Урок 33. Получение и применение оксидов

Конспект урока по химии на тему “Химические свойства, получение и применение оксидов”
план-конспект урока по химии (8 класс)

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

оценивать свои учебные достижения.

  1. Предметные:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, описывать свойства оксидов с помощью уравнений

Скачать:

Вложение Размер
urok_43.docx 60.75 КБ

Предварительный просмотр:

Химия Дата:13.02.2019 Урок №43 Класс:8

Тема: Химические свойства, получение и применение оксидов.

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

  1. Метапредметные:

Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

оценивать свои учебные достижения.

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, описывать свойства оксидов с помощью уравнений

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент

Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке. В конце урока мы снова к ним вернемся.

  1. Актуализация знаний.

На предыдущем уроке вы начали знакомство с классом неорганических соединений – оксидами.

– Какие вопросы из данной темы мы с вами разобрали?

1. Какие вещества называются оксидами?

2.Игра “Найди родственников”. Из приведенных формул выберите формулы оксидов и

назовите их: H2SO4, NaOH, CuO, Na2SO4, O2, SO3, HCl, Na2O, Fe2O3, Mn2O7, HMnO4 (формулы написаны на доске).

3. На какие две группы по химическим свойствам делятся оксиды?

4. На какие группы делятся солеобразующие оксиды?

5. Дать определения основных, амфотерных, кислотных оксидов.

Определите классификацию следующих оксидов: ZnO, Na2O, CaO, Al2O3, SiO2, CO, SO3 (формулы написаны на доске).

6. Игра “ Третий лишний”: 1) GeO, ZnO, CO 2) Na2O, SiO2, CaO 3) CO, CO2, SO2 4) N2O, P2O5, NO (формулы написаны на доске).

Тест №1 Тест проверяется и оценивается учащимися самостоятельно (взаимопроверка). ( Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут )

1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) Na 2SO4 3) Na 2O 4) NaOH

2. Среди следующих оксидов несолеобразующим является: 1) СО2 2) СО 3) Na 2O 4) SO3

3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) СО 2) N2O 3) N2O3 4) Al2O3

4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) FeO 3) ZnO 4) N2O

5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 3) BeO 4) Mn2O7

6. Массовая доля (в %) кислорода в оксиде алюминия: 1) 47 2) 52,94 3) 15,68 4) 26, 47

7. Масса (г) 0,25 моль оксида натрия: 1) 155 2) 9,75 3) 248 4) 15,5

1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) SO3 3) CuSO4 4) NaOH

2. Среди следующих оксидов солеобразующим является: 1) N2О 2) СО 3) P2O5 4) NO

3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) SО3 2) CaO 3) BaO 4) Fe2O3

4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) N2O5 3) ZnO 4) Na2O

5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 2 3) Cl2O7 4) Al2O3

6. Массовая доля (в %) кислорода в оксиде фосфора (V): 1) 43,6 2) 52 3)24,9 4) 56

7. Количество (моль) 0,56 л углекислого газа: 1) 25 2) 0,675 3) 0,025 4) 4

Проверка тестовой работы правильные ответы и нормы ( презентация)

Вариант 1. Вариант 2.

правильные ответы оценка

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У каждой группы на столах есть листки, которые называются «Определите соответствие…». Внимательно познакомьтесь с тем, что вы должны сделать и приступайте к выполнению задания. Работаете вы 3 минуты.

1 группа. О пределите соответствие между названием вещества и его формулой. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.

Тема урока: “Оксиды”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель: ввести понятие об оксидах; познакомить с важнейшими неорганическими классами; рассмотреть состав, названия, классификацию и физические свойства оксидов.

Задачи:

  • Образовательная. Обобщить и закрепить знания обучающихся о физических свойствах оксидов, их нахождении в природе, применении; закрепить умения записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.
  • Развивающая. Развивать творческие способности при решении нестандартных задач. Развивать логическое мышление. Формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств оксидов.
  • Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Формировать интерес к предмету, внимательность, трудолюбие, любознательность, наблюдательность.

Оборудование: Схема: «Классификация оксидов», карточки-задания, тесты, таблица «Химические свойства оксидов», таблица «Формулы и названия некоторых оксидов, схема 3, общие способы получения оксидов, карточки с формулами оксидов.

Основные формы ведения урока: рассказ, беседа, работа с учебником (общеклассная, групповая и индивидуальная), вопрос – ответ.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.
  3. Определение и название оксидов.
  4. Классификация оксидов.
  5. Физические свойства оксидов.
  6. Химические свойства оксидов.
  7. Важнейшие оксиды.
  8. Способы получения оксидов.
  9. Способы получения оксидов.
  10. Закрепление изученного материала

В начале урока, мотивируя учебную деятельность учащихся, учитель рассказывает, что им предстоит изучить оксиды – вещества, образующие минералы; и на доске записывает формулу этих веществ:

SiO2 – кремнезёмы (IV),
Al2O3 – корунд,
CaO – негашеная известь,
Fe2O3 – красный железняк (гематит),
Fe3O4 – магнитный железняк (магнитит).

Их получают путём горения или разложения сложных веществ. В них 2 элемента, один – кислород. Я отнесу к ним также известь и лёд. Какие это вещества? (Оксиды.)

Проверка домашнего задания

Сценка «Кто я»

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал» – говорил греческий учёный Фале, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси, во мне жили русалки и водяные. У древних народов Азии в прошлом я служила причиной войн и борьбы. Являюсь важным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниёт и ни кем не уничтожается. Кто я? (Вода)

К какому классу веществ относится вода?

Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Какие соединения (вещества) называются кислотами?
Подчеркните синим мелом формулы кислот и дайте им названия.
Как классифицируют кислоты?
Назовите кислородсодержащие и бескислородные кислоты.
Какие соединения называют основаниями?
Подчеркните жёлтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества.
Как классифицируют основания?
Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул растворимые и нерастворимые основания.
Подчеркните красным мелом формулы солей и дайте им названия.
Какие соединения называют солями?
Как классифицируют соли?

Изучение нового материала

Итак, ребята, в 8 классе на уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Целью сегодняшнего урока является изучение и обобщение нового материала по теме «Оксиды».
Обращаем внимание учащихся на то, что на доске остались неподчёркнутые формулы веществ, с которыми они ещё не знакомы. Это формулы оксидов.

Вопрос 1. Какой газ необходим для фотосинтеза и выделяется при выдохе?

Ответ: углекислый газ CO2 – оксид углерода – (IV).

Вопрос 2. В стихотворении А.А. Ахматовой упомянут металл:

На рукомойнике моём
Позеленела медь
Но так играет луч на нём
Что весело глядеть.

С каким соединением реагирует водород с образованием данного металла и воды?

Ответ: оксид меди – CuO – (II)

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2 и валентности – (II).
Поскольку оксиды образуют почти все химические элементы, необходимо каждому оксиду дать своё название. Названия оксидов состоят из слова «оксид» и названия химического элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную степень окисления (переменную валентность), то её указывают римскими цифрами, взятыми в скобки, после названия химического элемента.
Элементы с постоянной степенью окисления – металлы главных подгрупп I, II, III групп. Элементы с переменной степенью окисления – остальные металлы.

Таблица № 1. Формулы и названия некоторых оксидов

Упражнение «Не прерви цепочку»

Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса учитель организует по цепочке.

Схема 1. Классификация оксидов

Учитель напоминает формулы различных веществ.
Знак, какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте?
Кислотные оксиды, как правило, – оксиды неметаллов.
Почему эти оксиды называют кислотными?
Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют ли они с водой или не реагируют), называют кислотными.
Впишите в «схему 1» пример кислотного оксида. Сначала назовите любой неметалл, кислоту, а затем – кислотный оксид.
Знак какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте в формуле оксидов магния, калия?
Основными оксидами являются оксиды металлов. Если оксид бария взаимодействует с водой, то получается новое вещество Ba(OH)2 – основание.

Теперь становится понятным название «основной оксид».
Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют ли они с водой или нет), называют основными.
Основные оксиды реагируют с кислотами, образуя соли.
Кислотные оксиды реагируют со щелочами, образуя соли.
Основные и кислотные оксиды относят к солеобразующим. Но есть оксиды, для которых соответствующие соли не существуют, их называют несолеобразующими или безразличными. Пример: оксид азота (II) – NO
Таким образом, можно сделать вывод, что неметаллы образуют кислотные оксиды (искл. – несолеобразующие оксиды: CO, NO, N2O, SiO )

Физические свойства оксидов

В рамках изучения физических свойств оксидов учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Оксиды имеют различные физические свойства: оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета.

Агрегатные состояния оксидов:

Химические свойства оксидов

Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.

Важнейшие оксиды. Оксиды широко распространены в природе. Некоторые оксиды постоянно окружают нас и находят широкое применение. Познакомимся с некоторыми из них.

Вода H2O – оксид водорода. Вода – это самой распространённоё и самое необходимое вещество на нашей планете. Без воды не было бы жизни на Земле. Всё живое нуждается в воде. Так, если без пищи человек может прожить 50 суток, то без воды смерть наступает через 5-7 дней. Вода является и важнейшей составной частью клеток животных и растений. Организм человека на 65-70 % состоит из воды, а у некоторых медуз – до 99 % массы тела составляет вода. Содержание воды в огурцах и арбузах превышает 90 %. Велики затраты воды в сельском хозяйстве. Для того чтобы вырастить 1 т. пшеницы, требуется 1500 т. воды, 1 т. риса – 7000 т. воды. Общие запасы воды на Земле – огромны и составляют 138,6 млн. км 3 . Вода покрывает почти 3/4 поверхности земного шара.

Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV).

Около 0,03 % по объёму углекислый газ содержится в воздухе. В природе он образуется при гниении растительных и животных останков, дыхании, сжигании топлива, в больших количествах выделяется из вулканических трещин и вод минеральных источников.
При обычных условиях диоксид углерода бесцветен, не имеет запаха. Углекислый газ значительно тяжелее воздуха. Углекислый газ применяют при изготовлении шипучих напитков, в медицине – углекислотные ванны. «Сухой лёд» применяется для хранения скоропортящихся пищевых продуктов, для производства и хранения мороженого. Углекислый газ не горит и не поддерживает горение, поэтому его применяют для тушения пожаров.

Оксид кремния (IV) SiO2 в виде песка применяется в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента.

Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.

1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)

Закрепление полученного материала

С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
Почему они имеют такое название?
Классификация оксидов.
Какими физическими свойствами обладают оксиды?
Какими химическими свойствами обладают оксиды?
Общие способы получения оксидов?
Назовите важнейшие оксиды.

Заканчиваем урок подведением итогов, выставляем отметки и предлагаем домашнее задание.

Литература:

1. / Неорганическая химия 7 – 10 класс, Москва «Просвещение 1980 г.» С.А. Балязин, Н.Г. Ключников, В.С. Полосин, § 19, стр. 25, § 26 – 29 стр. 31 – 36, § 44, стр. 53. /
2. / Химия 10 – 12 класс, Москва «Просвещение 1989 г.» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, § 1, стр. 43. /
3. / Химия 8 класс, Москва «Оникс 21 век 2003», И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, § 26 стр. 83, § 45, стр. 169 – 174. /
3. / Химия в школе № 2, 2010 г., стр. 30 – 33. /
4. / Химия в школе № 7, 2012 г., стр. 24 – 25. /
6. / Химия. Первое сентября № 18, 16 – 31 сентября 2009 г., стр. 30 – 41. /

Урок 33. Получение и применение оксидов

оксид марганца (VII )

Классификация оксидов

Все оксиды можно разделить на две группы:

1. солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные)

2 несолеобразующие или безразличные.

Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметаллов неМехОу

неМе CO, NO, N 2 O

1). Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO – оксид цинка и BeO – оксид берилия):

2). Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 – оксид марганца (VII)):

3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III , иногда IV , а также цинк и бериллий (Например, BeO , ZnO , Al 2 O 3 , Cr 2 O 3 ).

4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N 2 O , NO , CO ).

Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.

Например, оксиды хрома:

CrO ( II – основный);

Cr 2O3 ( III – амфотерный);

Классификация оксидов

(по растворимости в воде)

Кислотные оксиды

Основные оксиды

Амфотерные оксиды

Растворимы в воде.

Исключение – SiO 2

(не растворим в воде)

В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов

I «А» и II «А» групп,

исключение Be , Mg )

С водой не взаимодействуют.

В воде не растворимы

Выполните задания:

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

Выпишите оксиды и классифицируйте их.

Получение оксидов

1. Горение веществ (Окисление кислородом)

а) простых веществ

б) сложных веществ

2.Разложение сложных веществ

в) кислородсодержащих кислот

Физические свойства оксидов

При комнатной температуре большинство оксидов – твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые – жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.).

Химические свойства оксидов

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

Важнейшие основные оксиды и соответствующие им основания.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О (р. обмена)

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

Важнейшие кислотные оксиды и соответствующие им кислоты.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ

Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.

ZnO + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 O

ZnO + 2 NaOH + H 2 O = Na 2 [ Zn ( OH )4 ] ( в растворе)

ZnO + 2 NaOH = Na 2 ZnO 2 + H 2 O (при сплавлении)

Применение оксидов

Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:

CaO + H 2 O = Ca ( OH )2

В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H2SO4 – серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д.

Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.

Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.

Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.

Задания для закрепления

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия .

3. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции

4. Осуществите превращения по схеме:

Конспект урока и презентация по химии по теме “Оксиды: получение, свойства, применение” для 8 класса

Цель урока: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, свойствах и областях применения; развивать у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы», раздаточный материал – карточки с заданиями;
лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, ложечка для сжигания веществ; вещества: медная проволока, этанол.

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:
1. Пять обучающихся работают по карточкам.
2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:
1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?
2) Перечислите классы неорганических соединений.
3) Дайте определение понятию «Оксиды».
4) Перечислите виды оксидов.
5) Дайте определения понятий основных, кислотных, амфотерных оксидов.
6) Дайте определение понятию «Основания».
7) Какие виды оснований Вы знаете?
8) Дайте определение понятию «Кислоты»
9) По каким признакам подразделяют кислоты?
10) Дайте определение понятию «Соли».
11) Назовите виды солей.

III. Изучение основного содержания:

1. Обучающиеся переносят в рабочие тетради блок-схему.
По ходу урока обучающиеся записывают примеры химических реакций к пунктам из блок-схемы.

2. Получение оксидов.

1) окисление металлов: 2Cu + O2 = 2CuO ! Демонстрационный опыт – окисление меди
оксид меди (II) кислородом в пламени спиртовки
черный налет
2) окисление неметаллов: C + O2 = CO2
оксид углерода (IV)

3) разложение кислот:
оксид серы (IV)

4) разложение солей:
оксид кальция (II)

5) разложение оснований:
оксид железа (II)

6) вытеснение из солей другими оксидами:
оксид силикат натрия
кремния(IV)

7) горение сложных веществ: ! Демонстрационный
этанол опыт – горение C2H5OH
в ложечке для сжигания
веществ
3. Химические свойства оксидов.

1) Основные оксиды.
а) взаимодействие с кислотами: BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O
оксид
бария (II)
б) взаимодействие с водой: MgO + H2O = Mg(OH)2
оксид
магния (II)
в) взаимодействие с кислотным оксидом: CaO + CO2 = CaCO3
оксид
кальция (II)
г) взаимодействие с амфотерным оксидом: Na2O + ZnO = Na2ZnO2
цинкат
натрия

2) Кислотные оксиды.
а) взаимодействие с водой: SO3 + H2O = H2SO4
оксид
серы (VI)
б) взаимодействие с основанием: Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
гидроксид
кальция (II)
в) взаимодействие с основным оксидом: CO2 + CaO = CaCO3
карбонат кальция

3) Амфотерные оксиды.
а) взаимодействие с кислотами: ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
хлорид цинка

б) взаимодействие с основаниями: ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O
гидроксид
натрия

4. Применение оксидов:

Fe2O3 – оксид железа (III) – темно-красного цвета – гематит или красный железняк – для изготовления красок.

Fe3O4 – оксид железа (II, III) – минерал магнетит или магнитный железняк, хороший проводник электричества – для получения и изготовления электродов.

CaO – оксид кальция (II) – порошок белого цвета – «негашеная» известь, используют в строительстве.

Al2O3 – оксид алюминия (III) – минерал твердый корунд – как полирующее средство.

SO2 – оксид серы (IV) или сернистый газ – бесцветный газ, имеющий удушливый запах, убивает микроорганизмы, плесневые грибки – окуривают подвалы, погреба, при перевозке и хранении фруктов и ягод.

CO2 – оксид углерода (IV), углекислый газ. Твердый оксид углерода – сухой лед. Для изготовления соды, сахара, газированных напитков, в жидком виде в огнетушителях.
SiO2 – оксид кремния (IV) – твердое, тугоплавкое вещество в природе в двух видах:
1) кристаллический кремнезем – в виде минерала кварца и его разновидностей: горный хрусталь, халцедон, агат, яшма, кремень – используют в силикатной промышленности, строительстве.
2) аморфный кремнезем SiO2 ∙ nH2O – минерал опал.
Применяют соединения оксида кремния в ювелирном деле, изготовлении химической посуды, кварцевых ламп.
Для создания цветных стекол используют следующие оксиды:
CO2O3 – синий цвет , Cr2O3 – зеленый цвет, MnO2 – розовый цвет.

IV. Домашнее задание:

1. О.С. Габриелян «Химия», Глава III, §40
2. Закончите уравнения химических реакций, дайте название веществам:
а) P + O2 →
б) Al + O2 →
в) H2SO4 + Fe2O3 →
г) BaO + HCl →
д) C2H4 + O2 →

По вопросам основного содержания:
1. Основные способы получения оксидов.
2. Химические свойства:
– основных оксидов;
– кислотных оксидов;
– амфотерных оксидов.
3. Области применения оксидов.

Полный текст материала Конспект урока и презентация по химии по теме “Оксиды: получение, свойства, применение” для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Химические свойства и применение оксидов (конспект урока)

Описание разработки

Цели:

организовать работу в сотрудничестве с целью систематизации, углублении знаний обучающихся о значении оксидов, их химических свойствах и областях применения;

продолжить работу по формированию навыков критического мышления, умение работать самостоятельно с учебным материалом и развитие грамотной речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В настоящее время известно более 118 химических элементов и более 90 из них встречаются в природе. Они образуют огромное количество(более 500 тыс.) неорганических соединений.

Все вещества делятся на простые и сложные. Сложные вещества делятся на 4 класса:

Оксиды ,основания, кислоты, соли.

Классификация сложных веществ помогает изучать сходство и различия разных классов неорганических соединений и отдельных их представителей.

На прошлом уроке мы познакомились с классификацией оксидов и способами их получения, научились по номенклатурным правилам давать названия оксидам.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение оксидов и рассмотрим их химические свойства и применение.

II. Закрепление домашнего задания:

А) Что называют оксидами?

Б) По какому принципу классифицируются оксиды?

В) Объясните правила образования оксидов.

Г) Чем отличаются основные, амфотерные и кислотные оксиды?

Работа в группе:

Д) Перечислите способы получения оксидов и приведите примеры соответствующих уравнений химических реакций. Заполните таблицу.

(взаимопроверка групп, оценивание)

– оксид железа(II); оксид магния; оксид азота(III);оксид кальция; оксид углерода(IV);

– оксид меди; оксид кремния(IV); оксид хрома(III); оксид бария; оксид марганца(VII);

– оксид натрия; оксид серы(VI).

(взаимопроверка групп, оценивание)

III. Изучение нового материала.

Молодцы ребята. А теперь продолжим наш урок и приступим к изучению нового материала. «Химические свойства и применениеоксидов»

Мы уже говорили, что основные, амфотерные и кислотные оксиды обладают разными свойствами.

Некоторые оксиды, такие как K2O; Na2O; CaO; ВаО активно взаимодействуют с водой, а другие – нет. Например СuO,Fe2O3,HgO,SiO2.

1. Химический состав оксидов:

– Основные оксиды – это оксиды металлов в степенях окисления +1 и +2. Кним относятся:

1) Оксиды металлов главной подгруппы I- группы (щелочные металлы) от Li – Fr.

2) Оксиды металлов главной подгруппыII- группы (Mgи щелочноземельные металлы) от Mg-Ra( Beотносится к амфотерному металлу)

3) Оксиды переходных металлов в низких степенях окисления, такие как оксид марганца (II)MnO,оксид хрома (II)CrO.

Амфотерные оксиды-солеобразующие оксиды, проявляющие в зависимости от условий, либо основные, либо кислотные свойства (т.е. проявляющие амфотерность)

Это оксиды металлов ВеО,Al2O3,ZnOи металлы побочных подгрупп в промежуточной степени окисления (Cr2O3,MnO2)

– Кислотные оксиды (ангидриды)- это оксиды проявляющие кислотные свойства и образующие кислородсодержащие кислоты.

Кислотные оксиды образованы типичными неметаллами и некоторыми переходными элементами с максимальной степенью окисления, равной номеру группы ПСХЭ Д.И. Менделеева(CrO3,Mn2O7).

Элементы в кислотных оксидах проявляют степень окисления от +4 до +7.

2. Химические свойства оксидов.

Для того, чтобы рассмотреть химические свойства оксидов, каждой группе будут даны

схемы химических свойств оксидов, по которым вы ребята должны будите составить уравнения химических реакций и написать их на постерах.

(1-й гр. – основные оксиды; 2-й гр. – амфотерные оксиды; 3-й гр. -кислотные оксиды)

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Тема урока : Химические свойства и применение оксидов.

Цели: – организовать работу в сотрудничестве с целью систематизации, углублении знаний обучающихся о значении оксидов, их химических свойствах и областях применения;

продолжить работу по формированию навыков критического мышления, умение работать самостоятельно с учебным материалом и развитие грамотной речи.

I Организационный момент:

В настоящее время известно более 118 химических элементов и более 90 из них встречаются в природе. Они образуют огромное количество (более 500 тыс.) неорганических соединений.

Все вещества делятся на простые и сложные. Сложные вещества делятся на 4 класса:

Оксиды ,основания, кислоты, соли.

ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ

Классификация сложных веществ помогает изучать сходство и различия разных классов неорганических соединений и отдельных их представителей.

На прошлом уроке мы познакомились с классификацией оксидов и способами их получения, научились по номенклатурным правилам давать названия оксидам.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение оксидов и рассмотрим их химические свойства и применение.

II. Закрепление домашнего задания:

-кумулятивная беседа:

А) Что называют оксидами?

Б) По какому принципу классифицируются оксиды?

В) Объясните правила образования оксидов.

Г) Чем отличаются основные, амфотерные и кислотные оксиды?

-Работа в группе:

Д) Перечислите способы получения оксидов и приведите примеры соответствующих уравнений химических реакций. Заполните таблицу.

Уравнения химических реакций

(взаимопроверка групп, оценивание)

-химический диктант:

оксид железа(II); оксид магния; оксид азота(III);оксид кальция; оксид углерода(IV);

оксид меди; оксид кремния(IV); оксид хрома(III); оксид бария; оксид марганца(VII);

оксид натрия; оксид серы(VI).

(взаимопроверка групп, оценивание)

III.Изучение нового материала:

Молодцы ребята. А теперь продолжим наш урок и приступим к изучению нового материала. «Химические свойства и применение оксидов »

Мы уже говорили, что основные, амфотерные и кислотные оксиды обладают разными свойствами.

Некоторые оксиды, такие как K2O; Na2O; CaO; ВаО активно взаимодействуют с водой, а другие – нет. Например СuO, Fe2O3, HgO, SiO2.

1.Химический состав оксидов:

-Основные оксиды – это оксиды металлов в степенях окисления +1 и +2. К ним относятся:

1) Оксиды металлов главной подгруппы I- группы (щелочные металлы) от Li – Fr.

2) Оксиды металлов главной подгруппы II- группы (Mg и щелочноземельные металлы) от Mg – Ra ( Be относится к амфотерному металлу)

3) Оксиды переходных металлов в низких степенях окисления, такие как оксид марганца (II) MnO,оксид хрома (II) CrO.

-Амфотерные оксиды– солеобразующие оксиды, проявляющие в зависимости от условий, либо основные, либо кислотные свойства (т.е. проявляющие амфотерность)

Это оксиды металлов ВеО, Al2O3,ZnO и металлы побочных подгрупп в промежуточной степени окисления (Cr2O3, MnO2)

Примеры: ZnO, BeO, SnO,PbO, Cu2O,Cr2O3,TiO2, MnO2,Fe2O3.

-Кислотные оксиды (ангидриды)- это оксиды проявляющие кислотные свойства и образующие кислородсодержащие кислоты.

Кислотные оксиды образованы типичными неметаллами и некоторыми переходными элементами с максимальной степенью окисления, равной номеру группы ПСХЭ

Элементы в кислотных оксидах проявляют степень окисления от +4 до +7.

Примеры: CO2, SO2, SO3, SiO2, CrO3, Mn2O7 ,NO2, CI2O5, N2O5,P2O5.

2.Химические свойства оксидов.

Для того, чтобы рассмотреть химические свойства оксидов, каждой группе будут даны

схемы химических свойств оксидов, по которым вы ребята должны будите составить уравнения химических реакций и написать их на постерах.

(1-й гр. – основные оксиды; 2-й гр. – амфотерные оксиды; 3-й гр. – кислотные оксиды)

Оксиды. Классификация, свойства, получение, применение.

Оксиды — это неорганические соединения, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Единственным элементом, не образующим оксид, является фтор, который в соединении с кислородом образует фторид кислорода. Это связано с тем, что фтор является более электроотрицательным элементом, чем кислород.

Данный класс соединений является очень распространенным. Каждый день человек встречается с разнообразными оксидами в повседневной жизни. Вода, песок, выдыхаемый нами углекислый газ, выхлопы автомобилей, ржавчина — все это примеры оксидов.

Классификация оксидов

Все оксиды, по способности образовать соли, можно разделить на две группы:

  1. Солеобразующие оксиды (CO2, N2O5,Na2O, SO3 и т. д.)
  2. Несолеобразующие оксиды(CO, N2O,SiO, NO и т. д.)

В свою очередь, солеобразующие оксиды подразделяют на 3 группы:

  • Основные оксиды — (Оксиды металлов — Na2O, CaO, CuO и т д)
  • Кислотные оксиды — (Оксиды неметаллов, а так же оксиды металлов в степени окисления V-VII — Mn2O7,CO2, N2O5, SO2, SO3 и т д)
  • Амфотерные оксиды (Оксиды металлов со степенью окисления III-IV а так же ZnO, BeO, SnO, PbO)

Данная классификация основана на проявлении оксидами определенных химических свойств. Так, основным оксидам соответствуют основания, а кислотным оксидам — кислоты. Кислотные оксиды реагируют с основными оксидами с образованием соответствующей соли, как если бы реагировали основание и кислота, соответствующие данным оксидам:Аналогично, амфотерным оксидам соответствуют амфотерные основания, которые могут проявлять как кислотные, так и основные свойства:Химические элементы проявляющие разную степень окисления, могут образовывать различные оксиды. Чтобы как то различать оксиды таких элементов, после названия оксиды, в скобках указывается валентность.

CO2 – оксид углерода (IV)

Физические свойства оксидов

Оксиды весьма разнообразны по своим физическим свойствам. Они могут быть как жидкостями (Н2О), так и газами (СО2, SO3) или твёрдыми веществами (Al2O3, Fe2O3). Приэтом оснОвные оксиды, как правило, твёрдые вещества. Окраску оксиды также имеют самую разнообразную — от бесцветной (Н2О, СО) и белой (ZnO, TiO2) до зелёной (Cr2O3) и даже чёрной (CuO).

Химические свойства оксидов

Основные оксиды

Некоторые оксиды реагируют с водой с образованием соответствующих гидроксидов (оснований):Основные оксиды реагируют с кислотными оксидами с образованием солей:Аналогично реагируют и с кислотами, но с выделением воды:Оксиды металлов, менее активных чем алюминий, могут восстанавливаться до металлов:

Кислотные оксиды

Кислотные оксиды в реакции с водой образуют кислоты:Некоторые оксиды (например оксид кремния SiO2) не взаимодействуют с водой, поэтому кислоты получают другими путями.

Кислотные оксиды взаимодействуют с основными оксидами, образую соли:Таким же образом, с образование солей, кислотные оксиды реагируют с основаниями:Если данному оксиду соответствует многоосновная кислота, то так же может образоваться кислая соль:Нелетучие кислотные оксиды могут замещать в солях летучие оксиды:

Амфотерные оксиды

Как уже говорилось ранее, амфотерные оксиды, в зависимости от условий, могут проявлять как кислотные, так и основные свойства. Так они выступают в качестве основных оксидов в реакциях с кислотами или кислотными оксидами, с образованием солей: И в реакциях с основаниями или основными оксидами проявляют кислотные свойства:

Получение оксидов

Оксиды можно получить самыми разнообразными способами, мы приведем основные из них.

Большинство оксидов можно получить непосредственным взаимодействием кислорода с химических элементом: При обжиге или горении различных бинарных соединений:Термическое разложение солей, кислот и оснований :Взаимодействие некоторых металлов с водой:

Применение оксидов

Оксиды крайне распространены по всему земному шару и находят применение как в быту, так и в промышленности. Самый важный оксид — оксид водорода, вода — сделал возможной жизнь на Земле. Оксид серы SO3 используют для получения серной кислоты, а также для обработки пищевых продуктов — так увеличивают срок хранения, например, фруктов.

Оксиды железа используют для получения красок, производства электродов, хотя больше всего оксидов железа восстанавливают до металлического железа в металлургии.

Оксид кальция, также известный как негашеная известь, применяют в строительстве. Оксиды цинка и титана имеют белый цвет и нерастворимы в воде, потому стали хорошим материалом для производства красок — белил.

Оксид кремния SiO2 является основным компонентом стекла. Оксид хрома Cr2O3 применяют для производства цветных зелёных стекол и керамики, а за счёт высоких прочностных свойств — для полировки изделий (в виде пасты ГОИ).

Оксид углерода CO2, который выделяют при дыхании все живые организмы, используется для пожаротушения, а также, в виде сухого льда, для охлаждения чего-либо.

Оксиды: классификация, получение и химические свойства

Оксиды — это сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых — кислород со степенью окисления -2. При этом кислород связан только с менее электроотрицательным элементом.

В зависимости от второго элемента оксиды проявляют разные химические свойства. В школьном курсе оксиды традиционно делят на солеобразующие и несолеобразующие. Некоторые оксиды относят к солеобразным (двойным).

Двойные оксиды — это некоторые оксиды , образованные элементом с разными степенями окисления.

Солеобразующие оксиды делят на основные, амфотерные и кислотные.

Основные оксиды — это оксиды, обладающие характерными основными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степень окисления +1 и +2.

Кислотные оксиды — это оксиды, характеризующиеся кислотными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степенью окисления +5, +6 и +7, а также атомами неметаллов.

Амфотерные оксиды — это оксиды, характеризующиеся и основными, и кислотными свойствами. Это оксиды металлов со степенью окисления +3 и +4, а также четыре оксида со степенью окисления +2: ZnO, PbO, SnO и BeO.

Несолеобразующие оксиды не проявляют характерных основных или кислотных свойств, им не соответствуют гидроксиды. К несолеобразующим относят четыре оксида: CO, NO, N2O и SiO.

Классификация оксидов

Получение оксидов

Общие способы получения оксидов:

1. Взаимодействие простых веществ с кислородом :

1.1. Окисление металлов: большинство металлов окисляются кислородом до оксидов с устойчивыми степенями окисления.

Например , алюминий взаимодействует с кислородом с образованием оксида:

Не взаимодействуют с кислородом золото, платина, палладий.

Натрий при окислении кислородом воздуха образует преимущественно пероксид Na2O2,

Калий, цезий, рубидий образуют преимущественно пероксиды состава MeO2:

Примечания : металлы с переменной степенью окисления окисляются кислородом воздуха, как правило, до промежуточной степени окисления (+3):

Железо также горит с образованием железной окалины — оксида железа (II, III):

1.2. Окисление простых веществ-неметаллов.

Как правило, при окислении неметаллов образуется оксид неметалла с высшей степенью окисления, если кислород в избытке, или оксид неметалла с промежуточной степенью окисления, если кислород в недостатке.

Например , фосфор окисляется избытком кислорода до оксида фосфора (V), а под действием недостатка кислорода до оксида фосфора (III):

Но есть некоторые исключения .

Например , сера сгорает только до оксида серы (IV):

Оксид серы (VI) можно получить только окислением оксида серы (IV) в жестких условиях в присутствии катализатора:

2SO2 + O2 = 2SO3

Азот окисляется кислородом только при очень высокой температуре (около 2000 о С), либо под действием электрического разряда, и только до оксида азота (II):

Не окисляется кислородом фтор F2 (сам фтор окисляет кислород). Не взаимодействуют с кислородом прочие галогены (хлор Cl2, бром и др.), инертные газы (гелий He, неон, аргон, криптон).

2. Окисление сложных веществ (бинарных соединений): сульфидов, гидридов, фосфидов и т.д.

При окислении кислородом сложных веществ, состоящих, как правило, из двух элементов, образуется смесь оксидов этих элементов в устойчивых степенях окисления.

Например , при сжигании пирита FeS2 образуются оксид железа (III) и оксид серы (IV):

Сероводород горит с образованием оксида серы (IV) при избытке кислорода и с образованием серы при недостатке кислорода:

А вот аммиак горит с образованием простого вещества N2, т.к. азот реагирует с кислородом только в жестких условиях:

А вот в присутствии катализатора аммиак окисляется кислородом до оксида азота (II):

3. Разложение гидроксидов. Оксиды можно получить также из гидроксидов — кислот или оснований. Некоторые гидроксиды неустойчивы, и самопроизвольную распадаются на оксид и воду; для разложения некоторых других (как правило, нерастворимых в воде) гидроксидов необходимо их нагревать (прокаливать).

гидроксид → оксид + вода

Самопроизвольно разлагаются в водном растворе угольная кислота, сернистая кислота, гидроксид аммония, гидроксиды серебра (I), меди (I):

2AgOH → Ag2O + H2O

2CuOH → Cu2O + H2O

При нагревании разлагаются на оксиды большинство нерастворимых гидроксидов — кремниевая кислота, гидроксиды тяжелых металлов — гидроксид железа (III) и др.:

4. Еще один способ получения оксидов — разложение сложных соединений — солей .

Например , нерастворимые карбонаты и карбонат лития при нагревании разлагаются на оксиды:

Соли, образованные сильными кислотами-окислителями (нитраты, сульфаты, перхлораты и др.), при нагревании, как правило, разлагаются с с изменением степени окисления:

Более подробно про разложение нитратов можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства оксидов

Значительная часть химических свойств оксидов описывается схемой взаимосвязи основных классов неорганических веществ.

Химические свойства основных оксидов

Подробно про химические свойства оксидов можно прочитать в соответствующих статьях:

Читайте также:
Урок 28. Химические свойства воды
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: