Урок 35. Химические свойства кислот

Химические свойства кислот, их классификация и реакции

Общие свойства кислот. Классификация

Кислоты — класс сложных химических веществ, состоящих из атомов водорода и кислотных остатков.

В первую очередь кислоты делятся на:

  • органические или карбоновые и
  • неорганические или минеральные.

Свойства карбоновых кислот подробно разбираются в статье Карбоновые кислоты (ссылка на статью)

В зависимости от количества атомов водорода, которые могут замещаться в химических реакциях различают:

  • одноосновные кислоты
  • двухосновные кислоты
  • трехосновные кислоты.

Не смотря на то, что в уксусной кислоте четыре атома водорода, три из них принадлежат кислотному остатку и в реакциях замещения не участвуют. Соответственно, уксусная кислота — одновалентная.

Свойства неорганических кислот также зависят от наличия в их составе кислорода и делятся на

  • бескислородные
  • кислородсодержащие.

Растворы кислот способны диссоциировать и проводить электрический ток т.е. являются электролитами. В зависимости от степени диссоциации делятся на:

  • сильные
  • слабые электролиты.

Химические свойства кислот

1. Диссоциация

При диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.

НРО 2- 4 ↔ Н + + PО З- 4 (третья ступень)

2. Разложение

Кислородсодержащие кислоты разлагаются на оксиды и воду.

Бескислородные на простые вещества

t
2HCl Cl2 + H2.
3. Реакция с металлами

Кислоты реагируют лишь с теми металлами, что стоят в ряду активности до кислорода. В результате взаимодействия образуется соль и выделяется водород.

Найти ряд активности можно на последней странице электронного учебника «Химия 9 класс» под редакцией В. В. Еремина.

Бдительные ученики могут сказать: «Золото стоит в ряду активности металлов после водорода, а с „царской водкой“ реагирует. Как же так?»

Из всех правил есть исключения.

Поскольку в состав азотной кислоты входит азот со степенью окисления +5, а в состав серной — сера со степенью окисления +6, то с металлами реагируют не ионы водорода, а более сильные окислители. Образуется соль, но не происходит выделения водорода.

4. Реакции с основаниями

В результате образуются соль и вода, происходит выделение тепла.

Реакции такого типа называются реакциями нейтрализации. Простейшая реакция, которую можно провести на собственной кухне — гашение соды столовым уксусом или 9%раствором уксусной кислоты.

5. Реакции кислот с солями

Вспомним, когда мы разбирали ионные уравнения ( ссылка на статью), одним из условий протекания реакций было образование в ходе взаимодействия нерастворимой соли, выделение летучего газа или слабо диссоциирующего вещества — например, воды. Те же условия сохраняются и для реакций кислот с солями.

6. Реакция кислот с основными и амфотерными оксидами

В ходе реакции образуется соль и происходит выделение воды.

7. Восстановительные свойства бескислородных кислот

Если в окислительных реакциях первую скрипку играет водород, то в восстановительных реакциях основная роль принадлежит анионному остатку. В результате реакций образуются свободные галогены.

Физические свойства кислот

При нормальных условиях (Атмосферное давление = 760 мм рт. ст. Температура воздуха 273,15 K = 0°C) кислоты чаще жидкости, хотя встречаются и твердые вещества: например ортофосфорная H3PO4 или кремниевая H2SiO3.

Некоторые кислоты представляют собой растворы газов в воде: фтороводородная-HF, соляная-HCl, бромоводородная-HBr.

Кислотные свойства кислот в ряду HF → HCl → HBr → HI усиливаются.

Для некоторых кислот (соляная, серная, уксусная) характерен специфический запах.

Благодаря наличию ионов водорода в составе, кислоты обладают характерным кислым вкусом.

Химическая лаборатория не ресторан, и в целях безопасности существует жесткий запрет на опробование на вкус химических веществ.

Как же можно определить кислота в пробирке или нет?

В 1300 году был открыт лакмус, и с тех пор алхимикам и химикам не пришлось рисковать своим здоровьем, пробуя на вкус содержимое пробирок. Запомните, что лакмус в кислой среде краснеет.

Читайте также:
Урок 22. Химические свойства водорода

Вторым широко используемым индикатором является фенолфталеин.

Простой мнемонический стишок поможет запомнить, как ведут себя индикаторы в разных средах.

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Фенолфталеиновый — в щелочах малиновый
Но несмотря на это в кислотах он без цвета.

Конспект урока “Химические свойства кислот”
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока с использованием ИКТ по теме “Химические свойства кислот”(8 класс). Цель урока – познакомить учащихся с классификацией кислот и изучить химические свойства кислот.

Скачать:

Вложение Размер
alferova._konspekt_uroka.zip 167.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Химические свойства кислот.

Познакомить учащихся с классификацией кислот

Изучить химические свойства кислот

Развивать практические навыки

Учить анализировать полученную информацию

Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации

Учить выделять причинно-следственные связи

Развивать интерес к предмету

Развивать взаимосвязь между предметами

Развивать знания о применении химии в быту

Учить аккуратности при выполнении химических опытов

мультимедийная презентация (ПК, проектор)

штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы, белый экран для демонстрации опытов

Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин

Кислоты: соляная и серная

Металлы: цинк, железо, медь.

Соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат натрия

1.Организационный момент (1-2 мин.)

2.Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

3.Изучение нового материала (30 мин.)

4.Закрепление (8 мин.)

5.Домашнее задание (2 мин.)

II.Актуализация знаний учащихся:

Учитель: В этом учебном году вы приступили к изучению новой для вас науки. Как известно, химия – наука о веществах. Какие классы веществ вам известны? (металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

На экране изображен ряд неорганических веществ. Из данного перечня выберите формулы только кислот.(Слайд 1 – Соляная, серная, кремниевая кислоты)

На основании представленных формул и ранее изученного материала дайте определение этому классу веществ (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.)

Сегодня на уроке мы попробуем обобщить уже имеющиеся знания о кислотах и познакомимся с химическими свойствами кислот.(Слайд 2)

III.Изучение нового материала:

Итак, тема урока: Химические свойства кислот (запись в тетрадях и на доске).

У каждого из вас на партах имеется схема, где представлена система координат. (Приложение 1) . На одной из осей К0 отмечены основные пункты, по которым мы будем рассматривать класс кислоты. Первый пункт нашего плана Состав. Давайте на оси К1 отметим известную нам информацию.

На оси К2 отметим известные нам классификации кислот. Давайте обратимся к слайду (слайд 4): Чем различаются кислоты, записанные в правом и левом столбиках? Что лежит в основе классификации? (наличием кислорода)

(Слайд 5)Чем различаются кислоты на этом слайде? Что лежит в основе классификации? (количеством атомов водорода)

(Слайд 6)Кислоты по растворимости в воде также делятся на растворимые и нерастворимые. Назовите примеры кислот, используя таблицу растворимости.

(Слайд 7)Кислоты делятся на стабильные и нестабильные. Как вы думаете, что значит нестабильные кислоты?( кислоты, способные разлагаться)

Перейдем к оси К3 – Физические свойства кислот. Какие физические свойства кислот вам известны?(кислый вкус, агрегатное состояние, цвет)

На оси К4 будем отмечать характерные для кислот химические свойства.

Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Что такое индикаторы?(вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной) Какие индикаторы вам известны?(лакмус, метилоранж, фенолфталеин). (Слайд 9).Посмотрим демонстрационный опыт: в трех химических стаканах находится соляная кислота. Прильем в стаканы индикаторы? Как изменилась окраска растворов? (при добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было). Какой вывод можно сделать? (кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и фенолфталеина)

Задание – на столах вам выданы 3 пронумерованные пробирки, в которых находятся вода, серная кислота и гидроксид натрия. Определите, в какой пробирке находится то или иное вещество (работа в парах).

Кислоты вступают в ряд химических реакций (Слайд 10), взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. Обратите внимание, что во всех случаях основным продуктом реакции будет соль.

1.Взаимодействие кислот с металлами. В три пробирки поместите соответственно цинк, железо, медь. Прилейте одинаковое количество соляной кислоты. Что наблюдаете? (в случае цинка – быстрое выделение пузырьков газа, в случае железа – менее интенсивное выделение газа, в случае меди признаки реакции отсутствуют). Какой вывод можно сделать?(не все металлы реагируют с кислотами). Практическим путем учеными было выяснено, какие металлы вытесняют водород из растворов кислот. Таким образом был составлен ряд Н. Н. Бекетова, который сейчас называют электрохимический ряд напряжения металлов. Если металл находится до водорода, то он реагирует с кислотами, если после, то – нет. Запишите соответствующие уравнения реакций:

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ (реакция замещения)

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2 ↑ (реакция замещения)

2.Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В сухую пробирку поместите небольшое количество оксида меди (II), прилейте 2 мл серной кислоты. Осторожно нагрейте пробирку, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? (после реакции раствор стал голубого цвета). Составьте уравнение реакции. Какие вещества образуются в результате реакции?

CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O (реакция обмена)

3.Взаимодействие кислот с основаниями. На каждом столе в штативе для пробирок имеется свежеприготовленный гидроксид меди(II) синего цвета. Прилейте раствор кислоты до полного растворения осадка. Напишите уравнение химической реакции.

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O (реакция обмена)

4.Взаимодействие кислот с солями. В две пробирки прилейте соответственно растворы хлорида бария и карбоната натрия. Прилейте в обе пробирки серную кислоту. Что наблюдаете? (выпадения осадка белого цвета; выделение пузырьков газа). Напишите уравнение химической реакции.

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl (реакция обмена)

Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 O + CO 2 ↑ (реакция обмена) Для написания уравнений реакций кислот с солями следует пользоваться рядом вытеснения кислот, в котором каждая предыдущая может вытеснить из соли последующую. (Приложение 2)

На схеме найдем ось К5. Давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с кислотами?

В желудочном соке животных организмов присутствует соляная кислота.

Действие кислот на наш организм:

1.Кислоты уничтожают болезнетворные и гнилостные микробы, поэтому влияют на наш иммунитет (особенно аскорбиновая кислота). Кроме того, именно это свойство позволяет их использовать как консерванты (при мариновании продуктов). Вы все прекрасно знаете, что кислые ягоды не портятся значительно дольше, чем сладкие.

2.Кислоты способствуют расщеплению жиров, тем самым улучшают переваривание пищи.

3. Возбуждают аппетит, обостряют осязание.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, молочные продукты, соусы, приправы, лекарства поставляют целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, молочную и др.

Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты. (Приложение 3)

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.

Классификация и характерные химические свойства кислот

Классификация:

Бескислородные кислоты – это растворы галогеноводородов, атомы которых в растворе связаны полярной ковалентной связью. Название кислоты складывается из названия кислотного остатка в первую очередь, а дальше называется катион (водород). Так с хлором и водородом образуется хлороводородная кислота, а с серой – сероводородная.

Кислородосодержащие кислоты, или оксокислоты называют за счёт наличия в них кислорода. Общего принципа построения названия этих кислот нет, так что их названия необходимо запоминать на память.

  • Кислоты различают по количеству атомов водорода на одноосновные (один атом водорода), двухосновные (два атома водорода), трёхосновные (три атома водорода).
  • Основность кислоты — это число активных атомов водорода в молекуле кислоты
    Одноосновные HClO4, HCl
    Двухосновные H2SO4, H2CO3
    Трехосновные H3PO4
    • Кислоты разделяют на сильные и слабые. К сильным относят галогенводородные и высшие кислородсодержащие кислоты, они растворимы. К слабым относят неустойчивые и нерастворимые в воде кислоты. Чтобы определить силу кислоты, существует правило: из числа атомов кислорода вычесть число атомов водорода, если получаемое число 2 или 3 – кислота сильная, если 1 или 0 – кислота слабая.

      Получение кислот

      • Взаимодействие кислотного оксида с водой:

      H2O + SO3 →H2SO4

      • Взаимодействие водорода и неметалла:

      H2 + Cl2 → 2HCl

      • Вытеснение слабой кислоты из солей, более сильной кислотой:

      3H2SO4 + 2K3PO4 → 3K2SO4 + H3PO4

      Классификация кислот

      По содержанию кислорода
      Кислородсодержащие (H2SO4) Бескислородные (HCl)
      По количеству содержащихся катионов водорода (H+)
      Одноосновные (HCl) Двухосновные (H2SO4) Трёхосновные (H3PO4)

      Понятие «одноосновная кислота» произошло по причине того, что для нейтрализации одной молекулы одноосновной кислоты нам понадобится одна молекула основания. для двухосновной — соответственно две молекулы и т. д.

      По растворимости (в воде)
      Растворимые (HCl) Нерастворимые (H2SiO3)
      По силе (степени диссоциации)
      Сильные (H2SO4) Слабые (CH3COOH)
      По летучести
      Летучие (H2S) Нелетучие (H2SO4)
      По устойчивости
      Устойчивые (H2SO4) Неустойчивые (H2CO3)

      Взаимодействие с металлами

      Из материала предыдущих тем вам известно, что в водных растворах многие кислоты реагируют с металлами, расположенными в ряду активности левее Н2 (например, Mg, Al, Zn, Fe). В результате этих реакций образуются сложные вещества — соли и выделяется газообразное простое вещество — водород:

      В такие реакции вступают как бескислородные (HCl, HBr), так и кислородсодержащие (H2SO4, H3PO4) кислоты, например:

      Реакции этого типа, как вы уже знаете, относятся к реакциям замещения: атомы металлов замещают (вытесняют) атомы водорода из молекул кислот.

      Следует помнить, что металлы, расположенные в ряду активности правее Н2 (Сu, Ag, Hg и др.), с указанными кислотами в водных растворах не реагируют.

      Разложение кислот на кислотные оксиды и воду

      Известно несколько кислот, которые достаточно легко разлагаются на соответствующий кислотный оксид и воду. К таким кислотам, которые называют неустойчивыми, относят угольную (H2CO3), сернистую (H2SO3) и кремниевую (H2SiO3) кислоты. Особенно неустойчива угольная кислота — она разлагается на кислотный оксид CO2 и воду уже при комнатной температуре:

      Краткие выводы урока:

      1. Кислоты в растворах изменяют окраску индикаторов.
      2. Кислоты реагируют с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.

      Надеюсь урок 35 «» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

      Технологическая карта урока “Химические свойства кислот”

      Комбинированный урок – беседа с использованием приёмов технологии проблемно-диалогового обучения.

      Содержимое разработки

      Класс, предмет: 8 класс; химия.

      Тема урока: «Химические свойства кислот».

      Тип урока: комбинированный урок.

      Вид урока: урок-беседа.

      Цели урока: Систематизировать знания учащихся о химических свойствах кислот. Сформировать представления о ряде активности металлов.

      Планируемые результаты обучения:

      Предметные. Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов.

      Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

      Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность, знать историю химии и достижения отечественных учёных (Н. Н. Бекетов).

      Оборудование: пробирки, штатив для пробирок; вытеснительный ряд металлов.

      Реактивы: индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, универсальный индикатор), оксид кальция (CaO), гидроксид натрия (NaOH раствор), карбонат кальция (CaCO3 мел), хлорид бария (BaCl2 раствор), металлы (магний, цинк, железо, медь).

      Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к уроку.

      Проверка домашнего задания.

      Учитель предлагает ученикам проверить свои знания о номенклатуре кислот и выполнить задания в карточках (приложение 1).

      Работают с карточками, выполняют задания. По мере выполнения подходят к доске, где с внутренней стороны записан один общий правильный ответ (приложение 2) и проверяют свою работу. По критериям оценивают свою работу и самостоятельно выставляют отметку в тетради.

      Проблемная ситуация и актуализация знаний.

      Слово учителя. Беседа. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с кислотами. Какие они бывают, мы уже знаем, а каких знаний о кислотах, на ваш взгляд, у вас ещё недостаточно?

      Совместная постановка темы, цели и задач урока (учитель наводящими вопросами подводит учеников к теме и записывает её на доске).

      Ученики поддерживают беседу, отвечают, что они ещё мало знакомы с химическими свойствами кислот (или с какими веществами взаимодействуют, а с какими – не взаимодействуют кислоты), мало умеют составлять уравнения реакций кислот с разными веществами и др.

      Решение проблемной ситуации.

      Учитель предлагает выполнить ученикам учебное задание 1 (приложение 3), раздаёт каждому карточки с заданиями.

      В случае необходимости помогает ученикам, которые испытывают затруднения.

      Выполняют задания, в случае затруднения обращаются к учителю.

      Слово учителя. Итак, вы выполнили свои учебные задания. Прежде чем мы совместно проверим вашу работу, предлагаю вам посмотреть некоторые примеры взаимодействия кислот с веществами, сделать выводы о свойствах кислот, и, возможно, дополнить ваши работы в карточках.

      Наблюдают опыты, выслушивают комментарии учителя, записывают в тетрадь уравнения реакций (списывают с доски), делают выводы о химических свойствах кислот. Выводы: кислоты химически активны; взаимодействуют с основными оксидами, основаниями, солями (в соответствии с рядом кислот), металлами (в соответствии с вытеснительным рядом металлов Н.Н. Бекетова), меняют цвет индикаторов (кроме фенолфталеина).

      Учитель, обращая особое внимание учеников на правила техники безопасности, проводит демонстрацию опытов по взаимодействию кислот (на примере разбавленной серной кислоты) с различными веществами, записывает соответствующие уравнения реакций на доске, наводящими вопросами подводит учеников к выводам о свойствах кислот.

      Вещества: индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, универсальный индикатор), оксид кальция (CaO), гидроксид натрия (NaOH раствор), карбонат кальция (CaCO3 мел), хлорид бария (BaCl2 раствор), металлы (магний, цинк, железо, медь).

      Подробно рассматривается взаимодействие кислот с металлами. Учитель рассказывает о ряде активности металлов (вытеснительном ряде металлов, предложенном Н. Н. Бекетовым) и объясняет, как пользоваться этим рядом при составлении уравнений химических реакций.

      Беседа. Учитель «возвращается» к учебному заданию 1, называет правильные ответы, объясняет (или соглашается с учениками), почему «газировкой» можно пользоваться как чистящим средством.

      (Кислоты химически активны, могут разрушать многие вещества, и, следовательно, удалять некоторые загрязнения – известковый налёт (карбонат кальция), ржавчину (смесь оксидов железа) и др.)

      Ученики (по желанию), предлагают ответы на вопросы учебного задания 1.

      Самостоятельное применение знаний.

      Учитель предлагает ученикам выполнить новое учебное задание (УЗ 2 – приложение 4), подробно его объясняет.

      Самостоятельно выполняют УЗ2.

      Учитель раздаёт карточки с ключами к учебному заданию 2, помогает в работе затрудняющимся ученикам.

      Проверяют и оценивают себя по ключу.

      Учитель проводит беседу о результатах работы с учебным заданием 2.

      Рассказывают о результатах выполнения своего задания, обсуждают что «помогло или помешало получить работу», делятся впечатлениями о работе на уроке.

      Учитель объясняет порядок выполнения домашнего задания (задание 8, стр. 104-105, на выбор первый или второй столбик).

      Выслушивают учителя, записывают в дневники домашнее задание.

      Приложение 1. Карточки для проверки домашнего задания.

      Номенклатура кислот. Вариант 1. Задание 1. Заполните пропуски.

      Урок химии: “Химические свойства кислот”, 8-й класс

      Разделы: Химия

      Класс: 8

      1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.
      2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.

      1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
      2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
      3. Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
      4. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу.
      5. Продолжить формирование умений работать в группах.
      6. Продолжить формирование научного мировоззрения.

      Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

      Тип урока: изучение нового материала.

      Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.

      Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), сахароза, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.

      1. Организационный момент.
      2. На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного касса веществ. Безусловно слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверена, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот.

      А на прошлом уроке вы узнали о строении и составе молекул кислот.

      Давайте повторим то, что вы узнали :

      • Дайте определение классу кислот.
      • Исходя из определения выведите общую формулу кислот. (показать формулу на опорном сигнале).
      • Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
      • Какие вы знаете классификации.
      • На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры).
      • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
      • Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.

      (Далее работа с карточками, на которых записаны формулы кислот).

      1. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.

      Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Химические свойства кислот».

      1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.

      На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

      Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.

      Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.

      Запись в тетради:

      1. Физические свойства:

      а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
      б) без цвета,
      в) без запаха,
      г) кислые на вкус.

      Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

      Запись в тетради:

      1. Химические свойства.

      «Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» – данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?

      2.1. Демонстрационные опыты:

      С сахарной пудрой.

      Надпись на деревянной дощечке.

      Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.

      Запись в тетради:

      Кислоты разрушают органические вещества.

      2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..

      Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

      После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

      К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

      Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал

      1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.

      2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.

      3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.

      4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).

      5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

      6 группа: Взаимодействие кислот с солями.

      Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям

      3. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

      Запись на доске ив тетради:

      2. Действие индикаторов.

      3. Взаимодействие с металлами ( до Н !)


      Кроме

      4. Взаимодействие с основными оксидами.

      5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

      6. Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

      7. Взаимодействие с солями.

      Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов и разрушают органические вещества.

      V. Закрепление (тест).

      VI. Домашнее задание.

      Действие кислот на растворы индикаторов.

      В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4

      • 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
      • 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
      • 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

      Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

      Взаимодействие кислот с металлами.

      В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка – Zn;
      Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия – Al;
      В 3-ю пробирку
      поместите несколько гранул меди – Cu.
      В каждую пробирку
      прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты – H2SO4

      Во всех ли пробирках происходят химические реакции?

      Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.

      Назовите полученные вещества.

      Определите тип химических реакций.

      Взаимодействие кислот с основными оксидами.

      В пробирку поместите несколько гранул оксида меди – CuO.
      Затем прилейте 2 – 3 мл серной кислоты – H2SO4

      Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно.

      По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

      Напишите уравнение химической реакции.

      Назовите полученные вещества.

      Определите тип химической реакции.

      Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.

      В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия – NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина.

      Постепенно по каплям добавьте серную кислотуH2SO4.

      Пробирку слегка встряхните.

      Напишите уравнение химической реакции.

      Назовите полученные вещества.

      Определите тип химической реакции.

      Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

      В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия – NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди – CuSO4 .

      К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты –H2SO4.

      Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.

      Напишите уравнения химических реакций.

      Назовите полученные вещества.

      Определите тип химической реакции.

      Взаимодействие кислот с растворами солей.

      В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислотыH2SO4.

      7. Напишите уравнение химической реакции.
      8. Назовите полученные вещества.
      9. Определите тип химической реакции.

      Кислоты. Химические свойства и способы получения

      Перед изучением этого раздела рекомендую прочитать следующую статью:

      Кислоты – сложные вещества, которые при взаимодействии с водой образуют в качестве катионов только ионы Н + (или Н3О + ).

      По растворимости в воде кислоты можно поделить на растворимые и нерастворимые . Некоторые кислоты самопроизвольно разлагаются и в водном растворе практически не существуют (неустойчивые) . Подробно про классификацию кислот можно прочитать здесь.

      Получение кислот

      1. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. При этом с водой реагируют при обычных условиях только те оксиды, которым соответствует кислородсодержащая растворимая кислота.

      кислотный оксид + вода = кислота

      Например , оксид серы (VI) реагирует с водой с образованием серной кислоты:

      При этом оксид кремния (IV) с водой не реагирует:

      2. Взаимодействие неметаллов с водородом. Таким образом получают только бескислородные кислоты.

      Неметалл + водород = бескислородная кислота

      Например , хлор реагирует с водородом:

      H2 0 + Cl2 0 → 2 H + Cl —

      3. Электролиз растворов солей. Как правило, для получения кислот электролизу подвергают растворы солей, образованных кислотным остатком кислородсодержащих кислот. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье Электролиз.

      Например , электролиз раствора сульфата меди (II):

      4. Кислоты образуются при взаимодействии других кислот с солями. При этом более сильная кислота вытесняет менее сильную.

      Например: карбонат кальция CaCO3 (нерастворимая соль угольной кислоты) может реагировать с более сильной серной кислотой.

      5. Кислоты можно получить окислением оксидов, других кислот и неметаллов в водном растворе кислородом или другими окислителями.

      Например , концентрированная азотная кислота окисляет фосфор до фосфорной кислоты:

      Химические свойства кислот

      1. В водных растворах кислоты диссоциируют на катионы водорода Н + и анионы кислотных остатков. При этом сильные кислоты диссоциируют почти полностью, а слабые кислоты диссоциируют частично.

      Например , соляная кислота диссоциирует почти полностью:

      HCl → H + + Cl –

      Если говорить точнее, происходит протолиз воды, и в растворе образуются ионы гидроксония:

      HCl + H2O → H3O + + Cl –

      Многоосновные кислоты диссоциируют cтупенчато.

      Например , сернистая кислота диссоциирует в две ступени:

      HSO3 – ↔ H + + SO3 2–

      2. Кислоты изменяют окраску индикатора. Водный раствор кислот окрашивает лакмус в красный цвет, метилоранж в красный цвет. Фенолфталеин не изменяет окраску в присутствии кислот.

      3. Кислоты реагируют с основаниями и основными оксидами .

      С нерастворимыми основаниями и соответствующими им оксидами взаимодействуют только растворимые кислоты.

      нерастворимое основание + растворимая кислота = соль + вода

      основный оксид + растворимая кислота = соль + вода

      Например , гидроксид меди (II) взаимодействует с растворимой бромоводородной кислотой:

      При этом гидроксид меди (II) не взаимодействует с нерастворимой кремниевой кислотой.

      С сильными основаниями (щелочами) и соответствующими им оксидами реагируют любые кислотами.

      Щёлочи взаимодействуют с любыми кислотами — и сильными, и слабыми . При этом образуются средняя соль и вода. Эти реакции называются реакциями нейтрализации . Возможно и образование кислой соли, если кислота многоосновная, при определенном соотношении реагентов, либо в избытке кислоты. В избытке щёлочи образуется средняя соль и вода:

      щёлочь(избыток)+ кислота = средняя соль + вода

      щёлочь + многоосновная кислота(избыток) = кислая соль + вода

      Например , гидроксид натрия при взаимодействии с трёхосновной фосфорной кислотой может образовывать 3 типа солей: дигидрофосфаты, фосфаты или гидрофосфаты.

      При этом дигидрофосфаты образуются в избытке кислоты, либо при мольном соотношении (соотношении количеств веществ) реагентов 1:1.

      При мольном соотношении количества щелочи и кислоты 1:2 образуются гидрофосфаты:

      В избытке щелочи, либо при мольном соотношении количества щелочи и кислоты 3:1 образуется фосфат щелочного металла.

      4. Растворимые кислоты взаимодействуют с амфотерными оксидами и гидроксидами.

      Растворимая кислота + амфотерный оксид = соль + вода

      Растворимая кислота + амфотерный гидроксид = соль + вода

      Например , уксусная кислота взаимодействует с гидроксидом алюминия:

      5. Некоторые кислоты являются сильными восстановителями. Восстановителями являются кислоты, образованные неметаллами в минимальной или промежуточной степени окисления, которые могут повысить свою степень окисления (йодоводород HI, сернистая кислота H2SO3 и др.).

      Например , йодоводород можно окислить хлоридом меди (II):

      4H I — + 2 Cu +2 Cl2 → 4HCl + 2 Cu + I + I2 0

      6. Кислоты взаимодействуют с солями.

      Кислоты реагируют с растворимыми солями только при условии, что в продуктах реакции присутствует газ, вода, осадок или другой слабый электролит . Такие реакции протекают по механизму ионного обмена.

      Кислота1 + растворимая соль1 = соль2 + кислота2/оксид + вода

      Например , соляная кислота взаимодействует с нитратом серебра в растворе:

      Ag + NO3 — + H + Cl — → Ag + Cl — ↓ + H + NO3

      Кислоты реагируют и с нерастворимыми солями. При этом более сильные кислоты вытесняют менее сильные кислоты из солей .

      Например , карбонат кальция (соль угольной кислоты), реагирует с соляной кислотой (более сильной, чем угольная):

      7. Кислоты взаимодействуют с кислыми и основными солями. При этом более сильные кислоты вытесняют менее сильные из кислых солей. Либо кислые соли реагируют с кислотами с образованием более кислых солей.

      кислая соль1 + кислота1 = средняя соль2 + кислота2/оксид + вода

      Например , гидрокарбонат калия реагирует с соляной кислотой с образованием хлорида калия, углекислого газа и воды:

      KHCO3 + HCl → KCl + CO2 + H2O

      Ещё пример : гидрофосфат калия взаимодействует с фосфорной кислотой с образованием дигидрофосфата калия:

      При взаимодействии основных солей с кислотами образуются средние соли. Более сильные кислоты также вытесняют менее сильные из солей.

      Например , гидроксокарбонат меди (II) растворяется в серной кислоте:

      Основные соли могут взаимодействовать с собственными кислотами. При этом вытеснения кислоты из соли не происходит, а просто образуются более средние соли.

      Например , гидроксохлорид алюминия взаимодействует с соляной кислотой:

      Al (OH) Cl2 + HCl → AlCl3 + H2O

      8. Кислоты взаимодействуют с металлами.

      При этом протекает окислительно-восстановительная реакция. Однако минеральные кислоты и кислоты-окислители взаимодействуют по-разному.

      К минеральным кислотам относятся соляная кислота HCl, разбавленная серная кислота H2SO4, фосфорная кислота H3PO4, плавиковая кислота HF, бромоводородная HBr и йодоводородная кислоты HI.

      Такие кислоты взаимодействуют только с металлами, расположенными в ряду активности до водорода:

      При взаимодействии минеральных кислот с металлами образуются соль и водород:

      минеральная кислота + металл = соль + H2

      Например , железо взаимодействует с соляной кислотой с образованием хлорида железа (II):

      Fe + 2 H + Cl → Fe +2 Cl2 + H2 0

      Сероводородная кислота H2S, угольная H2CO3, сернистая H2SO3 и кремниевая H2SiO3 с металлами не взаимодействуют.

      Кислоты-окислители (азотная кислота HNO3 любой концентрации и серная концентрированная кислота H2SO4(конц)) при взаимодействии с металлами водород не образуют, т.к. окислителем выступает не водород, а азот или сера. Продукты восстановления азотной или серной кислот бывают различными. Определять их лучше по специальным правилам. Эти правила подробно разобраны в статье Окислительно-восстановительные реакции. Я настоятельно рекомендую выучить их наизусть.

      9. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании.

      Угольная H2CO3, сернистая H2SO3 и азотистая HNO2 кислоты разлагаются самопроизвольно, без нагревания:

      Кремниевая H2SiO3, йодоводородная HI кислоты разлагаются при нагревании:

      Азотная кислота HNO3 разлагается при нагревании или на свету:

      Урок по химии на тему «Кислоты. Химические свойства» (8-9 классы)

      Методическая разработка по подготовке и проведению урока по химии «Кислоты. Химические свойства» в 8-9 классах.

      Маланина Е. А. учитель химии,

      Актуальность урока

      Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях: о чевидном — полученные знания необходимы для дальнейшего обучения по естественнонаучному направлению и б ытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

      Человеку известны кислоты с древних времен. Уже тогда стали известны некоторые свойства кислот, которые люди стали использовать. Кислоты выполняют н емаловажные функции в живых организмах. Слова “кислота” и “кислый” не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые.

      Данный урок позволит учащимся совместно изучить (в 8 классе) или повторить, обобщить (в 9 классе) основные вопросы темы «Кислоты», а также освоить умения обращения с кислотами и рассмотреть значения для жизнедеятельности человека.

      Расширение знаний учащихся о кислотах, их химических свойствах растворов кислот.

      Расширить представление учащихся о кислотах и их кислот.

      Познакомить с тремя важнейшими неорганическими кислотами: серная, соляная, азотная.

      На примерах рассмотреть основные химические свойства растворов кислот

      Закрепить умения составлять уравнения химических реакций.

      Воспитание умения работать в коллективе (в малых группах), развитие способности слушать собеседника и оценивать услышанную информацию.

      Необходимое оборудование и материалы

      проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации

      презентации в Microsoft PowerPoint (Приложение 6);

      принтер (желательно цветной), ножницы, бумага формата А4 для печати и подготовки материала к уроку;

      комплекта карточек для заданий – 3 комплекта Приложение 1 (кроссворд), Приложение 2 (карточки с классификацией кислот), Приложение 3 (тексты про важнейшие неорганические кислоты) Приложение 4 (карточки уравнениями), Приложение 5 (карточки с химическими свойствами и признаками кислот).

      Сценарий проведения урока

      Продолжительность урока – 45 минут.

      Передача знаний

      Демонстрация презентации и проведение игровых и учебных заданий для лучшего усвоения

      Презентация включает в себя следующие содержательные блоки:

      – характеристика химических свойств растворов кислот; демонстрация видеоопытов или проведение демонстрационных опытов;

      – характеристика трех важнейшие неорганические кислоты: общая информация и значение в деятельности человека;

      Игровые, учебные и практические действия

      – работа по классификации кислот (карточки): соответствие формулы кислоты и типов классификаций;

      – характеристика химических свойств кислот (карточки): решение уравнений, соотношение реакции – свойства кислоты – признака химической реакции.

      – характеристика свойств и применения трех важнейших неорганических кислот: соляная, серная, азотная.

      Подведение итогов урока.

      Для эффективной работы в ходе урока необходимо заранее подготовить класс: расставить

      столы, чтобы дети могли работать за ними в трех малых группах.

      Актуализация знаний

      Кроссворд (Приложение 1). Для вовлечения обучающихся в тему урока, предлагается каждой группе решить кроссворд. Проверка кроссворда происходит устно в ходе диалога между учащимися разных групп и учителем. Учитель должен распечатать кроссворд для каждой группы.

      После того как кроссворд разгадан, учащиеся выполняют дополнительное игровое

      задание: собирают из букв, попавших в специально выделенные части кроссворда,

      названия важнейших неорганических кислот.

      Передача знаний

      Характеристика состава кислот, классификация,

      Учитель характеризует понятие кислоты, основные признаки классификации кислот.

      Практические действия 1 и 2 выполняются одновременно .

      Классификация кислот. Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки кислот и карточки классификаций. Обучающиеся должны подобрать правильное соотношение формула-название кислоты (Приложение 2-1) и вид классификации (Приложение2-2). Учитель должен распечатать количество карточек по группам и по числу классификаций представленных кислот.

      Двум представителям от каждой группы предлагается изучить информацию о кислотах (Приложение 3). Для этого учитель выдает бланк с информацией про одну из кислот для каждой гурппы. В бланке есть не вся информация. Учащимся предстоит заполнить пробелы, используя в работе учебник химии и собственные эрудицию и логику.

      После выполнения заданий, каждая группа предоставляет решение задания по классификации, а два представителя от каждой группы по очереди презентует свою кислоту.

      Передача знаний

      Характеристика химических свойств растворов кислот.

      Учитель характеризует важнейшие химические свойства растворов кислот: взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями.

      При характеристике химических свойств, учитель проводит соответствие свойства и признака реакции, демонстрируя опыты (видеоматериал или демонстрационные опыты)

      Взаимодействие металлов с раствором кислот.

      Демонстрация взаимодействия соляной кислоты с цинком и медью.

      Характеристика свойства взаимодействия раствора кислоты с цинком и отсутствие реакции с медью. Учитель поясняет действие электрохимического ряда активности металлов.

      Признак реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком – выделение газообразного вещества.

      Взаимодействие с оксидами (основные, амфотерные).

      Демонстрация взаимодействия оксида меди ( II ) с серной кислотой, оксида магния с соляной кислотой.

      Признак реакции взаимодействия кислоты с оксидом – растворение твердого вещества.

      Взаимодействие с основаниями.

      Демонстрация взаимодействия гидроксида натрия с раствором азотной кислоты (использование индикатора, раствор лакмуса); гидроксида меди ( II ) с раствором соляной кислоты.

      Признак реакции взаимодействия кислоты со щелочью – изменение цвета раствора индикатора

      Признак реакции взаимодействия кислоты с нерастворимым основанием – растворение твердого вещества.

      Взаимодействие с солями.

      Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с раствором хлорида бария.

      Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – образование осадка.

      Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с карбонатом натрия.

      Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – выделение газообразного вещества.

      Демонстрация взаимодействия раствора соляной кислоты с карбонатом магния.

      Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – растворение твердого вещества и выделение газообразного вещества.

      Практические действия. Закрепление материала.

      Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки химических уравнений с исходными веществами и карточки свойств кислот и признаки химических реакций (Приложение 4,5). Обучающиеся должны решить уравнения, подобрать правильное соотношение уравнение – свойство кислоты – признак реакции (на основании решения уравнения)

      После выполнения задания, каждая группа предоставляет решение задания.

      Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

      Учитель совместно с учащимися подводят итоги урока.

      Учитель предлагает выполнение домашнего задания на выбор:

      Составить 3 ребуса по теме «Кислоты»

      Составить интерактивный плакат по теме «Применение кислот»

      Составить иллюстрацию «Химические свойства кислот»

      Список используемой литературы:

      О. С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

      О. С. Габриелян. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.

      О. С. Габриелян. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.

      В. Г. Денисова. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.

      В. Н. Головнер. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.

      Технологическая карта

      /data/files/k1610538687.zip (Приложения к уроку Кислоты. Химические свойства.)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: