Урок 38. Получение и применение оснований

Получение и применение оснований

Цель: обобщение знаний о составе, химических и физических свойствах оснований, их применении.

Задачи:

  • Образовательные:

Сформировать представления о способах получения щелочей (взаимодействие основных оксидов с водой) и нерастворимых оснований, действии щелочей на растворимые соли

  • Развивающие:

Развивать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям

  • Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) содействие воспитанию аккуратности в оформлении записи уравнений

Содержимое разработки

План-конспект “___” ________201__

по учебному предмету «Химия» в 8 классе

Тема: Получение и применение оснований. Л. о.№1. ОПБП

Цель: обобщение знаний о составе, химических и физических свойствах оснований, их применении.

Образовательные:

Сформировать представления о способах получения щелочей (взаимодействие основных оксидов с водой) и нерастворимых оснований, действии щелочей на растворимые соли

Развивающие:

Развивать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям

Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) содействие воспитанию аккуратности в оформлении записи уравнений

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Организация внимания

Проверка домашнего задания

Почему основания проявляют ряд общих химических свойств, называемых основными?

Как изменяется окраска индикаторов в растворах щелочей?

Какие реакции относятся к реакции нейтрализации? Почему они так называются? Напишите уравнения .нейтрализации, в результате которых образуются соли: хлорид натрия, нитрат кальция, сульфат калия.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

1 ученик: оксид натрия – гидроксид натрия – карбонат натрия;

2 ученик: кальций – оксид кальция – гидроксид кальция – фосфат кальция

3 ученик: углерод – оксид углерода (IV) – угольная кислота – карбонат калия

Актуализация знаний. Целеполагание

Поскольку в состав любого основания входят гидроксогруппы ОН, связанные с атомом металла, все основания проявляют схожие химические свойства, называемые основными. Знание этих свойств очень важно для дальнейшего изучения химии, поэтому познакомимся с ними более подробно и систематизируем наши знания.

Изучение нового материала

Поскольку растворимые и нерастворимые основания различаются между собой по некоторым свойствам, эти вещества получают разными способами.

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ

НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ

1. МЕТАЛЛ + H2O = ЩЁЛОЧЬ + Н2

Металл – это щелочной металл (Li, Na, K, Rb, Cs) или щелочноземельный (Ca, Ba, Ra)

2. ОКСИД МЕТАЛЛА + H2O = ЩЁЛОЧЬ

Здесь, ОКСИД МЕТАЛЛА (основный оксид, растворимый в воде) – щелочного металла (Li, Na, K, Rb, Cs) или щелочноземельного (Ca, Ba, Ra)

СОЛЬ(р-р) + ЩЁЛОЧЬ = ОСНОВАНИЕ↓ + СОЛЬ

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВАНИЙ
Из всех оснований наиболее широкое применение находят щёлочи. Раствор одной из них вы наверняка сможете найти дома. Эту жидкость под названием «Крот», содержащий NaOH, его используют для ликвидации засоров канализационных труб.

В последнее время в быту получили широкое распространение щелочные гели — густые жидкости, содержащие гидроксид натрия. Они предназначены для быстрого удаления остатков пригоревшего жира с поверхности кухонных плит и микроволновых печей. В гораздо большем объеме гидроксид натрия применяется в химической промышленности. Его используют в производстве мыла, жидких моющих средств, бумаги, искусственных волокон, различных солей и некоторых лекарств.
Другое основание, которое используется в больших масштабах, — гидроксид кальция Ca(OH)2. Его техническое название — «известь» или «извёстка». Взвесь этого основания в воде, напоминающая по внешнему виду молоко, используется для побелки деревьев весной. Кроме того, гидроксид кальция широко используется в качестве строительного материала для побелки стен и потолков. Он входит в состав строительных смесей для штукатурки, его часто добавляют в цементные растворы для увеличения прочности бетонных и железобетонных конструкций. Большие количества гидроксида кальция используются в производстве сахара из сахарной свеклы.

Читайте также:
Урок 16. Кислород и озон

Из нерастворимых оснований применение находят гидроксиды алюминия Al(OH)3 и магния Mg(OH)2. Они входят в состав медицинского препарата «Алмагель», который принимают внутрь при заболеваниях пищеварительной системы.

Физкультминутка

Обобщение и систематизация изученного

Растворимые основания образуются при взаимодействии активных металлов с водой.
Нерастворимые основания получаются в результате взаимодействия щелочей с солями.
Щёлочи находят широкое практическое применение.

Лабораторный опыт 1
Получение нерастворимого основания
В пробирку с раствором сульфата меди(II) добавьте равный объем раствора гидроксида натрия. Что наблюдается? Каков цвет выпавшего осадка?
Напишите уравнение протекающей реакции и укажите ее тип.

Перечислите известные вам способы получения оснований. Реакции каких типов лежат в их основе?

Напишите уравнения реакций металлов с водой, в результате которых образуются гидроксиды натрия и кальция.

Оксиды каких металлов реагируют с водой с образованием щелочей? Напишите три уравнения химических реакций.

Как получают нерастворимые основания? Напишите уравнения реакций получения гидроксида алюминия, гидроксида железа (III).

Задача. Химическое количество оксида кальция, вступившего в реакцию с водой равно 0, 6 моль. Рассчитайте массы прореагировавшей воды и полученного гидроксида кальция.

урок в 8 классе “Получение и химические свойства оснований.”
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
poluchenie_i_svoystva_osnovaniy..ppt 839 КБ
plan-konspekt_uroka.doc 48 КБ
poyasnitelnaya_zapiska.doc 29 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основания. Получение и химические свойства.

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп.

Валентность гидроксогруппы – Количество гидроксогрупп определяется степенью окисления металла, образующего основание. Например:

Название оснований Гидроксид + Название металла в родительном падеже + Степень окисления римскими цифрами

Дайте названия гидроксидам NaOH Ca(OH) 2 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 Al(OH) 3 Гидроксид натрия Гидроксид железа ( II ) Гидроксид кальция Гидроксид алюминия Гидроксид железа ( III)

Классификация оснований Растворимые в воде (щелочи) Нерастворимые в воде NaOH Ca(OH) 2 Al(OH) 3 С u(OH) 2

Получение оснований и их свойства

Щелочи получают взаимодействием активных металлов с водой.

Индикаторы – от лат. « indication » – указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин

Взаимодействие с индикаторами Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда Лакмус Фиолетовый Синий Фенолфталеин Бесцветный малиновый Метиловый оранжевый Оранжевый жёлтый Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов.

Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода ( реакция обмена) УСЛОВИЕ: оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота например: N 2 +5 O 5 → H N +5 O 3 S +6 O 3 → H 2 S +6 O 4 2KOH + N 2 O 5 → 2K NO 3 + H 2 O 2LiOH + SO 3 → Li 2 SO 4 + H 2 O

Щелочь + соль → новое основание + новая соль ( реакция обмена) 3 NaOH+FeCl 3 → Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCl Условия протекания реакции до конца: образование осадка.

Получение и свойства нерастворимых оснований

Основание + кислота → соль + вода (реакция обмена, нейтрализации) Растворимые основания: NaOH (фенолфталеин) + HCl → NaCl + H 2 O Нерастворимые основания Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 → CuSO 4 + 2H 2 O

Лабораторная работа «Получение и химические свойства оснований» Цель : изучить химические свойства оснований. Оборудование и реактивы : штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей: сульфата меди(||),хлорида железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага. ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований» В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую – немного серной кислоты. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Формулы нерастворимых веществ на ионы не расписываются! Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей». В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод. Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот». В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах . ПОМНИТЕ! Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы! Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей». В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка. Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.

Нерастворимое основание →оксид металла + вода (разложение при нагревании) Mg(OH) 2 → MgO + H 2 O 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований

Выполните задания 1 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Na 2 CO3+ В a(OH)2= 2 вариант Напишите уравнения реакции в трех видах: Mg(OH)2+H2SO4=

Домашнее задание § 39, в 3,4(п)

Предварительный просмотр:

План-конспект урока химии в 8 классе.

Тема: «Получение и химические свойства оснований»

Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

1)Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; умений физические и химические явления, свойства сложных веществ; продолжить развитие понятийного аппарата ,навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.

2)Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; ключевых компетенций, развитие мыслительных операций; эмоциональной сферы; познавательной деятельности через использование эксперимента и ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.

3)Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости и аккуратности; профориентационное воспитание.

Тип урока: Комбинированный Урок с использованием ИКТ.

Форма контроля и организации деятельности учащихся: индивидуальная(работа по карточкам), групповая(в парах- Лабораторная работа),фронтальная(устный опрос),проверочная-по вариантам, с самоконтролем.

Методы и приемы: словесные(беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные( демонстрация),частично-поисковые(лабораторная работа),использование ИКТ(презентация, видео опыты).

Наглядность: таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ПСХЭ Д.И.Менделеева,индивидусльные карточки с заданиями, презентация ppt, видео опыты в формате wmv.

Оборудование и реактивы: ТСО(компьютер, медиа проектор, экран);штатив с пробирками; растворы: гидроксида натрия, соляной, серной кислот, сульфата меди(||), хлорида железа(|||),фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, универсальная индикаторная бумага.

Требования к учащимся:

Должны знать: определение оснований, признаки классификации ,получение и свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.

Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, находить соответствие между основными оксидами и основаниями, составлять ионные уравнения с участием оснований.

Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с Таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.

1 Организационный момент . Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя .(2 мин)

2 Проверка Д/з (п.39, в 5(п)).1 ученик у доски,1-проверяет,корректирует .(3 мин)

3 Актуализация знаний.(6 мин)

1)Что такое основания с точки зренияТЭД?

2)На какие группы классифицируют основания?

3)каковы общие физические свойства оснований?

Демонстрация слайдов презентации(2-6)

Игра «крестики-нолики» 3 учеников у доски показывают выигрышный путь: а)основные оксиды, б)растворимые основания, в)нерастворимые основания.

Тема урока “Основания”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: Сформировать представление об основаниях, как классе неорганических соединений.

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основания.
  • Определить общую схему строения, и свойств оснований.
  • Рассмотреть действие индикаторов на основания (качественные реакции).
  • Выявить сходство и различие между различными группами оснований.
  • Воспитательные:

    1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи.
    2. Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

    Развивающие:

    1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать и анализировать изучаемые факты и понятия. (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал; для развития логического мышления- создание кластеров и логиконов.)

    Тип урока: комбинированный.

    Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

    Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

    Оборудование: компьютер (просмотр фрагмента СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7, прослушивание классической музыки: В. А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”, презентация для самоконтроля.), карточки для индивидуальной работы. Лабораторное оборудование: склянка с раствором щелочи, 5 пробирок, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого. Склянка с растворами: гидроксида кальция, соли меди (II) , соли железа (III) для приготовления нерастворимых, окрашенных гидроксидов. Набор шаростержневых моделей атомов для составления моделей молекул.

    План урока.

    1. Организационный момент – 1 мин.
    2. Проверка домашнего задания – 4 мин.
    3. Изучение нового материала – 25 мин.
    4. Закрепление изученного – 6 мин.
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 мин.

    Организационный момент – 1 минута.

  • Приветствие.
  • Актуализация знаний (Глава третья “Соединения химических элементов”).
  • Повторение понятий; бинарных соединения, оксиды, летучие водородные соединения.
  • Проверка домашнего задания – 4 минуты.

    Выполнить письменно №1 на стр. 66.

    Выписать из приведенных ниже формул в два отдельных столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте им названия; Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O5, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5.

    Изучение нового материала – 25 минут.

  • Постановка цели; (Что ученики знают про основания. Что хотели бы узнать?)
  • Эпиграф. Основой жизни на Земле является вода. Слово основание – однокоренное слово со словом основа. И наверно не случайно вода является основой для образования класса неорганических соединений – основания.
  • Рассказ учителя об образовании гидроксид-иона.
    • Индивидуальная работа с учебником: списать в тетрадь определение со стр. 67 и составить на его основе общую формулу оснований. “Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов”.
    • Групповая работа с набором шаростержневых моделей атомов для моделирования молекул оснований с разным составом. Используется запись на стр 67 (формулы после третьего абзаца NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 ) Работа выполняется под классическую музыку.(В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада”).

    • Фронтальная работа с классом, контроль правильности создания моделей, их название и написания формул оснований на примере изготовленных шаростержневых моделей. Введение понятия одно, двух, трех- кислотности оснований.
    • Рассказ учителя о растворимости оснований. Сопровождается иллюстрацией в виде схемы, которая заносится на классную (или интерактивную) доску в ходе рассказа.

    • Индивидуальная работа в тетради; распределить формулы изготовленных шаростержневых моделей молекул оснований в данную схему.(Использовать таблицу растворимости). Правильность работы учитель проверяет фронтально.

    • Групповая работа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Каждой из трех групп прочитать о соединениях: гидроксид натрия (стр. 67), гидроксид калия (стр. 68) и гидроксид кальция ( стр. 68). После прочтения заполнить соответствующий столбик таблицы. (Таблица заносится на доску учителем заранее). После выполнения работы происходит обмен информацией между группами. Таким образом вся информация заносится в тетрадь каждого ученика.
    • Акцентирование внимания на химические свойства щелочей. Демонстрация СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7. Фрагмент о разрушении щелочами ткани, бумаги, волокон.
    • Знакомство с окрашенными основаниями.
    • Демонстрационный опыт со свежеприготовленными гидроксидом меди II – (голубой цвет) и гидроксидом железа III – (бурый цвет), готовым раствором гидроксида кальция (белый цвет).
    • Рассказ учителя о качественной реакции на основания. Знакомство с понятием – индикатор. Записать определение “индикатор” в тетрадь. Анализ таблицы №4 “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды” (стр. 69)
    • Демонстрационный опыт; “Изменение окраски фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого в растворе щелочи”.

    Закрепление изученного – 6 мин.

    Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

    • Самоконтроль. Ответ выдается учителем в виде презентации на экран.

    Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 минут.

    • Домашнее задание: прочитать параграф 19 “Основания”, выполнить письменно №2 и №4 на стр. 69.
    №2 Составьте химические формулы оснований для Сr(II) и Cr(III), назовите их. Изменяют ли окраску индикаторов эти вещества? Почему?
    №4 Каким из оксидов: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований, и дайте им названия.
    • Фронтальный опрос: (возвращение к цели урока)
      • Что учащиеся знали об основаниях?
      • Что они узнали о классе неорганических соединений “Основания”?
    • Работа по преобразованию информации. Класс делится на группы и каждой группе дается задание по созданию минипроекта “Основание”; рисунок, плакат, схема, логикон, стихотворение (на выбор).
    • Презентация минипроекта на доске от каждой группы:

    Примерные минипроекты учащихся. (Приложение 2)

    Основания – бывают разные,
    Фенолфталеин будет красный.
    Щелочи – они растворяются
    Бумага ими проедается!

    Урок 38. Получение и применение оснований

    При взаимодействии с водой активных металлов (натрий, калий, кальций, барий) или их оксидов образуются щелочи – гидроксиды натрия NaOH, калия КОН, кальция Са(ОН) 2 , бария Ва(ОН) 2. Слово “гидроксид”, или “гидратированный оксид” буквально означает “оксид, присоединивший воду”. Гидроксиды металлов относятся к классу оснований. [1]

    Основания – это сложные вещества, состоящие из атома металла, связанного с одной или несколькими гидроксильными группами – ОН. Общая формула:

    По номенклатуре основания называют гидроксидами. Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента:

    Классификация оснований

    Щёлочи – это основания растворимые в воде. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2. Щелочи являются едкими веществами: они разъедают бумагу, кожу, дерево. Недаром гидроксид натрия называют – едким натром, а гидроксид калия – едким кали. Шерстяная ткань, опущенная в концентрированный раствор гидроксида натрия, набухает и превращается в студнеобразную массу. Если попавший на руку раствор щелочи не смыть водой, кожу начинает щипать, и вскоре образуется язва. Щелочи твердые вещества, растворимые в воде. При растворении в в воде гидроксидов натрия NaOH и калия КОН наблюдается сильное разогревание раствора. Твердые гидроксиды натрия и калия настолько гигроскопичны (поглощают воду), что на воздухе расплываются. Гидроксид кальция ( гашеная известь) малорастворим в воде. Его насыщенный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде – известковым молоком. Смесь известкового молока с песком (известковый раствор) используют в строительстве для штукатурки стен. [1]

    Остальные – нерастворимые.
    К нерастворимым относят так называемые амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью -как кислоты.

    Классификация оснований по числу групп ОН:

    n =1 однокислотное

    n =2 двухкислотное

    n =3 трехкислотное

    Физические свойства

    Большинство оснований – твёрдые вещества с различной растворимостью в воде.

    СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВАНИЙ

    1. Металл + H 2 O = ЩЁЛОЧЬ + Н2

    2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2

    Здесь, Металл – это щелочной металл ( Li , Na , K , Rb , Cs ) или щелочноземельный ( Ca , Ba , Ra )

    2. ОКСИД МЕТАЛЛА + H 2 O = ЩЁЛОЧЬ

    Здесь, ОКСИД МЕТАЛЛА – щелочного металла ( Li , Na , K , Rb , Cs ) или щелочноземельного ( Ca , Ba , Ra )

    НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ

    СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = новое ОСНОВАНИЕ + новая СОЛЬ

    ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

    №1. Распределите химические формулы в таблицу :

    Основный оксид
    Кислотный оксид
    Амфотерный оксид
    Безразличный оксид
    Щёлочь
    Нерастворимое основание

    №2. Выпишите химические формулы оснований в два отдельных столбика: щёлочи и нерастворимые основания и назовите их : MnO, P 2 O 5 , Ca(OH) 2 , CO, Al(OH) 3 , BeO, Mg(OH) 2 ,K 2 O, ZnO, KOH, CrO 3

    №3. Приведите по два уравнения реакций получения следующих оснований:
    1) Гидроксид калия
    2) Гидроксид кальция
    в) Гидроксид железа (III)

    Урок по химии 8 класс “Основания”

    поурочный план по химии для 8 класса на тему: “Основания”

    Просмотр содержимого документа
    «Урок по химии 8 класс “Основания”»

    Урок по химии 8 класс дата3.05.2016

    Тема урока: Основания: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

    Цель урока: Сформировать представления учащихся об основных классах неорганических соединений.

    Образовательная: Сформировать представления и обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий об основных классах неорганических соединений: основания – состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

    Развивающая: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, познавательно излагать свои мысли.

    Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к учению, дисциплину и культуру поведения на уроке, активность, самостоятельность, устойчивый интерес к предмету.

    Оборудование:

    таблицы, оборудование и реактивы для лабораторной работы

    Содержательная часть

    Задание №1 Какие из названных веществ реагируют с раствором соляной кислоты: Ag,AI(OH)3, Fe(OH)2, Cu, Cu(OH)2, CuO. Напишите уравнения осуществимых реакций.

    Задание №2 Закончите уравнения следующих реакций:

    NaOH + HCI → NaCI + H2O

    Задание №3 Сколько молей хлорида натрия образуется при взаимодействии сульфита натрия массой 12,6 г с соляной кислотой?

    ν(NaCI) = ν(Na2SO3) ∙ 2 = 0,1 моль ∙ 2 = 0,2 моль

    Какие классы неорганических соединений вам известны?

    Какие неорганические соединения называются основаниями?

    Приведите примеры известных вам оснований.

    Из приведенных ниже формул соединений выберите те, которые соответствуют основаниям: AI(OH)3, MgO, HCI,H2O, Ca(OH)2, NaOH, H2SO4, Fe2O3, KOH, H2SiO3,CuO, CaCI2, CO2, ZnO, Fe(OH)3.

    Состав, классификация и номенклатура оснований.

    Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидрооксогруппы

    Исключением является основание NH4 (гидроксид аммония), которое не содержит атомов металла

    Растворимые

    в воде – щелочи

    Нерастворимые

    в воде – нерастворимые основания

    Cu(OH)2 – гидроксид меди (II),

    Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),

    Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)

    Химические свойства оснований.

    Действие на индикаторы:

    фенолфталеин – малиновый цвет

    метилоранж – желтый цвет

    лакмус – синий цвет

    Основание + кислотасоль + вода

    2KOH + 2HCl → 2KCl + H2O

    Щелочь + кислотный оксидсоль + вода

    Щелочь + соль 1(р)соль 2 + основание(н)

    Основание оксид + вода

    2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O

    Cu(OH)2 CuO + H2O

    Амфотерный гидроксид + кислотасоль + вода

    Амфотерный гидроксид + щелочьсоль + вода

    Получение оснований.

    Активный металл + водащелочь + водород: (только металлы Li, Na, K, Rb, Cs, Ca,Sr, Ba)

    б) Основной оксид + водащелочь: (только оксиды Li2O, Na2O, K2O, Rb2O, Cs2O, CaO,SrO, BaO)

    в) Соль1(р) + щелочь(р)соль2(р) + нерастворимое основание(н)

    Растворимые

    Признаки для сравнения химических свойств

    Нерастворимые основания

    1.Взаимодействие с кислотными оксидами.

    2.Взаимодействие с кислотами.

    3.Взаимоействие с солями.

    4.Разложение при нагревании.

    Лабораторная работа «Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

    Аналитическая часть

    Дифференцированные разноуровневые задания.

    уровень

    Какие вещества называют основаниями? Как классифицируют основания? Приведите примеры оснований и назовите их.

    Основания – это _________________________________________________________

    Основания классифицируют на ____________________________________________

    Приведите по три уравнения реакций, при помощи которых можно получить:

    а). растворимые основания; б). нерастворимые основания. Напишите их названия.

    а). Получение растворимых оснований:

    б). получение нерастворимых оснований:

    Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с раствором гидроксида натрия: CaO, Cu(OH)2, H2SO4, CO2, CuSO4, KCI, CuO, HCI? Напишите уравнения практически осуществимых реакций.

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

    в). Cu → CuO → CuCI2 → Cu(OH)2 → CuO

    Напиши уравнения реакций разложения при нагревании:

    а). гидроксида меди (II) __________________________________________________

    б). гидроксида железа (III) ________________________________________________

    в). гидроксида алюминия _________________________________________________

    уровень

    Назовите химические свойства нерастворимых оснований и щелочей, которые:

    а). являются для них общими; б). позволяют отличить друг от друга эти группы оснований. Ответ иллюстрируйте записью уравнений химических реакций.

    Характерные химические свойства

    Общие химические свойства нерастворимых оснований и щелочей

    нерастворимых оснований

    Вычислите массу гидроксида натрия, который потребуется для реакции с 50 г

    40%-ного раствора сульфата меди (II) с целью получения нерастворимого основания.

    уровень

    В кристаллизатор с водой добавили несколько капель лакмуса. При опускании в него магниевой

    ленты индикатор не изменяет окраску. При поджигании магниевой ленты, укрепленной на

    штативе (см. рисунок), и опускании ее в воду магний продолжает гореть. Раствор индикатора приобретает синюю окраску. Почему? Ответ поясните записью уравнений химических реакций.

    В двух химических стаканах находятся красные растворы, оставшиеся после демонстрационных опытов. Предполагают, что в одном – подкисленный раствор индикатора метилового оранжевого, в другом – лакмуса. Можно ли воспользоваться одним реактивом, чтоб установить, в каком из сосудов находится раствор каждого из указанных индикаторов? Что это за реактив?

    Если на лицо или в глаза попали брызги щелочи, их необходимо смыть большим количеством вод, а глаза промыть раствором борной кислоты НВО2. Какую роль выполняет борная кислота в данном случае?

    Урок химии на тему “Основания”; 8 класс

    Цыбикова Светлана Геннадьевна

    Тема «Основания». 2008 г.

    ЦЕЛЬ: продолжить формирование понятия основания, рассмотреть физические и

    химические свойства растворимых и нерастворимых оснований, способы

    получения и применение оснований;

    продолжить развитие умений характеризовать классы неорганических

    соединений, составлять уравнения химических реакций;

    воспитание интереса к предмету химии, чувства самостоятельности и

    ХОД УРОКА.

    2. Актуализация знаний.

    На доске вывешены карточки со знаками химических элементов.

    А) Ученикам необходимо составить формулы соединений согласно их валентности. Получается 7 формул оксидов. Детям предлагается разделить их на 2 группы. Это основные и кислотные оксиды.

    Б) К полученным формулам основных оксидов нужно прибавить воду. Что получается в результате? Основания.

    В) Назовите тему нашего урока. Основания.

    3. Изучение материала.

    Самостоятельная работа учащихся по группам — 4 группы. Каждая группа должна ответить на вопросы:

    Определение понятия «основания».Какова общая формула оснований?

    Какие основания соответствуют предложенным оксидам? Как определяется название оснований?

    Какие физические свойства характерны для оснований?Какие химические свойства характерны для оснований?

    Получение и применение оснований.

    Каждая группа по итогам работы представляет материал, в котором изложены основные моменты темы, разъясняет и делает выводы. Записи оформляются на доске в виде схем.

    А) Дайте определение понятию «основания». Основания – это сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп.

    Оформить записи в рабочей тетради.

    Б) Общая формула оснований. Ответы учащихся, записи в тетради

    Как называются правая и левая части основания? Металл и гидроксогруппа.

    Какая часть изменяется численно? Гидроксогруппа, ее число зависит от валентности металла.

    В) Соответствие оксидов основаниям. Ответы учащихся, записи в тетради.

    Г) Номенклатура оснований. Задание – назвать основания.

    Д) Исторические данные. Рассказы учеников — подготовленные сообщения.

    Записи учащихся в тетради.

    Е) Физические свойства оснований. Записи в тетради с использованием реактивов.

    Ж) Химические свойства оснований. Работа со схемой в тетради, составление уравнений реакций.

    З) Способы получения. Записать соответствующие уравнения реакций.

    И) Применение оснований.

    Выберите из предложенных соединений формулы оснований и назовите их — NaOH , CaO , H 2 SO 4 , Ba ( OH ) 2 , Mg ( OH ) 2 , SO 3 , ROH , MnO 2 .

    Закончите уравнения реакций.

    Творческое задание. Придумать рассказ, сказку, составить кроссворд или ребус об основаниях.

    Оцените свою деятельность на уроке. У каждого учащегося имеется такая таблица.

    Как освоена тема?

    Моя работа на уроке

    Хорошо освоена тема

    Тема освоена частично

    Плохо освоена тема

    6. Итог урока . Что изучали сегодня на уроке? Что запомнилось с урока?

    Узнали ли вы что-то новое для себя?

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

    Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

    Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

    Девиз: поднемите руки выше!
    по

    2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: https://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    • Опубликовать урок
    • Опубликовать статью
    • Дать объявление
    • Подписаться на новости
    • Частые вопросы
      сервис вебинаров –>

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Методическая разработка урока по теме «Способы получения и химические свойства оснований» 8 класс

    Методическая разработка урока по теме «Способы получения и химические свойства оснований» 8 класс.

    Учитель химии

    МОУ «СОШ №2»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ№2».

    Учитель химии

    Урок с использованием ИКТ.

    Тема урока: «Способы получения и химические свойства оснований».

    Цель урока: изучить способы получения растворимых и нерастворимых оснований, а

    также их химические свойства.

    1. Образовательная: повторить и закрепить полученные знания об оксидах, кислотах, солях и основаниях.

    Развивающая: развивать у учащихся интерес к химии, раскрывать практическую направленность науки химии, связь ее с другими науками, развивать наблюдательность, развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового. Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор, учебник, рабочая тетрадь, тесты, инструкция к лабораторном опытам №13.

      Словесный (беседа, объяснение); Практический (учащиеся выполняют лабораторные опыты) Наглядный (демонстрационные опыты).

    Форма работы: фронтальная и индивидуальная.

    1. Организационный момент.

    2. Фронтальный опрос.

    3. Проверочная тестовая работа.

    4. Изучение нового материала.

    5. Закрепление изученного материала.

    7. Домашнее задание.

    1. Организационный момент (сообщить тему, цель и план урока ).

    2. Фронтальный опрос.

    Предполагаемые ответы учащихся

    Какие классы неорганических соединений вы знаете?

    Оксиды, кислоты, основания, соли

    Что такое оксиды?

    Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.

    На какие группы делятся оксиды по химическим свойствам?

    Основные, кислотные, амфотерные.

    В приведённом перечне химических соединений выберите формулы оксидов и дайте им название.

    Что такое кислоты?

    Кислоты – это сложные вещества, состоящие из томов водорода и кислотных остатков.

    Найдите ошибки лаборанта, допущенные им при расстановки кислот на полки.

    Найдите ряд двухосновных кислот и дайте им название.

    H2CO3 – угольная кислота;

    H2SiO3 – кремниевая кислота;

    H2S – сероводородная кислота.

    Вставьте в уравнения химических реакций пропущенные вещества и расставьте коэффициенты.

    1) Р2O5 + 3H2O.= 2 H3PO4

    2) HCl + NaOH =NaCl + H2O

    3) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓+ + 2 HCl

    4) 2 HCl + Zn = ZnCl2 + H2 ↑

    Индивидуальная карточка (учащийся работает у доски):

    Задание: составьте уравнения реакций, раскрывающие схему превращений:

    P→ P2O5 → H3PO4 → Na3PO4

    3. Проверочная тестовая работа (приложение 1).

    4. Изучение нового материала.

    Предполагаемые ответы учащихся

    Что такое основания?

    Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединённые с одной или несколькими гидроксильными группами.

    По растворимости в воде основания бывают…

    Растворимые и нерастворимые

    Дайте названия следующим веществам

    NaOH – гидроксид натрия

    Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

    Ba(OH)2 – гидроксид бария

    Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)

    LiOH – гидроксид лития

    Таблица: «Способы получения оснований».(слайд)

    1. Взаимодействие активных металлов с водой:

    2 Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑

    2 К + 2H2O = 2КOH + H2↑

    2. В промышленности щёлочи получают электролизом водных растворов хлоридов: 2 NaCl + 2H2O = 2NaOH +H2 ↑+ Cl2 ↑

    3. Взаимодействием основных оксидов (щелочных и щелочно-земельных металлов) с водой: CaO + H2O = Ca(OH)2

    1. Взаимодействием растворимых солей со щелочами:

    CuSO4 +2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

    Таблица: «Химические свойства оснований» (слайд)

    (в приложении 2 – инструкция к выполнению лабораторного опыта).

    Химические свойства оснований

    Наблюдения и признаки реакций

    Уравнения химических реакций

    Химические свойства щелочей (растворимых оснований) (слайд №15)

    Действие щелочей на индикаторы

    Взаимодействие щелочей с кислотами в присутствии фенолфталеина

    Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами

    Взаимодействие щелочей с растворимыми солями

    Изменение цвета, выпадение осадка

    Химические свойства нерастворимых оснований (слайд №16)

    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

    Изменение цвета, растворение осадка

    Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    (демонстрационный опыт из КМ – школы)

    Cu(OH)2 = CuO + H2O

    5. Закрепление изученного материала.

    Задание 1 (слайд №): С какими из перечисленных веществ будет реагировать гидроксид калия?

    Задание 2: Предложите схему получения гашёной извести из мела.

    Ответ: CaCO3 → CaO → Ca (OH)2

    Вывод: 1) основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединённые с одной или несколькими гидроксильными группами;

    2) растворимые в воде основания называются щелочами, которые получают при взаимодействии активных металлов с водой, основных оксидов (щелочных и щелочно-земельных металлов) с водой;

    3) нерастворимые основания получают взаимодействием растворимых солей с щелочами;

    4) щелочи взаимодействуют: с кислотными оксидами, с кислотами, солями, изменяют цвет индикаторов;

    5) нерастворимые в воде основания при нагревании разлагаются, взаимодействуют с кислотами.

    7. Домашнее задание : § 31, подготовить

    Сообщение о применении гидроксида калия или натрия, или кальция, или бария.

    Приложение 1.

    Тест по теме: «Оксиды и кислоты».

    1. Из приведённых формул выберите пару кислотных оксидов:

    1) СаО, СО2 2) N2O3, N2O

    3) SO2, CrO3 4) N2O5, Cu2O

    2. Из приведённых формул выберите пару амфотерных оксидов:

    1) SiO2, K2O 2) CuO, C12O5

    3) Al2O3, ZnO 4) BaO, CrO3

    3. Выберите оксид, который не растворяется в воде:

    1) CO 2) СаО 3) Na2O 4) МgO

    4. Найдите пару веществ, которая реагирует между собой:

    1) Н2S и P2O3 2) СО и BaO
    3) Р2О5 и SO3 4) BaO и SO2

    5. При реакции HNO3 с раствором NaOH образуется:

    3) NaNO3 и H2O 4) не реагируют между собой

    6. Из приведённых формул выберите одноосновную кислоту:
    1) HNO2 2) H2CO3 3) H2SO4 4) H3PO4

    7. Найдите в приведённых формулах нерастворимую кислоту:

    1) H2SiO3 2) Н2СО3 3) Н3РО4 4) H2SO3

    8. Оксид, соответствующий сернистой кислоте H2SO3,

    1) SO3 2) СO2 3) S2O3 4) SO2

    9. Выберите вещество, с которым реагирует соляная кислота:

    1) СаО 2) NO 3) SO2 4) SiO2

    10. Закончите фразу: оксиды – это ….

    Тест по теме: «Оксиды и кислоты».

    1. Из приведённых формул выберите пару основных оксидов:

    1) СuО, СаО 2) FeO, СО

    3) Мn2О7, К2О 4) Li2O, N2O

    2. Из приведённых формул выберите пару несолеобразующих оксидов:

    1) СО, N2O 2) CuO, NO
    3) СО, СО2 4) N2O, N2O5

    3. Из приведённых формул выберите оксид, который взаимодействует с водой:

    1) SiО2 2) Сu2О 3) СrО3 4) MgO

    4. Между собой реагируют пара веществ:

    1) СuО и FeO 2) СО2 и СаО 3) Р2О3 и NO 4) СrО3 и SO2

    5. При реакции SO2 с H2O образуется:

    1) H2SO3 2) H2SO4 3) SO3 4) H2S2O7

    6. Из приведённых формул выберите трёхосновную кислоту:

    1) H2SO4 2) H3PO4 3) H2S 4) HCl

    7. Из приведённых формул выберите летучую кислоту:

    1) H2SO4 2) H2SiO3 3) H3PO4 4) H2S

    8. Найдите оксид, соответствующий марганцовой кислоте НМnО4:

    1) МgО 2) МnО2 3) Мn2О7 4) МnО

    9. Цинк вытесняет водород из следующей кислоты:

    1) НNO3(разб.) 2) НNО3(конц.)

    3) H2SO4(paзб.) 4) H2SO4(kohц.)

    10. Закончите фразу: кислоты – это ….

    Тест по теме: «Оксиды и кислоты».

    1. Закончите фразу: основания – это ….

    2. Из приведённых формул выберите пару основных оксидов:

    1) СrО, ВаО 2) FeO, NO

    3) N2O3, Na2O 4) К2O, С12O

    3. Из приведённых формул выберите оксид, который не растворяется в воде:

    1) СO2 2) SiO2 3) N2O3 4) SO2

    4. Между собой реагируют пара веществ:

    1) СаО и SiO2 2) СuО и Na2O 3) N2O5 и CrO3 4) FeO и MgO

    5. При реакции Zn с раствором HCl образуется:

    l) ZnCl2 2) ZnCl2 и H2 3) H2 4) реакция не может протекать

    6. Из приведённых формул выберите бескислородную кислоту:

    1) H2SO4 2) H2S 3) PH3 4) HNO3

    7. Из приведённых формул выберите трёхосновную кислоту:

    1) Н2СО3 2) H2SO4 3) H3PO4 4) НСl

    8. Оксид, соответствующий хромовой кислоте Н2СrO4,

    1) СrО3 2) СrО 3) Сr2О3 4) СrO2

    9. Из приведённых формул выберите пару растворимых в воде оксидов:

    l) SiO2, K2O 2) CuO, Cl2O5
    3) СO2, MgO 4) CaO, Mn2O7

    10. Соляная кислота не реагирует с:

    1) Сu 2) Zn 3) Na 4) Fe

    Тест по теме: «Оксиды и кислоты».

    1. Из приведённых формул выберите пару несолеобразующих оксидов:

    1) NO, Na2O 2) NO, CO

    3) NO2, N2O 4) СO2, СаО

    2. Из приведённых формул выберите пару кислотных оксидов:

    1) Сr2О3, СO2 2) N2O5, CO 3) SiO2, CrO3 4) N2O, C12O7

    3. Оксид, который взаимодействует с водой:

    l) CuO 2) FeO 3)СO 4) СO2

    4. Между собой реагирует пара веществ:

    1) Na2O и FeO 2) NO и ВаО 3) Р2О5 и Na2O 4) С12O и SO2

    5. При реакции SO3 с раствором H2O образуется:

    l) H2S 2) H2SO4 3) H2SO3 4) H2S2O7

    6. Бескислородсодержащая кислота — это

    1) H2S 2) HC1O3 3) NH3 4) H2SiO3

    7. Нерастворимая в воде кислота — это:

    1) H2SO3 2) H2SiO3 3)H2CO3 4)H2S

    8. Оксид, соответствующий азотистой кислоте HNO2:

    1) N2O5 2) N2O3 3) N2O 4) NO

    9. Соляная кислота реагирует с

    1) Сu 2) Zn 3) Ag 4) Hg

    10. Закончите фразу: соли – это ….

    Приложение 2.

    Лабораторный опыт №13.

    Химические свойства оснований.

    Задание 1. Испытайте действие растворов щелочей на различные индикаторы.

    Задание 2. Проведите реакцию нейтрализации между раствором гидроксида натрия и раствором соляной кислотой в присутствии индикатора.

    Задание 3. Определение известковой воды с помощью углекислого газа. (Пропустите через трубочку, опущенную в пробирку с гидроксидом кальция, углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что вы наблюдаете?)

    Задание 4. Проведите реакцию обмена между раствором гидроксида натрия и раствором хлорида железа (III).

    Задание 5. Проведите реакцию обмена между гироксидом железа (III) и раствором соляной кислоты (в пробирку, содержащую осадок – гидроксида железа (III) (опыт №4) прилейте несколько капель раствора соляной кислоты).

    Задание 6. В ходе выполнения лабораторного опыта заполните

    таблицу №1: «Химические свойства оснований».

    Химические свойства оснований

    Наблюдения и признаки реакций

    Уравнения химических реакций

    Химические свойства щелочей (растворимых оснований)

    Действие щелочей на индикаторы

    Взаимодействие щелочей с кислотами

    Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами

    Взаимодействие щелочей с растворимыми солями

    Химические свойства нерастворимых оснований

    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

    Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: