Урок 40. Химические свойства солей

Урок химии по теме “Химические свойства солей”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: изучение химических свойств солей.

  • изучение новых и повторение уже известных химических свойств солей,
  • закрепление понятия “соли”,
  • изучение способов получения солей,
  • совершенствование приемов работы с лабораторным оборудованием и реактивами,
  • развитие логического мышления и памяти.
  • Оборудование, средства обучения, реактивы: карточки для дифференцированного письменного опроса, фишки для устного опроса (одинаковые кусочки плотной бумаги, которые раздаются при устном опросе, при ответе на один вопрос дается одна фишка, что позволяет учителю быстро оценить учащихся в ходе урока), проектор, компьютер, экран, презентация “Химические свойства солей”, выполненная учениками в ходе исследовательской работы; 2 штатива для пробирок, 4 пробирки, 2 стакана, пинцет, одноразовые перчатки, нож, фильтры, белый и черный экран, демонстрационный столик; растворы: хлорида бария, серной кислоты, сульфата натрия, сульфата меди(II), гидроксида калия, стальная скрепка, золотое кольцо на нитке, натрий.

    I. Введение. Контроль ранее полученных знаний и домашнего задания.

    II. Изучение нового материала.

    IV. Домашнее задание.

    I. Введение. Контроль ранее полученных знаний и домашнего задания.

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Запись числа, темы. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока.

    3. Выполнение домашнего задания на откидной доске.

    Вызывается ученик, который выполняет домашнюю работу у откидной доски. Еще пяти учащимся даются карточки (приложение №1) для дифференцированного письменного опроса на местах. С остальными проводится фронтальный опрос.

    Д/з к уроку. Даны названия солей: сульфат железа(III), серная кислота, гидроксид меди(II), гидрокарбонат кальция, гидроксонитрат магния, фосфат бария, составить молекулярные формулы и определить класс веществ. Слайд 1. Презентация

    Вопросы для фронтального опроса:

    1) Какие классы неорганических веществ вы знаете?

    2) Какие вещества называются оксидами?

    3) Что такое основания?

    4) Дать определение средних солей.

    5) Какие соли называются кислыми?

    6) Чем кислые соли отличаются от средних солей и от кислот?

    7) Что такое основные соли?

    8) Чем основные соли отличаются от средних солей и от оснований?

    9) Дать определение реакции замещения.

    10) Дать определение реакции обмена.

    4. Подведение итогов опроса. Ученики считают набранные фишки-баллы, на основании которых выставляются отметки. У тех, кто работал на местах, собираются листы с ответами, о полученных отметках учащиеся узнают на следующем уроке. Ученик у доски открывает выполненное домашнее задание, получает отметку за работу. Все остальные учащиеся сверяют свои записи с записями на доске и слайдом 2 на экране, исправляя ошибки. Слайд 2.

    II. Изучение нового материала.

    Ранее мы изучали химические свойства оксидов, кислот и оснований. Давайте вспомним, взаимодействуют ли эти вещества с солями, и что при этом получается.

    1. Кислоты взаимодействуют ли с солями? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?
    2. Будет ли реагировать основание и соль? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?

    Продемонстрируем эти реакции на опыте. Но прежде вспомним правила техники безопасности, только потом приступим к демонстрации опытов. Необходимо напомнить учащимся, что демонстрационные опыты сегодня будут проводить ученики, так как они поделали исследовательскую работу и теперь хотят поделиться приобретенными знаниями со всем классом. Перед проведением экспериментов включаем проектор и демонстрируем слайды презентации в соответствии с выполняемым опытом.

    Первое свойство. Слайд 5.

    Опыт №1. Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой. Первый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

    BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl р. обмена, белый осадок

    Второе свойство. Слайд 6.

    Опыт №2. Взаимодействие сульфата меди(II) с гидроксидом калия. Второй ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

    Сейчас мы продемонстрировали свойств солей, которые мы знали из предыдущих уроков, когда изучали химические свойства кислот и оснований. Оказывается, соли реагируют еще и другими веществами.

    Третье свойство. Слайд 7.

    Третий ученик записывает взаимодействие соли летучей кислоты с нелетучим оксидом. Опыт не проводим, запишем уравнение реакции:

    CaCO3 + SiO2 → СO2↑ + CaSiO3 р. обмена, идет при нагревании.

    Четвертое свойство. Слайд 8.

    Опыт №3. Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

    Читайте также:
    Урок 29. Понятие об основаниях

    Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓ р. обмена, белый осадок

    Пятое свойство. Слайд 9.

    Опыт №4. Взаимодействие сульфата меди(II) с железом и золотом. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

    CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓ р. замещения, красный осадок

    CuSO4 + Au = не идет

    Записать правило: реакция между металлом и раствором соли идет, если металл активнее, чем металл соли (смотри ряд активности металлов).

    Учащиеся делают записи в тетрадях.

    Обратить внимание учеников, что в ходе всех записанных реакций образуются соли, поэтому эти реакции могут служить способами для их получения.

    Выполним следующее задание.

    Задание №1. Написать уравнение реакции между раствором сульфата меди(II) с натрием.

    Ученик пишет уравнение на доске по вышеизложенному правилу. Учитель предлагает проверить предположения опытным путем.

    Опыт №5. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) с натрием. Смотрим опыт (проводит учитель). Обсуждаем увиденное.

    Гипотеза: реакция между веществами идет, но не по правилу, и образуются совсем другие продукты.

    1. Что наблюдаем в пробирке?

    2. Какие вещества образовались в реакции?

    3. Почему в ходе реакции образовались совсем другие продукты, чем мы предполагали? Как это объяснить?

    4. Какие еще вещества присутствуют в растворе?

    5. Возможны ли реакции между этими веществами?

    А далее в ходе рассуждений в эвристической беседе учащиеся должны прийти к выводу, что натрий в первою очередь будет реагировать с водой:

    Образовавшийся гидроксид натрия, будет взаимодействовать с раствором сульфата меди(II):

    Итоговое уравнение: 2Na + CuSO4+2H2O → Cu(OH)2 ↓+Na2SO4 + H2↑, следовательно, образовавшийся газ – водород, а голубой осадок – гидроксид меди(II).

    Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.

    Вывод из опыта: активные металлы взаимодействуют с растворами солей с образованием основания, соли и водорода.

    III. Выводы.

    Подведение итогов урока. Слайд 10.

    1. Какую тему мы разобрали на уроке?
    2. Что такое средние соли?
    3. Что такое кислые соли?
    4. Что есть основные соли?
    5. Перечислите, с какими классами веществ взаимодействуют соли?

    Выставление отметок учащимся за работу во второй части урока.

    IV. Домашнее задание.

    Запишите домашнее задание:

    1) выучить схему химических свойств солей;

    2) привести по одному уравнению реакции на каждое свойство.

    На этом урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу.

    Урок “Химические свойства солей”

    Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

    Оборудование и реактивы: презентация, ноутбуки, видеофрагменты, проектор, экран, растворы кислот, щелочей, солей, пробирки.

    Методы и приемы : проблемный, частично- поисковый, наглядный, проектный (на подготовительном этапе).

    Форма организации работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Межпредметные связи: биология, экология, английский язык, валеология.

    1. Организационный момент.

    2. Проверка знаний. Поиск зашифрованного слова.

    3. Мотивация. Постановка проблемного вопроса

    4. Изучение нового материала, формирование навыков.

    использование видеофрагмента, решение упражнений на первичное закрепление материала, формулировка основного правила для каждого свойства. Физкультминутка. Экологическая минутка.

    5. Практическое закрепление. Проведение и анализ опыта.

    6. Подведение итогов урока

    решение проблемного вопроса, составление итоговой схемы, компьютерная тестовая проверка знаний, оценивание.

    7. Дифференцированное домашнее задание.

    Тема: Химические свойства солей

    Цель урока : расширить знания о солях при знакомстве с химическими свойствами этих соединений.

    Задачи урока :

    1. Образовательная: успешное усвоение химических свойств солей, формирование навыков и умений написания уравнений химических реакций на примере химических свойств солей, продолжение формирование навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, осуществление контроля за усвоением нового материала.
    2. Развивающая: развивать познавательный интерес к уроку, развитие умений выделять, запоминать главное, обобщать результаты работы, наблюдать, прогнозировать химические свойства солей, объяснять взаимосвязь между строением и свойствами солей. Развитие способностей к само- и взаимоконтролю, самоорганизации.
    3. Воспитательная: воспитывать культуру общения через работу в паре, группе, воспитывать у учеников внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда

    Оборудование и реактивы : презентация, ноутбуки, видеофрагменты, проектор, экран, растворы кислот, щелочей, солей, пробирки,

    Методы и приемы : проблемный, частично- поисковый, наглядный, проектный (на подготовительном этапе).

    Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

    Форма организации работы учащихся : групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Межпредметные связи: биология, экология, английский язык, валеология. Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка знаний.Поиск зашифрованного слова.
    3. Мотивация.Постановка проблемного вопроса
    4. Изучение нового материала, формирование навыков.
    Читайте также:
    Урок 41. Получение солей

    использование видеофрагмента, решение упражнений на первичное закрепление материала, формулировка основного правила для каждого свойства. Физкультминутка. Экологическая минутка.

    1. Практическое закрепление. Проведение и анализ опыта.
    2. Подведение итогов урока

    решение проблемного вопроса, составление итоговой схемы, компьютерная тестовая проверка знаний, оценивание.

    1. Дифференцированное домашнее задание.
    2. Рефлексия.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент.

    Открыли глаза, чтобы все увидеть!

    Навострили ушки, чтобы все услышать!

    Потерли ладошки, чтобы все сделать!

    Включили мозги, чтобы все понять!

    Слайд 2. Я хочу чтобы девизом нашего сегодняшнего урока стали слова Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

    Так что вперед за прочными знаниями.

    Слайд 3.

    II . Проверка знаний.

    На прошлых урока, мы знакомились с разнообразием и номенклатурой солей. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю выполнить следующее задание используя данные таблицы установите соответствие между названием и формулой вещества. Используя буквы на пересечении, составьте кодовое слово.

    Слайд 4. Какое слово у вас получилось ( INSECTS ) Как переводится это слово? (Насекомые). Вы наверное слышали слово инсектициды. Инсектицидами (от лат. Insectum – насекомое; caedo – уничтожать, убивать) принято называть вещества, предназначенные для уничтожения насекомых.

    III . Мотивация.

    Слайд 5. Соли очень разнообразны и занимают значительное место в жизни человека. Поэтому важно знать их основные свойства и оценить их реакционную способность. И так запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Химические свойства солей»

    Слайд 6. Изучая тему сегодняшнего урока мы постараемся найти ответ на вопрос « Почему соли часто называют классом веществ, связывающим между собой другие классы неорганических соединений.»

    Слайд 7. Давайте вспомним какие классы неорганических соединений мы уже изучили (Оксиды, Основания, Кислоты) В конце урока мы вернемся к этому слайду и я верю найдем ответ на вопрос.

    IV . Изучение нового материала

    (поиск ответа на проблемный вопрос)

    Слайд 8. Немного истории. Николай Николаевич Бекетов в 1865г изучил способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. На основе своих исследований он составил вытеснительный ряд металлов

    Слайд 9. ПРАВИЛА ВЫТЕСНИТЕЛЬНОГО РЯДА :

    1. МЕТАЛЛ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В РЯДУ НАПРЯЖЕНИЙ ДО МЕТАЛЛА СОЛИ;
    2. ОБЕ СОЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСТВОРИМЫМИ;
    3. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТИВНЫЕ(ЩЕЛОЧНЫЕ) МЕТАЛЛЫ т.к ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С ВОДОЙ.

    (Видеофрагмент)

    Слайд 10. Взаимодействие солей с металлами

    Напишите уравнения продемонстрированных реакций.

    Cu + AgNO 3 =

    Fe + CuSO 4 =

    Zn + Р b(NO 3 ) 2 =

    (Ребята записывают уравнение в тетради,)

    Слайд 11. Проверьте запись уравнений продемонстрированных реакций.

    Cu + 2AgNO 3 = 2Ag + Cu (NO 3 ) 2

    Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4

    Zn + Р b(NO 3 ) 2 = Р b + Zn(NO 3 ) 2

    Слайд 12. Взаимодействие с кислотами

    (проект «Своя виртуальная лаборатория» Ефимец Егор )

    Са CO 3 ( ТВ .) + 2 HCl = С aCl 2 + H 2 O + CO 2

    (Ребята записывают уравнение в тетради)

    Соли взаимодействуют с кислотами, если образуются газ или осадок

    Слайд 13. Проверим, как вы поняли характеристику данного свойства. Заполните пустые клетки в химическом кроссворде.

    Слайд 14. Замечательно. Но мне кажется чего-то не хватает до полной картины.

    Слайд 15. Вот теперь все на своих местах.

    Как вы думаете, как будет взаимодействовать соль с щелочью?

    Слайд 16. Взаимодействие со щелочами

    (проект «Своя виртуальная лаборатория» Стороженко Роман )

    CuSO 4 + 2 NaOH = Cu ( OH ) 2 ↓ + Na 2 SO 4

    (Ребята записывают уравнение в тетради)

    Соли взаимодействуют с растворами щелочей, если образуется осадок нерастворимого основания .

    Слайд 17. Решаем устно задачу.

    Какое количество вещества осадка образуется в результате взаимодействия 12 граммов натрий гидроксида с достаточным количеством феррум ( ІІІ ) хлорида?

    3NaOH + FeCl 3 = 3NaCl + Fe(OH) 3

    M ( NaOH )=23+16+1= 40г/моль

    υ ( NaOH )=12/40 = 0,3 моль

    υ ( Fe ( OH ) 3 ) = 0,3/3 =0,1 моль Ответ: 0,1 моль

    Хорошо! А теперь давайте посмотрим, как будут реагировать соли друг с другом

    Слайд 18. Взаимодействие соли с солью

    (проект «Своя виртуальная лаборатория» Сенченко Марина )

    BaCl 2 + Na 2 SO 4 = 2 NaCl + BaSO 4

    (Ребята записывают уравнение в тетради)

    Соли взаимодействуют друг с другом в растворах, при этом должен образовываться осадок или газ

    Для того что бы закрепить знания выполним групповое задание «Ромашка для химика» Учащиеся объединяются в три рабочие группы и находят пары солей которые будут вступать в реакцию между собой.

    Читайте также:
    Урок 26. Получение водорода и его применение

    Слайд 19. Валеологическая пауза

    Слайд 20. Термическое разложение солей

    2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2

    Найдите и исправьте ошибки в расстановке коэффициентов

    3KMnO 4 = K 2 MnO 4 + 2MnO 2 + O 2

    CaCO 3 = CaO + 2CO 2

    2AgNO 3 = Ag + 2NO 2 ↑ + O 2

    Слайд 21. Правильные уравнения

    2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

    CaCO 3 = CaO + CO 2

    2AgNO 3 = 2Ag + 2NO 2 ↑ + O 2

    Как вы думаете, все ли соли при нагревании разлагаются?

    Слайд 22. Экологическая минутка

    Не идётся и не едется, потому что гололедица.
    Но зато отлично падается!
    Почему ж никто не радуется? В. Берестов

    Какие же методы защиты используют дорожные службы Украины и Европы в борьбе с гололедицей?

    • Раствор кальций хлорида – эффективен лишь при температурах до -10°C
    • Кристаллический натрий хлорид – если температура воздуха и дорожного покрытия не опустилась до -18°C.
    • Магний хлорид в твердой или жидкой форме – эффективен при температуре даже -35°C

    Кроме того, 10%-ный раствор магний хлорида безопасен для окружающей среды.

    V . Практическое закрепление

    Слайд 23. Повторим правила безопасности при проведении лабораторного опыта

    1. Перед вами две пробирки, ознакомьтесь с их содержимым.

    2. Осторожно перелейте содержимое одной пробирки в другую.

    3. Пронаблюдайте и опишите признаки химической реакции.

    4. Запишите уравнение реакции.

    5. Укажите, какое свойство солей характеризует данная реакция?

    VI . Подведение итогов урока

    Слайд 24. Давайте еще раз повторим какими же химическими свойствами будут обладать соли.

    С + кислоты = С + кислота

    О + щелочи = О + основание

    Л + соли = Л + соль

    Ь + Ме = Ь + Ме

    t º

    ПРОДУКТЫ РАЗЛОЖЕНИЯ My Test

    Слайд 25. И давайте вернемся к вопросы который я задала вам в начале урока « Почему соли часто называют классом веществ, связывающим между собой другие классы неорганических соединений?»

    Работа по составлению схемы.

    VII . Дифференцированное домашнее задание.

    Слайд 26.

    • Если ты все запомнил –выучи §19, выполни №3 стр.93
    • Если ты все понял –выучи §19, выполни №5 стр.93
    • Если ты научился – закрепи по §19, получи индивидуальное задание наolhovka_oosh@mail.ru

    VIII . Рефлексия.

    Слайд 27. Заполнение таблички

    Вопрос

    Результат

    ЧТО ЗАПОМНИЛИ?

    ЧТО ПОНЯЛИ?

    ЧЕМУ

    НАУЧИЛИСЬ?

    Завершающее слово учителя:

    На следующем уроке мы с вами познакомимся уже с генетической связью между оксидами, основаниями ,кислотами и солями, и в продолжении темы хочу сказать, что знания химических свойств простых веществ и их соединений позволяют управлять превращением одних веществ в другие и тем самым получать необходимые для народного хозяйства химические продукты.

    Урок 40. Химические свойства солей

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
    И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ

    Соли – это электролиты, диссоциирующие в водном растворе на катионы металлов и анионы кислотного остатка. Соли могут быть средними (нормальными), основными, кислыми, двойными и смешанными.

    При обычных условиях все соли – твёрдые вещества. Многие соли не имеют цвета, но некоторые ионы придают солям характерную окраску:

    Растворимость солей различна. Практически все нитраты, соли натрия, калия, рубидия, цезия и аммония NH4 + растворимы. Среди сульфидов и фосфатов растворимы только фосфаты и сульфиды щелочных металлов.

    ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СРЕДНИХ СОЛЕЙ
    1. Соли взаимодействуют с металлами. Более активные металлы (более активные восстановители) вытесняют менее активные из растворов их солей:

    В этом примере ионы меди Cu 2+ являются окислителем, а цинк – восстановителем.

    Активность металла определяется его положением в электрохимическом ряду напряжений металлов:
    Li, Cs, К, Ва, Са, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Co, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Ag, Pt, Au.

    Щелочные (Li, Na, K, Rb, Cs) и щёлочноземельные металлы (Ca, Sr, Ва) реагируют с растворами солей иначе. Сначала щелочной или щёлочноземельный металл реагирует с водой раствора соли:

    2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

    Образовавшаяся щёлочь реагирует с раствором соли:

    Так как в ходе первой реакции выделяется достаточное количество тепла, гидроксид меди (II) разлагается (свойство нерастворимых гидроксидов):

    Cu(OH)2 = CuO + H2O

    Поэтому вместо меди в такой реакции образуется смесь её оксида и гидроксида.

    1. Растворы солей реагируют со щелочами (см. конспект по химии «Неорганические основания»).
    2. Соли реагируют с кислотами (см. конспект по химии «Неорганические кислоты»).
    3. Растворы солей реагируют друг с другом, если в результате реакции выпадает осадок (образуется нерастворимая соль):
    Читайте также:
    Урок 19. Соединения элементов с кислородом

    1. Некоторые соли разлагаются при нагревании. Как правило, при нагревании разлагаются соли летучих кислот. Например, карбонаты (кроме карбонатов щелочных металлов) разлагаются с образованием углекислого газа и оксида металла:

    Разложение нитратов при нагревании рассмотрено в конспекте «Нитраты».

    ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНИХ СОЛЕЙ
    1. Реакция взаимодействия оснований с кислотами:

    Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2O

    1. Реакция основного оксида и кислоты:

    MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

    1. Реакция основания с кислотным оксидом:
    1. Реакция основного и кислотного оксида друг с другом:

    MgO + SO3 = MgSO4

    1. Реакция металла с неметаллом (получение солей бескислородных кислот):

    1. Получение одних солей из других:

    а) по реакции замещения:

    б) по реакции обмена (см. взаимодействие солей друг с другом):

    MgI2 + HgSO4 = MgSO4 + HgI2

    ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛЫХ СОЛЕЙ
    1. Неполная нейтрализация двухосновных, трёхосновных, многоосновных кислот основаниями:

    2NaOH + H3РO4 = Na2HPO4 + 2H2O

    (в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия);

    NaOH + H3РO4 = NaH2PO4 + H2O

    (в результате неполной нейтрализации образуется дигидрофосфат натрия).

    1. Неполная нейтрализация кислотных оксидов, соответствующих двухосновным, трёхосновным, многоосновным кислотам, основаниями (так можно получить только соли кислородсодержащих кислот):

    4NaOH + Р2O5 = 2Na2HPO4 + H2O

    (в результате неполной нейтрализации образовался дигидрофосфат натрия);

    2NaOH + Р2O5 + H2O = 2NaH2PO4

    (в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия).

    1. Взаимодействие средних солей с соответствующими кислотами:

    Na2SO4 + H2SO4 = 2NaHSO4
    NaCl (тв
    .) + H2SO4 (конц.) = NaHSO4 + HCl

    1. Взаимодействие средних солей с оксидами, соответствующими многоосновным кислотам, в водных растворах:

    СаСO3 + СO2 + H2O = Са(НСО3)2

    (в данном примере взвесь СаСO3 постепенно исчезает, так как образуется хорошо растворимый гидрокарбонат кальция).

    Кислые соли, как правило, растворимы лучше соответствующих им средних. Так, например, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2 растворим в воде, в то время как карбонат кальция практически нерастворим.

    1. Кислые соли нестабильных кислот разлагаются при нагревании с образованием средних солей:

    1. Кислую соль можно перевести в среднюю, обработав её эквивалентным количеством щёлочи:

    1. Кислые соли вступают в такие же реакции, как и средние, например в обменные реакции солей друг с другом:

    Образец выполнения задания ОГЭ

    Задание. И сульфат меди (II), и нитрат серебра взаимодействуют

    • 1) с хлоридом калия
    • 2) с соляной кислотой
    • 3) с оксидом магния
    • 4) с железом

    Решение. Хлорид калия, сульфат меди (II), нитрат серебра – соли. Растворимые соли взаимодействуют друг с другом, если в результате реакции один из продуктов реакции выпадает в осадок (т. е. образуется малорастворимое в воде вещество). В случае взаимодействия нитрата серебра с хлоридом калия действительно образуется осадок (белый творожистый осадок хлорида серебра):

    Но сульфат меди (II) с хлоридом калия не взаимодействует, в данном случае связывания ионов в растворе не происходит. Таким образом, вариант 1 не подходит.

    Соляная кислота – сильный электролит. Сильные кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот, вытесняя их из солей. Но сульфат меди (II) – соль сильной серной кислоты, а нитрат серебра – соль сильной азотной кислоты. Серная кислота может вытеснить азотную и соляную кислоты из кристаллических солей (не в растворах), так как HNO3 и НCl – летучие кислоты, а серная – нелетучая. Соляная кислота вытеснить серную или азотную не может. Поэтому вариант 2 не подходит.

    С оксидами соли взаимодействуют в редких случаях. Например, карбонаты при сплавлении взаимодействуют с оксидом кремния (IV). Средние соли при взаимодействии в растворе с кислотными оксидами соответствующих кислот превращаются в кислые соли (если такие для данных кислот существуют). В данном примере оксид магния не взаимодействует ни с сульфатом меди (II), ни с нитратом серебра. Ответ 3 не подходит.

    Обе соли взаимодействуют с железом. Железо находится в электрохимическом ряду напряжений металлов до меди и до серебра:

    Правильный ответ – 4 (с железом).

    Конспект урока по химии в 8 классе «Соли: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

    • Вернуться к Списку конспектов по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
    • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

    Урок по химии на тему “Химические свойства солей”

    Данный конспект используется на уроке химии при изучении класса “Соли” и при изучении химических свойств

    Просмотр содержимого документа
    «Урок по химии на тему “Химические свойства солей”»

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №4»

    Конспект открытого урока по химии

    Читайте также:
    Урок 42. Взаимосвязь между классами неорганических веществ

    «Химические свойства солей»

    Учитель: Егорова Юлия Витальевна

    г. Шадринск, 2016

    Дать понятие о солях как классе электролитов

    Рассмотреть их классификацию по составу

    Охарактеризовать свойства солей в свете ионных представлений.

    Задачи урока:

    Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах солей, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

    Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы.

    Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

    Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.

    Оборудование:

    Раствор кислоты –HNO3, раствор щелочи – NaOH, растворы солей – Na2SO4, CuSO4, ВаCl2, CaCO3, металл – Fe;

    Лабораторное оборудование (штатив с пробирками);

    Дидактический материал (таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов);

    ТСО: компьютер, проектор

    Структура урока

    Организационный момент.

    Повторение изученного материала:

    Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

    Общее понятие о солях. Классификация солей.

    Понятия средняя, кислая, основная соль

    III. Изучение нового материала:

    Химические свойства солей

    IV. Подведение итогов урока.

    V. Домашнее задание.

    I. Организационный момент

    Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

    II. Повторение изученного материала

    1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

    Вступительное слово учителя:

    Данный урок мы посвятим изучению общих химических свойств еще одного класса неорганических веществ – солей. Соли проникают во все сферы человеческой деятельности и знать их химические свойства не менее важно, чем свойства других классов. Сегодня вы узнаете, с какими веществами могут взаимодействовать соли, и каковы условия протекания таких реакций. Это и будет целью нашего урока. Тема урока: «Химические свойства солей» (Запись даты и темы урока в тетради).

    2. Общее понятие о солях. Классификация солей.

    Фронтальная беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам у доски.

    Переходим к следующему этапу урока. 2 учащихся работают по индивидуальному заданию у доски (Приложение 1), остальные ребята работают с учителем.

    Вспомним основные понятия солей:

    Дайте определение понятию «соли»? (Соли – слож­ные ве­ще­ства, со­сто­я­щие из ато­мов ме­тал­ла и кис­лот­ных остат­ков)

    Дайте определение понятию «соли» с точки зрения электролитической диссоциации? (Соли – это электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка)

    На какие группы классифицируют соли? (Средние, кислые, основные)

    Дайте определение понятию «средние соли»? (Это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл)

    Дайте определение понятию «кислые соли»? (Это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл)

    Дайте определение понятию «основные соли»? (Это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток)

    Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:

    1-й ученик: «Вода мёртвого моря»

    К доске прикреплены карточки с символами ионов. Составь из них формулы солей так, чтобы они не повторялись, дай название. Так мы узнаем химический состав воды Мёртвого моря.

    Na + SO4 2- Na + Cl – Cl – Mg 2+ K + Br –

    Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, хлорида натрия, бромида калия.

    2-й ученик: Классификация солей

    Уроки по неорганической химии для подготовки к ЕГЭ

    Свойства простых веществ:

    Свойства сложных веществ:

    Особенности протекания реакций:

    Химические свойства солей

    1. Взаимодействие растворов солей с металлами

    Более активные металлы вытесняют из солей менее активные металлы:

    Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4
    Железо является более активным металлом, чем медь, так как стоит левее в ряду активностей металлов, следовательно вытесняет медь из ее соли. Такие реакции протекают в растворах, следовательно, соли должны быть растворимыми.

    Ag + CuSO4 → реакция не идет, так как серебро стоит правее меди в ряду активностей металлов и, следовательно, является более слабым металлом.

    2. Соли вступают в реакции ионного обмена с щелочами:
    Условия:
    1) оба реагента должны быть растворимыми; 2) должен выпадать осадок или выделяться газ.

    Читайте также:
    Урок 4. Сложные вещества

    2NaOH + ZnCl2 → Zn(OH)2 + 2NaCl
    NaOH + NH4NO3 → NH3 + NaNO3 + H2O

    Cu(OH)2 + NaNO3 → реакция не идет, так как гидроксид меди (II) нерастворим.

    3. Соли вступают в реакции ионного обмена с кислотами:
    Условие:
    должен выделяться газ, выпадать осадок или образовываться более слабая кислота:

    CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2O
    AgNO3 + HCl → AgCl + HNO3
    K3PO4 + HCl → NaCl + H3PO4 (слабая кислота)

    4. Некоторые соли могут вступать в окислительно-восстановительные реакции.

    1) Соли, проявляющие окислительные свойства: соли кислородсодержащих кислот галогенов (KClO3, KClO4 и др.), KMnO4, K2CrO7, нитраты (KNO3 и др) и некоторые другие.

    2) Соли, прявляющие восстановительные свойства: соли Fe +2 , Cr +2 , Cr +3 , Sn +2 , Cu + , K2S и сульфиды, K2SO3 и сульфиты и некоторые другие.

    2CrCl2 + 4H2SO4(к) → Cr2(SO4)3 + SO2 + 4HCl + 2H2O
    Cr2O3 + NaClO3 + 2K2CO3 → 2K2CrO4 + NaCl + 2CO2
    Cu2S + 14HNO3(к) → H2SO4 + 2Cu(NO3)2 + 10NO2­ + 6H2O
    3Na2S + K2Cr2O7 + 7H2SO4 → 3S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 3Na2SO4 + 7H2O
    Na2SO3 + H2O2 → Na2SO4 + H2O

    5. Химические свойства кислых солей

    3) Реагирую с солями, если выделяется газ или образуется осадок:
    2KHSO4 + CaCO3 → K2SO4 + CaSO4 + CO2 + H2O
    2KHSO4 + CaCl2 → CaSO4 + K2SO4 + 2HCl
    KHS + Cu(NO3)2 → CuS + KNO3 + HNO3
    AgH2PO4 + NH4Br → AgBr + NH4H2PO4
    3NaHCO3 + AlCl3&nbsp → Al(OH)3 + 3NaCl + 3CO2

    4) Реагируют с основаниями с образованием средних солей:
    KНСO3 + KОН → K2СO3 + H2O
    NaHCO3 + KOH → KNaCO3 + H2O

    2KHCO3 + Ba(OH)2 → BaCO3 + K2CO3 + 2H2O
    KHCO3 + Ba(OH)2(изб.)&nbsp → BaCO3 + KOH + H2O

    Ca(H2PO4)2 + 2Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 4H2O
    3Mg(H2PO4)2 + 12KOH → Mg3(PO4)2 + 4K3PO4 + 12H2O
    2NH4H2PO4 + 3Ba(OH)2 → Ba3(PO4)2 + 2NH3 + 6H2O

    5) Реагируют с кислотами с образованием средних солей, если выделяется газ или образуется осадок:
    NaHCO3 + HCl → NaCl + H2O + CO2
    2KHS + H2SO4 → K2SO4 + 2H2S

    6. Химические свойства комплексных солей

    1) Реагируют с CO2 и SO2 с образованием амфотерных гидроксидов (могут образовываться как средние, так и ксилые соли):
    Na[Al(OH)4] + CO2 → NaHCO3 + Al(OH)3 или
    2Na[Al(OH)4] + CO2 → Na2CO3 + 2Al(OH)3 + H2O

    2) Реагируют с кислотами (могут образовываться как средние, так и ксилые соли)

    Na[Al(OH)4] + HCl → NaCl + Al(OH)3 + H2O
    K3[Cr(OH)6] + 3HNO3 → 3KNO3 + Cr(OH)3 + 3H2O
    K[Al(OH)4] + H2S(изб.) → KHS + Al(OH)3 + H2O

    Но:
    K2[Zn(OH)4] + 3H2S → 2KHS + ZnS + 4H2O

    7. Разложение средних солей при нагревании

    1) Нерастворимые карбонаты разлагаются при нагревании:
    CaCO3 → CaO + CO2 (t)
    FeCO3 → FeO + CO2 (t)
    MgCO3 → MgO + CO2 (t)

    2) Нитраты разлагаются при нагревании. Продукты зависят от положения металла в ряду активности металлов:

    MNO3 → MNO2 + O2 M – металл, находящийся в ряду активности металлов левее Mg, исключая Li.
    MNO3 → MO + NO2 + O2 M – металл, находящийся в ряду активности металлов от Mg до Cu (Mg и Cu включительно), а также Li.
    MNO3 → M + NO2 + O2 M – металл, находящийся в ряду активности металлов правее Cu.

    Соли аммония азотной и азотистой кислот разлагаются с изменением степени окисления:

    4) Термическое разложение кислородсодержащих солей хлора:
    2KClO3 → 2KCl + 3O2 (t, kt = MnO2)

    Химические свойства солей

    Описание разработки

    Цель:

    сформировать у учащихся представление о химических свойствах солей;

    об особенностях и условиях взаимодействия солей с кислотами, основаниями, солями;

    развивать умение составлять уравнения реакций обмена;

    развивать умение наблюдать и делать выводы.

    растворы солей: хлорида железа(ІІ), карбоната натрия, хлорида кальция, сульфата натрия, нитрата калия, сульфата меди(ІІ), сульфата железа(ІІ), хлорида железа(ІІІ), хлорида бария, карбоната кальция, нитрата серебра, хлорида натрия; раствор щелочи, серная кислота, соляная кислота.

    Оборудование: Периодическая система химических элементов, таблица растворимости, пробирки.

    Базовые понятия и термины: соли, кислоты, основания, реакция обмена.

    Тип урока: комбинированный.

    ХОД УРОКА

    І. Орг. Момент

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    ІІ. Проверка домашнего задания

    Дать определение реакции нейтрализации.

    Дать определение реакции обмена.

    Какие основания реагируют с кислотами?

    Проводится экспресс – контроль формирования умения составлять уравнения ракций кислотно-основных взаимодействий.( можно организовать групповую работу)

    Класс делится на 2 группы, раздается работа на листах где нужно дописать реакции и назвать продукты реакции;

    Читайте также:
    Урок 36. Получение и применение кислот

    Во время экспресс-контроля учитель проверяет выполнение работ (выборочно).

    ІІІ. Актуализация опорных знаний

    Учитель обращает внимание учеников на то, что в результате кислотно-основных взаимодействий образуются соли, предлагает рассмотреть химические свойства солей и сообщает тему урока.

    Учитель напоминает, что ученики частично ознакомлены со свойствами солей: соли могут реагировать с простыми веществами, металлами.

    При каких условиях проходят реакции металлов с солями?

    На уроке будут рассмотрены реакции солей со сложными веществами.

    ІV. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя сопровождается демонстрацией (либо видеоматериал).

    Взаимодействие солей с основаниями.

    FeСl3 +2 ΝаОН = Fe(ОН)3↓ + 2ΝаСl .

    Растворимые соли способны взаимодействовать с растворимыми основаниями – щелочами. Между ними происходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции также будут соль и основание. Чтобы соль вступила в реакцию со щелочью, один из продуктов должен выпадать в осадок (таблица растворимости). Таким образом, получают нерастворимые в воде основания:

    Соль(1) + щелочь = нерастворимый гидроксид + соль(2).

    Щелочи относят к сильным основаниям, а нерасворимые гидроксиды – к слабым.

    Итак, реакция между солью и основанием проходит в том случае, если более сильное основание вытесняет более слабое из соли. Таким образом, соль взаимодействует со щелочью, а с нерастворимым основанием – нет.

    Взаимодействие солей с кислотами.

    В реакцию с солями, как растворимыми, так и нерастворимыми в воде, могут вступать и кислоты. Между ними также проходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции будут соль и кислота:

    Соль(1) + кислота(1) = кислота(2) + соль(2).

    Реакции между солью и кислотой протекают по-разному:

    а) соль, которая образуется, выпадает в осадок;

    б) образовавшаяся кислота – летучая или неустойчивая и разлагается в момент образования.

    ВаСl2 + Н2ŚО4 = ВаŚО4↓ + 2НСl.

    Эта реакция является необратимой благодаря образованию осадка.

    Кремниевая кислота представляет собой бесцветное аморфное вещество.

    При образовании этой кислоты в реакциях обмена осадка, как такового, не наблюдается.

    Пример: Νа2ŚìО3 + 2НСl = 2 ΝаСl + Н2ŚìО3↓ ( гель).

    в) иногда образующаяся кислота разлагается с выделением газа:

    Н2СО3 = СО2 ↑+ Н2О

    Н2ŚО3 = ŚО2 ↑ + Н2О.

    Кислота может быть летучей и плохо растворяться в воде, как, например, сероводородная кислота Н2Ś.

    СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2СО3 или (СО2 + Н2О)

    Понятие «сильная» и «слабая» применяется также и к кислотам.

    Соляная кислота – сильная, а сероводородная – слабая. Слабая кислота не может вытеснить из соли сильную кислоту. Взаимодействие происходит только в обратном направлении.

    К сильным кислотам относят азотную, серную, соляную, бромоводородную и йодоводородную.

    Все остальные кислоты – слабые. Итак, все сильные кислоты способны взаимодействовать с солями всех слабых кислот. Несмотря на то, что многие слабые кислоты растворяются в воде, сильные кислоты способны вытеснить их в том случае, если все продукты реакции растворимы в воде. Например, серная кислота может вытеснить фосфорную их нерастворимых фосфатов:

    Мq3(РО4)2 + 3Н2ŚО4 = МqŚО4 + 2Н3РО4;

    2АlРО4 + 3Н2ŚО4 = Аl2(ŚО4)3 + 2Н3РО4.

    Между солями также могут проходить реакции обмена. Конечно, если в реакцию вступают две соли, то и продуктами реакции должны быть две соли:

    Соль(1) + соль(2) = соль(3) + соль(4).

    Взаимодействие двух солей возможно только в том случае, если обе исходные соли растворимы в воде и хотя бы один из продуктов реакции выпадает в осадок.

    АqΝО3 + ΝаСl = АqСl ↓ + ΝаΝО3;

    ВаСl2 + Νа2ŚО4 = ВаŚО4 ↓ + 2ΝаСl.

    Иногда в реакцию могут вступать две соли, одна из которых нерастворимая. Но реакция может происходить только в том случае, если исходная соль более растворима, чем та, которая образуется. Например, сульфат кальция является малорастворимой солью, а сульфат бария – нерастворимой, значит, возможна следующая реакция:

    СаŚО4 + ВаСl2 = ВаŚО4 ↓ + СаСl.

    Реакции обмена между солями в растворе.

    Карбонат натрия и хлорид кальция.

    Записать реакцию самостоятельно в тетрадь. Что наблюдаете? Сделать вывод.

    V. Обобщение и систематизация знаний.

    К какому типу реакций относятся реакции между солями и сложными веществами? (обмена)

    К какому типу реакций относятся реакции между солями и металлами? (замещения)

    Какое вещество выпадает в осадок, если смешать растворы нитрата кальция и серной кислоты? Написать уравнение реакции.

    Дописать уравнение реакций.

    г) Νа2ŚО3 + Н2ŚО4 =

    3. Вычислите массу осадка, образующегося при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария массой 41,6г.

    Читайте также:
    Урок 21. Водород - самый лёгкий газ

    Т.к. количество вещества у хлорида бария и сульфата бария одинаковое по реакции, то и по решению задачи количество вещества сульфата бария будет 0,2 моль.

    m(осадка)= γ * М; m(ВаŚО4)= 0,2 моль * 233г⁄моль= 46,6г.

    VІ. Домашнее задание.

    Выучить §19, выполнить задания 1-2,4; №3 выполнить трём учащимся по усмотрению учителя,

    Подготовить сообщение на тему «Соли в природе. Их значение», (по желанию одного из учащихся).

    VІІ. Подведение итогов урока.

    Оцениваются результаты урока работы учащихся.

    Весь материал – в документе.

    Содержимое разработки

    Тема: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ.

    Цель: сформировать у учащихся представление о химических свойствах солей;

    об особенностях и условиях взаимодействия солей с кислотами, основаниями,

    солями; развивать умение составлять уравнения реакций обмена;

    развивать умение наблюдать и делать выводы.

    растворы солей: хлорида железа(ІІ), карбоната натрия, хлорида кальция, сульфата натрия, нитрата калия, сульфата меди(ІІ), сульфата железа(ІІ), хлорида железа(ІІІ), хлорида бария, карбоната кальция, нитрата серебра, хлорида натрия; раствор щелочи, серная кислота, соляная кислота.

    Оборудование: Периодическая система химических элементов, таблица растворимости,

    Базовые понятия

    и термины: соли, кислоты, основания, реакция обмена.

    Тип урока: комбинированный.

    Структура урока

    ІІ. Проверка домашнего задания…………………………………………………9 мин.

    ІІІ. Актуализация опорных знаний………………………………………………2 мин.

    ІV. Изучение нового материала………………………………………………….20 мин.

    Взаимодействие солей с основаниями.

    Взаимодействие солей с кислотами.

    V. Обобщение и систематизация знаний………………………………………..10 мин.

    VІІ. Подведение итогов урока………………………………………………………2 мин.

    Урок «Соли, их классификация и свойства»

    Урок химии в 8 классе. «____»_________________ 20_____ г.

    Соли, их классификация и свойства.

    Цель урока: Сформировать знания о классификации и свойствах солей.

    Задачи урока:

    Образовательные: рассмотреть классификацию и химические свойства солей (взаимодействие с основаниями, кислотами, солями, метлами),

    Развивающие: создать условия для формирования познавательных потребностей учащихся, развития умений сравнивать, анализировать, находить причинно–следственные связи, делать выводы, составлять уравнения химических реакций, выполнять лабораторные опыты, соблюдая правила ТБ, самостоятельно работать с дополнительными источниками, извлекая из них нужную информацию, четко излагать свои мысли.

    Воспитательные: обеспечить формирование коммуникативных компетенций учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала.

    Актуализация знаний.

    Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

    Какие соединения называются оксидами?

    Укажите лишний оксид в каждой группе. Объясните ответ.

    Слайд 1 А ) Na 2 O, CO, SO 3

    Б ) CO 2 , CaO, K 2 O

    В ) MgO, N 2 O 5 , SO 3

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ему

    формулой гидроксида. Слайд 2

    С водой взаимодействуют: Слайд 3

    Оксид железа ( III )

    Оксид углерода ( IV )

    Оксид фосфора ( V )

    Оксид кремния ( IV )

    Сколько оксидов записано в перечне P 2 O 5 , H 2 SO 4 , NaOH , Na 2 CO 3 , CO 2 :

    Формулы кислотных оксидов записаны в ряду:

    Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, N 2 O 5

    N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

    Оба вещества взаимодействуют с оксидом серы ( VI ):

    Основный оксид и нерастворимое основание

    Основный оксид и щелочь

    С оксидом лития взаимодействуют вещества, формулы которых:

    А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

    1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

    ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

    Б . Mn 2 O 7 2) H 2 SO 4

    В . SO 2 3) HMnO 4

    Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

    Al 2 O 3 2) CuO 3) SiO 2 4) BaO

    Сколько оксидов записано в перечне KOH , H 2 SO 4 , NaCl , Na 2 CO 3 , CO 2 :

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    Формулы основных оксидов записаны в ряду:

    Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, K 2 О

    N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

    Оба вещества взаимодействуют с оксидом кальция:

    HCl и Ba(NO 3 ) 2

    H 2 O и H 2 SO 4

    С оксидом магния взаимодействуют вещества, формулы которых:

    А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

    1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

    Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

    ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

    А. SO 2 1) H 2 CO 3

    Б . N 2 O 5 2) H 2 SO 4

    В . С O 2 3) HNO 2

    Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

    Al 2 O 3 2) CaO 3) SiO 2 4) CO 2

    Читайте также:
    Урок 16. Кислород и озон

    Изучение новой темы.

    Перечислите основные классы неорганических соединений.

    Свойства, каких классов соединений мы с вами изучили?

    Слайд 4 .Тема урока «Соли, их классификация и свойства»

    Давайте вспомним, какие соединения относятся к солям.

    Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.

    Слайд 6. Задание. Из предложенных веществ выберите только формулы солей. Дайте им названия . Ca С O 3 , NaCl, KOH, SO 2 , H 2 SO 4 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , CuS, Mg(OH) 2 , HCl, Cu(OH) 2 , Zn(NO 3 ) 2 , NaOH, Ba(OH) 2 , HNO 3 , Al 2 O 3 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , CO 2 , Cr(OH) 3.

    Слайд 7. Ещё в начале XIX в. шведский химик Й. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте на металл. По этим признакам соли делят на средние, кислые и основные.

    Слайд 8. Так, средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Именно эти соли вам уже известны. Например,

    Na 2 CO 3 – карбонат натрия

    Al 2 ( SO 4 ) 3 – сульфат алюминия

    Ba ( NO 3 ) 2 – нитрат бария

    Эти соли диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

    Составьте уравнения диссоциации данных солей. (работа у доски)

    Слайд 9. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

    К кислым солям относят такие соли как NaHSO 4 , KHCO 3 , CaHPO 4 . Название этих солей складывается из названий средних солей с прибавлением слова «гидро». Назовём наши соли:

    NaHSO 4 – гидро сульфат натрия

    KHCO 3 – гидро карбонат калия

    CaHPO 4 – гидро фосфат кальция

    Эти соли диссоциируют ступенчато. На первой ступени образуется катион металла и анион кислотного остатка, содержащий ион водорода, а на второй ступени отщепляется ион водорода и кислотный остаток.

    NaHSO 4 = Na + + HSO 4 –

    HSO 4 – ↔ H + SO 4 2-

    Слайд 10. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

    К таким солям относится малахит, формула которого ( CuOH ) 2 CO 3 . Как видите, это соль состоит из двух гидроксокатионов CuOH + и двухзарядного аниона кислотного остатка СО 3 2- . Если подсчитать сумму зарядов ионов, то получается, что эта соль электронейтральна. Названия основных солей складывается из названия средней соли с добавлением слова «гидроксо». Например, назовём соли: ( CuOH ) 2 CO 3 , Mg ( OH ) Cl .

    ( CuOH ) 2 CO 3 – гидроксокарбонат меди ( II )

    Mg ( OH ) Cl – гидроксохлорид магния

    Эти соли также диссоциируют ступенчато: сначала отщепляется катион металла, содержащий гидроксогруппу и анион кислотного остатка, а затем отщепляется катион металла и гидроксогруппа.

    Mg(OH)Cl = MgOH + + Cl –

    MgOH + ↔ Mg 2+ + OH –

    Слайд 11.Химические свойства.

    Взаимодействуют с металлами

    С растворимыми основаниями

    Взаимодействие солей с щелочами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами.

    Оборудование и реактивы: хлорид железа ( III ), хлорид бария, сульфат аммония, гидроксид калия, 3 пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид железа ( III ) и гидроксид калия;

    2 пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;

    пробирка: хлорид бария и гидроксид калия.

    Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с щелочами, при этом образуется____________ и ________________. Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется __________ или ______________ .

    Взаимодействие солей с кислотами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами.

    Оборудование и реактивы: карбонат натрия, хлорид бария, карбонат кальция, нитрат натрия, серная кислота,3 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Читайте также:
    Урок 27. Состав и физические свойства воды

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид бария и серная кислота;

    2 пробирка: карбонат натрия и серная кислота;

    3 пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с кислотами, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется __________ или ______________ .

    Взаимодействие солей с солями.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с солями.

    Оборудование и реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, нитрат натрия, хлорид натрия, сульфат калия, 2 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    В двух пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

    1 пробирка: хлорид бария и сульфат натрия;

    2 пробирка: хлорид натрия и сульфат калия;

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с солями, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с солями в том случае, если образуется __________ .

    Взаимодействие растворов солей с металлами.

    Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с металлами.

    Оборудование и реактивы: металлы: железо, свинец, медь; сульфат меди ( II ), сульфат железа ( II ), 3 пробирки.

    Правила техники безопасности.

    Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

    Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

    Содержание и порядок выполнения опыта.

    Возьмите три пробирки. В 1 –ю пробирку поместите кусочек железа, во 2-ю – свинцовую пластинку, а в 3-ю – медную проволоку.

    Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2-3 мл раствора сульфата меди ( II ), а в 3-ю – раствор сульфата железа

    Оформите отчет, заполнив таблицу.

    Возможное протекание реакции

    Признак химической реакции

    Уравнение химической реакции

    Сделайте вывод. Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:

    Каждый металл вытесняет из растворов ______________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений ___________________ его;

    В результате реакции должна образоваться _______________________ соль;

    Для таких реакций не рекомендуется использовать металлы, взаимодействующие с ______________ .

    Обобщить знания о условиях протекания химических свойств (вписать выводы, которые сделали учащиеся во время лабораторной работы)

    Соль + щёлочь

    Соль + щёлочь = новая соль + новое основание

    Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется газ или осадок

    Соль + кислота

    Соль + кислота = новая соль + новая кислота

    Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется газ или осадок

    Соль 1 + соль 2

    Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4

    Соли реагируют с солями в том случае, если образуется осадок

    Соль + металл

    Соль + металл = другая соль + другой металл

    Обе соли должны быть растворимы в воде

    Металлы не должны реагировать с водой

    Закрепление. (1 вариант)

    Упражнение. Установите соответствие между названием соли и ее типом.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: