Урок 6. Простые ионы

Урок 6. Простые ионы – HIMI4KA

Классификация ионов

Ионы подразделяют на две большие группы — простые и сложные.

Простые ( одноатомные [en] ) ионы содержат одно атомное ядро.

Сложные ( многоатомные [en] ) ионы содержат не менее двух атомных ядер.

Отдельно выделяют ион-радикалы — заряженные свободные радикалы. Ион-радикалы в свою очередь подразделяют на катион-радикалы и анион-радикалы.

Катион-радикалы — положительно заряженные частицы с одним неспаренным электроном.

Анион-радикалы — отрицательно заряженные частицы с одним неспаренным электроном [3]

Видео

Заряды ионов и их классификация

Классификация ионов происходит по нескольким признакам:

  • по заряду;
  • по наличию водной оболочки;
  • по составу.

Заряды ионов бывают положительными и отрицательными. Положительные ионы называются катионами. Отрицательные — анионами. При ионной связи они соединяются для образования химических соединений.

По второму признаку ионы бывают гидратированными и негидратированными. Первые находятся в растворах и кристаллогидратах. Вторые — в безводных солях.

По составу ионы делятся на простые и сложные. Простые ионы образуются из одного атома. Сложные — состоят из нескольких.

По значению заряда ионы классифицируются на:

  • однозарядные (K+);
  • двузарядные (Ва2+);
  • трехзарядные (Al3+).

Энергия ионизации

Если электрону сообщить достаточное количество энергии, то электрон «оторвётся» от атома. Чем ближе электрон к ядру — тем сложнее его отрывать, а значит, больше энергии необходимо передать. Энергия, необходимая для отрыва электрона, называется энергией ионизации или ионизационный потенциал (I). Значения I затабулированы и могут быть найдены в различных справочниках.

# Элемент Название кДж/моль
1 H Водород 1312
2 He Гелий 2373
3 Li Литий 520
4 Be Бериллий 899.5
5 B Бор 801
6 C Углерод 1086
7 N Азот 1402
8 O Кислород 1314
9 F Фтор 1681
10 Ne Неон 2080.7
11 Na Натрий 495
12 Mg Магний 738
13 Al Алюминий 578
14 Si Кремний 787
15 P Фосфор 1012
16 S Сера 1000
17 Cl Хлор 1251
18 Ar Аргон 1520.6
19 K Калий 418.8
20 Ca Кальций 590
21 Sc Скандий 633.1
22 Ti Титан 658.8
23 V Ванадий 650.9
24 Cr Хром 652.9
25 Mn Марганец 717.3
26 Fe Железо 762.5
27 Co Кобальт 760.4
28 Ni Никель 737.1
29 Cu Медь 745.5
30 Zn Цинк 906.4
31 Ga Галлий 578.8
32 Ge Германий 762
33 As Мышьяк 947
34 Se Селен 941
35 Br Бром 1142
36 Kr Криптон 1350.8
37 Rb Рубидий 403
38 Sr Стронций 549
39 Y Иттрий 600
40 Zr Цирконий 640.1
41 Nb Ниобий 652.1
42 Mo Молибден 684.3
43 Tc Технеций 702
44 Ru Рутений 710.2
45 Rh Родий 719.7
46 Pd Палладий 804.4
47 Ag Серебро 731
48 Cd Кадмий 867.8
49 In Индий 558.3
50 Sn Олово 709
51 Sb Сурьма 834
52 Te Теллур 869
53 I Иод 1008
54 Xe Ксенон 1170.4
55 Cs Цезий 375.7
56 Ba Барий 503
57 La Лантан 538.1
58 Ce Церий 534.4
59 Pr Празеодим 527
60 Nd Неодим 533.1
61 Pm Прометий 540
62 Sm Самарий 544.5
63 Eu Европий 547.1
64 Gd Гадолиний 593.4
65 Tb Тербий 565.8
66 Dy Диспрозий 573
67 Ho Гольмий 581
68 Er Эрбий 589.3
69 Tm Тулий 596.7
70 Yb Иттербий 603.4
71 Lu Лютеций 523.5
72 Hf Гафний 658.5
73 Ta Тантал 761
74 W Вольфрам 770
75 Re Рений 760
76 Os Осмий 840
77 Ir Иридий 880
78 Pt Платина 870
79 Au Золото 890.1
80 Hg Ртуть 1007.1
81 Tl Таллий 589.4
82 Pb Свинец 715.6
83 Bi Висмут 703
84 Po Полоний 812.1
85 At Астат 890
86 Rn Радон 1037
87 Fr Франций 380
88 Ra Радий 509.3
89 Ac Актиний 499
90 Th Торий 587
91 Pa Протактиний 568
92 U Уран 597.6
93 Np Нептуний 604.5
94 Pu Плутоний 584.7
95 Am Америций 578
96 Cm Кюрий 581
97 Bk Берклий 601
98 Cf Калифорний 608
99 Es Эйнштейний 619
100 Fm Фермий 627
101 Md Менделевий 635
102 No Нобелий 642
103 Lr Лоуренсий 470
104 Rf Резерфордий 580
Таблица 1. Энергия ионизации, справочные данные

Положительные и отрицательные ионы

Наглядным примером ионной химической связи может служить обычная поваренная соль NaCl, которая присутствует на каждой кухне. Атомы натрия (и вообще всех металлов) слабо удерживают внешние электроны, тогда как атомы хлора напротив, обладают очень большой способностью притягивать к себе электроны, т.е обладают большой электроотрицательностью.

Поэтому при образовании молекулы NaCl каждый атом Na теряет один электрон (e — ), образуя положительный ион натрия Na + , а каждый атом Cl, наоборот, приобретает этот потерянный электрон натрия, образуя отрицательный ион хлора Cl — . Это записывается в виде двух реакций:

  • Na → Na + + e — и ½Cl2 + e — → Cl —

Записать ½Cl2 пришлось потому, что газообразный хлор в природе состоит из двухатомных молекул, а не из свободных одиночных атомов хлора.

На рисунке выше, изображена кристаллическая решетка NaCl, где каждый хлорид-ион Cl — окружен со всех сторон соседними положительными ионами натрия Na + ; ионы натрия Na + точно также окружены ближайшими хлорид-ионами Cl — . Подобное расположение ионов обладает высокой устойчивостью.

Положительно заряженные ионы называются катионами. К ним в основном относятся металлы, так как они легко отдают от одного до трех электронов. Ниже приведены примеры катионов:

Анионами являются неметаллы, поскольку с радостью присоединяют к себе электроны, превращаясь в отрицательно заряженные ионы. Примеры анионов:

Катионы и анионы

Атомы, в которых количество протонов не равно количеству электронов называются ионами, поскольку электрон имеет отрицательный заряд, то если электронов больше протонов, то суммарный заряд отрицательный: S 2- означает, что в данном атоме серы количество электронов больше чем протонов на два электрона. Соответственно, если электронов меньше чем протонов, то суммарный заряд положительный и обозначается H + . Отрицательно заряженные атомы называются анионами, положительно заряженные атомы — катионами.

Урок 6. Простые ионы

Ключевые слова конспекта: Атомно-молекулярное учение, атомы, молекулы и ионы, элементарные частицы, ядро, электрон, протон, нейтрон.

Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад предположил, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц — атомов. В переводе «атом» означает «неделимый».

Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в XVIII— XIX вв. Великий русский учёный М. В. Ломоносов утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ учёный объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.

Основоположником атомно-молекулярного учения принято считать известного английского учёного Джона Дальтона. Тем не менее некоторые представления об атомах и молекулах, высказанные Ломоносовым за полвека до Дальтона, оказались более достоверными, научными. Например, английский учёный отрицал возможность существования молекул, образованных одинаковыми атомами.

Атомно-молекулярное учение получило окончательное признание только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ.

Молекулы

Каждое отдельно взятое вещество состоит из одинаковых молекул. Например, вещество вода состоит из молекул воды. Но размеры молекул воды очень малы, поэтому даже маленькая капелька воды содержит огромное количество молекул, которые имеют одинаковые состав и свойства.

Молекулы — это мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. При химических реакциях молекулы распадаются, то есть они являются химически делимыми частицами. Молекулы состоят из атомов.

Атомы

Следует иметь в виду, что существуют также вещества, состоящие из отдельных одинаковых атомов. Мельчайшими частицами, сохраняющими характерные химические свойства таких веществ, являются атомы. Так, из отдельных атомов состоят благородные газы — гелий, неон, аргон и др. Атомы в отличие от молекул в ходе химических реакций не делятся на более мелкие части.

Атомы — это мельчайшие химически неделимые частицы вещества.

Элементарные частицы

В конце XIX—начале XX в. было обнаружено, что атомы состоят из ешё более мелких частиц. Эти частицы были названы элементарными частицами. В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого находятся отрицательно заряженные частицы — электроны. Заряд электрона принято считать равным —1.

Ядро атома, в свою очередь, также состоит из элементарных частиц. В состав ядер атомов входят положительно заряженные частицы — протоны и частицы, имеющие почти такую же массу, как протоны, но не имеющие заряда,— нейтроны. Заряд протона численно равен заряду электрона, но имеет противоположный знак (+1).

Например, атом водорода состоит из ядра, в котором находится только один протон и один электрон. Атом гелия состоит из ядра, в котором находятся 2 протона и 2 нейтрона, а также 2 электрона. Атом лития состоит из ядра, в котором находятся 3 протона, 4 нейтрона, а также 3 электрона.

Ионы

Одни атомы, взаимодействуя с другими атомами, могут терять или, наоборот, приобретать один или более электронов. В результате электрически нейтральный атом превращается в заряженную частицу — ион. Если атом теряет один или несколько электронов, его называют положительно заряженным ионом. Атом, дополнительно присоединивший один или несколько электронов, называют отрицательно заряженным ионом. Противоположно заряженные ионы притягиваются друг к другу. Подробнее электронно-ионная теория рассматривается в курсе физики (читать Конспект «Электронно-ионная теория»)

Конспект урока «Атомы, молекулы и ионы».

Урок 6. Простые ионы

Куда можно спрятаться, чтобы Бог не нашел?

Цель: Показать детям, что Бог все видит, от Него нельзя спрятаться и Его нельзя обмануть.

Библейский текст: книга Ионы

Золотой стих : «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Пс.138:7

1) Откуда у человека берутся ценности (то, что он считает дорогим его сердцу, на чем основывает свою жизнь)?

2) На чем строится система ценностей христианина?

Вы когда-нибудь пытались что-то утаить? Например, вы разбили красивую чашку и пытаетесь «скрыть следы преступления» – склеить чашку. Или вы получили плохую отметку и пытаетесь не попадаться на глаза родителям: после школы бежите в кружок, потом сразу гуляете, а вечером ложитесь рано спать, умоляя, чтобы мама не успела спросить вас об оценках в школе. Бывает, что видишь, как по улице идет человек, с которым не хочется встречаться – некоторые убегают или переходят на другую сторону. Иногда наши попытки что-то скрыть успешны, иногда нет.

Некоторые люди ведут себя так, как будто думаю, что от Бога можно что-то скрыть или вообще спрятаться, убежать. Они приходят в церковь (крайне редко) и очень довольны собой в такие моменты – «Вот он я, Господи, смотри скорей, какой я праведный и хороший». А потом, возвращаясь домой, они делают то, что не нравится Богу.

Сегодня мы прочитаем историю о человеке, который также думал, что от Бога можно спрятаться. Играя в прятки, он полагал, что таким образом можно не исполнять Божью волю.

  1. По дороге в Фарсис

В этом отрывке вы познакомитесь с пророком Ионой. Пророк – это не просто верующий

человек, это человек, который имеет особые взаимоотношения с Богом. В Израиле пророки играли большую роль, потом что они сообщали людям о том, что их ожидает. Обычно пророки предупреждали какую-то группу людей о предстоящем наказании, если они не покаются или наоборот о благословении за верность Богу. Иона был одни из таких пророков, в его служении уже были случаи успешных пророческих предсказаний (4 Царств.14:25).

? Какое повеление Бог дает Ионе?

? Что Иона должен был делать в Ниневии?

Вы уже слышали, что для пророка было обычным делом идти и говорить Слово Божье людям, нередко это было слово о суде. В данном случае Иоанн должен был не просто предсказать наказание, но вначале проповедовать, чтобы люди, если б захотели могли покаяться и предотвратить Божий суд.

? Что делает Иона в ответ на Божье повеление? (ст.3)

Фарсис находился совсем в другой стороне. Существует несколько предположений, почему Иона не хотел идти в Ниневию. Ниневия – большой языческий город, в котором царило идолопоклонство и разврат. Иона скорее хотел видеть, как Бог сразу же накажет Ниневию.

? От кого прятался Иона на корабле?

От лица Господня (ст.3). Иона убежал не от простого правителя или начальника, но от самого Бога. Можно ли это в принципе сделать? Посмотрим дальше.

? Что произошло с кораблем? (он попадает в сильный шторм)

? Кто был виновником происшедшего? (Иона)

? Осознает ли Иона то, что он играет в прятки с Богом? Считает ли он себя неправым?

Ст.9 Вероятно нет. Он с гордостью заявляет неверующим матросам, что является верующим. По-видимому, буря была действительно очень сильная. Даже видавшие виды матросы не на шутку испугались. Они (скорее всего неверующие люди) стали объяснять Ионе, что нельзя убежать от Госода.

? Что предложил Иона? (бросить его за борт)

? Легко ли было матросам пойти на убийство Ионы (выбросить человека за борт и оставить фактически означало смерть). (нет)

Происходящее настолько потрясло матросов, что они фактически покаялись, они признали, что Бог делает то, что Ему угодно и никто не может обмануть или убежать от Него.

? Где оказался Иона? (в море)

  1. Бог слышит Иону в животе у кита

? Где оказался Иона?

? Видел ли Бог Иону и слышал ли его?

Бог не только видел Иону, но Он полностью контролировал ситуацию, знал все, что происходит. В молитве Иона признает, что Бог нашел его даже в глубине моря, что от Бога нельзя спрятаться. Он признает, что только Бог может спасти его из чрева кита (ст.10).

? У слышал ли Бог молитву Ионы? (да)

После произошедшего Бог вновь повторяет Ионе свое повеление, после чего у Ионы уже нет желания прятаться от Бога.

? Пошел ли Иона в Ниневию? (да)

? Что произошло в этом городе? (люди покаялись)

Как вы думаете, есть у человека какие-то шансы спрятаться от Бога? (дать людям высказаться)

Как вы считаете, знает ли Бог все ваши дела и даже ваши намерения? (дать высказаться)

3. Игры в прятки

К сожалению, многие люди пытаются «играть в прятки» с Богом. Однажды один мужчина вел машину и увидел вдалеке стоящего инспектора ГИБДД. Он сказал своему другу: «Ну вот, у меня талон техосмотра просрочен, наверное, сейчас остановят и оштрафуют». На это друг ему посоветовал: «А ты не смотри на этого инспектора, как будто бы его нет и поезжай дальше.»

? Как вы думаете, это хороший совет – притвориться, что ты не видишь инспектора, который машет тебе жезлом, чтобы ты остановился?

Конечно. нет. Следующее, что сделает инспектор – он сообщит по рации и машину остановят на следующем пункте ГАИ и оштрафуют не только за то, что просрочен талон техомотра, но и за то, что водитель не остановился по просьбе инспектора.

Мне кажется, что многие люди живут по такому же принципу. Они стараются думать, что Бога нет или что Бог только в церкви, но Он не видит все, что человек делает в повседневной жизни.

Посмотрите на следующий перечень и скажите, что большинство людей будет делать в церкви и как будет себя вести в обычной жизни? (эти надписи разсортировать по двум колонкам – над одной нарисована церковь, над другой – дом,школа)

– молиться – быть очень вежливым

– одеваться прилично – читать Библию

– петь и слушать христианские песни – не ругаться и не использовать плохих слов

– курить – помогать (нести служение)

– дерзко разговаривать с мамой – одеваться так, что наша одежда может послужить

– читать журналы, в которых соблазном

статьи и фотографии направлены на

развращение молодых людей

Нам возможно просто дать правильные ответы, как рассортировать эти фразы, но намного

сложнее вести себя (или стараться вести себя) так, как будто мы находимся постоянно перед

Иногда маленькие дети стараются обмануть папу и маму. Например, они могут съесть

шоколад, который припасен для праздника. При этом они забывают вытереть рот и вымыть руки –

их «преступление» так очевидно взгляду взрослого человека! Мы иногда тоже напоминаем таких

детей, которые думают, что могут спрятаться от Бога.

В Библии есть очень хорошая фраза, которая описывает жизнь верующих – хождением перед

Богом. Если человек решает, что он хочет стать христианином, то он должен помнить, что вся

жизнь верующего – это хождение перед Богом. Как только вы поймете это, вам станет ясно, что

нельзя быть христианином только по воскресеньям. Нам нужно помнить, что куда бы мы не

пошли, Бог идет с нами, от него не убежишь.

Есть одна история, в которой говорится о том, что в жизнь человека вошел Христос. Человек

тот был очень рад встрече с Господом, он давно хотел стать христианином. Но в этот момент тот

человек собирался с кампанией повеселиться и понимал, что Христос не может идти туда с ним.

Он предложил остаться Христу дома. Но Христос не хотел оставаться, он желал везде быть рядом

со своим новым другом. Тогда мальчик решил, что не может принять Христа на таких условиях,

он согласен встречаться со Христом в церкви или обращаться к Нему, когда нужна помощь, но

жить со Христом – слишком трудная задача, потому что в таком случае мальчику придется

Заучивание золотого стиха и молитва.

Урок 6. Простые ионы

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 91.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 91.

Частица, в которой содержится разное число протонов и электронов, называется ионом. Если количество протонов больше, ион приобретает положительный заряд и становится катионом. Ионы с отрицательным зарядом (преобладают электроны) называются анионами.

Общее описание

Впервые в химии понятие «ион» появилось в 1834 году благодаря экспериментам Майкла Фарадея. Учёный изучал электропроводность водных растворов кислот, солей, щелочей. Он предположил, что возможность проводить электричество обусловлена движением в растворе заряженных частиц – ионов.

Молекулы способны распадаться на ионы – атомы с недостатком или избытком электроном. Процесс распада называется электролитической диссоциацией, а образованный раствор или расплав – электролитом. Если опустить в раствор электролита электрод, катионы начнут двигаться к катоду – отрицательному полюсу, анионы – к аноду – положительному полюсу. Этим объясняется электропроводность электролитов.

В растворах или в расплавах ионы образуются под действием молекул воды или высокой температуры.

Строение

Ионы состоят из ядра и электронов, движущихся вокруг. Ядро образуют положительно заряженные частицы (протоны) и нейтральные частицы (нейтроны). Количество протонов совпадает с порядковым номером элемента. Количество нейтронов равно значению разницы между относительной атомной массой и количеством протонов.

Электроны располагаются на энергетических уровнях. Количество уровней совпадает с периодом, в котором находится элемент. На внешнем энергетическом уровне находятся валентные электроны, которые могут взаимодействовать с другими атомами. При отдаче валентных электронов атом превращается в катион, при присоединении дополнительного электрона становится анионом.

Например, если к атому хлора присоединить ещё один электрон он станет отрицательно заряженным ионом – анионом. А если у атома натрия отнять один электрон, он станет положительно заряженным ионом – катионом, т.к. количество протонов станет больше, чем отрицательных электронов.

Катионы в уравнениях отмечаются плюсом, а анионы – минусом. Например, Fe 2+ , Al 3+ , Na + , F – , Cl – . Цифра означает, сколько электронов отдал или принял атом, став ионом, т.е. показывает степень окисления. Количество катионов или анионов можно посмотреть по таблице растворимости веществ.

Классификация

Ионы делятся на две группы:

  • простые или моноатомные – содержат одно ядро, т.е. состоят из одного атома вещества;
  • сложные или полиатомные – содержат минимум два ядра, т.е. состоят из двух и более атомов вещества.

К простым ионам относятся катионы и анионы металлов и неметаллов – Na + , Mg 2+ , Cl – . Сложные ионы образуются при присоединении иона к нейтральным молекулам вещества. Например:

  • NH3 + H + → NH4 + ;
  • BF3 + F – → BF4 – .

Катионами являются ионы металлов, водорода, аммония и некоторых других веществ. Анионами являются гидроксид-ион (OH – ), ионы кислотных остатков, неметаллов и других веществ.

Некоторые атомы могут становиться катионами или анионами в зависимости от реакции.

Также выделяют ион-радикалы – свободные заряженные частицы, способные присоединять атомы или присоединяться к атомам других веществ. В зависимости от заряда делятся на китионы-радикалы и анионы-радикалы.

Ионная связь – класс соединения ионов. Ионная связь возникает в результате электростатического притяжения анионов и катионов. При этом атом с большей электроотрицательностью притягивает атом с меньшей электроотрицательностью. Ионная связь возникает преимущественно между ионами металлов и неметаллов. Металл всегда отдаёт электроны, т.е. является восстановителем.

Что мы узнали?

Из темы урока узнали, что такое ионы. Атом становится ионом при отщеплении или присоединении электронов. Если электронов становится меньше, то атом приобретает положительный заряд за счёт преобладания протонов и становится катионом. При увеличении количества отрицательно заряженных электронов атом становится анионом. Ионы способны передавать электричество и обязательно присутствуют в электролитах. Между ионами возникает ионная связь за счёт электростатического притяжения отрицательных и положительно заряженных частиц.

методическая разаботка урока Ионная связь
методическая разработка по химии (8 класс)

Данный материал подходит как для обычного, так и для открытого урока. В нем в объеме 8 класса изложен материал по теме Ионная связь .Описывается время, ход урока по пунктам. В первой части урока учащиеся повторяют строение атома, пройденный материал , через моделирование строения атома.Учитывается релаксеция в виде интересной паузы-отдыха,связанной с предметом химия. По ФГОС не учитель, адети подходят к определению темы урока, что описано в данном случае с ионной связью.Применяются индивидуальная, групповая и фронтальная формы уроков.Закрепление материала акцентируется на алгоритме схемы образования ионной связи.Задание надом учитывает разные уровни сложности в трех вариантах.В конце урока обязательная рефлексия со смайликами – атомами.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_fgos_ionnaya_svyaz_-_kopiya.docx 50.92 КБ
ionnaya_svyaz.pptx 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя школа №4 г.Навашино

Методическая разработка урока

«ИОННАЯ СВЯЗЬ» 8класс

Учитель химии МБОУ

Средняя школа №4 г.Навашино

Образовательные : организовать повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие : способствоватьразвитию навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании анализа состава химического соединения, развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

межпредметные ( физика – строение вещества , понятия «молекула», «атом»; история- древнегреческий мыслитель Эпикур).

Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Средства: таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, инструктивные карточки, заготовки аппликаций строения атома, интерактивная доска.

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний по пройденному материалу.

Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.

Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Атомы химических элементов», особенностями учащихся данной возрастной группы.

На этапе актуализации опорных знаний обучающихся использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция. Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.

На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.

Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.

В организации самостоятельной работы и творческого домашнего задания использован дифференцированный подход к составлению заданий трех уровней сложности, что позволило учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и возможность свободного выбора ими посильного задания.

При оценивании самостоятельной работы обучающихся будут учитываться индивидуальные достижения детей в ходе устных ответов на уроке, работы у доски, за которую они получали баллы-жетоны и которые могут повлиять на повышение конечной отметки.

Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.

У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности.

Тема: «Ионная химическая связь»

Образовательные : организовать повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствовать развитию навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании анализа состава химического соединения,развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Хронологическая карта урока

1.Организационный момент – 1 мин.

2. Обобщение пройденного материала

Строение атома. Изотопы – 10 мин

Строение электронных оболочек – 2 мин

Особенности внешнего энергетического уровня 3 мин

3. Физкультминутка – 1мин

4. Мотивация урока 1 мин

5.Обучающая часть урока – 20 мин.

6.Закрепление изученного материала (проверочная работа)-5 мин.

7.Подведение итогов работы – 1мин.

8.Домашнее задание – 1 мин.

Тема урока «Ионная химическая связь»

Готовность к уроку (конверты, инструктивная карточка, тетрадь).

Обобщение пройденного материала.

Скажите пожалуйста, такие понятия , как атом, энергетический уровень, орбиталь – к какой общей теме относятся ?

1.Давайте с вами вспомним его строение.

Читаем 1-е задание в вашей карточке и выполняем его.

( 1.Узнай меня – какой это элемент. 2. Аппликация Строение атома.)

1.Изотоп протий 2. Изотоп Дейтерий. 3. Изотоп Тритий. 4. Литий. 5. Гелий.

Вывод: вещество состоит из нейтральных атомов. Атом несет одинаковое количество положительных протонов и отрицательных электронов. Протоны и нейтроны в ядре, электроны вокруг ядра. Это планетарная модель строения атома РЕЗЕРФОРДА. Нуклоны – это протоны и нейтроны, то, что в ядре.

Вывод: Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра и разное массовое число.

Вывод: Свойства химических элементов и составляющих их веществ находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.

2.Читаем 2-е задание из карточки:

Как написать электронную формулу кислорода?

8р+, 8е- и развернутую

Вывод: Период – число энергетических уровней. Группа – число электронов на последнем, если элемент А п/группы.

Вывод: 2 орбитали S и Р , в первой 2 электрона максимум, во второй 2, но Р орбиталей всего 3, поэтому максимум 6 электронов.

3. Читаем 3 е задание.

Сравнить химические элементы натрий и магний, натрий и калий.

Связать это со строением внешнего энергетического уровня атома.

Натрий 1 группа, 1 е- Магний 2 группа , 2е-

Отдает легче один е- натрий, значит более металл, значит Металлические свойства по периоду ослабевают, а Неметаллические усиливаются.

Натрий находится во 2 периоде, а магний в 3 ем периоде, т.е у первого 2 уровня, у второго элемента 3 уровня. Заряд ядра увеличивается, радиус увеличивается, электрон легче отдать, значит Металлические свойства по группе сверху вниз увеличиваются, а Неметаллические наоборот.

Вывод: выше и самый сильный металл франций, самый сильный неметалл фтор.

Руки вверх – раз, два , три. Это группа , посмотри.

Руки в стороны – три, четыре, пять .Это период – тебе надо ЗНАТЬ.

Закрыть глаза, представьте себя атомом, загадайте заряд ядра не больше 85, представьте себе траекторию бешеного движения электронов. А теперь откройте и посмотрите, какой вы элемент…с кем вы себя сравнили…

Мотивация Химическая связь. Ионная связь.

Уч-ль: А какие связи вам известны?

Уч-ки: (перечисляют) сотовая, родственна, телефонная, Интернет, и т.д.

Уч-ль : Какие связи наиболее значимы для вас? (напишите на полях тетради)

Уч-ки: (записывают число, тему урока и наиболее значимые для себя виды связей).

Уч-ль: Что такое связи? Каким одним емким словом можно было бы заменить все перечисленные связи. Связи – это что ?

Уч-ки: (думают)А учитель в это время рассказывает.

Уч-ль: Чтобы вам легче было ответить на поставленный вопрос, я расскажу вам, как древние греки представляли себе хим. связь. Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показывает два кулака и согнутые указательные пальцы обеих рук) посредством которых атомы удерживались друг с другом. И теперь (сцепляет кулаки мнимыми «крючочками») чтобы оторвать один атом от другого нужно приложить усилие.

Так что же такое связи?

Уч-ки: Приходят к выводу, что связи – это сила. А ты запомни главное и твердо это знай.

Любые связи – СИЛА

О том не забывай!

Уч-ль : А что же такое химическая связь?

Уч-ки: Это силы между атомами в молекулах.

Уч-ль: В чем причина возникновения связей, любых: сотовых, дружеских, семейных и т.д.?

Уч-ки: приходят к выводу, что это нужно, необходимо.

Уч-ль : Как же и почему происходит соединение атомов?

Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два атома – атом Na 0 и атом CI 0 . В чем будет состоять их взаимодействие? Составьте самостоятельно в тетрадях схемы строения атомов натрия и хлора. Определите число спаренных и неспаренных электронов на последнем уровне в атомах.

Na +11 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 1 ;

Сl +17 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 5 .

Уч-ки: У атома металла на внешнем энергетическом уровне находится единственный электрон, а у неметалла как раз не хватает именно одного электрона, чтобы его внешний уровень оказался завершенным.

Уч-ль: Что произойдет сейчас?

Уч-ки: Образуется связанная система , т.е. связь.

Уч-ль: Скажите, пожалуйста, а какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны?

Уч-ль: Какие электронные структуры считаются устойчивыми?

Уч-ки: С завершенным внешним электронным слоем.

Уч-ль: Таким образом, на вопрос, зачем возникают химические связи, мы тоже ответили. А зачем вы вступаете в связи ? Зачем дружите, любите, слушаете радио и т.д.

Уч-ки: (делятся мнением). Это могут быть такие ответы: для получения нужной информации, для удовлетворения своих потребностей и т.д.)

Уч-ль: Спасибо. Переходим к следующему этапу урока. Нам предстоит ответить на вопрос, как возникают химическиесвязи

Уч-ль: При этом процессе выделится энергия связи. Атом металла легко отдаст свой наиболее удаленный от ядра и слабо связанный с ним электрон атому неметалла , который предоставит ему свободное место на своем внешнем энергетическом уровне.

Тогда атом, лишенный одного отрицательного электрона, станет положительно заряженной частичкой, а атом неметалла превратится в отрицательно заряженную частичку благодаря полученному электрону.

Частицы, которые образуются в результате перехода электронов от одного атома к другому, называются ионами .

Оба атома осуществят свою «заветную мечту». Какую, как вы думаете?

Уч-ся: Получат необходимую восьмерку электронов на внешнем энергетическом уровне. (Вводится понятие «ион», «ионная связь», определения записываются в тетрадь.)

Na 0 – 1 e —> Na 1+ ,Cl 0 + 1 e —>Cl 1– .

Заряд иона определяется количеством отданных или принятых электронов.

Химическая связь, которая возникает между ионами, называется ионной.

Давайтедля примера рассмотрим схемы строения ионов кальция и кислорода и определим общее количество электронов в каждом ионе:

Ca 2+ +20) 2 ) 8 ) 8 ) 2 , 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2

O 2– +8) 2 ) 6 , 1 s 2 2 s 2 2 p 4 • Ионная связь возникает между атомами металлов и неметаллов.

Уч-ль: Но что произойдет? Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединятся, вернее между ними возникнет химическая связь. Так в чем же причина возникновения химической связи?

Уч-ки: В энергетической выгоде.

В заключении рассмотрим алгоритм (последовательность) рассуждений при записи схемы образования ионной связи, например между атомами кальция и хлора.

Ca 0 атом – 2 е – —-Ca 2+ ион F 0 атом +1е – —-F – ион

Ca 0 +2F 0______ Ca 2+ F – 2

Цифры, показывающие число атомов или молекул, называют коэффициентами . А цифры, показывающие число атомов в молекуле или ионов индексами.

Учитель. Мы проделали трудный, но интересный путь, вершина «Химическая связь» покорена. Я поздравляю вас, вы приложили много усилий, чтобы ее достичь, показали ваши знания, проявили находчивость, были дружными, помогали друг другу в трудный момент. А теперь пора в обратный путь. Обратите внимание, какого нового термина из нового материала не достаточно в теме нашего урока?( ИОННАЯ)

Проверим наши главные выводы .

• Ионы – это заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов .(В рабочей тетради сделали записи)

• Связь, которая возникает в результате взаимодействия между ионами, называется ионной.(В рабочей тетради сделали записи)

Основные положения ТЭД

Урок 36. Химия 8 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Основные положения ТЭД”

1. При растворении в воде или расплавлении электролиты диссоциируют на ионы: положительные и отрицательные. Ионы – это положительно и отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов.

В растворах ионы беспорядочно передвигаются. В переводе с греческого «ион» означает «странствующий». По составу ионы делятся на простые: Na + , Cl – , и сложные: NH4 + , SO4 2- .

Ионы заметно отличаются от атомов этого же элемента. Так атомы натрия (Na 0 ) энергично реагируют с водой с образованием щёлочи и водорода, а ион натрия (Na + ) таких продуктов не образует. Хлор (Cl2) имеет желто-зелёный цвет, резкий запах, ядовит, а ионы хлора (Cl – ) не имеют цвета, неядовиты, лишены запаха.

2. Причиной диссоциации электролита является его гидратация с молекулами воды и разрыв химической связи в нём.

В результате взаимодействия воды с молекулами воды образуются гидратированные ионы. Поэтому, по наличию водной оболочки ионы делятся на гидратированные (в растворах и кристаллогидратах) и негидратированные (в безводных солях).

3. Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательно заряженному полюсу источника тока – к катоду, поэтому их называют катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к положительно заряженному полюсу источника тока – аноду, поэтому их называют анионами.

В растворах электролитов сумма положительных ионов (катионов) равна сумме отрицательно заряженных ионов (анионов), потому эти растворы электронейтральны.

4. Процесс диссоциации – обратимый процесс для слабых электролитов.

Наряду с процессом диссоциации, т.е. распадом электролита на ионы, в растворах слабых электролитов протекает обратный процесс – ассоциация, т.е. соединение ионов. Поэтому при диссоциации слабых электролитов в уравнении ставят не знак равенства, а знак обратимости.

HNO2 H + + NO2

5. Не все электролиты в равной степени диссоциируют на ионы.

Поэтому электролиты делят на сильные, которые полностью диссоциируют на ионы в растворах и расплавах, степень их диссоциации стремиться к единице, и слабые, которые не полностью диссоциируют, степень их диссоциации стремится к нулю. Степень диссоциации зависит то природы электролита и его концентрации.

6. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

По типу ионов, образующихся при диссоциации, различают три типа электролитов: кислоты, основания и соли. Кислоты при диссоциации образуют катионы водород и анионы кислотного остатка, основания – катионы металла и в качестве аниона – гидроксид-ионы, соли при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.

Атомы и электроны

Атомно-молекулярное учение

Мы приступаем к изучению химии – мира молекул и атомов. В этой статье мы рассмотрим базисные понятия и разберемся с электронными формулами элементов.

Атом (греч. а – отриц. частица + tomos – отдел, греч. atomos – неделимый) – электронейтральная частица вещества микроскопических размеров и массы, состоящая из положительно заряженного ядра (протонов) и отрицательно заряженных электронов (электронные орбитали).

Описываемая модель атома называется “планетарной” и была предложена в 1913 году великими физиками: Нильсом Бором и Эрнестом Резерфордом

Протон (греч. protos – первый) – положительно заряженная (+1) элементарная частица, вместе с нейтронами образует ядра атомов элементов. Нейтрон (лат. neuter – ни тот, ни другой) – нейтральная (0) элементарная частица, присутствующая в ядрах всех химических элементов, кроме водорода.

Электрон (греч. elektron – янтарь) – стабильная элементарная частица с отрицательным электрическим зарядом (-1), заряд атома – порядковый номер в таблице Менделеева – равен числу электронов (и, соответственно, протонов).

Запомните, что в невозбужденном состоянии атом содержит одинаковое число электронов и протонов. Так у кальция (порядковый номер 20) в ядре находится 20 протонов, а вокруг ядра на электронных орбиталях 20 электронов.

Я еще раз подчеркну эту важную деталь. На данном этапе будет отлично, если вы запомните простое правило: порядковый номер элемента = числу электронов. Это наиболее важно для практического применения и изучения следующей темы.

Электронная конфигурация атома

Электроны атома находятся в непрерывном движении вокруг ядра. Энергия электронов отличается друг от друга, в соответствии с этим электроны занимают различные энергетические уровни.

Энергетические уровни подразделяются на несколько подуровней:

    Первый уровень

Состоит из s-подуровня: одной “1s” ячейки, в которой помещаются 2 электрона (заполненный электронами – 1s 2 )

Состоит из s-подуровня: одной “s” ячейки (2s 2 ) и p-подуровня: трех “p” ячеек (2p 6 ), на которых помещается 6 электронов

Состоит из s-подуровня: одной “s” ячейки (3s 2 ), p-подуровня: трех “p” ячеек (3p 6 ) и d-подуровня: пяти “d” ячеек (3d 10 ), в которых помещается 10 электронов

Состоит из s-подуровня: одной “s” ячейки (4s 2 ), p-подуровня: трех “p” ячеек (4p 6 ), d-подуровня: пяти “d” ячеек (4d 10 ) и f-подуровня: семи “f” ячеек (4f 14 ), на которых помещается 14 электронов

Зная теорию об энергетических уровнях и порядковый номер элемента из таблицы Менделеева, вы должны расположить определенное число электронов, начиная от уровня с наименьшей энергией и заканчивая к уровнем с наибольшей. Чуть ниже вы увидите несколько примеров, а также узнаете об исключении, которое только подтверждает данные правила.

Подуровни: “s”, “p” и “d”, которые мы только что обсудили, имеют в определенную конфигурацию в пространстве. По этим подуровням, или атомным орбиталям, движутся электроны, создавая определенный “рисунок”.

S-орбиталь похожа на сферу, p-орбиталь напоминает песочные часы, d-орбиталь – клеверный лист.

Правила заполнения электронных орбиталей и примеры

Существует ряд правил, которые применяют при составлении электронных конфигураций атомов:

  • Сперва следует заполнить орбитали с наименьшей энергией, и только после переходить к энергетически более высоким
  • На орбитали (в одной “ячейке”) не может располагаться более двух электронов
  • Орбитали заполняются электронами так: сначала в каждую ячейку помещают по одному электрону, после чего орбитали дополняются еще одним электроном с противоположным направлением
  • Порядок заполнения орбиталей: 1s → 2s → 2p → 3s → 3p → 4s → 3d → 4p → 5s → 4d → 5p → 6s

Должно быть, вы обратили внимание на некоторое несоответствие: после 3p подуровня следует переход к 4s, хотя логично было бы заполнить до конца 4s подуровень. Однако природа распорядилась иначе.

Запомните, что, только заполнив 4s подуровень двумя электронами, можно переходить к 3d подуровню.

Без практики теория мертва, так что приступает к тренировке. Нам нужно составить электронную конфигурацию атомов углерода и серы. Для начала определим их порядковый номер, который подскажет нам число их электронов. У углерода – 6, у серы – 16.

Теперь мы располагаем указанное количество электронов на энергетических уровнях, руководствуясь правилами заполнения.

Обращаю ваше особе внимание: на 2p-подуровне углерода мы расположили 2 электрона в разные ячейки, следуя одному из правил. А на 3p-подуровне у серы электронов оказалось много, поэтому сначала мы расположили 3 электрона по отдельным ячейкам, а оставшимся одним электроном дополнили первую ячейку.

Таким образом, электронные конфигурации наших элементов:

  • Углерод – 1s 2 2s 2 2p 2
  • Серы – 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4
Внешний уровень и валентные электроны

Количество электронов на внешнем (валентном) уровне – это число электронов на наивысшем энергетическом уровне, которого достигает элемент. Такие электроны называются валентными: они могут быть спаренными или неспаренными. Иногда для наглядного представления конфигурацию внешнего уровня записывают отдельно:

  • Углерод – 2s 2 2p 2 (4 валентных электрона)
  • Сера -3s 2 3p 4 (6 валентных электронов)

Неспаренные валентные электроны способны к образованию химической связи. Их число соответствует количеству связей, которые данный атом может образовать с другими атомами. Таким образом неспаренные валентные электроны тесно связаны с валентностью – способностью атомов образовывать определенное число химических связей.

  • Углерод – 2s 2 2p 2 (2 неспаренных валентных электрона)
  • Сера -3s 2 3p 4 (2 неспаренных валентных электрона)
Тренировка

Потренируйтесь и сами составьте электронную конфигурацию для магния и скандия. Определите число электронов на внешнем (валентном) уровне и число неспаренных электронов. Ниже будет дано наглядное объяснение этой задаче.

Запишем получившиеся электронные конфигурации магния и фтора:

  • Магний – 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2
  • Скандий – 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 1
Читайте также:
Урок 18. Кислотно-основное титрование
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: