Урок 8. Химическое количество вещества и моль

“Моль – единица количества вещества. Молярная масса”. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель: Познакомить учащихся с понятиями «количество вещества», «молярная масса» дать представление о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь количества вещества, числа частиц и постоянной Авогадро, а также взаимосвязь молярной массы, массы и количества вещества. Научить производить расчёты.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка д/з по теме: «Типы химических реакций»

III. Изучение нового материала

1. Количество вещества – моль

Вещества вступают в реакцию в строго определённых соотношениях. Например, чтобы получить вещество вода нужно взять столько водорода и кислорода, чтобы на каждые две молекулы водорода приходилась одна молекула кислорода:

Чтобы получить вещество сульфид железа, нужно взять столько железа и серы, чтобы на каждый атом железа приходился один атом серы.

Чтобы получить вещество оксид фосфора, нужно взять столько молекул фосфора и кислорода, чтобы на четыре молекулы фосфора приходилось пять молекул кислорода.

Определить количество атомов, молекул и других частиц на практике невозможно – они слишком малы и не видны невооружённым глазом. Для определения числа структурных единиц (атомов, молекул) в химии применяют особую величину – количество вещества (v – ню). Единицей количества вещества является моль.

  • Моль – это количество вещества, которое содержит столько структурных частиц (атомов, молекул), сколько атомов содержится в 12 г углерода.

Экспериментально установлено, что 12 г углерода содержит 6·10 23 атомов. Значит один моль любого вещества, независимо от его агрегатного состояния содержит одинаковое число частиц – 6· 10 23 .

  • 1 моль кислорода (O2) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль водорода (Н2) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль воды (Н2O) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль железа (Fe) содержит 6·10 23 молекул.

Задание: Используя полученную информацию, ответьте на вопросы:

а) сколько атомов кислорода содержится в 1 моле кислорода?

б) сколько атомов водорода и кислорода содержится в 1 моле воды (Н2O)?

– 6·10 23 ·2 = 12· 10 23 атомов водорода и 6·10 23 атомов кислорода.

Число 6·10 23 названо постоянной Авогадро в честь итальянского учёного 19 века и обозначается NА. Единицы измерения атомы/моль или молекулы/моль.

2. Решение задач на нахождение количества вещества

Часто нужно знать, сколько частиц вещества содержится в определённом количестве вещества. Или же найти количество вещества по известному числу молекул. Эти расчёты можно сделать по формуле:

N = v·

где N – число молекул, NА – постоянная Авогадро, v – количество вещества. Из этой формулы можно выразить количество вещества.

v = N / NА

Задача 1. Сколько атомов содержится в 2 молях серы?

Задача 2. Сколько атомов содержится в 0,5 молях железа?

Задача 3. Сколько молекул содержится в 5 молях углекислого газа?

Задача 4. Какое количество вещества составляет 12·10 23 молекул этого вещества?

Задача 5. Какое количество вещества составляет 0,6·10 23 молекул этого вещества?

Читайте также:
Урок 37. Основания

v = 0,6·10 23 / 6·10 23 = 0,1 моль.

Задача 6. Какое количество вещества составляет 3·10 23 молекул этого вещества?

3. Молярная масса

Для химических реакций нужно учитывать количество вещества в молях.

В: Но как на практике отмерить 2, или 2,5 моль вещества? В каких единицах лучше всего измерять массу веществ?

Для удобства в химии используют молярную массу.

Молярная масса – это масса одного моля вещества.

Обозначается – М. Измеряется в г/моль.

Молярная масса равна отношению массы вещества к соответствующему количеству вещества.

М = т / v

где М – молярная масса вещества, v – количество вещества, т – масса вещества.

v = т / М

Молярная масса – величина постоянная. Численное значение молярной массы соответствует значению относительной атомной или относительной молекулярной массы.

В: Как можно найти значения относительной атомной или относительной молекулярной массы?

Мr (S) = 32; M (S) = 32 г/моль – что соответствует 1 молю серы

Мr (Н2О) = 18; М (Н2О) = 18 г/моль – что соответствует 1 молю воды.

Следует отличать понятия «моль молекул» и «моль атомов».

Например, Н2О соответствует одному молю молекулы воды.

В: Сколько молей атомов кислорода и водорода содержится в одном моле молекулы воды?

В одном моле молекулы воды содержится два моля атомов водорода и один моль атомов кислорода.

4. Решение задач на нахождение массы вещества

Задача 7. Определить массу 0,5 моль железа.

Задача 8. Определить массу 0,25 моль меди

Задача 9. Определить массу 2 моль углекислого газа (СO2)

Задача 10. Сколько молей оксида меди – CuО составляют 160 г оксида меди?

Задача 11. Сколько молей воды соответствуют 30 г воды

Задача 12. Сколько молей магния соответствует его 40 граммам?

IV. Закрепление

Фронтальный опрос:

  1. Что такое количество вещества?
  2. Чему равен 1 моль любого вещества?
  3. Что такое молярная масса?
  4. Отличается ли понятия «моль молекул» и «моль атомов»?
  5. Объясните на примере молекулы аммиака NН3.
  6. Зачем необходимо знать формулы при решении задач?

Задачи:

  1. Сколько молекул содержится в 180 граммах воды?
  2. Сколько молекул составляет 80 г углекислого газа?

V. Домашнее задание

Изучить текст параграфа, составить две задачи: на нахождение количества вещества; на нахождение массы вещества.

Литература:

  1. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 2009.
  2. Рудзитес Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений – М.: Просвещение, 2009.

урок по химии. 8 класспо теме “Количество вещества. Молярная масса”
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Понятие количество вещества, единица измерения Моль .Молярная масса.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_kolichestvl_veshchestva._molyarnaya_massa.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества».

Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль».

Оборудование: некоторые Ме и неМе количеством 1 Моль, 1мМоль, 1кМоль.

  1. Постановка цели урока.
  2. Повторение домашнего задания.

Задание из рабочей тетради у доски.

а) калия 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 6 4S 1

б) кальция 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2

в) алюминия 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1

Упр. 3. Схемы образования химической связи для Ме.

б) Ca 0 -2e → Ca 2+

в) Al 0 -3e → Al 3+

Задание из рабочей тетради, раздел «Неметаллы».

Упр. 2. а) 1s 1 ; б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 ; в) 1s 2 2s 2 2p 3 .

Упр. 3. Схемы образования химической связи.

Работа по карточкам.

  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
  1. Определите тип химической связи молекул: I 2 , CH 4 , AlCl 3 .
  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
  1. Определите тип химической связи молекул: N 2 , H 2 O, MgCl 2 .
  1. В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня?
  1. Определите тип химической связи молекул: Cl 2 , CO 2 , NaI.
  1. Где расположены элементы – Ме в таблице Д.И.Менделеева?
  2. Перечислите особенности строения атомов элементов – Ме.
  3. Название – свойство – область применения.
  4. Где расположены элементы – неметаллы в таблице Д.И.Менделеева?
  5. Что такое аллотропия? (Аллотропия углерода, кислорода, фосфора?)

Задания: Работа по ПС.

  1. Изучение нового материала.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

– из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О 2 – 32г / Mr(O 2 ) = 32 /

Для O 3 – 48г / Mr(O 3 ) = 48 /

Для H 2 O – 18г / Mr(H 2 O) = 18 /

Оказалось, что в 32г O 2 , в 48г О 3 , в 18г H 2 O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙10 23 . Это число назвали числом Авогадро (обозначается N A ).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙10 23 атомов этого вещества.

Запись на доске.

N A = 6,02∙10 23 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙10 23 молекул какого – либо вещества, и назвали молем .

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙10 23 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

n = N/N A , N = N A ∙ n, N A = N/n,

где n – число молей, N – число атомов или молекул, N A – постоянная Авогадро.

кМоль = 10 3 Моль, мМоль = 10 -3 Моль.

  1. 0,5 Moль – 3,01∙10 23
  2. 10 Моль – 60,02∙10 23

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М .

И вычисляется по формуле:

M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача: Я взяла 64г О 2 . Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)

n = m/M, n = 64г/32г/Моль = 2Моль.

А сколько молекул кислорода будут содержать эти 64г его. Ответ: 4 Моль.

N = N A ∙ n, N = 6,02∙10 23 ∙ 2Моль = 12,04∙10 23 молекул.

Химия. 8 класс

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем газа. Закон Авогадро
Из курса физики мы знаем о таких физических величинах, как масса, объём и плотность. При помощи этих величин легко характеризовать вещества. Например, мы идём в магазин и покупаем 1 кг сахара или литровую бутылку минеральной воды. Но оказывается, что этих величин недостаточно, если необходимо рассмотреть вещество с точки зрения числа частиц. Сколько молекул сахара содержится в 1 кг сахара? А сколько молекул воды в литровой бутылке? А в одной капле? Ответ на этот вопрос можно получить, если знать ещё об одной физической величине, которая называется количество вещества. Точное число молекул посчитать сложно, но если считать не штуками, а порциями, то задача упрощается. Например, мы никогда не покупаем в магазине спички поштучно, но купив одну порцию спичек – коробок, знаем, что там 100 штук. И салфетки мы тоже поштучно не покупаем, но купив пачку салфеток, то есть порцию, мы точно будем знать, сколько штук салфеток мы купили.
Количество вещества – это порция вещества с определённым числом структурных частиц. Количество вещества принято обозначать греческой буквой ν [ню]. В системе СИ единица измерения количества вещества называется моль. Один моль вещества содержит столько же структурных частиц, сколько атомов содержится в 12 г углерода, а именно 6*1023 частиц. Это количество является постоянной величиной и называется «постоянная Авогадро». Количество вещества можно определить как отношение числа структурных частиц к числу частиц в одном моле вещества.
Например, количество вещества, которое соответствует 3*1023 атомов железа можно легко рассчитать по этой формуле.
Преобразовав исходную формулу легко определить число структурных частиц по известному количеству вещества: N = v * NA
Своё имя эта постоянная получила в честь Амедео Авогадро, который в 1811 году сделал предположение, которое затем подтвердилось экспериментально и теперь носит имя Закона Авогадро. Закон Авогадро: «в равных объёмах различных газов при одинаковых условиях (температура и давление) содержится одинаковое количество молекул».
Из закона Авогадро следует, что при одинаковых условиях массы газов, содержащие одинаковое число структурных частиц, будут занимать одинаковый объём. При давлении 1 атмосфера и температуре 0 градусов Цельсия 1 моль любого газа занимает объём равный 22, 4 л. Этот объём называется молярный объём. А условия – нормальные условия. Молярный объём обозначается Vm, показывает объём газа количеством 1 моль. При нормальных условиях является постоянной величиной.
При нормальных условиях количество вещества это отношение объёма к молярному объему.
По этой формуле можно определить объём вещества, если известно его количество: V = ν * Vm
Массу вещества количеством 1 моль называют молярной массой, обозначают буквой M. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе. Единица измерения молярной массы г/моль.
Зная массу вещества, легко определить количество вещества.

Найдём количество вещества 5,6 г железа.
Чтобы найти массу вещества по известному количеству преобразуем формулу: m = ν * M
Справочный материал
• Количество вещества ν [ню] – это физическая величина, характеризующая количество однотипных структурных единиц (любые частицы, из которых состоит вещество – атомы, молекулы, ионы и т.д), содержащихся в веществе. Единица измерения количества вещества в Международной системе единиц (СИ) – моль.
• Моль – это единица измерения количества вещества. Один моль вещества содержит столько же структурных частиц, сколько атомов содержится в 12 г углерода.
• Молярная масса (M) – масса вещества количеством один моль. Единица измерения г/моль.
• Нормальные условия (н.у.) – физические условия, определяемые давлением 101325 Па (нормальная атмосфера) и температурой 273,15 К (0 °С).
• Молярный объём (Vm) – объём вещества количеством один моль. Единица измерения л/моль; при н.у. Vm = 22,4 л/моль
• Закон Авогадро – в равных объёмах различных газов при одинаковых условиях (температура и давление) содержится одинаковое количество молекул.
• Постоянная Авогадро (NA) показывает число структурных частиц в веществе количеством один моль.

  • 1
  • 2

НАШИ ПАРТНЁРЫ

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса»

Автор: Нагишева Ольга Викторовна, учитель химии МОУ «СОШ №7».

ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач.
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть физический смысл величин- моль, число Авогадро.
2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль, молярная масса. Развивать умения владения химическим языком.
3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие мира.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением
пройденного материала.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесно-наглядные, проблемно-поисковые.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009

ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Периодическая система химических элементов.

2. карточки с заданием.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Физика, математика.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Проверка знаний.
-Типы химических реакций
IV.Изложение нового материала.
-Количество вещества. Моль.
-Число Авогадро.
-Молярная масса вещества.
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

VI.Итог урока и рефлексия.

VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.

Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций».
II.Проверка домашнего задания.

Тетради с д/з соберу после урока.
III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. -1 и2 уравнения, 2 в. -3 и 4)
1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций
1. NO + O2= NO2
2. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl
3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2
4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O

IV.Изложение нового материала.

Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений.

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Клей разлился – слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.

Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса)

( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.

Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества. Моль. Молярная масса.»

Расскажу сегодня, что ли,

О зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех –

Просто паника у всех….

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово “моль”

Прост, как небо и трава,

Моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

В моле так частичек много!

В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).

1.Количество вещества. Моль.
Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях.
Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом.
4 Al+ 3O2= 2Al2O3
-Найти массовые отношения реагирующих веществ.
Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108_96=9:8,
т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода.
-Найти количественное отношение атомов в продукте реакции.
По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е. на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода.
Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество вещества.
Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита-ν (ню).
2. Для определения количества частиц используют число Авогадро.

Число Авогадро обозначается буквой NА.
3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют молярную масса вещества.
Молярная масса вещества обозначается буквой М.
4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют молярный объем.
Молярный объем вещества обозначается буквой Vm.

Далее по ходу объяснения строится схема:

количество вещества молярная масса число Авогадро молярный объем

После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по плану:

1. Что показывает величина

2. Единицы измерения

3. Формула для вычисления (или числовое значение)

По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.

Количество вещества – физическая величина, которая:

  • означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
  • обозначается Υ(ню);
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) – моль.

Молярная масса физическая величина, которая:

  • показывает массу в 1 моль вещества;
  • обозначается М;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) – гмоль;
  • формула для расчёта – М =mυ.

Молярный объем – физическая величина, которая:

  • показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
  • обозначается Vm;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) – л моль;
  • формула для расчёта V=υVm;
  • при н.у. V m = 22,4лмоль.

Число Авогадро

  • показывает число структурных частиц в 1 моль вещества;
  • обозначается NА;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) в моль – 1 ;
  • числовое значение 6,02 · 10 23

V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач. Задачи напечатаны на листе:

Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?

n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи ν с m, Vm, Na следует, что m =

M(CO2) = 44 г/моль m = M∙ ν, V = Vm∙ ν, N = Na∙ ν

Vm =22,4 л/моль Произведем расчет:

Na = 6∙1023 моль-1 m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 66 г .

V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л .

Найти: N = 6∙1023 моль-1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023

Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г , объем – 33,6 л , число молекул – 9∙1023.

VI.Итог урока и рефлексия.

Как вы думаете, мы достигли цели урока? (возможный ответ -да). А как же задача про Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ -585 г или 0,5 кг).

VII. Домашнее задание.

На «3» -решить задачу, на «4-5» –самому придумать и решить задачу.

Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):

Маша маме говорит,

Что из шкафа моль летит

“Как спасти нам вещи наши?”

Отвечает мама Маше:

“Есть такой аэрозоль,

Убивает моли моль!”

Маша химию учила,

Так что маме возразила:

“Что-то это многовато –

Целый моль врагов крылатых!”

Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки 0,01 г .

Урок «Количество вещества. Молярная масса»

ТЕМА: КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.

Образовательные: Сформировать понятие у учащихся:

о количестве вещества и единицах его измерения;

о постоянной Авогадро;

о молярной массе и единицах её измерения.

Развивающие: Сформировать у учащихся:

умение определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот;

умение вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и

умение переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию « молярная

Продолжить работу над формированием у учащихся:

умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать умение вести дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Тип урока: комбинированный урок

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Закрепление полученных знаний.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания – актуализация знаний.

Учитель (задает вопросы)

1. Что такое аллотропия?

2. Приведите примеры аллотропных модификаций:

а) кислорода; б) углерода; в) фосфора.

3. Изучение нового материала. Количество вещества. Молярная масса.

Учитель (объявляет тему урока)

Что изучает химия? Правильно, химия изучает вещества. Мы узнаем, как измеряется вещество в химии и научимся переводить эту единицу измерения в граммы.

Ученики (записывают тему урока)

Количество вещества. Молярная масса.

Учитель (дает представление о «количестве вещества»)

Для получения определённого количества вещества (в химической лаборатории или на заводе) необходимо брать строго определённые количества исходных веществ.

Вопрос №1: Подумайте, в чём лучше, удобней измерять вещества?

Я не соглашусь – это ведь самостоятельная физическая величина, и граммы, килограммы, миллиграммы, тонны, центнеры – это единицы массы. Очевидно, что для вещества нужно придумать свою единицу. Но какую?

Вопрос №2: Может быть, вспомнить, из каких частиц состоит вещество?

Другими словами, в чём измерять число атомов и молекул?

Ведь отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за их малого размера. В химических лабораториях и на заводах при отмеривании веществ пользуются в основном весами. Вот если бы найти такой способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов) и учёные придумали – количество вещества.

Количество вещества (n) выражают в молях. Слово «моль» образовано от лат. «moles», что означает количество, счётное множество.

Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова Ar или Mr.

Примеры: 1 моль Н2О имеет массу 18 г (Mr (Н2О) = 18)

1 моль О2 имеет массу 32 г (Mr (О2) = 32)

1 моль Сu имеет массу 64 г (Ar (Сu) = 64)

Вывод: одинаковое число молекул (атомов) веществ содержится в массах численно равных их относительным молекулярным (атомным) массам.

Ученики (слушают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради)

В единицах массы (г, кг).

Из молекул и атомов.

Количество вещества определяется числом структурных единиц (атомов, молекул) этого вещества.

Моль – единица измерения количества вещества.

Учитель (даёт представление о постоянной Авогадро)

Оказывается, если взять массу вещества в граммах равную молекулярной массе, то в ней всегда будет содержаться одинаковое число частиц (атомов или молекул) равное 6 ∙ 1023. Это число определено итальянским учёным XIX в. Амедео Авогадро и по его фамилии названо числом Авогадро. Вот это количество вещества, которое содержит 6 ∙ 1023 молекул какого-либо вещества, и назвали молем.

Значит, чтобы узнать число молекул, содержащихся в определённом количестве вещества, можно воспользоваться формулой:

N = n N A

N0 – число структурных единиц в данном веществе (число атомов, молекул)

Ученики (делают записи в тетради)

NA = 6 ∙ 1023 моль-1 – постоянная Авогадро

Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 ∙ 1023 молекул этого вещества.

Учитель (даёт представление о молярной массе)

Чтобы установить связь между количеством вещества и его массой, введено понятие молярная масса (М). Молярная масса – постоянная величина для каждого данного вещества.

Необходимо чётко различать понятия «относительная атомная масса» и «молярная масса».

Mr (Н3РО4)

M (Н3РО4)

единица измерения – г/моль

указана 1 молекула Н3РО4

указан 1 моль Н3РО4

Числовое значение молярной массы вещества совпадает с числовыми значениями Аr или Mr. Сравните:

План-конспект урока “Количество вещества. Молярная масса” (8 класс)

Методическая разработка урока по химии. 8 класс.

Содержимое разработки

ТЕМА: КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.

Образовательные: Сформировать понятие у учащихся:

о количестве вещества и единицах его измерения;

о постоянной Авогадро;

о молярной массе и единицах её измерения.

Развивающие: Сформировать у учащихся:

умение определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот;

умение вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и

умение переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию « молярная

Продолжить работу над формированием у учащихся:

умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать умение вести дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Тип урока: комбинированный урок

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Закрепление полученных знаний.

Оборудование урока:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания – актуализация знаний.

Учитель (задает вопросы)

1. Что такое аллотропия?

2. Приведите примеры аллотропных модификаций:

а) кислорода; б) углерода; в) фосфора.

3. Изучение нового материала. Количество вещества. Молярная масса.

Учитель (объявляет тему урока)

Что изучает химия? Правильно, химия изучает вещества. Мы узнаем, как измеряется вещество в химии и научимся переводить эту единицу измерения в граммы.

Ученики(записывают тему урока)

Количество вещества. Молярная масса.

Учитель (дает представление о «количестве вещества»)

Для получения определённого количества вещества (в химической лаборатории или на заводе) необходимо брать строго определённые количества исходных веществ.

Вопрос №1: Подумайте, в чём лучше, удобней измерять вещества?

Я не соглашусь – это ведь самостоятельная физическая величина, и граммы, килограммы, миллиграммы, тонны, центнеры – это единицы массы. Очевидно, что для вещества нужно придумать свою единицу. Но какую?

Вопрос №2: Может быть, вспомнить, из каких частиц состоит вещество?

Другими словами, в чём измерять число атомов и молекул?

Ведь отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за их малого размера. В химических лабораториях и на заводах при отмеривании веществ пользуются в основном весами. Вот если бы найти такой способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов) и учёные придумали – количество вещества.

Количество вещества ( n ) выражают в молях. Слово «моль» образовано от лат. « moles », что означает количество, счётное множество.

Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова Ar или Mr.

Примеры: 1 моль Н2О имеет массу 18 г (Mr (Н2О) = 18)

1 моль О2 имеет массу 32 г (Mr (О2) = 32)

1 моль С u имеет массу 64 г (Ar (С u ) = 64)

Вывод: одинаковое число молекул (атомов) веществ содержится в массах численно равных их относительным молекулярным (атомным) массам.

Ученики (слушают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради)

В единицах массы (г, кг).

Из молекул и атомов.

Количество вещества определяется числом структурных единиц (атомов, молекул) этого вещества.

Моль – единица измерения количества вещества.

Учитель (даёт представление о постоянной Авогадро)

Оказывается, если взять массу вещества в граммах равную молекулярной массе, то в ней всегда будет содержаться одинаковое число частиц (атомов или молекул) равное 6 ∙ 10 23 . Это число определено итальянским учёным XIX в. Амедео Авогадро и по его фамилии названо числом Авогадро. Вот это количество вещества, которое содержит 6 ∙ 10 23 молекул какого-либо вещества, и назвали молем.

Значит, чтобы узнать число молекул, содержащихся в определённом количестве вещества, можно воспользоваться формулой:

N = n N A

N – число структурных единиц в данном веществе (число атомов, молекул)

Ученики (делают записи в тетради)

N A = 6 ∙ 10 23 моль -1 – постоянная Авогадро

Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 ∙ 10 23 молекул этого вещества.

Учитель (даёт представление о молярной массе)

Чтобы установить связь между количеством вещества и его массой, введено понятие молярная масса (М). Молярная масса – постоянная величина для каждого данного вещества.

Необходимо чётко различать понятия «относительная атомная масса» и «молярная масса».

единица измерения – г/моль

Числовое значение молярной массы вещества совпадает с числовыми значениями Аr или Mr. Сравните:

Количество вещества

Урок 15. Химия 8 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Количество вещества”

Следует различать массу и количество: 2 кг яблок – это масса, а 2 яблока – это количество. В жизни мы часто используем определённые порции, например, коробок спичек или мешок зерна, ведь никто из нас не будет поштучно покупать спички или зерно.

В химии для измерения количество вещества была выбрана единица, которая объединила в себе число частиц и массу. Эта единица называется моль и обозначается буквой n (эн). Чтобы измерить 1 моль любого вещества, нужно взять его столько грамм, какова относительная атомная или относительная молекулярная масса вещества.

Давайте посмотрим на вещества количеством один моль: сравните, как отличается 1 моль воды, соли, кислоты и сахара. Почему? У этих веществ различная относительная молекулярная масса. У воды – 18, соли – 58,5, кислоты – 98, а сахара – 332, поэтому и масса вещества их тоже различна.

Например, 1 моль воды имеет массу 18 г, т.к. относительная молекулярная масса вода равна 18; 1 моль азота имеет массу 28 г, потому что относительная молекулярная масса его равна 28; 1 моль меди равен 64 г, т.к. относительная молекулярная масса ее равна 64.

А если нам нужно узнать, какую массу имеет вода количеством 2 моль, то мы 2 умножим на 18, т.е. 36 г; 0,5 моль азота имеет массу 14 г, т.к. 0,5 умножить на 28, будет 14.

Количество вещества не только связано с массой, но и с числом частиц.

Установлено, что 1 моль любого вещества содержит одинаковое число частиц. Это число равно 6,02 · 10 23 . Это число называется постоянной Авогадро, в честь итальянского ученого А. Авогадро и обозначается оно NA.

Т.е. 1 моль воды имеет массу 18 г и содержит 6,02 · 10 23 частиц; 2 моль воды имеет массу 36 г и содержит 12,04 · 10 23 частиц; 0,5 моль азота имеет массу 14 г и содержит 3,01 · 10 23 частиц.

Для того чтобы узнать число частиц (N), которое содержится в определенном количестве вещества, можно использовать формулу:

N = NA · n

где n – количество вещества, т.е. число молей; N – число частиц.

Из этой формулы верны и следующие выражения:

NA = N/ n

n = N/ NA

Теперь дадим определение понятия моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 · 10 23 частиц этого вещества.

Используя новые формулы, решим задачи.

1. Определите количество вещества кислорода, в котором содержится 18,06 · 10 23 молекул.

Нам дано число молекул кислорода, найти нужноколичество вещества кислорода. Для решения этой задачи используем формулу n = N/ NA, подставляем значения в выражение и находим результат (величина NA является потоянной). Получается 3 моль. Следовательно, количество кислорода равно 3 моль.

2. Определите число молекул хлора (Cl2) которое, содержится в порции этого газа количеством вещества 0,1 моль.

В этой задаче по условию нам дано количество вещества хлора. Найти нужно число молекул. Следовательно, используем формулу N = NA · n, подставим данные в формулу, получаем результат 0,602 · 10 23 молекул. Получается, что порция хлора количеством 0,1 моль содержит 0,602 · 10 23 молекул.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: