Урок 39. Соли

Урок химии по теме “Соли”

Разделы: Химия

– Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

– Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

– Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.

– Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими
реактивами.

– Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.

– Развивать умения наблюдать и делать выводы.

– Формирование всесторонне развитой личности.

– Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, путеводитель, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы).

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент (слайд 1)

Тема сегодняшнего урока: “Соли”. На уроке познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Рассмотрим состав, названия. Классификацию, получение солей, и какую роль играют соли в нашей жизни.

2. Актуализация знаний

Задание 1. Перечислите классы неорганических соединений с которыми мы уже знакомы. (Оксиды, основания, кислоты)

Задание 2. Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам неорганических соединений.
CO2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4.

– Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся MgSO4 и NaCl)

– Да, действительно вы встретили новый класс веществ – это соли.

3. Получение новых знаний (презентация )

Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками (слайд 2).
Состав и название солей(слайд 3)

Дайте названия солям (слайд 4)

Классификация солей (слайд 5)

Нормальные или средние Кислые Основные
Na2SO4 сульфат натрия KHSO4 гидросульфат калия Mg(OH)Cl гидроксохлорид магния

Средними или нормальными (слайд 6) солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:

Кислыми солями (слайд 7) называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются при избытке кислоты):

Основными солями (слайд 8)называют соли, молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований):

Mg(OH)2 + HCI =Mg (OH) CI + H2O
основный хлорид магния или гидроксохлорид магния

3. Закрепление (слайд 9-13)

Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей .

    Дайте названия этим солям.
HNO 3 NaOH Na 2 CO 3
CuCl 2 Al 2 (CO 3 ) 3 Na 3 PO 4
Cu(OH) 2 Fe(NO 3 ) 2 Ba(OH) 2
KHCO3 Al2(CO3)3 H2SO3
CuCl2 CaHPO4 Na3PO4
Ca(OH)2 Mg(OH)Cl NaHSO4

Дайте названия этим солям.

  • Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей
  • H2SO4 NaCl Zn(OH)Br
    AgNO3 Fe(OH)SO4 Ca(OH)2
    Ca(OH)Cl CuCl 2 Na2CO3

    Получение солей (слайд 14-19)

    1. Металлы + кислота = соль + водород
    2. соль+ металл = н.соль+ н.металл (самостоятельная работа) )
      CuSO4+Fe =FeSO4+ Cu
    3. Щелочь + кислота = соль + вода

    NaOH + HCl = NaCl + H2O

    1. Самостоятельная работа

    Отчет: ваши наблюдения

    1. щелочь + кислотный оксид = соль +вода (слайд )
      Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3a + H2O
    1. Применение известняка (слайд 20)
    2. Нахождение в природе (слайд 21)
      Ca(HCO3)2 a CaCO3
    3. Вред солей (слайд 22)
    4. Домашнее задание

    Урок 39. Соли

    Генетические ряды металла и неметалла завершает класс солей:

    Соли — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Сoли — это вещества немолекулярного строения. Химическая связь между катионами металлов и анионами кислотных остатков в солях ионная. Формулы солей составляют таким образом, чтобы суммарный заряд ионов металлов и соединенных с ними кислотных остатков был одинаков по величине и противоположен по знаку.

    Соли — многочисленный класс соединений. Насколько это понятие применимо для органических соединений?

    Лабораторный эксперимент.
    Соберите прибор для получения газов и проверьте его герметичность. В пробирку налейте 3—4 мл соляной кислоты и опустите в неё 2—3 небольших кусочка мрамора. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку объёмом 20 мл с 5—6 мл известковой воды. Пропускайте через известковую воду полученный оксид углерода(IV). Что наблюдаете? Продолжайте пропускать углекислый газ до растворения осадка.
    Полученную жёсткую воду разлейте в три пробирки.
    К содержимому первой пробирки добавьте немного раствора мыла, закройте её пробкой и сильно встряхните. Что наблюдаете?
    Вторую пробирку закрепите в пробиркодержателе и нагрейте до кипения. Прекратите нагревание и рассмотрите содержимое.
    В третью пробирку добавьте раствор стиральной соды. Что наблюдаете?

    При выполнении этого эксперимента были исследованы свойства солей двух типов: средних и кислых.

    К первым относятся карбонат кальция СаСO3 (он составляет химическую основу мрамора), хлорид кальция СаСl2, карбонат натрия Na2CO3 (или стиральная сода) и стеарат натрия С17Н35СОONa (мыло).

    Напомним, что мыла — это натриевые и калиевые соли жирных кислот: RCOONa — твёрдое мыло, RCOOK — жидкое мыло.

    В эксперименте вы также использовали кислые соли — гидрокарбонат кальция Са(НСO3)2 и гидрокарбонат натрия NaHCO3. Запишем уравнения проделанных реакций.

    1) Получение углекислого газа:
    СаСO3 + 2НСl = СаСl2 + СO2↑ + Н2O

    2) Взаимодействие углекислого газа с известковой водой с образованием нерастворимого карбоната кальция:
    СO2 + Са(ОН)2 = СаСO3↓ + Н2O

    3) Превращение нерастворимого карбоната в растворимый гидрокарбонат:
    СаСO3 + СO2 + Н2O = Са(НСO3)2

    4) Диссоциация растворимого гидрокарбоната кальция, обусловливающего жёсткость воды:
    Са(НСO3)2 = Са 2+ + 2НСО3

    Жёсткость воды и способы её устранения.

    Вода называется жёсткой, если содержит катионы кальция, магния и железа. В жёсткой воде хуже мылится мыло, увеличивается расход стирального порошка, образуется накипь в системах отопления и горячего водоснабжения и т. д.

    Умягчение жёсткой воды проводят разными способами:

    Различают временную (устраняется кипячением) и постоянную (устраняется добавкой соды и другими способами) жёсткость воды.

    Эксперимент показал различия в свойствах средних и кислых солей: карбонат кальция нерастворим, а гидрокарбонат — растворим. Переход гидрокарбоната кальция в карбонат наблюдается и в природе: рост сталактитов и сталагмитов в пещерах.

    В повседневной жизни различия свойств кислых и средних солей мы наблюдаем при использовании стиральной, или технической, соды Na2CO3 (умягчает воду; применяется при стирке белья) и питьевой, или пищевой, соды NaHCO3 (применяется в хлебопечении, изготовлении шипучих напитков, для устранения изжоги).

    Классификация солей.

    Соли могут быть средними (нормальными), основными, кислыми, двойными и смешанными.

    Средняя , или нормальная, соль образуется в результате полного замещения катионов водорода в кислоте на катионы металла.

    Кислая соль образуется в результате неполного замещения катионов водорода в кислоте на катионы металла.

    Однако если в основании, содержащем две или более гидроксогруппы, заменить одну группу на кислотный остаток, получается соль. Такую соль относят к основным солям. Например, гидроксохлорид магния MgOHCl, гидроксобромид цинка ZnOHBr.

    Основная соль образуется в результате неполного замещения анионов гидроксогруппы в основании на анионы кислотного остатка.

    Самая известная основная соль — гидроксокарбонат меди(II) (СuOН)2СO3, или малахит.

    Кислотные остатки солей образуют и амфотерные гидроксиды. Наиболее известная соль такого типа — знаменитая благородная шпинель, венчающая корону Российской империи. Химическую основу этого минерала составляет алюминат магния Mg(AlO2)2, или MgAl2O4.

    Несолеобразующие или безразличные оксиды (не образуют солей) — СО, NO, N2O.

    Названия солей.

    Названия солей складываются из двух слов: латинского названия кислотного остатка и русского названия металла в родительном падеже. Формулы читают справа налево.

    Название бинарной соли содержит суффикс «-ид»: ZnS — сульфид цинка, ВаСl2 — хлорид бария.

    Названия кислородсодержащих солей чаще всего имеют в первом слове суффикс «-ат»: Mn(NO3)2 — нитрат марганца(II), Cr2(SO4)3 — сульфат хрома(III), K2SiO3 — силикат калия.

    Названия солей с центральным атомом в промежуточной степени окисления — S +4 , N +3 — содержат суффикс «-ит»: Na2SO3 — сульфит натрия, KNO2 — нитрит калия. Это соли сернистой и азотистой кислот.

    Некоторые соли имеют свои традиционные (тривиальные) названия. Так, ряд солей серной кислоты называют купоросами: FeSO4 • 7Н2O — железный купорос, CuSO4 • 5Н2O — медный купорос, ZnSO4 • 7Н2O — цинковый купорос. Общее название нитратов натрия, калия, аммония, кальция и бария — селитры: NaNO3 — натриевая селитра, NH4NO3 — аммонийная селитра. Кроме того, К2СO3 — поташ, AgNO3 — ляпис, РЬСгO4 — желтый крон, Na2SO4 • 10Н2О — глауберова соль, NaCl — поваренная соль, Na2CO3 • 10Н2O — сода кристаллическая, CaSO4 • 2Н2O — гипс.

    Общие химические свойства солей

    1. Соли взаимодействуют с кислотами при соблюдении некоторых условий.
    2. Соли взаимодействуют со щелочами при соблюдении некоторых условий.
    3. Растворы солей взаимодействуют с металлами (вспомните электрохимический ряд напряжений металлов и сформулируйте условия протекания таких реакций).
    4. Соли взаимодействуют с другими солями в растворах при соблюдении ряда условий.
    5. Соли подвергаются гидролизу (вспомните случаи гидролиза солей).

    Всё о соли кратко в одной таблице

    Конспект урока по химии «Соли». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 11 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

    • Вернуться к Списку конспектов по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

    Урок «Соли, их классификация и свойства»

    Урок химии в 8 классе. «____»_________________ 20_____ г.

    Соли, их классификация и свойства.

    Цель урока: Сформировать знания о классификации и свойствах солей.

    Задачи урока:

    Образовательные: рассмотреть классификацию и химические свойства солей (взаимодействие с основаниями, кислотами, солями, метлами),

    Развивающие: создать условия для формирования познавательных потребностей учащихся, развития умений сравнивать, анализировать, находить причинно–следственные связи, делать выводы, составлять уравнения химических реакций, выполнять лабораторные опыты, соблюдая правила ТБ, самостоятельно работать с дополнительными источниками, извлекая из них нужную информацию, четко излагать свои мысли.

    Воспитательные: обеспечить формирование коммуникативных компетенций учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала.

    Актуализация знаний.

    Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

    Какие соединения называются оксидами?

    Укажите лишний оксид в каждой группе. Объясните ответ.

    Слайд 1 А ) Na 2 O, CO, SO 3

    Б ) CO 2 , CaO, K 2 O

    В ) MgO, N 2 O 5 , SO 3

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ему

    формулой гидроксида. Слайд 2

    С водой взаимодействуют: Слайд 3

    Оксид железа ( III )

    Оксид углерода ( IV )

    Оксид фосфора ( V )

    Оксид кремния ( IV )

    Сколько оксидов записано в перечне P 2 O 5 , H 2 SO 4 , NaOH , Na 2 CO 3 , CO 2 :

    Формулы кислотных оксидов записаны в ряду:

    Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, N 2 O 5

    N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

    Оба вещества взаимодействуют с оксидом серы ( VI ):

    Основный оксид и нерастворимое основание

    Основный оксид и щелочь

    С оксидом лития взаимодействуют вещества, формулы которых:

    А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

    1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

    ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

    Б . Mn 2 O 7 2) H 2 SO 4

    В . SO 2 3) HMnO 4

    Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

    Al 2 O 3 2) CuO 3) SiO 2 4) BaO

    Сколько оксидов записано в перечне KOH , H 2 SO 4 , NaCl , Na 2 CO 3 , CO 2 :

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    Формулы основных оксидов записаны в ряду:

    Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, K 2 О

    N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

    Оба вещества взаимодействуют с оксидом кальция:

    HCl и Ba(NO 3 ) 2

    H 2 O и H 2 SO 4

    С оксидом магния взаимодействуют вещества, формулы которых:

    А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

    1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

    ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

    А. SO 2 1) H 2 CO 3

    Б . N 2 O 5 2) H 2 SO 4

    В . С O 2 3) HNO 2

    Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

    Al 2 O 3 2) CaO 3) SiO 2 4) CO 2

    Изучение новой темы.

    Перечислите основные классы неорганических соединений.

    Свойства, каких классов соединений мы с вами изучили?

    Слайд 4 .Тема урока «Соли, их классификация и свойства»

    Давайте вспомним, какие соединения относятся к солям.

    Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.

    Слайд 6. Задание. Из предложенных веществ выберите только формулы солей. Дайте им названия . Ca С O 3 , NaCl, KOH, SO 2 , H 2 SO 4 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , CuS, Mg(OH) 2 , HCl, Cu(OH) 2 , Zn(NO 3 ) 2 , NaOH, Ba(OH) 2 , HNO 3 , Al 2 O 3 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , CO 2 , Cr(OH) 3.

    Слайд 7. Ещё в начале XIX в. шведский химик Й. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте на металл. По этим признакам соли делят на средние, кислые и основные.

    Слайд 8. Так, средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Именно эти соли вам уже известны. Например,

    Na 2 CO 3 – карбонат натрия

    Al 2 ( SO 4 ) 3 – сульфат алюминия

    Ba ( NO 3 ) 2 – нитрат бария

    Эти соли диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

    Составьте уравнения диссоциации данных солей. (работа у доски)

    Слайд 9. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

    К кислым солям относят такие соли как NaHSO 4 , KHCO 3 , CaHPO 4 . Название этих солей складывается из названий средних солей с прибавлением слова «гидро». Назовём наши соли:

    NaHSO 4 – гидро сульфат натрия

    KHCO 3 – гидро карбонат калия

    CaHPO 4 – гидро фосфат кальция

    Эти соли диссоциируют ступенчато. На первой ступени образуется катион металла и анион кислотного остатка, содержащий ион водорода, а на второй ступени отщепляется ион водорода и кислотный остаток.

    NaHSO 4 = Na + + HSO 4 –

    HSO 4 – ↔ H + SO 4 2-

    Слайд 10. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

    К таким солям относится малахит, формула которого ( CuOH ) 2 CO 3 . Как видите, это соль состоит из двух гидроксокатионов CuOH + и двухзарядного аниона кислотного остатка СО 3 2- . Если подсчитать сумму зарядов ионов, то получается, что эта соль электронейтральна. Названия основных солей складывается из названия средней соли с добавлением слова «гидроксо». Например, назовём соли: ( CuOH ) 2 CO 3 , Mg ( OH ) Cl .

    ( CuOH ) 2 CO 3 – гидроксокарбонат меди ( II )

    Mg ( OH ) Cl – гидроксохлорид магния

    Эти соли также диссоциируют ступенчато: сначала отщепляется катион металла, содержащий гидроксогруппу и анион кислотного остатка, а затем отщепляется катион металла и гидроксогруппа.

    Mg(OH)Cl = MgOH + + Cl –

    MgOH + ↔ Mg 2+ + OH –

    Слайд 11.Химические свойства.

    Взаимодействуют с металлами

    С растворимыми основаниями

    Взаимодействие солей с щелочами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами.

    Оборудование и реактивы: хлорид железа ( III ), хлорид бария, сульфат аммония, гидроксид калия, 3 пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид железа ( III ) и гидроксид калия;

    2 пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;

    пробирка: хлорид бария и гидроксид калия.

    Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с щелочами, при этом образуется____________ и ________________. Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется __________ или ______________ .

    Взаимодействие солей с кислотами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами.

    Оборудование и реактивы: карбонат натрия, хлорид бария, карбонат кальция, нитрат натрия, серная кислота,3 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид бария и серная кислота;

    2 пробирка: карбонат натрия и серная кислота;

    3 пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с кислотами, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется __________ или ______________ .

    Взаимодействие солей с солями.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с солями.

    Оборудование и реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, нитрат натрия, хлорид натрия, сульфат калия, 2 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В двух пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид бария и сульфат натрия;

    2 пробирка: хлорид натрия и сульфат калия;

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с солями, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с солями в том случае, если образуется __________ .

    Взаимодействие растворов солей с металлами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с металлами.

    Оборудование и реактивы: металлы: железо, свинец, медь; сульфат меди ( II ), сульфат железа ( II ), 3 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    Возьмите три пробирки. В 1 –ю пробирку поместите кусочек железа, во 2-ю – свинцовую пластинку, а в 3-ю – медную проволоку.

    Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2-3 мл раствора сульфата меди ( II ), а в 3-ю – раствор сульфата железа

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:

    Каждый металл вытесняет из растворов ______________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений ___________________ его;

    В результате реакции должна образоваться _______________________ соль;

    Для таких реакций не рекомендуется использовать металлы, взаимодействующие с ______________ .

    Обобщить знания о условиях протекания химических свойств (вписать выводы, которые сделали учащиеся во время лабораторной работы)

    Соль + щёлочь

    Соль + щёлочь = новая соль + новое основание

    Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется газ или осадок

    Соль + кислота

    Соль + кислота = новая соль + новая кислота

    Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется газ или осадок

    Соль 1 + соль 2

    Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4

    Соли реагируют с солями в том случае, если образуется осадок

    Соль + металл

    Соль + металл = другая соль + другой металл

    Обе соли должны быть растворимы в воде

    Металлы не должны реагировать с водой

    Закрепление. (1 вариант)

    Упражнение. Установите соответствие между названием соли и ее типом.

    Конспект урока химии в 8 классе. Тема урока “Соли их состав, свойства и название солей”

    Урок химии в 8 классе, по теме “Соли их состав и название солей”. На уроке выделены этапы: мотивационно-ориентировочный, вводная часть,основной этап овладения знаниями по новой теме, рефлексия.На уроке проведена игра “Крестики – нолики”,творческое задание “Угадай вещество”, игра “, “Чтение в кружок”, работа с учебником по составлению алгоритма формул солей, лабораторная работа “Ознакомление с коллекцией солей”, рефлексия собственной деятельности. На уроке была самопроверка и взаимопроверка заданий.

    Медведева Галина Васильевна , 25.02.2019

    Содержимое разработки

    Тема «Соли их состав, свойства и названия »

    Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.

    Задачи урока:

    образовательные: актуализировать знания учащихся по темам “Степень окисления”, “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

    развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

    воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

    Оснащение урока:

    презентация “Соли”, компьютер, проектор; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками, раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).

    I. Организационный момент. Мотивационно – ориентировочный этап.

    Ребята я рада вас видеть, у нас с вами хорошее настроение, поэтому на уроке мы узнаем много нового и полезного.

    Эпиграф урока (Слайд 1)

    “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”

    А. Дистервег (немецкий педагог)

    Как вы понимаете эти слова?

    Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир. С некоторыми классами веществ вы уже знакомы.

    Сегодня на уроке мы будем оценивать свою работу заполняя оценочную таблицу. За каждый этап работы ставите себе оценку. В конце урока вы выставите оценку за урок.

    Какие классы неорганических соединений нам знакомы?

    Дать определение оксидов, кислот, оснований.

    На доске «Игра крестики –нолики», два ученика один заполняет кислоты другой основания.

    Работа в парах. Составить игру, передать другой паре для нахождения выигрышного пути.

    1 ряд Выигрышный путь «Оксиды»

    2 ряд Выигрышный путь «Кислоты»

    На доске написан ряд химических формул:

    Al 2 O 3 , NaCl, Fe(OH) 3 , NaOH, Cr 2 O 3 , Ba(OH) 2 , CaCO 3 , Cu(OH) 2 , HCl, HNO 3 , SO 3 , Са 3 ( РО 4 ) 2 , H 2 CO 3 , FeO, H 2 SO 4 , CaO, H 2 S.
    Задание:1.Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оксидов: Al2O3, Cr2O3, SO3, FeO, CaO.
    Задание:

    2. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оснований: Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2 , Cu(OH)2.

    3. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы кислот: HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4, H2S.

    II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

    Чтобы узнать, к какому классу веществ они принадлежат, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.

    Творческое задание учащихся:

    “Угадайте вещество” ( C лайд 2)

    вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;

    это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;

    в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

    это вещество – символ гостеприимства и радушия русской нации;

    говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

    Это- поваренная соль (соль).

    Поваренная соль – представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?

    3.За 5 плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба.

    Поваренная соль – представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса .Итак, какая тема урока сегодня?

    Тема урока: Соли их состав, свойства и названия»

    Целеполагание. Что мы должны изучить на уроке?

    Каков состав солей?

    Какими свойствами обладают соли?

    Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

    1.Что такое соли?

    Игра «Чтение в кружок»

    Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу”.

    Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

    2. Работа с учебником Стр.126 Прочитать составить алгоритм составления формул солей. Стр.133 зад.2 Записать формулы солей.

    3.Работа с учебником. Стр. 127 Прочитать название солей рассмотреть таблицу 5

    Назвать соли написанные на доске.

    4.Лабораторная работа №12 Ознакомление с коллекцией солей. Стр.129

    5.Интеллектуальная разминка. Установите соответствие между названием класса и его представителями

    6.Подведение итогов урока.

    Фосфориты.апатиты, мрамор, коралл

    7.Домашнее задание: п.21 стр.126-129, зад.1,3

    8. Рефлексия собственной деятельности

    Ответить на утверждение знаком «+» или « – «

    1. На уроке было над чем подумать.

    2. Я понял новую тему.

    3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

    4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

    Урок “Соли”

    Планируемые образовательные результаты

    • умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

    Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

    Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

    Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности

    Просмотр содержимого документа
    «Урок “Соли” »

    Проект урока.

    Урок химии по теме “Соли. Определение, состав, определение и номенклатура “. (8-й класс)

    -сформировать знания обучающихся о составе, классификации, номенклатуре средних и кислых солей,

    -обучить составлению химических формул солей,

    -выработать умения определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам

    – воспитать культуру сотрудничества со сверстниками, учителями

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

    Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

    Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

    Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности

    Решаемые учебные проблемы:

    развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

    Основное содержание учебного материала: определение солей, классификация солей, номенклатура солей, составление химических формул, знакомство с образцами солей, определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам

    Визуализация: образцы солей, образцы веществ (оксиды, основания, кислоты, соли)

    Образовательные интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru

    Технологическая карта урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока, организует работу в группах по классификации веществ (оксидов, оснований, кислот, солей)

    Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке

    Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

    Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира с целью выделять группы веществ для дальнейшего детального изучения

    2. Этап актуализации и первичного учебного действия

    Отвечают на вопросы.

    Рефлексия: умею отвечать на вопросы

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    3. Этап выявления места и причин затруднения

    Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока

    Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей.

    Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу

    Рефлексия: заинтересовала данная тема

    Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Знакомит с алгоритмом составления формул и названий солей.

    Объясняет составление формул и названий солей, организует работу, координирует деятельность обучающихся.

    Работают с учебником стр.92 (по алгоритму)

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Умение работать с текстом, умение переводить текстовую информацию в знаковую

    Умение работать в группе

    5. Этап первичного закрепления

    Организует работу учащихся по выполнению работы стр. 96 № 1

    Проговаривают материал, выписывают отдельно формулы средних и кислых солей, находят ответы на вопросы

    Рефлексия: могу различать виды солей

    переводят знаковую информацию в текстовую

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

    6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Организует самостоятельную работу по заполнению таблицы

    Заполняют таблицу. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)

    Применяют знания на практике.

    Рефлексия: понял как заполнить таблицу

    Уметь ориентироваться в системе знаний; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

    Этап включения в систему знаний и повторения

    Предлагает выполнить задание на стр.97 №5

    и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию

    Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

    этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Предлагает учащимся составить синквейн к понятию – соль

    Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

    Побуждает оценить свою деятельность на уроке

    Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.

    Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

    Умение анализировать результаты своей деятельности.

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)

    Основные этапы урока.

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Деятельность учителя

    Учитель разбивает класс на 3 группы:

    I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

    I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

    II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

    III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

    Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

    – Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)

    Какие вещества называются оксидами?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

    Деятельность учителя

    – Назовите выделенные оксиды.

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: Al2O3 – оксид алюминия, SO3 – оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

    Деятельность учителя

    – Какие вещества называются основаниями?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: основания – это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH –

    Деятельность учителя

    – Назовите выделенные основания.

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

    Деятельность учителя

    – Какие вещества называются кислотами?

    Деятельность обучающихся:

    Ответ: кислоты – это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

    Деятельность учителя

    – Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 – азотная кислота, HCl – соляная кислота.

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

    Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

    Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    Деятельность учителя и деятельность ученика

    Фронтальная беседа по вопросам:

    1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4

    2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

    3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

    4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов – есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

    5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

    6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

    Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    Рефлексия: умею отвечать на вопросы

    3. Этап выявления места и причин затруднения

    Деятельность учителя

    О каком веществе идет речь?

    Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

    В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.

    Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

    Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    В данном случае: поваренная соль – NaCl

    Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы – в их состав входят соли. Показывает ЭОР

    Познавательные УУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

    Рефлексия: заинтересовала данная тема

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Деятельность учителя

    Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей.

    Объясняет составление формул и названий солей. Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

    Деятельность обучающихся самостоятельная работа с учебником стр. 92

    Алгоритм составления формул и названий солей

    Записываем ионы, из которых состоит соединение.

    Определяем заряды ионов.

    Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

    Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

    Составляем химическую формулу, вписывая индексы.

    Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.

    (в родительном падеже)

    Познавательные УУД: умение работать с текстом.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группе

    Рефлексия: получилось выполнить задание

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Деятельность учителя из пар. 27 стр. 96 № 1 выписать формулы солей и назвать их.

    Деятельность обучающихся проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости

    Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

    Рефлексия: могу различать виды солей

    6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Деятельность учителя

    Заполните таблицу – на пересечении запишите формулы солей

    Конспект урока по химии на тему “Соли” (8 класс)

    План-конспект урока по теме “Соли”.

    Содержимое разработки

    Тема 4. Соединения химических элементов

    Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

    Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

    Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

    Содержание материала

    Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

    Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

    К (I); N(IV); Cu(II); Al(III)

    Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

    Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

    Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).

    «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

    – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

    (После выполнения этого задания остаются формулы солей)

    Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

    Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители – кто они?

    И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

    Это вещество входит в состав крови человека.

    Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

    Оно содержится в Мировом океане.

    Из него в Боливии строят отели.

    Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

    Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

    Этот класс веществ называется соли.

    С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

    (соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

    Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

    Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

    Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом – ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

    Cu(NO3 )2– нитрат меди(II), Na2СO3 карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.

    Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

    Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

    Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

    Название кислотного остатка

    Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

    Название соли

    Название кислотного остатка

    Название металла в родительном падеже

    NaCl хлорид натрия

    Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

    Важнейшие представители солей.

    Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

    Карбонат кальция.

    Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

    Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

    Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

    Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

    Подведение итогов урока:

    Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

    По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

    Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

    Хлорид натрия – поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека

    Закрепление материала

    Задания 1. Выбери один правильный ответ

    а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

    б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

    в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

    г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

    2.Формулы только солей записаны в ряду

    3.Вещество формула которого К2СO3 называется

    а) карбонат кальция в) карбонат калия

    б) нитрат кальция г) хлорид кальция

    4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

    а) карбонат натрия в) хлорид натрия

    б) сульфат натрия г) нитрат натрия

    5.Хлориду алюминия соответствует формула

    6.Ортофосфату натрия соответствует формула

    7. При нагревании СаCO3 разлагается на

    8.Формула медного купороса

    а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

    б ) CuSO4 · 3H2O г ) CuSO4 · 5H2O

    9. Установите соответствие между названия солей и формулы

    Названия солей Формулы

    10. Установите соответствие между названия солей и кислот

    Названия солей Названия кислот

    1) хлорид а) ортофосфорная

    2) ортофосфат б) угольная

    3) карбонат в) соляная

    4) сульфат г) азотная

    5) нитрат д) серная

    Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

    Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

    Формула поваренной соли КСl

    Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

    Соль фосфат магния нерастворима в воде.

    К2СО3 – это формула карбонат кальция

    В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

    1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

    Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

    9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

    10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

    Планируемые результаты обучения.

    Предметные результаты:

    изучить состав солей;

    изучить названия солей;

    продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента

    продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

    Метапредметные результаты:

    продолжить развивать умение формирование гипотез,

    продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

    продолжить развивать умение работать в группах.

    продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

    Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

    2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

    Комплекты учителю

    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Вебинары для учителей

    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

    План-конспект урока «Соли» (11 класс)

    Кристина Секисова
    План-конспект урока «Соли» (11 класс)

    План-конспект урока по теме «Соли» 11 класс

    Секисовой Кристины Александровны – учителя химии

    Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

    Виды планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов

    ПРЕДМЕТНЫЕ Формулируют и воспроизводят понятия «Соли» «Комплексные соли», «Химические свойства солей»,

    Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения Усвоение понятий

    освоение алгоритма написания взаимодействия солей с простыми и сложными веществами

    действия по образцу

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД Преобразуют практическую задачу в познавательную

    Планируют собственную деятельность

    Осуществляют контроль и оценку своих действий Управление свей деятельностью на уроке

    совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся

    Познавательные УУД Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку совместные (групповые, выполняемые под руководством учителя

    Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений Навыки сотрудничества: совместные (групповые, выполняемые под руководством учителя

    ЛИЧНОСТНЫЕ Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. Мотивация на решение проблемы устойчивый познавательный интерес

    Вид урока: Комбинированный урок

    Тип урока: проектно – исследовательская деятельность

    Форма организации деятельности учащихся: групповая.

    оборудования для лабораторного опыта;

    периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

    презентация «Соли»;

    «Рабочая тетрадь. Путеводитель по творческой лаборатории».

    Реактивы: цинк,раствор: соляной кислоты, сульфата меди (медного купороса, карбонат натрия, гидроксид натрия, хлорид бария, хлорид железа (III, гексацианоферрат (II) калия.

    Подготовка к уроку

    Рисуется логико-смысловая модель на листе А1, для каждой группы готовятся задания на листе А4 (приложение к уроку).

    Структура урока

    Этапы урока

    I. Вводная часть

    Психологический настрой учащихся на урок – 3 мин.

    Формирование цели и задач урока учащимися – 5 мин.

    III. Решение проблемы

    Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности – 16 мин

    Формулирование выводов по уроку – 2 мин.

    Выставление оценок за урок – 2 мин.

    VI. Домашнее задание – 2 мин.

    Ход урока

    I. Вводная часть.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.

    Чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним небольшое тренировочное задание № 1 (стр. 6) (Слайд 2). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о классах соединений, которые пригодятся нам в ходе урока.

    Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.

    Запишите в клетках цифры, соответствующие выбранному вами пути. Давайте проверим что у вас получилось. Посмотрите на слайд с правильными ответами.

    (1, 2, 3, 7) (Слайд 3).

    Итак, мы в творческой лаборатории.

    В основе любого исследования лежит проблема, чтобы понять какую проблему нам сегодня предстоит решить ответьте мне пожалуйста на вопрос «О каком веществе идет речь?» (Слайд 4). Это вещество когда-то служило существенным источником пополнения казны во многих странах. Оно являлось важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на данное вещество, происходили народные восстания. Например, бунт в Москве весной 1648 года.

    Соль поваренная (хлорид натрия) (Слайд 5).

    К какому классу веществ относится хлорид натрия?

    Именно соли будут служить объектом нашего сегодняшнего исследования.

    Соли – это? Что это. Этот вопрос и будет главным вопросом нашего сегодняшнего исследования.

    По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр. 7 тетради) Слайд 6.

    Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «Соли – это…»

    III. Решение проблемы

    Чтобы решить данную проблему, нам придется решить ряд проблемных задач. (Слайд 7)

    Как вы думаете, какие это задачи? (формулируют задачи урока)

    Первая задача: давайте дадим понятие солям. Вспомним определение солей

    Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков. (Слайд 8)

    Заполнение ЛСМ (стрелка № 1)

    На какие группы делятся соли? Какими свойствами они обладают, где их применяют, мы обсудим после того, как вы поработаете в группах. Обратите, пожалуйста, внимание на с. 8 рабочих тетрадей, там даны задания для каждой группы. (Слайд 9)

    На работу я вам предлагаю 10 минут, после чего мы обсудим, то, что у вас получилось.

    Итак, время вышло.

    Давайте послушаем представителей каждой группы.

    Выступление 1 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 2). Слайд 10, 11

    Соли делятся на: основные, средние, кислотные, двойные, комплексные, смешанные и гидратные – по составу.

    По растворимости в воде: растворимые, нерастворимые и малорастворимые.

    Выступление 2 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 3). Слайд 12

    Соли, имеющие в своем составе комплексные ионы, относятся к комплексным солям.

    Внутренняя сфера [Fe(CN)6]

    Координационное число 6

    Внешняя координационная сфера K4

    Название соединения: гексацианоферрат (II) калия

    Выступление 3 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 4). Слайд 13

    Химические свойства солей:

    Соль+ Кислота Соль1+кислота1

    Соль + ЩелочьСоль1+ основание

    Соль 1+ Соль2Соль3+Соль4

    Эти свойства доказали опытным путем (результаты опытов)

    Инструкция к лабораторным опытам

    1. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) карбоната натрия Na2CO3, добавьте такой же объем раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдается?

    Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и кислоты, назовите полученные вещества.

    2. В пробирку с гранулой цинка прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора сульфата меди (II) CuSO4. Что наблюдается? Как изменяется окраска раствора?

    Что образуется на грануле цинка? Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между металлом и раствором соли, назовите полученные вещества.

    3. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) сульфата меди (II) CuSO4 добавьте такой же объем раствора NaOH. Что наблюдается?

    4. Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл сульфата натрия Na2SO4 добавьте такой же объем раствора ВаСl2. Что наблюдается?

    5. В чистую пробирку налейте 2 мл хлорида (III) железа FeCl3 добавьте 2-3 капли гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6]- желтая кровяная соль. Что наблюдается?

    Сделайте вывод. Результаты запишите в виде таблицы

    Мы приближаемся к концу нашего исследования.

    Давайте перечислим области применения солей

    Выступление 4 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 5). Слайд 14

    2. В сельском хозяйстве в качестве удобрений

    3. В пищевой промышленности

    4. В строительстве

    5. В производстве стекла

    6.В бытовой химии: в производстве СМС и лаков, красителей, мыла

    7. Для устранения жесткости воды;

    8. На производстве

    Задание: существует большое количество интересной информации о солях проанализировать информацию на с. 18 вы сможете дома, прочитав в рабочей тетради с. 18.

    В ходе работы на уроке Ваш конспект – логико-смысловая модель – должна выглядеть приблизительно следующим образом (Слайд 15). Давайте сравним эту модель с той, которая получилась у нас.

    Выполните задания для самоанализа (стр. 17) (Слайд 16, и дайте ответы на вопросы.

    Что такое соли. Какие бывают соли? Какую роль они имеют для человека?

    Соли бывают кислые, средние и основные, комплексоны. Они нужны и важны для организма человека, но их должно быть в меру.

    Поставьте каждый себе оценку за сегодняшний урок. (Слайд 17).

    VI. Домашнее задание (Слайд 15). (Слайд 18).

    Выучить основные определения «Рабочей тетради. Путеводителя по творческой лаборатории». Существует большое количество интересной информации о солях, проанализировать информацию на с. 18 вы сможете дома, прочитав в рабочей тетради с. 18.

    Спасибо за урок. (Слайд 19).

    Конспект урока по математике в 4 классе «Класс миллионов и класс миллиардов» Класс: 4 «Б» Тема занятия: «Класс миллионов и класс миллиардов» Цель: познакомить учащихся с классом миллионов и классом миллиардов. Задачи:.

    Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

    План-конспект урока английского языка в 9 классе «Кто ваши любимые писатели?» План – конспект урока английского языка в 9 классе. Учебник «English 9», В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и т. д. Тема урока: «Who are your favourite.

    Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования с использованием восковых мелков, акварели и поваренной соли» Введение. Предлагаю Вам нарисовать рисунок с использованием восковых мелков, акварели и поваренной соли. Данный метод рисования будет полезен.

    План-конспект открытого урока «Изготовление поделки из соленого теста «Коровка» Тема занятия: «Изготовление поделки из соленого теста «Коровка». Форма занятий: занятие – фантазия. Тип занятия: комбинированное. Методическое.

    План-конспект урока по английскому языку в 4 классе «What is there in your room?» УМК «Enjoy English 4», БиболетоваПлан-конспект урока по английскому языку в 4 классеТема:«What is there in your room?» Цели, задачи: • практическая.

    План-конспект урока по французскому языку в 6 классе «Comment conseiller en français» УМК «L’oiseau bleu 6» Селиванова Н. А. План-конспект урока по французскому языку в 6 классе. Тема: «Comment conseiller en franais».

    План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол» Предмет: Русский язык. УМК: “Школа России”. Класс: 4. Учитель: Ханюченко Наталья Анатольевна. Тема: “Обобщение знаний по теме “Глагол”.

    План-конспект урока в 3 классе по физической культуре. Раздел «Подвижные игры» План-конспект открытого урока в 3 классе по физической культуре Раздел: «Подвижные игры» Тема: «Игры и эстафеты с мячами» Цель: Совершенствование.

    Технологическая карта урока истории по теме «Гражданская война в Америке» 8 класс ФГОС Богданов Григорий Александрович – учитель истории, ГБОУ СОШ №23 г. Санкт Петербург Технологическая карта урока Класс: 8 Тема: “Гражданская.

    Читайте также:
    Урок 32. Химические свойства оксидов
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: