теоретическим?

М( HNO 3 )= 1+14+16*3=63кг/моль

М(С a ( NO 3 ) 2 )=40+(14+16*3)*2=164кг/моль

1. найдем v ( HNO 3 )

v ( HNO 3 ) = m : M =3,15кг : 63 кг/моль =0,05моль

2 . v ( Ca ( NO 3 ) 2 )=0,05:2=0,025 моль,

3. m ( Ca ( NO 3 ) 2 )= M * v = 164кг/моль * 0,025 моль =4,1кг (ТВ)

4 . Найдем m практ (С a ( NO 3 ) 2 )

? (%)= m (практ.) : m (теорет.)

m практ (С a ( NO 3 ) 2 )= ?* m (теорет.):100%=98%*4,1кг:100% = 4,02 кг

Ответ : m практ (С a ( NO 3 ) 2 )= 4,02 кг

Задача1. На нейтрализацию раствора серной кислоты потребовался раствор, содержащий 8 г гидроксида натрия. Какова масса образовавшейся соли?

М( NaOH )= 23+16+1=40 г/моль

М( Na 2 SO 4 )=23*2+32+16*4=164кг/моль

I способ (составлением пропорции):

8 г —- x г (по условию задачи)

80 г—- 142 г (по уравнению реакции)

x = 8*142:80 = 14,2г

I I способ решения:

1. найдем v ( NaOH )

v ( NaOH ) = m : M =8 г : 40г/моль =0,2моль

2 . v ( Na 2 SO 4 )=0,2:2=0,1 моль, т.к их отношение 2:1, то

Читайте также:
Урок 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам

3. m ( Na 2 SO 4 )= M * v = 142г/моль * 0,1 моль =14,2 г

Ответ : m ( Na 2 SO 4 ) =14,2 г

Вычисление массы или объема продукта реакции, по известной массе исходного вещества, содержащего определенную массовую (или объемную) доли примесей.

Химическими формулами обозначают состав чистых веществ. Сырье, поступающее на производство содержащий примеси, т.е. вещества, которые не участвуют в проводимых реакциях

Задача 1. Вычислить массу негашеной извести CaO , которую получили при обжиге 300кг известняка с массовой долей примесей в нем 8%?

m ( известняка )=3 00кг

1. 100-8=92% чистого карбоната Са

2. m (СаСО 3 ) = 92*300 : 100= 276кг

3. определяем массу негашеной извести

x=276 *56:100=154,6 кг

Ответ : m (С a О)= 154,6 кг

Задача 2. При обработке избытком соляной кислотой 30 кг природного известняка получено 5,6 м 3 (н.у.) углекислого газа. Вычислить массовую долю Ca СО 3 в известняке.

x =100*5,6:22,4=25 кг

? ( Ca СО 3 )= m ( Ca СО 3 ) : m (известняка) * 100%= 25:30*100%=83,3% Ca СО 3

Задача 3. Какую массу известняка с массовой долей карбоната кальция 80% надо взять, чтобы получить углекислый газ объемом 112л?

x =100*112:22,4=500г Ca СО 3

m (известняка) = m ( Ca СО 3 ) *100% : ? ( Ca СО 3 ) = 500 *100 : 80 = 625 г известняка

1. Азот объемом 56 л (н.у.) прореагировал с водородом. Массовая доля выхода аммиака 50%. Рассчитайте массу полученного аммиака.

2. Установить формулу газообразного углеводорода, если при полном сжигании 0,7 г получили 1,12л углекислого газа и 0,9г воды. Относительная плотность паров этого вещества по водороду – 42.

3. К 50 мл раствора с массовой долей H 2 SO 4 – 12% (плотность 1,08 г/мл) прибавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу образовавшегося осадка.

4. Марганец получают восстановлением оксида марганца ( III ) кремнием. Технический оксид массой 20 кг с массовой долей примесей 5,2% восстановили до металла. Рассчитайте массу полученного марганца.

5. Требуется приготовить 500г раствора с массовой долей хлорида калия 14%. Рассчитайте массу требуемых хлорида калия и воды.

6. Какой объем кислорода необходим для полного окисления 5 литров ацетилена?

7. Рассчитайте массу газообразного водорода, который выделится, если растворить 4,5г алюминия в соляной кислоте.

8. Сколько граммов бензола вступило в реакцию с азотной кислотой, если при этом получилось 0,65 моль нитробензола?

9. Вычислите массы гидроксида натрия и сульфата меди ( II ), необходимых для получения 4,9г гидроксида меди ( II )?

10. Определите массу осадка, образовавшегося при добавлении к раствору хлорида калия, содержащего 7,45 хлорида калия 10г 85% раствора нитрата серебра.

11. Выведите молекулярную формулу органического вещества, если известно, что массовая доля углерода – 80%, водорода – 20%. Относительная плотность вещества по водороду – 15.

12. При восстановлении алюминием оксида железа ( III ) массой 100г выделяется 476,0 кДж. Определите тепловой эффект химической реакции.

13. Сколько литров оксида азота ( II ) получится при реакции 25,6г меди с разбавленной азотной кислотой?

Информацию подготовила Бондаренко Ирина Анатольевна,

“Решение задач по уравнению химической реакции”. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Образовательные:

  • Продолжать формировать знания о классификации и номенклатуре классов химических соединений .
  • Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.

Развивающие:

  • развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.
  • работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать личностные качества – дисциплинированность, ответственность; качества творческой деятельности – активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Тип урока – комбинированный с использованием методов технологии РКМЧП и ИКТ.

Организация класса, подготовка к уроку.

I. Стадия – вызов

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведем с вами в Элементарии. (Слайд 2 )

Девиз нашего урока: “Решить задачу – выиграть сражение” и сегодня на уроке мы будем учиться выигрывать сражения, то есть – учиться решать задачи. (Слайд 3)

Вспомним, какие химические задачи мы уже умеем решать? (Слайд 4 )

Ответы детей: (по формуле элемента, по формуле сложного вещества)

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи по уравнению химической реакции, значит, тема нашего урока будет сформулирована так:

Решение задач по уравнению химической реакции. (Слайд 5 )

Запишите ее в тетради и посмотрите на экран.

Перед нами изображение русского поля. Как называется оно? (слайд 6)

Чтобы расшифровать название, надо прочитать формулы соединений, назвать их и определить класс вещества. (Читают, называют вещества и классы) (Слайды 7)

Итак, Бородинское поле связано с историей России. В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года. Самое крупное сражение этой войны происходило на Бородинском поле. (Слайд 8)

Читайте также:
Урок 29. Основные расчетные понятия

Поможем русской армии подготовиться к сражению: для этого надо написать шифровку и донести ее в штаб Кутузову (слайд 9)

Подсчитаем молекулярную массу 3-х соединений из дидактической карточки:

1-А, 2-Б, 3-В,- задание для первого ряда

1-Ж, 2-Ж, 3 – Ж, – задание для второго ряда

Запишите полученные результаты в лист самоконтроля, который лежит у вас на парте. По моему сигналу (смена слайда) проверяем шифровку.

Проверяем: (учащиеся сверяют ответы с появившимися на слайде ) Слайд 10:

У кого нет ошибок, поставьте в лист самоконтроля 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.

II. Cтадия – Осмысление

Шифровка доставлена, Кутузов и русская армия готовятся к сражению. Мы тоже должны обсудить план нашего сражения – план решения или алгоритм решения задачи. (Слайд 11)

Внимательно читаем алгоритм (на экране и на карточках) (Слайды 12, 13)

Молодцы – план разработан, приступаем к сражению – решаем задачу. (Слайд 14 )

Найти массу меди, которая выделится на железной пластинке, опущенной в раствор сульфата меди ,если масса растворенной соли равна 240г

Слайды 15, 16, 17 – читаем пункты плана, выполняем их, записываем решение в тетрадь. (Действуя по алгоритму, решаем задачу)

Великая битва при Бородино до сих пор не забыта народами Европы. Так кто же в ней победил? . Остаётся согласиться с мнением самого Наполеона, который считал, что в Бородинском сражении французы стали победителями, а русские – непобедимыми!

Я желаю вам ребята, что бы все сражения в вашей жизни заканчивались победой.

III. Стадия – Рефлексия

Что же необходимо помнить, решая химические задачи? – Возьмите бланки ответов и допишите недостающие слова. (Слайд 19)

1. Правильно писать формулы веществ, соблюдая .

2. Не забывать выполнять закон сохранения массы вещества, т.е. .

3. Вести расчеты, используя химическое понятие.

4. При расчетах так же производить действия с .

5. Для перевода массы, объема в количество вещества использовать основные формулы:

Самопроверка (Слайд 20)

В листок самоконтроля добавьте себе:

  • 3 балла – если нет ошибок,
  • 2 балла – 1 ошибка
  • 1 балл, если 2 ошибки.

Подведение итогов (Слайд 21 )

Суммируйте баллы в листе самоконтроля.

  • У кого получилось 5 баллов – отметка за урок “5”.
  • У кого 4 балла – отметка “4”
  • У кого 3 балла – могут выполнить дома дополнительное задание и повысить на следующем уроке свою отметку.

Домашнее задание: параграф 31, задача 5 с. 116

Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Дидактическая карточка по химии

А Б В Г Д Е Ж
1 HCl CO2 Mg NaOH CuO CuSO4 HNO3
2 Na2O Fe(OH)3 Al2O3 H2O Na C P2O5
3 Fe AgNO3 Cu(OH)2 P CaO H2SiO3 Cl2
4 CuCl2 Ca NaCl CaCO3 NaH2PO4 ZnO Cu
5 SO3 K2S S Zn Na2SO3 O2 Al(OH)3
6 N2 H3PO4 SO2 FeO H2CO3 Na3PO4 Na2CO3
7 Mg(NO3)2 MgO H2S H2SO4 BaCl2 KOH Fe2O3
8 Zn(OH)2 Cl2 Ca(OH)2 Mg(OH)2 FeS NaHCO3 H2SO4

2. Карточка-тест. Возьмите бланки ответов и заполните их, дописав недостающие слова.

Что необходимо помнить, решая химические задачи?

1. Правильно писать формулы веществ, соблюдая .

2. Не забывать выполнять закон сохранения массы вещества, т.е. .

3. Вести расчеты, используя химическое понятие.

4. При расчетах так же производить действия с .

5. Для перевода массы, объема в количество вещества использовать основные формулы:

Задачи с решениями на расчеты по уравнениям химических реакций

Расчеты по уравнениям химических реакций

Задача:

Пусть общая схема химической реакции —

где А и В — исходные вещества;

С и D — продукты реакции;

a, b, c, d — коэффициенты.

Тогда можно записать уравнение

где — число молей каждого вещества, участвующего в реакции.

Предположим, что количество данных веществ выражено следующим образом:

а) для А — в молях;

б) для В-в объеме (то есть В — газообразное вещество);

в) для С — в граммах;

г) для D — количеством молекул.

Так как известно, что

получаем формулу для расчетов по уравнению химической реакции:

Задача:

Определить число молей углекислого газа , полученного в результате сгорания 24 г углерода.

Решение:

Уравнение реакции горения углерода —

Задача:

Определить объем кислорода, необходимый для сгорания 17 г аммиака.

Решение:

Уравнение реакции горения аммиака —

Задача:

Определить число молекул воды, образующееся при сгорании 10 л метана, н.у.

Решение:

Уравнение реакции горения метана —

Задача:

Какую массу оксида кальция и какой объем углекислого газа (н.у.) можно получить при термическом разложении 20 г известняка, содержащего 80 % карбоната кальция?

Читайте также:
Урок 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам

Решение:

Задача:

Расчеты по уравнению химической реакции с избытком одного из реактивов.

Предположим, что реактив В взят в избытке, тогда формула для расчетов по уравнению химических реакций примет вид

Член уравнения, содержащий реактив в избытке, исключается из расчетов. Расчеты ведут по реактиву, взятому в недостатке. Возможен также расчет избытка реактива:

Задача:

Определить массу нитрата натрия, образующегося в результате взаимодействия 130 г азотной кислоты с двумя моль гидроксида натрия. Какой реактив взят в избытке и какова масса избытка этого реактива?

Решение:

Определяем вещество в избытке:

Таким образом, азотная кислота взята в избытке:

Расчет производится по реактиву, взятому в недостатке, т.е. по гидроокиси натрия:

Расчет массы кислоты, необходимой для реакции с двумя моль гидроокиси натрия:

Расчет массы избытка азотной кислоты:

Задача:

Расчеты с практическим выходом реакции.

Практический выход реакции — это отношение реального количества полученного вещества к его теоретически возможному количеству согласно уравнению реакции:

Задача:

Получено 620 г кислорода электролизом 40 моль воды. Определить практический выход реакции.

Решение:

а) Вначале рассчитываем теоретическую массу кислорода по уравнению реакции

б) Определяем практический выход реакции

Задача:

Практический выход реакции синтеза аммиака равен 30%. Какова масса аммиака, полученного из 90 л водорода, взятого для реакции синтеза (н.у.)?

Решение:

а) Находим теоретическую массу аммиака:

б) Находим по практическому выходу реакции реальную массу аммиака:

Эти задачи взяты со страницы решения задач по неорганической химии:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Урок 31. Задачи, решаемые по уравнениям реакций

Вспомните: способы вычисления количества вещества по известной массе или

Когда повар готовит блюдо, он смешивает продукты в определенных соотношениях. Так и химик перед проведением химической реакции должен решить, в каком массовом соотношении следует смешать реагенты, и вычислить массу продукта, который должен образоваться.

Такие расчеты можно провести по уравнениям химических реакций. Если известна масса одного из веществ, участвующих в реакции, то можно определить массы всех других веществ — и реагентов, и продуктов реакции.

Химическое уравнение показывает, какие вещества и в каком соотношении взаимодействуют, а также в каком соотношении образуются продукты реакции. Например, уравнение реакции взаимодействия водорода с азотом

показывает, что три молекулы водорода H2 взаимодействуют с одной молекулой азота N2 с образованием двух молекул аммиака NH3 (рис. 31.1).

Такое же соотношение будет и для количества вещества всех соединений в реакции: три моля водорода вступает в реакцию с одним молем азота, и при этом образуется два моля аммиака.

Если для проведения реакции взять не три моля водорода, а любое другое количество (например, 3х моль), то количество прореагировавшего азота будет в три раза меньше, чем количество водорода, т. е. n(N„) = x моль:

Таким образом, вещества вступают в химические реакции в количествах, пропорциональных их коэффициентам в уравнении реакции (стехиометрическим коэффициентам). Другими словами, соотношение количеств реагентов (в молях) равно соотношению соответствующих коэффициентов в уравнении реакции.

Мы видим, что два моля сероводорода реагирует с тремя молями кислорода с образованием двух молей сернистого газа и двух молей воды. Если в реакцию вступает x моль сероводорода, то соотношение реагентов и продуктов реакции выглядит так:

Таким образом, для любой химической реакции, которую можно описать уравнением:

справедливо соотношение для количества вещества всех участников реакции:

По этому соотношению можно проводить любые расчеты по уравнению химической реакции.

Задача 1. Какое количество вещества кислорода необходимо для сжигания сероводорода количеством 1,5 моль?

При проведении реакций необходимо знать не только количества веществ, но и их массы или объемы. Эти величины связаны соотношениями:

Но задачи по уравнениям химических реакций проще решать с использованием количества вещества. Если в условии задачи даны масса или объем вещества, то удобнее сразу вычислить количество вещества и далее использовать эту величину для расчетов.

Задача 2. Вычислите объем азота (н. у.), необходимый для получения аммиака NH3 количеством 0,8 моль.

Задача 3. Вычислите массу фосфор^) оксида, который можно получить сжиганием фосфора в кислороде объемом 11,2 л (н. у.).

Читайте также:
Урок 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам

Задача 4. Простое вещество массой 10,8 г сожгли, на что израсходовали кислород объемом 6,72 л (н. у.). В результате образовался оксид состава Е2О3. Какое вещество сожгли?

Химические вещества вступают в химические реакции в четко определенных соотношениях. Количества веществ всех участников реакции соотносятся как их стехиометрические коэффициенты в уравнении реакции. Для реакции aA + bB = cC справедливо соотношение:

Задания для усвоения материала

1. Проанализируйте уравнение реакции горения метана аналогично тому, как это сделано в данном параграфе для реакции горения сероводорода.

2. В каком количественном соотношении следует смешать железо с серой для получения феррум(ІІ) сульфида?

3. Определите соотношение количества вещества реагентов для получения купрум(ІІ) оксида из простых веществ.

4. Вычислите количество вещества фосфор^) оксида, который образуется при сгорании фосфора количеством вещества 2 моль. Какое количество вещества кислорода тратится при этом?

5. Определите количество вещества кальций гидроксида, который образуется при взаимодействии воды: а) с 0,5 моль кальций оксида; б) 8 г кальций оксида.

6. Составьте уравнение реакции сгорания аммиака NH3 в кислороде с образованием азота и воды. Вычислите объем кислорода (н. у.), который необходим для сжигания аммиака количеством 24 моль. Какой объем (н. у.) каждого из продуктов реакции при этом образуется?

7. Вычислите массу кальций карбоната, который образуется при взаимодействии карбон(^) оксида объемом 11,2 л (н. у.) с кальций оксидом.

8. Вычислите массу сульфур^І) оксида, необходимую для получения сульфатной кислоты массой 4,9 г.

9. Вычислите массу гидроген пероксида, необходимую для получения кислорода объемом 5,6 л (н. у.).

10. Карбон(^) оксид можно получить сжиганием углерода или метана. Вычислите, какого вещества и во сколько раз больше (по массе) необходимо для получения карбон(^) оксида объемом 28 л (н. у.).

11. Вычислите массу ортофосфатной кислоты, которая образуется при взаимодействии фосфор^) оксида массой 1 кг с водой.

12. При пропускании сульфур(^) оксида через раствор барий гидроксида образовалась соль массой 43,4 г. Вычислите объем (н. у.) израсходованного газа.

Урок 31. Задачи, решаемые по уравнениям реакций

Урок посвящен закреплению умений производить расчеты по уравнению реакции с учетом количественных соотношений участников реакции.

I. Алгоритмы решения задач по уравнению химических реакций

Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

  • Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).

Алгоритм №1

Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции

Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт речь в задаче

3. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

4. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи,

а под формулами –

стехиометрические коэффициенты,

отображаемые уравнением реакции

5. Для вычисления искомого количества вещества,

6. Записываем ответ

1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).

2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).

Алгоритм №2

Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции

Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт речь в задаче

3. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

4. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи,

а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

5. Вычислим количества вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим соотношение.

6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

7. Записываем ответ

1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

2. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).

Алгоритм №3

Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

Читайте также:
Урок 29. Основные расчетные понятия

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ, о которых, идёт речь в задаче

3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

4. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

5. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи, а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

6. Для вычисления искомого количества вещества, составим соотношение

7. Запишем ответ

1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г (3Fe + 4O2=Fe3O4).

Алгоритм №4

Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт реь в задаче

3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

4. Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты

5. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи, а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

7. Найдем массу вещeства, которую требуется вычислить

8. Запишем ответ

II. Задачи для самостоятельного решения

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).

3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).

4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).

5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).

Задачи на расчеты по уравнениям химических реакций и тепловой эффект.

Рассчитайте массу оксида (в граммах), образовавшегося при сгорании 2,4 г металлического магния. Ответ округлите до целых.

Ответ: 4

Рассчитайте объем газа (в литрах), образующегося при взаимодействии 6,72 л хлора (н.у.) с необходимым количеством водорода. Ответ округлите до сотых.

Ответ: 13,44

Какую массу нитрата свинца (II) (в граммах) можно получить при взаимодействии с избытком азотной кислоты оксида свинца (II) массой 11,15 г? Ответ округлите до сотых.

Ответ: 16,55

Рассчитайте объем газовой смеси (н.у.), полученной при полном разложении 15 л аммиака. Ответ укажите в литрах и округлите до целых.

Ответ: 30

При сгорании навески серы выделилось 8,96 л сернистого газа (н.у.). Вычислите массу серы, которую взяли для реакции. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 12,8

При прокаливании образца мела выделилось 3,36 л углекислого газа (н. у.). Вычислите массу образовавшегося оксида кальция (в граммах). Ответ округлите до десятых.

Ответ: 8,4

Рассчитайте массу цинка (в граммах), необходимую для получения 162 г его оксида. Ответ округлите до целых.

Ответ: 130

Вычислите объем газов (н.у.), необходимый для получения 13,5 г воды из простых веществ. Ответ укажите в литрах и округлите с точностью до десятых.

Ответ: 25,2

Определите массу хлорида алюминия (в граммах), которую можно получить из 33,6 л газообразного хлора (н. у.). Ответ округлите до десятых.

Ответ: 133,5

Какую массу чистой серной кислоты (в граммах) необходимо затратить для получения 100 г сульфата железа (III) из оксида железа (III)? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 73,5

Какой объем оксида азота (II) можно получить при каталитическом окислении 15,6 л аммиака кислородом (н.у.)? Ответ укажите в литрах и округлите до десятых.

Ответ: 15,6

Какую массу фосфата калия (в граммах) можно получить из 120 г фосфорной кислоты и избытка гидроксида калия. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 259,6

Рассчитайте объем сероводорода (н.у.), необходимый для получения 31 г сульфида натрия по реакции с гидроксидом натрия. Ответ укажите в литрах с точностью до десятых.

Ответ: 8,9

Вычислите массу поташа (в граммах), которая при взаимодействии с избытком азотной кислоты даст 20,16 л углекислого газа (н.у.). Ответ округлите до десятых.

Ответ: 124,2

Какой объем угарного газа (в литрах) (н. у.) можно получить при неполном сгорании 14 г углерода? Ответ округлите до целых.

Читайте также:
Урок 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам

Ответ: 26

Какую массу гидроксида алюминия можно получить из 50 г сульфата алюминия при его обменной реакции с достаточным количеством раствора гидроксида натрия? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 22,8

Вычислите массу негашеной извести (в граммах), которая может прореагировать с 10 г воды. Ответ округлите до целых.

Ответ: 31

Рассчитайте объем 15%-ного раствора карбоната натрия (плотность 1,1 г/мл), из которого при взаимодействии с избытком соляной кислоты можно получить 22,4 л (н. у.) углекислого газа. Ответ укажите в миллилитрах и округлите до целых.

Ответ: 642

Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе (плотность 1,35 г/см 3 ), если известно, что 30 мл такого раствора могут полностью прореагировать с 5 г карбоната кальция. Ответ укажите в процентах и округлите с точностью до десятых.

Ответ: 12,1

Вычислите массу углекислого газа (в граммах), полученного при взаимодействии 121 мл 15%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,16 г/мл) с необходимым количеством карбоната магния. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 7,4

Определите объем водорода (при н.у.), который можно получить при взаимодействии избытка цинкового порошка со 100 мл 10%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,05 г/мл). Ответ укажите в литрах и округлите с точностью до десятых.

Ответ: 3,2

Вычислите массу гидроксида железа (III), которую можно получить при взаимодействии 2,5 мл 20%-ного раствора бромида железа (III) (плотность 1,38 г/см 3 ) и избытка водного раствора гидроксида натрия. Ответ укажите в граммах и округлите до сотых.

Ответ: 0,25

Какой объем газообразного аммиака (в литрах) может прореагировать с 650 мл 10%-ного раствора бромоводородной кислоты (плотность 1,14 г/мл)? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 20,5

Определите массу серной кислоты, которая необходима для полной нейтрализации 100 мл 20%-ного раствора гидроксида бария (плотность 1,17 г/мл)? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 13,4

Рассчитайте массу сероводорода, которую можно получить из 13 мл 5%-ного раствора сульфида калия (плотность 1,06 г/мл) и избытка соляной кислоты. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 0,2

Какую массу фосфида магния (в граммах) можно получить из 240 мг металла и 217 мг фосфора? Ответ округлите до сотых.

Ответ: 0,45

Какой объем аммиака (в литрах) можно получить из 3 г водорода и 11,2 л азота (н. у.)? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 22,4

Рассчитайте объем углекислого газа (в литрах), который можно получить из 12 л кислорода и 14 л угарного газа (н. у.). Ответ округлите до целых.

Ответ: 14

Вычислите массу нитрата аммония (в граммах), которую можно получить из 20 л (н. у.) аммиака и 31,5 г азотной кислоты. Ответ округлите до целых.

Ответ: 40

Определите объем сернистого газа (в литрах), который можно получить из 16 г серы и 8 г кислорода. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 5,6

Какой суммарный объем газов (н. у.) можно получить при взаимодействии 15 г углерода и 16 г серы с избытком кислорода? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 39,2

Какую массу оксида серы (VI) можно получить при взаимодействии 30 л сернистого газа и 30 л кислорода (н. у.)? Ответ укажите в граммах и округлите с точностью до целых.

Ответ: 107

Вычислите массу оксида алюминия, который можно получить из 13,5 г алюминия и 13,5 г кислорода. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 25,5

Определите массовую долю соли в растворе, полученном при смешении 150 г 15%-ного раствора гидроксида натрия и 250 г 10%-ного раствора плавиковой кислоты. Ответ округлите до десятых процента.

Ответ: 5,9

Рассчитайте массовую долю кислоты в растворе, полученном при смешении 8,5 г 10%-ного раствора аммиака и 40,5 г 50%-ного раствора бромоводородной кислоты. Ответ округлите до десятых процента.

Ответ: 33

Вычислите массовую долю карбоната калия в растворе, полученном при смешении 100 г 2%-ного раствора гидрокарбоната калия и 100 г 20%-ного раствора гидроксида калия. Ответ укажите в процентах и с точностью до сотых.

Ответ: 1,38

Рассчитайте массовую долю хлороводорода в растворе, полученном при смешении 250 г 10%-ного раствора хлороводорода и 1,7 г нитрата серебра. Ответ округлите до десятых процента.

Ответ: 9,8

Образец карбоната бария массой 15 г, содержащий 5% инертных примесей, растворили в избытке раствора соляной кислоты. Вычислите объем выделившегося газа. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 1,6

Смесь песка и поваренной соли массой 20 г внесли в 90 мл воды. Доля растворенного вещества в образовавшемся растворе составила 10%. Определите массу песка в исходной смеси. Ответ округлите до целых.

Читайте также:
Урок 29. Основные расчетные понятия

Ответ: 10

Смесь цинка и песка массой 10 г смешали с избытком раствора йодоводородной кислоты, в результате чего образовался газ объемом 3,36 л (н. у.). Определите массовую долю цинка в исходной смеси. Ответ укажите в процентах округлите до десятых процента.

Ответ: 97,5

Газообразную смесь хлороводорода и кислорода объемом 11,2 л (н. у.) пропустили через необходимый для полной нейтрализации объем раствора гидроксида натрия. После упаривания раствора масса остатка составила 11,7 г. Определите объем кислорода в исходной смеси. Ответ округлите до сотых.

Ответ: 6,72

При прокаливании алюминиевой стружки массой 54 г в токе кислорода образовалось 96 г оксида. Определите выход реакции. Ответ округлите до целых процентов.

Ответ: 94

Термическое разложение навески карбоната кальция массой 50 г прошло с выходом 95%. Рассчитайте массу воды, которая может прореагировать с полученным твердым остатком. Ответ округлите до сотых.

Ответ: 8,55

Горение углерода происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте количество энергии, которое выделится при сгорании 6 г углерода. Ответ округлите до сотых.

Ответ: 196,75

Горение алюминия происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте количество энергии, которое выделится при сгорании 13,5 г алюминия. Ответ округлите до целых.

Ответ: 419

Обжиг сульфида свинца (II) происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте массу навески сульфида свинца (II), если в процессе выделилось 70 кДж энергии. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 40,2

Обжиг сульфида алюминия происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте массу навески сульфида алюминия, если в процессе выделилось 90 кДж энергии. Ответ округлите до целых.

Ответ: 7

Обжиг пирита происходит в соответствии с термохимическим уравнением

Рассчитайте массу навески пирита, если в процессе выделилось 110 кДж энергии. Ответ округлите до десятых.

Ответ: 15,7

Разложение нитрата серебра происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для получения 8,96 л кислорода по данной реакции? Ответ округлите до десятых.

Ответ: 126,4

Взаимодействие сернистого газа с сероводородом описывается следующей реакцией

При образовании 8 г серы выделилось 12 кДж энергии. Установите тепловой эффект реакции Q. Ответ округлите до целых.

Ответ: 144

Взаимодействие сернистого газа с кислородом описывается следующей реакцией

При образовании 16 г оксида серы (VI) выделилось 28,4 кДж энергии. Установите тепловой эффект реакции Q. Ответ округлите до целых.

Ответ: 284

Взаимодействие магния с азотом описывается следующей реакцией

При поглощении 11,2 л азота выделилось 230 кДж энергии. Установите тепловой эффект реакции Q. Ответ округлите до целых.

Ответ: 460

Реакция серы с железом происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте тепловой эффект реакции Q, если при образовании 40 г сульфида железа (II) выделяется 45,5 кДж энергии. Ответ округлите до целых.

Ответ: 100

Реакция серы с фтором происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте тепловой эффект реакции Q, если при образовании 50 г фторида серы (VI) выделяется 413 кДж энергии. Ответ округлите до целых.

Ответ: 1206

Разложение карбоната кальция происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для получения 28 г оксида кальция по данной реакции? Ответ округлите до целых.

Ответ: 89

Разложение карбоната свинца происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для получения 112 л углекислого газа по данной реакции? Ответ округлите до целых.

Ответ: 435

Разложение карбоната стронция происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для получения 104 г оксида стронция по данной реакции? Ответ округлите до целых.

Ответ: 241

Образование оксида азота (II) происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для получения 15 г оксида азота (II) по данной реакции? Ответ округлите до целых.

Ответ: 45

Разложение гидроксида меди (II) происходит согласно термохимическому уравнению

Сколько энергии нужно затратить для разложения 9,8 г исходного вещества по данной реакции? Ответ округлите до десятых.

Расчеты по химическим уравнениям

Технологическая карта урока

Учитель Левашова Е.Н. учитель химии, МБОУ СОШ №3 г.Ардон.

Предмет ХИМИЯ

Класс 8

Автор УМК О.С. Габриелян, Химия, 8 класс « Дрофа», 2014

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям

Дата проведения: 20.02.2019

2.Цель урока: используя закон сохранения массы веществ, научить решению задач по уравнениям химических реакций.

3. Задачи: Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы. Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей. 4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны • знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; • уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции). 5. Программные требования к результатам.

Читайте также:
Урок 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам

• Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

• осознают границы собственного знания и незнания;

• оценивают свою деятельность, совершенствуют уже имеющиеся знания и умения; умеют проводить самооценку;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами.

Познавательные:

• применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.

Знают:

• закон сохранения массы веществ;

• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;

Умеют:

• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Владеют:

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание: вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества реагентов (или продуктов реакции). 8. План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (4 минуты) III. Ознакомление с новым материалом (20 минут) IV. Первичная проверка изученного материала (5 минут)

V. Закрепление (5 минут)

VI. Рефлексия (3 минуты)

VII. Подведение итогов урока (1 минута)

VIII. Домашнее задание (1 минута)

9. Основные понятия: количество вещества, молярная масса, молярный объем.

10. Технология проблемного обучения

11. Тип урока: урок открытия новых знаний

12. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная. 13. Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач); проблемно-поисковый. 14. Средства обучения: ПСХЭ Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 288с. На столах учащихся индивидуальные карты.

15. Домашнее задание: Изучить §28. Химия. 8 класс. Габриелян О.С., -М.: Дрофа, 2013г. стр.160-166, №2, №3.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацион-ный момент

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Как называется вещество, формула которого P2O5 ?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.

n 4 моль 5 моль 2 моль

M 31 г/моль 32 г/моль 142 г/моль

m = М·n

m 124 г 160 г 284 г

закон сохранения массы 284 = 284

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Какая тема урока сегодня?

Исходя из темы, назовите цель урока.

Работаем на уроке в парах, используя алгоритмы решения задач

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникшие в ходе выполнения заданий.

Отвечают на вопросы учителя:

-Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков и индексов.

-По химической формуле вещества можно судить о качественном составе: вещество состоит из атомов фосфора и атомов кислорода;

и количественном составе: в состав молекулы входит 2 атома фосфора 5 атомов кислорода).

– относительную молекулярную массу( молярную) Mr = 142

– массовые доли элементов:

(ω(P) = 43,7%, ω(О) = 56,3%)

При сгорании фосфора в кислороде образуется оксид фосфора.

Записывают в тетради результаты беседы

«Расчеты по уравнениям реакций»

Формулируют цель: научиться решать задачи по уравнениям химических реакций.

формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Читайте также:
Урок 29. Основные расчетные понятия

формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

3.Ознакомление с новым материалом

Какие задачи должны выполнить на уроке?

Помогает парам, которые сами не могут разобраться.

-разобрать алгоритм решения задач;

-решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой;

-решить задачи на закрепление.

Работают в парах с алгоритмами

(приложение), решают задачи с

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

умеют решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм и оформлять условие и решение задачи

формируют умение использовать знако – символические средства, общие схемы решения.

Коммуникативные: формируют умение участвовать в парной работе;

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность

4.Первичная проверка изученного материала

Применение полученныхзнаний на практике.

Проводит контроль правильности решения задач.

материала проводят первичную проверку

Самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

формируют умение использования общих приемов решения задач

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, самостоятельность

Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку.

Учащиеся работают индивидуально по карточкам. Записывают ответы в тетрадях. Проверяют выполненную работу.

проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности

6.Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова была цель урока? Достигли ли её?

-Какие возникали сложности при решении задач?

-Что необходимо знать для успешного решения задач?

-На что необходимо обратить внимание при решении задач?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других; формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Подведение итогов урока

Спрашивает: – Есть ли у кого – то вопросы по пройденному материалу? Испытывал ли кто – то трудности при выполнении заданий?

учащихся оценки своей деятельности.

8.Домашнее задание(1 минута)

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Записывают д/з в дневник. §28,Химия. 8 класс. Габриелян О.С., стр.160-166, №2,№3.

демонстрируют ответственное отношение к обучению

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям «По количеству вещества»

1шаг. Прочитай условие задачи. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г водорода.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

3 шаг. Составь уравнение реакции: 2Н2 + О2 = 2Н2О

4 шаг. Найди количество известного вещества по формуле n = m: М; n (Н2) = m (Н2), M(Н2 ) = 8г:2г/моль= 4 моль

5 шаг. Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

6 шаг. Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

7 шаг. Составь пропорцию и реши ее:

2 моль – 1 моль х=2 моль

8 шаг. Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · n:

9 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.

Задачи для решения в паре

  1. Вычислите массу меди, которая образуется при взаимодействии 4 г водорода с оксида меди (II).

CuO + H2 = Cu + H2O

  1. Составьте условие и решите задачу: Са + O2 = СаО

1.В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия.

Рассчитайте массу образовавшейся соли сульфата натрия.

2NaOH + H2SO4 = Na2 SO4 + 2H2O

2. Составьте условие и решите: Мg + O2 = МgО

Задачи для самостоятельного решения

  1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН4) массой 80г.
  2. Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.
  3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.

1. Габриелян О.С. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.– 2-е изд., М.: 2013. – 288с.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». М., 2004г.

3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.

4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: