Урок 7. Относительная молекулярная и относительная формульная массы

Относительная молекулярная масса. Массовые доли элементов.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

урок химии в 8 классе по учебникам Н.Е.Кузнецовой

Скачать:

Вложение Размер
urok_himii_dlya_attestatsii.doc 68.5 КБ
otnositelnaya_molekulyarnaya_massa_i_massovye_doli.pptx 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии для 8 класса по теме

« Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях»

– сформировать у учащихся понятие «относительная молекулярная масса» и «массовые доли элемента»;

-развивать навыки нахождения относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в химическом соединении;

-совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы и массовых долей элемента в соединении;

  • закрепить понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
  • определить понятия «относительная молекулярная масса вещества», «массовые доли элементов в соединениях;
  • научиться правильно произносить формулы веществ;
  • отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества и массовых долей элементов;
  • научиться распознавать по формулам простые и сложные вещества.
  • познакомиться с физическими свойствами некоторых веществ.
  • фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
  • самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
  • выполнять действия по образцу;
  • использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
  • развивать умение принимать коллективное решение.
  • осознание необходимости учения;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;
  • учиться выражать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, периодическая система.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас урок химии буду вести я, меня зовут Насырова Галия Гелемхатовна, я работаю учителем в школе д. Сарайлы.

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Николая Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

-Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся. Предлагаю настроиться на позитивную работу.

  1. Актуализация (повторение) знаний.

Для того, чтобы изучить новую тему повторим пройденное.

-Ребята, скажите мне пожалуйста, что обозначают цифры рядом с каждым элементов? (порядковый номер, заряд ядра, число протонов, электронов)

Что это за цифра стоит внизу? (относительная атомная масса)

-Напомните мне правило округления: (если после целого числа стоит цифра от 5 до 9, то мы добавляем одну единицу к целому; если после целого числа стоит цифра от 0 до 4, то оставляем целое число без изменения)

Карточки. Химический элемент водород. Относительная атомная масса равна 1. По такому принципу определите.

-Найдите относительные атомные массы водорода, серы, натрия, цинка, железа, хлора.

-Почему она не просто масса, а относительная атомная масса?

(относительная атомная масса элемента Ar –это отношение массы атома химического элемента к 112 массы атома углерода с массовым числом 12)

-Умеете ли вы составлять формулы бинарных соединений? (на доске пишут примеры)

-Ребята, это атом? Это уже молекула.

– У молекулы же не относительная атомная масса. Как вы думаете, как она будет называться? (относительная молекулярная масса)

Значит, какая тема нашего урока на сегодня? (относительная молекулярная масса)

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Относительная молекулярная масса», но наша тема еще шире мы еще познакомимся с таким понятием как массовые доли химических элементов в соединениях.

А что мы сегодня узнаем и научимся на уроке?

Значит, наша цель

Цель: (научиться находить относительные молекулярные массы научиться их вычислять.) На предыдущих уроках вы научились вычислять относительную атомную массу, а сегодня мы научимся находить и вычислять относительную молекулярную массу.

Исходя из этой цели перед нами на сегодня такие задачи.

-Относительная молекулярная масса обозначается как буква эм большое с индексом эр. (Мr).

Найдите в учебнике на странице 43 определение Прочитайте в слух. Кто прочитает? (читает из учебника) Прочитай, пожалуйста.

Относительной молекулярной массой вещества называется число, показывающее, во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 112 массы атома углерода.

Запишите в тетрадь.

Она рассчитывается по формуле как сумма относительных атомных масс атомов, образующих молекулу, с учетом индексов.

(написать общую формулу на доске и на слайде)

-Рассмотрим, как мы с вами вычислим относительную молярную массу воды. (показываю я) и поваренной соли

Задания на презентации. Показать, потом вычисляем, затем проверяем.

SiO2 Al2O3 CaCO3 (цэ)

Давайте посмотрим мультфильм. Просмотр видеофильма «Апельсин».

Ребята у меня в руках вместо апельсина мандарин. Мандарин, пока у меня какой? (целый).

Значит мы его примем за целое. Целый мандарин как мы выражаем в %? (100)

Доля всегда меньше целого мандарина. Значит меньше 1. Когда мы будем ее записывать, то начинаем писать как 0,….. Это величина безразмерная.

Но мы с вами округлим до сотых. Например: 0,12, А если в %? 12 %

В химии мы тоже можем вычислять долю элемента в соединении, которое называется

Массовая доля элемента в веществе

-обозначается буквой W (дубль-вэ)

-показывает долю элемента в общей массе соединения

– измеряется –доля от 1 или %

-рассчитывается по формуле W (С)=n Ar(С) | Mr (СnDm)

-Массовая доля химического элемента –это отношение относительной атомной массы химического элемента к относительной молекулярной массе химического соединения.

Широко руки свои простирает химия (руки в сторону)

В дела человеческие (руки на пояс)

В медицину раз(присели), в производство – два(присели)

В быт людской – три (присели)

Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад)

Все без неё, как без рук (круговые движения руками)

Вперёд шагает наука эта…( шагаем)

Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)

Включить алгоритм и разобрать.

HCl оформить на доске в виде задачи:

HCl 1.Вычисляем относительную молекулярную массу соединения HCl.

W(Cl)=? 2. Вычислим массовую долю H

W(H)= 136,5=0.027 или 2,7 %

W(Cl)= 35,536,5=0,973 или 97,3%

Ответ: 0,973 или 97,3%

Такие задания есть в КИМах по ОГЭ. Тест с выбором ответа.

Опираясь на алгоритм, поработайте в парах с соседом решить задачи , округлите до сотых.

Работа в парах по алгоритму (самостоятельно)

1.SO3, 2.Cl2O7, 3.CH4, 4.FeCl2, 5.H2S, 6.N2O5, 7.P2O5, 8.NaCl, 9.AlCl3, 10.K2O,

11.MgO, 12.CO2, 13.PH3, 14.C2H6, 15.NH3

Проверим выборочно № 1,3, 4, 8, 9, 11, 14 решение задачи на презентации.

– Как вы думаете, зачем человеку необходимо знания массовой доли?

Рассмотрим на примере.

Мы с Вами живем в зоне, где идет нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» – результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним – в каком из веществ больше содержится йода? KI KIO3

В иодиде калия =0,77

В иодате калия=0,59

-Молодцы ребята. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

1.изучить параграф 10 учебника;

2.Найдите массовую долю серы в серной кислоте, формула которой H2SO4.

3.Найти относительную молекулярную массу молекулы белка молока:

Мr ( C 6 H 12 O 6 )-?

4.Раздать конкретным детям.

Сравните массовые доли калия, содержащегося в его соединениях KNO 3 и KCl.

Подведем итоги урока.

  • 1.Я узнал много нового
  • 2.На уроке было над чем подумать
  • 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни

Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя Н.Заболоцкого?

Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только системный труд подымает, их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой – не огорчайтесь, поработайте дома самостоятельно, и завтра у вас все получится.

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Спасибо ребята вам за урок, мне было очень приятно и интересно с вами работы.

Формула вещества. Относительная молекулярная масса. Химия. 8 класс. Конспект урока

Цель урока: формирование понятий «формула вещества» и «относительная мо- лекулярная масса».

Планируемые результаты:

  • сформировать понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
  • определить понятия «формула вещества», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса вещества»;
  • научиться правильно произносить формулы веществ, определять их состав (качественный и количественный);
  • отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества;
  • научиться распознавать по формулам простые и сложные вещества.
  • познакомиться с физическими свойствами некоторых веществ.
  • фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
  • самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
  • выполнять действия по образцу;
  • использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
  • развивать умение принимать коллективное решение.
  • осознание необходимости учения;
  • осознавать необходимость в соблюдении правил техники безопасности;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;
  • учиться выражать свое мнение.

Оборудование: коллекция металлов, неметаллов, кислоты (их растворы), соли, основания, оксиды.

Ход занятия

1. Оргмомент

Здравствуйте! Здравствуйте, гости дорогие!
Чем так опечалены на уроке химии?
Расскажите мне скорей: на каком уроке,
Кто обидеть вас посмел в прошлом недалеком?
Значит буду вам сегодня настроенье поднимать,
Знаю самый лучший способ:
Будем тему изучать!

2. Проверка домашнего задания

По традиции опять
Начинаем как обычно
Мы «домашку» проверять.
Это ведь для нас привычно.
Приготовьтесь отвечать,
Сейчас буду вызывать!
Испугались? Пошутила…
Вызывать не буду!
Лучше тесты вам раздам,
Всем потом оценки дам.

Проверочный тест

Задание 1: подбери соответствие.

1. Аргентум
2. Аурум
3. Гидраргирум

4. Силициум
5. Станнум
6. Плюмбум

7. Арсеникум
8. Стибиум
9. Купрум

а) Ag; б) Cu; в) Fe; г) Sb; д) Sn; е) Hg; ж) Pb; з) As; и) Si; к) Au.

Задание 2. В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или «В» соответственно.

Явления. Тела и вещества

Образование ржавчины на железных предметах.

Выветривание горных пород.

Испарение воды из водоема.

Кипячение воды в чайнике.

Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

Потемнение изделий из серебра.

3. Изучение темы «Формула вещества»

Что может формула сказать
О разных веществах?
Ты сможешь многое узнать,
Ведь все в твоих руках.

Правило про формулы
Будем составлять,
Чтобы потом правильно
Его применять.

Химическая формула –
Запись ведь условная,
Отразит состав веществ
Всех беспрекословно.
Чтобы было формулы
Нам легко писать,
Знаки элементов
Отлично нужно знать!

Учитель записывает на доске несколько химических формул (например, серной кислоты, перманганата калия и т.д.), на примере которых будет объяснять тему.

Какую же информацию несет в себе химическая формула?

Молекул сколько вещества
Определишь в момент,
Когда внимательно взглянёшь
На коэффициент.
А где же нам его искать?
Логично спросишь ты.
А я хочу тебе сказать:
Ты в формулу смотри,
Пред формулою цифра здесь,
Это коэффициент и есть.

Учитель демонстрирует для закрепления несколько формул с разными коэффициентами:

  • H2O – одна молекула воды;
  • 2H2O – две молекулы воды;
  • 6H2O – шесть молекул воды.

Число молекул разобрали.
А как же с атомами быть?
Как нам узнать, что мы не знали:
Всю разновидность изучить?

Здесь учитель говорит о том, что формула содержит информацию о качественном составе вещества: так молекула воды включает две разновидности атомов – атомы водорода и кислорода; перманганата калия – атомы калия, марганца, кислорода.

Установили разновидность,
Давайте дальше продвигаться,
Ещё одна необходимость
У нас с тобой должна остаться:
Какие атомы и как необходимо просчитать,
Чтобы, когда я вас спрошу,
Вам на «пятерку» отвечать.
Всё просто – в индексы смотри,
Атомов сколько? Говори.

Учитель поясняет детям на схемах, что такое индексы и как их отличить от коэффициента:

Индекс и коэффициент
Спутать не так просто,
Цифра индекса совсем
Маленького роста.

А коль молекул много,
Усвой приём другой,
Чтоб число атомов найти,
Коэффициент и индекс
Умножь между собой.

Давайте подведем итог
Разобранной тематике,
Чтоб каждый без ошибок смог
Все формулы внимательно

Анализировать, понять
И на контрольных применять.
А формула «сухая»
Тебе расскажет многое,
Молекула какая,
Об атомах всё строго:
Они какие, сколько их
Теперь ты сосчитаешь вмиг.

4. Закрепление темы «Формула вещества»

Для закрепления теперь
Примерчик прорешаем:
Два аш-два-эс-четыре-о, (на доске формула)
Мы всё о ней узнаем.
Как назовём мы вещество?
Ответ: кислота серная!
Она любое существо «разъест»,
Такая вредная.
Ты с «маслом» этим не шути,
Глаза и руки береги!

В десятом веке алхимики называли серную кислоту «купоросным маслом»,

Так как получили её при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов).

Теперь молекулы считай,
Ответ мне правильный давай.
– Коэффициент проставлен два.
– Соображает голова.
Какие атомы и сколько?
Теперь нам надо просчитать .
Здесь сера, водород, не только:

Про кислород не забывать!
Атомов серы здесь лишь два,
А кислорода – восемь.
А водорода сколько?
Мы у Сергея спросим.
Водорода здесь четыре.
Вот анализ завершили.

Я очень рада, дети,
За этот результат:
Теперь читать все формулы
Вы сможете подряд.

5. Изучение темы «Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса вещества»

Все в природе вещества
Мы сейчас поделим.
Но для этого сперва
Сущность определим.
Если наши атомы
Разновидности одной,
Все тогда понятно,
Класс веществ – простой.
Куча разных атомов
В формуле. Возможно.
Отнесем мы вещество
К группировке сложных.

Ребята в тетради составляют схему (с помощью учителя):

Масса молекулярная

Понятие относительное.
Смысл её физический
Совсем не удивительный.
Массу чтоб молекулы быстренько сравнить,
Нужно на двенадцатую часть углерода разделить.

Учащиеся из учебника переписывают формулу:

m (в-ва)
——————
1/12 m (C)

Mr (в-ва) =

Ты молекулярную
Массу рассчитай:
Атомные массы
Вместе все слагай
И на число атомов
При этом умножай.

Учитель показывает учащимся как правильно вычисляется относительная молекулярная масса вещества:

Mr(A B C D E ) = n(A) Ar(A) + n(B) Ar(B) + n(C) Ar(C) + n(D) Ar(D) + n(E) Ar(E).

6. Закрепление темы «Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса вещества»

Задание 1. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2, K, Cu, N2, O2, Cl2, Al2O3, H2, Br2, NaCl, MgSO4, KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI, KF, Cr, SO3

Результат оформите в форме таблицы:

Вычислите молекулярные массы четырёх любых веществ.

7. Заключительная часть

Ну вот, ребята дорогие,
Заканчивается урок.
Вы поработали на славу,
Трудился каждый, кто как мог.
Теперь вы сможете уверенно
Любые формулы читать,
Простые, сложные , наверное,
Соединенья разбирать.
А так же массу находить
Ещё молекулярную.
Ведь эта тема в химии
Всегда важна и главная.
Домашнюю с доски спишите,
Все книжки можете собрать
И на здоровье отдыхать.

Ещё забыла вам сейчас
Оценочки поставить,
Ошибку эту я смогу
Немедленно исправить.
Сереже, Ире ставлю «пять».
Они ведь как обычно
Прекрасно могут отвечать,
И это все привычно.
Алёна, Катя, Вам – четыре,
А чтобы получить вам пять,
Чуть-чуть побольше надо знать.
Виталик, Паша, Вася опять не доучили,
Поэтому лишь «троечки» сегодня получили.

Ну что ж я с вами не прощаюсь,
До скорого свидания!
Благодарю всех за урок:
Терпенье и внимание.

Решение задач по химии

В этой статье мы коснемся нескольких краеугольных понятий в химии, без которых совершенно невозможно решение задач. Старайтесь понять смысл физических величин, чтобы усвоить эту тему.

Я постараюсь приводить как можно больше примеров по ходу этой статьи, в ходе изучения вы увидите множество примеров по данной теме.

Относительная атомная масса – Ar

Представляет собой массу атома, выраженную в атомных единицах массы. Относительные атомные массы указаны в периодической таблице Д.И. Менделеева. Так, один атом водорода имеет атомную массу = 1, кислород = 16, кальций = 40.

Относительная молекулярная масса – Mr

Относительная молекулярная масса складывается из суммы относительных атомных масс всех атомов, входящих в состав вещества. В качестве примера найдем относительные молекулярные массы кислорода, воды, перманганата калия и медного купороса:

Моль и число Авогадро

Моль – единица количества вещества (в системе единиц СИ), определяемая как количество вещества, содержащее столько же структурных единиц этого вещества (молекул, атомов, ионов) сколько содержится в 12 г изотопа 12 C, т.е. 6 × 10 23 .

Число Авогадро (постоянная Авогадро, NA) – число частиц (молекул, атомов, ионов) содержащихся в одном моле любого вещества.

Больше всего мне хотелось бы, чтобы вы поняли физический смысл изученных понятий. Моль – международная единица количества вещества, которая показывает, сколько атомов, молекул или ионов содержится в определенной массе или конкретном объеме вещества. Один моль любого вещества содержит 6.02 × 10 23 атомов/молекул/ионов – вот самое важное, что сейчас нужно понять.

Иногда в задачах бывает дано число Авогадро, и от вас требуется найти, какое вам дали количество вещества (моль). Количество вещества в химии обозначается N, ν (по греч. читается “ню”).

Рассчитаем по формуле: ν = N/NA количество вещества 3.01 × 10 23 молекул воды и 12.04 × 10 23 атомов углерода.

Мы нашли количества вещества (моль) воды и углерода. Сейчас это может показаться очень абстрактным, но, иногда не зная, как найти количество вещества, используя число Авогадро, решение задачи по химии становится невозможным.

Молярная масса – M

Молярная масса – масса одного моля вещества, выражается в “г/моль” (грамм/моль). Численно совпадает с изученной нами ранее относительной молекулярной массой.

Рассчитаем молярные массы CaCO3, HCl и N2

M (HCl) = Ar(H) + Ar(Cl) = 1 + 35.5 = 36.5 г/моль

M (N2) = Ar(N) × 2 = 14 × 2 = 28 г/моль

Полученные знания не должны быть отрывочны, из них следует создать цельную систему. Обратите внимание: только что мы рассчитали молярные массы – массы одного моля вещества. Вспомните про число Авогадро.

Получается, что, несмотря на одинаковое число молекул в 1 моле (1 моль любого вещества содержит 6.02 × 10 23 молекул), молекулярные массы отличаются. Так, 6.02 × 10 23 молекул N2 весят 28 грамм, а такое же количество молекул HCl – 36.5 грамм.

Это связано с тем, что, хоть количество молекул одинаково – 6.02 × 10 23 , в их состав входят разные атомы, поэтому и массы получаются разные.

Часто в задачах бывает дана масса, а от вас требуется рассчитать количество вещества, чтобы перейти к другому веществу в реакции. Сейчас мы определим количество вещества (моль) 70 грамм N2, 50 грамм CaCO3, 109.5 грамм HCl. Их молярные массы были найдены нам уже чуть раньше, что ускорит ход решения.

ν (CaCO3) = m(CaCO3) : M(CaCO3) = 50 г. : 100 г/моль = 0.5 моль

ν (HCl) = m(HCl) : M(HCl) = 109.5 г. : 36.5 г/моль = 3 моль

Иногда в задачах может быть дано число молекул, а вам требуется рассчитать массу, которую они занимают. Здесь нужно использовать количество вещества (моль) как посредника, который поможет решить поставленную задачу.

Предположим нам дали 15.05 × 10 23 молекул азота, 3.01 × 10 23 молекул CaCO3 и 18.06 × 10 23 молекул HCl. Требуется найти массу, которую составляет указанное число молекул. Мы несколько изменим известную формулу, которая поможет нам связать моль и число Авогадро.

Теперь вы всесторонне посвящены в тему. Надеюсь, что вы поняли, как связаны молярная масса, число Авогадро и количество вещества. Практика – лучший учитель. Найдите самостоятельно подобные значения для оставшихся CaCO3 и HCl.

Молярный объем

Молярный объем – объем, занимаемый одним молем вещества. Примерно одинаков для всех газов при стандартной температуре и давлении составляет 22.4 л/моль. Он обозначается как – VM.

Подключим к нашей системе еще одно понятие. Предлагаю найти количество вещества, количество молекул и массу газа объемом 33.6 литра. Поскольку показательно молярного объема при н.у. – константа (22.4 л/моль), то совершенно неважно, какой газ мы возьмем: хлор, азот или сероводород.

Запомните, что 1 моль любого газа занимает объем 22.4 литра. Итак, приступим к решению задачи. Поскольку какой-то газ все же надо выбрать, выберем хлор – Cl2.

Моль (количество вещества) – самое гибкое из всех понятий в химии. Количество вещества позволяет вам перейти и к числу Авогадро, и к массе, и к объему. Если вы усвоили это, то главная задача данной статьи – выполнена :)

Относительная плотность и газы – D

Относительной плотностью газа называют отношение молярных масс (плотностей) двух газов. Она показывает, во сколько раз одно вещество легче/тяжелее другого. D = M (1 вещества) / M (2 вещества).

В задачах бывает дано неизвестное вещество, однако известна его плотность по водороду, азоту, кислороду или воздуху. Для того чтобы найти молярную массу вещества, следует умножить значение плотности на молярную массу газа, по которому дана плотность.

Запомните, что молярная масса воздуха = 29 г/моль. Лучше объяснить, что такое плотность и с чем ее едят на примере. Нам нужно найти молярную массу неизвестного вещества, плотность которого по воздуху 2.5

Предлагаю самостоятельно решить следующую задачку (ниже вы найдете решение): “Плотность неизвестного вещества по кислороду 3.5, найдите молярную массу неизвестного вещества”

Относительная плотность и водный раствор – ρ

Пишу об этом из-за исключительной важности в решении сложных задач, высокого уровня, где особенно часто упоминается плотность. Обозначается греческой буквой ρ.

Плотность является отражением зависимости массы от вещества, равна отношению массы вещества к единице его объема. Единицы измерения плотности: г/мл, г/см 3 , кг/м 3 и т.д.

Для примера решим задачку. Объем серной кислоты составляет 200 мл, плотность 1.34 г/мл. Найдите массу раствора. Чтобы не запутаться в единицах измерения поступайте с ними как с самыми обычными числами: сокращайте при делении и умножении – так вы точно не запутаетесь.

Иногда перед вами может стоять обратная задача, когда известна масса раствора, плотность и вы должны найти объем. Опять-таки, если вы будете следовать моему правилу и относится к обозначенным условным единицам “как к числам”, то не запутаетесь.

В ходе ваших действий “грамм” и “грамм” должны сократиться, а значит, в таком случае мы будем делить массу на плотность. В противном случае вы бы получили граммы в квадрате :)

К примеру, даны масса раствора HCl – 150 грамм и плотность 1.76 г/мл. Нужно найти объем раствора.

Массовая доля – ω

Массовой долей называют отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Важно заметить, что в понятие раствора входит как растворитель, так и само растворенное вещество.

Массовая доля вычисляется по формуле ω (вещества) = m (вещества) / m (раствора). Полученное число будет показывать массовую долю в долях от единицы, если хотите получить в процентах – его нужно умножить на 100%. Продемонстрирую это на примере.

Решим несколько иную задачу и найдем массу чистой уксусной кислоты в широко известной уксусной эссенции.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Относительная атомная и молекулярная массы

Урок 12. Химия. Вводный курс. 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Относительная атомная и молекулярная массы”

Если посмотреть в периодическую таблицу Д. И. Менделеева, то можно заметить, что все элементы в ней расположены в клетках. В таких клетках изображён знак химического элемента, его название. Вверху клетки указан порядковый, или атомный, номер. Над символом элемента – его название.

Например, рассмотрим клетку, где расположен элемент сера. Здесь указано название элемента, его символ. Вверху стоит число 16. А что же обозначает нижнее число 32,064?

Это число называется относительной атомной массой. Как известно, важным свойством атомов является их масса, она выражается в граммах, киллограммах, миллиграммах.

Ещё в девятнадцатом веке, когда все учёные наконец-то приняли атомно- молекулярное учение (то есть было доказано, что вещества состоят из молекул и атомов), были рассчитаны атомные массы химических элементов.

Эти массы оказались очень маленькими. Это и понятно, ведь атомы настолько малы, что их не увидишь даже в самые мощные микроскопы.

Для удобства массы атомов химических элементов сравнивают с массой атома самого лёгкого химического элемента – водорода. Масса атома водорода равна 1. Поэтому можно сказать, что масса атома серы в 32 раза больше массы атома водорода.

То есть относительная атомная масса – это величина, которая показывает, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше массы атома водорода.

Относительную атомную массу обозначают символом Ar, где буква r – это первая буква английского слова relative, что означает «относительный».

Все значения относительных атомных масс округляют до целого значения по всем правилам округления. Единственным исключением является элемент хлор, у которого относительная атомная масса равна 35,5. Так, относительная атомная масса кислорода – 16, азота – 14, углерода – 12, железа – 56, меди – 64, фтора – 19, алюминия – 27, цинка – 65, фосфора – 31, брома – 80.

Как вы могли заметить, относительная атомная масса является безразмерной величиной.

Как и атомы, молекулы обладают массой. Для того, чтобы найти их массу, нужно сложить массы всех атомов, которые входят в состав молекулы.

То есть относительная молекулярная масса – это сумма относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекул.

Например, определим относительную молекулярную массу воды – Н2О. Для этого относительную атомную массу водорода умножаем на 2, так как в молекуле 2 атома водорода, на что нам указывает индекс. Затем складываем относительную атомную массу водорода с относительной атомной массой кислорода. Подставляем значения и получаем результат – 18.

Mr (H2O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1 · 2 + 16 = 18

Понятие «относительная молекулярная масса» справедливо только для веществ молекулярного строения, если же вещество состоит из атомов или ионов, тогда вместо относительной молекулярной массы говорят об относительной формульной массе.

Определим относительную молекулярную массу углекислого газа – СО2. Для этого относительную атомную массу углерода складываем с относительной атомной массой кислорода, умноженной на два, так как в молекуле 2 атома кислорода. Подставляем значения относительных атомных масс: 12 складываем с 32 и получаем 44.

Mr (CO2) = Ar (C) + Ar (O) · 2 = 12 + 16 · 2 = 44

Найдём относительную формульную массу NaNO3. Для этого относительную атомную массу натрия складываем с относительной атомной массой азота и относительной атомной массой кислорода, умноженной на три. Подставляем значения относительных атомных масс и получаем 85.

Mr (NaNO3) = Ar (Na) + Ar (N) + Ar (O) · 3 = 23 + 14 + 16 · 3 = 85

Технологическая карта урока «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы»

Технологическая карта

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» 1/5

Цели урока: 1) обучения – дать понятие о коэффициентах и индексах, сформировать представление о относительных атомной и молекулярной массах; 2) развития – сформировать навыки частично-поисковой деятельности, умение видеть вещи в их целостности, умение работать в должном темпе, умение пользоваться справочными материалами; 3) воспитания – создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий.

Термины и понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, химическая формула, индекс, коэффициент

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, шаростержневые модели молекул воды, инструктивная карта, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: физика, математика (вычислительные навыки), литература

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Знать: определения понятий: «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «индекс», «коэффициент».

Уметь: записывать химические формулы веществ, вычислять относительную молекулярную массу вещества по формуле, извлекать информацию о веществе из формулы соединения.

Познавательные – использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные – формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Что такое химический элемент?

Формы существования химического элемента.

Чем отличаются понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

Поднимите руку, если в предложении будет говориться о меди как о химическом элементе:

а) медь входит в состав оксида меди;

б) проволока сделана из меди;

в) в состав медного купороса входит медь;

г) медь хорошо проводит ток;

д) медная монета;

е) для изготовления химических ёмкостей применяют листовую медь.

Кто ввёл современное обозначение химических элементов?

Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент.

Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит терминологический диктант по химическим символам (см. ресурсный материал к уроку).

Ответ: цинк, углерод, фосфор, сера.

Организует работу в парах, взаимопроверку.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Работают в парах.

3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

– Мы выучили «буквы» – химические символы. Теперь пришло время составлять «слова».

– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

– Какие знания необходимы для того, чтобы составлять формулы химических элементов?

– Как измерить массу атома, если его размеры очень малы?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

– Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение)

– Химические формулы отображают состав вещества. Выразим с помощью символов состав самого распространённого вещества на Земле – воды.

Осуществляет работу в группах.

Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, посоветуйтесь и изобразите химическую формулу данного вещества.

Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс».

– Какие элементы входят в состав молекулы воды?

– Как обозначаются эти элементы?

– Сколько атомов кислорода в молекуле воды?

– Сколько атомов водорода в молекуле воды?

– Как вы думаете, как показать, что в состав молекулы воды входит один атом кислорода и два атома водорода?

– Число атомов элемента принято обозначать с помощью индексов – цифр, которые ставятся внизу справа от химического знака. Индекс «1» в химических формулах не пишется. Если возле химического знака нет никаких индексов, это означает, что в состав молекулы входит один такой атом.

Н2О – химическая формула воды.

Читается: «Аш-два-о».

Химическая формула – условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов.

Индекс – цифра, показывающая число атомов каждого химического элемента в молекуле.

– Знаки отражают качественный состав вещества, а индексы – количественный состав. Т.е. химическая формула показывает какие элементы и в каком количестве входят в состав вещества.

Предлагает обучающимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса.

– 3Н2О – три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Читается: «три-аш-два-о»

Коэффициент – число перед формулой, означающее число молекул данного вещества.

Чем отличается индекс от коэффициента? (Индекс показывает число атомов данного элемента в составе молекулы, а коэффициент показывает число молекул)

– Аналогично записывают число свободных атомов:

– пять атомов кислорода

– Как вы думаете, чем отличаются атомы разных химических элементов? (прежде всего по массе)

– Предположите, в каких единицах измеряется масса атомов химических элементов?

– Масса атомов и молекул очень мала, поэтому ими пользоваться при решении задач очень неудобно. Невозможно взять 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах. Масса атома кислорода в килограммах равна 26,667 ∙ 10-27 кг, т.е. 25 нулей после запятой. Масса атома водорода – 0,1674 ∙ 10-26 кг. Поэтому для микромира используют особую единицу измерения.

– Масса атомов химических элементов, указанная в ПСХЭ Д.И.Менделеева, называется относительной молекулярной массой Ar.

“r”- первая буква слова «relative», в переводе с англ. «относительный».

Рядом с этим обозначением в скобках записывается знак химического элемента: Ar(О).

– Для того чтобы определить массу, нужен эталон, гирька. За такую гирьку принят самый лёгкий атом – атом водорода, его масса условно взята за единицу. Относительные атомные массы показывают во сколько раз атом данного элемента тяжелее атома водорода.

Рассмотрим пример: на с.40 учебника.

– Скажите, будут ли единицы измерения у относительной атомной массы? (Нет)

– В каждой клетке ПСХЭ Д.И.Менделеева под порядковым номером элемента приведены значения относительных атомных масс элементов. Значения относительных атомных масс нужно округлять до целых чисел у всех элементов кроме хлора – Ar(Cl) = 35,5.

Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий.

– Найдите значения относительных атомных масс химических элементов из таблицы 1, с.35 учебника в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

– Для расчёта массы молекул используется относительная молекулярная м асса вещества Мr.

– Относительную молекулярную массу вычисляют путём сложения произведений относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав вещества на соответствующие индексы в химической формуле (с учётом числа атомов).

Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar(O) = 2∙1 + 16 = 2+16 = 18

Проводит релаксационные упражнения для обучающихся.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Выдвигают свои мнения.

Работают в группах.

Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный и количественный состав, формулируют определение понятий «химическая формула», «индекс» и записывают в тетрадях.

Выдвигают свои предположения.

Формулируют определение «коэффициент» и записывают в тетрадях

Высказывают свои мнения

Слушают вопросы учителя.

Участвуют в коллективной беседе

Выдвигают свои версии

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Проговаривают по цепочке

5. Первичное закрепление изученного материала

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Формулирует задание.

Запишите: а) 3 молекулы серной кислоты, если известно, что в состав молекулы входят 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода; б) 5 молекул мела, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода; в) 2 молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом азота и 3 атома водорода.

Организует коллективную проверку.

Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают формулы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Осуществляют контроль по эталону

6. Закрепление и самопроверка знаний.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся с тренажёром. (см. ресурсный материал к уроку).

– На столе инструктивная карта. Выполните задание №1,2.

Mr(H2SO4) = 2Ar(H) +Ar(S) + 4Ar(O) = 2∙1 + 32 + 4∙16 = 2+32 + 64 = 98

Mr (HNO3) = Ar(H) + Ar(N) + 3Ar(O) = 1 + 14 + 3∙16 = 1 + 14 + 48 = 63

Mr (Fe2O3) = 2Ar( Fe) + 3Ar (O) = 2∙56 + 3∙16 = 112 + 48 = 160

Mr (SO3) = Ar (S) + 3Ar (O) = 32 + 3∙16 = 32 + 48 =80

Mr (NaOH) = Ar (Na) + Ar (O) + Ar (H) = 23 + 16 + 1 = 40

Mr (H3PO4) = 3Ar(H) + Ar(P)+ 4Ar(O) = 3∙1 + 31 + 4∙16 = 3+ 31+64 = 98

Mr (N2) = 2Ar (N) = 2∙14 = 28

Mr (H2O2) = 2Ar (H) + 2Ar (O) = 2∙1 + 2∙16 = 2 + 32 = 34

Mr (H2SO4) = Mr (H3PO4)

Mr (SO3) ˃ Mr (MgO)

5 Mr (СН4) = 2 Mr (NaOH)

Mr (NH3) ˂ Mr (PH3)

Контролирует выполнение работы.

Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали вы на уроке?

– Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднения при работе с таблицей?

– Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Учитель благодарит за урок.

Осуществляют самоанализ деятельности

8.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §6, с.39-42 (до п.5), упр.1-4, с.48

Доделать те задания в инструктивной карте, которые не успели на уроке.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют информацию в дневник.

§ 10. Относительные атомная и молекулярная массы

Давайте внимательно посмотрим на таблицу Д. И. Менделеева и выберем один из элементов. Например, обитатель шестой клеточки — углерод. Что изображено в этой клетке? Знак химического элемента и его название. В верхнем левом углу — порядковый (атомный) номер элемента, под символом элемента — его название. А что означает записанное под названием число 12,011?

Это число называется относительной атомной массой элемента, в нашем случае — углерода.

Как вы помните, одно из важнейших свойств атомов химических элементов — их масса.

Размерность массы вам хорошо известна: ее выражают в граммах, килограммах, миллиграммах. Существуют, конечно, и другие единицы массы: тонны, например, или центнеры. Однако в химии удобнее оперировать не точной массой атомов или молекул, а сравнением ее с чем-либо. Так как массы атомов и молекул чрезвычайно малы, их сравнивают с массой атома самого легкого элемента — водорода. Такое сравнение позволяет утверждать, что масса атома углерода в 12 раз больше массы атома водорода, масса атома кислорода — в 16 раз, а масса атома железа — в 56 раз.

Величина, показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода, принятого за единицу, называется относительной атомной массой элемента.

Относительную атомную массу элемента обозначают символом Аг. Подстрочная буква r — это первая буква английского слова relative, что значит «относительный». Например: Аr(Н)=1, Аr(0)=16, Аr( С) = 12, Ar(Fe) = 56, Ar(N) = 14, Ar(Cl) = 35,5.

Обычно относительные атомные массы всех элементов округляют до целых чисел, кроме хлора (Аr(С1) = 35,5), хотя в таблице Д. И. Менделеева они приведены с большей точностью.

Обратите внимание, что относительная атомная масса размерности не имеет, что следует из определения.

Обладают ли массой молекулы веществ? Конечно! Можете ли вы ответить на вопрос, во сколько раз молекула воды тяжелее атома водорода? Это очень просто: надо сложить относительные атомные массы всех атомов, входящих в состав молекулы (рис. 68):

Рис. 68.
Расчет относительной молекулярной массы воды

Мr(Н20) = 2 • Аr(Н) + Аr(0) = 2 • 1 + 16 = 18.

Мr(Н20) — это относительная молекулярная масса воды. Правильнее было бы называть ее относительной формульной массой. Во-первых, не все вещества состоят из молекул (например, железо, графит или поваренная соль). Во-вторых, при расчете этой величины нужно внимательно смотреть на формулу вещества и не забывать про индексы, указывающие на число атомов или ионов каждого элемента, входящего в состав вещества:

Мr(СН4) =Аr(С) + 4 • Аr(Н) = 12 + 4 • 1 = 16;

Mr(S02) = Ar(S) + 2 • Ar(0) = 32 + 2 • 16 = 64;

Mr(CuS04) = Ar(Cu) + Ar(S) + 4 • Аr(О) = 64 + 32 + 4 • 16 = 160.

Зная относительные атомные массы, можно определять формулы химических веществ по соотношению масс элементов, входящих в его состав. Как произвести эти расчеты, расскажем на следующем уроке.

Вопросы и задания

  1. Что такое относительная атомная масса? Почему эта величина не имеет размерности?
  2. Что такое относительная молекулярная масса? Как она рассчитывается?
  3. В состав молекулы фосфорной кислоты входят три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода. Найдите относительную молекулярную массу этого вещества.
  4. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Br2, Н2О, СО2, H24, КОН, ВаС12. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д. И. Менделеева, округлите их до целых чисел (за исключением хлора, Аr(С1) = 35,5).
  5. Атом серы образует с атомами кислорода два сложных вещества (их называют оксидами) разного состава. Относительная молекулярная масса первого оксида равна 64, а второго — 80. Выведите формулы этих оксидов.
  6. Не производя расчетов, а только на основании значений относительных атомных масс (найдите их по таблице Д. И. Менделеева) определите, у какого из веществ, формулы которых приведены ниже, наибольшая и наименьшая относительные молекулярные массы: а) селеноводород H2Se; б) вода Н2О; в) теллуроводород Н2Те; г) сероводород H2S.

Урок 7. Относительная молекулярная и относительная формульная массы

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 8-Класс
  • Химия
  • Видеоурок «Относительная атомная и молекулярная массы»

  • § 1 Из чего складывается масса вещества
  • § 2 Атомная единица массы
  • § 3 Относительная атомная масса
  • § 4 Относительная молекулярная масса

Любое тело имеет массу. Возьмем такое тело как, например, мешок яблок. Это тело имеет массу. Его масса будет складываться из массы каждого яблока в мешке. Мешок риса тоже имеет свою массу, которая определяется путем сложения массы всех рисовых зернышек, хотя они очень маленькие и легкие.

Все тела состоят из веществ. Масса тела складывается из массы составляющих его веществ. Вещества, в свою очередь, состоят из частиц, молекул или атомов, следовательно, частицы вещества тоже имеют массу.

Если выразить массу самого легкого атома водорода в граммах, то получим очень сложное для дальнейшей работы число

Масса атома кислорода примерно в шестнадцать раз больше и составляет 2,66∙10-23г, масса атома углерода 1,99∙10-23г. Масса атома обозначается – ma.

Производить расчеты с такими числами неудобно.

Для измерения атомных (и молекулярных) масс применяют атомную единицу массы (а.е.м.).

Атомная единица массы – это 1/12 массы атома углерода.

В таком случае, масса атома водорода будет равна 1 а.е.м., масса атома кислорода – 16 а.е.м., а масса атома углерода – 12 а.е.м.

Химики долгое время не имели ни малейшего представления о том, сколько весит один атом какого-либо элемента в привычных и удобных для нас единицах измерения массы (грамм, килограмм и т. д.).

Поэтому первоначально задача определения атомных масс была изменена.

Были предприняты попытки определить, во сколько раз атомы одних элементов тяжелее других. Таким образом, учёные стремились сопоставить массу атома одного элемента с массой атома другого элемента.

Решение этой задачи также было сопряжено с большими трудностями, и прежде всего с выбором эталона, т. е. того химического элемента, относительно которого следовало проводить сравнение атомных масс остальных элементов.

Учёные XIX столетия решили эту проблему на основании экспериментальных данных по определению состава веществ. В качестве эталона был взят самый лёгкий атом – атом водорода. Экспериментально, было установлено, что атом кислорода в 16 раз тяжелее атома водорода, т. е. его относительная масса (относительно массы атома водорода) равна 16.

Эту величину условились обозначать буквами Ar (индекс «r» – от начальной буквы английского слова «relative» –относительный). Таким образом, запись значения относительных атомных масс химических элементов должна выглядеть следующим образом: относительная атомная масса водорода равна 1, относительная атомная масса кислорода равна 16, относительная атомная масса углерода равна 12.

Относительная атомная масса показывает, во сколько раз масса атома одного химического элемента больше массы атома, являющегося эталоном, поэтому данная величина не имеет размерности.

Как уже говорилось, первоначально значения атомных масс определяли по отношению к массе атома водорода. Позже эталоном для определения атомных масс стала 1/12 часть массы атома углерода (атом углерода в 12 раз тяжелее атома водорода).

Относительная атомная масса элемента (Ar) – это отношение массы атома химического элемента к 1/12 массы атома углерода.

Значения атомных масс химических элементов приведены в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Взгляните на периодическую таблицу и рассмотрите любую ее клетку, например, под номером 8.

Под химическим знаком и названием в нижней строке указывается значение атомной массы химического элемента: относительная атомная масса кислорода равна 15,9994. Обратите внимание: относительные атомные массы почти всех химических элементов имеют дробное значение. Причиной этого является существование изотопов. Напомню, что изотопами называют атомы одного и того же химического элемента, незначительно отличающиеся по массе.

В школе в расчётах обычно используют значения относительных атомных масс, округленные до целых чисел. Но в нескольких случаях пользуются дробными величинами, например: относительная атомная масса хлора равна 35,5.

Из масс атомов складывается масса молекулы.

Относительной молекулярной массой вещества называется число, показывающее, во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 1/12 массы атома углерода.

Относительная молекулярная масса обозначается – Mr

Относительную молекулярную массу веществ рассчитывают по химическим формулам, выражающим состав веществ. Для нахождения относительной молекулярной массы надо суммировать значения относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учётом количественного состава, т. е. числа атомов каждого элемента (в химических формулах оно выражается с помощью индексов). Например, относительная молекулярная масса воды, имеющей формулу H2O, равна сумме двух значений относительной

атомной массы водорода и одного значения относительной атомной массы кислорода:

Относительная молекулярная масса серной кислоты, имеющей формулу H2SO4, равна сумме

двух значений относительной атомной массы водорода, одного значения относительной атомной массы серы и четырех значений относительной атомной массы кислорода: .

Относительная молекулярная масса – величина безразмерная. Ее не следует путать с истинной массой молекул, выражаемой в атомных единицах массы.

Читайте также:
Урок 22. Химические свойства водорода
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: