Урок 8. Общие свойства металлов

Урок 26 Бесплатно Металлы. Общая характеристика

Положение металлов в Периодической системе элементов

Из всех химических элементов металлы представляют абсолютное большинство, ученые выделяют 94 металла.

Среди них есть элементы, которые проявляют и металлические, и неметаллические свойства.

Алюминий – металл, но его оксид и гидроксид амфотерны.

Мышьяк As очень похож на металл. Он серый, с металлическим блеском ,однако в реакциях проявляет все свойства неметалла.

Деление простых веществ на металлы и неметаллы условно.

В природе абсолютное количество металлов находятся в виде соединений.

Только некоторые металлы (золото, платина и подобные им) находятся в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии).

Есть металлы, которые встречаются и в виде самородков, и в виде соединений (серебро, медь).

Получение металлов из их соединений – задача металлургии.

Любой металлургический процесс является процессом восстановления металла различными восстановителями.

В зависимости от условий проведения различают несколько способов получения металлов.

Пирометаллургия – получение металлов из их соединений при высокой температуре с помощью углерода, оксида углерода (II), водорода, других металлов (более активных, чем требуемый). Например, если смешать медную руду с углём и накалить, то уголь, восстанавливая медь, превращается в углекислый газ, а медь выделяется в чистом виде:

Этот способ наиболее распространен в металлургии.

Таким же способом выплавляют железо, при этом избыток углерода растворяется в железе, образуя сталь или чугун.

Чугун содержит более 2 % углерода, сталь – менее 2 %.

Избыток углерода придает чугуну твердость, однако при этом он становится хрупким. Сталь же, наоборот, мягче чугуна, но прочнее.

Например, вилки и ложки делают из стали – здесь нужна прочность. Эти приборы не разбиваются при падении.

Например, при изготовлении напильника нужна твердость, чтобы он смог выполнять свои функции, и поэтому его делают из чугуна или из высокоуглеродистой стали. Но при этом он хрупкий: если напильник уронить на пол, он легко расколется на части.

А в глубокой древности, когда человечество еще не было знакомо с современными технологиями производства стали, железо укреплялось посредством обжига в навозе и лоскутах кожи, за счет чего и происходило обогащение железа углеродом.

Поэтому кузницы с древних времён строились возле конюшен.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Помимо изготовления из металлов предметов для быта необходимо было ковать и мечи.

Основное требование к мечу – прочность.

До открытия бронзы мечи ковали из меди, но чистая медь очень мягкий металл и не годится для оружия.

Поэтому в медь добавляли в небольших количествах мышьяк (около 2%). Получившаяся смесь была намного прочнее чистой меди.

Но если мышьяка добавить больше, то мечи становились хрупкие как стекло и могли распасться во время боя.

Как следствие таких смешиваний, люди, которые занимались плавкой железной руды, получали мышьяковое отравление.

Недомогание и головную боль норвежские кузнецы объясняли местью горного демона Кобольда, мстящего людям за разорение его рудников.

Читайте также:
Урок 10. Алюминий

Позже химики обнаружили в этих минералах новый металл и дали ему название «кобальт».

Да и вообще по имени различных богов названо абсолютное большинство металлов: никель, титан, тантал, ванадий, ниобий, прометий, торий, уран, плутоний, нептуний и многие другие.

Гидрометаллургия – получение металлов из растворов их соединений.

Этот процесс включает два этапа: природное соединение металла растворяют в кислоте, щёлочи или в другом реагенте, и из полученного раствора данный металл восстанавливают более активным металлом.

Этим методом получают редкие и дорогие металлы: серебро, золото, молибден.

Электрометаллургия – получение металлов электролизом расплавов или растворов их соединений.

При электролизе восстановителем является катод (отрицательный электрод).

Этим методом получают активные металлы: щелочные, щёлочно-земельные и некоторые другие.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Тема урока: “Простые вещества – металлы”. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (525 кБ)

Цели урока:

  • Обучающие – Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов, применением металлов.
  • Воспитательные – воспитывать культуру общения через работу в паре, группе.
  • Развивающие – развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.

Методы и методические приемы – лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  • Презентация в PowerPoint.
  • Интерактивная доска.
  • Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.
  • Инструкция-распечатка для проведения данного урока (Приложение №2), наборы коллекций металлов, справочники для проведения лабораторной работы, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

А) Приветствие, проверка отсутствующих;

Б) “химический” блиц-опрос (Примерные вопросы: Какие явления существуют в природе, примеры? На какие группы можно разделить все химические элементы? Что такое атом? Из чего состоит атом? Что такое металл? Что такое неметалл? Какие виды химической связи вы знаете? Как образуется металлическая связь?) – 5 минут.

2. Изучение нового материала (20 минут).

Вступительное слово учителя: Мы сегодня на уроке начинаем изучение новой темы, название которой вы попытаетесь озвучить после ответа на следующую загадку (слайд №1, презентация)

Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.

Тема урока – Металлы.

Учитель: Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 90 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна.

Учитель объявляет тему и цели урока (слайд №2-3, презентация).

Далее идет работа с презентацией и с карточкой-инструкцией (сначала подписывается карточка-инструкция, ставиться дата).

Читайте также:
Урок 14. Азот и фосфор

Слайд №4, презентация: На какие группы можно разделить все химические элементы? (Ответ запишите в инструкцию к уроку, вопрос №1).

Слайд №5, презентация: Запомни! В настоящий момент из известных 118 химических элементов всего 16 неметаллов, 6 инертных (благородных) газов, остальные элементы – металлы (сделай запись в инструкции – №2).

Слайд №6, презентация: Учитель – Если в ПСХЭ провести диагональ B- At, то в левом нижнем углу будут располагаться металлы, а в правом верхнем углу неметаллы.

Слайд №7, презентация: Учитель – На часах человеческой истории можно выделить определенные периоды, связанные с использованием металлов. Задание: при прослушивании выступления вашего одноклассника, запишите ответ на вопрос №3 в инструкции.

Прослушивается сообщение, подготовленное . (с использованием презентации учащегося), на тему: “Век медный, век бронзовый, век железный”.

Слайд №8, презентация: Учитель – Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.

Слайд №9, презентация: Учитель – На основании прослушанного сообщения и материала на странице 69 (параграф 13) вашего учебника выполните задание №4 в инструкции.

Прослушивается сообщение, подготовленное . (с использованием презентации учащегося), на тему: “Алхимики о металлах”.

Слайд №10, презентация: Учитель – Каково же строение атома металла? Выполните задание №5 в вашей инструкции.

Слайд №11, презентация: Учитель – В какие частицы превращаются атомы металлов при химическом взаимодействии?

Выполните задание №6 и №7 в вашей инструкции.

Слайд №12, презентация: Учитель- Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов? Выполните задание №8 в вашей инструкции.

Слайд №13, презентация: Учитель – Строение атома металла и его структура (кристаллическая решетка) определяют физические свойства.

Выполните задание №9 в вашей инструкции.

3. Лабораторная работа: “Физические свойства металлов” (15 минут).

4. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 8. Общие свойства металлов

Металлы, как и все химические элементы, имеют три формы существования: атомы, простые и сложные вещества. Из 118 элементов периодической системы к металлам относят 96.

Общие физические свойства металлов.

Физические свойства металлов обусловлены металлической кристаллической решёткой и металлической химической связью. Напомним, что для металлов характерны металлический блеск, пластичность, высокая электро- и теплопроводность, рост электрического сопротивления при повышении температуры, а кроме того, такие практически значимые свойства, как ковкость, твёрдость, магнитные свойства.

Металлытвёрдые при обычных условиях вещества (кроме ртути, которая становится твёрдой и ковкой при низких температурах).

Металлы пластичны и тягучи, кроме хрупких висмута и марганца. Из меди, алюминия, олова, а также золота изготавливают тончайшие листы — фольгу. Золотая фольга может иметь толщину около 100 нм! Такую фольгу используют для золочения предметов интерьера, стен и потолков, изделий из гипса, дерева, металла, стекла и пластика.

Все металлы имеют металлический блеск, большинство из них серебристо-белого или серого цвета. Из-за того, что стронций, золото и медь поглощают в большей степени близкие к фиолетовому цвету короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, эти металлы окрашены в светло-жёлтый и медный цвет. Очень тонкие листки серебра и золота имеют совершенно необычный вид — они представляют собой голубовато-зелёную фольгу, а мелкие порошки металлов кажутся тёмно–серыми и даже чёрными. И только порошки магния и алюминия сохраняют серебристо-белый цвет.

Читайте также:
Урок 15. Сера

В технике металлы принято классифицировать по различным физическим свойствам:

  • а) плотности — лёгкие (р 3 ) и тяжёлые (р > 5,0 г/см 3 );
  • б) температуре плавления — легкоплавкие (tпл 1000 °С).

Металлы принято делить на чёрные (железо и его сплавы) и цветные (остальные металлы и сплавы). Соответственно называются и отрасли металлургической промышленности: чёрная и цветная металлургия.

Важнейшими продуктами цветной металлургии являются титан, вольфрам, молибден и другие металлы, которые могут использоваться в качестве специальных легирующих добавок для производства сверхтвёрдых, тугоплавких, устойчивых к коррозии сплавов, широко применяемых в машино– и станкостроении, в оборонно–космической отрасли.

Современные композиционные материалы, выполненные на основе керамики или полимеров, становятся сверхпрочными, если укреплены металлическими нитями из молибдена, вольфрама, титана, специальных сталей и т. д.

Химические свойства металлов.

Во всех реакциях простые вещества — металлы проявляют только восстановительные свойства.

  1. Металлы взаимодействуют с неметаллами, образуя бинарные соединения. По правилам ИЮПАК названия этих соединений образуются в соответствии со схемой:

Так, с очень активными неметаллами (галогенами, серой) металлы образуют соединения, которые молено рассматривать, как соли бескислородных кислот: 2Na + Сl2 = 2NaCl

Если металл проявляет переменные степени окисления, подобная соль имеет состав, который зависит от окислительных свойств неметалла. Например, железо энергично взаимодействует с хлором, образуя хлорид железа(III): 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3

При взаимодействии железа с серой, окислительная способность которой ниже, чем у галогенов, продуктом реакции является сульфид железа(II): Fe + S = FeS

  1. При взаимодействии металлов с кислородом образуются оксиды или пероксиды:

Оксиды в этом случае имеют основный или амфотерный характер:
2Mg + O2 = 2MgO
4Аl + 3O2 = 2Аl2O3

Эти реакции сопровождаются выделением большого количества теплоты и очень ярким пламенем, поэтому применяются для изготовления сигнальных ракет, фейерверков, салютов и других пиротехнических средств. Поэтому обращение с ними требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

Продуктом горения железа в кислороде является смешанный оксид :
3Fe + 2O2 = Fe3O4

  1. Металлы — простые вещества, образованные элементами IA– и IIА–групп, в полном соответствии с названием этих групп взаимодействуют с водой с образованием щёлочи и водорода. В общем виде эти реакции можно записать так:

2М + 2Н2O = 2МОН + Н2, где М — щелочной металл

М + 2Н2O = М(ОН)2 + H2, где М — Mg или щёлочноземельный металл.

Для характеристики химических свойств металлов важное значение имеет их положение в электрохимическом ряду напряжений:

К, Са, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Sn, Pb, (H2) , Cu, Hg, Ag, Au

Читайте также:
Урок 13. Углерод и кремний

Вспомните известные вам из курса основной школы два вывода:

  • взаимодействие металлов с растворами кислот происходит, если металл находится в ряду напряжений левее водорода;
  • взаимодействие металлов с растворами солей происходит, если металл находится в ряду напряжений левее металла соли.

Лабораторный способом получения водорода:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + H2
Zn 0 + 2H + = Zn 2+ + H2 0

Аналогично протекает реакция металлов и с органическими кислотами:
2СН3СООН + Zn —> (CH3COO)2Zn + Н2
2СН3СООН + Zn –> 2СН3СОO – + Zn 2+ + Н2 0

Реакция между цинком и раствором сульфата меди(II) протекает согласно уравнению:
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Сu
Zn 0 + Сu 2+ = Zn 2+ + Сu 0

Подчеркнём, что в этом случае металл может находиться в ряду напряжений и после водорода, но не после металла соли. Например, реакция замещения серебра медью:
Cu + 2AgNO3 = Сu(NО3)2 + 2Ag
Cu 0 + 2Ag + = Cu 2+ + 2Ag 0

В завершение рассмотрим ещё одно характерное не для всех металлов свойство, которое называется металлотермия. Такие активные металлы, как алюминий, кальций, магний, литий, способны взаимодействовать с оксидами других металлов. Для того чтобы началась такая реакция, смесь активного металла и оксида металла (её называют термитной) необходимо поджечь. После этого процесс сопровождается выделением большого количества теплоты и света (отсюда и название процесса). Металлотермию применяют для получения и более ценных металлов: 2Аl + Сr2О3 = Al2O3 + 2Сг

Химия металлов (таблица)

Конспект урока по химии в 11 классе «Металлы». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 11 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Урок: «Общие физические свойства металлов».

Цель урока: Продолжить формирование представления учащихся о металлах, их значимости для человека.

Задачи.

1. Сформировать представление учащихся о многообразии металлов, их распространённости в природе, о характерных физических свойствах металлов.

2. Познакомить со значением металлов для живых организмов и их практическим применением.

Способствовать формированию умений: наблюдать, анализировать, делать выводы.

Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью

Просмотр содержимого документа
«Урок: «Общие физические свойства металлов». »

Урок: «Общие физические свойства металлов».

Антонина Дмитриевна Чебанюк, учитель химии,

Областная школа-интернат №1 для детей с нарушением зрения, г.Караганда.

Цель урока: Продолжить формирование представления учащихся о металлах, их значимости для человека.

Образовательные:

1. Сформировать представление учащихся о многообразии металлов, их распространённости в природе, о характерных физических свойствах металлов.

2. Познакомить со значением металлов для живых организмов и их практическим применением.

Развивающие:

Способствовать формированию умений: наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.

Девиз : «В химию тропинки одолейте без запинки» !

Читайте также:
Урок 16. Галогены

Напутственное слово :

«Торопись, ведь дни проходят, ты у химии в гостях !

И рассчитывай на знанья, помни : все в твоих руках !»

В путь по тропинкам Химии !

Право первого хода : отгадайте загадку :

«Прославлен всеми металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками. Алхимик жил в мечте о нем» .

I.Тропинка наблюдений.

Викторина «Самый, самый …»

1.Самый легкий металл ?

2.Самый электропроводный металл ?

3.Самый блестящий металл ?

4.Самый ковкий металл ?

5.Самый твердый металл ?

6.Самый мягкий металл ?

7.Самый тяжелый металл ?

9.Тугоплавкий металл ?

II. Тропинка проб и ошибок .

«Трудность задач повышаем, решенья найти предлагаем !»

Вам предлагаются тесты. Выберите правильный ответ .

1.Жидкие металлы – это …

а)натрий б)кальций в)ртуть г)магний д)медь

2.Самые блестящие металлы – это …

а)золото б)серебро в)медь г)калий д)литий

3.Ковкостью обладают следующие металлы :

а)кальций б)магний в)хром г)золото д)серебро

4.Наименьшей теплопроводностью обладают :

а)висмут б)ртуть в)серебро г)медь д)цинк

5.Наибольшей теплопроводностью обладают :

а)серебро б)магний в)медь г)кальций д)цезий

6.Мягкие металлы – это …

а)хром б)калий в)рубидий г)цезий д)магний

7.Тяжелые металлы – это …

а)железо б)натрий в)магний г)свинец д)осмий

8.Легкие металлы – это …

а)свинец б)литий в)магний г)алюминий д)титан

9.Электрической проводимостью обладают :

а)натрий б)медь в)литий г)алюминий д)серебро

10.Легкоплавкие металлы – это …

а)ртуть б)цезий в)молибден г)титан д)хром

III. Литературная тропинка.

Давайте посоревнуемся в знании народных пословиц о металлах .

IV. Занимательная тропинка.

«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые!»

Конкурс «Мини-логогрифы». Я буду называть слова, к ним нужно добавить одну или несколько букв, чтобы получить название металла:

ребро – ? лото – ? ель – ? трон – ?

тут – ? желе – ? бар – ? вол – ?

мини – ? маг – ? рад – ? тина – ?

V.Итоговая тропинка .

Подведение итогов.

До встречи на следующих тропинках химии !

Рефлексивно-оценочный этап. Опрос-экспресс. Мозговой штурм.

1.Перечислите важнейшие физические свойства металлов.

2.Объясните зависимость физических свойств металлов от строения кристаллической решетки.

3.Объясните электро- и теплопроводность металлов.

4.Почему для металлов характерен металлический блеск ?

5.Объясните пластичность, ковкость металлов.

6.Где используются в быту : а)серебро, б)ртуть, в)медь, г)железо ? На каких свойствах основано их применение ?

7.Для каких целей готовят сплавы металлов ?

8.Почему в самолетостроении не используют чистый алюминий ? Какие сплавы алюминия вы можете назвать ?

9.Объясните причину использования разных металлов в электрических лампах накаливания ?

10.В радиоэлектронных приборах электрические контакты изготавливают из серебра и золота. Почему для этого не применяют другие металлы ?

Конспект урока по химии в 8 классе по теме “Простые вещества – металлы”
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики

Скачать:

Вложение Размер
rafikova_f.t._.rar 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Простые вещества – металлы»

Разработала: учитель химии

Тема: Простые вещества – металлы

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II. Актуализация знаний.

  1. Сообщение темы и целей урока

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

  • Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
  • Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».

2. Актуализация ранее изученных знаний

  • Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

  • А что вы уже знаете о металлах?

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

– Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

  • Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
  • Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

  • Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов .

  • Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)
  • Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.

– Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

– Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

– Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

– Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

– Правильно , в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

Li 0 -1 ē Li 1+

Ca 0 -2 ē Ca 2+

Al 0 -3 ē Al 3+

  • Проверьте свои записи.
  • Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

  • Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

– Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. ( Просмотр видео «Ртуть» )

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий») . Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

  • Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t 0 пл. = -38.9 0 С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t 0 пл. = 3380 0 С).

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*10 3 кг/м 3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*10 3 кг/м 3 .

8. Аллотропия – способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

  • А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

  • Изменилось ли ваше мнение?
  • Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
  • В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

  • Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)

VIII. Домашнее задание:

– Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).

Урок по химии в 8 классе Металлы- простые вещества

Конспект урока по химии для обучающихся 8-х класов по теме Простые вещевтсва металлы разработан с применением системно – деятельностного подхода. Основные виды деятельности обучающихся на уроке: работа в парах.

Содержимое разработки

Кондырева Светлана Львовна, учитель химии МОУ «СОШ № 31» г. Вологды

Урок химии 8 классе Тема: Простые вещества – металлы.

Обучающие:

1). Изучить особенности строения атомов металлов.

2). Повторить понятие металлическая связь , и особенности ее строения.

3). Изучить общие физические свойства металлов и области применения металлов.

Воспитательные

1)Развивать общий кругозор обучающихся на примере предмета Химия.

2) Воспитывать культуру общения.

Развивающие

1) Развивать универсальные учебные навыки: наблюдение, анализ, выделение главного; 2) Развивать познавательный интерес к учебе.

Методы обучения:

1) Словесные (беседа, рассказ);

2) Практические (выполнение лабораторной)

3) Наглядные (видеосюжет)

4) Частично – поисковые (инструктивные карточки)

методические приемы–работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника, взаимопроверка результатов, работы в паре.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивные карточки, Коллекция металлов и сплавов, мультмедийная установка

I.Организационный момент урока.

III. Изучение физических свойств металлов.

IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов в жизни человека»

На доске:
Наука “Химия” всегда быть должна,

Она загадочна, но очень важна!

Услышится вам звук “химических лир”,

И откроется в химию удивительный мир!

Учитель: Здравствуйте ребята! Прочитав слова из стихотворения А. Черновой, мы продолжаем изучение предмета химия. Пусть отправными словами в увлекательный мир химии будет следующий рассказ:

(Формирование потребности в знании)

В одном периодическом государстве построил Царь семиэтажный замок, В каждой комнате замка поселились коренные жители. В зависимости от занимаемых комнат им дали необычные названия. Какие? Впрочем, догадайтесь сами. Одних называли- «Рыцари». Жили бедно, но благородно. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась, хоть одна лишняя монета, стремились проявить свои истинные качества и поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы быть добрыми и благородными.

Другие жители – «Скряги» этой страны отличалась от «Рыцарей» своей скупостью. Вот уж права пословица «Зимой снегу не напросишься». Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – «Рыцари» и «Скряги» были уверенны в себе и жили под девизом «Мой дом – моя крепость».

Учитель. Для записи темы урока, прошу ответить на следующие вопросы:

О каком семиэтажном замке идет речь в этом рассказе? Кто такие «Рыцари» и «Скряги»?

Учащиеся: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы и неметаллы).

Учитель: Какие вещества называются простыми?

Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )

«Простые вещества-металлы» (записать тему урока в тетрадь)

Учитель. Что бы изучить этот вопрос, давайте вместе составим план урока.

Вспомним, что изучает наука химия?

Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? (Обсуждение ответов обучающихся. Составление плана урока.)

План изучения нового материала:

1.Повторить особенности строения атомов металлов

2. Повторить особенности металлической связи.

3.Изучить общие физические свойства металлов.

4.На основе физических свойств познакомиться с основными направлениями применения металлов.

Учитель. Нашу работу начнем с повторения особенностей строения атомов металлов и металлической связи, которая для них характерна, а на основании этих знаний изучим физические свойства металлов.

Вернёмся к рассказу.

1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?

Запишите элементы 3 го периода и IV группы, Укажите принадлежность металл, неметалл, используя Периодическую таблицу Д.И. Менделеева в учебнике.

Свойства металлов

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 131.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 131.

Возможность отдавать электроны с внешнего энергетического уровня обуславливается восстановительными или металлическими свойствами металлов. Степень окисления металлов в соединениях всегда положительная.

Положение в таблице Менделеева

Металлы занимают левую часть периодической таблицы. В первой и второй группах находятся наиболее активные щелочные и щелочноземельные металлы. Наименее активны благородные металлы (золото, платина, серебро), находящиеся ближе к левому краю.

В периодах слева направо металлические свойства уменьшаются. Это связано с возрастанием количества электронов на внешнем энергетическом уровне и увеличением окислительных свойств.

В группах свойства металлов увеличиваются сверху вниз с увеличением числа энергетических уровней. При большом расстоянии от ядра электроны легче отделяются от атома металла.

Проследить активность металлов можно по электрохимическому ряду напряжений металлов. Стоящие слева от водорода элементы проявляют большую активность, чем металлы, стоящие справа. Наиболее активным металлом является литий.

Сравнение с неметаллами

Металлы существенно отличаются от неметаллов физическими и химическими свойствами. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов представлена в таблице.

Признак

Металлы

Неметаллы

Есть. Самые блестящие – ртуть, серебро, палладий

Твёрдые (исключение – ртуть)

Газ, жидкость, твёрдое вещество

Являются электропроводниками. Наилучшая электропроводность у серебра, золота, меди, алюминия

Являются изоляторами (исключение – углерод, кремний)

Несмотря на то, что графит – модификация углерода, он имеет металлический блеск и обладает электропроводностью. Йод также напоминает металл характерным блеском.

Физические

Все металлы обладают физическими и механическими свойствами. К физическим свойствам относятся:

  • плотность – содержание вещества в единице объёма;
  • температура плавления – значение, при котором металл переходит из твёрдого состояния в жидкое;
  • электропроводность – способность проводить электрический ток;
  • теплопроводность – способность передавать тепло;
  • удельная теплоёмкость – количество тепла, необходимое для повышения температуры 1 г металла на 1°С;
  • тепловое расширение – увеличение объёма при нагревании;
  • магнитные свойства – способность намагничиваться и притягивать другие металлы (свойством обладают железо, кобальт, никель, гадолиний).

В соответствии с температурой плавления все металлы делятся на два типа:

  • легкоплавкие – приобретают жидкую форму при температуре в пределах 1000°С (цезий, галлий, ртуть);
  • тугоплавкие – плавятся при температуре выше 1000°С (вольфрам, хром, ванадий).

К механическим свойствам относятся:

  • пластичность;
  • твёрдость;
  • упругость;
  • прочность.

Механические свойства металлов важны при создании сплавов – смесей металла и неметалла. Получившийся сплав проверяют на работоспособность и подвергают испытаниям – растяжению, ударам и т.д.

Сплавы, в состав которых входит железо, называются чёрными металлами. К цветным металлам относятся сплавы остальных металлов.

Химические

Металлы – сильные восстановители. Элементы, стоящие левее водорода, реагируют с простыми и сложными веществами, образуя соли, кислоты, оксиды и гидроксиды:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: