Урок 41. Получение солей

Разработка урока по теме “Соли. Получение солей”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

  • Образовательная: Формирование на межпредметном уровне системы понятий о солях в условиях активной учебной деятельности
  • Развивающая: Формировать приемы умственной деятельности, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
  • Воспитательная: продолжать формирование адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Воспитывать культуру умственного труда.

Приоритетные виды межпредметных связей.

  1. Внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами биологии(водно-минеральное питание растений, минеральные удобрения), географии (распространение солей в земной коре), валеологией (значение поваренной соли),физики(кристаллическое строение веществ) и т.д.
  2. Организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ, синтез, сравнение и вывод, применение знаний и способов действий и др.)
  3. Специально-предметные – причинно-следственные, семиотические, исторические, взаимообратные и др.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать.
С. Лем

1.1. Актуализация знаний.

Вспомним способ нашего продвижения по учебному материалу:

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, которые соответствуют знаниям зоны их актуального развития.

1. Все вещества происходят от какого-либо элемента. На какие две группы делят химические элементы? (Металлические и Неметаллические.)

2. Какие простые вещества им соответствуют на макроуровне организации вещества? (Металлическим элементам соответствуют металлы, Неметаллическим – неметаллы.)

3. Какие простые вещества мы изучили? (Водород, кислород.)

4. К изучению каких веществ мы перешли дальше? (Сложных.)

5. Какие сложные вещества образуют металлы и неметаллы при взаимодействии с кислородом? (Оксиды. Металлы – основные оксиды, неметаллы – кислотные оксиды.)

6. Далее, в результате работы мы обнаружили, что кислотным оксидам соответствуют …, а основным оксидам … (кислотные гидроксиды и основные).

По ходу составляется схема на доске и в тетрадях учащихся.

С помощью химических реакций можно перейти от простых веществ к сложным, от одного класса к другому. Такая взаимосвязь активно используется в практической деятельности человека.

7. Что произойдет, если смешать раствор кислоты и раствор щелочи? (Проблемный вопрос.)

Учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, ибо мы вышли за пределы зоны их актуального развития.

Для осмысления потребностей и мотивов изучения последнего вопроса учащимся предлагается проанализировать ситуацию:

При попадании щелочи на кожу на пораженное место после промывания содой накладывают повязку из марли или ватной тампон, пропитанный 5% раствором уксусной кислоты. Почему?

В процессе обсуждения этой ситуации учащиеся проходят к выводу, что возможно образуются какие-то новые вещества. Учащиеся осознают потребность в изучении материала зоны своего ближайшего развития.

1.3. Формулирование темы урока.

Какой основной продукт образуется при смешивании растворов кислот и щелочей, к какому классу неорганических веществ он принадлежит и соответственно название темы урока вы узнаете выполнив задание.

Задание. Определите в каждом столбике лишнее вещество и из букв составьте слово (4 балла).

Формирование учебной проблемы и планирование действий по ее реализации.

Записываем тему урока “Соли. Получение солей”.

1.4. Планирование действий учащихся на уроке.

В результате обсуждения совместно с учащимися составляется план изучения темы.

  1. Получение солей (выполнение лабораторной работы).
  2. Определение солей.
  3. Состав, строение солей.
  4. Значение солей.
  5. Номенклатура солей.

II. Операционно-исполнительский этап.

После того как человек определил,
что именно необходимо сделать,
он может сделать то, что нужно.
Китайская мудрость.

Реализация первого пункта плана.

Выполнение, моделирование и оформление результатов лабораторной работы. Лабораторная работа выполняется по инструкции (5баллов).

2. По каким признакам можно судить что произошла химическая реакция?

3. Что происходит при сливании растворов кислоты и щелочи? Давайте разберемся.

Моделирование процесса реакции.

Учитель показывает на доске используя набор трафаретов моделей ионов на магнитной основе.

В растворе кислоты присутствуют ионы Н + и Clˉ, в растворе щелочи Na + и OHˉ. При сливании растворов произошло соединение ионов Н + и ОНˉ в молекулы очень слабо диссоцирующей воды Н + + ОНˉ = Н2О

Теперь обратим внимание на второй продукт реакции. В растворе он находится в виде ионов Na и Сlˉ . Как его выделить из воды? (Провести выпаривание).

Нейтрализуются и кислота и щелочь и получается нейтральный раствор.

Реакцию кислоты с основанием, в результате которой получаются соль и вода, называют реакцией нейтрализации.

В общем виде схему реакции можно представить так:

Где же используются реакции нейтрализации в реальной жизни?

Реакции нейтрализации используется в качестве одного из способов очистки сточных вод. Сточные воды – это воды, которые возвращаются в окружающую среду после их использования. Сточные воды могут быть щелочными и кислыми. А обычная вода – нейтральная. Поэтому для очистки используется реакция нейтрализации (или смешивают кислые и щелочные сточные воды, или прибавляют специальные реагенты: кислоты, негашенную известь, каустик – Na OH

2.2. Реализация второго пункта плана.

Из всех химических соединений соли являются наиболее многочисленным классом веществ. В начале 19 века шведский химик И. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями.

Сформулируйте свое определение солей и запишите в тетради (2 балла).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотным остатком.

Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислот.

2.3. Реализация третьего пункта плана.

Вы ознакомились с солями. Охарактеризуйте соли по схеме “состав-строение-свойства” и смоделируйте изученный материал (работа с учебником) (4 балла).

2.4. Реализация четвертого пункта плана.

Из приведенного списка выпишите формулы солей (4балла)

Рассказ о значении солей, которые выписали учащиеся.

Соли широко распространены в природе и играют важную роль в процессах обмена веществ и растительных организациях. Соли содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав различных тканей: костной, нервной, мышечной и другие. В организме человека различные соли составляют 5,5 % его массы. Велика роль солей в технике. Соли используют, направляют для получения стекла, минеральных красок, мыла, многих металлов, минеральных удобрений и др.

2.5. Реализация пятого пункта плана.

Как дать названия солям, которые выписали?

Учитель объясняет номенклатуру солей.

Название соли = название аниона + название катиона металла.

(в именительном падеже) (в родительном падеже)

Если один и тот же металл проявляет несколько степеней окисления, они указываются в скобках римской цифрой.

Учащиеся дают название солям, которые выписали (4 балла).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Силу уму придают упражнения, а не покой
А.Поп.

3.1. Первичная проверка усвоения знаний.

Необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выберите только то задание, с которым справитесь.

Задание 1. (репродуктивный уровень) – (3 б)

Выпишите формулы солей и назовите их

Задание 2.(прикладной уровень) – (4 б).

Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.

А) K 2SO4
Na2 SO4
Na2 CO3
CuSO4
б) NaCl
Na3 PO4
FeCl3
MgCl2
в) KCl
Na NO3
Mg (NO3 )2
Al (NO3 )3

Задание 3. (творческой уровень) – (5 б).

Вы заметили, что комнатные растения в школе нуждаются в подкормке азотом и калием. В вашем распоряжении есть следующие вещества: H2O, K2CO3, KOH, HNO3 .Можно ли из этих соединений получить такое, которое обеспечило бы одновременную подкормку азотом и калием.

Взаимопроверка проводится сразу после написания работы по готовым ответам на доске.

3.2. Подведение итогов занятия

1. Какую проблему мы поставили в начале урока?
2. Удалось ли нам ее решить?

Учащиеся подсчитывают общее число баллов, набранных за урок, и оценивают свою работу по пятибальной системе:

27–28 баллов – “5”
20–26 баллов – “4”
13–19 баллов – “3”
меньше 13 баллов – “2”

Отметки выставляют в дневник. Тетради сдают учителю на проверку.

Оцениваются учащиеся, получившие 5 и боли жетонов за устные ответы на уроке.

3.3. Осмысление домашнего задания..

I уровень – §33, задание 1, стр. 126(учебник Кузнецова Н.Е,Титова И.М.,Гара Н.Н.,Жегин А.Ю.химия:8класс-М.:Вентана-Граф,2007)

II уровень – §33, задание 4.стр.126

III уровень – §33, Творческое задание: Однажды мне в руки попала книжка с названием “Без соли не проживешь”. А немного позже в одном из журналов я прочитала статью, которая была названа “Белый яд”. Напишите заметку с одним из названий о поваренной соли (в стиле вашей любимой газеты).

3.4 Осмысление темы следующего урока.

Для лечения некоторых заболеваний принимают ванны из морской воды. Морская вода содержит ионы Na + , Mg 2+ , Ca 2+ , K + , Cl – , SO4 2- , Br – , J – . В лечебницах, расположенных далеко от моря морскую воду готовят искусственно. Какие соли надо растворить в пресной воде, чтобы приготовить морскую воду ?

Как составить формулы солей? Этот материал нам предстоит изучить на следующем уроке.

  1. С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Химия. 8–9”.

Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой, которая предусматривает дифференцированный, развивающий подход к обучению. Полученные школьниками знания становятся базой для творческого и сознательного восприятия последующего материала.

Содержание данного учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания химического образования и времени, отведенному Базисным учебным планом на изучение химии (2 ч в неделю). Кроме того, учебник содержит дополнительный материал, на изучение которого может быть использован 1 ч сверх учебного плана (3 ч в неделю). Это первый учебник по неорганической химии, который рассчитан на изучение предмета в разном объеме и с разной степенью глубины и в котором предлагаются задания разной степени сложности.

Учебник отличает строгая научность изложения: на тщательно отобранном фактологическом материале в доступной и живой форме раскрывается содержание важнейших понятий, законов и теорий химии. Учебное содержание распределено по годам обучения в строгом соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, логикой учебного процесса и общей методикой формирования химических знаний.

Текст учебника сопровождается большим количеством иллюстраций, обобщающих схем, рисунков, таблиц; к каждому параграфу предложены четырехуровневые (по степени сложности) вопросы и задания, инструкции по выполнению лабораторных опытов и практических работ. Особую педагогическую ценность учебника составляет то, что его содержание доступно для всех школьников, обучающихся по системе развивающего обучения

Содержание учебника выстроено в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Это позволяет учителю работать в зоне ближайшего развития учащихся и организовывать развивающиеся логически соподчиненные действия. Только таким образом учитель будет учить школьников учиться, т.е. строить процесс собственной учебной деятельности, при которой действия учащихся переносятся во внутренний план, и в последствии они смогут реализовать их в других, неучебных формах практической и умственной деятельности.

Урок 41. Получение солей

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ

Соли – это электролиты, диссоциирующие в водном растворе на катионы металлов и анионы кислотного остатка. Соли могут быть средними (нормальными), основными, кислыми, двойными и смешанными.

При обычных условиях все соли – твёрдые вещества. Многие соли не имеют цвета, но некоторые ионы придают солям характерную окраску:

Растворимость солей различна. Практически все нитраты, соли натрия, калия, рубидия, цезия и аммония NH4 + растворимы. Среди сульфидов и фосфатов растворимы только фосфаты и сульфиды щелочных металлов.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Соли взаимодействуют с металлами. Более активные металлы (более активные восстановители) вытесняют менее активные из растворов их солей:

В этом примере ионы меди Cu 2+ являются окислителем, а цинк – восстановителем.

Активность металла определяется его положением в электрохимическом ряду напряжений металлов:
Li, Cs, К, Ва, Са, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Co, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Ag, Pt, Au.

Щелочные (Li, Na, K, Rb, Cs) и щёлочноземельные металлы (Ca, Sr, Ва) реагируют с растворами солей иначе. Сначала щелочной или щёлочноземельный металл реагирует с водой раствора соли:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Образовавшаяся щёлочь реагирует с раствором соли:

Так как в ходе первой реакции выделяется достаточное количество тепла, гидроксид меди (II) разлагается (свойство нерастворимых гидроксидов):

Cu(OH)2 = CuO + H2O

Поэтому вместо меди в такой реакции образуется смесь её оксида и гидроксида.

  1. Растворы солей реагируют со щелочами (см. конспект по химии «Неорганические основания»).
  2. Соли реагируют с кислотами (см. конспект по химии «Неорганические кислоты»).
  3. Растворы солей реагируют друг с другом, если в результате реакции выпадает осадок (образуется нерастворимая соль):

  1. Некоторые соли разлагаются при нагревании. Как правило, при нагревании разлагаются соли летучих кислот. Например, карбонаты (кроме карбонатов щелочных металлов) разлагаются с образованием углекислого газа и оксида металла:

Разложение нитратов при нагревании рассмотрено в конспекте «Нитраты».

ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Реакция взаимодействия оснований с кислотами:

Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2O

  1. Реакция основного оксида и кислоты:

MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

  1. Реакция основания с кислотным оксидом:
  1. Реакция основного и кислотного оксида друг с другом:

MgO + SO3 = MgSO4

  1. Реакция металла с неметаллом (получение солей бескислородных кислот):

  1. Получение одних солей из других:

а) по реакции замещения:

б) по реакции обмена (см. взаимодействие солей друг с другом):

MgI2 + HgSO4 = MgSO4 + HgI2

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛЫХ СОЛЕЙ
  1. Неполная нейтрализация двухосновных, трёхосновных, многоосновных кислот основаниями:

2NaOH + H3РO4 = Na2HPO4 + 2H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия);

NaOH + H3РO4 = NaH2PO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образуется дигидрофосфат натрия).

  1. Неполная нейтрализация кислотных оксидов, соответствующих двухосновным, трёхосновным, многоосновным кислотам, основаниями (так можно получить только соли кислородсодержащих кислот):

4NaOH + Р2O5 = 2Na2HPO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался дигидрофосфат натрия);

2NaOH + Р2O5 + H2O = 2NaH2PO4

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия).

  1. Взаимодействие средних солей с соответствующими кислотами:

Na2SO4 + H2SO4 = 2NaHSO4
NaCl (тв
.) + H2SO4 (конц.) = NaHSO4 + HCl

  1. Взаимодействие средних солей с оксидами, соответствующими многоосновным кислотам, в водных растворах:

СаСO3 + СO2 + H2O = Са(НСО3)2

(в данном примере взвесь СаСO3 постепенно исчезает, так как образуется хорошо растворимый гидрокарбонат кальция).

Кислые соли, как правило, растворимы лучше соответствующих им средних. Так, например, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2 растворим в воде, в то время как карбонат кальция практически нерастворим.

  1. Кислые соли нестабильных кислот разлагаются при нагревании с образованием средних солей:

  1. Кислую соль можно перевести в среднюю, обработав её эквивалентным количеством щёлочи:

  1. Кислые соли вступают в такие же реакции, как и средние, например в обменные реакции солей друг с другом:

Образец выполнения задания ОГЭ

Задание. И сульфат меди (II), и нитрат серебра взаимодействуют

  • 1) с хлоридом калия
  • 2) с соляной кислотой
  • 3) с оксидом магния
  • 4) с железом

Решение. Хлорид калия, сульфат меди (II), нитрат серебра – соли. Растворимые соли взаимодействуют друг с другом, если в результате реакции один из продуктов реакции выпадает в осадок (т. е. образуется малорастворимое в воде вещество). В случае взаимодействия нитрата серебра с хлоридом калия действительно образуется осадок (белый творожистый осадок хлорида серебра):

Но сульфат меди (II) с хлоридом калия не взаимодействует, в данном случае связывания ионов в растворе не происходит. Таким образом, вариант 1 не подходит.

Соляная кислота – сильный электролит. Сильные кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот, вытесняя их из солей. Но сульфат меди (II) – соль сильной серной кислоты, а нитрат серебра – соль сильной азотной кислоты. Серная кислота может вытеснить азотную и соляную кислоты из кристаллических солей (не в растворах), так как HNO3 и НCl – летучие кислоты, а серная – нелетучая. Соляная кислота вытеснить серную или азотную не может. Поэтому вариант 2 не подходит.

С оксидами соли взаимодействуют в редких случаях. Например, карбонаты при сплавлении взаимодействуют с оксидом кремния (IV). Средние соли при взаимодействии в растворе с кислотными оксидами соответствующих кислот превращаются в кислые соли (если такие для данных кислот существуют). В данном примере оксид магния не взаимодействует ни с сульфатом меди (II), ни с нитратом серебра. Ответ 3 не подходит.

Обе соли взаимодействуют с железом. Железо находится в электрохимическом ряду напряжений металлов до меди и до серебра:

Правильный ответ – 4 (с железом).

Конспект урока по химии в 8 классе «Соли: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

  • сформировать представление о солях;
  • формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;
  • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  • отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле;
  • рассмотреть основные способы получения солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование: доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

Формы организации учебной деятельности:

– работа с учебником.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok.docx 69.89 КБ
kubiki_2.docx 12.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Симферопольская академическая гимназия»

Открытый урок по химии
в 8 классе
«Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

учитель химии и биологии

Подхватилина Елена Александровна

  • сформировать представление о солях;
  • формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;
  • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  • отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле;
  • рассмотреть основные способы получения солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование: доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

Формы организации учебной деятельности:

– работа с учебником.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.

1. Организационный этап

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Мы уже знаем, что все вещества делятся на простые и сложные. Что такое простое вещество? Сложное? Простые вещества делятся на металлы и неметаллы. А к сложным веществам относятся оксиды, основания, кислоты и соли.

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

Итак, дадим определения изученным классам неорганических соединений.

Какими бывают оксиды?

Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Какими бывают основания?

Какими бывают кислоты?

Что такое индикаторы?

Как изменяет цвет лакмус в кислой среде?

Вспомним основные химические свойства кислот:

(на доске написаны схемы уравнений реакций, ученики по очереди, выходя к доске, дописывают продукты реакций и расставляют коэффициенты)

Взаимодействие кислот с металлами

Взаимодействие кислот с основными оксидами и основаниями

Взаимодействие кислот с солями

Внимательно посмотрите на доску и распределите вещества на группы. Заполним таблицу

Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений? ( Обучающиеся отвечают «Да» )

3. Изучение нового материала

Для того чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений я предлагаю отгадать мою загадку и догадаться, о каком веществе я говорю:

Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. ( поваренная соль )

Правильно – это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется СОЛИ.

Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей. Производство соды на территории Крыма . Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют цели урока

Знакомиться с новой темой нам помогут гости из страны Солей. Встречайте. (Выходят ученики с изображениями формул и рассказывают о «себе»)

Нитрат натрия. Я являюсь ценным азотным удобрением. Моё второе имя Чилийская селитра. Вы спросите, почему такое странное имя? Я расскажу вам одну интересную историю. На огромных пространствах Чили расположена пасмурная пустыня Атакама, которая тянется сотни километров. На первый взгляд – обычная пустыня, но это не так: под тонким пластом песка залегают мощные залежи нитрата натрия (натриевой селитры). Решили, что её можно использовать для производства пороха, точно как нитрат калия (калийную селитру), но нет, а название мне уже дали.

Карбонат кальция. Я одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

Цианид калия. Я очень ядовитая соль, хотя имею совсем невинный вид. Я необходима для получения золота и серебра из руд, многих органических соединений. А ещё меня добавляют в сталь- это придаёт её поверхности большую прочность.

Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

Нитрат серебра. Меня называют ляпис. Применяют в медицине для прижигания бородавок. А также используют для изготовления зеркал и токопроводящего слоя.

Внимательно изучите формулы наших гостей. Что общего в них?

Правильно в этих формулах есть атомы металлов и кислотные остатки.

А как называется реакция, протекающая между кислотой и основанием? Правильно нейтрализации.

А что в результате такой реакции получается?

Т.е. в этих формулах есть часть от кислоты и от основания.

Теперь дадим определение новому классу неорганических соединений.

Давайте откроем учебник на стр. 156 и проверим правильность данного нами определения. ( обучающийся зачитывает определение ). Теперь запишите это определение в тетрадь.

Соли можно разделить по составу кислотного остатка.

(готовая схема появляется на экране)

(по составу кислотного остатка)

средние основные кислые

(K 2 CO 3 , CuSO 4 , Na 3 PO 4 ) (AlOHCl 2 , CaOHNO 3 ) (NaHSO 4 , KHS)

Название средней соли=название кислотного остатка+название металла+валентность

Название кислой соли=гидро+название кислотного остатка+название металла+валентность

Название основной соли=гидроксо+название кислотного остатка+название металла+валентность

Игра «Кубики» Учащиеся по очереди выходят к доске и подкидывают кубики, записывают на доске формулу и дают название соли

По физическим свойствам соли – твёрдые вещества, различающиеся окраской и растворимостью в воде. Кристаллическая решётка ионная. Можно разделить соли на три группы. Посмотрите на таблицу растворимости.

(по растворимости в воде)

Растворимые (Р) малорастворимые (М) нерастворимые (Н)

(NaCl, K 2 SO 4 , Na 3 PO 4 ) (MgS, CаSO 4 , PbCl 2 ) (CаCO 3 , AlPO 4 , BaSiO 3 )

А теперь поговорим о способах получения солей. Их 10. Некоторые реакции вам знакомы, так как встречались при изучении других классов неорганических соединений.

Запишите в тетрадь основные способы получения солей.

1. Кислота + основание = соль + вода

H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

2. Кислота + металл = соль + водород

2HCl +Zn = ZnCl 2 + H 2

3. Кислота + основный оксид = соль + вода

2HCl + CuO = CuCl 2 + H 2 O

4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

H 2 SO 4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO 4

5. Основание + соль = новое основание + новая соль

2КОН + СаSO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4

6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода

2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O

7. Кислотный оксид + основный оксид = соль

СО 2 + СаО = СаСО 3

8. Соль + соль = новая соль + новая соль

КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3

9. Соль + металл = новая соль + металл

CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu

10. Металл + неметалл = соль

Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

4. Первичное закрепление материала .

Давайте попробуем выполнить задание. Посмотрите на слайд.

Кислотный остаток

Разработка урока “Соли”

Разработка уро по теме “Соли”, 8 класс

Газимагомедова Марина Будуновна , 19.12.2019

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Избербаш

Открытый урок:

«Соли, их классификация и свойства»

Газимагомедова Марина Будуновна

учитель химии МКОУ «СОШ № 2»

Соли, их классификация и свойства

Цель: создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре, свойствах и применении солей.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

Познакомить со свойствами и применением солей.

Развивающие:

Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;

Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование всесторонне развитой личности;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли, их классификация и свойства”, выполнение лабораторной работы в парах с реактивами, работа с цифровыми лабораториями.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SmartBoard , документ-камера Gaoke, ноутбуки (по 1 на двоих учеников), цифровая лаборатория VernierLabPro . Презентация Power Point “Соли, их классификация и свойства” ( http : rusedu . ru / detail _3216. html ); ( CD -диски: «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Химия 8», «Неорганическая химия. Интерактивные дидактические материалы. 8 класс», «Наглядная химия. Химия 8-9 класс», «Наглядная химия. Инструктивные таблицы», «Неорганическая химия. Мультимедийное сопровождение уроков», «Химия 11 класс. Видеодемонстрации». Раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; транспаранты для магнитной доски; этикетки от минеральной воды; пробирки, колбы, растворы солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Этап 1. Организационный

Этап 2. Актуализация знаний

Индивидуально у доски работают учащиеся с домашними упражнениями

Упражнение №1 с.221

Химические свойства оксида калия

Химические свойства оксида серы (VI).

Фронтально с места: повторить номенклатуру кислотных остатков. Повторить правила: – закончить фразу…

реакция нейтрализации – это …

кислоты – это …

оксиды – это …

классификация оксидов …

Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

На демонстрационном столе образцы:

мел (карбонат кальция)

сода техническая (карбонат натрия)

медный купорос (сульфат меди)

поваренная соль (хлорид натрия)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О солях)

Соли – самый многочисленный класс веществ. (Презентация «Соли»)

Этап 4. Первичная проверка понимания изученного материала

Задание. Составить формулы, описать свойства солей. (Наглядная химия. Химия 8-9 класс).

СаСО3 – твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.

Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо.

NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

Вывод: соли – твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.

Получение солей. (Видеодемонстрации. Химия. 11 класс).

2 Классификация солей. (Наглядная химия. Химия 8-9 класс).

Учащиеся в парах работают с ноутбуками (электронное приложение к учебнику 8 класса издательства «Дрофа»).

Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.

а) Соли средние (нормальные): Na2CO3, CuSO4 на доске (магнитной) начинаем формировать схему. Записываем уравнение образования средней соли:

б) Соли кислые: NaHСO3, NaHSO4 – результат неполного замещения атомов водорода в кислоте на атом металла.

NaHSO 4 Na + + HSO 4 – (1 степень )

HSO4 H + + SO4 2- (2 степень) – эта степень с меньшей степенью диссоциации.

в) Соли основные:

CaOHCl CaOH + + Cl – (1 ступень)

CaOH + Ca 2+ + OH – (2 ступень) очень незначительна.

Задание 1. Провести исследование состава минеральных вод, используя этикетки производителей. Работа выполняется на местах, парами – учащиеся получают карточку с заданиями и этикетку от конкретной воды.

Разбираются лучшие ответы. Используя документ-камеру проецируем работу на интерактивную доску и обсуждаются полученные результаты.

Двое учеников работают в это время с датчиком VernierLabPro, определяя рН этой же минеральной воды и выводят результаты исследования на экран.

Выслушиваем отчет группы и рекомендации по потреблению минеральной воды.

Этап 5. Закрепление изученного материала

Химические свойства солей (практическая работа по группам)

Проведение реакций по группам с реактивами, стоящими на столах.

– 2 свойства солей мы с вами уже изучили.

Какие? С чем реагируют кислоты? (Ответы ребят и проведение опытов с кислотами и основаниями).

Что получилось? Комментарии.

А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? (Друг с другом)

Любые соли или есть условие протекания реакции? (Осадок)

Проведите реакцию между нитратом серебра и хлоридом натрия.

А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? ( С металлами)

Со всеми? (только, стоящими в ряду напряжений до водорода) проделываем опыт с гвоздем.

Беседа о правилах техники безопасности при проведении опытов с использованием твердых и жидких веществ. (Наглядная химия. Инструктивные таблицы).

Методическое руководство по выполнению практической работы

«Химические свойства солей»

Проведите реакции, характеризующие общие свойства солей.

Порядок выполнения опытов:

1 опыт Взаимодействие сульфата меди ( II ) с гидроксидом натрия

2 опыт Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой

3 опыт Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия

4 опыт Взаимодействие солей с металлами, стоящими в ряду напряжений

до водорода: сульфат меди ( II ) и железо.

Этап 6. Обобщение и систематизация изученного материала

После проведения опытов заполните таблицу:

Уравнения реакции (молекулярное и ионное)

Конспект урока по химии на тему “Соли”

Описание разработки

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Познакомить со строением, номенклатурой, получением и свойствами солей.

Дать классификацию солей.

Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.

Акцентировать внимание на качественных реакциях.

Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Соль – символ дружбы и любви.

Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.

Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Оборудование: таблица растворимости, периодическая система, таблица солей, презентация, видеоприложение

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка изученного материала.

1. Что такое оксиды? На какие группы они делятся?

2. Что такое основания? Их классификация

3. Что такое кислоты? Какие они бывают?

2) Письменная работа

Тест

1. Ряд состоящий только из кислотных оксидов

а) SO3, P2O5, Mn2O7, б) K2O, Na2O, Rb2O, в) ZnO, SiO2, Cr2O3?

2. Какие из оксидов являются амфотерными

а) K2O, Na2O, Rb2O, б) SO3, P2O5, Mn2O7, в) ZnO, Al2O3, Fe2O3?

3. Какая из кислот может находится в твердом состоянии

а) HNO3, б) H3BO3, в) HBr?

4. Ряд, состоящий из только из одноосновных кислот

а) HF, H2CO3, H3PO4, б) H2SiO3, HBr, H2S, в) HCl, HNO3, HI?

5. Изменит цвет индикатора

а) RbOH, б) Zn(OH)2 в) Cu(OH)2?

6. Ряд, состоящий из растворимых оснований

а) LiOH, Ba(OH)2, б) Fe(OH)3, Mg(OH)2, в) Al(OH)3, RbOH?

7. Самая сильная из предложенных кислот

а) H2SiO3, б) HNO3, в) H2S?

Уравнения реакций: по предложенным схемам написать уравнения

1. Металл + кислота =

2. Основной оксид + кислота =

3. Основание + кислота =

4. Основной оксид + кислотный оксид =

5. Применение

В строительстве – стекло, гипс, клей, мрамор, краски, цемент

В ювелирном деле – драгоценные камни

В медицине – лекарства, физиологический раствор

В парфюмерии и косметике – крема, мази, настойки

В сельском хозяйстве – минеральные удобрения, пестициды

В химической промышленности – для получения металлов и других важнейших соединений

6. Домашнее задание

§ 48 упр 7-8-9 стр 156 рабочая тетрадь

IV. Закрепление:

1. Составьте формулы солей из предложенных частей

CaCO3 Mg3(PO4)2, Zn(NO3)2 Na2SO4, LiCl.

V. Итоги урока.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема Соли: классификация, способы получения, химические свойства и применение.

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Образовательные задачи:
• Познакомить со строением, номенклатурой, получением и свойствами солей.
• Дать классификацию солей.
• Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
• Акцентировать внимание на качественных реакциях.
Воспитательные задачи:
• Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
• Соль – символ дружбы и любви.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
• Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
• Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Оборудование: таблица растворимости, периодическая система, таблица солей, презентация, видеоприложение

1. Организационный момент.
• Название темы
• Задачи урока.
II. Проверка изученного материала.
1. Устный опрос:
1. Что такое оксиды? На какие группы они делятся?
2. Что такое основания? Их классификация
3. Что такое кислоты? Какие они бывают?
2. Письменная работа
1. Тест
1. Ряд состоящий только из кислотных оксидов
а) SO3, P2O5, Mn2O7, б) K2O, Na2O, Rb2O, в) ZnO, SiO2, Cr2O3?
2. Какие из оксидов являются амфотерными
а) K2O, Na2O, Rb2O, б) SO3, P2O5, Mn2O7, в) ZnO, Al2O3, Fe2O3?
3. Какая из кислот может находится в твердом состоянии
а) HNO3, б) H3BO3, в) HBr?
4. Ряд, состоящий из только из одноосновных кислот
а) HF, H2CO3, H3PO4, б) H2SiO3, HBr, H2S, в) HCl, HNO3, HI?
5. Изменит цвет индикатора
а) RbOH, б) Zn(OH)2 в) Cu(OH)2?
6. Ряд, состоящий из растворимых оснований
а) LiOH, Ba(OH)2, б) Fe(OH)3, Mg(OH)2, в) Al(OH)3, RbOH?
7. Самая сильная из предложенных кислот
а) H2SiO3, б) HNO3, в) H2S?
2. Уравнения реакций: по предложенным схемам написать уравнения
реакций
1. Металл + кислота =
2. Основной оксид + кислота =
3. Основание + кислота =
4. Основной оксид + кислотный оксид =

III. Объяснение нового материала.
1. Определение и название солей

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Название соли = Название кислотного остатка + Название металла в родительном падеже
+ валентность металла

CuSO4 – сульфат меди(II)
Работа с таблицей – название солей по формуле его кислоты
2. Классификация солей
• Средние или нормальные соли МеnRm
Назвать соли: NaCl, K3PO4, CaSO4, Mg(NO3)2, Zn3(BO3)2, Li2SO4
• Кислые соли МеnНmRz
Назвать соли: NaHSO3, KH2PO4, Ca(HCO3)2
• Основные соли Меn(ОН)mRz
Назвать соли: Mg(OH)Cl, Al(OH)SO4
• Двойные соли Ме1nМе2mRz K2NaPO4
3. Химические свойства солей
1. С металлами
CuSO4 + Fe  FeSO4 + Cu↓ (видеоприложение)
Более активный металл вытесняет более слабый из солей
2. С щелочами
2NaОН + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 (видеоприложение)
3. С кислотами
CaCO3 + HCl → CaCl2 + H2CO3= H2O + CO2↑ (видеоприложение)
4. С солями
КСl + AgNO3 → AgCl↓ + KNO3 (видеоприложение)
5. Некоторые при нагревании разлагаются
СаСО3= СО2↑+ Н2О (видеоприложение)
4. Способы получения 10 способов
1. Кислота + основание = соль + вода
H2SO4 +2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2. Кислота + металл = соль + водород
2HCL +Zn = ZnCL2 + H2
3. Кислота + основный оксид = соль + вода
2HCL + CuO = CuCL2 + H2O
4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль
H2SO4 + BaCL2 = 2HCL + BaSO4
5. Основание + соль = новое основание + новая соль
2КОН + СаSO4 = Са(ОН) 2 + К2SO4
6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода
2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O
7. Кислотный оксид + основный оксид = соль
СО2+ СаО = СаСО3
8. Соль + соль = новая соль + новая соль
КСl + AgNO3 → AgCl + KNO3
9. Соль + металл = новая соль + металл
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
10. Металл + неметалл = соль
Fe +S = FeS

5. Применение
• В быту
• В строительстве – стекло, гипс, клей, мрамор, краски, цемент
• В ювелирном деле – драгоценные камни
• В медицине – лекарства, физиологический раствор
• В парфюмерии и косметике – крема, мази, настойки
• В сельском хозяйстве – минеральные удобрения, пестициды
• В химической промышленности – для получения металлов и других важнейших соединений
6. Домашнее задание
§ 48 упр 7-8-9 стр 156 рабочая тетрадь

IV. Закрепление:
1. Составьте формулы солей из предложенных частей
CaCO3 Mg3(PO4)2, Zn(NO3)2 Na2SO4, LiCl.

Конспект урока по химии на тему “Соли” (8 класс)

План-конспект урока по теме “Соли”.

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

Содержание материала

Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

К (I); N(IV); Cu(II); Al(III)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).

«Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители – кто они?

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

Это вещество входит в состав крови человека.

Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

Оно содержится в Мировом океане.

Из него в Боливии строят отели.

Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом – ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

Cu(NO3 )2– нитрат меди(II), Na2СO3 карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.

Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

Название кислотного остатка

Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

Название соли

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

NaCl хлорид натрия

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Важнейшие представители солей.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Подведение итогов урока:

Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

Хлорид натрия – поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека

Закрепление материала

Задания 1. Выбери один правильный ответ

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

7. При нагревании СаCO3 разлагается на

8.Формула медного купороса

а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

б ) CuSO4 · 3H2O г ) CuSO4 · 5H2O

9. Установите соответствие между названия солей и формулы

Названия солей Формулы

10. Установите соответствие между названия солей и кислот

Названия солей Названия кислот

1) хлорид а) ортофосфорная

2) ортофосфат б) угольная

3) карбонат в) соляная

4) сульфат г) азотная

5) нитрат д) серная

Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

Формула поваренной соли КСl

Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Соль фосфат магния нерастворима в воде.

К2СО3 – это формула карбонат кальция

В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

изучить состав солей;

изучить названия солей;

продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента

продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

Метапредметные результаты:

продолжить развивать умение формирование гипотез,

продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

продолжить развивать умение работать в группах.

продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Технологическая карта и сценарий проведения урока химии по теме “Классификация и получение солей” 8 класс.

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся составлению химических формул кислых солей, уравнений химических реакций получения кислых и средних солей, отработают умения решения расчетных задач пропорцией, решения расчетных задач по уравнению химической реакции…

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять мыслительные логические операции при разрешении проблемной ситуации, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание, свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости химических знаний в повседневной жизни, убедятся в необходимости развития математической компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и сценарий проведения урока химии по теме “Классификация и получение солей” 8 класс.»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кузьмичева Наталья Викторовна

МБОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов

Учитель химии

Образовательная область, учебный предмет

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Тема учебного занятия

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Соли, их классификация и получение. 1- ый урок

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1.Растворение. Растворимость веществ в воде. Типы растворов

2-4. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД.

5.Ионные уравнения.

6. Кислоты, их классификация и свойства.

7. Основания, их классификация и свойства.

8. Оксиды, их классификация и свойства.

9-10. Соли, их классификация , получение и свойства.

11. Генетическая связь между классами веществ.

12. Практическая работа №4 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

13.Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Теория ЭД».

14. Контрольная работа №4 по теме «Растворы. Теория ЭД».

15-16. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

17. Практическая работа №5 «Ионные реакции».

18.Практическая работа №6 «Условия протекания хим. реакций».

19. Практическая работа №7. «Решение экспериментальных задач».

20. Повторение и обобщение основных вопросов курса.

21.Контрольная работа № 5. Итоговая.

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть новыми знаниями в области неорганической химии по теме «Соли»

Вовлечь учащихся в образовательную организационно – деятельностную, нравственно – оценочную ситуацию

Овладеть теоретическим знанием в области «Основные классы неорганических веществ» и способами его прикладного использования

Цель

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся составлению химических формул кислых солей, уравнений химических реакций получения кислых и средних солей, отработают умения решения расчетных задач пропорцией, решения расчетных задач по уравнению химической реакции…

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять мыслительные логические операции при разрешении проблемной ситуации, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание, свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости химических знаний в повседневной жизни, убедятся в необходимости развития математической компетенции.

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Исходное состояние обучающихся:

– знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

– могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

– могут планировать, проектировать, моделировать;

– могут контролировать, оценивать и т.д.

-имеют опыт составления химических формул веществ и химических уравнений,

– имеют опыт работы с различными источниками информации,

– могут осуществлять интеграцию химических, математических знаний и субъектного опыта для решения контекстных задач,

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением,

-владеют основными видами логических операций,

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Выполнение заданий №1-№5 с выполнением кратких записей в тетрадь.

Фронтальная работа в эвристической беседе

Решение ситуационной задачи,

Участие в разрешении ситуационной задачи,

Ответ у доски

Участие в разрешении ситуационной задачи,

Ответ у доски

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет – ресурсы

Габриелян О.С.Учебник химии 8 класс

http://hemi.wallst.ru/

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, личный калькулятор

Технология проблемного обучения

уровневой дифференциации

коммуникативного обучения

Технологии развивающего обучения

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Коллективный поиск ответа на вопрос игры Что? Где? Когда? Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся : репродуктивный, занимательный

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии 8 кл.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесно-визуальный

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный- проблемное изложение

По характеру управления учебной работой: самостоятельно

Методы стимулирования интереса к учению: создание практикоориентированной ситуации

В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно-социального значения полученных знаний.

Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата:

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1.организационный этап 2 мин.

2. Актуализация знаний 4 мин.

3. Целеполагание 1 мин

4. Введение новых знаний 20 мин

5.Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний 15 мин

6. определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению 5 мин

Реализация субъект-субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, диалог, дискуссия),

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация,

эвристическая беседа, диалог, дискуссия) репродуктивный (работа с книгой),

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание практикоориентированной ситуации, учебная дискуссия, создание ситуации успеха

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль.

У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления

Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемных ситуаций, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

Наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов)

Словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (бумажная распечатка)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой и ЭОР)

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя)

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, то есть мышление приобретает рефлексивный характер.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

Построение системы конкретно-практических задач

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (составление формул, решение ситуационной задачи), продуктивные (проблемный и частично-поисковый- ситуационная задача, письменная работа)

По характеру управления учебной работой: (самостоятельная работа)

Методы контроля и самоконтроля: письменные задания и письменный самоконтроль

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно- ориентированные задания

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация (Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве) способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся

По характеру управления учебной работой:

Методы стимулирования интереса к учению:

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

По источнику передачи и восприятию учебной информации: письменное анкетирование

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения. Продолжается формирование способности анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?), и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось).

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка дом.задания

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Вопрос игры «Что? Где? Когда?»

В ее честь названы многие города, реки и озера?

Она необходима человеку каждый день, но избыток вреден для здоровья.

В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она символ гостеприимства, верности, радушия.

Она находится в черном ящике. Что в черном ящике?

Отвечают на вопросы в парах, затем озвучивают ответ вслух.

1.3. Создание проблемной ситуации

Решите ситуационную задачу.

1 задание.Лечебно-столовую минералку пьют как для профилактики, так и в качестве столовой. Но с ней следует быть осторожным: в неограниченном количестве она может привести к нарушению солевого баланса в организме и обострению хронических заболеваний. Лечить такая вода будет только в том случае, если вам ее подобрал специалист.
По химическому составу минеральная вода бывает: гидрокарбонатной, хлоридной и сульфатной. От спектра тех или иных минеральных веществ и их количества зависит вкус минералки.
Минеральная вода с большим содержанием хлорида натрия имеет соленый вкус, сульфата магния — горьковатый. Самой вкусной считают минералку из группы гидрокарбонатных (на этикетке указано – гидрокарбонатно-натриевая и др.).
Гидрокарбонатная вода — содержит гидрокарбонаты (минеральные соли) – 600 мг на литр.
Рекомендуется людям, активно занимающимся спортом, грудным детямбольным циститом.
Снижает кислотность желудочного сока.

В вашем стаканчике 150 мл минеральной воды. Сколько г гидрокарбоната натрия содержится в данном растворе?

Составьте формулу гидрокарбоната натрия. К какому классу относится это вещество?

Читайте также:
Урок 3. Молекулы и простые вещества
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: