Урок 34. Кислоты

Урок 34. Кислоты

Кислоты – это электролиты, в результате диссоциации которых в водных растворах образуется только один вид катионов – катионы водорода Н + (точнее – катионы гидроксония H3O + ):

НCl = Н + + Cl – (НCl + H2O = H3O + + Cl – )
HNO3 = Н + + NO3 – (HNO3 + H2O = H3O + + NO3 – )

Кислоты – вещества молекулярного строения. Атомы в молекулах кислот связаны ковалентными полярными химическими связями. Чем более поляризована связь между атомом водорода, способным отщепляться в виде катиона водорода, и атомом какого–либо другого элемента, тем легче происходит её распад с образованием ионов, тем сильнее кислота.

Классифицировать кислоты можно по разным признакам.

  • По содержанию кислорода кислоты могут быть бескислородными (например, НCl, НВг, HI, H2S, HCN) и кислородсодержащими (например, H2SO4, HNO3, H3PO4).
  • По числу атомов водорода в молекуле кислоты, способных замещаться атомами металлов (по основности), кислоты могут быть одноосновными (НCl, НВг, HI, HNO3), двухосновными (H2SO4, H2SO3, H2СО3, H2S), трёхосновными (H3PO4, H3AsO4) и т. д. Существуют и кислоты большей основности, например пирофосфорная Н4Р2O7четырёхосновная.
  • По степени диссоциации кислоты могут быть сильными (НCl, НВг, HI, HNO3, H2SO4) и слабыми (H2S, H2SiO3, H2CO3, СH3СООН).
  • По растворимости кислоты могут быть растворимыми в воде (H2SO4, HNO3, НCl, СH3СООН) и нерастворимыми в воде (H2SiO3, C17H35СООН).
  • По стабильности кислоты могут быть стабильными (H2SO4, НCl, H3РO4) и нестабильными (H2CO3, H2SO3, HNO2). Нестабильные кислоты, как правило, невозможно выделить в свободном состоянии, они существуют только в растворах.
  • По летучести кислоты могут быть летучими (НCl, HNO3, СH3СООН) и нелетучими (H2SO4, H3PO4, H2SiO3).

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

  1. Кислоты реагируют с металлами. Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода H2, вытесняют водород из растворов кислот. Происходит реакция замещения, образуется соль и водород:

Металлы, расположенные в ряду напряжений после водорода, с кислотами не реагируют.

Важное примечание: с серной концентрированной кислотой и с азотной кислотой любой концентрации реакции идут за счёт аниона кислотного остатка, водород в этих случаях не выделяется:

Cu+ 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Cu+ 2H2SO4 (конц
.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

  1. Киcлоты реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

  1. Кислoты реагируют с основаниями и с амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды:

(Взаимодействие сильных кислот с сильными основаниями – реакция нейтрализации.)

Al(ОН)3 + 3НCl = AlCl3 + 3H2O
Al(ОН)3 + 3Н + = Al 3+ + 3
H2O

(Реакция амфотерного гидроксида с сильной кислотой.)

  1. Сильные кислоты реагируют с солями слабых кислот. Слабые кислоты при этом могут быть вытеснены из солей. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую сероводородную кислоту H2S:

FeS + 2НCl = FeCl2 + H2S↑
FeS + 2Н + = H2S↑ + Fe 2+

Нелетучие кислоты могут вытеснить летучую из её соли. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 вытесняет более летучую азотную HNO3. Обе кислоты – сильные. В растворе такая реакция не происходит. Она осуществима, если соль находится в кристаллическом виде (не в растворе), а серная кислота концентрированная:

Аналогично можно получить газообразный хлороводород, раствор которого – соляная кислота.

  1. Кислoты можно обнаружить индикаторами. Индикаторы реагируют на наличие в растворе ионов Н + (H3O + ). Лакмус в кислой среде приобретает красный цвет, метиловый оранжевый – красный, фенолфталеин – бесцветный. Для обнаружения кислот удобно использовать лакмус.

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОТ

Бескислородные кислоты, состоящие из двух элементов, могут быть получены синтезом простых веществ:

Кислородсодержащие кислоты могут быть получены в результате взаимодействия с водой соответствующих кислотных оксидов:

Р2O5 + 3H2O = 2H3РO4
SO3 + H2O = H2SO4

Слабые или летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей более сильными или менее летучими кислотами. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую уксусную кислоту СH3СООН:

CH3COONa + НCl = СH3СООН + NaCl
С
H3СОО – + Н + = СH3СООН

Летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей менее летучими кислотами. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 может вытеснить более летучую соляную НCl. Но в растворе такая реакция не пойдёт (обе киcлoты сильные). Она осуществима, если соль в кристаллическом состоянии (не в растворе) обработать серной концентрированной кислотой:

В результате этой реакции образуется газообразный хлороводород, при растворении которого в воде образуется соляная кислота.

Читайте также:
Урок 13. Типы химических реакций

Для получения слабых нелетучих кислот (например, ортофосфорной киcлоты или сернистой кислoты) лучше воспользоваться концентрированной серной кислотой, причём образующаяся сернистая кислота H2SO3 разлагается на сернистый газ SO2 и воду:

Са3O4)2 (тв.) + 3H2SO4 (конц.) = 3CaSO4 + 2H3РO4
Na2SO3 (тв
.) + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + SO2↑ + H2O

Дополнительные материалы (схемы, таблицы)

Конспект урока по химии в 8 классе «Кислоты: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии
  • Смотреть конспект по химии в 11 классе «Неорганические и органические кислоты«

Кислоты, их классификация и свойства. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

  • Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
  • Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в группах, уверенность в своих силах.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта.

Оборудование и материалы: таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием;

ТСО: проектор, видеофильм “Взаимодействие оксида меди с серной кислотой”.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М. В. Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно так же, как профессор астрономии без обсерватории”.

В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий.

Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем изучать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Кислоты, их классификация и свойства” (Запись даты и темы урока в тетради).

Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:

– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)

– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)

– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

– Дайте определение кислоте из курса? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)

Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на странице 157, таблица № 10.

– Как могут классифицироваться кислоты?

Если кислоты электролиты, то они тоже могут диссоциировать. Сейчас я вам предлагаю написать диссоциацию серной и соляной кислот.

HСl → H + + Cl –

– Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации? (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)

Мы повторили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения химических свойств кислот.

III. Изучение нового материала

Переходим к изучению химических свойств кислот.

Читайте также:
Урок 6. Валентность

Все химические свойства кислот представлены на плакате.

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию (приложение 2).

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1–2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
  2. Что вы наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами” (видеофрагмент)

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

IV. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д. И. Менделеева.

УРОК НА ТЕМУ “Кислоты”

В ДАННОЙ РАЗРАБОТКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.

Содержимое разработки

Дата ______________ Ф. И. ________________

Урок по теме:________________

Распределите предложенные формулы по классам:

Таблица 2. Номенклатура кислот и солей

Классификация кислот.

Схема 1. Схема 2.

Кислоты Кислоты

__________ ____________ _____________ ____________

Опыт. Химические свойства кислот.

Налейте в 4 пробирки 1-2мл соляной кислоты HCl и добавьте в пробирки №1 – №3 несколько капель индикаторов, а в пробирку №4 универсальную индикаторную бумагу.

Запишите свои наблюдения в таблицу 3.

Таблица 3. Изменение окраски индикатора.

МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ФЕНОЛ – ФТАЛЕИН

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНДИКАТОРНАЯ БУМАГА

А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.

Б) « Третий лишний»

Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.

Форма работы: парная.

Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.

Правила техники безопасности:

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

Проведение опыта и оформление результатов:

1). Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

2). Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

3) Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

4) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

5) Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.

6) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

7). Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

Задание: выпишите отдельно оксиды, кислоты, основания. Назовите вещества.

Читайте также:
Урок 1. Атомы и химические элементы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

на тему «Кислоты»

(Моисеенко Н.Ю.)

Тема урока __Кислоты____________________________________________________________________________________________________

Тип урока__ изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения:

личностные ____ ответственное отношение к труду, умение управлять своей познавательной деятельностью, объективно оценивать результаты своего труда, умение управлять собой, своим поведением.

предметные __ знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты.

● уметь определять заряд кислотного остатка, основность кислоты, степень окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

● уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов и датчика рН.

метапредметные __ способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

● владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы), использовать материалы на электронных носителях.

● способность решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах.

● готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе,

Технологии и техники _

ИКТ – технология, технологии обучения в сотрудничестве, системно-деятельного подхода проблемного обучения

Ресурсы (учебники, учебные пособия, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) _____ Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2010.

Химия. Электронное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, Химия, 8 класс.

Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/

Оборудование и реактивы: пробирки, штативы, растворы 1 % соляной кислоты, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный индикатор. Опорный конспект, инструкции по выполнению лабораторных опытов,карточки рефлексии.

Этапы урока/ занятия (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(Регулятивные,

Коммуникативные,

Познавательные)

Формы оценивания

Скриншоты ресурсов ЭФУ

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний. (5 мин)

Организация проверки выполнения домашнего задания:

На прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили видео ролик с новой темой, который вы должны были посмотреть, и задания к видео ролику, которые вы должны были выполнить.

-Все ли готовы к уроку?

-На какую тему был ролик, который вы посмотрели?

-Какова цель нашего урока?

– Кто прочитал материал параграфа учебника?

-У кого возникли затруднения при выполнении заданий и теста?

Итак, план урока следующий: обсудим тему урока, ответим на вопросы друг друга и выполним практические задания. В конце урока подведем итоги.

Просмотр видео роликов (№ 1) http://allhimikov.ru/video/neorganika/menu.html

Анализ схемы, составление алгоритма проведения химического эксперимента.

Поиск информации по теме в учебнике §21 и других информационных источниках, ответ на поставленные вопросы и задания.

что такое классификация?

какие классификации кислот вы узнали?

Ученики задают вопросы, отвечают на вопросы друг друга.

Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?

(Учитель задает всему классу вопрос)

Какие классы веществ мы уже изучили? Выполнить задание: распределить предложенные формулы в таблицу по классам.

(Учитель задает всему классу вопрос) Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу?

Изучали тему: “Классы неорганических веществ”.

Познакомились с классом оксидов, оснований.

Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам:
HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.
(заполнение таблица 1 в опорном конспекте)

Слушать задание, дополнять и уточнять ответы одноклассников

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

Осмысливать описанные понятия, понимать значимость приобретенных знаний и применять их в практической деятельности

Проверка задания по слайду №5

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы.

Обратите внимание! Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.

Обучающиеся отвечают на вопросы. Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.

Записывают в опорном конспекте. Тема «Кислоты».

Слушать, осмысливать и обобщать знания

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

Изучение нового материала

сформировать понятия о кислотах, кислотных остатках; организовать деятельность учащихся по изучению свойств кислот.

Ребята! А что вы хотите узнать о кислотах? (Учитель задает вопросы учащимся) Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.

Читайте также:
Урок 23. Понятие о кислотах

(Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами сформулировали цели данного урока)

Практически с кислотами мы сталкиваемся постоянно

Учитель сообщает о том, что лимонная кислота

встречается в лимонах, яблочная – в яблоках

щавелевая – в листья щавеля. Уксусную кислоту мы употребляем в пищу.

Дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты.

Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. К ним относятся: серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная кислоты и др.

Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся атомы или группы атомов – это кислотные остатки. Итак, даем определение.

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Общая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток

Закрепление полученных знаний. Найти формулы кислот.

Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу?

Совершенно верно! Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному.

Задача: организовать деятельность учащихся по изучению классификации кислот.

Классификация кислот: (по отдельным признакам)

А) по нахождению в природе, происхождению

Б) по наличию кислорода в кислотном остатке

В) по основности кислотного остатка

Г) по растворимости в воде

Закрепление полученных знаний Какая кислота «лишняя»?

Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.

Ребята, как вы думаете, какими физическими свойствами можно охарактеризовать кислоты? Вспомним, что мы относим к физическим свойствам веществ? (вопросы на повторение)

Какие кислоты на вкус? Придумайте к слову “кислота” прилагательное. Слова “кислота” и “кислый” имеют один корень, и действительно, кислоты имеют кислый вкус. К тому же, многие из вас пробовали лимонную кислоту на вкус. Помните о том, что эта кислота пищевая! Однако, не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты.

Как же можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?

Правильно, с помощью индикаторов. Какие вы знаете индикаторы?

Растворы кислот имеют кислую реакцию.

Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели.

Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка» (проверяют по слайду 9). Записывают в опорном конспекте.

Заполняют вместе с учителем таблицу 2в опорном конспекте. (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках).

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

разработка урока по теме: “Кислоты”
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

классификация кислот, работа с инструктивной карточкой, самостоятельная работа учащихся и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
kisloty_2.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока химии, 8 класс

Тема урока : Кислоты

Образовательная: Обеспечить восприятие и усвоение учащимися понятия о кислотах, их составе, названии и классификации.

Развивающая: Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Воспитательная: Воспитывать работоспособность учащихся на уроке.

Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении» (слайд 1)

Тип урока : изучение нового материала

Используемые педагогические технологии :

  1. Проблемное обучение.
  2. Поисковая и исследовательская деятельность.
  3. Компьютерная поддержка процесса изложения нового материала и контроля его усвоения.
  4. Опережающее обучение.

Оборудование: Мультимедийное приложение

На столах учащихся:

  1. Кислоты: соляная, серная.
  2. Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
  3. Пробирки № 1, № 2, №3 (по вариантам).
  4. Инструктивные карты.

На столе у учителя:

  1. Концентрированная серная и соляная кислоты, электронный термометр, лучинка, химический стакан с водой.
  2. Полученный дома индикатор из столовой свеклы, кислота, щёлочь.
  3. Образцы кислот: Н 2 SO 4 , НСI, НNO 3 , уксусная, лимонная, борная (склянки подписаны).
  1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке.

Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении». Значит, познавать новый материал мы будем в сравнении с ранее изученным.

  1. Актуализация знаний учащихся
  1. Давайте вспомним, какие классы веществ вы изучили? ( ответ учащегося : оксиды и основания)
  2. Дайте определения этих классов.
  3. Выполните задание: (слайд 2)

– Из предложенного перечня веществ выпишите отдельно оксиды и основания в соответствии с известной вам классификацией и дайте им названия:

K 2 O, Fe(OH) 2 , CO 2 , H 2 SO 4 , NaOH, Al 2 O 3 , Cu(OH) 2 , HCI, N 2 O 5 .

(класс работает самостоятельно, 1 ученик работает на обратной стороне доски)

– Ребята, сверьте результаты вашей работы с записями на доске.

– С какой проблемой вы столкнулись? ( ответ учащегося : H 2 SO 4 , HCI не относятся к изученным ранее классам неорганических веществ)

  1. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса веществ. Как вы думаете, какого? ( ответ учащегося : HCI – это хлороводород, а иначе его называют соляной кислотой, значит, класс веществ, который мы будем изучать, будет называться кислотами).

– Правильно. Тема нашего урока: Кислоты (слайд 3) ( учащиеся записывают в тетрадях тему урока)

– Что вы хотите узнать о кислотах?

– Попробуйте сформулировать цели нашего урока ( ответ учащихся : нам предстоит сегодня на уроке:

– уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;

– узнать, как действуют кислоты на индикаторы;

– более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;

– узнать роль кислот).

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Итак, приступаем к изучению нового класса веществ – Кислоты.

– Ребята, посмотрите на образцы этих кислот (Все склянки подписаны).

Демонстрация: серная, соляная, азотная, уксусная, лимонная, борная кислоты.

– Какое агрегатное состояние у кислот?

– Все ли кислоты растворимы в воде? (кремневая кислота нерастворима)

– Попробуйте дать определение кислот.

Нам даны формулы кислот (слайд 4)

Н 2 SO 4 НСI Н 2 SO 3 Н 2 SiO 3 Н 2 CO 3 Н 3 PO 4 Н 2 S НNO 3 Скажите, что общего у этих формул? ( ответ учащихся : во всех формулах есть атом водорода)

– Остальная часть формулы называется кислотным остатком.

– Так какие вещества называют кислотами? ( ответ учащихся: Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка) (слайд 5)

Учитель: О ткройте учебник на стр. 102. Здесь дан перечень кислот и их формулы. Их нужно знать наизусть. Легко запомнить формулы кислот, используя таблицу растворимости. (Объяснить)

По формулам кислот можно определить общий заряд кислотного остатка – он равен числу атомов водорода в кислоте. Заряд иона кислотного остатка обозначают так: PO 4 3- , а степень окисления Р +5 .

– Попробуйте дать классификацию кислот.

– Посмотрите на эти формулы и скажите, чем различаются эти кислоты? (слайд 6)

Н 2 SO 4 НСI Н 2 SO 3 Н 2 SiO 3 Н 2 CO 3 Н 3 PO 4 Н 2 S НNO 3

( ответ учащихся: разным количеством атомов водорода и наличием атомов кислорода)

– В соответствии с этим, как можно классифицировать кислоты? ( ответ учащихся: по количеству атомов водорода и по наличию атомов кислорода в кислотном остатке).

– Число атомов водорода в кислоте называют основностью .

Наличие кислорода в кислотном остатке

А) Н 3 PO 4 , Н 2 SO 4

Б) Н 2 SO 4 , Н 3 PO 4

Растворимость в воде

А) Н 2 SO 4 , HCI

Б) Н 2 SO 3 , Н 2 CO 3

Учитель: На уроках вы часто будете работать с кислотами. Это очень опасные вещества. В лаборатории вы будете готовить растворы кислот. При этом нужно соблюдать технику безопасности. При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то она, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать кислоту тонкой струёй в воду и перемешивать.

  1. Приготовление раствора серной кислоты.
  2. Обугливание серной кислотой лучинки.

Серная кислота поглощает влагу, поэтому в промышленности используется для осушения газов, из неё готовят электролит в аккумуляторы, используется в химической промышленности и металлургии, в производстве удобрений. ( сообщение учащегося )

Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека, выполняет ряд важных функций: убивает бактерии, попадающие в желудок вместе с пищей, и помогает переваривать пищу. Желудок готовится к приёму пищи заранее: лишь только мы начнём жевать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, т.к. сок начнёт переваривать стенки самого желудка. ( сообщение учащегося )

Учитель: Всем вам известно, что кислоты кислые на вкус, но не все кислоты можно пробовать на вкус, т.к. многие из них ядовиты и опасны: серной кислотой можно получить ожоги; один полный вдох паров синильной кислоты (HCN) приводит к потере сознания и смерти через 1-2 минуты.

Поэтому распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик – это опасно.

– Каким же способом можно распознать кислоты, не пробуя их на вкус? ( ответ учащихся : с помощью индикаторов)

– Какие индикаторы вы знаете? Что такое качественные реакции? ( Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества, называются качественными)

– Как действуют основания на индикаторы?

– Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту.

Вам даны растворы соляной и серной кислот.

Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.

Сделайте вывод. Заполните таблицу, в пустых клеточках которой укажите цвет индикаторов:

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»

Урок химии в 8 класс

Тема: «Кислоты»

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о классе кислот.

Образовательные: познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот, продолжить формирование знаний о зарядах ионов, степени окисления элементов, об индикаторах.

Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, формировать умение анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, группах, содействовать повышению интереса к изучению химии.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технология: исследовательский метод обучения

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с формулами веществ на каждую парту, по 3 пробирки с растворами соляной, азотной, серной кислот, индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый).

– Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас не обычный урок химии, а урок-исследование. Что такое исследование?

– Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, направленный на получение новой информации, новых знаний. Сегодня на уроке мы сделаем очередной шаг по дороге химических знаний: познакомимся с новым классов неорганических веществ. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.

– Послушайте загадку и определите, о каком классе веществ идёт речь?

Кислый вкус они имеют

Лакмус в них всегда краснеет

И опасны для работы

– Что вы узнали о кислотах из загадки?

Актуализация опорных знаний

– Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомните, что такое лакмус?

– Какие вещества называются индикаторами?

– Какие индикаторы вы ещё знаете?

– С какими классами неорганических веществ вы уже знакомы?

– Как изменяется окраска индикаторов в щелочной среде?

– Работаем в парах. У вас на столе лежат карточки с формулами различных веществ, распределите все вещества на группы и дайте названия. Обоснуйте свой выбор.

CuO, KOH, Ca(OH)2, HСl, Ba(OH)2, Na2O, HNO3, Al2O3, H2SO4

– Проверим (двое учащихся работает с такими же карточками у доски).

– Какие вещества называются оксидами?

– Какие вещества называются основаниями?

III. Создание проблемной ситуации

– Почему вы назвали не все вещества?

+ (Учащиеся отвечают, что им не знакомы эти вещества, и они не знают, к какому классу эти вещества относятся)

– Чем похожи формулы оставшихся веществ?

IV. Постановка проблемы исследования

– Как вы думаете можно ли эти вещества объединить в класс кислот?

– Как изменится окраска индикаторов в кислой среде?

V. Определение темы и цели исследования

– Чтобы ответить на эти вопросы, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями и изучить класс кислот. Определим тему и цель нашего исследования.

+ Кислоты. Познакомиться с классом кислот. (Изучить класс кислот).

– Запишем тему, цель исследования в тетрадь.

VI. Выдвижение гипотезы

– Сформулируем рабочую гипотезу для нашего исследования.

+ Кислоты – сложные вещества, в состав которых входит водород, стоящий на первом месте. Индикаторы изменяют окраску в кислой среде.

– Запишите гипотезу в тетрадь.

VII. Проверка гипотезы

Чтобы проверить гипотезу составим план нашего исследования. План составим в виде вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы.

+ (Учащиеся составляют план, он записывается в тетради).

1. Какие вещества называются кислотами?

2. По каким признакам классифицируются кислоты?

3. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

– Начнём наше исследование со знакомства с формулами кислот.

– Перед вами ряд кислот. Назовите их. (Слайд 4)

– Найдите общий признак всех кислот.

– Если в формуле кислоты закрыть символ H, то останется кислотный остаток.

– Дадим определение, что же такое кислоты.

– Откройте учебник на с. 103, прочитайте определение кислот в учебнике.

– Какие вещества называются кислотами?

Запишем определение в тетради.

– Познакомьтесь с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5)

– Определите степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты:

– По формулам кислот можно определить и заряды ионов водорода и кислотного остатка. Заряд иона H всегда «+» и равен 1, заряд иона кислотного остатка «–» и равен числу остатков водорода в кислоте: H+NO3ˉ

– Определите заряды ионов в кислоте: H2SO4

– Переходим к следующему этапу исследования. Используя текст учебника с.102-104 найдите признаки, по которым классифицируются кислоты, составьте схему, приведите примеры.

В тетради учащихся должна появиться схема:

По наличию кислорода

По основности

Одноосновные Двухосновные Трехосновные

– Проверим. Слайд 6

– Чтобы завершить наше исследование мы должны узнать, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Работать будем в группах по инструктивным картам (Приложение)

Каждая группа изучает действие разных кислот на индикаторы:

1 группа – соляная кислота

2 группа – серная кислота

3 группа – азотная кислота.

Перед началом проведения работы вспомним правила техники безопасности.

+ (Учащиеся называют правила техники безопасности)

– Кислоты – это едкие вещества, которые при попадании на кожу вызывают химические ожоги. При обращении с ними необходимо соблюдать правила безопасной работы, которые лежат у вас на партах (Приложение)

Познакомьтесь с ними.

– Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами?

– Если нет вопросов, приступаем к исследованию.

(Выполнение исследования по инструктивным карточкам и оформление отчета).

– Предлагаю группам представить свой отчёт.

+ (Представитель от каждой группы представляет отчёт о результатах работы)

– Сделаем общий вывод. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

VIII. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой

– Мы завершили наше исследование. На все ли вопросы мы получили ответы?

– Подтвердилась ли гипотеза исследования?

IХ. Вывод по результатам исследовательской работы

– Назовите тему, цель и гипотезу нашего исследования.

– Достигли ли мы поставленной цели?

– Посовещайтесь в группах, сделайте общий вывод по теме нашего исследования.

– У кого остались вопросы?

Х. Применение новых знаний в учебной деятельности

– Проверьте себя. «Верны ли утверждения?».

Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет – «–».

+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.

−2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.

−3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.

+4. В этих кислотах H2S H2CO3 H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 –

+5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 – это кислоты

Самопроверка. Слайд 8.

– Проверим. Оценим выполнение работы.

ХI. Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднение?

ХII. Домашнее задание

§ 20, с.102-107, подготовить сообщение на тему «Где встречаются кислоты» или «Значение кислот», зад. 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Методы, приёмы обучения

Приветствует учащихся, через загадку мотивирует учащихся на учебную деятельность, определение темы урока

Настраиваются на работу на уроке, определяют тему урока

Актуализация опорных знаний

Предлагает ответить на вопросы, чтобы повторить ранее изученный материал.

Организует работу в парах. Предлагает распределить вещества на группы и дать им названия.

Двое учащихся работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах с карточками, распределяют вещества на группы.

Создание проблемной ситуации

Выясняет, почему распределили и назвали не все вещества. Предлагает найти черты сходства и различия в формулах веществ

Отвечают на вопросы

создание проблемной ситуации

Постановка проблемы исследования

Спрашивает можно ли эти вещества объединить в класс кислот, как изменится окраска индикаторов в кислой среде.

Отвечают на вопросы

Определение темы и цели исследования

Предлагает провести исследование, определить тему и цель

Определяют тему, цель исследования, записывают в тетради

Предлагает выдвинуть гипотезу

Выдвигают общую гипотезу, записывают в тетрадь

Предлагает составить план исследования

Предлагает познакомиться с формулами кислот (слайд № 4), найти общий признак, дать определение класса.

Знакомятся с формулами кислот, их названиями, определением. Записывают определение в тетрадь.

Предлагает познакомиться с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5) и определить с.о. атомов химических элементов, образующих кислоты:

Объясняет, как определить заряды ионов и предлагает определить з.и. в кислоте H2SO4

Определяют степени окисления.

Определяют заряды ионов.

Проверяют правильность выполнения задания.

Организует работу с учебником.

Организует проверку. Слайд № 6.

Работая с учебником, составляют в тетради схему «Классификация кислот»

работа с учебником;

Организует работу в группах. Предлагает изучить, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами. Наблюдает за работой в группах.

Работают в группах по инструктивным картам, изучают изменение окраски индикаторов в кислой среде, делают выводы.

проведение ученического эксперимента

Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой

Спрашивает, на все ли вопросы получили ответы, подтвердилась ли гипотеза.

Отвечают на вопросы

Вывод по результатам исследовательской работы

Предлагает сделать вывод по теме исследования

Делают общий вывод по теме исследования

Применение новых знаний в учебной деятельности

Предлагает учащимся проверить свои знания по теме. Слайд № 7.

Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения.

приём «Верны ли утверждения»

Подводит итог урока.

Подводят итог урока.

Объясняет особенности домашнего задания. Слайд № 9

Записывают домашнее задание

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

«Действие кислот на индикаторы»

1. Внимательно изучите выданный вам образец раствора кислоты. Определите агрегатное состояние, цвет, наличие запаха. Запишите ваши наблюдения в таблицу №1.

2. Перед вами три пробирки с растворами кислоты. В первую пробирку опустите фенолфталеиновую бумажку, во вторую лакмусовую, в третью пробирку добавьте несколько капель метилового оранжевого. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу № 2.

3. Сформулируйте общий вывод по результатам наблюдений и запишите его.

Кислоты

Свидетельство

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот.
  • Развивающая: совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.
  • Воспитательная: продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, практическая работа.

Предполагаемые результаты обучения:

  • знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
  • уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;
  • набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), растворы кислот HCl, Н2SO4, лимонная кислота, сахар, лучина.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Из списка веществ выберите оксиды, основания и дайте им название:

Почему не выписали формулы H2SO4 и HCl?

Давайте расшифруем ребус и узнаем, что это за вещества, приложение 1.

Выбирают оксиды, основания, дают названия.

Разгадывают ребус, формулируют тему урока.

Итак, тема урока «Кислоты»

Как вы думаете, что именно, мы будем сегодня изучать?

Сегодня у нас урок – путешествие, во время которого мы совершим 4 остановки.

1 станция «Знакомство с жителями»

Выписать формулы и названия кислот в тетрадь из информационного листа, составить формулы соответствующих оксидов, приложение 2.

Сформулируйте, какие вещества называют кислотами?

2 станция «Экспериментальная»

Если пробуешь на вкус

Ты всё непременно,

Может мальчик ты не трус,

Но глупец отменный!

Пробовать на вкус в лаборатории ничего нельзя, но как, же нам распознать кислоты?

1)Работа в парах (проведение эксперимента на изменение цвета метилового оранжевого, лакмуса и фенолфталеина в кислой среде), приложение 3.

2)Подготовленный ученик определяет кислоту с помощью рН – метра.

3)Визуально и с помощью таблицы растворимости опишите физические свойства кислот.

3 станция «Практическая»

1)Видеофрагмент «Правила работы с кислотами», цоры.

2)Демонстрация опыта «Обугливание лучины и сахара»

3)Видеофрагмент «Правила разбавления», цоры.

4 станция «Информационная»

С помощью презентации, созданной в программе Smart Noot book разбирают классификацию кислот, распределяют формулы кислот в соответствии с группами.

1)Разделите кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке

2)Разделите кислоты по количеству атомов водорода (по основности), приложение 4.

Записывают в тетрадь.

Формулируют цели урока.

Выписывают формулы кислот, дают им названия в тетради, составляют формулы соответствующих оксидов.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из иона водорода и кислотного остатка.

С помощью индикатора или рН – метра.

Проводят эксперимент, делают выводы.

Наблюдают через документ – камеру.

Рассказывают о вкусе, цвете, агрегатном состоянии, по растворимости в воде.

Смотрят видеофрагменты и опыты.

Выполняют задания с доской Smart Noot book, делают записи в тетради.

Тест по изученной теме, приложение 5.

Закончите одну из фраз:

ü сегодня я узнал.

ü было интересно узнать, что…

ü мне захотелось…

Ученики устно заканчивают одну из фраз.

§ 20, с 107 № 1,3,5 (а,б), кроссворд, приложение 6.

Домашний эксперимент: выяснить, как влияет лимонная кислота на окраску сока свёклы и моркови.

Записывают в дневник.

  1. Бочарова С.В. Химия 8 класс. Поурочные разработки. Волгоград, 2003.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8класс. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Денисова В.Г. Химия 8класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна. – Волгоград: Учитель, 2006. – 88 с.
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://school-collection.edu.ru/.

Приложение 1

Приложение 2

1 станция «Информационная»

Выпишите формулы кислот, подчеркните кислотные остатки. Указав степень окисления, напишите соответствующий оксид.

Урок – путешествие «В мире кислот» 8 класс Игашева Л.А., учитель химии и биологии. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Слонимский

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету “Биология и Экология” на тему: “Урок – путешествие «В мире кислот» 8 класс Игашева Л.А., учитель химии и биологии.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок – путешествие «В мире кислот» 8 класс Игашева Л.А., учитель химии и биологии

2 1 ШАГ – И нформационный 2 Ш АГ – И сторический 3 Ш АГ – И ндикаторный 4 Ш АГ – Д егустационный 5 Ш аг – Т ворческий

3 1 шаг Информационный

4 Что общего в составе этих веществ? HCI НNO 3 Н 2 SO 4 Н 3 PO 4 H n (KO) х

5 Кислоты – сложные вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка. При этом валентность кислотного остатка равна количеству атомов водорода.

6 Кислоты с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.

7 Кислоты Жидкие. НСl, H2SO4 Твёрдые. H2SiO3 По агрегатному состоянию :

8 Кислоты Бескислородные. НСl, H2S, HBr Кислородсодержащие. H2SO4, H2SiO3, H3PO4 По наличию кислорода в кислотном остатке :

9 Кислоты. Одноосновные. НСl, HNO3 Двухосновные. H2SO4, H2CO3 Трёхосновные. H3PO4 По основности ( по количеству атомов водорода ):

10 Кислоты. Растворимые. H2SO4, НСl, HNO3 Нерастворимые. H2SiO3 По растворимости в воде :

11 Кислоты. Летучие. H2S, HCl, HNO3 Нелетучие. H2SO4, H2SiO3 По летучести :

12 Кислоты. Сильные. HCl, HNO3, Н2SO4 Слабые. Н2S, H2SO3, H2CO3 По степени электролитической диссоциации :

13 Кислоты. Стабильные. HCl, HNO3, Н2SO4 Нестабильные. H2SO3, H2CO3 По стабильности :

14 ОРГАНИЧЕСКИЕ – ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, УКСУСНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, МУРАВЬИНАЯ.

15 Лимонная кислота содержится в лимонах. Яблочная – в яблоках. Щавелевая – в листьях щавеля. Муравьиная содержится в выделениях муравьев, пчелином яде и в жгучих волосках крапивы. Уксусная кислота образуется при скисании виноградного вина. Молочная – при скисании молока, квашении капусты и силосовании кормов для скота. Аскорбиновая ( витамин С ) – в черной смородине, малине, лимонах, апельсинах, томатах. Недостаток его в пище вызывает заболевание цынгу.

16 ФормулаНазвание HCLХлороводородная (соляная) H2SH2SСероводородная HBrБромоводородная HNO 3 Азотная HNO 2 Азотистая H 2 SO 4 Серная H 2 SO 3 Сернистая H 2 CO 3 Угольная H 2 SiO 3 Кремниевая H 3 PO 4 Фосфорная HFФтороводородная (плавиковая)

17 Соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу. Молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке.

18 Аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил- салициловая и другие

19 Уксусная и лимонная кислоты

20 А. Л. Лавуазье Г. Деви Дж. Пристли 2 ШАГ Исторический 2 ШАГ Исторический

21 Бесцветная, дымящаяся на воздухе жидкость, имеет специфический запах, несколько тяжелее воды. Содержится в желудке и выполняет две функции : 1) Уничтожает микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей. 2) Помогает перевариванию пищи, так как входит в состав желудочного сока.

22 Серная кислота Н 2 S О 4 бесцветная вязкая жидкость, без запаха, вдвое тяжелее воды, поглощает влагу из воздуха и других газов, обугливает древесину, кожу, ткани, бумагу. Для приготовления растворов запомните правило : Сначала вода, потом кислота, Иначе случится большая беда ! По объему производства серной кислоты можно судить о развитии химической промышленности страны. Серную кислоту называют « Хлебом » химической промышленности, ее используют практически во всех отраслях народного хозяйства.

23 3 ШАГ Индикаторный

24 1. К ислота + о снование с оль + в ода ( реакция н ейтрализации ), ( реакция о бмена ) HNO 3 + NaOH NaNO 3 + H 2 O H + + OH – H 2 O 2HCl + Fe(OH) 2 FeCl 2 + 2H 2 O 2H + + Fe(OH) 2 Fe H 2 O

25 2. К ислота + оксид м еталла с оль + вода ( реакция о бмена ) С uO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O С uO +2H + Cu +2 + H 2 O

26 3. К ислота + м еталл с оль + в одород ( реакция з амещения ) Чтобы п рошла э та р еакция, н еобходимо в ыполнить несколько у словий : Металл д олжен н аходиться в р яду н апряжений д о в одорода. Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2 Cu + HCl н е и дёт

27 2. Должна получиться растворимая соль. Pb + H 2 SO 4 PbSO 4 + H 2 – образующаяся соль покрывает поверхность металла защитной плёнкой и реакция прекращается. 3. Эта реакция характерна для растворов кислот, поэтому нерастворимые кислоты не вступают в реакции с металлами. Zn + H 2 SiO 3 не идёт

28 4. К онцентрированный р аствор с ерной к ислоты и раствор а зотной к ислоты л юбой к онцентрации взаимодействуют с м еталлами и наче, п оэтому уравнения р еакций м ежду м еталлами и э тими кислотами з аписываются п о д ругой с хеме : H 2 SO 4( разб.) + М е ( до Н 2 ) с оль + в одород

29 4. К ислота + с оль н овая к ислота + н овая с оль ( Если о бразуется о садок и ли г аз ) ( реакция о бмена ) H 2 SO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + 2HCl SO Ba 2+ BaSO 4 2HCl + CaCO 3 CaCl 2 + H 2 O + CO 2 2H + + CaCO 3 Ca 2+ + H 2 O + CO 2

30 Название индикатора Нейтраль- ная среда Щелочная среда Кислая среда ЛакмусФиолетовыйСинийКрасный Метиловый оранжевый ОранжевыйЖелтыйКрасно- Розовый Фенолфта- леин БесцветныйМалино- вый Бесцвет- ный

31 4 ШАГ Дегустационный

32 5 шаг 5 шаг Творческий Творческий

33 Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту?

34 Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества.

35 НСL, H2 O, H2 CO3 НСL, HNO 3, H 2 CO 3 NaСL, H 3 PO 4, H 2 SO 3

36 НСL, Н 2 SО 4, НNO 3 Н 2 SО 4, НNO 3, Н 3 PO 4 НСL, Н 2 S, НNO 3

37 НСL, НNO 3, НF Н 2 SО 4, Н 3 PO 4, Н 2 S Н 3 PO 4, НСL, НNO 3

38 Кислота и металл Кислота и основный оксид Кислота и основание Кислота и соль

39 Соль и вода Вода Соль Соль и водород

40 H 2 O+CO 2 H 2 O+CO 2 2NaCL+CO 2 2NaCL+H 2 O+CO 2 NaCL+H 2 O+CO 2

41 Соляную кислоту HСL Азотную кислоту HNO 3 Фосфорную кислоту H 3 PO 4 Серную кислоту H 2 SO 4

42 Воду приливают к кислоте Кислоту приливают к воде Воду и кислоту смешивают одновременно

44 Напишите уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с : 1. Гидроксидом магния 2. Сульфатом меди (II) 3. Оксидом натрия 4. Магнием

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: